автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Особенности стиля Василя Земляка - прозаика
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сподарец, Владимир Иванович
1. ВВЕДЕНИЕ.I
2. ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЭНЕРГИЯ СТИЛЯ.
3. ГЛАВА ВТОРАЯ* БОГАТСТВО СТИЛЕВОЙ
• • ПАЛИТРЫ
4. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЖДИ ДУХОВНОЙ ГРАЦИИ.
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Сподарец, Владимир Иванович
Как никогда высока ответственность художника в современном мире. "Все мы видим, - отмечалось на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС, - как по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возмож- ! ности его активного вмешательства в общественную жизнь. А значит, в огромной мере увеличивается ответственность деятелей искусства за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа, делу коммунизма".^Новым ярким проявлением партийной заботы о дальнейшем повышении общественной роли литературы и искусства явилось выступление товарища К.У.Черненко на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР, посвященного пятидесятилетию создания союза;
Особую значимость в этой связи приобретает проблема изучения индивидуального стиля, который становится непосредственным показателем ответственности писателя.
Советская многонациональная литература, ставшая "частью общепролетарского дела",*^в качестве своей первоочередной и главной видит задачу по формированию нового человека, что является "не
1. Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г. -Партийная жизнь, 1983, № 13, с. II.
2. Ленин В.И. Полное собр. соч., т. 12, с. 101. только важнейшей целью» но и непременным условием коммунистического строительства"?'^Отсюда острота и актуальность проблемы положительного героя, воплощающего "благородство жизненных целей, идейную убежденность, трудолюбие и мужество".^
Теоретически завершенной концепции положительного героя у нас пока нет, но данное обстоятельство только стимулирует поиски в этом направлении. Непосредственное и очень заинтересованное участие в них принимают не только критики и литературоведы,, но и сами писатели.
Создан ли канонический образ так называемого положительного героя? - спрашивает Ч;Айтматов и намечает: "Убежден, что, ставя так именно вопрос, мы уже совершаем ошибку, ибо, вынужденные признать, что "нет", можем усомниться в самой идее "положительного героя".^
В чем же состоит эта идея?
Не упрекаем же мы Достоевского, - продолжает писатель, -мечтавшего о "положительно прекрасном человеке", кого ш его героев, с точки зрения иных нынешних критиков, можно было бы причислить к лику таковых? Ведь, пожалуй, никого". И все-таки он есть, - пишет далее Ч.Айтматов'. - Этот герой -правда, которую в муках и борениях: искал писатель вместе со своими героями. И та самозабвенная и самоотверженная любовь к правде, которую он воспитывал в читателе, в человеке".
1. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партий. Доклад на Пленуме ЦК КПСС
14 июня. 1983 г. - Партийная жизнь, 1983, 13, с. 15.
2. Там же, с. 25.
3. Айтматов Ч. Эхо мира. - Литературная газета, 1984, 4 января.
4. Там же.
5. Там же.
К такому же выводу приходит и С.Залыгин, анализируя творчество В.Шукшина. Рассуждая о шукшинских "чудиках", он замечает: "Мне кажется, что в большинстве своем эти люди выражают нас и наше сегодняшнее состояние, только более обостренно; Чудачества героев Шукшина - не забава, не прихоть. Они ищут социальную и нравственную правду, свое место в сложном современном мире".1/
Таким образом, отвечая1 на поставленный выше вопрос о положительном герое, следует подчеркнуть такие его черты, как стремление к справедливости, активность поиска социальной и нравственной правды. Эту правду ищет писатель, переживая разные человеческие судьбы, в чем-то полемизируя со своими героями, в чем-то и соглашаясь, а направление поисков, по нашему мнению, и определяет сущность его индивидуального стиля.
Проблема стиля - проблема нравственно-эстетическая. Отсутствие стиля, что случается не так уж~ и редко, означает отсутствие самого поиска. Движение при этом есть не что иное, как иллюзия движения, создаваемая словесным потоком, который движется сам по себе, безотносительно к реальной действительности; Это стиль отраженный, чей-то, как заметил Л.Новиченко, "одеяние с чужого плеча". Подобная стилевая безликость свидетельствует не только о бедности таланта, незнаний'жизненного материала, но и о писательской безответственности.
С таких позиций, прежде всего нравственно-эстетической точки зрения, и исследуется творчество одного из интереснейших украинских советских писателей, лауреата Государственной премии
УССР имени Т.Г.Шевченко Василя Земляка, оказавшего заметное влияние на современный литературный процесс. Этим определяется
I. Время зовет героя. - Литературная газета, 1983, 28 декабря. актуальность и научная целесообразность темы и проблематики диссертации. В ней рассматриваются два основных взаимосвязанных вопроса: богатство стилевой палитры прозы Василя Земляка и типология характеров. Попутно рассмотрен вопрос теории стиля.
Теоретическим фундаментом исследования послужили работы Л.Новиченко, Л.Тимофеева, М.Храпченко, которые понимают стиль в единстве формы и содержания, а также Г.Поспелова, А.Соколова, Я.Эльсберга, выдвигающих на передний план формальный элемент, осмысляя стиль в единстве и внутренней целостности содержательной формы. Такие различия в подходе к проблеме стиля существенного значения не имеют, так как подход диссертанта предполагает в качестве первостепенного решение вопроса о том, как образуется энергия стиля и какие черты стиль при этом приобретает; то есть, как влияет на стиль, с одной стороны, идейность творчества, с другой - форма искусства и, наконец, сама действительность.
Концепция стиля, которая сложилась в творческой полемике с рядом исследователей, сориентирована на личностное начало. I
Коллективные формы сознания, в том числе и художественного, присущие более ранним этапам общественного развития, постепенно утратили свое доминирующее значение. Историческая тенденция заключается в неуклонном росте личностного начала. "Личность подтекст творчества", ^как верно заметил Ч.Айтматов, и это одна из" наиболее характерных черт современного искусства. Отсюда наш повышенный интерес к проблеме таланта;
В этом плане очень существенной представляется мысль Л.Н.Толстого, на которую указывает в одной из своих работ А.Чичерин. Толстой сопоставлял "внутренний стиль" писателя с литературным стилем законченного произведения. "Внутренний стиль" - это ду
I. Айтматов Ч. Эхо мира.
О с» о шевныи строи, создававши в процессе размышления и работы, выходящий наружу в литературном стиле. Читатель идет обратным путем - от понимания стиля к более полному и тонкому пониманию образа, чувства и мысли, цельного строя идей".^Таким образом, стиль имеет как бы свою протяженность. В этой протяженности /творческий акт - произведение искусства - читатель/ его и следует изучать.
Проблема индивидуального стиля не может быть решена без соотнесения ее с проблемой стилевых течений. "Панорама стилевых течений значительно усложнилась, пока мы укладывали их в русла трех главных потоков: предметно-аналитического, лирико-романти-ческого и условного, - пишет Е.Сидоров и ставит вопрос: - не настало ли время сделать следующий шаг и попытаться глубже познать неразрывную свнзъ между стилевым и идейным движением прозы, стилем и художественным мышлением? 7
Необходимо несколько уточнить: не панорама, очевидно,, усложнилась, она и была достаточно сложной, скорее наше ее понимание усложнилось. Что же касается следующего шага, то он действительно на очереди. Но чтобы осуществить его, нужны соответствующие работы об индивидуальных стилях ведущих советских писателей. Попытку в этом направлений и предпринял диссертант,: выбрав в качестве объекта исследования творчество Василя Земляка.
Не ставя перед собой задачу анализа стилевых потоков современной украинской советской прозы, диссертант, однако, не мог совсем обойти этот вопрос,, опустив его, так сказать, в подтекст,
1. Чичерин А.В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова.
М.: Советский писатель, 1965, с. 18.
2. Сидоров Е.Ю.На пути к синтезу. В кн.:Современный литературный процесс и литературная критика. М.: Художественная литература, 1982, с. 242. постоянно соотнося творчество исследуемого писателя, с теми или иными стилевыми тенденциями.
Методологической основой поставленных в диссертации вопросов являются труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, решения партийных съездов, партийные документы, посвященные кардинальным вопросам культурного строительства в нашей стране, материалы всесоюзных и республиканских съездов советских писателей.
Открыв объективные, материальные в своей основе законы развития общества, марксизм показал роль и значение в нем литературы и искусства. Они предстали не "игрой слепого случая", не "произволом отдельных личностей", а историческим явлением, обусловленным развитием материального производства, строем общественной жизни, характером классовой дифференциации общества и условиями борьбы общественных классов.
В своих работах Маркс, Энгельс и Ленин доказали, что развитие литературы и искусства - закономерный процесс, характеризующийся единством исторической преемственности и в то же время отражающий общественную борьбу колассов, поступательное движение истории, диалектику реального мира.
Глубоко анализируя взгляды классиков марксизма на литературу и искусство, Г.Фридлендер в статье "Революционная миссия литературы" еще раз обращает наше внимание на одну изрцентральных их идей, согласно которой важнейшей чертой художественного творчества является его способность служить не только познанию, но и преобразованию мира, что возможно лишь на основе глубокого раскрытия объективных закономерностей общественного развития, проникновения в диалектику социально-исторически обусловленных характеров и обстоятельств. "Революционная тенденция в искусстве, - пишет ученый, - не должна питаться одной - пусть самой искренней! субъективной увлеченностью писателя и художника: она должна быть пронизана пониманием революционной динамики самой истории. В совпадении "поэтического правосудия" художника-творца и неодолимой революционной правды жизни, способной побеждать любые субъективные иллюзии и предрассудки, Маркс и Энгельс видели одно т доказательств величайшего могущества подлинно реалистического искусства". 1у/В таком совпадений и обнаруживает свою сущность действительно оригинальный стиль. В этом его сила, преобразовательная способность.
Идея неразрывной связи литературы и искусства с общественной жизнью пронизывает все без исключения партийные документы. С особой обстоятельностью об этом шла речь на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС. Важнейшие вопросы развития литературы и искусства были рассмотрены в прямой и непосредственной связи с проблемами дальнейшего совершенствования развитого социализма, которое немыслимо без- упорной и целенаправленной работы по духовному развитию советских людей.
Коммунистическое воспитание ~ это воспитание правдой. Корни ее глубоко в истории;. Отсюда наш интерес к произведениям на историческую тему,, особенно периода рождения и становления первого в мире социалистического государства. К этим книгам принадлежит и дилогия "Лебединая стая" и "Зеленые Млыны".
Цель исследования заключается в том, чтобы, определив своеобразие стилевой палитры Василя Земляка-прозаика, показать, что же "за" стилем /именно так Л.Новиченко формулирует главную цель стилевого анализа/,^ то есть, что нового удалось сказать писа
1. Фридлендер Г. Революционная миссия литературы. - Литературная газета, 1983, 4 мая.
2. Новиченко Л. Широта пошуку, розма!ття барв. - Радянське лiтературознавство, 1979, В 2, с.18. телю о жизни, какие характеры в ней открыть.
Научная новизна. Попытка монографического исследования творческого наследия Васи ля Земляка предпринята впервые, но,, разумеется,. не на пустом месте; Известны многочисленные статьи, рецензии,. отклики,, принадлежащие перу О'.Гончара, М.Стельмаха, П.Загре-бельного-,, И.Сенченко, Н.Зарудного, В.Дончика, Е.Гуцало, Ю.Щербака, М-Стрельбицкого, Н.Жулинского, К.Волынского, многих других писателей, литературоведов, критиков. На очереди систематизация, обобщение достигнутого, поиск новых путей в постижении глубинной философской сущности произведений Земляка, особенно его дилогии "Лебединая стая" и "Зеленые Млыны".
Используя достижения современной науки о стиле,, диссертант выдвинул и обосновал положение, согласно которому стиль понимается как одна из: наиболее существенных сторон творческой деятельности, предполагающая диалектику развития поэтической мысли от замысла, через воплощение его в системе художественных образов, к читателю и характеризуется определенной направленности энергией. Практическое применение данного? теоретического положения предпринято впервые;
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные ее положения могут быть использованы при изучении творчества других писателей, а также в вузовских общих и специальных курсах лекций по историй и теории литературы, в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам стиля.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в статьях: "Душа, стремящаяся к возвышенному." /Некоторые черты стиля В.Земляка/, /журнал "Радянське л1тературознавство", 1982, JS 10/, "Музыка нежности и добра", /журнал "В1тчизна", 1983,
В 4/, "0 природе юмора в дилогии Василя Земляка "Лебединая стая" и "Зеленые Млыны", /республиканский межведомственный научный сборник "Вопросы литературы народов СССР", выпуск 9. - Киев -Одесса: Главное издательство издательского объединения "Вища школа", 1983/, отдельные разделы и вся диссертация в целом обсуждалась на кафедре теории и методики преподавания литературы Одесского государственного университета им. И.И.Мечникова. Результаты работы были опробованы в лекциях по курсу "Введение в литературоведение", прочитанных в Криворожском государственном педагогическом институте.
Структура работы. Диссертация / 1^0 страниц машинописного текста/ состоит из введения, трех глав - "Энергия стиля", "Богатство стилевой палитры", "Люди духовной грации", заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности стиля Василя Земляка - прозаика"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отмечая возросшую роль и ответственность художника в современном мире, подчеркнем особое значение его стиля, то есть способности создать такое произведение искусства, которое, верно и глубоко отражая тенденции жизни, звало бы людей на борьбу за осуществление высоких идеалов коммунизма.
Объективность стиля не материальна - она насквозь духовна. Стиль не форма, не плоть, а дух плоти, смысл формы, ее "звучание". Во всяком произведении форма в наличии, а вот стиль - далеко не всегда. В подобных случаях мы констатируем отсутствие писательского поиска и говорим о вторичности его стиля. Довольствуясь уже найденным,, такой писатель никуда не зовет, компро-ментируя само Слово.
Верно подмечено: художественная система стиля, по сути, и не располагает "собственной территорией", она целиком на границах. Определив стиль как энергию созидания, художественного познания действительности, эстетического воздействия на читателя, диссертант наметил широкий круг источников этой энергии. Сюда входят как содержательные /в первую очередь/, так и оформляющие содержание элементы, образуя упомянутые границы.
Воплощаясь в материале конкретного художественного произведения, энергия стиля создает его атмосферу. Понятие стилевой атмосферы родственное, но не тождественное понятию, предложен-
ному Я.Эльсбергом.Родственное в том смысле, что, как и "общая атмосфера литературного произведения", обладает качеством всеобщности /"атмосфера"/; отличается же своим составом и содержанием. Речь о стиле, о той "материи", в которой зреет и развивается "зерно поэтической мысли".^
"Ни один серьезный разговор о стиле писателя, - подчеркивает Л.Новиченко, - невозможен без проникновения в такое идейно-эмоциональное ядро. Понять это ядро - означает постигнуть тот глубокий индивидуальный "пафос" творчества художника, который, по известным словам В.Белинского, есть ключ к его личности и к его поэзии".
Стилевой атмосфере произведений Василя Земляка присущи глубокий лиризм, романтическая возвышенность, широкого диапазона смеховая культура, музыкальность. Тут же отчетливо слышны драматические, даже трагические ноты. И каждый раз, в смене тональности, обнаруживается новая грань истины, зерно которой - идея доброты.
Передать всю глубину сыновьего чувства, поднимаясь в своих-обобщениях к лебединому небу человеческого духа, помогает писателю лирическая, романтически-возвышенная интонация. Самая доверительная, выражающая органичность единства писателя и народа,
1. См.: Эльсберг Я.Е. Общая атмосфера литературного произведения.
2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья пятая. Собр. соч.: в девяти томах. М.: Художественная литература, 1981, т.6, с.258.
3. НоЕИченко Л. Стиль-метод-життя. В кн.: Новиченко Л. Життя як Д1яння. К.: Дншро, 1974, с.34.
она рождена добротой высочайшей пробы. Художественное доказательство этого - мотив вины и ответственности, пронизывающий поэтический мир писателя.
В произведениях Земляка воплощена идея полноты жизни, неисчерпаемости народного оптимизма. Своеобразным увеличительным стеклом выступает тут смеховая культура, уходящая своими корнями в глубины народного бытия, где изначально и безгранично властвует всепобеждающая доброта. ".Веселоцц, - как утверждает сельский философ Фабиан, - це те небо, шд яким цвГте все, окр1м злоби"/с.622/.
Человеческая доброта - драматична. Было бы странным, если б художник такого таланта не видел, в каких муках рождается новое на земле, как тяжко порой пробивает себе дорогу доброта. Тем более, когда речь о хлеборобе, доброта которого - хлеб. Писатель показал героический путь восхождения человека к самому себе, путь, который лежал через революцию, через душу и сердце крестьянина:.
Исполнзуя музыкальные возможности прозы, Василь Земляк правдиво, с присущими ему глубиной и оригинальностью передал историческое движение народной судьбы, в основе которого - идея вечного обновления.
Доброта у Земляка понятие не абстрактное. Оно социально обусловлено, психологически выверено. Корни этого чувства глубоко в народной истории. Веками вынашивали люди надежду на лучшую жизнь и выстоять, сохранить веру помогла им именно доброта. Доброта, пожалуй, один из решающих аргументов в "непрекращающейся борьбе за освобождении в человеке всего человеческого",^начало важ-
I. Сидоров Е.Ю. На пути к синтезу, с. 209.
нейших принципов коммунистического общежития: красоты человеческих взаимоотношений, братства между народами, добросовестного труда на общее благо. Доброта - основа истинно человеческих помыслов и поступков. Вспомним хотя бы Максима Теслю, пожертвовавшего "карьерой" ради спасения от кулаков лебединских воли-ков, а заодно и чести своего хлеборобского рода. Рост человека по Земляку отнюдь не повышение по служебной лестнице, но возвышение нравственное.
Любовь,- столь естественное состояние героев Василя Земляка, это и есть доброта в высшем, интимном ее значении и проявлений, какую сторону жизни ни взять - личную или общественную.
Таким образом, "зерно поэтической мысли", "идейно-эмоциональное ядро" стиля писателя заключается в идее любви и вечного обновления. Подымаясь до пафоса, она становится душой стиля, определяющим началом стилевой атмосферы.
В этой сложной /с точки зрения поэтики/ и в то же время простой /с точки зрения жизненного естества/ атмосфере происходят замечательные превращения: появляется новый, высший смысл; ".Л люди, коли im ставало краще й душа £хня прагла bhcokocti, могли Л1тати лише на гокдалщ."/с.624/ - типичная для стиля писателя строка, где сквозь дымку случайного, сиюминутного проглядывает вечное. Характеры, в такой атмосфере созданные, позволяют прозреть суть времени, бытия народа, ясно увидеть его перспективу.
Список научной литературыСподарец, Владимир Иванович, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. См.: Эльсберг Я.Е. Общая атмосфера литературного произведения. .
2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья пятая. Собр. соч.: в девяти томах. М.: Художественная литература, 1981, т.6, с.258.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. 3, с; 7-544.
4. Маркс К., Энгельс Ф. "Святое семейство", или критика критической критики. Соч. 2-е изд., т. 2, с.З - 230.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. -М.: Искусство, 1957, т. I., 631 с.
6. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн. собр. соч., т.12, с. 99 105.
7. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. -Полн. собр. соч., тц- 17, с. 206 213.
8. Ленин В.И. Памяти Герцена. Полн. собр. соч., т.21, с. 255262.
9. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. -Полн. собр. соч., т. 24, с. 113 150.
10. Ленин BvH. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн. собр. соч., т. 29, с. 77 -218.
11. Ленин В.И. Инессе Арманд. Полн. собр. соч., т. 48, с. 194 -195.
12. Ленин В.И. Инессе Арманд. Полн. собр. соч., т. 49, с. 828 - 834.
13. Ленин В.И. О литературе и искусстве. Изд. 6-е. - М.: Художественная литература, 1979, 827 с.
14. Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года. -Партийная жизнь, 1983, 1МЗ, с. 4-14.
15. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Изд-во политической литературы, 1976, с. 3 - 89.
16. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Партийная жизнь, 1983, Is 13, с. 15 - 34.
17. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Литературная газета, 1984, 26 сентября.1.
18. Айтматов Чингиз. Эхо мира. Литературная газета, 1984, 4 января.
19. Аннинский Л. Контакты. М.: Советский писатель, 1982, 326 с.
20. Астафьев В. Зрячий посох. Литературная газета, 1981, 17 июня.
21. Бабиишн 0. Фглософська заглиблешсть роману. Ллтературна Украгна, 1973, 2 березня.
22. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963, 363 с.
23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979, 442 с.
24. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы. М.: Наука, 1977, 253 с.
25. Белинский Б.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья пятая. Собр. соч. в 9-ти т. М.: Художественная литература, 1981, т. 6, с. 249 - 298.
26. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Собр. соч. в 9-ти т. М.: Художественная литература, т. 8, с. 337 - 412.
27. Бонди С.М. О ритме. В кн.: Контекст-1976. - М.: Наука, 1977, с. 100 - 129.
28. Бочаров А. Бесконечностфгоиска. М.:Советский писатель, 1982, 421 с.
29. Буркатов Б. Сталь i нпхнГсть. В1тчизна, I960, 8, с. 213 - 214.
30. Буханцов Н. Любовь курортная? Литературная газета, 1980, 8 октября.
31. Бушмин Алексей. Наука о литературе. М.: Современник, 1980, 333 с.
32. В защиту писателя. Дружба народов, 1958, J"; 5, с.216-217.
33. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.-Изд-во Академии наук СССР. М.: 1963, 254 с.
34. Владко В. Дивне в буденному. В1тчизна, 1973, I 4, с. 163 -166.
35. Волинський К. Ще раз' про роман "Лебедина зграя". Радянсь-ке л1тературознавство, 1972, & 7.
36. Время зовет героя. Литературная газета, 1983, 28 декабря.
37. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965, 379 с.
38. В"язовський Григор1й. Вщ життя до художнього твору. К.: Радянський письменник, 1979, 237 с.
39. В"язовський Г.А. Творче мислення письменника. К.: Дншро, 1982, 334 с.
40. Гей Н. Слово полноценнее и слово обесцененное. Новый мир, 1977, .£ 3, с. 230 - 244.
41. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. -М.: Наука, 1975, 470 с.
42. Гете Й.В. Простое подражание природе, манера, стиль. Собр. соч. в 10-ти т. М.: Художественная литература, 1980,т. 10, с.26-30.
43. Голубева З.С. Нов! rpaHi жанру. К.: Дн1про, 1978, 278 с.
44. Гончар Олесь. Довженшв cbit. 3i6p. TBopiB в 6-ти т. -К. :Дшпро, 1979, т. 6, с.470-484.
45. Гончар Олесь. Творити людину. Лгтературна Украьна, 1981, 13 С1чня.
46. Горький М. О литературе. М.: Советский писатель, 1953, 864 с.
47. Григорян Ар. Содержательность стилевых исканий. В кн.: Единство, выпуск третий. - М.: Художественная литература, 1977, с. 324 - 342.
48. Гурладг М. Першг кроки на новому шляху. Жовтень, 1957, £ 4, с. 150 - 152.
49. Гусев Владимир. Память и стиль. М.: Советский писатель, 1981, 350 с.
50. Гуцало е. "Химерне" в реальному. ДнГпро, 1975, В 2, с. 145 - 150.
51. Давыдова Э. Первая книга. Сталинское племя, 1956, 16 августа.
52. Дедков И. Подъемная сила крыла. Литературное обозрение, 1975, гё 4, с. 26 - 28.
53. Дзевергн I. Про л1тературно-естетичьи погляди В.Г.Ленша. -К.: Дшпро, IS81, 141 с.
54. Дзюба 1ван. Вав1лонада Василя Земляка, Лгтературна Укра!-на, 1983, 28 квГтня.
55. Дзюба 1ван. Pepoi i благодпйники. В1тчизна, 1957, J5 II, с. 214 - 217.
56. Дзюба 1ван. 1нфлящя романтики? Hi! Л1тературна газета, I960, 31 травня.
57. Дончик В i тал ш. Гумашзм творения. К.: Молодь, 1980, 198 с.
58. Дончик ВГталгй. Бдшсть правди i пристрасти К.: Радянський письменник, 1981, 269 с.
59. Дончик В. Логика стилевых тенденций. Радуга, 1980, 4, с. 169 - 180.
60. Дончик В. Внутр1шне сяйво. Л*тературна Украша, 1983, 21 KBi тня.
61. Дружинина Н. "Родная сторона" Василя Земляка. Звезда, 1959,2, с. 234 235.
62. Евтушенко Евг. Работа над фильмом это путешествие. - Литературная газета, 1982, 17 марта.
63. Жирмунский В.М. Задачи поэтики. В кн.: Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1977, с. 15 - 55.
64. Жулинський Школа. Людина як Mipa часу. К.: Дншро, 1979, 274 с.
65. Загребельний Павло. Неложними устами. К.: Радянсышй письменник, 1981, 477 с.
66. Залыгин Сергей. Собеседования. М.: Молодая гвардия, 1982, 286 с.
67. ЗаповГт любов1. Останне. 1нтерв"ю В.Земляка. Ранок, 1977,lb 6.
68. Зарудний М. Щедр1сть. Дншро, 1973, £ 4, с. 119 - 121.
69. Земляк В. Виступ на нарад1 молодих письменникГв Укра'£ни. -Л1тературна газета, 1955, 26 листопада.
70. Зуб I. Зм1Стовна поетика епосу. В1тчизна, 1977, I?. 3, с. 200 - 203.54. 1льницький Школа. Енерг1я слова. К.: Радянський письменник, 1978, 241 с.
71. Исаев Е. .И ветер с четырех сторон. Правда, 1982, 10 марта.56. 1щук А. Людина на вШи. В1тчизна, 1966, JS II, с.206-208.
72. Карий В. У полон1 невиправданого пригодництва. Донбас, 1969, lb 4, с. 147 - 150.
73. Концепция человека в эстетике социалистического реализма. -М.: Мысль, 1977, 261 с.
74. Коробов В. Василий Шукшин. М.: Советская Россия, 1977, 192 с.
75. Kpi3b призму духовностт. Жовтень, 1972, В ГО, с. I4I-I47.
76. Лазарев Л. Вторая книга. Октябрь, 1957, $ I, с. 216 - 218.
77. Лармин О.В. Художественный метод и стиль. М.: Изд-во МГУ, 1964, 271 с.
78. Липин С. Сквозь призму чувств. М.: Советский писатель, 1978, 287 с.
79. Литературные направления и стили. М.: Изд-во МГУ, 1976, 387 с.
80. Лихачев Дмитрий. Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1981, 70 с.
81. Лихачев Д.С. Искусство памяти и память искусства. Литературная газета, 1982, 15 декабря.
82. Лихачев Д.С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени.-Л.: Художественная литература, 1978, 359 с.
83. Лосев А.Ф. Музыка и другие искусства. В кн.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. -М.: Искусство, 1975, с. 545 - 563.
84. Лосев А.Ф. Материалы для построения современной теории художественного' стиля. В кн.: Контекст-1975. - М.: Наука, 1977, с. 211 - 240.
85. Лойко Олег. .И Гранины жанра. Литературная газета, 1975, 18 июня.
86. Ломидзе Георгий. Чувство великой общности. М.: Советский писатель, 1978, 270 с.
87. Ломинадзе С.В. Концептуальный стиль и художественная целостность. В кн.: Контекст-1981. - М.: Наука, 1982, с. 146-191.
88. Луначарский А.В. Социалистический реализм. В кн.: Луначар^ ский А.В. Литература нового мира. - М.: Советская Россия, 1982, с. 275 - 312.
89. Маркес Габриэль Гарсиа. Из беседы с Луисом Суаресом. В кн.: Писатели Латинской Америки о литературе. - М.: Радуга, 1982, с. 253 - 257.
90. Макаров А. Про народ i для народу. В кн.: Наш Михайло Стельмах. К.: Радянський письменник, 1982, с. 151 -168.
91. Марков Д. Зстетическое богатство социалистического реализма.-Правда, 1973, 25 апреля.
92. Маяковский В.В. Как делать стихи? Собр. соч. в 8 т. М.: Правда, 1968, т. 5, с. 466 - 500.
93. Метченко А. Спорное в бесспорном. Литературная газета, 1980, 16 апреля.
94. Мораль как ее понимают коммунисты. М.: Изд-во политической литературы, 1966, 269 с.
95. Над"ярних Шна. Eneprin стилю. В кн.: Братерське слово. -К.: Дншро, 1982, с. 153 - 184.
96. Новиченко Леонгд. Поез1я i революция. К.: Дшпро, 1979, 364 с.
97. Новиченко Леонщ. Стиль-метод-життя. В кн.: Новиченко Лео-шд. Еиття як дтяння. - К.: Дншро, 1974, с. 27 - 66.
98. Новиченко Л.М. Украшський радянський роман. К.: Наукова думка, 1976, 131 с.
99. Новиченко Леон!д. Широта пошуку, розмагття барв. Радянське л!тературознавство, 1979, lb 2, с. 8-23.
100. Озеров Виталий. Коммунист наших дней в жизни и в литературе. М.: Художественная литература, 1978, 299 с.
101. Озеров Лев. Текст и подтекст. В кн.: Озеров Лев. Мастерство и волшебство. - М.: Советский писатель, 1972, с. 387QOT L .
102. Панченко В.Е. Проблема характера в ее связи со стилевыми тенденциями современной украинской советской прозы. -Дисс. .канд. филол. наук. Одесса, 1979.
103. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. -М.: Просвещение, 1972, 270 с.
104. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978, 349 с.
105. Проблемы художественной формы социалистического реализма. В ДЕух томах. М.: Наука, 1971. T.I - 421 е., т.2-350 с.
106. Сахаров В. Власть канона. Наш современник, 1977, $ I, с. 156 - 164.
107. Сенченко-критик ЛПдготував-В.Брюховепький/. Л!тературна Украша, 1979, 27 листопада.
108. Сидоров Е. Время, писатель, стиль. М.: Советский писатель, 1983, 319 с.
109. Сидоров Е.Ю. На пути к синтезу. В кн.: Современный литературный процесс и литературная критика. - М.: Художественная литература, 1982, с. 204 - 243.
110. Скалш Paica. Припадаючи до слова. ЛГтературна Украгна, 1980, 6 червня.
111. Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968, 223 с.
112. Сучасний роман про сучасшсть: пошуки, труднокц, доев!д. /1нтерв"ю з ЮЛ.Суровцевим/. Радянське л1тературознавство, 1978, J* 6, с. 7 - 16.
113. Сухомлинсышй В.О. Проблема вижшання всеб1чно розвинено! особистост1. Вибран1 твори в 5-ти т. - К.: Радянська школа, 1976, с. 55 - 206.
114. Сучков Борис. Исторические судьбы реализма. М.: Советский писатель, 1977, 524 с.
115. Сивокшь Григорш. Визначешсть таланту. К.: Молодь,1978, 173 с.
116. Сиеокшь Г.М. Динам!ка новаторських шукань. К.: Дшпро, 1980, 181 с.
117. CHEOKiHb Григория. Чи любимо ми негативних геро!в. -Л1тературна Украша, 1974, 29 жовтня.
118. Сивоконь Григорий. Просторы романтики. Литературная газета, 1975, 18 июня.
119. Украшський роман сьогодш. К.: Радянський письменник,1979, 176 с.
120. Урицкая Б. Ромен Роллан-музыкант. Л.-М.: Советский композитор, 1971, 269 с.
121. Фащенко В. Багатство справжне i 1'люзорне. Радянське л^тературознавство, 1981, J5 5, с. 30-37.
122. Фащенко В.В. ВГдкриття нового Г Д1алектика почутт1в. -К.: Дншро, 1977 , 250 с.
123. Фащенко Василь. 1з студ!й про новелу. К.: Радянський письменник, 1971, 214 с.
124. Фащенко В.В. У глибинах людського буття. Етюди про психо-Л0Г13М Л1тератури. К.: Дншро, 1981, 278 с.ПО. Федин К. Писатель, искусство, время. М.: Советский писатель, 1961, 610 с.
125. Федоровська Лада. "Душа трудитися повинна". В кн.: Федоровська Лада. Утверждения правди. - К.: Радянський письменник, 1978, с. 48 - 66.
126. Фридлендер Г. Революционная миссия литературы. Литературная газета, 1983, 4 мая.
127. Хинкулов Л. В одном селе жили люди. Радуга, 1972, JS 6, с. 154-157.
128. Храпченко М.Б. Проблемы стиля. В кн.: Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М.: Советский писатель, 1975, с. 89 - 160.
129. ЧабанГвський М. Зав^таймо, друже, у Вавглон. Лгтературна Укра1на, 1971, 30 березня.
130. Чичерин А.В. Для чего изучать литературный стиль? -Литературная учеба, 1979, & I, с. 184 188.
131. Чичерин А.В. 1^цеи и стиль. О природе поэтического слова. -М.: Советский писатель, 1965, 299 с.
132. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. М.: Художественная литература, 1977, 443 с.
133. Чичерин А. Ритм образа. М.: Советский писатель, 1973, 278 с.
134. Шамота М. Про свободу творчостЬ К.: Дншро, 1973, 300 с.
135. Штонь Г. Стиль письма чи стиль мислення?. Дшпро, 1981, В I, с. 138 - 143.
136. Шукшин В. Милая моя родина. Литературное обозрение, 1975, В 12.
137. Эльсберг Я.Е. Общая атмосфера литературного произведения. -В кн.: Проблемы художественной формы социалистического реализма. В двух томах. М.: Наука, 1971, т; 2, с. 17I—192.
138. Эльяшевич Арк. Единство цели многообразие поисков. - Л.: Советский писатель, 1980, 540 с.
139. Эльяшевич Арк. Лиризм. Экспрессия. Гротеск. 0 стилевых течениях в литературе социалистического реализма. Л.: Художественная литература, 1975, 353 с.
140. Якименко Л. Романтическая у отрешенность. Литературная газета, 1955, 27 октября.- 139 -III
141. Айтматов Чингиз:. Буранный полустанок. Роман-газета, 1982,15 3.
142. Берггольц 0. Избр. произв. в двух томах. Л.: Художественная литература, 1967, т. 2.
143. Довженко Олександр. Зачарована Десна.-К.: Молодь, 1976.
144. Дрозд В. Mpin.^K.: Радянський письменник, 1974.
145. Достоевский Ф.М. Записки из- подполья. В кн.: Достоевский Ф. М. Полное собр. соч. в 30-ти т. - Л.: Наука, 1973, т.5.
146. Думбадзе Нодар. Закон вечности. Дружба народов, 1978, $ II.
147. Загребельний Павло. Левине серце. К.: Радянський письменник, 1978.
148. SanoBi'T любов!. К.: Радянський письменник, 1983.
149. Земляк В. БШ лебеди Л1тературна газета, 1959, 20 лютого.
150. Земляк Василь. Лебедина зграя. Зелен! Млини. К.: Радянський письменник, 1977.
151. Земляк Василь. Легенда про ком!сэра волости Украша, 1984, В 3.
152. Земляк Василь. Pi дна сторона. К.: Дншро, 1974.
153. Земляк Василь. Pi дна сторона. Шдполковник Шиманський. -К.: Дншро, 1968.
154. Земляк Василь. Чар!вний кГнь. К.:Радянський письменник, 1978.
155. Сент-Екзюпер* Антуан. Маленький принц. К.: Молодь, 1976.
156. Сент-Экзюперй А. Планета людей. В кн.: Сент-Экзюпери А. Военный летчик. - М.: Художественная литература, Г977.
157. Тютюнник Григiр. Вибраш твори. К.: Дшпро, 1981.