автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Основные направления развития портрета в крупных художественных центрах Польши и Литвы XVII века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Каменецкая, Елена Казимировна
Введение 4-1I
Глава I. Историография 12-
Глава II. Исторические предпосылки развития польского портрета 25-
Глава Ш. Художественные центры и живописные школы
Раздел I. Краков 44
Раздел 2. Гданьск 73
Раздел 3. Варшава II4-I
Глава 1У. Историко-художественное значение галереи Радзивиллов /Вильно/ в сложении портрета в Польше и
Литве 127
Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Каменецкая, Елена Казимировна
Портретная живопись Польско-Литовского государства 17 столетия - значительное явление в европейском искусстве. Своеобразие этого портрета, неоднородного и дифференцированного по своему составу, объясняется историческим развитием государства, соприкасавшегося с культурой Запада и Востока, воздействие которых в значительной степени определило характер его культуры.
Еще в конце 16 в. в центральноевропейских, в том числе западнославянских странах возникают исторические предпосылки для становления новой эпохи. Эта эпоха была ознаменована и в> Польше формированием нового типа мировосприятия, появлением в науке, культуре, литературе, искусстве новых по сравнению с Возрождением тенденций, что позволило советским и польским искусствоведам именовать период с конца 16 в. вплоть до 60-х гг. 18 столетия эпохой польского барокко. Под понятием "барокко" подразумевается не только мировоззренческий характер художественной культуры» Барокко было и одним из характерных стилей искусства 17 в., формально-типологические признаки которого наиболее соответствовали общественным функциям его в Польше в данный период.
Диссертация посвящена рассмотрению' комплекса вопросов, касающихся историко-культурных условий развития портретного искусства в художественных центрах Польши и Литвы 17 в. Особое внимание уделено специфике связей его с зарубежными живописными школами и национальным особенностям его художественных достижений. Эти проблемы славянского барокко, в том числе Польши, находятся на стадии изучения, поэтому тема, выбранная для работы, представляется актуальной и современной.
Для анализа этих проблем польское искусство 17 в. имеет совершенно особое значение. Более полнокровно, чем в эпоху Возрождения, проявляет себя живопись. Именно живопись находит многообразное и убедительное по форме воплощение идей своего времени в области портрета. Он обособляется в один из ведущих жанров польского искусства 17 в. Процесс сложения новых форм, обретших качественно иное одухотворенное содержание, генетически связан с Ренессансом и с непрерывавшейся в эту эпоху средневековой традицией. Переходным звеном к барокко являлся маньеризм, его черты прослеживаются и в половине 17 в.
В 17 столетии с усилением культурных сношений между западноевропейскими и славянскими странами в Польше создаются благоприятные условия для кристаллизации национальной культурной традиции на новой идейно-художественной основе. Большую роль в этом играют культурные центры Польши, Речи Посполитой в целом, в том числе Литвы.
Польская живопись 17 столетия пережила расцвет. Он выразился в усилении национального начала в искусстве, в появлении значительных художников и множестве самобытных произведений, что станет одним из жизненно важных истоков эпохи Просвещения и романтизма. Поэтому изучение портрета 17 в. представляет не только специальный интерес в границах рассматриваемого периода, но и приобретает историческую перспективу в развитии польского искусства.
Хронологические рамки для изучения портрета 17 в. приняты автором в соответствии с периодизацией, существующей в польском искусствознании: ранее барокко /кон.16 в. - 1630-е гг./, зрелое барокко /1630-е гг 1680-е/ и позднее - после 1680-х гг. С конца 17 в. и до эпохи Просвещения явственно проступают черты локальной замкнутости искусства, оно не дает почти ни одного имени действительно крупного художника.
В силу культурно-исторического развития Польши наиболее полное проявление нашло здесь репрезентативное сословное изображение с характерной пышностью, декорэ.тивностью, впитавшей много восточных мотивов. Аллегория и фантастика сочетаются с зоркой наблюдательностью, подражанием природе, что позволяет говорить о новых завоеваниях реализма в эпоху барокко. Индивидуальный портрет /парадный, а также камерный, в том числе эпитафийные изображения/, исторический портрет героев прошлого, как и рыцарский /предков, современников/, эпический по характеру, осмысляющий современные идейные устремления своего времени, семейный портрет и - портрет, включенный в картину мифологического содержания, а также групповое сословное изображение шляхты, представленной в исторических и в религиозных композициях - таково тематическое многообразие видов портретного жанра. Художники барокко становятся выразителями общественных и эстетических идеалов различных социальных слоев польского общества, : . портретное творчество играло важную роль в их идеологической борьбе, в сфере духовной жизни.
Искусство портрета сконцентрировало в себе те особенности, которые характерны были для культуры 17 в. в целом, и формировалось на ее различных уровнях - барокко "верхнего" - "высокого" и "низового". На "высоком" оно проявляло себя в профессиональном артистизме выдающихся польских художников, а также художников иностранного происхождения, органично влившихся в высокоинтеллектуальную среду просвещенного шляхетства и бюргерства. Достижения этих мастеров определили характер направления в искусстве, развивавшегося во взаимодействии с европейскими традициями, сочетаясь при этом с традициями национальными. Это направление в развитии искусства портрета как одно из главных звеньев в процессе становления национальной художественной школы, не получило специального отражения ни в польской, ни в отечественной литературе.
Низовое" барокко, сарматский портрет, стоящее на стыке профессионализма и фольклора, народной культуры вообще, являлось творчеством анонимных цеховых ремесленников и даже крестьян. Связанное с
HHMiхудожественное направление имеет близкую аналогию в украинской, белорусской парсуне, в портретных формах многих славянских стран. В изучение искусства примитива внесли вклад наряду с польскими и советские ученые. Изданы многочисленные статьи и монография Л.И.Тананаевой "Сарматский портрет. Из истории польского портрета эпохи барокко" (IS79). Это серьезные исследования, но они охватывают лишь одну область портретной живописи.
Учитывая тот факт, что сарматский портрет, очень важный в истории польского искусства, являлся предметом пристального внимания советской и польской науки и изучен обстоятельно, мы считаем возможным не останавливаться на нем подробно. Но для исследования польского портрета как целостного явления он будет привлекаться по мере необходимости. Наше внимание мы сконцентрируем на менее разработанных вопросах.
Автор настоящей работы ставит цель - изучение на основе советских и польских музейных фондов, литературных и архивных материалов особенностей развития польского портрета 17 в., исследование творчества ведущих мастеров, представителей основных живописных школ, крупных художественных центров, и менее известных художников.
Для понимания историко-художественного процесса развития искусства необходимо выяснить задачи, которые общество выдвигает перед художниками, определить многообразие видов портретного жанра, их идейную сущность, эстетическую специфику формы. Для этого следует рассматривать искусство портрета во взаимодействии с общими тенденциями развития национальной школы, на основе межрегиональных культурных отношений, без учета которых пути развития портрета не могут считаться решенными.
Существующая общность между польским портретом и портретом других народов, обусловленная исторически сложившейся спецификой жанра, его видов, явное взаимодействие искусства с европейскими школами, выдвигает необходимость выявления основных вех развития культурных контактов Польши со странами Европы, включая славянские страны. Такая постановка вопроса обусловлена недостаточной разработанностью в искусствознании проблемы национального преломления влияния романо-германских и византийских традиций в творчестве портретистов.
Непреодоленная до конца даже в период Ренессанса хозяйственная, политическая, культурная обособленность отдельных земель Речи Пос-политой, с одной стороны, рост больших городов, таких как Краков, Гданьск, Варшава /с конца 16 в. - новая столица государства/, с другой - способствовала возникновению художественных школ и в отдаленных центрах.
Каждая из них складывалась в 17 в. в результате исторически сложившихся и новых культурных контактов между отдельными регионами страны и с европейским ареалом, что влияло на формирование искусства не только Польши, но и земель Литовского княжества.
В свете данной проблемы следует остановиться на таком важном центре портретной живописи, как столица Литвы - Вильно /Вильнюс/. В этом аспекте искусство Вильно изучено недостаточно.
Задача исследования - попытаться установить, что есть общего и какие существуют различия в развитии портретной живописи литовского центра 17 в. в сравнении с другими центрами Польши этого времени, выявить деятельность местных мастеров и работавших в Литве представителей других центров государства, а также - направление и характер культурных контактов Литвы с европейскими странами. Это -обширная тема. Автор ограничил ее изучение тем достаточно богатым и разнообразным материалом, который дала требующая исследования, частично сохранившаяся, но разрозненная по музеям СССР и ПНР, портретная галерея Радзивиллов, польско-литовских магнатов, двор которых в Литве был одним из крупнейших очагов культуры в 17 в. Своей меценатской и коллекционерской деятельностью Радзивиллы внесли большой вклад в художественную жизнь государства.
Идейно-политические, религиозные противоречия польско-литовских и восточнославянских дворянских кругов не мешали распространению в этих кругах общих эстетических воззрений в изучаемую эпоху барокко. Непрерывный культурный обмен внутри государства, с одной стороны, способствовал взаимосвязям центров и отдаленных районов, с другой - обуславливал черты известной общности в портретном искусстве Короны, т.е. этнически польских земель и литовского центра (Вильно) со смешанным населением поляков, литовцев, белоруссов и других народностей. Портретная живопись развивалась при этом на основе сложившихся, в художественных центрах государства, местных традиций.
Аналитический и исторический аспект в освещении эволюции портретного жанра является основой работы.
Главная задача диссертации - рассмотрение роли художественных центров Польши и Литвы /Краков, Варшава, Гданьск, Вильно/ в становлении портрета 17 в. Формирование этих центров в изучаемый период связано с именами ведущих живописцев: Томазо Долабелла, Франтишеком Лекшщцсим и Яном Александром Трициусом, Бартоломеем Стробелем и Даниелем Шульцем, Питером Данкертсом и Иоганном Шреттером, Элеу-тером Шимоновичем Семигиновским. Автор стремился выявить творческий облик этих мастеров, а среди них и мало изученных в литературе» Особенно - Д.Шульца, так как нет ни одной сводной работн, кроме статей частного, атрибуционного характера и краткого обзора произведений в истории искусства, - И.Шреттера, материалом для выявления произведений которого являлась атрибуция и изучение документов.
Научная новизна работы в комплексном исследовании развития портрета в двух странах - Польше и Литве 17 в., главным образом в "верхнем" слое художественной культуры.
Используя большой фактический материал, содержащийся в трудах по истории польского, искусства, автор стремился к изложению и интерпретации его нэлболее существенной части, к введению в научный обиход новых материалов, неопубликованных документов, портретов из музейных собраний СССР и ПНР: сделано более 50 определений и атрибуций, уточнены датировки и происхождение некоторых живописных и графических /рисунки/ портретов. Изучены, кроме того, гравюры. Они служили для отождествления изображенных персонажей и для выяснения происхождения некоторых портретов. В ряде случаев; графические материалы позволили установить факт существования несохранив-шихся живописных произведений, известных только по их графическим воспроизведениям.
В диссертации использованы архивные материалы из Главного архива Древних Актов в Варшаве /АГАД/, а также из Центрального государственного исторического архива /ЦГИА СССР/, архива Библиотеки Академии наук в Ленинграде, архива Эрмитажа. Исследование документального наследия, содержащего ценные сведения о многообразии видов портрета, материалы о творчестве польских /в том числе о Д.Шульце/ и иностранных художников и, прежде всего, о виленском живописце И.Шреттере, имеет существенное значение для советской науки по освоению отечественных, а также зарубежных архивных фондов.
Выводы, сделанные в диссертации., имеют научное значение в деле изучения межславянских связей, а также культурных отношений Польши и Литвы с Европой. Результаты научной обработки портретов уже нашли и найдут в дальнейшем применение в музейной практике, в том числе при составлении научного каталога, как части совместной с польскими коллегами публикации материалов портретной галереи Рад-зивиллов.
Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании отдела западноевропейского искусства Эрмитажа и кафедры истории искусства
Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. По теме диссертации прочитаны доклады в Русском музее на конференции по вопросам консервации и реставрации произведений /1971/, в Эрмитаже на сессии, посвященной вопросам научной атрибуции /1975/, на научных заседаниях отдела западноевропейского искусства Эрмитажа. Общий объем опубликованных по теме работ - 10,8 п.л.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и примечаний /201 страница основного текста/, двух приложений, которые включают список использованной литературы и источников /256 наименований/, каталога польских портретных рисунков /43 Ш, собр. Эрмитажа/ .
Заключение научной работыдиссертация на тему "Основные направления развития портрета в крупных художественных центрах Польши и Литвы XVII века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Искусство портрета в Польше и Литве 17 в. было активно связано с современной действительностью, с общественной жизнью. В живописном видении осмыслялось мировосприятие эпохи, понимание смысла жизнии, ее драматических социальных, политических, религиозных, идеологических конфликтов.
Портрет отражал высокие моральные принципы поведения человека, его достоинство, гуманистические идеалы своего времени. Портрет отражал потребность в самоутверждении прежде всего господствующих классов. Но он охватил и все социальные слои общества, даже горожан, крестьян, что влияло на дальнейшую демократизацию искусства. Это искусство было способно воплотить передовые идеи польско-литовского общества.
В портрете постоянно сталкивались противоречивые начала -представления человека о жизни и смерти, о радости жизни и о бренности и преходящести всего земного. Понятие о дуальном строении мира - бог и человек - раскрывалось языком аллегории, символики. Оно нашло отражение как в религиозных картинах, так и в отдельно взятом портрете. Космогонические темы воплощались в изображении ученых, астрономов.
- 170
Многообразие видов и типов портретного жанра, введение портрета в религиозную, историческую, мифологическую живопись определялось одной из главных тенденций развития барокко - к взаимопроникновению жанров, синтезу искусств.
Польский портрет 17 в. является носителем разных идейных и эстетических воззрений польского общества. Главным вопросом в эволюции портрета, его разнохарактерных жанров и многообразных типов является вопрос о способе художественного видения, обусловливавшем применение художественных принципов.
Эстетические концепции, эпического, лирического и драматического истолкования художественного образа, являлись ведущими в польском барокко. Эпическая концепция выдвинула значимость социально-политической темы, что красной нитью проходит через аристократический, шляхетский портрет. Стремление художника поучать, убеждать зрителя, его просвещать обусловило возникновение эпического образа. Насыщение портрета национальным материалом, интерес к этнографии и фольклору, стремление ввести гражданско-патри-отические темы, что выразилось в возникновении в это время в Польше нового для нее жанра исторического портрета /деятелей современности и далекого прошлого/, широкое распространение рыцарского портрета - все это свидетельства развития новых тенденций в искусстве Польши. С ростом национального самосознания они разовьются в эпоху польского Просвещения.
Эпический портрет развил вкус к зрелищности искусства под воздействием театральной эстетики. Костюм - польский и атрибуты власти представленной особы становилисе знаками конкретных идей, принадлежности не только к польской нации, но и выражением социально-политического положения изображенного в обществе. На этой основе вырабатывалась нормативность в искусстве, что привело к развитию новой тенденции - к унификации художественного образа,
- 171 одним из ярких примеров чего является сарматский портрет.
Наряду с тенденцией к унификации, типичной для времени, развивалось индивидуалистическое начало в искусстве. Восприятие мира, природы и человека в рассматриваемую эпоху было двузначным: рационалистическое дополнялось чувственным началом. Лирическая концепция в художественной образности приведет к возникновению пред-романтических тенденций в польском портрете 18 в.
Лиризм, как одна из приметных особенностей национальной польской школы проникает в камррное изображение - в мужской портрет как выражение духовного начала в искусстве и - в женский, в котором также ощутим живой интерес художника к своей модели. Лиризм, в чем "душа находит свое выражение, если не самое полное, то во всяком случае, наиболее непосредственное" проступает в женском парадном портрете с типичной для него возвышенной идеализацией образа, впечатляет поэтической интерпретацией камерных произведений, разнообразит гражданеко-патриотические мотивы в историческом портрете, проникает в сущность эпитафийного изображения.
Таким образом, сенсуалистическое восприятие мира и человека и рациональное диалектически развивались в польском барокко. Драматическое осмысление действительности, ее глубоких противоречий нашло наиболее полное выражение в творчестве выдающихся индивидуальностей.
Эти эстетические концепции развивались на почве связей польской культуры с западноевропейской. Но не только Запад, но и Восток также является исходным в понимании сущности барокко. Связь с христианским Востоком /Русь/ углублялась в рассматриваемую эпоху, а с мусульманским - только начиналась и еще не сложилось глубокое его понимание, которое бы открыло польскому художнику родственность многих эстетических и этических категорий в искусстве.
Влияние славянского Востока проявлялось в стойкости византийских тенденций, а мусульманской культуры - в увлечении турецким оружием, панцирями, щитами, персидскими коврами и тканями - всей этой "азиатской помпой", по определению польского поэта Збигнева Морштына. Связь с Востоком усилила интерес к декоративности, что прослеживается в позолоченных католических алтарях, изобилующих резьбой, поражающих фантастичностью ее орнаментики в польском костюме, что придает экзотичность и польскому портрету. Каждая эпоха углубляла и расширяла связи между Западом и Востоком, что показало и в 17 в. наряду с различием и общие черты этих культур.
Неизжившая себя традиция средневековья, типичная еще для польской живописи той эпохи, все более преодолевалась, когда религиозные представления, характерные для мировосприятия средневековья, сосуществовали в новую эпоху с новым познанием человеком самого себя, и это знание на почве науки, философии и развития гуманизма становилось все более глубоким.
Новое мировосприятие нашло свое выражение в искусстве, и особенно, что характерно для данной исторической эпохи, - в одном из новых и прогрессивных видов художественного творчества 17 в. - в портрете.
Список научной литературыКаменецкая, Елена Казимировна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
1. Славянское барокко. Picторико-культурные проблемы эпохи. Подред. А.И.Рогова, А.В.Лшатова. Л.А.Софроновой. М., 1979; Барокко в славянских культурах. Под ред. А.В.Липатова, А.И.Рогова, Л.А.Софроновой. М., 1982.
2. Свирвда И.И. Польская художественная жизнь конца ХУШ - первойтрети XIX века. М., 1978, с.142-153.
3. Karpoy/ioz М. Sztuka osv/ieeonego oarmatyzum. V/., 1970.
5. Grzybowska T. Ajidrzej o t ech . 1635-1697. Katalog vr/stawy. o lupsk,1973 .
8. Карроvdсz J:I. Jepzy E leu tep oieraiginovT-ski cialapz pol ski ego bapoku. VJr.-V/.-Kp.-Gd., 1974.
11. Kappowlcz M. Dwa kovrienskie pop tpe ty Pacovr: M. A.Palloni czyDanie l Szulc? - BHS, 196 3, n . 3 , 3 .215-219.
14. Keinple И. Baroque a p t , 19б5. Op. c i t .
16. Британишский В. Поэзия, воскрешенная профессораьш. - Вопросылитературы, 1938, Л? 12, с. 115.
17. Тананаева, 1979, с. 15; Venciova т. ы±ь о poczatku. - Tekst,/,1974, }. 4, 3.104-105.
18. Рогов А.и. Основные особенности развития русско-польских культурных связей Б эпоху Возрождения. - В кн.: Культурные связи., 0.166-176; Очерки русской культуры ХУЛ века: Часть П: Духовная культура. Под ред. А.В.Арциховского. М., 1979.
19. Косцова А.С. "Титулярник" из собрашш Государственного Эрмитажа, - Труды Гос. Эрмитажа: T.I, 1959, с.16-40. - 178
20. Черлинка Г.К. Антон Олещинский. Кандидатская диссертация (рукопись). 1982, с.37.
21. Лихачев И. История русской литературы 17 в. М., 1973. Цит. по:Рогов А.И. Основные особенности развития русско-культурных связей., с.166.
22. Портрет в европейской живописи. Каталог. Автор вступительнойстатьи Алпатов М.М., 1972, с.9. 55. Тананаева, 1979.
23. Морозов А.А., Софронова Л.А. Эмблематжа и ее место в искусстве барокко. - В сб.: Славянское барокко., с.11-38.
24. Софронова Л.А., Липатов А.В, Барокко., с.7.Тананаева Л.И., I98I
29. Сулеж1Щ1-:ая Т. упоглянула один из испанских портретов, хран^шшийся в галерее Радзивиллов - "Портрет Марии Терезии" - дочери испанского короля Филиппа 1У, жены Людовика ИУ. См. инв. . 1.7I, 11 831.
33. Дж.К.Арган,цит.по: Софронова Л.A. Некоторые черты художественной природы польского и русского театров..с.173,174.
34. Ротенберг lil.H. Западноевропейское искусство ШИ века.М,,1971.
37. Skrudlik М. Zijoie 1 dz i e l a malarza bernardynskiego Pranciszeka Lekszyckiego. Sandomierz, 1916; Malarstwo pel sk ie , 1971, 3.368-371.
38. Ф.Лекшш1кий исполнил в 1387-1358 гг. 13 каотин для иезуитского собора в Гродно. Среди этих изображений тлеются едены из жизни гродничан, носящие бытовой характер.
42. Б искусстве Гданьска Л.Кшижановский выделяет культурно-художественный период, охватыващий 1580-1630-ые годы,характеризуя его стиль,как "северный маньеризм",главной особенностью которого является господство "нидерландизма". Krzyrzanowski
46. Go:upoHOBa Л. Некоторые черты худо;;:ественной поироды польского и русского театра }^Т1->1УШ в в . . . . с . 177.
47. МОрозов А., Софронова Л. Эмблематика и ее место в искусствебарокко. . . ,0.21. 123 . Malarstv/o ро1з}г1е, 1971, з . 330.
49. Аналогичная композиция поколенного изображения с подобнойпозой встречается у голландских мастерев,например, у П.Морелса (I57I-I638), Я.Лидтса (Литса, ?-ок.1557 г . ) .
51. Kamieniecka S . , 1975 , o. 357-372.
54. Grzybkow3ka 2, Andrzej Steoh. Op. o i t .
57. Мастера исг'усства об искусстве. T . I . Под ред. Б.Терновца.М.,1937, с.514; Ротвнбепг iilJl. Западно ев pone йсрюе ИСКУССТВО ХШ века. . , с.78.
58. ГлаЕ№1е направления развития художественной КУЛЬТУПЫ 17 в .ведуг1их западноевоопейскйх стран, основные художественные тенденщш апохи, художественные стили яоко охарактеоизованы в ранее названной книге Ротенбеог Е.И.
59. Построение композиции группового портрета,введение в нее реалий из мира детских забав напоминает произведение Ф.де Шампеня "Портреты детей семейства Монтмор" 1649 г. (Реймс, музей Сан Дени). (См.: Dorivil i3. Op. e i t . , taol.197.
60. ЯК0ВКИН И. История Села Царского. СПБ. 1829, с.185.
61. Экспозицией руководил Л.Пфанцельдт, опись для Конторы Строения Села Царского составил В.Неелов. Яковкин И.. ,с.186.
62. АрхиБ БШ (Ленинград).фонд 170,оп.1.ед.хр.№ 67(1769 г.).№ 8.
63. Архив Эщитажа, фонд J5 I . оп.УП,лит."Е"; I8I8 г . , д . В 17,л.20 (105).
64. Там же, I860 г . , д. }& 2, л.45.
65. Бенуа A. Царское Село., с.132.
66. Dro3t Tt. Danzigei? MalejCriJ. Op. 3it., 3.131.
67. Изерг1ша A.H. Немецкая живопись ХУЛ в.., с.53.
68. Чечулин Ы.Д. Государи из дома Романовых. М.Д913. с.84;Ранняя русская драматургия ИЛ - первой половины ХУШ века.Под ред. А.Робинсона. М., 1972, с.7. 186.3ystron 3t. Dzieje obyezajov/ vf davmej Pol^cerWisk XVI-XVII, 3229.
69. В инвентаре 1768 Г.( .^fchivram Raoziwillowskie, Dzielo ХШ1,Nr.946, nn.142,144-146) - портретного собрания Радзивиллов в Несвиже перечислены портреты трех сыновей Михаила Казимира, изображения Лщдвика и Яна - отсутствуют.
70. В0ГА (Волынский областной Гос. Архив в Луцке), ф.312,оп.1,д.А» 97, фото 6 / 1 .
74. Ротенберг E. Западаоевропейское искусство.. с. 61.
76. В дальнейшем ссылки на генеалогический альбом Радзивилловданы в сокращении, с указанием номера листа с рисунком. Например: ГАР В I.
77. La pe in tu re polonaise du XVI - e au debut du XX-e s iee le .Cata log elabore .^ зоиз l a redact ion de Krystiny Sroczynska.Varsovie , 19 79.
78. Среди портретов ректоров и профессоров Виленской Академииследует упомянуть Казжлира Сарбевского (I595-I640),гуманиста, крупнейшего представителя барочной поэзии, з^еного,философа. К одному из сочинений поэта Рубенс выполнил титульный лист (1632).
79. GumoYf3ki М. vTilenska czkola meda l i e r ska vf XVI, XVII v/ieku.i '/ilno, 1929, з . 1 г , tabl .VI-XX.
81. Lexicon der ch r i a t l i chan Ikonographie. Eerausgegeb-en von Snge lbe r t Kirchbauro.Roirb-Ppeibourg-Wien, 1970, 3.570.
82. В a to у.*-ski Z. Abraoham van Westerfeld. Kr . , 1932j Sav/icka 3t .otrrity vi pysunkach gaoinetu rycin warszavi-skiego uniwersytet u . 19 39-1945. iV., 1946.
83. Kotltibaj Ed. Zycie Janiisza Radziwilla. Op. c i t . .
88. Lopacinski E. Nieznane dane. . .Op. c i t . , s .49 ,62 ,63 .