автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Особенности этнической идентичности мигрантов первого и второго поколений
Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности этнической идентичности мигрантов первого и второго поколений"
РГ8 ОД
ИНСТИТУТ МОЛОДЕЙ
М > 1
На правах рукописи
ХОХЛОВ Андрей Анатольевич
ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МИГРАНТОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЙ
Специальность - 22.00.04 - ооциальнач структура,
социальные институты и образ жизни
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Москва - 1993
Работа выполнена на кафедре социологии я социальной работы Института молодежи
Научный руководитель - доктор филооофоких наук, профеосор
В.Ф.Левичева
Официальные оппоненты - доктор филооофоккх наук
Ф.И.Гиренок
доктор филооофоких наук Т.С.Судимова
Ведущая организация - сектор Руоокого Зарубежья , Инотитута. этнологии РАН
Защита ооотоится "26" мая 1993 г. в 14ч. ООшга. на заседании специализированного оовета K-I50.0I.05. в Институте молодежи по адреоу: III442, г.Ыооква, ул.йюоти, 5/1, корп.З, ауд. 511
С диссертацией можно, ознакомиться в библиотека Института молодежи
Автореферат разослан "апреля 1993 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогических наук
А.И.Ковалева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность теми исследования. Характерной чорпЯ !•<.и мвнного общества является возросшая миграционная мобильность няселония. Значительную роль в общемиграциошгнх проносах играют ЭТНИЧ9СКИЭ мигрплтн, лродпотитоггг.игз СОЛИТЬСЯ об-Г'ЧММЛ! I! крупных городах-мегаполисах развитых в экономическом отншышн стран.
В середине XX века общины мигрантов (диаспоры) паявилл о себе как о реальной силе, способной существенно влиять на ншт -ональцую политику ведуких дврлсав современного шря. [>тшг?р(,кия 'диаспора сегодня - это колонии мигрантов, живуьтлх в чу-'.:-- строках, но стремящихся сохранить эмоциональные, культурные ;< связи со своей исторической родиной. Отличительной особч^/оп-ты) современной социокультурной ситуации является то, что лтп институты не только не исчезают о.течением времени, но число и;: постоянно возрастает. Более того, в посреднее время оту.тпется своего рода социальное и политическое возрождение дпхо тп.< ят-нических диаспор, которые уже почти растворились в инокулттур-ной среде (например, польской католической общины в США). Инг-ранты, входящие в ту или иную диаспору, вовлечена в межщгппро?;--нуп политику, заняты религиозной и культурной деятельность", учреждают организации с целью сохранения своих обичпоп, я:ш;т. верований. Нет никаких оснований рассматривать диаспоры в к<гг-~ стве переходных образований, исчеэащих по море интеграции мигрантов в новую культурную среду. Напротив, они сохраняют значительное влияние на индивида и после его социальной адаптпп.ш в принимающей страна.
Процесс растущей поляризации социальных групп в сопр^мл';-ном мире обнажает еце одну проблему - стремление потомков мигрантов осознать свои нсторическяо корни, избежать ассимпляцчн в иноэтнической среде. Необходит,юсть поддержания двойной .г>ял <■-нооти - принимающей стране и культуре стряны выходя, з^стчвля» ет этих людей искать основы для новой этнокультурной идентичности, вобравшей в себя социальные представления их родит^л".1?. В связи с этим возникает необходимость сопоставительного гпк.ли-за особенностей этнической идентичности мигрлнтоя разшл поколений, что позволит выявить наиболее характерные законг'.'.^ пп-ти функционирования современных диаспор в этничоски и к/льтур-
но неоднородных обществах. От того, каким образом происходит процесс этнического самоопределения.мигранта в новом социуме, зависят, в конечном счете, перспективы сохранения национально-культурной самобытности диаспор, а такжо развитие межнациональных отношений в тех странах, где существуют колонии мигрантов.
Изучение особенностей этнической идентичности переселенцев из иных культурных сред необходимо .также для более глубокого понимания социально-психологической природы межнациональных контактов и своевременного выявления межэтнической напряженности.
Следует заметить, что отсутствие должного внимания к проблеме этнических миграций, отношение к представителям национальных меньшинств как к "пятой колонне" иностранного государства существенно осложняет международную обстановку и создает почву для новых политических конфликтов.
Чтобы избежать непростительных ошибок, очень важно знать, что собою представляют современные этнические диаспоры, какова их социальная структура, как идут процессы внутриэтнической. дифференциации в самих диаспорах, какие факторы оказывают наибольшее влияние на изменения, происходящие в этническом самосознании мигранта. Иными словами, требуется объективная социологическая информация, о помощью которой можно составить -социально-психологический портрет современных диаспор, прогнозировать развитие ситуации- в сфере межнациональных отношений, разработать новую концепцию государственной национальной политики, которая отвечала бы актуальному требованию времени - построению социально ориентированного мультикультурного общества.
Наконец, актуальность данного исследования обусловлена современными политическими реалиями, когда после распада СССР и образования на его месте новых государств миллионы граждан оказались "иностранцами",никуда не эмигрируя. Значительную часть из них составляют русские. Формирование русских диаспор в так называемом "ближнем зарубежье" находится еще в зачаточном состоянии, поэтовд имеет смысл обратиться к примеру тех русских общин, которые прошли долгий путь развития, а их представители приобрели большой опыт существования в инокультурной среде.!Результаты анализа процесоов становления или изменения этнической идентичности мигрантов из русского "дальнего зару-
божья" могут дать необходимый научный материал для общественных деятелей русских общин з странах Балтии, Средней Азии и За-капказья, использование которого может ускорить процосс становления социальных институтов русских диаспор в этих регионах, что, в свою очередь, будет способствовать сохранению нашими соотечественниками своей этнической и культурной самобытности.
Именно это обстоятельство заставляет обратить внимание на представителей первой (послереволюционной) и второй (после Второй мировой войны) "волн" русской эмиграции.
Все вылосказанное и определило выбор темы данного диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Попытки теоретического осмысления понятия "этнос" и "этническое самосознание" с философских позиций встречаются в трудах Агаева А.Г., Богдасаро-ва A.C., Водовозова В., Дилпгенского Г.Г., Кялтахчяла С.Т., Кона.И.С., Лихачева Д.С., Овсянико-Куликовского Д.Н., Поршне-ва Б.Ф. .Рубинштейна C.JI., Шпета Г.Г. и др. Философские проблемы собственно русской этнической идентичности поднимались еще славянофилами, видевшими в них клич к достижению национальной самобытности: Акоаков К.С., Аксаков И.С., Григорьев A.A., Киреевский И.В., Хомяков A.C. Затем, их идеи получили развитие в трудах отечественных ученых: Ивановского В.В., Ковалевского П.И. Пшипа А.Н., Трубецкого Н.С., а в настоящее время - Гумилева Л.Н.
Структуре, условиям формироваштя этнического самосознания и его связи о национальной психологией посвящены работы этнографов Алексеева В.П., Арутюнова С.А., Брсмлея Ю.В., Дкандиль-дана Н., Датдамирова А.Ф., Козлова В.И., Кожанова A.A., Пимено-ва В.В., Токарева С.Л., Терентьевой Л.Н., Чистова К.В., Чобок-сарова H.H.
Ряд социологических исследований посвящен различным аспектам функционирования этнической идентичности в современных общественных системах: Арутюнян Ю.В., Артановский С.Н..Вырост й., Дробижева Л.М., Маликова Н.Р., Савоскул С.С., Сусоколов A.A., Субботина И.А.
Некоторые вопросы этнической идентификации раскрыты в работах отечественных социальных психологов: Агеева B.C., Алиевой Л., Асмолова Л.Г.. КцоопоЙ Г. 7., Куликова В.Н., Лебедевой Н.М.«Лсвкович A.M., МулдяиевоЙ А.Б., Петренко D.O., СиС'":и->-вой H.A., Супкова И.Р., Снродеевой A.A.
(),!•,ичко проблема трансформаций этнической идентичности мя-
грс'ик),!. » процаосо ил интеграции в новую социокультурную среду ь охочоитвонной научной литературе специально но исследовалась. Кр'.)',<>! тога, в настоящее время как в русской, так и в зарубежной социологии нет общепринятого теоретического подхода к данном проблеме, что служит причиной противоречивости различных пш.одои и рекомендаций. Трудности уоугубляютоя ещэ и тем, что ныыниа последствий эмиграция на этническое саыовоспрпятие представителей русской диаспоры "дальнего" зарубежья вообще не ин^м^ировалось социологами. К тому же объективной информации о самом феномене русской эмиграции практически нет, поокольку данная тема находалась долгое время под запретом по причинам вдоадогичоского характера.
Эмпирическую базу иоследования составили:
- результаты социологической обработки массива личных и дгяопцх писем и документов деятелей русского зарубежья, хранящихся в российских и зарубежных архивах;
- данные социальной статистики;
- материалы эмигрантской печати, литературные воспоминания и статьи русских писателей и политиков зарубежья; '
- записи биографических интервью и бесед о эмигрантами, прочадоиныо ио методикам, разрайотаншсс автором;
- личное включенное наблюдение;
- материалы опроса 67 респондентов, осуществленного в 1991 году в период работы первого Конгреоса соотечественников • в г.Санкт-Петербург^;
- данные опроса 43 респондентов,проведенного в ходе встреч российских политиков и предпринимателей о представителями русского зарубежья в г.г. Омск и Москва в 1992 году.
Выборка строилась о учетом социально-демографических, профессиональных, поколенческих характеристик респондентов. Данные опросов обрабатывались с помощью ЭВМ.
Объектом исследования послужили представители русской эмиграции двух "волн" (послереволюционной и после Второй мировой войны) первого и второго поколоний.
Предметом исследования вбились особенности этнической идентичности представителей русского зарубежья первого и второго поколений.*
Поль исследования: выявить основные составляющие этничос-
кой идентичности и проанализировать их роль в формировании позитивной социальной идентичности русских мигрантов разгагх поколений.
Выдвижение данной цэлл обусловило постановку следующих задач:
1) рассмотреть основные теоретические подходы к исследованию этнической идентичности как социокультурного и социялт.но-психологического феномена;
2) показать влиягте межкультурных контактов на этническое самосознание русских мигрантов в процессе их интеграции в социум принимающей страны;
3) предложить типологии групп, составленную на основе выявленных социально-психологических характеристик респондентов;
4) выявить различия в этнической идентификации русских мигрантов 1-го и 2-го поколений.
Научная новизна диссертационного исследования;
I. Обосновано, что этническая идентичность представляет собой неотъемлемую составную часть социальной групповой идентичности индивида.
. 2. Этнические диаспоры проанализированы в качество целостных к полноправных субъектов межгруппового (межкультурного) социального взаимодействия.
3. С помощью использования сочетания качественных и количественных социологических методов выявлены объективные л субъективные факторы, оказывающие влияние на' этническую идентичность русских мигрантов разных поколений.
4. Предложена оригинальная типология различи!« групп русских мигрантов, составленная на основе их субъективного само- . восприятия и выявлена зависимость определенных, типов этнической идентичности русских мигрантов от характера акультурают
в иновтнячеокой среде.
Практическая значимость работы состоит в том, что она открывает возможность эффективной диагностике состояпия мржпшло-налькых отношений в регионах компактного проживания национальных меньшинств.
Кроме того, получегаше данные представляют инторес лля политических деятелей и предпринимателей, собиралпяхзя нплтлд-вать контакты со своими зарубежными соотечественниками.
Наконец, результаты исследования позволяют ощ^Д'.'.-ггъ ? иоткыэ направления в работ1? гигр-тгтсшпк ведомств, а тл•■••■.■ч
цштрон, занимающихся социальной адаптацией мигрантов. Резуль-;\11н ксслодования моцут оказаться полезными и для организации сети специализированных служб социальной помощи б оконцу.!, скал-ливащихся в крупных городах и осложняющих общую криминоген- ' нуц ситуацию. На основе данных настоящего эмпирического иссле-донании можно выработать рекомендации для социальных работников но установлению эффективных контактов с этническими землячества-.«! в мостах вселения мигрантов.
Кроме того, полученные результаты "могут октатьоя полез- • нымк при разработке образовательных программ, предназначенных для национальных школ, способствующих поддержанию культурной самобытности национальных меньшинств.
Апробация диосертатрти. Основные положения диссертации изложены автором в научных публикациях, докладывались на различ-ннх научных конференциях (Звенигород, 1992; Москва, 1993) и на заседании кафедры социологии и социальной работы Института мо- ' лодежи.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и'приложений. Список использованной литературы включает 203 наименования (в том числе 88 -на иностранных языках).
Общая рабочая гипотеза.Этническая идентичность мигранта формируется в процессе межгруппового (межкультурного) социального взаимодействия и представляет собой динамичную многосоставную когнитивную структуру, о содержании и степени проявлен-' ности которой можно 'судить по следующим показателям: субъективной самоидентификации, отношению к страно выхода и отношению к стране вселения. . '
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во ввела или обосновывается актуальность теми, поклзыг;;,.т.'-ся степонь ое разработанности, определяются объект и пр<мг."?'г, ноль и задачи исследования, формулируется общая гапстоза.
В первом раздело - "Теоретико-методологические аспекты исследования этнической идентичности" - излагался сущность' исслбдуемой проблемы, дается краткий обзор основных теоретических подходов к проблеме этнического самосознания, принятых в отечественных социальных науках. При этом отмечается спецнфч-ка подхода каждой из наук.
Автор отмечает, что в отечественной этнографии я социология накоплен-достаточный теоретический материал, посвящении;" изучении влияния объективных факторов (культурное и физическое окружение, социально-экономическое положите, политические реалия и др.) на становление этнического самосознания (идентичности) индивида, по практически отсутствуют исследования ля субъективных, факторов, определявдих характер этнических идентификаций мигрантов в процесса их адаптации к иной культурной среде.
Как отмечает автор, в отечественной научной традиции принято использовать термин "этническое самосознание", что по смыслу соотносимо с понятием "этническая идентичность", которое широко используется в зарубежных общественных дисциплинах.
Ядром этнической идентичности личности является осознанно ею своей этнической принадлежности, а вокруг этого ядра располагаются различные идентификации индивида, включающие его субъективное отношение к родной культуре, историческому прошлому своего народа, языку, религии и т.д. Выбор в пользу той или иной идентификации зависит от степени значимости для индивида ■ объекта уподобления в данный конкретный момент.
Многие исследователи считают, что главным условием устойчивости этнической идентичности является осознание себя един:.?.! целым всеми входящими в данную этническую общность индивидами. При этом эти индивиды стремятся отделить своп этническую общность от всох остальных общностей. Следовательно в оснсзо сп-моидентификации индивида, как и ого этнической идентичности г целом, локит глубинный когнитивный механизм, выполнятся
нейк^ю этнодл-^форошетруквдп функцию.
.анализируя различные ..онцептуальные подходы к проблеме этнической идентичности, диссертант особо выделяет теорию социальной идентичности британских ученых Г.Тэшфеля и Дк.Тэр-нора. Согласно этому подходу, процесс формирования самосознания индивида во многом обусловлен фактором его членства в социальной группе. При этом имеется в виду не столько формальная группа, сколько психологическая составляющая, значимая для индивида в данный момент. Г.Тэпфел называет ее "социальной категорией", а совокупность реальных идентификаций индивида с различными социальными категориями - "социальной идентичностью" данного индивида.
Очевидным преимуществом этой модели, по мнению автора, являотся возможность рассматривать мигрантов не как обособленных носителей уникального индивидуального опыта, но в контексте caviiix широких социальных взаимодействий, анализировать их самовосприятие в терминах категориального (группового) членства. lía основе теории Тэшфела-Тэрнера автор формулирует следующие положения:
- достижение позитивной социальной идентичности является важнейшей потребностью личности, которая стремится к гармонизации своих отношений с миром;
- условием обретения позитивной социальной идентичности виступаот осознание индивидом положительных отличий своей-группы от всех прочих групп.
Саму же специфику 'межгруппового взаимодействия, исходя из постулатов теории социальной идентичности, можно представить в виде последовательности когнитивных процессов, свойственных члена.! контактирующих групп:
- социальная идентификация, как процесс локализации себя в системе различных социальных категорий;
- социальное сравнение, результатом которого становится обнаружение позитивных отличий собственной группы от всех прочих групп;
- социальная дифференциация, возникающая вследствие усиления границ группового членства;
- i/шжгрушювая дискриминация, когда увеличение межгруппо-вих. различий приводит к росту внешнегрупповой враждебности.
Д'шее автор анализирует подходы к определению понятия ■ "идентичность", принятие в различных социологических школах и Д'.илот вывод о том, что термин "идентичность" может бить соот-
носен с концептами "самосознание" или "Я - концепция". В зарубежной социологии пол "Я-концепцирй" понимают динамичную систему представлений человека о самом себе, включающую оценочни!! компонент самосознания. Она формируется в процессе соцлпл;т1:;м и накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления личности, начиная с раннего возраста (Р.Бернс, 1986).
Поскольку "Я-концепцня" содержит оценочный компонент, то этот факт оказывает сильное влияние на самоидентификацию индивида и на ого восприятие окружающих людей. Источником оценочных суждений человека о самом себе является его непосредственное окружение. Следовательно, для человека, попавшего в чужую социокультурную среду, решающую роль в формировании представлений о себе и других людях будет играть семья, а также та социальная категория (группа), с которой он себя соотносит.
Таким образом, "Я-концепция" способствует достижению внутренней- согласованности личности и регулирует взаимоотношения человека с миром. Все, что вносит диссонанс в структуру личности, стимулирует активизацию защитно-психологических механизмов, действующих на личностном и групповом уровнях социального восприятия.
Автор останавливается именно на групповом уровне социального восприятия, свойственного большим социальным общностям, каковыми являются этнические диаспоры. Здесь проявляется психологический механизм, защищающий целостность этнической группы от ассимилирующего воздействия на нее иной культуры. Этот механизм называется ингрупповым фаворитизмом и суть его состоит в благоприятствовании собственной группе в противовес представителям внешних групп.. Если в самом восприятии■можно выделить два уровня: межличностный и групповой, то "Я-концепция" такяо должна иметь две основные подструктуры: личностную идентичность и социальную идентичность.
Диссертант подчеркивает, что порвая характеризует физические, интеллектуальные и духовные черты личности, а вторая состоит из совокупности различных идентификаций и свидетельствует о принадлежности человека к различнш социальным категориям: расе, национальности, религии и т.д. При этом личностная и социальная идентичности человека находятся в обратной зглтсимос-ти друг от друга: если индивид действует с поэтпти своего группового членства, то автоматически сияглотся роль ого личности-).1, идентичности и потчпяется роль сонас-иноЯ, а если с:т гтрелст;
лнет только самого себя, тс уменьшается влияние социальной идентичности и соответственно возрастает значение личностного фактора. Следовательно, если переселенцы в иную культурную среду будут взаимодействовать с окружащими с позиции своей этнической группы, то в их самосознании зафиксируются те образы, оценки, суждения, которые порождает группа в целях сохранения контроля над своими членами. В этом случае, чем тверже и непроницаемей групповые границы, тем.более благоприятны условия для (функционирования социальной идентичности. Напротив, ослабление группового контроля стимулирует развитие относительной автономии межличностных контактов с представителями иноэтич-ных групп.
Слишком сильная актуализация в самосознании индивида социальной идентичности может в значительной степени осложнить межнациональные отношения.
Как считаот автор диссертационной работы, степень выраженности в сознании мигранта социальной (групповой) идентичности зависит от тех психологических трудностей, которые испытывает человек во время своего вхождения в новую социокультурную среду. Иначе говоря, чем труднее протекает акультурация мигранта в новом социуме, тем значимей для него роль группового членства. И наоборот, чем бесконфликтнее взаимоотношения индивида с окружающим социумом, тем большее значение приобретает сугубо личностный фактор, а групповые характеристики отходят на второй план.
Далео автор анализирует сложившиеся исследовательские подходы к опродолению понятия "этническая идентичность", выделяет подход, согласно которому данное понятие соотносится с чувством этнической принадлежности и имеет три вектора направленности:
1) направленность на настоящее, что находит выражение в ощущении себя гражданином конкретного государства;
2) направленность на будущее, что фиксируется в религиозных чувствах и политических убеждениях;
3) направленность на прошлое, включающее комплекс порожи-ваний, связанных с этническим происхождением, памятными истори-чоскйми событиями и жизни данного народа, ого культурой, о общностью исторической судьбы ( .'>.,. , 1У82). '
В Числи других социологических подходов диссортинт критически рассматривает дао модоли.
- J3 -
Первая понимает эт1гачоокую идентичность как "ложное сознание" или как одну из форм коллективного действия, вытеснившую масоошю классово-ориентированные идеологии (J /?е* ,1982).
. ■ Вторая стремится анализировать дашый феномон через призму глубоко укорененных в коллективном сознании членов этногругг-пы образов, которые вызывают сильные эмоциональные привязанности к различным аспектам родной культуры и этнического бытия ( О МсКа^ ,1982).
По мнению автора, слабость обеих концепций заключается в их эклектичности, обусловленной сильным влиянием позитивистской философии. Подобная эклектичность способствует появлению ква-'зи-научннх выводов, согласно которым этническая идентичность являотся инстинктом, унаследованным от приматов, выполняющим (функцию по объединению индивидов в группы и проявляющимся только в крайних стрессовых ситуациях (J Ноёё^, 1977).
Поело краткого обзора концепций этнической идентичности, принятых в зарубежной социологии и смежных о нею науках, автор предлагает модель, позволяххцую рассматривать этническую идентичность как одну из форм социальной идентичности. В этом случае этническая идентичность предстает в виде важнейшего сопл- ■ ально-психолоптческого механизма, о помощью которого пересолонец в "чужую" сроду регулирует свои взаимоотношения с членами внешних групп и обеспечивает самому себе определенный психоло-. гяческий комфорт.
Необходимо подчеркнуть, что в данном подходе этническая
идентичность не отождествляется с этничностью вообще. Здесь
этническая идентичность мыслится кал продукт, идентификационно' /V
го процесса, а под термином "этничность" понимаются структурные отношения между этническими группами.
Вообще, оели индивид достаточно успешно интегрирован в со-тсиум, ого этническая идентичность уступает место другим формам социальной идентичности. Социальная среда, в которой находится индивид, создает условия для выбора самых разных'социальных категорий. Иначе говоря, индивид по своему желанию может бить членом многочисленных групп. Конечно, членство сразу в нескольких группах (социальных категориях) порождает кон^тикты между идентификациями,но в психологически сложной ситуации это служит альтернативным источником достижения позитивно!! социальной идентичности.
Данный вызод подтверждается исследованиями американского
социолога Ланжа, согласно которым мигрант, находящийся одновременно ь двух культурных ситуациях и соотносящий себя сразу с обеими этнокультурными группами, очень часто обладает позитивной идентичностью.По мнению другого американского социолога -Аллена, когнитивная гибкость и способность к быстрой и успешной адаптации к изменившейся культурной среде непосредственно связана с частыми модуляциями социальных идентичностей в результате членства мигранта в нескольких социальных категориях. (1/ . Отстаивая точку зрения, согласно которой
этническая идентичность является продуктом процесса соци али-зации индивида, автор обращается к работам социального психолога П.Вейнриха, где исследуется проблема этнической неопределенности как результат длительного пребывания мигранта в ино-культурном окружении. Трудности, испытываемые мигрантом в определении собственной этнической принадлежности, здесь квалифицируются как конфликт идентичности. Подобные конфликты случаются, когда индивид осознает сходство между собой и другими, но, в то же время, обнаруживает в тех, с кем себя соотносит характеристики, которые он не распространяет на себя. Переживание этой двойственности приводит его к необходимости пересмотреть свои идентификации С другими членами ингруппы, но в пределах данной системы культурных норм и ценностей. А это,в свою очередь, формирует новые идентификации и создает условия' для нового самоопределения.
Диссертант делает 'вывод, что идентификационные конфликты имеют разные последствия для разных групп мигрантов. Крайние формы переживания такого конфликта приводят к диффузии личностной идентичности и требуют вмешательства психотерапевта. В остальных случаях они не наносят ущерба психическому здоровью человека. Более того, идентификационные конфликты могут сопутствовать и успешно адаптированным к социокультурному окружению мигршггам.
Основные подходы к изучению феномена этнической идентичности, которые можно выделить, анализируя концепцию П.Вейнриха, ».иелкчаыгеи в оло дутом:
1. 1 >-нг,м.'н этнической идентичности несводим к так нязив.ч-имь'/.1 1у/)1Н><и&1 иадиоло1м>:';", о;."г,и лиц,соотносящих себя с одно;! иммерсии о'чричт „ I ' • - ' .¡.ли. с>..ц:г..ы{ц<! ;;ар:г:;, члтш
идеологиях предполагают и различия в отношон:т к соотечественникам в диаспоре, к стрг.но выхода мигрантов, к иноэтнично-му окружению.
2. Этническая идентичность, будучи одной из форм социальной идентичности, представляет собой совокупность когнитивных процессов, с помощью которых мигрант осознаот взаимосвязь своего жизненного пути и протяженности исторического бытия родного этноса.
3. Этничность приобретается индивидом в результате ого рождения в лоне данного этноса, культурные ценности усваиваются им в процессе социализации, но формирование этнической идентичности обусловлено личностными выборами и предпочтениями чо-ловека.
4. Положительные установки мигранта по отношению к другим эпическим группам зависят от ощущения им целостности своей этнической идентичности.
Во многих зарубежных социологических исследованиях, и которых анализируются проблемы мигрантов, отмечается влияние межкультурных контактов на этническую идентичность переселенцев. Так, социологи А.Фарнхэм и С.Бочнер в числе ме-'култ.тургшх контактов выделяют сегрегацию,геноцид, ассимляцию и интеграцию, отмечая положительную роль последних двух типов. Иод интеграцией эти ученые понимают такое приспособление мигранта к новой социокультурной среде, когда ему предоставляется возможность сохранить прежнюю этническую идентичность и, одновременно, усвоить культурные ценности страны всоления.
Далее автор рассматривает позитивные и негативные стороны процессов ассимиляции и акультурации.
Ассимиляция же рассматривается как сложное многоуроьневоо явление, представляющее собой одну из фаз общего процесса акультурации мигранта в принимающей стране. Соглашаясь в целом о мнениом британских ученых, автор подчеркивает, что ассимиляционные процессы, приводящие к смене этнической идентичности мигранта, развиваются с различной степенью интенсивности, ['по зависит от сочетания целого ряда факторов: численности ассимилируемой группы, характера ее расселения, времен:! нахождения и ассимилируемой среде, рода занятий членов ассимилируемой Г'олп;: и особениостой оо социальных связей с ино-.ттгпп.'} окру./ >*
литико-1||<:шопого И ООЦ!П,*1 НО-ПГ'»НОМ;П!Ч;!МГС с;Т."ТУ>;« >• ;!Г ... н V о" •••11"гоу'! I1 ,'н "и'г., и 1' "ми":
- .1.6 -
Исследования зарубежных социологов ( X ¿(е^Ьл^ , 1989;
£ ВпЬмг, 1902) показывают, что быстрое всего изменяется культурно-бытовой уклад переселенцев, а к о 1 гфо с с к о н ат ь н а'; и этническая идентификация, национальные ценности и другие компоненты структуры этнической идентичности мигрантов сохраняются довольно продолжительное вромя.
Автор приходит к заключению, что от характера акультурацня зависит успешность или ноуспешиость приспособления мигранта к социальным условиям принимающей страны. При этом отмечаотся, что этническая идентичность мигрантов в значительной степени обусловлена содержанием межгрупповод'о (межэтнического) взаимодействия и типом акультурацяи. Автор полагаэт, что последствия можг^льтурннх контактов отражаются в двух основных типах этнической идентичности мигрантов: переходно - маргинальном и посредническом , если индивид обретает способность к мультикультур-ному существованию.
Рассматривая феномен мультикультурализма, диссертант отмечает, что данное понятие означает такое состояние общэственнрй системы, когда у индивидов формируется позитивная трансэтнячес-кон идентичность
Некоторые социологи видят в мультикультурализме новый ¿юихокулътурный стиль саморазвития современного человека, выраженный в способности к быстрой адаптации в новой культуро, постоянной мобильности' и подвижности границ личностного "Я" ( Р-/«¿¿Г. 1977).
Автор полагает, что обретение мигрантами мультикультурной, идентичности служит показател м успешности процооса акультура-цпи, а социальная политика, направло1гаая на построение такой . социальной системы, в которой бы этнические группы, сохраняя ■ смою культурную самобытность, разделяли, в то же время, ценности более высокого общенационального уровня, является одной. цз немногих возможностей разрешить современный этнополитичес-ки!1 кригше. Альтернативный мультикультурному тип этнической идоптичностн, в основе которого лежит стремление к этнокуль-турно,'1, изоляции, способствует появлению этнического шовинизма и прочих форм мпргннплыюсти.
'Как считлот автор, основным условием стгновлония мульти-;:у;;ьтурной идентичности является высокая степень вовлеченности ич'-.нвида и межэтнический диалог. Мультикультурннй индивид, •
обладал гармонично сбалансированной системой идентификаций.может стать реальным "местом" между' страной эмиграции и своой исторической родиной.
Вторая глава "Социологический анализ особенностей этнической идентичности русских мигрантов" начинается с краткого ис~ торико-социологического анализа Феномена русской эмиграции разных волн и поколений. Отмечается, что всех послероволюцио-ных беженцев из России принято объединять в одну категорию под названием "первой волны". Соответственно перемещенные лица, оказавшиеся вне пределов СССР в период Второй мировой войны, относятся ко "второй волне", а эмигранты 70-х и 80-х годов нынешнего века составляют уже "третью волну". ■
Начиная с 1918 г., продали отечества по причинам неприятия нового политического отроя, а также по причинам морального и духовного протеста покинуло I млн. 160 тыс. человек, представлявших почти все сословия тогдашнего российского государства. До 80% всех эмигрантов из России проживало в Европе и в США, а оставшееся число - на Дальнем Востоке, в Китае и Японии*. Автор дает краткую характеристику основным центрам культурной к общественной жизни русского зарубежья, выделяя отличительные черты каждого из них. Подчеркивается, что русская эмиграция была неоднородна как по социально-экономическим, так и по социально-психологическим параметрам. Так, если в Париже, Берлине и Праге преобладала гуманитарная интеллигенция, то в Белграде и Харбине лидировали военные и технические специалисты. Различия в политических убеждениях делали русское зарубежье еще более мозаичным. Автор касается особенностей некоторых наиболее влиятельных идеологических течений, общественно-политических организаций, юношеских союзов, возникших в среда белой эмиграции, уделяя внимание мировоззренческим конфликтам можду разными поколениями эмигрантов,
В главе дано обоснование методов эмпирического исследования, направленных на выявление различных уровней субъективной этнической идентификаций мигрантов, проживающих в плотном иноку льтурном окружении.
Отмечается необходимость использования как традиционных количественных (анкетирование), так и качественных методов (неформализованные интервью, биогрпфичоский метод и метод анализе документов). И прицеосо проведения интервью ири^.-гчччеь
* Кошшжский II. фусо:/,!Г>а Россия", Шфиж, 1'.//!, стр. ]•>.
фокусирующая техника, состоящая в искусственно создаваемой разговорной ситуации и позволяющая выявлять стереотипы самовос-ирнятия респондентов и реконструировать их биографии. Подобное комбинирование вполне самостоятельных методов дает возможность но только конкретизировать полученные данные, но и выявить ряд специфических особенностей исследуемого объекта. Кроме того, был использован блок социально-психологических методик, модифицированных в соответствии с задачами исследования:
метод этнических стереотипов ( Kuti D .ßrutyk., 1933);
- метод выявления межкулътурннх заимствований (Лебедева U.M., 1989);
метод группового внутриэтнического самоопределения (Лебедева Н.М., 1989);
метод субъективного шкалирования (авторский вариант).
В своей совокупности все перечисленные выше методы позволяют с достаточной степенью объективности судить о наиболее характерных трансформациях этнической идентичности мигрантов.
Анализ результатов эмпирического исследования этнической идентичности русских мигрантов позволяет говорить о трех ос-ношпос типах идентификаций русских мигрантов первого и второго поколений:
1) граэдано стран проживания русского происхождения;
2) русские на чужбине;
3) просто русские. -
К первому типу можно отнести индивидов, которые уже не воспр.итмшот себя безусловно русскими, хотя продолжают гордиться своой принадлежностью к русской культуре.
Второй тип - "русский на чужбине", включает мигрантов, ощущлщпх психологический дискомфорт в иноэтническом окружении, перэживсотих свою чуждость местной культуре и поэтому сохраняющих тесную эмоциональную связь с Россией.
Наконец, респонденты, идентифицирующие себя как "просто ■ русские", представляют ту катогорию мигрантов, для которой в целях поддоржпнпя позитивной групповой идентичности более, свойственна идентификация с материнским этносом, чем с русской культурой.
.Чгшнчо типы самовосприятия анализировались в сочетании с ,n;>vr.t:.:.i гмттрнчоекптли референтами этнической идентичности рус-■ ••■•'.•л -г: грантов: отнопониг»:.; к России и отношением » стране про-
V ^т- '. I '• ГТ в
Било выявлено два типг восприятия мигрантами страны выхода:
1) Россия - историческая родина;
2) Россия - настоящая родина.
По принадлежности индивида к какой-либо из этих двух условных категорий можно судить о степени его акультурации в инозтничесной среде. Согласна дшшым эмпирического исследования, русские мигранты, воспринимающие метрополию как историческую родину, в целом прошли успешную акультурацию в странах вселения. Выбрав путь интеграции в новый социум, эта категория зарубежных соотечественников демонстрирует большую уверенность в позитивной групповой идентичности, чем те индивиды, которые относятся к России как к своей настоящей родине. Активизация этнического фактора в самосознании представителей последней категории мигрантов обусловлена их реакцией на психологические отрессы, сопутствующие индивиду в ситуациях, когда акультура-цяя проходит не совсем успешно.
В ходе исследования была установлена зависимость частоты контактов в диаспоре от характера самосоотнесения мигранта со страной выхода..Выяснилось, что чем эмоциональнее индивид идентифицирует себя с Россиой, тем он более ориентирован на поддержание тесных взаимоотношений в диаспоре. Прослеживается также определенная взаимосвязь между степенью психологической отдаленности от местной культуры и сосредоточешгостью на внутри-этничеоких контактах. Менее адаптированная к "чужой" культура категория русских мигрантов избегает сближения с представителями окружающих этносов и демонстрирует большую заинтересованность в эмоциональной поддержке со стороны соотечественников.
В то же время лучше адаптированные в психологическом отношении мигранты, заметно снижают свою активность в диаспоре и устанавливают тесные связи с представителями иноэтничных групп.
Далее автор рассматривает другой показатель степени выраженности этнической идентичности русских мигрантов - их .от-' ношение к стране проживания. Выявлено три типа таких отношений: первая родина, вторая родина, страна эмиграции. Гытга обнаружена взаимосвязь между типом личного отношения к стране гсоления и тем, насколько удачно сложилась про-фосоиснаи.н.-ш
.:арг>с.ра ицдппида в стране вселения.
Анализ совокупности объективных факторов (социальный статус мигранта, уровень образования, финансовое положение и т. д.) и субъективных (ощущенио психологического комфорта или диоко:л{орта в пнокультурной среде) позволяет говорить о высокой интогрированности в мостный социум респондентов, относящихся к стране проживания как к первой родине.
Следовательно, выбор идентификации со страной вселения способствует укреплению позитивного "Я-образа" мигранта и обусловливает ого толерантное отношение к внешним группам.
Характерно, что те мигранты, которые эмоционально отдалены от России и от страны вселения обладают маргинальной этнической идентичностью и демонстрируют негативизм к иноэтничным группам и к своим соотечественникам. В целом все проявления этнической идентичности русских мигрантов в диссертации объединяются в две условные группы.
В первую группу следует включить индивидов, чья этническая идентичность формируется на основе позитивной групповой социальной идентификации и свидетельствует о положительной акуле турации.
Ко второй можно отнести те виды этнической идентичности, которые строятся на принципах психологических защит и характерны для моное успешной акультурации.
Состояния этнйческой идентичности мигранта в какой-то меря определяют и ого политические установки. Например, индивиды, обладающие позитивной мультикультурной идентичностью, видят будущую Россию среди демократических государств Европы. Респондент» с маргинальной идентичностью обнаруживают ярко-выраженный этноцентризм и выделяют особое призвание России в современном мире.-
Алтор дает краткий анализ вариантов жизненного пути различных поколений русских мигрантов и делает вывод о возрастании значимости этнического фактора для второго поколения зару-бочнкх русских. Отмечается, что в число факторов, поддерживающих этническую идентичность мигрантов второго поколения, вхо-;:тг олодушше: Русская Православная Церковь (отметили 73? опро-1:<'Н!ых), семья, русский язык. Для сравнения: мигранты первого ¡¡•.-чг'л.пг.ш выделили церковь и внутриэтническое общение.
Длинно проведенного исследования свидетельствуют, что на-
чиная со второго поколения, у мигрантов происходит с:,-от .тонической идентичности. Основными показателями начавшихся и меибниЯ является степень владения родним языком и напнч::е нн<' -этшгчннх партнеров в интимном кругу друэой и близких.
Автор приходит к заключению, что повылоние згщитно;! р >-:;л этнического фактора у мигрантов второго поколения обусловлено характером изменений, происходящих в их социальной идентичности.
.Основные выводи:
1. В структуре этнической идентичности русских мигрантов аояно наделить ряд подструктур или типов, характерных дл.т тех кли иных социальных категорий индивидов, определяемых нг. основании субъективных самой донтификаци'1 этих индивиде» и их этношения к стране выхода и стране проживания.
2. Принадлежность мигранта к данным категориям обуслс;— иена характером его акультурации в иноэтничной сроде.
а) Согласно результатам настоящего эмпирического исследования, мигрант, прошедший успешную э];ультурацию и хороню гатогрированный в местный социум, относится к категории,члена которой прочто идентифицируют себя со страной эмиграции, I к стране выхода относятся как к исторической родине. Сяг.то— шредолившись в качестве- гравдан иностранных государств руо-ясого происхождения, эта категория зарубежных соотечостгсп-шков демонстрирует одинаково положительные установки в отно-юнии как русской, так и других культур, что свидетельствует > позитивной согщальной (этнической) идентичности ее членов.
• б) Мигранты, испытывающие значительные психологические 'рудности в процессе акультурации, образуют дво условные грун-[ы: первая включает индивидов, воспринимающих себя "русскими ¡а чужбине", и психологически тяготеющих к ¡сультуре стрпш вп-:ода; ко второй относятся индивиды, которые считают себя "про-то русскими" и демонстрируют равное безразличие к стране пи-ода и к стране эмиграции. Отличительной особенностью пр^д-тавителей обеих групп является преобладание в структуре их тнической идентичности ярко выраженных социяльно-психолеги-еских защитных механизмов - ингруппояого фаворитизма и шьз:л-ч Групповой дискриминации.
3. Таким образом, успешная акульту р^.ция мигранта т; -лно-тначпбй ср'едч мог.от рассматриваться я качестве ««гного
ия станоглоний турно.1 идчнттщиотц ^.т0"/'' у •
по, толерантного отношения ко всем и н ак о в ы глядящим или инако-говорящям. Напротив, та или иная степень неуспешности акульту-ративного процесса стимулирует тенденции этнического "аутизма" (этнокультурной изоляции). В подобных обстоятельствах изменения в этнической идентичности индивида носят болезненный характер, чему в немалой степени способствует усиление дифференцирующей роли когнитивного противопоставления "мы - они".
4. Характер акулътурации мигранта в иноэтничной среде зависит от следующих факторов;
- особенностей миграционной политики в .странах проживания: там, где основным условием натурализации мигранта выступает ого полная монокультурная ассимиляция в новом этносе,вероятность негативной акультурации значительно выше, чем в государствах, развивающих принципы культурного илораллзма, и не заставляющих мигранта отказываться от своей прежней этнической принадлежности;
- субъективных оценок индивидом собственного социального статуса в приникающей стране и статуса овоей этнической группы;
- целостности групповой (социальной) идентичности в иноку льтурном окружении, а также способности группы подаоржизать у своих членов позитивную Я-концепцию;
~ особенностей восприятия мигрантами трудностей психологической адаптации' к новой культуре.
5. Субъективная идентификация индивида с той или иной условной категорией мигрантов взаимосвязана с тем или иным видом этмческой идентичности: переходам, маргинальным и посредническим. По данным нашего исследования, переходао-моргкналъ-ная идентичность свойственна мигрантам о неопределенным образом "ми", соотносящих себя с категорией "просто русские" и частично с категорией "русские на чужбине".
Большая часть респондентов, воспринимающих себя гравда-наш иностранных государств русского происхождения, и уверенных в собственной позитивной социальной идентичности, готовы стать истинными посредниками в ме.-»; культурном да&лого России сс с,трШ№.гл Запада. Эта категория зарубежных соотечественников, связгв своя-жизненные интересы с культурой и общественными свете?,гл.«? иностранных государств, дорожит такке связями с исторической родиной предков. В дешяу» категорию входлт в основнот таи-рак?» ьторого поколения, для которих обршзвпиа к родим от-
кическим "корням" является важным стабилизирующим Фактором АХ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦОПЦИИ.
Основним выводом нашего исследования является утворжде-каэ, чтЬ неизбежные а пноэтничном окружении трансформации этнической идентичности мигрантов могут происходить г:о двум <•■-. -косным типам в зависимости от степени успешности- акультураг<пл: по типу этнокультурной изоляции и по типу мультикультурной интеграции. При этом изменения по первому'типу могут сформировать маргинальную идентичность, в основе которой лежат згаит-ные психологические механизмы, а изменения по второму типу способствует органичному "врастанию" индивида в новую культу--РЗ-
Следовательно, обретение мигрантом мультикультурной идентичности может считаться одним из главных уоловий его пол-ноцейной интеграции в принимающей .стране, а также залогом аффективного межэтнического взаимодействия. В число факторов, оказывающих влияние на формирование мультикультурной идентичности, необходимо выделить "чувство родины". Характерно, что отсутствие такого чувства делает процесс акультурации более болезненным для.психики мигранта. Наконец, по результатам исследования можно заключить, что мигранты второго поколения испытывают большую потребность в этническом самоопределении, чем мигранты первого поколения, стремящиеся к скорейшей интеграции в социальные структуры принимающей страны.
В Заключении подводятся итоги работы и намечаются пути дальнейшего анализа проблем, рассматриваемых в диссертационной работе.
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях автора:
1. Эгнопоихологические теории и социологическая практика // Молодежь и политика. - М., 1991.
2. Социальная работа с мигрантами. М., 1993.
3. Психологические проблемы эшграции (в соавторстве). Женева, 1992 (на франц. яз).