автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Особенности формирования и развития экологической культуры (Социально-философский анализ)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Куйлиев, Тулкин
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Особенности формирования и развития экологической культуры (Социально-философский анализ)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности формирования и развития экологической культуры (Социально-философский анализ)"

РГВ од

г- -1 ^^

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО

СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

КУЙЛИ ЕВ ТУЛКИн

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(Социально-философский анализ)

Специальность 09.00.11. — социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташкент — 1993

Работа выполнена на кафедре философии Ташкентского автомобильно-дорожного института.

Научный руководитель — доктор философских наук,

профессор АБДУЛЛАЕВ М. А.

Официальные оппоненты:

1. Доктор философских наук ХАШИМОВА И. С.

2. Кандидат философских наук ХУКУМОВ А.

ъ^&^ЙУЩая организация — кафедра философии Ташкентско-го^утшверситета.

Защита состоится ¿С'7 и часов на

заседании Специализированного Совета Д.067.02.09 но защите диссертации на соискание ученой степени доктора (кандидата) философских наук при Ташкентском Государственном университете. (Адрес 700095, г. Ташкент, ул. Амира Тимура, 60-а, ВПШ, ауд. 208).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ТашГУ (700035, Ташкент, Вузгородок).

Автореферат разослан « ¿1 » ¿р-коЪрЦ 199'5> г.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор философских наук,

профессор ХАЙДА РОВ У. Ж.

.Актуальность исследуемой проблема. Биосфера является уникальным творение* природа, сохранение которого в ходе «оторико-эволициоиного развития общеотла становится глобальной проблемой всего человечества. И<5о Всемирная организация здравоохранения <В03) яе случайно признала» что по своей значимости охрана окружающей природной среди занимает второе место среди глобальных проблем человечества, после проблемы предотвращения всемирной ядерной войны. Однако сегодня, с одной стороны, благвдааж усилиям миролвбивах сил аланетн, побеждает разум, асе больней реальность» становится возможность сохранения мира аа Земле, постепенно ликвидируются стереотипа "холодной война", С другой стороны, з ходе усиления ьнтропотгхногеняого воздействия на природу, усложняется отношение системы "лриродн-обаеотво-чело-зекя и человечество глубоко осознало глобадьяуа опасность око-логической катастрофы. В таких условиях, как подчеркнул Президент Узбекистана: "Нал общий долг оставить планету наэкм детям и внукам благоустроенной а пригодной для достойной и счастливой «изни*^.

Практика показывает, что для реяения этой проблемы недостаточно принять меры экономического, политического,административного,технико-технологического характера. Кроме того материально-техническое обеспечение природоохранной деятельности очень дорогостоящее мероприятие, те« более при отсутствии необходимого уровня экологической хультуры малоэффективна. Кая показывает результаты специальних исследований' половина всех нарушений экотехнбяогичесхой дисциплины и законодательства по охране природы происходит из-за недисциплинированности,халаж-ностя, безответственности лвдей, что является прямым результатом экологического бескультурья, т.е. отсутствием чувства меры яеспособкостьв к самодисциплине и разумному самоограничение потребностей.

В современных условиях экологическая культура,интегрируя эбчечеловеческие ценности прямо или косвенно влияет на ход «стовнческой цивилизцяи, так как она язляетоя одним из основных опоссбсв нормативной регуляции лриродопреобразуваей деята-

С. Каримов И. А. Узбекистан свой путь обновления и прогресса. -Т аа к е кт; Гз беки ст ан, 1992т С. 63.

Дубовая 0.1. Далннский А.Э. Причина экологических поестугг-яений.-М.;Наука,1993: йадиметсв & Введение з социоэкологии. Ч.1.Т.: Гкитузчи,1993.

лькости человека. Однако, в научных исследованиях, средствах массовой информации констатируется эмпирические факты,основное внимание уделяется "количественным" показателям экологической культуры. Сегодня перед обществоведами стоит задача изучения "качественных" характеристик этой проблемы.

В настовдее время наряду с углублясщимся процессом интеграции экологической культуры в равной игре необходима и их рао-вирявкиеся дифференциации, создание искусственных барьеров между различными направлениями экологической культуры. Абсолютизация отдельных сторон наносит социальный ущерб, т.е. порождает ведомственность, утилитарность, кередко приводящей к волюнтаризму и субъективизму, формирует узкопредметное мышление. See это требует разработки концептуальных основ - развития экологической культуры, исходящих из необходимости создания идеологии независимости в условиях перехода к рыночным отношениям и построении демократического, правового государства.

Степень разработанности темы. За последние годи выпущено огромное количество литературы по различный проблемам экологической культуры, классификация которых по предмету и объекту исследования имеет большое методологическое значение:

1. Общие философско-теорегические и методологические проблемы экологической культуры (Э.З.Гкрусов, 3.Д. Комаров, Н. Н.Киселев, А.Я.Корнеева, Д.1. Маркович, й. йШиркова и др.

2. Исторический генезис и перспективы экологической культуры (В. Н. Афонина, Д.&Гвивиани, А.А.Гудков, С. П. Капица, Н. Я. Маме дов, М.С. '>!ар*арян, Е.В.Ншсанорова, ¡0.Т.Ожегов, 0.Л,Ольсевич, И.Т.Фродоа и др.);

3. Закономерности интеграции экологической культуры с другими формами духовной ценности (Н.Г.Васмльев, В. З.Гординская, В. Ф. Иванов, А.З.Кочергик, Ю. Г. Марков, A.B. Сахно и др.);

¿вихуаие механизмы и функции гкологической культуры (А.А.Горелов, В.й.Клузик, А.К.Тадионов, И. Н. Г асмагамбетов, И.ЗЛорочевников, Д. ¡С Хацкевич и др.).

В последние годи ученые-экологи, культурологи, философы Узбекистана проводил» крупные научно-теоретические исследования

I. Названия трудов приводятся в списке использованной литературы в диссертации.

з сфере энолсглчеожоЗ культура, В час гноем, Р. Бекназов, Ю. Нови- ' зов, i). Шадшетоз, ¡JJi-. йдьянокиЗ исследовали ¡¿едицгпские, санлтар-но-глглзшхческие асп^-нты; 5, Акраиов, Рафиков, ¿i. Сагтароз, ¿i. Ха-шшова е СВ02Х каучялс грудах азучала.гязбальЕае, регнокальвае, зональннэ, яацпоЕалвяае оосбеяаэсш экологической культуры. Производственное, техндга-гехкологдчесхде вопросы экологической культуры кашля отрахенде в районах Я .i. Длибекова, Ы. Ддшова, . i.¡. Набяева, С .А. Шшансга, С. СайдаыиЕова-, О.а. «а2зуллаеза з до.; сотшальас-фглософохлв, аевЕосшо-акеасшгичесназ проблемы лая- . лдаь предается л объектом дсследовадяя 3. дбдуллаева, X. йса^зуха-«едова, С. Цаиадажарова, '¿Л. Дулагова, Рахмаасва, А. Хукуиова г др.; суцность а содержа'"?:« экологической ххльгуг« оове^здай д пу&гдстгческсс а зудоязотаввннх цродзгедешак шзагелаЗ J, дулдаеза, 0. Якубова, Д. НурсЗ, 11, ^ердашиедеза, Г. Хатаыова д другие.

3 рабегад jj. Шадаыегова заааоэ иэсто уделЬно глабальнш и ре-гдовадньа эхолсшческы ироблэиая, ссобэнаостяи1 эналюглчзской едтуашд з условиях Узбшшагана, иеадяодогаческш асаеиаа со-, длально- гагаеяд-чзскою а экологического прогнозирования-яресб-разовавдя природа, ролз экологической политика в реаендя соцдо-эходогячеашх проблей.

Несаьшенный интерес представляет работа 3.. Абдуллаеза", посвященная асследаэаэяа даалехтякя экологическая отаоЕавлй а эдологдчеакого созааняя. В работа рассмааргвавюя: сущность а социальная роль'экологического созданая, идлосо^сваз a естзст-зеЕш-научваг aoageiTgm эзагщодейсглаг общества я ярарода, обоая харакгердсыаса экологической • елгуашщ в рэгдокз Центральной Азда. й центре вагшасл «I.G. XasaiosoíT стоят вопроса зс-слэдсзандя ддалектса глобального, регденалвяого а локального в.эхологдл, экологических последствий воздействия человеческой деятельности на природу я определения путей вазона из s¿:o~

I. L-адацетов ni.IL. Человек: "»йцааллно-экадогдчеогзв асгЛ-кты здоровья,- Таплент» Узбзкясюн, Г-'ciC; зго -ай: Рагаонаяьнив иооб-ле;.:а сосгальноЗ экачохзя.-Ташсвнс; Узбекзотаа, эго хз:

¿ведекде з со^оэкологао,- Тапззнт^ 'аагугчп, Ь'»3. '¿, лбдуллаев 3. Зколггзчеокде отяоаэаяа а к:слогдчес:-:оэ ссзка-яда,- Tacxaas; waH, 1эвО, ,

Хошшоза З.С. Экология дроблемасада глобал га-зоаал цуаоеа— батлар длалекглкаая.- Геихзл':: *ан, Ití^S. -

логического кризиса, материально-технических и социально-экономических причин негативных юлений природоиспольэовааия в регионе.

Однако в этих исследованиях отсутствует специальная социа-льно-философсхий анализ особенностей формирования и развития экологической культуры.

Цель и задачи исоледозаняя» Основная цель данной диссертации состоит в том, чтобы дать обобцаодия социально-Ьилософский анализ объективны« и субьективннм ¿ахторам формирования и развития экологической кул:.?уры, определить ее статус в системе ценностей, гносеологических, аксиологических особенностей, нормативно-оценочных, регулятивных функций.

Для теоретической и практической реализации этой цели автором диссертации решайся следующие задачи:

- выявить роль социально-политических, духовных факторов, определяющих содержание экологаческой культуры;

- исследовать исторический генезис, движущие мехакизхы.за/-кономерности формирования и развития экологической культура;

- изучить роль:»8<м2сго экологической культуры в системе обчечеловечесхих ценностей;'

- показать пути и способы экологизации различиях сфер человеческой деятельности: воспитания, образования, просвещения и др,

Научная новизна исследования.

- Введены в научный оборот новые понятия и конкретизировано концептуальное содержание системы категориального аппарата, связанной-с экологической культурой как социальным явлением;

- Исследована закономерности формирования экологической культуры в контексте конкретных исторических, экономических, политических, демографических, этнографических условий;

-Классифицированы и определены движущие механизма экологической культура по "горизонталями по "вертикали";

- Обоснованы закономерности процесса интеграции и дифференциации нормативно-оценочных, гносеологических, ценноетно-мировоэ-зренческих, аксиологических функций экологической культуры;

- Показана роль традиционных методов и способов в формирования экологической культуры.

Теоретические а методологические основы исследования. 3 процессе исследования темы диссертантом творчески и теоретически обобщены исторические, философские, социологические работы спе».

циаяистов и ученых, а также анализированы чисто "количественные" показатели статистических информация, отчетнээтей, наг ери алы периодической печати, архивные данные Госкомприроды республики, комитетов охраны природы областей, районов, использованы материалы программных документов различных политических и общественных организаций; критически изучены и творчески использованы по мере возможности и необходимости экологические теория исследователей дальнего и ближнего зарубежья.

Теоретическая и практическая значимость исследования соото-ит в том, что ее результаты могут способствовать теоретическому углубление концепции современной социальной -экологии, будут полезны и могут быть использованы:

- в организации экологического воспитания и образования социальных институтов (семья, окояа, трудовые коллективы и политические организации);

- при составлении програхм и планов экологизации социально-экономической жизнедеятельности;

- как теоретической и методологической основой агитации и пропаганды экологической культуры;

- в чтении отдельных тем курсов "Социальной, философии", 'Этики", "Одобяома", в вузах, ссузах.

' Апробация работы. Научно-теоретические выводы и практичео-;ие результата диссертации 1937-1993 гг. докладывались в научно-(етодических заседаниях факультета "Гуманитаризации инженерного »бразования" и кафедры философии'ТАИ, а также на международной :аучно-теоретическоЯ конференции: "Независимость и мировоззре-:не? реальность и философские проблемы возможностей развития" £аакеят,1992 г.), республиканских: "Яезависяиость. {Ьровоззрь-ия. Общественные науки" фазкеят,1993 г.), "Актуальные пробле-ы воспитания и образования студентов" Фавхент,1993 г.). Основ-ое содержание шести выступлений наали отражение в сборниках, оторые приведена з списке опубликованных работ.

1иссертация обсуждена и рекомендована к заэдте на совместим заседании кафедр философии ТДВ5 и Академии сельскохозяйст-гнных наук Узбекистана.

Структура диосертазии состоит из Введения, двух глав, Зак-эчения и описка использованной литературы 179 наименования. Зьем - 137 стр.

б

О-ЗНОВЯЗЕ Э0ДЕР1ШЕ КССЩОЗЛНЙЯ

Во введении обоснована актуальность темы,показана степень ее разработанности в философской литературе, формулируется цель к задачи исследования, определяется научная новизна к особенности подхода к проблеме, характеризуется теоретическая и практическая значимость.

Первая глава - "Общегуманистичсскад сущность экокультурао-го отношения к природе* - состоит из трех параграфов.

3 первом параграфе - "Зоциально-экологическое содержание сткоиенкя природы к человека." - раскрыта историческая, логическая последовательность взаимосвязи систем "природа-общество". При этом существование человечества обусловлено объективными закономерностями - едилствок и внутренним противоречием биосферы. 3 одной стороны, человек для обеспечения своей жизнедеятельности изменяет природу. Z другой стороны,дм сохранения оптимального, естественного условия жизни поколений он обязан охранять окрука-пяув природную среду. Именно в этом направлении ?орыирувтся общественно-экологические отновения к конкретизируется содержание понятий "экологическая взаимосвязь", "экологическая ситуация", "экологическая система", "би о система", "геосистема", "аятропо-система", "техносфера", "ноосфера", "коэволюция", "экологическая культура", "экологическая ответственность","экологический долг" к т.д.

Судествувцие типы и формы культур) является отражением определенных отношений объекте и субъекта культуры. Исторические традиции и обычаи узбекского народа воспигвваот в человеке бережное отно&ение к природе. Религия Зароастркзма концентрировала и канонизировала обкагуманистические принципы экологической культуры. Признание первоосновы к фетишизация солнца, воды,земли и воздуха имеет непосредственный экологический смысл. Указанные в свяценной книге "Азесте" праздники: "Навруз", "Йехржон","Ангок хаит",. "С!ада Сайрам" и др., в прошлом имели религиозную окраску. Зейчас, отражая национальный психологический облик лвдей, их уровень и образ жизни, лежат в основе диалектического синтеза воспитания экологической культуры узбекского народа.

В диссертации рассматриваются основы экологических отношений в контексте экологической потребности,так как именно, они

являйся движуцим механизмом экологической культуры, т.е. условное разделение потребностей на "обществен ну и" и "яндизидуальнуо'' и их диалектическая взаимосвязь явилиоь основным критерием классификации уровня и форм экологической культуры. Кроме этого разделения природоохранной деятельности человека по своему объекту а предмету на "общув" и "частнуа* имеет важное методологическое значение, йа основе такого аринципа, экологические проблемы в существувщей литературе, условно разделена на "узкие" я "аирокае" направления. Изучение относительно узких проблем является предметом исследования специальных наук, которые изучавт состояние я роль в экологическом равновесии биосферы отдельных компонентов природы (Ьейлл, зода, зсзд/х. растя?ельный и животный мир а др.). 3 результате такой дифференциации возникавт относительно самостоятельные направления научных дисциплин, таких как "Згология земли", "Экология яоздуха", "Экология воды", 'Экология растений", "Экология животных" к т.д.

Экология в яяроком смысле слова «*еет иетегрирущув тенденции я дает наиболее обцуа картину биосфера, сиотемы "природа-обзество-челозек", которая становится предметом "Социальной экологии"^. Современная "Социальная экология", в экистичеоком плане, переходит от сбора и констатации эмпирических, статистических данных к философскому обобщению, изучение социально значимых проблем. Таким образом, понятие "Экология" выходит из своего классического содержания и охватывает экономические, социальные, политические, духовные, нравственные, правовые, культурные и другие аспекты охраны природы тем самым приобретает общем етодо-логический, фундаментально-теоретический характер. Однако,предмет и об-вект 'социальной экологии а Узбекистане, подчеркивается в диссертации, как относительно новое натразление научного познания, имеет специфические эакономеряоста формирования, становления и развития связанных экономическими, политическими, национальными, региональными, демографическими, географическими, этнографическими особенностями республики. Поэтому диссертант дифференцированно подходит к условиям жизнедеятельности лвдей и экологической ситуации,анализирует содержание зыаа указанных понятий я категорий.

I. Шадиметов Введение а социоэкологио. Ч. Г.-Г.7киттвчи, 1993.С.33.

Обострение экологической ситуации на современной этапе общественного развитая, считает диссертант, требует универсализация отнесения биосферы и ноосферы, которые и составляй содержа-нре понятия "козволоция". В научной литературе идет дискуссия о взаимоотнопениях биосферы и ноосферы. Болшинстзо ученых, поддерживая концепции З.Я.Вернадского считают, что ноосфера является результатом эволюционного развитая биосферы > их противопоставляв? друг другу.

3 последнее вреия появились альтернативные теория взаимосвязи биосферы и ноосферы. Например, по мнение академика Б. С. Соколова "Ноосфера есть проявления биосферы"^. Действительно, на нал взгляд, человек является результатом эволпционного развития и внутреннего приспособления" элементов биосферы. Человек в социальной жизнедеятельности на основе материальных « духовных потребностей ж интересов изменяет природнув среду и адаптируется к изменному миру, уровень сознательности и культуры человечества соответствует уровня развития ноосферы и составляет суть коэво» двцжи. Внутренние противоречия коэволюции является движуцим механизмом биосоциоскстемн. Субъективным фактором разрешения этих противоречий является культура аообце и экологическая культура в частности.

Во втором параграфе - "Исторические основы экологического культурного отношения к природе, ее формы и закономерности развития" - на основе научного анализа обосновывается положение о таи, что экологическое культурное отнонение человека к природе проявляется прежде всего в общественно-практической сфере, так как трудовая деятельность является связувши социальным феноменах человека и природы. Именно в процессе труда проявляется единство системы "природа-человек", его качественное разнообразие и отражается в духовной богатстве общества.

Уровень развития экологического сознания соответствует уровне экологических отчовений^, однако, с одной стороны, экологические отновения явдяютоя "материализацией" экологического сознания. С другой стороны, экологическое сознание также отражает

1. Известия, 1936,. 9 января.

2. Абдудлаеэ 3. Экологическое отневение а экологическое сознание. -С.219.

объективные и субъективные условия существования экологических отношений1. Таким образом, в диосертаци* взаимосвязь "экологическое сознание" и "экологическое отнесение" рассматривается в виде "причинно-следственных" отновений.

Источником и движущим механизмом экологического отношения и сознания подчеркивается в диссертации, язлястся экологические потребности и интересы общества. 3 первобытном обществе экологическая культура, как регулятор экологических отнопений пущество-вала а виде мифов, легенд, которые либо стимулировали, либо запрещали эти отношения. Сначала они особенно ярко выражались в формах первобытных религий. Например, в религии зардуитизма земля, вода, огонь и воздух признавались как первопричина сувестзо-зания бытия, быль стихийным проявлением экологических отношений первобытного человека к природе.Развитие монотеистичесмк религий, в том числе ислама сыграло большую роль при формировании экологической культуры. Здесь, о одной стороны, экологическая культура использовалась как способ закрепления религиозных представлений в сознании лвдей, а с другой, религия как специфическое социальное явление выполняла особую регулятивную функция в системе "природа-обцества-человек".

С обострением экологической ситуации в планетарном маоитабе о 60-годов сформировалось относительно новое направление науки -тсозкология, основоположники которой Д. Ситдер, Б.Бонифация,Л. Сая-тнайер к другие считает, что единственно возможным способом выхода из состояния экологического кризиса является возврат к религии. Аналогичное позиции поддерживают теологи ислама. Например, по мнение иранского теолога Сайда Хусейна Насера только на основе учений Корана можно найти решение экологических проблем.

Профессор геологии Зенского университета Кубертус Мнарек г своей книге "Религия без бога" (1933) выдвигает общую для верующих и атеистов "экологическув религию". Таким образом,современная теология характеризуется "экологизацией" вероучения. Поэтому изучение роли религии а системе экологических отношений имеет ,' практическое значение, что получило достаточное

освещение в диссертации.

Общегуманистические задач« охраны окружавявй природной

I. Мамашакиро« С. Урбанизированная экология или экологизированная урбанизация. -Таакенх;$ан, 1991. С. 21.

среды выдвигает национальные, религиозные, политические,идеологические интересы на одно из важнейших мест, треб/я консолидации сил и способов для реаенкя глобальных экологических проблем; Поэтому творческое обобщение наследия экологической ценности и освобождения ее от насильственной, субъективной "идеологизации" благоприятно влияет на развитие экологической культуры, обога-сает ее содержание обцегуманисткческими элементами.

Б.третьем параграфе главк - "Культурные, нравственно-ах.сио-лошчзскке особенности охраны природы" - иссяедувтоя культуроло-гичевкие направления экологической деятельности человека.

провал практика охраны природы доказала преимущества комплексного подхода к ревеннв экологических проблем. Конечно, с развитием общества противоречия систем "природа-общество", "природа-человек" постоянно изменяет свой характер к, соответственно этому изменяется содержание и направление действия субъективного фактора в процессе разреиения экологических задач.

В диссертации обстоятельно анализируется роль и функция культурных, нравственных факторов в процессе "экологическое управление" отношений системы "природа-общество-человек". "Экологическое управление" направлено на сохранение внутреннего равновесия биосферы и действует через ооциально-экологичеекке нормы, которые кал субъективные факторы связаны о элементами надстройки. Экономические и экологические отношения как объективные условия развития связаны с базисными отношениями обцества.Ясходя из этих принципов в диссертации употребляются понятия "экологический базис" и "экологическая надстройка". Объективное содержание этих категорий по своему каналу дейотвует на формирование я развитие экологической культуры.

Оптимизация и рационализация системы "природа-ебцество-че-лозек" имеот следуюцие направления, связанные о надстроечными элементами общества: во-первых, экологические, теоретические и эмпирические знания; ъо-вторых, система экологических соцкаль-но-прзвовых норм; в-третьих, система духовных ценностей. Сочета- . нке и единспо этих направлений благоприятно воздействует на социально-культурную структуру общества и определяет экологические качества личности.

Экологическая культура л нравственнв-аксиологичеоком плане выполняет двуединую задачу: первое,вак средство и способ теоретического познания экологической действительности; второе, как

механизм управления и регуляции социально-экояомячэских отношений.

В условиях обострения экологического кризиса, в силу объективных причин ограничивайся возможности финансово-материальных средств охраны окружаэдай среды» которые можно хскпенсировать усилением роли нравстзенно-аксиалогкческих функций экологической культуры. В диссертации, учитывая малоизученность аксиологических ценностей, правовых взглядов на экологические проблемы, особое внимание уделено иссдедсааиио каналов воздействия правовых норм и актов на психологический климат обяества. йбо правовые нормы и акты в определенном смысле создает- экохого-психологическую ситуации. Одник из первых принятых законов независимого Узбекистана был закон ~иб охране природы" (1395 г.^ Правительство Узбекистана объявило 199^1995 годы — годами "Экологии и здравоохранения" и утвердило обнирнуп программу, коордииирусаув природоохранную деятельность министерств, ведомств и организаций.Пра-зовые ценности экологической культуры .регламентируя экологическую деятельность,координирует взаимосвязь индивидуальяых и общественных интересов.

В процеосе природоохранной деятельности человека набдвдают-ся дэе взаимосвязанные тенденции.С одной стороны, человея.измв-няя природу на основе своих материальных и духовных потребностей, проявляет социальнуо сущность.С другой стороны,человек.мзменяя природу "социализирует1* ее и тем самым соверяенствует отновение системы "природаиобдество".

Осознанная необходимость экологических,нравотвенных,правовых норм и принципов определяет характер и содержание "экологического, нравственного кодекса",который концентрирует общегуманистические принципы экологического мировоззрения.

Вторая глава - "Осчовнае проблемы и направления экологической культуры на современном этапе обцественного развития" -состоит, из трех параграфов.

9 первом параграфе - "Объективные и субъективные факторы экологического культурного отноаения к природе" - изучается диалектика объективных и субъективных факторов,их действуащие меха-, низмы и каналы на экологическую культуру.

Неоспоримым яэляетвя тот факт, что объективным фактором формирования и развития экологической культуры считается система социально-экономических, политических отновений общества, которые по характеру являются объективными общественными язлени-

ям». Поэтому з диссертации критерия факторов "объективности" и "субъективности''вообще, объективнее в субъективнее факторы развития экологической культуры, в частности, рассматривается в контексте "атрибутивности" и "необходимости" существования общества, экологической действительности.

В существующей социально-философской литературе все виды духовной культуры, надстроечные элементы в том числе, экологические ценности рассматриваются как субъективный фактор экологической действительности. Однако, на нал взгляд, такая постановка вопроса имеет некоторые неточности. Как известно, формы общественного сознания является отражением общественных отношений,где четко вырисовывается взаимосвязь "объективных" и "субъективных" сторон общественных явлений. Кроме того набавдается диалектика "ззаипоперехода" этих факторов. Без исключения все формы и уровни общественного сознания по генезису возникновения имеет объективный характер, но воздействие на общественный прогресс носит субъективный фактор. Ибо, культура духовная) является как состой яние (психологическое), общества, которая прежде всего действует на сознание людей. Именно в этом заключается роль "субъективно- " ети" фактора. Она материализуется через сознание людей и действие его приобретает объективный характер. .

В диссертации объективные факторы развития экологической культуры рассматриваются как противоречия системы "природа и общество". Кроме этого, относительная самостоятельность их развития и внутреннее противоречие каждого, по своему проявляет н определяет на содержание фактора "объективности" и создав» каскад объективных факторов развития, экологической культуры,которые различаются своими уровнями н значениями. Здесь необходимо отметить, что сфера действия объективных факторов обусловлена социально-экономическими, политическими условиями жизнедеятельности общества.

Процесс формирования и развития экологической культуры имеет сознательный и стихийный харахтер. До сих пор в научной литературе стихийность развития экологической культуры овязывалаоь ■ основной о "досоциалистическими" уровнями развития общества. В действительности, подчеркивает диссертант, а! индустриально развитых странах природоохранные движения приобретают политический а сознательный характер. Например, партия "зеленых" всех стран западной Европы о 1983 года активно ведет долитичевкув

деятельность. Члены этой партии заседает ■ парламентах своих стран, среди народных масо «мест бальной авторитет*. Также а специальной литературе доминировало мнение о том, что для улучшения экологической ситуация необходимо изменение политического устройства общества^. Такой подход является результатом абсолютизация политических факторов обострения экологической ситуации.

Кроме этого "демократизация", "гласность" приводила к альтернативным теориям культура, которые не всегда отражать общегуманистические интересы. Часто в этих теориях интересы "охраны природы" противопоставляется интересам "охраны человека". Действительно, в центре экологических проблем должны быть жизненные интересы человека. Ибо, охрана природы прежде всего нужна для человека, т.е. нет необищимостя охраны природы от природы.

Экологизация социально-экономической жизни обусловливает интеграцио и дилеренциацио форм культур, которая происходит в "горизонтальном" и "вертикальном" направлениях. 3 основе интеграции различных форм культуры по "горизонтали" и по "вертикали" лежат экологические интересы общества.

Удовлетворение экологических потребностей происходит, сознательной деятельность!!, которая исходит из интересов охраны "естественной" и "искусственной" среды жизнедеятельности.

3 диссертнции группируется изучающие соотношения экологических и экономических потребностей:

- первые сохраняет доминантность экологических потребностей, поддерживают ограничение экономических интересов;

- зторые лризнаот только приоритет экономических интересов, недооценивает роль экологических потребностей;

- третьи являются сторонниками оптимизации и рационализации экономических и экологических потребностей. Экологическая

сультура стимулирует развитае третьей группы потребностей, тем :ак!лтм не допускает экономический или .абстракт .-шй экологический

(гоизм.

В процессе экологического культурного отношения к природе ¡роявлястся две противоположные тенденции: с одной стороны,

дороценко А. П. Об экологизации политических движений Запада// Экология,культура, образование.-'!. ,1933-3.233. '. Кочергин А.Н., парков Э.Г. .Васильев 'А. Г. Экологическое знание и сознаниегНововийирск; Наука,1937.-3.12й

соцжалькые. экономические, политические, нравстлеякые аспекты акадотческой культуры более " и нди в и ду ьли акрувтся". С другой породи, е рвдзитхем жоммуяикатных средотв социально-эквыоыи-чесжлх отношений усложняется ж универсализируется "не»ид«ые" экохагмчеокие азаыюаязк системы "природа-ойщество-чедавек". Хотя эта теадеяция хзаиноискгвчает друг друга, их единства проявляется в процессе "ойяечеловеческой эмансипации" природы.

Во »тором параграфе — "[фактические и теоретические направ-жеякя экологической культуры ■ довременных условиях" - анализируются лраксеолагические я гносеологические особенности эколо-гячеггой культуры. Б специальной литературе социально-экологическая деятельность достаточно четко'классифицируется. Например, А.i.Горелов считает, что человеческая деятельность имеет преоб-р&зовазелышВ, вравственао-эотешческий характер1. Аналогичное мнение поддерживается Д. А, Осубоанм, который говорит об уровне эк слогеческого сознания^.

В'целом классификация экологической деятельности имеет определенное методологическое значение. Однако, каждое направление экологической культуры выражает также относительно самостоятельность и условный характер. Поэтому их нельзя прйтавопоо-тавлять друг другу, наоборот, выявить звутренноо взаимосвязь, определить фундаментальное значение. Если познавательное направление экологической культуры, обусловлено диалектическим единством чувственных к рациональных сторон,.то нравственно-' эстетическое проявляется в виде обыденных традиций, норм или сложных технико-технологических процессов. Кроме этого, на наш ¡взгляд, для координации отношения "природа-человек" необоходащо: определить в нут реннэо взаимосвязь выпеуказанкых направлений; выявить сферу действий и функций; показать источник и движущие механизмы, т.е. комплексно-системный подход и факторальный анализ долее и рассматриваться в органическом единстве. Однако, организационные мероприятия такого характера не могут автоматически формировать "экологических качеств" личности. Для этоге -.-J, Горелов A.A. Человек и природа: Пути гармонизации.Автореферат дксо. на док. филоо. наук.-М. ,1987.0.5.

2. Doyöoi Д. А, Проблемы формирования экологического сознания. Автореферат дисс. на канд.филос. наук.-Г. ,1993.С. 13.

sce эти яаправления должны превращаться в убеждемя*.

Превралекие практических направлений экологической культуры х убеждения немыслимы без осознания экологической ответствен» кости и додга. По своему содержанию категории "экологическая ответственность* и "экологический долг" регламентирует вкономичео-кив, политические, правовые, нравственные, эстетические и другие отнооения, тем самым создают условия для коэволюция природы > ебщества.

5 диосертации анализируются особенности индивидуальны! и общественных характеристик экологической ответственности и долга. f.OTcpiie :*.;.:тр";;иг прог»зср5ч«я и единона. Объективные условия создают возможность для формирования экологической ответственности и долга, а субъективные факторы, т.е. воспитание, образование, просвещение превращают их в реальность.

Конкретная экологическая ситуация определяет "пространственный" характер экологической культуры, т.е. соответственно локальным, региональным, глобальным проблемам возникают определенные типы экологической культуры. Например, ухудшение использования земли, истощение водных ресурсов, загрязнение атмосферы требует соответствующих экологических культур, направленных на охрану конкретных элементов биосферы. Если своевременно не принимать практические меры, локальные или региональные экологические проблемы превращаются з глобальные. К этому из истории экологии можно привести множество примеров. Возьмем проблемы уейхаяия Аральского моря, которые приобрели глобальный характер и требуют принятия экстренных мэр международного масштаба. Поэтому Президент Узбекистана И.А.Каримов с большой тревогой говорил, что только "результативное сотрудничество суверенных государств Средней Азии я Каазахстана будет способствовать и более успешному осуществлению совместных проектов с сопредельными странами, прежде всего мусульманского Востока"^.

Экологические глобальные проблемы по своему характеру отличаются от других глобальных проблем. Например, экономический,

Í Здесь категория "убеждения" не только отражает эмоционально-психическое состояние личности, а такие выра&ает практическую деятельность.

I. Каримов й.А. Узбекистан свой путь обновления и прогресса.

-Т.,Узбекистан, I992.-C. 30.

IG

политический, духовный кризис по разному влияет на различные социальные группы. Поэтому в диссертации особое внимание уделено особенностям формирования культуры "политической экологии".

Вместе с тем разные экологические движения, идейно-полити-ческне направления во своему подходят к проблеме экологической культуры. Б диссертации обстоятельно анализируются доктрины "алармистическо-пессимистического", "оптимистического радикализма", "экологического скептицизма" и других течений.

"Алармисты-пессимисты" выдвигает лозунг "назад к природе", так как, по их мнению, научно-технический прогресс непременно обостряя экологическое противоречие, приводит к экологическому апокалипсису. "Оптимистический радикализм" считает, что человеческая, цивилизация, разум, культура, технологическая революция автоматически, разревает экологические проблемы и создает благоприятное экологическое равновесие. По мненир представителей теории "экологического скептицизма" современный этап развития человечества считается оптимальным и дальнейшее его разбитие или возврат к проалому не является рациональным.- На наш взгляд, абсолютизация отдельных факторов приводит к отрыву от объективной реальности. Поэтому только критический подход и обобщение рациональных моментов различных направлений дает основание для разумного резенйя экологических проблем.

Диссертант, исследуя теоретические и практические направления экологической культуры, приходит к выводу, что экологизация теоретической деятельности человечества определяет ценностно-кирозоззрскчсскув кслр ег л з н но с г ь экологической культуры, £ эко-логкесдкя пр с и з в о д отп о t:i:o Г;, бытовой жизнедеятельности характеризует практическую, мат ери ал ь ну п направленность экологической культуры,

В т?°ть°м папагг>а4;е - "Задаче образования и -воспитания в формировании и развитии экологической культуры"- рассматривается роль к место образовательно-воспитательной о и стены з формировании экологической культуры.

На современном этапе общественного развития формирование экологического мышления.к духовных ценностей трудящихся является составной частью ооазгосуларственной идеологической работы. Как известно, формирование и развитие экологической культуры у людей ке происходит-автоматически внедрением системы экологических зна^ кий. Оно, как сложное социальное явление требует диалектической

~ п

ээаимоозязи идеологи«,политики «права,науки, нрав ственности .искусства, средств и способов образования и воспитания.

Больвое значение имеет в решении экологических проблем создание Фонда экологии и здоровья Узбекистана (ЗКОСАН), который координирует практическую природоохранную деятельность,а создание научного центра по сбору экологической информации-(ЗКОСАНИНЮРМ) дает возможность на основе конкретных данных анализировать экологическую ситуации и принять соответствующие практические меры.

В диссертации необходимые увловия становления экологичесхой культуры рассматриваются в зависимости от организационных мероприятий,которые вхдоч&йг в себя,прежде acero, системы воспитания и образования. Экологическое воспитание и образование как просветительно-дидактический процесс охватывает функции экологизации экоиомнческих, политических,административных, духовных и технико-технологических отноагний. Тем самым воспитательная и образовательная деятельность выполняет определенную интегрирующую функцию.

Система воспитания и образования экологической культуры, формируя "экологические качества" общества и личности,выполняет следующие организационные задачи: I) определяет средства и способы воспитания и образозания, при этом учитывая дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам; 2) обеспечивает внутреннюю связь и преемственность различных уровней воспитания и образования; 3) координирует экологическую воспитательную и образовательную функцию различных форм .общественного сознания; 4) стимулирует деятельность экологического воспитания и образования в процессе превращения теории в практику, экологических знаний и убеждений; 5) выявляет "каскад" практических задач в сфере природоохранной деятельности и определяет педагогические, дидактические,техническо-технологические средства реиения экологических проблем.

Воостановление исторических форм,возникновение новых экологических традиций к обычаев является важным каналом формирования и воспитания экологической культуры. Поэтому в диссертации особое-внимание уделяется изучению особенностям национальных,региональных традиций и тенденций интернационализации экологической культуры.

Общегуманистические принципы экологической культуры требуют "деядеологизацию" и "департизацив" воспитательной и обра-

зовательной деятельности. Ибо, до сих пор искусственное противопоставление мировоззрений, классовый, партийный и политический подход к воспитанию и образовании приводил к деградации культуры. На современном этапе, когда происходит в мировом масштабе интенсивный интеграционный процесс в области экономики, политики,идеологии, культуры возникает необходимость разработки общефилософской методологии воспитания экологической культуры. Исходя I» ' этих требований а диссертации определяются первоочередные задачи, координирующие различные направления и уровня экологического образования:

1) Сохранение исторической преемственности к логической последовательности требует создание принципиально новой системы образования и воспитания;

2) Создать концептуальные основы базового и дополнительного, формального в неформального образования, исходя из конкретных экологических ситуаций;

3) Универсальное» экологического воспитания требует комплексного системного подхода политических, общественных, правово-администрахивных инОДхутов, взаимодействие которых должно программироваться, моделироваться и регламеатиролатьоя на государственном уровне.

Комплексность и универсальность экологичеокого подхода к субъектам определяется эффективностью экологического воспитания^ Можно условно разделить следувщие подходы: исторический подход, при котором экологичеокая культура рассматривается в их генезисе, как диалектическое отрицание исторических форм природоохранных материальных а духовных- культур; "утилитарный" подход, где теория экологической педагогики и дидактики излагается л виде конкретных средотв и практических действий; эвристический подход, как совокупность логических приемов и методологических указаний и определяющий состояние тенденции развития и перспективные результаты экологического воспитания; аксиоматический подход, поз-волявций получить более конкретные теоретические и практические знания, проверенные общественной практической деятельностью и недопускаоцих искажения.

3 заключении дносертации содержатся теоретические обобщения и выводы. Приобретение Узбекистаном независимости, поэтапный переход к рыночный экономическим отиоиеииям, построение демократического, правового государства требует по иоводг осмыслить

перспективу развития социальных, экономических, политических к культурных концепций.

Современная кризисная ситуация экологической деятельности требует комплексно-системного подхода к процесоу экологивации социально-экономической жизнедеятельности. Так, для со»ранения экологического равновесия биосферы недостаточно иметь достовер-кув информации, статистические данные, аппарат управ летая, модели организации об экологической ситуации, а нужно развивать экологическую культуру населения. Исходя ив этих требований диссертант приходит к следуских выводам:

1. Укрепление статуса экологической культуры в системе общечеловеческих ценностей требует конкретизации содержания научных понятий, категориального аппарата социальной экологии.

2. Экологическая культура как субъективный фактор организации и регуляции отношений системы "природа-общество-человек" соответствует уровне социально-экономической жизнедеятельности людей, является важным критерием и показателем развития общества.

3. Объективнне основы развития экологической культуры исходят от базисных а надстроечных отношений общества. Субъективными основами являются эмоционально-психические особенности,социальные институты, индивиды, диалектическое единство которых не исключает их относительной самостоятельности.

В процессе формирования и развития экологической культуры набдодаотся две тенденции; первая - обобщается * системати-вируется в исторические формы духовных ценностей и создается теория "экокультуры"; вторая - экологическая, практическая деятельность все более становится системообразующим звеном экологизация материального производства.

5. Экологическая идеология направлена, прежде всего, на выявление экологических противоречий общества и путей их разрешения через формирование экологической активной жизненной позиции личности. При этой огромную роль играют системы экологического воспитания и образования всех трулякихся.

6. Экологическое воспитание как сложный педагогический, дидактический процесс имеет комплексный характер, т.е. концентрируя и универсализируя системы образования и воспитания на оо-нозе природоохранных интересов формирует "экологическое качество" общества.

Перманентность и преемственность развития экологической

культур^ требует интеграции к дифференциации природоохранных функций форм общественного сознания в "горизонтальных" и "вертикальных* направлениях.

7» Экологической воспитание как целенаправленная деятельность требует выработки долгосрочных программ, определявших стратегию и тактику развития экологической культуры, особенностью которой является преодоление искусственных стереотипов "идеологизации" и "политизации".

На основе изучения закономерностей формирования и развития экологической культуры в диссертации сформулированы методические, практические рекомендации:

1) Рассматривать критерием определения уровня развитости общества "экояогнзировакиость" практической и теоретической деятельности людей;

2) Координировать воспитательную функцию социальных институтов разного ранга исходя из конкретной экологической ситуации;

3) Учитывать "экологическое качество" общества и личности при дифференцированном подходе с воспитанно экологической культуры;

4) Усилить экономические, правовые, административные рычаги в укреплении экологической ответственности и &«ггл-,

5) Уделять особое внимание восстановлению исторических форм, традиций, обычаев, дать простор новым прогрессивным природоохранный начинаниям;

6) Интернационализировать средства и способы воспитания и образования экологической культуры;

7) Разработать новую отрасль педагогической науки - "экологической педагогики", органически сочетающей и воспитание,

и образование.

Вывеуеаз&нные методические и практические рекомендации имеют значение не только с точки зрения познания процесса формирования и развития экологической культуры, но и позволяют более разносторонне подходить к выработке конкретных природоохранных решений, являвшихся очень актуальными в условиях Узбекистана.

Основные положения диосертации отражены в следующих публикациях автора:

L Экологическая ответственность как ценностная ориентация// Материалы международной конференции "Независимость ш мировоззрение: реальность и философские проблемы возможностей

^ззлгля", 3-10 ноября 1992 г.- Т.,- \iaa", IS32, Ч. I. С. 113115.

i.'. Зколсгяг зл^лЗ дунз1;аргдда Еягеграняя sa дг^ереншацая заоаёна // Луогаудалпк. дзненарап. Игкшоай санлав. кон* зрения ijarsiaarrapa.- 'Г., ШЗ, 33-34 - бетлар.

3. Зхологзх дунёф равна гарсяяяда назп^адара // Hjosar^iœ. ¿унёкарас. Язтдаспй саалзр. ¿лц22-алалл2 конференция иахзрдалларз. — Г., Isa3, IÜ3-LÜ5— Сеслаз..

4. схелогдк ¿¡ядянзят сгр^кгурасл за ривоаландл ^нушямарп // "зянлчзогаз л экадсг2чеох£8 вройязш разддгля ¿asosüoxol сбла-стд.- Тэзлзн додладоз кон'срекшЗ 2 г. Базой. ¿C-¿2 ;..ая, I3¿o г. Назон, Itijo, -1. t. 3ï-3~ - ösisap. (^ашуалл^длдкда).

5. Лллл2-гедндда гара^уЛзтлЕпкг гкологзх :.:езонл // Тэдзгпзс--•лэ л элслсгпчесхяе проблемы разздси Назсллакой с too va. Iгалса докладоз хс::С зрении з г. Ьазод. 2Q-H2 игл 13>-3*г. Назсл, IS¿S,4. I. 33-34- бзтлар. (5гш.:уал.,пс:лн;да)

6. ллдлск; экологах ¿лданляглял ¿¡ЛЕолланслрдднпнг ш-^тлсодпл назораг оиллларл // Бозор г^тдсэдп аараиддч ^зйехистоя РвадуЛз-каслнлнг зятшэеЗ-i эхедаазлз рдаодлаяда цуаьиодар: бу2ача ллглт':-а:.алл.1 иаьруэадарлндрг цасцача назыуддар тЗплаш. 27-38 охгяйрь I5i3 Злл.-"., 19ЭЗ, 25-25-бетлав. Цашуалшфлэда)

Li Д P 3¡¡

Тадкдаот цавзусананг долзарблзии экология ваздягддкг слаисз-иул характера билан азсхдеБада я,авда базна кур^аб гурган д'кёга,

ва табиаг иуносабаглардга якгача ёЕдопа:лш тадозо дашовда. ц-унднг учун бу uyaibio Республсна сансат ва удалсш; хузалига хода;- . Ларина, га2ласус£ларна, щмсодчияарш, геограушряя, деиоградларяа, экологларни узага кекг жалб этковда.

/1сяа экологак ьаданаягшшг и-ьтимоа^-далса¿jlí ¿заааоларс, уникг :лалла£ зсусусаятлара, уыуагноояий .^2драя1лар тарнибядатл урня, иаги-ÜC2Ü-C23C21S дункцаяяарл, "гсразоагал" ва "зергахал" йукалаалардаги гзракк-й? конунаятлара бата^сал ёраталхан.

Тадг^огнанг надсада экология шданияз шакллани^шшг yuyuaîi аа xycycza ^онукпяхларша, "горизонтал" на "вертикал" '^налтаарда дг^вренвааспявасаз, янгехрацаллаагш аараёнгна зазарай-цеюдологих асослаб, унанг мозршд ез таркибдни анш>тасдан иборат.

Таж2;о1 ыздсаддарана аыалга czapini учу а дассер^адаяда адаада-га заза^аларха эътибор берадда:

-бдрлнчадаа, зколотй наданаятнант иазиунянп белгилаадаган as-saaoaî;, аь; га с о да л, саёсаз за ¿'.аънагиа смдлларнинг ролани аншута;

-зг-хинчадаЕ, экологдк ¡¿адагалтыанг ассслара, з^аракаглантирузча иахаказоара, ачка разозланпл цанушятлгрЕна ургаяиш;

-учаячадая, экологик цадандятклнг уцушл дукё^арап иааауасвда-га урвана, риаожланаи иезовларяяа, дранцаяларааа тадвд кдлая;

-гуртднчлдан, экология шдааиятаянг объектив ва субьектаз ош-лараня, у.яа разозлантарашанг с&'дарадср у с луб ^авда вослгаларааа тоаиа йулларана курсатаа.

даооерхацаяЕинг hjtíeü янгшшслара в;у2идагалардан аборат:,

1) экодогяк ыадандятнаяг азтаыоай-а^тисодай, сазсай-ааъна3sú ассслара, маазуд иуашшаря, ажсииоа2 тара^дзтананг yisyuzá равог-ланаа ^онунаятлари доирасада хсшсрет тарахай вазаяге, зтвограуш, делогра..ак, гугсоуй хусусаятлара билан бо^лаб узаха хсс ривоалашш зараёнлара ёрагалгая;

«О о к олсга:: ыаданаяшияг экологик анздроз ва зрлокат олдада олаадага ^ункяаялара курсаталган;

2) эхояогпс маданяй ¡дуносабатнявг уиуаиа шиаьюий ыунссабатлар ¿азауасада вуаудга келаа геяезяои, rapai-ç-^ёт щонунаяглара, яогац-бзлларднинг аусуссяглара азог^лаагаа;

■i) алшй-техяика реаолшгясанаяг caças дара;гасй ва ущ'нг эко-

логик кушлоларнж дал щжа билан боглкдллгж ургаяилган;

5) дуяакарап ва учунинсоидЁ ^адриятлар таа;ш2ида зхолсгяк ма-давияткиаг урня ва роля акпуланган;

6) зходоик здддзятдараи вуяудга келтирган объект» оабаблар, уларня ^ал арлиида субъектов оал св$аггда акологшс мадаяиятнж ри-во&лантяраи услубларж, восдталари, ударшшг ыюшЛ хусусдятларя ^а-раб чдвдлгав.

Тададдот иавзусинждг казардй ва пмя тай ахаляти, шмЛ хулоса-лари зкслогдк падакнятад сакллантирдл вазифаларгяк балгсувчи ялти-ыоай бд^ликларнинг { оила, »¿актаб, аехнат ва сиёодй гапкилстларнянг) гыалий фаолкягларгля ташаш i^uuuara, sypjai ocaça-

ларша экодогаяла^гяряига, зколсгшс та^тд^-тасбая Зунаслаларннднг .лаэя^вЗ-цотододохшс вазафзяаргня бодгилаа йалан харагтерданадд.

Дясоертацадда олинган тад^а;-;ог натаааларж ва хулссаларадан Узбекдогон экодо-иясянв ащклесга сдд дастурлар ва рекалар тузяода фойдаданип цу;лкин. 1<,нддхдек, дассертацдя :.д:2риа.':ЛЕри "ИьталодЗ çaica»a", "Ыададиягиз'цослик" ва "Одобкоиа" курсларзкднг айс;:ц ¿лвзу-ларшя угртящда ёрдаи берадя.

aismi

¿ctualitj of investigation these, Ihe modern ecologicel situation is globitl.lt demande -to save new look oa surrounding ub world, to reconsider "the problems of interactions of society and nature.Using modem researches of philosophers,econoniste^ecologists,geographers, sociologists aaa also the results of sociological researches of industrial and agricultural enterprises,institutions of our republic, the given work elucidates the socio-jhiloeophical problems of ecological culture,its structure and the grade of evolution,itB international end national peculiarities,its place in huoac values and sooio-eoononsical functions,regularities of "horizontal" and "vertical" development and others.

The aim of given research is to uncover the total and specificsl regularities of forming of ecologicel culture,methodological "basis of process of differentiation of "horizontal" and "vertical" directions of ecological culture,Its essence end structure*

To realise this problem the given dissertation decides the following tasks.

First: to find out -the role of socio-politio^l and spiritual factors in definition of matter of ecological culture.

Seconds to learn the baeis,mechanism and inside regularity of ecologicel culture.

Thirds to investigate the place of ecological culture in totality -with world outlook sad buaian values,principles of its development.

iourthi to chow objective and subjective factors of ecological culture,effective methods of its development.

Scientific novelty of dissertation is

1) envestigatioas of soclo-eeonomicsl,political and spiritual basis of ecological culture but dissertation problems tie rith historical situation and ethnographical »geographical and demographics! pecularities of region also.

2) elucidation of functions of ecological culture in order to prevent the ecological criBis end catastrophe.

3) explanation of specific pecularities of genesis of appearance of historical regularity and tendency of developnent of ecocultural relations in social relations.

4) utudy of qualitative level of scientific technical revolution and its correlation in decision of ecological problems.

5) elucidation of place and role of ecological culture in world outlooking and inaaan values.

6) exposure and uncovery of objective reasons of rise of ecological contradictionss to show methods,ways,national pecularitiea of development of ecological culture as aubjsctive factors in decision of these contradictions.

Theoretical and practical importance of tha research is the questions and conclusions of dissertation which help to for® and develop the ecological culture,to organise the practical activity of social units (fanily,school,working and political organizations),to ecolc-gize different spaarss of public life,to dwtfiraLas theoretical and sjethodological directions :f ecological sphere.Ihe received coa-• elusions of dissertation can be used in working out at plans and programs for iaproveasat of ecological situation in Uzbekistan.Dissertation materials can be used in teaching such courses as "Phylo-aophy","Culture" and "Odofcnoisa".