автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Орнамент в народном искусстве Иордании (истоки и современные тенденции)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Мохамед Джамаль, Хамид Кайтука Акби
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Орнамент в народном искусстве Иордании (истоки и современные тенденции)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Орнамент в народном искусстве Иордании (истоки и современные тенденции)"

3 [I - - •

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ,ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РСЗСР

МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (б.СТРОГАИОВСКОЕ)

На правах рукописи УДК: 7.033.34

МОХА МВД ДЖАМАЛЬ ХАМЦД КАЙТУКА АКБИ

" ОРНАМЕНТ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ ИОРДАНИИ " /истоки и современные тенденции/

Специальность 17.00.05 - Декоративно-прикладное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

Дисссртацинжна соискание ученой степени кандидата искусствоведения

МОСКВА - 1992

Диссертация выполнена в Московском высшем зудожественно-прошшленном училище (¿.Строгановское)

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведущая организация

доктор искусствоведения профессор ТЕЛЬТЕВСКИЙ П.А.

ХАЛПАХЧЬЯН О.Х. - доктор архитектуры

ДАЛГАТОВ И.Д. - кандидат искусствоведения

Музей иокуоства народов Востока

Защита состоится г. в 12.00

на заседании специализированного совета К-06"4.Ю.01 при Московском высшем худояественно-прошшленном училище (б.Строгановское) по адресу: 125080, г.Москва, Волокодамское шоссе, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МВХПУ.

Просим принять участие в защите и направить отзыв в 2-х экземплярах по указанно^ адресу.

Автореферат разослан "2-0 " 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета

Л.А.Дицкая

..■ Л ' 14 ■' ■

Особенность изучения народного искусства Иордании состо-ъ в том, что иорданское искусствоведение еще относительно кйодо, здесь многое не осмыслено, не систематизировано, ждет се опубликования. Тот материал, которым располагают сегодня ■ченые, при всей своей значительности фрагментарен, с трудом вязывается в единую целостную картину. Современная историче-кая наука находится в самом начале пути формирования целост-[ых и стройных представлений о этапах становления иорданской :ародной культуры. При этом, складывающаяся сейчас в рэзульта-'в продолжающихся изысканий картина длительного, поэтапного становления культуры Иордании, в различных формах ее проявле-ия, находится в динамичном состоянии, претерпевая периодически существенные изменения.

Значительные затруднения в исследование вносит необыче"-:ая сложность исторического становления иорданской народной ультуры. Необходимость установления хотя бы самых основных, лючевых, коренным образом повлиявших на специфику иорданкой национальной декоративной культуры, этапов, заставляет братиться к серьезному изучению истории.

Нужно сказать, что настоящая работа является первой из абот такого рода в практике иорданского искусствознания; до их пор иорданское народное искусство не было предметом сзрь-зного исследования. Таким образом, использование каких-либо аработок непосредственно в интересующей нас области, их кри-ическое переосмысление и анализ просто исключались из сферы сследования. Вместе с тем, в процессе работы над историче-ким разделом весьма существенную роль сыграли исследования рабских и зарубежных историков по истории Иордании и Дрен и с--

го Востока в целом. Анализ их трудоэ позволил точнее определить основные этапы становления иорданской культуры, и, что особенно важно - предтечи народного искусства Иордании.

В целом, относительно использованной в процессе работы над диссертацией литературы необходимо сказать, что, по сути дела, задача автора в этом плане сводилась к необходимости "спроецировать" на анализируемый конкретный материал иорданского народного искусства мировой опыт знаний по данному вопросу приобретенный, в основном, в процессе исследования иных культур и иных цивилизаций - так как серьезных научных трудов по иорданскому народному искусству на сегодняшний день практически не существует.

Целью диссертационной работы является определение черт национального своеобразия иорданской орнаментики в системе цу-сульманской культуры, а также постижение приемов художественной выразительности иорданского народного искусства орнаментации, его основной художественной концепции.

Основная задача исследования - на основе конкретно-исторического и стилистического материала представить сложную эволюции иорданской народной орнаментики, выявить ее ведущие традиции, наметить периодизацию путем выделения некоторых наиболее ценных памятников народного искусства.

В конкретные задачи данного исследования входят:

Классификация и ос:а:с::оние имеющихся данных относительно орнаментального искусства »'.ордании.

Выявление генетических корней образного стиля иорданского народного орнамента, обзор основных этапов его развития.

Выявление черт своеобразия иорданской орнаментации в об-

- 3 -

цой системе мусульманского искусства.

Анализ путей и возможностей развития искусства традиционной орнаментации в соврем енных условиях как эволюционного процесса.

Объектом являются наиболее типичные образцы произведений народного иорданского ремесла - предметы керамического, коврового, ювелирного производства.

Предмет исследования - национальное своеобразие иорданской орнаментальной культуры.

Границы исследования в хронологическом плане задалтся от периода мезолита до середины XX века. Это связано с необходимостью поэтапного анализа протяженного во времени процесса становления выразительного языка иорданского народного орнамента. Географические границы исследования определяются территориальными границами Иордании, а такге захватывают Палестину, так как в доисторические эпохи эти территории объединялись обшей культурой.

Методика исследования. Основным методом исследования выступает анализ конкретного натурного материала, с позиции его семантической и эстетической наполненности, проводимой в исторической последовательности и в сопоставлении с искусством регионов, связанных с Иорданией элементами об~зй культуры.

Практическое значение. Основные выводы работы, как нам . представляется, могут быть использованы в качестве рекомендаций по возрождению художественных достижений народной художественной традиции в современной творческой практике, а также в процессе подготовки художественных кадров современной Иордании.

Новизна -диссертационной работы заключается в том, что сделана первая попытка осмысления основных, принципиальных черт орнаментальной традиции Иордании, выявления факторов, определяющих отличие его и связь с мировой художественной культурой орнаментации.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, 3-х глав и заключения, изложенных на 12Ч страницах машинописного текста, а также библиографии, иллюстративного материала.

Первая глава работы посвящена особенностям исторического становления этнической культуры Иордании и, соответственно, особенностям становления ее художественной культуры.

Исторический обзор, позволяющий выделить моменты истории, наиболее существенно повлиявшие на формирование местного художественного сознания, занимает достаточно значительную часть общего объема работы. Это вызвано тем, что этническая культура Иордании яа;:лется сложным и многогранным сплавом наследия сшдлх разн:;х цивилизаций, последовательно сменявших друг друга на ее территории и представляет собой по сути уникальное образование.

Археологические изыскания свидетельствуют, что история населения современной Иордании насчитывает более полутора миллионов лет. Населявшие эту территорию люди древнекаменной эпохи, не знавшие ее топора, оставили нам множество инструментов из базальта и кремния.

К этому периоду относится появление первых солярных исм-волов, что связано с осознанием древним человеком роли солнца в его земледельческом труде. Появились также признаки, говоря-

цие о появлении традиций изобразительности и, в частности, первый изображения богини плодородия. Эти явления, нашедшие свое дальнейшее продолжение в развитии изобразительности и орнамента, легли в основу зарождения искусства народов Иордании.

Период неолита (8 тыс. - 4,5 тыс. до н.э.) считается поворотным пунктом в человеческой истории в целом. На территории современной Иордании именно в эту эпоху начинают появляться первые крупные поселения. Основные из них - Иерихон, Эн-эль-Газаль, Бееда, Баста. Остатки штукатурки сохранившихся построек свидетельствуют д стремлении создавать рисунки цветом - мы можем увидеть на стенах ленты, линии, полосы, получившие в литературе прозаическое название "рыбьих костей" или шевронов. Считается, что Зти явления связаны с периодом новой цивилизации, пришедшей в долину реки Иордан с севера в 7 тыс. до н.э. Это мнение подтверждается тем обстоятельством, что традиции построения прямоугольных жилищ с глиняными полами, с выдавленным на них геометрическим орнаментом, можно найти на северном побережье Сирии и за Анатолийскими холмами.

В этот период здесь окончательно закрепился культ богини плодородия, характерный для земледельческих народов. Доказывают это многочисленные находки глиняных скульптур богини-матери, выполненные иногда в натуральную величину. Помимо скульптурных изображений богинь, археологами обнаружено также значительное число скульптур различных животных - коров, буйволов, свиней и шакалов.

Начиная с этого времени , можно говорить о появлении керамики, как специфической форы ремесла. !.!ы можем с уверенно-

- б -

стью говорить о том, что в этот период выделялись корзины, обмазанные глиной, украшения, сосуды, культовые статуэтки.

Изделия декорировались простейшим геометрическим орнаментом. Орнаментальных символов относительно немного; изобразительные мотивы отражали уровень сознания первобытного земледельца, наносящего на свои изделия лишь символические образы тех явлений, без которых он не мыслил свою жизнь. Орнамент был непосредственно связан с земледелием и скотоводческим трудом, с почитанием солнца и воды, как сил, помогающих успеху этого труда.

В целом период энеолита является знаменательным периодом в истории иорданской керамики. На многочисленных примерах мы можем проследить появление и становление уже сформировавшихся приемов орнаментации глиняных изделий. Среди них выделяются орнаментированные посредством налепления объемных полос, как гладких, так и с разнообразным ритмическим узором, нанесенным при помощи специальных штаппов.либо просто выдавленных пальцами руки; орнаментация процарапыванием, нанесение различных контррельефных рисунсов; наконец, это появление системы орнаментальной росписи ангобами.

Совершенно очевидно уверенное владение древними гончарами формой, цветом, безупречное чувство линии и ритма. Мы стоим здесь перед истоками формирования иорданской народной орнаментальной традиции, черты которой явственно проступали позднее через все позднейшие чужеродные наслоения, сохранившись наряду с приобретенными в ходе всей последующей иорданской истории.

3 течение периода бронзы на территории Иордании также

происходили сложные исторические процессы, существенно повлиявшие на становление последующей культуры ее народа. Эта эпоха отмечена рядом значительных изменений в социально-культурном плане: стали шире использовать металл; началось строительство плотин; появились излишки продуктов; наконец, возникла специализация в ремесле.

Развитие общества закономерно вызвало к жизни существенное развитие ремесла, появление'новых форы и видов керамики, расширение технических приемов декорирования, улучшение качества ее отделки. В проводимом исследовании акцентируется внимание на определенном числе типов керамики, позволяющих говорить уже о элементах местного орнаментального стиля. Керамические изделия данного периода, укладызалсь в определенную систему художественного мышления, вполне поддаются типологи-зации по ряду своих декоративных особенностей.-В работе производится анализ художественно-композиционного и орнаментального содержания некоторых наиболее типичных образцов керамики данного периода.

Во второй период эпохи ранней бронзы с территории страны исчезло большинство основных городов и поселений. Наряду с разными мнениями, есть предположение, что остановка развития цивилизации могла быть результатом набегов бедуинских племен, пришедших с севера Сирии и, как считается наиболее вероятным, - это были аморейцы, захватившие все страны Ближнего Востока, Ирак и Египет в период 2300 - 1900 гг. до н.э. Влияние аморей-цев на становление некоторых черт традиционной иорданской художественной культуры налшо свой отпечаток, в частности, в появлении некоторых типов керамики, отличающихся специфически™

особенностями в подходе к организации формы и декора.

В эпоху средней бронзы бедуинские племена были изгнаны гиксосами, захватившими всю территорию Бельад-Алыпам, пространство, включающее и современную Иорданию. Гиксосы дошли вплоть до Египта, которым правили с 1700 до 1550 г. до н.э. Приход их ознаменовал новый этап развития культуры и цивилизацию более высокого уровня. Появились и новые типы керамических изделий, с очень высокой техникой исполнения. Вручную керамика уже не лепилась; она формировалась лишь на гончарном круге.

В ходе исследования анализируется круг художественных приемов, использовавшихся гиксосами при производстве керамики, особенности их орнаментального стиля.

Цивилизацию гиксосов сменили фараоны 18 династий, и соответственно - весь этот регион попал под влияние культуре Египта. При этом одновременно значительно усилилась торговля с Эгейским миром и Палестиной. Появилась в это время и импортная керамика из Микен и Кипра, оказывающая существенное влияние на местное производство.

В процессе анализа исторического процесса, акцентируется внимание на характерных стилевых особенностях различных типов керамики, относящихся к этому времени. Помимо анализа их характерных орнаментальных, цветокомпозиционных особенностей, указывается на связь различных образцов с некоторыми культурами, существовавшими в различные периоды эпохи бронзы на этой территории.

Конец периода бронзы и начало периода железа - время появления королевства Амун, Муаб и Адум. Их образовали кочевые сирийские племена, переселившиеся в северные, центральные и

южные районы страны. Со временем эти племена создали королевство в Аммане, И-Дибане, Караке и Бусере - о них упоминается, в частности, в Ветхом Завете, древних ассирийских и вавилонских письменных источниках.

С 745 по 331 г.г. до н.э. Иордания принадлежала последовательно ассирийцам, Вавилону, и затем - Персии. Последовавший затем период эллинизма ознаменовался общим расцветом страны.

Классическое греческое искусство и, в частности, искусство вазописи оказало огромное "влияние на развитие орнаментального искусства стран арабского мира. Многие из мотивов греческой вазописи - разнообразные сюжетные сцены, стилизованные изображения птиц и зверей, мифологические сцены, мы, в своеобразной интерпретации, до сих пор можем "прочитать" в мусульманской орнаментике.

Период господства греко-римской культуры оставил в национальной культуре Иордании достаточно заметный след. В частности, относительно орнамента - римская цивилизация обогатила его такими элементами, как листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты. В произведениях декоративного искусства Иордания этого периода часты также насыщенные аллегориями изображения -зверей, фигуры орлов, львов, крылатых хищников.

Лишь государство Анбат, появившееся, как считается, в 400 г. до н.э., длительное время оставалось независимым, вне сферы завоеваний греческих военноначальников. Однако уже в 106 г. вся Иордания принадлежала Риму полностью, получив, за исключением Декалолиса, название "арабская Петра". Эллинистическая культура существенным образом повлияла культуру ан-

батов, вызвав значительный прогресс их архитектуры.

От ранней, доримской культуры анбатов до нас дошло очень мало сведений и материальных свидетельств, но имеющиеся материалы говорят о существовании развитой кочевой культуры. В последующие периоды анбаты достигли значительных успехов в архитектуре, скульптуре, керамике. Последние, пожалуй, - лучшее из того, что они нам оставили. Ими производилось огромное количество керамики, причем, вся она, вне зависимости от ее социальной предназначенности - великолепного качества. Формировались они исключительно на гончарном круге и украшались великолепным орнаментом.

В работе, на достаточно большом числе образцов, дается разбор орнаментально-композиционных особенностей анбатской керамики, выводятся некоторые общие закономерности, позволяющие как говорить о ее преемственности с традициями прежней местной художественной культуры, а также свидетельствующие о том значении, которое искусство анбатов сыграло для дальнейшего роста иорданского национального искусства.

С падением Византии, искусство которой также оставило значительный след в иорданской культуре, качался мусульманский период истории Иордании, определивиеГ: все дальнейшее развитие страны. Иордания вошла в состав мусульманских государств. Несмотря на uto кардинальное изменение, перемены в строе жизни были постепенными - так, археологические раскопки свидетельствуют, что Декалолис сохранил свою роль ü торговле и промышленности. Об этом свидетельствует и народное искусство - так, в керамике периода Омейядов еще заметны реминесценции греко-римских орнаментальных традиций, можно проследить введение в ор-

намент элементов христианской символики. Это вполне понятно и естественно, ?ак кая господствовавший на этой территории в течение значительного промежутка времени греко-римский орнаментальный стиль не мог сразу уступить свои позиции искусству, осноЕывгшемуся узе на местных корнях.

Иорданская керамика периода Омейядов представляется'чрезвычайно важной вехой в развитии местной художественной культуры. Наиболее же важным в орнаменте керамики этого периода представляется то, что в некоторых керамических изделиях можно проследить тенденцию к определенной архаизации декоративных средств. Вновь становится распространенным простейший геометрический орнамент с солярной и земледельческой символикой. Интересно, что на некоторых гончарных изделиях мы можем видеть также несомненную попытку прямого перенесения на керамические изделия приемов орнаментации древесины, а именно трехгранно-Еыемчатой рззьбы. Все это говорит об определенных поисках, осознанном отказе от художественного стиля предыдущей, чужеродной культуры, ясно выраженном стремлении к создания своего собственного художественного стиля. Образцы изделий подобного рода говорят о попытках народа осознать свою собственную культуру» вне примеси привнесенных черт. И проявляется это через возврат к древним корням керамического мастерства.

Несмотря на то, что реальные жизненные процессы были много сложнее, можно с известной долей обобщения сказать, что народное иорданское искусство периода Омейядов стало своего рода поворотным моментом, знаменовавшим начало формирования характерных черт собственного местного художественного стиля. В период Аббасидов и Фатимидов (750 - 1171 гг.) в стране наступил

период относительного спокойствия, вплоть до конца руководства мамлюков (1250-1515 гг.).

Наделенное яркой, полной своеобразия и привлекательности стилистикой, искусство периода мамлюков дало несомненный и значительный импульс развитию обшей художественной культуры Иордании.

Проведенный анализ образцов керамики этого периода позволяет наблюдать удивительный переход от близкого по своецу образно-выразительному стилю греко-римской культуре орнамента периода Омейядов к свободному, раскрепощенному орнаментированию поверхности, богатым й насыщенным, совершенно лишенным христианской символики растительным орнаментом.

Сказать, что здесь устанавливалось декоративное начало относительно прежней керамики, было бы справедливо лишь отчасти, это не передает всей полноты произошедших перемен. Орнаментальное искусство приобрело черты более изощренной выразительности, оно насыщено более усложненным эстетическим содержанием, более утонченной образностью.

Однако, несмотря на огромную дистанцию, разделяющую принципы их художественного мышления, сопоставление декоративных качеств керамики периода Омейядов и периода мамлюков позволяет говорить одновременно и об элементах близости их худодествен-

ч

ной культуры. Несомненно, что некоторые элементы декора, их иконографические черты, символическое содержание, существенно разнятся. Это вызвано принадлежностью их к разным этническим культурам, приходящим в соприкосновение на единой территории, различиями в пройденном историческом пути, образе их мышления. Однако произведения народного искусства Иордании периода Омей-

ядов и мамлюков, и, в частности, керамические изделия, сближает, несмотря на все различия, такая особенность, как прин-. ципы композиционной организации декора, методы художественного выражения образа. И что особенно примечательно, здесь, в плане композиционной организации декора, мы можем с уверенностью говорить об определенных параллелях с керамическими изделиями анбатов.

Приведенный в работе краткий обзор некоторых наиболее основных этапов истории Иорданки как территории, охватывающей единым географическим и культурным пространством самые разнуо народы, позволил выделить ряд наиболее основных факторсз, пс-влияюшх на становление и развитие ее народного искусства.

Несомненно, что несмотря ка огромное влияние внешних воздействий, ассимиляцию разных культур и народоз, истоки ремесленного производства в Иордании имеют прежде всего местные, и вычаЯно древние корни.

/зучение керамических изделий периода неолита позволяет с,-'\-ать ,:г.?звычайно важный для нас вывод о том, что живший на --•¿Гриторм ''осианчи народ сформировал к этому периоду достаточно цель». о/.стему орнаментации керамики.

Один из основных факторов, определяющих специфику иорданского народного искусства - последовательная смена на ее тер-р:::ори.и самых разных культур, а в ряде случаев, как показывает история, и их олног-ременное взаимодействие. Иорданией в раз-■:'0 г^емсна владели Египет, Завилон, Ассирия, Греция, Рим, .-> 2ентия и. .чаконе;:, мусульмане. Однако на протяжении всей иор--¿кскоЛ нс-ог;!:-: :: вопреки всем завоеваниям, основные черты ис--'«¡о ^ о с 1! ■■/) декорьтизиой культуры созранились, получая в ре-

зультате внешних влияний, дополнительное обогащение.

Чрезвычайно существенно также и то, что страна прошла последовательную смену религий - язычество, иудизм, христианство, мусульманство, оставивших свои следы в местной культуре и искусстве.

Наконец, один из самых важных выводов, который позволяет сделать нам изучение народного художественного творчества различных культур, последовательно сменявших друг друга на территории Иордании - это вывод о существовании преемствования определенных элементов местной художественной традиции. Несмотря на существование различных черт этнического своеобразия, многочисленные изменения и новшества, которые привнесли в народное искусство Иордании те или иные народы, сквозь все наслоения явственно проступают черты местной художественной культуры.

Второй раздел первой главы работы отмечает собой более конкретное обращение к основной теме исследования и посвящен, в основном, месту орнаментального искусства Иордании в системе декоративного искусства стран арабского мира.

Искусство Иордании входит составной частью в искусство стран мусульманского мира и изучать его возможно лишь только в сопоставлении с художественным творчеством иных стран мусульманского мира, с которыми оно связано тысячами культурных и исторических нитей.

Соответственно в данной работе круг проблематики строится на нескольких уровнях. Один из них, общего характера, связан с Проблемами мусульманского искусства в целом. Второй, более конкретный, направлен На уяснение и четкое разрешение проблем, связанных с традиционным мусульманским искусством.

- 14а-

Подобная структурная организация работы выкристаллизовалась в результате ::олгнх раздалиЯ над этой темой. Прежде всего это связано с тем, "то невозможен анализ иорданского народного искусства в отрыва от породившей его почвы - искусства стран арабского мира.

В работе уделяется внимание рассмотрения некоторых принципиальных особенностей мусульманского искусства, и в частности--насколько и в каких формах мусульманская религия определяла структуру и содержание художественного образ ''»осматриваются взгляды различны;? ученых, слоч:изкихся в резу^. - обращения к данной проблеме, высказываются предположения относительно некоторых форм существования взаимосвязей, корреляцией между религиозны:.! мироощущением и различными сферами искусства.

Вторая глава работы посвящена собственно орнаментальному искусстзу Иордании. разделе рассматривается сам

орнамент, как художественное и культурное явление, дается обзор научной литературы по этому вопросу, где анализируются пути и п очини возникновения орнамента на заре человеческой циви-лизацг«, г также рассматриваются функции орнамента - явления '; р о з;:: ■;'• ■а йв о о г о: ? рн о г о.

В народном орнаменте, дошедшем до наших дней, слилось в

обще-.; сплаве столько разнообразных проявлений человеческого

\

сознания, что подходить к нему с какой-либо одной меркой просто невозможно. Несмотря на то, что орнамент, порождение реальной жизни человека, непосредственно связан с верой, различными магическими представлениями, в нем до нашего времени дошел и коллективный этнический опыт. С утратой с течением времени ряда магических значений орнаментации эстетическое его значение

стало выступать на передний план; однако декор не утрачивал своей внутренней содержательности - он просто приобретает несколько иную окраску, новое звучание.

Следующий раздел второй главы посвящен анализу собственно иорданского орнаментального искусства, обозначению его семантических корней, а также места и системе мусульманской орнаментики.

Здесь оговаривается существенный момент. Как ито показывает исторический обзор, постулат о непременной органичности и последовательности развития народного искусства приходит в определенное противоречие с историей искусства Иордании, на тер-'.мтории которой за несколько тысячелетий сменилось множество самых разнообразных культур. Однако этот же взгляд на историю становления иорданской культуры позволяет говорить о существо-■:ан':и ясно выраженной избирательности в принятии элементов привнесенной культуры, с удивительной стойкостью местной художест-; .мной традиции. Это делает возможным изучение сугубо местного, традиционного орнаментального искусства Иордании, и делает его задачей одновременно столь же трудной, сколь и интересной.

Вопрос о выявлении глубинных семантических корней иорданской орнамент. * непосредственно связан с проблемой о своеобразных культурно-исторических "наслоениях", снимая которые, пласт за пластом, в значениях народного орнамента можно уви деть отголосок искусства множества великих цивилизаций, оставивших сбой след на этой земле.

Как уже отмечалось, в работе принята за основу двухуровне-вость процесса анализа художественной структуры иорданского народного искусства; следуя этому положению, семантический анализ

основных элементов иорданской орнаментации в исследовании предваряется кратким обзором наиболее существенных черт цусуль-манской орнаментики в целом.

Сукмиуя изложенный во второй главе исследования материал, относительно орнаментальной культуры Иордании,делаются следующие наиболее общие и являющиеся основой для дальнейших исследований выводы:

- Несмотря на своеобразие исторического развития и этапов становления, иорданское народное искусство, представляет собой органичное и цельное художественное явление, которому совершенно не свойственен эклектизм произвольных совмещений фраг-мантов различных культур.

- Одной из самых характерных черт народного искусства Иордании является полисемантизм традиционной орнаментики, наличие в декоративном строе образных мотивов, восходящих к культурам самых различных народов.

- Орнамент народного искусства Иордании допускает глубинный семантический анализ своих значений, причем, что наиболее важно, последние не приходят в противоречие с основными чертами и особенностями культурно-исторической традиции Иордании, что говорит о соответствии хода развития орнаментальной культуры с ходом развития культур жившего на территории современной Иордании народа.

Процессы "ассимиляции" орнаментальных форм, лежащих за пределами традиционной этнической культуре и переработка их в соответствии с местными нормами и вкусами, неоднократно выделяемые в качестве одной из важнейших чер народного искусства ведущими исследователями в данной области, в условиях

Иордании приобрели особо важное значение. По сути дела, они стали одним из основополагающих факторов, ставших в истоках иорданской орнаментальной культуры, "удельный вес" которого, в ряду иных, значительно больше, чем в искусстве других стран и народов.

В зтом уникальность и своеобразие народного искусства Иордании, на этот весьма существенный момент следует постоянно обращать внимание, анализируя произведения его искусства.

Как убедительно доказал Д.С.Лихачев, перенос культуры из одной страны в другую явление совершенно закономерное. Д.С.Лихачев пишет: "Трансплантация позволяет росткам старой культуры самостоятельно, творчески развиваться на новой почве. Она ведет к появлению местных черт и местных вариантов трансплантируемой культуры" (Лихачев Д.З. Развитие русской литературы 10-17 вв. Л., 1973, С.65). Соответственно, и это чрезвычайно важно, вышесказанное, как это подтвеждает и весь материал первой главы данного исследования, ни в какой мере не означает "заемности" народного орнаментального искусства данного региона. Иорданскому народному искусству свойственны черты, присущие искусству любого народа; непосредственность и художественная цельность, практическое назначение и коллективность творчества, безымянность мастеров и исключительная устойчивость древних традиций, определенный круг тем, разработка которых проходила различные стадии развития.

_Третья глав^ работы посвящена анализу различных форм и

видом народного искусства Иордании последних двух веков, изучению проявлений орнамента, как сформировавшегося явления, в различных материалах и техниках исполнения. Анализу подрвега-

ются такие виды традиционного художественного ремесла Иордании, как керамика, тканные изделия, ювелирное дело.

Основная стоявшая в процессе анализа керамических изделий задача виделась в том,- чтобы в сопоставлении с древними образцами обозначить некоторые ведущие образные особенности иорданской народной керамики,"определяющие стилистическое единство ее произведений.

Наряду с проведенной попыткой систематизировать некоторые, наиболее типичные образцы керамических изделий иорданского производства по орнаментально-композиционному признаку, в работе проводится аначиз декоративного строя керамики, выделяются некоторые, наиболее характерные мотивы, а также определяющие особенности стиля композиционные приемы.

Анализ декоративного содержания различных типов традиционной иорданской керамики позволяет в наиболее общих чертах констатировать следующее: иконографический характер орнамента традиционной иордннской керамики можно описать следующим образом: здесь особенно распространены прямые и ломаные линии, мотивы круга, овала, кресты, ромбы и квадраты, полосы шевронов, и спирали. Орнамент, в основном, в своей массе - абстрактно-геометрический, он тяготеет к условной символике, и семантический его анализ не оставляет сомнений относительно его принадлежности к древней земледельческой культуре. В целом орнаментальный рисунок керамических изделий отличает символика знаковых образов, зародившихся еще в доисторическую эпоху. Здесь тесно переплетались между собой образы древней коммогонии, тоте-мических представлений, ритуальной магии. Преобладает, отражая архиический тип сознания, символика культа плодородия и при-

родных сил: Символические образы, имеющие прямые природные аналогии, встречаются редко.

Художественно-ремесленный уровень иорданской керамики достаточно высок. При орнаментации использовались следующие основные художественные приемы:

Техника налепливания объемных полос. Среди элементов декора здесь можно отметить самые разнообразные "веревки", полосы с тисненым штапиком декором, полосы рубчатые, наконец, просто гладкие. Возможности варьирования этого декора очень широки, иногда несколько одинаковых поясков образуют сплошную рельефную поверхность или крупные валики чередуются с мелкими.

Существовал противоположный метод - процарапывания орнамента по сырой глине. Сплошная гладкая поверхность сосудов пе-ребивалоась глубокими гравированными полосами, проникающими в массу'глины, охватывающими тулово, идущими параллельно в один или несколько рядов, покрывающими поверхность косой штриховкой.

Техника инкрустации. Уже сама природа глины, ее пластичность и вязкость как бы подразумевает возможность такого украшения глиняной посуды. В массу сырой глины только что вылепленного сосуда непосредственно перед обжигом вмуровывали своеобразную мозаику из небольших камней, образовывавших на поверхности тулова несложный орнаментальный рисунок.

Роспись. В основном она производилась красными, либо красно-коричневыми ангобами. Краской, подобно технике черни в ювелирном искусстве, могли заполняться процарапанные в глине бороздки.

Анализ декоративного строя различных типов иорданских ке-

рамических изделий позволяет сделать вывод, во-первых, об оп-пределенной близости их стиля, свидетельствующей о целостности художественной культуры. Во-вторых, бросается в глаза его поразительное сходство, практически тождество с орнаментом местной иорданской керамики периода неолита. Этот возврат к древним корням, а вернее, нежелание от них отказаться, говорит о многом, и прежде всего - о необичной устойчивости именно местных народных традиций орнаментации, сохранившихся, вопреки многочисленным, и необычайно сильным чужеземным влияниям. В народной керамике Иордании, освободиршихся от давления иных.культур, в течение относительно небольшого исторического промежутка времени возобладали исконно местные, коренные черты искусства, когда-то родившегося и развивающегося на этой почве.

То же самое можно констатировать и относительно традиционного коврового производства. 3 процессе изучения особенностей орнаментации изделий иорданского ковроткачества нами был рассмотрен широкий ряд произведений, относящихся к XIX - началу XX вв. Хронологические границы отбора образцов определялись тем, что вещей более раннего времени, в силу недолговечности ткани практически 1 сохранилось.

Изучение традиционных ковровых изделий иорданского производства дало возможность выделить несколько установившихся типов орнаментации ковровых изделий, обусловивших деление их на три технологические группы, разнящиеся, в основном, по степени сложности орнаментальных композиций. Состав же декора в целом однороден. Сн включает в себя простейшие геометрические моти-еы, ромбы, кресты, треугольники, роговидные завитки, солярную,

свастическую символику.

Следующая форма художественного творчества, широко распространенная и развитая в иорданском традиционном искусстве -- ювелирное дело.

В ювелирном искусстве принято различать две крупные группы орнаментальных мотивов. Первую из них составляют художественные эффекты, извлекаемые непосредственно из свойств материала и методов его обработки. Средства декоративной выразительности архаического плана, несмотря на богатые возможности

в создании фактурных, цветопластических декоративных эффек-

тов, и несомненно, стоят на уровне художественного развития ближе к древнему ремеслу, умению компоновать декоративные сюжеты из различных чисто природных'объектов. На этом основываются, например, эффекты такого, сугубо ювелирного художественного приема, как зернь. В целом, круг элементов декора здесь достаточно широк. Но, несмотря на это., главной составляющей декора здесь выступают прежде всего материалы, металл и камень - в различных своих формах и образах проявления. Вторую глупцу составляют относительно самостоятельные методы орнаментального декорирования, где влияние специфики ювелирного дела на орнаментику, как и в любом виде художественного ремесла, исчерпывается особенностями технической трактовки декоративных мотивов, в принципе близких иным видам декоративного творчества. В основном, изделиям традиционного иорданского ювепирного искусства свойственен первый тип декора. Украшения, выполненные в орнаментальном стиле, предполагающем нанесение на металл декоративных образов, по большей своей части навеяны традициями иных народов, о чем красноречиво свидетельству-

ет образное содержание декоративных мотивов.

Иорданское искусство отражает сложнейшее переплетение традиционного, унаследованного и привнесенного, национального и общекультурного. Эта черта, ставшая одним из самых характерных отличий народного искусства Иордании в целом, предопределила его своеобразный калорит, многообразие форм и видов произведений, одновременно породив и ряд определенных проблем.

В первую очередь они связаны с необходимостью установления общих характерных стилистических чер неоднородного в своих проявлениях произведений ювелирного искусства, признаков, определяющих принадлежность различных форм искусства к единой орнаментальной культуре. При отом для уяснения тенденций, опре-деляящих представление о характере черт иорданского народного искусства, огромное значение приобретает традиционный народный орнамент, в котором своеобразие исторического пути становления художественной культуры назло свой наиболее зримый отпечаток .

Орнамент иорданского народного искусства, рассматриваемый в работе на материалах .различных видов народного творчества -керамики, ювелирного дела, ковроделия, заставляет констатировать, что в своей основе декоративный строй орнаментики базируется на древнем ремесле, корни которого достигают неолита.

Вплоть до сегодняшнего дня, орнаментика во многом основывается на вовлечении в состав декоративных композиций элементов древней земледельческой символики, простейших геометрических мотивов, магических, охранительных знаков тотемистических символов. Создается обманчивое впечатление, что искусство Иор-

дании словно застыло на уровне архаического художественного сознания. Очень отчетливо это впечатление передается керамикой иорданского производства, испещренной сваст.ическими, солярными знаками, символами земли и воды и т.д., часто при этом вылепленной от руки, без применения гончарного круга. Это же ощущение остается и при анализе произведений ювелирно-ного искусства, где художественная выразительность произведений основывается на использовании выразительных находок древнего ремесла. Подобного рода декор доминирует- над орнаментикой, предполагающей использование изобразительно-графической образной символики.

Наиболее отчетливо эти стилистические качества проявляются в изделиях традиционного коврового производства Иордании. Здес£ в течение веков сложились черты определенной каноничности в декорировании. Декоративное решение иорданских ковров является наиболее характерным воплощением местной орнаментальной традиции. В орнаментике всех видов народного творчества, в различных соотношениях, но неизменно присутствуют элементы, орнаментальной символики, навеянные культурами, оставивятак свой след в развитии местного искусства, в декоре же ковров вкраплений чужеродных элементов практически нет. Это вполне закономерно, так как именно ковровые изделия, принадлежат к замкнутому домашнему укладу, одухотворяли мир человека, вносили собой в человеческий быт основное образное начало.

В работе, в основном, на примере ювелирного искусства, как наиболее динамичного и восприимчивого, даются примеры произведений, в декоративно-образном и технико-художественном ре-

шении которых можно проследить влияние иных культур. Однако подобные произведения не являются типичными для иорданского народного искусства. Доминирование местных архаических традиций несомненно во всех видах народного искусства.

Таким образом, можно констатировать, что основным фактором сложения корреляционных взаимосвязей в различных видах народного искусства Иордании и традиционной иорданской орнаментики являются прежде всего древние архаические традиции ремесла.

Исходные составляющие элементы декора иорданского народного искусстза связаны с неолитическими геометрическими орнаментами и символическими знаками, уходящими своими корнями з древние языческие верования Иорданцев, когда на территории Иордании сформировалась достаточно цельная система орнаментации .

Исследование позволило выязить типологический состав орнамента: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный. Все разнообразие орнаментальны:-: композиций состоит из немногих первичных элементов декора: точка, круг, крест, треугольник, линия, которые и явились основными компонентами самых сложных композиций в иорданском орнаменте, основой его "'удожественной выразительности.

С известной долей обобщения можно сказать, что народное Иорданское искусство периода С&айядоз стало своего рода поворотным моментом, ознаменовавшим начало формирования характерных '-:срт своеобразного местного художественного стиля, возвращения к древним традициям орнаментальной культуры Иордании.

Наделенное яркой, полной своеобразия и привлекательной стилистикой, искусство периода мамлюков дало несомненный и значительный импульс общей художественной культуре Иордании. Орнаментальное искусство приобрело черты большой выразительности, оно становилось насыщенным эстетической утонченностью и более усложненной образностью.

В плане композиционной организации декора в период умаи-яцов и мамлюков мы можем с уверенность» говорить об определенных параллелях с декором в искусстве анбатов.

Один из самых важных выводов, который позволяет сделать /лучение народного художественного творчества различных исторических культур, последовательно сменявших друг друга на территории Иордании, заключен в установлении определенной преемственности местных художественных традиций, которые, несмотря на существование различных этнических своеобразий, многочисленных изменений и новшеств привносили з народное искусство Иордании те или иные народы, четко прослеживаемые сквозь все наслоения, черты стойкой местной художественной культуры.

Вместе с тем выявление глубинных семантических корней Иорданской орнаментики непосредственно связано с проблемой культурно-исторических наслоений, снимал которые, пласт за пластом (в значениях народного орнамента) можно увидеть отголоски искусства множества великих цивилизаций, оставивших свой след на этой земле. Орнамент народного искусства Иордании доп: екает анализ символических значений, его элементов, причем, важно, что последние не приходят в проттворечие с основными чертами и особенностями художественных традиций Иордании, что свидетельствует о соответствии хода развития орнаментальной культу-

ры с ходом развития культурных процессов на территории современной Иордании.

3 целсм, изложенный в работе материал позволяет утверждать, что относительно искусства иных арабских стран, народное искусство Иордании в большей степени сохранило глубинные, родившиеся и развивающиеся на этой земле традиции орнаментики, и среди причин этого, как ни парадоксально, сила давления на иорданскую художественную традицию со стороны иных культур, вопреки которой искусство народа сохранилось и передавалось в традициях ремесла.

Разумеется, ;то всего лишь схема его развития, непосредственная жизнь гораздо богаче, разнообразнее, и иорданский орнамент, в своей неисчерпаемой содержательной полготе, еще ждет своего исследователя.

Публикация автора по теме диссертации

I. "Татуировка как вид народного искусства (Иордания)",. /Тезисы научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ /б.Строгановское/. 1991.

¿."Специфические черты и особенности формирования художественной культуры Иордании". /Тезисы научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ /б. Строгановское/. 1992.