автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Особенности социального положения и профессионализации врачей альтернативной медицины

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Садыков, Радик Ахмедович
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Особенности социального положения и профессионализации врачей альтернативной медицины'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности социального положения и профессионализации врачей альтернативной медицины"

На правах рукописи

Садыков Радик Ахмедович

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ВРАЧЕЙ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ (НА ПРИМЕРЕ ВРАЧЕЙ-ГОМЕОПАТОВ)

Специальность 22.00.04 -Социальная структура, социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

г 1 моя ш

Москва - 2013 005539401

005539457

Работа выполнена в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Научный руководитель Доктор социологических наук,

профессор Романов Павел Васильевич

Официальные оппоненты

Шурупова Раиса Викторовна, социологических наук, профессор, НИИ социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования, ведущий научный сотрудник

Юрченко Олеся Викторовна, кандидат социологических наук, Институт социологии РАН, старший научный сотрудник.

Ведущая организация Казанский (Поволжский)

федеральный университет

Защита состоится «13» декабря 2013 года в 14:00 на заседании диссертационного совета Д 212.048.01 при Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» по адресу: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д.20, ауд. 309.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Автореферат разослан «/¿» ноября 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат экономических наук

ар.

Рощина Яна Михайловна

Актуальность исследования

Социально-профессиональная структура в России серьезно трансформировалась в контексте широких социально-политических и экономических изменений последних десятилетий. Затронули эти перемены и медицинские профессии. Реформирование системы российского здравоохранения обернулись для работников данной отрасли серьезным снижением объемов властного, экономического, культурного и социального ресурсов. В условиях обесценивания труда квалифицированных специалистов в 1990-е годы многие врачи были вынуждены выработать самостоятельные стратегии сохранения своих статусных позиций, в основном путем внутригрупповой мобильности, смены сектора занятости, частичного или полного ухода из профессии. Возросший с конца 1980-х годов общественный спрос и доверие большой части населения альтернативной медицине способствовали тому, что многие врачи стремились получить дополнительную специализацию, однако переход в нее нередко был связан с изменением статусных характеристик специалиста: с повышением дохода мота пошатнуться его репутация среди коллег, отстаивающих целостность профессиональной группы.

В России интерес к гомеопатии среди врачей и пациентов, латентно существовавший на протяжении всего советского периода, резко возрос с началом перестройки, когда сформировались условия для институционализации и профессионализации альтернативной медицины. С начала 1990-х, в связи с бурным развитием альтернативного лечения, большой популярности народного целительства и восточных техник оздоровления, перед Минздравом встает вопрос о регулировании профессиональной деятельности этих специалистов: начала формироваться соответствующая законодательная база, создавались специальные подразделения по контролю над деятельностью гомеопатов и других специалистов альтернативной медицины. К настоящему времени деятельность представителей более институционализированных альтернативных практик медицины, включая рефлексотерапевтов и мануальных

з

терапевтов, была признана не только потребителями, но профессионалами и государством, получив статус медицинских специальностей, и для некоторых категорий граждан компенсируется из фонда ОМС. Гомеопаты отстают от них во многих отношениях, концентрируясь в частном секторе медицинских услуг и не получая финансирования на научные разработки в области своей специализации. Пример гомеопатии показывает, что официальное признание не гарантирует врачам альтернативной медицины статус, равный статусу врачей обычных медицинских специальностей. Между тем, спрос на услуги гомеопатов растет, о чем свидетельствуют данные фармацевтических рынков. Эти и другие факторы, которые рассматриваются в работе, определили к настоящему времени структуру группы гомеопатов, в которую входят врачи из разных областей медицинского знания, движимые различной мотивацией, институциональными изменениями здравоохранения и представлениями о медицинской помощи, заботе о пациенте и лояльности профессиональной группе.

Степень научной разработанности проблемы

Динамика социально-профессионального статуса и структуры различных групп профессионалов является предметом пристального интереса социологов в большинстве западных стран (М. Белл, Э.О. Райт, Дж. Голдторп, М. Кастельс) и в России (Р.Н. Абрамов, В.А. Аникин, В.А.Мансуров, П.В. Романов, Н.Е. Тихонова, М.А. Шабанова, О.И. Шкаратан, В.В. Радаев, О.В. Юрченко, Е.Р. Ярская-Смирнова). Ученые обращают внимание на возрастающее значение человеческого капитала в современной экономике и его влияние на положение индивидов в системе стратификации. Исследование процессов адаптации к условиям переходной экономики различных категорий специалистов, традиционно относимых к среднему классу, позволяет увидеть главные проблемы социально-профессиональной структуры российского общества: низкое качество человеческого капитала и сокращение доли профессионалов в

структуре занятости как результат обесценивания высококвалифицированной рабочей силы.

Сегодня большая часть зарубежных исследований по данной проблематике сконцентрирована в области социологии профессий и, как правило, следует нескольким теоретическим традициям: атрибутивной (Э. Гринвуд, У. Гуд, Дж. Миллерсон, А. Флекснер), функционалистской (Г. Виленски, Р. Дингуэл, Т. Парсонс, Дж. Эветс), неомарксистской (Дж. Арчерс, Д. Коберн, Дж. Маккинли, П. Уилсон, М. Хог, Б. Эренрайх, Дж. Эренрайх) и неовеберианской (М.С. Ларсон, М. Сакс, Э. Фрейдсон, Э. Эббот). В ранних работах по социологии профессий особое внимание уделялось роли профессионалов в поддержании социального порядка и минимизации конфликтов внутри социальной системы. Такая трактовка исходит от Э. Дюркгейма, согласно которому морально-ориентированная профессиональная специализация преодолевает аномические последствия разделения общественного труда, способствуя поддержанию органической солидарности всего общества. Дальнейшее развитие функционалистского анализа в отношении профессий во многом связано с работами Т. Парсонса и его последователей. Функционалисты во плаве с Т. Парсонсом рассматривали профессионалов с точки зрения их роли в поддержании существующего социального порядка и воспроизводства социальной структуры.

В марксистской литературе, рассматривающей профессии в их отношении к современному капитализму, сложились две противоположные точки зрения. В то время как одни авторы считали профессионалов главными агентами критикуемого ими капитализма (Э. Анандэйл, П. Уилсон, Б. Эренрайх, Дж. Эренрайх), другие, напротив, указывали на существующий между ними антагонизм, раскрываемый в понятиях депрофессионализации и пролетаризации (Дж. Арчерс, Г. Браверман, Д. Коберн, Дж. Маккинли, Л. Марсо, М. Оппенгеймер). Основной тезис сторонников теорий профессионализации и депрофессионализации состоял в том, что с ростом роли государственного управления, бюрократизации и менеджерализации

5

происходит снижение автономии профессионалов и утрата ими прежних статусных позиций. Врачи, согласно этой логике, утрачивали свои привилегированные позиции и статус профессионализированного занятия, все более становясь техническими исполнителями. Это неизбежно ведет к снижению статусных ресурсов группы и соответствующему изменению ее позиции в социальной структуре.

В неовеберианской перспективе основным предметом исследования выступают статусные характеристики профессиональных групп, чья борьба за сохранение и укрепление достигнутой рыночной монополии ведется за высокие статусные позиции в профессиональной иерархии и соответствующее экономическое вознаграждение (М.С. Ларсон, М. Сакс, Э. Фрейдсон). По мысли представителей этого подхода, для того чтобы поддерживать доверие, профессионалам необходима значительная степень свободы (автономии) в регуляции собственной практики; это достигается путем монополизации специфического профессионального знания и рыночной позиции, установлением критериев членства и доступа к практике (Т. Ле Бианик, Э.

Кульман, Дж. Олсоп, Ii Свенссон).

В России существует ряд исследований, посвященных изучению положения отдельных групп профессионалов и социально-профессиональной структуры в целом (P.A. Абрамов, В.А. Аникин, И.П. Попова), кроме того, появляются исследования, выполненные в рамках неовеберианского подхода (В.А. Мансуров, В.В. Радаев, П.В. Романов, Е.П. Сало, О.В. Юрченко,

Е.Р. Ярская-Смирнова).

В российском контексте социология профессий как отдельная дисциплина стала развиваться сравнительно недавно (с 1990-х годов), однако исследования различных групп специалистов были широко распространены в советский период (Л.С. Бляхман, А.Г. Здравомыслов, О.В. Крыштановская, О.И. Шкаратан, В.А. Ядов) и продолжаются сегодня (Р.Н. Абрамов, В.К. Антонова, В.И. Ильин, В.А. Мансуров, A.A. Московская, И.П. Попова, П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова). Исследования профессиональных групп сосредоточиваются

б

на изучении мотивационно-ценностной структуры работников различных организаций, а в качестве основного средства анализа используется стратификационный подход (В.В. Заславская, О.В. Крыштановская, В.В. Радаев, О.И. Шкаратан, В. А. Ядов).

Медицина как профессия, имевшая наибольшую социальную значимость, чаще других занятий становилась объектом исследований социологов, изучающих природу профессий и профессионализма; соответственно, различные виды альтернативной медицины также не могли остаться без исследовательского внимания. Важный вклад в исследование особенностей институционализации альтернативной медицины в западных странах внесли работы Дж. Адамса, X. Баера, К. Дойла, Б. Ловелл. Значимую роль в развитии этого направления исследования сыграли работы авторов, исследующих институциональные изменения в системе российского здравоохранения (А.Е. Чирикова, И.М. Шейман, C.B. Шишкин,) и, в частности, меняющегося характера взаимоотношений между врачами и их пациентами (П. Аронсон, А.П. Дворянчикова, Б.П. Красовский, И.Б. Назарова, И. Пиетиля, Л.С. Шилова).

Поле социальных исследований альтернативной медицины сформировалось на пересечении предметных областей социологии профессий, медицины, здоровья и болезни, а также различных направлений медицинской антропологии. Особенности институционализации властного, культурного, социального и экономического статуса представителей альтернативной медицины в России пока изучены мало, однако отечественными авторами сделаны первые попытки осмыслить данные феномены (Дж.В. Браун, A.B. Горюнов, O.A. Григорьева, Н.Л. Русинова, Т.А. Самарская, Г.А. Тепер, Р.Г. Хлопушин). Попытки рассмотрения альтернативной медицины в качестве профессии предприняты в работах П.В. Романова, Е.П. Сало, О.В. Юрченко, Е.Р. Ярской-Смирновой. Важные для диссертационного исследования идеи о моделях интеграции альтернативной медицины в систему здравоохранения содержатся в трудах X. Бун, М. Визе, Б. Вэлмен, М.^Келнера, К. Остера, Дж.

Пинкома, С. Уэлш, O.A. Григорьевой, В.М. Музалевского, О.В. Музалевской, С.П. Песониной, Л.В. Симоновой, И.Н. Шерер.

Дискурс профессионализации врачей альтернативной медицины формировался в контексте более широкой дискуссии о природе профессионализма и роли профессионалов в обществе. Опережая всех на пути профессионализации, врачи показывали пример развития для других (ставших впоследствии классическими образцами профессии) занятий, таких как юриспруденция, социальная работа, государственная служба, инженерное дело. Альтернативная медицина входила в круг интересов медицинских антропологов (Н. Дегеле, С. Кэнт, Р. Франк, У. Шарма), а также социологов, изучающих проблемы здоровья и болезни (Д.В. Михель, A.A. Темкина). Авторов интересует, какое место альтернативные специалисты занимают в системе других медицинских профессий, как проходит процесс интеграции и включения альтернативной практики в мейнстрим здравоохранения, с какими рисками и издержками сталкиваются при этом заинтересованные стороны (Дж. Адаме, Д. Холленберг). В фокусе внимания исследователей оказываются как относительно удачные примеры интеграции и профессионализации альтернативной медицины, так и случаи, иллюстрирующие маргинализированное положение некоторых ее разновидностей.

В 1990-2000-е годы в зарубежной социологии появился целый ряд работ, посвященных интеграции гомеопатов (С. Кэнт, Р. Франк, У. Шарма). Было показано, что интеграция и профессионализация гомеопатии в рамках официальной медицины проходит в направлении отказа гомеопатов от некоторых исходных принципов своего терапевтического учения в пользу конвергенции биомедицины и гомеопатии через ее стандартизацию. Наряду со сторонниками стандартизации появляется большое число сторонников ортодоксальной гомеопатии, что приводит не только к диверсификации самих методов гомеопатического лечения, но и к дифференциации групповых идентично стей среди врачей-шмеопатов.

Таким образом, несмотря на то что область социологического знания о процессах профессионализации гомеопатии в контексте систем здравоохранения в целом обозначена, в этой предметной сфере остается ряд пробелов. В частности, применительно к российским условиям остаются недостаточно изученными особенности социально-профессионального статуса врачей-гомеопатов, структура данной группы, а также процессы и механизмы ее профессионализации в системе российского здравоохранения.

Цель исследования — проанализировать характеристики социально-профессионального статуса и профессионализации российских врачей-гомеопатов. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1. осуществить социологическую концептуализацию механизмов становления и развития профессиональных групп на примере медицинской профессии в целом и альтернативной медицины в частности, а также показать на примере изучения гомеопатии как профессиональной группы применимость методологии неовеберианского подхода в социологии профессий к рассмотрению слабо институционализированных занятий;

2. рассмотреть особенности властного, экономического, социального и культурного ресурсов врачей-гомеопатов в системе российского здравоохранения;

3. проанализировать факторы и условия роста интереса к альтернативной медицине в целом и к гомеопатии в частности среди врачей и потребителей медицинских услуг;

4. рассмотреть особенности интеграции и профессионализации специалистов альтернативной медицины и врачей-гомеопатов в частности в условиях российского здравоохранения;

5. выявить структуру профессиональной группы врачей-гомеопатов и определить особенности идентификации ее представителей в контексте их взаимодействия с системой российского здравоохранения;

6. проанализировать практики легитимации метода гомеопатии и профессиональной идентичности, используемые врачами-гомеопатами.

Объект исследования - врачи-гомеопаты как социально-профессиональная группа. Предмет исследования - характеристики социально-профессионального статуса и профессионализация врачей-гомеопатов.

Теоретико-методологические основы исследования

В качестве основной методологической рамки в работе используются ресурсный подход к анализу социальной структуры и социального неравенства (В.В. Радаев, Н.Е. Тихонова, О.И. Шкаратан) - рассмотрение социально-профессионального статуса врачей-гомеопатов происходит на основе анализа властного, экономического, социального, культурного ресурсов; разработки авторов, исследующих социально-профессиональную структуру российского общества (В.А. Аникин, О.И. Шкаратан), классические социологические идеи о природе профессий и профессионализма (А. Карр-Сандерс, Т. Маршалл, Р. Тауни, П. Уилсон), функционалистские интерпретации профессионализма, представляющие связь профессии с социальной структурой (Г. Виленски, Р. Дингуэлл, Т. Парсонс, Дж. Эветс), неомарксистские исследования профессий, основывающиеся на концепциях депрофессионализации (Э. Анандэйл, М. Хог, Б. Эренрайх, Дж. Эренрайх)и пролетаризации (Дж. Арчерс, Г. Браверман, Д. Коберн, Дж. Маккинли), неовеберианский подход, акцентирующий внимание на понятиях профессионального господства и социального закрытия (М.С. Ларсон, Р. Мерфи, Ф. Паркин, М. Сакс, Э. Фрейдсон, Э. Эббот).

Эмпирическая база исследования

При написании диссертации были использованы данные государственной статистики; результаты опроса врачей традиционной медицины ФОМ (2002); полуструктурированные индивидуальные интервью с врачами-гомеопатами, собранные автором в 2012 году (N=13); данные опроса врачей-гомеопатов (N=149), проведенного автором в рамках XXIII Московской международной гомеопатической конференции 25-26 января 2013 года; транскрипты полуструктурированных интервью с гомеопатами (N=9) и врачами обычных специальностей (N=17) из архива проекта «Динамика социального и профессионального статуса специалистов традиционной медицины в России» (Москва, Сыктывкар, Саратов, Саратовская область, 2005-2007). В работе также использовались данные опроса врачей разных специальностей (N=605), полученные в рамках проекта ИС РАН «Российские врачи: социальные установки и стратегии адаптации» (Москва, Республика Коми, Курская область 2001-2004).

Научная новизна диссертации

1. Аналитически и эмпирически доказано, что применение неовеберианского подхода в социологии профессий к области медицины, опирающегося на такие концепты, как монополия на знание, социальное закрытие и групповая автономия, позволяет рассматривать врачей альтернативной медицины в качестве профессиональной группы.

2. Выявлены особенности социально-профессионального статуса врачей-гомеопатов как профессиональной группы и ее структура: относительно высокий уровень индивидуальной автономии врачей-гомеопатов, сложноорганизованная система теоретических и прикладных знаний, профессиональная идентичность, специфический профессиональный язык и идеология, наличие действующих профессиональных объединений и институционализированных форм коммуникации членов группы в виде семинаров, конференций, форумов.

3. Определены факторы спроса населения на альтернативную медицину, среди которых либерализация рынка и расширение ассортимента медицинских услуг, плюрализация потребительских практик, усиление публичной критики медицины, связанное с неудовлетворенностью населения качеством обслуживания, что обусловило обращение многих пациентов и врачей к методам альтернативной медицины, позиционируемым как индивидуально-ориентированные, безопасные и натуральные.

4. Выявлены типы мотивации врачей, использующих гомеопатию в своей практике, среди которых желание предложить эффективное лечение сложных заболеваний, привлекательность индивидуального подхода, позволяющего ближе общаться с пациентами.

5. Выявлены особенности интеграции в систему здравоохранения и институционализации гомеопатии и в целом альтернативной медицины в России в 1990-2000-х годах, обусловленные тем, что достаточно интенсивное содействие государства развитию альтернативной медицины с начала 1990-х годов сменилось более сдержанной позицией в 2000-е годы, что обернулось для гомеопатов ликвидацией ряда организационных форм регуляции - при этом, однако, явного ужесточения контроля метода или его послабления не произошло.

6. Выявлена и представлена типология способов легитимации врачами-гомеопатами своей профессиональной деятельности, представляющая собой комплементарные типы аргументации в защиту гомеопатического метода.

Положения, выносимые на защиту

1. Гомеопаты представляют собой гетерогенную профессиональную группу, в которой, основываясь на внутригрупповых идентификациях, можно выделить ядро и периферию. Ядро составляют специалисты, придерживающиеся оригинального учения о применении гомеопатии

А-

(классические гомеопаты), исторически предшествовавшего различным интерпретациям данного метода. Периферия группы включает врачей,

12

использующих гомеопатию в качестве дополнения к основному лечению в рамках своей узкой специальности и не относящих себя к гомеопатам.

2. Профессиональная группа врачей-шмеопатов дифференцируется по уровню властного ресурса (автономии), уровню доходов, типу занятости в коммерческих или государственных медучреждениях, типам внутригрупповых идеологий, связанным с представлениями о применении гомеопатического метода. Наиболее статусными являются гомеопаты с наиболее высоким уровнем дохода, занятые в частном секторе.

3. Врачи-гомеопаты обладают относительно высокой степенью индивидуальной автономии, так как, в отличие от большинства медицинских специальностей, их метод не подвергается жесткой стандартизации, и, следовательно, отдельные врачи-гомеопаты получают большую свободу действий в рамках принятия решений о назначении лечения и диагностике. При этом, несмотря на коммерческий характер услуг всех гомеопатов, специалисты, работающие в государственных медицинских учреждениях, имеют меньше автономии по сравнению с занятыми в частном секторе. Между тем ассоциации гомеопатов имеют ограниченные возможности контроля над качеством

т

гомеопатических услуг и критериями доступа к занятию гомеопатией, что свидетельствует об относительно низком уровне автономии группы в целом.

4. Врачи-гомеопаты обладают сформированным символическим образом своей группы, для которого характерно представление о гомеопатах как квалифицированных врачах, чье знание, хотя и во многом противоположно подходам биомедицины, не противоречит ему, а напротив, дополняет или предлагает эффективную альтернативу для лечения. На этой основе формируется специфическая профессиональная идентичность гомеопатов, сочетающая элементы, сформировавшиеся в ходе первичной профессионализации в академической медицинской среде и в результате занятия гомеопатией. Внутри группы идентичность гомеопатов различается в зависимости от принадлежности к той или иной гомеопатической школе. Врачи-гомеопаты используют следующие дискурсивные стратегии легитимации

13

своей профессиональной практики и особой идентичности: апелляции к научной доказательности, клинической эффективности, длительной истории метода, преимуществам индивидуального подхода, лежащего в основе гомеопатии:

5. В процессе профессионализации врачи-гомеопаты конкурируют с другими факторами в системе здравоохранения (врачами других специальностей, администраторами учреждений здравоохранения, народными целителями). Случай классических гомеопатов иллюстрирует, что не все группы альтернативной медицины готовы следовать по пути интеграции как одному из вариантов профессионализационного проекта, они предпочитают стратегии демаркации через противопоставление себя врачам других специальностей и гомеопатам, отступившим от исходных принципов их метода.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Результаты теоретического исследования вносят определенный вклад в развитие социологии профессий и профессиональных групп, совершенствуя концептуальный аппарат дисциплины применительно к изучению таких слабо профессионализированных занятий, как альтернативная медицина. Практические результаты исследования могут быть использованы в разработке нормативных актов, направленных на развитие гомеопатического метода в частности и альтернативной медицины в целом, способствование ее интеграции в систему государственной медицины и расширение ее доступности для пациентов. Научный интерес к данному сегменту медицины может служить совершенствованию контроля со стороны ' государства, ассоциаций профессионалов и пользователей медицинских услуг по отношению к гомеопатии и к другим видам альтернативной медицины с целью обеспечения их безопасного и качественного применения в медицинской практике. Материалы проведенного исследования могут быть использованы при разработке таких курсов, как социология профессий, социология медицины, социальная политика.

Апробация исследования

Результаты, полученные в рамках исследования, были представлены на следующих научных мероприятиях: XI ежегодной конференции СОПСО «Поле социологии в России и мире: кризис, критика, изменения» (16 марта 2013, НИУ ВШЭ, Москва), доклад на тему «Особенности профессионализации врачей-гомеопатов: по материалам опроса»; IV Очередном Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие» (23-25 октября 2012, Уфа), доклад на тему «Профессионализация гомеопатии: между автономией и интеграцией»; конференции социологических научно-учебных групп, (13 октября 2012, НИУ ВШЭ, Москва), доклад на тему «Чему подобна российская гомеопатия: исследование профессионализации врачей-гомеопатов»; IV социологической

т

межвузовской конференции студентов и аспирантов «Социология в действии» (1 марта 2012, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург), доклад на тему «Пути профессионализации российских гомеопатов»; XI Международной научно-практической конференции молодых ученых «Векторы развития современной России. «Границы» в социальных науках» (20-21 апреля 2012, МВШСЭН, Москва), доклад на тему «Профессиональная автономия в поле медицинской профессии»; The 7Ih Interim Meeting ESA RN19- Sociology of Professions: Profession and Social Inequalities (24-26 мая 2012, Университет Хельсинки, Хельсинки), доклад на тему "The transformation of medical profession in the condition of contemporary reforms in the healthcare system" (в соавторстве); X ежегодной конференции СОПСО «Социальное знание в условиях модернизации: экспертные сообщества и междисциплинарный синтез» (19 ноября 2011, НИУ ВШЭ, Москва), доклад на тему «Особенности профессионализации врачей ортодоксальной и альтернативной медицины в условиях реформирования системы здравоохранения».

Структура и объем работы

Диссертационная работа состоит из введения, трех гнав, заключения, списка литературы и приложений и выглядит следующим образом. Введение

Глава 1. Механизмы становления и развития профессиональных групп: социологическая концептуализация

1.1. Модели социологического объяснения профессиональных групп

1.2. Профессиональные группы в медицине: иерархия ресурсов профессионального статуса

Глава 2. Врачи-гомеопаты как профессиональная группа

2.1. Специалисты альтернативной медицины: механизмы профессионализации

2.2. Становление профессиональной группы врачей-гомеопатов в современном российском обществе

Глава 3. Специфика социально-профессиональной занятости врачей-гомеопатов в российском здравоохранении

3.1. Статусные характеристики профессиональной занятости врачей-гомеопатов в российском здравоохранении

3.2. Структура профессиональной группы врачей-гомеопатов. Характер профессионального взаимодействия врачей-гомеопатов с системой российского здравоохранения

Заключение Список литературы Приложения

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность изучения социально-

профессионального статуса и профессионализации врачей альтернативной

16

медицины в общем и врачей-гомеопатов в частности; сформулированы цель, задачи исследования, определены объект и предмет изучения; представлена методология и эмпирическая база, описана научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

В первой главе «Механизмы становления и развития профессиональных групп: социологическая концептуализация» критически рассматриваются основные социологические подходы к исследованию профессий и профессиональных групп. Первый параграф «Модели социологического объяснения профессиональных групп» представляет критический анализ развития профессиональной проблематики в исследованиях западных социологов. Отмечается, что термин «профессия» получил первоначальную социологическую интерпретацию в англоамериканской социологии профессий, где он имеет относительно узкое применение. К профессионалам западные исследователи относят, как правило, представителей так называемых свободных профессий и, в первую очередь, специалистов, чье занятие считается престижным и отличается особой значимостью для общества. Диссертант рассматривает ранние трактовки профессий, принадлежащие к функционалистскому подходу, и заключает, что представители данного подхода особое внимание уделяли роли профессионалов в поддержании социального порядка и минимизации конфликтов внутри социальной системы (Г. Виленски, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Близкий функционалистским разработкам атрибутивный подход стремился определить наиболее общие характеристики, отличающие профессионалов от других групп занятости. Оба подхода позволяют выделить ключевые особенности гомеопатов как профессиональной группы.

Неомарксистский подход позволяет автору диссертации критически подойти к анализу государственного контроля деятельности врачей и выделить его негативные последствия для профессионализации врачей в ходе реформирования российского здравоохранения. Диссертант подвергает критическому рассмотрению широко распространенные среди авторов данного

17

направления тезисы о депрофессионализации и пролетаризации. Социологи неомарксистского направления исходили из преувеличенного представления об определяющей роли государственного и организационного контроля в утрате профессиями ключевых ресурсов и, как следствие, профессионального статуса.

Альтернатива функционалистскому и неомарксистскому подходам была представлена концепцией профессионального господства (professional dominance), которую, как показывает диссертант, часто отождествляют с неовеберианской перспективой в анализе профессий. В неовеберианской перспективе основным предметом исследования выступает борьба профессий за сохранение и укрепление достигнутой рыночной монополии, гарантирующей высокие статусные позиции в профессиональной иерархии и соответствующее экономическое вознаграждение (М.С. Ларсон, Э. Фрейдсон, Э. Эббот). В заключительной части параграфа на основе анализа теоретических источников обсуждаются возможности изучения врачей альтернативной медицины как профессиональной группы. Условия, в которых сегодня находятся специалисты альтернативной медицины и их статусная неоднородность, не позволяют определять данную группу как профессию (в ее классическом понимании). Решение данной проблемы автор, с опорой на труды Ш. Гадеа, видит в обращении к формирующейся дисциплине социологии профессиональных групп, которая, в отличие от социологии профессий, позволяет включать в анализ широкое многообразие занятий.

Во втором параграфе «Профессиональные группы в медицине: иерархия ресурсов профессионального статуса» систематизируются исследования, посвященные изучению различных аспектов социально-профессионального статуса российских врачей в контексте реформирования системы здравоохранения, анализируются меры государства по регулированию отрасли здравоохранения. Автор обращается к отечественным исследованиям, в которых приводятся данные о низком уровне доверия пациентов врачам и характере их взаимоотношений и говорится о низком уровне доверительного отношения россиян к официальным институтам в целом, особенно к тем, что

18

имеют отношение к государству. Утрата этого доверия работниками здравоохранения в постсоветские годы проявилась в развитии альтернативных практик самосохранительного поведения, в том числе росте обращений к врачам альтернативной медицины и целителям (П. Аронсон).

Далее анализируются результаты эмпирических исследований отечественных авторов (В.А. Мансурова, А.Е. Чирикова, C.B. Шишкина, О.В. Юрченко, И.Б. Назарова и др.), демонстрирующие снижение социально-профессионального статуса российских врачей в результате реформ. Кризис отрасли здравоохранения привел к снижению или сохранению низкого уровня властного, экономического и культурного ресурсов врачей.

На основании рассмотренных источников автор заключает, что развитие частной медицины, предоставляющей более привлекательные условия работы и оплаты труда для сотрудников, позволило некоторым врачам открыть свою практику или начать работу по найму в быстро растущем секторе коммерческой медицины. Переход в новый сектор занятости нередко сопровождался полной или частичной сменой лечебного профиля (или специальности) - часть специалистов обращались к альтернативным методам лечения и диагностики, которые широко предлагались в частных медучреждениях. Особенно это было характерно для врачей общего профиля, которые были менее востребованы на рынке, нежели узкие специалисты (В.А. Мансуров, О.В. Юрченко).

Во второй главе «Врачи-гомеопаты как профессиональная группа» рассматриваются процессы институционализации и интеграции альтернативной медицины в России и в других странах, а также влияние данных процессов на профессионализацию специалистов в области альтернативных методов лечения. В первом параграфе второй главы «Специалисты альтернативной медицины: механизмы профессионализации» отмечается, что развитие практик альтернативной медицины стимулировали социально-экономические и культурные изменения, происходившие в России и западных странах: в конце 1960-х - начале 1970-х годов в Европе и США, в период перестройки (т.е. на рубеже 1980-х - 1990-х годов) в нашей стране. Вначале автор дает описание

19

моделей регуляции альтернативной медицины в разных странах. Данные отчета CAMDOC Alliance1 свидетельствуют, что в странах Европейского союза акупунктура и гомеопатия являются наиболее популярными методами альтернативной медицины (по приблизительному подсчету 80 ООО и 45 ООО практикующих врачей соответственно). Для сравнения: в России, согласно данным О.В. Юрченко, наиболее многочисленной группой врачей альтернативной медицины являются рефлексотерапевты - 25 ООО специалистов, гомеопаты - 13 ООО и мануальные терапевты - 10 ООО специалистов.

По данным ВОЗ за 2001 год, среди развитых индустриальных стран Запада по числу обращений к альтернативной медицине лидируют Франция (75 %), Канада (70 %), Австралия (48 %), США (42 %), Бельгия (38 %); по данным ФОМ, в России в 2002 году 25 % опрошенных обращались к услугам альтернативной «нетрадиционной медицины». Спрос на альтернативную медицину в названных странах обусловлен в значительной степени социокультурными факторами, главными из которых являются распространение в обществе плюралистических ценностей, в том числе в области здоровья, и развитие форм медицинской «субкультуры». Согласно данным исследования «Евробарометр», оценка населения научности гомеопатии значительно варьируется между странами: в Швеции, Финляндии, Италии и Нидерландах от 20 до 22% населения считают, что гомеопатия не является видом научной медицины. Напротив, в таких странах, как Кипр, Латвия, Литва и Румыния от 28 до 33 % населения уверены в высокой научности гомеопатического лечения.

В то время как одни методы, например, рефлексотерапия и мануальная терапия, достигли относительно высокого положения в системе здравоохранения, другие по-прежнему остаются на ее периферии. Пограничный случай представляют гомеопаты. С начала 1990-х годов они получали значительную поддержку государства, когда были восстановлены

1 Объединение европейских организаций комплементарной и альтернативной медицины, включающее Европейский комитет по гомеопатии, Европейский совет врачей по плюральной медицине, Международный совет медицинской акупунктуры и связанных с ней методик, Международную федерацию ассоциаций антропософной медицины.

20

гомеопатические общества и образованы новые ассоциации, были приняты важнейшие документы по развитию и регуляции метода. Вместе с тем их деятельность до сих пор не получила статуса специальности и, соответственно, отсутствует в образовательных программах медицинских вузов. Кроме того, судя по субъективным оценкам врачей-гомеопатов, эффективность их метода продолжает подвергаться скептическому отношению со стороны других медиков, нередко ставящих гомеопатию в один ряд с ненаучными и оккультно-

магическими методами целителей.

Диссертант полагает, что успех институционализации альтернативной медицины в системе здравоохранения во многом зависит от того, насколько метод отвечает критериям господствующей биомедицинской модели, т.е. насколько он стандартизируем. Ввиду того что метод, практикуемый гомеопатами, индивидуализирован и не может быть строго стандартизирован и формализован без потери своего специфического содержания, а также по причине распространенного среди врачей предубеждения относительно доказательности метода, гомеопатия не признается многими врачами и администраторами в здравоохранении в качестве научной медицины. Врачи-гомеопаты, соответственно, оказываются в положении маргиналов и вынуждены искать иные механизмы для улучшения своего социально-

профессионального статуса.

В данном параграфе на основе анализа интервью с врачами разных специальностей выделяются три типа отношений к гомеопатам и гомеопатии в медицинской среде, которые условно можно обозначить как антагонизм, нейтральный скептицизм и положительное отношение. Диссертант отмечает, что даже в последнем случае гомеопатии отводится место дополнительного метода. Далее обсуждаются вопросы интеграции альтернативной медицины в систему здравоохранения. Автор анализирует типологии интеграции биомедицины и альтернативной медицины, предложенные в работах зарубежных авторов (М. Визе, К. Остер, Дж. Пинком, Р. Франк). Типы интеграции раскрывают характер взаимоотношений между представителями

названных систем медицины и позволяют оценить место альтернативных методов лечения в системе здравоохранения. Уровень развития интеграции видов альтернативной медицины определяет состояние профессионализации каждого из них. Для профессиональных групп важно утвердить свои образовательные программы в вузах, чтобы их знание было связано с отдельной специальностью. Такой метод как гомеопатия не имеет статуса медицинской специальности, что ограничивает механизм социального закрытия профессиональной группы гомеопатов, т.к. не позволяет им установить достаточно жесткие образовательные фильтры (критерии), ограничивающие допуск в группу.

Во втором параграфе «Становление профессиональной группы врачей-гомеопатов в современном российском обществе» анализируются процессы интеграции и институционализации гомеопатии в России, и в связи с этим рассматривается профессионализация врачей-гомеопатов. Параграф начинается с краткого исторического обзора, иллюстрирующего крайне неоднозначные отношения гомеопатии и государства в СССР и в России. Далее диссертант рассматривает уровень развития и интеграции гомеопатической помощи в ряде европейских стран с опорой на данные CAMDOC Alliance, Р. Ютге, С. Цупары, систематизируя аргументы по поводу трансформации систем альтернативного знания в медицине (С. Кэнт, М. Сакс, У. Шарма). Речь идет о реинтерпретации и конвергенции разных медицинских парадигм и их взаимном обогащении знанием и опытом.

Автор приводит некоторые данные о росте отечественного рынка

гомеопатических препаратов, свидетельствующие о продолжающемся

возрастании спроса на гомеопатию. Отчеты маркетинговых исследований (IMS)

свидетельствуют, что по итогам 2009 года продажи гомеопатических средств в

общей структуре коммерческой розницы в России достигли 3,1 % в денежном и

1,4 % в натуральном выражении, что является довольно значимыми

показателями потребительского спроса на данные лекарства. Согласно данным

Гомеопатической лиги, рынок гомеопатических и антропософных медицинских

22

препаратов между 1995 и 2005 годами вырос на 60%, темп роста составил в среднем более 5 % в год.

В параграфе также приводится типология мотивов, побуждающих врачей использовать гомеопатию. Ведущий тип мотивации, чаще других повторяющийся в интервью, связан с желанием врачей предложить пациентам наиболее эффективное лечение.

Для изучения властного ресурса профессиональной группы в диссертации анализируются коллегиальные формы организации ее членов. Данные проведенного автором опроса среди врачей-гомеопатов (N=149, 2013) показывают, что респонденты полагаются на ассоциацию в достижении таких групповых целей, как повышение престижа гомеопатии в России (72 %), сохранение и укрепление врачебной этики среди врачей (56 %), укрепление положения гомеопатии в российском здравоохранении (68 %) на уровне всего общества. Достижение индивидуальных целей врачей-гомеопатов, а именно защита их прав по месту работы, согласно субъективным оценкам, мало зависит от ассоциаций. При этом только треть (35 %) положительно ответили на вопрос анкеты о членстве в гомеопатических ассоциациях, однако, как видно из интервью, такое участие носит преимущественно формальный характер.

На основе данных библиографической картотеки Центральной научной медицинской библиотеки (ЦНМБ), автор показывает, что, начиная с 1990-х годов, росло число научных работ, в которых рассматривались вопросы гомеопатии. После того как в 1995 году гомеопатия получила официальное признание государства, количество кандидатских и докторских защит по вопросам гомеопатии в 1999-2002 годах выросло на 92,3 % по сравнению с периодом 1995-1998 годов. Несмотря на значимость этих тенденций для профессионализации гомеопатии, следует отметить, что сегодня доля диссертаций по гомеопатической тематике составляет всего 0,08 % от общего числа медицинских диссертаций в исследуемом периоде с 1991 по 2012 годы.

Третья глава «Специфика социально-профессиональной занятости врачей-гомеопатов в российском здравоохранении» представляет собой

23

анализ структуры группы гомеопатов и характеристик их властного, экономического, культурного и социального ресурсов. В первом параграфе третьей главы «Статусные характеристики профессиональной занятости врачей-гомеопатов в российском здравоохранении» рассмотрены черты гомеопатов как профессиональной группы и особенности их практики. Данные проведенного автором опроса среди врачей-гомеопатов (N=149, 2013) показывают, что гомеопаты представлены преимущественно в частном секторе (71 %), что может обеспечивать им относительно высокий месячный доход (более 40 тыс. руб.), но и больший риск низкого заработка, в то время как доходы гомеопатов в государственных и муниципальных учреждениях остаются преимущественно на среднем уровне (20-40 тыс. руб.), но при этом характеризуются меньшими рисками низкого заработка (менее 20 тыс. руб.). Некоторые врачи-гомеопаты одновременно заняты в двух-трех учреждениях. Встречаются различные варианты сочетания занятости в государственных и коммерческих медучреждениях. Число тех, кто разделяет совместительство,-35 % от всех ответивших. В интервью пять из двадцати врачей-гомеопатов сказали, что, помимо врачебной практики, занимаются преподаванием, ведут курсы по гомеопатии.

Изучение экономического ресурса профессиональной группы гомеопатов показало, что средняя зарплата опрошенных гомеопатов оказывается несколько ниже аналогичного показателя среди врачей в целом. Это позволяет предположить, что экономические мотивы не являются доминирующими в структуре мотивации врачей-гомеопатов. Данные полу структурированных интервью подтверждают этот тезис: в качестве фактора, повлиявшего на решение заниматься гомеопатией, гомеопаты в первую очередь называют желание эффективно помогать пациентам или своим близким в лечении трудноизлечимых болезней. Важно отметить, что средний доход респондентов растет от групп с меньшим стажем гомеопатической практики (до 10 лет) к группе с большим стажем (более 21 года) работы в качестве гомеопата, с опытом увеличивающего свой экономический ресурс.

24

Властный ресурс определялся на основании субъективных оценок уровня автономии гомеопатов. Полномочия в регулировании гомеопатии (как и альтернативной медицины в целом) полностью находятся в монополии Министерства здравоохранения, а профессиональные ассоциации врачей-гомеопатов оказываются ограниченными в возможностях саморегуляции и контроля над членами группы. Интервью показывают, что гомеопатические ассоциации выполняют, скорее, образовательные и просветительские функции, однако не представляют реальной политической силы, способной автономно управлять гомеопатической деятельностью в России. Такого рода оценки самих гомеопатов свидетельствует о низком уровне саморегуляции.

Далее диссертант рассматривает ситуацию с индивидуальным уровнем автономии врачей-гомеопатов. Большинство опрошенных (70 %) убеждены, что ничто им не мешает, во-первых, свободно использовать гомеопатию в медучреждении, в котором они работают, во-вторых, влиять на длительность гомеопатической консультации (68 %) и, в-третьих, определять количество пациентов, принимаемых в течение рабочего дня (66 %). На основе трех переменных: «автономия в выборе метода», «автономия в определении количества времени на выполнение поставленной задачи» и «автономия в определении объема работы» - был построен совокупный индекс автономии. Максимальный балл в индексе (15) означает, что врач очень высоко оценивает уровень своей автономии (32 %) - по всем переменным были даны максимально высокие оценки. Высокий индекс автономии мы определили в пределах 13-15 баллов (58,3 %), средний - 9-14 баллов (28,3 %), низкий - 3-8 баллов (13,3 %). Результаты измерения данного индекса показали, что в целом гомеопаты оценивают уровень своей автономии на рабочем месте как достаточно высокий.

Социальный ресурс оценивался на основе субъективно определяемого уровня доверия населения и уважения врачей разных специальностей к гомеопатии. На основе субъективных оценок гомеопатов было выявлено, что

уровень доверия населения к гомеопатии растет (73 %), однако увеличение уважения со стороны коллег подтвердили только треть респондентов (35 %).

Данные анкетного опроса из архива проекта сектора социологии профессий и профессиональных групп Института социологии РАН «Российские врачи: социальные установки и стратегии адаптации» (N=605, 2001-2004) позволили диссертанту провести сравнение гомеопатов с другими альтернативными врачами по частоте прохождения курсов профессиональной переподготовки, что свидетельствует о выраженности ориентации на профессионализацию через повышение уровня квалификации. Гомеопаты (55,6 %) намного чаще альтернативных врачей в целом (23,5 %) проходили обучение - более трех раз в течение одного года, демонстрируя ориентацию на постоянное совершенствование практики через образование. В интервью гомеопаты отмечают: для того чтобы в достаточной мере овладеть гомеопатическим методом, требуются значительные усилия и длительное обучение.

Во втором параграфе третьей главы «Структура профессиональной группы врачей-гомеопатов. Характер профессионального взаимодействия врачей-гомеопатов с системой российского здравоохранения» анализируются основные черты идентификации гомеопатических сообществ и выделяются две основные группы - классические и клинические врачи-гомеопаты. Первая — это так называемые классические гомеопаты, сторонники ортодоксии метода, вторая группа - гомеопаты, сочетающие гомеопатический и аллопатический подходы, их можно назвать клиническими гомеопатами, или просто врачами, применяющими гомеопатический метод в зависимости от ситуации. Отталкиваясь от того, что классическая гомеопатия ориентируется на ортодоксальное учение основателя гомеопатии С. Ганемана и его последователей и исторически предшествует любым вариациям клинической гомеопатии, диссертант рассматривает ее представителей как ядро группы гомеопатов. Вокруг ядра образуется периферия, т.е. пространство диспозиций, более или менее удаленных от каждого ядра. Далее приводится анализ

26

формирования специфический идентичности врачей-гомеопатов. Данная идентичность обусловлена сочетанием элементов, усвоенных в процессе образования и практики в академической медицинской среде и занятия гомеопатией.

Анализ данных опроса проекта «Российские врачи: социальные установки и стратегии адаптации» (N=605, 2001-2004) позволили диссертанту представить образовательный базис врачей-гомеопатов и альтернативных врачей в целом. Почти половина всех врачей альтернативной медицины в данном массиве по своей первой специальности являются терапевтами (46 %). Среди гомеопатов наиболее распространенными медицинскими специальностями являются терапия (57%), педиатрия (16%) и психиатрия (10%). Среди гомеопатов работники с основной специальностью (терапия) встречаются на 13 % чаще, чем среди обычных врачей.

Далее обсуждается культурный ресурс гомеопатов. Прежде всего, данный вид ресурса характеризуется уровнем образования и квалификации членов профессиональной группы. Основным требованием к специалистам, использующим метод гомеопатии, является наличие высшего медицинского образования, поэтому подготовка гомеопатов проходит в рамках последипломной специализации, что, в свою очередь, открывает доступ в данную группу только профессиональным врачам. В основе культурного ресурса исследуемой группы лежит профессиональная идеология, которая призвана поддерживать наиболее значимые для самой профессии мифы и подразумевает наличие тех или иных механизмов легитимации деятельности группы. В связи с этим исследуются режимы оправдания гомеопатии. Изучаются стандарты аргументации, к которым прибегают врачи-гомеопаты, чтобы поддерживать позитивный образ группы, подтверждать эффективность предлагаемого ими лечения и отражать внешнюю критику. В ходе кодирования транскриптов интервью были отобраны 146 различных типов высказывания, обозначенные как «оправдание гомеопатии / метода гомеопатии» и объединенные в шесть режимов легитимации. Общие основания аргументации,

27

которую иллюстрируют выделенные автором высказывания врачей-гомеопатов, относятся к представлению об эффективности гомеопатии. Эффективность является конечным критерием валидности гомеопатического метода, но она может обосновываться с разных сторон.

Первый тип легитимации связан с аргументами о научной доказательности и верифицируемости метода. Здесь артикулируется близость гомеопатии к академической медицинской науке, их непротиворечивость, теоретическая и практическая совместимость. Во втором типе случаев убедительность высказываний об эффективности метода обеспечивается попытками ретроспективного взгляда на развитие метода: гомеопатия доказала свою эффективность двухсотлетней историей своего существования. Третья группа аргументов содержательно близка двум предыдущим категориям и отсылает к клиническому опыту, измеряемому количеством избавленных от недуга пациентов. Эффективность метода здесь зависит не от степени теоретической и экспериментальной обоснованности действия метода, напротив, сама терапевтическая практика задает критерии истинности, другими словами, базовый принцип таков - «помогает - не помогает». Четвертый корпус мнений актуализирует специфические особенности метода, которые не позволяют сравнивать его ни с какими другими терапевтическими системами. Эти же особенности делают неприемлемыми «аллопатические» стандарта верификации, когда их применяют к гомеопатии. Информанты указывают на то, что принцип подобия, лежащий в основе гомеопатического метода, прямо противоположен подходу аллопатии. Пятый принцип (тип), состоящий в утверждении индивидуального подхода к лечению пациента, противостоит попыткам формализовать (стандартизировать) гомеопатический метод. Шестой способ оправдания метода представляет так называемая стратегия экстернальной легитимации. Имеется в виду, что 'некоторые группы альтернативной медицины пытаются достичь профессионального признания и доступа в мэйнстрим для их практики с помощью авторитетных авторов, как правило, внешних по отношению к биомедицинской профессии, таких как

28

правительство и потребительские организации. Наконец, седьмой тип аргументации делает акцент на преимуществах гомеопатического метода в лечении сложных заболеваний.

В Заключении диссертационного исследования приводятся основные выводы работы.

Список публикаций по теме диссертации

Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования РФ

1. Садыков P.A. Другие врачи: пути профессионализации представителей альтернативной медицины // Социологический журнал. 2011. №2.-С. 161-167.(0,4 п.л.)

2. Садыков P.A. Статус гомеопатии в пространстве российского здравоохранения: автономия или интеграция? // Журнал исследований социальной политики, том 10. № 1.2012. С. 109 - 126. (1,2 п.л.)

3. Садыков P.A. Особенности профессионализации врачей альтернативной медицины: случай врачей-гомеопатов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 3 (23). С. 162-178. (1,3 п.л.)

Другие работы, опубликованные автором по теме диссертации

4. Садыков P.A. Социальное положение и профессионализация врачей альтернативной медицины: аналитические перспективы // Сборник статей аспирантов - 2011 [Электронный ресурс] / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», ф-т экономики; науч. ред. К. А. Букин. - Электрон, текст, дан. (5,6 Мб). -М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С. 80-96. (1 п.л.)

5. Садыков P.A. Профессионализация гомеопатии в России: между автономией и интеграцией // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного

29

Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. - М.: РОС, 2012. - 1 CD ROM. С. 7987-7990. (0,2 п.л.)

6. Садыков P.A. Практики и перспективы профессионализации гомеопатии в России // Профессии социального государства / Под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2013. С. 116-136. (1,2 п.л.)

Лицензия ЛР № 020832 от «15» октября 1993 г. Подписано в печать «8» ноября 2013 г. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1.

Тираж 100 экз. Заказ № <?0Типография издательства НИУ ВШЭ, 125319 г. Москва, Кочновский пр-д, д.З.

 

Текст диссертации на тему "Особенности социального положения и профессионализации врачей альтернативной медицины"

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

04201450498

На правах рукописи

Садыков Радик Ахмедович

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ВРАЧЕЙ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ (НА ПРИМЕРЕ ВРАЧЕЙ-ГОМЕОПАТОВ)

Специальность 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель доктор социологических наук, профессор Романов П.В.

Москва-2013

4

Содержание

Введение...........................................................................................................................3

Глава 1. Механизмы становления и развития профессиональных групп: социологическая концептуализация..............................................................................8

1.1. Модели социологического объяснения профессиональных групп.............8

1.2. Профессиональные группы в медицине: иерархия ресурсов профессионального статуса................................................................................36

Глава 2. Врачи-гомеопаты как профессиональная группа.....................................53

2.1. Специалисты альтернативной медицины: механизмы

профессионализации...........................................................................................53

2.2. Становление профессиональной группы врачей-гомеопатов

в современном российском обществе................................................................87

Глава 3. Специфика социально-профессиональной занятости врачей-гомеопатов в российском здравоохранении..................................................................................116

3.1. Статусные характеристики профессиональной занятости врачей-гомеопатов в российском здравоохранении....................................................116

3.2. Структура профессиональной группы врачей-гомеопатов. Характер профессионального взаимодействия врачей-гомеопатов с системой российского здравоохранения..........................................................................144

Список литературы.....................................................................................................179

Приложение 1..............................................................................................................202

Приложение 2..............................................................................................................206

Приложение 3..............................................................................................................214

Приложение 4..............................................................................................................220

Приложение 5..............................................................................................................226

Введение

Актуальность исследования

Социально-профессиональная структура в России серьезно трансформировалась в контексте широких социально-политических и экономических изменений последних десятилетий. Затронули эти перемены и медицинские профессии. Реформирование системы российского здравоохранения обернулось для работников данной отрасли серьезным снижением объемов властного, экономического, культурного и социального ресурсов. В условиях обесценивания труда квалифицированных специалистов в 1990-е гг. многие врачи были вынуждены выработать самостоятельные стратегии сохранения своих статусных позиций, в основном путем внутригрупповой мобильности, смены сектора занятости, частичного или полного ухода из профессии. Возросший с конца 1980-х гг. общественный спрос и доверие большой части населения к альтернативной медицине способствовали тому, что многие врачи стремились получить дополнительную специализацию, однако переход в нее нередко был связан с изменением статусных характеристик специалиста: с повышением дохода могла пошатнуться его репутация среди коллег, отстаивающих целостность профессиональной группы.

В России интерес к гомеопатии среди врачей и пациентов, латентно существовавший на протяжении всего советского периода, резко возрос с началом перестройки, когда сформировались условия для институционализации и профессионализации альтернативной медицины. Пример гомеопатии показывает, что официальное признание не гарантирует врачам альтернативной медицины статус, равный статусу врачей обычных медицинских специальностей.

И хотя такие представители высоко институционализированных методов альтернативной медицины, как рефлексотерапевты и мануальные терапевты,

достигли высокого уровня признания среди врачей разных специальностей, а их методы получили признание в качестве медицинских специальностей и даже компенсируются из фонда ОМС для некоторых категорий граждан, то гомеопаты отстают от них во многих отношениях, концентрируются в частном секторе медицинских услуг и не получают финансирования на разработки в области их специализации. Между тем, спрос на услуги гомеопатов растет, о чем свидетельствуют данные фармацевтических рынков.

В начале 1990-х гг. в связи бурным развитием альтернативного лечения, большой популярности народного целительства и восточных техник оздоровления перед Минздравом возникает вопрос о регулировании этих специалистов, — начинает формироваться соответствующая законодательная база, создаются специальные подразделения по контролю над деятельностью гомеопатов и других специалистов альтернативной медицины. Эти и другие факторы, которые рассматриваются в работе, определяют структуру группы гомеопатов, в которую входят врачи из разных областей медицинского знания, движимые в сторону гомеопатии различными мотивациями, институциональными изменениями здравоохранения и представлениями о медицинской помощи, заботе о пациенте и лояльности профессиональной группе.

Цель исследования - проанализировать характеристики социально-профессионального статуса и профессионализации российских врачей-гомеопатов. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1. осуществить социологическую концептуализацию механизмов становления и развития профессиональных групп на примере медицинской профессии в целом и альтернативной медицины в частности, а также показать на примере изучения гомеопатии как профессиональной группы применимость

методологии неовеберианского подхода в социологии профессий к рассмотрению слабо институционализированных занятий;

2. рассмотреть особенности властного, экономического, социального и культурного ресурсов врачей-гомеопатов в системе российского здравоохранения;

3. проанализировать факторы и условия роста интереса к альтернативной медицине в целом и к гомеопатии в частности среди врачей и потребителей медицинских услуг;

4. рассмотреть особенности интеграции и профессионализации специалистов альтернативной медицины и врачей-гомеопатов в частности в условиях российского здравоохранения;

5. выявить структуру профессиональной группы врачей-гомеопатов и определить особенности идентификации ее представителей в контексте их взаимодействия с системой российского здравоохранения;

6. проанализировать практики легитимации метода гомеопатии и профессиональной идентичности, используемые врачами-гомеопатами.

Объект исследования - врачи-гомеопаты как профессиональная группа.

Предмет исследования - характеристики социально-профессионального статуса и профессионализации российских врачей-гомеопатов.

Эмпирическая база исследования. При написании диссертации были использованы данные государственной статистики, результаты опроса врачей традиционной медицины ФОМ (2002), полуструктурированные индивидуальные интервью с врачами-гомеопатами, собранные автором в 2012

году (N=13); данные опроса врачей-гомеопатов, проведенного автором в рамках XXIII Московской международной гомеопатической конференции 2526.01.2013 (N=149; Опрос 1); транскрипты полуструктурированных интервью с гомеопатами (N=9) и врачами обычных специальностей (N=17) из архива проекта «Динамика социального и профессионального статуса специалистов традиционной медицины в России» (Москва, Сыктывкар, Саратов, Саратовская область, 2005-2007). В работе также использовались данные опроса врачей разных специальностей (N=605; Опрос 2), полученные в рамках проекта ИС РАН «Российские врачи: социальные установки и стратегии адаптации» (Москва, Республика Коми, Курская область 2001-2004).

Научная новизна диссертации

1. В диссертации аналитически и эмпирически доказано, что применение неовеберианского подхода в социологии профессий к области медицины, опирающегося на такие концепты, как монополия на знание, социальное закрытие и групповая автономия, позволяет рассматривать врачей альтернативной медицины в качестве профессиональной группы.

2. Выявлены особенности социально-профессионального статуса врачей-гомеопатов как профессиональной группы и ее структура: относительно высокий уровень индивидуальной автономии врачей-гомеопатов, сложноорганизованная система теоретических и прикладных знаний, профессиональная идентичность, специфический профессиональный язык и идеология, наличие действующих профессиональных объединений и институционализированных форм коммуникации членов группы в виде семинаров, конференций, форумов.

3. Определены факторы спроса населения на альтернативную медицину, среди которых либерализация рынка и расширение ассортимента медицинских услуг, плюрализация потребительских практик, усиление публичной критики медицины, связанное с неудовлетворенностью населения качеством обслуживания, что обусловило обращение многих пациентов и врачей к

методам альтернативной медицины, позиционируемым как индивидуально-ориентированные, безопасные и натуральные.

4. Выявлены типы мотивации врачей, использующих гомеопатию в своей практике, среди которых желание предложить эффективное лечение сложных заболеваний, привлекательность индивидуального подхода, позволяющего ближе общаться с пациентами.

5. Выявлены особенности интеграции в систему здравоохранения и институционализации гомеопатии и в целом альтернативной медицины в России в 1990-2000-х гг., обусловленные тем, что достаточно интенсивное содействие государства развитию альтернативной медицины с начала 1990-х гг. сменилось более сдержанной позицией в 2000-е гг., что обернулось для гомеопатов ликвидацией ряда организационных форм регуляции - при этом, однако явного ужесточения контроля метода или его послабления не произошло.

6. Выявлена и представлена типология способов легитимации врачами-гомеопатами своей профессиональной деятельности, представляющая собой комплементарные типы аргументации в защиту гомеопатического метода.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Результаты теоретического исследования вносят определенный вклад в развитие социологии профессий и профессиональных групп, совершенствуя концептуальный аппарат дисциплины применительно к изучению слабо профессионализированных занятий, таких как альтернативная медицина. Практические результаты исследования могут быть использованы в разработке профессиональных стандартов, характеристик и параметров услуг альтернативной медицины (в частности — гомеопатии), направленных на развитие альтернативной медицины и ее интеграцию в систему государственной медицины. Материалы проведенного исследования могут быть использованы при разработке таких курсов как социология профессий и социология медицины.

Глава 1. Механизмы становления и развития профессиональных групп: социологическая концептуализация

В данной главе будут рассмотрены основные подходы к исследованию становления и функционирования профессиональных групп. Основная теоретическая проблема состоит в обосновании подхода, позволяющего рассматривать слабо институционализированные занятия в качестве профессиональных. Для этого классические категории социологии профессий помещаются в более широкий контекст социологии профессиональных групп. Таким образом, профессионализация рассматривается не столько как процесс поступательного наращивания группой работников политического влияния и утверждения в статусе профессии, а скорее как конкуренция за монополию на рынке некоторых услуг, а также конструирование исключительной профессиональной идентичности. Такой поход позволяет освободиться от необходимости разрабатывать возникающие в связи с использованием понятия «профессия» остаточные категории, такие как «становящаяся профессия», «полу-профессия», «не-совсем-профессия», «не-профессия». Далее мы рассматриваем, каким образом данные подходы и вводимые ими понятия могут быть использованы при анализе профессиональной группы гомеопатов в российской действительности.

1.1. Модели социологического объяснения профессиональных групп

В данном параграфе представлены теоретическая и методологическая рецепция основных положений классической социологии профессий с целью представления ее ограничений для исследования широкого спектра занятий, не подпадающих в полном смысле под определение профессии. Ввиду того, что предмет классической социологии профессий охватывает достаточно узкий перечень видов деятельности, т. е. собственно профессии (медицина,

юриспруденция, государственная служба), возникла необходимость в разработке альтернативного методологического поля для изучения многочисленных занятий, уступающих по своему статусу классическим профессиям и отличающихся от них по многим характеристикам. К таким занятиям можно отнести альтернативную медицину, представители которой, несмотря на то, что во многих случаях являются квалифицированными врачами, зачастую занимают маргинализированные позиции в системе здравоохранения. Социология профессиональных групп — та область исследования, которая преодолевает ограничения социологии профессий и позволяет анализировать такие профессиональные группы, как группа врачей альтернативной медицины [см.: Гадеа, 2011]. Социология профессиональных групп как отдельная дисциплинарная область находится в процессе своей концептуализации и неизбежно заимствует аналитический аппарат классической социологии профессий. Поэтому ниже мы рассмотрим основные идеи социологии профессий и понятия, которые разрабатывались в ее рамках.

Следует отметить, что изучение группы врачей западными социологами следовало параллельно с развитием методологии социологии профессий, т. к. именно медицинская профессия представлялась многим исследователям образцовой. В общественном сознании сообщество врачей представляло собой прототип первой профессии, превосходящей другие профессии по объему знаний, престижа и власти [Barber, 1978-1979. Р. 604]. Медицина являлась удобным объектом для различных теоретических экспериментов и концептуализаций авторов, исследующих профессии. Сегодня глубокое понимание происходящих в последнее время изменений социального статуса и структуры профессиональной группы врачей возможно при условии сочетания в анализе разработок ведущих социологов в данной области.

Профессии как объект социологического анализа впервые начали рассматриваться и получили глубокое концептуальное развитие в англоамериканской социологии профессий. При этом в англоязычной литературе

термин «профессии» имеет относительно узкое применение. К профессионалам относят, как правило, представителей так называемых свободных профессий и, в первую очередь, специалистов, чье занятие считается престижным и отличается особой значимостью для общества [Tawney, 1921; Parsons, 1939].

Такие профессии, как врач, юрист, священник выражали классический тип профессионализма, для которого были характерны (а) высокий социальный статус и автономия как результат признания социально значимой функции, а в качестве этической ориентации - (б) групповой альтруизм. При этом особое внимание уделялось роли профессионалов в поддержании социального порядка и минимизации конфликтов внутри социальной системы [Tawney, 1921; Carr-Saunders, Wilson, 1933; Parsons, 1939; Маршалл, 2010]. Подобная функционалистская трактовка берет начало в работах Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. Последний утверждал, что морально-ориентированная профессиональная специализация преодолевает аномические последствия разделения общественного труда, способствуя поддержанию органической солидарности всего общества: «...Тот, кто отдался определенному занятию, в каждую минуту призывается к общественной солидарности тысячью обязанностей профессиональной нравственности» [Дюркгейм, 1996] Таким образом, Э. Дюркгейм ставил акцент на социальной значимости профессионализма как форме морального сообщества [MacDonald, 1995. Р. 2; Evetts, 2003. Р. 399].

М. Вебер обращает внимание на то, что в немецком слове «beruf», которое помимо «профессии» также обозначает «призвание» явно звучит религиозный мотив служения Богу [Вебер, 2012. С. 43]. Аналогичным образом англо-саксонский термин «profess», от которого происходит слово «профессия», означает принятие обета служения, или, если быть более точным, посвящение себя определенному делу с тем, чтобы искупить первородную греховн