автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Аллаяров, Мавлян
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Самарканд
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Аллаяров, Мавлян

ВВЕДЕНИЕ .3

ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

§ I. Художественная культура и ее роль б эстетическом воспитании .20

§ 2. Совпадение эстетического идеала личности с .общественным - как важнейшая особенность. формирования ее эстетического сознания .38

ГЛАВА П. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ И ТВОРЧЕСКИ ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ - ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА ЗРЕЛОГО СОЦИАЛИЗМА

§ I. Развитие художественной культуры личности -необходимое условие взаимодействия объективного и субъективного в ее творческой деятельности . 72

§ 2. Место эстетического воспитания в развитии и утверждении социалистического образа жизни .93

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по философии, Аллаяров, Мавлян

Марксистско-ленинская революционная теория обосновала то неоспоримое положение, что необходимость формирования всесторонне гармонически развитой и творчески деятельной личности, в современных условиях развитого социализма, является одной из важнейших задач коммунистического строительства. С учетом неотложности успешного решения указанных задач, в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" подчеркивается, что партия "рассматривает коммунистическое воспитание трудящихся как важный фронт борьбы за коммунизм. От успехов идеологической, политико-воспитательной работы все больше зависят ход экономического, социально-политического и культурного развития страны, полная реализация возможностей развитого социализма, осуществление ленинского внешнеполитического курса Советского Союза, укрепление его международных позиций".1

В свете этих требований становится еще более очевидной актуальность научного обоснования возрастающей роли эстетического воспитания в целостной системе коммунистического воспитания, а также исследование более эффективных и действенных средств его осуществления. Вот почему с учетом неотложности задачи претворения в жизнь указаний ХХУ1 съезда КПСС о совершенствовании социалистического образа жизни, путем всемерного развертывания системы коммунистического воспитания трудящихся, в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года" особо подчеркивается необходимость "совершенствовать формы и методы трудового, нравственного и эстетическо

I 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года.- М.: Политиздат , 1979 ,с . 6 . го воспитания".1

Указанная задача, выдвигаемая партией на современном этапе, обуславливается тем, что с повышением уровня материального благосостояния советского народа создаются реальные возможности более полного удовлетворения его духовных потребностей.

Таким образом, поиск отвечающих требованиям жизни методов и средств эстетического воспитания приобретает особую актуальность в период зрелого социализма. Основные итоги экономического и социально-культурного развития нашей страны, за истекшие годы девятой и особенно десятой пятилеток, убедительно подтверждают, что выполнение широкой программы подъема материального благосостояния советских людей привело к качественно новым переменам в их образе жизни. Об этом ярко свидетельствуют реальные цифровые данные, приведенные в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду КПСС. Например, за истекшие 70-е годы и десятой пятилетки было выделено 32 миллиарда рублей на осуществление общегосударственных мероприятий по повышению заработной платы, пенсий, пособий и т.д. Среднемесячная заработная плата превысила в 1980 году 168 руб. и увеличилась по сравнению с 1970 годом почти в 1,4 раза и в 2 раза увеличились выплаты и льготы из общественных фондов потребления.^ Наряду с этим ХХУ1 съезд партии наметил новые рубежи дальнейшего роста благосостояния советского народа. Соответственно этому на очередном Пленуме ЦК КПСС, состоявшемся 22 ноября 1982 года, обсуждены проекты Государственного плана экономического и социального развития СССР и Государственного бюджета СССР на 1983 год. В докладе на Пленуме Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова выдвинута цель, разработать не только меры и средства решения первостепенной экономической задачи, но и подъема уровня социаль

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат,1981,с.181.

2 Там же, с. 35. но-культурной жизни трудящихся масс. "Таким образом, проект плана подтверждает, что забота о советском человеке, об условиях его труда д быта, о его духовном развитии, - отмечает он, - остается важнейшей программной установкой партии".^

Свидетельством тому служит тот факт, что в Государственном плане экономического и социального развития СССР на 1983 год намечается повысить реальные доходы на душу населения в 1983 году на 3,0 процента, общественные фонды потребления - на 4,7 процента, что составляет 134 миллиарда рублей. Среднемесячную денежную заработную плату рабочих и служащих намечается повысить до 180,4 рубля и оплату труда колхозников до 130 рублей в месяц. В плане также учтены дополнительные расходы на повышение уровня жизни на0 рода в сумме 3,4 миллиарда рублей.

При таком значительном повышении материального благосостояния и роста культурного уровня советского народа необходимость дальнейшего развития его художественной культуры становится составным компонентом совершенствования социалистического образа жизни.

Руководствуясь ленинским указанием о необходимости массового приобщения трудящихся к исторически достигнутым человечеством духовных ценностей, Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно уделяют большое внимание вопросам осуществления взаимосвязи формирования художественной культуры личности с реализацией задачи комплексного коммунистического воспитания. Убедительным доказательством этому являются многочисленные Постановления ЦК КПСС, принятые за последние годы. Так,например, только за период 70-х годов были опубликованы следующие важные постановле

1 См. Правда, 1982,23 ноября, с Л

2 См. Правда, 1982,24 ноября, £.3 ыия: "О мерах по дальнейшему развитию детской литературы" (1971), "О литературно-художественной критике" (1972), "О работе с творческой молодежью" (1976), "О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения" (1977), "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества" (1978), "Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и подростков" (1981), "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства" (1982), "О работе партийной организации Белорусского государственного академического театра имени Янки Купалы" (1983).

В свете требований этих важнейших партийных документов большое значение приобретает необходимость исследования особенностей эстетического воспитания личности средствами художественной культуры.

За последние годы вышел в свет ряд ценных работ, посвященных исследованию сущности и функций эстетического воспитания.* Авторы

I Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы.-М.:Мысль,1969; Вопросы теории эстетического воспитания. (Под ред. Г.З. Апресяна).-М.: МГУ,1970; Шермухамедов С. Возрастание роли эстетического воспитания в системе коммунистического воспитания трудящихся в условиях развитого социализма.-В кн.: Некоторые проблемы марксистско-ленинской эстетики.-^Узбекистан, 1975, с.7-35; Основы эстетического воспитания. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. (Под ред. Г.Л. Абрамовича, А.К. Дремова).- М.: Высшая школа, 1975; Киященко Н.И. Сущность прекрасного.- М.: Молодая гвардия,1977; Теория эстетического воспитания. (Под ред. Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова).-Искусство, 1979; Эстетическое воспитание. Учебник для средних проф.-техн. учебн. заведений. (Под ред. В.И. Толстых).- М.: Высшая школа, 1979; Крутоус В.П. Роль эстетического воспитания в движении к новой действительности. - В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество.- М.: Прогресс,1980, с. 373-384; Эстетическое воспитание студентов. Сборник трудов ученых социалистических стран. ( Под ред. В.П. Агафонова, М.Ф. Овсянникова др.).- М.: Высшая школа, 1980: Искусство и эстетическое воспитание молодежи. ( Под ред. В.Г. Кисунько, И.Н. Гращенкова). -М.: Наука, 1981; Эстетическое сознание и процесс его формирования. ( Под ред. Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова).- М.: Искусство, 1981 : Эстетическое воспитание школьной молодежи. ( Под ред. Б.Т. Лихачева, Г. Зальмона). - М.: Педагогика,1981. указанных работ в основном рассматривают особенности эстетического воспитания в процессе развития и формирования у индивида способности воспринимать, оценивать прекрасное с позиций коммунистических идеалов, в целях преобразования окружающей действительности "по законам красоты" / К. Маркс/.

Этими же авторами более обстоятельно разработаны такие теоретические аспекты проблемы эстетического воспитания, как определение его предмета, цели и задач в единой системе коммунистического воспитания.

Однако, вопросы практического осуществления эстетического воспитания средствами художественной культуры в условиях современной научно-технической революции являются одним из малоисследованных сторон данной проблемы.

При современных условиях развитого социалистического общества, где эстетическое начало все более проникает во все сферы жизни советских людей, объективно выдвигается задача - еще теснее соединить развитие художественной культуры каждой личности с ее практической деятельностью.

Бот почему можно сказать, что именно данной необходимостью и было вызвано принятие специального Постановления ЦК КПСС "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства".*

Известно, что осуществление эстетического воспитания, как сложного процесса, предполагает комплексное, целенаправленное воздействие объективных и субъективных факторов на развитие эстетического сознания личности, а из этого следует, что искусство является одним из важнейших средств в системе эстетического воспитания.

I См.: Советская культура, 1982, 30 июля, с Л

При этом художественное воспитание, имея свои специфические задачи - формирования у личности способности понимать, оценивать ценности искусства и наслаждаться ими, выступает необходимым компонентом функционирования художественной культуры. Отсюда становится ясным, что практическое осуществление эстетического воспитания средствами искусства невозможно вне художественного воспитания.

Однако, у нас, до сих пор как в теории, так и практике эстетического воспитания, не всегда еще учитывается внутренняя диалектическая взаимообусловленность двух вышеуказанных видов воспитания и все более возрастающая роль художественного воспитания в целостной системе коммунистического воспитания. Поэтому не случайно в передовой статье газеты "Советская культура" - "Эстетика и личность" подчеркивается, что "не все еще осознают важность такого воспитания (т.е. художественного воспитания - М.А.), отводя ему второстепенную роль, забывая, что без выработки строгого художественного вкуса, без постоянного, повседневного приобщения к новым явлениям советской литературы, театра, музыки, кино, изобразительного искусства не может быть и должного постижения нравственных, эстетических норм социалистического общества".^

Б соответствии с этим в диссертации особое внимание уделено актуальности исследования вопроса изыскания более эффективных форм и методов использования средств художественной культуры в системе эстетического воспитания. Это, на наш взгляд, определяется следующими существенно важными обстоятельствами: во-первых, в объективно-закономерном развитии социалистического общества возникает определенная детерминированность реальной возможности фор

I См.: Советская культура, 1977, II марта. мирования эстетической культуры каждой личности, путем развития ее художественных потребностей, вкусов и взглядов; во-вторых, в условиях зрелого социализма, по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизньв-третьих, с учетом сказанного художественное воспитание приобретает поистине массовый всенародный характер и обеспечивает освоение ценностей художественной культуры трудящимися, что выступает не только как средство ускорения их духовного развития, но становится также большим стимулом усиления творческой деятельности каждого индивида в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; в-четвертых, усиление тенденции расцвета и взаимообогащения национальных культур народов нашей страны еще больше способствует удовлетворению растущих духовных запросов советского народа, как исторически новой формы общности людей.

Наряду с этим следует отметить, что эстетическое воспитание, осуществляемое средствами художественной культуры,основывается на преобразующем характере направленности искусства социалистического реализма. Это обусловлено тем, что своей гуманистической целью, принципами коммунистической партийности и глубокой народности, искусство в нашем обществе служит могучим, незаменимым средством эстетического воспитания трудящихся. Именно этими особенностями отличается марксистско-ленинское понимание сути эстетического воспитания средствами художественной культуры от интерпретации современными буржуазными эстетиками понятия "тотального" развития человека, утверждающего себя, главным образом, как "бытие художесто венное"В этом плане характерным является то, что современные

1 См.: Речь Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Ю.В. Андропова на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г. - Правда, 1983, 16 июнЯз с.2

2 Об этом смотрите более подробно: Вдовина И.С. Эстетика французского персонализма. Критический очерк. -М.: Искусство,1981. буржуазные эстетики, как Джон Дьюи в работе "Искусство как опыт" (1934), Томас Манро - "Философия и психология художественного воспитания" (1956), Герберт Рид - "Воспитание посредством искусства" (1948), рассматривают суть эстетического воспитания только как воспитание искусством. А последнее, по их мнению, " есть создание осмысленных моделей на основе упорядочения перцептивных ощущений"Иначе говоря, они, игнорируя социальное назначение функции искусства, считают, что оно выступает как "биологический феномен".

Следовательно,ими игнорируется то,что при формировании эстетического сознания индивида,средствами художественной культуры,социальные функции искусства приобретают познавательно-практическую значимость. В этом плане автором в работе делается попытка показать активно-преобразующий характер функций художественной культуры в процессе формирования и развития эстетического сознания социалистического типа личности. Следует также иметь в виду, что по проблемам сущности,структуры,функций и места художественной культуры в общественной жизни за последние годы был опубликован о целый ряд ценных работ в области марксистско-ленинской эстетики ,

1 Современная буржуазная эстетика. Критические очерки.-М.: Мысль, 1978, с.38.

2 Егоров А.Г. Проблемы эстетики.-М.: Советский писатель,1977; Каган М.С. Человеческая деятельность.-М.: Политизадт,1974; Коган JI.H. Художественная культура и художественное воспитание. Серия "Эстетика" № 4,-М.: Знание,1У79; Кунчева Л.И. Эстетические взгляды общества и художественная культура.-М.: Наука,1979; Лейзеров H.JI. Основные этапы развития советской художественной культуры. - В кн.: Октябрь и развитие художественной культуры, -м.: Знание,1977; Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма.- М.: Искусство,1977: его же. Идеология и художественная культура.-М.: Искусство,1982; Художественная культура: проблемы и суждения.- М.: Знание,1982; Художественная культура и гармоническое развитие личности.- Киев: Наукова думка,1982; Человек в мире художественной культуры.- М.:Наука,1982.

I 2 социологии^ и литературоведения.

Имеется также ряд диссертаций, посвященных изучению сущности и структуры функционирования художественной культуры в процессе развития духовной жизни общества.^

Во всех вышеперечисленных работах можно встретить различные определения феномена художественной культуры, как особого компонента всей духовной жизни общества. Из этих определений следует особо выделить те, в которых художественная культура рассматривается в узком и широком смысле его толкования. Так, В. Скатерщиков определяет художественную культуру как способность понимать искусство, наслаждаться им и стремление активно участвовать в художественном творчестве.^ Примерно такое же определение дает и М. Храпченко: художественная культура, это "уровень понимания литературы и искусства читателями, зрителями, слушателями и неодно 5 родное восприятие художественных явлении, и характер их оценок".

Здесь сущность художественной культуры этими авторами берется лишь в узком смысле, в плане освоения конкретным . индивидом

1 Плотников С.Н. Проблемы социологии художественной культуры.- М.: Знание,1980; Художественная культура и развитие личности. Сб.ст. -М.: Мысль, 1978; Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры.-М.: Наука,1980; Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства.- ЛГУ,1980 и др.

2 Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма.-!.: Наука,1977: Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. -М.: Советская Россия, 1978 и др.

3 Богомолова М.Н. Структура и некоторые условия развития социалистической художественной культуры. Автореферат кандидатской диссертации.- М.: 1973; Глотов М.Б. Художественная культура как система социальных институтов. Автореферат кандидатской диссертации.- М.:1974; Казачук З.Я. Развитие и сближение советских национальных художественных культур в условиях коммунистического строительства. Автореферат кандидатской диссертации.-Киев,1974.

4 Скатерщиков В. Эстетическая культура советского человека.- М.: Советская Россия,1964,с.18.

5 Храпченко М. Пути взаимообогащения социалистических культур.- В кн.: Контекст,1979, Литературно-теоретические исследования.- М.: Наука,1980, с.23. художественных ценностей в целях его эстетического развития.

Ю.А. Лукин, рассматривая художественную культуру в широком смысле, определяет ее как социальный феномен, являющийся "совокупностью созданных данных обществом художественных ценностей, а также сам процесс их создания, распространения и восприятия, усвоения обществом и каждым отдельным человеком".^- Автор в данном определении, в основном, обращает внимание на социальный и структурный состав художественной культуры.

Л.Н. Дорогова в структуру художественной культуры, кроме художественных ценностей, также включает материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.^

Как видно, в этих, приведенных нами выше определениях, феномен художественной культуры рассматривается в ее функционально-структурной "триадности", т.е. в единстве создания, распространения художественных ценностей и усвоения их человеком.

При этом следует отметить, что изучение сущности указанного вида культуры в этом плане имеет большое значение для выяснения ее сложной системообразующей структуры, а также историческо-про-цессуального характера функционирования в обществе. В этой связи заслуживают должного внимания работы А. Егорова - "Проблемы эстетики" (1977), Ю.А. Лукина - "Художественная культура зрелого социализма" (1977), М.С. Каган - "Человеческая деятельность" (1974) в которых нашли свое всестороннее освещение вопросы уточнения исторических этапов формирования социалистической художественной культуры, ее содержания, структуры и функций.

Со все большим утверждением социалистического образа жизни

1 Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма.- М.:Ис-кусетво,1977, с.138.

2 См.Художественная культура. Понятия,термины.- М.: Знание,1978, с.9. всемерно возрастает роль художественной культуры в развитии эстетического сознания каждого индивида, а это в свою очередь, непременно выдвигает на первый план ее главную цель - оказать активное воздействие на процесс формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Необходимость достижения данной цели подсказывает, что нельзя ограничиваться рассмотрением назначения художественных ценностей только в их трех ипостасях: создание, распространение и усвоение их личностью. Это обуславливается, на наш взгляд, следующими двумя обстоятельствами: во-первых, указанная "триадность" художественной культуры не является лишь единственным отличительным признаком для нее, поскольку она в той или иной степени присуща и другим видам духовной культуры. Например, политическая культура, в широком смысле, есть не что иное как выдвижение, распространение определенных идей и усвоение их данной социальной группой, классом.

Во-вторых, если учесть, что культура в марксистско-ленинском понимании есть способ деятельности субъекта, то тогда художественные ценности следует рассматривать не только в контексте создания, распространения и усвоения, но также в статусе их реализации личностью в своей жизнедеятельности.

Между тем, обычно исследователи, выделяя создание, распространение художественных ценностей и усвоения их, не всегда обращают внимание на этот важный четвертый момент - на реализацию индивидом этих ценностей в своей духовно-практической деятельности.

Это объясняется тем неоспоримым фактом, что как распространенность произведений искусства не всегда говорит о его идейноI эстетической ценности, так и сам процесс усвоения может остаться

I См.: Курбанов Б.О. Проблемы восприятия музыки.- В кн.: Эстетическое сознание и процесс его формированиятМ.Искусство,1981,с.81 на уровне лишь понимания, оценки воспринимающим их содержания.*

В этой связи особую значимость для понимания смысла реализации личностью художественных ценностей в своей жизнедеятельности приобретает высказывание В.И. Ленина о том, что "достигнутым надо о считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки".

Обобщая вышесказанное нами мнение относительно всей полноты содержания художественной культуры, мы можем определить ее как способ деятельности человека по воспроизводству, потреблению художественных ценностей и реализацию их в духовно-практической деятельности людей, с одновременным выявлением ими своих сущностных сил.

Таким образом, с учетом всего вышеизложенного, в диссертации нами сущность и функции художественной культуры рассматриваются главным образом в контексте взаимосвязи с решением задачи формирования и развития эстетического сознания конкретной личности как необходимого условия для возрастания ее активно-преобразующей деятельности.

Поэтому главной целью данного исследования является раскрытие закономерной взаимообусловленности развития художественной культуры личности и ее творческой деятельности, направленной на преобразование действительности "по законам красоты".

Исходя из этого, в работе нами ставятся и в определенной мере решаются следующие задачи: во-первых, выявить специфику эстетического воспитания средствами художественной культуры в процессе формирования всесторонне гармонически развитой и творчески де

1 См.: Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания.- М.: Просвещение,1981, с. 16, 68-69; Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982, с.9.

2 Ленин В.И. Полн. собр. соч. т.45, с.390. ятельной личности; во-вторых, рассмотреть совпадение эстетического идеала личности с общественным в диалектическом характере взаимообусловленности художественной и материально-практической деятельности индивида; в-третьих, показать роль художественной культуры как важного компонента функционирования духовной жизни общества с выявлением механизма воздействия искусства на развитие эстетического сознания зрителя, слушателя, читателя; в-четвертых, на основе выяснения особенности развития эстетического сознания личности разработать соответствующие практические рекомендации для осуществления эстетического воспитания как в системе школьного, а также среднего специального и высшего образования.

В связи с выдвижением этих задач в диссертации художественная культура рассматривается как результат развития всех общественных отношений, на базе единства и взаимодействия объективного и субъективного. Иначе говоря, она выступает не только в виде объективного фактора, побуждающего человека к различным видам деятельности, но одновременно является необходимым компонентом субъ ективного во всей его жизнедеятельности. Такой подход открывает путь к раскрытию сущности вопроса о соотношении между степенью эстетического развития индивида и его материально-практической деятельностью, в целях преобразования окружающей действительности и самого себя. Данное положение вытекает из марксистско-ленинского понимания неотделимости деятельности и культуры: если первая выступает как причина функционирования и развития культуры, то вторая, будучи следствием первого, в свою очередь, оказывает воздействие на дальнейшее развитие деятельности.

В этой каузальности конкретно-исторический тип личности, преследующий определенные цели, выступает одновременно как объектом, так и общественно-историческим субъектом. "Не "история", подчеркивал Ф. Энгельс, - а именно человек, действительный, живой человек - вот кто делает все это, всем обладает и за все борется. "История" не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека".*

Исходя из данного положения, мы можем сказать, что как невозможно функционирование культуры вне своего носителя - деятельного человека, так и немыслимо проявление сущностных сил последнего вне сферы дальнейшего развития культуры.

Следовательно,функционирование художественной культуры во всей духовной жизни берет свое начало только в реализации конкретным общественным субъектом своих творческих сил.

С учетом всего вышесказанного в работе особое внимание уделяется осмыслению самого феномена "художественное".

Нами констатируется, что содержание данного феномена раскрывается через сущность эстетического. Это обусловлено тем, что художественное, будучи непосредственно связанной с природой и социальной функцией искусства, приобретает статус реализации творческих сил индивида в сфере его эстетической деятельности, а последняя выступает связующим звеном между художественным освоением человеком мира и его практической деятельностью. В силу этого искусство, как проявление феномена художественного, отражая в себе социальный опыт определенных классов и одновременно выступая формой эстетической деятельности, становится причастным к преобразованию мира и самого человека.

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.2,с.102.

2 В последнее время анализ вопросов о единстве культуры с деятель ностью человека становится предметом специального исследования. См.:например,об этом статьи под рубрикой "Философия-человек-культура: к ХУЛ Всемирному филосошскому конгрессу'в журнале "Вопросы философии" 1982,И, с.34-52; №4, с.15-30; №10,с.42-52.

Именно этот существенно важный методологический подход не всегда учитывается теми авторами , которые несколько односторонне интерпретируя сущность и функции художественной культуры, не видят их взаимосвязи с эстетическим развитием личности. Подтверждением этого является то, что в некоторых работах развитие художественной культуры конкретной личности рассматривается только как способность усвоения и оценки произведений искусства, а также создат ния художественных ценностей.х В отличии от такой традиционной точки зрения в диссертации формирование и развитие художественной о культуры индивида, являющейся ядром его эстетической культуры , берется нами как особый способ эстетического отношения к действительности.

Именно в таком аспекте следует объяснять необходимость развития художественной культуры индивида как важнейший фактор его эстетического воспитания. Это в свою очередь требует формирования художественного сознания, что связано с глубоко личностным характером уровня развития этого сознания.

Такая особенность указанного вида сознания предполагает наличие эмоционально-психологического осмысления, сопереживания идейного содержания произведений искусства. Соответственно этому в диссертации подчеркивается непосредственное воздействие средств художественной культуры на возрастание художественного сознания индивида через систему: художник-произведение- личность.

При анализе воздействия на развитие художественного сознания через систему следует исходить из того, что искусство является структурообразующим элементом художественной культуры. Такое

1 См.:например, Мелехова А.К. Природа художественной культуры личности.- в кн.: Методологические проблемы эстетического воспитания. Свердловский гос.пед.институт. 1974, с.23-31.

2 См.: Егоров А. Проблемы эстетики.-М.: Советский писатель,1977, с. 138. толкование особенности искусства позволяет рассматривать функции всех его видов в их диалектическом взаимодействии, что обеспечивает комплексное, системное влияние средств художественной культуры на развитие эстетического сознания человека.

Именно исходя из этого основополагающего положения в диссертации делается попытка выявить особенности воздействия художественной литературы на эстетическое развитие личности.* Ввиду этого в работе рассматривается вопрос формирования способности у читателя адекватно воспринимать идейное содержание литературных произведений.^

Далее подчеркивается, что эстетическое воспитание, осуществляемое средствами художественной культуры, свой практический действенный статус обретает только в диалектической взаимосвязи с процессом самовоспитания и самоутверждения личности.

В работе также уделяется внимание исследованию единства и совпадения эстетического идеала личности с общественным, что является важнейшим условием формирования ее диалектико-материалисти-ческого мировоззрения. При этом эстетический идеал рассматривается как концентрированная форма выражения эстетического сознания, которая выступает не только существенным элементом мировоззрения,

1 Здесь следует отметить, что воспитательная функция художественной литературы в литературоведении обычно рассматривается обособленно от других средств художественной культуры. Лишь за последние годы некоторые авторы начали изучение литературы в системности. См.: Ю.Барабаш. Вопросы эстетики и поэтики.-М.: Советская Россия,1973. М.Храпченко. Размышления о системном анализе литературы.- В ж-ле Вопросы литературы,1979, №3, с.90-111.

2 Имеется ряд содержательных работ, посвященных вопросам восприятия произведений художественной литературы. Левидов A.M. Автор-образ-читатель.- Л.:ЛГУ,1977; Молдавская Н. Литературное развитие школьников в процессе обучения.-М.: Педагогика,1976; НикиfopoBa О.И. Психология восприятия художественной литературы.-М.: нига,1972; Общество,' литература чтения. Восприятие литературы в теоретическом аспекте, (перевод с немецкого. Под ред. О.В. Егорова).-М.: Прогресс,1978; Полозова Т.Д. Открытие мира*-М.: Просвещение,1979 и др. но и как цементирующая основа других его компонентов.

Вопрос о месте и роли эстетического воспитания в развитии и утверждении социалистического образа жизни нами рассматривается как логическое завершение исследования темы диссертации. Исходя из этого, автором делается попытка обосновать тезис о том, что осуществление вышеуказанного вида воспитания должно быть направлено на обеспечение эстетизации всех сторон жизнедеятельности личности. В этой связи в заключительной части работы более обстоятельно дается анализ комплекса вопросов, связанных с задачей поиска форм и методов совершенствования, прежде всего, школьной и вузовской системы эстетического воспитания.

В целом вся работа над диссертацией была основана на применении исходных принципов марксистско-ленинской методологии к анализу вопросов взятой нами темы. При этом были использованы основные Положения Программы КПСС, съездов нашей партии, постановления ЦК КПСС о формировании и воспитании нового человека - строителя коммунизма. Наряду с этим также были взяты материалы XX съезда Компартии Узбекистана, посвященные вопросам дальнейшего улучшения системы эстетического воспитания в республике.

ШВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ

КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая выдвинутые в данной работе теоретические положения по рассмотренным вопросам взятой нами проблемы, необходимо сформулировать основные выводы относительно изложенных в диссертации особенностей эстетического воспитания и специфических задач его практического осуществления средствами художественной культуры. Указанная направленность изучения взятой автором темы обуславливалась необходимостью решения выдвигаемой съездами нашей партии задачи - определения наиболее действенных методов и средств формирования всесторонне и гармонически развитой личности, как конечной цели строительства коммунистического общества. На ХХУ1 съезде КПСС было подчеркнуто: "Конкретная забота о конкретном человеке, его нуждах и потребностях - начало и конечный пункт экономической политики партии".*

В современных условиях дальнейшего расцвета зрелого социалистического общества эстетическое воспитание выступает как целостная система, переплетающаяся с идейно-политическим, трудовым, нравственным и интернациональным воспитанием. Поэтому осуществлеS ние указанной задачи предполагает изыскание таких средств воздействия на формирование нового типа личности, которые могли бы влиять на ее развитие непринужденно, комплексно. Одним из таких средств является использование средств художественной культуры для всестороннего гармоничного развития каждого индивида. Литература, как особый вид искусства, по своей полифункциональной природе, выступает важным алементом художественной культуры. Это связано с тем, что указанный вид искусства, с помощью особых язы-ково-словесных средств воссоздает мышление во всех формах проявления общественного сознания. Такое воссоздание осуществляется только через эмоционально-чувственное сопереживание, осмысление идейного содержания литературных произведений, которые обладают потенциальной силой воздействия на развитие эстетического сознания личности. В этом плане можно взять в качестве примера влияние произведений советской литературы. Созданная за последние годы писателями целая галерея образов характеризуется тем, что в их действиях показан процесс формирования социалистического типа личности в ее взаимоотношении с коллективом, семьей и природной средой. Указанный комплексный анализ характеров и действий персонажей дает возможность писателю показать процесс становления личности в ее морально-нравственном, эстетическом и идейно-политическом совершенствовании.

Одна из характерных особенностей современной литературы состоит в том, что в ее развитии наиболее зримо наблюдается объективно-закономерная тенденция расцвета и сближения национальных культур народов нашей страны с общесоциалистической культурой.

Такая особенность развития советской литературы определяет ее важное место в расширении обмена художественно-эстетическими ценностями не только между нациями и народностями нашей страны,но и народами других стран, так как она участвует в борьбе за торжество общечеловеческих идеалов гуманизма, свободы и демократии.1 Все вышеизложенное относительно возрастания роли советской литературы в эстетическом воспитании личности на современном этапе связано с тем обстоятельством, что создаваемые в произведениях, литературы социалистического реализма образы являются художественно-правдивым отображением сущности социалистического образа жизни. Тем самым герои произведений художественной литературы восп

I Об этом более подробно см.: -Дух Ташкента торжествует.-Ташкент: Изд. Литература и искусство,1980, с.9-14. ринимаются читателем с высокой достоверностью, как реальные типы, видящие цель и смысл своей жизни в коммунистическом преобразовании действительности. Только на указанном уровне восприятия идеи произведений, преломляясь через призму самопознания индивида приводят к его самосовершенствованию и самоутверждению. На таком параметре восприятие читателя выходит за сферу созерцания и становится потенциальной силой его преобразующей деятельности, т.е. становится важным фактором выведения воспринимающего из эмоционально-чувственного мира в пределы практики.

Исходя из данного положения мы и пытались выявить особенности эстетического воспитания, осуществляемое средствами художественной культуры. Каковы же эти особенности? .

1. Комплексный, системный подход к эстетическому воспитанию является важным условием его практического осуществления.

2. Указанный вид воспитания предполагает наличие непосредственного воздействия средств художественной культуры на процесс формирования эстетического сознания личности. Это объясняется тем, что воздействие художественного начала на развитие эстетической культуры направлено на гармонизацию всех сфер жизни советских людей. Ввиду этого в программе КПСС подчеркивается то существенно важное положение, что "художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека".*

3. Имея в виду, что художественная деятельность выступает одним из компонентов единства всех аспектов многогранной человеческой деятельности, можно понять необходимость взаимосвязи художественного воспитания с эстетическим.

Такой подход к указанным видам воспитания обуславливается тем обстоятельством, что в теории и практике их осуществления до

I Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Политиздат, 1974, с. 210. сих пор имеет место или прямое отождествление эстетического воспитания с.художественным или же обособление их друг от друга. Однако, на наш взгляд, диалектическое соотношение их следует видеть в том, что художественное воспитание нельзя толковать лишь как привитие навыков восприятия и оценки произведений искусства, но, главным образом, надо брать его как основу превращения усвоения ценностей искусства в потенциальный стимул успеха всей жизнедеятельности каждого индивида, через развитие его эстетической деятельности. Именно в этом и состоит вся суть цели практического осуществления эстетического воспитания средствами художественной культуры.

Учет детерминированности совпадения эстетического идеала личности с общественным в становлении и утверждении социалистического образа жизни составляет одну из особенностей указанного вида воспитания.

Из этого следует, что изучение средств достижения цели эстетического воспитания нельзя ограничить анализом лишь необходимости духовного развития личности, не учитывая связи такого воспитания с активно-преобразующей деятельностью индивида в процессе утверждения и развития социалистического образа жизни.

5. Не менее важной особенностью эстетического воспитания является также то, что взаимодействие объективных и субъективных факторов выступает в данном процессе воспитания важнейшим условием формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Последнее находит свое проявление в целеустремленной, глубоко осознанной деятельности индивида, направленной на изменение окружающей действительности и самого себя. Отсюда следует вывод, что диалектическое взаимопроникновение эстетического воспитания и самовоспитания проявляется во вторжении художественного начала во все сферы духовной и материальной жизни советских людей, а это в свою очередь, через рост их самосознания, ведет к повышению активно творческой деятельности. Следовательно, диалектическая взаимообусловленность эстетического воспитания и самовоспитания наиболее ярко выступает в том, что об эффективности последнего можно судить тогда, когда оно приводит к более высокоразвитой эстетической культуре каждого индивида.

С учетом вышеотмеченных особенностей эстетического воспитания средствами художественной культуры мы в работе стремились определить следующие специфические задачи его осуществления: во-первых, необходимо добиваться развития эмоционально-психологических качеств индивида, необходимых не только для формирования художественного сознания, но и для успешной реализации всех видов деятельности.

Во-вторых, стремиться к постоянному развитию у каждой личности потребности и навыков художественного восприятия ценностей искусства, обеспечивающих возможность оценивать явления и предметы окружающей действительности с позиций определенных эстетических идеалов.

В-третьих, при осуществлении эстетического воспитания требуется настойчиво, целеустремленно прививать каждому индивиду эстетический вкус и потребности для утверждения им прекрасного в труде, быту, поведении.

В-четвертых, формировать классово-партийный подход к оценке художественных ценностей, без чего невозможно противостоять наступлению эстетически оформленной буржуазной идеологии, выступающей в виде широкой пропаганды идей "массовой культуры", формализма, абстракционизма в искусстве.

Решение данной специфической задачи приобретает особую актуальность б том, что на современном этапе фонкционирование художественной культуры становится важной сферой идеологической борьбы между двумя противоположными социальными системами.

Рассмотренные в диссертации особенности эстетического воспитания и выявленные нами его специфические задачи необходимо требует уточнения комплексных мероприятий для успешного их решения. В соответствии с этим мы предлагаем следующие практические рекомендации :

1. Необходимо использовать ценный опыт некоторых социалистических стран, как Народная Республика Болгария, где в государственном масштабе разработана программа мероприятий по всенародному эстетическому воспитанию, в целях создания определенных условий для широкого приобщения народных масс к прекрасному в искусстве и окружающей действительности. Для распространения указанного опыта в нашей стране следует составлять подобные программы социально-культурного развития местными партийными и советскими органами краев, областей, союзных и автономных республик с включением мероприятий по осуществлению эстетического воспитания трудящихся масс.*

2. Чтобы добиться целенаправленного приобщения народных масс к освоению ими ценностей художественной культуры, требуется систематически осуществлять пропаганду эстетических знаний путем: а/ более широкого распространения опыта проведения по телевидению и радио тематических передач: "Учись овладевать эстетическим вкусом", "Основы эстетики" и др.; б/ с участием искусствоведов, эстетиков, литературоведов,

I Об этом опыте см. более подробно: Горанов К. Сущность и цели эстетического воспитания.- В кн.: Эстетическое воспитание студентов. Сб. трудов ученых социалистических стран.- М.: Высшая школа,1980, с.17-32; Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1981, с.43-4-6. психологов и педагогов выпускать специальный ежемесячный научно-популярный журнал, посвященный вопросам изыскания наиболее эффективных форм и методов художественно-эстетического воспитания; в/ на страницах республиканских и областных печатных органов творческих союзов ввести специальную рубрику "Эстетика для всех?.

3. В тех союзных и автономных республиках, где еще не стало традиций ежегодного проведения праздников песен, хореографических, фольклорных и других подобных фестивалей, практиковать организацию таковых в массовом масштабе.

4. Важное значение для широкого охвата детей и юношества художественным воспитанием требуется строить по типовым проектам и школы искусств как принципиально новых учебных заведений.

5. С учетом того, что через освоение.лучших классических произведений художественной литературы у учащихся средней школы формируется эстетическое чувство, вкус, потребность, идеал, преподо-вание литературы должно стать предметом не только литературного образования, но и наиболее действенным звеном в целостной системе эстетического воспитания школьников. Такая направленность преподавания литературы требует последовательного внедрения следующих действенных методов эстетического воспитания в учебный процесс: а/ учитывать необходимость преподнесения изучаемого материала в тесной связи с содержанием других видов искусства; б/ в процессе изучения высокоидейных произведений литературы добиваться связи эмоционально-психологического сопереживания учащихся с привитием им стремления к самопознанию и самовоспитанию. в/ важным средством привития учащимся эстетического вкуса является умение преподавателя использовать методику выразительного чтения, которая еще неповсеместно практикуется в процессе преподавания литературы в школе.

Чтобы добиться успешного внедрения вышеуказанных методов осуществления эстетического воспитания желательно включить в учебные планы институтов повышения квалификации учителей специальные практические занятия по организации проведения уроков литературы в указанном направлении.

6. Признание системного характера эстетического воспитания требует применение методов и средств его осуществления в их после

О т. довательности и внутренней взаимосогласованности. В соответствии с этим следует добиваться преемственности использования средств и методов развития художественного сознания учащихся в семье и школе, стремиться к формированию эстетического чувства, вкуса у школьников в процессе преподавания всех гуманитарных и естественных учебных дисциплин.

7. В современной высшей школе выдвигается вполне назревшая задача - добиваться преемственности между семьей, школой и вузом в усилении эстетического воспитания студенческой молодежи. Для чего необходимо: во-первых, создать при университетах педагогических знаний методические советы по художественному воспитанию с привлечением в состав этих советов наиболее опытных учителей, представителей кафедр педагогики, психологии и преподавателей эстетики; во-вторых, использовать опыт включения в учебную программу старших классов средних школ преподавание начального вводного курса основ марксистско-ленинской эстетики; в-третьих, организовать на должном уровне изучение основ марксистско-ленинской эстетики на всех факультетах и отделениях гуманитарных и технических вузов, как обязательной учебной дисциплины со сдачей экзаменов; в-четвертых, проводить лекции и семинары по указанной учебной дисциплине на младших курсах.

8. На наш взгляд, особого внимания заслуживает распространение такого положительного опыта Министерства просвещения УзССР, как создание при данном Министерстве специального Координационного Совета по эстетическому воспитанию с участием представителей творческих Союзов. Желательно, чтобы подобные советы создавались также при Министерствах высшего и среднего специального,, а также при комитетах профессионально-технического образования союзных республик.*

При своевременной, должной реализации вышеуказанных рекомендаций можно достичь более действенных результатов в успешном решении, выдвигаемых нашей современной действительностью, неотложных задач эстетического воспитания личности средствами художественной культуры.

I См. об этом опыте подробно: Акивис Д., Ниязматов Б., Большая семья. Где живет красота. - Советская культура, 1981, 6 января, с. 3; 20 января, с.З.

 

Список научной литературыАллаяров, Мавлян, диссертация по теме "Эстетика"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.З, с. 1-4.

3. Маркс К. Введение ( Из экономических рукописей, 1857-1858гг.).- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12, с. 709-738.

4. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Глава: Теория о производительном и непроизводительном труде. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26, ч.1, с.133-304.

5. Маркс К. Наемный труд и капитал. Маркс К. и Энгельс Ф.,

6. Соч., 2-е изд., т.б, с. 428-459.

7. Маркс К.и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.З, с. 15-78.

8. Энгельс Ф. Положение Англии.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.1, с. 572-642.

9. Энгельс Ф. Эльберфельдские речи. Речь 8 февраля 1845 г.

10. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.2, с. 532545.

11. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве, (сборник). В 2-х тт.

12. М.: Искусство, 1976, т.1, 575 с.

13. Маркс К., Энгельс Ф. о воспитании и образовании. В 2-х тт.,- М.: Педагогика, 1978, т.1, 543 с.

14. Ленин В.И. И.Ф. Арманд. 24 января 1915 г. Поли.собр.соч., т.49, с. 54-57.

15. Ленин В.И. Великий почин. Полн. собр. соч., т. 39, с.1-29.

16. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн.собр. соч., т. 29, с. 78-218.

17. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн. собр. соч., т.29, стр. 316-322.

18. Ленин В.И. Как организовать соревнование?. Полн. собр.соч., т. 35, с. 195-205.

19. Ленин В.И. Лев Толстой. Полн. собр. соч., т.20, с. 19-24.

20. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.

21. Полн. собр. соч., т. 12, с. 99-105.

22. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т.41, с. 298-318.

23. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма.

24. Полн. собр. соч., т. 23, с. 40-43.

25. Ленин В.И. Рецензия Н.А. Рубакин. Среди книг., т. П.М.,1913.- Полн. собр. соч., т. 25, с. III-II4.

26. Ленин и литература. (Под общ. ред. Л.И. Тимофеева и В.Р.

27. Щербины). М.: Художественная литература, 1968.- 270 с.

28. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 3-е изд., перераб.,и доп.,- М.; Художественная литература,1967,-722 с.

29. Ленин В.И. О воспитании и образовании.3-е изд. (Под общ.ред. A.M. Арсеньева). -М.: Просвещение,1973, 665 с.

30. Документы КПСС и Советского правительства.

31. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС от15 июня 1983 года. Правда, 1983, 16 апреля, с.2-3.

32. Конституция ( Основной закон) Союза Советских Социалистически}

33. Республик. М.: Юридическая литература, 1980, - 31 с.

34. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 года. М.: Политиздат, 1982, - 31 с.

35. Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16 августа 1983 г. Правда, 1983, 7 августа, с. I.

36. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г.- Собрание Постановлений правительства СССР, 1978, № I, с. 2.

37. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.-М.: Политиздат, 1979, 15 с.

38. О 80-летии Второго съезда РСДРП. Постановление ЦК КПСС от5 апреля 1983 г., с. I.

39. О литературно-художественной критике. Постановление ЦК КПССот 21 января 1972 года. В кн.: Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. - М.: Политиздат, 1977, с. 492-493.

40. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества. Постановление ЦК КПСС от 2 апреля 1978 г. Правда, 1978, 2 апреля, с. I.

41. О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии.

42. Постановление ЦК КПСС от 2 августа 1972 г. В кн.: Об идеологической работе КПСС. - М.: Политиздат, 1977,с. 521-523.

43. О народных художественных промыслах. Постановление ЦК КПССот 17 декабря 1974 года. В кн.: Об идеологической работе КПСС. - М.: Политиздат, 1977, с. 577-579.

44. О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитаниитрудящихся и научно-техническом прогрессе. Постановление ЦК КПСС от 8 мая 1974 г. В кн.: Справочник партийного работника. - М.: Политиздат, 1975, с. 350.

45. О работе с творческой молодежью. Постановление ЦК КПСС от12 октября 1976 г. В кн.: Об идеологической работе КПСС. - М.: Политиздат, 1977, с. 599-600.

46. О работе партийной организации Белорусского государственного академического театра имени Янки Купалы. Постановление ЦК КПСС от 25 февраля 1983 г. Советская культура, 1983, 26 февраля, с. I.

47. О состоянии и мерах дальнейшего развития театрального искусства и повышения его роли в коммунистическом воспитании трудящихся республики. Постановление ЦК Узбекистана от 15 февраля 1983 года. Правда Востока, 1983, 16 февраля, с.1.

48. О творческих связях литературно-художественных журналов спрактикой коммунистического строительства. Постановление ЦК КПСС от 29 июля 1982 г. Советская культура, 1982, 30 июля, с. I.

49. Постановление ХХУ1 съезда КПСС по проекту ЦК КПСС "Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года". 2 марта 1981 г. В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.: Политиздат, 1981, - 223 с.

50. Труды и речи руководителей КПСС и Советского правительства.

51. Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 22 ноября 1982 года.

52. Правда, 1982, 23 ноября, с. 1-2.

53. Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года.

54. Правда, 1983, 16 июня, с. 1-2.

55. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, № 3, с. 9-23.

56. Андропов Ю.В. Выступление на встрече в ЦК КПСС с ветеранамипартии. Правда, 1983, 16 августа, с. 2.

57. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. Доклад на Совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 60-летию образования Союза ССР. Правда, 1982, 22 декабря, с. 1-2.

58. Брежнев Л.И. Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду

59. Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. Доклад ХХУ1 съезду КПСС. 23 февраля 1981 года.- В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981, с. 3-80.

60. Крупская Н.К. 0 коммунистическом воспитании. Изб. статьи иречи. М.: Молодая гвардия, 1956, - 417 с.

61. Суслов М.А. Советский человек самое главное наше богатство. Суслов М.А. На путях строительства коммунизма.-М.: Политиздат, 1977, т.1, с. 302-307.

62. Тихонов Н.А. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года. В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1981, с. 97-129.

63. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массовополитической работы партии. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года,- Правда, 1983, 15 июня.

64. Рашидов Ш.Р. Коммунистическое воспитание трудящихся и вопросы повышения культуры сельского быта. Ташкент: Узбекистан, 1975. - 38 с.

65. Рашидов Ш.Р. Отчет центрального Комитета Компартии Узбекистана XX съезду Коммунистической партии Узбекистана.- Партийная жизнь, 1981, №2, с. 8-53.

66. Материалы статистических сборников, конференций и других источников.

67. Народное хозяйство Узбекской ССР в 1979 году. Статежегодник.- Ташкент, Узбекистан, 1980. 288 с.

68. Народное хозяйство Узбекской ССР в 1980 году. Статежегодник.- Ташкент, Узбекистан, .1981. 347 с.

69. Народное хозяйство СССР в 1980 году. М.: Финансы и статистика, 1981. 583 с.

70. СССР в цифрах в 1979 году. Краткий статистический сборник.- М.: Статистика, 1980. 224 с.

71. СССР в цифрах в 1981 году. Краткий статистический сборник.

72. М.: Финансы и статистика. 1982.- 223 с.

73. Печать в СССР в 1981 году. М.: Финансы и статистика,1982.- 283 с.

74. Проблемы эстетического воспитания и современность (28-31января 1963 г.) Тез. докл. (минво- высшего и среднего специального образования СССР. АН СССР, М-во культуры РСФСР). М.: Советский художник, 1963.198 с.

75. Современные проблемы теории эстетического воспитания и критика буржуазных концепций (апрель 1973): Тез. докл. -М.: 1973. 138 с.

76. Теоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики. Материалы П Всесоюзной конференции по марксистско-ленинской эстетике.- М.: МГУ, 1975, 338 с.

77. Эстетическое воспитание в условиях развитого социалистического общества. (28-29 января 1975 г.). :Тезисы докл. М.: 1975. 306 с.5. Общая литература.

78. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.:1. Наука,1977. 372 с.

79. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. 254 с.

80. Андреев A.JI. Художественное мышление как эстетическая категория. М.: Знание, 1981. - 62 с.

81. Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни. Методологические и методические вопросы. М.: Высшая школа, 1980. - 182 с.

82. Арефьева Г.С. Социальная активность. М.: Политиздат,1974.- 228 с.

83. Арнольдов А.И. Социалистический образ жизни и культура. -М.:1. Мысль, 1976. 155 с.

84. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.-М.:1. Мысль, 1976. 157 с.

85. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979.150 с.5»9. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. Сборник статей. М.: Искусство, 1968. - 653 с.

86. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.-М.: Политиздат, 1981. 429 с.

87. Афасижев М.Н. Искусство как предмет комплексного исследования. М.: Знание, 1983 г. - 63 с.

88. Ачилов М. Нравственное формирование будущего учителя.

89. Ташкент: Укитувчи, 1979. 304 с.

90. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Советская Россия, 1978. 379 с.

91. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. М.: Политиздат, 1977. - 143 с.

92. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструктивная деятельностьчеловека. Ташкент: Фан, 1975. - 230 с.

93. Белинский В.Г. Статьи и рецензия 1836-1838 г.г. Полн. собр.соч., в 13 тт. М.: 1953, т. 2, с. 7-761. 5.IS. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.:1. Наука, 1978. 310 с.

94. Борев Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Политиздат, 1981. 399 с.

95. Бровман Г. Труд, герой, литература. М.: Художественнаялитература, 1974. 334 с.

96. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль,1978. 215 с.

97. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство,1975. 174 с.

98. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: МГУ, 1980. - 185 с.

99. Взаимодействие культур и эстетическое развитие личности.

100. Под ред. М.М. Хайруллаева). Ташкент: Фан, 1980. -167 с.

101. Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. (Под ред. Г.И. Ломидзе, Л.Н. Арутюнова и др.). М.: Наука, 1977. - 271 с.

102. Волков И.Ф. Партийность искусства и социалистический реализм. М.: Искусство, 1974. - 167 с.

103. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: МГУ, 1982.172 с.

104. Вопросы социологии и искусства. (Под ред. Н.Н. Корниенко).-М.: Наука, 1979. 331 с.

105. Гегель Г.В. Эстетика. В 4-х тт. Перевод. (Под общ. ред. М.

106. Лифшица). М.: Искусство, 1968, т.1. - 312 с.

107. Гей А., Пискунов В. Эстетический идеал советской литературы. М.: Академия наук СССР, 1962. - 207 с.

108. Герман Ш.М. ,Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. М.:1. Знание, 1982. 222 с.

109. Глезерман Г.Е. Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат,1982. 255 с.

110. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества.1. М.: МГУ, 1977. 243 с.

111. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь.

112. М.: Искусство, 1970. 503 с.

113. Гусейнов Ч.Г. Формы общности советской многонациональнойлитературы. М.: Мысль, 1978. - 180 с.

114. Движение жизни и литература. Современные проблемы социалистического реализма. Сб. науч. стат. М.: Советский писатель, 1978. - 406 с.

115. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976.- 190 с.

116. Донской Д.К. Партийность как эстетическая категория. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1980. -308 с.

117. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980. 215 с.

118. Духовный мир развитого социалистического общества, (подобщ. ред. А.И. Арнольдова и др.). М.: Наука,1977.- 477 с.

119. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. (Под ред. В.И. Толстых).- М.: Наука, 1981. 351 с.

120. Дымшиц А.К. К.Маркс и Ф. Энгельс и немецкая литература.

121. М.: Художественная литература, 1973. 333 с.

122. Егоров А. Проблемы эстетики. М.: Советский писатель,1977. 462 с.

123. Ер^маш Г.Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство,1977. 317 с.

124. Зинкевич И.Г. Эстетика урока математики. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981, - 77 с.

125. Зись А. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1975,446 с.

126. Зись А. Конфронтация в эстетике. Очерки о природе искусства. М.: Искусство, 1980. - 238 с.

127. Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы.- М.: Политиздат, 1979. 207 с.

128. Искусство и точные науки. Сб. науч. ст. (Под общ. ред. А.Я.

129. Зись). М.: Наука, 1978. - 294.

130. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. Сб. науч. ст.

131. Под ред. В.Г. Кисунько и др.).- М.: Наука,1981.- 355 с.

132. Исследование художественных интересов школьников. (Под общ.ред. Е.В. Квятковского и Ю.У. Фохт-Бабушкина).- М.: Педагогика, 1974. 160 с.

133. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1974. 334 с.

134. Кабалевский Дм. Воспитание ума и сердца. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1981. - 191 с.

135. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.:

136. Ленинградский госуниверситет, 1971. 766 с.

137. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

138. Камиль Яшен. Годы, события, книги. Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1980. 214 с.

139. Касьяненко В.И. Советский образ жизни. Проблемы исследования. М.: Мысль, 1982. - 215 с.

140. Каххар А. Беседа с молодыми. (На узб. языке). Ташкент:1. Еш гвардия, 1967. 97 с.

141. Кедрина Э. Главное человек. Некоторые черты современногореализма. М.: Советский писатель, 1977. - 405 с.

142. Киященко Н. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия,1977. 188 с.

143. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1983. - 62 с.

144. Книга и чтение в жизни советского села: проблемы и тенденции. М.: Книга, 1978. - 180 с.

145. Кобыляцкий И.И. Научно-педагогические основы воспитательной работы в высшей школе. Одесса: Одес. гос.ун-т, 1974. 155 с.

146. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979. - 63 с.

147. Коммунизм и культура. Закономерности формирования и развития новой культуры. (Редакц. коллегия: А.И. Арнольдов, ЭА. Баллер и др.). М.: Наука, 1966. - 426 с.

148. Конюхов В.Д. Прекрасное: объективная природа и социальнаяценность. М.: Знание, 1980. - 62 с.

149. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979. 216 с.

150. Кошджанов М. Ответственность перед творчеством. (Науузб.яз.) Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1981. - 341 с.

151. Крутоус В.П. О художественном детерминизме. М.: Знание,1981. 62 с.

152. Крылова Н.Б. Эстетические отношения: содержание и функции.- М.: Знание, 1980. 63 с.

153. Кузнецов Ф. Беседы о литературе. М.: Детская литература,1977. 335 с.

154. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. (Под общ. ред. Л.Н. Когана). М.: Наука, 1981. - 237 с.

155. Кунчева Л.И. Эстетические взгляды общества-и художественнаякультура. М.: Наука, 1979. - 247 с.

156. Лармин О.В. Эстетическое воспитание в период развитого социализма. М.: Знание, 1976. - 64 с.

157. Лайдмяэ В.И. Изобразительное искусство и его зритель. Опытсоциалистического исследования. Таллин: Ээсти ра-амат, 1976. - 265 с.

158. Левидов A.M. Автор-образ-читатель. Л.: ЛГУ, 1977. -336с.

159. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Отражение, познание, творчество. (Под ред. То дор Павлов, А.П. Шептулин, Б.С. Украинцев). София: Изд-во наука и искусство, 1981, т.1 - 687 е., т.2 - 757 с.

160. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974.206 с.

161. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. 302 с.

162. Лисовский В.Т. Что значит быть современным. 2-е изд.,перераб. и доп. М.: Политиздат, 1980. - 206 с.

163. Лифшиц М. Карл Маркс, искусство и общественный идеал. -М.:

164. Художественная литература, 1972. 470 с.

165. Лифшиц М. Философия искусства в прошлом и настоящем. М.:1. Искусство, 1981. 423 с.

166. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.:1. Просвещение, 1979. 163 с.

167. Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. -М.:1. Искусство, 1977. 271 с.

168. Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура. М.: Искусство, 1982. 247 с.

169. Лурия А.Р. Язык и.сознание. М.: МГУ, 1979. - 306 с.

170. Мазепа В.И. Эстетическое наследие В.И. Ленина и современныепроблемы художественной культуры. Киев: Наукова думка, 1980. - 161 с.

171. Макаренко А.С. Изб. пед. соч. в 2 тт.,Педагогика, 1977,т.1. 397 с.

172. Мандзукас Т., Каримов Х.К. Эстетика труда. Ташкент, Узбекистан, 1977. - 143 с.

173. Мансуров А. Художественная правда и искусство социалистического реализма. Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1971. - 130 с.

174. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.:1. Мысль, 1983. 284 с.

175. Марксистско-ленинская эстетика в борьбе за прогрессивноеискусство. Сб. науч. статей. (Под общ. ред. М.Ф. Овсянникова и др.). М.: Наука, 1980. - 285 с.

176. Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество.

177. Под общ. ред. И.С. Куликова, А.Я. Зись). -М.: Прогресс, 1980. 400 с.

178. Марксистско-ленинская эстетика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. (Под общ. ред.М.Ф. Овсянникова). М.: МГУ, 1973. - 445 с.

179. Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада.1. М.: Наука, 1974. 223 с.

180. Маймин Е.А. Эстетика наука о прекрасном. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

181. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977.198 с.

182. Методологические проблемы прогнозирования и управления вобласти художественной культуры. М.: Наука, 1980. - 275 с.

183. Мещеряков В.Т. Гармония и гармоническое развитие. JI.:

184. Наука, Ленинградское отделение, 1979. 118 с.

185. Мораль развитого социализма. (Под общ. ред. А.Г. Харчеваи др.). М.: Мысль, 1976. - 284 с.5100. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств.

186. Художественная литература, 1982. 333 с.5153. Храпченко Б.М. Творческая индивидуальность писателя иразвитие литературы. М.: Советский писатель, 1975. - 339 с.5154. Художественное восприятие. Сб. науч. стат. (под общ.ред.

187. Под ред. Н.В. Гончаренко).- К.: Наукова думка, 1982. 239 с.5159. Художественная культура и развитие личности. (Под общ.ред. Ю.А. Лукина и др.). М.: Мысль, 1978.- 210 с.5160. Человек в мире художественной культуры. (Под ред. Ю.У.

188. Авраменко Г. Поэзия в реторте. Советская культура, I960, 27мая. с.З

189. Акивис Д., Ниязметов В. Где живет красота. Советская культура,1981, 20 января, с.З.

190. Акивис Д., Ниязметов В. Большая семья. Советская культура,1981, 6 января, с.З.

191. Аскад Мухтар. Жизненная позия писателя. Совет Узбекистони,1980, 3 августа, с.4.

192. Баллер Э. Расцвет и взаимообогащение национальных культур

193. СССР. Советская культура, 1983, 19 февраля, с. 2-3.

194. Гулыга А.В. Принципы прекрасного. В ж-ле: Философские науки, 1983, № 3, с. 41-50.

195. Джола Д.Н. О специфике эстетической деятельности человека.

196. В кн.: Этика и эстетика. Вып. 20. Проблемы морально-эстетического воспитания личности в свете решений ХХУ съезда КПСС. Республиканский межведомственный научный сборник. Киев, Вища школа, 1977, с.70-77.

197. Зись А. Советский образ жизни: аспекты эстетические. Советская культура, 1978, 23 мая, с.2.

198. Калугина Т.Б. В хоре только студенты. Советская культура.1980, 4 марта, с.З.

199. Кино детям, (передовая). Правда,1982, 14 марта, с.

200. Кузнецова А. Не только от каникул до каникул. Советскаякультура, 1981, 13 февраля, с.5.

201. Леонтьев А.Н. Обучение и воспитание должны быть ориентированы на будущее. Вопросы философии, 1973, № II, с. 30-33.

202. Лыков В.Я. Физика красивая наука. Советская культура,1980,19 февраля, с.З.

203. Марков B.C. Образ жизни и формирование человека. Вопросы философии, 1976, № 7, с. 16-25.

204. Михайлова Е.В. В сельском доме. Советская культура, 1974,15 ноября, с. 5.

205. Муриан В. Эстетический идеал. В кн.: Эстетическое. - М.:1964, с. 310-348.

206. Пастухов П. Границы эстетического и художественного. Детскаялитература, 1974, № 3, с. 32-34.

207. Смирнов Г.Л. XXУ съезд КПСС о комплексном подходе к воспитанию. Правда, 1976, 14 сентября, с.З.

208. Храпченко М. Размышления о системном анализе литературы.

209. Вопросы литературы, 1975, № 3, с. 90-111.

210. Читатель и книга. (Передовая). Правда,1974, 17 ноября.

211. Эстетический идеал и его формирование у подрастающего поколения. Советская педагогика, 1966, 1й 5, с.125-137.

212. Яковлев Е.Г. Искусство как социально-эстетическая целостность. В кн.: Вест. Моск. ун-та, серия 8, философия. - М.: МГУ, 1975, № 6, с. 12-21.7. Авторефераты

213. Бинк Н.А. Социальная природа художественного мышления:

214. Автореф. дисс.канд. философ, наук. Л.,1980. -17 с.

215. Киященко Н.И. Философские проблемы теории эстетического воспитания: Автореф. дисс. д-ра философ.наук. М.; 1977. - 62 с.

216. Рувинский Л.И. Психологические основы самовоспитания. Автореф. дисс. д-ра психологических наук. М.; 1969. 26 с.