автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Особенности современных исламских политических движений
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Аль Джанаби Матем, Мухамед Таха
Введение.2
Глава I. Особенности религиозно-политических движений на современном этане.10
§ I. Соотношение религии и политики в современном мире.10
§ 2. Критика буржуазных кoнцeпций,tпoлитизaции,, ислама.20
§ 3. Исторические предпосылки современных исламских политических движений.34
§ 4. Сущность "политического ислама".70
Глава П. Иранская революция и перспективы эволюции политического ислама" .81
§ I. Соотношение социально-экономического, политического и "исламского" факторов иранской революции 1978-1979 гг." .81
§ 2. Характер и перспективы "исламской революции" и "политического ислама" .106
Глава Ш. Утопический характер современных исламских политических доктрин .125
§ I. Иллюзорный характер мелкобуржуазной концепции "новой исламской цивилизации". . . 125-
§ 2. Несостоятельность концепции "исламской альтернативы" .148
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Аль Джанаби Матем, Мухамед Таха
Актуальность исследования, В настоящее время заметно возросла роль ислама в политических и классовых битвах современных стран с преимущественным распространением ислама. Ислам, как известно, в течение многих веков играл немаловажную роль в социальной, политической и духовной жизни этих стран. Однако, выдвижение исламского фактора на арену политической борьбы в странах Востока-^ в наши дни представляет собой нечто качественно новое в процессе их развития. Отсюда возникает необходимость марксистского анализа данного феномена и одновременно - критики клерикальных и светских буржуазных (особенно мелкобуржуазных) концепций, пытающихся объяснить "политизацию" и "возрождение" ислама исходя из произвольно сконструированных понятий "живучести", "бунтарства", "агрессивности" ислама или разного рода его постулатов. Возрастание исламского фактора в жизни стран Востока связано не только с идеологическими, но прежде всего, с политически организованными течениями, что определяет актуальность данного исследования.
В Отчётном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду отмечалось: "В некоторых странах Востока за последнее время активно выдвигаются исламские лозунги. Мы, коммунисты, с уважением относимся к религиозным убеждениям людей, исповедующих ислам, как и другие религии. Главное в том, какие цели преследуют силы, провозглашающие те или иные лозунги. Под знаменем ислама может разверты
I) Под Востоком в данной работе подразумеваются страны с преимущественным распространением ислама: все арабские страны, Иран, Турция, Пакистан, Индонезия, Малайзия и другие. ваться освободительная борьба. Об этом свидетельствует опыт истории, в том числе и самый недавний. Но он же говорит, что исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Всё дело, следовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения"^. Другими словами, марксистское исследование данного феномена неизбежно влечет за собой выводы мировоззренческого и политического характера. Выделение и четкое разграничение этих сторон чрезвычайно важно ввиду неоднозначной, обусловленной конкретными обстоятельствами, позиции марксистов по отношению к исламским политическим (и вообще религиозно-политическим) движениям современности. Последовательная разработка марксистами стратегии и тактики по отношению к исламским движениям возможна лишь на основе научного анализа сущности этих движений, социально-экономических, классово-политических и идейных предпосылок их возникновения и формирования, перспектив их развития.
Необходимость данного исследования вызвана и тем, что в последние годы (особенно после иранской революции 1978-1979 гг.) возникло множество мелкобуржуазных концепций, авторы которых предлагают странам с преимущественным распространением ислама новую "исламскую" альтернативу в противовес марксизму-ленинизму, коммунистическому и рабочему движению, обосновывают "исламский путь" развития этих стран. Критика подобных концепций, раскрытие их научной несостоятельности, утопичности содействуют активизации борьбы коммунистов этих стран за привлечение народных масс на свою сторону, помогают преодолеть идеологические колебания тех марксистов и коммунистов, которые допускают возмож
I) Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981 г., стр.13. ность соединения марксизма и ислама, образования некоего "марксист ско-исламского" синтеза.
Актуальность настоящего исследования определяется еще и тем, что проблема особенностей и перспектив современных исламских политических движений недостаточно разработала в марксистской литературе.
Степень разработанности проблемы. Соотношение ислама и политики, роль ислама как идеологии в политических движениях, движениях социального протеста вызывали и до сих пор вызывают большой интерес у идеологов самых различных социальных групп в странах Востока, у исследователей ислама, какой бы ориентации они ни придерживались. Буржуазное исламоведение и востоковедение в целом, возникшие как ответ на запрос набирающей силу европейской буржуазии, служили с самого начала её классовым интересам. Вместе с тем, буржуазные исламоведы, в частности, представители так называемого "научно-академического" направления (А.Кремер, Л.Массиньон, И.Гольдциэр, Г.Гибб, Ф.Розенталь, В.М.Ватт, К.Коэн, Г.Грюнебаум и многие другие) дали немало ценного в области исторических изысканий, сбора фактического материала и т.д.
Предметом буржуазного исламоведения чаще всего является история ислама. Объясняется это тем, что буржуазные исследователи, не имея подлинно научной методологии, при изучении современных им исламских политических движений усматривали в последних лишь копию прошлого или одну из новых форд проявления этого прошлого^.
I) См. '.Т .0 ооЗс, р. Or one 'Hasorisnu The mailing of the Islamic world". Cambridge univ.Press,I977,P.97; V/.Ricks 'Und Mohammed ist I hr Prophe^.Munchen-Zurich.1975.3.3.5,10, 281, 282, 288;P.Antes 'Der Islam als polvteischer Faicfcor ".Hannover .IS80, S.62,63.
Анализ буржуазного исламоведения с марксистских позиций приводит к выводу, что оно абсолютизирует, мистифицирует некоторые стороны социально-классовой и идейно-политической борьбы современного Востока. Конечно, буржуазное исламоведение не отрицает преемственности развития стран традиционного распространения ислама и влияния их культурного наследия на современную общественную и политическую жизнь этих стран. Однако, его представители как правило не осознают того, что историческая преемственность - это условие деятельности всех социальных, классовых сил. В буржуазном исламоведении историческая преемственность получает искаженное отражение, она приобретает статус некоего абсолютного бытия, либо совсем не имеющего никакого отношения к современной реальности, либо полностью контролирующего, детерминирующего её. Эти положения являются взаимодополняющими и по существу не противоречат концепциям идеологов самих исламских политических движений, хотя нередко их авторы исходят из разных политических, социально-экономических и культурных мотивов.
В марксистской (особенно, в советской) литературе имеется немало трудов, посвященных анализу возникновения ислама, его развития^, социально-политической роли и функции ислама,- его идейного влияния на массы и социальные движения? \ его роли в сов
1) Е.А.Беляев "Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье", изд.Наука, М., 1965; И.П.Петрушевский "Ислам в Иране в ХИ-ХУ веках", изд. ЛГУ: 1966 г.; Р.Р.Мавлютов "Ислам", изд. Политической литературы, М., 1975 г.
2) Е.М.Примаков "Восток после краха колониальной системы", изд. Наука, М., 1982 г.; Г.М.Керимов "Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востоременной идеологическо-политической жизни^. Наибольший интерес для нашего исследования представляют труды второй и третьей группы авторов, ибо в них более полно отражается разработка проблемы влияния ислама на общественно-политическую жизнь масс, на их психологию, на формирование ряда современных буржуазных концепций стран Востока, выявляются роль и место исламского реформаторства в современной идейно-политической истории Востока, соотношение ислама и национализма; разработаны принципы и методы критики буржуазного исламоведения; ведется анализ причин и предпосылок "возрождения" ислама, дается критика буржуазных и ка", Научный атеизм, серия "Знание" № 10, 1982 г.; И.Л.Андреев "Ислам и борьба за социальный прогресс в освободившихся странах", сборник "Вопросы научного атеизма" № ЗГ, М., 1983 г.; Е.М.Дорошенко "Шиитское духовенство в современном Иране", изд.Наука, М., 1975 г.; Б.С.Ерасов "Влияние массового сознания на активизацию ислама", сб. "Вопросы научного атеизма", № 31, М., 1983 г.; "Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе развивающихся стран Азии и Африки. Материалы координационного совещания, Ташкент, март 1980 г." (отв. ред. Примаков Е.М.). М., Ташкент, 1980 г. I) Б.С.Ерасов "Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки", из д.Наука, М., 1982 г.; Л.Р.Полонская "Структурные изменения в экономике и эволюции политических систем в странах Востока", изд. Наука, М.,1979 г.; Л.Р.Полонская, А.Х.Вафа "Восток. Идеи и идеологи", изд.Наука, М.,1982 г.; М.Т.Степанянц "Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.)", изд. Наука, М., 1982 г. Н.Аширов Ислам и нации. Изд.полит.литер. М.,1975 г. клерикальных концепций, представляющих это "возрождение" как результат "внутренней жизни" ислама; осуществляется конкретный подход к современным исламским политическим движениям одновременно с классовой оценкой их реального содержания и, наконец,-выявляется несостоятельность исламских политических концепций и их претензий на обоснование "третьего" пути социально-экономического и духовного развития стран традиционного распространения ислама. Однако, динамичное развитие этих стран в наши дни выдвигает новые проблемы, требует осмысления новых явлений и тенденций в этом мире.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы состоит в выявлении сущности, механизма возникновения и формирования исламских политических движений, в оценке их с точки зрения интересов рабочего класса и его партий и, наконец, в определении практической позиции марксистов по отношению к этим движениям. Исходя из этого, автор ставит следующие задачи:
- конкретизация марксистского решения проблемы соотношения религии и политики на современном этапе;
- исследование возникновения ислама и его роли на ранних ступенях развития арабского общества;
- анализ основных современных исламских политических движений и их классификация;
- исследование "возрожденческого" направления в исламе особенно в его мелкобуржуазном популистско-утопическом и радикально-демократическом вариантах (так называемый "политический ислам"), поскольку это направление наиболее влиятельно среди исламских политических движений и представляет особый интерес с точки зрения классовой и идеологической борьбы рабочего класса в странах Востока;
- анализ "исламской революции" в Иране, проливающий свет как на причины возрождения "революционного" ислаш, так и на его перспективы;
- оценка роли и места религии в прогрессивных и реакционных исламских политических движениях;
- критика буржуазных концепций ислама и исламских политических движений, выявление их классовой ограниченности;
- критика исламского обоснования "третьего пути" социального и культурного развития "мусульманского" Востока, выявление несостоятельности и утопичности современных исламских концепций "новой исламской цивилизации".
Как видно из поставленных задач, в диссертации предпринимается попытка выявить сущность исламских политических движений путем изучения их прошлого, настоящего и прогнозирования их будущего.
Теотзетической основой диссертации явились работы и положения классиков марксизма-ленинизма по вопросам религии и атеизма, классов и классовой борьбы, социальных революций. В разработке проблем классификации исламских политических движений, возможности координации или единства действий коммунистов с исламскими движениями автор опирался на материалы съездов, пленумов и документы коммунистических и рабочих партий Советского Союза, Индонезии, Бангладеш, Ирана, Турции, Филиппин, Ирака, Сирии, Ливана, Саудовской Аравии, Бахрейна, Омана, НДРЙ, АРЙ, Иордании, Палестины, Египта, Судана, Туниса, Алжира и Марокко. Научная новизна исследования. В марксистских исследованиях, посвященных анализу современных исламских политических движений, поле зрения как правило ограничивается рамками одной страны или относительно короткого исторического периода, идейной или практической деятельностью того или другого исламского политического движения. Учитывая данное обстоятельство, диссертант предпринимает попытку всестороннего и систематизированного изучения (при строгом конкретно-классовом подходе) особенностей и перспектив современных исламских политических движений, а также анализа механизма возникновения и формирования исламских политических движений на разных исторических этапах развития стран с преимущественным распространением ислама, что позволяет более адекватно отразить объективные закономерности этих движений, уточнить их классификацию.
С целью углубления и конкретизации теоретических положений, а также прогнозирования перспектив "возрожденческого" течения в целом, в диссертации проводится специальный анализ иранской революции 1978-1979 годов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его теоретические положения и выводы способствуют всестороннему исследованию особенностей и причин активизации современных религиозно-политических движений, особенно в освободившихся странах "третьего мира", критике буржуазных концепций "политизации" и "возрождения" религии, выявлению несостоятельности буржуазных теорий общественного развития освободившихся стран.
Результаты и выводы диссертации могут служить вспомогательным теоретическим средством для коммунистов стран традиционного распространения ислама в их непосредственной ежедневной классовой борьбе. Некоторые положения и выводы могут быть полезны в деле совершенствования научно-атеистической пропаганды. Наконец, результаты и большая часть диссертационного материала могут быть использованы при чтении спецкурса об исламе и современных исламских политических движениях и т.д.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности современных исламских политических движений"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
Религиозно-политические движения XX века, в отличие от движений предшествующего периода, характеризуются следующими отличительными чертами:
- они утратили локальный характер и представляют собой явление, охватившее фактически все континенты, что связано в первую очередь с небывалой до XX века активизацией социально-политической деятельности самых широких слоев населения;
- они выступают с определенными программами и проектами, претендующими на решение коренных экономических, социальных, политических и общекультурных проблем как в масштабе национальном и региональном, так и в континентальном и глобальном;
- каждое из них имеет собственную политическую партию или организацию, то есть, эти движения утратили стихийный характер и выступают как организованная политическая сила.
Конкретный анализ исламских политических движений в странах Востока, их специфики и перспектив приводит нас к следующим выводам:
I. Религия, в силу своей специфики деформируя картину социальной действительности, дезориентирует деятельность народных масс даже в том случае, когда та или иная религиозно-политическая организация выдвигает отдельные правильные лозунги. Религиозные формы политического протеста или политической мобилизации масс часто ведут к отстрананию или ослаблению политических сил, способных революционным путем решать стоящие перед обществом задачи. При определенных обстоятельствах религия может стать дополнительным эмоциональным толчком, идеологическим обоснованием относительно прогрессивных движений. Источником влияния религии на политические движения служит не религия как таковая, а те реальные общественные отношения, которые она представляет в искаженной форме.
2. Анализ произведений современных западных буржуазных исламоведов показывает, что буржуазное исламоведение, по существу, не способно раскрыть действительные причины активизации современных исламских политических движений. Игнорируя как правило социально-экономические и гносеологические корни религии, оно чаще всего рассматривает религию как нечто необусловленное, само по себе существующее, хотя и оказывающее сильнейшее влияние на все стороны жизни общества. Однако, в буржуазном исламоведении есть и позитивные моменты, заключающиеся в постановке некоторых актуальных проблем, в отдельных верных наблюдениях. Но эти положительные моменты при последовательном изложении в рамках идеалистической методологии и буржуазной идеологии обнаруживают слабость буржуазного исламоведения в целом. Особенно эта слабость проявляется при исследовании современных исламских политических движений. Буржуазные исламоведы игнорируют принцип историзма при изучении религиозно-политических явлений, заменяя конкретно-исторический и классово-научный подход идеалистическими и субъективистскими оценками.
3. Опираясь на исторический и классовый подход (в противовес буржуазным исламоведческим концепциям), марксизм доказал, что религиозно-политические движения - явление с исторической точки зрения закономерное. Но конкретные формы проявления этой закономерности различны, что определяется прежде всего уровнем социально-экономического развития страны или региона, особенностями этого развития, а также социально-политической направленностью того или другого религиозно-политического движения. На данном этапе исследования исламских политических движений наиболее целесообразной и обоснованной представляется следующая их классификация, конкретизирующая существующие ныне в марксистской литературе типологии данных движений:
1) патриархальное консервативно-традиционалистское;
2) буржуазно-реформаторское;
3) мелкобуржуазное консервативное "возрожденчество";
4) мелкобуржуазное популистско-утопическое "возрожденчество";
5) мелкобуржуазное радикально-демократическое возрожденчество". В данной классификации, как нам представляется, более полно охватываются основные компоненты исламских политических движений (социально-классовый базис, идеологическая характеристика и политическая направленность). Такая классификация имеет и политическое значение, так как она позволяет более дифференцированно в классовом и политическом плане подойти к оценке религиозно-политических сил, а тем самым - изыскать возможности и наметить перспективы координации действий или единства сил коммунистов с тем или другим движением.
4. При общих закономерностях формирования современных религиозно-политических движений имеется своеобразие как формы, так и процесса образования каждого из этих движений. Современные исламские политические движения имеют следующие специфические черты: а) современные исламские политические движения не являются продуманным или запрограммированным актом развитой и организованной национальной буржуазии, как это имело и имеет место, например, в Западной Европе, а представляет собой сложное социально-классовое, политико-культурное движение самых широких слоев населения, сложившееся в бывшем колониальном и полуколониальном мире; б) если формирование и развитие прежних исламских политических движений (до и после завоевания независимости) были связаны с формированием и развитием собственной национальной буржуазии, то современные исламские политические движения, особенно "возрожденческие" направления, в целом есть реакция на кризис руководства обществом национальной буржуазии и на кризисное состояние "исламских" обществ, идущих по буржуазнощ пути; в) хотя некоторые современные исламские политические движения (особенно, радикально-демократическое возрожденчество) выходят за пределы собственно мелкобуржуазности, то есть содержат элементы антикапитализма, в целом они выражают интересы и настроения мелкой буржуазии; г) при существенных различиях социально-политических программ и деятельности, исламские политические движения могут оперировать сходными религиозными лозунгами и понятиями, опираться на сходные же религиозные традиции, что затрудняет распознавание подлинной классовой сути отдельных движений; д) они являются движениями, имеющими не всемирный характер, как коммунистические и социалистические движения, а регионально--конфе ссиональ ный.
5. В формировании идеологической и политической деятельности современных исламских политических движений немаловажную роль играют традиции. Объективные основы влияния традиций на эти движения кроются в слабости классовой дифференциации общества, в значительном удельном весе традиционного уклада жизни, в многоукладное™ экономики, в наличии огромного количества проблем, унаследованных от колониализма и нуждающихся в безотлагательном решении. Нет одной-единственной традиции, общей для всех современных исламских политических движений. Общим является лишь преобладающее влияние традиций именно религиозного характера. Религиозные традиции деформируют и размывают классовое сознание даже если они включены в идеологию тех исламских политических сил, которые учитывают реальные противоречия современной эпохи.
6. Анализ социально-экономических, политических и "исламских" факторов и результатов иранской революции 1978-1979 года дает возможность сделать следующие выводы о её характере и перспективах: а) это революция народная, антимонархическая, антиимпериалистическая; б) независимо от ближайшего исхода классовой и политической борьбы в Иране неизбежным результатом, сопутствующим этому процессу, будет рассеивание социальных иллюзий народных масс относительно возможности воплощения "справедливых" обещаний ислама, осознание массами классовой ограниченности и консервативности целей, провозглашенных "исламской революцией".
7. Современные исламские политические движения (особенно, мелкобуржуазные популистско-утопическое и радикально-демократическое "Возрожденчество") представляют собой серьезную политическую силу, радиус действия которой расширяется. В них имеют место противоречивые тенденции, а именно: с одной стороны, налицо кризис идеологий, опирающихся на исламские традиции, с другой -сохранение их влияния на широкие слои населения, ввиду недостаточной развитости социальных структур в рассматриваемых странах, а также не в последнюю очередь ввиду стремления выйти за рамки западных буржуазных образцов социально-экономического и культурного развития.
Выделение и исследование этих противоречивых тенденций имеет большое практическо-политическое значение. Оно способствует
- 182 выбору правильной тактики по отношению к тому или другому исламскому политическому движению, ибо, несмотря на то, что конечные цели коммунистических и исламских политических (радикально-демократических) движений разные, точки соприкосновения между ними обусловливаются ходом общественно-экономического развития стран, в которых эти движения существуют. Координация действий и объединение сил коммунистических и рабочих партий с прогрессивными исламскими политическими движениями возможны при учёте конкретных условий борьбы, соотношения классово-политических сил в стране. Наконец, существенным и чрезвычайно важным вкладом той или другой коммунистической или рабочей партии в дело подготовки базы для координации действий с исламскими политическими движениями является нейтрализация антикоммунистических, антисоветских тенденций в этих движениях.
Результаты и выводы, полученные в данном исследовании, открывают новые перспективы и ставят новые задачи по дальнейшей разработке проблемы особенностей и перспектив современных исламских политических движений.
Наиболее актуальными в теоретико-познавательном и практическом' плане при дальнейшей разработке исследуемой проблемы являются вопросы о перспективах социальных революций на современном Востоке, о месте и роли религии в исламских политических движениях, о характере взаимоотношений и взаимовлияния (в идеологии и на практике) современных исламских политических движений. Важной стороной проблемы, требующей дальнейшей разработки, является уточнение и углубление классификации современных исламских политических движений на основе исследования их социально-классовой и идейно-политической эволюции.
Список научной литературыАль Джанаби Матем, Мухамед Таха, диссертация по теме "Философия религии"
1. Ф.Энгельс "Успехи движения за социальное преобразование наконтиненте", том I.
2. К.Маркс, Ф.Энгельс. "Святое семейство", том 2.
3. К.Маркс, Ф.Энгельс. "Немецкая идеология", том 3.
4. К.Маркс, Ф.Энгельс "Манифест Коммунистической партии",том 4.
5. Ф.Энгельс "Крестьянская война в Германии", т.7.
6. К.Маркс. Рецензии. Гизо. "Почему удалась английскаяреволюция?", т.7.
7. Ф.Энгельс "Революция и контрреволюция в Германии", т.8.
8. К.Маркс "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", т.8.
9. К.Маркс "Вопрос о войне", т.9.
10. К.Маркс "К критике политической экономии", предисловие,т.13.
11. Ф.Энгельс "Людвиг Фейербах и конец немецкой классическойфилософии", т.21.
12. Ф.Энгельс "К истории первоначального христианства", т.22.
13. Письмо Ф.Энгельса К.Марксу от 26 мая 1853 года, т.28.
14. Письмо К.Марсса Ф.Энгельсу от 2 июня 1853 года, т.28.
15. Письмо Ф.Энгельса К.Марксу от 6 июня 1853 года, т.28.
16. К.Маркс "Экономическо-философские рукописи", т.42.
17. В.И.Ленин, Полное собрание сочинений. Издание пятое
18. В.И.Ленин "Что такое "друзья народа", т.1.
19. В.И.Ленин. "От какого наследства мы отказываемся", т.2.
20. В.И.Ленин "Развитие капитализма в России", т.З.
21. В.И.Ленин "Политическая агитация и "классовая точка зрения",т.6.
22. В.И.Ленин "Социализм и религвя", т.12.
23. В.И.Ленин "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", т.8.
24. В.И.Ленин "По поводу одной статьи в органе Бунда", т.14.
25. В.И.Ленин "Три источника и три составные части марксизма",т.23.
26. В.И.Ленин "Итоги дискуссии о самоопределении", т.30.
27. В.И.Ленин "Предисловие к русскому переводу писем К.Маркса11,т.14.
28. В.И.Ленин "Выборная кампания социал-демократии в Петербурге", т.14.
29. В.И.Ленин "Против бойкота", т.16.
30. В.И.Ленин "События на Балканах и в Персии", т.17.
31. В.И.Ленин "Классы и партии в их отношении к религии", т.17.
32. В.И.Ленин "Пробуждение Азии", т.23.
33. В.И.Ленин "Левонародничество и марксизм", т.25.
34. В.И.Ленин "Крах П Интернационала", т.26.
35. В.И.Ленин "Тетрадь по империализму", т.28.
36. В.И.Ленин "Доклад на П съезде коммунистических организацийнародов Востока", т.39.
37. В.И.Ленин "Лучше меньше, да лучше", т.45.
38. В.И.Ленин "0 нашей революции (по поводу заметок Н.Суханова)", т.45.
39. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981 г.
40. Арабаджян А.Х. "Иран: изменения в отраслевой структуре экономики в 60-70 годах". Изд.Наука, М., 1983 г.310с.
41. Андреев И.Л., "Ислам и борьба за социальный прогресс в освободившихся странах", Сборник "Вопросы научногоатеизма", выпуск Л 31. М., 1983 г., 10-33 с.
42. Аширов Н.А., "Ислам и современность", изд. Знание, М.,1970 г., 32 с.
43. Аширов Н.А., "Эволюция ислама в СССР", изд. Политическаялитература, М., 1972 г, 152 с.
44. Аширов Н.А., "Ислам и нации", изд. Политическая литература,1. М., 1975 г., 144 с.
45. Агаев С.А. "Иран: рождение республики", изд. Политическаялитература, М., 1984 г., 238 с.
46. Абдуллов Ш., "Культурная экспансия Запада и ислам", Сборник "Вопросы научного атеизма", выпуск $ 31, М., 1983 г.
47. БартольдВ., "Иран. Исторический обзор", Востказгосиздат,1. Ташкент, 1926 г., I22 с.
48. Беляев Е.А. "Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье", изд. Наука, М., 1965 г., 288 с.
49. Большая советская энциклопедия, т.18. Статья "Ислам".
50. Басилов В.Н. "Культ святых в исламе", изд. Мысль, М.,1970 г., 144 с.
51. Великович I.H. "Современный капитализм и религия", изд.
52. Политическая литература, М., 1984 г., 238 с.
53. Георгиев А. "Ислам и проблемы развития государственно-политических систем в мусульманском мире", "Советское государство и право" Jia II, 1982 г., стр.99-107.
54. Глуходед B.C. "Проблемы экономического развития Ирана.20.30 годы", М., 1968 г.
55. Гончарова Г.В. "Индеанизм: идеология и политика", изд.
56. Наука, М., 1979 г., 200 с.54. Гргонебаум Ф.Г.,55. Григулевич И.Р.56. Дорошенко Е.М.,57. Дорошенко Е.М.,58. Дорошенко Е.М.,59. Ерасов Б.С.,60. Ерасов Б.С.,61. Ефимова Л.М.,62. Ефимова Л.М.,
57. Исламизация в Пакистане", сборник "Вопросы научного атеизма", выпуск $ 31, М., 1983 г., 79-92с.
58. История арабских стран (I9I7-I970 гг.) в 2-х частях, изд.
59. Прогресс, М., 1979 г., (в арабском переводе), 1127с.
60. Ланда Р.С., Малашенко А.З., "Социалистическая ориентация иисламские традиции в Алжире", сборник "Вопросы научного атеизма", выпуск Je 31. М., 1983 г., 93-113 с.
61. Михновский Д.В., "Духовная культура общества и религия",сборник "Общественная жизнь и религия", выпуск I. Ленинград, 1972 г.
62. Мавлютов P.P.,"Ислам", изд.Политическая литература", М.,1975 г.
63. Маркович С., "Современная христианская демократия", изд.
64. Политическая литература, М., 1982 г., 287с.
65. Материалы научной конференции "Модернизация ислама и актуальные вопросы научного атеизма". М., 1968 г., 205 с.
66. Медведко Л.И.,Гермович А.В. "Ислам и освободительная борьба",
67. Аргументы", изд. Политическая литература, М., 1984 г., стр.5-39.
68. Милославская Т.П. "Деятельность "братьев-мусульман" в странах Востока", сборник "Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока", изд. Наука, М., 1982 г., стр. 7-24.
69. Мец А. "Мусульманский Ренессанс", изд.Наука, 1973 г.,473 с.
70. Новиков М.П. "Современный религиозный модернизм", Серия
71. Научный атеизм", 10/1973 г., 64 с.
72. Никитин В.Н., "О двух основных значениях термина религии",сборник "Общественная жизнь и религия", выпуск I, Ленинград, 1972 г.
73. Петрушевский И.П., "Ислам в Иране в ХП-ХУ веках", изд.ЛГУ,1966 г. 399 с.
74. Пиотровский М.Б., "Мухаммед, пророки, лжепророки и кахины",сборник "Ислам в истории народов Востока", изд.Наука, М., 1981 г.
75. Полонская I.P., Вафа А.Х. "Восток. Идеи и идеологи", изд.
76. Наука, М., 1982 г., 256 с.
77. Примаков Е.М.,"Восток после краха колониальной системы",изд. Наука, М., 1982 г., 208 с.
78. Полонская I.P., "Ислам в государственной структуре и политической жизни освободившихся стран", сборник "Вопросы научного атеизма", выпуск J& 31, М., 1983 г., 33-50 с.
79. Полонская JT.P., "Свободомыслие и религия в идеологии национально-освободительного движения", сборник "Вопросы научного атеизма", выпуск 20, М., 1976 г.
80. Полонская JT.P., "Структурные изменения в экономике и эволюции политических систем в странах Востока", М., 1979 г.
81. Примаков Е.М.,"Ислам и процесс общественного развития странзарубежного Востока", "Вопросы философии", № 8, 1980 г.
82. Приссакова Н.С., "К вопросу политизации религиозных общественных организаций в Индии (Джамаат-и-исла-ми), сборник "Вопросы научного атеизма", выпуск В 31, М., 1983 г., 66-78 с.
83. Резников А.Б.,"Иран: падение шахского режима", изд. Политическая литература", М.,1983 г., 160 с.92. "Религия и церковь в капиталистических странах", изд.Мысль,1. М., 1977 г., 364 с.
84. Степанянц М.Т., "Ислам в философской и общественной мыслизарубежного Востока (XIX-XX вв.)", изд.Наука, М., 1974 г., 339 с.
85. Сафаров Ф.М., "Идеализация социальных и нравственных взглядов раннего ислама как момент приспособления мусульманства к современным условиям", автореферат. Изд.МГУ, 1970 г., 19 с.
86. Степанянц М.Т."Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.)", изд. Наука,М., 1982г.,248с.
87. Саидбаев Т.С. "Ислам и общество", изд.Наука, М., 1978г.,253 с.
88. Таяуризина З.А. "Закономерности развития атеизма", серия
89. Научный атеизм", 7/1978 г., 64 с.
90. Угринович Д.М., "Философские проблемы критики религии",изд. МГУ, 1965 г. 349 с.
91. Фадеева И.Л., "Об эволюции светских тенденций в социально-политическом развитии Турции", сборник "Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока", изд.Наука, М., 1982, стр.76-94.
92. Хакимов И., "Джамал ад-Дин аль Афгани, его антиколониальные взгляды и деятельность", автореферат, М., 1971 г.
93. Цуканов В.П., "Неравномерность регионального развития Ирана.
94. Экономика и политика (60-70-е годы)", изд». Наука, М., 1984 г., 128 с.
95. Чагин Б.А., "Структура и закономерность общественного сознания", из д. Наука, Ленинград, 1982 г., 314 с.
96. Штайгервальд P., "Марксизм, религия, современность", изд.
97. Политическая литература, М., 1976 г., 190 с.
98. Шерковина Р.И., "Политические партии и политическая борьбав Пакистане", изд.Наука, М., 1983 г., 264 с.
99. Яблоков И.Н./'Социология религии", изд. Мысль,М.,1979 г.,182 с.
100. Аль-Садр М.Б."Аль-Ислам якуд аль-Хаят", "Ислам: руководство к жизни", изд. министерства исламского наставления. Второе издание. Тегеран. 1403 Хиджра (на арабском языке) 230 с.
101. Аудо М., "Аль-Ислам-уа-аль-Истимар", "Ислам и колониализм", "Аль-Ясар аль-Ислами" I, Каир, 1981 г. (на араб.яз.).
102. Али ибн Аби Талиб "Нахдж аль-Балага" "Путь красноречия",в 4-х томах. Бейрут, изд. Дар аль-Марифа (на араб, яз.), 733 с.
103. Баккал А.Х.М.А. "Аль-Имамат хатта вилаят аль-Факих"-"Шамат до вилаят аль-Факих", Первое издание. Изд. министерства исламского наставления. Тегеран 1402 Хиджра (на араб.яз.), 90 с.
104. Гароди Р. "Диалог цивилизация", Бейрут-Париж, 1978 г.
105. Перевод с французского (на араб.яз.), 353 с.
106. Ибн Хальдун "Аль-Мукаддема" "Пролегомены", Бейрут, изд.
107. Дар аль-Марифа (на араб.яз.), 518 с.112. Коран (на араб.яз.).
108. Конституция исламской республики Иран. Изд. министерстваисламского наставления, Тегеран, 1403 Хиджра (на араб.яз.).
109. Каллинз К. "Экономическое развитие и политическая йорьбав Оудане". Изд.Дар ибн Хальдун. Бейрут. Перевод с английского (на араб.яз.) 85 с.
110. Лакост И. "Ибн Хальдун", изд.Дар ибн Хальдун, Бейрут,1971 г. Перевод с французского (на араб.яз.) 254 с.
111. Мухаммед Али Хусейн "Машакил уа акабат амам вихдат аль
112. Алам аль-Ислами" "Проблемы и препятствия, стоящие перед единством исламского мира". Первое издание. Изд.Министерства исламского наставления. Тегеран, 1403 Хиджра (на араб.яз.) 48 с.
113. Мухаммед Али Хусейн "Матлаа аль-Фаджр" "Восходящая Заря". Первое издание. Изд.Министерства исламского наставления. Тегеран, 1403 Хиджра (на араб, яз.) 70 с.
114. Изд. Дар ибн Хальдун, Бейрут (на араб.яз.) 128 с.
115. Наиф Махмуд Маруф "Аль-Хауаридж фи аль-Аср аль-Амави"-"Хариджиты в период Омейядского халифата", изд. Дар аль-Талиа, Бейрут, второе издание, 1981 г., 334 с. (на араб.яз.).
116. Мухаммед Имаро "Аль-Ислам ja аль-саура" "Ислам и революция", изд. арабского агентства исследований и публикаций, Бейрут, 248 стр. (на араб.яз.).
117. Махмуд Исмаил "Кадая фи аль-Тарих аль-Ислами" "Некоторыепроблемы исламской истории", изд. Дар аль-Аудо, Бейрут, 1974 г. 188 с. (на араб. яз.).
118. Таха Хусейн "Аль-Фитна аль-^убра" "Великий раздор",изд. Дар аль-Маариф, Египет, 1968. (на араб, яз.).
119. Аль-Туси абу Джафар М.Х. "Аль-Гайба" "Сокрытие", Наджеф,1380 Хиджра, (на араб. яз.).
120. Родинсон М., "Очарование ислама". Первое издание. Бейрут,1982 г. Перевод с французского (на араб.яз.) 122 с.
121. Таиб Тизини "Мин аль-Турас ила аль-Саура". "От наследияк революции". Изд.Дар ибн Хальдун. Бейрут, 1976 г. (на араб.яз.) 383 с.
122. Хоменеи А.Х. "Аль-Хутаб аль-Арабия ли салят аль-Джум»афи Тахран" "Сборник речей на пятничных молитвах". Первое издание. Изд.министерства исламского наставления. Тегеран, 1403 Хиджра (на араб, яз.), 112 с.
123. Хомейни P.M. "Аль-Хукума аль-Исламия". "Исламское государство" (с предисловием Хасана Ханафи). Первое издание. Сентябрь, 1979 г. (на араб.яз.) 150 с.
124. Хасан Ханафи "Маза я»ни аль-Ясар аль-Ислами?" "Что такоелевый ислам". "Аль-Ясар аль-Ислами" № I, Каир, 1981 г., (на араб.яз.).
125. Хасан Ханафи "Аль-Муслимун фи Асия". "Мусульмане Азии".
126. Аль-Ясар аль-Ислами" J£ I, Каир, 1981 г. (на араб.яз.).
127. Хасан Ханафи "Аль-Турас уа аль-Тададид" "Наследие иобновление", Каир, 1980 г., 218 с.
128. Аш-Шахристани "Аль-Мулаль уа аль-Нихаль" "Религиозныесекты и философские школы", т.1, изд. Дар аль-Марифа, Бейрут, 260 с. (на араб.яз.).
129. Шариати А. "Аль-М^факкир-уа-тсулиятуху-в-аль-Муджтама"
130. Ameer All .'The Spirit of Islam London,1967,p .515.
131. Amin Banani. 'The modernization of Iran 192E"I94I^ Stanford,1961.
132. Bravmaim M.M. 'The spiritual background of early Islam Leiden, B.J .Brill .1972,p. 336.
133. Banington~Moore J.O. 'The Social orogine of Dictatorship and D em.o cr ас у ", L on don, 1966.
134. Cohen 01. 'The Body Politic" in 'Unity and Variety in Muslim Civili zation ", Chicago, 1957.
135. Fisher J.Michael M. "Iran:Erom religions dispute to revolution", London, 1930, p. 31-4-.
136. Foronghy A. "A persian dynasty in Worth Africa", The Islamic Re" view.April .1952.
137. Gibb H.A.R. "Studies on the Civilization of Islam",Boston, 1962.p.396.
138. Gibb H.A.R. "Islam.A Historical Survey London,Oxford,N.Г.1975. P.144.
139. Gibb H.A.R. "Islam in Modern History" in 'The Arab Middle East and Muslim Africa I., 1961.1II. Goitein S.O. "Studies in Islamic History and InstitutionsLeiden 1966,p. 391.
140. Goldziher I. Introduction to Islamic theology",Princeton, 1932, p. 30 2.
141. Grunebaum G.V. "Fall and rise of Islam" a selfview,~Studi Orientalistic in Anore di Giorgio Levi Delia vida,Rom,1956. Vol.1.
142. Hamza Alami. 'The Post "Colonial State " Hew Left Review IT 74. July" August, 197 2.
143. Halliday F. "Dictatorship and DevelopmentLondon, 1979.
144. Hurev/itz J.O. 'Middle East Politics:The Military dimension", London, 1969 .IT. I. ,p .550.
145. Iran,Oil Money and the Ambitions of a ITation.Hudson Institute. Special Report.1975.
146. Iran; Past, Pre sent and Future .Apsen Institute for humanistic Studies .N.lf.1976.
147. Jansen G-.H. 'Militant Islam",London,Sudny, 1979,p. 224-.
148. John W. Bohnstedt "The Infidel scourage of god: The Turkish menace as seen by German, pamphleteers of the Reformation Era ".The American Philocophical society. Phil ad. vol. 53 .Part 9.Dec.1968,p.58.
149. John Alder Williams. 'Themes of Islamic Civilization Berkeley, Los Angelos,London,I97I,p .38 2.
150. James Alban Bill. "Che Politics of Iran", Colombia,Ohio,1972.
151. Julian Bhaxier. 'Economic development in Iran ".I900~I970 ".London, 1971.л 24. Kessler C. "Islam and Politics in a Malay State", London,1978. P. 274.
152. Lev/is B. 'The Assassins: A Radical Sect in I si am", London, 1967, p.166.
153. Lev/is;;B. "Some Observation on the Significance of Heresey in the History of Islam Studia Islamica, vol.1.
154. Mangol Bayat. 'Mysticism and dissent Syracuse Univ. Press.,1982,p. 228.
155. Marvin Zonis.'The Political Elite in Iran", Prince ten, 1971. ^29. Michael Cools. Patricia Crone. 'H agar ism iThe making of the Islamic world", Cambridge,1977,p. 150.
156. Mo she Xegar. "Islam and Islamic institution,- in British Malaya", Jerusalem, 1979,p. 30 2.
157. Muir 'У.Т. 'The Caliphat,its Rise,Decline and Fall ",Beirut, 1963.
158. Hikki Keddie.'The Iranian village Before and After Land Reform in: "Barnstein H. " Development and under-development ",Harmondsv/orth, 1973.
159. Нозг D. "The modernist muslim movement in Indonesia I900~I942", Oxford Univ.Press .London, N. Г., 197 3,p. 390.
160. Salem Е.л. 'Political Theory and Institutions of the Khav/arej Baltimore,1956.
161. Shaban M.A. "Islamic History: A new interpretation".Gambridge. Univ.Press.197 2.Vol.I,p .197.
162. Thomson ''//. The Sects of Islam",The Moslem world magazine,vol.coax.
163. Dully A. "CIA " The Inside Story", London, 1962.
164. Turner B.C. " Veber and Islam London,Boston, 1974,p . 2L 2.
165. U.S. Military Sales to Iran.Staff Report to the Subcommittee in foreign Relations United States Senate .July.Washington.1976.
166. Watt й'.М. 'Muhammad at Mecca",Oxford.1953,41. .atI: v/.M. 'Muhammed at Medina ",Oxford.1955.
167. V/att './.M. "//hat is Islam? ".London, 1953,p. 255.43. v,a.tt V/.M. "Islamic Political Thought Edinburgh,1958.P. 186.
168. V/att V/.M. "Kharijite Thought in the Umayyad Period", Der Islam Bd.38.1951,p. 215"*231.45. "ilfrid S.B. 'The future of Islam ",Lahor, 1975.
169. Antes P. "Der Islam als politischer falcbor Hannover, 1980,S.73.
170. Brentjes B. "Uhter Halbmond und Stern", Berlin, 1980.S.152.
171. Brunnow R.E. "Die Gharidschiten unter den Omayyaden.Ein Beitrag zur G-eschichte der ersten islamichen Jahrhunderts Leiden, 1884.
172. Cohen 01. 'Der Islam vom Urqorung bis zu den Anfangen des Osmanin" reiches", Erankfurt am Main.1978.S.344.
173. Fuchs V/. 'Und Muhammed ist Ihr Prophet Munchen'"Zurich, 1975, S.3I9.