автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Освоение восточных мотивов и традиций в западной эстетической культуре XIX—начала XX вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Освоение восточных мотивов и традиций в западной эстетической культуре XIX—начала XX вв."
АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА
На правах рукописи
СУЛТАНОВА НИЛУФЕР ТАЛЯТ кызы
ОСВОЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ МОТИВОВ И ТРАДИЦИЙ В ЗАПАДНОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ XIX—НАЧАЛА XX вв.
09.00.04 — Эстетика
АВТОРЕ ФЕ Р А Т
диссертации на соискание ученей стсиени кандидата философских наук
БАКУ — 1895
Работа выполнена в отделе эстетики и теории культуры института философии и права АН Азербайджанской Республики.
Научный руководитель: —доктор философских наук, профессор Абдуллазаде Г. А.
Официальные оппоненты:
—доктор философских наук, профессор Ниязи Мехти, —кандидат философских наук, доцент Аскерова Н. Дж.
Ведущая организация—кафедра эстетики Бакинского государственного университета имени М. 3. Расулзаде.
Защита состоится -------1995 г>
в --- часов на заседании Специализированного совета
Д 004.06.01 по присуждению ученой степени доктора философских наук при институте философии и права АН Азербайджанской Республики.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Академии Наук Азербайджанской Республики.
Автореферат разослан --»^#^¿¿^-1995 г.
Ученый секретарь Специализированног о совета, доктор философских наук
САФАРОВ Н.
' ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ
Акт^альность_темн. Освоение мотивов и традиций восточной культурм еще с глубокой древности привлекала европейских учв-ученых. В трудах Дж.Бруно, Вико, Кондорсе, Гердера, Сен-Симона, Фихте, Шеллинга и других, красной нитью проводится полопо-ние о том, что Восток есть начало мировой цивилизации. В то же время, среди ряда ученых и исследователей Европы ХУШ-'ОС вв. укоренилась серия негативных моментов. I. При изучении философии, литературы и искусства они стремились во что бы то ни стало отпекать элементы эллинистическо-греческой, вигантийскз-христианской культур. 2. "Пещерный человек" Востока, по их мнению, не способен на глубокомыслие. 3. Начало умственного развития принадлежит ни Востоку, а Греции.
Неправильная оцеш.а Востока, его культуры и искусства, имевшая место на протяжении довольно долгого времени,безусловно, оказала, в целом, отрицательное•влияние на развитие науки и 'сультуры. Чтобы правильно 'понять и 'оценить восточную культуру, следует с ней сблизиться вплотную, жть в ней и породниться, с том, чтобн познать специфику восточного мшкения.С этой цель» з 19Гб г. ЮНЕСКО принял Генеральный проект "Восток-Запад" сроком на 10 лет. Общаг направленность отого проекта ведет к раскрытию наиболее общих черт Востока и Запада.
Все сказанное означает очевидную актуальность глубокого и всестороннего изучения этзп проблемы, в частности такого ее асп;кта, который выведен в названии реферируемой диссертации.
а XIX ~ начале XX вз.
среди европейских ученых было немачо таких,, которые смогли дать объективную оценку Востоку,стремились к глубокому изучению его культуры и искусства. Так, Дж.Дрепер спрпедливо отмечал,что пгэнанче в восто'шом духе *ыло заново открыто в европейском мгплении. По мере дальнейшего всестороннего усвоения духовной сокровип'ницн Востока, богатств его культуры и искусства пози-
1и европоцентризма, отстаиваемые рядом ученых, становятся все более шаткими. В этом плане весьма важной является проблема усвоения восточных мотивов и традиций в западной культуре. Однако гто не означает, что эта проблема до сих пор не затрагивалась и не изучалась. Напротив, уже написаны многие работы в
области философии,искусствознания, художественной литературы, как" европейскими, так и советскими "авторами.^
Об усилении интереса к этой проблеме говорят также кандидатские диссертации философов, социологов, искусствоведов и историков, посвященные проблеме Босток-Запад.^ Проблема взаимосвязей культур Запада и Востока изучалась и изучается в Азербайджане, В этом направлении немало сделано нашими философами, - филологами, историками А.М.Асдановым, Г. А.Абдуллазадз, А. М.Ахме-
1 Антонова O.A., Кузнецова З.М.Музыкальное искусство и религия; /философ.-иоторич;очерк/.Томск,1986; Арабская средневековая культура и литёратура /сб.статей зарубежных у"эных/.М.: Наука, 197в;Бартольд 3.В. Работы по истории ислама и арабского халифата,Соч.,т,6.М.: Наука,1935; Бонгэрд-Левин ГЛ. .Герасимов А.ВЛудрецр и философы Древней Индии. М.: Наука,1975; Бриллиантов А, Влияние восточного, богословия на Западе в произведенное ИоаннА Скотта Эриугенн, СПб,1Л98; Взаимодействие культур Зоото-ка и Запада.-М.'.Наука, 1987; Восток-Запад Доследования, переводы, публикации ,Внп. 1.4.: Наука,1902: Вмп.2,1985; Вып.3,1988; Вып.4,1989; Завадская Е.В.Культура Во-.тотса в современном западном мире.М, ,1987; Конрад Н.И.Запад и Восток.!.!..-Наука, 1?72;Крач-::овскиа И.Ю.Араоская культура в Испании.'!. ,1967; Чакоп^ муга-мы и современное■исполнительское творчество.ТаикентД97о; Никифоров В. Восток и всемирная история Л. :Науки, 1975; Леви-Прован-саль Э.Арабская культура в Испании.'!. ,1967; Роуленд Б.Искусст-
*во Запада и Востока.?.!.,1958; Традиции в истории культуры/".: Наука, 1973; ФильштинскиП И.МЛ'.стория арабскол литературы Л.: Наука,1935; Фильггинсккй V,. ,Шид$ар .".Очерк арабо-^сульманской ку'лотуры.М. :На^ка,1971; Из истории .средневековой восточной философии.Баку, Элм,1989; Проблемы Азерба^танекого Ренессанса. Баку,Элм, 1934; Кули-заде S.A. Из истопим азерба.":ччанскоп философии ЭТ>ХУ1 вв. Баку, 1992; •
о
Абдураттова Н.С. Взаимосвязи pi'coito:"i и азербайджанской музыкальной культур в XIX-XX вв. /1819-1920 гг.: Автореф.дис.... канд.искусств.U.,1986;Бекиров З.А. Гегелевская концепция юс-точного искусства: Автореф.дис. ... канд.философ.наукЛ. ,1980; Мрлькеева A.A. Муздаальнда ииструиеитаонй наро,тз; Среднегс Тос-• тока- в аспекте хузьгкачьно-нсторич'зских' взаимосвязей: Автора1«, дис. ... канд.искусств.Таи:-:знт,1983; Мальберг Я.С.Восточная поэтическая миниатюра /в русском переподе/ п твопчеетве советских композиторов: Автореф. дис. ...канд.искусств.Ташкент, 1988; Салман Абдуллг т&Лвайдо2JÄB.-й- .Wt'gffl«. -
художников XIX - начала XX вв.Л.1988; Хилтухина Е.Г. Проб" лена "Запад-Восток" в изучении худо^нственной культурн: Автореф.дис, ...канд.(*илосо*.науя. 1.198л к т.д.
довым,З.А.Бекировнм, З.Х.Кулизаде, М.Ра^или.?
Прежде чем перейти к анализу работ авторов,иеследовав>чк>: проблемы взаимосвязей и взаимовлияний меяду культурами Запада .и Эостока, следует отметить, что данная проблема в целом до сих пор не была исследована в доплатой мере. Нередко внимание уделялось выявлению наиболее общих черт взаимоотношений меццу Западом и Востоком, Аналитическое рассмотрение теоретической структуры западной историографии и культурологии свидетельствует о наличии в ней методологической уязвимости *односторонности и • предвзятости.
Нельзя не отметить' усилив по критическому анализу трудов западных ученых в работах С.С.Аверинцеза, Б.С,Ерасова.Ч.С.Лазаревича, З.А.Кулизаде и других, в особенности их гфитику Теории куйьтурно-исторических типов Данилевского-Шпенглера,теории локальго-к цивилизаций ТойнбичЗзслутазает одобрения объективное исследование различных аспектов проблемы взаимоотношений западной и восточной культур в философской и иной научной литературе. В указанных работах философов и историков уже получены первые результаты, позволяющие сформировать методологический принципы изучения взаьмоотно-ений мечду культура™ Запада и Востока.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работ» состоит в определении методологических принципов усвоения запад-' ной культурой XIX - начала XX вв. восточных ?ютивов и традиции. В связи с этим в диссертации предусматривается ретениз следующих задач:
- Содержание и истоки восточных идей и образов, -'(¡военных западной культурой; здесь дается ознакомление с. религиозным, философским и художественным наследием древней Индии,Китая и Японии, исследуются вопросы ознакомления на Западе с мусульманской культупоГ; и- культурой Азербайджана.
* Асланов А.Аристотель и его поэтика.В кн. {Аристотель.Поэтика. Баку, 1974; Абдуллазаде Г.А. Философская сущность музш<ального искусства.Баку: "Итнг"Д965; Абдуллазаде Г.АЛузыка,человек, общество.Баку.Язь'чн,1991; Бекйров 3. А.Неувядаемые цветы духа. Баку: "Игаът"',Ю89; Ахмедов Э.М.Арабо-мусульманская Тмлосо^иг Средневековья.Баку,1370: Кулизаце З.А. Закономерности развития восточной философии ХШ-ХУ1 вв. /регион ислама/ и проблема Запад-Восток.Баку: "Эли",1983: Рафшга Ч.Г. Низами.Баку,1947; Его жз. Ранний азербайджанский Рснессанс:в кн. гРаТщли X.Г. "Избранное Баку,1973 и др.; Азимов К.А.Ценностный мир человека в религиозно-философской доктрине Зороастризма.Баку, 1991; Бадалоп Р.Правда •и вымысел'героического эпоса.Баку,Злм819оЗ; Мехтаев Н.М.Эстетическая культура Средневекового Азербайджана.Бацу Длит,190(>.
- о -
Седа относятся формы и средства усвоенит западной культурой восточных мотивов, в том число и достижения в деле изучения мира Востока на Западе и пр.
Методологическая основа исследования. В силу того, что диссертация является философским историко-теоретическим исследованием, она опирается на методологию, разработанную наиболее выдающимися представителями философской »гасли, усовершенствованную классика],ш и творчески продолженную учеными современности. Результаты диссертационной работы выведены в соответствии с уровнем современного философско-историко-эстетическо-го знания, они обогащены эмпирическими материалами искусствоведческих наук.
Научная новизна исследования. Настоящая диссертационная работа являет собой, можно сказать, первую попытку всестороннего и обстоятельного изучения процесса усвоения западной культурой Х1Х-начала-ХХ вв. восточных 'мотивов и образов; она ставит перед собой задачу выработки методологической программы изучения. Научная новизна диссертации определяется совокупностью следующих положений:
-производится сравнительный анализ различных методологических позиций в области изучения и усвоения Западом культуры Востока, указываются особенности этих позиций;
- дается критический анализ европоцентристской и азиа-центристской концепций, показана возможность согласия ме:зду различными подходами;
- на основе диалектики единичного, отдельного и общего отмечается валсная роль, которую сыграла культура развитых восточнкх стран в усвоении мотивов и традиций Западом культуры и искусства Востока, освещается преемственность в общечеловеческой культуре, роль национальной реги нальной культур
в развитии культуры в глобальном маоттабе;
- впервые раскрываются особенности г~>иобдения Запад? к культуре Азербайджана;
- анализируются специфические черты взаимовлияния друг на друга культуры и искусства Запада VI Востока.
Научно-практическая значимость диссерта^юнноД работы. Полученные результаты могут определенны»« образом способстио-
- 7 -
* \ -вать дальнейшему развитии взаимоотношений западной и восточной культур. Наряду с этим,' текст диссертации может быть ис- ' пользован на курсах по истории' философии, эстетики и культуры, в составлении лекций по искусствознанию. В то же ,время она мо- . жет послужить полезным подспорьем'в делэ изучения историко-*.. культур1шх, философских, литературно-художественных и музыкальных взаимосвязей меззду, различными страначм.
Апробация основных положений диссертации. Диссертационная работа была обсукдена на заседании Отдела эстетики Института философии и права АН Азерб.ССР, ВазкнейЕиЬ положения, отра1гаю-щие содержание диссертации, были соо&цеин ка состоявшейся в -мае 1990 года в Азгосконсерватории им.Узеира Гадккбекрва научно-практической конференции "Социальные аспекта развития худо--жестзенной культуры в Азербайджане в древности и средние века" В то же время основное содержание диссертации было.изложено э ряде научных публикаций. : '
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы. •
ОСНОВНОЙ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность темы, устанавливается степень разпаботгяности поставленной проблемы,ставятся цель и задачи исследования, форму .даруется его Научная новизна, обосновывается научно-практическая значимость работы и излагаются этапы ее апробации.
В глч.зе I - "Содержание истоков восточных идей я образов, воспринятых и усвоенннх западной культурой" - раскрывается содержанке, специфика и характер идей и образов Востока,.в разное время 1! по-разному воспринятых и усвоянных культурой Запада. Первый -параграф посвящен освещению-религиозно-философского и художественного наследия Древней йвдил. Здесь, в частности, отмечается, что в Индии сформировалась одна из самых богатых и специфических цивилизаций, которая оказала громадное влияние на развитие культуры и искусства других стран Востока. Индийская культура имеет древнейшую историю, истоки которой связаны с народными обрядами и-ритуалами, обычаями и традиция-
- О -
ми.Тексты ритуальных песнопений отракены в древнейших памятниках Индии - ведах, включающих в себя "Ригведу.", "Ахтарваведу". и "Самаведу!1. Из громадного количества литературы, созданной в Древней Индии на санскрите, до наших дней .дошла небольшая часть: йто - веды, упанишады, брахманы, пураны, араньяки, сутры, джатаки; масштабные эпические творения "Гахабхарата","Рамаяна", "Панчатантра"; многочисленные трактаты, не подцакщие-ся однозначному определению, ибо в них перемешаны религиозные, философские, этические, эстетические, научные и прочие идеи.
Все источники философско-эстетической мысли в Индии можно разделись на 4 группы: I/ Древнее мифы, легенды и сказания; 2/ Художественная литература /эпос, лирика, драма/; З/Религиоз-но-философские, общеэстетические, научные и т.д. трактаты; • 4/ Специальные трактаты.Наиболее ранний из дошедших до нас трактатов о музыке - зто "Гиталанкара" /"Сочинение о красотах музыки"/ Бьарачы /I в. до н.э./ отражающий переход от мифологических представлений к описательно-научны«. Говоря о музыке Древней Ивдии, нужно помнить о ее тесной связи, переплетенности с религиозными ритуалами и обрядами, а музыкально-эстетических идей - с религиозно-философским! идеями.
О религиозных и мифологически;, представлениях племен ¿е-дайской эпохи мокно судить"по памятникам того периода - ведам. Содержащиеся в.ведийских гимнах обращения к богам раскрывают мир ведийского человека, его верования, предстчвления о мироздании. Одной из характерных черт ведийской религии выступал политеизм. Для ведизма характерен синкретизм в описании богов; строгой иерархии"божеств не существовало, не было верховного божества; обращаясь к тому или иному'богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов, в каэдый конкретный момент именно он представлялся главным, несущим счастье и отводившим болезни и беда. Ведийские сочинения изображают богатейший древний мир предков индийцев, елозите космого:мче<;кие представления. Уже в ту далекую Еноху человек задумывался над загадка-ми"шроздэния, пытался постичь причины возникновения Ш1ра,появление всего живого на Земле.
Индийская литература древней эпохи сохранила и донесла до нашего времени огромное число произведений нового,послеве-
дийского содер-яания .Они т'Лходиди уже из иного религиозного мировоззрения и были тан или иначе связаны с Будцой и прославляют его отшельнический, аскетический образ лмзнн. Расцвет древнеиндийской драмы, лирической поэзии, прозы, активное взаимодействие древней литературной традиции с литературами, возникающими на новых индийских языках, приходятся уже на I тыс.н.
В мировом литературном процессе, как известно, древнеиндийская' литература с играла весьма заметную роль, я се значения до сих пор не исчерпано окончательно. Прежде всего - это одна, из великих литератур, данная за'/ечатольнш образцы произведешь разнообразных кзнров: зпоса и лирики, драматургии и повествовательной прозы. В течение двух последних столетий духовная культура Древней Индии нередко воспринимались как загадочное и почти необъяснимое явление. Современная индология ищет ноше пути осмысления индийских религиозно-философских и философских акол и систем, научных концепций и идей, причин их поразительного своеобразия и непреходящей ценности. Но ученым предстоит сделать еще немало усилий, чтобы глубже проникнуть в этот все еще загадочный мир.
Отмечается, ^то многие западные ученые признают ценность индийской философии. Традиционное представление об Индии как о .стране мудрецов н философов получает широкое распространение на Западе уже на рубеже ХУШ и XIX вв. в связи с первыми успехами, систематического изучения ее древне»' культуры.
Первые письменные древнеиндийские памятники сг,али известны на Западе в ХУП-ХУШ вв. Внимание исследователей пре;л,е всего сосредоточилось на религии и миологии. В Европе утвердила ,'Ь представление о "созерцательности", "пассивности", "застойности" индийской культуры. Отметим, что на развитие западной ид-и-логии оказыва^л немалое влитие идеи консервативных, учен1«: н политически,; деятелей, г чпстност'г Лзята, глячля«тго о ненэл-вияности /.релнопндийской щтюпсяции •>» лЪ-г?. Мичлп, мг>р.ч-.г-ч-огаго даче про тип 'ерчина глиз-ч«?Iч** :и "^птольно ч ''IV;'1' ••* древности.
Спкзтттгг -'Р' "}»•"! в"}р>1и>ц,»цтп«з", >'ечот>>.г '" ' ^'чочч:, *зйдкс »тч^.-;.; I' гг'/г,"' г>> - т > ■ п"«т"тг'^'у '•'* " ......, -,•-•■- -.!
Наряду с,этим, Запад знал делую плеяду крупных ученых,труди которых свидетельствует о стремлении к всестороннему и объективному ,рассмотрению связанных с нею проблем. Помимо У.Джонса ' /конец ХУШ в*/, следует.назвать Г.Кольбрука, Ч.Уилкниса, Х.Уил-сона, Э.Елориуфа, -Х.Нврна,'Т.Рие-Дэвидеа, Г.Якоби, Р.Гарбе, А.КеГса, опубликовавших и критически проанализировавших важнейшие памятники древнеиндийской философской и религиозно-философской литературы. Велики заслуги русской школы индологии в изучении индийского культурного наследия. Русские востоковеды рассматривали историю индийской цивилизации-как органическую часть мирового' культурного процесса /что, впрочем, сочеталось у них с глубоким пониманием ее своеобразия/. Всемирную известность получили" работы К.И.Минаева, В.П.Васильева, С.Ф.Ольд'енбурга, Е.Е.Обермиллера и прежде всего Ш.Й;Щербатского. Заметных успехов в этой области достигли и советские ученые.-В СССР были опубликованы многие памятники древнеиндийской словесности, религиозно-философские тексты, научные.трактаты, изданы монографии и статьи, посвященные историко-культурному развитию древней и раннесредневековой Индии.
Во втором параграфе освещен процесс проникновения китайской культура и японской поэзии и графики на Запад® Автором подчеркивается, что при исследовании древневосточ;-нх культур, необходимо учитывать ряд факторов, сводящихся в целом к' следующим положениям: I. Преодоления европоцентризма. 2. Учет специфики источниковедческой базы для указанного, региона данной эпохи. 3. -Учет традиционализма, пронизывавшего все сферы общественной низни. 4.. Синкретизм восточных культур. 5. Синтез искусств. 6.Мифология, в которой оказались запечатлены первые эстетические взгляды древневосточных народов.
Культура Китая - это 'результат интенсивного взаимодействия ' различных этнических общностей. В истории древнекитайской культуры можно выделить три.стала: доклассиЧеский /71-Ш в.до н.э./, послеклассическкй, особенно ханьскиЛ период /206. г.. до н.о,-22 л г.Н.э./, китайское средневековье - начиная с С в.
По древности и самобытности китайская культура сравнима с йндпДской. Так, китайская музыка, как и индийская^ восходит к ритуально-обрядовым формам искусства.
Порвкм исторически достоверным* творцом философской теории
в Китае был Конфуций, осознавший тебя выразителем духотой традиции жу - образованных, ученых-интеллектуалов, чье наименование стало затем терминологическим обозначением для конфуцианцев,
Древнейшая книга Китая "Дао дэ цзин" /конец У1 а. до н.э./ "Книга о пути к добродетели", авторство которой приписывается Лао-цзы /"Старый мыслитель"/, выносит суровей приговор наличному бытию, современности. Надо сказать,, что древш.е китайцы представляли мир в виде господства двух духов: Инь и Янь. Первый олицетворял все зешое, второй - небесное. Первый вобрал в себя все низменное, второй - светлое, чистое, возвышенное.
Ранние поэтические тексты дошли до нас без имен их авторов.. Сгсим авторитетом Конфувдй собрал и комментировал их, как говорит предание.Впоследствии они стали каноническими.
Канонам буддийскому и даосскому поовгцвпн целые тома на различных европейских языках,но, кроме библиографии и общих сводокэ серьезпь-х трудов имеется мало.
Самое древнее из доведших до нас произведений из числа дреших народных лзеен и культовых гимнов - "Шицзин" /"Книга песен"/.
В УЯ р. н.э. в Китае жил и творил худо:шик У Чао-1?зн.Всз критики превозносили его как лучшего мастера живописи. В истории культуры древнего /Китая видное мзето зашчаит "восеш, великих людей времен Тан и Сум". Эти люди - многогранно одаренные: публицисты, поэты, философы, историки, общественные и государ-' ствэнные деятели.
Рано появились я Китае и 'философская проза. Она строилась в основном в 'форме диалогов, вопросов и ответов или притч. ГлавниТпредмет беседы - человек.
Становление японской литературы происходит в УП-УИ ва., но истоки ее уходят далеко в глубь истории, гз недра народного песенного творчества, которое берет свое начало ло меньшей мере в Щ в.н.э. В истории японской культуры,опирающейся на сохра-кившиеся письменные источники,существует определенный разрыв: после китайского памятника "Вэйчот /И в./, рассказывающего о . . стране Вя, и фрагментов хроник У в. следуют уже первые образцы японской письменной литературной традиции --"Уложение сётоку-тайси" /604 г./"! летописно-мифологические, своды "Кодзихи", "Нм-хонсёка'', "Фудоки" и акталогия подвиг»
Древнелпее народное верование - Потсдама - 'Ле Синто "сзра ¿з ,дуп;у слова", т.е. вера в магическую силу слова, играло первостепенную роль в земледельческой обрядности , и "в сопровождавши:: ее песнях и многое определило в развитой самобытных черт японской поэзии, в ее характере, содержании, стлле, легло в основу японской поэтики и эстетических предстазлен"й. Зто била синкретическая стадия в развитии поэзии, когда она еще не получила Права на самостоятельное существование как особый вид литературного творчества.
Судить об упомянутом вюте древнем периоде в истории японской литературы позволяют материалы, сохранившиеся з керзнх письменных памятниках Японии /К1 б./: "Кодзикм" / 'Записи древних дел"/, историческая хроника "НиХонги" - "Анналы Японии, исторн-ко-^еограТмческие и этно-топзг'рйфичзокие загаси "Фудоки" -• "Записи о землях и нравах" и гюрзнй собственно жтературнк.л памятник письменной поэзии "Чаяьёса'' /"'Собрание шркад листьев"/.
К У." в. культурные связи с гл?те;иком обролк регулярна и о^'лциальннй з.ар&ктер. Еодьиое значенко приобрел ¿уд фзя, пришедший в Японию в У1 в. Но, наряду с этим, в японском б;'.ту сохранялся религиозно-магический р;:т; -хл синтоизма с его мнигобо-жием и всякого рода обрядами. К ХП в. к власти пришло вое но-$еода*ьное сослопие и во главе стг.аш стал воено.чельнич /сегун/; период с УШ по ХП вв. когда столицеЛ Японии 6мл г.Хэ".ан /"мир и покой"/, тмекз носил название Хэ"чн. Литература, созданная в этот период, составила* классический этап в история японской культуры.
Трагиз* исторических события., прсисходквпх вех-ми в стране, наяел слое обобщенное вкрадеше не только в поэзии и повествовательной литературе - гумнах. Дальневосточная цивилизг (пч породила и созерцательное искусство, целью которого бито воссоединение человека с природой, адаптация микрокосма личности к .макрокосм бытия, в круговороте пещей, саыопосткжснке в процессе интроспекции и художественного творчества. Главное, что открыли, для себя западные деятели культуры внаследии Японии,таи-,лось не в области техшчееккх ::удо:г:остБькных приемов и не в области рациональных логических построений. Различия обнаружились з самом характере шроог^ущения, в мектальности, созерцательности восприятия.. ,
Едва . ли не сакшш ревностными почитателями. искусбтйа'Лио-
нзп бгли братья Гонкур:-!. Не -':алэя ни денег, -ни времени, братья Гочкурн "охотились" за альбома-я гравюр,бронзой, лаковыми шкатулками,В своей привязанности к лпонскону искусству они били удиви-только шслвдооатвлыт и щзпеустрочлйннч. Э.Гонкуру удалось напечатать '.три :л531и две спои работ»!: "Хокусай - японское искусство ХУЛ! в." /1894/ и "Утэморо •• чудогник зеленых доков" /Е95/.
Отмечается, что японское классическое искусство, в особенности гравюра и поэзия эпохи Токугзгоа /1603-1867/, Броямото обесценение на своей исторической Родине,сыграли па'-хнейшую роль в становлении современной западно., литературы, живописи, архитектуры. Поверхностная мода на "китайские редкс.ти", захлестнувшая Европу еще п конда ХУШ - начата XIX вв., и впервые про "удивиел интерес к Дальне?^ Зостоку,спустя несколько десятилетий уступила место глу^кочу,1ш?дчквому изучению феноменов японской культуры. После того,как э Т^5о г. з Париже появился альбом гравюр Хокусал, Япония надолго овладела умами художников.Гравюрами японских мастеров увлекался Ионо,иш интересовались и Майе, Дега, Гоген, Тулуз-Лотрек и Ван Гог, оставивший автопортрет в обличье донского монаха.
"Когда рано на рассвете я сел на циновку у окна, -вспочпнач Р.Тагор после первого посещения им Японии,- я понял,что японцы не только прекрасные художники, - огм превратили асю жзяъ человека в искусство"... Что поразило меня больре всего в ваяге!? дт;л-не,это то,что пи постигли тайнн природы не методическим расчленением,но непосредственной интуицией. Вы постигли язык ее литы и музыку ее красок,гармонию в ее непропорциональности и ритм сг.о-боде движении..; Вы поняли,что природа черпает свои силч в Лор-.-а1 красоты и что именно живая красота и^ в подви~ном раяновесте..
На рубеже Х1Х-ХХ вв.так называемый "японкам" в европейо сом искусстве гп'-изел к рождению совершенно нового направления в эстетике,' известного как лгй'по^ааи . Это направление,помимо -<нт!о-Пис1Г и графики, охватвало таппе архитектору и скульптуру,керч'.';'--ку,прикладное и садово-парковое искусство.
Отражение этих влияний чояно раз глядеть и а гюпу;г!г,'!нг?н!;т.-'''-рачи движения за "Човоо у.сгусстЕо" г?члч анг ли-'учо: ригг Э.Годппн и А.Либерти, ле-'ОЧ А.Гк;:лсп т ямсу .г iv.fiА.Уисг.':ог.
Болатинство крупных писателе"! ПХ-штчдл. '/Т. тг.
отдали дань —сео^е'^ увчзчсч!»- . Оро-.н г-1
I Рабчндраяат ТторЛ^дсюн.-.-.мгь'Тг.,тг>тз,е. г:3.
имена Золя и братьев Гонкуров,Готье и Эредиа, Ри-„ана к Пруста, Правда, шонс.чие реалии в еаропа icKO.'j прозе слу скорее свидетельством "кода сезона",шгк-дл серьезного тяготения к дальневосточной эстетике, опойствонного художника« и архитекторам,поэтам то"- поры.Часть интют.иген! <ди, главкьм образом, творческой,стремясь преодолеть традиционный европоцентризм,обратилась культуре Востока, в частности к дзанской философии и искусству,увидела п них множество плодотворных идей. Влияние учений дз'он на развитие культуры и у себя дома в Японии,к за рубежом - в Европе и Амзри-ке, оказалось весьма плодотворным, но но столько в собственно философском,сколько в этническом и гстетико-худолествепном плане.
Что касается японской лирической поэзии /эпическая почти незнакома Западу по сей день/,отмечает автор, то она явилась для европейцев и американцев какбы квинтэссенцией всей китайско-японской "созерцательной" эстетики. Если танка и хайку,в силу известной ограниченности художественного диапазона,и не могли перевернуть представления европейцев о прекрасном,то они по крайней мере показали,что в м;;рв существует иная,отличная от христи-глской и мусульманской,высокая культура, иное понимание/красоты, иное осознание места .точности в окружающем социуме.Тождество с целостность,7; бы'.ля у-тслигеля японцам как аксиома.Всякая система-помеха. Истина раскрывается,когда ее пересгаэт искать.Всякая система символики и иносказаний, где-все подчинено зна-штельности символа, привнесенного извне, было глубоко чу:хдо эстетике чань, ¡I которой непосредственность и потому гатокая доступность восприятия искусства фигурировали в числе основных закономерностей.
В японской лирике почти полностью отсутствует .дидактизм. Нет г ней и патетического накала, и трагического пафоса.Идеи гражданственности выражены исключительно в опосредованной форме.
Сатирическая и комическая японская поэзия,получившая илвост-тюсть на Западе всего лишь несколько дееятилег:.! назад,псегда била отделена от классической "чистой" лирики непреодолимом барьером,
Хзйакская поэзия,как и вся литература в целом,носила ярко jiwpi енкнй пр::лворНцй характер:она культивировалась при дворах императоров и их регентов, отр-к'ала ткзнь дяора,придворный этикет, Bvycu и интересы аристократии. '
■ Первые европейские исследователи к переводчики--японской чао-" зии, обяапдвмив ище-весьма очу'нчм и прибли- eimwi прчдог.чвлением о прлшргаях по-.-,'. ,и тчнка я .хайку, ииту/гично угадывали пооти«сс-
кий склад "японской души" и глубоко чтили многовековую культуру стиха,закодированную в изящных,но *.е всегда доступных .миниатюрах. '
Таким образом, отмечает автор, первый период приобцёния западного читателя к поэтическому наследи» Японии,охватывапций период с. 90-х годов ХУН века до начала Г,0-х годов XIX века, знаменовался прежде всего стихийным тяготением к экзотической культуре стр'ны Восходящего Со.лнца.Большинство переводчиков зиделй ь японских'стихах не столько глубинный смысл,сколько очаровательные безделушки в восточном стиле,милое допо^ление к коллекциям гравюр, мирм, вееров, мечей и кимоно,столь популярным в период наивысшего расцвета "япо-нигма" на Западе.Однако и переводчики,и некоторые читатели,а срсди них в первую очередь поэты - инстинктивно улавливали за штриховыми образами танка и хайку нечто большее,чем сгонтанный гмоцпональный ьсплеск.
В третьем параграфе автором предпринята попытка очертить и раскрыть основное содержание идей и образов мусульманской культуры. Автором сразу лее делается оговорка,что понятие "мусульмеяскпй" по отношению, v культуре, эстетике,искусству и т.п. условны и относитедь ны,так не как я понятие "христианская культура".Столь же условны и понятия "Восточны!! Ренессанс", "Мусульманский Ренессанс".В реферируемо" диссертации эти понятия используются в том *е пначетш, в . каком они фигурируют в работах Н.П.Конрада, 'Л.И.Нинубидзэ, И.С.Брагинского, А.5.Лосева, и.Г.Разили и др. Понятие Ренессанса в отношении к восточным, в том числе мусульманским странам включает,по меньшей мере, два момента: во-первых, период наивысшего расцвета культур* /"золотой век"/, мусульманской цивилизации, во-вторых, связанное о- эти?! периодом развитие концепции гуманизма, внимание к проблеме человека.Процесс гуманизации в мусульманской культуре,как и в гапэдно-европейской, шел в основном в двух направлениях: с одной стороны, очеловечившие бога, создание образа совершенного человека как высшего проявления бохества и приблияеше к нему божественного человека.
Чак известно, философия,наука,искусство ислама,отличаясь само-бчтностыэ.внеслк свой значительный вклад в развитп культуры всего человечества.
"Несмотря на существенные различия в уровне общественной жизни, национальных традиций и исторической с„дьбе, - пишет И.М.^илу.!- ' Т1"вс:;пй, - в результате сложного и длительного процесса взаямокж-j-нил,а в -.:онечиг : итога и синтеза культур,втянутых в орбиту и^лячд
народов,создается некая единая общая для ряда народов мусульманская культура,определившая на многие века их мировоззрение,ч> традп:цш, янзнелннЛ уклад, нравственные ноши я идеалы,лсг/агогшо, общественные учреждения и модель поведения".* К перечисленному следует доба-вити такле художественную практику и "эстетическую ынсль.
Иелгу сумел выполнить слою объединительную функцию благодаря тому,что он утвергздал племенное "равенство" Есех мусульман.Основу ислама составляет, как известно, учение о едином, всемогущем,все-ведсущем, вездесущем и милосердном верховном божества - творце,правителе и верховном судии мира. За'Шейгапм принципом мусульманского вероучения выступает догмат о божественном предопределении: все в мире совершается по воле бога.СтерНень мусульманства образует фатализм. Другим принципом мусульманства является строгий традиционализм, на котором осноЕан принцип каноничности искусства.
Нолем, как и другие мировые религии, учит смирению и послушанию /само слово "ислам"'означает покорность/.Вечно актуальной в исламе бгта проблема борьбы с чувственностью, желаниями,страстями. Одна из ваянейших задач философии /этики/ и* искусства заключается, по Газали, в нахождении "способов исцеления Души и преодоления ее страстей".*" Вот почему в мусульманской культуре ьзсьма своеобраз-ннй характер приобрели взаимоотношения религии и искусства.
В диссертации отмечается,что.в конце ХУ1-начале ХУЛ вв. в европейской литературе сформировалось фклоорианталистическое тече-гиз,вершиной которого можно считать восточнугэ драматургию Вольтера а "Персидские письма" Монтескье. 3 этих знаменитых произведениях Восток служит лишь декорацией, иногда маской для выражения освободительных идей западного просвещения .Философски обобщить то передовое,что действительно содержится в культуре Востока,что представляет непреходящую идейно-эстетическую ценность и должно б^ть органически соединено .с передовой культурой Запада, сумел Гердер. Его философские статьи, сборник "Голоса народов" не только подготовили почву для идей западно-восточного синтеза,чо и поселли первые его семена. ■ ;
Однако честь первооткрывателя этого синтеза и понятия "мировая литзратура" принадлежит ученику Гердера -. великому Гете .Публикация в 1019 г. "Западно^восточного дивана" В.Гете свидетельствовала о Форумройаяки в новое вре?<1я интерзенейпего в мировой культуро явла-
1 згальитинскиЗ И.М^ШидТ'ар Б.Л. Очзрк арабо-му;:ульманской кулътгриЛ'. ,1971, с.9.
• ~ Алъ-Газали.1!зба1 йщиЛ от заб^"%'5«кия.В кк.: Лито тог/и »-кроной. философии.Т.1,с .II, с.748.'
ни я - западно-восточного литературного синтеза. "Ориентализм",^;.-, точная экзотика били,>;ак известно,излюбленным художественным npi.e-мом романтиков еце до Гете. Гете тоже не пренебрегал ятям,но ему удатось творчески,во всем блеске своеЛ поэтической индивидуальности, органически соединить достижения двух культур - восточной и западной. Для Гете, так г.е как и для Гердера,культура Бостона означала и поэтические образы Библии к Корана, освобожденные от их узкорелигиозного восприятия и классическую литературу, презде всего персов,но также и арабов, и турок, а позже и китайцев.Блестящим памятником западно-во с точно го синтеза является "Западно-восточш)" . диван'', снабженный бесценным пр:'лощением, в котором Гете выступает как исследователь.
Одним из ложных,но расхожих мнений в отношении ислама является утверадедае,что ислам запрещает искусство, й первым опровержением подобного мнения является сам факт существования искусства в странах ислама, отмечал Л.Нациньон, тлея ввиду прежде всего музыку. Ко, как мы знаем, и другие виды искусства существовали и достигли значительных вершин в своем развитии.
При анатазе литературы и искусства исламского периода в неразрывном единстве выявляется,во-первых, отражение в-художественном творчестве самого человека, его деятельности, борьбы и омоцион^ъ-но-духовного мира и,во-вторых, стремление воздействовать на vo.r.c- • века, переделать его.Такое стремление - не что иное,как идгйнс-.'и-тетьчеокиЬ" принцип любого истинного худогяшка.
Отмечается,что литературные.« .Jил^софсяие связи Визякти«г..к'1-го Востока со с гранат н Запада составляют одну линн-о нр-лемствоинлг--ти в развитии литературы и философии. Наряду с этой била еще другая линия, связывавпая философии ирано-арабского культурного мирэ с философией стран Запада.
ФЛюсофия ирано-арабского мира явилась результатом усл.г:Л многих народов, кагщый из которых создал своп культуру,но набдзо относительной общности их исторических судеб, одинаков-тх в какой-то мере путей социально-экономического, политического и духовного -развития возникли философские,естественно-научные и обс^сцкнно-гголитические концепции, ме;гду погорят оказалось того обцего.
Интересную интерпретацию мусульманского искусства дал тот ; ? Л.Час'.шьон. Он с.-оттал,что все виды мусульманского искусства основаны на "постулате мусульманской метафизики" - Пип »w.ivwopeH,преходящ, изменчив, постоянен и вечен лишь бог. Татга-: 1Р«дзтпп."он::е о мире, естественно, налегало отпечато-? и иг. i'cfyoor»ot -»»ч
иередио носит условный, символический, аллегорический характер. Кго:.:е того, абсолютной изменчивости,неопредэленнос-ти всех вещей и явлений в реальном мире и мире в целом, мусульманское искусство противопоставляет канон, как неизменное, стабильное, прочное,надежное, вечное,
Н.И.Конрад отмечает,что с XI по ХУ вв.на Востоке ыгли и творили гигами Хагани, Низами, Навои, Рудаки, Руь.л, Хафиз - великие поэты; Аль-Фараби, Аль Вируни, Ибн Сина, йбн Рошд,Сохраверди, Ур-меви, Бахманьяр - ученые-философы. Интересно, что в их литературных к философских произведениях человеческие конфликты странным образом отсутствуют. Драма стала возможной лить в шиитском исламе с его концепцией о добровольном /хотя и необходимом/ мученичестве Хусейна с концепцией его судьбы. Что касается доисламской поэзии, то ока почти не содержит мифологического материала, в ней можно найти лишь скудные следы астралыгк мифов, которые, возможно, были известны уже в последние века язычества. Ислам не внес в литературу никакого мифологического ¡элемента.
По мнению автора, следует еще и еще раз отметить не'поддающееся измерению влияние, которое Коран оказал ка арабскую литературу, а через нее и ьа литературу всех языков,на которых говорят мусульмане. Понятно,что Идеи и фразеология Священной шиги наложили на прозу еще более неизгладимый .-тпо«аток, чем на поэзию.
Отмечается,41 с мыслители .мусульманского Востока того внимания уделяли проблемам ;судОл:эственногэ творчества вообще и музыкального в частности. Подлинный творец музыки до.ххен облагать прежде всего музыкальным даром, талантом; во-вторых, знанием теоретических правил.музыкального искусства; в-третьих, способностью постоянно оттачивать свое мастерство в упорных упражнениях, Сн должен обладать такке высоки;«: нравственными качествами.
Музыка существенно отличается от других видов деятельности: она - сугубо духовный вид; ее. Достоинства музыкального искусства зависят-от двух условий: от искусства, 'ззятого само но себе и от впечатления, вызывае.-.;ого да;-в ду^ах людей. Они зависят также от степени мастерства того или иного творца и исполнителя.
Вслед за пифагорейцами "Братья чистоты" разделяли музьпг на небесную и земную, уделяя основное ннимшше последней.С конца 1Хв., когда А')бапидски1 халифат перевивал глубоки" .?чономлчрок::й,г.оцкаль-но-политичоскк<?. к духовно-культурный кризис, ет(рокую деятельность
ролкиваля представители суфизма, течения, сочетавшего в себе эяо-шито шорйх религиозно-филоссфеиж доктрин п оказавшего болытоо влияние на все области дуговноГ. "иг.чи мусульманского Бостона -рзлигии, догма-гику, философию, этику, литератору, повит.
Воображение и но пригнаиа'-ось цоль» ж№тратуры,
на творчест-ир способности чолозз"Л, принято бчло сг-:отреть рзссютс-тичзекк.о гфзво на божественное одохгоззеггие признавалось липь за. пророка!"!. Природе но оставляли иапгт^с прэв. Литературе, поет: то роли архива /дкняча/ гпз:гп о^щзстпл. подлетал о ткюотягъ дао"ну;о Функции - наставления и развлечения.
В диссертации отмечается, что необычно* г-изнсспособность культуры Востока во isiorow определена гуманистической с э суты-о.п центре ее стоит человек, мерилом величия которого выступают его моральные и интеллектуальные достоинства.
В четвертом параграфе исследованы связи и процесс приобщения Запада к культурз Азербайджана. Автором отмечается, что Азербайджан, по причине своего особого географического и политического положения, всегда лаходился на магистральном пути общения мояду Востоком и Западом. Создавая свою материальную и духовнум культ; ру, Азербайджан б'-л активным не только в усвоении опыта других ¡народов, а принимал деятельное участие и п историческим развитие, о 1 :>-гащении культур этих народов. На начальном этапе перед наукой стояла задача: сосредоточиться на изучении локальных, мекна^юн"::'— иых культурнме связен, конкретных проблем. Одновременно доджа £■:<••• тись и разработка общетеоретических и методологических ^опросои, конкретизация тех направлений,по которым' долгшо производиться :г'з.--нктелько-исторнческое, типологическое изучение,
Одной из таких проблем,подчеркивается автором, является вен-рос об исторической периодизации взаимосвязей азербайджанской чулл-турн, в частно зти литературы с литература;«! народов нира.Трпдюдоои-но здесь выделяются четыре важные эпохи - древность, срадновекопьо, новая эпоха к современность, соответственно котор!?? различается четыре системы исторических способов культурных к литературнкх взаимосвязей, которые прошла азербайджанская i-ультура /лптерпт.":!"./ в своем развитии.^
Черты ксторикс-типологического сходства "•уду уктшздн-т г»>-лениями обнаруживается з идейном и психологическом содержании, ч
1 См. : Гад-г'ев Л.Л. Проблемы нзучетпи р.ззрбайд'лнско-йврэпойс-';:-/ культурных взт.гюсвчззЛ.В таг. : "д-акско-европойсга:-з .тлтзра-
турнке взаимосвязи.Паку, T32Z-, с.4.
мотивах и сжштах, в поэтических образах ц ситуациях, в особенное-ти какрсЕОй композиции и художественном стиле,но, конечно :т, с довольно о&'/етгта рзсуо:до?шь'и, ксходта:ш из рялл-ичиц п coijt-агыю-историческом развитии. Так, серьезного изучения в историко-гииологическом ас.юктб,например, эосле-лгооет е'пос "Китабк Деде-Коркут" относительно европейского героического эпоса, или,скажем, ооциально-филлсофскиЛ, эстетически* пангоипм Наоями и европейской философии,а таю« поэзии эпохи FsneccaKca Х1У-ХУ1 вв. Немало созвучного можно найти мзг,ду гароьозз^юниом, поозге" Ч.Физули к взглдда.'.'и, настроениями последних представителей Европейского Возрождения.Много общего мояно обнаружить также мекду культурным фено ;енали Азербайджана ХУП-ХУЕ вв. и езропеЭскгго позднего средневековья. 'В работе К.И.Конрада "Запад и Восток" выделены несколько вздоз сравнительно-типологического исследования явлений культуры Востока и Запада: сравнительное изучение двух культур,mies-■ вж в прошлом историческую общности; сопоставление тех сторон Востока к Запада, которые существовали ь одгнаковые исторические периода; сравнительное изучение явлений восточной и западно" культур, существующих рне како;>лчбо исторической общности; обнаружение тилологг-иэскоч общности, яознккие.; независимо друг от друга; изучение связей и влиянгй одной культуры на другу«.
Подчеркивается, что сравнительное нультурозеденче вн^г'.лось самостоятельную дисциплину еще в конце прошлого столетия.Однако методология его до сих пор остается спорной. В конце ХК в. в периодической печа -и бсо больше появляется оведени" об азербайджанских писателях,все больше переводятся их произведения .Именно тогда' Европа открывает для себя Низами. Европейские поэты говорят о влиянии на них поэзии Низаыи /Г.°те/, образца азербайджанской классики вовлекается в общетеоретические литературные, эстетически г системы /Гегель/. Геголь допивал краткую биографию Низами. Лизами, по его слова«, - "чуткий и высокоодаренный ум.
Гете ояиснваот Ниэгак не только как Бвжгкого поэта и юют-тэяя.по и как великого эстетика и философа. Ьемецкип чоэт и мыслите" . справад.п.во восклицает,что восточному поэту вовс.е ничего не стоит поэг.ести час в облака,а оттудч сбросить на секте и иаоботот. ЕвропаЗскис исследователи XH-XIX 'мого пишут об А-кидч, и о д.лтя^ азорб^д-лансаге поэтах-чнечи-
"€ЛЯК.
АзербаЛдаагтская история,культура, современная дз.'ствительноо^ь ■ "„ходят отражение в путев-« затеках, художественных произведениям» эпистолярном творчестве европейских путешественников, ученых,г'са-телей,общественных деятелей /Л.Дюма, Ф.Боденштедт и многие другие/. Благодаря стараниям Ф.Боденчтедча получает всеобщее признание пов-зия Мирзы. Ша^и Вазеха.Вскоре был!1: осуществлены и переводы комедий "Я.Ф.Ахундова.
В 80-х г:\ прошлого столетия стихи ы.'Ляфи у;-.<з звучали на .многих языках Европы и Азии. Жизнь и творчество г.'ирзы Шафи были любимой темой ке тольтго литературоведов и переводчиков,но и некоторых поэтов,писателем к композиторов.
В плеяде ьцс1::щ:та;я востоковедов пропитого ''.А.Казем-беку /1С02-Ю70/ по пр^ву принадлежи«; видное место. Труды Ч.Казач-бека - "Мюридизм к Kaii;ль", "Лаб и о'абидгг", оригинальные тсточнигсовед-чес!сие исследования обогатил;: представления о движении горцев !0лв-каза и бабчдекои восстаний в Иране, о разлихих периодах истории народов Востока ц ггусульлапском законовчдегпш. Работы ученого,изданные на многих европейских и азиатских язш{ах, вдрохо известны за предела;.« его родины - в Явропе.Азии Й Африке.
Со свое-; стороны «зерЗаБд-акскай интеллигенция /УЛУ.-JX. в а./ -А.Бакихано; Ахундов, Ч.71.Зазех..'tyrгстгеисни3, И.З'гзкров.Г.Эзр-дэСи,А.Ахвердоз,^.Гчх':'ахда;[11:лги,Г.З.Ч^.енсзг1:шли,/1.Сах:<аг* гс другие, проявляет знг'ЧчтрльныЛ интерес к евролойокой культуре, о? '.адзваат ее де.'гокр.:.тк<-'ес;отг.:и тотдициями к опытом,обогащает азербайдеиансгуя литературу "еяропзйскн-.г.;'1 тепами, образа«;, жанрами, художественны«! средств,¿л: зчразктельнзети и изобразительности, сэциально-философскими и этническим! идеями и т.д.
Перед исследователями, обращетощимися к этой новой системе взаимосвязей;, возникает увлекательная и богатая сравнительно-типологическая тематика; и каждая из выбра: шх тем мояет стать ;тред-кетом научпхе изысканий, срашнтельно-тнпслогп^есних.обоб^еяий, которые могут серьезкейг/л образом обогатить нллл представления как о самой азербайд-ланской литературе, так и об язербаг'.д":акско-европейегшг литоратурныг: взаимосвязях.
Во второй глав'-j рассмотрены и шюанаяизароканн "2op-ibi и средства освоения восточных мотивов в западно»1 культура".Анализ начат с освещения истории п процесса воплощения восточных идей и образов в западной культуре /§ Г/. -
Подчеркивается, что. во все истор5ич8с;г.из эпохи,особенно, в Мо^оо ^ремя, вкдш.:е ;;e.'iTejM культуры v науки Запада .открывая»
собч непреходящую ценность культурного наследия народов Востока 'ь соединяли его с достижениями передовой культуры Запада.На этом, пути наукой конца XIX-начала XX вв. сделано весьма много.В трудах ученых был дан анализ жанрового состава и истории эпосов восточных народов,исследована предыстория эпического творчества,его мифологические и сказочные истоки,берущие начало в перчобытьом фольклоре,а также архаические формы эпоса,Одновременно наблюдается и усиление интереса к проблеме восточных влияний в европейское фольклоре.Гл:<~ венствугсщим пафосом поисков в трудах исследователей выступает иафо; тождества фолыглорного. материала на всем гтротядеям Евразийского континента.-
Конец ХУШ - начато XIX вв. явился переломным моментом в истории освоения- Западной Европой гультуры Востока.Иг/герос к госточной теме был так велик,что:некоторые исследователи употребля:от примени тельно к этому ¿ремени ..снятие "восточного ренепсшва" /» сшсле ренессанса классической литературы Востока на Западе/. Среди значительных: поэтов английского романтизма мы не нгГ.дем ни одного, л чьем творчестве в той или иной фор !в не отразилось Си обдее увл-зне нив Востоком.Каибольш^е развитие не лучи л я англи'ск""[ лнтсрчтуре ь а то время жанр поемы на восточны"; снг^г.
Здесь 1.о автором от;.ючагтся,чг.о театр Зосюка стал фактором, воздействующим на художественную культуру Запзд.ч, знатлтольно по зле чем восточная литература г; изобразительное искусство,а именно, лишь в 90~е годп XIX зека. На протяжении всего зека, т.е. в опоху,когда две историко-культурные общности - Восток и Запг-д, - начал!" нродук-тивно осваивать друг друга,появлялось юкало описании тех или иных видов зрелищных искусств Востока,принадлежащих пору европейских ордоита№стоз,этногр£фв,путе.пэс^вечккков. К концу сто'.этил запад-'нуе ученые стали.интересоваться текли театральной -с^етикой Восток
Проблема влияния культур восточных народов на ффкпрогчнко ев ронейского эпоса имеет давняя историю.Начиная с книги Т.Г-онфея "Панчататнтра"/1059/,она постепенно обретает форму научной доктрины и, получает теоретическое обоснование,порождая целее напрагленге ... Обращегае к конкретном;' историко-культурному материалу литера тур показывает,что из всех известны:: литератур древности - египетской, кумеро аккадской, хеттской, хурритсхой,угдаит"кой,фин11кийской, китайской, ивдийскей,иранской,греческой и римской - в средние вокз ц новое время КЗ; прорзаяк своего су^естзогажш и развития лдааь китайская, :ивдийскал, иранская, европсЗск&я. Что те кагагтс,я грсчсс-. кой и 'р!5МСК0Й,то они передали частично свои традиции и даже яаиз ссртветотвепно -византийской. я "молода.!" среднеиекоак« литературам Еорот*•
Во втором параграфе автором предпринята^ попытка раскрыть' в линии 1 восточных художественных методов и стилей на западное искусство В частности отме"ается,что в XIX -начале XX вв.не одно поколение ученых и худознигов писало о своеобразии восточной культуры и ее отличи» от западной. В качестве доказательства моАио' привести слова русского читаезеда Й.Бичурина о том,что з Китае Чгд. видим то что есть у нас,и в то \те время видим,что все это но так,как у' йм, ■ там ¡даого находится вещей,которые мы имосм,но тагт исэ в другом виде".* Аналогичного рода суждения иотю. встретить п в книгах европейских авторов,рассказывающих о'б Индии,Японки и других азиатских странах. ' ■
Автором подчеркивается,что, исследуя культуры народов Востока, нельзя как недооценивать,так и переоценивать их роль и место в процессе мирового культурного развитш,рассматр!вать их с. европоцентристских, тба с востокоцецтряйтских .позящйи Не следует подходить к ним с заранее подготовленными схемами,пытаться втаскивать в жесткие рамки,навязывать некорректшй теркгаш, имение,как правило,сугубо "западный" культурный контекст: Подобное'."насилие"-над. материалом ■ может-привести лиг* к искалочию истинной картинй,к игйортрозаниз национальной специфики -анализируемой культура. .'
Отметим,что процессы взаимодействия и-взапмообогащения культур Востока и Запада яя.^тотся ватной движущей силой щзогресса кроной культуры.Однако не следует забывать ^чйз лр:* взалыовлиянии культур идет отбор и заимствование не только лучшего,но нередко и ло-:-редствздаого,ординарного.
Все сказанное свидетельствует о том,что расширение' связе", вовлечение во всемирный культурногисторический процесс населений пр-э:.и;с отдаленных районов,большие социокультурные изменения., относящиеся почти ко всем областям общественной' гагат различных стран и народов, с особой остротой ставят вопрос о мелшультурном взаимодействии,о его роли в эволюции локальных омических культур и развитии общемировой цивилизации.
В этом же параграфе отмечается,что на протяжении всей истории отноыений \:елду арабо-мусульманским и западным '.«ром не раз »/от'-тлп;.; ^ представление арабов о Западе и' Западной культуре.Так, з средни» пз-ка- пусульмане не о-дуг;али потребности подражать Западу. В -коло:?.;ал%-нмй период в арабской оС^естяенноЛ тохя наметилась' кл5оло*гиа,ис«л как традиционного,так и современного идзалоп.Гольиая часть инт-'-лт.'--генции восприняла западну.ч детюизаф» ?чк обрэзец и счит>л1,-.го 'у-
1 Китай в гражданском и нрадэтвэнно«: V!? {'•¡г.-".
;'л ки "о I "я. Пе '-ии, КIЛ с Л.
дущее арабских стран связано с Европой.Для периода национально-освободительных движений характерно пристрастное отношение к национальной культуре и традициям, представление о том,что сущностное ядро арабо-мусульманской цивилизации моиег стать ядром цивилизации мировой .Наряд' с отим все больше сторонников приобретает концепция синтеза традиционной и современной культур.
Автором подчеркивается,что важней чертой мировой культуры в контексте исследуемой проблемы является проявившееся с конца ХУ1-начала ХУП вв. тяготение культуры Запада к Востоку,ко'торсо преломляется в насыщении ее ориенталистской проблематикой.В литературе, живописи, музыке и других видах западного искусства развиваются специфические, художественные формы отражения мира Востока.На Западе получает развитие философский и художественный ориентализм - явление сложное к неоднородное.
Автором такта отмечается,что, хотя ориентализм, восточная экзотика быти излюбленными мотивами у европейских романтиков, эта тема, несмотря на'наличие многих серьезных исследований, раскрыта и осмыслена еще не р, полной 'мере.
В конце XIX - начале XX вв. проблему "модернизации путем синтеза" культур Востока -и Запада- решали Р.Тагор.Нухаммад Икбал в литературе и истгусств8,Анин-ар-Рвйха1™,С.Р?цхатфишнан,Дл:.Неру,Кечаль Атэ TijpK в политике и общественной мысли.
В третьем параграф« предпринята попытка моделирования процесса отражения восточных мотивов в западном искусстве. Автором отмечаете): >¡хо в период романтизма европейская литература хорош знала уже игр; восточными масками и инкрустирование поэзии "восточными мотивами" -езожзтами, образами, персонажами, "орнаментом", т.е. внешними восточными атрибутами. Среди других, романтиков Гете,например, сумел творчески,во. всем блеске своей поэтической индивидуальности,органически соединить достижения двух культур - восточной и западной.
Во Франции интерес к Востоку пробуждается особенно сильно в Bet Ариеля и Расина. Таг, Расин наго.сал на основе восточных мотивов !рагэди:о "Ваязет", а Мольер включил турецкий дивертисмент в cboi ко-г.'е;-пю "Мецанин so дворянстве".
■ - 3 заключение параграфа упоминается об отно'чзнтт Г.Гессе к 3;>отс ку.ГоЛйШинство ра^от о нем,по миешш одним о^ ;пм не-
достатком: в зависимости от того,под .углем тп.сс-1атри.«ач7с 1
творчество Гессе,писатель объчМяетли п> тропаганднетом дзои-бу• ■■ ма.то ггроповод1л:ком дросско" или кои'уцчянако" трздп^п;,-' т.) ■>.. к« ортодоксйшпм плслэд01'ьтулм' vhlr'v.f: г й ",ri".r:i-vr yt¡'>l'v .
Однако ориентация на культурное наследие, - отмечает аятор,-процесс далеко не однозначный.Он ведет к приобретение,!,'! в то :га время к потеря»-?. Словом,национальное начале в культуре зачастую связывается с возвратом л старине,незыблемым сохранением архаичных духовных стереотипов и икстлтутов. Взгляды,идущие от абсолютизации религиозно-философских идей от отождествления понятий "религиозное" и "национальное", создают искаженные представления о характере культурного наследия народив Востока,о национальной счеци'шгсе их культуры. Подчеркивая приоритет восточной философии, общественной мысли, художественного творчества, авторы, выступающие с востоко-центристских позиций,'пытаются доказать,что многие пластические произведения европейского искусства, обязаны своим возникновением культурному влиянию стран Востока. Крайне преувеличивэя имевшее место в средние века влияние восточной культуры на западную, они рассматривают как реальные факты различного рода предположения и гипотезы.
В заключении делаотся вывод о том,что вачно признать:'Западу ну:кно знать и древний,« новый Восток, Вез этого знания Западная культура будет беднее и одностороннее.Что бы сверилось, наконец, давнее и желанное, глубокое и подлинное единение Востока к Запада, . необходимо полное взаимопонимание.
Содер. анпе диссертационной работы отражено п следунсрйс публикациях автора:
1. Гегель и восточное искусство Латеркалы Республиканской-' •научно-практической конференции.Баку.1990 - 0,4 п.л.
2. Проблема отношения к природе в. Древнем Китае и Японии /на азербайджанском языке/.Философские проблеет экологии.Первый выпуск. Баку.~Элм.1991, 0,2 п.л.
3. Гете и Низами /на азербайджанском языке/.Поэтический, философский и муэнкачьнкй мир Низами.Баку, Элм.1991 -0,2 п.л.
4. Западные,философы XIX века и проблемы Востока.Чатериалы конференции "Проблема развития музыкальной культуры стран Ближнего г среднего Востока".Баку.1991 -0,3 п.л.
5. Запад и культурное наследие Востока.Материалы конференции; "Опыт исторического развития музыкальной культуры в Со~отском Азербайджане".Баку.1991 -0,2 п;л.
6. К вопросу о природе мироздания в контексте др^вноиндайско-го вед\1с1ма.З|:олог11я.?илософи^.Чультура.У' выпуск.Баку. 1995 -0,Па.л.
X v/ Л А € в
Диоодртаои^а''* кириа.ики фвсил.ньтить да библиографий ада н иба-ргтдир.
XIX ы XX .ворин вввбятриндб Гарб търьфинден гаврашлан Шерг обраьлары Ев кда1алары,онлзрчн назлун se .м-зн^-'лари диссэртаси1ада бир оыра..рэкиокал оаЬалерв б&лтнтр.йьиин саНэлерин Пар бириндя.о чуыяздэк- гедим Ьинд,1апйни1а вб Чин иеДбниЦетлбри.игселман мвдвни1 Твги,ен Hahaier иое Аэёрба1тан'м>двнм:п£>ти ьтрафлы иькилдб твНщя orflijrp.
Сок шей оср ьрзинде гедим Ьиндистаннн мб"ньви медвииЦьти чох вахт гетрй-ади,изаЬи огматан бир надпО.а кк»и т.вгдим опунурду.Ьир оара тарихп ososfl-tap тзгкдзн дин ви фелсефа бурада сир-оириле чул-. -галалмао ийкилдв.вв н^рпккзб гаряияыГлы тв"оирдв июсииаф мииедир. Твдгигат иииндв Ъивд дини-феловфи иыстеб вз еиетемлерин.елми кок-cenowia во идеталарнн д'зрк'едияиесйнин ieun -|оллары тедгиг олунур. Гедим Ьинд медани11етинин Оерг ве Герб ха.лрларинин ивдвниЦвт ве ■ инчесёнитине то"^«?« хтсуои ге-)д'едклир.
Чин ве 1апони1ада инсан.'. чвмип'1ьтинин узун иикииаф прооеон нетичеоинде мв"нбви мвдвниЦsvmh мтхтэлнф формалари таранаоаг ин-килаф эдиб твкииллвлийвдир.тбдгигат. И1ИНДВ Пимин ©лв&, хаягларынин федсефи-астэтик твоегвтрлвринин сабиг.типолокк moíist во хтоусц-j-i вт-лври агшар эдилииЕДир.
Мв"Лум оаду-í? л ими, иолам дин и бир чох халгларын медени^вт вб инчосенигинин инхимафинда 60.fxK рол о*намывдир.Ислам, фолсефоси элм'ве инчбсекитии «з тегсраролуимаз чйпвтлери бтевлтвде 5в«ьри мвдвтгпегин ингииафына «з т-е^фосини вэро билмиадир.Диоовртаои1ада гепд сдияир ки,антик ирсязг танаиа ¡Норгин ¡'темная иодвнип&ти Гврбин фвлсвфе ве медениЦвтинин иккикафына ваазсиэ та"сир уестер-.миядир., ■ ' ,
Твдгигат ияиндс Азербаттан вз Аврогкг'*медбни елагелэри кэн.чо л ивкилде твдгиг олуниупдур.Герб орИенталиогикасцкда ики иаденяглв-тик гаэдняигьы те"сири пробязииник го1улуьу se инкиаафынз да хелли 1йр.'5эрилникдир.Шврг мгдониЦатин';' АЕроласенттрист бахыляарцн тен-гиди иле -1аиа«ы,аситасентриз« ме^лльрйнин тенгиди. дь диггетдэн 1*атнниаиывдыр.
Нетичед» белв бир фикир,день- двнэ геч'д едияир ки,бьверет'1ет тарихинде за'-ирви Герб во йьрг бир-биринв гарин дуран гтз?ч. ¡.ими ;<©ргновлер дв онлар нв"ьвви мвдьниттст севи1тсойкдь даа;л бир-би-рини зенкинлввдириияявр.
. Srarary .
The Dissertation consists of Introduction, two chapters, a Conclusion and a Bibliography.
The views and ideas oi the East, their contents and sources perceived by the West in the XIX and at the beginning of the XX centuries are divided in the dissertation into several regional spheres each of which Is-studied in detail this la the Culture of Ancient India, Japan, China, ISussulnan Culture and finally the Culture of Azerbaijan.
In the course.of the last■two'centuries the spiritual culture of Ancient India has often been apprehended as a mysterious and almost an inexplicable phenomenon. Here the religion and philosophy have developed in a complicated reclprical action*for some reasons. The Dissertation studies the new vrays of comprehending the Indian religious - philosophical and philosophic schools and systems, se^entlflc conceptions and ideas, and the reasons of their striking originality and unfading values. A particular emphasis is mentioned upon the contribution of the ancient Indian Culture to the development of cultures and arts of other Eastern and Western countries.
Different forms of spiritual culture have come into existence and have perfected themselves in China and Japan in the process of the development of human society over a .long period of time. The scientific work brings out the stable typological traits and peculiarities of of philosophic - aesthetlcal notions of the nations of these countries.
As is generally knowi the Islamic religion has played a great role in the history and culture of many nations. The philosophy, science and art of Islam have alwoys differed by originality and
have made a considerable contribution to the development oi the culture oi all humanltary. It- Is noted In the dissertation that tlie culture of Mussulman East side by side with the antique heritage has made a grandiose Influence upon the development of the Western philosophy and culture. The ways of development of the Mussulman culture, the reflection of Its Ideas In the Western art, the Influence of artistic methods and styles on the western art are retraced as well.
The Dissertation as an Integral research represents the studies of the greatest thinkers of the past dedicated to the studle3 and assimilation of the Azerbaijan literature, culture and science and retraces the historical-typological relations between Azerbaijan and European culture. The scientific work brings out the influence of the Western orientalism, its best models • in the process of interpenetration and mutual influence of the two cultures. Side by side with the criticism of Europeancentrlst views on the Eastern culture the other extreme has also been noted, that is an Aslancentrism which is "a considerable obstacle In studying the cultural Interaction and mutual influence of the East and the West objectively.
. In conclusion we can say that although the East and the West have resisted each other outwardly In the history of humanity, they have constantly enriched each other on the level of spiritual culture, however.