автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Особенности коммуникационной многополярности китайской иероглифики в информационном пространстве современного мира
Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности коммуникационной многополярности китайской иероглифики в информационном пространстве современного мира"
На правах рукописи
ГУРИН МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ
Особенности коммуникационной многополярности китайской иероглифики в информационном пространстве современного мира
Специальность: 09.00.11 - Социальная философия
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
5 ДЕК 2013
Ставрополь - 2013
005543238
005543238
Работа выполнена на кафедре философии, культурологии и этнологии ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Ермакова Лариса Ивановна
Официальные оппоненты: Бичеев Баазр Александрович, доктор
философских наук, профессор, ФГБУН «Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской академии наук (КИГИ РАН)», зав. отделом письменных памятников и будцологии
Бакланов Игорь Спартакович, доктор философских наук, профессор ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», профессор кафедры философии
Ведущая организация: ФГБУН Институт восточных рукописей Российской академии наук
(г. Санкт-Петербург)
Защита диссертации состоится «26» декабря 2013 г. в 12-30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.245.04 при ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, ауд. 416.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1.
Автореферат разослан « 25 » ноября 2013 г. Ученый секретарь диссертационного со
кандидат социологических наук, доцент ......~ А.Э. Гапич
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Начавшийся XXI в. называют информационным веком и связывают с четвертой информационной революцией, обусловленной, прежде всего, широким распространением компьютеров и сети Интернет. Эта информационная революция изменила ситуацию в коммуникативной сфере, и сегодня можно говорить не только о геополитической многополярности, но и о многополярности информационной, то есть многополярности в сферах информации, культуры, коммуникативистики.
В современном мире отчетливо прослеживаются две тенденции в области развития различных форм коммуникаций. Первая направлена на поиск новых путей формирования диалога культур, установления консенсуса между ними, развития различных форм толерантности. Все эти действия связаны с поиском взаимопонимания в многообразных коммуникативных сферах, и их конечная цель - достижение если не полного взаимопонимания, то хотя бы относительной терпимости и согласия между представителями культур. Другая тенденция связана с поиском и закреплением в коммуникативных сферах различной культурной идентификации.
Развитие современных информационных систем и рост качества и количества коммуникаций в современном обществе, характеризуемом как постиндустриальное, обусловливают формирование многополярности в информационной сфере. В последние годы бурный рост китайской экономики и создание Китаем собственного киберпространства позволили серьезно говорить о формировании еще одного полюса в современном информационном мире и о превращении китайского языка, на котором говорит примерно 1,5 млрд. человек, в один из каналов международного общения. Знаково-символическая кодировка китайского языка, основанная на системе иероглифики, уверенно шагнувшая в XXI век, принципиально отличается от других знаково-символических систем, использующихся в современном информационном пространстве. Она не была вытеснена алфавитными знаково-символическими системами и хорошо вписалась в киберпространство, так как обладает многими социально-коммуникативными особенностями, и эта проблема требует глубокого теоретического осмысления.
Необходимо отметить, что в современном Китае успешно решена проблема адаптации собственной системы письменности в компьютерном и сетевом пространстве Интернета. Новая компьютерно-сетевая социально-коммуникативная практика добавила еще одно
средство для международной коммуникации — знаково-символическую систему китайской иероглифики, обладающую большим коммуникативным потенциалом, что не только способствует сохранению культурного единства в рамках ареала традиционной китайской цивилизации, но и дает возможность выхода в глобальное мировое коммуникативное пространство.
Таким образом, проблема коммуникативной и информационной многополярности в условиях современности приобретает все большую актуальность, поэтому рассмотрение особенностей коммуникационной многополярности в информационной сфере современного мира на примере китайского коммуникативно-информационного полюса, выходящая за рамки дискурса отдельных научных дисциплин, требует рефлексии с позиций социальной философии.
Степень разработанности проблемы. Научный анализ трансформаций современного общества под влиянием процесса глобализации и формирования многополярности как одной из тенденций будущего развития мира только набирает силу, но уже можно констатировать, что важнейшие аспекты этих проблем достаточно широко представлены в разнообразных научных исследованиях.
Многополярность можно рассматривать в виде существования в мире нескольких самостоятельных мировых центров, противостоящих возможной гегемонии одной сверхдержавы. В формировании многополярности участвуют и другие геополитические факторы, связанные с тем, что каждая глобальная экономическая зона составляет также этноцивилизационную либо культурную общность, и эта тема получила отражение в работах современных исследователей и политиков, таких как Е. Бажанов, А.Г. Дугин, С. Коуэн, В.В. Михеев, Е.М. Примаков, С. Хантингтон, Цзян Цзэминь, Ю.В. Яковец, и др. Однако в этих работах намечены только общие контуры тенденции многополярности в современном мире.
Анализ проблем коммуникации начался еще в XX веке. Основоположниками коммуникационной проблематики считаются Г.Д. Лассуэл, Т. Ньюкомб, К.К. Серено, К. Шеннон, У. Уивер и др.
Идеи информационного сетевого общества нашли отражение в работах Д. Белла, У. Мартина, М. Кастельса и других исследователей, которые позволили под новым углом рассмотреть проблему коммуникаций в современном мире. Исследования коммуникации как социокультурного явления, во многом обусловленного возникновением глобальной сети Интернет, в значительной степени сформировавшей новую коммуникативную среду, были проведены такими авторами как Э. Аронсон, М.С. Вершинин, С.Г. Кара-Мурза, Р. Лифтон,
A.C. Панарин, M.M. Назаров, Г.Г. Почепцов, А.Н. Соколов и др.
Большую роль в исследовании различных сторон современного информационного пространства сыграли работы 3. Баумана, У. Бека, А. Брюса, А.Г. Дугина, А.Д. Елякова, B.JL Иноземцева, Н.В. Корытниковой, В.В. Кочеткова, JI.H. Кочетковой, Ф.В. Лазарева, И.А. Мальковской, Д.А. Силачева, Э. Тоффлера, Н. Элиаса, Э. Фромма и др. Из этих работ можно сделать вывод о том, что элементы постиндустриального, информационного сетевого глобализирующегося общества в современном мире - это уже объективная реальность, а наиболее важным следствием формирования такого общества является нарастание разнообразия в современном мире. Вектор развития постиндустриального общества отличается достаточной неопределенностью, а жизнь становится текучей, непостоянной, что, в свою очередь, активно способствует формированию коммуникационной и информационной многополярности.
Специфика китайского коммуникационного полюса в информационном пространстве современного мира нашла отражение в работах таких исследователей как В.А. Абрамов, И.А. Малевич, В.В. Михеев, А. С. Озорнина, Е.П. Савруцкая, H.A. Сляднева, Синь Хайгуан и др. В этих работах рассматриваются проблемы формирования китайского информационного и коммуникационного киберпространства, исследуются динамика его развития, обусловливающаяся ростом числа пользователей и государственной политикой в этой области; особенности материальной базы и программного обеспечения; специфика знаково-символической составляющей и возможность ее адаптации к сети Интернет.
Вся совокупность обозначенных исследований позволяет говорить о социокультурных особенностях китайского коммуникационного полюса в современном многополярном информационном мире, но эти проблемы пока только намечены и требуют дальнейшей концептуализации и глубокого изучения. Поэтому, несмотря на многочисленные работы по данным конкретным направлениям, существует недостаток исследований в области социальной философии, задачей которых должен стать анализ проблемы формирования китайского коммуникационного и информационного полюса в современном многополярном мире, а также определение социально-коммуникативных возможностей различных знаково-символических систем, в том числе и китайской иероглифики, в современном киберпространстве. Находясь на стыке различных научных дисциплин, проблема коммуникативных возможностей различных знаково-символических систем в современном мире представляет пока мало разработанную исследовательскую
лакуну. В настоящей диссертации автор ставит перед собой задачу с позиций социальной философии и с помощью информации, полученной из различных источников, провести исследование коммуникативных возможностей китайской иероглифики в современном мире.
Объектом исследования является глобальное информационное пространство современного общества.
Предмет исследования - специфика коммуникационной многополярности китайской иероглифики в современном информационном пространстве.
Цель исследования - проведение социально-философского анализа особенностей коммуникационной многополярности в информационной сфере современного мира (на примере Китая).
Для достижения поставленной цели было необходимо решение ряда промежуточных исследовательских задач:
- интерпретировать с позиций социальной философии понятие многополярности в контексте теорий глобализирующегося общества;
- определить особенности коммуникационной многополярности в информационном пространстве современного мира;
- уяснить возможность использования социально-философской методологии для исследования коммуникационной многополярности современного мира;
- рассмотреть процессы формирования китайского полюса в коммуникационно-информационной сфере современного глобализирующегося общества;
- выявить социокультурную и знаково-символическую специфику китайского коммуникационного сетевого пространства;
- определить перспективы дальнейшего развития коммуникационной многополярности китайской иероглифики.
Теоретико-методологические основания исследования. В процессе проведения работы автором была широко использована системная методология, рассматривающая социальные феномены в их целостности.
Применялись цивилизационный и культурно-исторический подходы, позволившие провести социально-философскую рефлексию коммуникационной многополярности в информационной сфере на примере современного Китая. Использование этих подходов дало возможность показать цивилизационную специфику информационного пространства современного Китая в ее обусловленности особенностями культурного развития китайской цивилизации в исторической ретроспективе.
При рассмотрении формирования многополярности современного
мира в условиях нарастания глобализационных процессов использовалась классическая диалектическая методология, в соответствии с которой движущей силой процессов развития следует полагать единство и борьбу противоположностей, обусловливающую синтезис, сохраняющий в качестве своих моментов стороны возникающих противоречий.
Применялись также общенаучные методы, такие как индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование, формализация, идеализация и пр.
Теоретической базой диссертации явились труды как отечественных, так и зарубежных мыслителей, посвященные проблемам, решаемым в исследовании, активно привлекались информационные ресурсы сети Интернет.
Научная новизна исследования:
- дана авторская интерпретация многополярности, формирующейся вследствие культурно-цивилизационной специфики общностей и являющейся ключевой тенденцией развития глобального мира;
- определены особенности коммуникационной многополярности в информационном пространстве глобализирующегося общества, связанные с мультикультуральными основаниями коммуникаций в современном мире, использованием в сети Интернет различных знаково-символических систем кодирования информации;
- обоснованы эвристические возможности социально-философской методологии при концептуализации коммуникационной многополярности в современном мире;
- охарактеризована специфика формирования китайского полюса многополярного современного мира, обусловленная созданием материально-технологической базы информационного сектора современного Китая и развитием собственного информационного пространства;
- выявлены социокультурные и знаково-символические особенности китайского коммуникационного сетевого пространства, дающие основания для формирования иероглифического информационного пространства в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
- определены перспективы коммуникативной сферы китайского информационного полюса, развития сетевого общества в Китае и формирования международного коммуникативного пространства в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Положения, выносимые на защиту:
1. В последние годы политики и ученые широко используют термин «многополярный мир», понимаемый как желаемое и грядущее мироустройство. Сущность многополярности вытекает из глобального характера современного мира, в котором четко прослеживается нерав-
номерность развития, выражающаяся в нарастающей маргинализации целых регионов развивающегося мира, актуализирующей проблему конкурентоспособности наций в области инновационной деятельности. В условиях современности многополярный мир - это реальная геополитическая конфигурация, возникшая вследствие произошедшего разделения мирового пространства на сферы влияния между экономическими и политическими центрами силы, однако становится ясно, что ни один из этих центров не может в одиночку диктовать свою волю другим регионам планеты без создания мощной коалиции союзников. Таким образом, кристаллизируется множество новых центров по всему миру, делая тем самым глобализацию только внешней формой организации современной многополярной цивилизации. Форма «многополярной глобализации» указывает на наличие динамического баланса сил между многими государствами. Для нее характерно определенное равноправие различных форм ценностей: политических, конфессиональных, этнических, культурных и пр.
2. Многополярность современного мира универсальна, она проявляется и в информационном пространстве, причем эта форма многополярности, связанная не только с социальным, но и с информационным аспектом, базируется на мультикультуральных основаниях коммуникаций в современном мире. Англоязычная часть всех пользователей сети, составляющая когда-то более девяноста процентов, сегодня составляет менее четверти, в то время, как количество не-англоязычных пользователей Интернета неуклонно растет. Сегодня наблюдаются быстрые темпы развития Интернета в Азии, и в особенности его китайского сектора. Положение английского языка пока остается привилегированным, но согласно наметившейся тенденции в ближайшем будущем его статус изменится. Такая же ситуация сейчас наблюдается и со знаково-символическими системами, обеспечивающими графику этих языков в Интернете. Если первоначально интернет-общение происходило на латинице, то в настоящее время в Интернете имеется огромное количество сайтов с другой языковой графикой: кириллической письменностью, арабской вязью, де-ванагари, японской, корейской, и собственно, китайской иероглифи-кой. Все эти данные говорят о том, что в глобальной сети Интернет проявляются тенденции культурного, языкового и знаково-символического разнообразия, подтверждающие тенденцию нарастания многополярности. Поэтому традиционную геополитическую трактовку многополярности следует дополнить информационной составляющей.
3. Процесс формирования многополярного мира достаточно ело-
жен, противоречив и неоднозначен. Превращение современного Китая в мощную сверхдержаву, обладающую современными технологиями и развитым киберпространством, стало объективной реальностью, поскольку он сформировал не только технологическую и материальную базу своего информационного сектора, но и развил соответствующее информационное пространство. С созданием собственных компьютерных сетей Китай, занимающий первое место в мире по количеству населения, плодотворно претворяет в жизнь идею мирового Интернета на китайском языке. Такая сеть по охвату количества пользователей была бы сопоставима с сетью на английском языке, а в геополитическом пространстве она создала бы культурное противостояние США и Европе. Китайский национальный Интернет создается как мощнейший источник информации, он позволяет различным слоям населения, в первую очередь молодежи, познакомиться с мировой культурой и наукой, что дает возможность увеличить во много раз слой людей, образованных по самым высшим современным меркам. Кроме того, современный Китай является крупнейшим в мире интернет-рынком, превосходящим подобный рынок США и имеющим огромный потенциал роста. В настоящее время китайский язык и китайская иероглифика занимают второе место в рейтинге показателей мирового платежеспособного спроса в Интернете. Все эти достижения Китая позволяют говорить о возникновении нового полюса в мировом информационном многополярном сообществе.
4. Социокультурные и знаково-символические особенности китайского коммуникационного сетевого пространства состоят в том, что китайский язык начинает широко использоваться в Сети, несмотря на то, что Интернет был изначально основан на английском языке. Развитие технологий и успешная адаптация китайской иероглифики к вызовам современного компьютеризированного мира позволили использовать большое количество материалов на китайском языке во всемирной компьютерной сети Интернет, наряду с материалами на других языках. Это также привело к ежегодному росту количества пользователей Интернет за счет многочисленного китайского населения. Принцип иероглифического письма, существующего в современном Китае, обладает очевидным достоинством - независимостью от фонетики. Современный китаец может понимать содержание текста, написанного несколько тысяч лет назад, но не знает, как он звучал в оригинале. Немаловажно и то, что современный японец или кореец, не зная ни слова на китайском языке, легко ориентируется в текстах на этом языке, то есть китайская графика, в том числе используемая в сети Интернет, может без видимых усилий служить средством межкультурно-
го общения в ареале набирающего силу Азиатско-Тихоокеанского региона, одного из центров современного многополярного мира. Таким образом, китайская иероглифика является не только письменностью для китайского языка, но может рассматриваться и как универсальная знаково-символическая система межкультурной коммуникации.
5. В настоящее время Китай не только стал одним из лидеров в области информационных технологий, которые позволяют ему создать инструментальную базу сетевых коммуникаций, но и уделяет пристальное внимание перспективам их развития. В современном Китае отчетливо понимают, что инновации обусловлены не только развитием экономики и науки, они в первую очередь детерминированы характером государственной политики, а также общим состоянием образования и культуры. В современном китайском обществе можно наблюдать глубокие изменения в сфере общественного сознания, которые связаны с переходом от заимствования и накопления знаний к самостоятельному креативному, инновационному мышлению. Это касается, прежде всего, цифровых технологий, компактифицирующих почти весь арсенал средств человеческой деятельности. Именно в Китае наиболее перспективен реальный прорыв к полномасштабному сетевому обществу не только вследствие роста мощной технологической и информационной базы, но и благодаря врожденному сетевому характеру китайского мышления. Кроме того, китайская иероглифика, в том числе используемая в сети Интернет, может без видимых усилий служить средством межкультурного общения в ареале набирающего силу Азиатско-Тихоокеанского региона, одного из центров современного многополярного мира и стать универсальной знаково-символической системой межкультурной коммуникации.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы диссертационной работы способствуют углублению и расширению социально-философского знания о коммуникативных процессах в современном многополярном мире, в частности - о возрастающей роли китайского информационного полюса. Исследование может служить теоретической основой для дальнейших разработок проблем, связанных с осмыслением информационного общества, современной культуры и международных коммуникаций.
Результаты исследования могут быть положены в основу построения новых концепций социально-информационной сферы, использованы при разработке стратегии и тактики развития информационных процессов в современном российском обществе. Выводы диссертации представляют интерес для социальных философов, социологов, культурологов, геополитиков, специалистов-китаеведов, лингвис-
тов, а также для всех, кто теоретически и практически решает задачи формирования целостного, гуманитарного подхода к становлению современного информационного общества.
Полученные в ходе проведения исследования результаты и выводы могут продуктивно использоваться при составлении в высших учебных заведениях программ по социальной философии, социологии, культурологии, китаеведению, сравнительному языкознанию, элективным и факультативным дисциплинам.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Научные положения диссертации соответствуют области исследования специальности 09.00.11 - Социальная философия в таких ее пунктах как: 12. Социально-философский анализ культуры как взаимосоотне-сенных символических программ мышления, чувствования и поведения людей; 16. Современные концепции общества как организационной формы совместной деятельности людей; 20. Философия политики; 24. Источники и механизмы социокультурного изменения; 33. Глобальные проблемы современной цивилизации.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на кафедре философии, культурологии и этнологии Пятигорского государственного лингвистического университета; на Международной научно-практической конференции «Философско-культурологический аспект культурной и цивилизационной идентичности» (г. Пятигорск, 2011 г.); на Международной научно-практической конференции «Восток и запад - перекресток цивилизаций» (г. Пятигорск, 2013 г.). Автор являлся участником ряда аспирантских семинаров. Важнейшие концептуальные положения диссертационной работы использованы им в лекционных материалах и на семинарских занятиях в процессе преподавания.
Основные научные результаты исследования нашли отражение в 9 научных работах общим объемом 6,85 п.л., в том числе в 4 изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, и монографии.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и библиографии, включающей 173 наименования, в том числе 25 на иностранном языке. Общий объем исследования составляет 159 страниц.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновываются выбор и актуальность темы, освещается степень ее разработанности, формулируется цель и ставятся исследовательские задачи, излагается теоретико-методологическая
база исследования, раскрывается новизна и формулируются основные положения, выносимые на защиту, обосновывается теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основания исследования коммуникационной многополярности в современном информационном пространстве» отмечается, что в современном мире наблюдается расширение спектра факторов геополитического преобладания. Полицентризм заключается в том, что в международной политике существует несколько самостоятельных государств и их блоков, определяющих тенденции развития мирового устройства. Одним из таких полюсов становится Китай, сделавший огромный скачок не только в экономической области, но и в сфере информационных ресурсов. Фактор многополярности в современном мире очень четко появляется в коммуникативной сфере на примере использования различных языков в глобальной сети Интернет.
В параграфе 1.1. «Концептуализация понятия многополярности с позиций социальной философии» отмечено, что в последние годы от политиков часто слышим термин «многополярный мир», понимаемый как желаемое и грядущее мироустройство. Широко и комплементарно, как способ решения стоящих перед мировым сообществом задач и вызовов, звучит эта тема на различных международных форумах. Многополярность при этом понимается в контексте формирования нескольких геополитических центров, противостоящих притязаниям одной сверхдержавы.
На основе анализа литературы автор отмечает, что прообраз многополярности прослеживается в работах К. Шмита, считающего, что в мире кроме противоборствующих атлантического и континенталист-ского блоков существуют так называемые «великие пространства», политические игроки которых тоже обладают определенной «силой и весом». До определенного момента они занимают колеблющуюся позицию, а потом внезапно начинают самостоятельную игру. Согласно представлениям Шмитта, Китай являлся одним из таких «великих пространств»1.
Одним из первых политиков, отказавшихся от традиционных политических дихотомий в пользу полицентристской трактовки мирового сообщества, стал Мао Цзэдун. Созданная им в середине 1960-х гг. «теория трех миров» предполагала довлеющее положение двух сверхдержав и ведущую роль Китая в противостоянии им.
Интересное развитие идеи многополярности предлагает А. Дугин.
1 Бажанов Б. Неизбежность многополюсного мира // МЭИМО. - 2004. - № 2. - С. 57.
Он рассматривает многополярность как дальнейшее развитие «геополитики Суши» в новых условиях. Именно проекция «геополитики Суши» является вектором многополярной концепции, остальные теоретические концепты являются ее дополнением. Этот фактор определяет социально-философскую составляющую теории многополярности. Социологическая, политологическая, экономическая, культурологическая стороны этой теории только дополняют и усиливают ее.
На теоретическом уровне существует еще целый ряд построений, описывающих тенденции развития современного мира. Некоторые исследователи считают, что современный мир становится все больше похож на глобальную сеть Интернет. В нем существует множество узлов и связей и нет единого центра. Эта теория тесно связана с концепцией идеи полицентризма.
Создана также теория «многополярной глобализации», построенная на наличии баланса сил между различными государствами. Этот баланс возникает на уровне политики, конфессиональное™, этнично-сти и целого ряда других факторов.
Все эти теории подтверждают то, что новый мировой порядок будет многополярным и человечество, по мнению многих специалистов, движется в настоящее время именно в этом направлении. Таким образом, многополярный мир становится объективной реальностью, а в его формировании участвуют различные силы. Он предполагает наличие в геополитической системе нескольких самостоятельных игроков, взаимодействие которых и формирует облик современного мира.
Теория «многополярной глобализации» указывает на формирование динамического баланса сил в современном мире. Она поддерживает мировое динамическое равновесие с помощью сосуществования различных ценностей и является характеристикой современного этапа развития мировой цивилизации. Современный мир, делает вывод диссертант, одновременно и един, и многообразен. Многополярность является ключевой тенденцией развития глобального мира, и многочисленные теории многополярности указывают на ее объективный характер. В целом многополярность можно свести к появлению в современном мире нескольких самостоятельных центров силы в результате ослабления глобальной гегемонии США.
В параграфе 1.2. «Коммуникативная многополярность в информационном пространстве современного мира» отмечается, что постоянную трансформацию общества можно считать важнейшей тенденцией современной эпохи. Тенденция многополярности тоже имеет
2 Дугин А.Г. К теории многополярного мира. - URL: http://www.socir.ru/content/dugin-ag-k-teorii-mnogopolyarnogo-mira
универсальный характер, она проявляется и в информационном пространстве современного мира.
Сегодня многополярность в современном мире вышла на новый уровень, связанный с социально-информационным аспектом и выражающийся в переходе мирового диалога на мультикультуральные основания. Безграничность и проницаемость информационного пространства на глобальном уровне, его открытость и широкая доступность современных средств цифровой коммуникации предоставили новые невиданные возможности для онлайнового участия в интерактивном диалоге для любых субъектов мирового сообщества, и представители всех типов культур могут теперь на равных принимать в этом диалоге участие. Данные обстоятельства стали причиной новой топографии информационного пространства, а это, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на другие сферы современной мировой цивилизации, в которой политика, экономика, конфессиональная сфера, национально-культурное устройство и т.п. претерпевают глубокие изменения.
Важнейшей составляющей информационного и коммуникативного пространства многополярного мира явилась высокая активность виртуальных симулякров прежних геополитических мировых игроков. Важнейшие геополитические ходы переносятся в информационное пространство. Основными способами ведения геополитической игры стали информационные манипуляции, включающие информационные войны и другие информационные акции.
Диссертант констатирует, что хотя в число пользователей Интернета включаются представители всех стран мира, в Европе и в Америке темпы роста количества пользователей заметно снизились. Как показывает статистика, самыми быстрыми темпами развивается азиатский сектор Интернет и в первую очередь - китайский. По численности пользователи Интернет на китайском языке вышли на второе место и уступают лишь англоязычным пользователям. Преобладающим языком Интернета остается английский язык, однако вторым является китайский, а третьим - русский. В ближайшие же несколько лет китайский язык может стать самым распространенным в Интернете.
Таким образом, в глобальной сети Интернет проявляются тенденции культурной, языковой и знаково-символической многополярности, в результате процессов глобализации в современном мире формируется коммуникативное пространство на базе сегментов информационного сетевого общества. Важнейшим фактором информатизации и сете-визации современного мира является развитие сети Интернет. В последнее время в коммуникативном пространстве глобальной информа-
ционной сферы и в сети Интернет наметились тенденции формирования многополярности, сегодня количество китайских пользователей достигает полумиллиарда. Растут арабоязычный и русскоязычный секторы Интернета, при этом каждый из центров развития Интернета пользуется своими языками и графикой, что указывает на ликвидацию монополии английского языка и латинской графики и на формирование многополюсного культурно-символического мира Интернета.
В параграфе 1.3. «Методология социально-философского анализа информационной многополярности в современном мире» отмечено, что методологию мы можем рассматривать и как способ получения знания, и как способ использования этих знаний в самом процессе познания. Поэтому любую теорию, в сущности, можно считать методологией познания, это объясняется тем, что всякая теория выступает отражением через систему понятий какой-либо существенной стороны или фрагмента реальности, выражающим основные связи, знание которых дает возможность создать определенное представление о явлениях и процессах действительности.
Рассматривая объект с позиций социальной философии, отмечает диссертант, мы имеем дело с общей методологией познания, а не с теориями и способами получения знания в каких-либо конкретных сегментах социальной действительности, которые являются частнона-учными методологиями (политология, лингвистика, культурология и т.д.). Познание социальной реальности - сложный и противоречивый процесс, который базируется на использовании самых различных теорий и взглядов, методов и подходов, использование которых определяется особенностями исследуемых социальных объектов.
В настоящее время неотложным является не только социально-философское осмысление масштабных социокультурных изменений, происходящих в современном мире под воздействием процессов информатизации, глобализации, общей медиатизации и компьютеризации, массовой коммуникации, необходимы и изменения в самой информационной системе мира, возникающие под влиянием новых общественных реалий. В частности, серьезного анализа требует развитие тенденций многополярности в глобальном информационном пространстве.
Социально-философский анализ особенностей и коммуникативных возможностей китайского информационного полюса в современном мире, полагает диссертант, наиболее перспективен в рамках системного анализа. Системный подход является универсальным направлением современной методологии, он широко используется в различных сферах как специального научного познания, так и социальной
практики. Системный подход способствует не только четкой постановке конкретных научных проблем, но и разработке приемлемых стратегий при их изучении. Методология, специфика системного подхода определяются тем, что он выстраивает исследование с позиций целостности объекта, принимает во внимание механизмы его функционирования, способствует выявлению различных типов связей сложноорганизованного объекта и позволяет свести их в единую картину на уровне теории.
Системный подход в рамках социально-философского анализа информационной многополярности в современном мире может быть дополнен сравнительно-историческим анализом. Теоретическая значимость сравнительно-исторического анализа определяется универсальным характером гипотез о законах истории.
Синтез с позиций социальной философии можно понимать как стремление к углублению анализа, как возможность выявить все новые и новые грани человеческого бытия. С данных позиций применение сравнительного анализа создает не банальный отход в сторону эклектичности, а позволяет рассмотреть проблему под необычным углом зрения, детально исследовать «белые пятна» на исследовательском поле. Если с этих позиций учитывать еще и историческую логику развития различных антропологических концепций, существующих в современной философии, то можно сделать вывод, умозаключает диссертант, что все они напоминают собой широко известную «матрешку». Это связано с тем, что каждая предыдущая концепция, достигнув своего предела, была включена в последующие концепции. Историческая преемственность с таких позиций может рассматриваться как одна из форм синтеза.
Подобная трактовка позволяет рассматривать цивилизационный подход как основной инструмент создания интегральной концепции в социально-философских исследованиях. Продуктивная практика использования цивилизационного подхода в подобных исследованиях объясняется тем, что в процессе развития общества возникают и развиваются две системы отношений - технико-экономическая и социокультурная. Данные системы отношений настолько тесно связаны и взаимопроникают друг в друга, что каждая из них детерминирует воздействие не только на другую систему, но и на структурообразующие элементы реального социума, и даже на общую картину развития общества. Исходя из этого, смысл цивилизационного подхода состоит в построении типологии социальных систем.
Использование любой методологии социально-философского исследования, констатирует автор исследования - достаточно креатив-
ный процесс в виду того, что социальная реальность непостоянна и имеет бесконечное количество форм. Провести социальное исследование - совсем не значит наполнить конкретными фактами умозрительную конструкцию. Социально-философская методология - это средство поиска ответов на вопросы, задаваемые обществом, при этом важным способом сохранения работоспособности любой методологии является ее включенность в универсальный процесс познания. Исходя из этого важнейшая задача социально-философской методологии — объективно и продуктивно осуществлять социальное познание, что происходит тогда, когда имеет место непрерывное развитие содержания социальной философии вследствие постоянно развивающейся социальной практики.
Во второй главе «Коммуникационная многополярность китайской иероглифики» утверждается, что современный мир отличается повышенной сложностью своего устройства, он необычайно сложен, многомерен, динамичен, наполнен противоборствующими тенденциями развития. Этот мир сочетает в себе не только противоречия, во многом он взаимодополняем, но прежде всего он целостен. Революционное развитие современного общества привело к углублению отношений коммуникации и к увеличению количества способов, посредством которых возможно осуществление связей людей между собой. Это касается не только отдельных людей, но и различных народов, государственных и негосударственных образований, то есть всестороннего развития процессов, связанных с социальными коммуникациями. Современный мир находится в постоянной динамике, сопровождающейся вызовами и ответами на них в различных его сферах. Китайская экономика развивается огромными темпами, производство львиной доли товаров приходится именно на Китай. Бурный скачок произошел и в информационной сфере Китая, создана уникальная по своему объему китайская сеть Интернет. Успех адаптации письменного китайского язык к требованиям современного цифрового информационного пространства дал возможность широко распространять материалы на этом языке во всемирной компьютерной сети Интернет. Преодоление иероглифической письменностью «компьютерного барьера» и создание огромного китаеязычного киберпространства открывает перед ней широчайшие перспективы для создания коммуникативного полюса в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В параграфе 2.1. «Формирование китайского полюса в информационной сфере современного мира» говорится, что процесс формирования многополярного мира очень сложен, противоречив и неоднозначен. Однако, превращение современного Китая в мощную
сверхдержаву, обладающую современными технологиями и развитым киберпространством уже ни у кого не вызывает сомнений. Китай стал крупнейшим рынком компьютеров в мире. После тридцати лет доминирования на рынке персональных компьютеров США впервые уступили лидерство Китаю, который не только сформировал технологическую и материальную базу своего информационного сектора, но и развил соответствующее информационное пространство.
Компьютерные сети в Китае начали развиваться еще в 1980-х гг. XX в. Не удивительно, что сначала они решали научно-исследовательские задачи. Когда же были решены определенные технические проблемы, произошло подключение к глобальной сети Интернет, вслед за этим в стране началось широкомасштабное создание собственных информационных сетей. Наиболее крупной национальной информационной сетью Китая является ChinaNet. Данная сеть является полностью коммерческой, ее эксплуатация началась в 1995 г. и она распространяется практически на весь Китай. Десять лет спустя в Китае начала работу компьютерная сеть нового поколения на базе протокола IPv6. Новая китайская Сеть использует только национальное оборудование, выпущенное на предприятиях китайских IT-компаний, в первую очередь, хорошо себя зарекомендовавших China Telecom и China Mobile.
В глобальном мире компании любого размера, ведущие свой бизнес в Интернете, - от компаний с многомиллиардным оборотом, таких как Google и Facebook, до мелких предприятий - для выхода на мировой рынок используют многоязычные веб-сайты. Согласно рейтингу, перевод веб-сайта на десять языков (английский, китайский (упрощенное письмо), японский, испанский, немецкий, французский, португальский, русский, арабский и корейский) может привлечь 80 % мирового платежеспособного спроса в Интернете, но для достижения 50 % нужно лишь три языка (английский, китайский (упрощенное письмо) и японский).3
На первом месте стоит английский язык с Т-индексом 35 %. И это неудивительно, ведь он - самый эффективный для ведения бизнеса в сети: его применяют более 450 миллионов пользователей Интернета. Китайский (упрощенное письмо) занимает второе место в рейтинге с показателем 10,7% мирового платежеспособного спроса в Интернете, на основании чего можно сделать вывод о формировании китайского полюса в современном информационно-коммуникационном простран-
3 Орор Клавери. Какие языки важны в Интернете. -URL: http://wwv.profitran.livejouraal.com/ 1032.html
стве.4
В последние годы в результате нарастания глобальных процессов в мире произошли очень серьезные изменения, констатирует диссертант. Мир постепенно превращается в многополярный, и одним из новых полюсов глобального постиндустриального, информационного мира становится Китай. Уверенно выйдя практически по всем показателям на второе место в мире, он имеет не только мощную промышленную базу и современное сельское хозяйство, но и наращивает дорожное и жилищное строительство, успешно повышая уровень жизни своего населения. Китай успешно осваивает новые передовые технологии, в том числе и в области компьютерного производства, став одной из самых компьютеризированных стран мира и создав свой сектор Интернета, используя в качестве рабочего китайский язык и китайскую письменность. Все эти достижения Китая позволяют говорить о возникновении нового полюса в мировом информационном сообществе.
В параграфе 2.2. «Социокультурные и знаково-символическне особенности китайского коммуникационного сетевого пространства» констатируется, что в современном Китае количество пользователей Интернета достигло полумиллиарда, причем подавляющее их большинство использует китайскую иероглифику, которая успешно адаптирована к современному киберпространству. Данное обстоятельство указывает на социокультурные и знаково-символические особенности китайского коммуникационного сетевого пространства.
Как показывает анализ многочисленных источников, приведенных в работе, принцип иероглифического письма, существующего в современном Китае, обладает очевидным достоинством - независимостью от произношения. Ддя человека, получившего современное китайское образование, не составляет труда понять текст, написанный даже 2 тысячи лет назад. Кроме того, китайская иероглифическая письменность имеет большие возможности при выражении многоплановых и отвлеченных понятий, содержащих разнообразные оттенки мысли. Современный японец или кореец, не зная ни слова на китайском языке, легко ориентируется в текстах на этом языке. Социокультурный ареал современного использования иероглифической письменности, кроме материкового Китая и Тайваня, включает также Сингапур и многие другие страны Юго-Восточной Азии, где компактно проживают многомиллионные китайские диаспоры. И этот ареал постоянно расширяется. Частично используют иероглифы в Японии и
4 Орор Клавери. Какие языки важны в Интернете. - URL: http://wwvv.profitran.livejournal. com/1032.html
Южной Корее.
С наступлением компьютерной эры появилась возможность широко использовать как полные, так и сокращенные иероглифические знаки, что, в свою очередь, привело к широкому распространению в современном мире информации на китайском языке. Появление Интернета сделало общение между людьми проще и удобнее, сам собой исчез ряд ограничений. Использование китайской иероглифики в глобальной сети Интернет, полагает автор, прежде всего, связано с ее успешной адаптацией к специфике цифрового информационного пространства, и данное обстоятельство дает ей широчайшие перспективы в будущем. Даже сейчас китайские иероглифы в повседневной жизни использует, по меньшей мере, каждый пятый житель Земли. Учитывая экономические возможности современного Китая и перспективы освоения информационного пространства, можно с определенной долей уверенности прогнозировать дальнейшее развитие информационного полюса, основанного на китайской иероглифике. Вполне возможно, предполагает диссертант, что именно в глобальном киберпространстве произойдет дальнейшее распространение китайской иероглифики и в конечном итоге расширение круга тех стран, которые входят в ареал восточноазиатской цивилизации.
В параграфе 2.3. «Перспективы развития коммуникационной сферы китайского информационного полюса» говорится, что современный Китай вышел на уровень высокой оснащенности в области информационных технологий, которые являются вещественной основой сетевого взаимодействия, и это обеспечивают перспективы, тенденции и темпы развития этих технологий. Следует говорить, в первую очередь, о новых цифровых технологиях, с помощью которых становится доступным для всех, всё, всегда и везде, технологиях полевого распределения энергии, дающих возможность генерировать ее непосредственно в точке потребления и в количестве, необходимом пользователю. Кроме того, это касается и современных нано-технологий, которые сводят почти до молекулярных размеров практически все средства деятельности человека.
Данные технологии, используемые комплексно, в своей совокупности дают возможность расширить персональную автономность отдельного человека. Они дают возможность различным разнородным и по-разному распределенным силам проявлять себя свободно, непрерывно и без дискретности, с невероятной точностью, практически без ограничений.
Китай может стать страной внедрения в жизнь широкомасштабного и полноценного применения сетевого образа жизни, считает дис-
сертант. Это связано с тем, что глубинной культурной традицией Китая является даосизм, в рамках которого реальность предстает как бесконечное поле взаимовлияния различных сил, мир является пространством взаимосвязанных событий и превращений и чем-то напоминает раскинутую сеть, в которой нет начала и конца. Это указывает на то, что в Китае уже был давно разработан и за тысячелетия доведен до совершенства не имеющий аналогов в мире алгоритм сетевого действия. Кроме того, на базе этой врожденной системы бытия китайцы создали конфуцианство - невероятно действенную идеологическую систему, с помощью которой можно всегда и везде создавать ситуативные иерархии. О совершенстве китайского способа сетевого бытия свидетельствует тот факт, что все многообразие способов поведения закодировано в символической системе из тридцати шести стратагем. На основе этих типовых элементов можно претворить в жизнь замысел любой сложности. Еще одним подтверждением того, что действие по сетевому принципу у китайцев является врожденной привычкой, служит феномен китайской диаспоры. Он заключается в том, что везде, где есть китайцы, продуцируется китайский образ жизни.
Нарастание глобализационных процессов в современном обществе, ведет к взаимодействию, противостоянию и конкуренции в формирующемся едином информационно-коммуникационном пространстве. Учитывая эти особенности, диссертант предполагает, что с задачей межкультурной коммуникации гораздо эффективнее в ряде случаев способна справляться китайская иероглифика. Китайская графика, в том числе используемая в сети Интернет, может без видимых усилий служить средством межкультурного общения в ареале набирающего силу Азиатско-Тихоокеанского региона, одного из центров современного многополярного мира.
В настоящее время в Китае идет интенсивное развитие информационного пространств, базирующегося на передовых технологиях, заключает автор исследования. Это обстоятельство в совокупности с особенностями китайской ментальности позволяет предполагать возможность выхода Китая на передовые рубежи не только в технологическом плане, но и в освоении сетевого способа бытия в информационном обществе. Кроме того широкое применение китайской иерог-лифики в системе Интернет дает основания для ее использования как универсальной знаково-символической системы в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона.
В Заключении подводятся итоги работы, формулируются основные выводы и обобщения, намечаются перспективы дальнейшего развития китайского информационного пространства, заключающиеся в
том, что в Китае, скорее всего, наиболее полно воплотятся в жизнь принципы сетевого информационного общества. Этому способствуют не только достижения Китая в области информационных технологий, но и основы духовной традиции Китая — даосизм, конфуцианство, согласно которым реальность есть бескрайнее поле взаимодействия сил, где все связано со всем, что наиболее полно отражает сетевые организационные принципы. Кроме того, это связано с тем, что иероглифическая письменность не только более коммуникативна, но и ближе, чем фонетическая письменность, к природе человека.
Ш. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:
Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях (по перечню ВАК РФ)
1. Гурин, М.В. Социокультурные и лингвистические характеристики китайской письменности [Текст] / М.В. Гурин // Вестник ПГЛУ. -
2010.-№ 4.-С. 128-131 (0.5 пл.).
2.Гурин, М.В. Китайская иероглифика в современном мире [Текст] / М.В. Гурин // Историческая и социальная образовательная мысль. —
2011. - № 3. - С.239-245 (0.5 пл.).
3.Гурин, М.В. Нарастание тенденций многополярности в современном глобализирующемся мире [Текст] / М.В. Гурин // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - № 4. - С. 239-245 (0.5 пл.).
4.Гурин, М.В. Особенности методологии социально-философского анализа коммуникативных возможностей китайской иероглифики [Текст] / М.В. Гурин // Общество и право. - 2013. - № 2. - С. 264-268 (0.5 пл.).
Монография:
5. Гурин, М.В Социально-коммуникативные возможности иероглифики в современном мире: Монография [Текст] / М.В. Гурин, Л.А.Ермакова, М.Б Маринов. - Пятигорск, 2013 (7/3,5 пл.).
Публикации в других изданиях:
6.Гурин, М.В. Письменность Китая и китайская картина мира [Текст] / М.В. Гурин // Китай: вчера, сегодня, завтра: сборник. - Ставрополь, 2010. -С.119-122 (0,3 пл.).
7. Гурин, М.В. К вопросу о социокультурных характеристиках китайской письменности [Текст] / М.В. Гурин // Университетские чтения ПГЛУ. - Пятигорск, 2011. —№ 12.-С. 16-20 (0,4 пл.).
8. Гурии, М.В. Язык, письменность и культура в формировании и развитии китайской идентичности [Текст] / М.В. Гурин // «Философско-
культурологический аспект культурной и цивилизационной идентичности». Международная научно-практическая конференция / ПГЛУ. - Пятигорск, 2011. - С. 50-57 (0,4 п.л.).
9.Гурин, М.В. Социокультурные и лингвистические характеристики китайской иероглифики как знаково-символической информационной системы [Текст] / М.В. Гурин, Л.А.Ермакова, М.Б Маринов // «Восток и запад — перекресток цивилизаций». Международная научно-практическая конференция ПГЛУ. - Пятигорск, 2013. - С. 50-69 (0,5/0,25 п.л.).
Подписано в печать 22.11.2013 Формат 60х841/1б. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.печ.л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ. № 316
Пятигорский государственный лингвистический университет
357532 Пятигорск, пр. Калинина 9 Отпечатано в Центре информационных и образовательных технологий ПГЛУ
Текст диссертации на тему "Особенности коммуникационной многополярности китайской иероглифики в информационном пространстве современного мира"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
04201454602
Гурин Максим Владимирович
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИОННОЙ МНОГОПОЛЯРНОСТИ КИТАЙСКОЙ ИЕРОГЛИФИКИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Специальность: 09.00.11 - социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Л.И. Ермакова
Пятигорск - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ МНОГОПОЛЯРНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ.............................................................................................19
1.1. Концептуализация понятия многополярности
с позиций социальной философии..............................................................20
1.2. Коммуникационная многополярность в информационном пространстве современного мира.............................................................41
1.3. Методология социально-философского анализа коммуникационной многополярности в современном мире....................61
ГЛАВА ВТОРАЯ. КОММУНИКАЦИОННАЯ
МНОГОПОЛЯРНОСТЬ КИТАЙСКОЙ ИЕРОГЛИФИКИ..............................82
2.1. Формирование китайского полюса в коммуникационно-информационной сфере современного мира.............................................83
2.2. Социо-культурные и знаково-символические особенности китайского коммуникационного
сетевого пространства......................................................................102
2.3. Перспективы развития коммуникационной сферы
китайского информационного полюса.........................................119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................139
БИБЛИОГРАФИЯ......................................................................145
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Переосмысление и анализ современного мироустройства позволяет сделать попытку создания синтетической модели мира начала XXI вв. Ее основная структурная особенность - многополярность.
Как считает директор Французского института международных отношений (IFRI) Тьерри де Монбриаль, современный мир превращается в многополярный, многомерный и разнородный. В ближайшем будущем важнейшие направления развития будут по-прежнему определяться влиянием Соединенных Штатов, «исламским вектором развития», развитием единой Европы, укреплением позиции России в мировом геополитическом пространстве, превращением Китая в новый центр мирового развития и консолидацией азиатских стран вокруг него. Именно сейчас наступило время, когда Китай неожиданно превратился в экономическую державу номер два и настойчиво и уверенно позиционирует себя как новая глобальная политическая сила, а Россия уже практически возвратила свое место на мировой арене. При этом ни Москва, ни Пекин не разделяют ценности Запада в области идеологии. Эти две страны сохраняют за собой статус мировых центров1.
Официально Россия всячески поддерживает концепцию многополярности и ее продвижение на международной арене, в частности, с Китаем подписано две декларации по многополярности. Министр иностранных дел Сергей Лавров в одной из последних публикаций назвал Азиатско-Тихоокеанский регион новым центром тяжести мировой политической и экономической активности, где формируется новое полицентричное мироустройство2.
1 Монбриаль Т., де. Многополярность и многообразие // Россия в глобальной политике. -2007.-№6.
2 Лавров C.B. Политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе: к миру, безопасности
Профессор университета Пьер Мендес Франс (UPMF) в Гренобле, автор книги «Русская стратегическая мысль, тёплая война и евразийская шахматная доска» Жан Жеронимо тоже считает, что Владимир Путин намеревается установить более сбалансированное управление миром путём интеграции новых развивающихся держав, среди которых Россия, Китай и Индия, и повысить роль ООН как инструмента демократического плюрализма. В долгосрочной перспективе цель состоит в создании многополярного мира, противодействующего американской гегемонии3.
Безусловно, современный мир все больше приобретает черты многополярности, но не только в геополитической и экономической сферах.
Говоря о теоретической актуальности указанной проблематики, следует отметить, что начавшийся XXI в. называют новым информационным веком и связывают с четвертой информационной революцией, связанной прежде всего с распространением компьютеров и Интернета. Эта информационная революция изменила ситуацию в коммуникативной сфере. Поэтому мы можем говорить не только о геополитической многополярности, но и о многополярности информационной, то есть многополярности в сферах информации, культуры, коммуникативистики.
В современном мире отчетливо прослеживаются две тенденции в области развития различных форм коммуникаций.
Первая направлена на поиск новых путей формирования диалога культур, установления консенсуса, развития различных форм толерантности. Все эти действия связаны с поиском взаимопонимания в различных коммуникативных сферах. Их конечная цель достижение хотя бы
и устойчивому развитию // Международная жизнь. - 2012. - 06.04.
3 Жан Жеронимо. Путин хочет видеть мир многополярным и выступает против американской гегемонии. - 5 сентября 2012 г. - URL: http://www.hghltd.yandex.net/ yandbtm?text=ЖaнЖepoнимo&url=http.inopressa.ruFaгticleFApr2012=FHlШlanite= Pressdigest
относительной терпимости и согласия в понимании представителей иных культур. Другая тенденция связана с поиском и закреплением в коммуникативных сферах различной культурной идентификации.
С этой точки зрения особую актуальность приобретает концепция Э. Сепира и Б. Уорфа об информационной детерминированности ключевых черт различных культур 4 . Не меньшее значение имеют и проблемы коммуникаций, связанные с развитием информационной сферы постиндустриального общества5.
Поэтому, решение данных проблем очень тесно связано с развитием современных информационных систем и протеканием коммуникативных процессов в современном обществе, а прежде всего тенденций формирования многополярности в информационной сфере.
Именно эти особенности развития современного мира оказывают решающее влияние на современные коммуникативные процессы. На основе их анализа возникла необходимость глубокого исследования коммуникаций важнейших тенденций современности. Одной из таких проблем является социально-философский анализ специфики информационной многополярности в современном мире.
Одной из черт этой специфики является то, что в последние годы бурный рост китайской экономики и создание Китаем собственного киберпространства позволили серьезно говорить о формировании еще одного полюса в современном информационном мире и о превращении китайского языка, на котором говорит примерно 1,5 млрд. человек, в один из каналов международного общения. Знаково-символическая кодировка китайского языка, основанная на системе иероглифики, уверенно шагнувшая в XXI век, принципиально отличается от других знаково-символических
4 Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку // Языки как образ мира. - М.; СПб., 2003.
5 Хабермае Ю. Философский дискурс о модерне. - М., 2003. - Лекция XI: Еще один выход из философии субъекта: коммуникативный разум против разума субъектцентри-рованного.
систем использующихся в современном информационном пространстве. Она не была вытеснена алфавитными знаково-символическими системами и хорошо вписалась в киберпространство, так как обладает многими социально-коммуникативными особенностями. Эта проблема требует глубокого теоретического осмысления.
Говоря о практической актуальности этой проблемы, можно отметить, что в современном Китае успешно решена проблема адаптации собственной системы письменности в компьютерном и сетевом пространстве Интернета. Новая сетевая, компьютерная социально-коммуникативная практика добавила еще одно средство для международной коммуникации. Знаково-символи-ческая система китайской иероглифики, обладающая большим коммуникативным потенциалом, не только продолжает способствовать сохранению культурного единства в рамках ареала традиционной китайской цивилизации, но и выходит в глобальное мировое коммуникативное пространство.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что проблема коммуникативной и информационной многополярности в условиях современности приобретает все большую актуальность. Рассмотрение особенностей коммуникационной многополярности в информационной сфере современного мира, на примере китайского коммуникативно-информационного полюса выходит за рамки научного дискурса в рамках отдельных научных дисциплин и требует научной рефлексии с позиций социальной философии, что и определило актуальность темы данного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Научный анализ трансформаций современного общества под влиянием процесса глобализации и формирования многополярности как одной из тенденций будущего развития мира только набирает силу, но уже можно констатировать, что важнейшие аспекты этих проблем достаточно широко представлены в разнообразных научных исследованиях.
Многополярность можно рассматривать в виде существования в мире нескольких самостоятельных мировых центров, противостоящих возможной гегемонии одной сверхдержавы. В формировании многополярности участвуют и другие геополитические факторы, связанные с тем, что каждая глобальная экономическая зона составляет также этноцивилизационную либо культурную общность, и эта тема получила отражение в работах современных исследователей и политиков, таких как Е. Бажанов 6 ,
7 Я 9 10
А.Г. Дугин , С. Коуэн , В.В. Михеев , Е.М. Примаков, С. Хантингтон ,
Цзян Цзэминь, Ю.В. Яковец11 и др. Однако в этих работах намечены только
общие контуры тенденции многополярности в современном мире.
Анализ проблем коммуникации начался еще в XX веке.
Основоположниками коммуникационной проблематики считаются
10
Г.Д. Лассуэл, Т. Ньюкомб, К.К. Серено, К. Шеннон, У. Уивер и др. .
Идеи информационного сетевого общества нашли отражение в работах Д. Белла 13 , Ж.Ф. Лиотара 14 , У. Мартина 15 , М. Кастельса 16 и других исследователей и позволили под новым углом рассмотреть проблему коммуникаций в современном мире. Исследования коммуникации как
6 Бажанов Е. Неизбежность многополюсного мира // МЭИМО. - 2004. - № 2.
7 Дугин А.Г. К Теории Многополярного Мира. - URL: http://www.socir.ru/content/dugin-ag-k-teorii-mnogopolyarnogo-mira
0
Коэн С. Провал крестового похода. США и трагедия посткоммунистической России. -М.: АИРО-ХХ, 2001.
9 Михеев В.В. Глобализация и азиатский регионализм: вызовы для России / РАН. Институт Дальнего Востока. - М., 2001. - С. 24.
10 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003.
11 Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М., 2006.
1 "У
Lasswell Н. The Structure and Function of Communication in Society // The Process and Effects of Mass Communication. - Chicago, 1971.
13 Bell D. The Social Framework of Information Society // The Computer Age: A Twenty Year View / ed. by M.L. Dertonzos, L. Moses. - London, 1981.
14ЛиотарЖ-Ф. Состояние постмодерна; пер. с франц. Н.А. Шматко; Институт экспериментальной социологии. - М.: АЛЕТЕЙЯ; СПб., 1998.
5 Мартин У.Дж. Информационное общество: реферат // Теория и практика общественно-научной информации: ежеквартальник / редкол.: Виноградов В.А. (гл. ред.) и др.; АН СССР. ИНИОН. - М., 1990. - № 3.
16 Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / под ред. В. Харитонова; пер. с англ. А. Матвеева. - Екатеринбург: У-Фактория (при участии Гуманитарного ун-та), 2004.
социокультурного явления во многом обусловленного возникновением глобальной сети Интернет, в значительной степени сформировавшей новую коммуникативную среду, были проведены такими авторами как Э. Аронсон, М.С. Вершинин, С.Г. Кара-Мурза, Р. Лифтон, A.C. Панарин, М.М. Назаров, Г.Г. Почепцов, А.Н. Соколов и др.17
Большую роль в исследовании различных сторон современного информационного пространства сыграли работы 3. Баумана, У. Бека,
A. Брюса, А.Г. Дугина, А.Д. Елякова, B.JI. Иноземцева, Н.В. Корытниковой,
B.В. Кочеткова, JI.H. Кочетковой, Ф.В. Лазарева, И.А. Мальковской, Д.А. Силачева, Э. Тоффлера, Н. Элиаса, Э. Фромма и др.18 Из этих работ можно сделать вывод о том, что элементы постиндустриального, информационного сетевого глобализирующегося общества в современном мире - это уже объективная реальность, а наиболее важным его аспектом является нарастание разнообразия в современном мире и формирование тенденции многополярности. Вектор развития такого общества отличается достаточной неопределенностью, а жизнь становится текучей, непостоянной, что в свою очередь активно способствует формированию коммуникационной и информационной многополярности.
17 Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2000; Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: Едиториал - УРСС, 2002; Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Релф-бук, 2001; Соколов А.Н. Актуализация сферы культуры и массовых коммуникаций как важнейшего элемента стратегии социально-экономического развития // Государственная служба. - 2005. - № 4.
8 Бауман 3. Индивидуализированное общество. - М., 2005; Еляков А.Д. Современная
информационная революция // Социологические исследования. - 2003. — № 10;
Иноземцев B.JI. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе //
Социологические исследования. - 2000. - № 6; Мальковская И.А. Профиль информа-
ционно-коммуникативного общества (обзор современных теорий) // Социологические
исследования. - 2007. - № 2; Силачев Д.А. Социальные последствия перехода
от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну // Вопросы
философии. - 2005. - № 7; Тоффлер Э. Третья волна. - М., 2004; Фромм Э. Психоанализ и
этика. - М., 1993; Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя. - М., 2004;
Bell D. The Social Framework of Information Society // The Computer Age: A Twenty Year
View / ed. by M.L. Dertonzos, L. Moses. - London, 1981. - P. 163.
Специфика китайского коммуникационного полюса в информационном пространстве современного мира нашла отражение в работах таких исследователей, как В.А. Абрамов, И.А. Малевич, В.В. Михеев, A.C. Озорнина, Е.П. Савруцкая, H.A. Сляднева, Синь Хайгуан и др.19 В этих работах рассматриваются проблемы формирования китайского информационного и коммуникационного киберпространства, исследуются динамика его развития, обусловливающаяся ростом числа пользователей и государственной политикой в этой области; особенности материальной базы и программного обеспечения; специфика знаково-символической составляющей и возможность ее адаптации к сети Интернет.
Вся эта совокупность обозначенных исследований позволяет говорить о социо-культурных особенностях китайского коммуникационного полюса в современном многополярном информационном мире, но эти проблемы пока только намечены и требуют как дальнейшей концептуализации, так и глубокого изучения.
Поэтому, несмотря на значительное число исследований по указанным конкретным направлениям, продолжает ощущаться нехватка социально-философских исследований, в которых на высоком уровне обобщения и рефлексии анализировались бы проблемы формирования китайского коммуникационного и информационного полюса в современном многополярном мире, а также социально-коммуникативные возможности различных знаково-символических систем, в том числе и китайской
19 Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения. - М.: Восточная книга, 2010; Малевич И.А. Внимание, Китай. - М.: ACT, Харвест, 2001; Михеев В.В. Глобализация и азиатский регионализм: вызовы для России / РАН. Институт Дальнего Востока. - М., 2001; Озорнина A.C. Региональные практики КНР и китайское социокультурное пространство // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2011. — №3.; Савруцкая Е.П. Феномен коммуникации в современном мире // Актуальные проблемы теории коммуникации: сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004; Сляднева H.A. Диалог культур в информационном обществе: новый формат // Международная конференция «Диалог культур - веление времени». -М.: Международное изд-во «Информациология», 2005; Синь Хайгуан. Сможет ли микроблогинг изменить наше общество? // Китай. - 2011. - № 2 и др.
иероглифики в современном киберпространстве. Находясь на стыке различных научных дисциплин, проблема коммуникативных возможностей различных знаково-символических систем в современном мире представляет собой пока малоразработанную исследовательскую лакуну. Поэтому, в настоящей диссертации автор ставит перед собой задачу с позиций социальной философии и с помощью информации, полученной из различных источников, отрефлексировать специфику коммуникативных возможностей различных знаково-символических систем, в том числ�