автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Особенности музеефикации культуры переселенцев Предбайкалья в комплексах под открытым небом

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Колганова, Елена Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Кемерово
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
Диссертация по культурологии на тему 'Особенности музеефикации культуры переселенцев Предбайкалья в комплексах под открытым небом'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности музеефикации культуры переселенцев Предбайкалья в комплексах под открытым небом"

На правах рукописи

Колганова Елена Юрьевна

ОСОБЕННОСТИ МУЗЕЕФИКАЦИИ КУЛЬТУРЫ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ПРЕДБАЙКАЛЬЯ В КОМПЛЕКСАХ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Специальность: 24.00.03 — Музееведение, реставрация и консервация историко-культурных объектов

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

19 ДЕК № 005544073

Кемерово 2013

005544073

Работа выполнена на кафедре музейного дела ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель:

Мартынов Анатолий Иванович, доктор исторических наук, профессор

Официальные оппоненты:

Шелегина Ольга Николаевна, доктор исторических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук.

Кимеева Татьяна Ивановна, кандидат культурологии, доцент ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Национально - исследовательский «Томский государственный университет»

Защита состоится 27 декабря 2013 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.006.01 на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кемеровского государственного университета культуры и искусств

Автореферат разослан 27 ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент Волкова Т. А.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Предбайкальский регион обладает большим количеством объектов историко-культурного наследия, видовое разнообразие которого представлено памятниками археологии, истории, деревянной и каменной архитектуры, природы и т.д. В настоящее время объекты историко-культурного наследия региона используются недостаточно эффективно. Недостаточно разработана теоретическая основа музеефикации историко-культурного наследия. Именно музеям, в том числе наиболее популярной их форме — музейным комплексам под открытым небом, сегодня выпала важная роль решения задач сохранения и использования историко-культурного наследия. Данный факт определяет актуальность темы изучения теоретических разработок и практического опыта музеефикации наследия.

Музеефикация историко-культурного наследия актуальна для многонационального и поликонфессионального региона Предбайкалья. Особый интерес в этом плане представляют переселенческие деревни, образованные во время столыпинской аграрной реформы 1906 — 1914 гг. малоземельными крестьянами из европейской части России. В результате формирования населенных пунктов из жителей одной национальности, часто собранных из близлежащих губерний (для скорейшей адаптации), на территории Предбайкалья были образованы этнически однородные поселения русских, белорусов, украинцев, татар, поляков, чувашей и других этносов. Концентрация населения, принадлежавшего к одной этнокультурной группе, на вновь созданных переселенческих участках стала фактором, обусловившим возможность сохранения их традиционной культуры. В результате в Предбайкалье сохранились поселения, образованные в период столыпинской аграрной реформы, с частично уцелевшими этномаркирующими компонентами традиционной культуры переселенцев: особенностями архитектуры и оформления домов, характерными для тех мест, откуда прибыли переселенцы, планировки

усадеб, сюда же относятся традиционная одежда, домашняя утварь, национальная кухня; из явлений духовной культуры — язык, религия, фольклор.

В наше время наблюдается интенсивное разрушение компонентов этнокультурного наследия столыпинских переселенцев в Предбайкалье: вместе с «уходом» старожилов переселенческих деревень — носителей традиционной культуры, разрушаются постройки, исчезают элементы традиционной духовной культуры, что усложняет сохранение наследия переселенцев, затрудняет или делает невозможным использование этого истокико-культурного наследия современным обществом в социокультурных и туристических целях.

Степень разработанности проблемы. Анализ литературы по проблеме свидетельствует о ее междисциплинарном характере и включает следующие блоки литературы по проблеме: 1) общетеоретические отечественные и зарубежные исследования концептуальных проблем музеев под открытым небом и этнографического музееведения и разработки в области скансенологии; 2) исследования, посвященные историко-культурному наследию, определению его значения в современном обществе, включая наследие столыпинских переселенцев в Предбайкалье; 3) работы, посвященные проблематике туризма в контексте музейной деятельности.

Вопросы историко-культурного наследия рассмотрены в трудах Д. С. Лихачева, Ю. А. Веденина, Ю. В. Бромлея, П. С. Гуревича.

Социокультурные функции этнографических музеев, их роль в решении современных проблем общества были изучены зарубежными специалистами Ж. Дюкло, Ж. Вейяр, Ф. Лайтфут, М. Жауль, К. Зойнер. Среди отечественных исследований следует отметить работы М. А. Каулен, Е. Н. Мастеницы, Е. А. Окладниковой, В. А. Дмитриева.

В области скансенологии ценными работами явились: Методические рекомендации по созданию музеев под открытым небом Б. В. Гнедовского (1983 г., 1992 г.); авторским коллективом ученых Музея этнографии народов СССР Л. А. Фотий, Г. Г. Бабанской, Л. А. Мышастой, Н. И. Ивановской (1985 г.). Особый интерес для автора представили научно-методическая разработка «Основные концептуальные направления формирования Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (1999 г.), подготовленная О. В. Бычковым,

A. К. Нефедьевой, В. В. Тихоновым и составленная на основании анализа опыта, накопленного в процессе формирования Архитектурно-этнографического музея «Тальцы», а также монография В. В. Тихонова «Анализ методической базы музеев под открытым небом России» (2003 г.), в которой обобщается методическая база российской скансенологии и предлагается вариант методических рекомендаций для музеев под открытым небом архитектурно-этнографического профиля в современных российских условиях.

Вопросы туризма в контексте музейной деятельности отражены в немногочисленных трудах российских исследователей: Я. Эрреман, М. Блавия, Перье-Д. Итерен, Л. М. Шляхтиной, что подчеркивает недостаточный современный уровень разработанности данной проблемы.

К сожалению, культурное наследие столыпинских переселенцев Предбайкалья не стало объектом специальных исследований. Различные аспекты данной проблемы были рассмотрены в работах Б. С. Шостаковича,

B. Масяржа, Н. Г. Галеткиной, Г. И. Бобковой, Г. Н. Макогон и касались в основном вопросов истории переселения отдельных этносов в регион. Следует отметить труды специалистов Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» В. В. Тихонова, А. К. Нефедьевой, Е. А. Усенко, архитектора Л. Г. Басиной, исследовавших сохранившиеся элементы материальной культуры столыпинских переселенцев. Анализ научной литературы по проблеме показывает, что тема разработана слабо, литература

посвящена в основном общим вопросам сохранения и музеефикации историко-культурного наследия, в ней не рассматриваются конкретные этнические группы населения Предбайкалья, что само по себе свидетельствует об актуальности проведенного нами исследования.

Объект исследования — историко-культурное наследие переселенцев в Предбайкалье периода столыпинских аграрной реформы.

Предмет исследования — культурные комплексы переселенцев Предбайкалья и их музеефикация.

Цель диссертационного исследования. Основная цель исследования состоит в разработке научных методов и форм музеефикации культурного наследия переселенцев Предбайкалья периода столыпинской аграрной реформы.

Для достижения поставленной цели диссертантом были сформулированы следующие задачи:

— исследовать потенциал культурного наследия столыпинских переселенцев в Предбайкалье, определить основные этномаркирующие компоненты их культуры;

— обобщить накопленный опыт и дать научную оценку работе музеев по сохранению культурного наследия переселенцев;

— разработать научно-методическую базу по музеефикации этнокультурного наследия переселенцев;

— разработать проект создания переселенческой экспозиционной зоны в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» и переселенческих музейных комплексов-резерватов на территории Предбайкалья;

— проанализировать туристский потенциал переселенческих поселений Предбайкалья, исследовать факторы, сдерживающие развитие этнотуризма в

регионе, разработать научно-методическое обоснование включения ряда поселений в этномаршрут «По столыпинским деревням Предбайкалья».

Хронологические рамки работы охватывают период с начала XX в. по 2012 г.

Территориальные рамки диссертации охватывают Предбайкальский регион (Иркутскую область).

Методологическая основа. Поставленные в диссертационной работе задачи обусловили необходимость применения широкого набора методов исследования: историко-этнографического, структурно-функционального, статистического, картографического.

Автор в своем исследовании опирался на отечественные и зарубежные теоретические и методологические разработки в области культурного наследия, этнографии, музееведения, скансенологии и этнотуризма.

Теоретическая новизна работы заключается в следующем:

1. В диссертации впервые определен и исследован особый аспект культурного наследия, связанный с переселением в начале XX в. в Предбайкалье разных этнокультурных групп населения из европейской части России.

2. Обоснована последовательность исследовательской процедуры и научно-практических мер при создании национальных музейных комплексов под открытым небом.

3. Выработаны и обоснованы новые направления развития туризма в регионе, проанализирован потенциал объектов культурно-исторического наследия как туристического продукта.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музейные комплексы под открытым небом — наиболее перспективный в современных условиях метод сохранения культуры столыпинских переселенцев Предбайкалья.

2. Музеефикация наследия столыпинских переселенцев требует специфических научно-исследовательских процедур и практических мероприятий, важнейшими из которых являются: определение материальной и духовной ценности движимых и недвижимых объектов наследия, выявление этномаркирующих компонентов, теоретическое обоснование необходимости музеефикации и практическая работа по дальнейшему сохранению и использованию наследия.

3. Созданные в Предбайкалье и предлагаемые в диссертации формы музеефицикации наследия столыпинских переселенцев ( транслоцированная переселенческая зона в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы», музеи-резерваты в переселенческих селах) призваны сыграть важную роль в социокультурной жизни и развитии туристического бизнеса в регионе.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении этномаркирующих компонентов историко-культурного наследия переселенцев по столыпинской аграрной реформе в Предбайкалье; в научно-методическом обосновании процедуры музеефикации наследия переселенцев. В диссертации также эксплицирована роль музеефикации объектов наследия в развитии этнотуризма.

Практическая значимость исследования заключается в формировании оценки потенциала сохранившихся к настоящему времени компонентов этнокультурного наследия столыпинских переселенцев Предбайкалья, разработке вариантов его сохранения в музейных комплексах под открытым небом региона и популяризации через создание этномаршрутов.

Выявлены основные перспективные для развития туризма поселения региона, образованные во время столыпинской аграрной реформы.

Результаты исследования использовались в практике формирования переселенческой экспозиционной зоны Архитектурно-этнографического музея «Тальцы», в создании Мемориального музейного комплекса «Усадьба голендра Гимборга» в пос. Средний Пихтинск Заларинского района Иркутской области.

Особый аспект работы связан с непосредственным использованием разработанных этномаршрутов в создании современного туристского продукта.

Анализ, выводы и рекомендации, ставшие результатом данного диссертационного исследования, могут быть применены в качестве методической и практической базы при корректировке программ культурной политики в сфере культурного и этнокультурного наследия региона.

Апробация работы. Отдельные аспекты данной работы докладывались и обсуждались на конгрессах и конференциях: «VI Международный научный конгресс Гео-Сибирь» (Новосибирск, 2010 г.), «VII Международный научный конгресс Гео-Сибирь» (Новосибирск, 2011 г.), «История прибайкальских татар» (Областной татарский культурный центр, Иркутск, 2011 г.); на фестивале музеев Иркутской области «Маевка-2011» (Иркутский краеведческий музей, 2011 г.); в программе международного Круглого стола «Региональные музеи под открытым небом: проблемы и перспективы развития туризма в Байкальском регионе» (Улан-Удэ, 2013 г.). Основные положения диссертационного исследования также представлены в девяти научных статьях, из которых три публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, десяти приложений.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определяется степень ее разработанности, формулируются цель и задачи диссертационного исследования, его научная и практическая новизна.

Первая глава «Переселенческая историко-культурная зона Предбайкалья». Во время столыпинской аграрной реформы территория Предбайкалья приняла массовый поток малоземельных крестьян из европейских губерний Российской империи. Для более успешной адаптации переселенцев к новым условиям переселенческое управление расселяло на одном или соседних наделах выходцев из одной губернии или одной национальности. Так в Предбайкалье появились моноэтнические поселения русских, украинцев, белорусов, татар, чувашей, поляков, голендров, вепсов. Сгруппированность населения с однородным этническим составом явилась причиной сохранения их традиционной культуры. До настоящего времени на территории Предбайкалья фрагментарно сохранились этномаркирующие элементы материальной и духовной культуры столыпинских переселенцев: дома, имеющие вид, характерный для тех мест, откуда прибыли переселенцы; способы планировки усадеб; традиционная одежда, домашняя утварь, национальная кухня; из явлений духовной культуры — язык, религия, фольклор. В главе описываются основные этносы и этнические группы, традиционная культура которых имеет существенные отличия от традиционной культуры коренного и русского старожильческого населения региона, дается характеристика их сохранившегося историко-культурного наследия.

Вторая глава «Музеефикация культурного наследия столыпинских переселенцев в музейных комплексах под открытым небом Предбайкалья». Сохранение историко-культурного наследия как фактора поддержания культурного многообразия, формирования национального самосознания этносов является важной задачей современного общества. Под историко-культурным наследием понимаются материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа в настоящем, его вклад в мировую цивилизацию. Одним из самых эффективных способов сохранения историко-культурного наследия (в том числе этнокультурного) сегодня является создание этнографических музейных комплексов под открытым небом. Преимуществом данного типа музея (по сравнению с классическим этнографическим) является возможность воссоздания целостной историко-культурной среды этнических поселений, что способствует трансляции материальной и духовной культуры этносов в наиболее естественном виде. Комплексный, всесторонний показ быта и культуры народов с использованием культурного пространства, расположенных на нем объектов недвижимости, памятников архитектуры в виде жилых и хозяйственных комплексов, воссоздание новоделов, демонстрации предметов быта, орудий труда, трудовых процессов, произведений народного творчества, фольклора, оказывают на посетителей сильное эмоциональное воздействие, что в определенной мере объясняет значительную популярность музейных комплексов под открытым небом в наше время. Сохранение культурного наследия столыпинских переселенцев Предбайкалья в музейных комплексах под открытым небом будет способствовать поддержанию культурного многообразия региона; при помощи специальных музейных средств (экспозиций, фольклорных праздников в обстановке культурных акций, близкой к естественной); будут созданы условия для диалога культур, что, в свою очередь, сделает возможным решение важной социокультурной задачи воспитания толерантности. В главе рассматриваются варианты музеефикации

11

этнокультурного наследия столыпинских переселенцев Предбайкалья через создание переселенческой экспозиционной зоны в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы», что даст возможность более полно отразить основные историко-культурные зоны Предбайкалья в региональном музейном комплексе под открытым небом; близость к основному туристическому потоку «Иркутск—Листвянка» позволит донести информацию до максимально возможного числа людей, тем самым обусловит постоянный интерес к этнокультурному наследию столыпинских переселенцев. Вторым вариантом является создание музейных комплексов-резерватов, позволяющих представить быт и культуру переселенцев на историческом месте.

В первом параграфе «Особенности музеефикации историко-культурного наследия столыпинских переселет\ев в музейных комплексах под открытым небом Предбайкачья» обоснована последовательность этапов исследовательской процедуры и научно-практических мер при создании музейных комплексов под открытым небом, музеефицирующих этнокультурное наследие переселенцев Предбайкалья. Всего выделяются три этапа: подготовительный, проектный и монтажный.

Первый, подготовительный, этап заключается в разработке научного обоснования будущей экспозиционной зоны в музее. Составляется историческая справка на Переселенческую зону, в которой отражаются экономико-географическое положение, хронологические рамки, общие и специфические черты материальной и духовной культуры этносов и этнических групп, населяющих данную историко-культурную зону. Параллельно подготовке исторической справки ведутся работы по комплектованию экспозиции архитектурными объектами, при котором следует стремиться к наиболее полному отражению естественной среды (включать в экспозиционное пространство жилые, хозяйственные постройки, сооружения культового и гражданского назначения).

Второй этап формирования переселенческой зоны включает проектирование, составление тематико-экспозиционного плана (приводится перечень объектов архитектуры с указанием их места на территории экспозиционной зоны, типы: подлинник, копия; степень готовности для экспонирования: куплен или нет и в каком состоянии, нужна или нет реставрация). Составляется план детальной планировки, уточняется, детализируется окончательное положение объектов на экспозиционной площади. Вместе с тем планируются современные объекты административного, культурно-бытового и инженерного обслуживания.

Третий этап заключается в проведении экспозиционно-монтажных работ. Реставрационные работы должны производиться с использованием традиционных технологий и материалов (нетрадиционные технологии, инородные материалы необходимо применять без нанесения ущерба естественному восприятию экспонируемого объекта). Для воссоздания целостной картины исторической застройки, ее комплексности научно обосновывается использование копий утраченных объектов инфраструктуры усадеб (заборов, ворот, навесов, стаек, погребов). Интерьеры экспозиций должны создаваться на основании исторической, научной достоверности, изучения условий жизни и соответствовать народным эстетическим нормам.

Второй параграф «Переселенческая экспозиционная зона в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» посвящен разработке проекта переселенческой зоны. По итогам обследования сохранившихся поселков, образованных во время столыпинской аграрной реформы, было выделено пять этнических групп, имеющих явно отличительные (этномаркирующие) черты традиционной культуры, проявляющиеся в домостроении, усадебной планировке, интерьере жилищ, одежде, пище, сохранившиеся в той или иной степени до настоящего времени. Это белорусские, украинские переселенцы, татары, поляки, голендры, традиционная культура которых и будет представлена в переселенческой

экспозиционной зоне музея «Тальцы». Переселенческая экспозиционная зона музея разработана в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию зон и секторов музеев под открытым небом, научно спроектирована с учетом многообразия жилых, хозяйственных построек, малых форм, приусадебных участков, полей, культовых объектов, отображающих совокупность социальных, экономических, бытовых, культурных и религиозных особенностей музеефицируемой территории1. Переселенческая экспозиционная зона в пространстве Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» продемонстрирует начальный этап освоения территории Предбайкалья переселенцами по столыпинской аграрной реформе через показ временных жилищ и фрагмента раскорчевки и расчистки территории от леса. Он передаст разницу в условиях освоения территории переселенцами начала XX в. и населением, осваивавшим предбайкальские земли в середине XVII — конце XIX в. и имевшим возможность занимать свободные от леса земли под пашни.

Планировочная структура переселенческих сел будет показывать их историческую особенность значительной шириной улиц и вытянутым усадебным фасадом, отличную от однорядной планировки с ориентацией на реку старожильческих сел в начальный период освоения территории и тесной уличной двухрядной застройки трактовых сел, большими размерами усадеб, площадь которых составляла в среднем около 1 га.

Многонациональный характер столыпинского переселения планируется передать через моделирование транслоцированным методом фрагментов поселений белорусов, украинцев, поляков, голендров, татар.

1 Гнедовский Б. В. Методические рекомендации для подготовки предпроектной документации и проектирования музеев под открытым небом: Методика и последовательность подготовки предпроектных материалов и проектной документации. М., 1983. Ч. 2. С. 18.

Традиционную материальную культуру переселенцев планируется показать через этнически маркирующие элементы в планировке усадеб, архитектуре домов, внутреннем убранстве жилищ, одежде людей.

Различную религиозную принадлежность этнических групп переселенцев, христианство и его основные ветви — православие (украинцы, белорусы), католицизм (поляки), протестантизм (голендры), а также ислам (татары), в определенной мере отражающуюся в их материальной культуре, планируется раскрыть через культовую архитектуру, религиозные атрибуты в интерьере и особенности планировки жилищ.

В экспозиции планируется показать динамику (интенсивность) освоения новых земель через демонстрацию разновременных построек (временного жилья, первых домов, домов уже обжившихся переселенцев); влияние переселенческого процесса на усиление имущественного неравенства переселенцев.

Определенное место в экспозиционном комплексе займет показ значения переселения для развития хозяйства в Предбайкалье: развитие льноводства, пчеловодства, интенсификация выращивания пшеницы, выведения новых сортов агрокультур на опытных полях.

При реализации музейного проекта появится возможность на ограниченном пространстве переселенческой зоны музея «Тальцы» сравнить этнографию восточных славян (белорусов и украинцев) и западных славян (поляков), тюрков (татар), славяно-германской группы голендров.

Переселенческая экспозиционная зона музея «Тальцы» станет базой для проведения интерактивных мероприятий: национальных праздников, таких как Сабантуй, Мажанна, Купалье, Дожинки, объединяющих, взаимообогащающих соседствующие народы Предбайкапья, и других форм работы с посетителями, туристами и местным населением.

Особая цель создания данной зоны заключается в возможности показа мирного сосуществования, социально-культурного взаимодействия разных этносов, населявших регион в начале XX в.

Третий параграф «Музейные комплексы-резерваты в переселенческих селах Предбайкалья» посвящен этнографическим комплексам под открытым небом, музеефицирующим материальную и духовную культуру столыпинских переселенцев на переселенческих ландшафтах, ставших историческим местом. Это как уже действующие комплексы под открытым небом, так и создающиеся по нашим концепциям и ещё находящиеся в состоянии научной разработки.

Мемориальный музейный комплекс «Усадьба голендра Гимборга» (Средний Пихтинск) создан в 2012 г. в виде резервата на историческом месте проживания переселенцев голендров в д. Средний Пихтинск Заларинского района Иркутской области в 300 км от г. Иркутска. Поселение образовано в 1912 г. голендрами, переселившимися из Волынской губернии в Предбайкалье по столыпинской аграрной реформе из-за малоземелья в местах их исторического проживания.

Усадьба была музеефицирована с целью сохранения в естественной среде своеобразной и уникальной культуры голендров (социокультурной группы смешанного этнического состава: немцев, голландцев, поляков, украинцев). Она отражает в первую очередь традиции домостроения, не имеющего аналогов в регионе Предбайкалья. Дом голендра Гимборга -типичный пример Перны* домой, построенных переселенцами голендрами в Предбайкалье в Начале XX й, Он состоит из трех функционально разных частей: жилой, животноводческой и хозяйственной, находящихся под одной кровлей без отдельных построек во дворе.

Мемориальный музейный комплекс «Усадьба польского переселенца Зелинского» (пос. Вершина). Создание этого музейного комплекса было

приурочено к столетию переселения польских крестьян в Предбайкалье по столыпинской аграрной реформе и основания пос. Вершина. Основной целью музеефикации стало сохранение историко-культурной среды польского поселения начала XX в. через реставрацию единственного сохранившегося в Предбайкалье дома и надворных построек польского переселенца Зелинского.

Музейный комплекс под открытым небом в пос. Большой Кашелак. Предлагается создание музейного комплекса архитектурно-этнографического профиля как фрагментарно музеефицированного в естественной среде переселенческого села крестьян из Могилевской и Витебской губерний. Разработана научная концепция, определены объекты сохранившиеся со времени столыпинской аграрной реформы и обладающие историко-культурной ценностью.

Баяндаевский музейный комплекс под открытым небом. Комплекс начал формироваться в 2011 г. Основная идея его создания - отразить материальную и духовную культуру белорусов и татар — крестьян, переселившихся в регион по столыпинской аграрной реформе.

Четвертый параграф «Этнокультурный туризм в контексте концепций

этнокультурного наследия и музейного дела». Сегодня историко-культурное

и в частности этнокультурное наследие приобретает особое значение как

продукт развития туристической деятельности в регионе. Этнотуризм как

один из видов культурно-познавательного туризма, часто связанный с

сельским и агротуризмом получает все большую популярность в

современном техногенном мире, так как знакомит с культурой и

особенностями быта разных народов в естественной среде, предоставляет

возможность вести сельский образ жизни, участвовать в

сельскохозяйственной деятельности, что, в свою очередь, способствует

удовлетворению познавательных потребностей туристов, восстановлению их

физических и психических сил. Этнокультурный потенциал столыпинских

17

поселений в Сибири почти не используется в туристской деятельности. Переселенческие села есть практически в каждом сибирском регионе. Они обладают ресурсом развития: разнообразием исторически и научно ценных построек, сохранившимися материальными и духовными компонентами этнокультурного наследия, наличием агроресурсов. Анализ проведенной нами работы по музеефикации переселенческого наследия показывает, что потенциал этого комплекса историко-культурного наследия используется еще недостаточно. К основным сдерживающим факторам развития этнотуризма в исследуемом регионе относятся: удаленность объектов показа от административного центра г. Иркутска и главных туристских направлений «Иркутск-Листвянка», «Иркутск-Ольхон»; неудовлетворительное состояние объектов этнокультурного наследия; неразвитость историко-культурной инфраструктуры и неразвитость или полное отсутствие инфраструктуры по приему и обслуживанию туристов; неудовлетворительное состояние некоторых дорог; неподготовленность населения работать с туристами.

В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области до 2016 г.» предлагается программа вовлечения историко-культурного наследия столыпинских переселенцев Предбайкалья в туристскую деятельность через создание туристических маршрутов, в которые войдут наиболее показательные (в плане сохранившихся объектов, обладающих историко-культурной ценностью) поселения, образованные столыпинскими переселенцами.

Хор-Тагна. Поселение было образовано в 1892 г. Основная часть жителей сформировалась в 1910-1912 гг. и состояла из крестьян, переселившихся в регион по столыпинской аграрной реформе. Среди вновь прибывших было большое количество старообрядцев, которые на свои средства построили молельный дом. В советские годы молельный дом был перенесен на новое место, пристроен к Николаевской церкви и использовался

под зернохранилище. Строение сохранилось с утраченными венчающими частями. Еще одним объектом, относящимся ко времени столыпинского переселения, является земская больница, специально предназначенная для лечения переселенцев. Больница имеет традиционную архитектуру общественных зданий начала XX в. в крупных переселенческих поселках, прекрасно сохранилась.

Пихтинск. Комплекс поселений, состоящий из трех деревень: Пихтинск, Средний Пихтинск, Дагник. Был основан в 1912 г. голендрами, переселившимися из Волынской губернии в Предбайкалье по столыпинской аграрной реформе. Своеобразие Пихтинска заключается в необычной архитектуре усадеб, где в одном вытянутом пространстве домов-комплексов под единой двускатной крышей собраны функционально разные строения. В настоящее время в пос. Средний Пихтинск музеефицирована усадьба голендра Гимборга, знакомящая с бытом и культурой этой малочисленной социокультурной группы переселенцев. Помимо музея-резервата на территории Пихтинска имеется еще 10 усадеб, которые также можно демонстрировать туристам.

Маниловск. Поселение, образованное в 1912 г. вепсами, малочисленным древним финно-угорским народом севера Европы. На Маниловском переселенческом участке были заселены вепсы из Новгородской губернии. На сегодняшний день в поселке сохранились три дома, построенные переселенцами, имеется музей, знакомящий с историей и культурой этого народа.

Хареты. Поселение, образованное во время столыпинской аграрной

реформы переселенцами-кряшенами из Уфимской губернии. Кряшены —

малочисленная этноконфессиональная группа в составе татар, исповедующая

православие (крещеные). Хареты на сегодняшний день - единственное

крупное локальное поселение кряшен в регионе. Жители сохранили свой

самобытный язык, который в большей степени, чем татарский, содержит

19

древние тюркские слова. Старожилы деревни хранят национальную одежду начала XX в., помнят народные песни, музыку, продолжают традицию приготовления национальных блюд.

Вершина. Поселение, образованное польскими переселенцами в начале XX в. Из сохранившихся объектов историко-культурной инфраструктуры в поселке имеются мемориальный музей — усадьба переселенца Зелинского, знакомящая с бытом и культурой польских переселенцев по столыпинской аграрной реформе, и построенный в 1915 г. католический храм Святого Станислава.

Тургеневка. Поселение, образованное белорусскими переселенцами по столыпинской аграрной реформе. Это поселение - пример типичного переселенческого поселка с геометрически четким планом, значительной шириной улиц (40-50 м), протяженным уличным фасадом усадеб. В поселке сохранилось много домов, построенных в начале XX в. и имеющих вид, характерный для белорусских поселений метрополии, с отсутствием подклета, рубкой в лафет, квадратным планом жилищ и другими элементами, свойственными домостроению белорусов. В Тургеневке действует музей, знакомящий с бытом и культурой белорусских крестьян, переселившихся в Предбайкалье в начале XX в.

Практическим результатом развития туризма в регионе на основе использования историко-культурного наследия столыпинских переселенцев, на наш взгляд, станет создание комплексной системы его использования современным ЬбществсШ й будет способствовать:

- сохранению этнокультурного наследия в естественных условиях, изучению и использованию его в просветительских целях;

- расширению общего туристского потока, приходящегося на г. Иркутск, оз. Байкал и прилегающие к ним территории и снижению

рекреационной нагрузки на данные территории;

20

- решению социально-экономических проблем депрессивных районов Предбайкалья (занятость населения, наличие дополнительных источников доходов, развитие культуры);

- возрождению народных промыслов и ремесел;

- развитию межкультурных и межконфессиональных коммуникаций, формированию толерантности.

Таким образом, в главе исследована сущность и роль культурного наследия столыпинских переселенцев в Предбайкалье; определено значение музеефикации этого уникального историко-культурного наследия, его сохранения и использования в наше время. Обоснована последовательность этапов исследовательской процедуры и научно-практических мер при создании музейных комплексов под открытым небом. Дается анализ современного состояния, оцениваются перспективы переселенческих музейных комплексов-резерватов на территории Предбайкалья. Исследована также проблематика туризма, в контексте музейной деятельности; проанализирован туристский потенциал переселенческих комплексов Предбайкалья, разработаны маршруты по столыпинским деревням.

В заключении диссертации формулируются основные итоги проведенного исследования. Автором проведен глубокий анализ научной литературы по проблеме музеефикации культурно-исторического наследия в целом и по памятникам наследия столыпинской реформы в Предбайкалье в частности, установлен факт неразработанности исследуемой проблемы. Выявлен потенциал переселенческого наследия в Предбайкалье и исследованы возможности его музеефикации и современного использования как своеобразного ресурса. Разработана научно-методическая база музеефикации этнокультурного наследия переселенцев. Обобщен практический опыт создания историко-этнографических зон в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» и на некоторых переселенческих

территориях. Проведена исследовательская работа по выявлению перспективных в плане музеефикации объектов. Проанализирован туристский потенциал переселенческих поселений Предбайкалья и разработан туристский этномарщрут по переселенческим деревням Предбайкалья.

Список опубликованных работ по теме диссертации

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Колганова Е. Ю. Исследование жилищ столыпинских переселенцев в Иркутской области и их музеефикация в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Кемерово: КемГУКИ, 2012. № 19-1. С. 242-248 (0,5 п. л.).

2. Колганова Е. Ю. Музеефикация сохранившихся элементов традиционной культуры татар Предбайкалья времен столыпинской аграрной реформы // Омский научный вестник, Омск: ОмГТУ, 2012. № 5 (112). С. 255-257 (0,3 п. л.).

3. Колганова Е. Ю. Реконструкция исторической среды предбайкальского поселения времен столыпинской аграрной реформы в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» // Вестник Читинского государственного университета, Чита: ЗабГУ, 2012. № 7 (86). С. 14-18 (0,4 п. л.).

Другие научные публикации:

4. Колганова Е. Ю. Картографирование историко-культурного наследия переселенцев по столыпинской аграрной реформе в Иркутской области // Гео-Сибирь-2011. Т. 1. Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия: сб. материалов VII

Междунар. науч. конгресса «Гео-Сибирь-2011», 19-29 апреля 2011 г., Новосибирск. - Новосибирск : СГГА, 2011. 4.1 С. 244-246 (0,2 п. л.).

5. Колганова Е. Ю. Популяризация архитектурного наследия столыпинских поселков через включение их в туристический бизнес на примере поселка Большой Кашелак Куйтунского района Иркутской области // Иркутский историко-экономический ежегодник. - Иркутск: БГУЭП, 2012. С. 350-353 (0,3 п. л.).

6. Колганова Е. Ю. Музеефикация традиционной культуры украинцев в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» // Северные рубежи истории, сб. материалов науч. конф. Сургут: СурГУ, 2012. С 208-209 (0,1 п. л.).

7. Колганова Е. Ю. Исследование и музеефикация жилищ татарских переселенцев Иркутской губернии времен столыпинской аграрной реформы // Северные рубежи истории, сб. материалов науч. конф. Сургут: СурГУ, 2012. С 209-211 (0,2 п. л.).

8. Колганова Е. Ю. Экспозиция «Белорусская усадьба» в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» // Роль музеев в формировании и трансляции региональной идентичности. Новосибирск: СО РАН, 2012. С 151-154 (0,3 п. л.).

9. Колганова Е. Ю. Перспектива сохранения материально-культурного наследия поселка Большой Кашелак Куйтунского района Иркутской области (для организации туристического маршрута «Этнографическое кольцо Московского тракта периода столыпинской аграрной реформы»), — Иркутск, 2012. — 22 с. (в соавт.).

Колганова Елена Юрьевна

ОСОБЕННОСТИ МУЗЕЕФИКАЦИИ КУЛЬТУРЫ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ПРЕДБАЙКАЛЬЯ В КОМПЛЕКСАХ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

АВТОРЕФЕРАТ

Подписано в печать 26.11.2013 г. Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз, Заказ 29611,

Изготовлено а ООО «Репроцентр А1» г. Иркутск, ул. Александра Невского, 99/2 Тел. 540-940

 

Текст диссертации на тему "Особенности музеефикации культуры переселенцев Предбайкалья в комплексах под открытым небом"

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Колганова Елена Юрьевна

ОСОБЕННОСТИ МУЗЕЕФИКАЦИИ КУЛЬТУРЫ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ПРЕДБАЙКАЛЬЯ В КОМПЛЕКСАХ ПОД

ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Специальность: 24.00.03 - Музееведение, реставрация и консервация

историко-культурных объектов

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

На правах рукописи

04201454841

Научный руководитель: Мартынов А. И. доктор исторических наук, профессор

Кемерово 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................4

Глава 1. ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЗОНА ПРЕДБАЙКАЛЬЯ.......................................................................12

1.1. Переселение крестьян в Предбайкалье во время столыпинской аграрной реформы 1906-1914 гг.................................................................12

1.2. Природные условия переселенческой историко-культурной зоны... ................................................................................................17

1.3. Материальная культура этносов и этнических групп переселенческой историко-культурной зоны Предбайкалья.........................................23

1.4. Духовная культура столыпинских переселенцев

Предбайкалья.............................................................................56

Глава 2. МУЗЕЕФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СТОЛЫПИНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В МУЗЕЙНЫХ КОМПЛЕКСАХ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ ПРЕДБАЙКАЛЬЯ..................................64

2.1. Особенности музеефикации историко-культурного наследия столыпинских переселенцев в музейных комплексах под открытым небом Предбайкалья............................................................................64

2.2. Переселенческая экспозиционная зона в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы»...................................................70

2.3. Музейные комплексы-резерваты в переселенческих селах Предбайкалья............................................................................88

2.4. Этнокультурный туризм в контексте концепций этнокультурного

наследия и музейного дела.............................................................95

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................105

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................109

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................126

Приложение 1 Подготовка переселенческих участков........................ 126

Приложение 2 Карта земель Балаганского уезда Иркутской области......127

Приложение 3 Планировочная система переселенческих сел...............128

Приложение 4 Церковь в пос. Большой Кашелак Куйтунского района....129 Приложение 5 Больница в пос. Хор-Тагна Заларинского района Иркутской

области....................................................................................130

Приложение 6 Архитектура белорусских домов................................131

Приложение 7 Архитектура украинских домов.................................132

Приложение 8 Архитектура татар-переселенцев................................133

Приложение 9 Архитектура голендров............................................134

Приложение 10 Польский костел...................................................135

Приложение 11 Схема переселенческой экспозиционной зоны на

территории Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»..............136

Приложение 12 Карта основных мест расселения крестьян по столыпинской

аграрной реформе в Иркутской области..........................................137

Приложение 13 Народные праздники переселенцев в Архитектурно-

этнографическом музее «Тальцы».................................................138

Приложение 14 Мемориальный музейный комплекс «Усадьба голендра

Гимборга»...............................................................................139

Приложение 15 Мемориальный музейный комплекс «Усадьба польского переселенца Зелинского»............................................................140

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Предбайкальский регион обладает большим количеством объектов историко-культурного наследия, видовое разнообразие которого представлено памятниками археологии, истории, деревянной и каменной архитектуры, природы и т.д. В настоящее время объекты историко-культурного наследия региона используются недостаточно эффективно. Недостаточно разработана теоретическая основа музеефикации историко-культурного наследия. Именно музеям, в том числе наиболее популярной их форме - музейным комплексам под открытым небом, сегодня выпала важная роль решения задач сохранения и использования историко-культурного наследия. Данный факт определяет актуальность темы изучения теоретических разработок и практического опыта музеефикации наследия.

Музеефикация историко-культурного наследия актуальна для многонационального и поликонфессионального региона Предбайкалья. Особый интерес в этом плане представляют переселенческие деревни, образованные во время столыпинской аграрной реформы 1906 - 1914 гг. малоземельными крестьянами из европейской части России. В результате формирования населенных пунктов из жителей одной национальности, часто собранных из близлежащих губерний (для скорейшей адаптации), на территории Предбайкалья были образованы этнически однородные поселения русских, белорусов, украинцев, татар, поляков, чувашей и других этносов. Концентрация населения, принадлежавшего к одной этнокультурной группе, на вновь созданных переселенческих участках стала фактором, обусловившим возможность сохранения их традиционной культуры. В результате в Предбайкалье сохранились поселения, образованные в период столыпинской аграрной реформы, с частично уцелевшими этномаркирующими компонентами традиционной культуры переселенцев: особенностями архитектуры и оформления домов,

характерными для тех мест, откуда прибыли переселенцы, планировки усадеб, сюда же относятся традиционная одежда, домашняя утварь, национальная кухня; из явлений духовной культуры — язык, религия, фольклор.

В наше время наблюдается интенсивное разрушение компонентов этнокультурного наследия столыпинских переселенцев в Предбайкалье: вместе с «уходом» старожилов переселенческих деревень - носителей традиционной культуры, разрушаются постройки, исчезают элементы традиционной духовной культуры, что усложняет сохранение наследия переселенцев, затрудняет или делает невозможным использование этого истокико-культурного наследия современным обществом в социокультурных и туристических целях.

Степень разработанности проблемы. Анализ литературы по проблеме свидетельствует о ее междисциплинарном характере и включает следующие блоки литературы по проблеме: 1) общетеоретические отечественные и зарубежные исследования концептуальных проблем музеев под открытым небом и этнографического музееведения и разработки в области скансенологии; 2) исследования, посвященные историко-культурному наследию, определению его значения в современном обществе, включая наследие столыпинских переселенцев в Предбайкалье; 3) работы, посвященные проблематике туризма в контексте музейной деятельности.

Вопросы историко-культурного наследия рассмотрены в трудах Д. С. Лихачева [61], Ю. А. Веденина [23], Ю. В. Бромлея [16,17], П. С. Гуревича.

Социокультурные функции этнографических музеев, их роль в решении современных проблем общества были изучены зарубежными специалистами Ж. Дюкло [47], Ж. Вейяр, Ф. Лайтфут [59], М. Жауль, К. Зойнер [49]. Среди отечественных исследований следует отметить работы

M. A. Каулен [54], E. H. Мастеницы [70-73], E. A. Окладниковой [89], В. A. Дмитриева [44, 45].

В области скансенологии ценными работами явились: Методические рекомендации по созданию музеев под открытым небом Б. В. Гнедовского [37-39]; авторским коллективом ученых Музея этнографии народов СССР JI. А. Фотий, Г. Г. Бабанской, JI. А. Мышастой, Н. И. Ивановской [141]. Особый интерес для автора представили научно-методическая разработка «Основные концептуальные направления формирования Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (1999 г.), подготовленная О. В. Бычковым, А. К. Нефедьевой, В. В. Тихоновым и составленная на основании анализа опыта, накопленного в процессе формирования Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» [19], а также монография В. В. Тихонова «Анализ методической базы музеев под открытым небом России» (2003 г.), в которой обобщается методическая база российской скансенологии и предлагается вариант методических рекомендаций для музеев под открытым небом архитектурно-этнографического профиля в современных российских условиях [122].

Вопросы туризма в контексте музейной деятельности отражены в немногочисленных трудах российских исследователей: Я. Эрреман [155], М. Блавия [9], Перье-Д. Итерен [92], JI. М. Шляхтиной [146, 147], что подчеркивает недостаточный современный уровень разработанности данной проблемы.

К сожалению, культурное наследие столыпинских переселенцев Предбайкалья не стало объектом специальных исследований. Различные аспекты данной проблемы были рассмотрены в работах Б. С. Шостаковича [149], В. Масяржа [76], Н. Г. Галеткиной [36], Г. И. Бобковой [11-13], Г. Н. Макогон [65-68] и касались в основном вопросов истории переселения отдельных этносов в регион. Следует отметить труды специалистов Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» В. В. Тихонова, А. К.

Нефедьевой, Е. А. Усенко, архитектора Л. Г. Васиной, исследовавших сохранившиеся элементы материальной культуры столыпинских переселенцев. Анализ научной литературы по проблеме показывает, что тема разработана слабо, литература посвящена в основном общим вопросам сохранения и музеефикации историко-культурного наследия, в ней не рассматриваются конкретные этнические группы населения Предбайкалья, что само по себе свидетельствует об актуальности проведенного нами исследования.

Объект исследования - историко-культурное наследие переселенцев в Предбайкалье периода столыпинских аграрной реформы.

Предмет исследования — культурные комплексы переселенцев Предбайкалья и их музеефикация.

Цель диссертационного исследования. Основная цель исследования состоит в разработке научных методов и форм музеефикации культурного наследия переселенцев Предбайкалья периода столыпинской аграрной реформы.

Для достижения поставленной цели диссертантом были сформулированы следующие задачи:

- исследовать потенциал культурного наследия столыпинских переселенцев в Предбайкалье, определить основные этномаркирующие компоненты их культуры;

- обобщить накопленный опыт и дать научную оценку работе музеев по сохранению культурного наследия переселенцев;

- разработать научно-методическую базу по музеефикации этнокультурного наследия переселенцев;

- разработать проект создания переселенческой экспозиционной зоны в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» и переселенческих музейных комплексов-резерватов на территории Предбайкалья;

— проанализировать туристский потенциал переселенческих поселений Предбайкалья, исследовать факторы, сдерживающие развитие этнотуризма в регионе, разработать научно-методическое обоснование включения ряда поселений в этномаршрут «По столыпинским деревням Предбайкалья».

Хронологические рамки работы охватывают период с начала XX в. по 2012 г.

Территориальные рамки диссертации охватывают Предбайкальский регион (Иркутскую область).

Методологическая основа. Поставленные в диссертационной работе задачи обусловили необходимость применения широкого набора методов исследования: историко-этнографического, структурно-функционального, статистического, картографического.

Автор в своем исследовании опирался на отечественные и зарубежные теоретические и методологические разработки в области культурного наследия, этнографии, музееведения, скансенологии и этнотуризма.

Теоретическая новизна работы заключается в следующем:

1. В диссертации впервые определен и исследован особый аспект культурного наследия, связанный с переселением в начале XX в. в Предбайкалье разных этнокультурных групп населения из европейской части России.

2. Обоснована последовательность исследовательской процедуры и научно-практических мер при создании национальных музейных комплексов под открытым небом.

3. Выработаны и обоснованы новые направления развития туризма в регионе, проанализирован потенциал объектов культурно-исторического наследия как туристического продукта.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музейные комплексы под открытым небом - наиболее перспективный в современных условиях метод сохранения культуры столыпинских переселенцев Предбайкалья.

2. Музеефикация наследия столыпинских переселенцев требует специфических научно-исследовательских процедур и практических мероприятий, важнейшими из которых являются: определение материальной и духовной ценности движимых и недвижимых объектов наследия, выявление этномаркирующих компонентов, теоретическое обоснование необходимости музеефикации и практическая работа по дальнейшему сохранению и использованию наследия.

3. Созданные в Предбайкалье и предлагаемые в диссертации формы музеефицикации наследия столыпинских переселенцев ( транслоцированная переселенческая зона в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы», музеи-резерваты в переселенческих селах) призваны сыграть важную роль в социокультурной жизни и развитии туристического бизнеса в регионе.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении этномаркирующих компонентов историко-культурного наследия переселенцев по столыпинской аграрной реформе в Предбайкалье; в научно-методическом обосновании процедуры музеефикации наследия переселенцев. В диссертации также эксплицирована роль музеефикации объектов наследия в развитии этнотуризма.

Практическая значимость исследования заключается в формировании оценки потенциала сохранившихся к настоящему времени компонентов этнокультурного наследия столыпинских переселенцев Предбайкалья, разработке вариантов его сохранения в музейных комплексах под открытым небом региона и популяризации через создание этномаршрутов.

Выявлены основные перспективные для развития туризма поселения региона, образованные во время столыпинской аграрной реформы.

Результаты исследования использовались в практике формирования переселенческой экспозиционной зоны Архитектурно-этнографического музея «Тальцы», в создании Мемориального музейного комплекса «Усадьба голендра Гимборга» в пос. Средний Пихтинск Заларинского района Иркутской области.

Особый аспект работы связан с непосредственным использованием разработанных этномаршрутов в создании современного туристского продукта.

Анализ, выводы и рекомендации, ставшие результатом данного диссертационного исследования, могут быть применены в качестве методической и практической базы при корректировке программ культурной политики в сфере культурного и этнокультурного наследия региона.

Апробация работы. Отдельные аспекты данной работы докладывались и обсуждались на конгрессах и конференциях: «VI Международный научный конгресс Гео-Сибирь» (Новосибирск, 2010 г.), «VII Международный научный конгресс Гео-Сибирь» (Новосибирск, 2011 г.), «История прибайкальских татар» (Областной татарский культурный центр, Иркутск, 2011 г.); на фестивале музеев Иркутской области «Маевка-2011» (Иркутский краеведческий музей, 2011 г.); в программе международного Круглого стола «Региональные музеи под открытым небом: проблемы и перспективы развития туризма в Байкальском регионе» (Улан-Удэ, 2013 г.). Основные положения диссертационного исследования также представлены в девяти научных статьях, из которых три публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ГЛАВА 1. ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЗОНА ПРЕДБАЙКАЛЬЯ 1.1. Переселение крестьян в Предбайкалье во время столыпинской аграрной реформы 1906-1914 гг.

Основным научным критерием объективности музеефикации традиционной материальной и духовной культуры населения конкретной территории является метод историко-культурного зонирования. Историко-культурное зонирование на основе этно-географо-экономико-бытового дифференцирующего принципа позволяет выделить резкие отличия материальных носителей как между этносами, так и в одной этнической группе, возникшие вследствие различных географических, экономических и социально-бытовых условий в пределах музеефицируемого региона (в нашем случае Предбайкалье) [127, с. 16]. С начала формирования Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (конец 60-х гг. прошлого века) его проектировщиками, а затем научными сотрудниками проводились работы по историко-культурному зонированию территории Предбайкальского региона. На сегодняшний день выделено девять историко-культурных зон - пять русских (ангаро-илимская, верхоленская, трактовая, витимская золотопромышленная промысловая, городская), четыре национальных (бурятская, эвенкийская, тофаларская и, наконец, переселенческая, заявленная темой нашего исследования).

В начале XX в. Российская империя находилась в глубоком экономическом кризисе после поражения в Русско-японской во�