автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Отчуждение личности в русской и индийской философии

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Головко, Ольга Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Автореферат по политологии на тему 'Отчуждение личности в русской и индийской философии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Отчуждение личности в русской и индийской философии"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА

Специализированный совет (К.053.05.88)

/ В СЕН Шо

На правах рукописи

ГОЛОВКО Ольга Владимировна

ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В РУССКОЙ И ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Специальность — философия: 23.00.03 — Политическая культура и идеология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва — 1993

Работа выполнена на кафедре мирового политического процесса философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Научный руководитель — доктор философских наук, профессор Ю. М. Павлов

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор В. В. Бродов кандидат философских наук, доцент В. П. Игнатовский

Ведущая организация — Московский институт химического машиностроения, кафедра философии.

Защита состоится « » 1993 г, в часов

на заседании специализированного совета (К.053.05.88) по филосовским наукам в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: Москва, Ленинские горы, 1 корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, 11 этаж, аудитория

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки имени Горького МГУ (1 корпус гуманитарных факультетов).

Автореферат разослан « » 1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета

Э. Н. Цыганкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теми научного исследования. Происходящие в мире бурные политические изменения, противоречивость и многообразие современного мира, усложнение локальных и глобальных опасностей ставят перед обществоведами задачу изучения политических и социокультурных процессов, свидетелями которых мы являемся. На рубеже тысячелетий человечество оказалось ка грани глобального кризиса цивилизации. Перед нал встала реальная проблема выживания. Опасность ядерного уничтожения и глобальной экологической катастрофы, духовный и нравственный кризис современного общества, конфронтация бедных-богатых государств, агрессивный национализм, регионализм, сепаратизм, все возрастающее насилие, препятствующее развитии гармоничных отношений между разными странами - эти и целый ряд других негативных явлений мирового политического процесса обусловлены возрастанием отчуждения в современном мире.

Состояние современного общества можно охарактеризовать как состояние всеобщей отчужденности. Отчуждение - один из главных социокультурных процессов современности. Оно охватило все сферы человеческой деятельности, все регионы ветра, пронизало всю мировую культуру и отдельные культурные образования, породило целый ряд глобальных проблей.

Сфера проявления отчуждения все более возрастает по мере усложнения мирового политического процесса. С ростом производительных сил, с усложнением предметного мира человека отчуждение приобретает все новые формы. Индустриальная цивилизация породила, в частности, технологическое отчуждение - отторжение человека от достижений науки и техники в результате одностороннего

развития научно-технического прогресса, а отчуждение от природы достигло гипертрофированных масштабов, вылившись в глобальную экологическую проблему. Отчуждение, равносильное экологической катастрофе по масштабам своего проявления, действует и в социокультурной и нравственной сферах. В результате гипертрофированных форм отчуждения поставлено под угрозу существование неэкономического типа личности, целых культурных образований, чуждых духу рыночных отношений, насквозь пронизавших современное общество, ориентированное на потребительство.

Индивиду противостоят самые разные структуры современного общества: техника, бюрократия, политика, право, природная среда. Отчуждение вкралось и в отношения мезду людьми, в процесс человеческого общения, став неизбежным спутником человеческой коммуникации. Нарастание слоя неподлинного общения, основанного на рыночной зависимости людей друг от друга, приводит к разобщению, потере связи между людьми. Подмена субъекта общения псевдосубъектом, его ролевой маской, ведет к усилению степени отчуждения человека, в итоге - к одиночеству - неотъемлемой составляющей отчуждения. В условиях, когда одиночество стало одной из глобальных проблем, автор обращается к восточной "культуре молчания" в противовес западной "культуре слова", к невербальному общению, основанному на эмпатии, позволяющему человеку раскрыть свою уникальность, преодолеть изоляцию и отчужденность.

Отчукденческая проблематика чрезвычайно широка. Она содержит в себе онтологический, культурологический, психологический, политический, социально-экономический аспекты. Такие извечные проблемы человеческого существования, как проблема поиска смысла человеческой жизни, отношения человека с Космосом, свободы выбора и ответе?венности личности, конечности человеческой жизни -

бесконечности Мироздания, поиска "золотой середины" между любовью к себе и к иному, возможности реализации внутренних тенденций человеческой натуры не в ущерб окружающему миру и людям, - все это также включается в проблемы отчуждения. Большой значимостью характеризуется и психологический аспект проблемы: как переживается человеком состояние отчужденности, какие негативные последствия влечет за собой такое состояние, что нужно сделать, чтобы смягчить воздействие негативных отчужденческих процессов на человека.

Отчужденческая.проблематика проявляется как на социальном, так и на индивидуальном уровнях. Отчуждение носит тотальный характер, является одной из острейших глобальных проблем современности, без решения которой невозшкно решать проблему выживания человеческого рода.

Отчуждение - категория, характеризующая человеческую жизнедеятельность на протяжении всей истории человеческого существования, феномен, препятствующий единству человека о миром. Исходя из двух уровней, по которым развертывается человеческое бытие , отчуждение проявляется: I. На уровне конечного в форме субъект-субъектного и субъент-объектнаго отчуждения и П. На уровне бесконечного в форме отчуждения от свобода и отчуждения от целостности (от природы, от власти, от шрали, от политики, от Космоса...).

Если социально-экономическая проблематика отчуждения довольно широко исследована, то такие формы отчуждения, как отчуждение от культуры, от природы, от власти, морали, политики, до сих пор недостаточно изучены. Неслучайно в данной работе автор попытался сделать упор на социокультурную сторону проблемы отчуждения. Перед современной наукой стоят следующие вопросы: Что

происходит с духовным миром человека, с ценностями человеческого существования и культуры в результате все более возраставшего отчуждешш, охватившего культуру? Во что превращается в данной ситуации сознание общества и отдельного индизида? Каковы особенности отчуждения в современных условиях и каковы средства, с помощью которых возможно его преодоление? Какие из аспектов проблеш решаются на уровне целостной системы, требуют координации усилий на международной арене, привлечения политических средств, а какие монет и должен решать для себя каждый человек самостоятельно? Какога роль культуры и культурного взаимодействия в преодолении отчуждения? Какова роль человеческих способностей в разрешении отчугденческих ситуаций? Каким образом можно задействовать механизм личностного противостояния негативным видам отчуждения, подключив резервы человеческой природы?

Отчуаденческая проблематика, касающаяся различных ее аспектов, решение которых должно осуществляться как обществом с помощью политических и экономических преобразований, так и на уровне конкретного индивида, активно исследовалась западными философами, восточной мыслью, а также русскими философами»

Проблеш отчуждения личности, нуждающиеся в урегулирования на уровне конкретного индивида, получили более серьезную, нежели в западной философии, разработку в русской и индийской философских традициях конца XIX - начала XX века. По мнению автора диссертации, глубокое проникновение в суть наименее исследованных форм отчугденческоЯ проблематики, в частности касающейся вопросов отчуждения личности от ценностей человеческого существования и культуры, осуществимо с помощью сравнительного анализа традиций индийской философии и русской филосолско-культурной традиции - своеобразного моста мезду Востоком и Западом.

Говоря о противоположностях культур Востока и Запада, диссертант рассматривает данные культурные традиции в самом общем плане, умозрительно, учитывая услэвность терминологии Восток-Запад, сложившейся в философских и культурологических представлениях.

Обращаясь к сопоставлению двух культурных традиций - России и Индии, исследователь пытается изучить проявление феномена отчуждения на онтологическом, гносеологическом, психологическом уровнях, осуществляя поиск меры сочетания преимуществ интровертивности Востока, развертывающей потенции творческого "я" с экстенсивным охватом действительности, присущим экстра-вертивности Запада.

Обращение к диалогу различных культур при рассмотрении проблемы отчуждения, по замыслу автора, должно способствовать выявлению того ценного, что вносит в постановку и решение проблемы каждая из культурных традиций, которые, несмотря на различия, опираются при решении отчуаденческой проблематики на ценности человеческого существования и культуры, учитывают свойства человеческой природы.

Использование понятия человеческой природы, проявляющейся

V

в потребностях человека, основные среди которых - потребность в любви, творчестве, общении, позволяет по-новому подойти к проблеме отчуждения, исследовать еа в тесном контакте о потребностями личности.

Степень разработанности теш. Под влиянием философского осмысления отчужденческой проблематики к данной проблеме все чаще обращаются политические партии и общественные движения. Вопросы, связанные о отчуждением человека, прямо или косвенно освещаются в научных работах, программных политических докумен-

тах, выступлениях политических деятелей, публицистов, в художественной литературе, в периодической печати.

Проблема отчуждения личности насчитывает богатую историю. Отчуждением занимались еще древние греки Аристотель*^ и Платон, французские философы-просветители рассматривали возникновение общества в качестве источника отчуждения человека. Центральной стала категория отчуждения в философской системе Г.Гегеля. Антропологическую интерпретацию отчуждения дал Л.Фейербах. Его мысли развивали Б.Бауэр, П. Пру до н2^, М.Штирнер. Большой вклад в становление проблемы внес К.Маркс. В полный голос зазвучала тема отчуждения у первых романтиков: С.Киркегора, Ф.Ницше, Г.Зим-меля, усмотревших противоречие между творческими и объективированными формами культуры. Огромное место заняло отчуждение в философии экзистенциалистов.

Западная социология достигла больших успехов в исследовании проблемы отчуждения, в связи с чей автор диссертации счел необходимым обратиться к трудам западных социологов и политологов. Западной мыслью исследовались различные виды отчуждения. Так, Ы.Вебер изучал проблемы бюрократии - результата отчуждения власти (си. его "Хозяйство и общество", 1921). Э.Дюркгейм ввел понятие аномии. Р.Блаунер разработал целый ряд модальностей отчуждения. Э .Фромм широко исследовал влияние отчуждения на поведение и чувства индивида. М.Симэн дал классификацию критериев

1) См.: Аристотель. Политика // Сочинения: в 4 т. - М., 1984, т 4

2) См.: Прудон П.Х. Бедность как экономический принцип. - М., 1908; он же. Что такое собственность? иди исследование о принципе и власти. - Спб.: Леонтьева, 1907; БауэрБ. Трубный глас страшного суда над Гегелем. - М., 1933: Штирнер М. Единственный и его достояние. - М.: Индивид,1906; он же. Единственный и его собственность. - Спб., 1909.

отчуждения, "работающую" при эмпирических исследованиях. Проблематику отчуждения не обошли стороной Х.Ортега-и-Гассет, Д.Рисмен, Р.Мертон, Б.Мэрчленд, Е.Сорокин, Э.Шилз, А.Печчеи, М.Фарлор, Р.Парсонс, Д.Белл^. Ценная заслуга в исследовании отчужденческой проблематики принадлежит русским философам -П.Флоренскому, И.Ильину, Н.Бердяеву, В.Розанову, Д.Иережковско-цу и др., сумевшим поставить целый комплекс отчувденческих проблем, исследовать различные формы отчуждения, предвосхитить многие аспекты проблемы, связанные с развитием техногенной цивилизации. Русская философия характеризуется оригинальным, нетрадиционным подходом к вопросам отчуждения личности, глубиной проникновения в суть проблемы, исследованием ее во всем многообразии аспектов.

Как уже отмечалось, перед человечеством, живущим в рамках различных культур, стоит одна и та же проблема - проблема отчуждения, поэтому неудивительно, что отчужденческая проблематика получила разработку в западной философии, в восточной, а также в русской философской мысли, успешно сочетающей в себе черты экстра- и интровертивности.

Тема отчуждения нашла своеобразное преломление в учении индийского мыслителя Свами Вивеканацды, посвятившего многие

I) См., в частности: Дюркгейы Э. О разделении общественного труда. - 0., 1900; он же. Самоубийство. Социологический этюд. -СПб., 1912 I Bell D. ВигЛсгасу in modern society.-N.U., 1956: Bell D. Jhe Cultural Contradictions of Capitalism.-N.tf., 1976; Blauner R. Alienation and Freedom. Jhe factory workerfeyid his industry. - Chicago, 1964; Ргошя E. Escape from Freedom.-N.3., 1941; Prota B. Beyond the Chains of Illusion, - H.3., 1962; Pronm E. Marx's Concept of Man. - H.?., 1961; Foucalt Ы. Power/knowlege Selected interviews and other wrig;'.tings, 1972-1977. - Brighton, 1980» Ceyer R.F. Alienation theories.-Oxf, 1980; Kurchland B. Jhe Age of Alienation. - N.3., 1971; Rlesman D. Jhe fcnely orowd, A study of the changing American character. - Hew Haven, 1961; Shaff A. Alienation ae phenomen. 0*f, 1980.

страницы своих трудов данной проблеме. Русская и индийская философские традиции, исследующие отчужденческую проблематику, несмотря на их специфику, характеризуются схожими чертами, обусловленными, в первую очередь, моментом интровертивности их духовности. Эти фкло о офск о-куль турны е направления осуществляют комплексный анализ человеческой природы, уделяя огромное внимание Субъект-Субъектному виду отчуждения как наиболее сложному. Центральной тенденцией в обоих подходах является признание в качестве одной из альтернатив отчуждению любви и творчества, самореализации личности. Антропологический ракурс в совокупности с культурно-аксиологическим подходом, роднящий обе традиции, позволяет проникнуть в глубь отчужденческих процессов, которым оказывается подверженным человек, жизуошй не только на Западе, но и на Востоке.

К сожалению, не все вопросы, связанные с отчуждением, исследовались столь широко, как того бн хотелось, в современной отечественной философии. Изучение социально-экономического аспекта проблемы оттеснило на второй план изучение остальных видов отчуждения: основное внимание было сосредоточено на проблемах отчуждения труда. Тем не менее, некоторые обществоведы неоднократно обращались к теме отчуждения личности. Среди них отметим' Э.Ильенкова, А.Огурцоза, Б.Асмуса, И.Кона. Более обстоятельно исследовалась проблема в рамках психологии и эстетики.

Девяностые годы ознаменэг-ались взрывом интереса к отчуж-денческоп проблематике. Проблема как бы рождается заново, ведутся оживленные дискуссии. Новый подход к теме характеризуется плюрализмом мнений, пересмотром ряда воззрений прошлого. К чертам нового подхода следует отнести признание: - существования нескольких уровней отчуждения.

- непреходящего его характера,

- существования как негативных, так я позитивных форм отчуждения (отметим, что в работе речь ведется о необходимости преодоления негативных его форм).

Особой значимостью, на наш взгляд, отличаются работы Г.С.Батищева^, исследовавшего проблемы отчуждения в тесной связи с проблемами человеческой коммуникации, Н.И.Лапина, В.Н.Сагатовского, В.М.Лейбина.

Поле исследования отчужденческой проблематики чрезвычайно обширно, но несмотря на это в проблеме осталось немало белых пятен, что и заставило автора обратиться к ней. Исходным пунктом при рассмотрении отчуждения личности диссертант выбрал место человека в системе целостности культуры. Способна ли личность, обладая свободой индивидуальности, "вписываться" в закономерные структуры естественно-исторического процесса, способна ли сочетать свободу самореализации с любовью к иному? Такие вопросы ставила русские мыслители а философская шсль Востока, Задачи преодоления отчуждения при таком подходе возлагаются на человека, что представляется нам как нельзя более актуальным в условиях кризиса техногенной цивилизации, свидетелями которого ш являемся.

Пели и задачи дсслздоодрщ. Цель исследования заклтаотзя в осуществления анализа проблемы отчуждения в рашах кульяурио-философскях традиция России а Индия, а также изучении путей преодолеют отчуждения, предлагаемых а философской литература, 2&?° боре наиболее приемлемых из них, рекомендации их к использованию.

I) ф*.: Еатхаев Г.С. Особенности культуры г дубинного общения // Диалектика облекая. - 11., 1987.

Для осуществление поставленной цели в работе решаются следующие задачи, заключающиеся в выявлении и анализе:

- основных причин появления и усиления отчуждения;

- его позитивных форм;

- основных свойств личности, человеческих способностей, позволяющих человеку противостоять процессу отчуждения;

- а также осуществляется сравнительный анализ онтологиче- • ских и гносеологических предпосылок решения проблемы отчуждения в рамках мировой культурной традиции и в особенности - традиций России и Индии, ведется поиск оптимального решения данной проб-, лемы в рамках этих культурных традиций.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Автор диссертации, проанализировав работы отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, в ходе своего исследования опирался, во-первых, на труды русских философов П.Флоренского, И.Ильина, Н.Бердяева, В'.Вернадского, а также В.Розанова, К.Леонтьева, Д.Мережковского и др.*) Во-вторых, на работы восточных мыслителей: индийского философа и общественного деятеля С.Вивекананды, его брата Бупендранатха Датты, произведения Дж.Неру, В.Арора, Абедананда Свами, Сайлендра Натх Дхара и др.2 ^

1) См., в частности: Флоренский П.А. Столп и утверждение исти- . ны. - М.: Правда, 1990; Ильин И.А. Поющее сердце //Наш современник, 1991, Jf 6, 7; он же. Религиозный смысл философии. Три речи, ISI4-I923. - Париж, 1923; Бердяев H.A. Скнсд истории. - М.: Мысль, 1990; он не. Самопознание. - М.: Книга, 1991; Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. - I98S;

он же. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. - U., 1977. -

2) Jhe Complete Workn of S.Vivekanando, pt.1-8, Mayavati, 19231932. Abhedananda f/wami. Vivekajwtnd and His Work. - Calcutta, 1950; Bhuper.dranath Datta. S.Vivekanand - Patriot - Prophet. -Calcutta, 1954; Ilehru J. Sri Tiarcakriahna and Gwani Vive-kanaxida. - Calcutta, 1960; Sailendxa Math Dhar. A Comprehensive Biography of Swarai Vivekananda. - Kadras, 1976.

Автор также обращался к страницам книг исследователей творчества С.Вивекананды, в частности Р.Роллана, В.В.Бродова, В.С.Костю-ченко^\

Диссертант пользуется нормативным подходом, обращается к методу сравнительного анализа, изучая, как исследуется и решается проблема отчуждения в рамках восточной и западной культурной традиции по целому ряду параметров: онтологическому, гносеологическому, психологическому, социокультурному. Исходя из посылки о том, что перед человечеством Запада стоят те же проблемы, что и на Востоке, автор ставит проблецу сопоставимости восточного и западного типов духовности, отмечает роль русской культуры как особого типа духовности, своеобразного моста между Востоком и Западом.

Под отчуждением автордиссертации понимает специфический процесс, при котором люди переносят свое собственное развитие с самих себя на созданные ими феномены, как бы вне людей существующие, ставят развитие этих феноменов над самими собой. Отчуждение - это такое отношение человека к миру, когда либо человек не являемся самоценностью для мира, либо мир не является самоценностью для человека. Представленный в работе подход к отчуждению основывается на посылке о том, что наиболее адекватное по остроте осмысление проблемы отчуждения личности может дать логика межсубъектных отношений, базирующаяся на признании творческого диалога самоценных равноправных его участников. При таком взгляде на отчужденческую проблематику ведется речь не только и не столько о тех формах отчуждения, которые

I) См.: Роллан Р. Жизнь Рамакришны; Жизнь Еивекананды: Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1991; Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. - М.: МГУ, 1990; Костюченко B.C. Виве-кананда. - М.: Ыысль, 1977.

должны преодолеваться на социальном уровне, но и о тех его формах, ответственность за преодоление которых несет сама личность. Отчуждение в большой степени является продуктом его же создателей, его причины коренятся в установках и поведении самого человека. В работе отчуждение исследуется по двум уровням, исходя из критерия места личности в системе целостности культуры и космоса; I. на уровне конечного: субъект-объектное и субъект-субъектное отчуждение и 2. на уровне бесконечного: отчуждение от свободы и отчуждение от целостности (от вечности, бесконечности, природы...).

Проблему преодоления отчуждения личности невозможно рассматривать вне тесной связи с анализом состояния современной культуры. Культура в работе понимается как процесс поддержания индивидуальности через целостность, как сфера человеческого существования и общения, которая сосредотачивается в произведениях субъекта, в формировании отношения к миру впервые. Культура требует от человека творческого отношения к окружающему миру, задействования человеческих способностей. Автор ие согласен с рассмотрением культуры с позиций одного лишь деятелъност-ного подхода* \ поскольку при таком подходе исчезает перспектива преодоления негативных форм отчуждения, богатое и сложное культурное образование сводится к актам опредмечивания-распредмечивания. Кроме того, при таком подходе складываются дезонто-логизирушие представления об оОсенки, личностная жизнь человека подменяется безличиостной.

Под творчеством автор понимает процесс, в ходе которого свойства личности, ее уникальность получают свое проявление. Для того чтобы охарактеризовать какой-либо акт как творческий,

I) См,, в частности: Каган Ц.С. Человеческая деятельность. -М-, 1374.

вовсе не необходимо наличие факта создания чего-либо качествен-то нового. Важен сам процесс самораскрытия человека, задействования механизма его способностей, а не результат. Задействование креативных способностей личности и позволяет ей противостоять отчуждению.

Научная новизна. Научная новизна заключается в:

- классификации отчувденчесяих проблем, решаемых обществом, о использованием политических средств, и проблем, решающихся на уровне субъекта, личностью;

- классификации позитивных и негативных форм отчуждения;

- отработке понятийного аппарата (понятия природа человека а творчество);

- сравнительном анализе двух культурных традиций: русской н индийской, делающих акцент на субъективную линию исследования отчуждения, в выявлении уникальности восточной традиции, самобытно решающей проблему отчуждения, исследующий Субъект-Субъектное отчуждение как наиболее серьезную его форму;

- исследовании проблемы невербального общения как одной из альтернатив преодоления отчуждения личности;

- исследовании таких малоизученных форм отчуждения, как отчуждение от вечности.

Автор считает, что меры по преодоления отчуждения требуют преобразований как на социальном, тая и на индивидуальном уровнях. Связующим звеном между ними призвана быть культура.

Теоретическое и практическое значение работа. Теоретическое значение данной работы заключается в том, что она может быть использована для дальнейшей разработки философских и политических теорий, направленных на преодоление кризисных процессов в современном мире, связанных, в первую очередь, с глобаль-

ным отчуждением личности, влекущим за собой целый шлейф негативных явлений, в том числе экологическую катастрофу, антропологический кризис, кризис в социокультурной сфере.

Практическое значение данной работы состоит в возможности использования основных выводов в процессе дальнейшего изучения проблем ме:жультурного взаимодействия и перспектив их развития, в осуществлении разработки методов выживания человечества, а также проблем человека. Материал диссертации мскет быть использован в лекционных курсах и семинарских занятиях по философии, : культурологии, политологии.

Структура паботн. В соответствии с целями и задачами исследования диссертация содержит введение, две главы и заключение. Обе главы разделены на два параграфа каждая. В конце работы приведен список использованной литературы.

СОДЕРШИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной автором. темы научного исследования, характеризуется степень разработанности затрагиваемых научных проблем, обосновывается научная новизна и значение работы, формулируются основные положения, выдвигаемые 'для защиты, приводятся основные понятия.

В первой главе - "Личность в условиях технократического общества" - автор дает характеристику существенных черт техног кратического общества, рассматривает причины отчуждения личности в современных условиях развития, анализирует данное явление как социокультурный феномен, выявляет его негативные последствия, исследует поиски путей его преодоления.

Первый параграф - "Роль креативных человеческих способностей в преодолении отчуждения" - посвящен изучению тех человече-

ских способностей, которые позволяют личности противостоять негативным отчужденческим процессам. В условиях реальной опасности существованию человеческого рода с острой необходимостью стоит задача изменения в установках и ценностных ориентациях современного человека. На нынешнем этапе исторического развития требуется более глубокий и всесторонний подход к анализу человеческой природы, учет свойств характера и потребностей личности, позволяющих адаптироваться к проблематичным условиям существования. Автор не затрагивает проблему соотношения биологического и социального в человеке, а делает акцент на присущие человеческой природе способности: любовь, творчество, общение. Технократическое общество взваливает на живущего в нем человека колоссальные психические и моральные нагрузки, что влечет за собой разрушение привычных связей мехду человеком и окружающими его людьми, между человеком и природной средой, между человеком и его внутренним миром. Отчуждение обостряется по различным направлениям, но, как правило, тяжелее всего личностью переживаются, те его формы, которые непосредственно сказываются на ее душевном состоянии, а именно: субъект-субьектное отчуждение и отчуждение от целостности. Для того чтобы быть ликвидированы, эти формы отчуждения требуют задействования присущих человеческой природе способностей - творчества, любви и общения, связи с окружающим миром.

В прямой зависимости от того, насколько задействованы эти .способности (и одновременно потребности), насколько челогек сумел себя реализовать, раскрыться, видится автору возмозшость преодоления отчуждения. Потребность в обаенки, в связях с окружающим миром, потребность избегать одиночества является одной из Бауле¡1а;йх. Изолированный, искусственно выброшенный из об-

щества человек десоцпализируется, утрачивает культурные навыки. Автор диссертации придерживается точки зрения, что одиночество -это осознание отчужденности, переживание человеком его оторванности от общности. Ставя проблему поиска альтернативы отчуждению и одиночеству, мы обращаемся к человеческой способности к общению. В немалой степени наш интерес направлен на столь малоизученную форну комг^унунации как невербальное общение. Будучи основанным на эыпатии, невербальное общение требует от человека задействования резервов его сознания и тем самым создает преграду цело!<у ряду отчуждекческих тенденций, в частности подмене подлинного, живого общения личностей механистическим, обезличенным общением социальных ролевиков, не несущим заряда креативности, влекущим за собой разобщение.

Автор диссертации изучил труды западных и восточных мыслителей, считавших идеальной формой, в которой проявляется творческое общение, любовь. Потребность в любви - одна из базовых потребностей человеческой природы. В любви человек раскрывает могучий внутренний потенциал, растворяя себя в другом, выражает свою сущность. Диссертант анализирует различные философские концепции любви, рассматривая любовь как активность душ, показатель способности человека преодолеть оторванность от мира к людей» Через любовь человек приобщается к вечным ценностям. Выявление способности к любви позволяет личности справиться с преодолением целого рада негативных отчуаденческнх процессов: отчуждения от себя, от людей, от мира, от культуры, от вечности.

Во втором параграфе - "Роль культуры в преодолении отчуждения" - рассматриваются причины отчуждения личности от культуры, обосновывается опасность такого процесса, намечается комплекс мер по преодолению негативных последствий отчуждения от

культуры, по исправлении недостатков современной культуры, вызванных технократическими процессами общественного развития. Автор диссертации анализирует диалог восточной и западной культур, каждая из которых по-своему решает проблему отчуждения личности, исследует возможность творческого сближения культурных традиций Запада и Востока с целью решения проблемы отчуждения. При этом среди наиболее важных вопросоз, требующих координации усилий представителей различных культурных традиций, диссертант выделяет следующие: необходимость включения человека в архетипический ряд родной культуры и проблему исправления недостатков, искажений культуры в результате технократических процессов. Кроме того, автор выделяет проблему коммуникации, рассматривая общения в общеметодологическом плане. Ведь от возможности или невозможности обретения кулыуры подлинного общения как на уровне культурных образований, гак л ш уровне конкретных индивидов в больной степени зависит будущее человечества.

Автор указывает на необходимость творческого подхода к общению с использованием парадигмы Субъект-Субъект клесто Субъект-Объект, через отношение к другому как я равному. Диссертант исследует возможности общения кулыур на равных, которое представляется возможным только в том случае, если каждая культура осмыслит свою уникальность. Осознание значимости собственной культуры позволяет в процессе общения актуализировать ее потенциал, противостоять ассимиляции, присущей созрекенно.ч/ культурному взаимодействию, в ходе которого явления конвергенции и дивергенции переплетается между собой.

В исправлении искажений ценностей человеческого существования и культуры, в лечении современной цивилизации неоценимую помощь призвала оказать интеграция восточной и 'западной куль-^'р.

Проблема интеграции сложна и противоречива. Интеграция отнюдь не означает полного механического слияния различных культур, она предполагает и сохранение культурных различий. Интеграция ни в коей мере не должна ущемлять самобытность отдельных культур, их специфику.

Исследуя предпосылки интеграции культур, автор рассматривает способы коммуникации, позволяющие не только Осуществлять диалог между куль тура:,а, но и способствовать более глубокому общению между культурами на мексубъектном уровне. В диссертации изыскиваются возможности перехода к новому типу бытия человека в культуре, позволяющему задействовать глубинные пласты человеческой ыентальности.

Во второй главе - "Поиски выхода из тупиков отчуждения" -анализируются возможности преодоления отчуждения личности с учетом историко-философского анализа проблемы отчуждения в рамках двух культурных традиций - русской и восточной культур. Русская философия конца прошлого-начала нынешнего веков сумела предвосхитить целый спектр отчуэденческих проблем, обострившихся в настоящее время. Поэтому а первом параграфе - "Любовь и творчество как альтернатива отчуждению в русской философии гонца XIX- начала XX вв." - автор обращается к трудам русских философов, разрабатывавших проблему антропологического кризиса человека, адаптации личности к бурно меняющимся условиям жизни. Характерно, что русская философия отличается комплексным подходом к вопросам отчуждения личности, учетом особенностей человеческой природы. Она разрабатывает проблему личности как самостоятельного субъекта истории.

Автор обращается к трудам русски;: религиозных мыслителей П.Флоренского, И.Ильина, Н.Бердяева, считавших, что человек

способен противостоять отчуждении, если он сумеет реализовать свой потенциал креативности. Специфического подхода к отчужден-ческой проблематике, основанного на применении понятия креативности, придерживался и естествоиспытатель В.Вернадский, рассматривавший человека как закономерное продолжение космической п земной эволнцаи.

Проблема отчуждения личности получила всестороннее осмысление на стыке двух потоков сознания: религиозно-философского и естественно-научного. Автор показывает, как русские философы пытаются решить проблему отчуждения через поиск меры сочетания индивидуального и коллективного начал, исследуя место человека в целостности культуры и космоса, проблему свобода Еыбора и ответственности личности. Осуществляя глубокий анализ человече- • ской природы, отечественные мыслители усматривают альтернативу отчуждению в любви и творчестве - способностях человека, позволяющих ему самораскрыться, выявить свой потенциал креативности, попытаться его реализовать. Диссертант подчеркивает, что, подвергая критике технократическое общество, порабощающее и отчуждающее человека, русские мыслители обращаются к культуре как к источнику, дающему человеку силы противостоять отчуждению.- Одну из заслуг русской философии мы усматриваем в ее обращении к самому сложному виду отчуждения - Субъект-Субъектному.

Анализ таких практически не изучаемых в рамках современной философии и социологии видов отчуждения, как отчуждение от вечности и бесконечности, является еще одним достижением русской мысли, ее вкладом в проблему отчуждения, требующий нового осмысления применительно к реалиям XX века. Автор показывает, что обращение к любви и творчеству как высшим ценностям человеческого существования и культуры, осуществленное русскими философа-

ии, обладает чрезвычайной актуальностью.

Во втором параграфе - "Поиск выхода из ситуаций отчуждения в восточной культурной традэдни: роль активности личности в преодолении отчуждения"'- диссертант исследует проблему отчуждения личности в том виде, как она ставилась представителем восточной культурной традиции - индийским мыслителем Свами Ви-Ееканавдой.

Сравнительный анализ культурных традиций Индии и России призван способствовать выявлению того ценного и нового, что вносит в постановку и решение проблемы отчуждения личности воо-точная мысль по сравнению с западной, а также особенного и общего, свойственного русской и индийской философия при решении интересующей нас проблемы.

Мы обращаемся к анализу трудов индийского мыслителя С.Ви-векаканда еще и потому, что он пытался разрешить проблему отчуждения личности, апеллируя к креативным способностям человека, считая любовь и творчество качествами человеческой природы, по-звсшшцими личности противостоят! негативным отчунденческим процессам.

Дисоертант осуществляет постановку проблемы творческого синтеза культур Запада и Востока, исследуя труды С.Вивекананды, и отмечает, что многие из взглядов жившего на рубеже Х1Х-ХХ вв. мыслителя отличается актуальностью, а некоторые его размышления по отчувденческой проблематике схожи с воззрениями русских философов. "

В исследовании обозначены пути преодоления отчуждения, выделяются два аспекта преобразований: "внешний", требующий усилий государства и общественных организаций, и "внутренний".

осуществляемый каждым человеком самостоятельно. Акцент автор делает на втором направлении.

В диссертации анализируются различные подходы к пониманию проблемы человеческой свободы. Возможна ли свобода в современных условиях? Осуществляется ли процесс освобождения индивида от жестких детерминированных связей?

Исследователь раскрывает роль культурного взаимодействия в решении проблем отчуждения личности, отмечая, что процесс такого взаимодействия противоречив и неоднозначен. Возрастание культурного взаимодействия еще не означает уменьшения степени отчуждения личности.

В диссертации предпринята попытка синтеза азаймообогащаю-щих идей по проблемагд человека и его отчуждения, выработанных русской и индийской культурными традициями, отмечено, что обе они решают проблему отчуждения с учетом ценностей человеческого существования и культуры, признавая огромную нагрузку по преодолению отчуждения, выпадающую на личность.

Автор диссертации делает вывод, что ширящееся культурное взаимодействие между Востоком и Западом, построенное на принципах -рассмотрения культуры как результата творчества всего человечества, позволяет надеяться на то, что, несмотря на различные дезинтеграционные процессы, существуют возможности для ослабления отчуждения, оптимального решения ряда глобальных проблем, урегулирования политических и межрегиональных конфликтов.

В заключении подводятся итоги, обобщаются основные выводы и результаты проведенного исследования.

Апробация работы:

Основные положения работы, а также выводы и полученные результаты отражены автором в следующих публикациях:

1. Феномен отчуждения и культура // Монистическая/онтологическая традиция и современность: Тезисы докладов философско-методологической конференции. - Казань, 1990. - 4.2.

2. Актуальность исследования проблемы отчуждения в современных условиях и Перестройка: проблемы и перспективы: Тезисы докладов российской научно-практической конференции. - Архангельск, 1991.

3. Роль диалектики "негативной" и "позитивной" свободы в процессе преодоления отчуждения // Диалектика социальных процессов: Тезисы докладов региональной конференции ФО СССР. -Хабаровск, октябрь 1991.

4. Отчуждение и общественный прогресс // Преемственность и общественный прогресс: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. - Архангельск, май. 1992.

Подписано в печать//. С6 1993 г.___ _ _ _Зак. 5~Тир. {ОО

МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ПЕТИТ»