автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему: Основные функции научно-популярного кино в контексте культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Основные функции научно-популярного кино в контексте культуры"
• ' S 3
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
На правах рукописи УДК 130
j
СЁМИНА Наталья Михайловна
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО КИНО В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
17.00.08 - теория культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук,
Москва - IS39
/
Работа выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетски Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного института культуры..
Научный руководитель
- кавдидат педагогических наук, доцент Тимошин И.Р.
Официальные оппоненты
- доктор философских наук Мехуев В.М.
кандидат философских наук Георгиева Т.С.
Ведущая организация
Ленинградский ордена Дружбы Народов государственный институт культуры им.Н.К.Крупской. 1
Защита состоится " г# в /^^часов
на заседании специализированно!^ совета в Московском ордена Трудового Красного Знамени государственном институте культуры по адресу: 141400, Московская обл. Хиики-6, ул.,Библиотечная,7.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке института.
Автореферат разослан " ^ 1990 г.
Учёный секретарь специализированного совета кандидат педагогически наук
.Бакланова
iC-V -j
:: I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ
-и~цкД j
^Актуальность теш исследования. Раэрешенйе противоретай,характеризующих современное состояние научно-популярного кино, проблем его развития в условиях перестройки предполагают поиск новых подходов к исследованию этого вида киноискусства я его места в знзни общества. Такой поиск возмокен в разных направлениях, в частности -в культурологическом
которое позволяет целостно рассмотреть функции и перспективы развития научно-популярного кино в широком социокультурном контексте, охватывавшем актуальные задачи общества, связанные . с развертыванием научно-технической революции. На этом пути монет быть достигнуто более полное и разностороннее понимание этого йи-да киноискусства как средства гуманизации науки, активизации творческой деятельности людей в сфере науки и общественно-полезного применения ее достижений.
Степень разработанности проблемы. Существующая литература по проблемам научно-популярного кино описывает и систематизирует факты его истории,становления и развития как особого жанра киноискусства, а также раскрывает его специфику1. В этой литературе лишь мимоходом затрагиваются связи научно-популярного кино с культурой в целом; в лучшем случае культура здесь 'выступает как некий общий фон. С другой стороны* в многочисленных работах по теории культуры научно-популярное кино выпадает из поля зрения авторов, дата тогда,когда они специально останавливаются на характеристике такого компонента культуры как наука.
Выявление места научно-популярного кино в культуре,его сущности как культурного феномена ослояняется наличием самых разнообразных и нередко взаимоисключающих подходов к трактовке понятий "культура" и "наука". В данном исследовании необходимо было, осуществить выбор того из них, который более адекватен специфике научно-популярного кино. Так как кино является сферой практической деятельности"людей, формой коллективного сотворчества на ма-
I. См.: Барановский В.Н. Актуальные проблемы ■
теории научно-популярного кино. Л.,1976; Вальяно И.В. Научно-популярное кино и актуальные общественно-полимкческио проблемы современности. М.,1»80; Раппопорт Е.С. Научно-лопуляо-ннп фильмы об изобразительном искусстве. Л.,1974; Назарьян Н.и. Эстеткчэскло прсбломн научно-популярной кинематографии; Трояновский В.А. Основные тенденции развития образной системы советского нэучно-популяркого кино. М.,1985.
териале науки, опосредствующего' взаимоотношения мзаду наукой и обществом, то этой его специфике более соответствует,по нашему мнение,подход, ставящий во главу угла творческую деятельность' человека в её единстве с опредмечеиными результатами прошлой деятельности ладей, аккумулирующими историю культуры.* Культура при этом понимается превде всего как история в её субъектном срезе. Такой подход позволяет включить в неё общественные отношения людей,хотя и в специфическом ("субъектном") ракурсе их рассмотрения, что позволяет органично вписать развитие научно-популярного кино в социокультурный контекст перестройки.
По отношению к науке и её функциям в культуре выбор подхода определялся альтернативой: рассматривать ли науку как объективированный результат познания,абстрагированный от творческой деятельности учёных (что характерно для "когнитивных" подходов к ней),или же,напротив,как саму эту творческую деятельность,направленную на решение тех или иных проблем.Бодее плодотворным для научно-популярного кино и адекватным логике его истории (начиная со второй половины 60-ых годов),а также его современной проблематике является,по нашему мнению,второй из этих подходов^. Он открывает простор для рассмотрения науки как творческого поиска истины сообществом учёных и,следовательно,как специфической формы "самопроизводства" субъекта такого поиска - человека.
В рамках-этого единого подхода к культуре и науке,раскрывающего их сущностную взаимосвязь, возникает возможность более содержательного исследования научно-популярного кино, его места и функций в культурно-историческом процессе в условиях НТР и происходящей в нашей стране перестройки.
Объект исследования - научно-популярное кино. Предмет исследования - место,функции научно-популярного кино (и науки как его' предмета) в культуре. Цель исследования: выявить основные функции научно-популярного кино в социокультурном контексте. Основные
1. Эта "динамическая" концепция культуры,разрабатывавшаяся начиная со второй половины 60-ых годов,наиболее полно представлена в работах таких авторов,как А.И.Арнольдов,Э.А.Баллер,В.С. Бийлвр,Н.С.Злобин,Л.Н.Коган,ВЛ.Меаувэ и др.
2. К этой концептуальной позиции достаточно близки подходы в психологии у таких авторов,как Л.С.Выготский,С .Л .Рубинштейн, А.Н.Деоитьав,В.В.Давыдов,В.П.Зинчанко и др. Та же тенденция характерна для идей К.Погшера, Т.Куна,.И. Лакатоша, Д.Агасси, П.Фейерабенда.
задачи исследования: обосновать принятый подход к культуре; исследовать место и роль науки в культуре - как в общеисторической ретроспективе, так и применительно к её статусу в современной культуре, к перспективам её развития; показать, в каких отношениях культурологический подход позволяет углубить, обогатить теорию научно-популярного кино - как на уровне анализа его функций в жизни общества, так и применительно к условиям перестройки. Основная гипотеза состоит в предположении, что принятый методологический подход позволит достаточно точно определить место и значение науки в современном мире, а тем самым - содержание и основные направления развития научно-популярного кино, пути преодоления его кризиса.
Методологическую и теоретическую.основу работы составили . философские положения об обших закономерностях развития человеческой деятельности и месте культуры и науки в историческом процессе, заложенные в диалектическом и историческом материализме, документы и материалы, определяющие стратегию развития'науки, её роль в решении проблем современности. В ходе исследования в непосредственной связи с решением поставленных в нём задач использованы данные о достижениях в искусствознании, науковедении, теории и истории культуры, психологии и других дисциплинах, их обобщение в трудах ведущих ученых.*
В процессе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ научных источников; методологический анализ основных подходов к культуре, наукэ и научно-популярному кнно; социологические методы ( опрос, анкетирование, беседы, интервью); эксперимент. Работа над материалом осуществлялась по трем 'следу-щим направлениям: анализ научных источников и научно-популярных фильмов; включенное наблюдение зрительской аудитории; экспериментальная проверка теоретического прогноза современных задач научно-популярного кино ( в киноклубе).. • '. '
Теоретическая значимость и научная новизна исследовании состоит в уясноции места и функииП научно-популярного кино в целостном контексте социалистической культуры и/ определении перспектив его развития в современных условиях.
1.В частности,-данняя исследование опирается на содержательные результаты, полученные С.С.ЛЕершщевым, ¡¿.М.Бахтиным, Г.Н.Волковым, Л.П.Еуевой, С.Н.ИтснниковоР, В.^.Келле, ¡«.С.Кагьнгм, Э.С. '«.аркпргнпм, Н.С.Мансуровым, А.П.Огуицовым, И.Т.Фроловы:.' и рядом других оте^ественннх учекг-г*.
Наиболеэ вагаые результаты:
- в работе.предложена интерпретация культуры,основанная на соединении философского и социологического подходов к ней; это позволило конкретно-исторически рассмотреть культуру как самопроизводство общественного человека и выявить особенности этого процесса на разных этапах истории нашей страны;
■ - предпринята попытка органично вписать в культуру науку как "человеческое дело,творимое людьми для людей";
- раскрыты противоречия развития современной науки и тенденции её гуманизации;
- выявлено влияние этих тенденций на изменения в содержании к формах научно-популярного кино;
- исследована культурно-эстетическая функция научно-популяр-ього кино и показано, что она интегрирует все другие его функции.
Практическая значимость исследования состоит в его направленности на конкретизации задач,которые мастера научно-популярного кино призваны решать в процессе революционного обновления об-щесгва.на повышение роли этого вида киноискусства в развитии науки и в её освоении обществом,в формировании научного мышления.
Апробапия результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлены на 1У научной конференции аспирантов вузов культуры и искусства (г.0рёл,1983 г.); на У Всероссийской научной конференции аспирантов вузов культуры и искусства (г.Саратов,1985 г.); на XIX аспирантской научной конференции (г.Москва,ШЖ,1986 г.); на научной конференции в рамках комплексного исследования МГИКа (г.Москва,М1ИК,1988 г.); на пленуме Совета по теории и критике научного и документального кино СК СССР (г.Паневеяис,Литовская ССР, 1985 г.); на пленуме всесоюзных комиссий "Практика и проблемы проката документальных и научно-популярных фильмов на всесоюзном экране", 1987; на творческих конференциях киностудий "Центрнаучфильм" (1985, 1986, 1987, 1988, 1939 гг.).
Результаты исследования были использованы в циклах лекций , по неигровому кино в киноклубе Ж завода "Серп и молот", в учебном процессе в МГИКе.
На защиту выносятся следующие положения:
I. Культура - это самопроизводство общественного человека как субъекта исторического процесса во всём богатстве его способностей, потребностей, его отношений к миру и самому себе;
современная конкретно-историческая ступень этого самопроизводства <характеризуется расширением социальных масштабов и активизацией ; его субъекта, деятельность которого концентрируется на решении вставших перед человечеством глобальных проблем.
2. Современная наука как социальный институт базируется йй частичном труде узко-специализированных индивидов. Принципиальное изменение е8 статуса в процессе НТР связано о обогащением тгюрчос-кого содеряания этого труда'и все более эффективным примененном его результатов не только для дальнейшего подъема производительных сил общества, но и для научно-обоснованного•программирования его социально-экономического развития.
3. Как фактор культуры, научно-популярное диво - специфическая форма творческой самореализации создателей фильмов, адресуемых зрительской аудитории. Опосредствуя взаимосвязи манду обществом п
: наукой,оно формирует научное вддёние мира у зрителей, приобщает их к научному творчеству, способствует освоению ими досуизкекий ■ науки,их формированию в качестве сознательных оубъекгов научнр-технического прогресса.
Структура работы определена двумя взаимосвязанными задачами: • обосновать Еыбор концепции культуры, органично включающей науку и научно-популярное кино; применить этот концептуальный подход к современному развитию кино о науке в его связи с развитием самой науки и изменением её роли в.лизни общества.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ
Во "Введении" дано обоснование актуальности проблемы, характеризуется степень её разработанности,дан анализ основных подходов к культуре и науке, сформулированы цель и задачи исследования.
1-ая глава - "Социокультурный контекст анализа научно-популярного кино" содержит три параграфа..- '
В первом параграфе обоснован выбор подхода к культуре как самопроизводстйу^общественного человека. В качестве критерия оценки позиций по вопросу "что такое культура?" избрано место,которое отводится человеку как субъекту историй, Выявлена имевшая место в прошлом - как в философии,так и в теоряв культуры - тенденция умалить роль творческой деятельности человека. Показано, что аналогично этому делались попытки свести науку к системе безличного алгоритмизированного" знания. Эта:.: обусловливалось соответствующее сведение зада научно-популярного кию к оссесв-
£Ш) достижений науки, "переводу"' научной информации на киноязык.
Имевшая известное историческое оправдание в конкретных условиях 20-х - начала 30-х годов, эта тенденция имела тот недостаток, что в культуру включались лишь те или иные результаты деятельности человека в отвлечении от самой этой деятельности, от человека как её субъекта,от его общественных отношений. В параграфе - на конкретном материале лучших научно-популярных лент - показано,что такой подход явно неадекватен современной практике,которой,напротив, соответствует постановка в центр исследования личное-т я , её деятельностной самореализации в общении с другими личностями. Именно этим обстоятельством обусловлен выбор - применительно к нашему предмету исследования - понимания культуры как судопроизводства общественного человека - во всём богатстве его . субъективности.
Бо втором параграфе предпринята попытка согласовать с избранным пониманием культуры науку, раскрыть ее культурную сущность. Трактовка науки как системы знания, которая включает в себя только результаты познавательной деятельности учёных,недостаточна для рассмотрения ее как компонента культуры. Более того, наука рассматривается как нечто внекультурное, если принимается во внимание только содержание научного знания - объективная истина, поскольку ее достикение требует,чтобы оно было "очшцено".насколько это возможно,от всего субъективного. Это приводит к противоположности объективного знания субъективности человека, его духовной деятельности, его мышления.
Но формы самого теоретического мышления шесте с тем и объективны - как независимые от индивидов всеобщие необходимые формы деятельности разума . В этом статусе "объективных" они составляют предают такой науки, как логика. Таким образом,из рассматриваемых посылок следует, что объективны ("внекультурны") и содержание, и форма систематизированного научного знания,что усугубляет разрыв мевду наукой, понятой таким образом, и культурой. Пока под наукой понимают только знание, она, следовательно, не вписывается в культуру, понимаемую как общезначимая творческая (субъективная) деятельность человека. С этим связаны и те трудности, которые возникают при попытках "гуманизировать" науку, постольку, свода ее только к зйанию, тем самым с самого начала ставят ее вне нравственности,ценностей гуманизма.
В этой связи з диссертации предпринимается попытка обосновать иной подход к науко - её понимание правде всего как творчес-
кой деятельности учёных в поиске истины и, следовательно, как специфической формы производства общественного человека в качестве субъекта такого поиска, во всём богатстве его "родовых" предметно-деятельных спойобностей ("сущностных сил"). Этим не .отрицается необходимость -систематизации научного знания, его существования и виде системы знания, т.з. предметно-результативной стороны науки. Никакое творчество в науке ВН9 материала такого знания невозможно. Речь идёт поэтому (как и в применении ко всей культуре о единстве двух сторон единого целого - процессуально-творческой и предметно-результативной. Но как раз таким образом мы снимаем отрыв одной из них от другой. Соответственно этому меняется содернательный смысл понятия "истина". При её понимании как "процесса" (Гегель), • т.е. как творческой деятельности постигающего её человека, она выступает не так, как в системе алгоритмизированного и объективированного знания, а принципиально иначе: как знание, распредмечиваемое, открытое к переосмыслению, развитию., В этом виде его нельзя выучить и соответственно "внедрять", а можно лишь освоить.
Хотя такой подход развивается в диссертации только как гипотеза, его преимущество состоит в том, что он позволяет органично вписать науку 'в культуру и в процесс ее современного развития.
В третьем параграфе предмет -рассмотрения - история научно-популярного кино в СССР, этапы его развития, анализируемые под углом зрения охарактеризованного выше подхода к культуре й пауке. 'На материале смены образов (идеалов) науки и учёного в научно-популярном кино конца 60-х - 70-х годов предприни- " мается попытка показать плодотворность культурологического подхода к этому виду киноискусства и его эволюции, дав более содержательное истолкование фактов в их всеобщем социокультурном контекйт§. Анализ практики научно-популярного кино этих лет доказывает,что ока во многих отношениях опередила, теорию научно-популярного кино, в частности - в отношении к науке, а выявлении-её культурного смысла как "человеческого дела, творимого для людей". Содержание параграфа ограничено решением этой задачи; оно, таким образом, лишь подготавливает рассмотрение проблем современного' развития научно-популярного кино. ■ '
2-я глава - "Научно-популярное кино и развитие социалистической культуры" также состоит из трёх параграфов.
В первом параграфе рассматриваются основные тенденции развития современной 'науки и причины кризисного состояния кино о науке в наши дни. Наука, как социальный институт все еще остаемся основаной на узкой профессионализации учёных, т.е. на "частичном", а потому только "совместном" (а не "всеобщем") труде. Одно из следствий - бюрократизация науки. Соответственно этому и "научный работник" - агент частичного, попредметно расчленённого труда; столь ке частичны, раздроблены знания о природных объектах, обществе и человеке. Поскольку же наука как социальный институт интегрирована в системе социальных институтов и непосредственно подчинена производству, заказам представляющих его социальных институтов, она сама, особенно ка& "ведомственная наука", отчувдена.
Такая характеристика современной науки неполна, односто-роння, но она необходима, чтобы показать, что наука - в силу господствующего в ней разделения труда - развивается п р о -тиво речиво и несёт, свою долю ответственности зя негативные стороны научно-технического прогресса, обострс : * глобальных проблем. Б параграфе обосновывается неправомерность попыток снять с науки всякую ответственность за её применения в технике, технологиях производства, за возникпрз ныне угрозу самоуничтожения человечества шесте с гибелью жизни на Земле. Взаимоотношения соьршеаной "большой науки" с обществом, -человеком сложна, противоречивы и никак не могут быть однолинейно совмещены с стереотипом "науки - благодетеля человечества", несущей ему только добро.
Это представляется принципиально важным для понимания при7 чин кризиса научно-сопулярйого кино в наши дни,поскольку оно, как правило, следевало по-старинке, установке на пропаганду, популяризацию достижений советской науки и, за некоторыми ис- ; ключеншши, обходило реальные противоречия процесса становле-1шя науки непосредственной { к само5 динамичной, мощной ) производительной силой общества, роволидаонизиругацей развитие прокзБодства, общества. Тот.образ науки,который пытались под- . держивать, сохранять был; следовательно, неадекватен самой ■ современной науке, её роли в общественной шзяи и не отвечал
ожиданиям общественного мнения (зрительской аудитории). Б параграфе это показано на конкретном киноматериале. И на этой основе намечаются и перспективы выхода из кризиса.
Основное внимание переносится в этой связи на факт изменения ..^.татуса, функций современной науки. Процессы интеграции научного знания не только усилились,но приобрели качественно иной характер. Предмет современной науки - уже не природа в абстракции от человека (и соответственно - не общество, человек в той же абстракции). рэ предметом во все большей-мере, особенно в областях технологических программ,их обоснования и экспертизы, становится отношение "человечество - природа" ("субъект -объект") при смещении центра научных исследований на стратегию разумного "конструирования" человеком окружающего мира как "ноосферы".. С этим связано усиление роли фундаментальных исследований в науке и их ведущая роль в сращивании фундаментальной и прикладной науки, процессы сближения естествознания и общест-вознания, науки и философии, т.е. становление предсказанной ЮМарксоы"единой науки". Но это с необходимостью предполагает процесс преодоления существующего в науке разделения труда. Хотя ныне этот процесс протекает лишь как одна из тенденций развития науки за нею, судя по всему, - будущее.
Выявить такие тенденции, характеризующие "завтрашний день* науки - одно из необходимых условий развития теории научно-популярного кино, поскольку программировать его практику возможно только на этой основе. Именно в этом случае научно-популярный кинематограф может эффективно способствовать прогрессу науки и шесте с тем вести серьёзный разговор'со зрителями о всех основных проблемах её развития.
Во втором параграфе анализируются функции научно-популярного кино. Первым предметом рассмотрения становятся здесь наиболее традиционные жанры - "кинонаблвдешш" и "учебные фильмы". Их специфика.в известной мере оправдывает самоограничения режиссёров и сценаристов как художников,поскольку назначение таких фильмов состоит по* преимуществу в том, чтобы придавать' научному знанию общезначимость ("популяризировать" его) или же е непосредственном обслуживании' науки к научного оЗразояанкя. ' Показано, что продолжающееся углубление науки в. микромир и
дифференциация науки ныне сохраняют и даже усиливают необходимость развития этих жанров кино в их специфике.
Вместе с тем . на конкретном материале показано, что уже в жанре "кинонаблвдений" научно-популярное кино (благодаря возможностям киноязыка как специфического средства, аудиовизуального эстетического 'воздействия на аудиторию) перерастает узкие рамки популяризации научного знания,его "перевода" для зрителей и начинает решать уже главным образом художнические задачи. В той мере, в какой школа ныне переориентируется с задачи передавать "готовое знание" на задачу формировать в ребёнке личность, в том же направлении происходит эволюция .жанра учебных фильмов. Таким образом, главенствующей тенденцией в развитии научно-популярного кино становится его интеллектуализация и' развитие художественного начала (кино искусства') - в особенности в жанрах "аналитического", "исследовательского" научно-популярного кино. Его развитие в этих направлениях обеспечивает возможность опосредствования взаимоотношений меаду наукой и обществом на уровне современных проблем и тре-- -бований.
Рассмотрение эволюции жанров научно-популярного кино -необходимая предпосылка анализа его функций (поскольку они' реализуются через всё содержательное богатство его жанров в их связи).
Достаточно условно эти функции можно разделить на две группы: тех функций, которые научно-популярное кино выполняет в самой науке, внутри неё, и более общих функций, которые оно выполняет на "стыках" меаду наукой и обществом - во всём социокультурном контексте. На основе анализа специфики современной науки (её "ухода" в микромир,математизации и т.д.) в параграфе выявлена необходимость развития исследовательской функции научно-популярного кино. При этом показгно, что возможность - с помощью технических средств кино - "вздеть невидимое" (в экранном времени, сжимая ели растяги-Еая,монтируя ого) обеспечивает не только наглядную достоверность научной информации, но и проверку, доказательство или опровержение, каучних гипотез. Таким образом, исследовательская функция научного кино предполагает, как её частный случай,
его методологическую' функцию, а по её направленности на предает науки и с её результирующей стороны.обосновывает его научно-познавательную функцию.
"'Коллективный характер поиска истины сообществами учёных -в эстафете поколений в историческом времени, т.е. в их преемственности - с необходимостью требует наличия эффективных информационных систем, работающих в пространстве мировой науки и, следовательно, на общезначимых языках. Этим требованиям удовлетворяет, в частности, научное кино. Оно выполняет тем самым коммуникативную функцию в науке, значение, которой резко возросло в условиях современной "информационной революции".
В рамках культурологического подхода принципиально важно то, что таким образом - с помощью обмена информацией - обеспечивается межличностное общение - обмен деятельностью, способностями в актах равноправного диалога, способствующий развитию учёного как субъекта научного творчества. Если ориентация на простую "передачу" научной информации служила и продолжает служить оправданием ограничения задач научно-популярного кино задачей её "перевода" на киноязык и трансляции ."готового" знания, то смещение акцента на функцию' межличностного внутри научного общения резко расширяет эти границы, наполняет функционирование этого вида киноискусства культурными смыслами. Вследствие этого обогащается и содержание научно-образова'тель-к о й функции научно-популярного кино (в частности - в жанре "учебного фильма"). Научное образованив уие несводимо та-.ким образом к задаче "обучить", а переориентировано по преимуществу на развитие человека, способного познавать и действовать со знанием ("сознательно"). Это открывает, далее, возможность выявить'общую смысловую связь рассматриваемых "внутринаучных" функций научно-популярного кино, обобщив их как единую (интегративную) функцию производства человека как субъекта научного познания.
Язык научного кино и состав его специфических технических средств уже содержат возможность выхода за рамки указанных выше функций, "вовне" науки. Необходимость такого выхода обусловлена в общеисторическом плане фундаментальным значением науки в освоении мира человеком, а в современную эпоху -превращением науки в непосредственную производительную силу общества. Важно было показать, что мевду внутринаучными и общими социокультурными функциями научно-популярного кино нет разрыва, а существует, напротив, органическая связь: внутри-научные функции - в их переориентации на более широкую зрительскую аудиторию - трансформируются во "вненаучные" функции научно-популярного кино. Так, его.коммуникативная функция преобразуется в его популяризаторскую функцию, научно-познавательная функция - в более общую познавательную функцию, обеспечивающую и возможность применения науки во всех сферах жизнедеятельности общества, •
Констатировать только факт таких трансформаций, однако, недостаточно; необходимо выявить их социокультурные основа к е я. В системе "наука - общество" научно-популярное кино опосредствует их взаимосвязь, взаимодействие. По отноше- . Пию к науке оно выполняет превде всего функцию о с'в о е н ия науки человеком (обществом), что с необходимостью предполагает осуществление им функции переосмысления научного знания (наполнения его общекультурными смыслами). Принципиально важно при этом то, что свои.познавательные задачи и функции освоения, переосмысления науки научно-популярное кино может эффективно выполнять только как искусство, поскольку именно художническое мышление в силу его образности (и> следовательно, целостности) осуществляет синтез всех форм познания мира и его ценностного освоения, формирует отношение к самой науке, научному мировоззрению, мышлению, знанию как социальным ценностям. Этому соответствует тот факт, что магистральным направлением эволюции практики научно-популярного кино является усиление роли художнического начала в нём и преимущественное развитие собственно художественных жанров этого вида кино.
Интегрирующая все названные культурная функция научно-популярного кино состоит в формировании человека как субъекта современной общественно-исторической практики, осваивающего науку, т.е. делающего её знание о-мире своим, способного во всеоружии этого знания предметно-практически преобразовывать внешний, природный,внекультурный мир как свой, человеческий мир. Специфика научно-популярного кино обусловливает - со стороны его формы столь же всеобщую эстетическую функцию этого вида киноискусства: возможность воздействия на зрителе* - в рамках аудиовизуального общения посредством киноязыка - конкретно-чувственных образов, формирующих у них духовно-эмоциональное восприятие мира.-Без этого ни одна из других его функций не "работает". Определение "эстетическая функция" шире, чем "художественная функция", и предусматривает тот факт, что научно-популярный фильм оказывает на зрителей "незапланированное" эстетическое воздействие даже в том случае, когда в нём осуществляется сознательная установка режиссёра и съёмочной группы на отказ от него. Тем но менее, за исключением тех жанров и случаев, когда эти самоограничения в известной мере оправданы, эстетическая функция научно-популярного кино выступает непосредственно как его художественность, и оно принимает на себя, как следствие, все определения и функции искусства .В этом случае оно выполняет художественную функцию.
Таким образом,если иметь в виду и содержание,.и форму научно-популярного :шо - в качества его всеобщей,'интегра-тивной функции выступает культурно-эстетическая функция. Выражая органическое единство содержания и формы в научно-популярном кино, она вскрывает одну и ту же к у л ь т у р н у ю сущность трёх взаимосвязанных процессов: (I) производства (в науке) человека как субъекта познания и научного творчества; (2) производства - средствами научно-популярного 'кино - общественного человека,способного освоить культурное богатство пауки и действовать в соответствии с ним; (3) опосредствующего эти процессы, их 'связь, процесса производства мастеров научно-популярного иш^ как
творческих личностей, способных освоить науку и - в межличностном общении со зрителями - способствовать их формированию как лвдей, осбоившпх науку. Культурно-эстетическая функция научно-популярного кино реализуется тем самым как производство человека, способного сделать научное знание своим и шесте с тем включить его в целостный контекст оовоен-ния мира человеком.
В третьем параграфе проблематика. работы переориентирована с уровня "всеобщего" на конкретный контекст перестройки. Показано, что задачи развития и освоения научного мышления связаны с "новым мышлением". Поиск истины и,следовательно, школа научного мышления формирует такие существенные характеристики разума человека, как объективность,непредвзятость,критицизм, терпимость к инакомыслию, готовность принять истину вопреки любым корыстным мотивам и побуздэниям, признание относительного характера есякой истины и,следовательно, открытость знания новому знанию. Все эти характеристики мышления обретают в науке (и под влиянием науки) статус ценностей . Таким образом,' школа научного мышления подготавливает формирование нового Мышления, стимулирует его. Приобщая зрителей к научному мыш-леюяо (мировоззрению), научно-популярное кино, тем самым способствует и его приобщению к "новому" (в частности - и к "экологическому") мышлению.
Аналогично этому коллективный характер поиска истины в науке в актах сотворчества (непосредственно - в научных творческих коллективах) предлагает производство адекватных этому содержанию форм о бщения и осознанию их как ценностей. Научный коллектив, лаборатория творческой личности, выступает тем самым как школа демократии. Приобщая зрительскую аудиторию к реальному научному сотворчеству в поиске истины в атмосфере равноправной состяза елъ-ности идей, подходов, школ, научно-популярное кино способствует тем самым формированию у них устойчивых установок на осознание ценностей демократии, гласности, плюрализма.
Таким образом, научно-популярное кино самим фактом pes- • листпческого воспроизвопэния научной жизни включается в перестройку, утвер дгя эти ценности в науке и в общественной
способствуя преодолзшэ деформаций социализма z науки,
их обновлению.
Основным предметом рассмотрения в параграфе является изменение статуса и задач науки в условиях перестройки и в этой связи - задач и перспектив развития научно-популярного кино. !
Показано, что в контексте перестройки и осуществляемой в процессе перестройки реформы школы (на всех уровнях) даже в жанре учебных фильмов происходит их'переориентация на развитие самостоятельно мыслящей личности, её творческих способностей.
Именно такая установка на формирование общественного человека определяет направленность и культурный смысл развития современного научно-популярного кино. Соответственно этому расширяются границы его предмета: таким предметом научно-популярного кино становится отношение "наука-общество" во всех его основных гранях. По отношению к науке мастера научно-популярного кино представляют интересы и запросы общества. По отношению к обществу они выступают как представители науки - научног знания о мире и методологии научного познания мира. Этим определяется активная и относительно самостоятельная позиция авторов кино по отношению к самой наука (особенно в жанре "аналитического" фильма), способность стимулировать прогрессивные тенденции в её развитии, вскрывать противоречия научно-технического прогресса, искать пути их преодоления.
В той же связи в параграфе рассматривается проблема институционализации ( "оведоысталения" ) самого научно-популярного кино и необходимость преодоления этого процесса как условия преодоления кризисных явлений в его развитии.
В заключении подводятся общие итоги исследования,подчёркивается значение приведения в работе одной.и той же концептуальной позиции как в отношении культуры и науки, так и в отношении научно-популярного кино, его функции и перспектив развития. •
■ Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
I. Задачи научно-технической кинопропаганды в условиях
кул^тпросветучревдений в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. (Тезисы докладов на Пятой Всероссийской конференции аспирантов вузов культуры и искусства. "Актуальные проблемы деятельности учреждений культуры и искусства в свэто решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС / - Саратов, 1984.
2. Культурно-эстетическая функция научно-популярного кино. В сб.: "Социалистическая культура и человеческий фактор". - М., 1989.