автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Особенности традиционной культуры Уральского казачьего войска в XIX столетии

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Гурская, Нина Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Тольятти
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Особенности традиционной культуры Уральского казачьего войска в XIX столетии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности традиционной культуры Уральского казачьего войска в XIX столетии"

На правах рукописи

005007007

ГУРСКАЯ НИНА ВАЛЕНТИНОВНА

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА В XIX СТОЛЕТИИ

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 2ЯНВ2012

Тольятти-2012

005007007

Диссертация выполнена в ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса» (ФГБОУ ВПО «ПВГУС»)

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, доцент Дубовиков Александр Маратович

доктор исторических наук, профессор Иванов Владимир Александрович;

доктор исторических наук, профессор Лобачева Галина Викторовна

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» (ГУУ), г. Москва

Защита состоится 15 февраля 2012 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета ДМ 212.242.12 при Саратовском государственном техническом университете по адресу: 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77, Саратовский государственный технический университет, корп. I, ауд. Н №

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке Саратовского государственного технического университета.

Автореферат разослан «

40

Автореферат размещен на сайте Саратовского государственного технического университета www.sstu.ru «......» г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Н. М. Ососкова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования определяется современной социокультурной ситуацией, которая имеет тенденцию к глобальной культурной унификации. В последние годы подавляющее большинство государств, а также культурная и научная общественность мира стали проявлять тревогу в связи с возрастающим негативным воздействием глобализации на национальные культуры. Вызывает опасение сохранность культурных особенностей определенных социальных групп в рамках отдельно взятых культур и субкультур.

На смену традиционным, устоявшимся, иногда устаревшим культурным ценностям приходят альтернативные формы культуры, и постоянно продолжается поиск в этом направлении, что является процессом закономерным и в целом положительным. Вместе с тем очевидно и то, что преемственность традиций, сохранение и передача культурных особенностей от поколения к поколению способствует духовному совершенствованию человека и общества. Профилактика и решение многих психологических и социальных проблем, таких как одиночество либо отсутствие желания или неумение создать крепкую семью, борьба с курением и алкоголизмом и т. д., возможны при обращении к культурному опыту прошлого. Человечество из культурных традиций черпает важные знания, но вместе с ними и духовные силы.

Необходимость сохранения культурных особенностей исторических общностей, таких как казачество, можно проследить на примере Уральского казачьего войска, В настоящее время серьезное внимание ученых привлекает одна из общих проблем для отдельно взятого казачьего войска - это определение культурной самоидентичности.

Актуальность выбранной темы определяется также состоянием историографии рассматриваемой проблемы. Следует отметить, что культурологического анализа культурных особенностей уральского казачества не предпринималось.

Степень научной разработанности проблемы. Источники по теме многоплановы по жанрам и включают работы по культурологии, истории, этнографии, философии и психологии.

Общие сведения об условиях существования уральской казачьей общины и прилегающих к ней территорий с населяющими их соседними племенами содержатся в работах П. С. Палласа, П. И. Рычкова, С. Г. Гмелина, И. Георги и К. Миллер, А. И. Левшина, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, К. К. Абазы.

Своеобразию языка уральского казачества посвящены исследования В. И. Даля, А. Б. Карпова, Н. М. Малечи. К этой группе исследователей следует отнести Н. И. Назарова, который акцентировал внимание на

культурно-исторической характеристике фамилий уральских казаков. Здесь же использовались работы по лингвистике В. Гумбольдта, А. Григорьева, С. Неретиной.

Определение роли и характера участия уральских казаков в волнениях 1772-1775 гг. нашло отражение в исследованиях П. Щебальского, А. Труворова, П. Юдина, Е. П. Савельева.

Особенности традиционной культуры уральского казачества, культурный синтез, предметные и телесные коды рассматривались через призму теоретических положений К. Леви-Строса, Г. Спенсера, Э. Марка-ряна, А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева, Ю. Б. Гиппенрейтер и Т. Б. Щепанской.

Исследования ключевых составляющих традиционной культуры уральского казачества, таких как особенности рыболовства, «наемка», общинное управление, образование и просвещение и т. д., нашли отражение в работах М. П. Хорошхина, А. Б. Карпова, Н. А. Бородина,

A. Д. Рябинина, В. И. Витевского, К. В. Данилевского и Е. В. Рудницкого.

Следует отметить труды С. С. Судакова, С. С. Сагнаевой, посвященные быту и повседневной культуре казачества.

Большой пласт научной литературы, особенно советского периода, касается освоения Сибири казаками и народных выступлений под предводительством казачьих атаманов С. Разина и Е. Пугачева. В этом направлении писали Р. Г. Скрынников, А. А. Савич, А. Е. Радик, И. Г. Роз-нер, В. Н. Дариенко, X. И. Муратов, В. И. Буганов, Ю. А. Лимонов.

Жизнь и деятельность уральских казаков нашли отражение в краеведческих исследованиях А. А. Чибилева, Н. Г. Чеснокова, H. М. Щер-банова, Н. И. Фокина, А. А. Трегубова, А. Курлапова.

Вопросам старообрядчества в Уральском казачьем войске посвящены работы H. Н. Покровского и Р. Г. Пихои.

Информацию об участии уральских казаков в военных кампаниях Российского государства и их службе по охране границ России можно найти в работах Ю. Симченко, А. Гордеева, Ю. Галушко и А. Колесникова.

Наиболее полно история Уральского казачьего войска отражена в работах современных исследователей А. И. Изюмова, А. М. Дубовикова.

Следует отметить работы казахских ученых М. Ж. Абдирова, К. Да-ниярова и M. Н. Сдыкова и представителей дальнего зарубежья

B. П. Крисона (W. P. Cresson), Роберта МакНила (H. McNeal Robert) и Джудит Корнблат (D. Kornblatt), которые исследовали особенности традиционной культуры Уральского казачьего войска.

Значительное количество исторических, этнографических, философских и филологических исследований Уральского казачьего войска

позволило автору выйти на новый уровень понимания и интерпретации региональной истории.

Объектом диссертационного исследования является традиционная культура Урало-Поволжья.

Предметом диссертационного исследования стали особенности культуры и механизмы сохранения своеобразия Уральского казачьего войска, менталитет и традиции уральского казачества.

Цель исследования состоит в анализе сложных и противоречивых процессов, связанных с формированием характерных черт и культурных особенностей уральского казачества в контексте традиционной культуры XIX столетия.

Это предполагает решение следующих взаимосвязанных исследовательских задач:

- собрать архивный материал, связанный с культурными традициями уральского казачества;

- выявить качественные характеристики и место уральского казачества в культурном пространстве России;

- установить влияние природно-климатических условий на повседневную культуру и традиции уральского казачества;

- проанализировать социокультурные стереотипы, патриархальные устои в традиционной культуре уральского казачества;

- раскрыть специфику и предметное содержание культурного взаимодействия уральских казаков с народами Урало-Поволжья;

- определить степень влияния русской культуры на процессы формирования и трансформации культурных особенностей уральского казачества;

- исследовать системный характер и доминанты развития казачьей культуры в Урало-Поволжском регионе;

- выявить механизм передачи культурных ценностей уральского казачества.

Гипотеза исследования заключается в том, что культурные ценности, обряды и традиции уральских казаков представляют собой феномен культуры. Культурное своеобразие уральского казачества - это синтез различных культурных элементов народов Урало-Поволжского региона при доминировании русской традиционной культуры. Уральское казачье войско способно предотвращать и разрешать различные проблемы современного общества через механизм передачи культурных ценностей, который в основном сформировался в XIX веке.

Хронологические рамки исследования охватывают XIX столетие, когда сложились ключевые элементы мировоззрения, нравов, традиций и внешнего облика уральского казачества, ярко проявившиеся в их

культурных особенностях (говор, костюм, фольклор, общественная организация и управление и др.).

Территориальные рамки исследования включают границы Уральского казачьего войска как военно-административной единицы.

Источниковая база исследования.

При написании диссертационного исследования был использован широкий спектр источников. Использованные источники подразделяются на несколько групп.

1. Неопубликованные источники (архивные документы различного характера): комплекс материалов Российского государственного архива древних актов (переписка, отчеты, донесения); материалы, отображающие условия и распорядок службы, из фондов Российского государственного военно-исторического архива; сведения о восстании под предводительством Е. Пугачева в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки; документы о раскольниках, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве; информация о межэтнических взаимоотношениях, экономических проблемах и социокультурная характеристика казаков находятся в запасниках Государственного архива Оренбургской области; материалы общественного фонда «Евразийский Союз Ученых» характеризуют процессы возрождения культурного наследия уральского казачества.

2. Опубликованные источники.

Ценность представляют материалы, содержащиеся в сборниках документов по российской истории и культуре (РИО), в исторических актах, собранных и изданных Археографической комиссией (АИ).

Определенная часть сведений представлена документами, которые сохранились только в работах отдельных авторов: А. Д. Ряби-нина, В. И. Витевского, Н. Ф. Дубровина, А. Б. Карпова, Н. А. Бородина. Этот перечень документов включает: указы, частную переписку, донесения, статистические таблицы.

Фольклорные произведения были собраны Н. Ф. Савичевым и И. И. Же-лезновым, Н. Г. Мякушиным, А. В. и В. Ф. Железновыми, Е. И. Коро-тиным, Т. И. Калужниковой.

Мемориальные материалы личного происхождения представлены работами А. А. Бибикова, Г. Т. Хохлова, В. С. Толстова, Л. Л. Масяно-ва, А. Л. Гуляева.

Все вышеуказанные материалы содержат большое количество необходимой информации, помогающей достичь цели диссертационного исследования, решить поставленные задачи, связанные с изучением особенностей традиционной культуры уральского казачества.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методы исследования, используемые автором, основываются на принципе историзма, который позволяет изучить формирование культурных особенностей уральского казачества в контексте истории Урало-Поволжском региона и России. Важное место занимает эмпирическая история культуры: этнический срез, эволюция различных компонентов культуры (приемы трудовой деятельности, категориальный строй языка, нормы и ценности, обычаи и нравы и т. п.).

В качестве методологической основы исследования были избраны культурологический, 'системный и синергетический подходы.

В культурологическом подходе особенности традиционной культуры уральского казачества изучаются с точки зрения его гуманистического совершенства.

Социокультурное развитие Уральского казачьего войска оценивается в исследовании с культурологической точки зрения как показатель создаваемых средств и условий, способных формировать особую среду развития человеческого «Я», его творческих потенций, способных предотвращать и разрешать различные проблемы казачьего сообщества через механизм передачи культурных ценностей.

Применение системного подхода обусловлено тем, что эту проблему нельзя рассматривать обособленно, без взаимодействия со всем комплексом проблем, стоящих перед российским обществом в XIX веке.

Синергетический подход ориентировал автора на выявление переломных моментов в культурном развитии уральского казачества и использовался для исследования взаимосвязи традиций и инноваций в истории Уральского казачьего войска XIX столетия.

В диссертационном исследовании автор в большинстве своем обращается к испытанным научным методам: сравнительно-историческому, логическому, ретроспективному, проблемно-хронологическому, синхронному и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем Уральское казачье войско рассмотрено как новое явление в культуре XIX века, выявлены особенности традиционной культуры уральского казачества, а также определены ее доминанты развития в Урало-Поволжском регионе.

В данном диссертационном исследовании в отличие от предыдущих работ впервые в отечественной и зарубежной науке целостно и системно реализован культурологический подход к анализу проблем Уральского казачьего войска в XIX веке.

При этом непосредственная научная новизна работы обусловлена выбором объекта исследования и заключается в том, что впервые:

- выявлены и проанализированы специфические черты и механизмы формирования культурных особенностей традиционной культуры, присущие уральскому казачеству;

- обосновано взаимовлияние и взаимопроникновение культурных форм народов Урало-Поволжского региона;

- дана характеристика и исследован социокультурный портрет уральского казачества с точки зрения отличия их обычаев, нравов и традиций от других народов Урало-Поволжского региона XIX века;

- предложена новая интерпретация социокультурных функций Уральского казачьего войска как особого, уникального пространства самореализации человеческого «Я»;

- впервые выделены и описаны основные пространственно-временные границы распространения социокультурных стереотипов уральского казачества в XIX веке и обосновано влияние «русской доминанты» на развитие казачьей культуры в Урало-Поволжском регионе;

- расширены представления о значении символов в характере внешнего облика, степени грамотности и просвещения уральского казачества;

- проанализированы позитивные и негативные стороны культурного развития уральских казаков в контексте современной социокультурной ситуации. Предложены и аргументируются варианты решения ряда культурных и социальных, воспитательных и образовательных проблем, которые способны влиять на общий культурный процесс, на рост самосознания общества и его ценностную ориентацию.

В результате всестороннего и комплексного изучения проблемы в научный оборот впервые были введены новые и малоизвестные источники из федеральных и региональных архивов.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В процессе социокультурного развития уральским казачеством были выработаны уникальные культурные ценности, обряды и традиции, которые сложились в самобытное мировоззрение уральских казаков и представляют собой феномен культуры.

2. Отдаленное и изолированное положение уральского казачества определило особенности основных форм самоидентичности. Культурные особенности уральских казаков выражались в символах и знаках традиционной культуры, а патриархальный уклад способствовал формированию и укреплению особенностей культурного развития.

3. Генезис культурных особенностей уральского казачества происходил на основе русской традиционной культуры. Доминантой культурного взаимодействия уральских казаков в XIX веке был диалог. Взаимопроникновение культур европейского и азиатского типов касалось хозяйственных видов деятельности, постройки жилищ, одежды,

языка и т. д. Эти процессы успешно регулировались самобытными казачьими культурными ценностями.

4. Уральские казаки обладали уникальной языковой культурой. Полиэтническое своеобразие говора уральских казаков зависело от степени их взаимодействия с соседними народами и отражалось в вариативности толкования слов, художественном колорите и духовной глубине содержания речи.

5. Фольклор уральских казаков имеет собственных героев, которые представляют собой пример любви к Отечеству, стойкости, отваги и смекалки в трудные моменты, уважения к порядкам и традициям, т.е. качеств, необходимых для выживания народа. Передача этих ценностей происходила в рамках семейного воспитания и обучения на основе глубокой религиозности, напоминающей в некоторых случаях религиозный фанатизм. Преобразование норм и ценностей в образовании и просвещении с середины XIX века имело свои особенности и проходило в условиях своеобразного отношения к этим процессам уральского казачества.

6. Предметный и телесный коды (внешний облик) уральского казачества воплотили в себе основные самоидентификационные символы -особенности их образа жизни и виды деятельности, культурные нормы и ценности, характер и мировоззрение. Эти символы явились связующим звеном уральского казачества как сообщества с другими народами.

7. Особенности традиционной культуры уральского казачества имеют социокультурное значение для современной России. Уральское казачье войско в исследуемый период было способно предотвращать и разрешать различные проблемы через механизм передачи культурных ценностей, который в основном сформировался в XIX веке. Эффективность использования культурного наследия уральского казачества сегодня возрастает при взаимосвязи традиций и инноваций.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления, связанные с взаимодействием культур, объяснить некоторые механизмы межэтнической коммуникации и межпоколенной передачи культурных ценностей.

Практическая значимость исследования определяется стремлением автора представить обобщенный опыт в качестве «культурного ресурса» как основу для дальнейших исследований феномена казачества. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы:

- в качестве инструмента консолидации общества и согласования интересов различных этнических и конфессиональных групп Урало-Поволжского региона;

- в процессе формирования идей модернизации национальной политики в современной России и учитываться в воспитательной работе;

- в изучении духовной культуры, реконструкции ее проявлений в Уральском казачьем войске XIX века;

- при построении программ и методов по этнокультурному и патриотическому воспитанию молодежи в РФ;

- в учебном процессе в качестве спецкурсов и отдельных тем в культурологии, истории, философии, этнографии, педагогике. Опубликованные статьи и тезисы по теме диссертационного исследования помогут в практической деятельности преподавателей, студентов вузов и всех специалистов, работающих с молодежью и казачьими объединениями.

Апробация исследования и внедрение результатов исследования. По проблемам исследования автор выступал с докладами на международной (2009 год, г. Тольятти; 2009 год, г. Сызрань; 2009 год, г. Красноярск), всероссийских (2009, 2010 годы, г. Самара; 2009 год, г. Новосибирск; 2010 год, г. Уфа), межрегиональной (2011 год, г. Самара) научных конференциях.

Результаты исследований были опубликованы в 18 авторских работах общим объемом 6,5 п. л.: в сборнике научных статей «Россия - Запад - Восток. Политическое, экономическое и культурное взаимодействие: история и современность», г. Тольятти, 2009; сборнике научных статей «Платоновские чтения: материалы и доклады XV всероссийской конференции молодых историков», г. Самара, 2009; сборнике научных статей «Вторые Ермаковские чтения «Сибирь: вчера, сегодня, завтра», г. Новосибирск, 2009; сборнике научных статей «В мире научных открытий», г. Красноярск, 2010; сборнике научных статей «Городская культура в XXI веке: стратегии инновационного развития», г. Тольятти, 2010; журнале «Вестник ПВГУС», г. Тольятти, 2010; сборнике научных статей «Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность», г. Уфа, 2010; сборнике научных статей «Вестник гуманитарного института ТГУ», г. Тольятти, 2010; сборнике научных статей «Современные исследования социальных проблем», г. Красноярск, 2010; сборнике научных статей «Платоновские чтения: материалы и доклады XVI всероссийской конференции молодых историков», г. Тольятти, 2010; сборнике научных статей «Просветительская и научная деятельность Н. А. Бородина», г. Тольятти, 2010; сборнике научных статей «Власть и общество в России: жизнь и государственная деятельность П. А. Столыпина», г. Самара, 2011; в научных журналах по списку ВАК «Власть», г. Москва, 2010, «Вестник Военного университета», г. Москва, 2010, «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета», г. Киров, 2010, «Вестник Челябинского государственного

университета», г. Челябинск, 2010, «Омский научный вестник», г. Омск, 2010, «Вестник СамГУ», Самара, 2010.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения. Общий объем диссертации - 197 страниц, в том числе 167 страниц основного текста, 21 страница - список литературы и источников, 9 страниц - приложения.

Основное содержание работы

Введение. Здесь обоснованы актуальность, новизна и значимость выбранной темы, определены цель, задачи, объект и предмет, гипотеза, хронологические и территориальные рамки исследования, методологические основы диссертации, дана характеристика историографии и ис-точниковой базы исследования.

Первая глава «Место уральского казачества в культурном пространстве России». В главе выявляются качественные характеристики повседневной культуры уральского казачества, влияние природно-климатических условий и социокультурных стереотипов на их традиции.

В первом параграфе «Влияние природно-климатических условий на быт и традиции уральского казачества» определяется роль природного ландшафта и климата в генезисе культуры Уральского казачьего войска.

Около трех столетий шел процесс формирования Уральского казачьего войска в качестве самостоятельного социального образования. К XIX веку оно имело свое жизненное пространство и достаточные ресурсы. Природные богатства края определили присваивающие формы ведения хозяйства. Главным промыслом являлась рыбная ловля. Данный промысел имел исключительно самобытные черты. Дополнительным элементом хозяйственной культуры уральского казачества стало скотоводство. Ведение хозяйства осуществлялось в трудных природно-климатических условиях и в постоянной опасности нападения кочевых народов, что вынуждало уральское казачество максимально и творчески использовать ресурсы мест обитания.

Во втором параграфе «Особенности повседневной культуры уральского казачества» описывается главная особенность традиционной культуры уральского казачества - военизированная повседневность.

Воинская служба являлась основой жизнеобеспечения казачества. Это существенно влияло на их обычаи, обряды, предметы быта и обусловило приоритеты повседневной деятельности. Боевые качества, ка-

заков способствовали защите нарождающейся общины, приносили доход в виде добычи после различного характера столкновений.

Воинская служба уральских казаков имела специфические черты, что выражалось в системе ее организации, а также в том, как использовалось Уральское казачье войско в стратегических целях российским самодержавием.

В целом, по мнению автора, военизированный образ жизни уральского казачества представлял собой культурную трансформацию от разбойной ватаги до войска. В результате этих социокультурных процессов уральское казачество становится служилым сословием на государственной службе. В XIX веке военная служба проникла во все сферы жизни данного сообщества.

В третьем параграфе «Социокультурные стереотипы уральского казачества» раскрываются сакральное мировоззрение и нормы поведения уральского казачества.

Стереотипы и своеобразие характера уральского казака лежали в плоскости русского национального характера и были его частью. Вместе с тем представления о мировоззрении уральских казаков и суждения об их поступках в XIX веке оцениваются неоднозначно: от острой критики до взвешенного и уважительного отношения. Независимо от позиции исследователя «всегда обнаруживался бунтарь и анархист»1 в среде Уральского казачьего войска. По мнению автора, это было связано с тем, что русский человек интуитивно стремился разорвать тягостный круг отношений и обязательств, которые не давали развернуться творческому началу. Поэтому стать «казаком» для него означало обретение свободы.

Сакральное мировоззрение уральских казаков базировалось на народной мудрости, тиражирующей необходимые нравственные принципы. Оно нашло свое выражение в духовной и социальной сферах и предполагало жесткую регламентацию действий человека.

Одной из сакральных форм мировоззрения уральского казачества являлась конфессиональная культура. Конфессиональный фактор оказывал влияние на все стороны жизни уральского казачества в XIX столетии. Складывание высокой степени религиозности явилось одной из причин прекращения ведения разбойного образа жизни уральскими казаками. В этом проявлялось главное социокультурное значение религии в Уральском казачьем войске - создание и поддержание условий мирного течения жизни.

Практически все войско стояло на позициях старообрядчества и находилось в состоянии раскола с официальной православной церковью.

'Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. М., 1995. С. 6,42.

12

Старообрядчество в среде уральских казаков отличалось фанатичной глубиной вероисповедания. Это привело к некоторым изменениям их ментальных установок и способствовало формированию в характере казачества закрытости, недоверчивости, враждебности. В XIX веке эти негативные стереотипы продолжали подпитываться государственной политикой по отношению к старообрядцам.

Другие культурные особенности уральского казачества проявлялись менее остро и фиксировались в следующих элементах духовной и материальной культуры: языке, фольклоре, одежде, хозяйственной деятельности, быту.

Обобщая, автор приходит к выводу, что каждое суждение об уральских казаках соответствует своей ситуации и своему времени, в то же время данные оценки характеризуют определенные культурные особенности, из которых постепенно формируется единый культурный код исторического сообщества.

В четвертом параграфе «Патриархальные устои в традиционной культуре уральского казачества: сущность и противоречия» анализируется влияние патриархального уклада на образ жизни и менталитет уральского казачества.

Повседневная организация Уральского казачьего войска носила патриархальный уклад, что вполне сочеталось со старообрядчеством. Церковь в любом варианте (первоначально только православная, позже старообрядческая и единоверческая) в культурном развитии уральского казачества представляла собой источник морали и нравственности. В целом это способствовало формированию культурных традиций и укреплению консервативных стереотипов мышления.

Влияние патриархального уклада на образ жизни и менталитет уральского казачества предполагало различные результаты, как положительные, так и отрицательные. Следствием патриархального уклада явилось продолжительное общинное управление, которое распространялось и на хозяйственную деятельность.

Старообрядчество законсервировало патриархальный уклад жизни по христианским традициям с представлениями о крепкой семье. В XIX веке семья для уральского казака стала главным образовательным и культурным институтом. Женщина в казачьей семье в отличие от русской пользовалась большей самостоятельностью и свободой. К XIX веку в традиционном представлении уральских казаков был создан особый образ уральской казачки - хранительницы рода.

Патриархальный уклад в основе своей препятствовал развитию в казачьем обществе здравоохранения, образования и просвещения, что являлось отрицательной стороной данного явления. В исследуемый период значительное количество казаков были вообще неграмотными.

Кроме того, патриархальное уральское казачество упорно сопротивлялось любым нововведениям в войске, связанным с составлением каких-либо реестров, личных документов, требований ношения униформы. Регламентирование воспринималось ими как наступление на старинные права и обычаи.

Анализируя факты, автор нашел подтверждения тому, что уральские казаки сознательно не хотели принимать новое. Информация о новшествах их пугала, потому что нужно было бы отказаться от старого, значит, утратить традиции. С другой стороны, патриархальные устои придавали культурному развитию уральского казачества некоторые положительных черты, такие как равновесие, постоянство.

По итогам исследования в первой главе автор делает ряд важных промежуточных выводов: совокупность оригинальных культурных ценностей, обрядов и традиций позволила уральским казакам занять особое место в культурном пространстве России. Культурное своеобразие уральского казачества проявилось в особенностях повседневной и конфессиональной культуры.

Во второй главе «Уральское казачье войско как новое явление в культуре XIX века» исследуется система ценностей, культурные особенности Уральского казачьего войска в качестве «культурного ресурса» современности.

В первом параграфе «Культурные взаимодействия уральских казаков с народами Урало-Поволжья» анализируется взаимодействие культур народов трансграничного региона, базирующееся на мирном диалоге.

Менталитет, характер и нравы уральского казака формировались в результате взаимодействия с другими народами и отражали всю совокупность взглядов и установок представителей различных исторических общностей региона, а также процесс внутреннего развития Уральского казачьего войска.

Взаимопроникновение культур в регионе шло естественным путем без насаждения и насилия. В целом каждому переселенцу в силу сложившегося менталитета, уральские казаки давали свободу сохранения собственной культуры. Поэтому войско представляло собой пример мирного соседства различных этнокультурных групп.

Существенной предпосылкой мирного диалога с соседями был многонациональный состав уральской казачьей общины. Процесс взаимообмена опытом материальной и духовной культуры между народами способствовал их культурному обогащению.

Во втором параграфе «Доминанты развития казачьей культуры в Урало-Поволжском регионе» доказывается, что генезис Уральского казачьего войска происходил на основе русской традиционной культуры.

Находясь на окраинах русского государства, казачество не могло не испытывать культурного влияния своего большого соседа. Оно проявлялось в различных аспектах, формах и размерах. В первую очередь это влияние осуществлялось через основной состав уральской казачьей общины, в большинстве своем выходцев из России, которые привносили в войско элементы культуры своего региона. Доминирование русских культурных образцов присутствовало в устройстве жилищ, одежде, пище и т. п. уральских казаков.

Влияние русской культуры можно проследить на структуре формирования образовательной системы в Уральском казачьем войске, а также в распространении светской городской культуры в столице войска.

Во второй половине XIX века патриархальные традиции уральского казачества начали терять свою силу, прежде всего в городах, где устанавливались новые светские порядки. Образование и просвещение уральского казачества представляло собой различные формы, являясь своеобразным механизмом культурной трансмиссии. Эти процессы неминуемо приводили к преобразованию норм и ценностей в Уральском казачьем войске. Ядром духовных и материальных ценностей культурного развития уральского казачества явилась русская культура.

В третьем параграфе «Традиции и новации в культуре уральского казачества» исследуются механизмы синтеза различных этнокультурных элементов, социокультурные трансформации в Уральском казачьем войске на уровне повседневности.

Полиэтническая сущность культурных особенностей проявлялась в костюме, языке, в хозяйственной деятельности и иных сферах общественно-культурной жизни.

В результате длительной трансформации костюма уральских казаков выработался такой тип одежды, которая отвечала их физиологическим и духовным потребностям. Эта одежда состояла из компонентов, которые имели различные источники происхождения, но в то же время обладали совокупностью самобытных черт уральских казаков, что принципиально отличало их облик от внешнего вида представителей других социумов.

Несмотря на противодействие духовенства, семейно-брачный канал культурного взаимодействия сохранил свою значимость и эффективность в XIX веке. Была сформирована полиэтническая система свадебных обычаев и обрядов.

Полноценной аккумуляции культурных особенностей не произошло бы без своеобразного уральского казачьего говора. Особенностями уральского казачьего языка являлись: многонациональный состав слов,

обилие русских слов, восходящих к старославянскому языку, способы образования новых слов.

Культурные особенности уральского казачества формировались в результате смешения тюркских, угро-финских и русских культурных элементов, что нашло отражение в предметных и телесных символах традиционной культуры Уральского казачьего войска.

В четвертом параграфе «Уральское казачье войско как механизм передачи культурных ценностей» анализируется социокультурный опыт Уральского казачьего войска XIX столетия.

Национальные культуры имеют разнообразные механизмы передачи культурно-исторического наследия. Одним из таких уникальных способов самореализации человека стало Уральское казачье войско. Через него передавались основные культурные ценности уральских казаков, в нем происходил синтез различных культурных элементов народов Урало-Поволжского региона. Кроме того, Уральское казачье войско было способно предотвращать и разрешать различные внутренние проблемы. Этот механизм в основном сформировался в XIX веке, но и сегодня его полезность очевидна.

В Заключении подводятся общие итоги проведенного исследования, делаются выводы. Нашло подтверждение предположение о том, что региональные ценности творчески перерабатывались в Уральском казачьем войске. Эта система ценностей позволяла им мужественно переносить любое бедствие, а знания, получаемые через обряд, способствовали разрешению большинства внутренних конфликтов. Уральское казачество в процессе исторической практики выработало ряд обычаев и традиций, которые могли и могут противостоять социальным и психологическим вызовам, включая современное общество. По мнению автора, традиция может вступить в борьбу против культурных девиаций, а Уральское казачье войско стать основным элементом культурной трансмиссии в регионе.

Слисок публикаций автора по теме диссертации

В изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Гурская, Н. В. Культурные истоки формирования социально-политических отношений в среде уральского казачества // Власть. - М„ 2010. - № 5. - С. 104-107. - (0,5 п. л.)

2. Гурская, Н. В. Военизированный образ жизни уральского казачества П Вестник Военного университета. - М., 2010. - № 2 (22). -С. 94-100.-(0,6 п. л.)

3. Гурская, Н. В. Религиозное влияние на культурное развитие уральского (яицкого) казачества (ХУИ-Х1Х вв.) // Вестник Вятского го-

сударственного гуманитарного университета. - Киров, 2010. - № 2 (4). -С. 110-112.-(0,5 п. л.)

4. Гурская, Н. В. Патриархальные обычаи как неотъемлемый фактор складывания самобытных культурных элементов уральского (яицкого) казачества // Вестник Челябинского государственного университета. -Выпуск 17. - Челябинск, 2010. - № 16 (197) - С. 74-83. - (0,6 п. л.)

5. Гурская, Н. В. Образование и просвещение уральского (яицкого) казачества в ХУШ-Х1Х вв. // Омский научный вестник. - Омск, 2010. -№ 6 (92). - С. 20-23. - (0,5 п. л.)

6. Гурская, Н. В. Образовательная система уральского казачества в XIX - начале XX в. // Вестник Самарского государственного университета. - Самара, 2010. - №7. - С. 166-169. - (0,5 п. л.)

В материалах международных конференций:

7. Гурская, Н. В. Положение женщины в обществе и в семье как факторы формирования субкультуры уральского (яицкого) казачества // Россия - Запад -Восток. Политическое, экономическое и культурное взаимодействие: история и современность : сб. ст. международ, науч.-практ. конф. / Поволжский гос. ун-т сервиса. - Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2009. - С. 142-146. - (0,3 п. л.)

8. Гурская, Н. В. Образ уральского (яицкого) казака через духовное наследие прошлого на примерах фольклорных источников // Городская культура в XXI веке: стратегии инновационного развития : сб. ст. заочной международ, науч.-практ. конф. (25 октября - 25 ноября 2009 г., г. Сызрань). - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2010. - С. 219-223. - (0,3 п. л.)

9. Гурская, Н. В. Общественное сознание уральского казачества в пореформенный период XIX века // Научное творчество XXI века : материалы II всерос. науч. конф. с международным участием. Ч. 2. // В мире научных открытий. - Красноярск, 2010. - № 2 (08). - С. 100-102. -(0,2 п. л.)

В других изданиях:

10. Гурская, Н. В. Исторические судьбы архитектурных памятников уральского казачества ХУШ-ХЗХ вв. // Платоновские чтения : материалы и доклады XV всероссийской конференции молодых историков (20-21 ноября 2009, г. Самара). - Самара : Изд-во Самарского ун-та, 2009. - С. 224-226. - (0,2 п. л.)

11. Гурская, Н. В. Старообрядчество Урала и Сибири // Вторые Ер-маковские чтения «Сибирь: вчера, сегодня, завтра» : материалы всерос. науч. конф. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2009. - С. 273-275. - (0,2 п. л.)

12. Гурская, Н. В. Патриархальность как неотъемлемая основа традиционной культуры уральского (яицкого) казачества // Вестник

ПВГУС. Серия «Современные проблемы культурологии». - Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2010. - С. 16-20. - (0,3 п. л.)

13. Гурская, Н. В. История культурного взаимодействия уральского казачества и народов Поволжья // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность : материалы IV всерос. конф. молодых ученых. - Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2010. - С. 63-68. - (0,3 п. л.)

14. Гурская, Н. В. Формы проявления локальной идентичности уральского казачества // Платоновские чтения : материалы и доклады XVI всерос. конф. молодых историков. - Самара, 2010. - С. 97-99. -(0,2 п. л.)

15. Гурская, Н. В. Влияние кочевых народов на своеобразие культурного развития уральского казачества // Вестник гуманитарного института ТГУ. - Выпуск 3 (9). - Тольятти : ТГУ, 2010. - С. 20-25. -(0,4 п. л.)

16. Гурская, Н. В. Положение казачества в современном обществе // Современные исследования социальных проблем. №. 4 (4). - Красноярск : НИЦ, 2010. - С. 231-235. - (0,3 п. л.)

17. Гурская, Н. В. Просветительская и научная деятельность Н. А. Бородина // Николай Андреевич Бородин (1861-937 годы) великий ученый и общественный деятель России, Казахстана и США : сб. науч. докл. Ч. 2. - Тольятти, 2010. - С. 71-73. - (0,2 п. л.)

18. Гурская, Н. В. Положение крестьян-переселенцев на территории Уральской области и Уральского казачьего войска в начале XX века // Власть и общество в России: жизнь и государственная деятельность П. А. Столыпина : материалы и доклады межрегион, науч.-практ. конф. (21 апреля 2011 г., г. Самара). - Самара, 201 Г. - С. 102-106. - (0,4 п. л.)

Подписано в печать с электронного оригинал-макета 23.12.2011. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 120 экз. Заказ 44/02.

Отпечатано в Издательско-полиграфическом центре Поволжского государственного университета сервиса. 445677, г. Тольятти, ул. Гагарина, 4.

 

Текст диссертации на тему "Особенности традиционной культуры Уральского казачьего войска в XIX столетии"

61 12-7/309

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

ГУРСКАЯ НИНА ВАЛЕНТИНОВНА

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА В XIX СТОЛЕТИИ

На правах рукописи

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата исторических наук

Научный руководитель:

доктор исторических наук, доцент А. М. Дубовиков

Тольятти-2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3 Глава 1. Место уральского казачества в культурном пространстве

России..................................................................................30

1.1. Влияние природно-климатических условий на быт и традиции уральского казачества...............................................................30

1.2. Особенности повседневной культуры уральского казачества..........................................................................44

1.3. Социокультурные стереотипы уральского казачества............58

1.4. Патриархальные устои в традиционной культуре уральского казачества: сущность и противоречия .............................74

Глава 2. Уральское казачье Войско как новое явление в культуре

XIX века.......................................................................87

2.1. Культурные взаимодействия уральских казаков с народами

У рало-Поволжья ........................................................................87

2.2. Доминанты развития казачьей культуры в Урало-Поволжском регионе .....................................................97

2.3. Традиции и новации в культуре уральского казачества .... 113

2.4. Уральское казачье Войско как механизм передачи

культурных ценностей...............................................................134

Заключение..............................................................................159

Список использованной литературы и источников............ 168

Приложения..........................................................................189

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется современной социокультурной ситуацией, которая имеет тенденцию к глобальной культурной унификации. В последние годы подавляющее большинство государств, а также культурная и научная общественность мира стали проявлять тревогу в связи с возрастающим негативным воздействием глобализации на национальные культуры1. Влияние глобализма является настоящей угрозой для культурного многообразия. Вызывает опасение сохранность культурных особенностей определенных социальных групп, в рамках отдельно взятых культур и субкультур. Массовая культура принижает значение культурных традиций, а в некоторых случаях вовсе ведет к их исчезновению.

На смену традиционным, устоявшимся, иногда устаревшим культурным ценностям приходят альтернативные формы культуры и постоянно продолжается поиск в этом направлении, что является процессом закономерным и, в целом, положительным. Вместе с тем, очевидно и то, что преемственность традиций, сохранение и передача культурных особенностей от поколения к поколению способствует духовному совершенствованию человека и общества. Профилактика и решение многих психологических и социальных проблем таких как одиночество, либо отсутствие желания или неумение создать крепкую семью, борьба с курением и алкоголизмом и т.д., возможны при обращении к культурному опыту прошлого. Человечество из культурных традиций черпает важные знания, но вместе с ними и духовные силы.

История зарождения казачьей культуры уходит в глубокую древность, поэтому она несет в себе много вопросов, связанных со временем и особенностями происхождения казачества. Казачество всегда занимало особое положение в российском обществе: во-первых, пользовалось автономией; во-вторых, обладало рядом привилегий; в-третьих, имело собственную «ка-

!Канаев Н. Глобализация как угроза культурному разнообразию (взгляд из ЮНЕСКО). URL : http://www.ntrust.ru/public.cms/?eid=688997 (дата обращения: 08.08.2009).

зачью культуру». В XIX веке в Российской империи насчитывалось одиннадцать войсковых казачьих объединений5. Из них только три войска были созданы в естественноисторических условиях - Донское, Терское и Уральское. Каждое казачье войско, с одной стороны, являлось военной силой России, с другой, - представляло собой полиэтническую группу с самобытными культурными особенностями. При этом каждое казачье войско имело свои отличительные традиции, которые в совокупности являли собой определенный комплекс культурных особенностей.

Культурное развитие казачества России уже к XIX веку представляло собой зрелые формы. Главными критериями казачьей культуры являлись военизированный образ жизни, полиэтничность, демократизм, выражающийся в определенных долях самоуправления и равноправия.

Необходимость сохранения культурных особенностей исторических общностей, таких как казачество, можно проследить на примере Уральского казачьего Войска. В дореволюционной России уральские казаки являлись частью военного сословия. Дореволюционная история Уральского казачьего Войска охватывает период с конца XVI до начала XX века. Современное уральское казачество представляет собой как потомков уральских казаков, так и молодых людей, добровольно вступивших в ряды землячеств и сообществ. Таким образом, в настоящее время Уральское казачье Войско не представляет собой что-то единое, а состоит из нескольких сообществ и землячеств, созданных на различных территориях России и за её пределами. Часть нынешних уральских казаков проживает на земле своих предков, то есть находится на бывшей войсковой территории в пределах Оренбургской и Западно - Казахстанской и Атырауской областях (Казахстан), часть - в ряде регионов России (Тольятти, Самара, Пермь и др.). Другие проживают в Средней Азии (потомки «уходцев»), третьи - в странах Европы, Австралии и

*См: Донское, Уральское (до 1775 Яицкое), Терское, Кубанское, Оренбургское, Астраханское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Семиреченское, Уссурийское казачьи войска.

США (потомки белоэмигрантов). Появление за последние десятилетия такого количества объединений уральского казачества свидетельствует о культурном возрождении казачьих традиций Уральского казачьего Войска.

Возрождение, некогда угасших, культурных казачьих традиций вызвало интерес в обществе к казачеству в целом и стало предметом исследования социогуманитарных наук в России и за рубежом. История казачества рассматривается научным сообществом как составная часть культурного развития народов Европы1. В настоящее время серьёзное внимание учёных привлекает одна из общих проблем для отдельно взятого казачьего войска - это определение культурной самоидентичности.

Актуальность выбранной темы определяется также состоянием историографии рассматриваемой проблемы. В исторической науке проделана немалая работа по изучению уральского казачества. В дореволюционный, советский и постсоветский периоды проблематика опубликованных работ посвящалась истории и культуре Уральского казачьего Войска в целом, а также многие исследования отличались эпизодичностью по отдельным сторонам культурного развития уральского казачества. Следует отметить, что культурологического анализа культурных особенностей уральского казачества не предпринималось.

Вышеуказанные аргументы позволяют продолжать исторические и культурологические исследования данной исторической общности. Исходя из этого, была определена тема диссертационного исследования - «Особенности традиционной культуры Уральского казачьего Войска в XIX столетии».

Степень научной разработанности проблемы.

Отечественную историографию исследуемой проблемы следует разделить условно на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский. В свою очередь, исследование культурных особенностей уральского

*Удо Г. История казачества в германоязычной литературе // Вестник МГУ. -М., 1993.-№ 1.-С. 69.

казачества освещалось в исторических, культурологических, этнографических и философских источниках.

Дореволюционный период включает в себя работы исторического, этнографического и философского характера. Это различные по жанру попытки объединения историко-культурному наследия Уральского казачьего Войска с теоретическими взглядами на генезис казачества как феномена культуры.

Первые научные исследования по истории и культуре уральского казачества появились в конце XVIII - начале XIX века. В основном они носили этнографический характер. В работах П. С. Палласа, П. И. Рычкова, С. Г. Гмелина, И. Георги и К. Миллер, А. И. Левшина находятся важные для дальнейших исследований сведения об образе жизни уральских казаков1. В этих работах представлены описания природных условий обитания уральской общины и прилегающих к ней территорий, а также информация о характере поселений, об обрядах и обычаях уральских казаков. П. С. Паллас и П. И. Рычков первыми описали рыбные промыслы уральских казаков2. О нравах уральского казачества высказались А. П. Сумароков и А. С. Пушкин3.

|

См.: Паллас П. С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. Уральск, 2006; Рычков П. И. История Оренбургская по учреждении оренбургской губернии. Уфа, 2002; Он же. Топография Оренбургской губернии: в 2 ч. СПб., 1762; Гмелин С. Г. Путешествия по России для исследования трех царств естества: в 3 ч. Ч. 2. СПб., 1777; Георги И., Миллер К. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопримечательностей: в 4 ч. Ч. 4. СПб., 1799.; Левшин А. И. Исторический и статистический обзор Уральского казачьего войска: в 2 ч. СПб, 1823.

2См.: Паллас П. С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. Уральск, 2006. С. 38-55; Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург, 1762. Ч. 1. С. 223, 306-310.

3См.: Сумароков А. П. Избранные произведения. Л., 1957; Пушкин А. С. Капитанская дочка: в 3 т. Т. 3. М., 1987.

Особо следует выделить научные и литературные исследования В. И. Даля1, который указал на особенности языка, быта и нравов уральских казаков. Работа А. Б. Карпова представляет собой сборник оригинальных слов и выражений уральского казачества2.

Во второй половине XIX века появились новые работы об уральском казачестве. Интерес исследователей к этой теме был обусловлен тем, что к тому времени стали доступными многие документы, связанные с восстанием Е. Пугачева, засекреченные ранее. Из многих выделяются исследования

о

П. Щебальского, А. Труворова, П. Юдина . Указанные авторы пытались разобраться в причинах казачьего восстания в Уральском казачьем Войске (январь-июнь 1772 года) и последовавшей «пугачёвщине» (1773-1775 годы), а также определить роль, степень и характер участия в ней уральских казаков. Все эти авторы относились к данному событию, как и к его лидеру, с резким осуждением.

Выдающиеся отечественные историки Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, С. М. Соловьев в своих фундаментальных исследованиях охарактеризовали казачество в целом4. Они затрагивали вопросы происхождения казачества, характер его взаимоотношений с властью, описывали их участие в военных походах и кампаниях, а также критиковали уральских казаков, как зачинщиков восстаний и активных участников различных мятежей.

'См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1. М., 1978; Он же. Уральский казак // Избранные произведения. В. И. Даля. М., 1983.

2См.: Карпов А. Б. Сборник слов, синонимов и выражений, употребляемых уральскими казаками. Уральск, 1913.

3См.: Щебальский Н. Начало и характер пугачевщины. М., 1865; Труворов А. Былое из пугачёвщины. СПб., 1870; Юдин П. К истории Пугачёвщины. М., 1896.

4См.: Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. Т. IX. Калуга, 1997; Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций: в 3 т. Т. 2. М., 1995; Соловьев С. М. Сочинения. История России с древнейших времен: в 18 т. Т. 5-8, 9-14, 17-20. М., 1989-1993.

На рубеже Х1Х-ХХ веков появились комплексные исследования отдельно взятых казачьих войск М. П. Хорошхина, К. К. Абазы, Е. П. Савельева1. М. П. Хорошхин предоставил сравнительный анализ всех казачьих войск по географическому положению, экономическим ресурсам, военной организации, дал характеристику демографического состава казачества. К. К. Абаза характеризовал основные вехи в истории и культурном развитии уральского казачества. Савельев Е. П. уделил особое внимание участию донских казаков в подавлении Пугачевского восстания.

На рубеже Х1Х-ХХ веков появляются исследовательские труды уральских казаков об истории и культуре Уральского казачьего Войска. Наиболее значимые из них работы М. П. Хорошхина, А. Б. Карпова, Н. А. Бородина, А. Д. Рябинина, В. И. Витевского2.

Советский период исследований заявленной проблемы характеризуется теоретическим осмыслением культурных традиций уральского казачества через призму новой системы ценностей советской эпохи. В данном направлении культурные особенности уральского казачества исследовались как краеведческий материал в рамках сохранения культурного наследия определенного региона.

Первые годы советской власти не отличались жесткой цензурой, поэтому работы, связанные с жизнедеятельностью уральских казаков не носили

'См.: Хорошхин М. П. Казачьи войска опыт военно-статистического описания. СПб., 1881; Абаза К. К. Казаки: донцы, уральцы, кубанцы, терцы. СПб., 1899; Савельев Е. П. Древняя история казачества. Владикавказ, 1991.

2См.: Хорошхин М. П. Уральская община // Живописная Россия Отечества наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении: 7 т. Т. 2. М., 1899; Карпов А. Б. Уральцы. Яицкое войско от образования войска до переписи полковника Захарова (1550-1725 гг.): в 2 кн. Уральск, 2009; Бородин Н. А. Уральское казачье войско: в 2 т. Уральск, 1891; Он же. Уральские казаки и их рыболовство. СПб., 1901; Рябинин А. Д. Уральское казачье войско: 2 ч. СПб, 1866.; Витевский В. И. Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военно-гражданской власти в конце ХУШ-Х1Х вв. Казань, 1878; Он же. И. И. Неплюев, верный слуга своего отечества, основатель Оренбурга и устроитель Оренбургского края. Казань, 1891.

идеологический характер. В них содержатся сведения о самобытном образе жизни уральских казаков. Этногеографические особенности края отражала совместная работа К. В. Данилевского и Е. В. Рудницкого1. Следует отметить работу С. А. Судакова, посвященную социально-политическому положению и культуре «уходцев», т.е. уральским казакам, сосланным в 1874 году на Аральское море, Аму-Дарью и Сыр-Дарью за неподчинение проводившимся нововведениям в войске2. В этих работах казаки в целом рассматривались в двух аспектах: либо как враги Советской власти, что касалось «белоказаков», либо как жертвы феодального строя и политики самодержавия.

В основном в научной литературе этого периода дореволюционное казачество рассматривалось как консервативная и реакционная общность, которой не может быть места в советском обществе, а потому и как сила, показавшая в период гражданской войны свою враждебность в отношении советской власти3.

В более поздней советской литературе уральские казаки уже выступают в качестве внешних и внутренних врагов страны, например, как пособники «фашистской Германии»4.

Однобокий взгляд советских исследователей на казачество мешал объективности в освещении многих аспектов, связанных с историей и культурой Уральского казачьего Войска. Такой подход затенил многие историко-культурные аспекты жизнедеятельности уральских казаков. Данная проблематика не была конъюнктурной и считалась мало актуальной, потому что не имела тесной связи с основными общественно-политическими уста-

'См.: Данилевский К. В., Рудницкий Е. В. Урало-Каспийский край. Уральск, 1927;

2См.: Судаков С. А. Уральские казаки - старообрядцы амударьинского оазиса. Алма-Ата, 1933.

3См.: Циркулярное письмо Оргбюро РКП (б) « О политике по отношению к казачеству» от 24 января 1919 года // Известия ЦК КПСС. - 1989. - № 6. -С. 176-178.

4См.: Незримый фронт / сост. С. Коновалов. Алма-Ата, 1967.

новками и ценностями того периода. Внимание акцентировалось, в основном, на волнениях в среде казачества и на его участии в антиправительственных выступлениях, мятежах и восстаниях. У исследователей советского периода Ермак, С. Разин и Е. Пугачев выступали в роли народных героев, спасителей от феодального гнета1.

Работами краеведческого характера являются труды А. А. Чибилёва, Н. Г. Чеснокова, Н. М. Щербанова, Н. И. Фокина, А. Г. Трегубова2. В них имеются обширные сведения об истории культуры уральского казачества. Исследование Н. И. Фокина посвящено казачьей интеллигенции XIX - начала XX века. А. Г. Трегубовым, Н. Г. Чесноковым и Н. М. Щербановым были собраны документальные сведения биографического характера об уральских казаках и выдающихся личностях, которые являлись гостями Войска.

Фундаментальным трудом является «Словарь говоров уральских (яиц-ких) казаков», составленный Н. М. Малечей, который долгое время хранился в рукописном варианте, и был опубликован только в 2002-2003 годах . До

1См.: Скрынников Р. �