автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Орнамент народов Среднего Приобья как этнокультурное явление
Полный текст автореферата диссертации по теме "Орнамент народов Среднего Приобья как этнокультурное явление"
Академия наук СССР
Ордена Дружбы народов Институт этнографии имени Н.Н.Миклухо-Маклая
Ленинградская часть
На правах рукопиои УДК 39(575.1)
В*ндина Ольга Михайловна
ОРНАМЕНТ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПРИОЕЬЯ КАЛ ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Специальность 07.00.0? - этнография
Автореферат диосертации нэ ооиокани? учёной отепени кандидата исторических наук
Ленинград - 1990
Работа выполнена в Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета имени В,В.Куйбышева
Научный руководитель д.и.в., в.н.о. Лукина Е.В. Официальные оппоненты: д.и.н., профеосор Дубов И.В.,
к.и.н. Алексеенко Е.А. Ведущее учревдение: йаокий государственный университет
Защита состоится 1990 г. в чаоов
на заседании специализированного совета К 0002. 76.02 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук в Ленинградской части Института этнографии имени Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР (199034 г.Ленинград, Университетская набережная, дом 3).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградской части Института этнографии АН СССР.
Автореферат разослан 1990 г.
Учёный оекретарь специализированного совета кандидат исторических наук
А.М.Решетов
ОБЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Постановка проблемы и актуальность исследования. Устойчивый штерес к народному орнаменту в • этнографической науке обусловлен' зго комплексной природой и многогранностью как исторического ис-[•очника. Будучи вписанным в контекст определённой вещи и подчинении.» её внутренней тектонике, материалу и технологии изготовления, эрнамент вместе с тем обладает определённой избирательностью в замках предметной сферы. Эта избирательность может служить показателем семантического приоритета в мире вещей - наглядном отражении ¡торичной, очеловеченной природы. Как вид изобразительного искус-)тва орнамент характеризуется предце всего через мотивы: их конфигурацию, сорасположение, цветовое решение к т.д. Способность орка-1ента на любом историческом срезе, наряду с впитыванием оовремен-шх мотивов, сохранять свою древнейшую первооснову, превращает его 5 важнейший источник по изучению этногенеза и этнической истории создавшего его народа. Орнамент нередко несёт в себе и скмволячэ-[кое значение, закреплённое традицией, оказываясь тем самым свя-онным с различными сферами культуры. Более того, он - худонест-юнный ОИГ.1ВОЛ самой этой культуры, и не случайно исследователи наделяют "его характеристиками типа "почерк эпохи", "художественная гадель мира". Помимо всего вышеперечисленного, орнамент является 1ктивным связующим звеном между'древностью и современностью в си-:у своей высокой репрезентативности и в археологических, и в этно-'рафических материалах. Изучение орнамента становится особенно зк-уальным не нынешнем этапе развития сибяреведения, когда ощущает— я настоятельная необходиглость в объединении усилий обеих указан-ых дисциплин для более плодотворного решения проблем.
В предлагаемой работе исследуется орнаментальное творчество на-одов Среднего Приобья - хэнтов, селькупов и эвенков. Данный реги-
он приковывает к себе внимание сибиреведов тем, что в истории и культуре его коренного, дорусского населения скрыты истоки двух основных этнических образований Западной Сибири - угров и самодий-цев. Ханты и селькупы издавна живут в Среднем Приобье, исторически связаны общими древними корнями; их хозяйство и культура обнаруживают много сходных черт. Эвенки появились здесь не ранее конца ХУ1 века. Их кочевой уклад жизни, ориентированный на охоту и оленеводство, разительно отличается от долу ос едлооти местных рыболовов-охотников. Внешний облик, язык, конкретные формы выражения оистемы жизнеобеспечения, - всё это также выделяет эвенков на фоне хантов и селькупов. Такой расклад в культурной специфике этносов позволил доставать вопрос о степени влияния образа жизнедеятельности на художественную культуру народа, в частности на орнаментальные традиции.
Ханты и селькупы представлены в Среднем Приобье экстерриториальными группами - восточными хантами и нарымскими селькупами. На территории Нарымского края проживает часть западных эвенков, откочевавших от сымской группы. В дальнейшем для краткооти эта группа эвенков будет называться просто "нарымскими эвенками". Анализ орнаментального творчества не этноса в целом, а его подразделений соответствует современным требованиям этнографической науки.по дифференцированному изучению этнических групп.
Итак, в качестве объекта данного исследования выбрано коренное, дорусокое население Среднего Приобья. предметную сторону составило орнаментальное творчеотво, хронологические рамки очерчены XX отолетием, от начала до 80-х годов. Локально привлечены материалы рубежа Х1Х-ХХ веков.
Степень из.ученнооти теш. Яркое и самобытное орнаментальное творчество неродов Сибири привлекает к себе внимание исследователей на протяжении двух последних веков. В 1960-ые годы монографи-
ей С.Б.Иванова был подведён итог всему предшествующему периоду изучения сибирского орнамента. Обоко-угорские и тунгусские узоры заняли достойное место в этой работе. В последующие десятилетия исследование орнаментального творчества хантов, селькупов и эвенков велось на уровне экстерриториальных групп (Е.Д.Прокофьева, Г.И. Пелих, Н.В.Лукина). Отдельные аспекты орнаментального творчества трёх указанных этносов затронуты в работах П.П.Хороших, И.Н.Гему-ева, Н.С.Королёвой, В.Я.Рафенко, Т.А.Молдановой-Видиновой, -М.В. Южаниновой и других.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является анализ современного орнаментального творчества коренного, дорусского населения Среднего Приобья с применением системного подхода. Иохо-дя из этого ставятся следующие задачи:
- разработать критерии для системного подхода;
- рассмотреть орнаментальные системы восточных хантов, нарым-оких селькупов и нарымских эвенков о точки зрения внутренней динамики систем, то есть:
а) определить традиции, характеризующие современное состояние орнаментального творчества и по возможности прооле-дить их истоки и пути формирования,
б) выявить традиции, существующие в реликтовой форме,
в) проследить новационные процессы в орнаменте и наметить возможные направления его дальнейшей эволкции;
-^соотнести закономерности эндогенных процессов в орнаменте о данными по этногенезу и этнической истории исследуемых групп;
- определить степень близости или различия восточных хашоа, нарымских селькупов и нарымских эвенков по их орнаментальным системам и сопоставить с общей структурой традгаш'лшзй культуры у этих групп.
' Осйовные источники. Одним из оановных источников для написания работы послужили материалы, собранные в музейных фондах: Государственного музея этнографии народов СССР и Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого в Ленинграде, Томского государственного объединённого историко-архитектурного музея, Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета и Колпашевского краеведческого музея. Привлекались также полевые материалы экспедиций Н. В.Лукиной, в одной из которых принимал участие и автор. Другую часть источников составили этнографические работы.
Методологической ооновой диосертации послужили марксистско-ленинские положения о базисно-надстроечной структуре общества и их преломления в свете современных этнографических разработок. Конкретные принципы подхода к изучению орнамента как исторического источника разработаны С.В.Ивановым. Автор основывается на них и расширяет исследовательский инструментарий. Анализ ведётся с учётом комплекса из восьми признаков, отражающих изобразительную и ' прикладную стороны орнамента. При рассмотрении мотива на уровне элементов и композиции использованы вида орнаментальной симметрии, выделенные А.В.Щубниковым, а также стандартные статистические программы для расчётов на ЭШ. Этническая специфика в орнаментальном искусстве рассмотрена о учётом характера связи мезду.признаками. Орнамент, таким образом, исследуется как системная организация.
Научная новизна работы заключается в использовании новых приёмов исследования орнамента; Подобный сравнительный анализ орнаментального творчеотва восточных хантов, нарымских оелькупов и на-рымских эвенков предпринимается впервые. В научный оборот вводится новый материал, представленный в музейных коллекциях и специально подобранный автором.
Практическая значимость работы. Её вывода предотавляют интерео для разработки вопросов теории и методики исследования орнамента
и проблем этнокультурной истории народов Сибири. Работу можно использовать в учебном процессе. Она имеет значение для деятельности мастеров местных художественных промыслов и национальных художественных коллективов.
Апробация работа. Основные положения диссертации изложены автором в ряде публикаций общим объёмом 1,7 а.л. и выступлениях на конференциях. Диссертация обсуадена на совместном заседании Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии а этнографии Сибири и кафедры истории СССР досоветского периода Томского университета и на заседании отдела Сибири Ленинградской части Института этнографии АН СССР,
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и основных сокращений, приложений и.иллюстративных таблиц.
СОДЕЕЕАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность и научная значимость теш, определяются цели и задачи исследования, его территориальные и хронологические ражи. Дано краткое описание источников и исследований по теме, а также теоретико-методических.разработок по изучению орнамента. Описаны методика исследования и используемый понятийный аппарат.
Первая глава "Орнамент восточных хантов" состоит из трёх разделов, В первом дан обзор источников и литературы, особое внимание обращено на сравнительно-историческую концепцию збско-угорско-го орнамента, разработанную С.В.Ивановым.
Второй раздел посвящен анализу орнаментированных предметов, то есть прикладной стороне орнамента. В первой части раздела характеристика орнаментированных вещей включает в оебя признаки, наиболее традиционные для этнографического описания. С учётом коыпо-
зиции орнамента нэ декорируемом предмете, технических приёмов исполнения узоров, основных особенностей мотивов дано подробное опадание всего круга вещей, подвергаемых орнаментации у восточных хантов: пряслиц, крепилок, пряжек на оленьей упряжи, халатов, кафтанов, игольников, берестяных коробок и т.д.
В изучаемый период область орнаментированных изделий охватывает у восточных хантов широкий круг -предметов из различных сфер жизнедеятельности человека. Частота встречаемости отдельных составных этого круга далеко не однородна: явным преимуществом обладает здесь берестяная утварь; заметна роль узоров в убранстве некоторых атрибутов одежды, причём явно выражена тенденция к её усилению по мере продвижения к этнококтактной зоне восточных и северных хантов; мала частота появления орнаментированных предметов в производственной сфере.
При сопоставлении ситуаций, характеризующих художественные традиции у восточных хантов на рубеже Х1Х-ХХ веков и XX века, обнаруживаются определённые тенденции в динамике предметно-орнаментальной сферы. Во-первых, со временем за чертой орнаментации оказываются орудия труда; во-вторых, ьсё более вовлекается в неё одевда; в-третьих, устойчиво удерживается здесь берестяная.утварь. Всё это оказывается связанным, с одной стороны, с историей самих предметов, с другой - отражает одну из внутренних закономерностей орнамента, а именно: развитие его охватывает не весь круг преда, 1етов материальной культуры одновременно, а "специализируется" на какой-либо определённой их категории и, достигнув здесь предела насыщения, переходит на другую.
В сегодняшнем арсенале декоративных средств у восточных хантов лидирует орнаментация. Прочие, как опушка мехом краёв, использование различных по цвету полос меха, кисточек и т.п., служат лишь дополнением. При наследовании богатейших технических традиций,
восточно-хантыйское орнаментальное искусство характеризует унификация приёмов орнаментации в рамках одного предмета: сочетание двух-трёх техник как максимальное. В последние годы, однако, фонд используемых на изделии приёмов орнаментального оформления расширяется за счёт развития дополнительных средств.
Особенностью построения восточно-хантыйских узоров можно считать ограничение узорного пространства на поверхности предмета рамками полосы. Это предполагает бордюрную структуру орнамента с симметрией параллельного переноса. В гораздо меньшей степени распространено построение узора за счёт симметрии вращения - розеток. Совершенно нетипичной для восточно-хантыйского орнамента предстаёт егр сетчатая организация.
Вторая часть данного раздела посвящена выявлению структуры признаков, всесторонне описывающих орнаментированную вещь, и отбору наиболее информативных из них. С этой целью составлен список из 28 признаков и значений, которые может"принимать каждый из этих признаков (градаций признаков), 3 также определена программа статистического анализа для обработки материала на ЭВМ (факторный анализ). По разработанной системе закодировано 649 вооточно-хан-тыйоких орнаментированных предметов, проведена первоначальная об- , работка данных на ЭВМ. Имеющиеся результаты свидетельствуют о наиболее тесной связи между тремя признаками, отражающими эволюционные процессы в орнаменте. Во-первых, рушится единство орнамента и Вещи по причине роста самостоятельности последнего и отрешения его к доминированию; во-вторых, природные возможности материала воё более дополняются при орнаментации искусственно созданными; в-третьих, идёт расширение цветового спектра орнамента.
Работа над массивом данных в плане группировки признаков не завершена. Планируется её продолжение и расширение: сравнительны;! анализ орнаментов у разных групп восточных хэятов, «(явление этно-
показательных характеристик в орнаменте на примере восточных хан-тов, нарымоких селькупов и нарымских эвенков. Б случае наховдения связи меад признаками её можно будет использовать и для задач классификации, и для установления генетической связи между некоторыми категориями орнаментированных вещей.
Третий раздел содержит анализ орнаментальных мотивов - изобразительная сторона орнамента. Исходя из существующих классификаций орнамента'и особенностей исследовательского инструментария, материал поделён на прямолинейные и криволинейные узоры, разбиваемые, в свою очередь, на бордюры, розетки и сетки. Прямолинейные бордюры подразделяются на ленточные и неленточные.
К прямолинейным ленточным бордюрам отнесены те узоры, что образованы за счёт изломов непрерывной контурной линии и за очёт цветового контраста орнаментальных площадей по обе стороны от этой линии, что в сумме создаёт узор из широкой ленты. В ходе исследо-. вания мотивы были разбиты на восемь групп с различной степенью их близости, это отразила вторичная группировка по четырём разрядам.
Мотивы I разряда образованы следующими элементами: ромб, полоса с отростком, крест, Г-образный элемент и их усложнённые вари-, анты. В композиции мотивов ведущую роль играют наклонные оси симметрии и плоскость зеркального отражения. Композиционная схема узора задана зигзагом. При этом узорное пространство оказывается . локализованным по одну оторону от зигзаговой линии. Элементарный состав орнаментов I разряда встречается в мозаичных ленточных узорах не только у восточных хантов, ко и у других северосибироких народов. Однако, орнаменту, оложившемуся в древнооти на этой же территории, зигзаг был композиционно чувд. В.такой роли зигзаг максимально проявляет себя в орнаменте саяно-алтайских народов. Таким образом, восточно-хантыйские узоры I разряда предстают в ви-м синтеза северосибирских и южносибирских черт и являются нагляд-
ным отражением двухкомпонентнооти угорского этноса. Формирование обоких угров связано, с одной стороны, со спонтанным развитием аборигенного населения, в основе которого были древние уральцы, с другой стороны - о влиянием на него пришлого населения из других, более южных районов.
Мотивы II разряда созданы элементами в виде полосы с отростками и линии с изломом на концах. Композиционно эти элементы связаны наклонными осями симметрии и зеркально-поворотной ось». В организации композиционного пространства заметна роль зигзага. По мнению С.В.Иванова данные мотивы своим возникновением обязаны зигзагу с уголками в его изломах, приспособленным к технике.мозаики. Автор целиком разделяет данную точку зрения, поскольку зигзаг с уголками фиксируется на территории Сибири с древности и очень популярен в современных берестяных узорах у воаточных хэнтов.
В создании мотивов III разряда участвует полоса о отростком, наклонные оси симметрии и плоскость зеркального отражения; узорное пространство задано прямоугольником, зигзаг находитоя в подчинённом положении. Мотивы 1У разряда характеризует своеобразный элемент в виде ромба на ломаной линии, зеркально-поворотная ось и оригинальный характер узорной площади. Формирование мотива пространственно ограничено здесь двумя параллельными горизонтально симметричными углами. Восточно-хантыйские мотивы III и 1У разрядов имеют прямые аналогии с геометрическими вышитыми узорами южных хантов, которые рассматривались С.В.Ивановым как северо-восточная периферия орнаментального комплекса, широко распространённого в восточной и отчасти мной Европе.
Таким образом, в ленточном орнаменте восточных хантов пересеклись три плеста, связанные о сибирской, сэяно-алтайсной и европейской традициями. С.В.Иванов видел в ленточных бордюрах обских угров более поздний вариант южноугорского вышитого орнамента, обосо-
бившийся вследствие перехода на иной материал-- мех. Общность с южно-хантыйской орнаментикой несомненна, но включать в неё вое восточно-хантыйские ленточные орнаменты, тем более на правах вторичных и производных, представляется неправомерным. Связующим звеном между восточно-хантыйскими и южно-хантыйскими узорами выступают мотивы III и 17 разрядов - меньше половины от их общего состава. Значительная часть ленточных мотивов, представленная I и II разрядами, вполне могла возникнуть и без участия южно-хантыйской вышивки.
При первичной и .вторичной группировке мотивов не учитывались бордюры из треугольников и ромбов на треугольном оснований, так называемые "головки". Поскольку эти узоры заложены в оамо правило построения "ленточных бордюров, -то'их можно выделить почти в каждом из сложных орнаментов. Исследование показало, что на каком-то из этапов генезиса ленточного орнамента у восточных хантов бордюр из треугольников и "головки" оказались законсервированными и в таком виде дошли до наших дней. Ш следует отвести роль одного из средств в развитии орнамента, нежели роль оонош этого развития, как считалось ранее.
В сфере орнаментированных ленточными бордюрами рредоетов существует географическая избирательном., которая хорошо сочетается о членением вооточных хантов по диалектам. Басюганоко-ваховские и., сургутские ханты покрывают данным орнаментом береатякые коробки в технике выскабливания; на Агаке и Югане - в технике раскраска, здесь же существует Традиция украшения обуви меховой и ровдужной моз.аикой; для Пит и Тромъёгана характерны бисерные нанизанные полооы на халатах и меховая мозаика на шубах.
Прямолинейные неленточные бордюры составлены из не соединённых друг о другом элементов. Именно в области неленточных бордюров особенно наглядно отражено исключительное положение, занимаемое
в в оа т очно-хантыйском орнаментзльном искусстве салымской группой. У всех групп вооточных хантов неленточные бордюры находят реальное воплощение главным образом в виде полос из нанизанного бисера. На Салыме более распространённой форлой реализации тв^их узоров является вышивка.
В композиции вооточно-хантыйских мотивов явно лидируют вертикальные и горизонтальные плоскости симметрии - вид симметрии (Х:т-п, Композиционное пространство в этом олучае задано ромбом и дополнено треугольником. Вторым видом симметрии, также определяющим облик вооточно-хантыйоких неленточных бордюров, является тот, что включает в оебя шгоскооть скользящего отражения и плоскость симметрии - й-'й'.т.. Здесь пространство для компоновки элементов в мотив заключено по обе стороны от зигзага. На Салыме наблюдается иная ситуация. В общем контексте рассматриваемого орнамента здесь наиболее заметны виды симметрии й-т, а с соответственно вертикальной, горизонтальной плоскостями симметрии и параллельным переносом. Узорное пространство локализовано чвще в треугольнике, но заметна и иная его организация, в частности прямоугольная. Композиционное своеобразие салымскях орнаментов сближает декоративное искусство дьнной группы с южными Х8НТ8МИ.
Если попытаться совместить круг наиболее характерных элементов у оалымцев и остальных групп восточных хантов, то в область пересечения попадут ромб, зигзаг, угол, косой крест, крест из ромбов, решётка. Эти общие элементы тесно связаны, с древнейшими орнаментальными традициями, существовавшими не территории Сибири. У сэ-лымцев форма элементов обросла новациями, проявляющимися в витиеватой декоративной отделке. У остальных групп восточных хантов исходные формы присутствуют чаще в своей аскетической первоздек-ности. К восточно-хантыйским элементам, не предетавлеккк:.' у сашь цев, принадлежат треугольник, квадрат, прямоугольник, вертикаль-
ные в наклонные полосы, загнутая по краям полооа из ромбов или ширококонтурного зигзага. За исключением последнего, все прочив ■ элементы имеют древние корни на территории Сибири. Скобообразная полоса из ромбов возникла при замене литых металлических украшений на бисерные полосы. Последние в своих мотивах воспроизвели форду отливок, но в несколько изменённом виде. Элементы, сообщающие оригинальный, сравнительно с восточно-хантыйскими орнаментами, характер прикладному искусству свлымцев, состоят из птиц, "деревьев" , 5-образных элементов и фигурных шестиугольников. Весь этот набор присутствует в вышивке южных хантов, причём играет в ней одну из ведущих ролей.
Таким образом, у салымского орнаментального искусства прослеживается цл80т, роднящий его с восточными хантами, но сила проявления этого плеста значительно менше, чем у того, что сближает искусство оалымцев й южных хантов. Характерный облик орнаменту южных хантов и части восточных в лице салымцев придали поволжские или ближневосточные элементы. Орнаментальное искусство оотальных групп вооточных хантов не испытало на себе такого сильного воздействия указанных компонентов. Этр положение оогласуетоя о лингвистическими данными, по которым жители реки Салым имеют наречие, примыкающее к южно-хантыйским диалектам. .
Соотав элементов, из которых отроятоя прямолинейные розетки, не содержит в себе ничего нового сравнительно с бордюрными орнаментами. Боли принять во внимание и малую количественную, выражеи-ыооть розеток,, то. они предотают как вторичные относительно бордюров орнаменты в декоративном искусстве вооточных хантов.
Искусством криволинейных орнвментальных форм владеют на оегод-няшний день жители рек Васюган, Вах и оургутские ханты. Представлено это искусство главным образом выскобленными узорами на берестяной утвари. Криволинейные бордюры построены у восточных хантов
с помощью плоокости окользящего отражения и плоскостей симметрии -виды а-а:т. и сим-т . Организацию орнаментального пространства определяет в первом случае зигзаг, во втором - ромб и зигзаг, либо диагонально пересечённый квадрат. При всём богатстве и разнообразии форм вооточцо-хантыйских криволинейных орнаментов, набор основных элементов в них не велик: зигзаг, уголки, ломаная линия с овальным или цветочным фоном, ромб. Развитие зигзага и уголка шло параллельно и часто в одном русле - мотив зигзага с уголками в его изломах. Этот древнейший и весьма распространённый узор бытовал у восточных хантов кроме бересты в резьбе по дереву и коати. Ломаная линия с овальным фоном г- древняя местная черта в орнаментальном искусстве восточных хантов. Замена овального фона на цветочный есть результат влияния селькупского орнаментального искусства на восточно-хантыйское. Ромб достаточно широко представлен и в прямолинейных узорах.
В работе исследуется стилистика исполнения всех перечисленных элементов и определяются её характерные черты для восточно-хантый-ркого криволинейного орнамента: контурные перемычки, соединяющие элементы; загибы и отроотки у- сторон; раздвоенность вершин; параллельное, размещение одинаковых фигур; ширококонтурность; усики-отростки на изгибах фигур. Два последних стилистических' приёма, а также горизонтальный ритм на бересте находят объяснение при обращении к раскраоке по ровдуге. На основании этого делается вывод о том, что выокабливание по бересте еоли и не проиотекает из раскраски по ровдуге, то, по крайней мере, иопытало на себе сильнейшее
о
влияние оо отороны последней.
Криволинейные розетки геоно связаны о криволинейными бордюрами по составу образующих их элементов и |имеют ввд симметрии 4-т.. Их орнаментальная площадь организована двояко: либо диагонально пересечённый квадрат, либо ромб.
Такигл обрезом, в ходе предпринятого исследования обнаружились связи криволинейных берестяных орнаментов восточных хантов с их же собственными древними узорам на кости, дереве и ровдуге. Это не согласуется с высказанной С.Б.Ивановым точкой зрения на криволинейный орнамент восточных хантов как производный от вышитых южно-хантыйских орнаментов и от простейших форм меховой мозаики.
Реэхшруя типичные и единичные черты в восточно-хантыйском орнаменте, автор определяет характерные черты современной орнаментальной оистемы и чаотично восстанавливает черты более ранней. Связывающим их звеном является орнаментированная ровдужнвя обувь. Мнение о мягких материалах как основе для развития орнаментального творчества у обских угров устоялось в литературе, ко его конкретизация имеет несколько вариантов. Диссертант, таким образом, признаёт приоритет за ровдугой. Вместе о тем, отмечается большое влияние бересты и меха на формирование орнамента современного вида.
Рассматривая восточно-хантыйский орнамент о точки зрения исторической перспективы, автор указывает на его географическую неоднородность: еоли Пим и Троыъёган отражают завтрашний день восточ-но-хантыйокой орнаментики, представляя в ней ещё не утвердившиеся полностью новации, то Васюгвн а Вех рисуют сегодняшний день, а Аган и Юган сохраняют сильнее всего черты вчерашнего. Динамизм традиционного орнаментального творчества и специфика культуры воо-точных хантов.сравнительно с обскими уграми в целом объясняют наличие в декоративном искусстве рассматриваемой группы лишь половины из шести выделелкых С.В.Ивановым в обско-угорском орнаменте типов: евразийский, аеверооибирский, приобский.
Вторая глава "Орнамент нарымских селькупов" включает в себя три раздела. Первый поовящён обзору литературы, которая представлена рядом статей. Здесь содержится внешняя критике используемых источников.
Во втором разделе речь вдё^ об-орнаментации предметов. Автор выявляет типичные черты декоративного искусства у нарымских селькупов сравнительно о восточными хантами. Первая из них состоит в том, что орнаментация не стала для них активным средством декорирования веаей. Вторая черта - неоднородная интенсивность охвата орнаментацией различных категорий вещей: йрдктически не представлены декорированные орудия труда; сферой выражения орнаментального творчества нарымских селькупов является в поддвляицей степени берестяная утварь. Всё это сходно с восточно-хантыйской орнаментальной ситуацией. Воплощением несовпадения становится включение в орбиту декорирования у восточных хантоз одежды. В-третьих, сво- . еобразие селькупов по чаоти художественной обработка бересты состоит" в использовании таких техник, как выжигание и "вышивание" оар-гой, а также определяется отсутствием в их техническом арсенале раскраски. Последнее особенно важно, так как тленно раскраска бересты у восточных хантов перекидывает мостик к ровдуаной раскраске, которая, в свою очередь, объясняет особенности выскобленной бересты - господствущей техника обработки бересты у обоих относов. Четвёртая черта орнаментального искусства нарымских селькупов свидетельствует о преобладании в нём бордюрной организации мотивов, что характерно и для вооточных хантов. Вместе с тем, у селькупов чаще, чем у хантов, встречается орнаментальная сетка.
В третьем разделе анализируются орнаментальные мотивы селькупского орнамента. Прямолинейные бордюра предотавлены в нем незначительно, что служит отличительной чертой от восточных хантов, так как у последних эти узоры образуют обширную сферу орнаментального искусству со своими традициями и спецификой. Среда видов симметрии у нарымских селькупов преобладают следующие: a-i:m , a, а-.т-т. в компоновке хантыйских прямолинейных узоров доминирует треугольное проотранотво, а у селькупов оно дополнено ромбическим. Если орка-
ментации хантов присущ один ведущий мотив в орнаментальной полосе, то у селькупов она предстаёт в ряде бордюрных ярусов. Кроме ■ того, у нарымских селькупов, в отличие от восточных хантов, зафиксированы узоры в вертикальном ритме.
Сходство орнаментальных элементов у селькупов и хантов имеет древнюю общесибирскую основу: зигзаг, треугольник, полосы, ромбы, уголки. Однако, стилистика исполнения перечисленных элементов у этноподраэделений различна. Специфика нарымских селькупов обусловлена дополнительной прорисовкой во внутреннем пространстве фигур, а также контурной манерой исполнения орнаментов.
. Криволинейные узоры определяют облик иарымско-селькупокого орнамента. В них преобладают бордюры, розетки выражены слабее, сетки встречаются редко. Такой расклад наблюдается и у восточных хантов, Отличия меаду двумя рассматриваемыми группами в области орнаментальной композиций состоят в следующем. Во-пераых, у хантов на первом месте по популярности среди бордюров стоит вид симметрии cu-cutn, на втором - cum-rn, у селькупов - наоборот. Кроме того, у последних заметен удельный вео вида сит. Во-вторых, у хантов доминирует зигзагово-треугольное пространство, а у селькупов оно - одно из прочих и дополнено квадратно-треугольным, сотовым и треугольным с горизонтальной симметрией. В-третьих, более существенную роль в нарымско-селькупских бордюрах играют зоны-секции..В-четвёртых, восточно-хантыйские розетки размещаются в квадратно-треугольном, а карымско-селькупские - в сотовом пространстве, то есть розетки у хантов создаются в узорном пространстве, характерном больше для селькупских бордюров, чем для хантов. С учётом того, что розетки: у хантов чаще встречаются в зонах, контактных с селькупами, автор заключает: обогащение орнаментального творчества восточных хантов за счёт криволинейных розеток произошло под влиянием нзрялсквх селькупов. В-пятых, единичные случаи фиксации сетчатых
орнаментов сочетаются у восточных хантов с орнаментальной неразвитостью их форм, в то время, как у нэрымских селькупов редкие образцы сетки воплощают в себе весьма развитую орнаментальную структуру.
Выявление общего и особенного в элементарном составе криволинейных узоров нарымских селькупов сравнительно с восточны!«! хэн-тами дало такие результаты. Во-первых, число элементов у нарымских селькупов оказалось большим, что при одновременном многократном превосходстве восточно-хантыйского орнаментального материала наводит на мысль о меньшей степени устойчивости элементов в декоративном искусстве у селькупов. Во-вторых, ряд элементов: зигзаг, уголки, ромб, воплощён в орнаментальном творчестве у обеих групп. Однако, уровень их популярности не одинаков: у хантов преобладает зигзаг, у селькупов - ромб, и только репрезентативность уголков примерно одинакова. В-третьих, криволинейное орнаментальное искусство селькупов не знает овальной линии, в то время, как для хантов она служит одним из основных маркёров. Большой удельный вес зубца, "головок", вильчатых фигур, а также стрелообразный элемент сообщают карымским орнаментам специфические черты. В-четвёртых, с точки зрения стилистики исполнения к общим моментам можно отнести отростки на сторонах у ромба и зигзага, раздвоенную вершину У последнего и у уголков и др. Специфику криволинейных узоров у нарымских селькупов создают: большая роль контурной линии в образовании узоров; небогатый запас дополнительных элементов, заполняющих фоновое пространство: преобладают "ёлочка", штрихи, контурные уголки; разнообразие окаймляющих бордюров, особенно вертикальных.
Обобщая результаты анализа орна; знтального искусства нарымских селькупов, автор выявляет в нём исторические напластования. С особой силой здесь проявляется пласт, сближающий узоры нарымских селькупов с восточными хактами. Причину этого автор вслед за Е.Д.Про-
кофьевой и другими исследователями усматривает в заимствовании выскабливаемых по бересте узоров от восточных хакгов. К существующей аргументации, основанной на сходстве мотивов и техники, автор добавляет следующее обстоятельство. Каждый из общих для обеих групп видов симметрии представлен у восточных хактов гораздо большим разнообразием узоров, что достигается за счёт богатого арсенала устойчивых приёмов, используемых при стилистической отделке элементов. Число таких приёмов у селькупов меньше и укладывается в хантыйские рамки..Вместе с тем, в работе подчёркивается, что орнаментальное искусство нарымских селькупов также повлияло на восточно-хантыйское, хотя и не столь значительно.
Прослеживая истоки тех черт в селькупском орнаменте, которые составляют его своеобразие и специфику сравнительно с хантыйским, автор приходит к следующему выводу. Большинство из выделенных особенностей кврымоко-селькупского орнамента на бересте хорошо проецируется на контурную резьбу по дереву у юкносибирских народов, а именно у шорцев а хакасов. Таким образом, второй орнаментальный пласт роднит искусство селькупов о алтайскими народами. Степень проявления этого шшста, хотя и не столь наглядна, как первого, но вполне ощутима. Слабее всего в нарымйко-селькупском орнаменте заметны параллели о декоративным искусством более северных групп этноса - третий из выделенных пластов. Культурные контакты с уграми и североалтайскими народами отражает в типологический состав нарымско-селькупского орнамента, разработанный С.В.Ивановым. За оходныия выводами, однако, кроется различная аргументация у ука~ • ванного исследователя и автора.
Структура третьей главы "Орнамент аарымских эвенков" типична для данной работы. В первом разделе речь идёт о научных разработках теш, на которые опирается автор, в также о характере источ-никовой базы. Наиболее полно эвенкийский орнамент рассмотрен в ра-
ботах С.В.Иванова, которым дано наиболее подробное описание.
Второй раздел даёт представление о предметной сфере орнаментального искусства у эвенков, проживающих на территории Нарымского края. Материал рассматривается.под углом общих и специфических черт нарымских эвенков сравнительно с эвенкийской традицией в целом. Неразвитость орнаментации на предметах из кости и дерева -оружии и орудиях труда - отражает специфику нарымских эвенков. Приоритет в декоративном искусстве одежды, а также орнаментация, хотя и в значительно меньшей степени, предаетов утвари ставят их в общий эвенкийский ряд. Вместе с тем, по концентрации на одевде художественных приемов отделки и используемых при этом материалов декоративное творчество нарымских эвенков отлично от западных и аналогично восточным. По общей топографии орнамента нэ деталях одежды (кафтан, нагрудник) заметно сходство нарымских эвекков с западными группами этноса, прежде всего с скмской: орнаментация воспроизводит здесь раскрой_одежды наиболее древнего вида.
Данные по техническим приёмам орнаментация рисуют следу»этуа картину. Основным способом исполнения узоров у нарымских эвенков является раскраска по коже с оконтуриванкем оленьим волосом и последующая их модификация. Этот способ входит в современный тунгусский комплекс, составную часть орнаментальной класскфлкэцг-ш С,В. Иванова. Этим параллели с общеэвенкийским техническим фондом орнаментации ограничиваются: приёмы восточкопалеоазаатского, якутского, монгольского и тунгусского нижнеамурского комплексов у нарым-екзх эвенков не фиксируются. У рассматриваемой группы менее развиты технические навыки орнаментации на коже, бересте, дерево, у,— сти.
В третьем разделе проводится анализ орнаментальных мотивов у нарымских эвенков. Здесь безраздельно гэспадсгаувт полосы. Чзх*-чание С.В.Иванова о том, что эвенкийсккмг элементами звглвтея и ;
мотивы, в цветовая сторона и детали оформления, полностью применимо и к нарымоким эвенкам. Полооы различает техника исполнения и характер расположения, определяемый общей топографией орнамента на предаете. На меховой одежде распространены полосы-"с.ухарики", соатаящие из чередующихся тёмных и светлых квадратиков. На ровдуге встречаются полосы из треугольников и ромбов.
Символы симметрии, преобладающие у нарымских эвенков: для бор-доров-"сухариков" а полос из треугольников - а-2:т, из ромбов -а:т-т, Полосу в силу предельной лаконичности её формы не имеет смысла подводить ни под один из видов. Сетки не характерны для орнаментального творчества нарымских эвенков. К розеткам с симметрией I»« можно отнести лишь орнамент из контурных линий на турсу-ках.
Перечисленными мотивами исчисляется весь состав их у нарымских эвенков. От общеэвенкийского его отличает предельная простота: здесь нет дуго- и крестообразных мотивов, "шипов"-, - тех, что образуют содержание тунгусского орнаментального комплекса (по С,В. Иванову). К этой же 'классификации принадлежит и. восточнолалеоазд-атокий комплекс из простейших геометрических мотивов: треугольна* ки, полосы и линии, ромбы и квадраты. Этот комплекс, по мнению исследователя, "подстилает" собой собственно эвенкийский и должен рассматриваться как дотунгусский, принадлежащий в своё время племенам, жившим на территории, занятой впоследствии тунгусами, а усвоений юли вместе с древнейшими элементами культуры этих.племён.
Таким образом, если по техническим приёмам орнаментации в узорах нарымских эвенков прослеживаются черты тунгусского комплекса, то в области мотивов - древнего дотунгусокого. В орнаментальном искусстве нарымских эвенков не представлены многие черты современного эвенкийского декоративного творчества. В области техники,
композиции и мотивов здесь господствует архвика. Это вносит корректировку в вывод С.В.Иванова о том, что наиболее целостным и сохранившим древнейшие черты является орнамент дальневосточных и приенисейских эвенков.
Характеризуя декоративное творчество нарымских эвенков как совокупное целое, автор определяет наиболее типичные черты атого целого. Во-первых, это ярко выраженное стремление подчеркнуть структуру самой вещи,"её конструктивные особенности через общую композицию орнамента. Этой цели служат два средотве: расположение бордюра по краю вещи или вдоль её конструктивных деталей. Последнее в современной орнаментальной общеэвенкийской традиции не присутствует. Вторая черта - разнообразие декоративных приёмов, а также материалов, о помощью которых предмету придаётся особая нарядность и красочность - вписываетоя в общеэвенкийский контекст. Третья черта наиболее ярко воплощает в себе специфику нарымоко-эвенкийсних орнаментов: юс орнаментальные мотивы прямолинейны, предельно лаконичны и глубоко архаичны.
В Заключении обобщены основные результаты анализа и на их основе сформулированы выводы более общего порядке.
I. Дана сравнительная характеристика современного орнаментального творчества восточных хантов, нарымских оелькупов и нарымских эвенков с учётом восьми анализируемых признаков:
- орнаментированные предметы,
- роль и место орнамента в декорировании,
- композиция орнамента на предмете,
- технические приёмы исполнения орнамента,
- орнаментальные элементы и их симметрия в мотиве,
- форма узорного пространства,
- композиция мотивов,
- стилистика в исполнении узоров.
Сравнение выявило особое положение одной, из групп восточных хантов ~ салымской, подтвердило высказанное в литературе одреде-. ление орнаментального творчества нарымских селькупов как варианта восточно-хантыйского, вскрыло резкое размежевание орнаментальных систем восточных хантов и нарымских эвенков.
2, Установлена связь орнаментальных систем со структурой жизнедеятельности народа. Роль связующего звена играет здесь "культура дространства". Так, для эвенков структура жизнедеятельности определяется "системой дорог", способ организации пространства -многоплановой ориентацией, а орнаментальная система - сложной композицией. Составные этой причинно-следотвенной цепочки для хантов следующие: лента реки - линейная ориентация - полосовое расположение орнамента на предмете.
3. Определены внутренние закономерности существования орнаментальных систем вооточных хантов, нарымских селькупов, нарымских эвенков:
- по степени сложности и разветвлённоети лидирует орнаментальное искусство хантов. В нём существую! три относительно самостоятельные области: берестяные выскобленные, меховые мозаичные и би-
- серные нанизанные узоры. Для орнаментального творчества селькупов типична узкая локализация на предметах определённой сферы - берео-тяиая утварь. Декорирование у звенков специализируется на атрибутах одежда, во не замыкается лишь на этой области;
- о точки зрения цельности выделяется орнаментальные системы хантов в эвенков: исторические напластования в их .орнаментах гармонично суг.зотвуют в рамках современных орнаментальных систем. Для селькупского орнаментального искусотва характерны различия ме-зду составляющими его историческими напластованиями;
-с учётом подвижности орнаментальных систем добавляются такие черты. Хангайокую определяет ярко выражения динамика и каховде-
ние источника этой динамики в рамках этой системы. Динамизм'присущ и селькупским орнаментам, но о саморазвитии системы речь вео-ти нельзя. Орнаментальное творчество эвенков отличает статика.
Картина культурной динамики, воссоздаваемая по орнаментальным материалам, соответствует выводам, которые сделаны исследователями на основе анализа материальной культуры соответствующих этносов.
По теме дисоертации опубликованы следующие работы:
1. О семантике орнамента восточных хантов // Этнокультурные процессы в Западной Сибири.- Томск, 1983.- С.129-142. (Совместно о Н.В.Лукиной).
2. Криволинейный орнамент восточных хантов // Искусство и фольклор народов Западной Сибири.- Томок, 1984,- С.52-66. (Совместно с Н.В.Лукиной).
3. Орнамент нарымской группы эвенков // Жилище и орнамент народов Западной Сибири / Томокий ун-т,- Томск, 1987.- С.36-57.- Еиб-лиогр.: 3 назв.- Деп. в ИНИОН 27.04.87, Ш262.
4. Орнамент оалымских хантов // Роль Тобольска в освоении Сибири.« Тобольск, 1987.- С.42-43.
5. О параллелях в восточно-хантыйском и оелькупском орнаментах // Проблемы этнографии и ооциологии культуры,- Омск, 1988.-С.119-121.
Подписано к печати Я.05.96,
Бумага типографская . ¿опмаг 60*Я4 Т/т<
П.л, 1,уч- Дд.л.0,9.3ака^Т/ . Тирй^ОО.
УОП ТГ7, Томск, 29, Никитина/*. " --