автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Орнамент удмуртской традиционной одежды

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Молчанова, Людмила Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ижевск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Орнамент удмуртской традиционной одежды'

Текст диссертации на тему "Орнамент удмуртской традиционной одежды"

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации Удмуртский государственный университет

На правах рукописи

Молчанова Людмила Анатольевна

ОРНАМЕНТ УДМУРТСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ

(Опыт структурно - семантического анализа)

Специальность: 07.00.07 - этнография, этнология,

антропология.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор В. Е. Владыкин

г

Ижевск 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4 Глава 1. Общее и особенное в орнаменте удмуртской

традиционной одежды. 18 1.1.Общие черты в оформлении традиционного костюма удмуртов, марийцев, мордвы, чувашей и бесермян. (Волго-Камский

костюмный стиль). 18

1.2.Орнаментация поясных украшений. 20

1.3. Орнаментация головных уборов. 23

1.4. Орнаментация наплечной одежды. 34

1.5. Композиция финно-угорских коньковых подвесок и подвески-всадницы. „ 48

1.6. Основные орнаментальные схемы удмуртской традиционной одежды, принципы их построения и характерные особенности костюмного орнамента удмуртов. • 51

Глава 2. Орнамент в контексте обряда. 61

2.1. Родовой знак - первоэлемент орнамента. 61

2.2. Женская традиционная одежда ВККС в ритуале. 65

2.3. Шаманские атрибуты в жнской традиционной одежде. 76 Глава 3. Этимология и семантика основных образов, мотивов и

композиций удмуртского орнамента. 80

3.1. Создание символов. Первообразы искусства - знаки родовой (тотемной) группы. 80

3.2. Образ богини-матери в мифологии и" орнаменте. 92

3.3. Семантика трёхчастной композиции. 100

3.4.Три уровня семантики элементов и композиций удмуртского костюмного орнамента. 105

3.5. Цветовая гамма традиционного костюма удмуртов. 127

Заключение. 130 Приложение:

Рисунки-реконструкции. . 134

Список черно-белых иллюстраций. 145

Список цветных таблиц. 147

Библиография. 152

/

ВВЕДЕНИЕ

На территории Прикамья археологами собран обширный материал, выявлены и описаны замечательные образцы металлических украшений костюма предков современных удмуртов. Достаточно хорошо изучены одежда удмуртов XIX - нач. XX вв. и способы ее орнаментации: узорное тканье, вышивка, аппликация. Однако семантический аспект исследования традиционного костюма до сих пор оставался вне поля зрения специалистов, будь то археологи, искусствоведы, этнографы или художники. До сего времени специально не изучалось функционирование орнаментированных вещей в обрядовой практике удмуртов, не проводился сравнительный анализ удмуртского костюмного орнамента с узорами традиционной одежды других народов Волго-Камья. Более того, к настоящему времени не сз-тцествует комплексного монографического исследования орнамента традиционной одежды удмуртов. Потребность в такой работе, несомненно, назрела, и настоящая диссертация призвана в определенной степени восполнить этот пробел.

Объектом данного исследования • стали традиционные костюмные комплексы удмуртов.

Знаковая функция орнамента удмуртской традиционной одежды в качестве предмета изучения предполагает метод семиотического анализа., важнейшим аспектом которого являются вопросы семантики.

Целью диссертационной работы является исследование знаков о-символической природы орнамента традиционных костюмных комплексов удмуртов, определение путей расшифровки их "орнаментального кода".

Для достижения этой цели ставится ряд конкретных задач:

* исследование генезиса и первоначальных функций, универсально распространенных орнаментальных форм и образов, входящих в состав удмуртского орнамента;

* выявление в костюмном орнаменте удмуртов наиболее типичных (часто встречающихся и устойчивых во времени) знаков, мотивов, образов и способов их сочетания;

* сопоставительный анализ удмуртского костюмного орнамента с наиболее близкими по стилю орнаментальными комплексами традиционной одежды, а именно: с марийским, мордовским, чувашским и бесермянским орнаментами;

* изучение функций орнаментированных вещей в обрядовой практике удмуртов;

* выяснение смыслового содержания орнаментальных композиций на предметах традиционного костюма, выбранных для исследования.

Структурно-семиотический метод до сих пор применялся для анализа мифопозтических текстов, повествовательного фольклора. В настоящей работе предлагается исследовать с этих позиций народный орнамент, так называемый "полотняный фольклор".

Диссертация является одним из первых опытов комплексного, системного исследования орнамента удмуртской традиционной одежды. Научная новизна работы также определяется семиотическим подходом, позволившим не только выделить основные структурные элементы и композиции костюмного орнамента и способы их формирования, но и рассмотреть использование деталей орнаментированной одежды в обрядах, что, в свою очередь, значительно облегчило интерпретацию узоров. В работе впервые предлагается исследование семантики традиционного орнамента на трех уровнях: глубинном (архетипическом), функциональном (социально осознанном) и поверхностном (метафорическом).

Представленный в работе анализ удмуртского традиционного орнамента на одежде может послужить при подготовке общих работ по истории и теории народного искусства финно-угров, при разработке спецкурсов по этнографии и

традиционному искусству удмуртов в вузах республики, лицеях и колледжах, общеобразовательных школах и Домах детского творчества, а также при создании музейных экспозиций. Предлагаемое исследование поможет дизайнерам при разработке проектов интерьера, костюма, декоративных изделий более квалифицированно подходить к использованию в своей работе символов традиционного орнамента.

Источников ой базой для изучения узоров удмуртского традиционного костюма послужили, главным образом, орнаментированные вещи и детали одежды удмуртов, датируемые XVIII- нач. XX в.в. и хранящиеся в НМУР, РЭМ, УРМИИ, КОКМ, краеведческом музее г. Слободского Кировской области, а также иллюстративные фонды и фотоархивы названных музеев, опубликованные статьи, монографии, альбомы по орнаменту, декоративно-прикладному искусству и общей этнографии удмуртов и других народов Волго-Камья. Для осуществления графических реконструкций древкеудмуртской одежды использовались богатейшие археологические коллекции УНИЯЛ УрО РАН любезно предоставленные профессором М.Г.Ивановой.

Этнографическое изучение традиционного удмуртского костюма началось в XVIII веке. К этому времени относятся первые литературные источники, содержащие сведения об орнаментированной одежде удмуртов. Это труды и путевые записки участников академических экспедиций П. С. Палласа, Г. Ф. Миллера, И. Г. Георги, И. П. Рычкова. Содержащиеся в них данные были весьма краткими. П. С. Паллас писал об использовании вышивки в качестве украшения одежды: "...удмурты рубашки носят вышитые на воротнике и по плечам" (Паллас 1788:32). И. Г. Георги, упоминая о занятиях удмуртских женщин, называл и вышивание узоров: "...женщины прядут, ткут холст, делают толстые сукна, валяют войлок, вышивают узоры и портничат." (Георги 1799:49). Этот исследователь, составив большую коллекцию рисунков, посвященную быту народов России, среди прочих поместил и рисунок

удмуртки в национальном костюме. Это было первое графическое изображение орнаментированной удмуртской одежды. Н. П. Рынков в своем отчете писал: "...удмуртские женщины прядут, ткут различные холсты, шерстяные сукна и вышивают полотна шелковыми фигурками, которые употребляют для украшения своей одежды" (Рычков 1770-1772:163-164). Особое внимание автор уделяет женским головным уборам из бересты, которые, как он пишет, были вышиты шелком и мишурой, унизаны монетами и покрывались сверху платком. Литературные источники XVIII века содержат лишь отрывочные сведения об одежде и не дают описания характера вышивки, мотивов и особенностей ее орнамента.

Этнографическая литература XIX века тоже очень неравномерно освещала различные стороны удмуртской культуры. Наибольшее внимание уделялось религии, обрядам, обычаям удмуртов. И хотя многими авторами давалось описание костюма и его деталей, вопрос о национальной одежде, как объекте этнографического исследования, тогда еще не ставился. В 1870 году А. Ф. Риттих в своем кратком описании удмуртского костюма сумел выделить его характерные особенности. Приложенные к его работе иллюстрации являются документальным материалом, который дает представление о возрастных и социальных различиях, существовавших в удмуртской народной одежде того времени. (Риттих 1870).

Среди работ тех лет нельзя не назвать исследование В. В. Стасова "Русский народный орнамент", в котором автор выделил финно-угорские и, в том числе, удмуртские элементы, сыгравшие, по его мнению, определенную роль в формировании орнаментальных мотивов русской народной вышивки. (Стасов 1872). Работа Д.Н. Островского, посвященная удмуртам Казанской губернии, содержит описание терминологии частей одежды, указание на способы ее изготовления, на характерные особенности обрядового, праздничного и будничного костюма у женщин различного возраста. Вызывает интерес его оценка эстетических достоинств тканей домашнего производства: "Всю одежду удмуртские женщины изготовляют сами и большей частью из

домашнего материала, из шерсти. Ткать они большие мастерицы. Надобно видеть с каким искусством и как чисто вытканы шерстяные материи на ашьянах и рубашках, какими хитрыми узорами затканы концы полотенцев, которые в вотских избах развешивают, кажется, в виде украшения по стенам и над нарами" (Островский 1874:25). В 1880 году вышла работа В. В. Бехтерева, в которой автор дает характерные различия костюма по районам. (Бехтерев 1880). В 1882 году Г. Н. Потанин в своей работе об удмуртах Елабужского уезда уделяет большое место женским украшениям, он дает их описание, терминологию и указывает способ ношения. (Потанин 1882). Работы первого удмуртского этнографа Г. Е. Верещагина "Вотяки Сосновского края" и "Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии" содержат богатый фактический материал по этнографии удмуртов. В них автор дает довольно полное описание отдельных частей одежды и указывает особенности ее по районам. (Верещагин 1886:10-11, 1889:46-49).

В конце восьмидесятых годов XIX века была опубликована работа археолога и этнографа Н. Г. Первухина "Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда". В эскизах Первухина имеются сообщения о культовой одежде жрецов, дано описание свадебного приданого, а также сделаны некоторые наблюдения над материалом вышивки на женской одежде и характером ее орнаментации."В древности вышивались и концы полотенец. Узоры на всех древних вышивках состоят, главным образом, из геометрических фигур, симметрично расположенных на площади вышивки, причем, почти вся эта площадь сплошь зашивается шелками, оставляя лишь незначительные промежутки незашитого полотна" (Первухин 1888-1890, У:63).

В исследовании И. М. Катаева, посвященном удмуртам и опубликованном в 1901 году, приводится подробное описание конструкции и способа ношения женского и девичьего головных уборов. Автор упоминает о богато расшитых концах головного полотенца и орнаментированном платке с кистями ("сюлык"). Девичья "такья" описывается как "белая вязаная шапочка с кисточкой, унизанная на лбу серебряными монетами" (Катаев 1901:19).

Доклад А. О. Гейкеля "О народном орнаменте финских племен" был опубликован в "Трудах второго областного археологического съезда" в г. Твери в 1906 году. Постановка в нем вопроса о необходимости изучения орнаментов в искусстве народов финно-угорской общности способом сравнительного анализа сделала это выступление очень важным в методологическом отношении.

Первое подробное описание технической стороны одного из самых распространенных видов народного искусства удмуртов - ткачества, - дал Г. Д. Федоров. Автор попытался охарактеризовать тканые узоры, их композиционное построение и цветовые сочетания. (Федоров 1915:106).

Особый интерес вызывают рисунки Якова Васильева - уроженца деревни Слутка Слободского уезда Вятской губернии, датированные 1918 годом. На них изображены 24 костюма северных удмуртов с различиями в одежде по полу, возрасту, семейному и социальному положению, по роду занятий ее носителей, представлена праздничная и будничная одежда, свадебная и ритуальная. В приложении даны детальные аннотации к костюмам с терминологией. (Рисунки находятся в архиве РЭМ в СПб).

В послереволюционное время активную деятельность по сбору и пропаганде народного творчества развернули краеведы. В советской этнографической науке происходило постепенное накопление материала, который с 1920-х годов, хотя и в очень незначительных размерах, стал публиковаться. В 1926 году М. Н. Ильин разработал и опубликовал "План работы по этнографии". В нем автор писал: "Относительно одежды нужно сказать, что в видах более точной научной реконструкции, помимо описания, тоже крайне желательно коллекционирование. Здесь особое внимание нужно обратить на всякого рода украшения: вышивки, тканье и пр. Нельзя оставить без внимания резьбу, раскраску, чеканку, покрывающую утварь, оружие, орудия, жилища, потому что орнамент, как проявление художественно-творческой мысли человека, воплощенной в узор, является связующим звеном

между культурой материальной и духовной, и служит наиболее ярким выразителем творческих начал всякого племени или народа" (Ильин 1926:7).

В условиях, когда налаживалось изучение искусства удмуртов, требовалось пробудить у народа интерес к своей культуре и искусству, объяснить значение собирания и изучения памятников традиционной культуры. Этим много занимался выдающийся деятель удмуртской культуры К. П. Герд. Он опубликовал целый ряд публицистических статей, разъяснявших исключительную важность сохранения лучших образцов народного искусства как национального достояния. Всестороннее изучение края велось теперь не спорадически, а последовательно и планомерно, путем этнографических, археологических и лингвистических экспедиций.

Об усилении научного интереса к проблемам изучения народного творчества свидетельствовала экспедиция, организованная в 1938 году по инициативе УдНИИ. Целью этой экспедиции был сбор образцов орнамента (ткачества, вышивки, вязания), изучение техники ткачества и вышивки; участники экспедиции начали сбор терминов народных узоров. Фактический материал этой и предыдущих (1930 и 1931 г.г.) экспедиций лег в основу ряда работ В. Н. Белицер. Первым по времени серьезным исследованием народной вышивки и ткачества удмуртов стала ее статья "Узорное тканье и вышивка удмуртов". Автор проанализировала узоры, описала технику тканья и вышивки. Она говорила также о локализации украшений на одежде, о характерных особенностях искусства северных и южных удмуртов. Концептуальное значение имела предложенная В. Н. Белицер классификация орнамента -выделение групп геометрического и растительного характера, а также зоо- и антропоморфных изображений. Довольно подробно она рассматривала мотивы, бытовавшие в удмуртском ткачестве и вышивке, их возникновение, первоначальное значение и дальнейшую трансформацию. Эти вопросы имели решающее значение для анализа устойчивых, традиционно сложившихся орнаментальных форм. В 1951 году вышла в свет монография В. Н. Белицер "Народная одежда удмуртов". До этого времени в этнографической литературе

отсутствовали труды, в которых национальный костюм являлся бы специальным предметом исследования. При этом он вообще не рассматривался как произведение народного искусства. А между тем, еще в начале 30-х годов известный кировский писатель и краевед В. В. Лебедев высказал мысль о том, что удмурты "...относятся к одежде, как к искусству, которым женщина начинает заниматься уже подростком". (Лебедев 1957:78). В. Н. Белицер не только дала этнографическое описание удмуртского костюма, украшений и связанных с ними технических процессов, но и проследила исторические связи, игравшие роль в сложении отдельных форм костюма и приемов его изготовления. Она отметила, что национальная одежда отражала общественные отношения и религиозные представления удмуртов, выделила в ней несколько костюмных комплексов. В своем исследовании автор использовала археологический, этнографический и лингвистический материал.

Конец 50-х - 70-е годы определились как новый период в изучении прикладного искусства удмуртов. В это время вышел ряд альбомов специально посвященных вышивке. (Королева Н.С., Работнова И.П. "Народная вышивка РСФСР"; Королева Н.С. "Вышивка народов Поволжья и Прикамья"; Королева Н.С. "Народная вышивка РСФСР"). В этих изданиях нашли свое отражение и произведения удмуртских мастериц. Так, Н.С. Королева в работе "Вышивка народов Поволжья и Прикамья" назвала черты, роднящие удмуртскую вышивку с марийской, мордовской, чу