автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Социально-политическая история Камбоджи ХУ в. (по кхмерским хроникам)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-политическая история Камбоджи ХУ в. (по кхмерским хроникам)"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
На правах рукописи
ИВ Чан
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИГИЧВСКАЯ ИСТОРИЯ КАМБОДЖИ ХУ в. (по кхыерским хроникам)
Специальность 07.00.08 - Всеобщая история.
АВТОРЕФЕРАТ диссертапии на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва - 1992
Работа выполнена в Институте востоковедения АН СССР
Научный руководитель - доктор исторических наук
ДЕМЕНТЬЕВ Ю.П. Консультант - кандидат филологических наук
ЛОНГ СЕАМ
Официальные оппоненты - доктор исторических наук
ЕЕРЗИН Э.О.
доктор исторических наук КОСИКОВ И.Г,
Ведущая организация - Санкт-Петербургский государственный
университет
Защита состоится " ^ ¡^ ^т^ 1992 г. в час. на заседании специализированного ¿овета Д.003.01.01 по историческим наукам при Институте востоковедения АН.СССР по адресу: Москва, ул. Рождественка, д. 12
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института востоковедения АН СССР
Автореферат разослан " "__ 1992 г.
Ученый сеадетарь
специализированного совета л Володин А.Г.
© Инотитут востоковедения АН СССР, 1992 г.
Актуальность, исследования. В конце Х1У- начале ХУ вв. народ Камбоджи отражал непрерывные нападения на страну со сторо-■т Сиама. Чтобы поправить положение страны, Понья Ят приступил к изгнанию сиамских захватчиков и добился восстановления мира. Благодаря его усилиям была осуществлена политико-религиозная реформа, начатая Трасак Пхаэмоы и совершился окончательный переход к буддийской религии*. В результате этой реформы не исчезли такие традиционные особенности, как синкретизм религии.
Исторические события в Камбодже подтвердили мысль Ф.Энгельса о том, что "классическая политическая экономия определенно знала, что прибыль и рента являются лишь подразделениями, лишь долями той неоплаченной части продукта, которую рабочий должен отдавать своему предпринимателю. Однако даже классическая политическая экономия не выходила за пределы общепринятых взглядов на прибыль и ренту, никогда не исследовала этой неоплаченной части продукта (которую Маркс называл прибавочным продуктом) в её совокупности, как целое"*\ Это же относится и кхмерскому монарху: он обладает неотъемлемым правом на земельную собственность, в то время как права крестьян на землю поддерживаются и сохраняются лишь при непрерывном владении ею, уходе, заботливом возделывании, сдаче налога^.
В.И.Ленин также указывал на значение внеэкономического принуждения в системе феодальной земельной собственности: "Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, то он не мог бы заставить работать на себя человека наделенного землей и ведущего свое хозяйство. Необходимо, следовательно, внеэкономическое принуждение, как говорит Маркс, характеризуя хозяйственный режим, формы и степени этого принуждения могут быть самые различные, начиная от крепостного состояния и кончая сословной неполноправностью крестьянина^.
1.Eng Soth. Aekaalra Haha Puraeea khaiaer. Phnom Penh, I969,pp.fe-S.
2. Маркс К. Капитал. Энгельс Ф. Предисловие к английскому изданию. М.: Изд-во Политической литературы, 1978, е.32.
3. Спекторов Л.Д. Феодальные отношения в Камбодже.М.,197В,с.32.
4. Там же, 1979, с. 41.
Основная цедь диссертации затрагивает вопросы изученш производительных сил кхмерского общества в постангкорский ш риод, системы и структуры административного строя и государственной власти в Камбодже к ее роли как структурообразугаце] фактора.
Для достижения этой цеди нами ставились задачи изученю процесса формирования централизованного государства Камбоцдо его экономической основы и социальной организации:
1. Социальное и административное устройство Камбоджи К
2. Формирование постангкорского государства на террито] Камбоджадеша.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1290 по 1434 гг. Именно в это время шел процесс реформы сощ ально-политической организации кхмерского государства. В ди< сертации также уделено внимание исследованию вопроса останов ления Ангкора и основание новой политической столицы кхмера государства Ином Пень.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впе; вые разрабатывает важнейший период в истории Камбоджи, ввод; в оборот новые источники, важное значение имеет для понимаю особенностей кхмерской истории, в контексте истории стран р| она КЗВА.
Практическое значение данной работы автор видит в том, что исследуемые в ней проблемы раскрывают важные историческ: события в Камбодже средневековья. Фактический материал и вы: ды, содержащиеся в работе, могут быть полезны для преподава: в вузах государства Камбоджи.
, Теоретической и методологической основой диссертации и жили труды основоположников марксизма-ленинизма. Рассматрив феодальную земельную ренту Маркс К. отмечает, что она преде ляет единственный прибавочный труд или единственный прибаво продукт; какой непосредственный производитель, владеющий ус ями труда, необходимыми для его собственного воспроизводив жен поставить собственнику того условия труда, которое в ат состоянии охватывает все, то есть собственнику земли.
Источники и литература. Обширную и важную группу источ: ко составили кхмерские хроники. Аятор использовал представ» 2.
тельные сборники документов, известные под названием "Королевские хроники Камбоджи"^. Б обнаруженных к настоящему времени копиях хроник, имеются различные версии, рукопись В 39,5, содержащая первые камбоджийские хроники, появилась в '818 г. и была составлена Врах Кхланг Нонгом^. Историческое повествование представляет собой краткий рассказ об истории королевского семейства. Ж.Седее указывает, что хроника Ватта Прек Тамак во многом повторяет версию Ватта Сатпур, В королевском дворпе в Пном Пене хранится копия рукописи Врах Раджи Пангсаватары, известной под названием хроники Ватта Тоек Биль^. Другая копия, идентичная первой, находится в собрании Энг Сота. Во всей книге - >■■ кеkasara Mahâ Purassa khsaer " OH указывает, что копия принадлежала храму Кампонг Тралать Кром в провинпии Кампонг Чнанг. Сведения, содержащиеся в хронике Ватта Тоек Виль и в хронике Ватта.Кампонг Тралать Кром Энг Сота, представляют больше интереса, чем другие версии, потому что в них содержатся описания битв и рассказы о карьере военных и гралдаанских должностных лиц. Много места в хрониках уделяется истории соседних стран: Тямпы, Сиама, Бирмы, Лаоса. Камбоджийские хроники, обнаруженные в Пном Пене, сохранились в государственных и частных библиотеках, Все эти хроники,одни из которых сохранились полностью, другие же содержат лишь краткие описания или фрагменты представляют большой интерес для изучения истории Камбоджи ХУ в.
Э.&ионье провел сравнение "Хроники древних государей Кам боджи", а также "Королевской хроники Камбоджи" и сведений, полученных из надписей и иностранных источников. Труд Э.Эмонье
1. Королевские хроники составлены видными королевскими чиновниками, служившими при дворе в Удонге и Пном Пене и были переведены на французский язык Мак Пхыном.
2. Хроника, составленная Нонгом в 1818 г., была переведена на вьетнамский " Сэо Ку Luoc " а в 1885 г. на сиамский " phông Savâdan Khaemen » И На французский Гарнье В I87I-I872 ГГ.
ДЛЯ » Journal asiatique "«
3. Хас Сук. Хроника Ватта Тоек Виль была написана в 1941 г.
4. Копия Кампонг Тралать Кром идентична копии Ватта Тоек Виль, но представляет собой более полный вариант.
представляет большой интерес для изучения истории послеангкор-ской Камбоджи. Книга А.Леклера* "История Камбоджи от первого века до нашей эры", составленная по надписям на камне, китайским и акнамиским летописям и европейским документам шести последних столетий делится на две части: первая - история Камбоджи по документам и надписям, вторая - история Камбоджи по хроникам и историческим документам. В 1969 г. появилась составленная по хроникам история Камбоджи Энг Сота. Автор называет следующие источники, по которым был составлен его труд, представляющийся нам весьма интересным:
1. Королевская хроника из храма Кампонг Тралать Кром^ (Кампонг Чнанг);
о
2. Королевская хроника из храма Драль (Кампонг Тхом);
3. Королевская хроника из храма Кок Как (Кандаль);
4. Королевская хроника из храма Сатпур (Кандаль);
5. Королевская хроника из дворцовой библиотеки в Пном Пене
6. Королевские хроники, владельцы которых - Дуть и Неанг Пинь.
Автор делит историю Камбоджи на три основных периода, соответствующие трем эпохам: предангкорокой и ангкорской, после-ангкорской, современной. Он оговаривает, что 1-й и 3-й периоды не рассматриваются,поскольку история первого периода смешена с легендами, а история третьего периода достаточно хорошо известна. Таким образом, он занимается исключительно поелеангкореким периодом. Труд Энг Сота начинается с коронаций Врах Пада Траса] Пхаэма и заканчивается коронации Нородома.
В исследовании автор использовал также другие источники: Копия Р 63, исполненная в 1916 г., состоит из одиннадцати то-
1. По мнению Ж.Седеса, копия В 58 из В0ГЕО - именно та, которую использовал А.Леклер.
2. То же, что хроника Ватта Тоек Виль, но более полная.
3. Библиотека Буддийского Института располагает эта рукопись под номером 1049, известная по именем хроники Ватта Круе (Кампонг Тям).
4. Она принадлежит библиотеке Вудпийского Института и известна под именем хроники Вант Джуона.
ыов, Кхин Сок предположил, что эта версия - первая среди появившихся после 1903 г. Несмотря на то, что в ней есть некоторые ошибки и разночтения, копия Р 63 представляет собой отяь интересный документ. В ней описываются все исторические события, начиная с середины Х1У в.*. В переводе, опубликованном Ф.Гар-нье в Бюллетене Парижского географического.общества I87I-I872, дается список королей Камбоджи с 1304 по 1782 гг., шаха (13821860 по христианскому летоисчислению), приводимый s Ampâi Khsatr, и список с 1346 по 1866 (по христианскому летоисчислению), пряводимый в Hapâi Khsatr. Публикация "Королевских хроник Камбоджи" появилась в в Journal asiatique " в окт-нояб. 1871 г. и окт.-нояб. 1872 г. Наконеп, в 1883 г. Ж.Мура выступил в свет "Королевство Камбоджа". Первая часть этой книги посвящена истории Камбоджи. Автор делит исторический обзор на две части: первая рассказывает о расселении народов в Индокитае и о королях, правивших до 1340 г.; во второй части, собственно исторической, приводится больше фактов и деталей, в ней рассказывается о событиях с 1340 и до наших дней.Вслед за Ж.Мура, Э.Эмонье в 1800 г. напечатал статью "Хроника древних королей Камбоджи", а также "Королевскую хронику Камбоджи". Наконеп он выступил историю Камбоджи в трех томах, последний из которых был посвящен истории Ангкора. Одновременно с Э.Эмонье, в 1904г. Г.Ыасперо выпускает книгу "Империя ххщров", из пяти глав которой третья посвящена истории Камбоджи, согласно летописям. Спустя десять лет после публикации книг Э.Эмонье и Маспера, 8 1914 г. появилась книга А.Леклера "История Камбоджи".
Большую поеощь в работе над темой автору оказали труды советских ученых по истории Камбоджи Н.Н.Бектимировой, Ю.П.Дементьева, Д.В.Деопика, Ю.Я.Михеева, Г.Г.Сочевко, Е.В.Кобелева, И.Г.КЬсикова и другие ... Особенный интерес для автора представили коллективный труд "История Кампучии", M., 1981; работа Л.Д.Спектора "Феодальные отношения в Камбодже", Н.,197^, Л.Седова "Ангкорская империя". M., 1967; В.И.Гохман. Кхном - зависимые ангнорсхого государства". Рабство в странах Востока в средние века". Ы., 1986.
I.Khin Sok. Les Chroniques royales du Canbodge. Parie,1Э75,pp.22-2%
В кхмерской историографии отсутствует многографические исследования по теме настоящей диссертации. Однако многие работы кхмерских историков содержат интересные сведения и пенные указания по теме настоящего исследования. В работе Энг Сота дается первая попытка периодизации истории средневековой Камбоджи. В более поздних работах Лонг Сеаыа, Кхин Сока, Мак Пхына делаются первые попытки научного анализа источников Камбоджийского средневековья.
В западной историографии еще нет работ, специально посвященных исследованию проблем, рассматриваемых 8 предлагаемой диссертации.
Структура содержание _раб_отя. Предлагаемая диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении обосновывается научная значимость и необходимость избранной теш исследования, определяются хронологические рамхи и задачи работы, даются обзор и характеристика ис пользованных источников и литературы.
В первой главе обосновывается необходимость изучения социально-экономических структур Камбоджи при полном сохранении сложного устройства кхмерской монархии, сохранившегося с анг-корского периода. Автор делает попытку обрисовать кхмерское административное управление по таким основным источникам, как кхмерские надписи, труд Энг Сота*, переводы королевских хроник Мак Пхына^ и Кхин Сока^ и перевод свода законов Камбоджи, еде данный А.Леклером*, работа Э.Эмонье^ об основных институтах кхмерской монархии.
В первом разделе первой главы доказывается, что кхмерский административный аппарат ХУ в. был тесно связан с обычаями, традициями и религиозными институтами, исконно существовавшими
1. Eng Soth. Aekasara ... Phnom Penh, 1969.
2. Mak Phoeuri, Les Chroniques royales du Cambodge. Parla, 19
3. Khin Sok. Les Chroniques ... Parie, 1975.
4. Ardhenard Lecl&re. les Codes cambodgiens. T. I. Ppris, 1890, T. II. Paris, 1898.
5. Etienne Aymonier. Le Cambodge. Paris, 1950.
в стране. В ХУ в. Камбоджа была просвещенной монархией типично кхмерского типа*. Король был верховным владыкой государства, он руководил армией, политикой, администрацией и правосудием. Монарх стоял на две ступени выше лит, непосредственно следовавшего за ним в иерархии. Он был окружен многочисленным двором, состоявшим из должностных лип, пажей, принпев, королевских жен. Он назначал на должность и контролировал высших должностных лип центральной администрации. Автор обращает на совет министров, на протокол королевского двора в соответствии с административной иерархией. По нашим источникам образование совета министров и королевского двора относится к глубокой древности. В отрыв.е из кхмерских хроник упоминается об учреждении совета семи: "Итак, Великий Индра, верховный владыка богов, учредил совет семи, чтобы те представляли его. То были господин Cau Hva Daiha, вмсший над всеми министрами и вельможами, господин Cau Baña Yomaгаj министр юстиции, господин Сам Baña Kralihom министр флота, господин Cau Baña Cakri военный министр, господин Cau Baña Varna министр ДВОрпа, Cau Baña Kahämantri, Cau
в ana Kahadebv сановники протокола королевского двора^.
Согласно этой эпохи, центральная администрация была разделена на четыре "королевских дома": королевский и три других: upayuvarlja (престол короля), Uparlja (наследник престола) и Taräjini (королева-мать). Члены королевской семи помогают королю в управлении страной, замещают его в случае войны или отсутствия.
Рассмотрев кхмерскую территорию ХУ в., автор обращает на её разделение на провинции. В то же время во всем, что касается управления провинциями, органы управления как бы дублируют друг друга, взаимо предотвращая возможно попытки выкроить по-настоящему независимые уделы^. Действительно, провинции, при-
1.Troeung Ngia. L'histoire khmère. Phnom Penh, 1975, p.169.
2. Хас Сук. Хроника Тоек Виль. Поном Пень, 1941, т.XI, с.6-7.
3.Eng Soth. Aekasära ... Phnom Penh, 1969, p. II8i:
территория Камбоджи разделена на уделы, в которые входит от
пяти до десяти провинций, и на провинции.
надлежащие королевской семье, не только были поделены на земли, но и распределены как уделы между министрами. Эти провинти, отданные в удел, не были собраны в одном месте, но разбросаны по разным местам королевства. Министр живущий в столице, и лишь изредка совершающий поездки по стране, служит посредником между королем и наместниками провинции, наместники передают через него прошения королю, король обращается к нему, чтобы огласить в провинциях указы о привлечении на работы или о мобилизации. Taut ой порядок управления существует лишь теоретически, он часто нарушается, так как король прямо обращается к наместникам, которых хасается дело*.
Для определения степени и должности наместников провинции, автор воспроизводит перевод статей 114, 115 и 116 свода законов Камбоджи он утверждает, что знания подчиненных наместника провинции зависит от знания наместника.
Что касается назначения наместников провинции, король должен изберать их из числа тех, кто обладает качествами, описанными в крам нити саттх^. Условия, которым должны отвечать кандидаты на должность наместника провинции точно определены в статьях 44, 45, 46, 47, 48 и 49.
Согласно этим статьям храм срок, Король своей властью может назначать и отзывать должностных лип и наместников провинции. Можно представить, какому давлению он нередко подвергался со стороны имевших подвластные им уделы министров, которые выставляли своих кандидатов. Представляется все же, что высшие должности и наиболее выгодные места если и не были наследствен-ники, то по преимуществу отдавались членам семей высокопостал ленных чиновников.
1.A.Forest. Le Cambodge et Xa colonisation française. Paris,1980,
2.Àrdhemard Leclère* Lee Codes I890.T.I, p.81. "Король, которому нужно назначить должностных лип,должен изберать их из числа тех, кто отвечает следующим условие имеет много ума, сообразительности, здравого смысла, обладаг даром выбирать удачные места для селений, никогда не покидае сослуживцев, которые впали в нищету; снисходительно судит опрометчивые речи молодежи; правдив; весел и храбр; соблхщг ет верность".
Бели достаточно точно можно обрисовать деятельность провин-пиальной администрации, то об организации камбоджийского срока существовал совет старейшин, избераших старосту деревни и его помощников, отчасти деливших е ним управление деревней и сельской стражей*. Теоретически "срок" управляется тьяймуонгом и его помощниками, которых назначает наместник. В действительности все гораздо сложнее. "Срок" не имеет четко определенных пространственных гранип. Он объединяет жителей многих деревень, расположенных на довольно обширном пространстве, Гранины его подвижны и зависят от расположения рисовых полей и распространения других культур.
Общественные отношения внутри этого образования определяются семейным родством, посещением одних и тех же храмов и признанием одной и той же власти. Эти три структуры - родовая, религиозная и административная - с разной могут проявлять себя по отношению к человеку или к группе людей. Общественные отношения родовой структуры, несомненно, самые сильные и прочные, тем более, что род чаще всего состоит из населения одной деревни и имеет мало общего с обитателями другой деревни. Но при этом старики имеют внутри своего "срока" некоторую моральную власть: при браке и разводе они выступают как свидетели, призванные напоминать о приличии^, их память восполняет отсутствие актов записи гражданского состояния. Другой пентр, вокруг которого строится жизнь более обширной сельской общности, объединенной одной и той территорией и одними и теми же условиями существования, - это монастырь, в котором община собирается для совершения религиозных служб и обрядов, призванных обеспечить будущую жизнь^.
Связи с администрацией осуществляются через месрока. На свою должность он назначается, однако в большинстве случаев наместник вынуящен считаться с желаниями населения, судить о
l'Ardhemard Leclère. Recherche de La législation cambodgienne
( droit privée ) . Paris, 1890, p.223. 2.Ibid. p.223.
3.л.Forest. Le Cambodge ... Paris,I980, pp. ЬЪ-Ь^.
которых он может лишь недостоверно, через посредство множества чиновников; все же избрание месрока совершается как бы по соглашению между наместником населения*.
Во втором разделе, этой главы сопоставляются налоги и повинности. Следует напомнить, что с древних времен существовали следующие виды земельной собственности: королевская, храмовая или крестьянская. В своей работе автор исследует лишь структур: королевской собственности на землю как неотъемлемую часть королевского имущества, а также структуру частной собственности на землю камбоджийских крестьян, благоприятствовавшую феодальной эксплуатации путем обложения крестьян податями.
Согласно статье крам срок 49 король, чтобы упрочить налоговую систему, повелел наместникам надзирать за своими подчиненными, в особенности при сборе риса и других натуральных податей для королевской казны. Действительно, механизм получения податей и налогов обслуживался огромным количеством чиновников Одни из них собирали налоги, другие заранее вычитали их из буд щего урожая крестьян. Обычны были комиссии, составленные из посланцев монарха, начальников житниц и наместника провинции.
А.Леклер пишет, что согласно статьям 50 и 52 крам срок, подать рисом собирались со всех без изъятия. В обязанности наместников, тьяймуонгов, тьяйбанов и других представителей влас ти входит сбор десятой, двадпатой, или сороковой части с распо ложенных в их округе рисовых полей принцев или членов королев кой семьи, вельмож, бывших военнопленных, отпущенных работа, н исключая никого2. С намеезяиков и других представителей власти в провинции собирается десятина урожая риса, как и со всех жит лей королевства.
Кроме налога на рис, таможни берут в пользу короля десятую часть всех местных продуктов, которые вывозятся за границ или перевозятся внутри королевства.
В своей работе о налогах Э.Эмонье позволит к выводу, что
1. "Месрох" заменен "мекхшом" согласно статье 12 королевского
указа от 5 июня 1908 г.
2. Ardhemard Leclère. les Codes ... T. I. Paris, I89C
10.
король Камбоджи, с одной стороны, не имел постоянной армии, а его должностные липа существовали на королевские подарки и свои личные средства, некоторые виды прибылей, ставшие традиционными, а также на средства, изъятые поборами: следовательно, все полученные налоги составляли личный доход короля'''. Два раза в год, на новый год и в день рождения короля, наместник должен приехать в столицу, чтобы "выпить воду клатвы". Этим предоставлялся случай преподнести королю многочисленные подарки: все, что производят провинции, было по этому случаю выставлено в ограде королевского дворца. Следует указать, что центральная власть осуществляла контроль в провинциях через посредство мелких чиновников, назначавшихся министрами. У королевской власти есть свой представитель, заранее берущий треть от всякого штрафа в пользу королевской казны. Размеры традиционных податей, таких, как подать рисом, определял для каждой деревни королевский посланец, который в конце своей поездки сообщал наместнику, сколько всего следует собрать с наящой податной деревни.
Карл Маркс подчеркивал: "Барщинный труд, как и труд, производящий товар, тоже измеряется временем, но каждый крепостной знает, что на службе своему господину он затрачивает определенное количество своей собственной, личной рабочей силы"^. В Камбодже, не говоря уже о налогах на рис и другие культуры, обработка повинностей ложилась еще более тяжким бременем на кхмерский народ, у государя же были средства проверить исполнение своей воли, в том числе и там, где дело касалось отработки податей.
Натуральный налог, равно взимаемый, - это десятая часть от количества собранного и высушенного риса; к нему присоединяются многочисленные сопровождающие налоги: с крестьян заранее берется 12-13 кг риса взамен того, который съедят крысы и в королевских амбарах; рис для сопровождающих сборников пода-
1.Etienne Aymonier. Le Cambodge. Paris, 1950. p.ïb.
2. Rapport Foures au gouverneur de la Cochinchine.13 Oct. 1881.
AOK,Ax,IOI69.
тей, на открытие дверей королевского амбара и т.д.*. Многие липа освобождены от этого налога: наместники провинций, и министры, баку и многочисленные мелкие столичные и провинциальные чиновники; те, кому оказывают покровительство наследный принп, королева-мать и принда.
Г.Женно пишет, что размер налога с тьямкара зависел от его площади. Налог на сады и огороды исчисляется для каждой культуры в зависимости от её урожая. Такое налогообложение было неизвестно в ХУ в. Подобный налог был изобретен в 1870 г. и закрепился к 1891 г. Вплоть до 1900 г. он исчислялся в зависимости от урожая каждой культуры.
Жители Камбоджи были вынуждены покорно нести бремя налого! и повинностей, и со стороны наместников, обязанных поставлять людей для обработки повинностей.
3 третьем, разделе дедаой^давьт рассматривается сельская община. Сельская взаимопомощь практически выражается в общем участии в земледельческой деятельности. Она проявляется главньп образом в области экономической и религиозной, это акт заботы и будущей жизни через действия по отведению вод или посадке рис Согласно древней традиции, король являлся верховным собственником, имел неотъемлемое право на её землк£. Можно выделить два несколько различающихся взгляда на сущность королевской влг ти: один опирается на уже служившийся образ ангкорского монархЕ другой испытавший влияние буддийского мировоззрения, берет начало с времени прихода к власти выходца из народа Трасак Пхазмг в 1335 г.^. К этому времени относится начало довольно значител1 ной экономической реформы. В тексте крам реать нити саттха^ автор читает, что король может определенным образом участвовать в распределении благ, он должен знать "высшие и низшие установления". Он должен использовать свою власть правителя страны дл}
1. Спекторов Л.Д. Частновладельческие земли в Камбодже. М., 1975, е. 89.
2. Седов Л.А. Ангкорская империя. М., 1967, с. 143.
3. История Кампучии. M., 1981, с. 72.
4. Ardhemard Leclère » Les Codee... T. I. Paris, 1890,pj
65-68.
заботы о благодействии страны и народа.
Л.Д.Спекторов, проанализировавший труды разных авторов, посвященные изучению поземельной собственности в Камбодже, установил, какие формы землепользования существовали исконно. Он близок к А.Леклеру и Э.Эмонье в формулировке основного принципа право на землю: право на собственность, право на передачу и потери права на землю. Э.Эмонье, принимая во внимание предыдущие соображения, установил следующие виды собственности: общинное владение, королевское владение, неотчуждаемое владение и частная собственность.
Анализируя свод законов Каыбодпи автор приходит к выводу, что право частной собственности осуществляется и сохраняется путем непрерывного владения, ухода умелой обработки и сдачи налога, будь то поземельный налог с садов или десятина с рисовых полей. Для получения такого пр^хва достаточно владеть землей три года, это право теряется после трех лет добровольной отлучки с земли*.
Четвертый параграф первой главы посвящен сопиальной структуре Камбоджи ХУ в. Надписи Ангкоры Ватта средневекового периода, а именно: с Х1У в. до конпа Ш1 в., переведенные Э.Эмонье и изученные С.Левип, работы об институтах нового королевства Э.Эмонье, переводы законов Камбоджи А.Леклера позволяют составить ясное и четкое представление о социальном расслоении Камбоджи. В кхмерском обществе в социальном отношении можно выделить: Короля и королевскую семью, сановников, священнослужителей и простых лодей.
а. Раджа "Маха Кеатр: Король". Камбоджа ХУ в. была умеренной монархией^. При новой политической организации Раджа занимал место верховного главы государства, армии и всей политической и судебной деятельности. Следует заметить, что в крам Реать Нити Саттха указывается четыре вида королевских стратагем: знать все военные хитрости в совершенстве, знать, как следует укрываться внутри ограды королевского дворца, как выходить оттуда, знать, что делает неприятель, и поступать так же, хорошо знать
1. Спекторов Л.Д. Частновладельческие .земли в Камбодже. Народы Азии и Африки. »3. Ы., 1975, с.80-85.
2. Troeung Ngia. Vhistoire ... Phnom Penh,1973, Т. I,о. IBS.
местность, чтобы совершать вылазки за продовольствием; пять наук, которыми он должен овладеть /знать все ремесла, знать сат-ры закона тхоммо саттха и королевские сатры реать саттха, чтобы справедливо судить дело, знать все восемь королевских добродетелей /быть справедливым, верно следовать законам, не совершать никакой несправедливости даже в интересах родителей или друзей, никогда не вредить другому, быть приветливым с незнакомым и чужеземцам, уметь командовать содцатами, внушать им храбрость и не бояться врага, быть добродетельным, знать слова, излечивающие болезни, и уметь оставлять свое добро без сожаления''".
Привязанность кхмеров к главе наследственной монархии столь же глубока, как и искренна. Монарх - живое воплощение, священное и высшее олицетворение национального духа и потому стоит выше законов.
Хотя в Камбодже монархи обычно отличались терпимостью, смена государей, одни из которых были буддистами, другие - шиваитами или вишнуистами, не обходилась без столкновений, на религиозной почве, при этом иногда разрушались храмы, калечились и разбивались статуи. Можно прийти к выводу, что после падения ангкорского короля-бога народ все чаще начал поддерживать противостоящие королю, мятежные группировки.
Королем чаще всего становился старший из принша; Но порядок наследования был весьма неопределенным, ках в большинстве полигамных стран, и насильственно менялся господствующей группировкой в ходе борьбы за трон. Все принято пятой степени родства, составлявшие королевское семейство, могли быть призваны на трон.
Сведения, содержащиеся в своде законов Камбоджи А.Леклер, позволяют определить основные линии родства, из которых составляется королевское семейство: дед (х^ ), родитель, братья и сестры ( i2 ), король, его1 братья и сестры ( ъ^), сыновья и дочери ( ь4 ), внуки и внучки (
В статье 8 крам срок упоминается о существовании прах вонгов, составляющих нечто вроде касты, принадлежность к кото-
I. Ardhemard lecllre. Les Codes ... T. I. Paris, 1890,pp.6ï
2. Ibid. pp. 89-90. 14.
рой передается только по мужской линии.
Потомки брахманов, занимавшие определенное место в социальной структуре Камбоджи и имевшие традиционные занятия при королевском дворе, составляли наследственную касту и офипиальаэ; назывались брахманами, или баку. Их основная обязанность состояла в том, чтобы являясь по очереди в королевский дворец по зову своего главы, стеречь священное оружие, старинный меч, которому поклонялись.
В средневековых надписях Ангкор Ватта, приведенных С.Левип, говорится о "Сангхе". Опираясь на письменные свидетельства, в частности, на окончание надписи в rah That KhvSv , которую H. Седее датировал ХУ в., можно утверждать, что высшее буддийское духовенство играло решающую роль при королевском дворе*. Высгаа буддийское духовенство возглавляет также религиозные и прочие дворцовые церемонии. В случае мятежа, гражданской войны, какого-либо несчастья, король, чтобы исправить несомненно сделанное им дурное дело, совершает обряд, в котором выявляется синкретический характер камбоджийской религии: ритуал имеет началом буддийское представление о вине и наказании, но развертывается не в строгой соответствии с канонами буддизма. Общественно-политические институты были подкреплены буддийскими структурами, но здесь "структура" означает не могущественную иерархию, а подвижную основу, способную н ассимиляции, что лучше сочетается с идеями буддизма. В ХУ в. титул садовников включал в себе его чин. его официальное имя, часто образованное из слов на синскри-те и пали, которое менялось при смене должности, и его личное имя. Согласно средневековым надписям Ангкор Ватта и по древним обычаям, oknâ и eau Ъапа назначались королем. Обычно они набирались среди детей вельмож, служивших при государе пажами. Вельможи различаются по тысячам (хупоан) "могущество, почести, достоинства". Высшие степени - десять тысяч, девять тысяч, восемь тысяч почестей даются oknâ и сам Ъапа высшим чиновникам, министрам, и наместникам провинций, исполняющим также военные обязанности. В случае оборонительной войны эти должностные липа командовали армией в несколько тысяч человек.
I. Saveros Levitz. Les Inscriptions modernes d'Angkor Vatta. Paris, 1975, p.112.
В статье 8 крам срок говорится о существовании двух основных классов кхмерского общества: королевской семьи ( Ргах Vong ) и простого народа ( Roas), включая свободных лвдей ( Ja ) И несвободных (khñum ). Л*ЩИ "свободные" ( anak Ja ), - это подданые, которые пользовались всей полнотой гражданских прав и были свободны во всем, кроме обязанностей перед королевской властью. В диссертации автор располагает упоминаниями об этих свободных лциях, причем мужчины называются eau, Ji И anak tä , а Женщины - Me, пай, anak пап,anak tun.В среднем невековыг надписях Ангкор Ватта встречается слово brai , в противоположностьkhñum . Легко можно видеть, что оно обычно следует за словом "освобожденный" и само сопровождается такими определениями, как Jrah "очищенный" sraiah , "выкупленный"*. Можно утверждать, что кхмерское общество было открытым: всякий мог занять высшую должность. При такой подвижности общественного положения khñum МОГ стать anak Jâ (свободным человеком) по воле своего хозяина. Кхмеры очень дорожили положением свободного человека, хотя оно влекло обязанность платить подати и отрабатывать повинности, иногда тяжелые,
Значительное место в главе уделяется рассмотрению несвободного населения. В ранних и средневековых надписях Ангкор Ватта рабы обозначаются словом " khñum Мужчины при этом обычно называются "а", женщины "ме". С.Левиц пишет, что условия содержания рабов вовсе не были бесчеловечными^. Г.Жанно описыва ет рабство, существовавшее в XIX в., как довольно мяткое, он добавляет, что на рабов иногда смотрели как на членов семьи.Это подтверждается текстами ХУШ-Х1Х вв. По всей видимости, речь иде о тех, кто попал в рабство за долги и, значит, мог выкупить себя. Они составляли собственность своего хозяина, мирянина или
1. Les Inscriptions d'Angkor YbttaíIKA» 8,9,11,13,14,15,16,17,
18,19,20,24,25,26,28,30 et 37 . Phnom Penh,1958.
2. Ibid. p. 17.
3. В IMA для обозначения этого понятия используется слово кхном. Вопрос о кхном подробно рассмотрен в: Седов Л.А. -Ангхорская империя. - М.,1967.Сое. 139-143, а также в: Гох-ман В.И. Кхном - зависимые ангкорского государства. Рабство в странах Востока в средние века.М.,1986,с.454-468.
священнослужителя, который мог распоряжаться ими по своему усмотрению: уступить их другому хозяину за сумму, равную их долгу, или просто отпустить, освободив от уплаты долга. Рабы могли принадлежать одному человеку или нескольким*.
Пожизненные рабы не могли выкупить себя и не могли освободиться иначе, как по воле своего хозяина.
Автор заметил, что в Камбодже существовало три основных категории несвободных населения.
1. Королевские рабы. Эта категория рабов полполнялась военнопленными. Необходимость в рабах во время конфликтов между Сиамом и Камбоджей в ХУ в. была такова, что взятие военнопленных оборачивалось настоящими депортациями населения Камбоджи провинций Баттамбанг и Пурсат, что нанесло ущерб демографическому положению и экономике страны. К рабам военнопленных следует добавить семьи мятежников и разбойников, отданные в рабство после казни зачинщиков мятежа. Представляется, таким образом, что пожизненное рабство было, скорее, формой социальной зависимости, чем экономической.
2. Храмовые рабы2 "рабы Тройного сокровища". В основном это осужденные или семьи осужденных, отданные монастырю. Эти наследственные рабы могли происходить от рабов, подаренных когда-то храму верующими**; следует, однако, принять во внимание, что в монастырях на протяжении веков существовал обычай освобождать подаренных рабов. Храмовые рабы занимались уходом за зданием храма или обработкой принадлежащих ему рисовых полей**.
3. Домашние рабы. В конце ХШ - начале Х1У вв. Чжоу-Да-Гуань, сопровождая китайское посольство, провел в Камбодже около года и сочинил записки об обычаях Камбоджи. Говоря о рабах, он заметил следующее: в качестве рабов покупают дикарей, которые и отправляют эту службу. Хозяева использовали их для земле-дельеких работ: так пнонги занимались садоводством и выращиванием хлопка. По воле хозяина такие рабы могли быть отпущены:
1. IMA. № 25 (3IB). Phnom Penh,I958, р.17.
2. Ibid. рр. 58-60.
3. Ibid. р. 17.
4. Ibid. р. 17.
это делалось перед собранием высшего буддийского духовенства*.
Во второй г,лаве диссерт.ати. рассматривается процесс формирования постангкорского государства на территории Каыбоджа-деша. По периодиаапии Энг Сота этот период в истории Камбоджи определяется как послеангкорский период^. Он отмечен развитием в стране процессов, вызванных бесконечными войнами ангкорского периода, истощением и разорением крестьянского хозяйства, которое составляло экономическую и военную основу Камбоджадеша, экономического истощения, столичной области, латеризаиией почв - распространению малярии и постепенного превращения богатого и процветаадего района в беднейщую и нездоровую местность.
Автор отмечает, что причина оставления Ангкора явилась совокупность названных выше перемен в жизни населения страны, изменения социальных и экономических условий жизни. Этот процесс начался с установления новой буддийской династии в Яшод-харапуре и растянулся на длительный промежуток времени, когда добавлялись новые дополнительные аргументы в пользу оставления Ангкора в виде нашествий сиамцев и необходимости создания нового центра страны в процветанием экономическом районе Ловека -Удонга - Пном Пеня, среди кхмерского населения. Уже после того как Яшодхарапура перестала быть столицей и превратилась в Анг-кор город королей значение Ангкора сохранилось уже скорее как центр религиозной жизни. Так, еще в ХУ-ХУ1 вв. кхмерские короли, чиновники и т.д. посещали Ангкор, делали попытки его реставрации, ставили там памятные стеллы с надписями и т.д.^.
Начало новой буддийской династии связано с историей о королеве - любителе огурцов^. После того, как новый король женился на девушке королевской крови из рода Сихануков®, он получил
1. IHA. Phnom Penh, 1958, p. 17.
2. Eng So th. Aekasära ...
3. IMA N. 3. Phnom Penh, 1958.
4. Kak Phoeun. les Chroniques ...
5. Eng Soth. Aekasara ...
Phnom Penh, 1969.
Paria, 1984, p. 294. Phnom Penh, 1969, pp. 3-II.
законное право на царство и принял имя Парам Мага Вопит. Его правление продолжалось до 1340 г.*. В народе он был известен под именем Та Трасак Пхаэм, что означало "Благославенный, приносящий всем блага". При короле Парам Мага Вопит Камбоджа оставалась богатым и влиятельным государством^.
Смена идеологической основы государства - переход страны к утверждению государственной религии страны буддизма хинаяны - означал значительные изменения во всех областях государственной и политической жизни и в отношениях с соседними государствами. Это проявилось в общей демократизации, жизни страны, в консолидации представителей социальных слоев, населяющих Камбоджу. Положение свободного и лично зависимого населения было облегчено. Королевская власть стала ближе к населению -чиновникам, свободному крестьянству. Лично зависимое население стало как бы сближаться по положению со свободным крестьянством.
Тан, по свидетельству надписей, текст которых опубликован в "Новых надписях из Ангкора"^ в этот период устанавливаются многочисленные акты об освобождении лично-зависимых, которые затем должны были служить королю. Идеологически эти «исты объясняются стремлением получить заслугу*. В то же время в надписях говорится о бедности населения, что, по-видимому, послужило одной из реальных причин многочисленных актов об освобождении лично зависимого населения^. Отмеченные в этих надписях Камбоджи антропонимы можно разделить на две основные группы в соответствии с социальным положением людей, носителей тех или иных имен. К первой группе относятся имена людей, составлявших социальную категорию: королей, членов королевской семьи, высших духовных сановников, высших должностных лип знати, помещиков, должностных лип более низкого ранга и т.п. Ко второй группе относятся имена лцаей, составлявших низшую социальную категорию, так на-
1. По "Истории Кампучии". М.,1981, е.72; К власти в 1336 г. пришел Чей 1336-1340.
2. Eng Soth. Aekasära ... Phnom Penh, 1969, p. 50.
3. "Новые надписи Ангкор Ватта". IMA, Пном Пень, 1958.
4. Стремление стать заслугой будущей живой Будды.
5. Пном Пень, 1958, № 72.
зываеыых кнёыов*.
Б хронике показываются, что переход к постангкорскому государству в истории Камбоджи связан не только с развитием патроната как специфической системы, значительно облегчавшей положение основной массы населения, но и с изменением положения крестьянства при новой религии, поскольку сторонники буддн ма отвергали необходимость строительства гигантских храмов, истощавших силы крестьянства. В буддизме делался упор на приоб ретение духовных ценностей путем ухода в монахи, поддержки монастырей, что было значительно дешевле. Менялось и положение лично зависимого населения Камбоджи. Буддийская религия не толз но не одобряла убийство такого человека, но, напротив, одобрил) его освобождение, считая, что этим приобретается определенная заслуга. В камбоджийской повести ХУ1 в. герой даже выражает желание попасть в положение лично зависимого человека, чтобы
р
испытать горесть его судьбы и понять страдения простых лкщей .
Происходила, таким образом, своеобразная консолидация общества, на основе сближения положения свободных и лично зависимых, что по-видимому и явилось социально-экономической основой для формирования моноэтнического государства на территории Камбоджадеша.
Налоги и феодальные повинности в период правления новой буддийской династии в Камбодже по-видимому оставались теми же, что и при прежних королях империи Камбоджадеша, а также и в последующие периоды. Однако могли и очень значительно меняться неофициальные побори сборщиков налогов» обмер и обвес и т.д. .
Политическая история новой буддийской династии в охватываемый в настоящей работе период 1290-1434 гг. весьма сложна для исследования из-за разночтения и неточностей, имеющихся в хрониках. Нам она представляется следующим образом.
При правлении Парам Мага Бопита 1290-1340 гг. была прове-
1. Лонг Сеам. Исследования по лексикологии и грамматике древне-кхмерского языка по надписям Камбоджи Х1-Х1У вв. М.,1989,
с.41.
2. 1МА. » 16, 18В, 18В, 21В, 20,23 и 29В. Пном Пень, 1958.
3. Спекторов Л.Д. Феодальные отношения в Камбодже. М., 1973.
дена подготовка к защите страны*.
Как сообщают хроники, сиамский король Раммасор не отказался от своей политики в расширении своей территории за счет Камбоджадеша. Моха Нокор пал во второй раз в 1393 г.*\ Но закрепиться в Камбоджадеше тайнам не удалось даже на такой короткий срок, как в первый раз. Кхмерская армия под комнадованием Тяо Понья Ята окружила и уничтожила часть сиамского гарнизона и одержала большую победу над сиамцами и Моха Нокор был освобожден.
В диссертации автор обращает внимание на то, что в начале правления Понья Ята прошло в борьбе с оставшимися тайскими гарнизонами. И Понья Ят принял оправданное, как показала история последующих веков, решение о возвращении в район старых столиц, к востоку от Большого Озера, в восточный рисовый очаг, мотивируя это именно обезлкщением района имперской столицы. При этом имелся в виду не сам город (там оставалось достаточное количество населения, судя как по его участию в освобождении города, так и по сведениям о населенности Яшодхарапуры в следующем Х1У в.), а именно земледельческий район по реке Сиеыреап. Как и Джаяварман II, Понья Ят не сразу нашел место для новой столицы. После пребывания в 1433 г. в Срей Сантхоре он обосновался в 1434 г. в Тядо-муке^. Основание новой столицы кхмерского государства открывало важный этап в развитии кхмерской государственности в ситории кхмерского народа в целом.
Во рассматривается политика
Камбоджи в ХУ в. Очевидно, что Х1У в. был временем борьбы за престол и восстаний, что способствовало победам сиамцев. ХУ в. также был временм перемен и реформ. Понья Ят покидает столицу Ангкор и обосновывается вначале в Срей Сантхоре между Меконгом и Тонлетоуть, в^центре Камбоджи, где можно было не опасаться набегов сиамцев, а затем в Тядомуке "Четырех Рукавах", где
*'Eng Soth. Aekaelra ... Pbnoa Penk, 1969, pp. 37-38.
2. По данным Енг Сота Моха Нокор пал во второй раз а 1380 г., по
Трынг Нгие в 1393, по Р 63 и Ум в I4I6-I4I7 гг. по Р.
Sriggs В 1431 a C.W.Wolter В 1389
3. История Кампучии. M., 1981, с. 77.
Eng Soth. Aekasära ... Phnom Penh, 1969, pp.55-56.
основал, используя исключительное положение этой местности, столицу Пном Пень. 1еренесение столицы в Пном Пень - событие более значительное, чем предыдущие передвижения. Необычайно выгодное расположеьие этого города очевидно. Положение его при слиянии Четырех Рукавов позволяло лкщям передвигаться и перевозить товары во все освоенные районы Камбоджи. Река Меконг судоходна вплоть до Кратьэха, и судя с осадкой до 2 м могут передвигаться по ней в любое время; по озеру Тонлесап можно передвигаться до Кампонг Чнанга. Но судоходство на Меконге зависит от уровня воды в Четырех Рукавах. До Пном Пеня могут подняться суда водоизмещением до 5 м., выше по течению они не могут пройти. Таким образом, на высоте Четырех Рукавов находится идеальное мепто для порта: Пном Пень представляет собой естественный порг Камбоджи, расположенный вверх по течению от моря. Ш.ГУлэн пишет, что Пном Пень из городок Юго-Восточной Азии обладает краг-изейшим местоположением .
В заключении диссертации подводятся итоги исследования и уделяется значителы-ое место обшественгому устройству Камбоджи ХУ в., событиям, развернувшимся в период реформы, и их последствиям, отразившимся на камбоджийской истории последующих столетий.
Военную и политическую мощь страны обеспечивал культ "Бога-Короля". !Цонья Ят сделал такой идеологией буддизм тхе-равада, появившейся г ХШ в., и восторжествовавщий над другими религиями в XI./ в.
Камбоджа ХУ в. прочолжала оставаться продуктом ангкорс-кого периода, ньлодш&оь на уровне наиболее развитых цивилизаций Азии.
I. Ch. Goulin. Phnom Penh,étude g£ogrnphi<ije urbfnr-c. Strfi^louri I9b9.