автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Отечественная литературно-художественная критика 1956 - 1972 гг. о творчестве Франца Кафки

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Синеок, Анжелика Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Отечественная литературно-художественная критика 1956 - 1972 гг. о творчестве Франца Кафки'

Текст диссертации на тему "Отечественная литературно-художественная критика 1956 - 1972 гг. о творчестве Франца Кафки"

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ КАФЕДРА ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

На правах рукописи

Специализированный совет

по филологическим наукам

СИНЕОК АНЖЕЛИКА АЛЕКСАНДРОВНА

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА 1956 - 1972 ГОДОВ О ТВОРЧЕСТВЕ ФРАНЦА КАФКИ: ЭВОЛЮЦИЯ, ИНВОЛЮЦИЯ,

РЕЦЕПЦИЯ

Специальность 10.01.10 - Журналистика

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Е.А.Корнилов

Ростов-на-Дону 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................4

Глава 1. Зарождение и развитие отечественной литератур но-художественной критики о Ф.Кафке: 1956-1963 го ды................................................... 22

1.1. Теоретическое введение. Обоснование методологических подходов. Параметры анализа, критерии оценок...................................................22

1.2. Историческое введение. Рецепция творчества Ф.Кафки: ретроспектива и перспектива...........................2 9

1.3. Особенности восприятия творчества Ф.Кафки советской критикой в 1956-1958 годах ...........................37

1.4. Осмысление творчества Ф.Кафки отечественной литературно-художественной критикой 1959-1963 годов.........45

Глава 2. Дискуссии о Ф.Кафке в политическом и культурно-историческом контексте 60-х годов.....................82

2.1. Публикации произведений Ф.Кафки на русском языке с 1964 по 1968 г.......................................82

2.2. Оценки творчества Ф.Кафки Пражской (1963) конференцией в трактовке отечественной литературно-художественной критики....................................... 86

2.3. Ленинградская (1963) встреча писателей Европы: «противники» и «сторонники» Ф.Кафки и отношение к ним советских критиков.........................................90

2.4. Концепция «реализма без берегов» Р.Гароди и ее влияние на отечественную литературно-художественную критику о Ф.Кафке........................................97

2.5. Всесоюзная конференция «Современные проблемы реа-

лизма и модернизм» (1964) и Ф.Кафка..................107

2.6. Либлицкая (ЧССР) конференция «Немецкие писатели Праги» (1965): споры о Ф.Кафке и их оценка в советской литературно-художественной критике...................124

Глава 3. Отечественная литературно-художественная критика о Кафке 1964-1972 гг.: от разнообразия подходов и оценок к идеологической модели восприятия творчества пи-

сателя...............................................130

3.1. Рецепция творчества Ф.Кафки отечественной литературной критикой с 1964 по осень 1968 г..............130

3.2. Освещение творчества Кафки в отечественной критике с осени 1968 по январь 1972 г.......................163

Заключение............................................184

Библиография..........................................198

Приложение. Кафкиана «ИЛ» и «ВЛ»....................1-Х1У

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Процесс духовно-культурного возрождения России диктует необходимость критического переосмысления недавнего прошлого, требует всесторонней, объективной оценки таких феноменов, как идеология и культура.

Описание генезиса советской идеологии невозможно без рассмотрения того влияния, которое она оказывала на подконтрольные ей журналистику, публицистику, литературно-художественную критику, литературу и искусство.

Функционирование литературно-художественной критики примечательно противоборством изначально присущей ей свободы творчества с навязанными извне идеологическими постулатами; и этот характер советской критики дает ей право на особое место в мировом литературном процессе.

То обстоятельство, что наиболее распространенным взглядом на идеологизированную советскую критику и в СССР, и на Западе явился взгляд идеологический, делает настоятельной необходимостью задачу многосторонней «критики критики» критической оценки как самое критики, так и опыта политически ангажированного осмысления ее.

Отечественная литературно-художественная критика 1956 -1972 годов представляет собой поле одновременного присутствия разнородных, порою - взаимоисключающих смыслов, в каковом основное противоречие советской критики не просто обостряется, но находит свое разрешение в пользу свободного творчества .

Своеобразным индикатором этого процесса является рецепция литературно-художественной критикой 1956 - 1972 годов творчества австрийского писателя Франца Кафки (1883 - 1924),

которое во многом определяет развитие мировой литературы XX века благодаря своему многоплановому религиозно-философскому характеру1.

Вместе с тем, лауреат Нобелевской премии австрийский писатель Элиас Канетти афористично выразил общее мнение западноевропейских литературоведов и критиков, когда охарактеризовал Кафку как "величайшего среди поэтов эксперта по вопросам власти"2.

Состояние научной разработанности темы. Данная работа является первой попыткой научного осмысления советской литературно-художественной критики о Ф.Кафке.

В ряде книг и статей публицистического и литературно-критического плана содержатся общие оценки литературно-критических выступлений о Ф.Кафке, принадлежащие отечественным и зарубежным авторам.

Отечественные литературоведы и критики С.Великовский и Д.Затонский в 1965 и 1972 годах соответственно по-разному оценивают подходы советской литературной критики к феномену Кафки.

С.Великовский подчеркивает, что в советской литературно-художественной критике - на момент 1965 г. - преобладают "работы, авторы которых, ... признав недюжинный талант писателя, отводят ему место в музее европейского декаданса первой четверти века"3. Исследователь фиксирует противоречие между реальным значением творчества Ф.Кафки в современном литературном процессе и его неадекватным осмыслением критикой, оперирующей застывшими идеологическими штампами. Любопытно,

-'-См.: Пятигорский А. Избранные труды. М., 1996. С. 202.

^Канетти Э. Другой процесс. Франц Кафка в письмах к Фелице //Иностранная литература. 1993. № 7. С. 176. ^Великовский С. Отчуждение и литература Запада //Современные проблемы реализма и модернизм. М., 1965. С. 531.

что это утверждение принадлежит критику коммунистической ориентации.

Д.Затонский, напротив, считает, что советским исследователям присуще стремление оценивать Кафку "объективно, во всей его противоречивости, которая может быть верно понята лишь с точки зрения его зависимости от тотального кризиса буржуазной системы"1. Исследователь обращается к литературно-критическим работам о Ф.Кафке 1964-1965 годов Е.Книпович, Б.Сучкова, В.Днепрова, анализирует общее и различное в них, давая всем им высокую оценку.

Однако в статьях 198® - 1994 гг. Д.Затонский утверждает обратное тому, что он писал раньше: "У нас еще почти не зная и не понимая творчества автора "Замка", уже боролись против его имени, внушавшего кое-кому мистический страх"2.

В статье-предисловии к изданию произведений Кафки в 1991 г. он вообще склонен утверждать, что изучение творчества писателя в нашем Отечестве началось два года тому назад3.

В 1994 г., в предисловии к трехтомному собранию сочинений Кафки, Д.Затонский пишет так, как будто бы до эпохи гласности не было ни одного издания произведений писателя, не было дискуссий вокруг его творчества в печати: "Пока мы на нашей шестой части земной суши жили при диктатуре, Кафка оставался для нас terra incognita. Но, боюсь, мы по-настоящему его тогда и не поняли бы"4.

То, что основные творения Ф.Кафки увидели свет в "перестроечное" время - факт бесспорный, но ведь в 1964 - 1968

^Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 1972. С.28.

^Он же. Трактат о лояльности //Вопросы литературы. 1988. № 7. С. 134.

3См.: Он же. Предисловие //Кафка Ф. Америка. Процесс. Из дневников. М., 1991.

С. 9.

40н же. Предисловие //Кафка Ф. Собр. соч.: В 3 т. М.~ Харьков, 1994. Т. 1. С.

28 .

гг. были изданы многие новеллы, фрагменты из дневников, "Письмо к отцу", роман "Процесс", с интересом встреченные критикой и читающей публикой. Более того, упоминания о писателе, статьи, в которых рассматривалось его творчество, появились на страницах советской печати задолго до первой публикации его произведений на русском языке.

И по иронии судьбы, самая первая специальная статья о Кафке - "Смерть и рождение Франца Кафки", опубликованная в "ИЛ" № 2 за 1959 г., - принадлежит перу все того же Д.Затонского. На наш взгляд, подобное отрицание прошлого, граничащее с самоотрицанием, чревато уходом от трезвого исторического самоосознания и, как следствие, возможностью повторения прежних ошибок в будущем.

Известный литературовед и критик Ю.Манн в статье "Франц Кафка. Голый среди одетых" (1991) также касается проблемы рецепции советской литературной критикой творчества писателя. "К середине 60-х годов, к концу оттепели, - указывает он, - Кафка наконец пришел к русскому читателю. Отдадим должное его первым нашим издателям и комментаторам, но не забудем и о той двусмысленной жертве, с которой был сопряжен этот шаг (а может быть, для иных это и не была жертва, ибо они так и думали) , мол, все это не про нас писано - уверяли авторы вступительных статей и рецензий - все это гниющий Запад, Боже сохрани применять это к нашей жизни, недоступной для Кафки, ведь он не постигнул законы развития общества, не владел самым передовым мировоззрением - марксизмом-ленинизмом и "писал не методом социалистического реализма", а каким-то другим, черт знает каким"1.

-'-Манн Ю. Франц Кафка. Голый среди одетых //Известия. 1991. 25 сент.

Исследователь обрисовывает наиболее общие черты, присущие советской литературной критике после 1956 г.: склонность к идеологическим стереотипам и клише в рассмотрении новых для нее предметов, одним из которых явилось творчество Кафки. Не ставя вопрос о критике "в лицах", Ю.Манн очень верно определяет основной "нерв" советской кафкианы: либо литературоведы и критики действительно думали так, как писали, либо на характере их работ сильно сказались цензурные ограничения .

Разрешить эту сложную дилемму возможно только с помощью текстологического и сравнительно-сопоставительного анализа публикаций различных авторов на протяжении длительного периода времени М, в связи с общественно-политическими изменениями .

Оценки зарубежных исследователей советской кафкианы во многом совпадают с мнениями Ю.Манна и Д.Затонского, высказанными в конце 80-х и в 90-е годы.

Французский литературовед и критик Роже Гароди явно имеет в виду и работы советских кафковедов, когда в книге "О реализме без берегов" (1963) пишет о псевдомарксистских толкователях Кафки, видевших в нем "то мелкого буржуа, впавшего в разъедающий декадентский пессимизм, то бунтаря, чуть ли не социалиста"1. На момент выхода книги Гароди в Париже в 1963 г. при отсутствии публикаций произведений Ф.Кафки на русском языке советская литературная критика, однако, уже успела заявить о себе.

В своем предисловии к книге "О реализме без берегов" известный французский писатель и публицист, коммунист Луи Ара-

1Гароди Р. О реализме без берегов. М., 1966. С. 125.

гон выражает свою полную солидарность с Роже Гароди в его борьбе с упрощенческими подходами к феномену Франца Кафки1.

В мае 1966 г. в англоязычном журнале "Modern Language Journal" была опубликована статья Энн Димейтре "Большой спор о социалистическом реализме". Автор упрекает советских критиков, следующих духу и букве работы В.Ленина "Партийная организация и партийная литература", в неправильном ее понимании, поскольку, как считает исследователь, сфера применения этой статьи должна ограничиваться сугубо политической литературой и не распространяется ни на критику, ни на искусство. По свидетельству А.Мясникова, заявление Э.Димейтре дано "в контексте споров о выступлениях Гароди и дискуссии между ним и Б.Сучковым, в контексте дискуссии о творчестве Джойса и Кафки"2.

Наконец, в англо-американском журнале "Encounter" в №4 за 1980 г. была опубликована статья польского эмигранта Романа Карста "Кто боится большого плохого Франца?". Предметом внимания ее автора явилась советская литературная критика о Ф.Кафке.

Отмечая хорошее качество перевода произведений Франца Кафки, вышедших на русском языке в 1965 г. в книжном издании, Р.Карст высказывает удивление по поводу характера литературно-критических публикаций о писателе. По мнению исследователя, работы Б.Сучкова, Е.Книпович, В.Днепрова, посвященные творчеству Кафки (анализируются статьи и главы из книг указанных авторов, увидевшие свет в 1964 - 1965 гг.), не только не раскрывают подлинного значения писателя в современном литературном процессе, а напротив, искажают и ума-

^См.: Арагон Л. Предисловие //Гароди Р. Указ. соч. С. 13.

¿Мясников А. Эстетика борьбы и правды //Вопросы литературы, 1969. № 1. С. 16.

ляют его.

Д.Затонский справедливо обращает внимание на то, что статья Р.Карста, написанная в 1980 г., ограничивается материалом 1965 г.1 Что же касается собственно оценки польским исследователем советской критики о Ф.Кафке, то ее нельзя определить иначе, как поверхностную. Ниже мы, к примеру, сумеем убедиться, сколь разнятся подходы к феномену писателя со стороны критиков, поставленных Р.Карстом в один ряд, а также будем иметь возможность наблюдать многообразие форм пропаганды творчества Кафки на страницах отечественной периодической печати.

Есть все основания полагать, что позиция Р.Карста в отношении советской литературной критики о Ф.Кафке является политически ангажированной, поскольку платформа журнала "Encounter", в котором была опубликована его статья, по свидетельству критика В.Рубина, "заключалась главным образом в борьбе против влияния левых, особенно коммунистов, на интеллигенцию"2, что неоднократно находило подтверждение на его страницах.

В целом приходится констатировать, что в рассмотренных выше публикациях отсутствует комплексный, всесторонний анализ литературно-критических рефлексий о Ф.Кафке. В ряде случаев - у Р.Гароди, Л.Арагона, Р.Карста, в публикациях разных лет Д.Затонского - объективному, беспристрастному взгляду на предмет препятствуют вторгающиеся в литературно-критический дискурс политические воззрения авторов. Тем не менее, не может не импонировать взвешенная критическая позиция

1 ^

хСм. : Затонскии Д. Творчество писателя и личность писателя //Вопросы литературы. 1982. № 1. С. 87.

2Рубин В. Банкротство "Энкаунтера" //Иностранная литература. 1967. № 9. С. 229.

С.Великовского в отношении советской кафкианы, а также высказывания Ю.Манна.

Целью работы является комплексное изучение отечественной литературно-художественной критики о Ф.Кафке 1956 - 1972 годов в связи с особенностями многоплановой духовно-культурной ситуации, сложившейся в этот период, изменяющимися социально-историческими и политическими условиями.

Задачи исследования;

- проанализировать идейно-эстетический характер, описать эксплицированное движение отечественной критики, посвященной Ф.Кафке;

- рассмотреть в указанном ракурсе публикации критиков, в которых содержится анализ и/или оценка произведений писателя и его творчества - с тем, чтобы составить представление о персоналиях отечественной литературно-критической кафкианы;

- определить характер влияния исторического, социального и политического факторов на литературно-художественную критику о Франце Кафке в течение 1956 - 1972 годов;

- дать периодизацию отечественной литературной критики о Ф.Кафке;

- на основании рецепции творчества Ф.Кафки литературной критикой 1956 - 1972 годов выявить характерные черты отечественной критики указанного периода.

Методологической основой работы послужили труды философов Платона, Аристотеля, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, А.Лосева, разработавших диалектический подход к процессам и явлениям. Важное методологическое значение принадлежит общенаучным категориям историзма и системности, сравнительно-сопоставительному методу, анализу и синтезу полученных результатов.

Ведущим методом в данной работе является филологический метод исследования. Активно привлекаются специальные научные методы - текстологический, библиографический. При характеристике периодических изданий - ежемесячного литературно-художественного и общественно-политического журнала "Иностранная литература" и ежемесячного журнала литературоведения и критики "Вопросы литературы" (в дальнейшем - "ИЛ" и "ВЛ" соответственно) использован специально-научный метод ретроспективного изучения журналистики - историко-типологический анализ .

Данная работа находится в русле новой исследовательской тенденции: наряду с отказом от политических подходов, в ней традиционные методы исследования обогащаются достижениями смежных наук - философии, логики, литературоведения, книговедения.

Анализ советской литературно-художественной критики о Ф.Кафке опирается на методологические положения, которые содержатся в работах отечественных исследователей XIX века: Е.Эдельсона, А.Дружинина, П.Анненкова, В.Боткина, В.Майкова, А.Григорьева, Н.Страхова; исследователей конца XIX начала XX вв.: В.Розанова, Ю.Айхенвальда, Вяч.Иванова, Андрея Белого, Н.Бердяева; советских ученых: М.Бахтина, М.Мамардашвили, Л.Гинзбург, Б.Егорова, Ю.Манна.

Для нас также значим накопленный опы�