автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Основные тенденции взаимодействия христианства и архаических верований в культуре Древней Руси

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Карпов, Александр Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Основные тенденции взаимодействия христианства и архаических верований в культуре Древней Руси'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Карпов, Александр Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКО-ЯЗЫЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ.

1.1 Теоретико-методологические аспекты исследования религиозной эволюции в эпоху перехода от язычества к христианству.

1.2 Изучение древнерусской религиозности и концепция «двоеверия» в отечественной гуманитарной науке.

ГЛАВА 2. ОТ ПОЛИТЕИЗМА К МОНОТЕИЗМУ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОППОЗИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМ.

2.1 Древнерусское язычество как системно-структурное образование.

2.2 Утверждение христианского вероучения: социокультурные факторы и религиозномировоззренческий процесс.

ГЛАВА 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОСМЕРТНОМ СУЩЕСТВОВАНИИ В ЭПОХУ ХРИСТИАНИЗАЦИИ.

3.1 Воззрения на загробную жизнь в контексте архаической картины мира.

3.2 Этапы и формы распространения христианской эсхатологии.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Карпов, Александр Владимирович

Актуальность диссертационного исследования. Изучение религиозных верований и обрядов как составной части общечеловеческой духовной культуры остается одним из важнейших направлений современной гуманитарной науки. При этом сохраняет свою актуальность и проблема взаимодействия различных религиозных систем в рамках тех или иных политических и этнокультурных сообществ.

Широко отмечавшиеся 1000-летие крещения Руси и 2000-летие христианства обусловили усиление общественного и научного интереса к эпохе становления Русской Церкви и Русского христианского государства. К тому важнейшему периоду отечественной истории когда сформировались характерные черты национальной религиозной традиции, оказывавшей определяющее влияние на духовную жизнь России.

Среди различных сторон и аспектов такой многогранной темы, как религиозная жизнь Древней Руси, следует выделить проблему взаимоотношений христианства и язычества. Концептуальное осмысление этих отношений по-прежнему остается насущной задачей российской гуманитарной науки. Несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных частным сюжетам, до сих пор отсутствует целостное объяснение сложного и неоднозначного процесса распространения христианского вероучения как социокультурного и религиозно-мировоззренческого феномена. Эпоха раннего средневековья только в последнее время стала восприниматься как историческое ядро древнерусской цивилизации, базовые ценности и ориентиры которой определили направление тысячелетнего пути русской культуры. Парадигмы общественного сознания, формировавшиеся в переходный период христианизации, устойчиво воздействовали на духовное развитие Руси и в Киевский, и в Московский период. Мнимое противоречие между «Святой Русью» и Русью полуязыческой - «двоеверной» снимается при последовательном анализе реальной религиозной ситуации первых веков христианства в Русской земле. Формирование новой христианской культуры на базе византийского и южнославянского наследия происходило параллельно с динамичной перестройкой всей системы традиционного культурного уклада. Трансформация основных структурных компонентов архаической религиозности была неразрывно связана с общим ходом исторического процесса.

Состояние исследования проблемы. На протяжении XVIII - XX вв. данная проблематика являлась предметом обсуждения в многочисленных трудах историков, философов, филологов, этнографов и фольклористов. Однако ее изучение часто оказывалось в сфере влияния общественно-идеологических факторов, уменьшавших возможности объективного научного анализа. Следует отметить, что в Ф отечественной научной литературе вплоть до начала XX в. религиозная жизнь средневековья преимущественно сводилась к истории богословских идей, отраженных в памятниках церковной письменности. Практически не привлекались археологические источники, имеющие важнейшее значение для реконструкции религиозного сознания Древней Руси.

Проблема соотношения христианских и языческих компонентов древнерусской культуры не являлась приоритетной и в советской науке, сосредоточившей основное внимание на социальных предпосылках и последствиях христианизации. В 60-е - 70-е годы XX века началось активное изучение традиционной духовной культуры и архаических верований славян, в рамках филологических, этнолингвистических и археологических исследований.1 Однако эпоха перехода от язычества к христианству по прежнему рассматривалась на основе сформулированной еще в XIX столетии концепции «двоеверия». Исследования религиозных аспектов древнерусской культуры носили преимущественно обобщенный характер, не учитывалась этнокультурная специфика отдельных регионов, различие в темпах их социально-политического развития. Не уделялось должного внимания комплексу богословско-догматических знаний и канонических правил восточного христианства, которые являлись непосредственной основой становления и развития древнерусской церковной организации. 1980-е и гг. были ознаменованы большим количеством публикаций в той или иной мере связанных с празднованием Тысячелетия крещения Руси. В ряде философских и культурологических работ, принадлежавших перу С.С. Аверинцева, А.Ф. Замалеева, А.Н. Ипатова, Д.С. Лихачева и Н.И. Толстого были высказаны ценные мысли и наблюдения относительно мировоззренческих аспектов введения христианства.2

1 См.:Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. 1)Славянские языковые моделирующие семиотические системы. Древний период. М., 1965; 2) Исследования в области славянских древностей. М., 1974; 3) Славянская мифология // Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 450-456; Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995; Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981; Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

2 См.: Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. М., 1988. № 7. С. 210-220; Замапеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI - XVI вв.). Л., 1987; Замапеев А.Ф., Зоц В.А. Мыслители Киевской Руси. Киев, 1987; Замапеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л., 1991; Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М., 1985; Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. М., 1988. № 6. С. 249-258; Толстой Н.И. Христианизация как фактор усложнения структуры древнеславянской духовной культуры // Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси. М., 1987. С. 5053.

Принципиально новый этап изучения русских религиозных древностей начался в 1990-е годы, что, в первую очередь, было связано с освобождением гуманитарных наук от искусственно навязываемых идеологических установок. Появились не только возможности свободной интерпретации источниковых материалов, но началась постепенная интеграция историко-археологических и философско-культурологических методов изучения древнерусского общества. Прежде всего, здесь следует отметить специальные исследования в области русских христианских древностей, осуществленные А.Е. Мусиным, H.A. Макаровым, В.Я. Петрухиным, JI.A. Беляевым и A.B. Чернецовым.3 Кроме того, в этот период были предложены и новые теоретические подходы к анализу древнерусской религиозности в эпоху христианизации и последующее время.4

Однако, не смотря на это, задача воссоздания реальной картины межрелигиозных контактов в системе древнерусской культуры еще очень далека от решения. Назрела необходимость перейти от анализа отдельных форм взаимодействия христианства и язычества к выработке целостной концепции эволюции религиозного мировоззрения на Руси.

3 Мусин А.Е. Христианские древности Средневековой Руси IX - XIII вв. (по материалам погребальных памятников на территории Новгородской земли): Автореф. дис. . канд. ист. наук. СПб., 1997; Его же. Христианская община в городах Северо-Западной Руси XI - XV вв.: Автореф. дис. . докт. ист. наук. СПб., 2002; Макаров Н.А. К характеристике христианизации древнерусской деревни // КСИА. М., 1991. Вып. 192. С. 65-72; Его же. Первые христиане или последние язычники // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 67-80; Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX - XI вв. М., 1995. С. 195-245; Петрухин В.Я. Древняя Русь. Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. М., 2000. Т. 1. С. 13-410; Беляев Л.А., Чернецов А.В. Русские церковные древности. М., 1996.

4 Мусин А.Е. К характеристике русского средневекового мировоззрения (Проблема "двоеверия": методологический аспект) // Реконструкция древних верований: Источники, метод, цель. Тезисы докладов научной конференции. Л., 1990. С. 48-52; Живов В.М. Двоеверие и особый характер русской культурной традиции // РЫЫс^а з1ауюа: К 70-летию академика Н.И.Толстого. М., 1993. С. 50-54; Толстой Н.И. Язычество древних славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996. С. 234-260; Петрухин В .Я. Древнерусское двоеверие: понятие и феномен // Славяноведение. М., 1996. № 1. С. 4446. Ивахненко Е.В. Средневековое двоеверие и русская литературно-философская мысль Нового времени // Рубежи. М., 1996. № 1. С. 40-48; 1997. № 1. С. 60-71; № 2. С. 46-52.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является реконструкция основных тенденций взаимодействия христианства и архаических верований в системе древнерусской культуры X - XI вв. Данная целевая установка обусловила постановку и решение следующих задач:

1. Рассмотреть теоретико-методологические аспекты исследования религиозной эволюции в эпоху перехода от язычества к христианству;

2. Проанализировать исследовательский опыт изучения древнерусской религиозности в отечественной гуманитарной науке;

3. Выявить и уточнить системно-структурные характеристики древнерусского язычества;

4. Исследовать социокультурные факторы и религиозно-мировоззренческое содержание процесса утверждение христианского вероучения;

5. Определить основные черты восточнославянских воззрений на загробную жизнь в контексте архаической картины мира;

6. Показать этапы и формы распространения христианской эсхатологии.

Источники диссертационного исследования. В работе использовались письменные и археологические источники, отражающие реалии религиозной жизни древнерусского общества. В число первых входят летописи, агиографические произведения, разнообразные сочинения церковно-богословского характера. Археологические источники представлены материалами раскопок поселений и погребальных сооружений на территории Древней Руси X - XI вв.

Методологические основания диссертационного исследования. Методология исследования базируется на принципах объективности и комплексного анализа поставленных проблем. В работе используются методы историко-религиоведческой реконструкции, сравнительного, типологического, структурного и функционального анализа. Реконструируемые процессы религиозной жизни общества анализируются в рамках системного подхода, а древнерусская культура рассматривается как открытая семиотическая система.

Научная новизна исследования. Представленная диссертация -первое в отечественной науке комплексное исследование, в котором процесс взаимодействия христианства и язычества в раннесредневековой Руси реконструируется как целостный религиозно-мировоззренческий и социокультурный феномен. В диссертации:

1. Выявляются новые возможности религиоведческой интерпретации культурных трансформаций эпохи перехода от язычества к христианству;

2. Феномен взаимодействия монотеизма и политеизма рассматривается с точки зрения отношений оппозиционных мировоззренческих систем;

3. Исследуются базовые изменения в концепции посмертного существования под влиянием христианизации.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Результаты данного диссертационного исследования могут быть использованы в исследовательской работе, а также в учебно-педагогической практике при составлении учебников и пособий, для разработки лекционных курсов по истории религии и теоретическому религиоведению, проблемам христианизации и религиозной жизни Средневековой Руси.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора общим объемом 2,5 п.л. По теме диссертации автором делались сообщения и доклады на научных конференциях: «Грани культуры» (СПб., 1997), «Вторая всероссийская церковно-археологическая конференция» (СПб., 1998), «Символ в религии» (СПб., 1998), «Церковные памятники в современной российской культуре» (СПб., 1999) «Сакральные тексты в истории культуры» (СПб., 1999), «Христианский мир: религия, культура, этнос» (СПб., 2000), «Вера и ритуал» (СПб., 2001), «Музей. Общество. Религия: Аспекты взаимодействия» (СПб., 2002). Диссертация обсуждена на заседании Ученого совета Государственного музея истории религии и рекомендована к защите.

Структура диссертационного исследования. Структура диссертации определена поставленными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (каждая из которых разделяется на два параграфа), заключения, списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Основные тенденции взаимодействия христианства и архаических верований в культуре Древней Руси"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационно-семиотический подход к культуре человеческого общества позволяет рассматривать религию как одну из социальных (надбиологических) программ жизнедеятельности, поведения и общения. При этом в религии последовательно выделяется сфера вероучения и сфера ритуальной практики. Вероучительные принципы, служат основой формирования религиозного мировоззрения, являющегося ядром индивидуального религиозного сознания. Последнее следует понимать как своеобразную «операционную систему», имеющую дело с массивами информации, из которых конструируется религиозное мировоззрение. Разграничив и соотнеся между собой эти понятия, исследователь расширяет возможности анализа явлений духовной жизни, так как он четко отделяет саму религиозно-значимую информацию от механизмов ее хранения, обработки и трансляции.

Признание восточнославянского язычества многоэлементным комплексом с разной степенью системной интеграции его отдельных частей создает возможность рассмотрения взаимодействия архаических верований и христианства как «наложения» двух оппозиционных мировоззренческих систем. Анализ христианизации с этой точки зрения показывает многовариантность возможных результатов данного процесса. При условии осознания оппозиционности древнерусский человек либо признавал христианские идеи, отвергая языческие, либо вовсе не принимал христианства. В случае отсутствия понимания несовместимости тех или иных вероучительных принципов христианства и архаических верований возникали явления синкретической религиозности, но чаще всего элементы языческой традиции «встраивались» в религиозное сознание христианизируемого общества, приобретая в нем автономное и «самодостаточное» положение.

Древнерусские христианско-языческие взаимоотношения редко становились предметом специальных монографических исследований. История изучения проблемы показывает, что к ней обращались либо на страницах трудов, посвященных церковной истории, либо в работах, освещавших языческую религиозность древних славян. Также, в качестве частного сюжета, она рассматривалась в общих курсах истории России. Ценные теоретические выводы и огромный фактический материал, накопленный на протяжении двух столетий, не был полностью осмыслен и современной наукой. Несмотря на многочисленные концепции, исследование этой сложной и многогранной темы пока еще остается на уровне обобщающих наблюдений, не позволяющих всесторонне выявить реальное содержание эволюции религиозного мировоззрения древнерусского общества в эпоху введения христианства.

Анализ древнерусского язычества с целью выявления его структурных характеристик показывает наличие в рамках мировоззренческого комплекса двух системных образований, первым из которых являются политеистические, а вторым - магические верования. Частично связанные между собой генетически, они оформились в качестве самостоятельных областей массовой религиозности, что непосредственно повлияло на ход религиозной эволюции Древней Руси в период раннего средневекоья.

Изучение христианизации в контексте социокультурной истории Х-Х1 вв. показывает сложность и нелинейность процесса распространения христианского учения в народной среде. Анализ социальной и этнической ситуации на разных хронологических срезах свидетельствует о наличии целой группы неоднократно менявшихся факторов, под влиянием которых эволюционировало религиозное сознание населения.

Начиная с середины IX столетия, Русь становится зоной пересечения двух религиозно-культурных импульсов, связанных с возникновением и развитием транзитных торговых путей по важнейшим рекам Восточной Европы. Один из них, североевропейский, исходивший с берегов Балтики, содержал в себе информацию, как о языческой религии скандинавов, так и о культуре христианских государств Западной Европы. Независимо от религиозной принадлежности участников военно-торговых отрядов, перемещавшихся по речным маршрутам Балтийско-Волжского и Днепровского путей, они уже в силу своей постоянной транзитной деятельности были носителями разнообразных сведений о жизни и духовной культуре христианских европейских государств и Византии. С другой стороны, те же скандинавские, или скандинаво-славянские торговые караваны, неоднократно бывая в мусульманских или частично исламизированных странах Прикаспийского бассейна, невольно становились носителями информации о мусульманской монотеистической религиозности. Очевидно, что адекватность восприятия христианского и мусульманского учения о едином Боге в среде торговцев на «великих водных путях» была весьма невысока. Вряд ли они обладали подробными знаниями о сущности монотеистических религий. Однако, даже самый примитивный уровень восприятия идеи монотеизма, независимо от соотношений его с собственной религиозностью, изменял религиозно-культурные ситуацию как внутри самих торговых объединений, так и в среде населения, с которым они общались в пунктах остановок и торговли на берегах длинных речных магистралей.

Период, предшествовавший крещению Руси, проходивший под знаком вовлеченности восточных славян и их соседей финно-угров в трансъевропейскую торговлю, создавал атмосферу открытости и расположенности к межкультурным контактам. С известной долей гипотетичности можно предполагать, что местная племенная знать и отдельные группы населения, наиболее активно участвовавшие в функционировании водных путей, были знакомы с некоторыми элементами христианской и мусульманской религиозных традиций.

С другой стороны, к концу X столетия началось интенсивное распространение христианства в среде военно-дружинной знати и боярской аристократии из окружения киевских князей. Впрочем, религизная политика первых лет княжения Владимира Святого была связана с укреплением языческого культа. Не исключено, что новые святилища были устроены не только в Киеве и Новгороде, но и в других крупных городах Руси.

Проведенное нами исследование с большой степенью убедительности показывает, что основной линией государства и Церкви в распространении христианского мировоззрения - стала борьба с политеизмом за утверждение монотеизма. Религиозная политика князя Владимира включала в себя разрушение святилищ, строительство храмов и массовое крещение населения. То есть она была направлена только против одной части древнего мировоззрения - культа богов. Политеизм и считался «верой», которую сменяли на христианство. Очевидно, не требует дополнительных доказательств предположение о том, что ни князь Владимир, ни его окружение не собирались бороться с представлениями о домовых и леших или с весенне-летними аграрными праздниками. По всей вероятности, в глазах аристократического слоя, а тем более и самого народа, эти явления духовной культуры не были тем язычеством, которое противостояло христианству. Следует учитывать и государственный характер культа богов - Перуна, Велеса, Хорса, почитание которых как бы находилось в сфере ведения государственной власти. Соответственно домашние («семейные») верования и обряды были совершенно не подконтрольны государству. И оно не вмешивалась в эту сферу, не имея механизмов контроля и управления данной областью религиозной культуры. Великий князь мог повелеть разрушить капища, воздвигнуть храмы, крестить население в водах рек и озер, но он не мог организовать контроль за внутрисемейной религиозностью древнерусских людей.

Воззрения на загробный мир, являвшиеся частью традиционной духовной культуры древних славян, характеризовались наличием архаичных черт, восходящих к эпохе индоевропейского единства. При этом обряд сожжения умерших, мифологически осмысляемый и как «очищение огнем», и как средство обеспечить ушедшему в мир иной «спокойный сон», в V - VII вв. соединился с практикой насыпания курганов. Курган у восточных славян, по всей видимости, моделировал гору, вершина которой служит входом в потустороннее. Именно в этом аспекте получает свое объяснение ритуал помещения остатков сожжения умерших на вершину курганной насыпи. С этим может быть и связано и до сих пор трудно объяснимое место начальной летописи, где говорится о погребальных сооружениях в виде «столпов на путехъ», по-видимому, являвшихся одним из элементов балто-славянской мифо-ритуальной традиции.

Христианизации Руси вызвала достаточно быструю эволюцию погребального обряда. Переход от сожжений умерших к малоинвентарным или безинвентарным погребениям - ингумациям, даже несмотря на сохранение собственно курганной формы могильного сооружения, свидетельствует о постепенной христианизация архаических представлений о потустороннем мире, внедрении в массовое сознание христианской эсхатологии и сотериологии. Изменение представлений о загробном мире, вызванное воздействием христианства, непосредственно зависело от осознания язычниками оппозиционности собственных воззрений и христианской идеи посмертного существования души. В случае понимания данной оппозиционности, вчерашние язычники, принимая христианство, усваивали идеи посмертного Воскресения и Воздаяния. Однако усвоение этих идей не препятствовало частичному сохранению архаических представлений о загробном мире как зеркальном отражении земного. Только теперь эти представления сохраняли свою силу для периода между смертью человека и всеобщим Воскресением. Поэтому, комплекс действий, связанных с верой в необходимость снабжать умершего предметами быта и орудиями труда, известен по древнерусским археологическим памятникам XI - XIII вв.

В целом, на протяжении первых столетий распространения новой христианской религии язычество смещалось на периферию духовной жизни Руси и в социокультурном, и в географическом значении. Христианизация как некая константа в системе «религиозных координат» оставалась ведущим фактором развития древнерусского общества в эпоху раннего средневековья.

 

Список научной литературыКарпов, Александр Владимирович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абрамова М.А. Фактор религиозности в системе мотивации поведения индивида: Автореф. дис. . канд. философ, наук. М., 2001.

2. Авдеев А.Г. Галичская земля в XII XV веках (по житию преп. Паисия Галичского): Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 2001.

3. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. М., 1988. №7. С. 210-220.

4. Агапкина Т.А. Пускать по воде // Славяноведение. М., 2002. № 6. С. 47-51.

5. Агапкина Т.А. Дуб // Славяноведение. М., 1999. № 6. С. 94-99.

6. Агапкина Т.А. Ель // Живая старина. М., 1997. № 1. С. 3-6.

7. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002.

8. Аграфонов П.Г. Забытый исследователь Ярославского края // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 1997. № 1. С. 7-12.

9. Аграфонов П.Г. Исследования I Харитоновского курганного могильника // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья. Н. Новгород, 1992. С. 117-119.

10. Археология Прикарпатья, Волыни и Закарпатья: (раннеславянский и древнерусский периоды). Киев, 1990.

11. И.Архипова E.H. О месте погребения Ярослава Мудрого (проблема княжеской усыпальницы) // Российская археология. М., 2001. № 1. С. 37-44.

12. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

13. Н.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994.1. Т. 1-3.

14. Бадалян Д. Дела давно минувших дней // Северная столица. СПб., 1994. № 16. С. 21.

15. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.

16. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования традиционной культуры восточных славян: Автореф. дис. . докт. ист. наук. СПб., 1995.

17. Байбурин А.К. Тоска и страх в контексте похоронной обрядности // Труды факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. СПб., 2001. С. 96-115.

18. Баксанский O.E., Кучер E.H. Современный когнитивный подход к категории «образ мира» // Вопросы философии. М., 2002. № 8. С. 52-69.

19. Бегунов Ю.К. Александр Яковлевич Артынов и его сказочные повести // Карабиха: Историко-литературный сборник. Ярославль, 1997. Вып. 3. С. 292-309.

20. Бегунов Ю.К. Великий Новгород и ростовский сказочник А. Артынов // Сказания Великого Новгорода, записанные Александром Артыновым. М., 2000. С. 3-12.

21. Бейлекчи B.C. Раскопки в Ростовском кремле // АО 1997 года. М., 1999. С. 70-71.

22. Беликов С.Е. Отношения человек медведи // Медведи в СССР: Сб. научн. трудов. Новосибирск, 1991. С. 10-20.

23. Большаков О.Г. Уточнения к переводу «Записки» Ибн Фадлана // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1998 год. М., 2000. С. 54-63.

24. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971.

25. Брайчевский М.Ю. Движения волхвов в Северо-Восточной Руси в XI в. // Генезис и развитие феодализма в России. JL, 1985. С. 48-61.

26. Бугославский С.А. Литература Ростова XIII XIV вв. // История русской литературы. М. -Л., 1946. Т.2. Ч. 1. С. 64-66.

27. Бугославский С.А. Литературная традиция в северовосточной русской агиографии // Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук. Л., 1928. Т. 101. № 3. С. 332-336.

28. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2.

29. Бушуев А.Е. К вопросу о средневековом погребальном обряде // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья. Н. Новгород, 1992. С. 122-124.

30. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999.

31. Васильев Ю.С. Герасим Вологодский и начало города Вологды // Вологда: Краеведческий альманах. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 588-600.

32. Вахрина А.П. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского // СРМ. Ростов, 1995. Вып. 8. С. 113-128.

33. Вахтанов С.Н. Некрополь Рождественского собора г. Суздаля: справочный материал. Суздаль, 1996. (машинопись) // Хранится в отделе архитектуры Суздальского филиала Государственного Владимиро-Суздальского музея заповедника.

34. В л асов В.Г. Древнерусская агрономия и христианство // Наука и жизнь. М., 1989. № 9. С. 44-49.

35. Власова В.Б. Исторический факт в потоке парадигмальных сдвигов // Философские науки. М., 1999. № 3-4. С. 67-81.

36. Вовина О.П. Чувашская киреметь: традиции и символы в освоении сакрального пространства // Этнографическое обозрение. М., 2002. № 4. С. 39-65.

37. Водопьянова H.A. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального: Автореф. дис. . канд. философ, наук. Ставрополь, 2001.

38. Волкова М.С. Культ предков в религиозных верованиях мордвы: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Саранск, 2001.

39. Воронин H.H. «Житие Леонтия Ростовского» и византийско-русские отношения второй половины XII в. // Византийский временник. М., 1963. Т. 23. С. 23-46.

40. Гладких C.B. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры: Автореф. дис. .канд. философ, наук. Ставрополь, 2001.

41. Гойман A.A. Некоторые аспекты картины мира человека Древней Руси: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Ярославль, 2001.

42. Голубева Л.А. Весь и славяне на Белом озере. М., 1973.

43. Голубева Л.А. Пестовские курганы // Культура Древней Руси. М., 1966. С. 53-60.

44. Голубева Л.А., Кочкуркина С.И. Белозерская весь. Петрозаводск, 1991.

45. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Сергиев Посад, 1894.

46. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви

47. Гольмстен В.В., Горюнова Е.И. О мордовском «феодализме» // КСИИМК. М., 1940. № 8. С. 42-48.

48. Горбунова М.Г. Диалектика язычества и православия в структуре русского менталитета: Автореф. дис. . канд. философ, наук. Н.Новгород, 2001.

49. Гордеев С.П. Страсти по Владимиру // Записки Владимирских краеведов. М., 2000. Вып. 3. С. 74-78.

50. Гуляев В.И. Погребальная обрядность: структура, семантика и социальная интерпретация // Российская археология. М., 1995. № 2. С. 84-85.51 .Гуревич Ф.Д. Погребальные памятники жителей Новогрудка // КСИА. М., 1983. Вып. 175. С. 48-54.

51. Гусева Т.В. Религиозные представления жителей средневекового Городца на Волге // Материальная и духовная культура феодальной России. Горький, 1990. С. 48-54.

52. Гухман В.Б. Философская сущность информационного подхода: Автореф. дис. . докт. философ, наук. М., 2001.

53. Дмитриева Т.Н. К проблеме поиска метода реконструкции древних верований // Реконструкция древних верований: Источники, метод, цель. СПб., 1991. С. 3-11.

54. Древнерусские города в древнескандинавской письменности. / Составители Г.В. Глазырина и Т.Н. Джаксон. М., 1987.

55. Дриккер A.C. Информационный ключ к истории (индивид и общество) // Философские науки. М., 1999. № 1-2. С. 114-132.

56. Дубов И.В., Седых В.Н. «Свекор-батька говорит: к нам медведицу ведут» // Живая старина. М., 1997. № 4. С. 40-41.

57. Дубов И.В., Седых В.Н. Тимирево в свете новейших исследований // Славяно-русские древности. СПб., 1995. Вып. 2. С. 102-117.

58. Едовин А.Г. Заволочье в средневековой русской истории (XI XIII вв.): Автореф. дис. . канд. ист. наук. Архангельск, 2001.

59. Еременко B.B. «Кельтская вуаль» и зарубинецкая культура. СПб., 1997.

60. Ефименко М.Н. Религиозная традиция как предмет социально-философского анализа: Автореф. дис. . докт. философ, наук. М., 2001.

61. Жарнов Ю.Э. Раскопки усадьбы в "Ветчаном городе" Владимира // АО 1995 года. М., 1996. С. 135-136.

62. Захаров С.Д. Средневековое Белоозеро. Становление и развитие городского центра на северной периферии Древней Руси: Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 2002.

63. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 1998. Т. 1.

64. Иванов Вяч. Вс. Проблемы реконструкции общеиндоевропейского погребального обряда и ритуального текста // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности. Погребальный обряд. Тез. докл. научн. конференции. М., 1985. С. 40-41.

65. Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

66. Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965.

67. Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций // Вопросы философии. М., 1998. № 11. С. 37-49.

68. Иустин, архимандрит. Описание Ростовского Богоявленского Авраамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862.

69. Кабанов П. Общественно-политические и исторические взгляды А.П. Щапова. М., 1954.

70. Кадиева Е.К. Гончарная керамика древнерусского поселения Введенское // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья. Н. Новгород, 1992. С. 116-117.

71. Кайдалов H.A. Ростовский Успенский собор и его святыня. Ростов, 1877.

72. Калнынь Л.Э., Клепикова Г.П. Круглый стол «Восточнославянская диалектология, лингвогеография и славянский контекст» // Славяноведение. М., 2002. № 1. С. 120-124.

73. Каргопольцев С.Ю. Северо-Запад Восточной Европы в системе общеевропейских древностей III IV вв.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. СПб., 1994.

74. Кирпичников А.Н. Великий Волжский путь, его историческое и международное значение // Великий Волжский путь. Казань, 2001. С. 19-35.

75. Кирьянова H.A. Земледелие Северо-Восточной Руси XI XV вв. // Материалы по средневековой археологии Северо-Восточной Руси. М., 1991. С. 182-201.

76. Киселева М.С. Древнерусские книжники и власть // Вопросы философии. М., 1998. № 7. С. 127-147.

77. Кожемякин Е.А. Культурологический анализ дискурсивной практики личности в межкультурных коммуникациях: Автореф. дис. . канд. философ, наук. Белгород, 2001.

78. Корнишина Г.А. Традиционно-обрядовая культура в системе мордовского этноса (структура, субъекты, основные компоненты): Автореф. дис. . докт. ист. наук. М., 2001.

79. Корсаков Д.А. Меря и Ростовское княжество. Казань, 1872.

80. Крывелев И. А. Место магии в религиозном комплексе. М., 1973.

81. Крылов А. Историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии. Ярославль, 1860.

82. Кудактин А.Н. Трофические связи медведя на Кавказе // Медведи в СССР: Сб. научн. трудов. Новосибирск, 1991. С. 88-95.

83. Кудряшов A.B. Средневековая история Череповецкой округи по археологическим данным // Череповец: Краеведческий альманах. Вологда, 1999. Вып. 2. С. 5-24.

84. Кудряшов A.B. Средневековое поселение Октябрьский мост на Шексне // Российская археология. М., 2000. № 3. С. 44-57.

85. Куркина JI.B. Славянские термины подсечного земледелия на индоевропейском фоне // Балто-славянские исследования 1998-1999. XIV. М., 2000. С. 8-23.

86. Кучкин В.А. Княжеский помяник в составе Киево-Печерского патерика Иосифа Тризны // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1995 год. М., 1997. С. 166-233.

87. Лазарев Е. Валаам: Россия в миниатюре // Наука и религия. М., 1991. № 9. С. 4-9.

88. Лапшин В.А. Лепная керамика Гнездиловского поселения // Материалы по средневековой археологии Северо-Восточной Рус и. М., 1991. С. 120-129.

89. Лапшин В.А. Лепная керамика Суздаля // Материалы по средневековой археологии Северо-Восточной Руси. М., 1991. С. 130139.

90. Лебедев Г.С. Христианизация Скандинавии: Курс лекций (машинопись). СПб., 2000.

91. Лядова A.B. Стекло Владимиро-Суздальской Руси Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 2001.

92. Макаров H.A. Население Русского Севера в XI XIII вв. М., 1990.,

93. Макаров H.A. Приходская церковь Русского Севера на фоне археологической карты // Культура славян и Руси. М., 1998. С. 393-411.

94. Макаров H.A. Русский Север: таинственное средневековье. М., 1993.

95. Макаров H.A., Беляков A.C. Кемский некрополь в Северном Белозерье // КСИА. М., 1989. № 198. С. 75-84.

96. Мельникова Е.А. Древнескандинавские географические сочинения. М., 1986.

97. Мельникова Е.А. Русско-скандинавские взаимосвязи в процессе христианизации (IX XIII вв.) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1987 год. М., 1989.С. 260-268.

98. Мельникова Е.А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1998 г. М., 2000. С. 143-159.

99. Миллер Н.В. Шаманизм: история, особенности развития (на материалах Западной Сибири): Автореф. дис. . канд. ист. наук. Омск, 2000.

100. Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989.

101. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968.

102. Мокшин Н.Ф. Языческие верования мордвы и ее христианизация //Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск, 1995. С. 298-330.

103. Моторина JI.E. Диалектика общественного и индивидуального сознания и развитие личности // Философские науки. М., 1989. № 3. С. 101.

104. Мошинский JI. Современные лингвистические методы реконструкции праславянских верований // Этимология. 1994-1996. М., 1997. С. 9-20.

105. Насаждение православной христианской веры в России. 988 -1200. Спб., 1900.

106. Недомолкина Н.Г. Векса предшественница Вологды // Вологда: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 47-77.

107. Недошивина Н.Г. Предметы вооружения, снаряжение всадника и верхового коня Тимиревского могильника // Материалы по средневековой археологии Северо-Восточной Руси. М., 1991. С. 165181.

108. Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI IX вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1998 г. М., 2000. С. 264 - 323.

109. Носов Е.Н. Новгородская земля IX XI вв.: (историко-археологические очерки). Диссертация . докт. ист. наук. СПб., 1992. // Архив ИИМК. Ф. 35. Оп. 2-Д. № 493.

110. Носов E.H. Рецензия на кн. Макаров H.A., Захаров С.Д., Бужилова А.П. Средневековое расселение на Белом озере. М., 2001. // Россйская археология. М., 2002. № 4. С. 151-175.

111. Панченко A.A. Из беседы в РНБ 19 марта 2001 г.

112. Пашинина Д.П. Миф как феномен культуры: Автореф. дис. . канд. философ, наук. М., 2001.

113. Петрухин В .Я. Язычество славян в свете междисциплинарных исследований // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1984 год. М., 1985. С. 244-251.

114. Пивоваров В.Г. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола, 1976.

115. Писаренко Ю.Г. Неизвестная страница жизни Ярослава Мудрого //Ярославская старина. Ярославль, 1997, Вып. 4. С. 16-23.

116. Платон (Левшин). Краткая церковная российская история. М., 1829. Т. 1. (3-е изд.)

117. Плохов A.B. Лепная керамика Рюрикова городища и Новгорода // Археологические вести. СПб., 2002. №9. С. 141-153.

118. Погодин М.П. Древняя русская история до монгольского ига. М., 1871.

119. Погребальный обряд племен Северной и Средней Европы в I тыс. до н.э. -1 тыс. н.э. М., 1974.

120. Погребальный обряд: реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений материалы круглого стола // Российская археология. М., 1999. № 1. С. 245-251.

121. Полухина A.A. Славяно-финно-угорские параллели в языческих представлениях народов Волго-Камья: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Ижевск, 1998.

122. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

123. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996.

124. Праздников В.В. Предварительные итоги археологических исследований в г. Ярославле в 1992 1993 гг. // Древности Русского Севера. Вологда, 1997. Вып. 1. С. 231-235.

125. Пронин Г.Н. Погребальные памятники земли словен новгородских (курганы и жальники XI- XIV вв.): Автореф. дисс. . канд. ист. наук. М., 1984.

126. Пуцко В.Г. Крест преп. Авраамия Ростовского // СРМ.

127. Рабинович М.Г. Из истории городских поселений восточных славян // История, культура, фольклор и этнография славянских народов. М., 1968. С. 130-148.

128. Румянцев O.K. Познание как путь освобождения // Философские науки. М., 2002. № 6. С. 146-152.

129. Русанова И.П., Тимощук Б. По следам Збручского идола // Знание-сила. М., 1987. №3. С. 42-47.

130. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Религиозное двоеверие на Руси в XI XII вв. (по материалам городищ-святилищ) // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 144-163.

131. Русинов Н.Д. Ян Плескович // Русская ономастика и ономастика России. М., 1994.

132. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII XIII вв. М., 1993.

133. Рябинин Е.А. Зооморфные украшения древней Руси X-XIV вв. JL, 1981.

134. Рябинин Е.А. Костромское Поволжье в эпоху средневековья. JL, 1986.

135. Рябинин Е.А. О развитии погребального обряда на Северо-Западе Новгородской земли // КСИА. М., 1983. Вып. 175. С. 32-39.

136. Рябинин Е.А. Славяно-мерянские курганные могильники Владимирской земли (по материалам раскопок 1853-1854 гг.) // Проблемы изучения древнерусской культуры. М., 1988. С. 33-47.

137. Рябинин Е.А. Финно-угорские элементы в культуре Северной Руси X-XIV вв.: Автореф. дисс. канд. ист. наук. JI.,1974.

138. Седова М.В., Мухина Т.Ф. Работы во Владимире // АО 1995 г. М., 1997. С. 177-178.

139. Седова М.В., Нестерова Н.В. Раскопки в Ризоположенском монастыре в Суздале // Археологические открытия 2001 года. М., 2002. С. 203-204.

140. Седых В.Н. Новые данные к истории Великого Волжского пути // Великий Волжский путь. Казань, 2001. С. 173-188.

141. Семенченко Г.В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского // ТОДРЛ. Л., 1989. Т. 42. С. 241-253.

142. Сербенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен // Философские науки. М., 1990. № 7. С. 45-47.

143. Сиренов A.B. Степенная книга как исторический источник (редакции XVI начала XVII вв.): Автореф. дис. . канд. ист. наук. СПб., 2001.

144. Ситникова Д.Л. Самоорганизация как механизм обновления культуры: Автореф. дис. . канд. философ, наук. Томск, 2001.

145. Соловьев К.А. Культ святых Бориса и Глеба во властных отношениях Древней Руси XI начала XII в. // Вопросы истории. М., 2002. №5. С. 14-33.

146. Станкевич И.Л. К вопросу о датировке древнерусского поселения Введенское // Памятники железного века и средневековья на Верхней Волге и Верхнем Подвинье. Калинин, 1989. С. 20-25.

147. Творогов О.В. Существовала ли третья редакция «Повести временных лет» // IN MEMORIAM. СПб., 1997. С. 203-209.

148. Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск, 1993.

149. Тимощук Б.А. Восточные славяне: от общины к городам. М., 1995.

150. Титов А.А. Ростовский уезд. М., 1885.

151. Титов А.А. Святыни и древности Ростова Великого. М., 1911.

152. Тойдыбекова Л. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Joensuu, 1997. University of Joensuu. Publications of Karelian Institute. № 116.

153. Толстой M.B. Древния святыни Ростова Великого. М., 1847.

154. Томсинский С.В. Исследование остатков раннесредневековой усадьбы в Угличе // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья. Н.Новгород, 1992. С. 124-125.

155. Топоров В.Н. Еще раз о Велесе-Волосе в контексте «основного» мифа // Балто-славянские этноязыковые отношения в историческом и ареальном прошлом. Тез. докладов. М., 1983. С. 50-56.

156. Топоров В.Н. К реконструкции балто-славянского образа Земли-Матери // Балто-славянские исследования 1998-1999. XIV. М., 2000. С. 239-371.

157. Топоров В.Н. Предыстория литературы у славян: Опыт реконструкции: Введение в курс истории славянских литератур. М., 1998.

158. Топоров В.Н. Святые и святость в русской духовной культуре. Т. 1: Первый век христианства на Руси. М., 1995.

159. Трубачев О.Н. В поисках единства: Взгляд филолога на проблему истоков Руси. М., 1997.

160. Трубачев О.Н. Взгляд на проблему прародины славян (парадоксы науки и парадоксы жизни) // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 53-62.

161. Трубачев О.Н. Мысли о дохристианской религии славян в свете славянского языкознания // Вопросы языкознания. М., 1994. № 6. С. 315.

162. Туровский М.Б. Проблема сознания // Философские науки. М., 1996. № 1-4. С. 151-162.

163. Туровский М.Б., Туровская C.B. Мифология и философия как формы знания // Философские науки. М., 1991. № 10. С. 9-11.

164. Тэннер О. Медведи и другие хищные звери. М., 1980.

165. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973.

166. Угринович Д.М. Религия как предмет социологического исследования // Очерки методологии познания социальных явлений. М., 1970. С. 215-222.

167. Усков Н.Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. Германские земли II/III -XI вв. СПб., 2001.

168. Фаизов С. Ислам в Поволжье: VIII XX вв. Очерк истории. М., 1999.

169. Фехнер М.В. Внешнеэкономические связи по материалам Ярославских могильников // Ярославское Поволжье X XI вв. М., 1963.

170. Фехнер M.B. Тимеревский могильник // Ярославское Поволжье X -XI вв. М., 1963.

171. Фехнер М.В. Шихинская курганная группа // Советская археология. М., 1959. № 4. С. 239-242.

172. Флиер А.Я. Историческая динамика культуры // Философские науки. М., 2000. № 3. С. 167-173.

173. Флиер А.Я. Культура как смысл истории или обоснование исторической культурологии // Философские науки. М., 2000. № 1. С. 62-73.

174. Флоренский П.А. О суеверии // Философские науки. М., 1991. № 5. С. 95-98.

175. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма // Философские науки. М., 1991. № 1. С. 101-108.

176. Франчук В.Ю. Отражение языческого мировоззрения славянства в древнерусском летописании // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 164175.

177. Фроянов И.Я. О языческих «переживаниях» в Верхнем Поволжье второй половины XI в. // Русский Север. Л., 1986. С. 30-49.

178. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1986.

179. Фурасьев А.Г. Динамика культурных трансформаций в междуречье Западной Двины и Великой во второй и третьей четверти I тыс. н.э.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. СПб., 2001.

180. Хелимский Е.А. Компаративистика, уралистика: Лекции и статьи. М., 2000.

181. Хеллер К. Ранние пути из Скандинавии на Волгу // Великий Волжский путь. Казань, 2001. С. 100-109.

182. Хилько И.В. Внетеоретические формы русской средневековой мысли: Автореф. дис. . канд. философ, наук. М., 2001.

183. Хлевов A.A. Формирование германо-скандинавской мифологической системы. СПб., 2001.

184. Хомяков A.C. По поводу статьи И.В. Кириевского "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России" // Полное соб. соч. М., 1861. Т. 1. С. 220-237.

185. Хохлов В.Н. Разведки в Ростовском районе Ярославской области // АО 1984 года. М., 1986. С. 82.

186. Хузин Ф. Булгарская цивилизация и ее международные связи // Великий Волжский путь. Казань, 2001. С. 43-49.

187. Цоль-Адамикова X. Наземные погребения с трупосожжением у славян в свете письменных и археологических источников // Российская археология. М., 1998. № 1. С. 84-90.

188. Чернецов A.B. Двоеверие: мираж или реальность // Живая старина. М., 1994. № 4. С. 18-19.

189. Чернов А. Предварительные итоги тысячелетнего опыта: Беседа с академиком Д.С. Лихачевым // Огонек. М., 1988. № 10. С. 9-12.

190. Чернышова О.В., Комаров Ю.Д. Церковь в Скандинавских странах. М., 1988.

191. Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования: Автореф. дис. . докт. ист. наук. М., 2000.

192. Шутова Н.И. Погребальная обрядность финноязычных народов Среднего Поволжья и Приуралья XVI XIX вв. // Археология и этнография Марийского края. Йошкар-Ола, 1992. Вып. 21. С. 83-97.

193. Щапов А.П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия //Щапов А.П. Сочинения. СПб., 1906. Т. 1. С. 46-83.

194. Щапов А.П. Смесь христианства с язычеством и ересями в древнерусских народных сказаниях о мире // Щапов А.П. Сочинения. СПб., 1906. Т. 1. С. 32-45.

195. Щапов Я.Н. Государство и церковь в Древней Руси X — XIII вв. М., 1989.

196. Щербатов М. История Российская от древнейших времян. СПб., 1794. Т. 1.

197. Элиаде М. Трактат по истории религий. СПб., 1999. Т. 1-2.