автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Особенности синтаксического построения связного текста (на материале художественной прозы Томаса Манна)

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Одинцова, Светлана Салимовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Диссертация по филологии на тему 'Особенности синтаксического построения связного текста (на материале художественной прозы Томаса Манна)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Одинцова, Светлана Салимовна

Введение.

Часть первая. Проблема анализа текста как целостного единства

Часть вторая. Семантико-синтакеическая структура повествовательного стиля (на материале романа Томаса Манна "Доктор Фаустус").

§ I. Структура сверхфразового единства и коммуникативное членение.

§ 2. Семантико-еинтаксическая классификация повествовательных микротекстов

§ 3. Семантико-синтаксическая классификация описательных микротекстов. "Единое" время описательного микротекста

§ 4. Семантико-синтаксическая классификация микротекста "рассуждение"

Выводы.

Часть третья. Семантика присоединения в сказовой манере изложения (на материале романа "Доктор Фаустус")

§ I. Присоединительная связь в микротексте "повествование"

§ 2. Присоединительная связь в микротексте "описание"

§ 3. Присоединительная связь в микротексте "рассуждение"

Выводы.

Часть четвертая. Синтактико-стилистические особенности микротекста повествовательного стиля (на материале романа Томаса Шнна "Доктор Фаустус" и новеллы "Тонио Крёгер").

§ I. Стилистические функции зачинов и концовок в микротексте (на материале новеллы "Тонио Ярёгер")

§ 2. Использование устойчивых словесных комплексов в микротексте в романе "Доктор Фаустус"

§ 3. Синтактико-стилистический анализ главы из романа "Доктор Фаустус"

Выводы.

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Одинцова, Светлана Салимовна

Настоящая работа посвящена исследованию особенностей синтаксического построения связного текста в художественной прозе Томаса Манна.

Текст, способы организации его частей, его связанность и расчлененность, лексико-грамматические средства связи, организующие его в единое смысловое и структурное целое - актуальные вопросы, стоящие в центре внимания нового, развивающегося аспекта языкознания, - лингвистики текста.

Подход к семантико-синтаксической структуре связного текста как к целостному единству (Акишина 1979; Гальперин 1981) делает возможным выявление конкретных лексико-грамматичееких приемов, определение набора средств связи, способов организации его частей, которые участвуют в раскрытии содержания текста как единого целого.

Шждый автор использует те способы и приемы, которые, с его точки зрения, наиболее полно и достоверно отражают явления объективной действительности. Чем талантливее писатель, тем ярче и разнообразнее палитра языковых средств, им применяемых. Причем, его писательская манера, в частности, проявляется в особенностях синтаксического построения текста.

Выбор темы, обусловленный прежде всего актуальностью проблемы, а также возможностью выявления некоторых характерных и специфических черт синтаксического построения целого текста и его частей, объясняется и особым интересом к синтаксису микротекста в художественной прозе Томаса Манна, и в первую очередь к синтаксису романа "Доктор Фаустус", представляющимся в этом плане не исследованным.

Теоретической основой настоящей диссертации служат концепции Н.С.Поспелова (Поспелов 1948, 1948а, I960), И.А.Фигуровского (Фи-гуровский 1961, 1974) и др. ученых. В связи с этим, основным предметом исследования является синтаксис сверхфразовых единств"*" и их частей.

В последние годы "все более четко вырисовывается чисто лингвистический подход к понятию" сверхфразового единства (Москаль-ская 1981:7; Левковская 1980). Но одно ясно - невозможны многоплановые обобщения в вопросе синтаксиса сверхфразовых единств (СФЕ)^ пока не будет собран достаточный фактический материал исследования способов построения текста у отдельных авторов.

Цель данной диссертации - выявить особенности синтаксиса сверхфразовых единств и их частей, подчеркивающих сказовую манеру изложения, на материале романа Томаса Манна "Доктор Фаустус" и новеллы "Тонио Крёгер". Сказовая манера включает типы текста: повествование, описание, рассуждение и прослеживается: I) в семан-тико-структурном построении зачинов и концовок СФЕ, повторов, пао раллельных конструкций; 2) в использовании межфразовых связей -широком употреблении присоединения, и временной формы связи внутри СФЕ; 3) в синтактико-стилистических особенностях микротекста.

Семантико-синтаксическую структуру СФЕ в романе поддерживает так^е широкое использование устойчивых словесных комплексов т

Сверхфразовое единство = микротекст = высказывание (Ыоскальская 1981:17).См.с.23-25 дис. 2

СФЕ - сверхфразовое/ые единство/а. 3

См. замечание О.И.Москальской о важности исследования показателей начала и конца текста (Москальекая 1981:30-41).

УСК).1

Такой дифференцированный подход к анализу обусловлен спецификой материала исследования: сложностью и многогранностью синтаксической структуры романа "Доктор Фаустус".

Новым в настоящей работе является то, что впервые в германистике на конкретном языковом материале показана роль временных Форм и присоединительных конструкций в организации различных типов текста.

Интересным представляется вопрос использования присоединения в языке Т.Манна, изучение которого может в определенной степени способствовать освещению проблемы типологии возможных структур микротекста в художественном произведении.

Проникновение в языковое оформление сказа всегда представляло и будет представлять научный и практический интерес, т.к."стихия сказа является главным резервуаром, откуда черпаются новые виды литературной речи" (Виноградов 1926:39).

Исследование позволит также осветить некоторые частные вопросы лингвистики текста, постановка которых осуществляется в данной работе: а) использование УСК в узком смысле - в качестве сигналов начала или конца СЗ?Е, его части и/или в качестве скреп, б) рассмотрение модально-оценочной направленности микро- и макротекста для уточнения понятия "модальность текста".

В соответствии с целями данной работы определены ее основные

1 В процесс исследования включены устойчивые словесные комплексы (УСК), т.е. фразеологизмы в традиционном понимании и аналитические конструкции (или моделированные образования и лексические единства, обладающие семантической отдельностью): см. Cher-nyseva 1980:12-35. задачи:

1. Выяснить особенности употребления временных форм в микротексте.

2. Изучить характер присоединительных конструкций.

3. Определить стилистические функции зачинов и концовок СФЕ, показать особенности использования УСК в микротексте.

В работе используется метод структурно-синтаксического анализа, семантико-интерпретационный метод в сочетании с контекстным толкованием, а также квантитативный анализ выборок и метод стилистического эксперимента.* Ведущим в диссертации является метод семантико-синтаксического анализа структуры текста.

Возможность практического применения данной диссертации обусловлена тем, что художественная проза Т.Манна может служить материалом для выявления языковых способов построения текста и преI жде всего, - в характеристике присоединения и временных отношении (в сказовой манере изложения).

Диссертация состоит из Введения, одной вводно-теоретической части, трех исследовательских частей и Заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности синтаксического построения связного текста (на материале художественной прозы Томаса Манна)"

Выводы

1. Синтактико-стилистические особенности микротекста повествовательного стиля рассказчика имеют следующий характер:

- Сложность структурной организации предложения и микротекста обусловливается сложностью и многогранностью в построении сюжетной линии и спецификой монтажа.

- Синтаксическая структура СФЕ раскрывает особенности стиля рассказчика, стилистическая роль которых в основном заключается в следующем: а) показать отношение рассказчика к героям, фактам, событиям, явлениям; б) поиск истины, неоднозначного ответа на вопрос, часто в виде пародии, за которой проступает авторское, манновское.

В микротексте ярко выражена сказовая манера изложения, которая прослеживается и в синтаксисе композиции.

2. Художественной прозе Т.Манна свойственна обозреваемость структуры, которая проявляется в том, что границы СФЕ и границы абзацев в огромном большинстве случаев совпадают (это замечание в равной мере относится и к ранней новелле "Тонио 1фёгер" и к позднему роману "Доктор Фаустус"), т.е. зачины и концовки абзацев являются зачинами и концовками высказывания. Все это определяет специфику синтаксиса композиции в художественной прозе Томаса Манна.

3. Неповторимость манновского почерка и ритма обнаруживается в синтаксисе присоединения. То, что писатель использует присоединение именно в предложениях, завершающих СФЕ, объясняется прежде всего манерой письма в смысле развития мысли: присоединение как нельзя более ярко семантически и синтаксически отражает стремление автора к модальной опенке, добавочному сообщению, обобщению, выводу, поправке, пояснению, уточнению, попутному замечанию, конкретизации, детализации и т.д. Наличие синтаксического перерыва между базовым предложением и присоединенным компонентом используются Томасом Наиной весьма искусно, подтверждая крылатую фразу о писателе, как о "блестящем мастере концовок".

4. Использование фразеологии в микротексте в немалой степени направлено также на то, чтобы показать отношение рассказчика к героям, фактам, явлениям, событиям. В романе "Доктор Фаустус" особое место занимают УСК сказового типа, УСК с модальным оттенком, а также усеченные фразеологизированные структуры, имитирующие устную речь. Из структуры СФЕ вцдвигаются и подчеркиваются с помощью использования устойчивых словесных комплексов те части, те предложения, которые, по мнению автора, способствуют наиболее точному отражению объективной действительности; они становятся сигналами начала и/или конца абзаца, при условии совпадения границ микротекста и границ абзаца.

УСК модально-оценочного характера, модальные наречия и синонимичные им предложно-именные образования, модальные словосочетания, вводные и вставные предложения с модальной окрашенностью, разного рода обособленные структуры с модально-оценочным значением, модальные глаголы в разного рода обособлениях, повторах, парантезах, репликах, глаголы обобщающего типа и глаголы речи, мысли и чувства и др. глаголы с трансформацией их значения в глаголы речемыслительного процесса создают модальность сверхсЬразовых единств, совокупность которых организует общую модальность текста - то, что мы называем позицией рассказчика, за которой зачастую стоит сам автор.

 

Список научной литературыОдинцова, Светлана Салимовна, диссертация по теме "Германские языки"

1. Авалиани Ю.Ю. К стилистической роли присоединительных конструкций в романе А.Зегерс "Седьмой крест". - Вопросы фразеологии, стилистики и грамматического строя романо-германских языков. Труды СамГУ им.А.Навои, 1972, Новая серия, вып.222, с.40-48.

2. Агроскина СИ. Структура абзаца в художественной прозе (на материале романов Э.Хемингуэя "И восходит солнце" и "Прощай, о'ружиеГ'). - Дис. . . . канд. филол. наук. -Л., 1972. - 172 с .

3. Адмони В.Г. Партитурное строение речевой цепи и система грамматических значений в предложении. - Филол. науки, 1961, В 3, с.13-15.

4. Адмони В.Г. Основы теории грамматики. - М.-Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1964. - 105 с .

5. Адмони В.Г. Синтаксис современного немецкого языка. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. - 366 с.

6. Адмони В.Г. и Сильман Т.И. Томас Манн. Очерк творчества. - Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, I960. - 351 с.

7. Акишина А.А. Структура целого текста. - М.: Б.и., 1979, вып. I. - 89 с ; вып.2. - 31 с. - 164

8. Апт O.K. Томас Манн. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 349 с.

9. Апт К. Над страницами Т.Манна. Очерки. - М.: Сов. писатель, 1980. - 392 с.

10. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. - М.: Наука, 1976. - 328 с.

11. Баталова И. К. К проблеме актуального членения сложных синтаксических единств. - Теория и методы исследования текста. Сб. тр. ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1977, вып.1, с.74-83.

12. Бессмертная Н.В. Речевая форма "динамическое описание" и ее лингвистические признаки: Автореф. ... дис. канд.фи-лол. наук. - Киев, 1972. - 24 с.

13. Богатырева Н.А. Речевая структура повествования от первого лица (на материале современной немецкой литературы): Автореф. ... дис. канд. филол. наук. - М., 1974. - 24 с.

14. Боевец И.А. Сложное синтаксическое целое в современном французском языке: Автореф. ... дис. канд. филол. наук. - Л., I97I. - 23 с.

15. Брандес М.П. Повествовательный стиль Анны Зегерс (опыт синтак- тико-стилистического анализа). - Дис. . . . канд.филол, наук. - М., 1962. - 320 с.

16. Брандес М.П. Стилистический анализ. - М.: Высш. школа, I97I. - 200 с.

17. Бровеев 0. Вопросно-ответные диалогические единства с репликами подтверждения и отрицания в современном немецком языке: Автореф. . . . дис. канд. филол. наук. - Калинин, 1979. - 16 с.

18. Бухтиярова Н.С. Абзац в научном и художественном тексте. - В - 165 -кн.: Стилистико-грамматические черты языка научной литературы. М., 1970, с.39-54.

19. Валгина Н.С. Присоединительные конструкции в современном русском литературном языке (Материалы к курсу "Современный русский язык"). - М.: Б.и. 1964. - 32 с.

20. Ванников Ю.В. Существует ли присоединительная связь предложений? - Труды Ун-та Дружбы народов им.П.Лумумбы, 1965, т.8, Литературоведение и языкознание, вып.2, с. 163-183.

21. Виноградов В.В. Проблема сказа в стилистике. - В кн.: Поэтика. Сб. статей, I , Л., 1926, с.24-40.

22. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.: Изд. АН СССР, 1963. - 255 с.

23. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. - 360 с.

24. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. - Ivl.: Наука, 1980. - 237 с.

25. Вейхман Г.А. Синтаксические единства в современном английском языке: Автореф. ... дис. канд. филол. наук. - М., 1963. - 27 с. - 166

26. Вейхман Г.А. Высшие синтаксические единицы. - #илол. науки, 1972, .й 3, с.58-68.

27. Гаврилова В.В. Присоединительные конструкции и их стилистическое использование в произведениях современной немецкой художественной литературы: Автореф. . . . дис. канд. филол. наук. - Л., 1961. - 21 с.

28. Гаврилова В.В. Особенности присоединительной связи в романе Т.Манна "Будденброки". - В кн.; Языковой стиль Т.Манна. Сб.науч.работ ЛГПИ им.А.И.Герцена. /Ред. проф. Т.И.Сильман/. Л., 1973, чЛ, с.47-59.

29. Гаибова М.П. Присоединительные конструкции и их стилистические функции в художественной прозе: Автореф. . . . дис. канд. фи1Лол. наук. - М., 1973. - 21 с.

30. Гальперин И.Р. Об анализе языка и стиля писателя. - В кн.: Язык и стиль писателя в литературно-критическом анализе художественного произведения. Кишинев, 1977, с. 13-21.

31. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - Ы.: Наука, I98I. - 139 с.

32. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. - М.: йзд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. - 336 с.

33. Гильченок Н.Л. Контекстуальные сложные существительные немецкого языка: Автореф. ... дис. канд. филол. наук. -М., 1965. - 22 с.

34. Голик И.Е. Роман "Доктор Фаустус" и проблемы творческого метода Томаса Манна: Автореф. ... дис. канд. филол.наук. - М., 1963. - 16 с.

35. Гончарова Е.А. Несобственно-прямая речь в современной немецкой художественной прозе: Автореф. . . . дис. канд. филол. - 167 наук. - Л. , 1969. - 20 с.

36. Гончарова Е.А. Структурно-стилистическое своеобразие несобственно-прямой речи в романе Т.Манна "Будденброки". -В кн.: Языковой стиль Т.Манна. Сб. науч. работ ЛШИ им.А.И.Герцена. /Ред. проф. Т.И.Сильман/. Д. , 1973, Ч.1, с.96-126.

37. Горский Д.П. Логика. - М.: Учпедгиз, 1974. - 292 с.

38. Гриценко И.М. Шмпозиционно-стилистические функции абзаца в репортажах Э.Э.Шша: Автореф. . . . дис.канд.филол.наук. - Л., 1966. - 20-С.

39. Гулыга Е.В. Теория сложноподчиненного предложения в современном немецком языке. - М.: Высш. школа, 1973. - 206 с.

40. Гучинская Н.О. Заметки о ритме манновской прозы. - В кн.: Языковой стиль Т.Манна. Сб.науч.работ ЛГПИ им.А.И.Герцена. /Ред. проф. Т.И.Сильман/. Л., 1973, ч . 1 , с .151-190.

41. Денисова И. К. Стилистическое использование обособления в современной немецкой прозе: Автореф. . . . дис.канд.филол. наук. - Л., 1967. - 22 с .

42. Денисова И.К. О некоторых видах обособления в синтаксисе Т.Манна ("Лотта в Веймаре"). - В кн.: Языковой стиль Т.Манна. Сб.науч.работ ЛГПИ им.А.И.Герцена. /Ред.проф. Т.И.Сильман/. Л., 1973, ч . 1 , с.200-217.

43. Днепров В. Интеллектуальный роман Томаса Манна. - Вопросы литературы, I960, ^ 2, с.143-166.

44. Донская Е.Л. К вопросу о лексико-семантической межабзацной связи. - В кн.: Проблемы стилистики, лексикологии и фразеологии. Иркутск, 1977, с.42-50.

45. Дреслер В. Синтаксис текста. - В кн.: Лингвистика текста: Пе- - 168 -реводы с англ., нем., пол., 'фр. и чеш. яз. М., 1978. - (Новое в зарубежной лингвистике; вып.8. Синтаксис текста), с.111-13^7.

46. Дружинина В.В. Предвосхищающие вводные предложения в синтаксической системе Т.Манна (на материале романа "Доктор Фаустус"). - В кн.: Языковой стиль Т.Манна. Сб. науч. работ ЛГПИ им.А.И.Герцена. /Ред.проф.^Т.И.Сильман/. Л., 1973, Ч.2, 0.221-236.

47. Жеребков В.А. Относительные временные связи внутри ССЦ (на материале немецкого языка). - В кн.: Проблемы германской филологии. Рига, 1968, с.63-71.

48. Зарубина Н.Д. Сверхфразовое единство в языке газеты (постоянные характеристики и употребление). - Русский язык за рубежом, 1973, 1^ I , с.87-89.

49. Зарубина Н.Д. Сверхфразовое единство как лингвистическая единица. (Некоторые особенности структурной организации и употребления в языке газеты): Автореф. . . . дис. канд.филол.наук. - М., 1973. - 21 с.

50. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. - М.: Русский язык, I98I. - ИЗ с.

51. Зверева Е.А. Научная речь и модальность (Система английского языка). - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1983. - 158 с.

52. Зиновьева А.Ф. Композиционно-синтаксические особенности повествовательной речи в художественно-прозаическом произведении (на материале романа А.Зегерс "Восстание рыбаков"): Автореф. . . . дис.канд.филол.наук. - М., 1973. - 29 с.

53. Золотова Г.А. О модальности предложения в русском языке. - Фи- лол. науки, 1962, i 4, с.65-79. 169 -

54. Ионицэ М.П. Глоссарий контекстуальных связей (на материале французского языка). - Шшинев: Штиинца, I98I . -96 с.

55. Катченкова СВ. Сочинительные союзы tmd, аЪег, auch как средство выражения связей самостоятельных предложений в современном немецком языке: Автореф. . . . дис. канд. филол.наук. - М., 1963. - 19 с.

56. Колшанский Г.В. О логической природе контекста. - Вопросы языкознания, 1959, Ъ 4, с.47-54.

57. Колшанский Г.В. О содержании языковой категории модальности. - Вопросы языкознания, I96I, № I , с.94-98.

58. Кононенко В.И. Системно-семантические связи в синтаксисе русского и украинского языков. - Киев: Вища школа,1976. - 209 с.

59. Кристал Д. и Дейви Д. Стилистический анализ. - В кн.: Лингвистика текста: Переводы с англ., нем., пол., фр. и чеш. яз. М., 1980. - (Новое в зарубежной лингвистике; вып.9. Лингвостилистика), с.148-170.

60. Култаева.М.Д., Вольф А.С. Синтаксичне напруження в романах Т.Манна "Чар1вна гора" i "Доктор Фаустус". - Инозем-- 171 -на фХлология, Льв1В, 1976, вып.43, с.83-89.

61. Купчик Н.Л. Стилистические функции односоставных предложений в структуре абзаца (на материале немецкой прозы): Автореф. . . . дис.канд.филол.наук. - М., 1972. - 16 с.

62. Дургинян М.С. Романы Томаса Манна (Формы и метод). - М.: Ху- дон. лит., 1975. - 335 с.

63. Левковская Н.А. Проблема континуума в тексте художественной прозы (на материале русского рассказа). - Вопросы лингвистической стилистики. Сб.тр. МГПИИЯ им.М.Тореза. М., 1978, вып.135, с.92-112.

64. Левковская Н.А. В чем различие между сверхфразовым единством и абзацем? - Филол.науки, 1980, й I , с.75-78.

65. Логачева Е.П. Стилистическое использование предложений с местоимением man и синонимичных им конструкций в произведениях Т.Манна: Автореф. . . . дис.канд.филол.наук. - Л., 1968. - 20 с.

66. Лосева Л.Ы. К изучению специфичесш'1х черт ленинского монолога. - Русский язык в школе, 1969, Ш 6, с.64-68.

67. Лосева Л.М. Порядок слов как средство организации текстов мо- - 172 -нологической речи. - Одесса: Б.и., 1969. - 131 с.

68. Лосева Л.М. Структурно-семантическая организация целых текстов. - Одесса: Б.и., 1973. - 131 с.

69. Манн Т. Собрание сочинений в Ю-ти томах. М.: Худож.лит.,19бО, т.9. - 686 с.

70. Мельгунова I.M. Стилистическое использование группы существительного в авторском описании у Т.Манна: Автореф. . . . дис. канд. филол. наук. - Л., 1969. - 17 с.

71. Мильк В.ф. Интонация присоединения в современном русском языке. - Учен.зап. I МтШЯ, М., I960, т .18,с239-245.

72. Москальская О.И. Грамматика текста и сверхфразовые единства в словесно-художественном творчестве. - Дис. . . . канд. филол.наук. - М., 1967. - 145 с.

73. Мотылева Т. Достояние современного реализма. - М.-: Сов. писатель, 1973. - 438 с. 96.^Муравьева Н.В. Лингвистическое выражение связности газетной речи (сравнительно с научной и худокественнсф.- Дис. . . . канд.филол.наук, - М., 1980. - 254 с.

74. Невижина З.В. Структурно-семантическая организация С§Е в современном английском языке: Автореф. . . . дис. канд. филол.наук. - Шев, I97I. - 23 с.

75. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. - Улан-Уде: Бурят, кн. изд-во, 1974. - 261 с. - 173 -

76. Никитина P.O. Стилистические функции эмоционально-экспрессивных сложных прилагательных (на материале прозы Г.Гейне, Т.Манна, Э.Штриттматтера): Автореф. . . . дис.канд. филол.наук. - Л., 1972. - 20 с.

77. Николаева В.П. Абзац, его строение, содерасание и композиционно-стилистическая роль в рассказах А.П.Чехова: Автореф. . . . дис.канд.филол.наук. - М., 1965. - 21 с.

78. Николаева В.П. Структурно-композиционные особенности начальных и конечных абзацев. - В кн.: Лингвистика текста: Материалы науч. конф. МГПИИЯ им.М.Тореза. М., 1974, , Ч.1, с.206-209.

79. Новицкая И.М. Целые предложения в функции средств мекфразовой связи. - Лингвистические проблемы функционального моделирования речевой деятельности. Сб.тр.ЛГУ, 1973, вып.1, C.I24-I3I.

80. Ноздрина Л.А. Композиция и грамматические средства связности художественного текста. - Дис. . . . канд.филол.наук. J. - М., 1980. - 192 с.

81. Овсянникова Ы.А. Бессоюзная связь предложений в современном немецком языке. - Дис. . . . канд.филол.наук. - Л», I960. - 247 с.

82. Остудина Т.А. Семантико-стилистические функции некоторых типов связи между предложениями в немецком языке и возможности их передачи на русском языке (на материале романов Г.Бёлля). - Дис. . . . канд.филол.наук. - Л., 1969. - 250 с.

83. Патиш СМ. Причинный союз denn^немецком языке. - Вопросы синтаксиса немецкого языка. Сб.науч.тр.ЛГУ, 1959, вып.1, с.68-92. - 174

84. Реферовская Е.А. Синтаксис современного французского языка (Сложное предложение). - Л.: Наука, Ленингр.отд-ние, 1969. - 237 с.

85. Реферовская Е.А. Соположение - структура сверхфразового единства (на материале французского языка). - В кн.: Лексическая и грамматическая семантика романских языков. Калинин, 1980, с.93-99.

86. Ризель Э.Г. Смысловые и стилистические функции парентетиче- ской связи. - Филол.науки, 1962, да 4, с.80-88.

87. Ризель Э.Г. Текст как целостная структура в аспекте лингвистики. - В кн.: Лингвистика текста: Материалы науч.конф. МГПШШ им.М.Тореза. М., 1974, ч.2, с.35-38.

88. Русакова А.В. Томас Манн в поисках нового гуманизма. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. - 159 с.

89. Русакова А.В. Т.Манн и его роман "Доктор Фаустус". - М.: Высш. школа, 1976. - 93 с.

90. Ряднова Т.С. Сложные синтаксические конструкции по роману О.Голдсмита "Вексфилдский священник": Автореф. . . . дис.канд.фиЛОЛ.наук. - М., 1962. - 30 с.

91. Свотина М.С. Связи между абзацами в языковой практике Н.А.Добролюбова. (На материале статей об Островском). - В кн.: Вопросы русского языкознания. Саратов, I96I, с. 369-384.

92. Серкова Н.И. Сверхфразовое единство как функционально-речевая единица: Автореф. . . . дис.канд.филол.наук. - М., 1968. - 16 с. - 176

93. Сильман T.I. Синтаксические связи между предложениями и их значение для структуры отдельного предлокения и структуры абзаца (На материале современного немецкого языка). - Филол.науки, 1965, Ih 2, с.86-92.

94. Сильман Т.И. Проблемы синтаксической стилистики (На материале немецкой прозы). - Уч.зап. ЛГПИ им.Герцена, 1967, т.315. - 152 с.

95. Сильман Т.М. Синтаксическая структура прозы Т.Манна (Опыт лин- гво-стилистического анализа новеллы "Тристан"). -Иностранные языки в школе, 1970, № 6, с.3-11.

96. Ситюк Г.П. Лейтмотив как элемент ритма художественной прозы Т.Манна (На материале новеллы "Тонио Крёгер"). - В кн.: Исследование по романской и германской филологии. Киев, 1977, с.101-106.

97. Снегирева Н.С. Средства языкового выражения и стилистические функции лейтмотива в художественной прозе. (На материале новелл и романов Т.Манна "Волшебная гора" и "Доктор #аустус"). - Дис. . . . канд.филол.наук. - Л., 1980. - 189 с.

98. Сковородников А.П. О соотношешш понятий "парцелляция" и "присоединение" (На материале русского литературного языка). - Вопросы языкознания, 1978, Ш I , с.118-129.

99. Соколова Л.И. Присоединительные единства как один из видов синтаксических целых в немецком языке. - В кн.: Вопросы грамматики и лексикологии германских и романских языков. Иркутск, 1974, с.96-103.

100. Солганик Г.Л. Синтаксическая стилистика (Сложное синтаксическое целое). - М.: Высш.школа, 1973. - 214 с.

101. Сучков Б. Лики времени. - М.: Худож.лит., 1969. - 445 с.

102. Тамарченко Е. Ирония Т.Манна. - Уч. зап. Перм.ун-та, 1965, В 132, с.158-173.

103. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка). М.: Высш.жола, 1979. - 219 с.

104. Турмачева Н.А. К вопросу о средствах связи меящу предложениями (на материале английского эссе). - Вопросы рома-но-германской филологии. Уч. зап. ШШШ им.М,Тореза, I97I, т.59, с.129-146.

105. Турмачева Н.А. О типах формальных и логических связей в сверхфразовом единстве: Автореф. ... дис.канд.филол.наук, - М., 1973. - 23 с.

106. Турчин И.Л. Композиционно-стилистические и архитектонические свойства абзаца: Автореф, ... дис.канд.филол,наук. -Калинин, 1974. - 18 с.

107. Тэули Э.И, Стилистическое использование сложных предложений в современной художественной прозе. - Дис. ... канд. - 178 -филол.наук. - Л., I97I. - 270 с.

108. Харитонова И.Я. Роль знаменательных частей речи немецкого языка при установлении связи между самостоятельными предложениями: Автореф. . . . дис.канд.филол.наук. -М., 1965. - 23 с.

109. Хатиашвили Л.К. Присоединительные связи в русском языке. - Тбилиси: Тбилис. ун-т, 1963. - 291 с.

110. Цыганова К.Л. Присоединительные конструкции в художественном тексте (на материале произведений В.Тендрякова). - В кн.: Стилистика художественной речи. Саранск, 1979, с.75-90.

111. Шафиро А.Е. Присоединение как явление речевого синтаксиса. (Квалификация в аспектах актуального и грамматического членения): Автореф. . . . дис.канд.филол.наук, - Са-- 179 ратов, 1965. - 23 с.

112. Шендельс Е.И. Некоторые принципы преподавания грамматики. - Иностранные языки в школе, 1982, № I , с.3-9.

113. Юганов В.И. Коммуникативно-информационная структура немецкого микротекста: Автореф. . . . дис.канд.филол.наук. -Калинин, 1980. - 16 с.

114. Admoni Ш, Der deutsche Sprachbau, - Л.: Просвещение, 1972. -

115. Agricola E. Text - Textaktanten - Informationskern. - Studia grammatica, 18, Be r l in , 1977» S.11-32.

117. Baumgart R. Das I ronische und d ie I ron ie in den Werken Th.Manns. - Miinchen: Hanser, 1964. - 231 S.

118. Benes E. Syntakt ische Besonderheiten der deutschen wissen- schaf t l i chen Fachsprache. - Prohleme der Sprachwis-senschaf t . The Hague, I97I» Januar linguarom, Ser . - 180 -minor, 118, S.461-475.

119. Bergsten G. Thomas Manns "Doktor Faustus". Untersuchungen zu den Quellen und zur Struktur des Eomans. - Uppsala: Swenska bokfSrlaget, 196^. - 308 S.

120. Boost K. Der deutsche Sat2. Die Satzverflechtung. - Deutsch- unterricht, 1949, H } , S.7-I5.

121. Brinkmann H. Die deutsche Sprache. Gestalt und Leistung. - Dusseldorf: Schwann, I97I. - 939 S.

122. Chernyseva I.I. Feste Wortkomplexe des Deutschen in Sprache imd Rede. - M.: Vyssaja skola, I98O. - 144 S.

123. Diersen I. Uhtersuchangen zu Thomas Mann. - Berlin: Eiltten- 1.oening, 1965. - 3S3 S.

124. Diersen I. Thomas Mann. Episches Werk. Weltanschauung. Leben. - Berlin-Weimar: Aufbau-Verl., 1975. - 4^ 5 S.

125. Dressier W. EinfOhrang in die Textlinguistik. - Tiihingen: Nie- meyer, 1972. - 135 S.

126. Eichner H. Thomas Mann. Eine Einfuhrung in sein Werk. - Bern- Munchen: Francke, I961. - 103 S.

127. Erhen J. AhriB der deutschen Grammatik, 8 Aufl.-Berlin: Akad. - Verl., 1965. - 316 S.

128. Faesi H. Thomas Mann. Bin Meister der Erzahlkunst. - Zurich: Atlantis, 1955. - 197 S.

129. Faulseit D., Kilhn G. Stilistische Mittel und MSglichkeiten der deutschen Sprache. - Leipzig: VEB Bibliographi-sches Inst it ut, 1972. - 286 S.

130. Fix U. Drei Satze Thomas Manns. - Neuphil. Mitt., Helsinki, 1982, Jg.83, N 3, S.339-348.

131. Hamburger K. Die Logik der Dichtung. - Stuttgart: Klett, 1957' - 255 s.

132. Hartmann P. Text als linguistisches Objekt. - In: Beitrage zur Textlingiistik. Miinchen: Pink, I97I* Bd I, S.9-29.

133. Harweg B. Pronomina und Textkonstitution. - In: Beihefte zu Poetica, Munchen, I968, Hft 2. - 392 S.

134. Henning M. Die Ich - Form und ihre Punktion in Thomas Manns "Doktor Paustus" und in der deutschen Literatur der Gegenwart. - Tubingen: Niemeyer, I966. - 3^9 S.

135. Hilscher E. Thomas Mann als SprachkUnstler. - Ueue deutsche 1.iteratur, 1955, 3 Jg., Hft.8, S.56-7I.

136. Hoffmeister W. Studien zur erlebten Eede bei Thomas Mann und Robert Musil. - The Hague: Mouton, I965. - 173 S*

137. Isenberg H. Einige Grundbegriffe fiir eine linguistische Text- theorie. - Studia grammatica II, Berlin, 197^, S.47-176.

138. Isenberg H. Text'versus "Satz". - Studia grammatica 18, Ber lin, 1977, S.II9-I46. - 182 -

139. Kallmeyer W. Verweisung im Text. - Deutsohunter r icht , 1972, Hf t .4 , S.29-42.

140. Kamprad W. Strukturanalysen imd schematische Darstellungen der Struktur als rationelle Verfahren hei der Beh-andlTing wissenschaftlicher Texte im fachbezogenen Sprachunterricht fiir Auslander. - Deutsch als Fremd-sprache, 1970, Hft.5, S.352-362.

141. Кшшег W. Srundlagen der Texttheorie. - Ве1пЪек hei Hamburg: Howolt, 1975. - 273 S.

142. Lang E. Erklarmigstexte. - Studia grammatica II, Berlin, 1976, S.I48-I8I.

145. Mana T. Doktor Faus tus . - Berlin-Weimar: Aufbau-Verl. , 1975. - 716 s .

146. Mann T. Es geht um den Menschen ... Prosa aus filnf Jahrzehn- ten. - M.: Progress, 1976. - 343 S.

147. Mann T. Bekenntnisse des Hochstaplers Pelix Krall. - Leipzig: Philipp Reclam Jun., 1979. - 378 S.

148. Martini Fr. Das Wagnis der Sprache. Interpretation deutscher Prosa von Nietzsche bis B.enn. 4.Aufl. - Stuttgart: Klett, 196I, S.199-200.

149. Matter H. Die Literatur iiber Thomas Mann. Eine Bibliografie I898 bis 1969. - Berlin - Weimar: Aufbau-Verl., 1972, Bd I. - 701 S., Bd 2. - 637 S. - 183 -

150. Neubert A. Die Stilformen der "erlehten Hede" im neueren en- glis.ehen Roman. - Halle (Saale): Niemeyer, 1957» -179 s.

151. Peter H. Thomas Mann und seine epische Charakterisierungs- kunst. - Bern: Paul Eaupt, 1929. - 223 S.

152. Pfiitze M. Grundgedanken zu einer funktionalen Textlinguistik. - In: Textlinguistik I, Dresden, 1970, S.I-I4.

153. Pfiitze M. Texttyp. Kommunikationstyp. Kommunikationsverfali- ren. Satz- und Textverflechtung: Studienmaterial fiir das Pernstudiujn. (Hrsg. von Max Pfiitze). - Dresden: pad. Eochschule Dresden, 1975. - III S.

154. Riesel E. Theorie und Praxis der linguostilistischen Textin- terpretation. - M.: Hochschule, 1974. - 184 S.

155. Schmidt W. Grimdfragen der deutschen Grammatik. Eine Einfiih- rung in die fuoktionale Sprachlehre. 2,Aufl, - Berlin: Volk und Wissen, 1966. - 323 S.

156. Seidlin 0. Von Goethe zu Thomas Mann. 12 Versuehe. - GSttin- gen: Vandenhoeck, I963. - 246 S.

157. Sitta H. Sprachliche Mittel der Redesituierung. - Wirkendes Wort, 1972, Jg.22, Hft.2, S.IO3-II5.

159. Stanzel F . Typische Formen des Eomans. 2 .Aufl , - Gottingen: Vandenhoeck, 1965. - 78 S.

160. Viebweger D. Zur semantischen S t rak tu r des Textes , - Studia grammatica 18, Be r l in , 1977, 3,103-118.