автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Особенности межсубъектных взаимодействий в социальной системе

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Мкртичян, Артур Ервандович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Особенности межсубъектных взаимодействий в социальной системе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности межсубъектных взаимодействий в социальной системе"

ЕРЕВАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Р ~ 1 г- Ч

t I ü . 1

Se ««¡гагах рукописи.

ШРШЯН АРТУР ЕРВАВДиШЧ

ОСОБЕННОСТИ МЕНСУБШТШ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Специальность 09»00»II - социальная философ"«

А л г о jr ï I 5 у a ï диссертации та соиечаннз ученой меп^та .чандидаеа философских ..аук

■;гзван

Работа выполнена на кафедре философии и этики йревакского государственного университета» .

Научный руководитель « доктор философских наук,,

профо Овсепп кско

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профо Ихитарян ГоБо

кандидат философских наук Погосян ГсАс

Ведущая органигэдм - ереванский государственный

' педагогический институт кафедра философии . .'

Защита состоится 19Э& г, в ¿Л-&(?чъ.й

на заседании Специализированного совета Д ОБЗаОХоОЗ по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в'.ЕГУ-'

Адрес совета; 3750^90 Ереван»- Л9, ¿-и- Ал„Манукяна,, Х,ЕГУ

С диссертацией можно ознакомиться в кабинете научных работников ЕГУ ' - -

Автореферат разослан " $ " 199 3 г» :

Ученый секр -гарь —

Специализированного совета -. / ^'^/[¿^чц) доцент . Оганесян С.Г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Переж.ваеыая нами судьбоносная для всего народа эпоха крупномасштабных перемен настоятельно требует разработки новых теоретических положений, которые стали бы основой для необходимого развития обществоведения. Назрела необходимости б дополнении е., чествующих теоретических концепций новыми» ибо происходящие у нас исторические процессы нельзя полностью объяснить, исходя из существующей социально-философской парадиг.'Ыо Научный анализ нынешнего состояния нашего общества возможен только на адькватной нашему времени теоретической основе. Надо перенести-исследовательский акцент о изучения абстрактных закономерностей развития общества на ¡..^ха-низмы его функционирования. с безличных функциональных подсистем и отношений - на конкретных субъектов общественной зизни и реальный процесс их взаимодействия,, Именно этим определяете актуальность темы данного исследования, ее нечиэна, состоящая ? попытка уточнения понятия социального взаимодействия, выявления его методологических возможностей, характеристики основных типов межсубъектных взаимодействий.

Социальная мзнь есть непрерывный процесс дея-гельяоежи различных субъекгоз, которые вступаю? во всевозможные зиг"« взаиыодсЛствПо Чтобы ориентироваться з них, экспери! жтагор должен иметь под руной характеристику этих субъектов и основных типов взаимодействий меаду ними. Поэтому выявление особенностей меясубъектных взаиыодейстУ'й имеет, заяное методологическое значение мля прикладных общественных наук, занимающих я проблемой социального взаимодействия, создает должную методологическую базу для экспериментальных исследований. .

Однако, характеристика межсубъектных взаимодействий аяы ш необходима не только з силу своего соответствия практическим запросам времени, но и в интересах углублеыя социальной мэрии, .совершенстве зания ее познавательных средств«,

Степень научной разработанности проб 1емы„ Проблема еоди=> ального взаимодействия является эдной из центральных % сс ;ио» логии. Тл за!. :иались многие ученые, и эде~ь сг'десхзуеж богатая традиция. Однако, почти исследо-аявли подошли к даш: ыу

зопросу с :озициР ыикросоциолог"и, или, дане, скорее с позиций со .гчльной психологии. В работах Г-Зиимеля, Ч.Кули, Дж.Мида, Яна Щепаньского, Г.Блумера, Г.(А.Андреевой и др. освещены многие стороны проц сса мексубъектного взаимодействия, но иы всем свойстр^нна психологизация этого процесса, ограничение „то изучения пределами малых групп, игнорирование крупных социальных субъгкхов взаимодействий» Это ииеет в определенных пределах.. свои достоинства, но для социально-философских концепций-такой подход неприемлем. Р качестве исследований, которые проведены с социально-философских позиций, можно выделить работы Т.Пар-сонса, А.Н.АверьяноЕа, А.А.Овсепяна. Но и в этих работах проблема концептуализации межсуб ектных взаимодействуй еще далеко не исчерпана.

Нг^тояцее исследование, основывается на общесоциологическом подходе к изучению социальных взаимодействий, предполагающем , их рассмотрение в контексте общественной системы, что позволяет преодолеть лринципиальлую ограниченность ыикросоциологичес-кой тр<_.;товки ыеко^бъектных взаимодействий.

Цель и задачи исследопния. Главной целью работы является создание теоретических основ концепции общее. ва,\ исходящей из деятельност: социальных субъектов, выводящей из нее заколомер-ности общественной еыни. Так как функционирование общественной системы реализуется через совокупность межсубъектных взаимодействий, то выявление особенностей последних позволит лучше понять процессы, благодаря который общество существует,' сохраняется и развивается. Это обусловил) иссле ;овательские задачи:

- показать обглтеоретичоские и методологические предпосылки исследование и обосно необходимость системного и деятель' ностною Подхода »• изучению общества;

- охарактеризовать социального субъекта как такового,^ гэ-казать уровни его модальностей;

- выявить с ж л понятия социального. вза"м',зейсгвия и дагь его определение;

- .;ос, здетвом г экологии социальных взаимодействий выявить их особенности; -г-"*^ '

- показать неоспоримоё^'гЧачьяие человеческого сотрудничества в ^лзнеде^т^льности общества вообще, в деле оптимизации

ыежсубьектных взаимодействий в частности.

Научная новизна работы. - В ходе решения вышеуказанных задач в диссертаций выдвигается ряд теоретических положений, являющихся оамостоягельпым вкладом ^тора в "разработку рассыат -риваемых проблем. К числу этих, претендующих но. научную новизну положений, можно отнести следующие;

1. обоснована необходимость системного исследования об" ¡цесява з аспекте многоуровневого и разнообразного взаимодейся-'вия социальных субъектов, представляющих собой разные ступэни социальной структуры общест-энной сптемы;

2. предложена семиуровневая иерархия модусов совокупного субъекта единой общечеловеческой деятельности. Каждый уровечь этой иерархии (человек-рэупла-организац^я-класс-этническая общность - союз этнических оеяностей-общество в целом) - эго

.своего рода обобщенный субъекг, которйй, з свою очередь,по^чаз-даллется на разные субъеки по.горизонтали.

3. сдйлана попытка уточнить понятие социального ззаимодвй-с.вия, определяя его как процесс осуществления конкретной совместной деятельности по меньшей мере двух субъектов^

4о осуществлена гиполог-я ысжсубьектных взаимодействий,, зыделены некоторые основные гщпы этих взаимодействий и дана ах характеристика;

5» отмечина роль с. тр1/Д";1чества в становлении и раззигяа человечества и указано на недопустимость абсолютизации классо= вой борьбы как главного фактора функционирования и развития общества. Только равновесие борьбь, и сотрудничества л'ые&ст/бъ-ектных взаимодействиях ведет к созданию наилучщих условий для реализации человеческой сущности»

Практическая значимость работы определяется тем,\ чт* рассмотрение общества в качестве целостной системы, важной Характеристикой которой выступают ыежсубъектнь'е взаимодействия^ несет ценную'методологическую нагрузку и в порядке пракг'шве-.кой значимости может служить методологическим' ориентиром для \прикладной социологии, нацеливая ее на конкретные исследова» ■^Ы^ реальных процэссов 'взаимодействий между различными суоъ« "Актами» Результаты таких исследований были бы :^йсьыа полезны для, определения о;.г....'альности организационных с обцеез-

венной жизни и упр;зления ими» Ма^ериаль' диссертации можно ис-полььс^ать и при прподаванш ряда р зделов вузовских гурсов по социальной философии. • •

Теоретической и методологической основой работы- являются сг^ге^ый подход и принцип деятельности0 Использованы те важные труды и исследования наших и зарубежных теоретиков социолога и философов, которые поыоге-ч более полно, глу£:хе проанализировать и охарактеризовать ыежсубъекгные взаимодействия.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании К'"$едры философии и этики ЕГУ (пай 1992 г.) и рекомендована к публичной защите» Осно?чне, положения и результаты работы отражены в опубликовании научных и:/ публицистических статьях.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения. двух глав, подразделенных йа четыре параграфа, заключения и списка использованной»литературы» Содержание работы изложено не ЗМ машинописных страничаэс., . •

основное содЕРшт .РАБОТЫ

Во введении . обосновывается актуальность иссл дуемой темы, характеризуется.степень ее разработанности, определяются главная цепь и задачи исследования, научная новизне и практическая значимость работы, даетсяхарактеристика предложенного :. исследоватенекого подхода и обоснование структуры исследования.

Первая г~ава "Методологические и общетеоретические предпосылки" посвящена и^лизу тех'исходных теоретических полож.-ний котооые выступают в кач"ствв:!аетодологической базы исследования и опрепляю. его специфику, В главе обосновывается / правомочность и преимущества принципиально 'о методологического, положения, йог: асно которому человеческое общество необходимо рассматривать в качестве многоуровневой иерарх.,ческой социальной системы, уровнями которой вступают разнопорядковые субъекты соцг'.льпых взаимодействий. Характеристика этих субъектов и выявление особен; эстей взаимодействий ме„.ду ними является . аде ватным запросам наше!) времени методологическим средством изучения общест: а.

§ 1« - Общество как динамичная целостная с.ютема. При изучении общественной системы с позиций системного подхода воз-никсэт необходимость абстрагироваться от целого и вычленить его относительно сайг-тоятельные компоненты. Выявление основных компонентов целого и исследование их взаимодействий как раз и является методологическим приемом -^того подхода»

Правомочность предложенного приема обосновываемся теи,чхо общество яг"гяется сложной, многоуровневой си :еыой, при изучении которой требуется построение рпличных теоретических моделей, каждая из которых спос бна охв:тигь лишь определенные стороны сложности и иерархичности общественной системы Поскольку человеческое мышление не моаег одновременно постигнуть разг. щ-ные стороны и вен глубину слокности общественного целого, 20 возникает необходимость исследования общества на основе разных методологических подходов и приемов» Ограничиваясь господедующей у нас трактовкой общества как системы производственных, базисных и надстроечных отношений, невозможно дать удовлетворительное объяснение огромному множеству фактов общественной жизни. Следовательно, рассмотрение общественной системы как совокупном отношений является одним из способов ее характеристики, не исключающим, а предполагающим другие способы, пр"ззаи-■те дополнить эту характеристику»

Социальная система выотопает в качестве иерархически организованной целостности (понятие '"социальная система1' употребляется в работе как синоним понятия "общественная система®1) 0 Целостность системы предполагает наличие определенного устойчивого качества, а ее организация фиксирует иерархическую упо- . рядочекность внутрисистемных связей и разноуровневых компонентов, представляющих, собой системы более низшего порядка и .ар^к-теризую^ихся степенью "вклада" в общее функционирование социа№= ной системы. Источники функционирования и рпзития целостной социальной системы не привнесены в нее извне, а внутренне ей присущи,- заключаются в ее неоднородности и противоречивости,) В процессе развития системы с относительно однородными понентами происходит ее дифференциация:, ибо различные компоненты находятся в неодинаковы^ условиях и подвергаются зюздв*ся° вий разных сило В 01-.лу различия этих условий &аоож"но одно«

родного целого не шкет быть.Такт* образом,целостность нс-озна-чазг одкородкостьцмонолитностьо но ли*ь локое' устойчивое качество» А. наиболее общий,универеальным ^снованием целостности является яр "сущий 0бт1ктаи реальности всеобщий лринцип взаимодействия, который, однако, модифицируется в различных областя.. действи-тел'чости и в каждем конкретном типе целостной системы обре-таея свою особую специфическую форму.

Для понимания специфики социальной систе_ш очень важно устанопть основные типы образующих эту сисламу компонентов,:'.. их субординацию, из огромного множества компонентов выбрать наиболее существенные и положить их в основу своего исследования. В зависимости от способа рассмотрения в качестве элементов мсгут выступать различные компоненты общества. В данной же работе таким элементов выггупаег отдельный человек как аоситель целостных системных качеств, ибо общество не существует без человека. Но люди связываются друг с другим и с обществом в целом посредством различных социальных общностей9в которые они входят и которые являются компонентами социальной системы. Способ связи этих общностей составляет структуру социальной Тистемы. Сь-.-зи же проявляются через"взаимодействия социальных общностей друг с дчугоы. Поэтому характеристика э.мх взаимодействуй и их субъектов является ни чем иным, как характеристикП компонентно-структурной подсистемы обществ?, что позволяет перейти к изучению функционирования социальной системы. Поскольку ае функционирование это осуществляется через всю совокупность социальных ^заумоде^ствий, поскольку характеристика особенностей отих последних является, в определенной мере, и характеристикой функг'онировения общественного • целогоо . . , . ,

Общество представляет собой единственна л в своем роде целостную ¿«зрархическ^ю систему, систему синтетичную, в которой тесно переплетаются субъективное и объективное, переходят друг в другч, порождав друг друга. И актом такого перехода, творения социальны", ценностей, является взаимодействие субъектов, конкретный процесс их совместной деятельности. Очевидна, что пр., г^уч^нии обще^т^а необходимо учесть важнейшее методологическое значение принципа деятельности. Использование этого принципа в познавательных цгчях открывает больиие возмож-

нос^и проникновения в сущность социальных феноменов. Ведь общественное закономерности реализуются посредством деятальносзд людей. В деятельности человек раскрывает свое место з мире 25 утверждается з'нем. Все богатство р; зяьных взаимосвязей вдяов®-"ка и общества. возникае-с и реализуется в процессе «сзорически % 'конкретной социальной деятельности.,

Деятельностный подход призван дополнить системный подход, составить с ним гармоническое целое. Он предполагает выяснение специфики конкрегных взаимодействий субъектов,слособов формирования общественных отношений,, характерных для каждого исторического общества, а такхе выделеьда нонкретных зипоз ■ субъгчтов. Для того, чтобы не впасть з спекулятивные рассуждения, надо показать человеческий смысл деятельности. А пр*1 этом на первый план выдвигается проблема субъекта деятольносМо Дело з тог, что чыенно в человеческой деятельности имеют место механизмы действий и средства реализации общих закономерностей общественной хизни, которые нельзя донять, зсли абся-рагиро^аться от субъектов деятельности» их мотивами» С^щносгъ деятельностного подхода состоит в том, что при изучении общества человек,, общности людей рассматриваются как активны© субъекты, преобразующие окружающий мир и самих себя» Отсюда» деятельность определяется как активность субъекта, предполагающая на- уровне социального индивида здинстзо двух процессов: индивидуализации и социализации. Человек приобщается к общественной низни, определенным образом индивидуализируя наличные культурные образцы и ценности, к в го яе время призм«» см в совместную деятельность нечто,свое, индивидуальное, яовоз, которое иокет быть типизировано и зафиксир зако в кулагу ре. Более того, индивидуализируя, субьэкт социализируется;, Здесь проявляется существо человеческой свобод1*; гворчзслоэ ■овладение старым через.его индивидуализацию и творение нового, подлежащего социализации.

Одним еловой, общество - это система, основанная на динамической взаимодействии своих конг'нзнтов, и изучение етж ¿за и. здо/стпо.:^ ляг костроигз. такую гворегическ^л аодваа. а&,иг%-ьа, кото^оЛ ч-гаозек л о суде,- л^сязным продуетон об-дос^г-ла'.ик отно;.;;:!/;:^ а качгли.: творце..::.:, = И, аезш

учесть, чтс для общественной системы существенное значение иыс-.т внутрек :ие процессы управления, которые должны все более рационализироваться, то станет очевидным, почему такое прдставление чел века, а значит, и сформулированный в работе подход в единстве всех его методологических принципов являются весьма актуальными и правомочный.

§ Z. - Социальный субъект и его модусы. В этом папагра-. фе выделяется совокупный субъект социального взаимодействия как конкретно-истори^скйй носитель совместной деятельности людей, разграничиваются и характеризуются его различные модусы. иуб^екты общественной жизни субординируются в ыногоуров-невую иерар: чю, ступени котороГ можно выделить на основе ота-пени собирательности этих субъектов, содержания и значимости для функционирования всего общественного.целого г.дач, решаемых ими.

Так как построение системной модели социального целого предполагает выделение рас..оуровневьп. компонентов общественной сист ;мы и. рассмотрение взаимодейств"й между ними, то необходимо охарактеризовать структуру социального субъекта.Ведь, •-.л о бы не оставаться в области абстрактных и зыастую бесплод-, ных рассукдег 'й, в качестве основных компонентов обществе ..вой ~ структуры надо брать н* безличные с^еры общественной жизни, а ( з действительных субъектов, посредством взаимодействий которых и реализуется общественная гчзн~. Человек выступает в ка-4ecTLj субъекта как носитель определенных групповых, классовых, национальных и. т.п. качеств. Гкатоыу субъект,социального взамодекствин полш/^далеи. Через, взаимодействия людей в?чк-ыодейс'гвуют группы, класс , нации, .^бо "кандый .;ндиви дуальный •'убввкт -клыен одновременно в разные коллективные субьек- • ты"1. Субъекты .о-личаются друг от друга как в количествегчом, так и в качественном отношении. Уровень их соб .рательности и характер выполняемой в обществе функции поро-кдчют новые . свойства, обусловливая на^лчие различных модусов социального субъег^а чаг такового его разных уровней.

Отдельные люди являются представителям" определенных социальных общностей, котопые пргчизшвают все сферы обществен-

1.Лекторский В..». Субъект- объект, п/знание. ь!.:"Наука,\1980, с. 28а.

ной жизни, все уровни. Оощности су ь объединения людей, в основе образования и функционирования погори/. ле,.„ит об-ьективный общий интерес их членов, предполагающий оС ую позицию и общее действие..Переплетаюсь, социальное общности сохраняют свою качественную специфику, являются относительно устойчивым образование!;. Они пронизывают друг друга, выступая составными частями "руг друга. В общности выражаютс.. мнтегративные свойства, порожденные взаимодействием входящи-/ в него людей лли групп. Способности к общему, интегральному действие делает общность носителем определенной деятельное!.;, то есть коллективна»' субъектом. А так как общности бывают-разного порядка, то и коллективные субъекты выражают разные уровни единого оциального субъекта, то есть носителя всей человеческой деятельности з целом. Отсюда, возникагт необходимость различения модусов совокупного социального субъекта.

Разное авторы по-разному подходят к данному вопросу. Диссертант призодит ззгляди на проблему, высдаз"шше К.Марксом, ¿¡!.Вебером( Г.^агселем, Г.С.Арефьевой, В.А.Цтоффом, У.С.Кяга-ном, П.В.Когтниным, Э.С.Маркарянои, В.«.Сагатозским к др. Сам автор считает целесообразным постулировать следующее разграничение модальностей совокупного субъекта:

- субъектом может быть отдельный человек, поскольку он является личностью;

■ - субъектом является группа ладей, обладающая системными качествами, то есть объединенная ке случайными, а органическими, системными связями;

- субъектом может бытъ организация ладей, образующая- не кую целостность, наделенная'качествами, не сводимыми к сумме качеств компонентов этой целостности;.

- субъектом являются общественные класса, осознавиис сз^и интересы и характеризующиеся е, шетвом действий;

- субъектом являются этнические общие ти, образующие кон-кре:ло-исгоричес"ое сообщество, отграниченное~от других сообществ, высокоорганизованное л целостное;

- субъектом может быть сэюч различны/, этнических об~чос-тзГг, характеризующийся наличием общего яг-арчаа к созиостао«? деямлгнозгя, напразлзлк'на реалг аци:о этого иятсресз*

т "

- субъе!' ом является общество в целой,-человечество вообще, выступающее в качестве некоторой уникальной ;елоьгности, а! ?ивио взаимодействующее с. природой и самосовершенствующееся в процессе всеобщ.й деятельности.

Кончно, предложенный каркас социальной структуры не явля-. отсн действенно возможным, но данная семиуровневая схема иерархии с,/б''-ектов представляется овиру наиболее приемлемой для пешеиии исследоватсл^ких проблей, связанных с характеристикой можсубъектных взаимодействий. Каждый уровень иерархии - это своего рода обобщенный субъект, который,в свою очередь, подразделяете/: на разные субыл-.тг по горизонтали.И гожду всеми ними имеет место взаимодействие.

В "абото дается характеристика различных конкретных субъектов обществелиой'жизни (отдельного человека как субъекта, семьи, нации и т.д.), что позволяет лучше прояснить особенности компонентного соста а социалыпй структуры общества, поело ч.го может п .рейти непосредственно к взаимодействиям между этими субъектами.

Характориз., л .человеческую личность, диссертант прдчерки-Еает, что ее необходимыми качествами являются целостности, продуктивное! самодовольное творчество, уникальность. Человек как субъект деятельности является носителем сознания и самосознания. Но человек - это не одно созиаиие, а целостное дея-тол^ностное существо. Человеческая личность проявляется в совокупности своих взаимодействий. А^тор показывает теслу-ю связь марксистского и сартровского определений сущности человека. Оба мыслителя считали, что человеческая сухость в своем актуальное бь.тие активно проявляется во всем многообразии его социагышх сьнг'вй, отношений именно во взаимодействии с другими людьми. Кем себ«-проявляет '.аловек лри том, то он и есть в своем вот бытие. Дальше невосложно идти, ибо дальше простирается неподвластн е строгому научному иссл-дованию царе.во че 'овеческоГ субъективности как чистой потенции.

Социальная структура общества не.связана однозначно с конкретными людьми. Занятие той ..ли. иной позиции внутри этой структуры ознпча.т для человека приобретение некоторого социального статуса и исполнение определенно!', социальной роли. Общий стандарт поведения той или иной роли определяется об-12

ще-лвом, но ее конкретное ,. исполнение у каадого ч^лог.ека иь.зиг индивидуальную окраску, в чем и проявляется уникальная неповторимость каждого человека Ь^иду этого, исполняя задаг-ную роль, человек не перестает быть субъектом. Поведение субъектов детерминируется местом,которое они занимают на лестнице социальной структуры, но существуют и факторы внутрен:.,'й детерминации активности субъекта» Это -потребности, гчтерьсы, цели. Совмещение этих факторов с требованиями социальной роли челове :а осуществляется посредством его воспитания, приобщения к культурным ценностям ибщества, их распредмечпания. Таким образом, субъектом социального «заимодейстггя является не просто человек, а личность, наделенная определенным социальным статусом и выполняющая ту или иную пола,.

Условия существования отдельного человека находятся вне границ ;го бытия, и он вынужден для с^ладени'т этими условиями непрерывно выходить за отмеченные, границы, постоянно осваивая свое, окружение. Бликайшим социальным окруаением человека являются. малые группы, к кото~им он принадлежит, и которые формируют его личность. Группа и представляв! собой второй модус совокупного социального субъект*.

Группа - это.совокупность находящихся генду собой г непосредственном лично«' контакте лиц, объединенных совместной деятельностью, отношения внутри которой регулируются неформальными групповыми нормами, В основе ее формирования лзневзаимодействия отдельных людей, определяющие степень контактности гру пи,. наличие которой позволяет гр;"пе вистут/гь субъектом деятельности. Деягс .ьносг- группы определяется ее объективны..! положением в обцзствс, ее статусом и ее внутренними особенностями. Общее .-венное дагорминирован..э человеческого поведен-я опосредовано условиями группы,, в кс.орой оно протекает. Поэтому деятельность групп способствует ф/ жированию структура социальной системы. Налич.,о единого группов'го *ш-терсса, групповой цели и грушш'чго деп .тёй.я, реализующего згу цель, позволяет группе выступать субъе.кто: взаь .одействия» Группа зоз;: ¡от необходимые условия для са:^'оеализаци■• человека, пр 1вления ого .шдпгя,,дальности путе|)|приобцсния к .оцл-аль;...;!// и^аиоотяк,-нормам, соцйог.;/льту:»1- обрядам поведения.

Но человек ¿ходит в ту или иную группу не всей своей личностью, ! а лишь с точки зрения социальной роли, выполняемой в этой.группе. Поэтому он ыояех быть одновременно членом нескольких групп, ; сфорыирот-нных на основе различных признаков (обцах ценностей, I территории и г»д.,). Следовательно, конкретные группы бывают 1 разных видозо Вь.-снс ^ш.ли с. зди них яелявтся трудовые коллективы, то ест_ основные производственные ячейки общества и семья - основная бытовая ячейка.

ицк-.лъкая организация знаненуе. собой следующий уровень, к.дус социального с/С.ектр и является объективно сложившимся в ход? исторического развития-общестза объединением ладей, за- ; шшаащим определенное фиксированное ..¿сто,в системе обществен- ; ных отношений и потому устойчивое в своем существовании. Для всех ирганязац-.Л типично стремление к выполнению социально значимых задач, они возникают вследствие;, общественного разделения т^уда, распределения определенных функций среди определенных структурных единиц общественной системы. Организациям свойственны 5олее или иенее формальные процедуры отношений мегду своими членами. Чтобы оптимизировать свою деятельность по досхизению определенных целей, люди устанавливают официальные процедуры зза;шодеЕствий,"создавая, -,ец самым, фор?'аль- ■; ну_. организации б.дь то политическая партия, профессиональные союзы, фирмы ал»-, различного рода другие .'общественные инс-' тптутЫо Неотъемлемой частью формальных организаций является дв^слрагпя *,„к деперсонализированная система управления.

Следующим модусом совокупного субъект1;-'являются общественные классы. Сни становятся субъектами социального взаиио-, -йствпя параллельно осознанию их члене :и своего общего классового интереса, то есть тогда, когда формируется класс-для-сб-н, наддленньй единым классовым саиоссзназиеи, которое про-кг.мется в практической ■деятельности® ч'

Диссер:.ез указывает на недопустимость переоценки роли кла-:соь з истории человечества. Сложная '»¿пнь п-реплегеняЯ Е38ймадг:.С23йг всех. ь-дусоз субгекга об?2з,;ет социальный ыир. Сл£„;-ь*згегьно, геняг-ь эго —гано, логдг.-;а.. додглое всем из^са« . 2заи/-дейс:2аяи кг ьсех -ровнях -.ои.:глького суб-ьек-

Стническая общность как форма конкретно-историчсзкого гооо'цества людей есть следующая качественно к->вая ступень иерархии модусов социального субърчтц. Современны на: чи, являлся самыми самостоятельными и устойчивыми из всех исхорч-чг^ких форм этнических общностей^ Нация возникает на основе единства этнической куьлуры, языка, производственно-хозчйст-венного механизма, территории и т.д. Духовые предпосылки формирования нации как бы акк^лулируются в национальном самосознании, рождающемся на базе общности культуры, языка, национального характера и др» Родившие;, националы^ самосознание становится основой существования нации, двигателем ее развития, консолидирует нацию. Консолидация ата,происходит вокруг всеобщего национального интьреса, который, отражаясь л на*^лональ-ном сознании, побуждает членов нации ц определенным действиям, диктует и°ли, средства этих действий. Интерес - ато не только общенациональная позиция, но и общенациональное* дейляи-, В ; силу этого нация и является субъектом социьльЦого взаимодействия. Субъект этот должен иметь свое место в ире«, Следова- " тельно, любая нация имеет право аз: свою историческую тероитсн рию и должна отстаивать это право, еел- не хочет цсче&нуть в ' исторической сцены.

Национальное государство является- гарантом целостного существования нации» Поэтому нация должна стреытрьой г образованию собственного гбсударсгва, ибо нельзя перепоручать;хг ~ рантию своего существования другим. Это - верный путь и ио-че^новениюо Именно поэтому Карабахское движение ъылилос в;': борьбу арцахских армян за сл здание собственного государства» Право на создание сво&го госуддртва на своей историческое территории является естественным и неотъемлем правог люоой нации. ..

Следующий модус"социального субъекта ях лют собой раз..ич-ние формы союза разных наций:от объед: нелия наций в еди>'Ьм лногонацийнальнсм государе-.ле до единого '"лока различных стран. 1алпчие общего интереса и с о гае ст на я деятельноепи го реа-шзации * тзве^яют таким объединениям выступать в качестве :убъс.сто:". В этих обх динек.лх весьма ванную роль будет г~'рс..ь ¡тепег , с/.пдетва входящих б них субъектои Об'дн.отть культуры,

исхо^ичеокой судьбы, уровня развития - все это будет сказываться на эффективности функционирования подобных союзок.

В основу дальнейшего развитиячелозечества ¡.южет быть полот „сено только этшь сотрудничество на базе всеобщей цивилизации, а ч^лозечество вСк. более и более осознает себя в качестве единого субъекта. Субъект этот объемлет ^обой все общество з це--яом и являлся последним звеном а иерархии модусов социального субъекта. Чекове' зотво _иступает как субъект рефлексивного взаи!.о"ейсявия, а также а"тивно взаимодействует с природой. Человечество - ло не простс союз нации и других общностей, но уникальное целое, у которого в результате взаимодействий всех субъектов, ^ходящих в не. о, возникают новые интегративные качества. Происходит непрерывная интегпция, объединение всех структурных компонентов общечеловеческой системы, становле- :. ние более высокоорганизованной целостности, установленир более тесного единства.

Во второй главе "Характеристика внутрисистемных взаимодействий" даетег определение социального взаимодействия, выделяются и характеризуются некотрые основные типы.внутрисистемных ззаииодейсгвий, лиечэется. роль человеческого сотрудничества в становтениг и развитии общества,, взаимодополняемость сотрудничества и борьбы. Диссертант дает формулировку тем задачаы0 ко-sopue должна решить наша нация, чтобы занять достойное место среди передовых наций мирового сообщества.

§ I. - О социальном взаимодействии. К проблеме социального взаимодействия было приковано внимание многих представителей различных социально-философских течений. Автор приводит и анализирует взгляды на проблему, высказанные классиками парк-•.. сизы", ГоЗшаелеы, Ч.Кули, Дж.Ыидом, представителями "символического шгевракциониэгл", Э.Гоффианоы, ТЛарсонсом. Краткий акскурс а историю.современной постановки'проблемы социального »^акиоде2ствия убеждает, что это взагмодейстзи^ рассматривается в ос овном или слиоком ззко„с позиций микросоциологии, или же елмпком абстрактно, в форме енвкуляци;:. Дело в том, ч,о «г ел субъектные ^заиы^доГ.стьл); берутея вне общего социального хенгексяа сА'ще«39лс-аческой деятельности0 не учитываете? ш; рее/гиэз iiv,его а cncssre общества, кбо последняя не рассыат-

р^вается как иерархический комплекс, как организованное целое, включающее в себя несколько раз"ччных уровней, которые качественно отличаются нруг от друа. Упускается из виду, что субъект социалхного взаимодействия полимодален, и его нельоя свести только лишь к человеческим личностям или, в, луч ем случае, первичгым группам. Необходимо изучать особенности социальных взаимодействий на всех уровнях общественной системы, для чего"надо учитывать качественные характечистики каждого модуса социального субъекта. Таковы требовечия общесоцмологч-ческого подхода к изучению мснсубъектных взаимодейств».Л, который надо соблюдать, если мы хотим дать картину функционирования общества в целом, а не ограничиться ;:аким~нибудь его отдельным фрагментом

Структура общества как социального целого вк.л>чает в свое содержание вг^имодействиг больших групп людей. - кпссо?, наций и т.д. В результате взаимодействия таког^ рода общносг 3 обретают конкр°тную реальность все сферы общественной жизни, их взаимосвязи, йункционированиа и развитие обществ", ка" динамичной социальной целостности. Конечно, г"е эти общности взаимодсЛсгвуют посредством отдельных людей, конкретных своих членов, но в рамках социальной философии представляется корректным изучать их взаимодействия с точки зрения одногре^ен-яой включенности человеческой лич:.ости в различнее общности разного порядка, ибо субъектом взаиморелстви: является не . 1золированныГ индивид, а общественный человек в егг связях с 1ругиый людьми. А социальную деятельность в *'ачес :ве родового физнака человечества в методологическом плане необходимо рас-¡латривать в связи с социальной структурой общества, понимат юд ней •комплекс действий, который люди вытыяют как члены определенных социалы. х групп» Человек и общность • это :ичные сущности, щони, каждый по-сво му, реальны.

■ "Включзнность1*!,?. контекст общечеловеческой деятельности ридает ЫижсубъектнМЦвзаимодействиям определенное своеобря-"б, включает их безличность, вводит элемент свободы,, Споспб-ость человека ьиходить за непосредственные границы наличной игу .ции взаимодеГзтвия, противопо тавить себя этой ситуации несла существенное преобразование в способы взаимодействий,

существующих в мире. Связь с окружающей действительностью становится для человека * отношением, поскольку он существует в этой связи как субъект, как активное начало.

Общественные отношения являются специфическими спос бами соединения людей с условиями их деятельности, "частывшими™ историческими фо^мг -и ^зат эдействий субъектов. Складываясь в результате ¿егсчбъектных взаимодействий, они в свою очередь обусловливают процесс последующ-лх взаимодействий. Следователь-но9 сс .иа^ьные взаимодействия относят^'. к общественным отно-шг шям как процесс к родучту, который'являясь конечным результатом, в то же время выступает в качестве исходной предпосылки последующего процесса, 'хаким образец социальные взаимодействие приводят к формированию устойчивы^ общественных отноше-1.лй„ которые ст новятся «юнкретно-исторя^еским фоном осуществи ния человеческой деятельности. Взаимодействия и отношения суть стороны взаимосвязи человека и общества. Если анализ отношений позволяет выявить конкретно-исторические условия реализации деятельности, то изучение взаимодействий вскрывает динамику, развитие функций и способностей субъектов.

ЛюС-я отдельная деятельность реализуется через взаимодействия, а вся общечеловеческая деятельность - через совокупное ь всех'межсубъек.'ных взаим/*'действий. Именно в ходе реального взаимодействия р^.ззичных субъектов объективно формируется специфика ибщества как динамичной целосг'ой системы. В силу эгог понятно, что нельзя отождествлять социальное взаимодействие с человеческим межличностным общением. Взаимодействие и-общение - две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но че одинаковые стороны единого процесс* общественной жизни, Обдеине есть непосредственно переживаемая человеком реальность и кс кретизация общесиенных отношений, их индивидуальное выражению, Оно, прежде всего, есть социально-психологический ^знок.ен. Мекс^ ъектные взаимодействия же являются реальным оциальн~1 процессом осуществления совместной деятельности,- 1 Ммсна результатами это*. деятельности, предметно воплощенными в атериальной и'духовной чультуре«, В процессе взаимодействуя имеет мест..- упорядочение и координирование отдельных ,е-тельнсстей в еди~се целое,, реализг-дая ед"ной совместной дея~еаькос£1з0 <« в эгом бугь социального взаимодействия, 1&

Общечеловеческая деяте :ьность является способом существования общества и предпосылкой конкретных межсубъекть-х взаимодействий. Следовательно, социальные взаимодействия нч могу: <*ыть поняты в.^е деят"Шчости. Отсюда вытекает "еобходнмость V¡ета методологического принципа деятельности при любых . эс-ледованиях общественной жизни. Деятельности состоит из действий, направленных на достижение определенных целей,, вызванных к жизни потребностями субъектов деятельности. Действия могут быть социально направленными, то есть касаться в той иги иной степени других субъектов« В своей со'вокугчости социальные действия.и образуют социальное взаимодействие как та.:овое. Действия одного субъекта ¿ызывагат реакции другого, -л этим путем возникают взешиодействг 1 как "взаимно сопряженные системы действий", между которыми возникает причинная : ависимость"*,, Взаимодействуя включены в ¿кань общей деятс льности, поэтому анализ содержания деятельности имеет дело с хзаимпдействиями как.необходимыми состовляющиыи этой деятельности. Iзследова-ние яе вырванного из социального контекста деятельности взаимодействия не позволяет выьвить мотивацп его участников, порождаемую именно в этой деятельности»

Итак, представляется верны:: следующее опрецелечие внутрисистемных межсубъектных взаимодействий г со: чальное вза^одей-ствие - это процесс осуществления конкретной совместной деятельности по меньшей, ыере двух социальных с.уб-.-ектов.

Вне межсубъектных взаимодействий'общественная система остается чистой потбнщ'.зй, "вещью в се^е", не "является", следовательно, ее не.-.ьзя познать, и<5о она актуально не существует. Только посредством йзаимодействий субъектов гбщест?о реализует.свою сущность, раскрывает фироду, внутреннюю структуру. В каждом типе взаимодействий проявляется одна из сторон сущности общества, одна иа^ее граней один из ее моментов. Все эти стороны, грани, м^йенты обрязт,ют единство, раскрываясь в совокупности межсубъек^ных взаимодействий»

1,-Щег .ньсгий Ян. Элементарные понятия социологии. М.: "Ппог-ресс", ¿969, с. 89.

§ 2о - Типология межс.убъектных взаимодействий. Выявление характерных особенностей социальных взаимодействий мокно осу"")ствигь через их -"члологию. Таково одно из требований системного ¡..даода к социальной реальности, ибо именно сложность, системность изучаемого объекта предполагает его соответствующую типизацию,, Верьо заметил Да.Тернер; "Типология необходима ЛП". упорядочения 'лира с тем, чтобы его можно было постичь".*

Сложность социальной системы да*т большое количество ос-нованьй д :я различных типологий, поэтому любы такая типология но мояет претендовг?ь на скончательную истину. Следовательно, предлагаемая автором типология межсубъектных взаимодействий не преследует ".эль охватит* сразу все имеющие место в обществе взаимодействия, а лишь те, которые представляются наиболее важными с точки зрения их ;эли в функционировании и развитии об-

Ш-СТВЭо

Любая система Э"зхючает в себя целый комплекс.взаимодействий своих компонентов. Диссерта:: в качестве основных рвдедя-ет следующие типы ыежсубъектных взаимодействий; взаимодействия координационные и субординационные, линейно-причинные и коррелятивно, борьбы и сотрудничества, интеграции и диффереи-чиации, непосредственные г опо&редованные, системоразвивакщие и коррозийные„ Хроме этого, 01.1йчадгся взаимодействия индивидуальные )» групповые, непрерывные и прерывные, ближние и дальние, ускоряющиеся и затухающие, рефлексивные, инстанционные, (иу'А-уалистические, взаимодействия взаимодополнения, -комменсализм. Посредством подобной типологии осуществляется выявление некоторых особенностей ¿..«субъектных взаимодействий, подчерк; .тется их роль в процеесе функционирования и развития социальной системы. Вообще, дихотомическое деление всех возшшшс! тнп^-з взаимодействий на два противоположных типа является распространенным и обоснованным приемов типологического описания социальных ззиииодейстпй. Причина этого коренится в двойст-векности, противоречивости социального бытия. Противоборство . . азлкчньас тенденций и их взаимодополняемость есть необходимый сиогскоо^зующий фактор социальности, существующий в единстве процес.сив со.Б.ргенство^ания и ухудшения,- творческого сосл-Аиик?. •<•, укгч^ёв»'.., мира и воЗн.

I. Т&раер Структура социологической теоо;:!:. М0; "Прогресс" 295Ь, с. »0. . '

Л работе характеризуют^ некоторые основные типы взаимодействий. Перзая пара - это взаимодействия координации и субординации. Координация есть горизонтальная упорядоченность взаимодействий субъектов, а субординация - ьзртикальная упорядоченное!.). Дгбой субъект вступает во взаимодействи,. не сам по себе, „ з качестве представителя той ил¥ ишэя ебгщостя. и в этоы смысле координационные взаимодействия, в конечном счете, являются зыражениеы субординационных, и наоборот. Следовательно, эффекта: юсть субординационных взаимодействий определяется эффективностью координационных, которые, в свою очередь, предполагают эффективности первых» Ж сслалент, в навей республике продолжается растворение специфики горизонтально.; структуры в вертикальней, что находит свое выраае!"/;е в необосованных распоряжениях "сверху18, попытках жестко контролировать деятельность органов местной вл°сти через институт полномочных представителей, се еще отсутствует прямая непосредственная связь между предприятиями, районами и т.д. Все идет через "центр".

•С другой стсроны, в ряде областей общественной жизни дела пущены на самотек» В результате взаимодействия между субьектамч деформируются, трансформируясь в тип коррозийных взрш. действий, подтачивавших основу совместной г.еятельности и препятствующие ее нормальному ходу» Строго субординации ные вгаимодействи;, должны быть трансформированы во взаимодействия инстанциотгные, имеющие более условный характер и предполагающие ог?еделанные взаимные обязательства и их выполнение. Оптимальность их определяется функциональной зависимом: з не только ейг-'з,. вверх, чо и сверх?' вниз» Недопустимы абсолютизация высших и игнЬ^онание специфических интересов .и особенностей- низпих инстанций* и наоборот.

Вторая пара типов межсубъектных взаимодействий - это взаимодействия линейно-причинные и коррелятивные. Общественная жиз-ь полна функциональных.взаимозависимостей, область же причинно = следственных отношений каузального и.срого линейниго характера ограничена. Рассматривать лииейко-причннные связи в обществе можно лри сознательном абстрагирова: ш от всей систеул связей понимании того, что выводи, - пояучг.аике при изучении причинной п"ры, нельзя.экстраполировать на ц&яое. Но за фун .т.иональныш зависимостями скрывается, конечно не, не.' :не/.нап, многофакторпая при-

ч -н^стьо Отсюда ясно, что корреляция является проявлением иночества причин и следствий. Коррелятивные взаимодействия имеют место .¡.огда, когда несколько компонентов системы детерминируются общими для них : ричннами, условиями не прямо, а косвенно, под влиянием других кс:понен'*ог, связи с которыми опосредованы промежуточными звпьями. Так как коррелятивные взаимодействия не вы-ходйа за ,:амки данного качества и одновременно имеют статистический, вероятностны? характер, то они, с одной стороны обеспечивают целостность и устойчивость системы, а с другой - ее динамичность»

Человек нивет благодаря сотрудничеству с другими людьми, но в то же 1..емя борется с нимк за "лучшее место под небом". Этим и обусловлено сущеитвованиедву.. противоположных типов взаиаодейст-ви"; сотрудничества и борьбы. Межсубъектное взаимодействие имеет противоречив. 1 характер, преобладание борьбы или сотрудничества во ..заимопйсхвии определяет его тип. Противоречивость социально: ) взаимодействия исходит из противоречивого многообразия и еди1-ства потребнос-зй и интересов его субъектов. Столкновение различных интересов неизбежно. Отсюда и.возникает необходимость борьбч между суб-ектами. С другой стороны,' человечество как такорое мог--о возникнуть л устоять в борьбе за существование вида в условиях дательного периода первобыхлой истории только благодаря сотрудничеству межвд людьми. ...>,.'

В . арке .тме абсолютизировалась роль борьбы в развитии общества. Но человеческая история, в определенном смысле, является историей растущего со-пудаичества, углубляющегося кооперирования об-нечеловеческой деятельности. Борьба зг~ способствует усовершенствованию сотрудничества, приводя к появленчю его новых форм, оначат, надо говорить о взаимодополняемости борьбы и сотрудничества, о* их единстве, в котором каждая из сторон выполняет определенную исторически необходимую функцию»

мез'.у субъектаии идет из-за привилегированного места, о^оспечявг'здего доступ к лее больиему пользованию общечеловочес-л^мй ресурсами. Следовательно, ма должны постоянно отстаивать с асе "-«то под солнце^, целостность ззоей тер;лтории, подити- . чеснуг я-э^1'омич :скуа незгзисимость своего государства, незыбле-млсгь устоев сг-оёй культуры, физическую неприкосновенность Насе-¿ыгся, 55габвэ£ .ос;ь своей 'истории,, С другой стороны, исторкчес-

Дшиицг-({Пир^».'ир ищи!^лСЗшишЦи.-и" ¡л'ип». ' ¡ис^ГилГиЛрирфиЦ рш;"\ 'глиГш-Цшрц t •'Црш ипд^ицшЦпЛ» Цшпп I. лф'О р\1 тиш^Йш'и'иЬ ^ Ь ■ ьII т ц- Ьр

1/111(4 шрфаЦ^ итр JЬЦш«Ьри % Ь'пирЦЬр 1 ии'гфиЛ^щЦми ЦдшЫр^ ¡тш^'и'а ипср-

ЦпЫ^рЬш и"шрг\и (Лирцр иуг^ г^ЬрпцГ '¡шицЬи I, цшЦ^

11 ¡лиГ ¡лш ,|"и- ^р рЬ. п ■ ¡¿111Щ1 [шГрго J |Л| , цшиш!{м^qщ J ¡Л ¡, и^qш • Ни к ид 1иип-1{тр Jns.Ь^lЬ|^¡1 Црпцг 1 щшпбшппЦ 1; (. ,кир1и1|_щ1{ш'и Jу ь инГр ЦгаЪ ип«.р4Ы{Ш2 пОи^ ^^пр^тЪ шшррЬр с5к1г /иГпцт. иЪЬр/:

112ш№т.рJпЧ¡п 'т}|1р1|шЬ £ ^пцптиЬр)! pUm.p4.4pi1 аир к "ирш'ид

1Г|1£к фгЦч'М^Ьдщ ¡3^и^Ьр^ ет^'^иЛиидЛ'иЛц;: 1Хти1/<5'Ы1_пи/ Ы

JЛp ьГп^т-ииЬр / U'шpq-^unnlp-llll)qLГ'■•l^bpu^nL[3Jnu^^-qшuшi^ulpq-l.[ЗU¡лЦшЦии Яш"1арпL|9J 1^0.18 —tМи'иртрJп(.ЪЪЬр[1 1Г¡лт.¡1JnL'U-tfшр^Цпир т. и.,' (¡ЪцЧшЪр 'шцЬи/: и лцщ и'иЬрр un^.prIpqtЛJшgф>•,) Уи ¡1. Jт ршртЬ / Jnt рЬ

¡1р 1Ьрр^'и '»т'и^Ьи 1; qlщ^lu прщЬи прп2ш1ц| р^Jnl.pll>'i .лв 1.11 [¡иг^иЛ!-ршд4«|Ь и LpJЫ^ms

4шишршЦш1(ш'и {цш^иЛнидсПни ЬцЛи/Ц^ 1/(1 £ пс.р 1 [ [Л фп[ишц-

цЬдщ.р Jnl.tltlbp'u Ыи (Ь'ид' ч»фп^н^цЬд Jnl'u'ubp^l шгГпь[3 jni.li''

цшс^иГпе. ^и—!1иршЦшЦиЛ| ^ип/шЦшрц^ |пр1ч1}иЛ| С^прЬит^и.J:Фп[ин^г^Ь-дтр^ш'и (/^¿пдп^ £ ги.'иЬ^пк/ 1/шрг^ Лд 1 шФтлЬ^ qпpйпt.V.п^.p иц.1|р

к шгИишшршЦ сГшрг^Цш ^шЪ:

иш^ш'ипиГр„ фп^ишцдЬдт.'^т^ шШк^ил^ъ Ьр^ги ит. р J''{1/1^1

ЦпЪЦрЬ ' "1 ни/штЬг^ (прЬщ. иЬт.^'и'и (лрмЦ/иАпидиГшЬ - прЬр'ирид'и I;:

U'|^2unLpJЬlllnlUJ|^1J фп|иик1цЬдги!1Jт.и'1»Ьр{■ р1п ^ишри^пр

^ [1рш1{ш14шд'1|Ь|_ ирш^д 1л|1ирирш11гиРяи'и : « п9мЧ5 и^икяпш. р^гч. ипчГ шпш'ис!-ЪшдфпиГ ЬЪ 'иЬр^пиТ Л^шpqшJ^'U. фп^тиг^Ьдщр JnO,'ubp^l .^Ьткуц ^ГишЦ.^и ш}1и)Ьри, Цппрг^Ьишд)1пи ^ ипсрпрг^ишд^гх'1: (¡.'.11ишс111Ьдп1.Ю,]П|.Ъ||Ьрг "-Гра^ ■ Ь. (/ти^ш^пЛ*. (^[шж^Ьдп!.!} 4П|Л|йЬр, щн^рг р к Тщ^п; ^шЦдпс!.. • jni.li, иПлГ^шЦши к сГ^'ипрг^шЦпрфиЬ фгЦии^цЬдгц.^щ.'и'иЬр к шд^!):

■'". : Сдано б производство 6ЛЕ.1993 г.

Бум. 60x84 печ. ляста Наказ 61 . ' " Тирая 50'

Цех "Ротапринт" Ереванского' госуяиверсг^ета. , ; Ереван, /л. Мравяна ?,'П.

.сие процессы ведут к расширений всемирного сотрудничества. Mos-■ю скг^ать, что человечество выработало м развивает качественно -.овый механизм ак много приспособления и тпрческого преобразования окружающей среды - со-х-руднич^сгво.

£о_ ьба и соа-рулничеита ;..»ссо('зтвую« дифференциации компонентов социаль..^. с.-сжеиы х ¿х. .•'„•аииодействиб. Згеииодействия лг'Не^^нциацйи веду? в возьшювенив дея«ельнос?ей» рожей и об®-нс^тей, спещш<шз"рованьих на выполнении отдол'ных функций, необходимых для существования с- .'щес^вао Дифференциация предполагает ирчичие oCiBtsmro зй процесса, интеграции» Интеграция есть процесс и механизм соединения частей, приобретения целым совокупных системных качеств. Интеграция к дифференциация не существуют друг без друга» О^дественнсе развитие обнаруаиваез увеличивающуюся »ифференциацию компонентов системы на взаимозависимее структуры с последующий „.становлением в системе новых принципов и механизмов интеграции»

В заключении формулируются итоговые выводы из проделанного исследованияо . •

исновнке теоретические результаты диссертадионной работы отражены * следующих публикац-.лх:

I» Ти..ы внутрисистемных ззаиыодеготвгй .// Ежегодник Армянского отделения Философского общества СССРо Ереван, /на m,/

¿o ла^актер аеа^убъектного изаииодействая. //"Еревани

Ереван, íW¿9 » ¿ /на ара.яз./.