автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Отношения экономики и культуры в истории классической европейской мысли

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Русских, Людмила Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Отношения экономики и культуры в истории классической европейской мысли'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Русских, Людмила Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Экономика и культура. Определение исходных понятий

ГЛАВА II. Мыслители античности и средневековья о проблемах взаимодействия экономики и культуры.

2.1. Экономическое и культурное в античной философско -литературной традиции.

2.2. Культура и экономика в представлениях мыслителей средневековья.

ГЛАВА III. Реформация и Просвещение об экономике и культуре.

3.1. Революционная роль мыслителей Возрождения и Реформации в вопросах взаимодействия экономики и культуры.

3.2. Экономика и культура в трудах мыслителей Просвещения и абсолютизма.

ГЛАВА IV. Золотой век теорий взаимоотношения экономики и культуры.

4.1. Социально - экономические и философские теории конца

XVIII - первой половины XIX веков.

4.2. Завершение классической традиции в понимании взаимоотношения экономики и культуры во второй половине XIX

- начале XX века.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Русских, Людмила Викторовна

Актуальность проблемы: Любая грань веков, а тем более тысячелетий, всегда воспринималась человечеством как переломный момент, когда принято подводить итоги прошедшего периода исторического развития и выбирать новые аксиологические парадигмы для дальнейшего культурно-социального строительства. Обычно эти периоды насыщены жесточайшими социальными и духовными изменениями и катаклизмами. Не является исключением и наше время.

На протяжении XX века человечество особенно остро ощущало влияние философских, культурных и экономических концепций на реальную жизнь. Практически все столетие - время экспериментирования с внедрением теоретических учений в повседневную действительность.

В связи с информационной революцией, быстрым проникновением достижений науки в сферу обыденной жизни и совершенствованием системы управления общественными процессами остро встал вопрос о взаимодействии теории развития общества и его реальной жизни.

Сегодня реальные процессы в экономике и культуре значительно более прочно связаны с теориями, царящими в научном сообществе, хотя, конечно, нельзя сказать, что их связь не опосредована множеством иных факторов. Одной из центральных проблем является решение вопроса о приоритетных путях развития нашей страны в XXI веке. Это вопрос о том, как добиться оптимального соотношения между интеграцией в мировой экономический рынок и развитием высокой самобытной духовной культуры.

Сегодня практически для всех очевидно, что человеческое общество крайне сложный организм, все части которого постоянно находятся в многосторонней взаимосвязи. Одними из самых важных составляющих этого организма являются экономика и культура. Еще в античности люди поняли, что сами по себе, в изоляции друг от друга они развиваться не могут.

В истории европейской мысли было предложено множество моделей этого взаимодействия, а к концу XIX столетия в теориях Маркса и Вебера сформированы два разных подхода к решению этой проблемы.

Прошедший XX век можно назвать веком торжества экономического мышления. Начавшись с победного шествия учений, настаивавших на примате экономики над всеми сферами культуры, он закончился практически всемирной победой экономически ориентированного типа культуры. Однако обострение глобальных проблем современности в очередной раз резко поставило перед обществом вопрос о взаимодействии экономики (в нашей работе мы будем понимать ее в предельно широком, "броделевском" смысле как совокупный комплекс хозяйственной деятельности человека) и духовной культуры (в "гегелевском" смысле - как средоточение духовных, моральных и эстетических ценностей: науки, искусства, религии, этики, права). В отечественной науке до недавнего времени безраздельно царствовала марксовская концепция культуры как надстройки над экономическим базисом. Причем в большинстве случаев в ходе полемики с различными "буржуазными концепциями" марксовские тексты заведомо огрублялись, представляя духовную культуру как прямую производную от экономических отношений. Начиная с конца 80-х годов, благодаря стараниям таких ученых, как П. Гайденко, В. Доброхотов и К. Момджан, известность приобретает опять же полемически заостренная концепция М. Вебера. В связи с ее революционностью для того времени в научно-популярной литературе она зачастую принимает вид прямой противоположности марксизму, и теперь уже экономика становится функцией определенных сегментов духовной культуры, прежде всего религии и этики. В общественном сознании обе эти крайние позиции приобретают вид противостояния западно-ориентированных "рыночников" (кстати, зачастую использующих марксистскую аргументацию) и "традиционалистов" - ставящих своей целью первоочередное возрождение духовной культуры. Причем оба эти лагеря провозглашают свою точку зрения венцом развития классической европейской мысли. Ситуация осложняется отсутствием в современной отечественной науке работ, содержащих полный системный анализ основных концепций взаимоотношения экономики и культуры в истории классической европейской мысли. Именно восполнению этой бреши и посвящена данная работа, так как без этого цивилизованный дискурс о приоритетных сторонах развития современного общества представляется нам весьма проблематичным, ведь для того чтобы сделать правильный выбор в решении актуальных проблем нашей экономики и культуры, необходимо знание всей полноты теоретического опыта предшествующих поколений и осознанное построение здания будушей жизни.

Степень разработанности проблемы. В России культурология сравнительно недавно приобрела официальный статус науки; несмотря на это, количество монографий и работ, посвященных разработке ее отдельных сторон, достаточно велико. К сожалению, наиболее значимые из них не только являются переводными, что для гуманитарной науки не слишком хорошо, так как перевод не всегда адекватен оригиналу, но и написаны они несколько десятилетий назад. Даже центральные понятия, такие, как экономика и культура, в нашей науке не имеют строго очерченных однозначных общепринятых дефиниций.

Поэтому в первой главе мы предпринимаем попытку их ретроспективного определения. Трудов же, посвященных взаимоотношению экономики и культуры в истории классической европейской мысли, в отечественной науке просто нет. Есть отдельные исследования по истории экономической мысли, но в них, во-первых, интересующая нас тема упоминается лишь вскользь, а во-вторых, в них практически не рассматриваются учения основных представителей неэкономической мысли. Исключение составляет период античности и средних веков, когда чистой, отдельной экономической науки практически не было. Из этого класса произведений наиболее значимыми для нашей темы являются работы И. И. Агаповой, Н. Е. Титова, Я. С. Ядгарова, а также фундаментальный переводной труд Ш. Жида, и Ш. Риста "История экономических учений". Особо стоит отметить книгу выдающегося русского философа С. Булгакова "История экономических учений".

Существует также огромное количество монографий, посвященных истории развития отдельных отраслей культуры, но в них акцент сделан на те области культуры, исследованию которых они посвящены. Наибольший интерес для нас представляют работы по истории философии (так как до середины XIX столетия культурные идеи развивались преимущественно в рамках этой квинтэссенции человеческой мысли), истории социологии и истории религий. По истории философии наиболее значимы для нашей темы работы В. Виндельбанда, А. Зотова, В. Кузнецова, А. Лосева, Ю. Мельвиля, Б. Рассела, В. Соколова, кн. С. Трубецкого, и К. Фишера. Из трудов по истории социологии следует отметить работы Р. Арона, К. Поппера, и коллективную монографию И. Громова, А. Мацкевича и В. Семенова "Западная социология".

Лучшие работы по истории религии, к сожалению, в большинстве своем конфессионально ориентированны, а, следовательно, о научной объективности здесь говорить не приходится. Классическим примером может служить "История религий" А. Меня.

Наконец, есть прекрасные труды, посвященные анализу взаимоотношения культуры и экономики, наиболее известным из которых является веберовский "Протестантская этика и дух капитализма". Но, во-первых, в нем исследуются феномены самой культуры и экономики, а их отражению в умах мыслителей того времени уделяется весьма скромное место, и, во-вторых, их анализ посвящен сравнительно кратким периодам европейской мысли, что не позволяет проследить весь путь развития европейских взглядов на взаимодействие культуры и экономики. То же самое можно сказать и об огромном количестве монографий, посвященных исследованию идей отдельных представителей европейской мысли.

Не имея возможности перечислить весь огромный пласт подобной литературы, - это заняло бы не один десяток страниц, упомянем только те из них, которые послужили нам в какой-то мере методологическим образцом для нашей диссертации. Это работы Л. Баткина, П. Гайденко, Ю. Давыдова, А. Доброхотова, А. Лосева, М. Мамардашвили, кроме них, среди теоретических источников диссертации можно назвать труды А. Гуревича, Ж. Маритена, Ю. Яковца и мыслителей школы "Анналов".

Объектом исследования стали концепции крупнейших представителей классической европейской мысли в области экономики и культуры.

Предметное поле исследования. Работа посвящена описанию и анализу основных направлений теории взаимодействия культуры и экономики в истории классической европейской мысли, рассмотрению методолого-теоретических подходов к изучению этого взаимодействия и поиску историко-культурных оснований этих подходов.

Такой выбор предмета и объекта исследования обусловлен рядом факторов:

Во-первых, основополагающим местом, которое экономика и культура занимали, занимают, и будут занимать в системе человеческого общежития.

Во-вторых, актуальной неразрешенностью проблемы их идеального взаимодействия в рамках современного российского общества.

В-третьих, многообразием и разносторонностью подходов к этой проблеме в истории классической европейской мысли.

В-четвертых, отсутствием в отечественной культурологической мысли работ, содержащих цельный и всесторонний анализ данной проблемы.

Предметное поле работы ограничено пространственными и временными рамками. Данная диссертация посвящена рассмотрению генезиса взглядов на взаимодействие экономики и культуры в классической европейской мысли. Мы ограничились пределами Европы, так как именно здесь исторически сложилась научная традиция, в рамках которой были выработаны понятия экономики как самостоятельного комплекса хозяйственной деятельности человека, включающей в себя производство, потребление и обмен материальными ценностями, и культуры как духовного компонента человеческой деятельности. Подробнее содержание этих понятий будет проанализировано в первой главе данной работы. Под эпохой классической европейской мысли мы подразумеваем период от возникновения европейской научной парадигмы в античности до начала XX века, когда сциентистская традиция утеряла свое неоспоримое главенство в европейской культуре.

Еще одним фактором, оправдывающим временное ограничение, является тот факт, что все теории взаимодействия экономики и культуры, возникшие в XX столетии, представляют собой лишь инварианты учений, сложившихся в классическую эпоху и находятся между Сциллой и Харибдой учений Маркса и Вебера.

Кроме того, на наш взгляд, для настоящей научной объективности необходима некоторая временная отстраненность.

Цель исследования: на основе научного наследия классической европейской мысли проанализировать основные теории взаимодействия культуры и экономики на каждом этапе исторического развития, проследить их генезис, взаимосвязь и индивидуальные особенности, и соответственно обобщить и систематизировать основные методологические подходы к изучению этого вопроса.

Задачи исследования, обусловленные целью:

- изучение генезиса понятий экономики и культуры в истории классической европейской мысли;

- вычленение основных структурных элементов культуры и экономики на различных этапах европейской истории;

- анализ особенностей взглядов на соотношение экономики и культуры основных школ европейской науки до двадцатого века;

- изучение конкретно-исторических и социокультурных условий формирования концепций взаимодействия экономики и культуры;

- определение характера взаимовлияния реальных экономико-культурных процессов и господствующих парадигм взаимодействия экономики и культуры;

- раскрытие и обобщение существующих в классической европейской культурфилософской мысли представлений о взаимодействии экономики и культуры;

- определение базовых характеристик классического подхода к взаимодействию экономики и культуры и выявление его принципиальных отличий от более поздних концепций этого взаимодействия;

Теоретическая и методологическая основа исследования. Источниковедческой базой диссертации послужили труды представителей европейской мысли от досократиков до Виндельбанда, Гуссерля, и Зиммеля. Принцип отбора авторов определялся следующими критериями:

- степенью оригинальности их позиции по данному вопросу по отношению к предшествующим авторам;

- влиянием их концепции на последующие теории взаимоотношения экономики и культуры;

- наличием у автора разработанной концепции по интересующему нас вопросу;

Методологической основой диссертации является принцип конкретно-исторического подхода, который требует рассмотрения тех или иных теорий в связи с особенностями культурно-исторического фона, на котором они могли сложиться; принцип развития, предполагающий изучение концепций в контексте их генезиса, становления и эволюции; принцип дополнительности, допускающий множество и неоднозначность определений основных понятий. В работе использовались также сравнительно-исторический, сравнительно-оценочный методы и общезначимые логические методы и процедуры познания: индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия и другие.

Работа основана на идеях, выработанных в рамках отечественной и зарубежной истории философии, а также истории культурологической и экономической мысли. И, прежде всего, на трудах М. Вебера, В. Виндельбанда, П. Гайден-ко, А. Доброхотова и К. Поппера. В работе предпринята попытка объединить основные методологические постулаты перечисленных авторов и применить их ко всему спектру классической европейской теоретической мысли о взаимодействии экономики и культуры.

В силу того, что большинство названных нами ученых занимались интересующей нас проблемой или вскользь, или их труды посвящены отдельным мыслителям и эпохам, работа строится, прежде всего, на текстуальном анализе трудов представителей европейской мысли интересующего нас периода. В ней применялись методы исторического и логического исследования в их единстве. Автор стремился в максимально возможной степени реализовать в работе принципы научной объективности, конкретности и историчности рассмотрения. В соответствии с этими принципами учения тех или иных мыслителей рассматриваются в контексте развития европейской экономики, культуры и науки их времени.

Научная новизна:

- прослежен генезис таких понятий, как экономика и культура в истории классической европейской мысли;

- впервые осуществлен анализ концепций взаимоотношения экономики и культуры в классической европейской мысли с античности до начала XX века;

- в работе проведено своеобразное вычленение основных структурных элементов культуры и экономики и проанализированы принципы их взаимодействия;

- предпринята попытка определить, в какой мере господствующие парадигмы взаимодействия экономики и культуры были результатом реальных экономико-культурных процессов, а в какой - сами влияли на экономико-культурные процессы европейской истории;

- разработана аналитическая модель изучения системы взглядов на взаимодействие экономики и культуры в классической европейской мысли;

- для каждого рассматриваемого этапа общественного развития вычленены свои факторы влияния культуры на экономику;

- обнаружены сквозные идеи во взглядах на взаимоотношение экономических и культурных процессов, происходящих в обществе;

- обосновываются принципиальные различия классических и новых концепций взаимодействия культуры и экономики.

Практическое значение работы, прежде всего, состоит в том, что она позволяет лучше понять как генезис мировой науки, так и специфику реальных процессов взаимодействия культуры и экономики в прошлом и будущем. Материалы диссертации могут способствовать дальнейшему изучению социо-культурных процессов, происходящих в обществе. Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения как проблемы взаимоотношений экономики и культуры, так и общих про

11 блем истории культурологии. Положения диссертации могут быть использованы в социальной практике: профессиональной, политической и экономической деятельности, консультациях по вопросам современной социально-экономической и социокультурной ситуации; разработке образовательных программ, направленных на изучение взаимодействия культуры и экономики.

Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогических целях, в общих курсах по культурологии, социологии, философии, этике, религиоведению, политологии, а также спецкурсах. Материалы диссертации могут быть использованы и используются автором в учебном процессе при чтении учебных курсов по социологии и культурологии.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры социологии и культурологии Южно-уральского государственного университета. Автор принимал участие в работе научной конференции "Россия в истории мировой цивилизации" (г. Челябинск, 1997г.), научно-теоретической конференции "Проблемы человека в историческом процессе" (г. Челябинск, 1999г.), научно-теоретических конференциях ЮУрГУ (1997-1999гг.). По теме диссертации изданы четыре публикации.

Структура диссертации: Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Отношения экономики и культуры в истории классической европейской мысли"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как явствует из нашей работы, к началу двадцатого века в классической европейской науке, при всем многообразии подходов к проблеме взаимоотношения экономики и культуры, сложилась практически единая по своим внутренним принципам концепция, утверждающая глубокую взаимообусловленность экономических и культурных явлений. Двумя наиболее влиятельными вариантами этой концепции были системы К. Маркса и М. Вебера. Причем различия между ними носили скорее интонационный, чем принципиальный характер. Признавая взаимозависимость экономики и культуры, Маркс, который как ученый ощущал себя, прежде всего, экономистом, был склонен важнейшим и определяющим фактором функционирования социально-исторической действительности считать экономику. Исходя из той же позиции, Вебер, в кругу научных интересов которого проблемы духовной культуры занимали значительно более важное место, а отчасти и в силу полемики с огрубленно экономистской трактовкой учения Маркса, уделял особое внимание именно обусловленности экономических явлений культурными феноменами. В общем, концепция Вебера представляется значительно менее схематичной, и способной в более полном объеме служить квинтэссенцией всех предыдущих научных поисков по интересующей нас проблеме. Эта концепция ознаменовала завершение классической традиции в понимании взаимоотношения экономики и культуры, традиции, принципиально отличающейся от современных взглядов на интересующий нас вопрос, возникших на совершенно иных историко-культурных основаниях.

Смысл классического подхода заключается в том, что мыслители всех рассмотренных нами эпох разделяли экономику и культуру и, кроме того, рассматривали их извне. Можно сказать, что для этого периода характерны объектно-субъектные научные отношения, где объектом выступают культурные и экономические обстоятельства. Следует также отметить, что для классической традиции, начиная с Аристотеля и Платона, характерно рационалистическое мировоззрение, на котором была построена вся классическая европейская наука о культуре и экономике.

Кардинальные изменения, произошедшие в экономической и культурной жизни европейского общества во второй половине двадцатого века, привели к формированию новой концепции постиндустриализма.

В постиндустриальном обществе главным производственно-экономическим ресурсом является информация, тогда как в доиндустриальном и индустриальном обществе таковым являлись, соответственно, сырье и энергия. Это период так называемой наукоемкой технологии, в то время как первые две стадии характеризовались трудоемкой и капиталоемкой технологиями. В результате возникает знаменитая формулировка о трех обществах, первое из которых представляет собой взаимодействие с природой, второе — взаимодействие с преобразованной человеком природой, а постиндустриальное общество выступает в таком случае как взаимодействие между людьми внутри культурного консорциума.

Изменения социальной стратификации в современном постиндустриальном обществе сопровождаются исчезновением антагонистических классов, депроле-таризацией населения и установлением определенной меры социального согласия как основы социального порядка. В связи с этим снимаются идеологические мерки и нагрузки с экономических и культурных отношений, т. е. приходит конец идеологии. На первый план выходят научно-технические аспекты функционирования общества, основанные на приоритете науки и культуры.

Теоретики постиндустриализма, создававшие свои теории тогда, когда информационная революция стала реальностью, определяют постиндустриальное общество как социум, основанный на высоких достижениях научной культуры, причем делают это не в качестве прогноза, а констатируя имеющие место в реальной жизни изменения. Развитие способностей человека, экспансия субъект-субъектных взаимодействий, замещение хозяйственно-экономической деятельности проявлениями культурной активности — все это отмечают в качестве основной характерной черты нового состояния исследователи постиндустриального общества.

165

Несмотря на то, что почти все основные направления теорий о взаимодействии экономики и культуры, возникшие в постклассический период, сложились на основании учений Маркса, и особенно Вебера, суммировавших в себе весь многообразный опыт европейской науки, они имеют ряд принципиальных отличий от концепций предыдущей эпохи. Новые концепции не разделяют экономику и культуру, а рассматривают их как неразрывные части единого социокультурного организма, к тому же субъект оказывается погруженным в культурно-экономическое бытие и не может рассматривать их извне, а потому и не претендует на объективное познание культурно-экономических процессов. Таким образом, для новой эпохи характерны субъектно - субъектные научные отношения. Полный и детальный новых теорий потребует отдельного исследования и относится нами к сфере наших научных перспектив.

166

 

Список научной литературыРусских, Людмила Викторовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абеляр П. История моих бедствий. - М.: Республика, 1992. -176с.

2. Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. М.: Эквос, 1998. -248 с.

3. Августин А. Исповедь. -М.: Республика, 1992. -153с.

4. Античная культура и современная наука/А.Н. Нефедова, В.И. Кирнер и др.; под ред. Б.Б Пиотровского. М.: Наука 1988. -234с.

5. Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - 728 с.

6. Антология кинизма. -М.: Наука, 1984. 387 с.

7. Античная литература. Греция. Антология. М.: Мысль, 1984. - 438 с.

8. Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии: В.2.Т./ Сост. A.A. Федоров. -М.: Высш. школа, 1989.

9. Апулей. Золотой осел. -М.: Наука, 1990. 236 с.

10. Ю.Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1975 -1983.

11. П.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Политическая литература, 1993. - 673 с.

12. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Феникс, 1992. - 343 с.

13. Багута И.И. История философии в кратком изложении. М.: Аспект - Пресс, 1997.-434 с.

14. Барг М.А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. М.: Мысль, 1991.-399 с.

15. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987. - 236с.

16. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности М.: Мысль, 1989.-436 с.

17. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.: 1990. - 416с.

18. Бартошек М. Римское право. Понятия. Термины. Определения. М.: 1989. -448с.

19. Беме Я. Аврора или утренняя звезда в восхождении. М.: Мусагет, 1914.-430 с.

20. Ю.Берви-Флеровский В.В. Избранные экономические произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1958 - 1959.

21. Бергсон А. Собрание сочинений. М.: Наука, 1992. - 321с.

22. Беркли Д. Сочинения. -М.: Мысль, 1978. -326 с.

23. Бибихин В.В. Узнай себя. СПб.: Наука, 1998. - 575 с.

24. Богомолов A.C. Диалектический логос. Становление античной диалектики. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 278 с.

25. Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М.: Моск. Греко-латинский кабинет Л. А Шичалина, 1993. - 188 с.

26. Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Искусство, 1995. - 671 с.

27. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М.: Наука, 1990. - 414с.

28. Бродель Ф. Время мира: В 3 т. М.: Прогресс, 1986 - 1992.

29. Булгаков С.Н. Апокалипсис Иоанна. М.: Республика, 1991. - 336 с.

30. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Молодая гвардия, 1990. - 183 с.

31. Быт и история в Античности/ Е.М. Смирнов, Ю.Ф. Каган и др.; под ред. Г.С. Кнабе. М.: Наука, 1988. - 272 с.

32. Бэкон Ф. История правления короля Георга VII. М.: Наука, 1990. - 324 с.

33. Вала Л. Об истинном и ложном благе и свободной воле. М.: Наука, 1989. -623 с.

34. Вебер А. История европейской философии. Киев: Тип. Е.Я. Федорова, 1882. - 409 с.

35. Вебер М. Избранное. М.: Прогресс, 1997. - 808 с.

36. Вернан Ж-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988. -116 с.

37. Гайденко П.П. Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М.: Наука, 1989.-432 с.

38. Гайденко П.П. Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология М. Ве-бера и веберовский ренессанс. М.: Наука, 1991. - 236 с.

39. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Полит, лит-ра, 1986. -176 с.

40. Гегель. Философия права. -М.: Мысль, 1990. -438 с.

41. Гегель. Философия религии: В 2 т. М.: Мысль, 1977.

42. Геллнер Э. Условия свободы. М.: Ad Marginem, 1995. - 123 с.

43. Гете И.В. Шиллер Ф. Переписка: В 2.т. -М.: Искусство, 1998.

44. Гоббс Т. Сочинения. В 2. т. М.: Мысль, 1985- 1991.

45. Гомер. Илиада. Л.: Наука,1990. - 378 с.

46. Гомер. Одиссея. -М.: Наука, 1984. 436 с.

47. ГоранВ.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: Наука, 1990. -333 с.

48. Горнак А. Сущность христианства. -М.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1907. 278 с.

49. Гофф Л. Цивилизация средневекового запада. М.: Пресс-Академия, 1992. -324 с.

50. Гулыга А. Кант. М.: Молодая гвардия, 1981. - 303 с.

51. Гулыга А. Шеллинг. -М.: Молодая гвардия, 1982. 317 с.

52. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. -М.: Наука, 1989. 431 с.

53. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. -М.: Наука, 1990.-382 с.

54. Гуссерль Э. Собрание сочинений. М.: Прогресс, 1994. -483 с.

55. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство Сасуна, 1994.-357 с.

56. Дамаскин И. Точное изложение православной веры. -М., Ростов-на-Дону: Зевс, Феникс, 1992. - 834 с.

57. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. - 432 с.

58. Декарт Р. Сочинения: В 2т. М.: Мысль, 1989 - 1994.

59. Делез Ж. Различие и повторение. М.: Ad Marginem, 1998. - 112 с.

60. Демосфен и Цицерон. Их жизнь и деятельность. Биографические очерки Е. Орлова. М.: Б.И. 1991. 297 с.

61. Дидро Д. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1986. - 592 с.

62. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М.: Мысль, 1986.-477 с.

63. Долатур А.И. Феогнит и его время. Л.: Наука, 1989. - 207 с.

64. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.:1997. - 598 с.

65. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995. 544 с.

66. Западная социология/ И. Громов, А. Мацкевич и др. СПб.: Ольга, 1994. - 372 с.

67. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Полит, лит-ра, 1991. - 464 с.

68. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 5 т. М.: Русская книга, 1993.

69. История социологии/ Г.Н. Соколова, A.A. Грицанов, и др.; под ред. H.H. Елсу-кова. Минск: Высшая школа, 1997. - 381 с.

70. История философии/ под ред. Г.Ф. Александрова. -М.: ОГИЗ, 1941. 498 с.

71. История философии: В.б.т./ М.Т. Иовчук, Б.М. Кедров и др.; под ред. М.А. Дынникова. -М.: Наука, 1963-1965.

72. История философии. Запад Россия - Восток: В.З.т./ В.В. Соколов, М.И. Громов и др.; под ред. Н.В. Матрашиловой. - М.: Моск. Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичагина, 1997.

73. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Сб. текстов. Саратов: Саратовский университет, 1988.

74. Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1992.

75. Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

76. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. -М.: Прогресс, 1987. 311 с.

77. Кариев М. История Западной Европы в Новое время: В З.т. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1898.

78. Карлейль Т. Теперь и прежде. М.: 1994.

79. Карлейль Т. Французская революция. История. М.: Мысль, 1991. -576 с.

80. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М.: Высшая школа, 1992. - 191с.

81. Карташев A.B. Вселенские соборы. -М.: Издательство особого комитета под председательством епископа Сильвестра, 1963. 800с.

82. Каутский К. Происхождение христианства. -М.: Полит, лит-ра, 1990. 485с.

83. Кесиди Ф.Х. Сократ. М.: Наука, 1976. - 256 с.

84. Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Наука и религия. Историко-культурологический очерк. М.: Молодая гвардия, 1984. - 193 с.

85. Круазе А., Круазе Н. История греческой литературы. СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1912. - 786 с.

86. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. - 379 с.

87. Кузанский Н. Сочинения: В 2 т. -М.: Мысль, 1979.

88. Культура Византии: В 2.т./ С.С. Аверинцев, Д.А. Ексидзе и др.; под ред. Г.Г. Литаврина. М.: Наука, 1991.

89. Культура Возрождения и средние века: Сб. статей/ Сост. З.В. Удальцова. М.: Изд-во МГУ, 1993.

90. Культура Древнего Рима: В 2 т./Отв. ред. Е.С.Голубцова. М.: Наука, 1992.

91. Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Возрождение/ под ред. Л.С. Чиколини. М.: Наука, 1988. - 620 с.

92. Культура эпохи Возрождения. Л.: Наука, 1986. - 126 с.

93. Культурология XX век.// Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. - 763 с.

94. Курбатов В.И. История философии. Конспект. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998,408 с.

95. Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4.т. -М.: Мысль, 1984.

96. Лосев А.Ф., Чистякова М.А., Барадай Т.Ю. Античность как тип культуры. -М.: Наука, 1998-336 с.

97. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. - 958 с.

98. Лосев А.Ф. Диоген Лаэртский историк античной философии. - М.: Изд-во МГУ, 1981.-142 с.

99. Лосев. А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. -М.: Мысль, 1995. 944 с.

100. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I II века нашей эры. - М.: Изд-воМГУ, 1979.-416 с.

101. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М.: REFL-book, 1991. - 243 с.

102. Лотман Ю.Н. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. - 272 с.

103. Макашева H.A. Этические основы экономической теории. М.: ИНИОН, 1993.- 198 с.

104. Макьявелли Н. История Флоренции. М.: Наука, 1987. - 328 с.

105. Макиавелли Н. Князь. М.: Юрист, 1992. - 76 с.

106. Маритен. Ж. Р. Работы по культурологии и истории мысли. Реферативный сборник/ В.В. Бибихин и др.; под ред. P.A. Гальцева. М.: Инион, 1990. - 348 с.

107. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42.

108. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. М.: Прогресс-Универс.,1993. -256 с.

109. Мень А. История религии: В 6 т. М.: Изд во совм. советско-британского предприятия Слово/ Slovo, 1992.

110. Милль Дж. Основы политической экономии: В 3 т. -М.: Прогресс, 1980. -472 с.

111. Мир философии. Книга для чтения: В 2 т./ Сост П.С. Гуревич. М.: Мысль, 1991.

112. Моммзен Т. История Рима: В 4 т. Ростов-на-Дону, М.: Феникс, Зевс, 1997.

113. Монсон П. Современная западная социология. Теория, традиции, перспективы. СПб.: Нотабене, 1992. - 316 с.

114. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: СКП+, 1998. - 313 с.

115. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/ под ред. В.П. Иноземцева. М.: Akademia, 1999. - 640 с.

116. Ницше Ф. Сочинения: В 2.т. М.: Мысль, 1990.

117. Ориген. О началах. Самара: Б.И., 1993. - 317 с.

118. Паскаль Б. Письма к провинциалу. Киев: Port-Royal, 1997. - 592 с.

119. Платон. Собрание сочинений: В 4.т. -М.: Мысль, 1990.

120. Платон и его эпоха/ А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи и др., под. ред. Ф.Х. Кесиди. -М.: 1979.-319 с.

121. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. М.: Феникс, 1992.

122. Проблемы античной культуры/ Отв. ред. Г.И. Кошеленко. -М.: Мысль, 1986. 299 с.

123. Проблемы методологии истории средних веков: европейский город в системе феодализма: Реф. сб./ Сост. Ю.Л. Бессмерт, Л.А. Котельникова, Н.Л. Яст-ребицкая. М.: Мысль, 1979. - 443 с.

124. Проблемы философии культуры. Опыт историко-материалистического анализа. М.: Полит, лит-ра, 1984. - 536 с.

125. Пронин В. Катулл. М.: Молодая гвардия, 1993. - 303 с.

126. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. Идеи института Древней Греции. М.: Мысль, 1989. - 476 с.

127. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Мысль, 1990. - 236 с.

128. Рассел Б. Мудрость Запада. М.: Республика, 1998. - 676 с.

129. Рассел Б. Почему я не христианин. М.: Полит, лит-ра, 1987. - 334 с.

130. Ренан Э. Евангелие и второе поколение христианства. Ярославль: Терра, 1991.-347 с.

131. РиккертГ. Философия жизни. Киев: Port-Royal, 1998. - 598 с.

132. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М.: Наука, 1988. - 576 с.

133. Роттердамский Э. Философские произведения. М.: Наука, 1986. - 803 с.

134. Руттенбург В.И. Титаны Возрождения. М.: Наука, 1991. - 124 с.

135. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Полит, литра, 1988. - 243 с.

136. Светлов Э. Истоки религии. Брюссель: Жизнь с Богом, 1970. - 432 с.

137. Секс Эмпирик. Сочинения. М.: Мысль, 1975. - 236 с.

138. Сен А. Об этике и экономике. М.: Наука, 1996. - 143 с.

139. Смирнов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. -М.: Наука, 1989.-256 с.

140. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов// Антология экономической классики: В 2 т. М.: Мысль, 1993.

141. Современная западная социология/ под ред. Н.И. Кураева. М.: Полит, литра, 1992.-432 с.

142. Современная экономика. Общедоступный учебный курс/ Е. Акопова, В. Борщевская и др.; под ред. О.Ю. Мамедова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1993. -608 с.

143. Сорокин П.А. Система социологии: В. 2.т. Петроград: Колос, 1920.

144. Спиноза Б. Этика. СПб.: Astro-Press LTD, 1993. - 247 с.

145. Тацит К. Сочинения: В.2.т. СПб.: София,1993.

146. Творения Василия Великого: В 2.т. М.: Изд-во Троицко-Сергиевой лавры, 1994.

147. Творения Ефрема Сирина. Сергиев Посад: Изд-во Сергиева Посада, 1912. -689 с.

148. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 737 с.

149. Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логические проблемы философии истории. М.: Юрист, 1994. - 710 с.

150. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. -М.: Тапо-литография товарищества И.И. Кушнеров и К., 1915. 436 с.

151. Трубецкой С.Н. Сочинения: В 2 т. -М.: Правда, 1994.

152. Тычников Б.А. "Рыцари церкви" Кто они? Очерки по истории и современной действительности католических орденов. М.: Полит, лит-ра, 1991. - 351 с.

153. Уколов В.И. "Последний римлянин" Боэций. М.: Наука, 1987 - 173 с.

154. Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. - 629 с.

155. Фейербах Л. История философии: в.З т. М.: Мысль, 1967.

156. Федорова Е.В. Люди императорского Рима. М.: Наука, 1990. - 333 с.

157. Фихте И.Г. Сочинения/ В 3 т. СПб.: Мифрил, 1993.

158. Флавий И. Иудейские войны. Москва Иерусалим: Еврейский университет в Москве, 1993/5753 - 511 с.

159. Флоровский Г.В. Восточные отцы церкви 4 века. М.: Пайлес, 1992. - 240 с.

160. Фрейзер Д.Д. Золотая ветвь. М.: Полит, лит-ра, 1980 - 673 с.

161. Фрейзер Д.Д. Фольклор в ветхом завете. М.: Полит, лит-ра, 1981. - 783с.

162. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. М.: Полит, лит-ра, 1986. - 386 с.

163. Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. Брюссель: Б.И., 1973.-76 с.

164. Фукидид. История: в 2 т. СПб.: София, 1994.

165. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Универ. книга, 1997. - 576 с.

166. Фюре Ф. Прошлое одной иллюзии. M.: Ad Marginem, 1998. - 217 с.

167. Хайлбронер P.JI. Экономическая теория как универсальная наука// Thesis, 1993.Т. 1. Вып. 1.С. 41-55.

168. Хрестоматия по истории философии. Западная философия/ Н.С. Автономо-ва, В.И. Баранова и др.; под ред. JI.A. Микешиной. М.: Наука, 1996. - 526 с.

169. Цицерон. Философские трактаты. -М.: Наука, 1985. 386 с.

170. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Изд-во МГУ, 1991.-453 с.

171. Шафаревич И. Путь из-под глыб. М.: Современник, 1991. - 212 с.

172. Швери Р. Теоретическая концепция Джеймса Коулмена: аналитический обзор// Социологический журнал, 1996. № 1 2. С. 62-81.

173. Шеллинг Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1987.

174. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. -М.: Искусство, 1983.

175. Шлеермахер Ф. Речи о религии. К образованным людям, ее презирающим. -Москва-Киев: REFL -book, 1994. 332 с.

176. Шопенгауэр А. Мир как воля и представления. Критика кантовской философии: В 2 т. М.: Наука, 1993.

177. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. М.: Наука, 1993.175

178. Экхард M. Проповеди и рассуждения. М.: Изд-во Сытина, 1912. - 89 с.

179. Эстетика немецких романтиков/ Сост. А.В. Михайлова. М.: Искусство, 1987.-735 с.

180. Ямвлих Г. О египетских мистериях. М.: Протос, 1995. - 161 с.

181. Becker G. The Human Capital. Chicago: University of Chicago Press, 1994. -264 p.

182. HoltonR. Economy and Society. London: Routledge, 1992. - 118 p.

183. Mingione E. Fragmented Societies: A Sociology of Economic Life Beyond the Market Paradigm. Oxford: Basil Blackwell, 1991. - 236 p.

184. Sen A. Rational Fools: A Critique of the Behavioural Foundations of Economic Theory/ Hahn F., Hollins M. (eds.). Philosophy and Economic Theory, P. 87-109

185. Weinshall T.D. (ed.) Culture and Management: Selected Readings. Harmond-sworth: Penguin Books, 1977. 95 p.