автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Отражение мироощущения в характере народов: русские и монголы (На материале дефиниций прилагательных, обозначающих духовно-физические свойства человека, по толковым словарям русского и монгольского языков)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Даривханы, Лиза
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
Автореферат по филологии на тему 'Отражение мироощущения в характере народов: русские и монголы (На материале дефиниций прилагательных, обозначающих духовно-физические свойства человека, по толковым словарям русского и монгольского языков)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Отражение мироощущения в характере народов: русские и монголы (На материале дефиниций прилагательных, обозначающих духовно-физические свойства человека, по толковым словарям русского и монгольского языков)"

РГ& од

О МАИ «ЗУюсковский государственный университет

им. ИВ. ЛОМОНОСОВА

...Филологический факультет

На правах рукописи

ДАРИВХАВЫ ЛИВА

ОТРАЖЕНИЕ МИРООЩУЩЕНИЯ В ХАРАКТЕРЕ НАРОДОВ: РУССКИЕ И МОНГОЛЫ

(На материале дефиниций прилагательных, обозначающих духовно-физические свойства человека, по толковым словарям русского и монгольского языков)

Специальность 10.02.19,- Теория языкознания

Автореферат

диссертадии на. соискание ученой степени кандидата филологических наук

I

Мэсква - 1994

Работа выполнена аа кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета Московского государственного университета имени Ю.Ломоносова.

Научный руководитель

Официальные оппонаяты

Ведущая организация

- доктор филологических наук,профессор,'

АЛЬКачаякин

- доктор филологических наук, профессор П.Н. Денисов

- кандидат филологических наук, доцент Л.Г. Скородумова

- Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел

Защита состоится и уШХлХ- 1994 г. в О часов на заседании специализированного совета Д-053.05.16 при7" Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Адрес: 119899, Ыэсква, ГСШ, В-234, Воробьевы горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке филологического факультета МГУ.

Автореферат разослан 013 11 1994 г.

Ученый секретарь специализированного Совета

Поликарпов А.А.

Язые каждой нации отличается от других языков своей внут- .• ранней формой - проявлением внутреннего Бытия человеческого духа в языке. Есследозанке внутреннего "ошга человека (кадии) ■ дазт богатой материал о законах идеальной деятельности кар одного духа.

С другой сгороны, язкк по своему словарному составу представляй собой картину мироощущения и миропонимания в. народных воззрениях у носителей разных языков «.Вернее, слово является тем ,:средэстенкеы" (Б. фон Гумбольдт), с поморю которого осуществляется связь внутрепнегсГбыт.'а человека о внешней средой, при этом го внутренней форма-слова безусловно формируется своеобразное' проявление' понятийного"мира.по нечленораздельным звукам, зо внешней ке форме сл ов а-пр ояв л е ние мира вещей по членораздельным звукам." "" "■ ••.

Идея немецкого философа языка Вильгельма фон Гумбольдта'о внутренней форме языка и знутреяней форме"слова не была поляб-стьй"осмыслена и,воспринята исследователями разных"времен. Это моано объяснить, недостаточным пониманием феноменологии, понятий "нечленораздельного" и "членораздельного" звуковв языка.- " '" Предлагаемое диссертационное исследование посвящается раскрытию тайны Слова .в отображении явлений мироощущения как феномена нечленораздельного звука,: вырастающего из "внутренней . . деятельности человеческого духа. при. восприятии действий' извне. Через построение тезаурусной система по психическому, миру человека На' материала прилагательных в" диссертации раскрывается .ар-. . ¡штийные мир .у носителей русского, и монгольского языков. Пеня-" сийный'мир., в '"свою"-.очередь," дает:' возможность "проникнуть в суть' ¡Боёобразяой картины сознательного мироощущенга у предйавитв-сей' различной ".система языков. В.нем можно проследить скецифиче-жрй проявление, гнугренней формы в языках Г- особенности харак-ера," поведения,- интеллекта,' деловых качеств человека, его воя, нравственных и.эстетических предпочтений'й т.п." . """" '

. "Выбор теш - сопоставительное исследован из слова, опйсываю-их пеихическув жизнь человека - обусловлен ларазработанностью роблем и де альногй суй а ств ов ания человеческой души я шиоллен-

тульной деятельности духа в языка. Типологи-харантериологиче-скоа описание языкового и.неязыкового поведения человека, принадлежала го "к гей или иной культуре, требует целостного анализа проявлений своеобразных форы внутреннего опыта у носителей языков разной.группы. Цель такого исследования заключается в уточнении задач языкового воспитания личности в направлении лучшего понимания народов иноязычной культуры и поведения иноязычного человека. ';....

йронЕКНовенное тпониыание не только внутренних стимулов говорящего на чуком языке, но и участников диалога при языковом контакте в разных условиях социальной жизни является основополагающим элементом корректного вслушивания в'слова со 0 есед ник а.:' От сю-" да и Слонц лак "важнейший объект исследования с точки зрения внутренней формы слоза и языка; издавяо находилось в центре внимания исследователей в.науке о Слове.

Наблэдвыш над восприятием прочитанной или же прослушанной информации на .иностранном языке студентами-медиками .говорят о целесообразности .постановки задач по развитию у учащихся ума ний и навыков, по'отвлечении актуальной информации и обобщению зтой информации во внутреннем опыте."Такого рода'йнтеллектуальная деятельность обеспечивает' говорящего внутренним стимулом для выхода на продуманный обмеЕ ¡мнениями на иностранном языке. Именно преобразования духовной еизни. общества'трабувт решений такого рода ■ проблем'во имя формирования, сознательного, мироощущения' для правильного. осмысления ценностных отношений у представителей другой культуры.

■ Недостаточная'изученность.явлений сущего.Бытия, получивших название в Именах прилагательных, а тагасе отсутствие границы мег-ду понятиями "членораздальность" и "неч'ленераздельностьв звуковом составе. Слова создают перед исследователями преграду в про-никновониа в тайны, идеального существования человека. Научное осмысление "разграничения двух форм Бытия: психического (идеального) и .предметного (вещественного) Миров и их объективация -в Слова позволяет считать тему диссертации актуальной и обуславливает цела-

* Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознания. М., . 1984. С. ?5......

сообразность и правомерность исследования психического мира у носителей русского и монгольского языков через построение хе-заурусного Членения сущзго Бытия человека. '

Такое .членение позволяет рассмотреть проблемы мироощущения яа материале одной части речи - прилагательных в русской и монгольском языках. Именно в духовно-физических сзойстваг'обкару-зиваются возможности изучения вопросов филосори языка.

Научная новизна предпринятого исследования состоят в том, что по крайней мере в истории языкознания России и Монголии впервые осуществляется поиск внутренней формы слова и внутренней формы языка благодаря построению тезауруса-словаря. "Психический мар русских и монголов", с использованием предложенной монгольский философом языка Ш.Лувса^андан*^ закона обусловленности фонем.'-'

Впервые рассматриваются' сущность мыслительной деятельности человека в качестве как своеобразного проявления'внутреннего опыта, так и интеллектуальной, самобытности у .народов. Кроме того . посредством анализа словарной статы толковых словарей русского и монгольского языков раскрываются внутренний строй и закономерности протекания мыслительного, процесса. ' .

~ Понятие ."Душа"- и "Д^х", определяясь субъектом психической кизни человека, впервые получают, соответствуй?® истина истолкования в. контексте проблем мироощущения.

. . В теории, лексикографического опыта дефиниция впервые, становится объектом исследования в качестве акта ишнования, т.е. ре-гетворческая деятельность человека'в познании тайн, как я психического,'тан 'и предметного миров .находит свое отраганиа з определение толковых, словарей'у разных народов* ' " ." .'■

Основным материалом данного исследования были избраны "имена рияагательные, обозначающие духовно-физические свойства челове-а не случайно. Зта. часть словарного ссстава позволяет" выделить 5ъектярозанныа в языке'двв формы Бытия: психический.(идеальный) предметный (зещаствашшй) миры. ' .... 1' .:

Отбор рабочего материала' бык произведен в основной по толко-

И. Лувсаявандан. Халний нохох, ул нохох байрлалык тухаВ асуу далд // Хэл зрхиол. Тлаанбаатар, 1970. Т. УШ.

- * -

в ому Словар) русского языка С.И.ОЖагона (¡¿., 1990) и Мэпгол . хзлний тавч гайлбар голь Я. Цевэл (Краткий толковый словарь монгольского юы'ка, 1966)3 качестве дополнительных источников были привлечена "Толковый словарь кивого великорусского языка" В.Даля ПолшВ церновно-славянский словарь Г. Дь яванке и Словарь языка Пушгна (К., 1956-1961).

Дефицконный подход к Слову в обработке 1598 русских слов-значений * 2192 монгольских, слов-означений по выявлению понятийной' характеристики слоза в мире чувств .и отношений убендает з правомерности и объективности методологической основы данного исследования. ....."...

Основная цель диссертаций - выявить круг проблем в исследовании'шрощудения в"связи с описанием характера народов - русских и монголов. Б толковом "Словаре русского языка С.И. Окегова к слову'"мроощувдши", находится следующее определение с пометой "кнйе.": .аотяопениз "чёлозека к окружающей действительности, об-наругивай*ееся-в его настроениях, чувствах, поступках"'(с; 356). Именно дёфаницибнный подход, ¿"слову Позволяет; определить, сисг.емо-оЗразующгзфакюры.в тезаурусной. классификации при'организации лаксичесгок» уасейва.'.. "'...' л'-' 3 еввзл с такой постановкой проблемы определились следующие конкретные "задачи: " . ......•

- выделение ведущих "слов в дефинициях 'для построения сопоставительной .картины понятийного мира у.носителя русского и монгольского языков; . . •" '"•'.' .."'."'

- определение преобладающих структурных компонентов: в'.'словарных статьях с целью построения каркаса словарного корпуса, а такке для установления доминантных названий классов, групп, подгрупп, подразделений в классификаций, тезауруса;

-"'сопоставление дефиниций ¡толковых' словарей разных времён для раскрытия внутренней формы слова - мира чувствований и отношений; :" ..." . " .... ' .". . :.■;."

- построение сопоставительной картины по членению психическо-

го шра у носителей русского и монгольского языков по теме "Дистрибуция понятий з оппозиции и сопозицки з динашко-релятивнои отношении" для выявления тех фактороз психической зйзни человека, которые могли бы образовать единство "взаимосвязанных элементов мироощущения, "выступающих как определенная целостность"-'; .

- анализ связи к отношений между словами з тезаурусной структуре словарного корпуса по понятийному кипу для.раскрытия взаимосвязи понятий в процедуре мысленного отвлечения и обобщения -картины интеллектуальной деятельности.

Системный подход^ и метод моделирования как способы научного абстрагирования определяются основным методом тагауурусного построения "Психический шр русских и монголов".-Сопоставительный метод позволяет впялить расхождение. случаев в понятийном мире у носителей русского а монгольского'языков. Обращение к дости-гениям из других областей наук"и к идеям мыслителей по православной богословской философии, а lasse по буддолагни подсказывает возможностк научно-обосковгнного.осмысления наблюдаемых .явлений 1ри обработке материала. "Графические, схёматическив"*и другие торга наглядного^изображения вгдиссертадии обеспечивают компактную i целостную иллюстрацию рёзуллгатозГ анализа:" .

Постулат В. фон Гумбольдта о той, что "язня дает чувству вы-агевив и сам вызывает чувство и потому требует силы," отчетливо-ти и гибкости"3, обосновывает идейную основу исследования вкушенная формы языка и внутренней формы слова в тзсной связи с роблемами мироощущения; -."'... """ -

. В разграничении понятий 11идеальяое".й'."материальное" в язы-з'заключается теоретическое значение работы: Вия - объект' кссле-эвания по онтологическому описанию сущности внутренней формы' юза. Слово-предмет грамматических поисков с точки "зрения 'яро-ясондения' слова во внешней форме, слова." В Имени раскрывается мир гвств и ртношений '-.идеальный мир ъ языке, а в "Слове находит ' юе от раза нкз картина шра - мир.вещей. В объективация "двух форм иия - психического и предметного меров - отражены соогветствую-

Реиегова З.А. Психические осноеы профессионального обучения. Ii-, IS85. С. 378. „ . — : " Г"'

Домов Б.Ф. О с.чсгомяом подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. й"2, С. 40« .... В. фон Гумбольдт. Язык и философия культур::. Н., 1985. С. 378.

дне человеческому Духу или Шру вещей процессы и законы.

• Тезаурусное построение "Психический мир русских и монголов" позволяет уточнить предмет психологических исследований: психические явления- духовно-физические свойства в. результате речетворческого акта получают название в Именах прилагательных. Очезяднав становится, что Язык есть объект научных поисков для психологов, понятия "Дух" и "Душа" становятся фундаментальными категорваш науки о психологии человека. Душа как биологическая основа иепшктквной психической жизни человека, а Дух - орган сознательной психической дизни человека, является объектом ис-следоваай о психологии" человека". ■

Проблемы шроодущения и мироотношешш становятся з центре внимания-фалософскиг исканий в силу выражения своеобразных форм менталитета и интеллектуальной деятельности Духа. Каадый народ имеет свой идеал о Красоте духа и Смысле, жизни. Слеаовагелзно, з • формировании внутреннего опыта в представлениях для русскоязычного созаания и.в воображениях для монголоязычного сознания играют роль разные, формы абстрагирования.. Свойства же' по духовному миру з качестве психических явлений получаит наименование также в языковых средстзах. В этих Именах и критериях

мнроотЕояенкя будут раскрываться закономерности образа мыслей - менталитета.

Ыездисциплинарный характер постановки вопроса о мироощущении в »jjyiy проблем внутренней формы слова' и внутренней формы языка составляет теоретическую'значимость настоящей работы на" стыке трех наук: языкознания, психологии й философии духовной жизни общества. .

' Практическая ценность исследования определяется созданием тезаурусного членения сущего Бытия человека дефиниционным подходом к Слешу в раскрытии внутренней формы слова в Именах прилагательных. Такой подход такн.е монет слузить своеобразным^ориёнти-' ром'в усавершенствовании'словарной статьи любого типа толкового словаря, в то se время он может быть использован и в создании пе-'реводяых словарей во имя поиска наиболее адекватного действительности эквивалента з раскрытии конкретного представления у народов с различной традицией культуры.

Теоретические завода и результаты словарного опыта в создании тезауруоной классификация "Психический мир русских я монго- . лоз" могут найти применение в преподавании родного и иностранного языкоз в русле культурной ценности народоз в целях формирования сознательного мироощущения для правильного осмысления ценностных отношений у других народов.

Теоретические и практические данные исследования могут быть лспользоваяа при чтении, общих курсов по "теории и истории языкознания, в спецкурсах и спецсеминарах'по философии языка, а такте в пособиях теоретического характера по осмыслению философских I религиозных воззрений у русского и', монгольского народоч; з ло-;обиях для студентов и учителей средних икол давьые диесвртавди гаг^т! иметь методологическое" значение в раскрытии идейьых за:щ-" жов з""философских наследиях мыслителей и в праазвгдемкя:: по словесности разных времэ?. ...

Результаты диссзрхационаого исслодстанля могут быть г.спэль-ованы в" качестве источника своеобразного мировоззрения народоз; усвоении' и понимание иной народной психологии з развитии луч-их традиций~и высоконравственных'.общений в.народной" диплогатии.

..Апробация- рабсгаЛ.'Основные положениг/ диссертации "освещались докладах'на ХХУП' научнй-теореткчаской конференции молодых уча- -и и специалистов .в Российском" Ункверсита дружбы 'Народов (апрель 392 г.), на П научно-практической и научно-методической к'оафв-зншш молодых ученых стран СНГ "Человек. Природа^' Общество" февраль! 1993), на мендународной ваучйой конференции "Россия и )зток: проблемы взаимодействия" (Уфа, ннябрь 1993) и в некоток статьях. -."''.. ... " .

Некоторые замыслы, подсказанные, педагогической деятельностью пора диссертации по преподаванию русского языка как иностранно я .'Аз нг о ль с к ом Государс'твзндом Ьвдидкнскбй Университетеобожают идейное содегнакме""исследования'," они отражены. в м'етодича-п: .рексаекдаЙ1ях'',,Рёферированиа., аннотирование" (рукопись, 1388) "Учебная лекция в современней зуза" (УБ, 1383), а также в док-дах нэ мондународном симпозиуме дре подавателей русского языка литературы" (УБ., апрель 1989), на Республиканской научно-мето-ческой конференции "Основы.няционально-оризЕТирова^ясЛ методики

обучения русскому языку монгольских учащихся" (УБ, ноябрь 1989).

Композиция работы: Текст диссертационного сочинения состоит из введешш, тести глав, заключения, списка использованной литературы и прилояеаий: "Доманаивные названия в тезаурусной системе по теш Исихичаскай мир русских, и монголов"; "Дистрибуция понятий в оппозиции и сопозиции в динамако-редятивном отношении";- словарей тезаурусов "Психический пир русских?' и "Монгол хуний оюун саяааны ёртонц" (Психический шр монголов).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

.Во введении дается обоснованче выбора теш и направления объекта и материала исследования; определятся ого идеи, задачи и методика, раскрывается актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации. Кратко рассматривается вопрос мироощущения в тесной связи с онтологической характеристикой Слова, как отрагзния идеальной жизни человека. •

3 первой главе диссертации делается попытка обобщения основных позиций исследования в кратких тезисах, првдваряюцих читателя к объективному осмыслению идей мироощущения, выдвинутых тезаурусной классификацией "Психический мир русских и монголов"..

Именно в дефинициях раскрывается интеллектуальная деятельность человека по познанию загадок окрухащай природы и явлений психического мира человека.

При помощи анализа дефиниций.кавдого Имени прилагательного из отобранного лексического массива были построены такие те-заурусные.системы "Дистрибуция понятий в оппозиции .и сопозиции в динанико-ралятявном отноиении" и "Ухагдахууны нохох ба ул нохох 32£ишаар харьцангуй-ходлонго дотоод харьцаанд орших байдал". .........

Данное схематическое изображение определило круг вопросов пс отрааению мироощущения в характере народов - русских и монголов. С другой стороны, данная тезаурусная система становится научным обоснованней создания словаря-тезауруса "Психический шр русски и монголов.

.fia.база .разных .форм ощущений, впечатлений формируются типы мироотношания: мир чувств..« мир отношений. Понятия "мироощущение" и "мироозшошение" составляют внутренний мир основу менталитета-", по духовным ценностным отношениям у разных народов.

'Специфика интеллектуальной деятельности у народов'отражается в языкотворческом акта - в Именовании.. Известные в языкознании "синтетические" и "аналитические" языкк-по сути дела представляют формы1.абетрзкции:. понятийная форма .отвлечения у. русского-народа. обличается обособлением самого характерного прдзнака з. пред- ' матв", a мьг-гокьекому- народу присуще образное кыиление - зримый образ предмета з-нзоквльких.признаках— - .. ... ..г' Характер -- внешний опыт человека в..социальном взаимодействии рассматривается з противопоставлении понятий "индивид - природа - личность!!». .. — . .. _ - '. .. -... Духовное, интеллектуальное..!! змлйричэское содержание психической жизни человека образует идеальный мир человека. Эта сторона жизни имеет, свои законы.......... '--------. _ .

- . Душа - основная.единица-инстинктивной-душевной казни. Дух представляет собой единицу сознательной духовной жизни— .

. Все свойства психической деятельности наименованы--в Именах прилагательных. ..Следовательно^ язык задвигается объектом иссле-

дования.псахологических наук. -.........- '. ________-

. , Во второй, глава работы рассматривается дефиниция как результат рачетворческой деятельности Духа. Именно в.дефинициях раскры-вается-яациональноё-.свреобразие.. интёллектуальной направленности

Духа по-специфическим законам мышления,.............. _ т -.'

В первом параграфе главы анализируется семантическая структура дефиниций,- . . . ..— . ..-.... Дефиниций.- эм суждение -человека о предмете, вещи;, мысленное зрение в .явлении.психических.фантов- Обратимся к примерам: Ловкий - I. Искусный,., обрадающий. физической сноровкой.

- - ----- Ловкий навздник_(СРЯг I990í С.".331).........

Свойства, "опыт" и ..".навыкГ.характаризуют-"лозкого наездника",

Унтуу - уур хилэн (iорсон байдал).ирлэн мэдэгдзх нь: — .. . Уур унтуу (хорош.) Уетуу гарах (iffiSTT, 1966. С. 515) В переводе.: .. . _ _ • ._..._ ...

а) уур хилзя vopcoH байдал - появление не годовая?.? гнутрв себя"

б) уур хилэн илрзн шдэгдэх нь - проявление негодования

_ вне себя.. ...

Свойство "дургуйцэд" (недовольство) показывает психическое состояние -. дзиЕанне в.духе. . ^ _ . — -Дефиниция иолковьк словарей отражает .познание окружающего мира а психических явлений».В вшцц выделяэтся.водуяузй признак, который составляет предметно-вещественнуп.основу слова, а-в од-ном.явлзний психики.среди других..форм .чувствований абстрагируется . свойство.. Зго-своКство .определяется вяутреннай формой слова; -оно образует основу, слова в-ощущениях, .чувствованиях. Эту. основу слова следует назвать понятие м,~лонятие. же соотносит формальную' форму слова, с предметами объективного .мира. . . ..

. - Соотноиеняа. внутренняя форма - понятие - слово составляет семантическое-ядро дефиниций.. - .. .. '... ..'. . .. Дефиниция как формы-мысли в. излона кии демонстрируют ивдук-тивный-.и дедуктившй-дипы.-рассуЕдддйя. - ... V - '-'___. Иллюстративный материал .в-вида выражений-- изречений из области словоупотребления з.-ру.сском и монгольском языках в качество аргумента закрепляет семантическую (внутреннюю) связь и лек- -сичесную $эаешья) сочетаемость— — . _ ..........

_ 3-.прюиеченных-в...диссертации примерах- с подробным, описанием хода анализа •доказывается^ "что дефиниция есть акт именования в речегворческой-деятельности. Духа. ...... V. -.'. -

-Бтарой"параграф'главы посвящен анализу компонентного состава

словарных статей в.толковых словарях. ..........',_.'..- _______

.— КомпозЕЦионную структуру.словарной статьи составляют словник "(перечень.заглавных. слрЕ.)..и..толкования..._ .. .. . . ..... . ..

Подробный анализ..дефаниций.-Имен прилагательных .позволяет. вы= делить основные два вида объясЕвния-^-предматно-лоличёский и"идзо= графически-.- В них- находят-свое'..отражение .виды мышления у носителей .русскою и_тнгш1ьскога"1языков-.^.понятийный и обрааный.:.В • гтих~ категориях можно проследить синтетический и аналитический

способы обобщения- .... - ......

...... Парное сочетание, слов-л монгольском языке'яpвдcтaвляeт-coбoi

объединений двух противоположных признаков.ь_одном отвлеченном— понятии..Такое..сочетание слов-изыступает одним из.главных-.показателей образного мышления у монголов.. Для русского языка харак-

гарно синтезирование признаков внутренней и знатней форм в одном знака.- . - .......

. -В третьем параграфе главы дефиниция анализируется с точки, зрения грамматических средств в-построении.целого.высказывания. .. .. Грамматические средства,-являясь строевым, элементна высказывания, выполняют функции сочетаний и соединений ыгслигельных

рядов. -.-•—..-.-.--'.-. . .

- С .точки зрения функции.морфема и флексия .отличаются.друг от 5Руга:~по плану "грамматическое значение (моофем) вне слова1-- и ''гракилтичаскоз-значение {флексии)'внутри слева" (В.А. Ночер-жва)'. Следовательно., на примерах показывает ся. каким, образ ол:-слу-себнне морфемы в .фдекцйй..в-каяестве строительного материала вы-¡ажаЕТ аналитический и...синтетический способ» отношений и сзягей йжду мыслительными.рядами, . .. - ....... . . _ .. .....

В. четвертом параграфе .главы- б атрапэ аютс я~ пр о блата, каеачцне-я замыслов авторе^ и факторов идеолагдзаций-в. словарном деле..

По.ходу анализа обнаруживается индададуальнкЗ подход авто-со к построению, дефиниций Читается в виду краткое описание. . . лова благодаря, логически приемам у С.М«,..Сгагова) или же слодо-ание.у составителей-словарей, вдейно-локсикографической преемст-знкости,добрей традиции.в.лексикографическом опыте. . .. ... 3.кратком толковом-словаре-молмльского языка Я.. Дэзэл да-июдается-стрешени: к сохранению, исконного облика видендя кзле-1й предметкогд~и.психического миров по народным.воззрениям. По. 1вит .автора, диссертации, цто проявляете я~:в .отборе лексияеского зстава. словаря, а также-з широком- привлечении. парных сочетаний гез-изрочений в качество-иллюстративного материала.. . .

. Существенным надпечатаем .толковых слоъарей_эпох)г социализма 'мечается: расплывчагостл в- раскрытии-авторами внутренней" формы :ова, когда-описывается' Имена прилагательные.-Это обсгоятельст-

продиктовано, пожег- быть, общественным строем и его лблиткчь^-ой-устаног:соЯ. Таким образом,-идеология отразилась ив формуяк-вке дефиниций.' -• - - -

Кочермза В.А. Введение в языковедение. М., 1551. С. 133.

.. -Третья глава посвящена описании явлений мироощущения. Под понятием "мироощущение" следует понимать .".чувствующую.-сущность" в деятельности, Духа_"нечленораздельного звука"..Нечленораздельные звуки.-составляют множество психических свойств,.возникающих под влиянвзм внешних действий у человека. Совокупность психических свойств образует соответствующий мир понятий у отдельно вз: тых народов. - . \ •• . • %

СхашЗ, построенной монгольским-философом языка Ж^Дувсан-вандан,при определении двойственной природы фонемы,. была- подсказана идея по контруированию скелета тезаурусной системы о су щем Бытии-дедовека. В диссертации эта схема дополнена следующим оппозиционным построением.

Ш

I

<

•А

где'

лправая часть-демонстрирует; поло-!яительные свойства;- - „ . -"»левая часть отражает отрицательные свойства.

Главы и-параграфы диссертационного сочинения сформулирован по замыслам разделов и.пунктоз тезаурусной системы "Дистрибуция понятий в оппозиции и сопозицша в .дявамихо-релятйваом отношвнкя'

В. первом-параграфе. главы рассматриваются явления душевной жизни-.человека. по группировке ."Настроение" и "Сэтгэаийн ходолго! (¿'Движение в ,душе");-на примерах уточняютса-некоторые критерии

чувстввнной_фазы в психической зизни человека. .....

.Чувственная, сторона-психической жизни человека в начальной-фазе представлявт-собой-рафлексы. чувства,- а чувственное..созерцание, определяя'фазу осмысления Духом чувственных-впечатлений,-. которым.человек.л отличается от кивотного мира, составляет сущность сознательного мироощущения. . ■ ■_■.•.

Сопоставительная картина процесса мироощущении:

{

у русских

чувство

• логос

X

* «

ш 3»

в в

у монголов яшллгак - движение

-»-ЛОГИКА

к О Я

1 очущагпе

мысль

т-;—.__- даыц£ ИЯЕ'

* В.фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию; П., 1984.С.7

Услозныэ обозначения:

Точка пересечения - начало-движения . .. _ ~ Вартвкальяая линия- двияение чувств по иерархии.. Горизонтальная линия..- логсзическая строевая .линия. Чувственное созерцание, у русских' и„конголов. имеет общую-зту: Дуда .и Счтгзл.санаа является познающим существоы,.~а.спе-{ину мироощущения составляет механизм протекания душэвнах.'яв-1И0..В результате получаются разные формы мироощущениярус-м присуще..чувсшбннот-созерцание в мкре.ЗувсЕвт для монголов актерно рациональное созэрцание в мире отношений. ... .. • ..

Мг:р.чувствований-у..народа такие.характеризуется по плану-утри сабя".я.1'зне сзбя":..дви£еы;в-чувств. у..руссках определяя спонтанностью-, а монголам свойственна углубленность двике-

чувств'во внутрь.,.. ' ........-.. ...•......

. Понимание с. точки .зрения психологии восприятия и леренива- . идей духа другого .лица .является'-психическим актом по осмысла-чувственных впэватлений на уровне, понятийного мира... .'В примерах демонстрируется-опет раскрытия мира чувствований,

ечеяных а Именах 'прилагательных. _____ .

Оппозиция, понятий:' бодрость и пассивность Романт:ншй = Депрессивный

Зольный . - Угнетенный . " ........... " . .. . _

шенкх действий Душа приобретает энергию или приходит в со-

1кв..подавленности. .. - .. .... ..........

Оппозиция: оршоол (благородие) и эзэлэл (терзание) АмирлингуЙ- - Уймраа

Ашр.-ККМЕр - - 10Г5В0рГуЙ.......... •- - - -

овладевает-тайвап. (покой) или она попадает в состояние

зал. (расстройство),.,.. . ------ . _ ......•. . ....

1римечахи^ Оппозиции по своим-доминантный названиям сомаЕ-1бобщениз_псих;гаайках-явленйй. по-оаределеяннм-тематияескьм и. Комментарии х-язьховаку материалу. локазызавт-КОЕкретшз

йяия свойств, отвлеченных в тввах прилагательных.____ . ..

торой-параГраф- главы-коезящан. раскрытию осяовннх-критораев аошяния как акта.сознания на пржерах тематических тюдраа-"Характер1! и ."3ая.,байдал" (Характер). "Свойства а русском Ре" я "Нунниг" (целомудрие).

.В пояск9.истины у разных народов формируются, своеобразные, формы, ыароотноиения: русская Духовность лредопределяется.впутрек-ним.духовЕ2л1совершенс130ванием человека,, а '{удрость у.ыонголов - созерцанием -сш еда .духовных сввёств-.-В процессе.ыкроотношения Дух становдЕСЯ-центральной фиброй в градации духовных ценностей' и мирских пристрастий... .. — ... — -

Примере-по описанию-характера-человека: Оппозиция:- свобода и-стаснение Самостоятельный - Деспотичный

..Независимый ...... . Самоуправный- ... .. . -

.Власть.г- инструмент распоряжения, однако свойства ".власть над.собой" слн."власть-над другими" устанавливает границу во

внутреннем ЦЕНОсеняи Духа.-..- ........

Оппозиция: зов- (праведность) или буруу (превратность) Цагаан - Угээрхэг..

Сайг.. - Утээрхуу-.- ------ .....

.....Свойства цагаан. (светлые) лли хорсол (горькие) мысли характеризует. внутреннее: отношение- Духа.. .......

Приме ра~по описанию- поведения человека: Оппозициям часть и. порок Чистоплотный - Низкий .. '.

- Порядочный - . " .Безнравственный . • -" .-____

Порядок или извращение_в.-поступке человека будет вызывать положите льнуа или отрицательную оценку у Духа и выступает показателем

чувства мера." .. ч-...: - - -—— ' ~.......

Оппозиция: укэн (правда) йгбурантуй (тьма) Щудрага - Бурангуй

" ЦэБзр . •.—......Бузар -г \ .

Свойства чин.сатгзл (искренность) ми бурангуй (низость). Духа направляет лостукн-человека: стоять за Правду иле предаваться Лжи

ради собственного благги- -— ...... .. .. ... .__.

.. - ,1а. основе, сопоставительного анализа подобных..примеров-свойств и критериев -в-мерилах-цешшстшх..отношений..у русского и монгольг. ского духа-были .вндалены-категориальные понятия., в шрооотношанин: градация, положительного-и отрицательного в человаческоы-характере. Деятель и .доминантный ^свойства.в.мироотношенщц.направленность-цен ностных-отноиений, нравственные устои в кирооаношении по народным воззрениям." - "

..В третьем.парзграфе- главы описывается..опыт создания тезау-руснои. классифнкацаи-по теме "Дистрибуция понятий в оппозиции и сопозициит .в ■ динамико-рглятизном. отношении", з графической.изображении этой же картины выделены категориальные понятия абстрагирующей деятельности Духа-----'........-.........- -- ■ •

______С. использованием моторонот-типологической схемы H.A. Бернш-

тейна^, ноторый исследовал способности..юзга.в-управлении двлже-няеы,. в диссертации..определяются модели актуальных психических

свойств-в.мироотдошании народов. ....... . ..- — •......- --

- _ В" четвертом параграфа .главы подробно излагается способ-определения, дошнантных' названий тематических саток русского и мон-

гольского-тезаурусоз. - .'......- " . — —- - - . --------

. .-.По теории .русского-физиолога А. А.-Ухтомского2. доминанта г-, "рабочий-принцип, нерзных-центров9.-: В-диссертационном исследовании это понятие- используется, в качестве обозначения семантического, сгущения-психических, свойств в одном названии по общей ха-

тактеряетика.движения. Духа. ... .........— -. _ .. -.......■ '_

. Доминантные-названия в.- тезау.руской .системе отобраны, посредством тщательного анализа дефиниций каждого названия по известным толковым .словарям.- - .. .. ........■ . — - -

..,. -В-пятом.-параграфе главы, рассматривается семантические отношения и-связи.понятий в тематическом, построении-.- .„ _—-

Понятия связь и-отноиение -.основные категории в- семантича-. ской-системе слов., связь.отражает взаимную, зависимость понятий.-по конкретным, признакам, а ятновеняе же - периферийную связь между понятиями по общим.признакам. Например:. . .......-

_ Класс, слов , определяющий тему "Свойство", в русском характере, -как регулирующая основгиповедения человека, имеет общий семантический признак.."правила-приличия". ■ -- . -... -Класс-слов по_тема.?нунжиг" (Целомудрие) отражает общую семантику.."часть во. взаимоотношении"....... . ........

------Понятия в..оппозициях.показывают, центральнае ярусы по.отвле^

ченио-в-частных^категориях, а саментическиа 'отношения в-сопозициях по горизонтальной линии выражают периферийные ярусы обобщения в общих категориях. -

Бернштейн H.A. О ловкости и ее развитии. М., 1951. С. 9.

2 Ухтомский A.A. Письма. // Новый мир.' 1973.' К» I. С. 257.

.В четвертой главе рассматривается интеллектуальная деятельность, народов на материале подразделений "Качество духа в русском характере" и-"Ухаан бодол" (Мир мыслей). Своеобразным формам мироощущения: 'чувственному и рациональному типам восприятия соответствуют, характерные для них ментальные структуры» _ - Первый- параграф.главы рассматривает формы абстраз:ц>ш - отвлечения:-понятийное, характерное для русского нерода-и. арга билнг, сзоЕственное-ыонгольскому.народу.. Но определению 1Г.С. Аксакова, "Абстракция, есть, бытие в .отвлечении"*.. Следовательно ...своеобразные формы отвлечения.-оставляют свой отпечаток в интеллектуальной устремленности народов. - -.

Интеллектуальную деятельность человека следует рассматривать как ¡деленное-дифференцирование' явланкй.внешнего мира, а такэ психических-фактов, а.сиятетичзсную..и аналитическую бород мысли представляют-собой психические законы познания. Примеры: . .'..-.._• .. Оппозиция: ловкость и б-ЧСТОЯКОВОСТЬ Пытливый —.. - Небрежный -.

Любознательный .-Неряшливый ■............-

Устремленность или несобранность характеризуют степень осмысления

у Дули. - '............- - - --: - - - - - -' '-■-'• --•

Оппозиция: цзнуур-(взвешенность) к будлку (бестолковость) Хичзэнгуй - Заваан "'

Даацтай- ..' • .Будлву . . ____'

Свойства-нарийн (дотошливость) или будуун хадуун (грубость) отражают отношание..духа к делу. ________™ .. . .........

Своеобразные проявления интеллектуальной деятельности Духа предопределяют с деловые свойства у народов: Водя у русских оказывает'..влияние на-умонастроание человека в. дела, а рааяЕнные-свойства исполнительного кааастг.а у..монголов- демонстрясуют. своеобразное проявление рационального.-реаения-ккзнвнных проблем,. -. -Во- второй параграфе гдава-лписываатся..способы сиизолтзекого обозначения новых.понятий. В.йнтеллектуальчой деятельности народного ..ума. .также проявляются фотиа абстрагирования по установлзяию общих" отношений' между значениями или понятиями.

1 Аксаков К.С. Собрание сочинений. Сочинения филологические. 1.2. М.,,1880..С. 35.

- Духовные .протяжения православного христианского мира у русского народа а рациональное-восприятие мира у .монголов предопре- -" деляют основу символизации.в воображении.по народным воззрениям. . - Бри объективации фактов духовных свойств человека основными понятиями символики в русском умонастроении выражают: голова -ум, сердце-- душа, рука - совесть, кровь.- дыхание. -..

Рациональный Дух у монголов определяется через.три жидкие вещества..в. организма: хий = воздух, бадгана - слизь., иар - желчь. Русский.и монгольский языка насыщены-изречениями, понятийный состав которых отражает суть этих символически«.названий. .........

- ••-. Привлеченный, иллюстративный материал позволяет-убедиться- в том, что- органы и части теш в .мароотношанин монголов представляют .свое образную основу менталитета..По народному,уму монголов _-_ Пцэаж.'! (грудь) - орган, ума, внутрашше_оргаяы .представляют символические, свойства-по внутреннему отношению.' ...... - .—

Русёкие.черезкровь.сооищаются с внешним миром, пополняются а карги ей,.-а организм монголов через жидкие вещества - воздух, • -слизь,-желчь получает- энергизгиз внешнего мира.. Через эту энергию-человеческий Дух взаимодействует с-внешним. миром, она составляет основу мироощущения:з ментальной структуре. .... - ...-—. ..

В- третьем параграфе' главы выявляется критерий эстетико-нрав-

стванных оценок в народном мировоззрении об идеальном типе человеческого тела. - . - . '- -...........• - ..'-

• - Возникает необходимость разграничения-понятий "этика!! и "ду-. ховностьЛ^.Под-этикой-понимается внешняя сторона правил поведения, а Дух^.благЕдаря чувственному созерцанию,, составляет основу нрав-ственных-устоев;-"____-„' - ... . - ' . _ —

— ..В конце главы-.прилагаются радиально-круговые системы координат по-материаламподразделенш'Гтезаурусной системы "физические свойства, человека" й ."Бие бялдар". ..." ..

. . Основополагающиш понятиями оценочных отношений являются

красота,-.норма и отношение. ~.....

-Красота.как категория наслаждения составляет критерий оценки . внешней-красоты,-отношение-лредставляет уизниа.цанить'создание природы.в. человеческом теле, а норма характеризует, картину, влияния . природных условий и образа хозяйственной жизни на конструкцию тела-;

Следовательно, в наименованиях частей тела и органов, в досгагоч-ной-мере находит свое отражение внутреннее определение духа -

народное -мировоззрение..........-

Проблемы мироощущения, и ,мяр о отношения могут быть восприняты в полной-мере на фоне понятий "лицо" и. ."лик" (в истолковании' П. Флоренского)* в.разграничении Красоты духовной жизни и безобразие телесной жизни у людей. -

Эстетико-тяравствекяые оценки в■диссертации-раскрываатся в. описании.доминантных.названий_по материалам указанных тематических сеток теаауруспой-системы... _

.. -Пятая.глава посвящена проблема злиянил мироощущения на внешний опыт .человека опыт, во взаимодействии. Ка материале .подразделений. "Поведение.."., "Образ-жнзниГ и-Лолов байдал" (Позиция человека), Х'Аыьжиргаа" (Азагериальные imiepecu.), .впечатлительные .... признаки.в русском характере".и 2'Гадаад сзтез диЯн.ухаак" <прояв-лений-знутреннего мира вне себя во взаимоотношении), "Оценка" и

"Унэлгза"-(Оценка).- ___ -..: : -•■--•-' . - -.-•-• —. —

___Понят;« ".".характер".. имеет даупланоьый смысл: вдутренлий-мир -

-..то,.что происходит.внутри себя и внекний ошя - то, что- наглядно выступает во взаимоотносснии. ... ............

В первом-параграфа, главы-дается полный список доминантных -названий групп, подгрупп,..подразделений тезаурусяой системы "Пси.т хичесний.ыир .русских.« монголов" с-краткими объясненгама, а з .конце прилагается прямоугольная'система координат по теме "Психический мир русских"' и "Ьшнгол хуний оюун санаазы ёртонц" (Психический мир монголов). ...:.., . - . . "■ _ ... -В-этих названиях 'также раскрываются случаи влияния душевной

настроенности на национальный склад характера. . ____

.._ .Яркий контраст .представляет-лексический состав отдельных тематических подразделений. Для выражения душевного склада-русских приобретая- болыной-круг словарных_единиц,. тогда как тематическая сатка "Сэтгэлийн ходолгоон" (Двяжение в душе)..показывгег-меньиул степень лексического состава л .монгольском языка. по .тематической группу "Впечатлительные признаки в русском характере" располагает

* Флоренский П. Иконостас. // Богословские труд. T.IX. ta., 1972.

С. 92.

малым количеством слов, раздел "Гадаал сэтгэлийн ухаан" (Проявления внутреннего мира вне себя) демонстрирует целый ряд понятий в богатым лексиконом. . . - .'-.■•.

Во втором параграфе -глава выделяются ключевые понятия для понимания.целостной систем о природе человека.

Разнообразие психических единиц со своими пслояигвльными-.и отрицательными свойствами проявляется в социальной "антропосфере" (Н.Д. Ьвдаедве)*. По справедливому заыачашш В..§од Гумбольдта, "Именно язык,..это средостение., в котором,.сообщая друг другу свои внешние замыслы и внутренние, переиизания обличаются разнообразнейшие индивидуальности, состоит с характером в теснейшем и оживленнейшем взаимодействии"-1. - ...... .

. . Характер в качестве внешнего опыта человека в социальном, взаимодействии-рассматривается в понятиях "индивид - природа -

личность" - (по определении Лосского).............

. . Отпечаток душевного нага роя-человека на его.характера рас= сматривается через понятие "эмпирическое Я" (К.С. Аксаков.)^, разграничиваются положительные и отрицательные психические свойства в действиях-аеловека.- - ..-.-.

".-В-понятиях "ипостас" и "усия" - ) устанавливается, раз-граничениа мвЕду-духовными ценностными свойствами Духа.и пристрастиями материальных интересов Плоти (П.Флоренский)'1'....... .. -. . - - .

. В третьем параграфа главы речь идет об образа действий и образе.жизни.

Примеры.: ----. - . -

Оппозиция:-достоинство и .старость Торжественный • - Надменный ... Царственный ' .Спесивый — . .'—. - -.-....

Величие (полонительная черта), а самонадеянность (отрицательная

* Мздведев. Н.Д. Антропологический этюд. // Богословские труды. Т'.-ХУ. е..67.■-: .--•:• \. -- .--. . „

р

Лосский Н. Богословское понятие личности. // Богословские труды. Т. Х1У.- С. 66. •

3 Аксаков К.С. Там же. С. 22.

^ Флоренский П. Культ, религия я культура.// Богословские труды. Т. ХУЛ. С. 143.

сторона характера человека) вызывают у Других лиц чувство почтения или длсады. - .....

Оппозиция: тоггонги- (бессменность) и'залгай (недоступность) • Эгэл - Галбиргуй Еирийс . Аяггуй --'- - ... -

Свойства аятай (приятность) или хуйтэн-(хояодность), виражая внутреннее отношение человека,.показнвает его драв.. - -

Подробное .описание примеров.подобного рода наглядно показывает, что внешнее .проявление внутреннего состояния у русски может выражаться в-поведении, а также .в виде,, тоне,, взгляде; монгольский-же_дух рационален, его внутренний мир-связан с .решением каких-либо жизненных. вопросов»-3 словарном составе отмечается много выражений, описывающих мпроотномение монголов по названиям из культовой система Твкгирианства.тзнгэр, заяа, хуаь и.г.п.

В четвертом параграфе раскрызается.проявдение "ампирическо-го Я"_у психических индивидуальностей во взаимоотношении:'г.-по-нятиях-"саморазличениё" (5л.Соловьев)^ и "самость" (Н. Лосский)1" разграничиваются понятия Дух и Плоть. Примеры^.

Оппозиция: возбуждение_и упадок Восторженный - Ранимый .'

. .. Восхищенный. ... - -Уязвимый "- -' — --- .

Чувства радость и огорчение отражают степень внутреннего переживания у..эмпирического от-внешних действий. . " Оппозиция : найрсаг.(тепло) и дорд (унижение) Алиа.- —- Шоовдор.

• " .Шор ■ - Шоодвор....... ..... _ ...

Свойства-найрсаг (дружелюбие) илп. шоодол (насмешка) внражают формы внутреннего отношения эмпирического Я к другому лицу;.предметом внимания в поддразнении становится чужое Я. . "'-"•. ••". .. .".

"Вйвчатлитёльный"признак" есть показательное свойство, возни-

* Саловьев_Вл..-Аскетическое.начало в нравственности. // Вопросы'

философии, и .психологик. , 1895. .Кн. 26. С. 77. -.

- .. ........ . .

ЖосскиЙ Н. Богосмвскса понятие личности. // Богословские труды.

• Т, Ш. С. 77.

кающэе у эмпирического Я от .действий .извне. Психические действия у этого Я определяются отделением своего Я от других или же "дей- ; ствием'в силу своих природных свойств" (Н. Лоссий).. ; :.

. Душевный склад также отражается в этом психическом мире..В диссертация- приводятся критерии внутреннего саморазличэния и по настроению русской души и внесшего сашразличения (по состоянию монгольского духа во взаимодействии). • ..

. . В пятом параграфе главы определяются критерии оценки. Социальное взаимодействие есть скрещивание мнений у разных психи-, ческих. индивидуальностей.. Психическая сторона взаимоотношений.оп-ределлется-взаиыорасполагалщим или взаимоисключающим мнениями. Примеры: . ..' - —'

Оппозиция: доверие и предостережение Преданный . "--. - Иезуитский '

.. Приверженный- Еавврзный - - . Уверенность -или опасение' отражают внутреннее отношение к другому

лицу,-.но-мнений строится на основе оценки проявлений психических свойств человека во.взаимоотношеми. —

Оппозиция: хийморь (везение) и хувьгуй (невезучесть) Заяатай- -' - Заяагуй

•• . Тэнгартэй ..-- -".-.. .•..-._-. ... Свойства тэнгэп..(дар судьбы) йли-барцад (греховность) отражают восхищение везучестью у другого лица или презрение за нарушение Воли Неба.— ..."..-....._.' . _ - • . .

-На фоне- оценочных-отношениа Духа в-плане-мироощущения- в.дис-сертации-выдвигается антиномия "стиль самовыражения" и "корма -языка" (в связи с рассмотрением психической жизни человека во

^взаимоотношении)..............._..

"" В шестой главе .проводится шило со срское осмысление проблемы мироощущения в изучении внутренних закономерностей идеальной жизни человека. . ........ .. .....

- Как совокупность'духовно-физических свойств, мироощущение составляет, мир Чувств у-русских и мир огношеяий_у монголов—

. Дальнейшее движение и-развитие чувств предполагает-внутреняее-

отношение (мир мыслей человека, т.е.- то, что называют мироотношени-ем. ~

Октальная жизнь народа отражает специфику образа мыслей. ... По определению Н.С.'Трубецкого, народ есть"многочеловбче-ская симфоническая личность11.^ . - -'- .

Самобытную интеллектуальную деятельность народов следует позвать народным духом. .._-.. .. ■ -

- Исследования о психической жизни человека, активно проводились. з XIX..в.: Д.Н. Овсяннико-Куякковский? рассматривает психические элементы "экстаза" в-связи с проблемами ритмического начала в языке; Бсдуэн де-.Куртенэ? обращает внимание на психические основы в йонетичаских явлениях. • . - ■ Мыслители по православной .богословской философии. (Н. Лосс-кей, П. Флоренский, Вл. Соловьев) содержат- богатый материал по исследованию антропологии-человека.. . . ....-_..-..-Внутренний -опыт-человека.у В. фон Гуйбодьдта рассматривается в тесной-связи с характером, а.язык - в связи с .духом народа. Его теоретические постулаты о языке были развиты учеными разных времен. -.ч. . . .....

-. Теоркя-.о-.промекугочнсм мире у- ЙЛ...5ейсгербера^м лдэя-о поэме в -контексте феноменологии мышления у А.Ф. Лосева?лодтверг= дают действенность-постулата: ."Он.^.посредник в процессе понима-• ния и требует поэтому .опредсланнссти-и ясности!1. . ~ .

. Поиски A.A. Потебни- о-чрстванном восприятии человека в контексте психического отделения процесса "Я" от не "Я" основаны на

1 Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания. Сборник статей.

М.д 1988. ^

.. . ...... -

Овсяннико-КуликовскиЙ H.H. Опыт.изучения вакхических культур

индоевропейской древности. Одесса, 1884. С.

® Бодуен да Куртенз. Избранные труды по общему языкознании. Т.2. _ М., 1963. • ...-. _

^ Радчекко O.A. Языковая картина-мира или языковое миросозерцание. (К вопросу о посту латах. .ИЛ. Вайсгербера) // Известия АН СССР, Серия литературы и языка. 1990. № 4. Т.49.

^ Лосав Ф.А. Философия имени. №.¿'1990. С..48.

6 Потебня A.A. Мюль и язык. Харьков, I9IS.

постулате: "Он.побуждает черэз.сообщаемые мысли облик к новым мыслям я их сочетаниям и поэтому..требует действие духа, который оставляет в словах свой.отпечаток1-. .'.

' Отправной точкой исследования Г. Штейнталя? был постулат: "Он дает чувству выражение и сам вызывает чувство и потому, .требует силы, отчетливосгл и гибкости. В данной диссертации идея о внутренней форме-языка. и внутренней форме слова получает развитие з тесной связи с. проблемам;! мироощущения и нироотноиэния."

. В трудах русского славянофила филолога К.С. .Аксакова,' а также монгольских, ученых (Ш. .Лувсанвандан и В. Ринчин) обнаружила-.. ются национальные черты тонкого зоплощания..духовной силы в языке.

• -В .первом параграфе, определяется .четкая-граница-между идеальным и.материальным сущестзовакизм.ч.ековека через онтологическую и .'этймояоЕкческун сущность 'слова--внутренней.и внешней форм Слова.

Являясь актом-именования, дефиниция-в толковых словарях разных народов характеризует языкотворческую- деятельность духа. .. .. - _ Языкотворческий "акт рассматривается в двух аспектах^, познавательная деятельность Духа о сущем мире и генезис отражательной деятельности.Духа о предметном.мире. ... . _

.Объект, познания з сущем .мире - -психические- -свойства; предметом отражательной деятельности становится признак з вещи. .

- Психические свойства объективируются в слове в начлевораздель-ных-.звуках, а признак-з"вещи - в членораздельных звуках. Происхождение Имени дает представление об онтологии языка, тогда как история Слов а., раскрывает мир вещей. ......

.. По .мысли В „фон-Гумбольдта,-в членораздельном звуке проявляется мыслящая-.сущность, а нечленораздельном звуке - чувствующая -ч сущность Духа. ..... - • ...

Платоновский-сиособ истолкования явлений психической.жизни и предметного мира становится-методологической основой формирования научно-обоснованной .словарной статьи в толковых словарях разного

* Гильтенбрандт П.А» Штейнталь и .Лацарус мысли.о народной психологии, переданные П.А. Гильтенбрандтом. Воронеж, 1865.

- 2if -

назначения. Теория "дхармы"* кз шклосойской.системы. Древней Индии Байбхаиани до.направлению "хинаяна" составляет дополнительный источник в раскрытии психических-состояний. . . - Внутренний опыт.как ."ослительная-зритальность!1. (А.Ф. Лосев)^, определяет интеллектуальную деятельность, которая проходит на уровне .шестого, чувства. . . ~ • . . _ - ' s .

. - Второй-параграф главы посвящен раскрытию роли религиозного сознания в-психической низни человека.

.По нашему пониманию, религиозный дух. есть внутренний, голос . Совести,, ориентация человеческого Духа в икре.духовных и нравственных ценностных отношенвй.3 межличностном.контакте...- . . , . .■ В сопоставительном-.ллане рассматривается..христиан екая 'православная, антропология и.культовая- система -ламаизма-по поводу роли религиозного учения в-зкологва.духовной-жизни народов. В-связи с рассмотрением вопроса народного духа выдвигается и культовая

система '.Ченгириансгво" у монголов. ... . . ... _____

..Духовное преобразование-"собственного. Я" по_пути стааовле-. ния личности в. разных' религиозных учениях, раскрывается яобразному: своеобразные формы проявления-мироощущения - чувствующее .сотт зерцание у-русского народа, и рациональное созерцание монгольского., духа - предопределили основ у'становления религиозных воззрений обоих народов.. ... - '. - .'■ ,-'_■-" . -- ' В_опрадвлениях биилзйских текстов раскрывается-судносзная характеристика категориальных понятий-.духовной, красоты-"Вера!1, "Любовь^-Свобода", "Страх" и др..Такие-понятия-в противопоставлении- .понятиям как ¡Терпение", "Страх" ho буддологии рассматривается в контекста.духовных..свойств— -■ . .. '. -... Истинная.Красота духа пс Божественной.благодати у русских — составляет смысл стремления .к усовершенствовании Духа. Нерез. Слово. и цзрковные.Таинства.человеческий дух.входит в мир Чувств,.jb мистическое-узрении*определений Священного Писания совершается До-

1 Лувсанцзрэн Г. Буддын философын туухээс., Улаанбаатар, 1987.125с.

....... ._ ..... . _

Платон. Кратил // Сочинения в 4 томах. T.I. 14., 1990. С. 48. ° Лосев Ф.А. Философия имени. М. 1990. С. 45.

госическое восхождение совершенного духа. Поклонение Вечному Голубому Небу отражав! привязанность монгольского духа к Эзэн-Тэнгэр .через мать -Зешю.-Данная--форма мироотношения отражает сущность-народной прости, основанной на Уважении к преданиям. Неба.. . Учениа Будды.,..представленное в пяти высших и пяти малых областях.знаний, дает возможности усовершенствования сознания человека, качеств'еяно изменяющегося и стремящегося к премудрости. . ... . . . .._ . . , - - • " -.3 конца главы прилагается схема, где осуществляется попытка, осмысления ламаистского понимания о совершенном Духе - "Номын бие"

на основе .ламаистского катехизиса "Ганилхуйнчиюг",......

—-В-диссертадяи.нв предпринимается'.попытка сопоставить нравственные.умозаключения^ на базе различных, религиозны»: уяаний, а. наоборот, в них проводится поиск возможностей по формированию у

людей трезвого взгляда на. жизнь....................

- ' В третьем параграфе' рассматривается проблемы духовных исканий в смысле жизни. .......... ..'.. _ . .

■ ... Наличие двух .фо'рм-аязни-т. духовной. и. материальной. - требуют соответственно двух форм философии: философии морали,- изучающей-законы-.психической жизни, и материалистической философии, изучав--щей законы. природа„и обще-ства. . - _ - - .

В акте сознания-Духа, формируется мироотношение. Разные.-формы шроотношения: Духовность, у русского народа.« Мудрость у монголов предопределяет..специфику менталитета. Отличительной ..чертой русского духа определяется'Свободакак -свойство независимости Духа в знании,, а-для монголов характерно-Правдоискательство- - '-_--.

'У русского народа-"диалогическая ориентированная культура" (В.Н. Романов)*,_а у-монголов культура-построена .в "форме повса-г '" дневных ритуальных'-действий" (В.Б, Романов.) .-Эво обстоятельство также .оказало, влияние на своеобразные фбрыы ментальных структур у этих-народов. '.. ■"/.,.....- . .. -•- .. .... .

" Мзнталитет - образ мзслвй, представляет формы мыслительного

Романов В.Н; Ксториче'ское развитие культуры. Проблемы типологии.

• М.,.1991. С. 123.

2 Романов В.Н. Там же. С. 42.

зредия: Откровение и Умозрение. Через мистическое познание тайн сущего Бытия приобретается человеком внутренний опыт. Уразумение в углубление характеризуют уровень осмысления. .

.. Диалог, как основополагающий.элемент самопознания, характеризует- русскую духовность..ГСамопозвание,.- пишет Н.С. Трубецкой, есть психологическая мудрость, мудрость поведения1'.

-У монголов мудрость в общении.с.матерью-Природой формирует . основу философских размышлений в поиске Истин.. "Азах гзэ хийн ёс" - "принцип допущения и преяебреаения"-(Ы.Лувсанвандан), в нашем переводе -"смиренномудрие" обозначает отказ от категоричности, полярности, в установлении добрых-отношенай.- -

Повятие-Нравдыу как-основополагшзщий элемент философского _ духа у..монголов, составляет ■ основу мировоззрения. Характер монгола раскрывается в межличностном контакте,.:вго мкр открывается во взаимоотношении, с людьми. Мэягольский литератор Ц. Дамдинсурэн^. справедливо отмечает необходимость-изучения монгольской литерату-ры.в .его самостоятельных направлениях: устное..народное творчество., духовное наследие ламаизма и творчество мыслителей философов

и поэтов.. - ....' ......

Критериями в-достижении Ксгины выделяются "инагуухь унэн" (поверхностная истина) и "унэшахуй унэн" (глубинная истина) в

интерпретации--Ц~ Давдинсурэн. ___.. —- •• .

В этих .же критериях I. . Лувсанвандан^ раскрывает сущность-_ теории пустотности: категории пустотности и вещности представля-. ют собой критерии-абстрагирования на уровне созерцания внутренних свойств в .явлениях психической жизни, человека, а категории -общего и конкретного отражают критерии абстрагирования признаков в явлениях мира вещей... .. -. - - .'— ...

. .. Через :зти категории. же-в.озможно. будет . определение сущности Правдоискательства по мироотношению-у монголов- Эта проблема остается задачей дальнейших.литературоведческих исследований. -----

В-диссартацкграссматриваются некоторые компонантные понятия

1 Давдинсурэн Ц. Мзнголыя уран зохиолын тойм. Дэд дэвтзр. Улаан-

баатар, 1957. С. 13.

Луасанвандан Ш. Шдо судлал. Т.1. 4.1-11.

о

V Луасанвандан Ш. Шдхьямака хэмээх дундад узэл.//{илософи эрхийн

философского-духа по Свободомыслию: Свобода, Стойкость, Совесть

и Честь. . ... ..........• -

. В работе, не предпринимается попытка построения некой философской системы. В сзязи с вопросами культуры Духа определяются пути совершенствования Духа во имя творческих .исканий. - •■ Исследование целостной картины мироощущения'в кругу взаимо-связанвнх-эяамвнтов показывает..следующие реаультаты:. .. . I..Установлена двойственная природа. Слова, чзо'и представ-лано в следующей схеме: ^^шдш

гшшжс . (шшгрлш)

У1

¿2ШКЁ СВИй

'

^ЗШЕШШ^ .

■ ^ .2. Мироощущение есгь. совокупность духовно-физических свойств, представляет картину, психической жизни. человека—Двойственная .природа языка заключается-в том, что в языке объективируется психи-.. чаский-мир человека и .внеший-предметный мир. Во внутреннай форле Имен прилагательных получают название, психические субстанции, а во ьнеиней грамматической форме Слова материализован мир вещей. .

. • З—Онтология -.наука_о .философии языка, она. изучает возможности проявления.внутреннего опыта человека в языка. Предметом - .. лингвистических исследований язляетдя грамматическая форма Слова.. Онтология Имени.и этимология-Слова -..два.разделения науки.о языке.

А. Народный дух. .есть своз образная - форма внутреннего опыта -. духа языка, а ."этимология составляет строение тела" (Г..Штейнталь). . Научно-обоснованное построение, словарный ..статей толкового-, словаря даст реальную каштану. народного духа в языке, то есть "что воспринято языком от. характера нации". (В. фон Гумбольдт-).....

.. . 5—Внутренняя форма..языкоз:.духовность и мудрость у народов демонстрируют разные-типы духовной жизни: . ... ...

- чувственное, или рациональное созерцание определяют уровень чувственного восприятия человеком явлений извне;

--шроотношениа как выражение чувства и понимания психических-явлений отражает сущность Красоты духа у русских и Разум монгольского духа во. взаимоотношении—

.. - 6. Культура Луха.- высшая ступень развития Духа по иерархии движения, к высшш-цещостным идеалам; центральный .вопрос экологии духовной жизни общества, решение которого зависит, от правильной постановки вопросов формирования религиозного и философского

Духа через систему образования....... . . .

7. Индивидуальная чувствительность у русских и рациональное во взаимодействии у монголов составляет .природную основу..психической жизни.-у..этих народов.-Эмпирическое -содержание характера народов составляет базу своеобразных -условий восстановлении народного, духа..- Личности каждого народа уже г-прогрессивном направлении с .учетам новых- жизненных--обстоягельста» -....-

- Теоретико-практические проблемы -пввзикографнвскога.двла .-заявляют-себя и ст б чн ик ом- - раз в а т- ил челоьечэского_духа в направлении формирования-внутреннего-опыта-и интеллектуального роста Личности, разумна преобразующейся, в слставв-духовной жизни общества. По тем9_диссертаиии опубликованы следующие работы:

. . I." Использование некоторых структурных-особенностей языков . в обучении Уу?-1аатериалы"международного симпозиума преподавателей ■ русского языка.и. литературы.--"Изучение- и преподавание-русского языка во внешкольных-формах". Уланбатор, 1939. С. 134-135. Л .-.

. .—2. Формирование-языковой_догадки при"изучении-терминологии // Основы, национально-ориентированной методики-обучения русскому языку монгольских учащихся." Уланбатор* 1239. 39-41.-. -.

.. - 3. Проблемы формирования, .творчески-мыслящей личности .// Основы национальясмэриептированной методики обучения, русскому языку монгольских учащихся.-Уланбатор,-1989;.-С. 89-90,. 4.. ХэлниЙ боловсрол, хэлний сургалткн асуудалд (Филологичвг ское-лбразсшание,--.вопросы, обучения роднозу и русскому язш;ам) // Сурган.хуиуужуугзгч." Уланбатор, 19.90. 29-32. .. ...

5.. Реферированиеаннотирование. (Мзтодическое руководство по работе над текстом), рукопись. Уланбатор, 1988.

. б. Учабвая-лекция.в современном вузе. 3 соав. с Г.И. Ботви-ной. и Л.И. Хрептулозой. Уланбат.ор. ,18-с. ...,...."

7. Структурные типы дефиниций толкового Словаря русского языка С.И. Огегова //Актуальные.проблемы лингвистики я Еурнали- ., сгики"..МатериалыЛЗШ научной конференции молодых.ученых и спа-.. цшлистов ист орико-филологического факудьте та-Российслого Университета йрунба Народов. Рукопись депонирована в ИНЙОВ РАН. 1а.-, 1990. № 4733а от 4.ХП.92.. С.- 72-77. ... .. '

-В. Сингармонизм как.выражение .народного духа /-/ Вестник Московского.Университета. Серия.Фклологаласкиз науки_{з.печати).

9. Народная психология в. труднх-казахских лингвистов .и язы-{оведов Мшгозши // П . научно-практическая, я научно-методическая сонференция.юлодых ученых СНГ "Человек-Общество-Наука". М., :ээз. с. 35-36. ... . , .. .. •

.10..Монгольский алфавит: народйый- дух .и' чукдыз элементы (Взгляда . монгольских языковедов) //-Мэадународная конференция "Россия и осток: проблемы взаимодействия.- Уфа, 1993.- С. 35-37.- .- - • II,-Дефиниция толковых словарей как- объект, исследования по ыявлению своеобразия мироощущения-у.народов //Бюллетень Общества онголоведсв РАН. М., 1994 (в печати).

\