автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Отечественное телевидение для детской аудитории: теория, история, перспективная модель функционирования

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Когатько, Анна Геннадиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Отечественное телевидение для детской аудитории: теория, история, перспективная модель функционирования'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Отечественное телевидение для детской аудитории: теория, история, перспективная модель функционирования"

На правах рукописи

Когатько Анна Геннадьевна 003053782

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТСКОЙ АУДИТОРИИ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

10.01.10- Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва-2007

003053782

Работа выполнена на кафедре телевидения и радиовещания факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Рудольф Андреевич Борецкий

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Вилен Васильевич Егоров кандидат педагогических наук, Александр Яковлевич Школьник

Ведущая организация:

Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова

Защита состоится «

2006 г. в

часов на заседании Диссертационного

совета по журналистике Д.501.001.07 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, ул. Моховая, 9)

Автореферат разослан «_»_2007 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент

В.В. Славкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертационное исследование посвящено теории и истории отечественного телевидения для детей, жанрово-тематическому анализу программ на разных этапах его развития. Особое место отведено разработке перспективной модели функционирования телевидения для детей, которая базируется на анализе проблем с точки зрения современной педагогики и психологии и опирающейся на национальные традиции.

Актуальность темы исследования

Современное состояние телевидения для детей в нашей стране можно охарактеризовать как кризисное. В России не существует программного документа государственного значения, где были бы обозначены цели, задачи и пути развития телевизионного вещания для детей и юношества. Бессистемный характер работы детского телевидения в основном приводит к негативным последствиям, и реальная практика это подтверждает.

В первую очередь, зрители сталкиваются с резким сужением тематики передач, их жанровым однообразием, исчезновением программ для целых возрастных групп. Практически отсутствуют образовательные и культурно-просветительские передачи для детей. Более половины объема детского телепоказа принадлежит анимационному кино, прежде всего американского и японского производства. Таким образом, можно утверждать, что лидирующие позиции на детском телевизионном экране занимает зарубежная продукция, а это ведет к забвению традиций и ценностей отечественной культуры, к утрате преемственности в этой сфере.

Объем программ, адресованных детям, в настоящее время очевидно недостаточен. Это, кроме прочего, побуждает детей смотреть передачи для взрослых, в которых чрезвычайно высок процент сцен насилия и агрессии. Время детского эфира определяется не потребностями аудитории, а

пожеланиями рекламодателей, при размещении детских программ в сетке вещания не учитывается структура детского распорядка дня. То небольшое количество телевизионных передач, предназначенных для детской аудитории, которое сегодня можно наблюдать на экране, ярко выраженными достоинствами и самобытностью не обладают. Это или модификации давно виденного, или малоинтересные новые программы, не соответствующие ни воспитательным, ни образовательным задачам.

Несмотря на высокую актуальность и практическую значимость, проблема создания перспективной модели телевидения для детей до сих пор не привлекала внимания исследователей. Не существует и последовательного изложения истории телевещания для детей в России: настоящее диссертационное исследование является первой за последние 30 лет попыткой проанализировать исторический опыт работы этого направления телевидения в стране. Отсутствуют теоретические работы, посвященные указанной проблеме. Предпринимавшиеся отдельные попытки установить связи между психологией, педагогикой и теорией телевещания для детей носили эпизодический характер1.

В связи с этим существует острая потребность сформулировать задачи телевещания для детей и юношества, а также разработать методы их решения, опираясь на теоретическую базу, основанную, в частности, на положениях современной детской психологии и педагогики, анализе опыта работы детского телевидения, который был накоплен за несколько десятилетий его деятельности. Научная концепция телевещания для детей может стать основой государственной политики в этой сфере.

1 Последнее комплексное исследование телевидения для детей предпринималось в МГУ им. М.В Ломоносова в 1973 году: см. Галочкина Г.А. «Телевизионное вещание для детей и юношества (Особенности тематики и жанров)». М.: Издательство МГУ. Интерес также представляют некоторые работы по сходной тематике, проводившиеся на базе региональных редакций и студий. См, например. Ибраева Г.Ж. «Типология передач для детей республиканского телевидения (на примере Казахского телевидения)». 1980

Целью настоящего исследования является системное комплексное изучение телевидения для детей, а также создание с учетом рекомендаций современной психологии и педагогики модели гуманистического развивающего телевидения для детской аудитории, опирающейся на национальные ценности и традиции. Задачи исследования:

1. Анализ результатов научных работ, посвященных телевещанию для детей.

2. Изучение зарубежного теоретического и практического опыта в рассматриваемой сфере.

3. Анализ работы детского телевидения с учетом современных концепций педагогики и детской психологии для создания теоретической базы для разработки перспективной модели телевещания для детей.

4. Изучение истории телевещания для детей, преимущественно дошкольного (3-6 лет) и младшего школьного (7-9 лет) возраста, в Росиии, построение ее периодизации, демонстрация на примере наиболее удачных и успешных передач тематических и жанровых особенностей каждого этапа развития; изучение эволюции взглядов общества и государства на сущность и задачи телевещания для детей с точки зрения его образовательного и воспитательного воздействия на аудиторию.

5. Анализ современного состояния телевидения для детей и основных тенденций его развития, выявление причин кризиса в этой сфере.

6. Определение роли государства и общества в организации и функционировании телевещания для детей.

7. Проведение эмпирического исследования с целью выявить интересы и потребности детей, специфику их реакции на различные телевизионные жанры и приемы, определить факторы, обеспечивающие успешность тех или иных передач с учетом возрастных, тендерных и социальных особенностей аудитории.

8. Создание теоретической базы для перспективной модели телевидения для детей.

9. Определение параметров оптимальной модели телевидения для детей, разработка конкретных рекомендаций, которые могут быть положены в основу создания целостной концепции телевещания для детей.

Объект исследования - российское телевидение для детей, начиная с экспериментальных выпусков до передач, выходящих в эфир в настоящее время2.

Предмет исследования - воспитательно-образовательная функция телевидения для детей на современном этапе развития СМИ, которое рассматривается как один из способов формирования личности ребенка.

Методологическую основу исследования составили труды теоретиков журналистики Андроникова И.Л., Афанасьева В.Г., Багирова Э.Г., Борецкого P.A., Вартановой E.JL, Егорова В.В., Засурского Я.Н., Кузнецова Г.В., Муратова С.А., Саппак B.C., Юровского А.Я. и др. Эти научные работы позволили определить общие принципы функционирования СМИ, проследить основные этапы развития отечественного телевидения. Рассматривая проблемы телевещания для детей в психологическом аспекте, автор опирался на исследования таких ученых-психологов и педагогов, как Бетельхейм Б., Божович Л.И., Выготский JI.C., Гальперин П.Я, Давыдов В.В., Запорожец A.B., Ушинский К.Д., Коменский Я.А., Кон И.С., Корчак Я., Макаренко A.C., Пиаже Ж., Эльконин Б.Д., Эриксон Э. и др.

В качестве основного метода в работе использовался историко-теоретический системный анализ, который включал в себя изучение телепрограмм для детей, а также воспоминаний журналистов, редакторов,

2 В рамках одной работы не представляется возможным проанализировать программы для детей и юношества за 60 лет и дать психологическую характеристику всей детской аудитории. Автор сделал акцент на самой младшей возрастной группе - дошкольниках и младших школьниках (3-9 лет). В некоторых специально оговоренных случаях автор счел возможным выйти за пределы означенной группы.

других работников детского телевизионного направления, сравнительный анализ документов и статистических данных, опубликованных в специальной литературе, наблюдение, проведение опросов и систематизирование полученных результатов.

Научная новизна

1. Впервые последовательно изложена история российского телевидения для детей, начиная с выхода в эфир первых экспериментальных передач в 1939 году по настоящее время3.

2. Предложена современная версия периодизации детского телевещания за весь срок его существования с жанрово-тематической характеристикой каждого этапа развития. Определен период подъема детского направления телевидения в стране, указаны его черты, названы предпосылки успеха. Выявлены причины кризисного состояния телевещания для детей на современном этапе развития.

3. Сформулированы задачи современного детского телевещания, указаны возможные пути их решения.

4. На основе данных социологических исследований сформулированы предложения по формированию программной сетки вещания для детей.

5. Изучение тематики передач, их художественного оформления, выбора жанра программ, ведущего, героев позволило автору сформулировать конкретные рекомендации, которые могли бы стать основой создания развивающей модели детского телевидения.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в разработке на основе проведенного анализа содержания, а также жанровых, тематических, художественных особенностей телепрограмм для детей за период с 1939 года по настоящее время концепции функционирования детского телевещания.

3 Нужно принимать во внимание тот факт, что передачи конца 30-х - начала 40-х годов носили экспериментальный характер О возникновении телевидения, как явления культуры и массовой информации, можно говорить, начиная с конца 40-х - начала 50-х годов XX столетия.

Практическая значимость состоит в создании оптимальной модели развивающего телевидения для детей, которая могла бы стать матрицей для организации и успешной работы телевизионного подразделения любого уровня - от региональной студии до центрального телеканала.

Одним из важных результатов, по мнению автора, стало определение специфики программирования передач для детей и формулирование его основных правил.

Теоретические разработки, сформулированные методические принципы и полученный фактический материал могли бы найти применение для подготовки спецкурсов преподавателями телевизионной журналистики.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Профессиональная деятельность автора в качестве продюсера детско-юношеского вещания Национальной телевизионной компании «Звезда» предоставляет возможности практического использования результатов исследования.

Тезисное изложение оптимальной модели телевидения для детской аудитории и ее последующее обсуждение состоялось на круглом столе «Законодательное обеспечение информационной безопасности детей и молодежи в России» (апрель 2004 г.) в Комитете по делам женщин, семьи и детей Государственной Думы РФ и на круглом столе «Телевидение для детей. Движение вперед», организованном «Первым каналом» (2004 г.).

Основные положения и выводы исследования были использованы при подготовке автором ряда документов для Совета Федераций и Государственной Думы РФ как эксперта в сфере телевидения для детей при Комитете по делам женщин, семьи и детей в Государственной Думе РФ. В их числе экспертное заключение проекта Федерального закона «О рекламе» (февраль 2005г.) и проекта закона "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию" (апрель 2005г.).

На базе всероссийского детского центра «Орленок» автор провела ряд социологических исследований по вопросам актуального положения и путей развития отечественного телевещания для юной аудитории. В опросе принимало участие 600 детей. Полученные результаты, а также базовые идеи диссертационной работы были использованы в разработке и производстве программ для школьников, премьерный показ которых состоялся весной 2006 года в эфире НТК «Звезда».

Автор в составе рабочей группы творческого объединением ЮНПРЕСС и детского фонда ООН UNISEF проводила комплексное социологическое исследование «Информационное пространство подростка», результаты которого использовались в работе над диссертацией.

Тезисы исследования обсуждались на ежегодных Рождественских чтениях, устроителями которых выступает Государственная Дума РФ и Московский Патриархат РПЦ. В частности, в 2005 году на семинаре «Воспитательная функция телевидения» вниманию участников был представлен доклад «Социальная ответственность телевидения для детей»; в 2006 году в рамках круглого стола «Духовность в современном кино- и телепроизведении для детей» автор выступила с сообщением о практическом воплощении идей развивающего детского телевидения.

Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях факультета журналистики МГУ (2002, 2003, 2004 г.г.) и Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания (2004г.).

Диссертационная работа прошла обсуждение на кафедре тележурналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Структура и объем диссертации:

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии.

Основное содержание диссертационного исследования

Во введении формулируются цели и задачи исследования, определяются его проблемы, объект и предмет, обосновывается его актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приводятся методологические основания и используемые методы, а также указывается на применение основных положений и выводов исследования в практической работе автора.

Первая глава - «Научно-теоретическое обоснование функционирования телевидения для детей», включающая 2 параграфа, посвящена рассмотрению истории и практики отечественной детской педагогики, инновационных подходов и актуальных методик в сфере изучения закономерностей психологического развития ребенка, которые стали теоретической основой для создания оптимальной модели телевидения для детской аудитории.

В первом параграфе «Традиции отечественной педагогики как основа формирования концепции телевидения для детей» рассматривается отечественный культурно-исторический опыт в сфере воспитания и образования детей: основные этапы развития русской педагогики, современные идеи в этой области, а также особенности взаимодействия русской и западной педагогической науки. Логика развития педагогической мысли в России в целом совпадает с общемировыми гуманистическими устремлениями. Индивидуальные способности, потребности и интересы ребенка, его разностороннее развитие и задачи формирования личности являются приоритетами образования и воспитания.

Автор выступает за взаимодействие российской и мировых систем образования. Интеграция представляется оптимальным выбором, поскольку в процессе сотрудничества происходит взаимообогащение его участников, устанавливаются тесные межкультурные контакты.

В настоящее время для России, как и для других стран мира, актуальной становится проблема защиты национальной самобытности и культурного своеобразия. В связи с этим ведется работа по созданию модели общенационального воспитания, которое учитывало бы и российский социально-культурный опыт, и новые социально-экономические условия жизни страны. По нашему убеждению, телевидение для детей как часть воспитательного аппарата общества могло бы выполнить функцию транслятора культурных ценностей и норм, исторически принятых в России. В то же время нельзя недооценивать позитивные тенденции, концепции и опыт зарубежного телевидения, которые должны найти отражение в идейно-художественном содержании передач для детей.

Во втором параграфе «Психологические критерии структурирования детской аудитории» рассмотрены закономерности и этапы психического развития ребенка, которые необходимо учитывать при подготовке передач, адресованных детям.

В процессе исследования автор изучил основные подходы к пониманию психического развития ребенка, которые были разработаны в XX веке.

Оптимальной, с точки зрения автора, можно считать концепцию комплексного развития, которая учитывает значение социокультурных категорий, индивидуальных способностей и психических функций в формировании личности.

В качестве базовой психологической теории в исследовании принята концепция Л.С.Выготского и его последователей. Большое как теоретическое, так и практическое значение имеет открытие Выготским «зоны ближайшего развития» - дистанции между уровнем актуального и уровнем возможного развития ребенка. Разработка детских телевизионных проектов с учетом феномена зоны ближайшего развития позволит создавать

передачи, ориентированные как на уже созревшие функции детей, так и на потенциальные.

Важнейший показатель психологического возраста ребенка, согласно теории Выготского, - ведущая деятельность, которая определяет ступень развития личности, а значит, является ключом к пониманию детских интересов, потребностей и возможностей в разных возрастных группах.

На наш взгляд, основой программной политики детского вещания следует принять возрастно-психологическую типологию аудитории. Ориентируясь на периодизацию детского развития, возможно организовать эффективную работу со зрителем-ребенком.

В качестве научной основы возрастно-психологической типологии автор принимает периодизацию детского развития, предложенную Д.Б. Элькониным.

Для дошкольников (3-7 лет) ведущим типом деятельности является игра, кроме того, для них характерен интерес к рисованию и элементарным видам труда. Специфическими видами деятельности для них считаются восприятие сказки и начальные формы обучения, поэтому телевизионные сказки, сюжетно-ролевые игры на экране, программы, в которых дети занимаются рисованием или мастерят, - наиболее предпочтительные формы телепередач для возрастной категории 3-7 лет.

Младший школьный возраст (6-9 лет) предполагает интенсивное интеллектуальное развитие, освоение новой - учебной - формы деятельности. Детям этого возраста исключительно полезна совместная работа со сверстниками, поэтому при создании детских проектов на телевидении особое внимание стоит уделять командной форме построения передач.

Во второй главе «История телевидения для детей в России: основные этапы развития»4 прослежена история развития телевидения на примере

4 Определяя этапы развития детского направления телевидения, автор ориентировался на периодизацию, которая принята в исследованиях, посвященных истории телевещания в стране, а также учитывал контекст политических событий в стране и связанных с ними перемен в экономической и общественной жизни.

наиболее заметных передач для детей младшего возраста, представлены жанрово-тематические особенности каждого этапа5.

Автор анализировал и оценивал телепрограммы прошлых десятилетий, опираясь на представленные в предыдущей главе психологические и педагогические критерии, вытекающие из концепции детского развития.

В первом параграфе «Начало пути. Телевещание для детей 1930-1950-х годов» рассмотрен первый, экспериментальный, этап развития телевещания для детей, открывшийся выпуском в эфир 2 января 1939 года программы «С Новым Годом». Регулярный выход в эфир детских передач начался со второй половины 1940-х годов. В это же время предпринимались первые попытки подразделять детские программы на отделения по возрастному признаку, апробировалась возможность руководить детским восприятием, направлять его. В передачах появились ведущие и комментаторы.

С середины 1950-х годов начала определяться специфика телевещания для детей. С момента создания в 1955 году Главной редакции телевизионных программ для детей и юношества увеличился объем эфирного времени и штаты сотрудников. Формировалась тенденция систематизации детского вещания.

На детском экране появились первые телевизионные циклы. Периодичность выхода в эфир передач для юной аудитории отвечала, как показало наше исследование, рекомендациям педагогов и психологов, а также стремлению работников телевидения создать устойчивую аудиторию. Распространенным жанром детского вещания в первой половине 1950-х годов стало телевыступление, которое предваряло показ художественного фильма или театральной постановки. Литературно-музыкальный монтаж -

Телевизионная журналистика: Учебник. 5-е издание, переработанное и дополненное. // Под ред Кузнецова Г.В., Цвюса В Л, Юровского АЛ. М.: МГУ. 2005.

5 Историческая часть исследования опиралась на диссертационные изыскания прошлых лет, учебную и публицистическую литературу, сохранившиеся документы в ГАРФ. Регулярное архивирование документов и текстов по детским передачам осуществлялось с 1946 года. Однако на сегодняшний день в силу разных обстоятельств большинство материалов утрачено

типичная для тех лет форма передач для маленьких зрителей - стимулировал образное мышление и образное чувствование.

Знаковыми проектами периода можно считать журнал «Юный пионер»6, имевший большое образовательное и воспитательное значение, цикл «Путешествие по СССР»7 и передачу «Умелые руки»8.

«Юный пионер», дебют которого состоялся 6 сентября 1951 года, рассказывал о науке, технике, физкультуре и спорте, различных профессиях, новостях искусства. Из страничек журнала «выросли» телевизионные научно-познавательные олимпиады и викторины.

Под руководством мэтра отечественного телевидения Авенира Григорьевича Зака, выпускника ВГИКа, драматурга, «Юный пионер» существовал как творческая лаборатория, в которой разрабатывались новые жанры, темы, методы художественного воздействия.

Впоследствии журнал стал одной из самых востребованных форм телевизионной передачи для юных зрителей. От информирования зрителей журнал переходил к публицистичному вещанию: на экране появились беседы, кинозарисовки, очерки, репортажи, была налажена обратная связь со зрителем посредством почты, чем было положено начало «активного» экрана.

В целом в первые годы развития телевидения для детей основные параметры будущей системы детского вещания в стране прослеживались лишь контурно.

Во втором параграфе «Становление детского телевидения. 1960-е годы» рассмотрен этап развития телевещания для детей, отмеченный

® «Шаболовка, 53. Страницы истории советского телевидения» М: Искусство 1988 Воспоминаниями делится В Челышев

7 Документы в ГАРФе не сохранились, цитируем по: Галочкина Г.А. Телевизионное вещание для подростков и юношества М МГУ. 1973.

8«Шаболовка, 53 Страницы истории советского телевидения». М.: Искусство. 1988 Воспоминаниями о работе в цикле «Умелые руки» делится Т Паченцова. // Текстовые материалы ГАРФ, 1972, д 13,14 «Умелые руки» //1973, д 68 // 1975, д.194.

активным и целенаправленным участием государства в работе этого телевизионного направления. Принципиальное значение имели постановления Центрального Комитета КПСС, в которых указывались основные недостатки в вещании и четко определялись творческие и организационные задачи9. Телестудиям, создающим передачи для юных зрителей, предписывалось уделять особое внимание развитию трудовых навыков и любознательности, вовлечению детей в общественно-полезные дела. Увеличение времени вещания, расширение тематики, ощутимая финансовая и кадровая поддержка позитивно сказались на развитии направления. Оборотной стороной медали стали год от года усиливающийся политический контроль власти.

Деятельность детских телестудий в то время была сосредоточена на поисках оптимальной формы передач для различных тематических направлений.

1 сентября 1964 года вышел первый выпуск передачи для дошкольников «Спокойной ночи, малыши!»10, которая отвечала законам построения успешной программы для детей младшей возрастной группы (постоянные герои, показ мультипликационного фильма или инсценировки, юмор, музыкальное сопровождение) и выполняла задачу социального или интеллектуального научения.

Пионерская тематика захватывала все больше эфирного пространства. В 1966 году появилась еженедельная передача «ТАП» - телевизионное агентство «Пионерия».

Существовавшие ранее тенденции периодичности передач и циклического построения вещания были сохранены. Выбор времени выхода в эфир определялся с учетом общепринятого распорядка дня ребенка. Несмотря на небольшое количество эфирных Часов для детских передач, они

® Советская печать в документах. М.' Госполигиздат, 1961. С. 137.

10 ГАРФ хранит сценарии каждой 1,10,20 и 30 передачи с 1972 по 1978 год.

грамотно распределялись между всеми возрастными группами.

В третьем параграфе «Период подъема. 1970-е - первая половина 1980-х годов» рассматривается наиболее успешный период развития отечественного телевещания для детей". Особое внимание уделено передачам-лидерам экрана, которые, так и не стали предметом изучения с позиций науки.

Временной отрезок с начала 1970-х до середины 1980-х можно считать периодом подъема детского телевещания в нашей стране. В это время количество программ для детей и юношества значительно увеличилось, они отличались тематическим и жанровым разнообразием, основные интересы детей от 3 до 13 лет нашли свое отражение на телеэкране.

Особой любовью зрителя-ребенка пользовались передачи «с продолжением», в которых реализовывался известный принцип сериала -создание относительно устойчивой аудитории12.

Постоянный художественный образ - ведущий или герой передачи -характерная особенность многих детских программ тех лет.

Детская почта служила показателем влияния, которое оказывали передачи на аудиторию, а также источником новых идей для создателей программ.

К сожалению, в описываемый период недостаточное внимание уделялось игре, которая так важна для становления личности ребенка.

Успехи детского телевизионного направления в 1970-1980-е годы автор связывает с системной работой редакций, опиравшейся на рекомендации педагогики и психологии, определенностью поставленных целей и задач, а также согласованностью действий всех составляющих воспитательно-образовательной системы страны. В это время окончательно были закреплены периодичность и цикличность передач как важнейшие принципы

" Исследование этого этапа основано на изучении документов, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации.

12 Об этом подробнее- Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М., 1967

организации вещания для детей. Учитывалась возрастно-психологическая типология аудитории. Особое внимание уделялось воспитанию патриотизма и интернационализма.

Вместе с тем, специфической чертой детских передач третьего периода нужно считать их политическую ангажированность, связанную со стремлением государства утвердить влияние советской идеологии во всех сферах жизни.

Четвертый параграф «От перестройки телевидения для детей до его кризиса. Середина 1980-х - конец 1990-х годов» представляет собой анализ телевещания для детей последних десятилетий XX века. Смена политического курса, начавшаяся в 1985 году, повлекла за собой коренные изменения в организации и деятельности СМИ13.

К середине 90-х годов стало очевидным, что государство отказалось от патроната детского телевизионного направления. За несколько лет была разрушена система телевещания для детей и юношества. Количество программ многократно сократилось. Сузилась тематика передач, некоторые возрастные группы остались без внимания, с экрана исчезли специфические для юной аудитории жанры, а время детского показа выбиралось без учета распорядка дня ребят. Принципы организации детского телевидения -цикличность, повторяемость, периодичность - не соблюдались. Основной формой передач для маленьких зрителей в те годы стал показ мультипликационных сериалов, две трети которых закупались в Японии и Америке. Возобладала развлекательная модель вещания.

С конца 1980-х годов в отечественный эфир хлынул поток импортной продукции, рассчитанной на юную аудиторию. Образ мышления, мировоззрение «новой» русской молодежи формировались не под влиянием отечественного социокультурного опыта, а под воздействием ценностей

° Характерно, что документы, связанные с работой детского направления рассматриваемого периода, не сохранились. Автор исследования опирается на комментарии сотрудников телевидения, частные видеозаписи и личные воспоминания

телевизионных «интервентов», что представляется автору недопустимым.

Тем не менее, несмотря на трудности периода, 1980-1990е годы отмечены появлением в эфире некоторых программ, новаторских по форме, которые оказались этапными в развитии телевещания для детей в стране14. Принципиально изменилась форма подачи материала: общение со зрителем выстраивалось на равных, исчезли постановочные диалоги, пропала навязанная идеология, ушли в прошлое «правильные» темы. В передачах обсуждались вопросы, по-настоящему волнующие ребят: взаимоотношения между сверстниками и родителями, досуг, музыка, мода.

В 1990-е годы музыкальное направление телевидения для детей и юношества представляли специализированные телевизионные каналы (MTV, МузТВ), содержание которых кардинально отличалось от передач советского периода.

Удачными новациями телевидения новой эпохи можно считать жанр игры-шоу, способной успешно работать в разных тематических направлениях, в частности для решениря научно-просветительских задач. На новый этап развития в последнее десятилетие XX века вышли детские новостные передачи, в подготовке которых активное участие принимали сами ребята («Там-Там новости», «Сорока»),

Однако необходимо отметить, что успешные проекты и передачи этого периода были не правилом, а исключением и во многом держались на энтузиазме их создателей. Часто за талантливой идеей стоял конкретный человек. Таким подвижником детского телевидения был Сергей Супонев. Он и его команда работали интенсивно, реализуя проект за проектом. В 1999 году Сергей Супонев был отмечен премией ТЭФИ за передачу «Зов джунглей», автором и ведущим которой он был. С его уходом из жизни

14 Среди них - публицистические циклы для школьников старшего возраста «До шестнадцати и старше» и «Марафон 15».

детское вещание на ОРТ пришло в упадок.

Третья глава диссертационного исследования «Концептуальные основы организации телевизионного детского вещания» представляет собой изложение базовых принципов оптимальной модели детского телевидения.

Предлагаемая концепция, как надеется автор, представляет целостную систему приоритетов в области воспитания подрастающих поколений средствами телевидения, декларирует ценности, на которые имеет смысл ориентировать детей.

Идеи, нашедшие закрепление в данной главе, в сконцентрированном виде представляют собой правила программирования для детской аудитории.

Представляется актуальным создание телеканала для детской аудитории (с учетом поясного вещания), программы которого соответствовали бы изложенной в данном исследовании концепции развивающего телевидения15.

В первом параграфе «Современный этап развития телевидения для детей в России» проанализирована ситуация, сложившаяся в области телевещания в начале XXI века. Автор считает, что телевидение для детей, несмотря на отдельные успешные проекты16, переживает эпоху упадка, причинами которого являются мировоззренческий кризис российского общества, а также изменения государственной политики в социальной сфере. В обществе произошла смена ориентиров: место нравственных ценностей заняли потребительские. Детское телевидение перестало быть структурным подразделением воспитательно-образовательной системы государства. В

" В настоящее время в эфире РФ существует несколько телеканалов, вещающих для детской аудитории. Среди них «Теленяня» («Первый»), «Детский мир», Jetix, Jetix play, Nickelodeon, Cartoon network (пакет спутникового телевидения HTB+) Однако это кабельные платные каналы, а значит их аудитория относительно невелика.

"Качественным прорывом создавшейся негативной ситуации следует признать появление в отечественном эфире мультипликационного цикла «Смешарики». Авторы проекта ставили перед собой амбициозные задачи - с одной стороны, создать мультимедийный продукт, который мог бы составить конкуренцию импортным сериалам; с другой - подарить современным детям новых героев - веселых и обаятельных Авторам идеи удалось совместить в проекте традиции отечественного анимационного искусства, литературы для детей и современные технологии производства и бизнеса

свою очередь некоторые причины экономического порядка оказали негативное влияние на состояние детского телевизионного направления.

Однако в последнее время наметились положительные тенденции: был разработан целый ряд документов17, который ориентирован на позитивную социализацию подрастающего поколения, его духовно-нравственное становление, на формирование граждан российского демократичного общества, способных реализовывать свой личный потенциал, в том числе и в интересах общества и государства. Изменение законодательства, регулирующего сферу СМИ, дает надежду на появление интереса со стороны коммерческих структур к телевизионным проектам для детей18.

Во втором параграфе «Особенности программирования детского вещания» описаны закономерности программирования детского телевидения, сформулированы практические рекомендации относительно технических и организационных правил производства детских передач. Составляя рекомендации, автор опирался на анализ статистических данных, которые приведены в приложениях к исследованию.

Автор полагает, что телевещание для детей необходимо строить на основе возрастно-психологической типологии аудитории, учитывая предпочтения, объемы и график телесмотрения каждой группы.

Дети до 3 лет - наименее изученная возрастная группа, интересы которой телевидение не учитывает, а между тем в этом возрасте ребенок подчас становится «зрителем поневоле», поскольку многие родители используют телевизор как «теленяню».

Дошкольники с удовольствием смотрят мультипликационные фильмы и кукольные представления, любят персонажей-животных, относясь к ним как к равным себе существам. В этом возрасте интересы начинают

17 Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа развития образования

на 2006-2010 гг. (23.12.05.), создан проект Общенациональной программы развития и воспитания детей, подготовлена Концепция патриотического воспитания граждан Российской федерации. Федеральный закон «О рекламе» принят 13.03.06, вступил в действие с 01.07.06.

определяться тендерными признаками. В целом дошкольники чувствительны к дидактике.

У младших школьников формируется устойчивая потребность в приобретении знаний, которые лучше всего усваиваются в игровой форме. Наиболее привлекательные телевизионные жанры для этого возраста -мультипликационные фильмы, кукольные и цирковые представления, а также передачи «совместного творчества» - совместные поделки, рисование, обучение элементарным приемам рукоделия.

Для младших подростков характерна потребность в действии и познании. Среди жанровых предпочтений этой возрастной группы -передачи, построенные на занимательных историях и приключениях, программы о природе, игровые проекты состязательного характера, анимационные сериалы, мультфильмы с развернутыми сюжетами и героями -фантастическими существами, а также художественные фильмы для детей, фильмы-приключения и комедии.

Для подростков старшего возраста наиболее востребованными жанрами становятся кинофильмы и телевизионные сериалы, музыкальные и спортивные программы, ток-шоу, публицистические передачи на молодежные темы, телевизионные игры. В центре внимания зрителей этой возрастной группы - человеческие отношения, прежде всего между мужчиной и женщиной, «отцами и детьми».

Один из определяющих для программирования показателей - это объем и график детского телесмотрения. Согласно статистическим данным, в среднем дети проводят у экрана от 2,5 до 3,5 часов в день, причем дети младшей возрастной группы чаще смотрят телевизор по выходным, подростки и старшеклассники - в будние дни. Зимой объем телесмотрения увеличивается, а летом падает. Эти колебания в большей степени выражены у дошкольников, младших школьников и младших подростков.

Необходимо принимать во внимание и колебания интереса к

телепросмотру в течение суток. Организация телевещания должна строиться с учетом структуры детского распорядка дня. Оптимальным представляется следующий вариант. В будние дни необходимы два часа вещания, один час утром - с 9:30 до 10:30, другой - с 16:00 до 17:00. Кроме того, имеет смысл выпускать рубрику для детей в утреннем эфире в интервале с 7:00 до 8:00. В выходные дни востребованы два с половиной часа вещания; полтора часа утром - с 9:30 до 11:00, один час после обеда-с 16:00 до 17:00.

Ориентируясь на зрителя-ребенка, на наш взгляд, следует отдавать предпочтение циклам передач, поскольку детская психика действует в режиме возврата и узнавания пройденного материала.

Обязательным элементом организации телевещания нужно признать диалог со зрителем в разных формах: почтовые и ЭМБ-сообщения, анкетирование, разнообразные голосования - монологический способ выражения зрительского мнения; непосредственное участие в передачах, звонки в прямой эфир, работа в фокус-группах - двусторонняя форма сотрудничества.

Автор убежден, что абсолютизировать понятие рейтинга при формировании программной политики телевидения для детей не следует, хотя учитывать его как ориентир необходимо. Выстраивание взаимоотношений с аудиторией не должно ограничиваться телевизионными эфирами. Необходима популяризация «правильных» форм проведения детско-юношеского досуга, организация фан-клубов, социально значимых акций под патронатом популярных телепередач или перенесение телепроектов в иную среду.

На основе информации, накопленной в разных областях знаний за долгие годы, но до сих пор не востребованной телевизионными теоретиками, а значит, не используемой на практике, автор выдвинул идею создания оптимальной модели телевещания для детей.

В третьем параграфе «Оптимальная модель детского вещания -

развивающее телевидение» сформулированы ее базовые идеи и системные принципы.

Автор признает необходимым создание программы развивающего детского телевидения, на основе которой должна строиться вещательная политика для юных зрителей.

Под развивающим детским телевидением автор понимает программную деятельность телеканала, направленную на целостное, всестороннее и гармоничное развитие« личности ребенка на основе его интересов и потребностей. При этом преимущественное внимание должно уделяться интеллектуальному развитию, социальному и физическому воспитанию молодых детей.

Целостное развитие предполагает труд духовный, благодаря которому формируется личность; труд души, который интегрирует деятельность ума и чувств; наконец, физическое развитие, получение первого трудового опыта и начальных профессиональных навыков.

Под гармоничным развитием ребенка понимается сбалансированный подход к образованию и воспитанию, когда разные направления педагогической деятельности не ущемляют значимости друг друга, но способствуют полному раскрытию каждого. Задача всестороннего развития предполагает работу с творческим потенциалом ребенка, эстетическими чувствами, речевым и образным мышлением, формирование социального интеллекта, навыков общения, духовно-нравственное становление и культурное просвещение.

Цель предлагаемой модели детского вещания заключается в воспитании подрастающего поколения на основе отечественного социокультурного и духовно-нравственного опыта с учетом долгосрочных национальных интересов России. Развивающее телевидение должно создавать конкурентоспособные телевизионные продукты с учетом возрастно-психологической типологии аудитории и особенностей

программирования для детей.

Развивающее детское телевидение призвано выполнять воспитательную (коррекционную), образовательную, просветительскую, информационную, интегративную функции19.

Автор считает, что воспитание и образование должны быть приоритетным направлением телевизионной работы для детей.

Основное предназначение детского вещания мы видим в реализации информационной и познавательной функций. Развлечение (рекреативная функция) должно использоваться вспомогательно, выступая в качестве мотивационного подкрепления основных функций.

Современные дети утратили культуру общежития в многонациональном и многоконфессиональном обществе. В связи с этим, детское вещание необходимо выстраивать с учетом интегративной функции. Тематика и художественная форма передач должны отвечать задаче межнациональной консолидации, формировать представления о ценности социальных и культурных связей между народами.

Теоретическая модель развивающего детского телевещания базируется на организационных принципах - системности и эффективности; и художественных - культуро- и природ<*сообразности, селективности, образности, логоцентричности.

Для реализации системного подхода необходимы точно сформулированная цель, четко выстроенная структура и иерархия, определяющая слаженность и эффективность работы. В прикладном смысле это означает объединение традиций семейного воспитания, содержания школьного образования, педагогических усилий и программной политики

19 Е.П. Прохоров предлагает другую классификацию Принимая во внимание, что социальное предназначение журналитики есть «адекватное информационное обеспечение жизнедеятельности массовой аудитории и социальных институтов», исследователь выделяет следующие функции журналистики вообще и телевизионной в частности: идеологическую, культуроформируюшую, рекламно-справочную, рекраетивную, непосредственно-организаторскую. См : Прохоров Е П. Введение в теорию журналистики -М: Изд-во «РИП-холдинг». 2002. С. 45. Для детского телевидения, следуя этой классификации, существенны, в первую очередь, идеологическая и культуроформирующая функции.

телерадиовещания в целостный развивающий процесс, с опорой на единые базовые социокультурные ценности, и, масштабнее, - формирование цельной сбалансированной воспитательно-образовательной политики со стороны государственных органов и общественных объединений.

Принцип эффективности подразумевает выстраивание программной деятельности с обязательным учетом возрастно-психологической типологии детско-юношеской аудитории. Только в этом случае передачи будут вызывать устойчивый интерес зрителя, а значит, создатели телевизионных программ приблизятся к выполнению поставленных перед ними задач.

Принцип селективности развивающего телевидения предполагает высокие требования со стороны вещателей и общественности к художественному исполнению и техническому совершенству телевизионных программ для детей, а также защиту ребенка-зрителя от информации, наносящей вред его нравственному и духовному здоровью. Автор считает, что обеспечить такую защиту может психологическая экспертиза при отборе детских проектов на стадии разработки, производства или покупки.

Культуросообразность детского телевещания должна отвечать задаче приобщения детей к отечественной культуре и сохранения национальной идентичности. Автор настаивает на необходимости обеспечить ознакомление детей с феноменологией российской цивилизации, с центральными категориями и нормами родной культуры.

Современное понимание принципа природосообразности применительно к предлагаемой модели детского вещания означает развитие с помощью телевидения внутреннего духовного мира маленького зрителя, стимулирование его творческого потенциала.

Принцип образности связан с задачей воспитания у юных зрителей чувств, внутреннего внимания и воображения. Развитие в детях эстетических способностей, умения раскрывать глубинный смысл художественного произведения, читать символы - задача, которая под силу именно

телеискусству.

Под принципом логоцентричности мы понимаем существенную нагрузку на слово, осознание его особой важности. При этом видеоизображение и звучащее с экрана слово должны составлять гармоничное целое. Нужно помнить о том, что телевидение является аудиовизуальным массовой коммуникации. Реализация принципа догоцентричности на телевидении предполагает раскрытие художественного и духовного богатства родного языка, в частности через знакомство зрителей со сказочными героями и литературными образами, осмысление вместе с ними религиозных и эпических сюжетов.

Автор полагает, что практическое воплощение идеи развивающего детского телевидения принципиально затруднительно в рамках коммерческого канала. Оптимальной организационной формой, способной поддержать идею развивающего детского телевидения и в максимальной степени раскрыть ее потенциал, по мнению автора, является общественное вещание при активной поддержке государства.

В заключении подводятся общие итоги исследования, оценивается вклад проделанной работы в изучение телевещания для детей. Обсуждаются перспективы изучения связанных с темой исследования вопросов. Подчеркивается значимость разработки теоретических и практических принципов программирования детского направления телевидения в России. Основные публикации по теме диссертации:

1. Когатько А.Г. Телевидение для детей. Анализ сложившейся ситуации.// Журналистика в 2002 году. СМИ и реалии нового века. Сборник материалов научно-практической конференции. М.:Факультет журналистики МГУ. 2003.

2. Когатько А. Изучение зарубежного опыта организации детского телевидения. // Сборник материалов международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»

2003. М.: Факультет журналистики МГУ. 2003.

3. Когатько А.Г. Телевидение для детей: оптимальная модель. // Сборник материалов научно-практической конференции «Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегия развития». М.: Факультет журналистики МГУ. 2004.

4. Когатько А. Особенности телепередач, адресованных разным возрастным группам детской аудитории. // Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» 2004. М.: Факультет журналистики МГУ. 2004. (Диплом за лучший доклад в секции телевидение и радио.)

5. Когатько А.Г. Социальная ответственность телевидения для детей.// Материалы семинара «Воспитательная функция телевидения» Рождественских чтений. М.: 2005.

6. Когатько А.Г. Развивающее телевидение для детей. Практическое воплощение. // Материалы круглого стола «Духовность в современном кино- и теле- произведении для детей» Рождественских чтений. М.: 2006.

7. Когатько А. Недетские вопросы детского телевидения. //«Телецентр». 2004. - 0,5 п.л.

8. Когатько А. «Что нам стоит ТВ построить...» Концепция развивающего детского телевидения. //«Телефорум». 2004. - 1п.л.

9. Когатько А.Г. История отечественного телевидения для детей (на примере программ для дошкольников, младших и средних школьников) // М., Вестник МГУ, Вып. 1,2007. - 0,5 п.л. (в печати)

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Когатько, Анна Геннадиевна

Введение

Глааа 1 НАУЧНО ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 16 ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.1 Традиции отечественной педагогики как основа форм и рова] i ия 16 концепции телевидения для детей 1,1 11едагогнческие идеалы Древпей Руси: православная традиция. 17 Средине века

1.1.2 Начало новой русской недапогнки: проникновение западной 19 традиции

1.1.3 Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой 22 1J ,4 Педагогические тенденции XIX столетня

1.1.5 Русская педагогика на рубеже XIX-XX веков

1.1.6 Советская педагогика 28 1. 1,7 Совремси иые теплей пин росс и йской педагог ик н

1.2 Психологические критерии структурирования детской 32 аудитории

1.2.1 Историческая справка. Коицепнии развития ребенка

1.2.2 Базовые подходы к проблеме детского развития

1.2.3 Концепция детского развития Л.С. Выготского

1.2.4 Периодизация развития ребенка

Глава 2 ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ДЛЯ 4К

ДЕТЕЙ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

2.1 Начало пути. Телевещание для детей 1930- 1950-х годов

2.1.1 Жанрово-тематнчсская характеристика

2.1.2 Знаковые проекты периода

2.2 Становление телевнления для детей. 1960-е годы

2.2.1 Политика вешания для детей

2.2.2 Краткая характеристика, Тематический обзор

2.3 Период подъема 1970-е - первая половина 1980-х годов

2.3.1 Краткая характеристика

2.3.2 Лидеры детского жрана

2.3.3 Типичные жанры и формы. Драматургическая телепостановка

2.3.4 Обзор тематики детских передач третьего периода

2.3.5 Пропагандистская направленность вешания для детей

2.4 От перестройки телевидения до его кризиса. Середина 1980-х - 86 конец 1990-х голов

2.4.1 В водовороте событий В

2.4.2 Ветер перемен на телевидении для детей 80-х. Основные 87 тенденции периода

2.4.3 Изменения в структуре Гостелерадио в начале 1990-ч годов 88 2,4-4 Смена парадигмы вешания для детей

2.4.5 Специфические направления развития телевидения для детей в 94 1980-1990е годы

2.4.6 <гВакантные места» вещания для детей

2.4.7 Жанры н формы телепередач, характерные для периода

Глава 3 КОНЦЕПТУ АЛ ЫЮЕ ОБОСНОВАНИЕ 01ГГИМАЛЬНОЙ

МОДЕЛИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

3.1 Современный этап развития телевидения для детей в России

3.1.1 Причины кризиса

3.1.2 Основные тенденции современною этапа развития телевидения 112 для детей

3.2 Особенности программирования вешания для детской аудитории 116 3.2.1 Возраст но-психологическая типология передач для детей 117 3.2*2 Объемы н врем* детского телесмотрения

3.2.3 Основные принципы организации вешания для детей

3.2.4 Портрет юного телезрителя

33 Оптимальная модель всщаиня для детей - развивающее телевидение

3.3.1 Базовые понятия. Основные характеристики. Цели

3.3.2 Социальные функции телевидения для детей

3.3,3 Принципы построения модели телевидения лля детей

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Когатько, Анна Геннадиевна

С самых первых лет существования телевидения для детской аудитории ученые и практики были едины во мнении, что домашний экран обладает огромным воспитательным и образовательным потенциалом.Богатая событиями история отечественного вещания для детей полностью подтвердила выдвинутые экспертами гипотезы.К середине 1970-х годов это направление телевидения достигло наивысшей точки своего развития: в эфире наблюдалось тематическое и жанровое разнообразие, на экране были представлены интересы всех возрастных групп маленьких зрителей, количественные показатели росли с каждым сезоном.Телевидение для детей того периода представляло собой образец системной работы. Согласованная деятельность всех подразделений была направлена на достижение единой цели - воспитание подрастающего поколения'.В конце прошлого столетия информирование и развлечение зрителя превратились в приоритетные направления деятельности национального телевидения. Возобладали законы рынка, факторами, определяющими программную политику телекомпаний, стали коммерческий успех и политическая целесообразность.Такой подход прировнял продукт творчества к товару. Ценность передач теперь обусловливалась не художественными достоинствами, а законами товарного производства и обмена.Общая коммерциализация телевидения негативно отразилась на вещании для юных зрителей. В силу финансовой несостоятельности молодая аудитория не могла привлекать внимание продюсеров. Законодательное введение запрета рекламы и спонсорства в детских программах усугубило и ' Для настоящего исследования принципиальный является сам факт особого внимания со стороны государства i. IHHIU.I; I не ШЮЧЧ luvmi г;ншх> юки\ "tpincieii ;i lie ei о ii.'ieojioi H'itCKixr наполнение без того сложное положение. Изменения законодательства в марте 2006 года пока не дали ощутимых результатов".В 1990-е годы отечественное телевидение для детей переживало период упадка, была разрушена система вешания, выстроенная в предыдущие годы.Новый век не принес кардинальных изменений. Несмотря на то, что дети остаются весомой частью зрительской аудитории . программная политика абсолютного большинства общефедеральных каналов не учитывает их интересы. Создавшееся положение обусловлено изменениями в общественно-политическом устройстве страны, происшедшими в конце XX века. В результате демократических преобразований государственные институты сложили с себя полномочия системного организатора и идеолога воспитательно-образовательной сферы. При этом механизмы саморегуляции и социального самоконтроля не заработали в полную силу. В итоге телевидение для детей лишилось опоры в лице государства и до настоящего времени так и не нашло себе нового «хозяина».Отсутствие ясных целей сделало возможным смещение акцентов от обучения и воспитания к развлечению. Телевидение, несмотря на огромный потенциал, не занимается решением просветительских и образовательных задач в интересах детей и юношества.Недостаточное количество программ, адресованных детской аудитории, заставляет ребят «переключаться» на взрослые передачи, в которых сцены насилия и жестокости стали обыденным явлением. Как известно, детское восприятие отличается от взрослого в сторону более тонкого, наивного, чувствительного отношения к телесообщениям. А это значит, что негативная информация, получаемая с экрана, оказывает на детей гораздо более сильное отрицательное воздействие, нежели на взрослых. ; Федершп.нии iahiui ..О pvK.iaw:-. ,ч |_! 0." Oli .iOii\ CK;IL'I раем pin: ip.uii'iiiii- pi'h.iaubi 11 детских и образовательны* программах, п 7 ст. 14 Закона. 1 В среднем .чети проводят у жрана от 2.5 до 3.5 часов в сутки, дети составляют 25% от числа всех телезрителей.Картина создавшегося положения будет неполной, если упустить значимый для развития отечественного детского вещания фактор. С конца 1980-х годов в отечественный эфир хлынул поток импортной продукции.Превалирование на детском телеэкране передач импортного производства, по мнению автора, неминуемо ведет к постепенному изменению национального самосознания, вытеснению традиционных ценностей и норм, в итоге - к потере идентичности. Подобные процессы особенно тяжело переживаются сейчас, когда в обществе до конца не сложились представления о перспективах воспитательно-образовательных реформ.Вопрос внутреннего содержания телевещания для детей тесно увязан с актуальной для современного российского общества проблемой определения новых идеалов, смысловых и духовно-нравственных ориентиров. Всеобщий мировоззренческий кризис симптоматичен и для детского экрана.Несмотря на существующую кризисную ситуацию, автор убежден в том, что здравый смысл и логика исторического развития в скором времени приведут общество к пониманию необходимости возрождения российского телевизионного вещания для детей и юношества.Актуальность работы продиктована объективным состоянием детского телевидения у нас в стране.В диссертационном исследовании автор проанализировал состояние современного телевещания для детей, разработал концепцию развивающего детского телевидения и представил его перспективную модель.В ситуации затянувшейся дезориентации телевидение для детскоюношеской аудитории нуждается в программном документе, который, по мнению автора, должен содержать теоретические основания функционирования этого направления, а также рекомендации практического характера.Подобная концепция может составить основу государственной политики в сфере детско-юношеского телевещания, тесно увязанную с возрождающейся молодежной и образовательной политикой. s Степень изученности темы представляется довольно низкой. Ведь на определенном этапе преемственность научных исследований в данной области была нарушена. За последние четверть века4 это первая попытка проанализировать исторический опыт работы детского телевидения в стране.Серьезный пробел в теории детского телевещания побудил автора обратиться к разработкам тех дисциплин, проблематика которых пересекается с темой настоящего исследования. В качестве научного фундамента были использованы положения детской антропологии, педагогики и детской психологии. Обширный материал для анализа предоставили данные социологических опросов.Вещание для детей является неотъемлемой частью отечественного телевидения в целом, его история - прямое продолжение процессов, характеризующих развитие СМИ в стране. В этом смысле научные труды теоретиков журналистики имели первостепенное значение для исследования.В последнее время в обществе наметились позитивные сдвиги. связанные с осмыслением значимости вещания для детей. Государственные и общественные структуры, некоторые телевизионные компании проявляют интерес к этой теме и выходят с предложениями путей развития телевидения для маленьких зрителей. Результаты обсуждений проблем детского телевещания, мнения и выводы, как ученых, так и действующих практиков телевидения были чрезвычайно полезны для разработки темы диссертационного исследования5. J Последнее комплексное Исследование телевидения .'Lis детей предпринималось в МГУ им. MB Ломоносова в 1973 году Галочки ной I А Ее диссертаинонное исследование называлось «Тел ев щи о иное вещание для детей и юношества (Особенности тематики и жанров)» Интерес также представляют некоторые работы по сходной тематике, провидимые на Лис региональных редакций и студий Например. Ибраева Г Ж «Типология передач для детей республиканского телевидения (на примере Казахского телевидения)» в 1980 году.Примером полой)н.|\ лиску ее Hit \Ю1> I c.iv+tu I. кул I .ii.ihi ci ил Комитета ни делам женщин, семьи И детей Государственной Думы РФ ?(И)4 юла тема ескне мсслания Комиссии по СМИ Совета Фелерации. ежегодные Рождественские и гения Гос. ларе I lieimoii Д> мм РФ крили и слит ли попросим детского ТВ на Первом канале 2004 гола В работе над исследованием автор также использовал архивные документы, материалы прессы, радио и телевизионных программ6.Научная новизна диссертационного исследования: 1. До последнего времени теоретики телевещания не уделяли должного внимания изучению психологии, предпочтений, особенностей восприятия юных зрителей. Автор настоящего диссертационного исследования впервые обратился к положениям современной педагогики и детской психологии как к теоретическому фундаменту телевизионной практики. В частности они были положены в основу разработки правил программирования для детско-юношеской аудитории. Современные педагогические и психологические взгляды на детство, на которые ориентировался автор в своей работе, проанализированы в первой главе исследования.2. Впервые проведены сбор, структурирование и анализ фактов истории российского телевидения для детей с начала его существования по настоящее время, последовательно изложена история детского вещания.Автор уточнил и дополнил существующую периодизацию детского телевещания. Каждый этап развития подробно охарактеризован: исследована его жанровая система, тематические и художественные особенности передач.Определен период расцвета детского направления телевидения в стране, указаны его черты, названы причины успеха. При этом особое внимание уделялось эволюции взглядов на сущность и задачи детского телевидения с точки зрения его образовательного и воспитательного воздействия на аудиторию . Этому посвящена вторая глава исследования.3. Впервые четко сформулированы задачи современного детского телевещания, указаны пути их решения. На основе анализа статистических '' В большей степени обществен т к и , (аботт практически полное отсутствие и эфире передач для маленьких зрителей Острую полемику вызывает вопрос предназначения детского вешания: «Должно ли телевидение воспитывать''», актуальной остается тема выбора идеального героя и ценностей, которые транслирует современный экран. ' В исследовании анализировалась деятельность Ленинградского телецентра (экспериментальный период).Главной редакции для детей и юношества ЦТ, а после изменения структуры Гостслерално (1991т ). работа основных обшефедеральных и некоторых дециметровых каналов данных предложены конкретные рекомендации - правила программирования - для формирования сетки вещания для детей. На основе сравнительного анализа тематики детских передач, их художественного оформления, выбора жанра программ, ведущего, героев предложены концептуальные основы оптимальной, эффективной в воспитательно-образовательном отношении модели детского вещания, получившей название «Развивающее детское телевидение». Сформулированы конкретные рекомендации по ее созданию и использованию в практической работе. Этому посвящена третья глава диссертационного исследования.Цель работы заключается в системном комплексном исследовании феномена детского телевидения.В соответствии с поставленной целью, работа предполагает решение ряда задач. Так, представляется необходимым: - подвергнуть анализу научные работы и исследования, посвященные телевещанию для детей; - по возможности изучить зарубежный теоретический и практический опыт функционирования детского телевидения; - определить характер взаимосвязи объекта исследования со смежными научными дисциплинами; - изучить эволюцию взглядов на сущность и задачи детского телевидения с точки зрения его образовательного и воспитательного воздействия на аудиторию; - уточнить роль государства и общества в организации и функционировании детского вещания; - проследить историю развития телевидения для детей младшего возраста и показать на примере наиболее удачных, известных и популярных передач тематические и жанровые особенности каждого этапа; - проанализировать современное положение и основные тенденции развития детского телевидения в стране, выявить причины сложившейся ситуации; сформулировать базовые положения оптимальной модели детского телевидения: основные понятия, характеристики, цели; социальные функции детского телевидения; принципы построения развивающего детского телевидения; - сформулировать правила детского телевизионного программирования.Объект исследования - отечественное телевидение для дошкольников и младших школьников за весь период его существования, а именно с 1939 года по настоящее время8.При этом мы рассматриваем телевизионное вещание для детей с нескольких позиций. С одной стороны, это процесс создания и трансляции программ для маленьких зрителей. С этим связаны вопросы специфики программирования для юной аудитории и эффективной организации творческого процесса.С другой, телевидение представляет собой явление, вписанное в социально-культурный фон жизнедеятельности современного человека, то есть это один из элементов, формирующих информационную структуру общества. И в этом смысле автора интересуют возможности влияния домашнего экрана на развитие ребенка.Предмет исследования - детское телевизионное вещание как элемент воспитательно-образовательной системы государства и один из способов влияния на формирование личности ребенка.В ходе исследования мы стремились в какой-то мере заполнить пробел в теории телевизионной журналистики. В рамках одной работы не представляется возможным проанализировать программы для детей и ' Нужно принимать во внимание тот факт, что передачи конца 30-к начала 40-х годов носили экспериментальный характер О возникновении телевидения как явления культуры и массовой информации можно говорить, начиная С конца -10-х начала 50-х голов XX столетня. юношества за 60 лет и дать психологическую характеристику всей детской аудитории. Автор сделал акцент на самой младшей возрастной группе дошкольниках и младших школьниках. Такой выбор объясняется как редким обращением исследователей к проблемам телевещания для телезрителей этого возраста, так и стремительным омоложением аудитории. Несмотря на возрастные ограничения, мы полагаем, что выводы и предложения, сделанные в ходе работы, имеют отношение к детско-юношеской аудитории в целом.Понятийный аппарат. Научная литература не дает ясного определения детского телевидения. Аккумулируя знания, полученные из разных источников, автор предлагает под детским телевидением понимать процесс передачи массовой информации в воспитательных и образовательных целях в доступной для детского восприятия форме при активном (прямом и косвенном) участии самих детей.Следует отметить, что в практике, и в теоретических исследованиях понятия «детская литература» и «литература для детей»; «детский журнал» и «журнал для детей»; «детская печать» и «печать для детей»; «детский театр» и «театр для детей»; «детский кинофильм» и «кинофильм для детей» употребляются в синонимичном значении. Однако в теории и практике телевидения термины «телевидение для детей» («телевещание для детей») и «детское телевидение» принято различать. Это связано с тем. что во многих программах, особенно в последние годы, дети принимают активное участие, причем не только в качестве актеров и исполнителей, но и в качестве создателей и ведущих-журнал истов. Такие телевизионные работы и называют обычно «детским телевидением». Вместе с тем для темы настоящего исследования отличие указанных терминов не принципиально, поскольку автор рассматривает все жанры и виды появляющихся в эфире передач, фильмов, циклов, адресованных детско-юношеской аудитории. В связи с этим понятия «детское телевидение», «телевидение для детей», а также «детское направление телевидения» в исследовании используются как синонимы.Четкое выявление возрастных границ «детской» аудитории необходимое условие эффективной работы над темой. Российское законодательство'' признает ребенком лицо до достижения им 18 лет (совершеннолетия). В практике телевешания «детско-юношеской» называют аудиторию в возрасте от рождения до окончания средней школы, то есть до 16-17 лет.Теоретическую базу исследования составили труды теоретиков журналистики Андроникова И.Л., Афанасьева В.Г., Багирова Э.Г., Борецкого Р.А., Вартановой Е.Л., Егорова В.В., Засурского Я.Н., Кузнецова Г.В., Муратова А., Саппак B.C., Юровского А.Я. и других ученых, которые помогли определить общие принципы функционирования СМИ, проследить основные этапы развития отечественного телевидения.Внутренняя связь между сферой телевизионного вещания для детей и кругом вопросов, изучаемых детской психологией, антропологией и педагогикой, объясняет обращение автора к трудам Бетельхейм Б., Божович Л.И., Выготский Л.С., Гальперин П.Я, Давыдов В.В., Запорожец А.В., Ушинский К.Д., Коменский Я.А., Кон И.С., Корчак Я., Макаренко А.С, Пиаже Ж., Эльконин Б.Д., Эриксон Э. и других ученых.Особое внимание было уделено российскому и зарубежному законодательству в области регулирования отношений в сфере детства и СМИ10.Результаты социологических исследований" стали основанием для авторских предложений и рекомендаций практического характера. ''Закон РФ «Об основных гарантиях Иран рибопкч и ['net пискни Филерацик». CT.I.10 Закон РФ «О СМИ» от 27 декабря 1991г.. закон РФ «О рекламе» от 14 нюня 1995 г.. Доктрина информационной безопасности РФ утв. Президентом РФ 9 сентября 2000т . закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка а РФ» от 24 июля 1998 г. закон РФ «Об информации информатизации и защите от информации» от 25 января 1995 г и др Законодательство мши их европейских государств содержат акты. регламентирующие взаимоотношения детей н СМИ. 11 В работе и с пользовались данные, предоставленные TNS Gallup Media ЦСО РА. творческим объединением ЮНПРЕСС. детским фондом ООН UNISEF и др.Эмпирической основой работы явились архивные документы12, телепрограммы современного периода, а также личное участие автора в подготовке и производстве передач для детей.В ходе работы над исторической частью исследования были использованы воспоминания и комментарии к событиям очевидцев становления и развития вещания для детей1".Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретических положений функционирования детского телевидения, которые, по мнению автора, могут быть полезны в ходе возрождения отечественного вещания для юных зрителей.Помимо этого, восстановленный пробел исторической летописи отечественной телевизионной журналистики дает возможность поэтапно проследить развитие детского вешания в стране и обозначить проблемные зоны этого направления в последние годы.Практическая значимость работы нашла выражение в концептуальной модели детского вещания «Развивающее детское телевидение». Она замышлялась как своеобразная матрица, необходимая для организации и успешной работы телевизионного подразделения любого уровня - от региональной студии до крупного вещательного телеканала.В то же время автор выявил специфические черты телевизионного программирования для детей и сформулировал его основные правила.Апробация работы. Профессиональная деятельность автора в качестве продюсера детско-юношеского вещания национальной телевизионной компании «Звезда» позволяет использовать результаты исследования на практике.Работа автора в качестве эксперта детского телевидения Государственной Думы РФ при Комитете по делам женщин, семьи и детей а Архивные материалы ГАРФа. " Комментарии Р А Бореикогс И В limpcmii. Г И Кузнецова и др предоставляет широкое поле деятельности для практического воплощения основных тезисов, содержащихся в исследовании.Теоретические рекомендации стали полезными в подготовке автором ряда документов для Совета Федерации и Государственной Думы РФ. В их числе экспертное заключение проекта Федерального закона «О рекламе» (февраль 2005г.) и проекта закона "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию" (апрель 2005г.).На базе всероссийского детского центра «Орленок» автор провела ряд социологических исследований по вопросам актуального положения и путей развития отечественного телевещания для юной аудитории. В опросе принимало участие 600 детей. Полученные результаты и базовые идеи диссертационной работы были использованы в разработке и производстве программ для школьников.Тезисы исследования обсуждались на ежегодных Рождественских чтениях, устроителями которых выступает Государственная Дума РФ и Московский Патриархат РПЦ14.Тезисное изложение оптимальной модели телевидения для детской аудитории и ее последующее обсуждение состоялось на круглом столе «Законодательное обеспечение информационной безопасности детей и молодежи в России» (апрель 2004 г.) в Комитете по делам женщин, семьи и детей Государственной Думы РФ. Участие в научно-практических конференциях и профессиональных фестивалях дает возможность обсудить с коллегами идеи, часть которых нашла отражение в диссертационном исследовании.В частности в 2005 году на семинаре «Вое питательная функции телевидении» вниманию участников был представлен доклад «Социальная ответственность телевидения для детей» в 2006 юлу в рамках круглого стола «Духовность в современном кино- и теле- произведении дня лете(!» автор выступил с сообщением о практическом ион шщенки ii.ii.-ii рашншюше! о лет скит телевидения

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Отечественное телевидение для детской аудитории: теория, история, перспективная модель функционирования"

Основные результаты опросов ЮНПРЕС Г {и работе приминала участки ян тор лиссертяннокного исследования)

Исследования показали, »гт& в ионием информации 1юлростки i»e ограничиваются олпнм-двумя ведущими каналами коммуникации. а исполыуют целый спектр коммуникационных источников и механизмов, я котором прямое и целенаправленное информирование перестает быть достаточно иффск1няиым

Как покатывают данные, у современных подростков значительное место в освоении социальною сипла занимает спонтанное, неосознаваемое усвоение новой информации

Очень важную рать в структуре коммуникации играю г каналы, связанные с обшеиисм н межличностными отношениями, в том числе виртуал-иыми. Отчетливо прослеживается стремление подростков к самостоятельному выбору информационных канал он и форм получения с веден Hit

Чем киичиотся подростки в свободное время?

В свободное от школьных и других обязательных иннмий время подростки реализуют возможности СП01ГГШ1НОШ усвоения информации посредством привлекательных лдя Hire коммуникационных каналов. Эти каналы лшот возможность алнить на установки и повеление подрастающего поколения

Чтобы установить средсгва и формы подобного информационного влиянии, в перечень ответов на вопрос о свободном времяпрепровождении были внесены варианты ответов, связанные с пилами коммуникации. Первоначальный список был сформулирован в хода исследований 1990-1993 толов и дополнен исследователями и самими подростками при проведении пилотного исследования 1997 юла Дополнения касались получения н1гформаннн с ИОМОН11.Ю компьютера и телефона В 2005 году в анкету бил внесен вопрос, потво лвкици й вычленить респондентов, имеющих возможность пользоваться компьютером и интернетом.

Рис 2 Рвсоределеиче 11С1ии1»гы% видов гяинтнй подростка среди nj»i в селе, небольшом юроде, большом ropa.te < IWK год) смотре ТСАМиНр

J/0.3%

ОрО*оку врсня с друзья ни JO.eK.

2 род J 53,0% росл* ) 29,0% tW.OVb cnywrno штиттвог проигрмаптеиь. iat.o%'

J 51 ,<Mb

Читаю «ннГИ 133,04 l JD,Q4>

J 40J*

12В.0Щ, слушаю радио 110,34 j 10,04»

0*у ■ театры, но «жцертк. в нуэе* -i-1!!"6* jiTo1*

Г"Тв,оч в селе, станице, (мселй! Do «eft цльшон городе □ В большой городе

Рис. У, Распределение основные видов мнитпй подростки среди лрожннаышмч в сые и городе (2MS гол) cnytuao Hamuli кому и те^три, н* ноиуср«ч. • чу** В СЕЛЕ, СТАНИЦЕ. ПОСЕЛКЕ ПИ ГОРОДЕ

Рис. 4.Распределение основимз шпон нжишн подростка h HtipwiHMt I pyillMl(lWHt 111,1) слушаю иагнитоФом, провожу время с друзьвни смотрю телевизор читаю газеты, журналы встречаю» с дев очной (девушкой), мальчиком (юношей)

J 574» П50,в%

17Э,г%

ГбВ,3%

1 п.ф

50,1%

31,2% 50.3% 24.8%

30,1% 15,5% 10 -11 Л£Т D П - 11 ПЕТ О 19 1 7 ЛЕТ

Put- 5 Риспрелелешн sciiorhui шпон . па^рмгпл и naip»?nibi\ групп»

2W год)

160.5%

46г5%

1757% провожу вреип с друзья ни сиатри телемвдр | 68.4%

J 65,0%

72,1%

7Э,3%

0,9%

115,6%

J ?4,в% встречаюсь с мвочкой (девушке»!), нпльчикон (OlMii] j45.2%

154,2%

J 45,2%

1 35,5*

2M% ll4% 10 II ЛЕТ а 12 14 ЛЕТ 015 - 17 ЛЕТ

Рис. 6 PUCHpt.lbWNMt ОСНОВНЫХ ВИДОВ 1-й Н ИIИ И №ljl|WflKl срслн ЧЯЛЬЧНКОВ II девочек (1998 год) 58.8% бщдось по тепгФоку сч-'нв с родителнии ипн

I иьЭК гиии ИрФСЛЫНИ |гг J4 ад ос» информацией по онпыотерной «та по конпыащтой сети | 37.04 Дмч Ъл» |6««

Put 7. Рюфсамсшм основных ■iijiun ММ1Я-ГНЙ 110.1 рос IK" «рели мальчиков n лфвфчгк (2005 гид) оЛис-нямось нифор»аимей по компьютерной сети

Отношение подростков к компьютерам трсб^т особого комментария. Данные исследования BUHOM 1995 голи свидетельствовали о наличии домашних комшлотсроп у 5-7% населенна, однако ере л и жителей крупных городов тга доля возрастала до 34%. Й 1997 году панельное исследование Института молодежи отмстило: около четверти (26,6%) 14-15-летних московских школьников имели дома компьютер.

При рассмотрении этого вила досуги нужно также уч1гтывпть. что дети могут пользоваться компьютерами не только дома, но и у друзей, н школе, на работе у родителей, внешкольных учреждениях, интернет ■ кафе

Среди опиливших на вопросы п 1998 году 29.3% с удовольствием играли в компьютерные игры Еще 5J% обменивались электронными письмами и 4,6% путешествовали по компьютерным сетям В селе компьютерные игры как предпочтительную форму досуга отмстили 22,3% ребят (в большом городе - 32.8%). ofl-шенне с помощью компьютера t,5% (против 9% о большом городе).

В 2005 голу про пелена дополнительная аналитическая процедура - разделение выборки на два сет мента тех, кто пользуется и кто не пользуется интернетом, для чего был дополнительно введен соответствующий вопрос. 51,8% опрошенных ответили. что имеют такую возможность, 41.3% нет. Среди ПОлтаклсО интернета горожане составили 81.5% Возрастное распределение пользователей интернета ьыглялнт следующим образом. 10-11 лет - 14.7%. 12-14 лет - 34,946, 15-17 лет - 50,4%. "Ути щфры особенно прижчотеяыш тем, «по. по данным крупнейших сопююгтеекнх центре» России, число взрослых пользователей интернета ШМНОГО ниже- Так, по данным Аналитического центра Юрия Дешды ив 2005 год. лишь 17% взрослых россиян пользуются персональным Компьютером ежедневно или несколько рал в неделю лома, на работе н в других местах, никогда не пользуются компьютером 75%. Только 7% взрослых россиян имеют ярзможзюегь пользоваться интернетом ежедневно или несколько раз в неделю лома, на работе, в других местах, Но даштым опроса Фонда «Общественное мнение» (руководитель А.Ослои). проведенного летом 2005 года. I9*i россиян в возрасте от 18 лет и старше пользовались интернетом хотя бы раз в полгода, 10% - хотя бы раз в неделю (см, сайт Фонда «Общественное мнение» hilp /lxiiom.гц'теротут^чЦУШЖю11 Таким образом. российские подростки оказываются более про двинутым и в кс пользовании информационных технологий по сравнению со взрослыми

Если мы сравним досуговые занятия тех. кто пользуется компьютером и интернетом. с теми, у кого нет такой возможности, то обнаружим различия в следующих формах (табл, 1):

231 Гоблина I виды! нищий ПОДРОСТКИ р свобо.шос прсми и ЗаЯИСИМОСТМ от мп 1можног1 и lln.IMUILIIir.ru Интернетом

Чем ты занимаешься в свободное время'? И месш ь ли ты возможность пользоваться Интернетом1

Нет интернета. % Есть интернет, %

Хожу в кино 12.7 28.1

Хожу и театры, на концерты, в музеи 10,2 18,9

Встречаюсь е девочкой (девушкой), мальчиком (юношей) 20,9 35 41

Общаюсь по телефону 36,2 51.»

Игрою в компьютерные игры 30,2 56.2

Общаюсь в кружке, секции, клубе, другом объединении 24.4 31,1

Иитервет-лети окшт нтшкс: они чаше ходят • кинотеатры. тигри, муки, на концерты. бол но с общаются со взрослыми В их досуге КШЮГО болыис времени занимает компьютер, интернет. Среди них больше тех. по в свободное время общается с противоположным полом <35,1 прогни 20.9%): можно предположите >гго это связано, прежде кс( о. с более высоким уровнем достатка в Сем 1-е и. как спелстиие. расширением их коммуникативных возможностей - общением е помощью электронной почты и других форм интернет-связи, по телефону (51,9 против 36.2%) Больше общение в объединениях но интересам. В целом эти дети более общительны

Сравнение результатов исследования 1997-го. 2005 годов е .тайными пикетных опросов 1990-го. [993 годов позволяет построить динамические ряды изменений предпочтений среди нодроетков для некоторых форм проведения досуга.

Роль телесмотрення, слушании магнитофонных записей, просмотра видеозаписей по-прежнему велика и продолжает рксти Общение с друзьями начинает занимать значительно большее место в жизни подростков: 67.-J в 2005 году по сравнению е 38% в 1990 голу Происходит существенное снижение значимости чтения книг с 58% в 1990 году до Е8.1 - и 2005 году, Наибольшее изменение наблюдается по позиции посещения кинотеатров - с 40% в 1990 гаду до 6% в (99В году и повышение до 21% в 2005-м. Наблюдается серьезный количественный рост «компьютерных» видов нипгтий

О»куда подростки получают самую нажну» дли себя информацию?

Вопрос был сформулирован именно в такой форме, ток как взгляды взрослых и подростке* на важность той или иной информации часто ис совпадают. Тому, что считает важным подросток, взрослые зачастую не придают значения. Информацию, которую считают для них важной взрослые, подростки мковой часто ж признают Кроме того, в сюбедюе от школьных занятий время многие дети н подростки оказываются ирелосгивлсииымн сами себе, н ттв часть их жизни выпадает из позя зреиня ajpoctbot ПОЧТИ полностью,

Значительную часть информации и социальною опыта подростки 1 с гаи воют, не осознана* troro. Исследование позволило не только выделить основные информшшониые источники, но и - что очень важно - сопоставить, насколько лосуговые коммуникационные каналы совладают, с одной стороны, е теми, которые подростки сознательно выбирают в ка>кствс источников информации, и, с другой стороны, е теми информационными канонами, которые традиционно должны обеспечивать обраюваиме н воспитание подростков. Это школа н семья.

Рис. 8. Распределение «еноипых источник!» информации пелркт

 

Список научной литературыКогатько, Анна Геннадиевна, диссертация по теме "Журналистика"

1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ ДЕТСКИЕ, ЮНОШЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ1130.Уге.о%j1.SMK,j 65.1%1. Si, i%

2. Pllt 10 Распределение «спаяны* иггочников нкфориШМ иол ростка сред» №н«ш(Н и девушек (2005 юл)1. ДРуГИ* ИСТОЧНИКИ £родители |друзья н подруги L

3. АУДИОЗАПИСИ |-ВИДЕОФИЛЬМЫ £ ВЗРОСЛЫЕ ПЕРЕДАМИ £ ДЕТСКИЕ, ЮНОШЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ £ ПО ТЕЛЕвКДЕИмО £ ВЗРОСЛЫЕ ПЕРЕДАЧИ ^ ДЕТСКИЕ, ЮНОШЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ £ РАДИОПЕРЕДАЧИ | ВЗРОСЛЫЕ ИЗДАНИЯ £детские, юношеские издания |газеты. журналы £ книгио юноша d девушка

4. Рис. 12 Распределение основных источника» информации надраогся в noipaci имх гр) пнях (2005 год)другие источники аудиозаписи (касеты. диски)кружок. секдия, клуб. другоеобъединение1. Ну1. В?:ою и лет ач и лет а is - 1?лет

5. Источники информации но.фоокн в ив йен мости от ■отмсгжностн нолыоватьев Интернетом

6. ОТКУДА ТЫ УЗНАЕШЬ ОБО ВСЕМ САМОМ ИНТЕРЕСНОМ И ВАЖНОМ ДЛЯ СЕБЯ? Имеешь ли ты возможность пользоваться Интернетом?нет, % ли, %

7. На уроках в школе, от учителей 58,6 44,3

8. Ит книг (помимо учебников) 41,6 33,9

9. Просматривав видеофильмы 15,2 20.9

10. Прослушивая аулномлнен (кассеты, лиски) 12,2 15,8

11. От apyw-ft н ivo.Tpyv 54.9 623