автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Особенности и типологические проявления феодального синтеза в Западной Европе

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Жаркынбаева, Роза Сейдалиевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Особенности и типологические проявления феодального синтеза в Западной Европе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности и типологические проявления феодального синтеза в Западной Европе"

УДК 94(36)

На правах рукописи

РГБ ОД

1 и ДЗГ 1С:]

Жаркьшбаева Роза Сейдалиевна

ОСОБЕННОСТИ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ФЕОДАЛЬНОГО СИНТЕЗА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

07.00.03 - Всеобщая история

Автореферат диссертации иа соискание ученой степени кандидата исторических наук

Республика Казахстан Алматы 1999

Работа выполнена на кафедре истории древнего мира и средних веков исторического факультета Казахского Государственного Национального Университета имени аль-Фараби.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор исторических наук, профессор К.Т.ЖУМАГУЛОВ

доктор исторических наук, профессор К.К.КОЖАХМЕТОВ

кандидат исторических наук, доцент С.Б. КОЖИРОВА

Алматинский Государственный Университет им. Абая

Защита состоится 28 мая 1999 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д. 14 А.01.26 при Казахском Государственном Национальном Университете имени аль-Фараби по адресу: 480121, г.Апматы, проспект аль-Фараби, 71.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского Государственного Национального Университета имени аль-Фараби.

Автореферат разослан апреля 1999 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор политических наук

Бурханов К.Н.

ТЬШи

То£сц0

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. У истоков средневековья и феодального строя в Европе стояли две социальные системы, два мира: первый - античный, рабовладельческий, уже христианский и для своего времени высокоразвитый; в него были втянуты, помимо греков и римлян, также кельты Галлии, жители Пиренейского полуострова. Другим же миром был мир варваров: родоплемённый, языческий, со своими характерными особенностями и чертами. И разрыв между ними был большим. Однако в ранний период средних веков, когда возникновение и развитие феодальных отношений охватило весь европейский континент, когда устанавливались и укреплялись связи между отдельными его регионами и ширилось взаимное влияние различных этнических общностей, явлений и институтов, эти различия со временем нивелировались.

Именно с рубежа античности и средних веков населявшие Европу народы и племена вышли на общеевропейскую арену как самостоятельные силы. Шире раздвигается полоса цивилизации, росла численность населения, появились государственные образования, многограннее становилось общение между ними. И Европа превращалась постепенно в качественно новую цивилизацию.

Говоря об актуальности избранной темы, хочется отметить то, что мы живем в мире, возникшем на руинах прежних времен и построенного во многом и на римской цивилизации. У современной цивилизации мощные античные истоки, а может ли цивилизация, переживающая период огромных изменений и потрясений на пороге III тысячелетия ограничиться лишь суждениями о своем собственном мире и не обратиться к истории, которая способна дать шкалу отсчета и оценок происходящего.

И одной из важнейших теоретических и практических проблем генезиса феодализма в странах Европы является проблема романо-германского или феодального синтеза.

Отправным пунктом в решении проблемы феодального синтеза может стать тот факт, что в странах Западной Европы феодализм зародился на основе взаимодействия двух начал: разложения позднерабовладельческих отношений Римской империи и родового строя у завоевавших ее варварских племен. При этом Рим оказал свое влияние на процесс феодализации соответствующими институтами, равно как и общество варварских племен внесло в феодализационный процесс свою струю и традиции. Конечно, в Европе были и те регионы, где воздействие античных традиций было не столь значительным. И то, что в свое время в советской науке в основном отмечались два пути развития феодализма в Европе, как синтезный и бессинтезный, то эта типология, с точки зрения современной науки, нуждается в конкретизации и уточнении.

В настоящее время необходимо разработать более подробную типологическую схему, которая бы полнее отражала историческую реальность. Речь идет в данном случае не о механическом соединении протофеодальных

элементов обоих обществ, а именно о взаимодействии, синтезе этих элементов и' двух общественных систем в целом, в результате которого родились качественно новые общественные отношения и средневековые институты.

Следует заметить, что типология очень плодотворный метод, позволяющий определить, наряду с известными, и какие-то новые существенные стороны конкретного, т.е. единичного, а затем и общего. Типологический метод предполагает доведение в историческом познании сравнительного метода до его полного выражения. Сравнению - а вслед за ним и новому изучению должны подвергаться не отдельные, хотя бы и важные явления и процессы, но и целостные комплексы важнейших структурных компонентов. И в данном случае сравнение типологических объектов даст возможность вскрыть глубокие сходства и различия и установить их постоянную или временную роль в развитии тех или иных стран.

При этом само понятие западноевропейского феодализма является отвлеченной суммой конкретных форм, индивидуальных для каждой страны. Типологическое изучение этого конкретного разнообразия может дать интересные результаты, которые будут способствовать более углубленному пониманию закономерностей исторического процесса и определению каких-то новых черт. 4

Два варианта путей развития феодальных отношений, т.е. синтезный и беесинтезный, не исчерпывают, на наш взгляд, всевозможные характерные черты становления феодализма в странах Европы. Синтезным путем развивались феодальные отношения во Франкском государстве, Испании, Италии. Развитие же в ряде регионов Европы шло, так сказать, бессинтезным путем (Зарейнская Германия, Англия, Шотландия, Скандинавские страны, Прибалтика, славянские области Восточной Европы). Феодальные отношения вырастали здесь непосредственно из варварских общественных порядков.

Историография вопроса. Вопрос о соотношении римских и германских институтов в становлении западноевропейского общества был поставлен еще в XVIII в. в историографии эпохи Просвещения, где впервые решались с соответствующих позиций отдельные аспекты романо-германских взаимоотношений. Просветители XVIII в., в целом, отрицательно относились к прошлому. Средневековые традиции и институты представляются им устарелым, тормозящим общественное развитие, эгоистическим обманом. Они отказывались принять это как неизбежный элемент развития, думая, что все легко может быть перестроено сверху. Взаимоотношения Римской империи и так называемых варварских народов в самом начале средних веков рассматривались тогда, как составная часть идеологической подготовки Французской буржуазной революции конца XVIII в. Этот вопрос играл значительную роль в борьбе третьего сословия (буржуазии) за господство во Франции против дворянской монархии.

С точки зрения методики исследования, историки века Просвещения нередко ограничивались использованием лишь какого-нибудь одного источника. И поэтому это было их слабостью в том смысле, что они недостаточно критически обращались с историческими фактами, механически

подбирая те из них, которые находили у какого-нибудь одного автора, и давали им свое объяснение. Однако, они, отбрасывая все детали, стремились зачастую расположить все исторические факты по определенному плану, который преследовал у них определенную цель - найти пути к улучшению общественного строя, как они это понимали. Английский просветитель Э.Гиббон свои основные взгляды отразил под влиянием Вольтера. Он критикует церковных авторов, но его замечания банальные, где в основном представлен психологический анализ. Тем не менее, сочинение Гиббона до сих пор не утратило научного значения /1/.

Дальнейшую трактовку романо-германской проблемы мы находим у историков XIX в., в частности, у О.Тьерри и Ф.Гизо. Взаимоотношения Римской империи и варваров послужили одной из главных тем исследования в трудах известного французского историка второй половины XIX в. Фюстель де Куланжа, который горячо отстаивал романистические взгляды. Организация Галлии меровингского периода, по его мнению, была простым продолжением и воспроизведением строя Римской империи и в праве, и в трудоустройстве, и в администрации.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. романо-германская проблематика интересовала и историков критического направления, зародившегося, прежде всего, в Германии, и имевшая своих сторонников в ряде европейских стран/2/. В методологическом плане основатель критического направления Георг фон Белов отрицал детерминированность, а следовательно, и закономерность исторических явлений. Г.Белов отвергал возможность и полезность социологии как особой науки и допускал лишь социологический метод.

В современной историографии европейских стран интерес к истории романо-германских традиций в раннефеодальных образованиях Западной Европы не ослабевает, а переживает новый подъем. Это присуще, прежде всего, историкам, этнологам, археологам Западной Европы, Скандинавских стран и других государств. За последние десятилетня особенное значение в исследовании синтезных процессов рубежа античности и средних веков имеют работы таких авторов, как Х.Амент, Ф.Биербрауер, Р.Гахман, А.Шварц, Г.Янкун, Г.Вольфрам, К.Вайбул, К.Вернер, З.фон Шнурбайн, К.Дювель, Р.Венскус и др./3/.

В исследовании хозяйственной жизни и материальной культуры, а также других сторон общественной жизни в рамках Варварских королевств большое значение имеют данные современной археологии и междисциплинарных наук. При реконструкции этих сюжетов мы опирались на эти изыскания, которые проводятся в европейской науке наших дней/4/.

Вопросы перехода от древности к средним векам и генезиса феодальных отношений рассматривались и в советской историографии. Правда, проблемы эти изучались с идеологических позиций того времени. Так, вопросу о переходе от древности к средним векам был посвящен ряд работ историков/5/. Наиболее конкретно-историческое воплощение данная тема получила в исследованиях А.Д.Дмитрева. Автор, используя письменные памятники IV-V вв., данные эпиграфики, нумизматики, стремится обосновать свою точку зрения/6/. Этим

сюжетам уделялось внимание и в работе М.А.Алпатова. Она, правда, была посвящена главным образом рассмотрению эволюции французской медиевистики с конца XVIII до конца XIX вв. Однако, автор счел возможным дать и свою трактовку указанных вопросов в соответствии с существовавшими тогда взглядами с позиции марксизма-ленинизма /7/. Некоторые аспекты проблемы нашли свое освещение в работах Б.Ф.Поршнева, А.Р.Корсунского, С.Э.Крапивенского и других, вышедших, в частности, в начале 60-х годов/8/.

Вопросы генезиса феодализма на территории Европы в целом нашли отражение в работах Н.ПГрацианского, СДСказкина, АИ.Неусыхина, А.Р.Корсунского, З.В.Удальцовой, А.Д.Лгоблинской, А.Я.Гуревича, А.Я.Шевеленко, Е.В.Гутновой и др. Много внимания здесь уделялось и вопросам классовой борьбы крестьянства/9/.

Из литературы, написанной в последние годы по проблемам раннего средневековья, следует отметить обобщающие груды, -в которых есть краткие обзоры и по проблемам генезиса феодализма/10/.

■Отдельные сюжеты проблем находились и в центре внимания казахстанской историографии, представители которой затронули некоторые аспекты складывания раннефеодальных отношений. Например, Я.Д.Серовайскнй, продолжая традиция своих предшественников, исследовал зарождение феодализма в Бургундии/11/. К.Т.Жумагулов сосредоточивает свое внимание на предыстории феодального синтеза, посвятив свои публикации компоненту феодального синтеза - общественному строю древнегерманских племен с анализом теоретических и историографических аспектов рассматриваемого вопроса/12/.

Таково состояние изученности проблемы в историографии. Из приведенного обзора явствует, что проблема феодального синтеза нуждается в углубленном изучении. На наш взгляд, в настоящее время утверждать, что феодализм развивался в основном двумя путями - сиитезным и бессинтезным, невозможно. Даже внутри синтезного варианта следует проводить более подробную классификацию, которая бы полнее отражала историческую реальность.

Исходя из степени и состояния изученности проблематики, цель и задачи настоящей диссертации заключаются в том, чтобы восполнить имеющиеся пробелы в изучении проблемы. При этом мы сосредотачиваем внимание на изменениях внутри Варварских королевств, как начальном этапе складывания новых общественных отношений. Само собой разумеется, в работе не ставится задача исследования различных аспектов завершения процесса феодализации.

Поскольку в пределах одной диссертационной работы невозможно рассмотреть все пути развития феодальных отношений в Европе, то в данном случае нас интересуют зоны синтезного развития в пределах Западной Европы. Это прежде всего - Франкское государство, т.е. Северная и Восточная Галлия. Далее сюда относятся Вестготское королевство в Южной Галлии и Испании, а также Италия. Хотя эти территории относятся к зоне синтезного развития феодализма, они разнятся по степени феодализации и другим особенностям этого многосложного исторического процесса. Главная задача заключается в

показе особенностей и типологических проявлений феодального синтеза во Франкском государстве и в обозначенных регионах Юго-Западной Европы.

Хронологические и территориальные рамки. В диссертации мы охватываем преимущественно период с V по VII вв., поскольку именно в это время происходят начальные этапы становления феодальных отношений в Западной Европе. Когда речь идет об Италии периода лангобардского владычества, то здесь эта хронология отодвигается до VIIIb. Предметом внимания в кандидатской диссертации являются особенности синтезных процессов на территории Северной Галлии, Южной Галлии, готской Испании и Италии. Разумеется, в пределах одной кандидатской работы невозможно охватить другие регионы Европы.

Источниковая база. При написании кандидатской диссертации мы пользовались источниками различного порядка, прежде всего, это письменные источники - сочинения античных авторов, а также раннесредневековые и средневековые памятники. Здесь и сочинения античных писателей: Цезаря, Тацита, Плиния Старшего, Аммиана Марцеллина/13/.

Из позднеантичных и раннесредневековых авторов особое место занимает Орозий, Григорий Турский, Исидор Севильский, Иордан, Прохопий Кесарийский, Аполлинарий Сидений, Кассиодор, Павел Диакон и др./14/ Орозий написал ''Семь книг истории против язычников" (Historiarum adversum paganos libri. Vil). Характерно,, что несмотря на полемическую заостренность всего произведения в целом, написанного по просьбе Августина защитить христианство от обвинений в гибели Рима, Орозий не проявил враждебности х нашествию вгс » готов.' Изложение доведено до 417 г., т.е. захватывает самые первые годы появления вестготоЕ на родине Орозия, в Испании. Это один из ценных нарративных источников по образованию вестготского государства в Испании.

Для понимания политической истории Франкского государства большую роль играет " История франков", созданная турским епископом Григорием. В ней описываются события VI в., относящиеся к истории возникновения и развития Франкского государства Меровингов. Материал, собранный деятельным и любознательным хронистом из письменных и устных источников, огромен, а форма его изложения и обобщения позволяют проникнуть в общественною атмосферу и психологию людей того времени.

Сведения о вестгогах Галлии имеются у Аполлинария Сидония. Он оставил несколько стихотворных сборников и 9 книг писем, опубликованных в 473-484 гг. В его письмах обрисованы социальная и политическая роль могущественных галльских епископов V в. При реконструкции ряда сюжетов истории готской Испании мы пользовались произведениями Исидора Севильского. Из его исторических трудов наибольшее значение имеет "История готов, вандалов и свевов" (Historia Gothorum, Wandalorum et Svevorum; заглавие несколько варьирует в разных рукописях). Это один из наиболее полных источников по истории вестготской Испании конца VI и начала VII вв. Другой труд Исидора "Начала, или Этимологии" (Orignum sive Ethymologiarum libri XX) представляет собой своего рода энциклопедию, в которой разъяснено

происхождение и значение различных терминов. При воссоздании фактов истории остготов в Италии мы опирались на писания Прокопия Кессарийского, Аврелия Кассиодора, Иордана. 'Тайная история" Прокопия дает материал по взаимоотношениям готов и Византии. Главный труд Кассиодора "Готская история" (De rebus gestis gothorum) в оригинале не сохранился. Он известен лишь в сокращении, сделанном Иорданом. Кассиодору также принадлежит сборник официальных документов (Variae epistulae), составленный ок.537 г. и содержащий указы, распоряжения и письма. Это важный источник по внутренней и внешней истории остготского государства, отражающий главным образом, методы управления в Италии и Южной Галлии. Преемником Кассиодора в области истории готов был Иордан, готский писатель VI в. В своем труде "О происхождении и деяниях готов" (De origine actibusque Getarum), сокращенно называемом Getica, он продолжил в основном политическую- тенденцию труда Кассиодора.

При воссоздании общественной жизни в рамках Варварских королевств, мы пользовались судебниками, известными в медиевистике как "Правды" (Салическая, Вестготская, Бургундская, Эдикт Ротарн и др.)/15/. Представляя собой запись действующих норм, варварские правды, однако не были вполне адекватны древним обычаям. Следует отметить, что составители записывали далеко не все из них, фиксируя в основном штрафы и другие наказания за различные преступления и проступки. Производя отбор они вносили в текст и некоторые добавления и изменения, отражающие складывание нового общественного строя и государства. Тем. не менее, ранние редакции правд сохранили важнейшие нормы древнего обычного права: в этом плане особый интерес представляет Салическая правда, созданная в начале VI в.

Применительно к истории готской Испании широко представлены такие юридические памятники, как кодекс Эйриха, Вестготская правда, Lex Romana Visigothorum (Бревиарий Алариха). Первая кодификация законов лангобардов была произведена при короле Ротари (636-652). Закон был назван Liber edictus и стал известен под именем Эдикта Ротари (Edictus Rothari). По своему содержанию и значению он является типичной германской правдой, утвержденной королем и знатью и фиксирующий обычное право лангобардов с некоторыми элементами обычаев других племен (готов, герулов, гепидов и т.д.), пришедших вместе с лангобардами.

Таков перечень письменных памятников -различного содержания, которые были использованы в кандидатской диссертации. Но, при всем этом, письменные памятники не могут удовлетворять потребности науки наших дней, поскольку свидетельств этих недостаточно для реконструкции многих сторон исторической реальности. Прежде всего, это касается уровня развития хозяйственной жизни, социальных отношений, материальной культуры. Исходя из этого, источниковая база кандидатской диссертации была расширена и за счет использования материалов археологических изысканий, а также ряда междисциплинарных исследований европейской науки последних десятилетий.

Научная новизна заключается в разработке теоретических аспектов генезиса феодальных отношений и институтов в регионах Европы, где

происходил синтез позднерабовладельческих отношений Римской империи и общинно-родовых порядков завоевавших ее германских народов. В диссертации впервые в плане типологии и ее проявлений исследуется общее и особенное в синтезных процессах на территории Северной Галлии, готской Испании, а также Италии периода остготского и лангобардского владычества. Проводится дифференцированный подход при изучении этих районов; широко привлекаются данные археологии и междисциплинарных изысканий.

Практическая ценность диссертации. Результаты и выводы исследования позволяют понять особенности и типологические проявления феодального синтеза в Западной Европе. В нем показаны изменения внутри Варварских королевств, как начального этапа складывания новых общественных отношений на рубеже античности и средних веков; феодальный синтез на территории Франкского государства, Испании и Италии.

Проблематика эта выходит за пределы западноевропейской истории. Исследование начальных этапов генезиса феодализма имеет универсальную ценность, поскольку данный опыт в теоретическом и сравнительно-историческом плане имеет значение и для изучения стран Востока. Именно здесь возникали и приобретали устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты, совокупность которых определила очертания наиболее ранних модификаций человеческого общества, а затем и государства. Недаром древние римляне, цивилизация которых во многом была дочерней по отношению к ближневосточной, с уважением говорили: "Ex Oriente lux" ("Свет с Востока")/16/.

Исследование это имеет значение и для изучения раннесредневековой истории Казахстана, где также имело место переплетение и взаимовлияние различных этнических общностей и образований. Как отметил в своей работе Б.Б.Ирмуханов, при исследовании древней и средневековой истории Казахстана, в особенности ее этнического аспекта, следует исходить из определения роли автохтонного и пришлого населения в историческом процессе вообще, этнообразовательном в частности, придерживаясь принципа историзма и объективности. Следует помнить, что история казахского народа, как и история других народов, является составной частью всемирно-исторического процесса, развивающегося по своим общим внутренним закономерностям/17/.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы в процессе преподавания истории средних веков в университетах и средних школах, а также при составлении коллективных работ по всемирной истории.

Методологической базой исследования явились принципы научной диалектики. Наряду с этим мы руководствовались и конкретно научной методологией, отражающей различные аспекты реальной действительности. В устремлениях научного освещения поставленных в диссертации проблем, мы опирались на основные методологические принципы исторического исследования: объективность, историзм, комплексный подход к изучению событий и явлений.

Апробация исследования. Материалы диссертационной работы были

апробированы в статьях, докладах, сделанных автором на университетских конференциях Международного Казахско-Турецкого университета им.Х.АЛсави (МКТУ), а также на заседаниях кафедры истории древнего мира-и средних веков КазГУ им.Аль-Фараби и кафедры педагогики и социальных дисциплин МКТУ (Жетысайский учебный центр). Кроме того, результаты исследования использовались автором при чтении курсов истории древнего мира и истории средних веков в Жетысайском учебном центре МКТУ им.Х.А.Ясави.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите кафедрой истории древнего мира и средних веков КазГУ им.Аль-Фараби.

СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Во введении показана актуальность, новизна, практическая значимость темы, сформированы цели и задачи исследования, дан подробный анализ литературы, степень ее изученности, хронологические и территориальные рамки. Охарактеризована источниковедческая база диссертационной работы.

В пераой главе "Проблема перехода от античности к средним векам" показано, что в свое время эта проблематика решалась с позиций марксистской идеологии, где абсолютизировалась, в частности, роль классовой борьбы, как "движущей силы прогресса, локомотива истории". И исследование проблемы еще на заре развития советской медиевистики пошло по ложному пути на основе высказываний К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина/18/, а затем в 30-х годах и благодаря догматическим высказываниям И.В.Сталина. Так, И.В.Сталин на съезде колхозников-ударников в 1933 г. сказал: "Революция рабов ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплуатации трудящихся". Эта формулировка в соответствующем контексте имела другое значение. Она должна была наглядно разъяснить крестьянской аудитории всегда пропагандируемый тогда тезис о решающей роли народных масс в истории. На XVII съезде партии И.В.Сталин включил в свой доклад следующую фразу: "Не римляне, т.е. все "варвары" объединились против общего врага и с громом опрокинули Рим" Л 9/.

Деполитизация и деидеологизация, в том числе исторической науки, наступившая в постсоветский период, на наш взгляд, дают широкие перспективы для объективного освещения исторического процесса, в том числе, и при исследовании такой важнейшей проблемы, как переход от античности к средним векам. Здесь не следует изобретать догматическую схему "социальной революции", "классовой борьбы", и т.д. Медленное возникновение элементов феодального строя, в рамках Варварских королевств, образовавшихся на развалинах бывшей Римской империи, происходило в течение длительного времени с учетом конкретных особенностей того или иного региона Западной Европы.

В главе анализируются общественные распорядки внутри Варварских

королевств в период раннего средневековья. На основе разнообразных источников прослеживаются те глубинные хозяйственные, социальные, политические, культурные изменения, которые привели к складыванию новых феодальных порядков в Европе.

Первым варварским государством, возникшим в 418 г. на территории Римской империи, было Вестготское королевство. Об общественном строе готов во II-IV вв. источники позволяют составить общее представление. Как свидетельствует Орозий, между испано-римлянами и варварами, занявшимися земледельческим трудом, установились вполне добрососедские отношения/20/. Не вызывает сомнений, что готы занимались плужным земледелием и скотоводством, хотя трудно определить удельный вес того и другого в хозяйственной жизни. Деревни вестготов в IV в. - это поселения -оседлых земледельцев. В домах имелись ямы для зерна. У готов, как и у- других племен, были и ремесла, развивался обмен товарами, торговля. Из Вестготской правды мы узнаем, что после поселения готов среди галло-римского населения, под воздействием позднерабовладельческих отношений большая семья уступает место малой индивидуальной семье, которая стала занимать прочное положение как основная хозяйственная организация общества/21/.

Говоря об изменениях внутри Варварских королевств, мы не можем не остановиться на взаимоотношениях между королевской властью и церковью. В это время приходили в упадок центральные римские власти и органы самоуправления провинциальных городов. Все чаще функцию защиты и сохранения общественного порядка на местах брала на себя богатая и жизнеспособная церковь.

В письмах Аполлинария Сидония отражена сложившаяся в то время ситуация: "Нет никакой заботы о безлюдных епархиях и приходах. В церквах можно видеть гнилые обломки рухнувших крыш; двери базилик сорваны со створок и вход заграждают ветки дикого терновника. Можно видеть даже -увы! - скот, лежащий в полуоткрытых приторах и даже пасущийся на травке около цветущих алтарей. Запустение - не только в сельских приходах, редеют даже сборища в городских церквах'722/.

Готы-германцы заимствовали римскую процедуру защиты собственности (rei vindicatio), римский принцип давности владения, применялась римская форма завещания. Сохранившиеся фрагменты Кодекса Эйриха свидетельствуют о стремлении готских властей оградить земельную частную собственность на землю от каких бы то ни было покушений. С другой стороны под влиянием готов-германцев и местная среда переживает существенные изменения. Например, землевладение магнатов и католической церкви в Южной Галлии и Испании подвергается частичному дроблению, его удельный вес в экономике Вестготского государства сокращается, хотя остается еще весьма значительным.

Поселение германцев привело к радикальному преобразованию политического строя, существовавшего ранее на римской территории, прежняя государственность была устранена, и ее место заняли институты варварских королевств. Господство в этих королевствах принадлежало германской

служилой знати. Лишь постепенно эти королевства становились подлинными государствами/23/. Основными фигурами в административной системе были дуксы, комиты и судьи. Они стояли во главе провинций и городских округов; Комиты являлись также чинами дворцовой службы. Королю принадлежала высшая военная, судебная и законодательная власть. Еще в начале VI в. для политических порядков Вестготского королевства было характерно убийство неугодных готам королей и избрание новых. Григорий Турский это называл "отвратительным обычаем готов".

•Изменения в Бургундском королевстве. Древнейшие поселения бургундов находились, по-видимому, в Скандинавии. В этом королевстве, так же, как и у готов, рассмотренных нами, происходил синтез общинно-родовых порядков германцев с лозднерабовладелкческими отношениями, который можно наглядно проследить в порядке поселения бургундов и разделе земли в Галлии. Очевидно, бургунды дважды производили раздел земель с местным населением. Так, первоначально, утверждаясь в Савойе, они получили половину земель галло-римских посессоров, а при короле Гундобаде (ок.480516) - 2/3 пахотных земель, половину лесов и лугов и 1/3 сервов и колонов. Бургунды, переселившиеся при короле Сигизмунде (517-524) из областей, занятых остготами, получали половину земельных владений римских посессоров вместе с сидящими на этих землях сервами.

Когда мы исследуем воздействие римских отношений на германцев, следует обратить внимание и на влияние римского права на появление судебников у завоевателей. Так, немаловажным свершением Гундобада и его римских юристов было создание в начале VI в. двух сборников законов. Бургундская Правда (Lex Burgundionum), которая составлялась и дополнялась в 501-515 г., рассматривала дела бургундов, но применялась также в случае тяжб между бургундами и галло-римлянами. Второй сборник Lex Romana Burgundionum, составленный ок.506 г., был компиляцией предписаний позднеримского права, преимущественно из кодекса Феодосия.

Сосуществование различных этнических групп в Варварских государствах, образовавшихся на территории бывшей Римской империи, и находившихся на более высокой ступени общественного развития, неизбежно вело к ассимиляции завоевателей покоренными народами. Особенно интенсивно романизация германцев происходила в Вестготском, Бургундском и Остготском королевствах. Это было обусловлено самим способом расселения завоевателей-германцев среди местного населения и уровнем их общественного развития. Римские юридические нормы оказывали глубокое влияние на применявшиеся варварами системы права (в частности, право собственности, обязательства и договоры).

Следует отметить, что постепенно в указанных Варварских королевствах стирались и различия в гражданских правах. Так, римлян в VIb. стали привлекать к несению военной службы, а германцев - к уплате налогов. Исчезли запрещения вступать в смешанные браки. Наметилась также тенденция государственной власти к установлению правового единообразия. Германцы усвоили и язык местного романского населения. Уже ко времени

вторжения в названные регионы варвары были в известной мере двуязычными: помимо родного языка, они знали и латынь. В дальнейшем латинский язык сыграл решающую роль в формировании романских языков.

Итак, на данном этапе развития науки переход от античных рабовладельческих порядков к феодальным представляется длительным периодом, охватывающим, по крайней мере, 3-4 столетия, после падения Западной Римской империи. Он включает глубинные экономические, культурные изменения, которые произошли в рамках раннефеодальных королевств.

Вторая глава "Феодальный синтез на территории Франкского государства" посвящена исследованию проблемы феодального синтеза на территории Франкского государства. Касаясь истории изучения проблемы, мы должны вспомнить о возникших во Франции, двух теориях -"германистической" и "романистической". В 1727 г. выступает граф Буленвилье, главная задача которого исторически оправдать привилегии французского дворянства. Ответом послужили выступления идеолога третьего сословия аббата Дюбо. В этот спор были вовлечены Монтескье, Эно, аббат Сийес, Тьерри и др. О.Тьерри в своей "Истории происхождения и развития третьего сословия" писал: "Когда в Галлии настало царство варваров, устояли три вещи: христианские установления, римское право в прикладном его виде и городское управление. Христианство импонировало новым властителям, практика права укореняла среди туземцев нравы и приемы гражданской жизни, городское же самоуправление, хранитель этих приемов, заботилось о них, придавая им, как гарантию прочности, силу своей организации'724/. Фюстель дг Куланж вслед за Дюбо развивает "романистическую" теорию происхождения феодализма, стремясь отрицать все германские истоки происхождения средневековых институтов во Франции.

Следует заметить, что в буржуазной науке того времени наряду с германистической и романистической концепциями появляется и синтезная теория. Она особенно характерна в трудах немецких историков К.-Ф.Савиньи и К.Ф.Эйхгорна.

Проблема романо-германского синтеза интересовала и советских медиевистов. При этом сам синтез понимался ими следующим образом. Рим оказал свое влияние иа процесс феодализации такими институтами, как условное земельное держание - прекарий, колонат, : крупная земельная собственность, практика земельных дарений, формы эксплуатации, античные традиции в политическом устройстве. Германское же общество, в свою очередь, внесло в феодализационный процесс мелкое хозяйство, которое велось свободными крестьянами, общину-марку, патриархальные методы эксплуатации.

Переходя к конкретно -исторической реальности, мы должны отметить, что живущие в области устья Рейна франки-германцы с III в. становились опасными врагами империи, опустошали, часто вместе с саксами, берега Галлии и Британии. К середине IV в. франкские и алеманнские вторжения возобновляются. Не имея возможности справиться с их натиском,

римские императоры Юлиан и Феодосий были вынуждены официально разрешить франкам расселиться в междуречье Шельды и Мааса и в левобережье Среднего Рейна с условием защищать эту территорию от натиска других племен. При анализе романо-германского синтеза следует обратить внимание и на характер романизации Галлии. Господство Рима над Галлией продолжалось около 500 лет до последних десятилетий V в. В науке до недавнего времени преобладало мнение об относительно слабой ее романизации. И это давало основание сравнительно скромно оценивать воздействие римского наследия в Северной и Восточной Галлии/25/. Но, привлекая археологические изыскания последних десятилетий, мы можем внести в изучаемый объект существенные уточнения. В ряде основных северофранцузских провинций - Пикардии, Артуа, Нормандии, Иль-де-Франсе, Бос, Шампани - аэрофотосъемкой обнаружены под верхним слоем почвы фрагменты римских поместий П-Швв., локализуемые по характерным конфигурациям и расположению. Число таких вновь найденных поместий превзошло все ожидания: их многие сотни. То обстоятельство, что исследователям предыдущих поколений они не были известны, не должен удивлять: руины римских построек и в самом деле встречаются б Северной Галлии неизмеримо реже, чем на юге. Видчмо, мощные волны иноземных нашествий, прокатавшихся впоследствии по Северной Галлии, смели эти помести; с лица земли и породили представление об их полном отсутствии. Новые научные методы позволили восстановить факт их широкого распространения в период Ранней империи, а отчасти и в IV вв./26/

В наиболее плодородных районах располагались крупные и средние римские поместья, которые не могли не оказать глубокого воздействия на хозяйственную жизнь Северной Галлии. Одним из очагов римского влияния в Северной Галлии, на наш взгляд, была не только крупная собственность. Подобную роль выполняли средние и мелкие хозяйства римских центурионов-ветеранов, поселения которых обнаружены археологами в Северной Франции/27/. И на севере Галлии римские отношения влияли, существенным образом на устои местного населения, в том числе на аграрные распорядки. Но одним из важнейших последствий установления власти Рима было ускорение ремесленного производства и торговли, на что ранее не обращалось внимания в советской медиевистике. Более того, последняя зачастую отрицала развитие ремесел, торговли и обмена применительно к этим периодам/28/.

Рассмотрим взаимодействие галло-римских и германских (франкских) общественных отношений в хозяйственной жизни. Но прежде мы должны отметить, что бытовавшее ранее мнение о том, что франки до прихода в Галлию были мало знакомы с земледелием, - не соответствует исторической реальности. В последнее время новейшие изыскания в странах Европы установили, что еще во времена первых археологических культур племена Германии занимались земледелием. Франки периода Салической правды практиковали земледелие и всячески ограждали права земледельцев от потрав, случаев воровства. Есть и другие свидетельства Салической правды о земледелии. Однако на современном этапе развития науки мы не можем

довольствоваться сообщениями лишь письменных источников. Большое значение в этом плане имеет анализ находок в местах захоронения знатных людей. Погребения с очень богатым инвентарем, относящиеся к Франкскому государству и свидетельствующие о развитии земледелия, найдены археологами в Рейнгессене/29/. В качестве главного орудия труда при возделывании зерновых культур служил плуг. Плуг, переворачивающий пласты земли, был известен на территории германского севера, по данным поселения Феддерзен - Вирде уже во II-III ввУЗО/.

В хозяйстве франков, наряду с земледелием, большое место занимало скотоводство. Франки разводили в большом количестве крупный рогатый скот и мелкий скот - овец, коз, а также свиней и различные виды домашней птицы. Так, титулы Салической правды повествуют о тех наказаниях, которые применялись в случае кражи свиней (приводится 16 параграфов). Титул III свидетельствует о краже рогатых животных (приводится 9 параграфов), титул IV повествует о краже овец, V титул - о краже коз. В VI титуле говорится о краже собак. Правда предусматривает наказания и в случае кражи птиц (титул VII), пчел (титул VIII). Подробные сведения о скотоводстве можно получить, в настоящее время, на основе междисциплинарных исследований. Так, археозоологичесгете и остеологические анализы в местах поселений показывают, что 96% найденных костей относятся к костям домашних животных и около 4% - костям дичи. В поселениях преобладают свиньи (39,3%), затем следует крупный рогатый скот, овцы, куры, лошади и козы/31/.

Прогресс в хозяйственной жизни франков, в том числе в земледелии и скотоводстве, был следствием не только внутреннего развития франкского общества. Это было и следствием заимствования германцами-франками более совершенных методов ведения хозяйства, с которыми они столкнулись на завоеванной римской территории.

Следует нам в изложении особо остановиться на синтезе в сфере политических традиций. Можно предположить, что ко времени завоевания франками Северной Галлии родоплеменной строй у германцев претерпевает изменения. Власть вождя племени превращается в королевскую власть, хотя королевство еще не было единым. В этом превращении власти вождя племени -конунга в королевскую власть следует усматривать влияние местных галло-римских традиций.

Несмотря на то, что франки поначалу не были христианами, источники свидетельствуют о мирном и добрососедском существовании франков и романского населения, исповедующего давно католичество. Думается, что сближение с клиром, в том числе с епископами, помогло Хлодвигу превратить свой военный успех в захват всей полноты власти. Весьма вероятно, что обосновавшись в Суассоне, Хлодвиг принялся собирать налоги в свою казну, стал получать доходы от чеканки монеты и т.д./32/.

В рамках Франкского королевства еще более расширились частноправовые прерогативы земельных магнатов. Составитель так называемого Pactus pro tenore рас ir (первая половина VI в.) констатирует, что "владеющие землями по разным местам" магнаты в своих отношениях с

несвободными порой игнорируют требования королевских судей/33/.

Землевладение церкви и церковников заметно возрастало. Так, в эдикте Хлотаря II, говорилось о том, что земельные завещания в пользу церкви от светских магнатов утверждаются только церковью, что церковный суд должен пользоваться наибольшей компетенцией и что все клирики имеют право обращаться к церковному суду, минуя королевский суд. В предписаниях Хлотаря П указывается: "Настоящим постановлением жалуем, чтобы дарения умерших в пользу церквей не отбирались у них в силу чьих-либо домогательств. То, что пожаловано церкви, духовным или каким-либо светским лицом щедротами означенных славной памяти королей, пусть остается во всей силе". К середине VI в. богатство церкви быстро росло, и Григорий Турский отмечает это следующим словом короля: "Вот наша казна обеднела, вот наши богатства перешли к церквам, правят одни епископы. Нет больше к нам уважения, оно перешло к епископам городов"/34/.

Феодализация римского города важна и интересна во многих отношениях. Феодальная система, можно сказать, возникла и развивалась вне города; аграрный характер новых отношений был выражен значительно сильнее, чем в античности. Но, возникнув в деревне, феодализм в сильнейшей степени воздействовал и на город, преобразуя его по своему образу и подобию. Меровинги вели и морскую торговлю. Наиболее полно это можно проследить по торговле с Италией. Многое в выявлении торговых связей в рамках Варварских королевств юго-запада Европы можно почерпнуть в издании, опубликованном в Геттингенской Академии Наук (ФРГ)/35/.

Далее, касаясь истории города, при переходе от античности к средним векам и синтезных процессов, хотелось бы в теоретическом и методологическом плане затронуть теорию континуитета. В свое время марксистская исторщнрафия отрицала факт континуитета, т.е. непрерывного, постепенного развития и медленной эволюции. Так вот объективная картина касательно истории города и городской жизни здесь такова, что многие города и после варварских вторжений, эволюционизируя, превращаются в средневековые города. Правда, как нам кажется, здесь надо сделать следующую оговорку в понимании континуитета. Было бы неверным понимать континуитет, как какое-то неподвижное состояние, сохранение каких-то отношений, правовых и других норм, которые действовали на протяжении всей истории Римской империи и в неизменном виде уцелели в эпоху феодализма. Под континуитетом надо понимать не такое неподвижное состояние, а, напротив, непрерывное развитие.

Германо-романский синтез происходил и в этнической сфере. Важнейшим здесь был процесс ассимиляции франков и других германцев галло-римлянами. Так, потомки франков-германцев переняли язык, на котором говорили галло-римское население, и на котором составлялись и капитулярии королей, и проповеди священников. В создаваемых в то время школах-монастырях, кафедральных, пресвитерианских - обучение искусству речи не являлось самоцелью. Когда в 599 году папа Григорий Великий узнал, например, что епископ Вьенна Дидье предпринимает попытку обучить грамматике

некоторых своих сограждан, он сделал ему серьезное внушение: "Мы узнали, что Ваше Священство обучало некоторых прихожан грамматике. Мы считаем это грубым нарушением... считайте, что распевание стихов является тяжким грехом и кощунством для епископа...", В обществе решительно насаждалась тогда аскетическая культура/36/.

В процессе синтеза мы должны учитывать и демографические факторы. Конечно, изучение демографических процессов в раннесредневековый период затрудняется отсутствием твердой базы, поскольку сравнительно скудные данные источников с трудом поддаются массовой статистической обработке. Переписи в сугубо демографических целях тогда, разумеется, не производились. Косвенные же данные позволяют оперировать лишь вероятностным исчислением либо комбинацией показателей, заимствуемых из локальных источников: полиптиков (описи монастырских владений), дарственных книг (перечни завещаний в пользу церкви, также картулярии -сборники дарственных грамот), различных официальных актов. Средние исчисления, точность которых остается приблизительной, показывают, что во всей Галлии проживало к V в. 4-5 млн. коренного населения. Общая численность вторгшихся в римскую Галлию германцев оценивается в 450-500 тыс. человек, среди них примерно 200 тыс. франков/37/.

Взаимовлияние коснулось, таким образом, всех сфер жизни. Галло-римляне все решительнее отказывались от некоторых внешних знаков своей принадлежности к римской цивилизации. На смену римскому плащу-тоге пришло одеяние варваров, тесно облегающее тело, вышли из употребления трехчленные римские имена, которые на протяжении жизни многих поколений служили каждому римлянину как бы перечнем его достойных предков. Их заменило одно имя, нередко германского происхождения. Римляне перенимали варварскую простоту и неприхотливость.

Исследование истории Франкского государстза на севере Галлии свидетельствует о том, что взаимовлияние галло-римских и германских институтов проходило в уравновешенной форме. В процессе синтеза позднеримские и варварские элементы участвовали в одинаковой пропорции. Взаимодействие коснулось всех сторон общественного развития: хозяйства, социально-политического развития, языка, этнической сферы и повседневной жизни. Все это сказалось на том, что феодализм утвердился в этой части Франции раньше, чем в других странах Европы и достигает классического уровня.

В третьей главе "Синтез с преобладанием элементов позднерабо-владельческих отношений на процесс феодализации (на примере Юго-Западной Европы) исследуются синтезные процессы в Вестготском, Остготском, Лангобардском королевствах.

Если коснуться вопросов взаимовлияния двух миров в сфере хозяйственных отношений, то у готов-германцев, после расселения на территории Испании, под влиянием более развитых местных традиций развивается агрикультура, распространяется двухпольная система земледелия. Из текстов Вестготской правды проистекает, что германские свободные

общинники тесно соприкасались в своей хозяйственной деятельности с римскими крестьянами, своими госпитами/38/.

О возделывании многочисленных злаковых растений свидетельствует Исидор Севильский - разного рода пшеницы, полуполба, ячмень, дикое просо. Вместе с земледелием большое место принадлежало виноградарству. Вестготская правда уделяет охране виноградников не меньше внимания, чем охране пахотных полей /39/. Исидор Севильский пишет о разведении оливок, фиговых деревьев, а также многих видов овощей: "...ГаЬа - бобы, 1еШ;юи1а -чечевица, р1зип1 - горошек, Газе1ит - фасоль, сюег - бараний горох, 1иртиш -лупин - являются наилучшими на погребу человеку". Земледельческие орудия, использовавшиеся в готской Испании, обнаруживают значительное сходство с римскими. Из сообщений источников можно утверждать, что здесь применялся железный плуг, т.е. плуг с железным лемехом.

В хозяйственной жизни готской Испании большое значение играло скотоводство, особенно крупнорогатый скот, озцы, свиньи. Готы занимались также пчеловодством, охотой и рыболовством, огородничеством и садоводством. Не случайно многие параграфы Вестготской правды посвящены защите огородов и садов.

В готской Испанки большую рол г. продолжает играть римская фискальная система, хотя она тоже претерпевает некоторые изменения. Основой налоговой системы стал поземельный налог (иИшШт); взимались также подать та содержание войска и королевских должностных лиц (аппопа), налог с торговых операций (аигапа), натуральны^ государственные повинности (ап§апае). Из Вестготской правды явствует: "Если кто-нибудь продает вещь, которая у него выращена или которую он не покупал, то он ни в коем случае не должен принуждаться к уплате налога с торговых операций (аигапа). Если же установлено, что он направляется то в одно, то в другое место с целью купли-продажи, то, хотя бы он и был военным (тПкапз), принуждается к уплате налога с торговых операций'740/.

На формирование военной системы готского государства, при всем том, что она носила в основном германский характер, определенное влияние оказали романские военные традиции. Так, положения римского права вошли в документы того времени. Это касается завещаний солдат, военного пекулия, рассмотрения судебных дел между военными и гражданскими лицами.

Взаимодействие германских и романских традиций можно проследить в Вестготском королевстве и на примере различных форм условного землепользования (прекарий, коммендация, колонат). Под влиянием испано-римлян у готов-германцев получает распространение система прекария, получатели прекариев становятся категорией зависимого населения. Именно из числа прекаристов-держателей постепенно, по мере углубления процесса феодализации, формируется класс зависимого крестьянства. В процессе начального этапа генезиса феодализма в готском государстве на территории Испании своя роль принадлежит такому порядку как "коммендация". Этот институт играл важную роль в установлении личной зависимости. Коммендация, так же как и прекарий, играла важную роль в возникновении

класса феодально-зависимого крестьянства. Этот порядок продолжал существовать и в постготской Испании. Состав зависимого крестьянства на территории Южной Галлии и Испании формировался и из таких групп подвластного населения, как сервы, вольноотпущенники (либертины) и колоны. Касаясь рабства у готов, мы должны отметить, что у германцев до Великого переселения народов, конечно, были рабы, но это было патриархальным рабством.

Свидетельства источников говорят о большом удельном весе рабства в хозяйственной жизни готской Испании. Разумеется, это нельзя принимать как показатель сохранения здесь античного способа производства. После падения Западной Римской империи в Вестготском королевстве рабство претерпело значительные изменения. Если сервы и либертины занимают столь большое место в готских законах - это и показатель эволюции самого института рабства. Наиболее важное значение в этом смысле имело повышение хозяйственной самостоятельности рабов. Наметившаяся в период Поздней империи тенденция эксплуатировать сервов путем наделения землей и взимания оброка еще более усилилась в готской Испании в условиях синтеза двух миров.

Феодализирующаяся знать формировалась ках из привилегированных слоев готов, так и из местных галло-, так и испано-рнмлян. Процесс развития имущественного и социального неравенства среди готов неизбежно вел к формированию знати, в первую очередь, служилой, - как из дружинников короля, так и из королевских должностных лиц (графов и сайонов -приближенных готских королей из среды придворной знати). Для Вестготского королевства было присуще особенно активное по сравнению с другими государства Европы участие духовенства в государственном управлении. Вестготские короли привлекали арианских священников к выполнению административных и иных функций не только по религиозным, но и некоторым гражданским делам. После же принятия католицизма участие церкви в государственных делах еще более возросло. Необходимо заметить, что наряду с формированием светского землевладения шло и возникновение земельных владений в Южной Галлии и Испании. Оно росло и на основе королевских пожалований и дарений готских магнатов.

Синтез варварских и римских традиций прослеживается и при анализе политических отношений. Также, как и во Франкском государстве на севере Галлии, в Вестготском королевстве, Южной Галлии и Испании происходило перерождение органов военной демократии готов. Это относится прежде всего, к народному собранию, сотенной организации войска, совету старейшин и вождю племени. Прежний вождь племени германцев под влиянием местных традиций превращается во всесильного короля. Исидор Севильский передает в частности, в отношении короля Леовигильда, который "первым среди своих [готов] восседал на троне, одетый в королевские одежды, ибо до него и внешний вид и манера заседать в Совете была одинаковой у королей и у народа"/41/. Тесное переплетение и взаимодействие варварских общинно-родовых порядков и позднеантичных общественных форм приводит уже в VII з. к складыванию раннефеодального общества и государства.

Важнейшие события внутренней и внешней истории остготской Италии можно вкратце охарактеризовать так. Захватив власть в Италии, король Теодорих осуществил важнейшую цель завоевания - наделил землей своих соплеменников. Порядок раздела земель в Италии был сходен с правилами раздела владений между варварами и римлянами в Вестготском и Бургундском королевствах. Но остготы получили меньшую часть владений римлян, нежели варвары в Галлии и Испании - не половину или две трети, а лишь одну треть. Раздел носил организованный характер под руководством специальной комиссии. Касаясь социальных отношений, следует отметить, что основную массу войска готов, совершившего поход в Италию, составляли рядовые свободные. Эти свободные общинники резко отличались от рабов. В свое время эти свободные готы выращивали хлеб в Паннонии и значительную часть его отдавали гуннам/42/. Значительные сведения о социальной структуре готского общества дают археологические изыскания последних десятилетий. Так, на территории Италии найдены и изучены археологами захоронения знатных лиц остготского периода, которых погребали с дарами. Основную же массу готов хоронили без таких даров/43/.

Знать готоз играла важную роль в государственном управлении. Прокопий Кессарийский, б частности, упоминает в ряде моментов о вмешательстве знатных готов в различные вопросы внутренней и внешней политики, начиная от воспитания наследника престола и вплоть до войны против Византийской империи/44/.

Касаясь фискальной системы следует отметить, что в основном сохранялась римская налоговая система. С населения собирался поземельный налог (о подушном нет упоминаний), налоги с торгового оборота (БШяиайсит), торговый побор (аигапа). Оставались натуральные повинности - строительные работы, обязанность предоставления постоя и др. Налоги платили не только римляне, но и варвары-готы.

В остготской Италии католическая церковь утратила положение государственной церкви, но сохранила свое влияние на италийское население и обладало обширными владениями. По свидетельству Кассиодора Теодорих не принимал никаких мер принуждения доя распространения среди жителей Италии арианского учения, которое он сам исповедовал. В то же время он беспощадно расправлялся с язычниками и еретиками, жестокими мерами пресекая антицерковные акты. В Огсготском королевстве весьма распространенной формой социальной борьбы низов по-прежнему оставалось бегство рабов и колонов от своих господ. Эдикты Теодориха сурово карают укрывательство беглого раба или чужого колона, аналогичные предписания имелись и в римском праве/45/.

При анализе истории Варварских королевств зачастую исследователи писали о разрушении городов и других последствиях завоевания/46/. Однако, далеко не все города пришли в упадок. Многочисленными и богатыми оставались Милан, Турин, Верона, Равенна. До конца V в. в Милане функционировали монетный двор, цирк и театры. Изучение истории города при остготах на основе традиционных письменных источников наталкивается на

серьезные трудности. Прежде всего - это скудость письменных свидетельств. Так, в сочинениях Кассиодора и других отрывочных материалах содержатся лишь некоторые данные о городах, ремесленной и торговой деятельности.

Отмечая характер синтезных процессов на севере Италии, мы должны отметить, что здесь эти процессы происходили медленнее, чем во Франкском государстве. В остготский период в Италии сохранялись те элементы феодальных отношений, которые возникли еще в позднеримской Италии. Разложение родовых отношений у остготов также создавало предпосылки для феодализации. Но рабовладельческий уклад хозяйства в VI в. в Италии оставался еще достаточно прочным, взаимодействие римских и германских элементов шло медленными темпами, процесс феодализации не получил значительного углубления.

Романо-германский синтез на территории Италии получил новый толчок в период лангобардского владычества. Лангобарды входили в свевскую группу племен и расселились в качестве федератов Империи в районе между Дунаем и Вислой. После падения королевства остготов в 555г. под ударами Византии, лангобарды вместе с присоединившимися к ним группами других германских, а также славянских племен в 568 г. начали вторгаться в Италию.

Короля лангобардов окружали могущественные военачальники отдельных отрядов - герцоги, получившие в свое владение завоеванные области, назвавшиеся дукатами. Во главе городов и земельных территорий, перешедших в руки самого короля, были поставлены королевские должностные лица - гастальды. Земли и привилегии получили королевские дружинники -газинды. Земельных - разделов с местным населением здесь не было. Лангобарды селились компактно, родовыми группами, чаще всего не в самих городах, а вблизи них, изолированно от римлян. Впоследствии лангобардские поселения стали сближаться с римскими, возникли смешанные поселения. Ряд обстоятельств способствовал романизации германцев-лангобардов и других племен, принимавших участие в завоевании Италии. Прежде всего это определялось тем, что лангобарды оказались в самом центре римской цивилизации. Рядом с лангобардскими владениями находились византийские владения, которые служили своеобразным проводником римских традиций. Поэтому романизация, происходившая несколько замедленно, в конечном счете, осуществилась и здесь.

Часть лангобардов приобщилась к ремесленным и торговым занятиям. В городах они составляли правящую верхушку, были собственниками домов и земельных участков. В их подчинении находились римские колоны и лангобардские полусвободные альдии и сервы, в том числе посаженные на землю сервы-массарии. Эдикт Ротари регламентирует акты купли и продажи земли, дома. Данные о торговой и ремесленной деятельности подтверждаются и законами короля Айстульфа. Есть предписания, согласно которым без письменного разрешения короля нельзя вести торговлю как на море, так и на суше/47/.

Процесс разложения родоплеменных отношений, после поселения лангобардов в Италии, был в значительной мере ускорен. Происходит быстрое

размывание некогда столь широкого слоя полноправных свободных; низшие его группы все теснее сближаются по своему социально-экономическому положению с альдиями, вольноотпущенниками и рабами, высшие превращаются в дружинников короля, герцогов и частных лиц. Растут и широко распространяются патронат и коммендация, создаются предпосылки прекария и бенефиция. Был известен и институт вольноотпущенничества, но отпускаемые на волю рабы сервы становились свободными лишь тогда, когда акт освобождения совершался священником при отпуске на волю на перекрестке четырех дорог или на судебном собрании.

В обществе идет возникновение категорий зависимого населения. И в то же время происходит мобилизация земельной собственности в руках привилегированных слоев. В этом процессе свое место занимает институт дарения. Анализ различных видов дарений вскрывает основу процесса имущественной дифференциации - концентрацию земельной собственности, позволяет наметить эволюцию института дарений от архаической процедуры передачи имущества до прекария и срочного бенефиция. В эдикте Ротари дарение часто обозначается латинским словом donatio, но дарение обозначается еще и германским термином thinx.

Воздействие античных институтов стало сказываться довольно скоро на разных сторонах деятельности лангобардского государства. Организация королевской канцелярии копировала канцелярию Равеннского экзарха. По римскому образцу были построены фискальная, монетная системы, управление королевским доменом. Знаки королевского достоинства (корона с крестом) во многом напоминали инсигнии императоров Византии. Лангобарды восприняли византийские наименования для своих военачальников — комиты (графы), деканы, центенарии и герцоги.

При рассмотрении синтезных процессов в Юго-Западной Европе нами установлено, что удельный вес пережитков позднерабовладельческих отношений в Вестготском государстве на юге Галлии и Испании был значительно выше, чем во Франкском государстве. Далее нами выявлен сложный характер синтезного развития феодализма в Италии. Процесс генезиса феодальных отношений прошел здесь два этапа. В королевстве остготов, в том числе в период кратковременного владычества Византии, чрезвычайно еще сильно сказывались пережитки рабовладельческого строя. Второй этап начинается с лангобардского завоевания Италии. В лангобардском королевстве в течение всего VII в. преобладающую роль стали играть элементы общинного строя германцев. Тем самым, наметившийся еще при остготах синтез, развернулся в полной мере в лангобардской Италии, что в дальнейшем приводит к завершению формирования феодализма в Италии.

В заключении сформулированы основные выводы. Переход от античности к средним векам был ознаменован теми глубинными экономическими, социальными, политическими и идеологическими и культурными изменениями, которые совершались в течение длительного времени в рамках Варварских королевств, возникших на развалинах бывшей Римской империи в V-VII вв.

Пути развития феодализма в Европе не вписываются в традиционную схему, синтезного и бессинтезного вариантов. В исторической реальности генезис феодальных отношений в тех или иных районах Западной Европы протекал гораздо сложнее и многограннее. Именно это отмечено и исследовано нами на примере Франкского государства и районов Юго-Западной Европы, в которых имел место синтез позднерабовладельческих отношений бывшей Римской империи и общинно-родовых порядков варваров-германцев на основе привлечения традиционных письменных источников и данных современной археологии, этнологии, а также междисциплинарных изысканий.

Наиболее активно романо-германский, феодальный синтез протекал там, где античное и варварское начала были представлены в одинаковой мере. Классическим примером такого варианта являлась Северная Галлия, т.е. Франкское государство Меровингов. Здесь он ясно прослеживается на примере хозяйственной жизни. Под влиянием традиционной галло-романской агрикультуры совершенствовалось земледелие франков, о чем свидетельствуют и археологические находки последних десятилетий. Широко стал применяться тяжелый колесный плуг с отвалом и распространились связанные с его использованием аграрные распорядки. Франки стали заниматься также виноградарством и садоводством, выращивание фруктов проникает и в области восточнее Рейна. В У-У1 вв. скотоводство также играло большую роль в хозяйстве.

Романо-германский синтез происходил и в сфере политических отношений, языка, этноса и духовной культуры Франкского государства.

Особый интерес представляет также типология феодализма в регионе наибольшего воздействия разлагазшейся рабовладельческой системы на процесс феодализации, т.е. в Южной Галлии, готской Испании и Италии периода остготов и лангобзрдов. Особенности синтезного процесса у разных народов определялись не только степенью воздействия на них различных институтов, но и уровнем их собственного развития к моменту начала этого процесса. Вестготы, остготы, бургунды, давно жившие к границам империи, еще до массовых переселений на ее территорию переживали последний этап разложения родоплеменных отношений. Возникновение феодальных институтов происходило здесь в условиях преобладающего воздействия позднерабовладельческих отношений. В образовавшихся здесь Варварских королевствах уцелели, хотя и регрессировали, городская жизнь, товарно-денежные отношения. Здесь широко использовались элементы римского государственного управления: римское право (для местного, а потом и для германского населения), фискальная система и военная организация. Правда, Варварские королевства несли в себе и черты нового, более примитивного типа государства, отражали еще отчасти интересы всей массы свободных членов племени и следы военной демократии. Число варваров в королевствах этого региона было сравнительно невелико, основной массой его жителей были итало-римляне, галло-римляне, испано-римляне. Важным элементом римского наследия был город. Возникавшие феодальные отношения воздействовали и на него, преобразуя его по своему образу и подобию; бывший античный игЬэ

постепенно превращался в часть феодального мира.

По сравнению с Франкским государством Юго-Западная Европа медленно вступала , на путь феодализации. В ее экономическом и социальном развитии появились лишь "протофеодальные" черты. Свободные мелкие римские и готские собственники и свободные арендаторы продолжают составлять весомую часть населения, были далеки от того, чтобы стать феодально зависимыми крестьянами. Позднеримские посессоры и землевладельцы-готы из числа служилой знати также еще не превратились в класс феодалов, использующий специфически феодальные методы эксплуатации.

Таковы особенности и типологические проявления феодального синтеза во Франкском государстве и регионах Юго-Западной Европы.

Список использованных источников

1.Гиббон Э. История упадка и крушения Римской империи. - М.-СПб.: Прогресс. Культура. Ювенга, 1994.-С.8-15.

2.Below G. Entstehung der Soziologie. Jena, 1928, S.23-24.

3.Ament H. Franken und Romanen in Merowingerreich als arschölogisches Forschungsproblem. - In: Bonner Jahrbücher, 178, 1978; idem. Der Rheih und Ethnogenese der Germanen. - Prähistorische Zeitscltrift, 59, 1984, Idem, Fränkische Adelsgräber in Flonheim in Rheinhessen (Germanische - Denkmäler der Völkerwanderungszeit, Serie B, Bd.5). [West-] Berlin, 1970; Bierbauer V. Die ostgotischen Grab - und Schatzfunde m der Lombardei. Spoleto, 1975; Hachmann R. Die Goten und Skandinavien. Berlin, 1970; Schwarz A.Bemerkungen zum historischen Forschungsstand in der Geschichte der Goten vom 4. Bis zum 8. Jh.n.Chr peregrinatio Gothica (Hrg. Ierzy KAiiecinki, Archaeologica Baltica 7, Lodz, 1986); Jankuhn H. Die römische Kaiserzeit und Völkerwanderungszeit. - In: Geschichte Schleswig-Holsteins, № 2 (1964-66). Neumünster, 1966; Wolfram H. Geschichte der Goten: von der Anfangen bis zur Mitte des sechsten Jahrhunderts. Entwurf einer historischen Ethnographie. Mühchen, 1979; idem. Das Reich und die Germanen. Zwischen Antike und Mittelalter., Berlin, Verl., 1990; idem. Die Germanen. München. 1995; Weibull C. Auswanderung der Goten aus Schweden. Göteborg, 1958; Werner K.F. Bedeutende Adelsfamilien im Reich Karl des Grossen. - In: Karl der Grosse. Lebenswerk und Nachleben. Düsseldorf, 1967, Bd.I; Schnurbein S.v. Zur Geschichte der römischen Militärlager an der Lippe. - In: Berichte der Römisch - Germanischen Kommission, 1981, № 62; idem. Vom Einfluss Roms auf die Germanen (Nordrhein westfälische Akademie der Wissenschaften, Vorträge). Opladen, Westdeutscher Verl., 1995; Düwel K. u.a. (Hrsg.). Untersuchungen zu Handel und Verkehr der vor - und frühgeschichlicher Zeit in Mittel - und Nordeuropa. T1.I Methodische Grundlagen und Darstellungen zum Handel in vorgeschichtlicher Zeit und der Antike (Bericht über die Kolloquien der Kommission für die Altertumskunde Mittel - und Nordeuropas in der Jahren

v 1980 bis 1983); Wenskus R. Sächsicher Stammesädel und fränkischer Reichsadel (Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, Philolog. - Hist. Kl. DF, Nr 93) Göttingen, Vandenhoeck u. Ruprecht, 1976. u.a.

4.Aberg N. Die Franken und die Westgoten in der Volkerwanderungszeit. Uppsala, 1922; Ennen E. Die europäische Stadt des Mittelalters. Göttingen, 1972; Günther R., Köpstein (Hrsg). Die Römer an Rhein und Donau. Berlin, 1975; Die Germanen: Geschichte und Kultur der germanischen Stame in Mitteleuropa. Bd., 1, Berlin, 1976; Bd.II, Berlin, 1983; Roland B. (Hrsg.). Römische Steindenkmäler. Mainz in römischen Zeit. Mainz, Ph. Zabern. Verl., 1988; Schmid P. Archäologische Ergebnisse zur Siedlung - und Wirtschaftsweise in der Marsch. - in: Geschichte des Landes zwischen Elbe und Weser. Hrg. Von H. - E.Dannenberg und H.Schulze. Bd.I Vor - und Frühgeschichte, Staade, 1995; Archäologie und Geschichte des ersten Jahrtausends in Südwestdeutschland. Freiburger Forschungen zum ersten Jahrtausend in Südwestdeutschland. Bd.I. Hrsg. Von RU.Nuber u.a. Sigmaringen, Jan Thorbecke Verl., 1990 u.a.

5. Мишулин A.B. Спартаковское восстание. Революция рабов в Риме в I в. н..э. М.: Соцэкгиз, 1936; Тюменев А.И. История античных рабовладельческих обществ. - M.-JL: Соцэкгиз, 1935; Ковалев С.И. К вопросу о характеристике социального переворота III-V вв. в Западной Римской империи. // ВДИ, - 1954.

- № 3. - С.33-44.

6. Дмитрев А.Д. Движение багаудов. I/ ВДИ - 1940. - № 3-4. - С.104-114; Его же. Восстание вестготов на Дунае и революция рабоз.// ВДИ. - 1950. - № 1. -С.66-80.

7.Алпатов М.А. Политические идеи французской буржуазной историографии конца XIX в. - М: Изд-во АН СССР, 1953.

З.Поршнев Б.Ф. Феодализм и народные массы. - М.: Наука, 1964. - С.215-224; Корсукский А.Р. Проблема революционного перехода от рабовладельческого строя к феодальному в Западной Европе. // ВИ. - 1964. - 5. - С.95-111; Крапивенский С.Э. Переход к феодатизму как социальная революция. - В кн.: Методологические и историографические вопросы исторической науки. -Томск: Изд-во ТГУ, 1967. - Вып.5. - С.52-75; Штаерман Е.М. Античное общество. Модернизация истории и исторические аналогии. - В кн.: Проблемы истории докапиталистических обществ. - М.: Наука, 1968. - С.645-646, 9.Грацианский Н.П. О разделах земель у бургундов и у вестготов. - В кн.: Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. / Сб.статей. - М.: Изд-во АН СССР, 1S60. - С.306-330; Сказкин С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. - М.: Изд-во МГУ, 1968; Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв. - М.: Изд-во АН СССР, 1956; Его же. Судьбы свободного крестьянства в Германии в VHI-XII вв.

- М.: Наука, 1964; Его же. Проблемы европейского феодализма. - М.: Наука, 1974; Корсунский А.Р. Вестготы и Римская империя в конце IV- нач-V вв. // ВМГУ. - Сер. историческая. - 1965 - № 3. - С.87-95; Удальцова З.В. Италия и Византия в VI в. - М.: Изд-во АН СССР, 1959; Гуревич А.Я. Свободное крестьянство дофеодальной Норвегии. - М.: Наука, 1967; Его же. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. - М,: Высшая школа, 1970; Шевеленко А .Я. Сопоставление путей генезиса феодальных отношений во Франкском

государстве и Индонезии. // ВИ. - 1965. - Ks 12 - С.79-96; Гутнова Е.В. Некоторые проблемы идеологии крестьянства эпохи средневековья. // ВИ. -1966.-№ 4. -С.52-71.

10. История крестьянства в Европе. 1 Эпоха феодализма - М.: Наука, 1985. — T.I; История Европы. / Средневековая Европа.-М.: Наука, 1992-Т.Н. П.Серовайский Я.Д. Изменения аграрного строя на территории Бургундии в V в. // СВ. - 1959. - Bbin.XlV. - С.3-26; Его же. Социальные противоречия и классовая борьба во Франкском государстве. / Учебно-методическое пособие. -М.: Изд-во МГУ, 1979. - С.4-21. и др.

12.Жумагулов К.Т. К вопросу о влиянии римской социально-политической среды на процесс феодализации в Западной Европе. / Материалы итоговой научной конференции проф.-преп.состава. - Алма-Ата. - 1974. - С.22-23; Его же. Новейшие исследования- буржуазных ученых ФРГ по аграрной истории древних германцев. // Изв. АН КазССР. - Сер.обществ.наук. - Алма-Ата, -1980. - № 5 - С.38-44; Его же. Аграрный строй древних германцев в трактовке археологов ФРГ. // СВ. - Вьга.50. - М.: Ин-т Всеобщей истории АН СССР. -1937. - С.282-289; Его же. Хозяйственная жизнь древних германцев в свеге современных научных дисцкгшш. - Алмагы: Изд-во КазГУ, 1997; Его же. Развитие ремесел н торговли в древнегсраанском обществе до эпохи Варварских Правд. - Алмагы: Изд-во КазГУ, 1997 и др.

13.Цезарь. Записки о гачльской войне. - В кн.: Древние германцы. Сб.документов. / Сост. Б.М.Граковым, С.П.Моразским и А.И.Неусыхиным. -М.: Соцэхгиз, 1937; Тацит. Анналы. - В кн.: Древние германцы. - М.: Соцэкгиз, 1937; Его же. Германия. - Там же; Плиний Старший. Естественная история. - В кн.: Древние германцы. - М.: Соцэкгиз, 1937; Аммиан Марцеллин. История / Пер. с лат. КХКулаковского и А.Сонни. - Киев. - 1906.

14.0rosius Paulus. Historiaran abversum paganos libri. VII. Ed.C. Zangemeister. Wien 1882; Григорий Турсккй. История франков. / Изд. Подг.В.Савукова. - М.: Наука, 1987; Исидор Севильский. Начала, или Этимологии. - Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. С.Д.Сказкина. - М.: Наука, 1961. - Т.1; Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica / Пер. и ком. ЕЛ.Скржинской. - М.: Изд-во Восточной литературы, 1960; Прокопий Кессарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. - М.: Наука, 1993; Аполинарий Сидоний. Письма. VII, 6. - Хрестоматия по истории древнего Рима. / Под ред. В.И.Кузшцина. - М.: Высшая школа, 1987; Cassiodor. Variae epistulae. Ed. Th. Mommsen. MGH, Auct. Antiauiss. Berlin, 1894 и др.

15.Салическая правда. / Пер. Н.Грацианскога / Под ред. В.Семенова. - М.: Уч.зап.Моск.гос.пед.ин-та им.В.И. Ленина, 1950; Вестготская правда. -Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. С.Сказкина. - М.: Наука, 1961.-T.l.;LexBurgundionum, VIV, 1 - MGH. Legum Sectio I, t II, pars I; Leges Burgundionum, ed L.R.De Salis. Hannoverae, 1892; Законы лангобардов. Обычное право древнегерманского племени. / Сост. Шервуд Е.А. - М.: Наука, 1992 и др.

16. Васильев Л.В. История Востока. -М.: Высшая школа, 1998 - Т.1. - С. 14.

17.Ирмуханов Б.Б. Древняя история Казахстана в письменных источниках. -Алматы: 9лке, 1998.-С.10.

18.См., например: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. К.Маркс и Ф.Энгельс - Соч. - Т.21. - С. 148-149; Его же. Материалы к "Анти-Дюрингу". КМаркс и Ф.Энгельс. - Соч. - Т.20. - С.643-645; Ленин В.И. О государстве. - Полн.собр.соч. - Т.39. - С.70-71,75-76.

19.Сталин И. В. Речь на I съезде колхозников-ударников. 19.11.1933. - Соч. - М. - 1951. - Т. 13. - С. 239; Его же. Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП (б). - Соч. - М. - 1951 - Т.13. - С. 296.

20. Orosius Paulus. Historiarum abversum paganos libri VII. 47, 7. 21 .Вестготская правда, X, 1, 8, III, 3,1; V, 7,5 и др. -

22.Сидоний Аполлинарий. Письма, VII, 6(7), (8)

23. Ср.: История крестьянства в Европе. / Эпоха феодализма. - М.: Наука, 1985. -Т.1.-С.182сл.

24.Тьерри О. История происхождения и развития третьего сословия. - Киев-Харьков. - 1900. - С .43.

25. Ср.: Die Germanen: Geschichte und Kultur... Bd.I, S.269 ff.

26.Wolfram H. Das Reich und Germanen..., S.95-96 ff; Asskamp R. Zur frühesten römerzeitlichen Besiedlung im rechtsseitigen, Südlichen Oberrheingebiet. - Jn: Archäologie und Geschichte des Ersten Jahrtauseuds..jS.43-50.

27. См., например: Schnurbein S.v. Zur Geschichte der römischen Militärlager an der Lippe, S.5-101.

28.06 этом пишет КЛ'.Жумагулов. - см.: Развитие ремесел и торговли в древнегерманском обществе -...,- С.З сл.

29.Ament Н. Fränkische Adelsgräber in Flonheim in Rheinhessen..., S.40-

30. Schmid F. Archäologische Ergebnisse zur Siedlung..., S.237 ff.

31.Parain Ch./Das Problem der tatsächlichen Verbreitung des technischen Fortschritts in der römischen Landwirtschaft. - ZfG, 8, i960, S.364-366.

32.Лебек С. Происхождение франков V-IX века. Новая история средневековой Франции. / Пер. с фрак. -М.: Скарабей, 1993. -С.28.

53.Капитулярий II, 4 - В изд.: Серовайский Я.Д. - Методическое руководство зля написания курсовых и контрольных работ, по проблеме "Франкское общество периода Салической правды" с приложением текста источника. — Алма-Ата: Изд-во КазГУ, 1971.

54.Григорий Турский. История франков. VI, 46.

^."Untersuchungen zu Handel und Verrkehr der vor und frühgeschichtlichen Zeit in viittel-und Nordeuropa (Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in jöttingen). Tl. II von Clande D. Der Handel im westlichen Mittelmeer während der 7rühmittelalters. Göttingen. Vandenhoeck Ruprecht, 1985, S.144 ff. 16.Лебек С. Указ.соч. -C.102-103.

t7.Cp.: История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. - T.l. - С.27. !8.Вестготская правда. 1,6; X, 1,8; VIII, 5,5. ■9. Там же.- VIII, 3,5; VIII, 3,10; VIII, 3,11 О.Там же. - XIII, 1, 1.

41.Исидор Севильский. История готов, свевов и вандалов. 51. - Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. С.Сказкина. - М.: Наука, 1961. - Т. 1.

42. Prisscus. Historiae Bysantinae librorum. VIII Fragmenta. Hrsg. K.Miller. FHG, 4. Paris, 1851,Fragm.39.

43.Bierbauer V.Die ostgotischen Grab - und Schatzfiinde in der Lombardei. Spoleto, 1975, S.305 ff; Wolfram H. Das Reich und die Germanen, S.317 ff.

44.Прокопий Кессарийский. Тайная история. V, 7; V, 16. - В кн.; Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. - М.: Наука, 1993. - С.332.

45.Ср.: Кодекс Феодосия. V, 17, 1. - Хрестоматия по истории древнего Рима. / Под ред. В.ККузищина. -М.: Высшая школа, 1987.

46.Ср.: Ennen Е. Die europäische Stadt des Mittelalters. Göttingen, 1972, S.l 1-13 ff.

47. Эдикт Ротари. 228, 235, 237; Законы короля Айстульфа. 3, 6. - Законы лангобардов. Обычное право германского племени. / Сост. Шервуд Е.А. - М.: Наука, 1992.

Список опубликованных работ по теме диссертации

1) О проблеме перехода от античности к средним векам. В кн.: Античность и общечеловеческие ценяости./Сб.статей и сообщений Алма-Атинской Ассоциации антиковедов Казахстана - Вып.5. - Алматы. -1998,- С.59-63;

2) Начальный этап генезиса феодализма в Вестготском королевстве.// Вестник КазГУ,- Сер. историческая.- Вып. 10,- Алматы. ~ 1998.- С.92-94;

3) О феодальном синтезе в Западной ЕвропеУ/Вестник КазГУ.-Сер. историческая,- Вып.П.-1999.- С. 187-190.

ТУЖЫРЫМДАМА Жаркынбаева Роза Сейдэлыкызы "Батые Европадагы феодалдык; синтездщ epesoueniicrepi мен типологиялык; KepimcTepi".

07.00.03 - Жалпы тарих

Бул диссертациялык, зерттеу Батые Европадары феодализмнщ пайда болуынык басты проблема$ыныц 6ipi - роман - германдык, феодалдык синтезге арналран.

Осы мэселе тек Европа елдерЫщ тарихын рана емес, сонымен катар, Шырыс елдер^н, жэне ерте - ортагасырлык, К,азакстандары эр турл!' этникалык; к,ауымдастык;тардыц, мемлекетп'к курылымдардыц шырмауы мен езара acepiH зерттеуде манызы зор.

Зерттеу жумысында жазба деректермен, арнайы рылыми эдебиетп кен аукымда пайдалану непзжде мына мэселелер карастырылран:

V - vil ff. Рим империясындагы кеРйнп кул иеленуинлк катынастардьщ жэне герман тайпаларындары к;а$идык, - рулык, дэстурлердщ синтезу

элеуметп'к - саяси саладары e<i к,сгамдык катынастзрдьщ ез -apa ecepi;

этникалык саладары синтезд)к Kepinicrep;

осы кезевдеп Варварлык мемлекеттердщ цлркеумен карым -к,атынастары.

Бул аспектЬер европалык рылымнын сон™ жылдарында жария болган археологиялык материалдар мен баска пэнарапык зерттеулердщ жаца кезцарас непзжде к,аралуын ескере отырып, <еч турдэ талданган. Ерте - ортагасырлык катынастарга етудщ геориялык аспекттери^мен катар Франк мемлекеп жанз Оцтустж -Затыс Европаныц баска корольдык,тар ыцыц ¡шк( ом:р1ндеп ортак 'лэселелер1 мен ерекшел!ктер|' ай^ындапран.

Диссертант кептеген деректерд1 салыстыру жэне терен зерттеу непзжде тарихи шындыктыц курдел1 жактарына жуйалл турде галдау жасай отырып, осы мэселелер бойынша ез niKipiH 1элелдейд|".

RESUME Zharkinbaeva Roza Seidalievna "The peculiarities aad typological manifestations of synthesis in the Western Europe". 07.00.03-World history

The given dissertation research is dedicated to the most important problem of feudalism genesis in the Western Europe -a roman -germanic feudal synthesis. These problems are of a universal value in the terms of the theoretical and comparative - historical plan and studying the history of the Eastern contries, including the history of Kazakhstan during early medieval times where interweaving and interinfluence of different ethnic communities and state formations. In the paper on the basis of drawing, wide material of written sources and special scientific literature the following is researched:

- the synthesis of the late slave - owning relations in the Roman Empire and tribal commune orders of Germanic tribes in the V- VIII centuries.

- Iterinfluence of two public relations in the social and public spheres;

- synthesis processes in the ethic sphere;

- attitudes to the church in the Barbarian kingdoms of this period. These aspects are analysed in a complex way taking into account of the

interpretation of European science archeological and other interdisciplinary researches materials of the latest decades. Along with the theoretical aspects of transition to the relations during Early medieval Times, the general and special is revealed in the internal life of the other kingdoms in the Franco state and South - Western Europe.

The candidate for a degree conducts a systematic analysis of a complicated scene of the Historical realty, states her own opinion on these matters on the basis of comparative and analytical sources.