автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Межпоколенная передача этнической идентичности у этнодисперсных меньшинств

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Винер, Борис Ефимович
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Межпоколенная передача этнической идентичности у этнодисперсных меньшинств'

Текст диссертации на тему "Межпоколенная передача этнической идентичности у этнодисперсных меньшинств"

Санкт-Петербургский филиал Института социологии Российская академия наук

На правах рукописи

Винер Борис Ефимович Межпоколенная передача этнической идентичности у этнодисперсных меньшинств

(на примере современного Петербурга)

Специальность 22.00.04 - "социальная структура, социальные институты и процессы"

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель -кандидат философских наук И. И. Травин

\

Санкт-Петербург 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................................................3

Глава 1, Современные теории зтничности.............................................................11

1.1. Термин "этничность" в англоязычной науке.....................................................11

1.2. ПриморДиализм.........................................................................................13

1.3. Ситуационизм..........................................................................................15

1.4. Конструктивизм........................................................................................17

1.5. Попытки синтеза теорий этничности на Западе.................................................18

. 1.6. Теория этноса.............................................-...............................................22

1.7. Понятие "габитус" в теории практики Бурдье....................................................27

1.8. Этническая идентичность и этническое самосознание.........................................32

1.9. Соотношение понятий: габитус, этническая идентичность, этничность...................37

Глава 2. Этническая самоидентификация у крупнейших меньшинств Петербурга............41

2.1. Этнические общности и этнические процессы...................................................44

2.2. Этническая структура населения Петербурга и рост этнически смешанной брачности.................................................................................................46

2.3. Гипотезы..................................................................................................56

2.4. Данные и методы...................................................................-....................58

2.5. Результаты................................................................................................64

2.6. Обсуждение результатов и выводы..................................................................74

Глава 3. Смыслы, связываемые представителями меньшинств со своей этнической

идентичностью....................................................................................79

3.1. Обзор литературы.......................................................................................79

3.2. Методы....................................................................................................81

3.3. Этническая самоидентификация информантов и их этническое происхождение.........85

3.4. Поколение проживания в Петербурге...............................................................91

3.5. Родной язык и знание языка предков...............................................................94

3.6. Отношение информантов к религии.......................... ......................................97

3.7. Этническая социализация и школьные годы информантов..................................102

3.8. Влияние художественной литературы на информантов.......................................ПО

3.9. Влияние семейного воспитания на формирование этнической идентичности...........115

3.10. Предубеждения и дискриминация.................................................................120

3.11. Обстоятельства осознания информантами своей этнической принадлежности........129

3.12. Причины выбора своей этнической принадлежности: мнение информантов...........139

3.13. Выводы.................................................................................................152

Заключение....................................................................................................155

Библиографический список использованной литературы..........................................162

Приложения..................................................................................................174

ВВЕДЕНИЕ

В конце нынешнего столетия этничность и этнические движения продолжают оставаться одним из важнейших факторов, воздействующих на ход общественно-исторического процессов как в мире в целом, так и в российском обществе в частности. Исследователи, представляющие многие социальные науки, убеждены в том, что изучение такого феномена как этническая идентичность позволяет глубже понять причины, порождающие современные этнические движения. В связи с этим необходим глубокий анализ механизмов передачи этнической идентичности из поколения в поколение и исследование факторов, способствующих этому процессу. Особого внимания заслуживает изучение проявлений этничности в Санкт-Петербурге, мегаполисе, где происходит взаимодействие десятков групп, различающихся по своим этнокультурным характеристикам.

Актуальность темы диссертации определяется необходимостью расширения теоретических представлений о природе этничности и этнической идентичности, а также недостаточной степенью изученности этнических меньшинств Петербурга. Помимо этого, необходимо учитывать и то, что в последнее десятилетие коренным образом изменились условия, в которых протекает жизнь этнических групп в Петербурге.

Во-первых, произошел распад Советского Союза, что привело к изменениям в гражданской идентичности населения. Это отразилось на статусе представителей тех этнических групп, которые прежде были титульными в своих союзных республиках (украинцы, армяне и др.)» а теперь в Российской Федерации воспринимают себя в качестве меньшинств, чья этническая родина находится вне границ страны проживания. Некоторые представители этих этнических групп начали возвращаться в свои республики, превратившиеся в независимые государства.

Во-вторых, начиная с 1989 г. представители этнических меньшинств получили право на создание собственных этнокультурных организаций и на развитие связей со

своими соплеменниками, проживающими на территориях других административно-территориальных образований и государств.

В-третьих, граждане получили право на свободный выезд в другие государства и возвращение обратно. В результате усилилась иммиграционная активность среди евреев, немцев, греков и др. Кроме того, начали иммигрировать и представители других групп, для которых подобное явление было раньше не свойственно.

Наконец, военные конфликты в бывших союзных республиках и ухудшение экономических условий привели к заметному притоку в город беженцев, гастарбайтеров и т. п. категорий мигрантов (грузины, азербайджанцы, таджики и др.).

Изучение процессов межпоколенной передачи этнической идентичности поможет глубже разобраться в особенностях жизни различных групп населения Петербурга и помочь в разрешении проблем, связанных с этническими особенностями горожан.

Степень разработанности проблемы. В США в течение последнего столетия на смену друг другу пришло несколько парадигм этнического развития этой страны. Сначала высказывалась идея американизации вновь прибывающих групп иммигрантов, то есть полной утраты ими своих культурных особенностей и усвоение языка, культуры, норм и ценностей своей новой родины. Когда стало видно, что полной американизации вновь прибывающих групп не происходит, возникла концепция "плавильного тигля", пропагандирующая соединение достижений всех этнических групп в одной культуре [90, 288-290; 60, 15]. На смену этой парадигме пришла мысль о сохранении культурного плюрализма, то есть самостоятельном развитии существующих этнических культур в условиях демократического общества. Наконец, уже в конце 1980-х - начале 1990-х гг, обнаружилось, что различные группы белого населения США сливаются в новую этническую группу с самоназванием "Americans" (американцы) [72]. С целью объяснения существования этнических групп в индустриальном обществе и феномена этничности как такового англоязычными

авторами было предложено несколько групп теорий, которые будут рассмотрены в Главе 1.

В России в XX в. подходы к этнической проблематике также неоднократно изменялись. До 1917 проводилась политика русификации нерусских народов, выражающаяся в подавлении многих нерусских культур и языков, а также в религиозной дискриминации нехристианского населения. В 1920-1930-е гг. Советская власть осуществляла политику "коренизации". Постепенно ее сменил сталинский курс на унификацию и частичное возвращению к дореволюционной политике русификации, который своей кульминацией имел репрессии против ряда народов и кампанию по борьбе с "космополитизмом" [29]. Во второй половине 1950-х - 1980-е гг. русификация проходила в более мягких формах, чем в предыдущие два десятилетия. Официально считалось, что в далеком будущем произойдет слияние всех народов СССР. В 1972 г. ЦК КПСС заявил о том, что за годы Советской власти сформировался советский народ, включающий в себя все этнические группы, проживающие в СССР [46]. В качестве отличительных признаков советского народа назывались социально-классовое и морально-политическое единство общества, наличие единого для всей страны народнохозяйственного организма, сближение Национальных культур и др. [62]. Последовавший затем распад СССР и крушение власти КПСС привел к тому, что в настоящее время отсутствует какая-то общепризнанная идеологическая доктрина в области межэтнических отношений, разделяемая большинством российских политиков и обществоведов.

Одновременно с официальной доктриной национальных отношений, разрабатываемой в основном историками КПСС, философами и представителями дисциплины, известной как "научный коммунизм", в СССР существовала и собственно научная традиция изучения этнических общностей и взаимоотношений между ними. Эта традиция развивалась, прежде всего, в рамках этнографической науки. Гринфельд полагает, что в силу эзотерического характера этой науки, этнография в определенной степени выпала из-под контроля властей, и поэтому советские этнографы достигли

определенных результатов в изучении этнических общностей [91, 120]. Целая группа советских специалистов работала над определением критериев этнических общностей, их иерархией, закономерностями возникновения и исчезновения. Данное научное направление получило название "теория этноса". С этой теорией этноса было тесно связано изучение современных этнических процессов в Советском Союзе и в других странах. Среди специалистов широкой известностью пользуются несколько монографий, специально посвященных этой теме [11; 13; 14; 33]. При рассмотрении этнических процессов обращалось специальное внимание на положение этнических меньшинств, что получило отражение в многочисленных статьях, опубликованных в журнале "Советская этнография" (с 1992 г. "Этнографическое обозрение") и ежегоднике "Расы и народы". С 1960-х гг. регулярно проводятся этносоциологические исследования [5; 6; 7]. Но особое значение для изучения этнодисперсных городских меньшинств имела книга Г. В. Старовойтовой о татарах, армянах и эстонцах Ленинграда [56].

Старовойтова показала, что этнокультурные установки периода социализации имеют для этнического самосознания представителей этих меньшинств большее значение, чем срок проживания в иноэтническом окружении [56, 172]. Было также выявлено, что одна и та же этническая группа одновременно может быть вовлечена в разнонаправленные этнические процессы, что проявляется в трех типах этнокультурных ориентации: интернациональной, ассимиляционной и этнической (или узконациональной) ориентации [56, 138]. Очевидно, что эти этнокультурные ориентации, или установки, можно рассматривать в качестве маркеров этнических процессов. Причем, преобладание в группе ассимиляционной ориентации является свидетельством далеко зашедшей ассимиляции группы с этническим большинством населения, а преобладание этнической ориентации указывает на то, что данная группа может существовать в условиях иноэтнического окружения еще в течение сравнительно длительного времени. Интернациональная ориентация указывает на то,

что группа с точки зрения протекания этнических процессов находится между двумя вышеописанными полюсами.

Вместе с тем, вопрос о том, почему этнические меньшинства могут в течение поколений не растворяться среди большинства населения, остается нерешенным и в отечественной, и в зарубежной науке. Одни исследователи объясняют сохранение этнической идентичности у представителей этнических меньшинств психологической привязанностью к группе своих предков, другие - возможностями манипулирования этой идентичностью с целью удовлетворения каких-то групповых интересов, третьи говорят о том, что идентичности этнических групп находятся в процессе постоянного конструирования идеологами этих групп.

Анализ западных теорий и советской теории этноса показывает, что их объяснительная сила могла бы заметно увеличиться, благодаря синтезу этих теорий на основе теории практики Бурдье, причем стержнем для подобного синтеза могла бы стать разрабатываемая Бурдье концепция габитуса (habitus). В настоящей работе предпринята попытка проиллюстрировать эти теоретические положения на примере крупнейших этнических групп современного Петербурга.

Сопоставление работ отечественных авторов с исследованиями европейских ученых позволяет сделать вывод, что обращение к достижениям бристольской школы психологии (Н. Tajfel, J. С. Temer, М. A. Hogg, D. Abrarns и др.) позволяет обогатить наши представления об этнической идентичности представителей разных этносов и использовать данный теоретический подход в построениях моделей этнической идентичности у конкретных этнических групп, а также понять особенности усвоения данных моделей идентичности вновь появляющимися поколениями горожан.

Целью данной диссертации является выявление закономерностей межпоколенной передачи этнической идентичности у наиболее крупных этнических меньшинств Петербурга.

Данная цель диктуется наличием проблемы, заключающейся в противоречии между сохранением этнической идентичности этнодисперсных групп на протяжении

поколений и унифицирующими условиями их существования этих групп в большом городе.

Объект настоящего исследования - представители трех крупнейших этнических меньшинств Ленинграда/Петербурга (украинцы, белорусы и евреи), а также люди смешанного происхождения из семей, где один из родителей русский, а другой имеет украинское, белорусское или еврейское происхождение.

Предметом исследования выступают:

- соотношение между этнической самоидентификацией и такими характеристиками респондентов как их этническое происхождение, поколенный статус, знание языка своих предков и др.;

- значения и смыслы, придаваемые собственной этнической идентичности, а также важности ее сохранения для себя и своих потомков.

Главная задача исследования - выявление этнической самоидентификации у представителей исследуемых групп, а также описание основных этнокультурных и социально-профессиональных характеристик этих групп и тенденций их изменения, выявление смыслов, придаваемых своей этнической идентичности. Помимо этого планируется осуществить триангуляцию данных, полученных в ходе двух этапов исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили понятия и выводы теории этноса, этносоциологии, социологии расовых и этнических отношений, феноменологии, а также теории, разрабатываемой Бурдье.

В качестве эмпирической базы исследования выступают материалы, собранные автором диссертации в Ленинграде/Петербурге в 1991-1992 и 1997-1998 гг.

В исследовании использовано два основных метода: получение формализованных интервью по двухступенчатой диспропорциональной выборке, стратифицированной по этнической принадлежности респондентов, и глубинное интервьюирование Информантов, отобранных методом "снежного кома".

Научная новизна исследования:

1. В настоящее время хорошо изучены такие этнические группы, проживающие в городе, как татары, армяне и эстонцы [56]. Однако при этом акцент ставился на этнокультурные ориентации групп. Было также положено начало социологическому изучению еврейской группы [99]. Наряду с уже описанными этническими меньшинствами (евреи), анализу подвергнуты ранее недостаточно изученные с помощью этносоциологических методов восточнославянские группы (украинцы, белорусы), а также группы смешанного происхождения.

2. Поставлен вопрос о необходимости изучения не только структуры этнической идентичности, но и способов ее передачи от поколения к поколению, что обеспечивает воспроизводство этнических общностей в изменяющемся мире.

3. Рассматривается возможность включения теории этноса в контекст социальных теорий более высокого уровня.

4. Проведена триангуляция данных, полученных в ходе первого (формализованные интервью) и второго (глубинные интервью) этапа исследования.

Практическая ценность диссертации. Проанализированы основные направления этнических процессов у крупнейших этнических меньшинств Петербурга. Результаты исследования могут использоваться при подготовке специалистов для органов городской администрации с целью уяснения ими особенностей этнических групп населения Петербурга, а также в учебном процессе при подготовке специалистов в области общественных наук.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Этническая самоидентификация человека, то есть отнесение себя к той или иной этнической общности, выступает в качестве ядра вокруг ко�