автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему: Особенности архитектурной пластики в храмах Камбоджи
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора искусствоведения Самнанг, Теч
Введение. Актуальность темы, критический обзор литературы, методика исследования.4
Глава I. Основные тенденции развития культовых архитектурных сооружений Индии и стран Юго-Восточной Азии.25
1. Значение буддизма в Индии и странах Юго-Восточной Азии.28
2. Космология буддизма и семантика строения храма.34
3. Памятники храмового искусства Индии.40
4. Буддизм в Камбодже. Храмовое строительство в Камбодже. Основные этапы.59
Глава II. Особенности создания экстерьерных и интерьерных построений в храмах Камбоджи.86
1. Принципы создания архитектурного ансамбля в храмовом зодчестве Камбоджи и особенности его восприятия.87
2. Специфика пространственного восприятия храмовых ансамблей. 120
Глава III Мифологические основы образной системы декоративного убранства храмов Камбоджи. Типология создания изобразительного ряда.132
1. Мифологические основы образной системы декоративного убранства храмов Камбоджи. Особенности изобразительных средств в круглой скульптуре.132
2. Стилистические особенности кхмерских рельефных композиций, тематика их пластического воплощения.146
3. Символика и особенности пластического воплощения растительного орнамента.158
Глава IV. Художественные особенности декора Ангкор-Ват. 164
1. Мифологические и религиозные основы содержания декоративного убранства храма.164
2. Структурно-семантические особенности композиционного построения тематических циклов в декоративном убранстве храма 179
3. Анализ пластического и орнаментального декора ансамбля - приемы и средства художественно-образной выразительности
4. Художественная система декоративного убранства Ангкор-Вата и его связь с архитектурой. 238
Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Самнанг, Теч
В настоящей диссертации предполагается выявить и систематизировать особенности взаимосвязи архитектуры и архитектурной пластики в художественном оформлении храмов Камбоджи, выразившиеся в традиционных способах оформления внешнего и внутреннего пространств культовых сооружений, преимущественные преобладание определенных вариантов этого оформления в зависимости от времени создания памятника, а также с учетом влияний искусства других сопредельных государств и культур в определенный исторический момент.
В связи с этим в диссертации предполагается рассмотреть также основные влияния культуры Индии, Китая и стран Индокитая на храмовое зодчество Камбоджи, выделив определенные периоды преимущественного влияния отдельных культур на зодчество кхмеров.
Нам представляется необходимым проанализировать буддийские традиции в монументально-декоративном искусстве Камбоджи, как на содержательном уровне: осмысление ведущих мифологических сюжетов, использованных в декоре храмов Камбоджи, и в частности, Ангкор-Вата, их назначение в общем построении храмового пространства, сходство и различие в трактовке этих сюжетов и персонажей в культурной традиции Индии и стран Индокитая, обратив особое внимание на канонические сюжеты, особенности канонических изображений богов в кхмерском искусстве и их соотношения с каноническими изображениями в Индии и странах буддийского мира.
В диссертации ставится задача проанализировать основные виды монументально-декоративной пластики, использовавшиеся кхмерскими мастерами при оформлении внешнего и внутреннего пространства храмов: круглая скульптура, тематический рельеф, орнаментика.
Автором диссертации сделана попытка выделить характерные особенности в изображении человеческой фигуры в пластическом убранстве храмов, характерные для всех видов архитектурной пластики (круглая скульптура, рельеф, фигуры, включенные в орнаментальные композиции) и проследить эволюцию в построении канонических образов, фигур исторических лиц и т.д.
В диссертации предполагается рассмотреть специфические черты декоративной отделки комплекса: использование и символические значения растительных мотивов и других декоративных элементов убранства храма, национальные особенности декора и их место в создании целостного архитектурного ансамбля, сравнение использования декоративной отделки в храмах предыдущего и последующих периодов, а также выявление сходства и различий в аналогичных постройках этого периода в Индии и странах Индокитая, попытаться определить и проанализировать систему и символическое значение предпочтительного расположения орнаментальных мотивов в пространстве храмов, их связь с традициями кхмерского искусства и одновременно сравнение с построениями в Индии и Индокитае.
В результате проведенного анализа определить общие основополагающие принципы пространственного решения в оформлении внешних и внутренних пространств храма: определенный ритм в чередовании заполненных декором пространств, их символическое значение, связанное с космологическими представлениями древних кхмеров.
Особое место в исследовании займет подробное рассмотрение архитектурного комплекса Ангкор-Ват, изучение художественных особенностей данного памятника в общем контексте кхмерской национальной традиции - духовной культуры, художественных особенностей национального искусства и сравнивая этот архитектурный комплекс с другими сооружениями Камбоджи созданными ранее или одновременно. Диссертант ставит своей целью выявить' характерные именно для этого памятника уникальные черты, и, в первую очередь, подчеркнуть тесную связь архитектуры и скульптурного оформления храма.
В данном исследовании памятник камбоджийской архитектуры Ангкор-Ват изучается на основе материалов, представленных в тексте кандидатской диссертации, посвященной этому феномену национальной культуры, не имеющему аналогов в мировой культуре.
Мы рассматриваем комплекс Ангкор-Ват в общем контексте кхмерской национальной традиции - духовной культуры, художественных особенностей национального искусства, сравнивая данный архитектурный комплекс с другими архитектурными сооружениями Камбоджи, созданными ранее или примерно в одно и то же время с комплексом, и выявляя характерные именно для этого памятника архитектуры черты, а также анализируя на конкретных примерах тесную связь архитектуры и скульптурного оформления храма.
Ансамбль храма Ангкор-Ват бесспорно является важнейшим культурно-историческим памятником Юго-Восточной Азии, расположенным на территории северо-западной части Камбоджи.
Ангкорский период истории Камбоджи (1Х-ХШ вв.н. э.) искусствоведы называют классическим периодом развития средневекового зодчества и ваяния.
В древности этот храм кхмеры называли Преах Вишнолока, привычное же для современников название, вошедшее во все научные труды, архитектурный комплекс получил лишь XIX столетии. Храм строился в XII в. н.э. в эпоху распространения индуистской религии.
В архитектуре храма, орнаментальном оформлении экстерьера отразились черты, присущие индуистскому архитектурному и декоративному искусству, а в оформлении внутреннего убранства прослеживаются черты индуистских (рельефы на стенах), а позднее буддийских традиций (круглая скульптура).
Храм Ангкор-Ват в настоящее время широко известен. Этот памятник привлекал и будет привлекать внимание ученых разных специализаций в разных странах, об этом храме написано множество книг и статей.
Храмовый комплекс был открыт французскими исследователями в период колонизации. Одновременно проводились и первые научные изыскания, появились и стали достоянием общественности первые достоверные описания, выполнены подробные обмеры памятника, сделан подробный план, фотографии отдельных деталей декора и т.д.
В работах французских исследователей уделяется внимание, главным образом, историческим фактам, сопутствующим созданию храмового комплекса, изучению общественных отношений той эпохи, говорится о вхождении кхмеров в индийскую цивилизацию, содержатся первоначальные сведения о народной культуре кхмеров, их фольклоре, декоративно-прикладном искусстве.
Французские ученые внесли достойный вклад в изучение истоков национальных традиций, начало которых лежит в глубокой древности - в культурном наследии кхмеров, относящемуся к доиндуистскому периоду в истории страны.
Тогда же были прочитаны и расшифрованы древнейшие тексты на колоннах, написанные на санскрите, даны необходимые толкования сюжетов индуистской мифологии, использованных в декоративном убранстве храма.
Но в тот период их задачей было привлечь внимание европейцев к ранее неизвестному феномену национальной кхмерской культуры и потому работы носили скоре просветительский характер, не претендуя на полноту изложения материала, столь разнообразного по своему характеру, для освоения и научного осмысления которого требовался длительный период.
Художественная система декора Ангкор-Ват до настоящего времени не. отражена во всей полноте в научных исследованиях зарубежных и отечественных (камбоджийских) исследователей.
В Камбодже существует огромное количество храмов, примерно около 1080, и поэтому в диссертации мы вынуждены обратить внимание лишь на наиболее извес-тные и наиболее значимые в художественном и историческом отношении памятники кхмерского зодчества, являющиеся культурными символами Камбоджи.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования - выявить основные принципы пространственного расположения определенных видов декора в храмах Камбоджи в период сложения и наивысшего расцвета, а также рассмотреть ведущие тенденции, в соответствии с которыми строится восприятие этих памятников архитектуры, сравнивая их с аналогичными образцами культовой архитектуры Индии и стран Юго-Восточной Азии, выявить определенные закономерности в пространственном построении храмов Камбоджи, описать художественную систему сакрального пространства, принципы сложения декоративного убранства интерьера и экстерьера с учетом особенностей национальной культуры кхмеров, изучить особенности пластического и орнаментального декора фасадов и интерьеров камбоджийских храмовых ансамблей, рассмотреть отличия памятников архитектуры кхмеров от творений зодчих стран буддийского мира.
Одна из важнейших задач ~ выявить традиционные национальные черты искусства Камбоджи, которые нашли отражение в пластике и орнаменте убранства храмов страны, и в частности архитектурного комплекса Ангкор-Ват.
Таким образом, предмет исследования - культурная и художественная ценность традиций кхмерского монументально декоративного искусства Камбоджи.
Автором были сделаны фотографии отдельных храмовых построек Камбоджи, а также храмового комплекса Ангкор-Ват, был выверен общий план этого храма.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые в трудах камбоджийских ученых делается попытка сравнительного анализа храмового строительства доанг-корского периода в сопоставлении с постройками Индии и стран Юго-Восточной Азии с целью выявления основных принципов эстетического воздействия монументально-декоративной пластики, а также комплексного научного изучения художественной системы декора Ангкор-Ват, рассмотрения художественных особенностей пластических решений в декоративном убранстве Ангкор-Ва-та и их органической связи с архитектурными формами.
Границы исследования.
Границы исследования определяются следующими рамками: рассмотрение основных тенденций архитектурной пластики в декоре храмов Камбоджи в период с Ш-ХШ вв.
Нам представляется необходимым изложить ведущие принципы мировоззренческих основ, на которых строится визуальный ряд пластических композиций, дать представление об образной системе кхмерского национальной культуры, о традиционной идейной основе декора храмов Камбоджи.
Анализ чисто архитектурных особенностей описываемого периода в истории архитектуры Камбоджи не входит в задачи представленной диссертационной работы.
По ходу исследования нам придется обратиться к рассмотрению особенностей тех архитектурных построений, которые непосредственно связаны с пластическими - элементами декоративного убранства, их композицией и т.д.
В наши задачи также не входит подробное и полное изложение сложной системы мифологической и религиозной культуры
- И кхмеров.
Методика ис следования.
Основным методом исследования выступает системный анализ конкретного материала, его оценка с позиций эстетической и конструктивной наполненности отдельных форм художественной выразительности архитектурной пластики.
Предполагаемый результат - расширить и углубить представление искусствоведов о кхмерском искусстве данного периода, выявить основные тенденции его развития.
Практическое значение диссертационной работы заключается в том,что она может быть использована как учебное пособие по истории декоративной пластики Камбоджи, как справочное и основное пособие для сотрудников музеев, специалистов, работающих в области консервации,реставрации историко-культурных объектов и использовании памятников кхмерского зодчества,а также архитекторов, художников, студентов различных вузов и всех, интерресующихся архитектурой Юго-Восточной Азии.
Предварительно обратимся к основным положениям диссертационной работы.
В первой главе рассматриваются основные тенденции развития конструктивных построений в культовых архитектурных сооружениях Камбоджи, в их взаимосвязи с архитектурой Индии и стран Юго-Восточной Азии.
Здесь также затрагиваются вопросы воздействия буддийских космологических представлений и символики, предполагающих восприятие храмовых комплексов как некого символически организованного пространства, универсума, представляющего вселенную, в полном соответствии с космологическими и мифологическими представлениями буддизма. А также прослеживается эволюция конструктивных построений в храмах Индии и стран Юго-Восточной Азии.
Во второй главе рассматриваются особенности объемно-пространственных решений храмовых архитектурных ансамблей Камбоджи, стремление древних кхмерских зодчих к созданию эстетически-значимого пространственного ландшафта, органически включающего в себя архитектурные сооружения.
Синтетическое взаимодействие архитектуры и природы во все времена выражало присущее человеку стремление к гармонии, к единству с окружающим его миром. В этой связи представляется необходимым выявить некоторые стилевые особенности архитектурного облика храмовых построек Камбоджи.
Синтетическая архитектурно-скульптурная система традиционного кхмерского зодчества обладала собственным, оригинальным и достаточно высоким эстетическим уровнем. Немалую роль здесь сыграли как традиции национального искусства, так и сложная система взаимовлияний художественной культуры Индии и стран Юго-Восточной Азии.
Нами выбраны типологически близкие друг другу памятники архитектуры, что позволяет выявить принципы создания единства, визуальной организации объекта.
В третьей главе диссертант стремился выявить ведущие мифологические сюжеты, использование их в декоре храмовых комплексов Камбоджи, их значение, сходство и различие с традиционной иконографией Индии и стран Юго-Восточной Азии, художественное воплощение распространенных в буддийских странах сюжетных построений, предпочтительное изображение богов в круглой скульптуре, рельефе, горельефных композициях, а также в орнаментальных композициях.
Обращаясь к рассмотрению особенностей образцов круглой, объемной скульптуры, нам необходимо отметить и несколько скептическое отношение к этому виду пластических искусств в трудах ведущих искусствоведов. Так, например, Анри Маршаль высказал в достаточной мере свое отношение" так: " Кхмерские художники могли спорадически создавать отдельные, очень красиво моделированные и совершенно гармоничные статуи, но в целом объемная скульптура менее яркая, особенно при сравнении ее с блестящим расцветом искусства гупта и чалукия в Индии или с прекрасными образцами искусства на Яве"(1).
В связи с этим возникает необходимость выявления предпочтительного использования комплекса приемов изображения человеческого тела в данных техниках, его объемно-пространственного воплощения, существенные отличия каждой эпохи от предыдущей и последующих, разглядеть то, что может обогатить и расширить творческую палитру мастеров монументально-декоративного искусства.
Только изучая, анализируя и обобщая художественный опыт кхмерских мастеров предыдущих поколений в общем контексте развития культуры страны и сопредельных ей стран, рассматривая этот опыт как интеллектуальное и духовное наследие, материализованное в произведениях зодчества, можно определить пути дальнейшего развития в современной художественной практике национального монументального-декоративного искусства.
Завоевания предыдущих эпох в настоящее время на новой почве, в новой реальности, стоящей на более высоком профессиональном и интеллектуальной уровне способны дать не только новый импульс развития национальному искусству, но помочь в создании новых оригинальных произведений, в которых найдут место и завоевания прошлых эпох, что не исключает, однако, использования современных методов и техник, еще не имевших места в прошлом, но соответствующих современным формам монументальной архитектуры, ее принципам ансамблевого построения.
Четвертая глава подводит нас к выявлению основных мифологических сюжетов, использование их в декоре Ангкор-Вата и определение их значения. Сходство и различие мифологичесс-ких образов традиционной кхмерской иконографией, художественное воплощение канонических сюжетов, каноническое изображение богов и героев, составляют основу исследования данной главы. Рассматриваются также структурно-семантические и художественные особенности тематических рельефов комплекса, раскрывая основные принципы их художественного построения.
Автор диссертации пытается выявить особенности декоративной отделки комплекса: растительные мотивы и другие декоративные элементы убранства храма, характерные особенности декора, включение их в ансамблевую структуру памятника.
В данной главе обобщается основные принципы пространственных решений художественной системы декора Ангкор-Ват.
В заключении дается анализ художественной структуры Ангкор-Вата, где подчеркиваются отличия от предыдущих и современных ему храмовых комплексов Камбоджи, рассматривается воздействие этого уникального памятника на дальнейшее развитие культуры Камбоджи, в частности на храмовые комплексы, созданные позже Ангкор-Вата.
Обзор литературы, непосредственно связанной с темой нашей диссертации, представляет определенные трудности, так как существует достаточное количество искусствоведческой литературы, посвященной архитектурным традициям Индии и стран Юго-Восточной Азии, однако в достаточной мере систематического сравнительного анализа монументально-декоративного искусства древней Камбоджи и сопредельных" ей стран не было, возможно, из-за обширности данной темы.
Трудности возникали и в искусствоведческом анализе архитектурного комплекса Ангкор-Ват, так как ни одна сколько-нибудь значительная монография, посвященная искусству стран Индокитая не обходится без краткого описания или хотя бы упоминания о храмовом комплексе Ангкор-Ват.
Следует отметить, что во многих случаях авторы статей и даже монографий, посвященных Ангкор-Вату, ограничивались эмоциональным описанием красот Ангкор-Вата, во многом повторяя исходные положения таких известных ученых-востоковедов, как А.Маршаль и др.
Поэтому мы вынуждены ограничиться лишь беглым упоминанием этих работ, рассматривая наиболее интересные в данном отношении исследования.
Нам представляется необходимым остановиться на более подробном рассмотрении книги видного ученого-индолога Анри Маршаля "Ангкор".
Автор книги долгое время проживал в Камбодже, где был одним из хранителей храмов древних столиц страны. Книга -живой, непосредственный рассказ о наиболее известных памят-■ никах архитектуры и скульптуры Камбоджи 1Х-Х1У вв.
А.Маршаль неоднократно высказывается о существенных отличиях, которые присущи произведениям кхмерских мастеров, -зодчих и ваятелей - от творений их современников в Индии, а также на Яве и в других странах Юго-Восточной Азии.
В его' труде собран интересный материал по истории и этнографии страны, включающий в себя предания кхмерской старины, которые, по мнению автора, хотя и полны чудесного вымысла, но по-своему точно повествуют о событиях далекого прошлого: о происхождении первой кхмерской правящей династии, о происхождении слова "Ангкор", о создании храмового комплекса Ангкор-Ват, систематизирует сведения об открытии камбоджийских памятников искусства.
Начальные упоминания о художественных традициях Камбоджи принадлежат китайским путешественникам и дипломатам. Так, впервые рассказы о самобытной архитектуре страны встречаются в заметках китайского путешественника в VII в.н.э., затем в XIII в. появились записки китайского путешественника, Та Ку-ань, прибывшего в Камбоджу с китайским посольством.
Три века спустя об Ангкоре упоминали испанские миссионеры, которые полагали, что столь совершенный по своей архитектуре и грандиозности воплощения город мог быть построен либо римлянами, либо Александром Македонским.
Действительное открытие храмов Ангкора произошло в 1861 г., благодаря французскому ученому Анри Муо. (История французских исследований камбоджийского культурного наследия древнейших цивилизаций была подробно описана и проанализирована Анри Маршалем).
Рассматривая особенности декоративного убранства, в частности, главной его составляющей - рельефы, автор уделяет особое внимание содержательной стороне изображаемых на стенах храма эпизодов буддийских легенд и мифов, оставляя в стороне художественные особенности декоративной пластики.
Среди работ, написанных российскими авторами следует выделить фундаментальные исследования, каковыми являются монография О.Прокофьева "Искусство Юго-Восточной Азии", С.С.Ожегова, Т.С.Проскуряковой, Хоанг Дао Кинь "Архитектура Индокитая" и альбом Н.И.Рыбаковой "Искусство Камбоджи".
Рассмотрим основные концептуальные положения вышеназванных авторов. Так, в монографии "Искусство Юго-Восточной Азии" в статье Т.С.Проскуряковой "Градостроительство Кампучии" подробно рассматривается и архитектура средневековой Камбоджи.
В задачи автора не входило всестороннее раскрытие роли пластики в архитектуре Ангкор-Вата, однако некоторые наблюдения, сделанные автором статьи, имеют несомненный интерес: выявление роли пластических элементов в композиционном оформлении трех уровней галерей с вертикальной динамикой ансамбля в целом.
В монографии О.Прокофьева "Искусство Юго-Восточной Азии" исследователь особое внимание уделяет аналитическому описанию скульптурных композиций, всегда украшавших древние храмы, эволюцию традиционных приемов в изображении человеческого тела, сочетание различных приемов пластического и композиционного решения скульптур, самобытности стилистики кхмерских барельефов, отмечая, что их содержательная основа определена индийскими эпическими сказаниями и легендами.
Автор отмечает как характерную особенность кхмерских тематических рельефов необычайное мастерство в изображении массовых сцен, например, батальных.
Следует упомянуть содержательную статью Н. И. Рыбаковой в книге "Искусство Камбоджи", в которой дан обстоятельный и продуманный обзор эволюции кхмерской храмовой архитектуры средневековой Камбоджи.
В статье рассказывается о декоративном убранстве Анг-кор-Вата, раскрываются мифологические основы сюжетных построений рельефов.
Автор не ставил целью систематизировать и описать все многообразие форм декоративного оформления храма. Однако замечания и советы Н.И.Рыбаковой, сделанные по кандидатской диссертации, дали возможность автору избежать неточностей и помогли систематизировать свои наблюдения.
В нашем исследовании мы использовали теоретические труды, содержащие основные положения по мифотворчеству, в частности, монографию Е.М.Мелетинского "Поэтика мифа", также научные исследования по истории культуры и искусства Индии, ее религиозных учений.
В диссертации также обращается особое внимание на развитие определенных канонов изображения божеств буддийского и индуистского пантеона (книги К.С.Десаи "Иконография Вишну (В северной Индии, начиная со средних веков"); М.Статлея " Иллюстрированный словарь индуистской иконографии" и др.).
В работе также использовались теоретические труды по основам архитектуры и скульптуры, синтезе изобразительных искусств, основам восприятия произведений архитектуры и декоративной пластики, такие, как книги Б.Р. Виппера "Введение в историческое изучение искусства", А.В.Иконникова "Основы архитектурной композиции" и "Художественный язык архитектуры", А.А.Мельника "Архитектурно-декоративная пластика: Основные закономерности построения рельефа".
Огромную помощь в работе над настоящей диссертацией оказала нам книга профессора И.Г.Кадиной "Оформление городских ансамблей и зон отдыха. Монументальная скульптура", которая содержит целый ряд обобщений по теории и практике монументальной скульптуры, а также личные консультации с автором книги, во многом определившем научный и методологический подход к данной проблеме.
Среди работ, посвященных собственно кхмерской культуре и охватывающих огромный исторический пласт, наибольший интерес представляет двухтомный труд моего соотечественника, историка, культуролога и искусствоведа, профессора Тринг Нгье "История Камбоджи: Цивилизация и культура".
Написанная на кхмерском языке, до настоящего времени не-переведенная на европейские языки, и потому неизвестная широкому миру специалистов, монография объективно и научно обоснованно представляет основные этапы развития и становления культуры Камбоджи с древнейших времен.
Профессор Тринг Нгье уделил самое пристальное внимание изучению связей национального искусства с традициями не только культуры Индии, тема которая так или иначе затрагивается в любом сколько-нибудь серьезном исследовании, но и осветил вопросы взаимоотношений культуры Камбоджи с другой великой державой - Китаем, о чем практически не было написано ничего значительного в научном отношении.
Обращаясь к теме взаимодействия самобытных культур двух стран - Камбоджи и Китая, исследователи ограничивались лишь беглым упоминанием о существовании многовековых торговых, культурных связей между этими государствами, находя порой некоторое типологическое сходство в использовании отдельных совпадений в художественных приемах, изобразительной технике и даже образном решении в искусстве двух стран, ожнако не давая этому научного обоснования.
Тринг Нгье, не преуменьшая значения влияния этих двух великих держав на развитие национальной культуры Камбоджи, отмечает и научно обосновывает самобытность кхмерской культуры, выявляя ее самостоятельность на всех этапах исторического развития.
В монографии представлена другая не менее интересная тема постоянного взаимодействия культур стран Юго-Восточной Азии и Камбоджи.
Автор отмечает несомненное влияние культурных традиций кхмеров на становление культуры и искусства таких стран данного региона, как Бирма и Ява.
Нами также были использованы труды европейских авторов, среди которых следует отметить содержательную монографию Со-ланж Тьери "Кхмеры", а также М.Жито "История Камбоджи".
В истории средневековой архитектуры Индокитайского полуострова особое место занимают величественные культовые сооружения Камбоджи.
Архитектурные памятники, вошедшие в сокровищницу мировой культуры, были созданы в период экономического и политического расцвета страны, который приходится на конец IX - начало XIII века н.э.
Именно тогда были созданы замечательные памятники зодчества, оказавшие впоследствии значительное влияние на культуру сопредельных с Камбоджей стран, таких, как Бирма, Тай-ланд и др.
К середине IX века господство Камбоджи в результате победоносных завоеваний кхмерских правителей распространилось на весь Индокитайский полуостров.
К тому времени государство кхмеров стало великой державой, культурным и религиозным центром которого стал Ангкор, где располагались многочисленные культовые сооружения.
Архитектурный комплекс Ангкора отразил практически всю историю национального монументально-декоративного искусства, за исключением самых ранних его стадий развития.
Именно здесь находились официальные резиденции кхмерских властителей с IX по XV век.
После разрушения королевского города войсками Сиама, утраты Ангкорской империей своего могущества, прекрасные творения кхмерских зодчих постепенно исчезали в зарослях тропической растительности.
Архитектурные памятники страны долгое время оставались неизвестными для европейских ученых.
Только в конце XIX столетия, французскими исследователями было обнаружено множество древних архитектурных памятников, которые на протяжении четырех столетий были скрыты от взора людей.
Ангкор-Ват ("столичный храм"), возведенный в периоде
1113 по 1150 год, сохранился значительно лучше других, остальные храмовые постройки были буквально поглощены тропическим лесом, либо подверглись значительным разрушениям в последующие годы.
Ангкор-Ват являлся культовым сооружением, которое было посвящено прославлению индийских богов, в частности, культу Вишну, и обожествлению кхмерского короля • Суриявармана II. который обессмертил свое имя сооружением этого величественного архитектурного комплекса, о чем свидетельствуют сюжеты настенных рельефов.
В Ангкор-Вате воплотились все достижения долгого пути развития кхмерского искусства, выраженные в совершенной классической форме.
По размерам, монументальности архитектуры и скульптурного убранства Ангкор-Ват принадлежит к числу самых грандиозных памятников средневекового культового зодчества.
Архитектурный комплекс Ангкор-Ват представляет собой ярчайший образец классической простоты форм и органического единства архитектуры и пластических решений скульптурного декора.
Храмовый комплекс Ангкор-Ват не имел аналогов ни в мировой, ни в национальной архитектуре.
Ангкор-Ват занимает как бы особое место и среди предшественников, • и среди своих современников.
Причина, возможно, заключалась в том, что в последующие столетия кхмерские зодчие не имели столь грандиозных возможностей для создания подобного колоссального по своим масштабам сооружения.
Однако, как это часто случается в истории культуры, достижения архитекторов и скульпторов., создававших этот уникальный памятник, не были до конца поняты и осмыслены последующими поколениями.
Важнейшими постройками, возведенными внутри Ангкор Тхома в период правления Джаявармана VII, явились храм Байон и к северу от него не дошедший до нас королевский дворец Джаявармана.
Все возведенные рядом с дворцом сооружения правитель приказал соединить улицами, окаймленными каналами, и террасами, что создавало впечатление единого архитектурного ансамбля.
Самые знаменитые из них - так называемая Слоновая терраса и Терраса прокаженного короля, названная так по найденной там статуе, напоминала о легендарном правителе.
Позднеангкорский период в ангкорской архитектуре также характеризуется сложными объемно-пространственными композиционными решениями.
В данной работе мы ставим своей целью выявить особенности стиля монументально-декоративного искусства, использованное при построение декоративно оформленного пространства камбоджийских храмовых комплексов. а
• Применение понятия стиля к созданиям древних мастеров представляется нам правомерным в том смысле, что оно выявляет общий специфический характер системы использования художественных приемов, основанный на единой образной тенденции.
В кхмерских памятниках культовой архитектуры поражает зрителя прежде всего чувство монументальности, воплощенное в
- 24 масштабности замысла.
Древним мастерам свойственно ощущение величия духа своего времени, и когда они создавали свои великие творения, заключенное в них жизнеутверждающее начало, обращенность к силам природы передается последующим поколениям.
Изобилие форм орнаментальных мотивов, которые сохранили свою символику до наших дней в ювелирных украшениях, в декоре предметов обихода - живое тому свидетельство.
Лучшие образцы храмового зодчества Камбоджи, насыщенные множеством изобразительных и декоративных мотивов являют собой своего рода предельное выражение архитектурного образа, известны прежде всего щедрым скульптурным украшением, умелым выбором личных соотношений масс пластических декоративных элементов по отношению к сооружению в целом.
Совокупность пластического декора и архитектуры является общей чертой для кхмерских культовых сооружений.
Их воздействие на современного человека активно уже по той причине, что они передают через пластический облик этих величественных сооружений сам принцип художественного видения древних кхмеров, наших предков, изначально тяготеющий к устойчивым, стабильным формам, что так необходимо современному человеку на исходе XX столетия.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности архитектурной пластики в храмах Камбоджи"
Заключение.
Высокоразвитая индийская цивилизация длительное время объединяла и способствовала постепенному формированию национальных специфических традиций стран Юго-Восточной Азии.
Воздействие этой системы этических, религиозных и культурных воззрений проявлялось в сопредельных ей странах, оказывая благотворное влияние на различные сферы духовной и практической деятельности, способствуя формированию национального самосознания этих стран и народов: от философских воззрений до строительной культуры, усваивавшей и значительно трансформировавшей в соответствии с собственными национальными традициями наиболее продуктивные индийские архитектурные формы и конструкции.
В самой сложной динамике процесса восприятия стройной системы философских и эстетических воззрений лежала определенная возможность наиболее полного осознания местных, еще зарождавшихся национальных традиций, формирования столь же логически обоснованной самобытной культуры.
Основы национальной культурной традиции нашли свое оригинальное воплощение в необычных и уникальных образцах национальной кхмерской архитектуры.
В художественной культуре Индии и Камбоджи есть много явлений одного типологического плана, хотя и различающихся в своих конкретных выражениях.
Исторические судьбы, драматические повороты истории Камбоджи нашли последовательное и емкое выражение в характере ее выдающихся памятников. Лучшие произведения кхмерских зодчих и ваятелей лишний раз доказывают, что самобытная культура древней Камбоджи не принадлежала к кругу периферийных очагов в развитии искусства, которые способны лишь воспринимать уже готовые стилевые формы более развитой индийской культуры.
Эти особенности выразились в своеобразном совмещении стадий развития архитектурных форм, их пластического воплощения, в сочетании архаизма и неожиданных, опережающих свое время глубоко оригинальных творческих замыслов, в воплощении самых передовых идей и образно-эстетических решений.
Формирование стилевых систем, определивших в дальнейшем эстетические идеалы развития национального искусства, сопровождалось активизацией творческого восприятия чисто национальных форм народного декоративно-прикладного искусства, фольклорного осознания народа Камбоджи окружающей действительности в зримых образах.
Буддизм как устойчивая логически выстроенная религиозно-философская система, обладающая развитой системой мифотворчества, богатой символикой определила и облегчила начальные стадии формирования национального и социального самосознания народов стран буддийской ориентации, способствовала образованию определенной государственной системы.
Более сложным было распространение культурных влияний Китая, которые в Камбодже вызывали в достаточной мере решительное противодействие. Соприкосновение со значительной по своим масштабам и высокоразвитой художественной культурой древнего Китая сказывалось, обычно в формальных, внешних проявлениях, не затрагивающих внутренней сути сложившихся веками региональных эстетических, мировоззренческих факторов, лежащих в основе национального искусства.
Огромное значение в этой связи имеет многозначная символика буддийской мифологической системы, так как именно эта сложная система символических образов легла в основу конструктивно-планировочных построений и расположения декоративных элементов в сооружениях культовой архитектуры Индии и впоследствии стран буддийского окружения.
С космологическими представлениями о строении мира и символическими значениями всех его составляющих частей связывалась и символико-конструктивная модель храма-горы, предназначавшаяся изначально для возвеличивании одного из самых значительных и почитаемых древними кхмерами культов - культа божественного правителя.
Внутреннее пространство храмов Камбоджи воспринималось прежде всего как сакральное пространство: обитель . богов, место пребывания обожествленного правителя или как освященное место погребения, хранения линги.
Такое назначение внутренних храмовых помещений диктовало и избираемые кхмерскими зодчими принципы создания объемно-пространственных построений культовых сооружений и художественно образную систему декоративного оформления монументальных культовых комплексов Камбоджи.
Этими причинами объяснялось постоянное стремление кхмерских зодчих к наиболее выразительному оформлению внешних, обращенных к зрителю, объемов храмов и храмовых комплексов, столь значительная роль архитектурной пластики в архитектуре кхмеров, изобилии в ней круглой скульптуры и разного рода рельефных сложных композиций.
Кхмерские зодчие в полной мере использовали все многообразие приемов построения пространства, которое определило и в настоящее время характер эмоционального воздействия их сооружений.
Значительную роль в кхмерской архитектуре имела своеобразная система взаимодействия материальных форм и пространства, объемно-пространственная композиция, конструктивные воплощения которых менялись от эпохи к эпохе, все более совершенствуясь.
Монументально-декоративное искусство Камбоджи как самостоятельное и самобытное художественное явление сформировалось ко времени сложения независимого феодального государства.
В период зарождения национальной культуры кхмеров, хотя многие конструктивные принципы были восприняты посредством индийских образцов в качестве типологической модели, в многочисленных памятниках национального зодчества явно проявляются элементы местных восходящих к язычеству традиций.
Так, например, в Камбодже не получило развития широко распространенное в Индии и постоянно развивающееся скальное зодчество.
В храмовом строительстве это было связано с огромной трудоемкостью возведения подобных сооружений, отсутствием декоративности внешних объемов сооружений, хотя многие формальные конструктивные и монументально-декоративные элементы этих архитектурных построений были восприняты кхмерскими зодчими и творчески воплощены в оригинальных наземных сооружениях.
Незначительная роль внутренних храмовых помещений, которые были предназначены для священнослужителей, определила и принципы создания объемно-пространственных построений культовых сооружений и художественно образную систему декоративного оформления монументальных культовых архитектурных комплексов Камбоджи.
Этим объяснялось стремление кхмерских зодчих к наиболее выразительному оформлению внешних, обращенных к зрителю, объемов храмов и храмовых комплексов, столь значительная роль архитектурной пластики в архитектуре кхмеров, изобилии в ней круглой скульптуры и разного рода рельефных сложных композиций.
Стремление к созданию ансамблевой организации архитектурного сооружения в определенном ландшафтном пространстве, начавшее формироваться в VII в., в дальнейшем определило и стремление зодчих вписать архитектурный ансамбль в организованное пространство городской застройки.
Динамика развития этих архитектурных моделей построения шла вширь: увеличивались размеры сооружений, зодчие все больше внимания уделяли ландшафтному природному окружению, увеличивалось количество окружающих основное сооружение вспомогательных построек.
Наиболее полно стилистические особенности архитектуры
VII в. отразились в храмовом комплексе Самбор Прей Кук, расположенном в городе Ишанапура (провинция Компонг Тхом; санскритское название - Ишанапутра), одной из древнейших столиц Камбоджи.
Принцип шахматного размещения пяти прасатов на платформе с доминирующим центральным святилищем стал с этого времени самым распространенным в культовом строительстве Камбоджи.
В памятниках первой половины VIII в. таких, как прасат Пхум Прасат, прасат Сахла, Прей Кхменг, Прасат Андет, и во второй половине VIII в. Компонг Преах продолжали развиваться характерные стилеобразующие черты храмов Самбора, обновляя их более обильным пластическим декором, в котором преобладали мотивы растительного орнамента.
Существенным и принципиально новым в культовой архитектуре Камбоджи второй половины VII—VIII веков стало стремление кхмерских зодчих к ландшафтному построению архитектурного ансамбля: здания возводились на естественных возвышениях, согласуясь с рельефными особенностями застраиваемого участка.
Кхмерские памятники архитектуры, такие, как Преах Вихе-ар, Ват Пхоу и Неак Буо, возведенные в северных районах страны на склонах Дангрекских гор,.а также комплекс Байянг в южной части Камбоджи на крутом и высоком холме поблизости от Анкор Барея, последней столицы фунаньских правителей, свидетельствуют о преемственности местных архитектурно-строительных традиций, согласно которым акт поклонения предкам совершался на вершинах гор.
Раннефеодальный период в кхмерском зодчестве (1Х-первая половина XIII вв.) определил важнейшие архитектурно-строительные принципы композиционного построения культовых сооружений. В этот исторический период был создан архитектурный тип строения, присущий только для кхмерского зодчества, прасат.
Одновременно вырабатывались и своеобразные приемы мону-ментальной-декоративного оформления прасата: самобытный тип входного портала, орнаментация поверхностей колонн, перемычки, ведущие начало от деревянных арочных конструкций и перенесенные на скульптурное оформление .из камня.
Начиная с раннеангкорского периода (У-1Х вв.) в архитектуре Камбоджи наметился новый подход к возведению храмовых сооружений: все больше внимания в этот период уделяется ан-самблевости возводимых построек.
Так, например, храмы-горы представляли собой масштабные объемно-пространственные композиции, по основным образцам, в которых можно проследить развитие характерных черт и самобытных особенностей кхмерской архитектуры.
Такое конструктивное решение храмовой архитектуры (храмы-горы) оставалось наиболее распространенным для кхмерской культовой архитектуры на всех исторических этапах ее становления и развития.
Динамика развития этих архитектурных моделей построения культовых сооружений проходила в определенном национальными традиции направлении: значительного увеличения размеров сооружений, зодчие, возводившие величественные архитектурные ансамбли все больше внимания уделяли ландшафтному природному окружению культовых построек, учитывая и чисто практические потребности в эксплуатации данных сооружений, увеличивая количество окружающих основное сооружение вспомогательных построек.
В довольно короткий отрезок времени, период, названный классическим в истории кхмерской архитектуры был возведен величайший памятник национальной культуры, уникальный Ангкор-Ват, ставший впоследствии символом Камбоджи, изображенным на гербе страны, и убедительным доказательством самобытности традиций архитектуры Камбоджи.
В храмовом комплексе Ангкор-Ват с особенной определенностью и четкостью выразились новые для кхмерского зодчества тенденции в пластических решениях объемного построения.
Комплексу в целом присущи единство стиля и глубокий органический синтез архитектуры и пластики, слияние скульптурной изобразительности с архитектурными формами.
В течение столетий в Камбодже, орнаментальная резьба по камню в создании тематических рельефных композиций, украшавших архитектурные поверхности постепенно складывались характерные для национального искусства признаки, такие, как: соотнесенность изображений друг с другом при передаче определенного содержания, взаимосвязь росписей с поверхностями стен и пространством интерьеров, определяющая направление обзора, а также композиционная согласованность масс изображений с логическими паузами, стройность ритма, четкость изображения декоративных элементов, гибкость контурных очертаний и лаконичность форм сюжетных и орнаментальных композиций и, наконец, общее пластическое видение.
Все эти особенности монументально-декоративной пластики нашли свое последовательное воплощение в пластическом убранстве храмового комплекса Ангкор-Ват, который не имеет аналогов ни в мировой, ни в национальной архитектуре.
Ангкор-Ват стоит как бы особняком и среди предшественников, и среди своих современников.
В последующие столетия кхмерские зодчие не имели столь грандиозных материальных возможностей для создания подобного колоссального по своим масштабам сооружения.
Достижения архитекторов и скульпторов, создававших этот величественный памятник, не были до конца поняты и осмыслены последующими поколениями.
Хотя в некоторых храмовых постройках Камбоджи и использовались в последствии некоторые формальные детали принципов построения экстерьера и интерьеров Ангкор-Вата, последующим поколениям кхмерских строителей не доставало того внутреннего такта, той согласованности архитектурных форм и декоративного оформления, каким отличается'Ангкор-Ват.
Одним из таких образцов послеангкорского периода явился храм Бенг Меалеа, расположенный в сорока километрах восточнее Ангкора, пластическом декоративном оформлении которого были представлены скульптурные изображения не только индуистского, но и буддийского содержания.
Важнейшими культовыми постройками данного исторического периода следует назвать храмовый комплекс Байон и расположенный в непосредственной близости дворец Джаявармана.
Многочисленные культовые сооружения Камбоджи в образной форме представляют собой не только основные этапы богатой событиями национальной истории, но и являют собой выразительный художественный образ, неотделимый от природы страны, тесно связанный с окружающим ландшафтом.
Национальная архитектурно-скульптурная система традиционного кхмерского зодчества обладала оригинальным сложным эстетическим уровнем, где немалую роль сыграли и традиции национального искусства, и сложная система взаимовлияний художественной культуры Индии и стран Юго-Восточной Азии.
Скульптурное оформление Ангкор-Вата можно назвать величайшим образцом органичного слияния скульптурной изобразительности с архитектурными формами.
И все же время показало, что многие достижения зодчих Ангкор-Вата могут быть с успехом использованы в XX столетии в архитектуре Камбоджи.
Ярким и впечатляющим примером тому может служить величественный памятник Независимости, сооруженный в центре Пном-Пеня в 1960-е годы талантливым камбоджийским архитектором Ван Моли Ван, скульптором Чан Сам.1
В очертаниях этого грандиозного сооружения ясно прослеживаются черты влияния пластики Ангкор-Вата, современное глубоко оригинальное прочтение опыта древних кхмерских мастеров.
Этот пример убедительно доказывает перспективность более пристального и систематического изучения храмового комплекса Ангкор-Ват не только как великолепного образца прошлых веков, но и как возможность открытия новых путей для национальной архитектуры современной Камбоджи.
Список научной литературыСамнанг, Теч, диссертация по теме "Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов"
1. Алексеев С. Архитектурный орнамент: - М., 1954.
2. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. -Т.1-3. -М.-Л., 1948-1955.
3. Арнхей Р. Динамика архитектурных форм. М., 1984.
4. Архитектура стран Юго-Восточной Азии. М., 1960.
5. Ащепков Е.А. Архитектура Китая: Очерки. М., 1948-1955.
6. Барт А. Религии Индии. М.1897.
7. Барт Р. Мифологии. М., 1957.
8. Бартенев Г.Б. Форма и конструкция в архитектуре. Л., 1968.
9. Боги. Брахманы. Люди. Четыре тысячи лет индуизма. -М.,1969.
10. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. -М.,1993.
11. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия: Исторический очерк. М., 1969.
12. Буддизм: История и культура. М., 1989.
13. Буддизм: Словарь. М., 1992.
14. Бурдель Э.А. Искусство скульптуры. М., 1981.
15. Веймарн К. История искусств всех времен и народов. -В 3-х т. Спб., 1903.
16. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.
17. Вистара: Архитектура Индии. Каталог выставки. Бомбей, 1987.
18. Воронова О.П. Искусство скульптуры. М., 1981.
19. Всеобщая история архитектуры. -В 2-хт. М.,1958-1963.
20. Всеобщая история архитектуры: -Т.9. М.,1971.21.' Всеобщая история искусств. - Т. 1. - М. ,1961.; T.3. - М., 1964.
21. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.
22. Гартман К.О. История архитектуры. В 2-х т. М., 1936-1938. - ■
23. Глазычев В. А. Эволюция творчества в архитектуре. -м.,1986.
24. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. М., 1977.
25. Иконников A.B. Организация пространства и художественный язык архитектуры//Сов. искусствознание. Вып.23. -М. ,1988.
26. Иконников A.B. Художественный язык архитектуры. -М., 1985.
27. Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М., 1971.
28. Индуизм традиции и современность. М., 1985.
29. Искусство стран и народов мира. - Т.2. - М., 1963.
30. Искусство Бирмы. М., 1979.
31. Искусство Китая. М., 1988.
32. Искусство, стран и народов мира. -Т.1. М., 1962; Т. 2. - М. 1965; Т. 4. - М. 1978.
33. Кадина И.' Монументально-декоративная скульптура: Монография. М. :МГХПУ им. С.Г. Строганова, 1996.
34. Кильчевская Э,В. От изобразительности к орнаменту. -М., 1968.
35. Короцкая A.A. Архитектура Индии раннего средневековья. М., 1964.
36. Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М. : Прогресс, 1968.
37. Косиков И.Г. Этнические процессы в Кампучии. -М. ,1988.
38. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983.
39. Крестовский И.В. Монументально-декоративная скульптура. Техника, технология. -М.-Л., 1949.
40. Культура и искусство Индии и стран Дальнего Востока.- Л.: Аврора, 1975.
41. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времён и стилей.: В 4 кн.- М. , 1995.
42. Любке В. История пластики. М., 1870.
43. Маршаль А. Ангкор. М.,1963.
44. Махабхарата. Рамаяна. -М., 1974.
45. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
46. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.
47. Мельник A.A. Архитектурно-декоративная пластика: Основные закономерности построения рельефа. М., 1985.
48. Мельник A.A. Основные закономерности построенияскульптурного рельефа. М., 1985.
49. Миго А. Кхмеры: История Камбоджи с древнейших времен. М., 1973.
50. Мифологмический словарь /Гл. ред. Мелетинский Е.М. -М.: Сов.энциклопедия, 1991.
51. Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. -М.,1978.
52. Можейко И. В. Пять тысяч храмов на берегу Иравади. -М., 1970.
53. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства: От древнейших времен до наших дней. М., 1982.
54. Муриан И.Ф. Искусство Индонезии: С древнейших времен до конца XV века. -М., 1981.
55. Мурина Е.В. Проблема- синтеза пространственных искусств. М., 1962.
56. Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса. -М.,1975.
57. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий. М., 1991.
58. Ожегов С. Архитектура Бирмы. М., 1970.
59. Пенева Н. Фасадные элементы. М., 1986.
60. Подосинов A.B. Пространственные представления в архаических культурах Евразии (ориентация по странам света): Автореф. докт.дисс. М., 1997.
61. Полякова Н.И. Скульптура и пространство: Проблемы соотношения объема и пространственной среды. М., 1982.
62. Прокофьев 0. Искусство Индии (3-е тысячелетие до н. э. XIX в.). - М., 1964.- 268 64. Рамаяна. М., 1986.
63. Рыбакова Н.И. Искусство Камбоджи. М., 1977.
64. Седов Л.А. Ангкорская империя. М.,1967.
65. Сидорова В. Скульптура Древней Индии. М., 1971.
66. Система. Симметрия. Гармония. М., 1988.
67. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. -М. , 1990.
68. Сокровища искусства стран Азии и Африки. Вып.2. -М., 1976.
69. Соловьев Н.К. Художественное формообразование интерьера: (Принципы, факторы, средства). М., 1996.
70. Тюляев С.И. Архитектура Индии. М., 1939.
71. Тюляев С.И. Искусство Индии III тысячелетие до н.э. VII в. н.э. - М., 1988.
72. Тюляев С. И. Искусство Индии. Архитектура, изобрази- " тельное искусство, художественное ремесло. М., 1968.
73. Холл Д. История Юго-Восточной Азии. М., 1958.
74. Цирес А. Искусство архитектуры. М., 1946.
75. Чубуков Р.В. Возникновение и развитие ангкорского градостроительного района: (Камбоджа IX-XTII вв.): Автореф. дисс. М., 1972.
76. Шевелев И.Ш. Принцип пропорций. М., 1986.
77. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды. М., 1990.
78. Юго-Восточная Азия в мировой истории. М.,1977.
79. Тринг Нгье. Кхмеры: Цивилизация и культура: В 2-х томах. Пном Пень, 1969. (на кхмер.яз.).
80. Allchin В., Allchin R. The birth of Indian civilization. Harmondsworth, 1968.
81. Architecture and sculpture of India. Delhi, 1956.
82. Auboyer J. Arts et stules de l'Inde. Paris, 1951.
83. Aymonier E. Le Cambodge. 3 vol. - Paris, 1900-1903.
84. Anon. 5000 years of Indian architecture. Delhi, 1956.
85. Banerjea J.N. The development of Hindu iconography. Calcutta, 1956.
86. Banerjee P. Apsaras in Indian dance. New Delhi, 1982.
87. Barret D. A guide to the Buddhist caves of Auranga-bad. Bombey, 1957.
88. Bernet Kempers A.J. Ageless Borobudur: Buddhist mystery in stone. Decay and restoration. Mendut and Pawon. Folklife in Ancient Java. Wassenaar, 1978.
89. Boisselier J. La statuare khmer et son evolution. -2 vol. Saigon, 1955.
90. Boisselier J. Tendance de l'art de khmer.Commentaries sur vingt-quatre chef-d'oevre du musee de Phnom-Penh. Paris, 1956.
91. Briggs L.P. The ancient khmer Empire. Philadelphia, 1951.
92. Brown P. Indian architecture. (Buddihist and Hindu periods). Bombay, 1976.
93. Brown P. Indian architecture. Vol.1-2. -Bombay, 1956.
94. Brühl 0. Indian temples. London, 1937.
95. Carpeaux Ch. Le Bayon d'Angkor Thom. Paris, 1910.
96. Carpeaux Ch. Les ruines d' Angkor. ~ Paris, 1908.
97. Coedes G. Angkor: An introduction. London, New York,1969.
98. Coral Remusant G. L'art khmer. Les grandes etapes de son evolution. Paris, 1955.
99. Dehejia V. Early Buddhist rock temples. A chronology. New York, 1972.
100. Delaporte L. Voyage au Cambodge. L'architecture khmer. Paris, 1880.
101. Desai K.S. Iconography of Vushnu.(In North India, upto medieval period). New Delhi, 1973.
102. Devendra D.T. Classical Sinhalese sculpture. C.300 B.C. to A.D. 1000. London, 1958.
103. Donnaud J.P. Cambodge. Lausanne, 1956.
104. Embre J.F., Dotson L.O. Bibliography of the Peoples and Culture of Mainlan Soudheast Asia. New Haven, 1950.
105. Encyclopedia of Indian temple architecture. -Vol.1. Dhaky, 1983.
106. Fergusson J. History of Indian and Eastern architecture. -Vol.1-2. London, 1876; 1910.
107. Giteau M. Histoire du Cambodge. Paris, 1957.
108. Giteau M. Sculpture khmeres. Paris, 1966.
109. Goetz H. India. Five thousand years of Indian art. -London, 1959.
110. Gonda J. Vishuism and Sivaism: A comparasion.-London, 1970.
111. Groslier B.Ph. Angkor: Hommes et pierres. Paris. 1968.
112. Groslier B.Ph. Angkor, arts and civilization. -London,1957.
113. Groslier B.Ph. Indochine. Paris, 1961.
114. Groslier B.Ph. Les monuments du groupe d'Angkor. Saigon,1944.
115. Groslier G. La sculpture Khmere ancienne. Paris, 1928.
116. Groslier G. Recherches sur les Cambodgiens. Paris, 1921.
117. Gupte R.S. The iconography of the Buddhist sculpure (caves) of Ellora. Aurangabad, 1964.
118. Lee Sh. A history of Far Easten art. New York, 1964.
119. Luce G.H. Old Early Pagan. Vol.1-3. - New York, 1969-1970.
120. Macdonald M. Angkor. London, 1958.
121. Marchai H. L'architecture comparée dans l'Inde et Extreme-Orient. Vol. 2. - Paris, 1944.
122. Marchai H. Decor et sculpture khmers. Paris, 1951.
123. Marchai H. Estethetlque et chronologie d'Angkor. -Saigon,1932.
124. Marchai H. Noveau guide d'Angkor. Phnom-Pehn, 1961.
125. Marchai H. Les ternies d'Angkor. Paris, 1955.
126. Maspero G. L'Indochine. 2 vol. - Paris, 1930.
127. MacDonald M. Angkor. London, 1961.
128. Mazzeo D. Khmer. -Paris, 1976.
129. Migot A. Les khmers. Des origines d'Angkor au Cambodge d'aujourd'hui. Paris, 1960.
130. Mode H. Die buddhistische Plastic auf Ceylon. -Leipzig, 1963.
131. Musee national. Phnom-Pehn, 1960.
132. Myrdal J., Kessle G. Angkor. An essay on art and imperialism. New York, 1970.
133. Parmentier H. L'art khmer classique: Monuments du quadrant nord-est. Vol.1-2. - Paris, 1939.
134. Parmentier H. Le temple d'Angkor Vat. P.1-3. -Paris, 1929-1932.
135. Pelliot P. Mémoires sur les countemes du Cambodge de Tcheou Fa Kouan. Paris, 1955.
136. Reau L. Histoire des arts. Les arts de 1'Extreme-Orient. T.4. - Paris, 1939.
137. Rowland B. The art and architecture of India. -Middlesex, 1953.
138. Sahai B. Iconography of minor Hindu and Buddist de-ites. New Delhi, 1975.
139. Skott I.e. Indochinese mythology. Boston, 1928.
140. Stern Ph. Le Bayon et 1'evolution de l'art khmer. -Paris, 1927.142. stutley M. The illustrated dictionary of Hindu ico-nographia. London, 1985.
141. Thierry S. Les khmers. Paris, 1954.
142. Yves Claeyes J. Angkor. Paris, 1948.
143. Vogt E.Z. Reader in comparative religion. London, 1965.
144. Wales H. The Indoanization of China and of So- 273 uth-East Asia. London, 1967.
145. Walker G.B. Angkor empire (VII-XIII s.). Calcutta, 1955.
146. Zimmer H. The art of Indian Asia. New York, 1955. -2 vol.
147. Zimmer H. Myths and simbols in Indian art. Mew York, 1947.1. ИЛЛЮСТРАЦИИ ГЛАВА I.ftb&L'--.1. Илл 1
148. Резьба на порогах изображает эпизоды из жизни вудцы. Горизонта\ьные плиты, оканчи наннциеся правильными сли/хмями, си vbo \и:шрук1Т частично развернутые с нитки с изображениями.1. Илл 2
149. Прадакшина-патха. енятенный круты, путь, на котором па тмшк остается один на один с космосом, преде та и ляе м ы м стучои Руины, разбросанные там и сям на хо \ многие соору жеmI и на холме Панчи остались недостроенным!!.1. Илл 3
150. План и нс>тик<1Лкная проекция Большой ступы.1. Санчи, Мадхья Прадеш1. в. до н. э.)
151. Г.оОолжи: б — ТТяэджи; » Пэяма; « - изоПраж-нис гтупы на носиной столе из Таикотаиа а1. Илл 8 Илл 9
152. Искусство в бассейне Ганга и в Декане. 4-2 вв. до н. э.
153. Чантья и кили/>11 Кг ишаке. 2 в. <ю н.э.1. Илл 30
154. Искусство в бассейне Ганга и в Декане. 4-2 вв. до н. э.
155. Чайтья. Бхаджа. Центральный неф1. Илл 31 .1. Кайласа, Эллора1. VIII в).
156. Кайласа представляет собой сочетание двух доминирующих тем храмово» архитектуры: пещеры (т.е. древнего обиталища богов) и священной горы (в данном случае, горы Кайласа — вечного пристанища Шивы). Выдолбле!1. Илл 331. Модхера, Гуджарат (XI в.)
157. Точечные обозначения на плане колодца показывают места расположении колонн, на которые опираетеи храм и святи инци с другой стороны.
158. Вероятно, самый прекрасный водоем в мире, кунд в Моухере подобен драгоценности, оправленной нишами и святилищами около 60 бою«1. План колодца и хрима.
159. Ступени, взятые крупным планом, подчёркивают резкий контраст снега и тени, который прерывается резными выступами святилищ.1. Илл 351. I " ' ч 1 ¿1 • . '-• *1. Зм
160. Ба Пвом, V в. Генеральный план гротов и плав грота «Д»1. Илл 36о
161. Ишанапура. Самбор Прей Кук, VII в. Изображение дворцовых сооружений с барельефов храмов; генеральный план. (Чертежи выполнены по обмерам А. Пар-ментье)1 — южная группа; г — центральная групп»; >—с«»ерная группа; 4 — второстепенные группы
162. Илл 30 Харихаралайя. Бакопг, 881 г. Фасад багани, план
163. Илл 49 Храм Преах Ко. Ролу ос.
164. Банталей Срей (967 г.). План. М, 1:6001. A. Главное святилише1. B. Второе святилише1. C. Библиотека
165. О (опура первого окружения
166. Синенные стороны, представляющие не оформившуюся галерею (галерею в зачетке)
167. Приспособление для подъема каменных блоков1. ИМ. 43.1. Илл 45
168. Харпхаралайя. Пра Ко, 878 г. План1. Илл 46пполм;лкхг:иг.1. Илл 47
169. Яшодхарапура. Пном Бакхенг, 893 г. П ная лестница1. Илл 49
170. Яшодхарапура. Ире Руп. !КН г. Общий иид, главное спитилище1. ПХИМ Е АН АК АС1. Илл 511. Т., а*