автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Особенности повествования
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Мосалева, Галина Владимировна
Первоначальная задача исследования состояла в том, чтобы проверить теоретический вывод об особом, фразеологическом типе повествования (в терминах Б.О.Кормана) на более широком историко-литературном материале.
Идея о фразеологическом типе повествования была сформулирована нами в работе «Поэтика Лескова» (Ижевск, 1993). Она возникла в связи с известной классификацией М.М.Бахтина о двух типах повествования в русской литературе: монологическом и полифоническом. По Бахтину, вся русская литература, за исключением писателя-полифониста Досоевского, является монологической. Бахтин онтологизировал полифонический роман Достоевского, что придало литературной классифи кации и вовсе оценочный характер: полифонический тип повествования оказывался высшим и завершающим этапом в его формировании.
Болеё продуктивно и вместе о тем лишено оценочное™ у Бахтина понятие «диалогизации». К i ому же оно имеет серьезную философскую основу, связанную с у-ением М.Бубера о диалоге («Я и ты», 1923; .«Диалог» 1932). Основательное теоретическое осмысление проблемы «диалогизации» пре; ставлено в книге, изданной Ренатой Лахманн («Dialogizitat», Miinc hen, 1983).
Изучение поэтики Лескова прие ело нас к мысли о том, что тип повествования у Лескова не обладает признаками ни монологического, ни полифонического в бахтинскэм понимании этого термина.
Определение лесковского типа повествования как фразеологического связано с идеей переноса термина «фразеологическая точка зрения» («отношение между субъектом и объектом в речевой сфере, то есть между речевыми манерами субъекта и объекта») на тип повествования1. Фразеологическая точка зрения оказывается в повествовании Лескова ведущей как на формально-субъектном, так и на содержательно-субъектном уровнях, что является условием формирования особого типа повествования у Лескова.
Для нас было важно показать, что он образуется не только сказовыми, но и хроникальными, мемуарными формами повествования.
Фразеологический тип повествования формально организуется рассказчиком, передающим устные истории других рассказчиков. Противопоставляются два типа авторства: действительное и фиктивное. Подобное противопоставление характерно для реалистической системы. Изучению механизмов текстопорождения в «первичных» (к примеру, в литературе реализма) и «вторичных» (к примеру, в литературе романтизма) стилях посвящена работа И.Р.Деринг-Смирновой, И.П.Смирнова «Очерки по исторической типологии культуры» (Зальцбург, 1982), ставшая для нас одной из важнейших в плане теории. .- г
Не нужно особо останавливаться на том, что «действительный» автор, или автор «из самой действительности», тоже фиктивен.
Еще одним аргументом в подтверждение особого типа повествования у Лескова является тот факт, что время и пространство оформляются как разговор о них, вызывая тем самым феномен «речевого симфонизма». Это понятие связано с работой Льва Карсавина «О личности»2.
Не настаивая на оптимальности термина, при определении лесковского типа повествования мы хотели показать, что диахрония обладает более широким набором нарративных классификаций. Во всяком случае была отмечена связь типа повествования с жанровыми характеристиками в нем, поэтому тип повествования может устанавливаться в зависимости от какой-то ярко выраженной в нем жанровой тенденции, если следовать эстетическому дискурсу. Принципиален для нас и тот факт, что Лесков эксплуатировал не жанр
1 Цит. по: Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов //Проблемы истории критики и поэтики реализма: Сб. науч. тр. Куйбышев, 1981. С. 51—52).
2 Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. Т. 1. С. 91— 180. сказа — естественной, неотредактированной речи, а сказовую форму. Б.М.Эйхенбаум назвал особенность этой формы у Лескова принципом сказа3. Сказ же уходит корнями в архаические жанры. В пределах жанрового определения одного текста (допустим, «Левши») Лесков будет колебаться между сказом и легендой. То же касается и использования в лесковском творчестве архаического жанра хроники (летописи), преломленного у Лескова весьма своеобразно и осложненного другими жанровыми формами.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности повествования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Окончание работы обнаруживает еще большее количество вопросов по сравнению с тем, какое было поставлено в ее начале. Для решения проблемы «текст в тексте» поначалу была прочерчена определенная историко-литературная линия: Пушкин—Лермонтов— Гоголь—Лесков. В основе своей она сохранилась, но в частностях отклонилась от своего первоначального направления: прочтение Лермонтова и Гоголя в свете интертекста — дело будущего.
Мы увидели, что функции цитаты у Пушкина различны: она просматривается не просто как ссылка на чье-то произведение в явной или скрытой форме. У Пушкина цитата распространяется на жанр, сюжет, образ, вещь. Пушкину удается создать из цитат «свою» «литературную Вселенную». Как он это делает, было, пожалуй, самым интересным вопросом, на который не хотелось спешить ответить. Автоцитация в «Повестях Белкина» почти всегда связана с игрой и метапоэтическим смыслом, вкладываемым в нее автором. Цитата используется Пушкиным как знак скрытой полемики, вынесенной на страницы художественного произведения: так, в «Гробовщике» и «Станционном смотрителе» Пушкин интертекстуально расправляется с «беседовцами». Цитата может перемещаться у Пушкина из эстетической в онтологическую сферу (спор об истинном и ложном литературном отцовстве в «Станционном смотрителе»), однако критерием истинности бытия у Пушкина является «эстетическое». Именно на этот пушкинский эстетизм Достоевский ответил иронией. Образ как цитата у Пушкина оборачивается постановкой нового для литературы первой половины XIX века конфликта книжного героя с миром реальных людей. Жанровое цитирование (или антицитирование), особенно характерное для «Барышни-крестьянки», сопряжено с отказом следовать дидактическим жанрам, особенно жанру нравоучительного романа.
Начиная с Пушкина, русская классическая литература создавала своеобразный «Поместно-усадебный текст», в формировании которого приняли участие А.И.Герцен, С.Т.Аксаков, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков. Его дальнейшее изучение — одна из интересных историко-литературных задач.
Субъектные формы, или нарративные маски, у Пушкина нередко выступают в качестве интертекста: в «Станционном смотрителе» Пушкин виртуозно играет ими: «сентиментальный путешественник», «нравоучительный путешественник», «русский путешественник».
На наш взгляд, появление маски Белкина связано с нарративной маской я-литератора, характерной для «Гробовщика» и «Барышни-крестьянки», то есть для ранних по времени создания новелл. Не так важно, в какой новелле обнаруживается объектное присутствие Белкина. Идея «белкинской маски» могла подспудно вызревать в тексте, поначалу и вовсе не обнаруживая себя. Однако возникнув, эта маска распространила свое влияние в целом на цикл, в составе которого мы рассмотрели и не опубликованную при жизни Пушкина «Историю села Горюхина». На ахронное расположение новелл в цикле, как нам представляется, повлияла «Метель» с идеей «смятения—смешения», просматривающейся на самых различных уровнях текста (сюжетно-композиционном, образном, интертекстуальном, метафизическом). Идея «смятения—смешения» повлияла и на окончательный композиционный рисунок цикла.
Включение «Истории села Горюхина» в цикл «Повестей Белкина» позволило несколько иначе осмыслить идею целостности и единства. Незавершенность «белкинского цикла» показала, что «Повестям Белкина» свойственна ситуация постмодернизма: «История села Горюхина» свидетельствует об исчерпанных возможностях -письменного слова и кризисе устного. В «Истории села Горюхина» пространство, время, предметный мир предстают как олитературенные, но в то же время Пушкин изображает и опредмечивание литературы. В «Истории.» перед читателем проносится настоящий шлейф субъектных форм и ни одна не закрепляется в тексте. «Субъектность» в «Истории.» деперсонифицируется: повествование успокаивается на безличном повествователе. Белкин-читатель, дерзнув занять место писателя, осуществляет свою попытку.
При чтении «Повестей Белкина» мы руководствовались хронологическим принципом новелл, а также явными и «тайными» «рекомендациями» Пушкина, то есть мы пытались читать «белкинский текст» нетенденциозно.------:—
Повести Белкина» и вообще пушкинская проза поставили нас перед проблемой мужественного и женственного в русской литературе, имеющей прямое отношение к особенностям повествования, характеристике его форм. Мотив вышивания, прозвучавший в «Романе в письмах», мы связали с формой женского повествования, распространившейся в русской литературе уже после Пушкина. Мотив вышивания связан и с проблемой «текста в тексте», а. также с вышиванием новым автором нового текста «по старой канве». К Лермонтову и Гоголю мы подошли с точки зрения явленности в их творчестве женской формы повествования. Оказалось, что женственное» у обоих писателей не наделяется статусом творческого, демиургического начала. Вместе с тем и «Записки кавалерист-девицы» Н.А.Дуровой, И прозаический цикл М.СЖуковой «Вечера на Карповке» дают примеры женского повествования в русской литературе, осторожно завоевывающего право на художественное бытие. Рассматривая проблему мужского и женского повествования в отечественной литературе, мы поставили вопрос об изменениях в ней концепта «женственного» и сделали его предметом сквозного (весьма беглого) рассмотрения на протяжении XIX века. Подробное и основательное исследование этих текстов с использованием тендерного подхода предстоит осуществить в дальнейшем. Представлялось необходимым остановиться на так называемых маргинальных текстах и авторах и поразмышлять над причинами маргинальности. Возможно, таким образом мы пытались достичь равновесия в исследовании текстов популярных и не слишком известных.
Завершающей частью работы стала проблема «текст в тексте» в лесковском повествовании, напоминающем «вышивание узоров». Использование «текста в тексте» у Лескова — одно из важных свойств его поэтики, проявляющееся и во внешнем плане (в заглавиях и подзаголовках), и во внутреннем (в сюжетно-композицион-ном, интертекстуальном, метафизическом). Лесков использует и форму женского повествования в хронике «Захудалый род», написанной от лица «княжны В.Д.П.» «Текст в тексте» у Лескова обуславливается существенным образом идеей «ярмарки», вбирающей в себя всю многомерность бытия. «Ярмарочное мироощущение», характерное для раннего творчества Лескова, оказывается присущим и позднему, в частности, легенде «Скоморох Памфалон». Интертекстуально «ярмарка» связана как с древнерусской смеховой культурой, так и с западноевропейской, в особенности с ироническим отношением к миру и иронической авторефлексией, свойственной уже произведению Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристра-ма Шенди, джентльмена».
Лесков с самого начала выступил экспериментатором слова. Все стало предметом творчества. Лесков создает «свою» жанровую систему. Вслед за Гоголем он оспаривает книжную традицию, давая свободу в своих книгах всему нелитературному, живому, отдав предпочтение устным формам повествования. Однако для стилизации «устности» Лескову понадобилось много творческих усилий, чтобы виртуозность его письменного слога казалась незаметной. Лесков сумел убедить читателя в отсутствии письменной обработки живого разговора, но не смог скрыть изощренной литературности.
Лесков открыл себя слушанию, но отнесся он к этому вовсе не пассивно, к чему позже будет призывать Хайдеггер. «Чрезмерная говорливость» лесковских героев и автора позволила русской литературе в дальнейшем воспользоваться этими «словесными запасами», обусловившими тягу к стилизации устных форм повествования, к орнаментальности слова.
Уже у Лескова изображенный орнаментальным словом мир представал как мифический: это видно из «Соборян» и особенно из его поздних легенд. Эстетикой своего творчества Лесков связан как с XIX, так и XX веком, и в нем по сути оставаясь «прозеванным гением» (И.Северянин). Вместе с тем многообразие типов и форм повествования, испробованных им, остается присущим самой современной литературе.
Читая Лескова, мы только обозначили проблему «орнаментальности» его повествования, но ее основательное решение — впереди.
Спор о «старом» и «новом» слове, начавшийся острой полемикой между «шишковистами» и «карамзинистами», а затем продолжившийся в середине XIX века и захвативший начало XX, время от времени возобновляется, и поэтому полезно наблюдать за изменениями в литературе, являющимися его следствием. Во всяком случае, мы увидели обращение к архаическим жанрам (сказке, балладе) и у Пушкина, и у Лескова. Применяя интертекстуальный метод, Мы рассматривали как претекеты, так и посттексты: например, тексты, повлиявшие на создание образа Сильвио и его модификации в последующей литературе.
Ситуация постмодернизма, свидетельствующая о множественности, оказывается свойственна как современной литературе, так и творчеству Пушкина и Лескова. Интертекстуальность усложняется у Лескова интермедиальностью: литература ищет других, несловесных средств выражения (изобразительных, музыкальных и т. д.). И дело здесь даже не в терминах, а в попытке осознания того явления, которое М.Фуко называет «идеологемами». Подходя к литературе с историко-литературных позиций, мы пытались, насколько это возможно, при интерпретации литературного произведения осознать степень влияния «идеологем».
Осознавая и свою зависимость от них же, нам хотелось бы отказаться от претензии на единственность прочтения. Написанное же остается подтвердить или опровергнуть, а это и есть близкий нам путь — к новому прочтению.
Список научной литературыМосалева, Галина Владимировна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.
2. Агранович С.З. Образ пира и чумы в трагедии А.С.Пушкина // Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев, 1988. С. 20—39.
3. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор // Азадовский М.К. Литература и фольклор: Очерки и этюды. Л., 1938. С. 5—64.
4. Айхенвальд Ю. Пушкин. М., 1916.
5. Аксаков И.С. Речь о Пушкине // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981. С. 263—281.
6. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3 т. М., 1986.
7. Акутин Ю. Родословная «Барышни-крестьянки» //Наука и жизнь. 1978. № 3. С. 87.
8. Алексеев М.П. К «Истории села Горюхина» // Пушкин: Статьи и материалы / Под ред. М.П.Алексеева. Одесса, 1926. Т. 2. С. 70—87.
9. Альтман М.С. «Барышня-крестьянка» (Пушкин и Карамзин). //Slavia. Praha, 1931.Т. 2. С. 782—792.
10. Альтман М.С. «Блудная дочь». Пушкин и Достоевский. // Slavia. Praha, 1936—1937. Т. 14. С. 405—415.
11. Алпатова Т.А. Традиции романтической повести в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» // Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей XIX — начала XX вв. М., 1991. С. 22—31.
12. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1977. . "
13. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб, 1914.
14. Анненский И. Символы красоты у русских писателей // Анненский И. Избр. произведения. Л., 1988. С. 528—536.
15. Арзамас»: Сборник: В 2 кн. М., 1994.
16. Афанасьев В. Свободной музы приношенье: Литературные портреты. Статьи. М., 1988.
17. Ахматова А. Последняя сказка Пушкина. // Ахматова А А. О Пушкине: Статьи и заметки. (1933). Л., 1977. С. '8—38.
18. Ахматова А. «Адольф» Бенжамена Констана в творчестве Пушкина.//Ахматова А.А. О Пушкине: Статьи и заметки (1936). JI., 1977. С. 50—88.
19. Ахматова А.А. «Каменный гость» Пушкина // Ахматова А.А. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 111—126.
20. Ашукин Н.С. Москва в жизни и творчестве А.С. Пушкина. М., 1949.
21. Бабаев Э.Г. Творчество А.С.Пушкина. М., 1988.
22. Байрон Д.Г. Собр. соч.: В 4 томах. М., 1981.
23. Бальзак О. де. Собр. соч.: В 10 т. М., 1983.
24. Банфи А. Эстетика искусства. М., 1989.
25. Баратынский ЕЛ. Полн. собр. стихотворений. JL, 1989.
26. Барт Ролан. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
27. Бартенев П.И. Пушкин в Южной России. М., 1914.
28. Батхин Л. М. Петрарка на острие собственного пера. Авторское самосознание в письмах поэта. М., 1995.
29. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
30. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975.
31. Бахтин ММ. Формальный метод в литературоведении. Серебряный век. Нью-Йорк, 1982.
32. Бахтин ММ. Литературно-критические статьи. М., 1986.
33. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: (Избр. работы). М., 1986.
34. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
35. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1953—1959.
36. Белова М.А. Анекдот в системе литературных жанров начала XIX века (Эволюция повествовательной формы про.зы А.С.Пушкина и анекдот) // Литературно-философские проблемы в контексте современных духовных исканий. Нижневартовск, 1996. С. 29—35.
37. Белькинд B.C. Принцип циклизации в «Повестях Белкина» А.С.Пушкина // Вопросы сюжетосложения. Рига, 1974. Т. 3. С. 118—128.
38. Белькинд B.C. Еще раз о «загадке» И.П. Белкина // Проблемы пушкиноведения: Сб. научн. тр. Л., 1975. С. 55—58.
39. Белый А. Стихотворения. М., 1988.
40. Бем А.Л. «Скупой рыцарь» Пушкина в творчестве Достоевского //Пушкинский сб. Прага, 1929. С. 209—244.
41. Бем А.Л. У истоков творчества Достоевского: Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Толстой и Достоевский. Прага, 1936.
42. Бердяев Н. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. М., 1918.
43. Бердяев Н.А. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 392—406.
44. Берковский Н.Я. О «Повестях Белкина». Л., 1960.
45. Берковский Н.Я. О «Повестях Белкина» (Пушкин 30-х годов и вопросы народности и реализма) //О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы. М., 1960.
46. Берковский Н.Я. О русской литературе: Сб. статей. Л., 1985.
47. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
48. Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения: В 2 т. М., 1981.
49. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955.
50. Благой Д.Д. Пушкин и русская литература XVIII века // Благой Д.Д. Литература и действительность: Вопросы теории и истории литературы. М., 1959. С. 201—300
51. Благой Д.Д. «Пушкин-зодчий» //От Кантемира до наших дней. М., 1973. Т. 2. С. 88—231.
52. Благой Д.Д. Достоевский и Пушкин //От Кантемира до наших дней. М., 1973. Т. 1. С. 417—501.
53. Благой Д.Д. «Бездна пространства». О некоторых художественных приемах Пушкина // Благой Д.Д. Душа в заветной лире: Очерки жизни и творчества Пушкина. М., 1977. С. 210—228.
54. Блок АЛ. Собр. соч.: В 6 т. Л., 1980.
55. Богданович И.Ф. Стихотворения и поэмы. JL, 1957.
56. Бонда С.М. О Пушкине: Статьи и исследования. М., 1983.
57. Боровкова-Майкова М.С. Арзамас и арзамасские протоколы. Л., 1933.
58. Бочаров С Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.
59. Бочаров С.Г. О смысле «Гробовщика» //Бочаров С.Г. О художественных мирах. М„ 1985. С. 35—68.
60. Бочановский В.Ф. К характеристике работы Пушкина над новым романом // Sertum bibliologicum в честь проф. А.П.Малеина. Пг., 1922. С. 186—193.
61. Врио В. Пушкин о возможности женской литературы //Пушкинский сб. Иерусалим, 1997. Вып. 1. С. 186—200.
62. Булгаков С. Героизм и подвижничество: Из размышлений о религиозной приро- -де русской интеллигенции // Литературное обозрение. 1990. № 8. С. 87—99.
63. Булгаков С. Человекобог и человекозверь (По поводу посмертных произведений Л.Н.Толстого «Дьявол» и «О.Сергий») //Лики культуры: Альманах. М., 1995. Том первый. С. 276—320.
64. Буслаев Ф.И. О значении современного романа и его задачах. М., 1877.
65. Варнеке Б.В. Построение «Повестей Белкина» //Пушкин и его современники. 1930. Вып. 38—39. С. 162—168.
66. Вацуро В.Э. Повести Белкина // Пушкин А.С. Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П. М., 1981. С. 7—60.
67. Вересаев В. Заметки о Пушкине //Новый мир. М., 1928. Кн. 2. С. 200.
68. Вересаев В. А.С.Пушкин: Биографический очерк. М., 1936.
69. Вересаев В. Пушкин в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников. М., 1984.
70. Ветловская В.Е. Летописное осмысление княжеских пиров и дарений в свете фольклорных и этнографических данных //Русский фольклор. Л., 1987. Т. 24: Этнографические истоки фольклорных явлений. С. 33—43.
71. Вечные» сюжеты русской литературы: («блудный сын» и другие) / Под ред. Е.К.Ромодановской, В.И.Тюпы. Новосибирск, 1996.
72. Викторова К., Тархов А. «История села Горюхина»: Гипотезы, предположения, размышления //Знание — сила. 1975. Ш 1. С.ЗЗ—34.
73. Виноградов ВВ. Путь Пушкина к реализму //Литературное наследство. М., 1934. Т. 16—18. С. 49—90.
74. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.
75. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1954.
76. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.
77. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. М., 1963.
78. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.
79. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избр. работы. М., 1976.
80. Винокур Г. Слово и стих в «Евгении Онегине» //Пушкин: Сб. статей / Под ред. А.Еголина. М., 1941. С. 155—213.
81. Винокур Г.О. Пушкин-прозаик //Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М„ 1991. С. 179—194.
82. Виролайнен М.Н. Культурный герой нового времени (Пушкинский миф в контексте секуляризованной культуры) // Russian Studies: Ежеквартальник русской филологии и культуры. С.-Пб., 1994. Т. I. С. 44—54.
83. Волъперт Л.И. Пушкин и Мариво (К проблеме психологизма) //Сравнительное изучение литератур. Сб. ст. к 80-летию акад. М.П.Алексеева. Л., 1976. С. 263—269.
84. Вольперт Л.И. Пушкин и Лашоссе (О сюжетном мотиве «Метели») // Временник Пушкинской комиссии. 1975. Л., 1979.
85. Вольперт Л.И. Пушкин и французская комедия XVIII // Пушкин: Исслед. и материалы. Л., 1979. Т. 9. С. 168—187.
86. Вольперт Л.И. Пушкин и психологическая традиция во французской литературе. Таллинн, 1980.
87. Вольперт Л.И. Пушкин в роли Пушкина. Творческая игра по моделям французской литературы. Пушкин и Стендаль. М., 1998.
88. Вбмперский В.П. Образ автора в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» //Русская речь. 1979. № 3. С. 29—36.
89. Востриков А.В. Специфика конфликта повести «Выстрел» в связи с пространственно-временной организацией текста // Лотмановский сб. Г. М., 1995. С. 410—414.
90. Выгодский Д.И. Из эвфонических наблюдений («Бахчисарайский фонтан») // Пушкинист IV: Пушкинский сб. Памяти проф. С.А.Венгерова / Под ред. Н.В.Яковлева. М.; Пг., 1922.
91. Вяземский П.А. Стихотворения. М.; Л., 1969.
92. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
93. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
94. Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка // Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 27. Wien, 1992.
95. Гей H.K. Проза Пушкина. Поэтика повествования. М., 1989.
96. Гейченко С.С. У лукоморья. Л., 1977.
97. Гершензон М.О. Мудрость Пушкина. М., 1919.
98. Гершензон М.О. Статьи о Пушкине. М., 1926.
99. Гершензон М. Гольфстрем // Лики культуры: Альманах. Том первый. М„ 1995. С. 7—120.
100. Герцен А.И. Проза. М„ 1985.
101. Гиллельсон ММ. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л., 1974.
102. Гиллельсон М.И. От арзамасского братства к пушкинскому кругу писателей. Л., 1977.
103. Гинзбург J1. О психологической прозе. Л., 1977.
104. Гинзбург Л. Пушкин и проблема реализма // Гинзбург JI. О старом и новом. Л., 1982. С. 92—108.
105. Гиппиус В.В. Пушкин и журнальная полемика его времени. СПб, 1900.
106. Гиппиус В.В. Повести Белкина //Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М.; Л., 1966. С. 7—45.
107. Гиппиус В. Пушкин и христианство. Пг., 1913.
108. Глассе Антония. Из чего сделалась «Метель» Пушкина //Новое литературное обозрение. М., 1995. № 14. С. 89—101.
109. Глассе Антония. О мужике без шапки, двух бабах, ребеночке в гробике, сапожнике-немце и прочем //Новое литературное обозрение, 1997. № 23. С. 92—118.
110. Глухое В.И. «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии» в их отношении друг к другу //Болдинские чтения. Горький, 1987. С. 153—167.
111. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 7 т. М., 1977.
112. Гордин А. Пушкинский заповедник. М., 1956.
113. Горелик JI.J1. Пушкинский «миф о метели» в повести Б.Пастернака «Детство Люверс» //Русская филология: Учен. зап. Смоленск, гуманит. ун-та. Смоленск, 1994. Т. I. С. 256—278.
114. Грановская Н.И. «Если ехать вам случится.»: Очерк-путеводитель. Л., 1989.
115. Грехнев В.А. Болдинская лирика Пушкина: 1830 год. Горький, 1977.
116. Грибоедов А.С. Сочинения. М., 1985.
117. Грицай Ю.Ф. «История села Горюхина» А.С.Пушкина — литературный прототип «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина //Вопросы литературы. Львов, 1973. № 1 (21). С. 19—26.
118. Гроссман Л. Этюды о Пушкине. М., 1923. С. 37—75.
119. Гроссман Л. Цех пера: Статьи о Пушкине. М., 1930.
120. Гроссман Л.П: Пушкин. М„ 1939.
121. Гукасова А.Г. «Повести Белкина» А.С.Пушкина. М., 1949.
122. Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве А.С.Пушкина. М., 1973.
123. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.
124. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.
125. Гуминский В.М. Открытие мира, или Путешествия и странники. М., 1987.
126. Гурвич Н.А. О развитии художественного мышления в русской литературе (Конец XVIII — первая половина XIX вв.). Ташкент, 1987.
127. Гурвич И.А. Поэтика повествования: Пособи^ по спецкурсу. Ташкент, 1988.
128. Гуревич A.M. Тема маленького человека у Пушкина и ее романтический подтекст //Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1983 Т. 42. Вып. 5. С. 433— 443.
129. Гуревич A.M. Романтизм Пушкина. М., 1993.
130. Гюго В. Собр. соч.: В 10 т. М., 1972. •
131. Давыдов Д. Гусарская исповедь: Стихотворения. М., 1997.
132. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978.
133. Данте А. Божественная Комедия: Пер. с итал, М.Лозинского. С.-Пб., 1992.
134. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл: проблемы истории и теории. Красноярск, 1988. . •
135. Дарвин М.Н. Мужское и женское в «Повестях Белкина» А.С.Пушкина (о некоторых особенностях построения цикла) // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов в контексте традиции / Под ред. Е.К.Ромодановской. Новосибирск, 1998. Вып. 2. С. 172—187.
136. Дебрецени П. Блудная дочь. Анализ художественной прозы Пушкина. С.-Пб., 1996.
137. Делез Ж. Платон и симулякр //Новое литературное обозрение. М., 1993. № 5. С. 45—56.
138. Дельвиг А.А. Стихотворения. М., 1983.
139. Державин Г.Р. Избр. проза. М., 1984.
140. Державин Г.Р. Сочинения. М., 1985.
141. Деринг-Смирнова И.Р., Смирнов И.П. Очерки по исторической типологии культуры. Salzburg, 1982.
142. Дмитриев И.И. Полн. собр. стихотворений. Л,, 1967.
143. Дмитриева Е.Е. Письма Пушкина в восприятии читателей XIX века // Проблемы интерпретации художественных произведений. М., 1985. С. 72—79.
144. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1956.
145. Дрозда М. Нарративные маски в «Повестях Белкина» // Wiener Slawistischer Almanach. Wten, 1981. В. 8. S. 261—268.
146. Дурова H. Записки кавалерист-девицы. Казань, 1979.
147. Евдокимова О. Поэтика памяти и авторская позиция в прозе Н.С.Лескова // Автор и текст. С.-Пб., 1996.
148. Евзлин М. Мифологическая структура преступления и безумия в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» // Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993. С. 31—55.
149. Елкин В.Г. «Повести Белкина». Скрытые смыслы пушкинского повествования //Истоки, традиции, контекст в литературе. Владимир, 1992. С. 96—110.
150. Есаулов И.А. Соборное начало в поэтике Пушкина //Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 45—61.
151. Жан-Поль (Рихтер И.П.Ф.) Приготовительная школа эстетики. М., 1981.
152. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. Л., 1978.
153. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Мир автора и структура текста: Статьи по русской литературе. Нью-Йорк, 1986.
154. Жолковский А.К. Биография, структура, цитата: еще несколько пушкинских подтекстов //Тайны ремесла. М., 1992. Вып. 2. С. 20—29.
155. Жуковский В.А. Собр. соч.: В 4 т. М.; Л., 1959.
156. Закруткин В. Пушкин и Лермонтов. Ростов н/Д., 1941.
157. Замаровский В. Боги и герои античных сказаний: Словарь. М., 1994.
158. Заславский О.Б. Двойная структура «Выстрела» // Новое литературное обозрение. М., 1997. № 23. С. 122—131.
159. Зажурило В.К., Кузьмина Л.И., Назарова Г.И. «Люблю тебя, Петра творенье.»: Пушкинские места Ленинграда. Л., 1989.
160. Зелинский В. Русская критическая литература о произведениях А.С.Пушкина: Хронологич. сб. критико-библиографических статей. М., 1888. Т. 8.
161. Зильберштейн И.С. Парижские находки: Эпоха Пушкина. М., 1993.
162. Иваницкий А.И. «Медный всадник» — обобщенный негатив имперской культуры //Wiener Slawistischer Almanach. В. 38. Wien, 1996. S. 5—35.
163. Иваницкий A.M. «Зимний путь» у Пушкина («Национальная природа» — кухня истории как культуры) //Slavica tergestina. Vol. 6. Trieste, 1998. P. 5—36.
164. Иваницкий А.И. Исторические смыслы потустороннего у Пушкина: К проблеме онтологии петербургской цивилизации. М., 1998.
165. Иванникова В.В. «История села Горюхина» А.С.Пушкина в контексте культурных и исторических интересов поэта 30-х годов. Саратов, 1994.
166. Иванов Вяч. По звездам: Статьи и афоризмы. СПб., 1909.
167. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923.
168. Иванов Вяч. В. Об анаграммах Ф. де Соссюра //Соссюр Фердинанд де. Труды по языкознанию. М., 1977. С. 635—638.
169. Иванов Вяч. И. К проблеме звукообраза у Пушкина //Иванов Вяч. И. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория. М., 1995. С. 242—249.
170. Иванов В.Н. Александр Пушкин и его время. М., 1995.
171. Измайлов А.Е. Дура Пахомовна // Стихотворная сказка (новелла) XVIII — начала XIX вв. Л., 1969. С. 477.
172. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1975.
173. Ильин-Томич А.А. «Пиковая дама означает.» // «Столетья не сотрут.»: Русские классики и их читатели. М., 1989. С. 85—160.
174. Ирвинг В. Жених-мертвец // Ирвинг В. Альгамбра: Новеллы / Вступ. ст. В.Бернацкой. М., 1989. С. 319—336.
175. Искоз (Долинин) А.С. «Повести Белкина» //Пушкин А.С. Сочинения: В 6 т. / Под ред. С.А.Венгерова. Пг., 1910. Т. 4. С. 184—200.
176. Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века: Сб. произведений. Л., 1989.
177. История русского драматического театра: В 7 т. М., 1977—1987.
178. Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. М., 1964.
179. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. М., 1982.
180. Карлгоф В.И. Станционнный смотритель //Карлгоф В.И. Повести и рассказы. СПб., 1832. С. 107—138.
181. Карсавин Л. Симфоническая личность //Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. Т. 1. С. 91—180.
182. Квашина Л.П. Издатель в эпическом целом «Капитанской дочки» А.С.Пушкина // Проблема автора в художественной литературе: Межвуз. сб. науч. тр. Ижевск, 1993. С. 85—95.
183. Квашина Л.П. Родовая природа эпического произведения: «Капитанская дочка» А.С.Пушкина: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Донецк, 1994.
184. Кибальник С.А. Тема случая в творчестве Пушкина // Пушкин: Исслед. и материалы. С.-Пб., 1995. Т. 15. С. 60—75.
185. Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. С.-Пб., 1998.
186. Клейст Г. фон. Драмы. Новеллы. М., 1969.
187. Княжнин Я.Б. Хвастун // Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII — начала XIX вв: Л., 1990. Т. 1. С. 389.
188. Коджак А. О повести Пушкина «Выстрел» //Мосты. 1970. Т. 15. С. 190—212/
189. Коджак А. Шифр Пушкина //Новый журнал. Нью-Йорк, 1970. Кн. 101. С. 81—94.
190. Кожевников В. «История села Горюхина» — история России: Предположения, гипотезы //Москва. 1988. № 6. С. 179—183.
191. Констан Б. Адольф //Французская романтическая повесть. Л., 1982. С. 77—152.
192. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
193. Корман Б.О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978.
194. Корман Б.О. Избр. труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1995.
195. Корольков Александр. Религиозность Пушкина как явление русской культуры //Вестник Р.Х.Д. Париж—Нью-Йорк—Москва, 1997. № 175. С. 149.
196. Кошанский Н.Ф. Общая Реторика. СПб., 1834.
197. Краснов Г.В. Пушкин. Болдинские страницы. Горький, 1984. С: 17—40.
198. Кривонос B.C. «Женщина влюблена в чорта» («дамская» тема в «Петербургских повестях» Гоголя) //Кормановские чтения. Ижевск, 1998. Вып. 3. С. 131—141.
199. Лагутов В. «Станционный смотритель» А.С.Пушкина: переклички и реминисценции //Проблемы поэтики: Труды Самарканд, гос. ун-та им. Навои. Новая серия. 361. Самарканд, 1978. Т. 4. С. 23—33.
200. Ландшафт моих воображений: Страницы прозы русского сентиментализма. М., 1990.
201. Левина Ю.И. Болдинские рисунки Пушкина. 1830. 1833. 1834. Горький, 1988.
202. Легенды и мифы о Пушкине. С.-Пб., 1994.
203. Лежнев А.З. Проза Пушкина: Опыт стилевого исследования. М., 1966.
204. Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 4 т. М., 1976.
205. Лернер Н. Заметки о Пушкине. СПб., 1908. :
206. Лернер Н. О. Проза Пушкина. Пг.; М., 1923.
207. Лернер И.О. К генезису «Выстрела» (Пушкинологические этюды) // Звенья. М.; Л., 1935. Т. V. С. 125—133.
208. Лернер Н.О. Пушкин и Аретино (Пушкинологические этюды) //Звенья. М.; Л., 1935. Т. V. С. 122—125.
209. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. М., 1984.
210. Лесков Н.С. О героях и праведниках // Церковно-общественный вестник. 188. 28 окт. № 129.
211. Лесков Н.С. Собр. соч.: В И т. М., 1956—1958.
212. Лесков НС. Собр. соч.: В 12 т. М., 1989.
213. Лесскис Г.А. Пушкинский путь в русской литературе, М., 1993.
214. Лихачев Д.С. В поисках выражения реального //Достоевский: Материалы иисслед. Л., 1974. Вып. 1. С. 5—13. Лихачев Д.С. Особенности поэтики произведний Н.С.Лескова // Лихачев Д.С.
215. Литература—реальность—литература. Л., 1984. С. 131—137. Лихачев Д.С. «Сады Лицея» //Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983. С. 133— 141.
216. Лихачев Д. Великий путь: Становление русской литературы XI—XVIII вв. М„1987.
217. Лосев А.Ф. Бытие — имя — космос. М„ 1993.
218. Лоттам ЮМ. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1980. Лотман Ю.М. Текст в тексте //Текст в тексте: Труды по знаковым системам
219. XIV / Учен. зап. Тартуск. ун-та. Тарту, 1981. Вып. 567. С. 3—18. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.,1988.
220. Лотман Ю.М. Образы природных стихий в русской литературе (Пушкин — Достоевский — Блок) //Лотман Ю.М. Пушкин. С.-Пб., 1998. С. 814—820. Лотмановский сб. 1. М., 1995.
221. Лужановский А.В. От анекдота к новелле («Повести Белкина» А.С.Пушкина)
222. Болдинские чтения. Н.Новгород, 1991. С. 4—14. Любович Н. Повести Белкина как полемический этап в развитии пушкинской првзы //Новый мир. 1937. Т. 14. С. 260—274.
223. Магазвник Е. Две Лизы: крестьянка-барышня и барышня-крестьянка //Труды
224. Самарканд, гос. ун-та им, Навои. Новая серия. 1972. Т. 200. С. 47—58. Маймхт Е.А. О русском романтизме. М.,,1975.
225. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пущкина в 1830-е годы. 1830—1833. Л., 19F4.
226. Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. Л., 1985.
227. Макогоненко Г.П. Избр, работы: О Пушкине, его предшественниках и наследниках. Л., 1987. Максимов С. Крылатые слова. М., 1955. Малинин В.А. Пушкин как мыслитель. Красноярск, 1990. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1997.
228. Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820—1830-е гг.). М„ 1969.
229. Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель — критика — читатель. М., 1984.
230. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988.
231. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX веиа (30— 50-е гг.). Л., 1982.
232. Маркович В.М. «Повести Белкина» и литературный контекст // Пушнин: Ис-след. и материалы. Л., 1989. Т. 13. С. 63—87.
233. Маркович В.М. Миф о Лермонтове на рубеже XIX — XX веков // Russian Literature. XXXVIII (1995). P. 157—188.
234. Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы»: от сюжета к мотиву / Под ред. В.И.Тюпы. Новосибирск, 1996.
235. Машинский С. О мемуарно-автобиографическом жанре //Вопросы литературы. 1960. № 6. С. 129—145.
236. Мейлах Б. Пушкин и его эпоха. М., 1958.
237. Мейлах Б.С. Художественное мышление Пушкина как творческий процесс. М.;1. Л., 1962.
238. Мейлах Б.С. Талисман: Книга о Пушкине. М., 1984.
239. Мейлах Б.С. «.сквозь магический кристалл.»: Пути в мир Пушкина. М., 1990.
240. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
241. Меньшиков М.О. Художественная проповедь // Критические очерки. СПб., 1899. С. 330—352.
242. Мережковский Д.С. Полн. собр. соч.: В 24 т. М., 1914.
243. Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исслед. разных лет. М., 1991.
244. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980.
245. Михайлова Н.И. О структурных особенностях «Повестей Белкина» //Болдин-ские чтейия. Горький, 1976. С. 78—83.
246. Михайлова Н.И. Болдинские повести Пушкина и пародии Сенковского //Болдинские чтения. Горький, 1977. С. 144—152.
247. Михайлова Н.И. Пушкин-прозаик и риторика его времени // Болдинские чтения. Горький, 1978. С. 58—74.
248. Модзалевский Б.Л. Библиотека Пушкина. Новые материалы // Литературное наследство. 1934. Т. 16—18. С. 985—1024.
249. Мосалева Г.В. Поэтика Н.С.Лескова. Ижевск, 1993.
250. Мосалева Г.В. Этико-религиозный конфликт в «Выстреле» // Метод и результат: новые подходы к изучению текста: Тез. докл. М., 1995. С. 30—33.
251. Мосалева Г.В. Особенности и тип повествования в «Выстреле» А.С.Пушкина // Кормановские чтения: Материалы межвуз. науч. конф. Ижевск, 1995. Вып. 2. С. 118—127.
252. Мосалева Г.В. «Литературная родословная» рассказчика-путешественника в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина .// Кормановские чтения: Материалы межвуз. науч. конф. (апрель 1997). Ижевск, 1998. Вып. 3. С. 123—131.
253. Мосалева Г.В. «Гробницы-цитаты» в пространстве «литературной Вселенной» (Новелла А.С.Пушкина «Гробовщик») // Проблема автора в художественной литературе: Межвуз. сб. науч. тр. Ижевск, 1998. С. 47—69.
254. Мосалева Г.В. Костюмность сюжето- и жанропорождения в новелле А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» //Проблема автора в художественной литературе: Межвуз. сб. науч. тр. Ижевск, 1998. С. 70—85.
255. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.
256. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. От Анненского до Пастернака. М., 1992.
257. Мышковская JI.M. О принципах пушкинского стиля // Мышковская JI.M. О мастерстве писателя: Статьи 1932—1959 гг, М., 1967. С. 107—136.
258. Набоков В. Собр. соч: В 4 т. М., 1990.
259. Нейштадт Вл. Пушкин в мировой литературе // Сто лет со смерти А.С.Пушкина. М„ 1938. С. 229—280. ,
260. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987.
261. Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII — начала XIX века. М., 1991.
262. Николаева Т.М. «Сны» пушкинских героев //Лотмановский сб. 1. М., 1995. С. 392—408.
263. Нодье Шарль. Жан Сбогар. Бурже Поль. Ученик. Ален-Фурнье. Большой Мольн: Романы: Пер. с фр. М., 1990.
264. Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы: В 2 т. М., 1989.
265. Одинокое В.Г. Пушкин и прозаический роман // Одинокое В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. Новосибирск, 1971. С. 35—60.
266. Одинцов В.В. О языке художественной Прозы. М., 1973.
267. Павлов Н.Ф. Сочинения. М., 1985.
268. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1965.
269. Пащенко М.В. Принципы субъектной организации повествования в «Повестях Белкина» //Начало. Вып. 2. М., 1993. С. 62—73.
270. Петровский М.А. Морфология пушкинского «Выстрела» //Проблемы поэтики: Сб. ст. / Под ред. В.Я.Брюсова. М.; Л, 1925. С. 173—204.
271. Петровский М. Морфология новеллы // Ars poetica: Сб. ст. / Под ред. М.А.Петровского. М., 1927, Т. 1. С. 69—100.
272. Петрунина Н.Н., Фридлендер Г.М. Над страницами Пушкина. Л., 1974.
273. Петрунина Н.Н. Когда Пушкин написал предисловие к «Повестям Белкина» // Временник Пушкинской комиссии. 1981. Л., 1985. С.31—51.
274. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (пути эволюции). Л., 1987.
275. Петрунина Н.Н. Из материалов Пушкинского Лицея // Пушкин: Исслед. и материалы! Л., 1989. Т. 13. С. 306—345.
276. Письма русских писателей XVIII века. Л., 1980.
277. Поволоцкая О. «Метель»: коллизия и смысл // Москва. 1989. № 6. С 188— 195.
278. Поволоцкая О. «Гробовщик»: коллизия и смысл //Вопросы литература. 1989.
279. Полевой Н., Полевой Кс. Литературная критика: Статьи, рецензии 1825—1842. Л., 1990.
280. Померанц Г. Выход из транса. М., 1995.
281. Попов А.А. Пушкин и французская юмористическая поэзия XVIII века // Пушкинист: Историко-литературный сб. / Под ред. С.А.Венгерова. Пг., 1916. Т. 2. С. 204—257.
282. Попова И. Смех и слезы в «Повестях Белкина» //Новое литературное обозрение. М., 1997. № 23. С. 118—121. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.
283. Поэзия А.С.Пушкина и ее традиции в русской литературе XIX — начала XX вв. М., 1989.
284. Пушкин А.С. Письма / Под ред. и с примеч. Б.Л.Модзалевского, М.; Л. 1926. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1974. . Пушкин B.JI. Стихи. Проза. Письма. М., 1982.
285. Пушкин в русской философской критике. Конец XIX — первая половина XX в. М., 1990.
286. Пушкин и русская литература: Сб. научн. тр. Рига, 1986.
287. Пушкинист IV: Пушкинский сб. Памяти проф. С.А.Венгерова / Под ред.
288. Н.В.Яковлева. М.; Пг„ 1922. Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма. М., 1989.
289. Пяткин С.Н. Символика «метели» в творчестве А.С.Пушкина 30-х годов // Болдинские чтения. Н.Новгород, 1995. С. 120—129.
290. Радищев А.Н. Избранное. М., 1976.
291. Реформатский А.А. Опыт анализа новеллистической композиции. М., 1922. Реформатский А.А. Лингвистика и поэтика. М., 1987.
292. Ржевская А. Письмо как компонент повествования //Мосты. Мюнхен, 1970. Т. 15. С. 213—222.
293. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. М., 1995.
294. Родзевич С.И. Предшественники Печорина во французской литературе. Киев, 1913.
295. Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989. Русская драматургия XVIII века. М., 1986.
296. Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи: Мемуары современников. М„ 1989.
297. Руссо Ж.-Ж. Избр. соч.: В 3 т. М„ 1961.
298. Сахаров В.Л. Форма времени //Русская романтическая повесть. М., 1980. С. 5—40.
299. Садиков П.А. И.П.Липранди в Бессарабии 1820-х годов (по новым материалам)
300. Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. 1941. Т. 6. С. 266—295. Сазонова С.С. О Белкине и его роли в «Повестях Белкина». Рига, 1976. Сандомирская В.Б. 50—60-е годы //Пушкин: Итоги и проблемы изучения /
301. Под ред. Б.П.Городецкого, Н.В.Измайлова, Б.С.Мейлаха. М., 1966. С. 50—73. Свонтон М. Гобелен из Байо: Эпическое сказание не в стихах, но в вышивке // Arbor Mundi. Мировое древо: Межд. журнал по теории и истории мировой культуры. М., 1996. № 4. С. 47—62.
302. Селезнев Ю. Проза Пушкина и развитие русской литературы. К поэтике • сюжета //В мире Пушкина: Сб. ст. / Под ред. С.Машинского. М., 1974. С. 413—446.
303. Семенко ИМ. Поэты пушкинской поры: Батюшков, Жуковский, Денис Давыдов, Вяземский, Кюхельбекер, Языков, Баратынский. М.; 1970.
304. Сендерович С. Пушкин в «Даре» В.Набокова: фигура сокрытия //Пушкинский сб. Иерусалим, 1997. Вып. 1. С. 225—252.
305. Сепик Г.В. Особенности сказового построения художественного текста: на материале новелл и повестей Н.С.Лескова: Дис. канд. филол. наук, М, 1990.
306. Сидяков Л.С. Пушкин и развитие русской повести в начале 30-х годов XIX века //Пушкин: Исслед. и материалы. М.; Л., 1960. Т. 3. С. 193—217.
307. Сидяков Л.С. Наблюдения над словоупотреблением Пушкина («проза» и «поэзия») //Пушкин и его современники: Учен. зап. Ленинград, гос. пед. ин-та им. Герцена. 434. Л., 1970. С. 125—134.
308. Сидяков Л 1С. Художественная проза А.С.Пущкина. Рига, 1973.
309. Сидяков Л.С. «Повести Белкина» и «История села Горюхина» //Художественная проза А.С.Пушкина. Рига, 1973. С. 58—85.
310. Сидяков Л.С. Жизнь писателя и литература в литературном сознании первых десятилетий XIX века (Жуковский — Пушкин) //Пушкин и русская литература. Рига, 1986. С. 77—87.
311. Сиповский В.В. К литературной истории «Истории села Горюхина» //Пушкин и его современники. СПб., 1906. Вып. 4. С. 47—58.
312. Сиповский В.В. Пушкин. Жизнь и творчество. СПб., 1907.
313. Сиповский В.В. Очерки из истории русского романа. М., 1909. Т. I. Вып. 1 (XVIII в.).
314. Скотт В. Собр. соч.: В 20 т. М.; Л., 1962.
315. Скуратовский В.Л. Пушкин в русской литературе конца XIX — начала XX вв. //Связь времен. М., 1994. С. 6—20.
316. Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. М., 1959.
317. Словарь языка Пушкина: В 4 т. М., 1956—1961.
318. Слюсарь А.А. О сюжетных мотивах в «Повестях Белкина» А.С.Пушкина и «Вечерах на хуторе близ Диканьки» // Вопросы русской литературы. Львов, 1982. Вып. 2 (40). С. 93—101.
319. Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М-, 1977.
320. Смирнов И.П. Диахронические трансформации Литературных жанров и мотивов //Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 4. Wien, 1981.
321. Смирнов И.П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л.Пастернака) // Wiener Slawistischer . Almanach. Sonderband 17. Wien, 1985.
322. Смирнов И.П. На пути к теории литературы. Амстердам, 1987.
323. Смирнов И.П. О древнерусской культуре, русской национальной специфике и логике истории // Wiener Slawistischer Almanach-. Sonderband 28. Wien, 1991.
324. Смирнов И.П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994.
325. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М., 1996.
326. Современное зарубежное литературоведение: Энцикл. справочник. М., 1996.
327. Соловьев B.C. Литературная критика. М., 1990.
328. Соловьева B.C. Автоцитация в произведениях А.С.Пушкина //Русский язык в школе. М„ 1997. № 3. С. 71—74.
329. Cocctqp Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.
330. Сперанский М.Н. «Барышня-крестьянка» Пушкина и «Урок любви» г-жи Мон-тоиье: (Библиографическая справка) //Сб. Харьков,,.ирг,орико-филологичес-каго общества. Харьков, 1910. Т. 19. С. 125—133.
331. Старыгина Н.Н. Методика анализа сказа: (На материале повести «Очарованный странник») //Жанр и композиция литературного произведения. Пет-роеаводск, 1983. С. 70—84.
332. Старыгина Н.Н. Добро и красота в художественной структуре романа Н.С. Лескова «На ножах» //Тез. докл. межвуз. науч. конф., посвящ. 160-летию со дня рожд. Н.С.Лескова. 1—3 окт. 1991. Орел, 1991. С. 10—12.
333. Стеблин-Каменский М.И. Фольклор и литература //Изв. АН СССР. Сер. лит. и из. 1972. Т. 31. Вып. 3. С. 248—255.
334. Стеблин-Каменский М.И. Историческая поэтика. Л., 1978.
335. Степанов H.JI. Изображение характеров в прозе Пушкина // Русская литература. 1961. № 1. С. 3—24.
336. Степанов H.JI. Проза Пушкина. М., 1962.
337. СтеркЛ. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. М.; Л., 1949.
338. Стецеыко Е.А. Ритмическая композиция художественного произведения // Коитекст 1988. М„ 1989. С. 180—207.
339. Столярова И.В. В поисках идеала: (Творчество Н.С.Лескова). Л., 1978.
340. Строганов М.В. Человек в художественном мире Пушкина. Тверь, 1990.
341. Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
342. Сурат И. О старом академизме и новой русской Пушкинистике //Новый мир. М., 1997. С. 225—229.
343. Сурков Е.А. Жанровая рефлексия в «Повестях. Белкина» А.С.Пушкина // Болдинские чтения. Н.Новгород, 1991. С. 15—28.
344. Тамариенко Н.Д. «Образ автора» в русском реалистическом романе (Пушкин, Лермонтов, Гоголь) // Проблема автора в художественной литературе: Межвуз. сб. науч. тр. Ижевск, 1990. С. 46—51.
345. Телетвва Н.К. «Повести Белкина» Пушкина и поэтика романтического // Русская литература: Историко-литературный журнал. С.-Пб., 1994. № 3. С. 33—43.
346. Терц А. (Синявский А.Д.) Прогулки с Пушкиным. С.-Пб., 1993.
347. Тимаивев А.А. Опыт анализа осенних мотивов в творчестве Пушкина // Пушкинист: Историко-литературный сб. Пг., 1916. Т- 2. С. 159—203.
348. Тименчик Р.Д. Ахматова и Пушкин //Пушкинский сб.: Учен. зап. Латвийск. гос. ун-та. Рига, 1968. Т. 106. С. 124—131.
349. Тименчик Р.Д. Ахматова и Пушкин: Заметки к теме // Пушкинский сб.: Учен, зап. Латвийск. гос. ун-та. Рига, 1974. Т. 215. С. 32—55.
350. Тименчик Р.Д. Чужое слово: атрибуция и интерпретация // Лотмановский сб. 2. М., 1997. С. 86—99.
351. Todd У.М. Литература и общество в эпоху Пушкина. С.-Пб., 1996.
352. Тойбин ИМ. Пушкин: Творчество 1830-х годов и вопросы историзма. Воронеж, .1976.
353. Толстой JI.H. Собр. соч.: В 22 т. М., 1982.
354. Томашевский Б.В. Интерпретация Пушкина //Томашевский Б.В. Пушкин: Современные проблемы историко-литературного изучения. Л., 1925. С. 91— 107.
355. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.; Л., 1928.
356. Томашевский Б.В. Заметки о Пушкине. 2. Белкин и Гиббон //Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. 1939. Т. 4—5. С. 483—485.
357. Томашевский Б.В. Пушкин. Книга I. (1813—1824). М.; Л., 1956.
358. Томашевский Б.В. Пушкин и Франция. Л » I960.
359. Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разных лет. М., 1990.
360. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исслёд. в области мифопоэтиче-ского. М., 1995.
361. Топоров В.Н. л Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.
362. Трубачев С.С. Пушкин в русской критике 1820—1880. СПб., 1889.
363. Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Литературная учеба. 1990. Кн. 2-я. С. 109—НО.
364. Трубицын Н. Пушкин в пьесах «Каменный гость» и «Скупой рыцарь». Кронштадт, 1902.
365. Тудоровская Е.А. Время «Повестей Белкина» //Вопросы литературы и фольклора. Воронеж, 1973. С. 220—223.
366. Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов: Об изучении литературных жанров. М., 1978.
367. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Л., 1924.
368. Тынянов Ю.Н. Архаисты и Пушкин // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969. С. 23—122.
369. Тынянов Ю.Н. О композиции «Евгения Онегина» .// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 52—77.
370. ТюпаВ.И. Притча о блудном сыне в контексте «Повестей Белкина» как художественного целого //Болдинские чтения. Горький, 1983. С. 67—82.
371. Тюпа В.И., Фуксон Л.Ю., Дарвин М.Н. Литературное произведение: проблемы теории и анализа. Кемерово, 1997. Вып. 1.
372. Тюхова Е.В. О психологизме Н.С.Лескова. Саратов, 1993.
373. Узин B.C. О повестях Белкина: Из комментариев читателя. Пг., 1924.
374. Успенский Б.А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология композиционных форм. М., 1970.
375. Успенский Б.А. Избр. труды: В 2 т. М., 1994.
376. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.
377. Фадеев В.В. Жанровая и сюжетная функция сказа в «Очарованном страннике» //Учен. зап. Горьк. ун-та. Горький, 1972- Вып. 132. С. 37—40.
378. Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Л., 1989.
379. Фанти С.Д. Микропсихоанализ. М., 1997.
380. Фаресов А.И. Против течений: Н.С.Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем. СПб., 1904.
381. Фаустов А.А. Переживание времени и кризис языка в литературе пушкинской поры // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Воронеж, 1996. Вып. 6. С. 6—38.
382. Фейн&ерг И.Л. Незавершенные работы Пушкина. М., 1962.
383. Фомичев С.А. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий: Книга для уютеля. М., 1983.
384. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л., 1986.
385. Фомичев С.А. Праздник Жизни: Этюды о Пушкине. С.-Пб., 1995.
386. Фонвизин Д.И. Собр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1959.
387. Фортунатов Н.М. Особенности построения пушкинской новеллы «Выстрел» // Бвлдинские чтения. Н.Новгород, 1993. С. 48—57.
388. Фортунатов Н.М. Рассказ и новелла в пушкинской романной системе // Бол-динские чтения. Н.Новгород, 1994. С. 79—87.
389. Франк С.Л. Пушкин как политический мыслитель. Белград, 1937.
390. Франт С.Л. Этюды о Пушкине. Мюнхен, . 1957.
391. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.
392. Французская романтическая повесть. Л., 1982.
393. ФреМенберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.
394. ФрейЗенберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
395. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. С.-Пб., 1994.
396. ФукоМ. Археология знания. Киев, 1996.
397. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. С.-Пб., 1997.
398. Хализев В.Е. Пушкинское и белкинское в «Станционном смотрителе» // Бол-динские чтения. Горький, 1984. С. 18—30.
399. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Литературные реминисценции в «Повестях Белкина» //Болдинские чтения. Горький, 1985.
400. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С.Пушкина «Повести Белкина». М., 1989.
401. Хансен-Леве А. Искусство как игра. Некоторые принципы лудизма между романтизмом и постмодернизмом: Набросок // Литературоведение XXI века. Анализ текста: Метод и результат: Материалы междунар. конф. студентов-филологов. С.-Пб., 1996. С. 8—24.
402. Харлая М.Г. Из этюдов о прозе Пушкина («Станционный смотритель», «Записки молодого человека») //Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. М., 1995. Т. 54. № 2. С. 42—50.
403. Хмельницкий Н.И. Суженого конем не объедешь, или Нет худа без добра // Старый русский водевиль. 1818—1849. М., 1937. С. 119—151.
404. Ходасевич В.В. Петербургские повести Пушкина // Ходасевич В.В. Колеблемый треножник: Избранное. М., 1991. С. 172—186.
405. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в бвгослов-ском и философском освещении. М., 1991.
406. Цейтлин А. Мастерство Пушкина. М., 1938.
407. Цявловский М.А. Книга воспоминаний о Пушкине. М., 1931.
408. Цявловский М.А. Статьи о Пушкине. М., 1962.
409. Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина. М., 1983.
410. Черашняя Д.И. Субъектные формы авторского присутствия в романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» //Проблема автора в художествежой литературе. Устинов, 1985. С. 69—74.
411. Черашняя Д.И. «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя: гипотеза нераскрытой пародии //Кормановские чтения. Ижевск, 1993. Вып. 1. С.114—124.
412. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. JI., 1975.
413. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М., 1982.
414. Чернов А.В. К проблеме повествования в «Повестях Белкина» // Болдинские чтения. Н.Новгород, 1991. С. 29—36.
415. Чернова Е.А. О жанровом своеобразии исторических хроник Н.С.Десжова // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1981. С. 75—90.
416. Черняев Н.И. Критические статьи и заметки о Пушкине. Харьков, 1900.
417. Чехов А.П. Собр. соч.: В 12 т. М., 1985.
418. Чичерин А.В. Пушкин, Мериме, Стендаль: О стилистических соответствиях // Пушкин: Исслед. и материалы. Т. 7. Л., 1974. С. 142—150.
419. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля: Повествовательная проза и лирика. М., 1977.
420. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., .1971.
421. Чудаков А.П. К поэтике пушкинской прозы // Болдинские чтения. Порький, " 1981. С. 54—68.
422. Чудаков А.П. О поэтике Тургенева-прозаика (Повествование — предметный мир — сюжет) //И.С.Тургенев в современном мире. М., 1987. С 240— 267,
423. Чумаков Ю.Н. Фуражка Сильвио //Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы: Сюжет и мотив в контексте традиции / ГЬд ред. Е.К.Ромодановской. Новосибирск, 1998. Вып. 2. С. 141—148.
424. Шарыпкин ДМ. Пушкин и «Нравоучительные рассказы» Мармонтеля //Пушкин: Исслед. и материалы. Л., 1978. Т. 8. С. 107—136.
425. Шаховской А.А. Сатира первая //Сатира русских поэтов первой половины XIX века: Антология. М., 1984. С. 78—81.
426. Шварцбанд С.М. Повесть А.С.Пушкина «Выстрел» (Опыт анализа внутренней структуры) //Вопросы литературы: Науч. тр. Новосибирск, гос. пед. йн-та. 36. Новосибирск, 1971. С. 42—52.
427. Шварцбанд С. История «Повестей Белкина». Иерусалим, 1993.
428. Шварцбанд С. О Москве и Петербурге у Пушкина (семиотика и затекетовая реальность) //Лотмановский сб. 2. М„ 1997. С. 591—598.
429. Шекспир У. Полн. собр. соч.: В 8 т. М., 1960.
430. Шиллер Ф. Драмы. Л., 1983.
431. Шкловский В.В. Заметки о прозе Пушкина. М., 1937.
432. Шкловский В.В. Повести о прозе: Размышления и разборы: В 2 т. М., 1966.
433. Шмид В. Проза и поэзия в «Повестях Белкина» //Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. М„ 1989. Т. 48. № 4. С. 316—327.
434. Шмид В. Проза как поэзия: Статьи о повествовании в русской литературе. С.-Пб., 1994.
435. Шмид В. Проза как поэзия. Пушкин. Достоевский. Чехов. Авангард. С.-Пб., 1998.
436. Шоре Э. Женская литература XIX века и литературный канон: К постановке проблемы // Проблема автора в художественной литературе: Межвуз. сб. науч. тр. Ижевск, 1998. С. 263—273.
437. Штрайх С. Знакомец Пушкина — И.П.Липранди //Красная новь. 1935. № 2. С. 213—218.
438. Шустрова И. О психологическом раскрытии характеров в «Повестях Белкина» //Болдинские чтения. Горький, 1987. С. 192—199.
439. Щеголев П.Е. Пушкинъ: Очерки. СПб., 1912.
440. Щеголев П.Е. Пушкин и мужики: По неизданным материалам. М., 1937.
441. Эко У. Два типа интерпретации //Новое литературное обозрение. М., 1996. № 21. С. 10—21.
442. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983.
443. Эйдельман Н.Я. Пушкин: история и современность в художественном сознании поэта. М., 1984.
444. Эйхенбаум Б. М. Проблемы поэтики Пушкина //Эйхенбаум :Б.М. Сквозь литературу: Сб. ст. Л., 1924. С. 157—170.
445. Эйхенбаум Б.М. ОТенри и теория новеллы // Эйхенбаум Б.М. Литература: Теория, критика, полемика. Л., 1927. С. 166—209.
446. Эйхенбаум Б.М. Путь Пушкина к прозе //Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии: Сб. ст. Л., 1986. С. 29—4,4.
447. Эйхенбаум Б.М. «Чрезмерный» писатель // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии: Сб.ст. Л., 1986. С. 237—253.
448. Эйхенбаум Б.М. Болдинские побасенки Пушкина //Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. М., 1987. С. 343—347.
449. Эйхенбаум Б.М. Лесков и современная проза //Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987. С. 409—424.
450. Эмерсон К. Прозаика и проблема формы //Новое литературное обозрение. М., 1996. № 21. С. 22—33.
451. Эолова арфа: Антология баллады. М., 1989.
452. Эткинд Е. Разговор о стихах. М„ 1970.
453. Эткинд Е. Русские поэты-переводчики от Тредиаковского до Пушкина. Л., 1973.
454. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
455. Юнг К.Г. Собр. соч.: В 19 т. М., 1992. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке.
456. Якобсон P.O. Работы по поэтике. М., 1987.
457. Якубович Д.П. Предисловие к «Повестям Белкина» и повествовательные приемы Вальтер Скотта //Пушкин в мировой литературе:-Сб. ст. / Под ред. Н.В.Яковлева. Л., 1926. С. 160—187, 376—383.
458. Якубович Д.Д. Реминисценции из Вальтер Скотта в «Повестях Беляина» // Пушкин и его современники. Л., 1928. Т. 37. С. 100—118.
459. Янушкевич А.С. Особенности прозаических циклов в русской литературе 30-х годов XIX века и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя: Лвтореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 1971.
460. Яцевич А. Пушкинский Петербург. Л., 1935.
461. Alles М. Zu einem Motiv des «Stancionnyj Smotritel'» Puschkins //Mannheimer Beitrage zur slavischen Philologie. 1978. Bd.l. S. 29—32.
462. Bethea M. David, Davydov S. Pushkin's Saturnine Cupid: The Poetics ol Parody in The Tales of Belkin // Publications of the Modern Language Association of America. 1981. Vol. 96. P. 8—21.
463. Bethea M. David, Davydov S. The Hijstory of the Village Gorjuxino: in Praise of Puskin's Folly //Slavic and East European Journal. 1984. №. 3. Vol. 28. P. 291—309.
464. Bronfen E. Nur iiber ihre Leiche. Tod, Weiblichkeit und Asthetik. Miinchen. 1994.
465. Buber M. Das dialogische Prinzip. Heidelberg; Schneider, 1979.
466. Busch U. Конкуренция реалистического и артистического начал в пушкинской прозе на примере повести «Выстрел» //Russian Literature. М., 1888. Bd. 24. P. 293—302.
467. Davydov S. The Sound and Theme in the Prose of A.S.Puskin: A Logo-Semantic Study of Paronomasia //Slavic and East European Journal. 1983. Bd. 27. P. 30—48.
468. Davydov S. Pushkin's Merry Undertaking and «The Coffinmaker» /У Slavic Review. 1985. Bd. 44. P. 30—48.
469. Davydov S. «The Shot» by Aleksandr Pushkin and its Trajectories // Issues "in Russian Literature Before 1917^ Selected Papers of the Third World Congress for Soviet and East European Studies. (Hg.) J. Douglas Clayton. Columbus/Ohio, 1989. P. 62—74.
470. Davydov S. «Teksty-matreSki» Vladimira Nabokova. Miinchen, 1982.
471. Debreczeny P. Social Functions of Literature: Alexander Pushkin and Russian Culture. Stanford (Cal.), 1997.
472. Ebbinghaus A. tfber A.S.Puschkins Erzahlung «Mete!» // Arion. Jahrbuch der Deutschen Puschkin-Gesellschaft. 1989. Bd. 1. S. 61—77.
473. Ebbinghaus A. Zur Deutungsproblematik von A.S.Puschkins Novelie «Vystrel» // Zeitschrift fur slavische Philologie. 1989. Bd. 49. S. 301—332.
474. Ebbinghaus A. Handlung und Ereignis in A.S.Puschkins Erzahlung «Der Sargmacher» (GrobovSdik) // Arion. Jahrbuch der Deutschen Puschkin-Gesellschaft; 1989. Bd. 1. S. 79—89.
475. Egeberg E. Романтизм и символизм //Russian Literature XXXVIII (1995). P. 149— 156.
476. Eagieton T. Einfiihrung in die Literaturtheorie. 3. Aufgabe. Aus dem Englischen von Elfi Bettinger und Elke Hentschel. Stuttgart; Weimar, 1994.
477. Eng J. van der. Les recits de Belkin: Analogie des precedes de construction //Eng J. van der. Hoik A.G.F. van. Meijer J.M. The Tales of Belkin by A.S.Puskin. The Hague. 1968. P. 61—85.
478. Ehrich-Haefeli V. Zur Genese der bflrgeriichen Konzeption der Frau: der psycho-historische Stellenwert von Rousseaus Sophie //Freiburger literaturpsycholo-gische Gesprache 12 (1993). S. 89—134.
479. Faryno J. Введение в литературоведение. Warszawa, 1991.
480. Klanderud P. Envy and tragedy in Puschkin's «Vystrel» and «Mocart i Sal'eri»; when volja becomes dolja // Slavic and East European Journal, 1994. Vol. 38. № 3. P. 446—462.
481. Metzler Literatur Lexikon: Begriffe und Definitionen / Hrsg. von Giinther u. Irmgard Schweikle. Stuttgart: Metzler, 1990.
482. Meyer H. Wandermodelle der romantischen Bewegung (Russland): Kjuchel'beker
483. Puschkin — Vel'tman. Mtinchen, 1995. Nerre E. PuSkins «GrobovS6ik» als Parodie auf das Freimaurertum // Wiener
484. Slawistischer Aimanach. 1985. B. 17. S. 5—32. Philosophielexikon: Personen und Begriffe der abendlSndischen Philosophic von
485. Schmid W. «Pique Dame» ais poetoiogische Novelle //Die Welt der Slaven XLII. 1997. S.l— 33.
486. Shaw J. Thomas. Pushkin's «The Shot» //Indiana Slavic Studies. 1963. Bd. 3. S. 113—129.
487. Shaw J. Thomas. Pushkin's «The Stationmaster» and The New Testament Parable
488. Slavic and East European Journal. 1977. Bd. 21. P. 3—29. Stempel W.-D. Intertextualitat and, Rezeption //Schmid/Stempel (Hg). 1983. S. 85—109.
489. Jauss H.R. Literaturgeschichte als Provokation. Frankfurt am Main, 1970.1. СОДЕРЖАНИЕ1. ПРЕДИСЛОВИЕ . . 31. Часть первая
490. ПОВЕСТИ БЕЛКИНА» И «ИСТОРИЯ СЕЛА
491. ГОРЮХИНА»: ПРОБЛЕМА ЦИКЛА. 9
492. Гробницы-цитаты» в пространстве «литературной вселенной» (Новелла «Гробовщик»).
493. Литературная поездка»: рассказчик, герой, автор и «новая книга» в «Станционном смотрителе» .,. . 39
494. Костюмность» сюжето- и жанропорождения в «Барышне-крестьянке» 71
495. Тайна» рассказывающего и рассказанного в «Выстреле» . 92
496. Идея «смятения—смешения» в «Метели» .120
497. История села Горюхина»: текст за границами текста .148
498. Хронологическая и художественная системы.1674acti вторая
499. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ
500. В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА.1881. Часть третья
501. НОВЫЕ «УЗОРЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ»1. У ЛЕСКОВА . .2131. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 2461. БИБЛИОГРАФИЯ . . -.250