автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Отражение общественных отношений древней Аравии в доисламской поэзии

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Абдель-Фаттах, Фатима
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему 'Отражение общественных отношений древней Аравии в доисламской поэзии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Отражение общественных отношений древней Аравии в доисламской поэзии"

СЛШГГ-ЯЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На право* рукописи

Р Го 00

Фатака АЦЦЕЛМАТТЛХ

- 1 ПАР 1993

ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ДРЕВНЕЙ АРАВИИ В ДОИСЛАМСКОЙ ПОЭЗИИ

Специальность 10.01.06 - Литература народов зарубежных стран Азия и Африки

АВТОРЕФЕРАТ

диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Санкт-Петербург 1993

Работа выполнена на кафедре арабской филологии восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор О.Б.ФРОЛОВА

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор А.Б.КУДЕЛИН

кандидат филологических наук В. А. ДРОЗДОВ

Ведущее учреждение - Институт востоковедения Российское Академии наук

Защита состоится 1993 г. в ^Эчасов

на заседании специалазировакного совета Д 063.57.38 по аащаго диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адреоу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. ,д.П, ауд.167.

С диссертацией паяю ознакомиться в Научной библиотеке имени А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университете.

Автореферат разослан

Чэ ■ w 1993 г.

Ученый секретарь специализированного оовета кандидат филологических наук,

доцент Ю.В.Козлов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Выбор теми. О доисламской арабской поэзии существует достаточно обширная научная литература. Собирание древней поэзии арабов началось уже в первые века ислама арабскими филологами. К девятому веку к собратий текстам понадобились подробнце комментарии. В традиционном арабском образовании изучении древней поэзии всегда уделялось важнейшее место. Невозможно было представить как образованного, так даже и простого араба, который бы ко зная самых знаменитых касцц (муаллак). Такое положение сохраняется и до настоящего времени. В европейской науке издание памятников древней арабской поэзии началось с конца ХУШ в., такие издания,как правило, сопровождались переводами на различные европейские языки: французский, английский, немецкий, русский и др., существовали переводы кна ближневосточные языки: персидский,турецкий, урду. В научных и популярных исследованиях спори прежде всего велись по вопросу подлинности этой поэзии. Повейше исследования опровергли как сомнения средневековых арабских филологов, так и категорические утверждения о ее позднейшей подделке, высказываемые египетским писателем и ученым Taxa Хусейном, а также европейцами Маргодиусом, частично Шльдеке, Аль-вардтсм и др. Авторитетным следует считать мнение французского ученого Блашера, которий признавал ее подлинность, и наблюдения, основанные на изучении формульности ее стиля, подтверждающие эту точку зрения. Обсуждался в- исследованиях я вопрос об эстетических достоинствах доисламской поэзии. Об этом писали русские ученые. Академик И.Ю.Крачковский, например,говорил, что "Доисламская поэзия малодоступна и малопривлекательна для европейского читателя, подходящего с обычными эстетическими запросами" /Избр.соч. Т.2. С.238/. В некоторой мере била освещена в научной литературе проблема влияния условий окружающей жизни на творчество древних поэтов.

Акад.И.Ю.Крачковский указывал, что древнеарабская поэзия единогласно "признается важнейшим и авторитетным источником для характеристики арабского народа и его быта в эту эпоху" /Там же/. Несмотря на то,, что памятники древней арабской поэ-

зии "для истории соответствующего периода оказываются не только древнейшими, но, в сущности говоря,« единственными современным! тем событиям, о которых говорят", исследованию общест-вешшх отношений, отраженных в них, не уделялось почти никакого внимания. Значение этой поэзии не ограничивается аспектами истории, этнографии, развития языка, мировоззренческими проблемами древности, общественная значимость ее сохраняется до настоящего времени и состоит не только в стойкости языка,метрики, касыдной формы, но и в традиционном воздействии поэтического слова на чувства и сознание лвдей, в-традициях социальной роли поэзии, восходящих к глубокой древности. Вплоть до нашего времени арабские поэты, выражая ноше революционные идеи, любовь к родине, патриотизм, обращаются к древней классической касте. В качестве примера можно привести произведения Ахмеда Науки (Египет), Ахмеда Ввфика ал-Махдави (Ливия), Абдаллы ал-Бараддуни (Йемен) И др. Творчество подобных поэтов является ярким свидетельством того, что в арабском мире не "распалась связь времен", что слава его древней поэзии не прошла, и вечное древо ее suгни еще остается -зеленым.

Научная новизна данной диссертации состоит в том, что в ней впервые осуществляется комплексное исследование общественных отношений древней Аравии на вазе ее поэзии. Затронуты и изучена такие проблемы, как роль поэта и поэзии в доисламском обществе, описана жизнь арабского племени, отноиение поэтов с сильными trapa сего, их роль в межплеменных контактах, секейно-родственнке отношения, положение женщины, воспитание детей, нравы и обычаи, торговля и ремесла, в также в господствуйте представленгя и воззрения, психологические факторы, влаякше на соаяание лвдей древности. Данное исследование, представляя на основании анализа поэзии в достаточно полном объеме все стороны общественной жизни арабских племен, предлагает адртину общества, находящегося на переломном этапе своей истории» накануне принятия новой религии - ислама и создания сильного объединенного государства - арабского халифата, третьей мировой империи древности и средневековья в Средиземноморье. До сих вор тема отражения в доисламской поэзии общественных отношений затрагивалась лишь попутно, комплексного

ее кссяадованяя нз сузготзозвло. Ввямакие зтой тема з большой степени уделялось в диссертациях арабских аспирантов, которые проходили подготовку к научной деятельности в учебио-научкнх заведениях Москвы и Ленинграда, однако их работы, выполненные на русском языке с узкой целенаправленной задачей - соискания ученой степени, фактически оставались недоступными для лиц,говорящих по-арабски. Предлагаемое комплексное исследование, написанное на арабском языке, направлено превде всего именно арабскому читателю.

ПЗлыз диссертации является конкретный анализ и выявление всех сторон общественной кизни древней Аравии на базе поэтических произведений. Основными проблемами и задачами, которые решаются в работе л которые выносятся дяя доказательства, являются следующие:

охарактеризовать на основе поэтических материалов ту культурнув и социальную среду, в которой создавали свои произведет«! поэты, т.е. осветить базу общественного, культурного и литературного контекста их творчества;

показать обдествешгую роль поэзии в етз!га арабских племен, в изменения идеологии и восприятии .тара лвдьми той эпохи;

показать влияние поэзии на судьбы отдельного человека и всего племени;

остановиться на методе пзобрааения действительности, мировоззрении поэтов, их худояественно-дексических средствах, используемых дшт достижения цели;

раскрыть социально-эстетические функции древней поэзии. Методика работа базируется на асторико-соцвалогическш подходе к изучению доисламской поэзии. Этот подход предполагает осуществление системного анализа этой поэзии с вниманием к проблемам идеологии древней Аравии. В связи с этим методика исследования базируется на сравнительно-описательном принципе изучения явлений о целью создания целостного представления о предаете исследования, о древнем общества и его художественном ммшгенив. В основе методики в диссертации лежит, таким образом, метод конкретно-исторического в сравна-тсльно-описательвого анализа.

Источниками и материалам работы служат поэтические про-

взведения древних арабских поэтов, таких как: Умейя ибн Аби-с-Салт, ал-Л^ша, Бншр ибн Аби Хазим ал-Лсади, Антара, Урва ибн ал-Вард, Кайс ибн ал-Хатим, ан-Набига аз-Зубйани, сборник поэтов племени Хузайл, сборник "Хамаса" Абу Тамлама, комментарии к поэтическим произведениям - "Разъяснение семи муаллак" аз-Заузяни, "Разъяснение ал-Муфаддалпйят" ат-Тнбризи, такие крупнейшие поэтические антологии, как "Книга песен" Абу-л-Фараджа ал-Исфахани, "вл-Амали" Абу Али ал-Кали и др. Среди научных трудов важнейшими явились: "История арабской Л1!тературы" Карла Брокельмана, "История арабской литературы" Р.Блакера, "История арабской литературы" Ханны ал-Фахури, "Исследования по арабской литературе" И.Ю.Крачковского, "О дкахилийской литературе" Taxa Хусейна, "История арабов до ислама" Деавада Али и др.

Практическая значимость дстсссртацив определяется тек,что ее вывода и материалы могут быть использованы в общих трудах ио истории арабской литературы, в исследованиях, касающихся истории древней Аравии, периода, предшествующего возникновению и распространенна ислама, а тагосе в теоретических исследованиях, посвященных влиянии художественной литературы и поэзии на формирование философско-политических и религиозных взглядов.

Апробация работы осуществлялась л Дамасском университете, где рецензентом и критиком вздвигаемас тезисов выступал профессор Абд ал-Хафиз ас-Сагли, в выступлениях на кафедре арабской филологии Санкт-Петербургского государственкого университета и в публикации тезисов, содержащих основные положения диссертации в издании "ХШ Объединенная научная сессия кафедр арабской филологии и семитологии Московского, Санкт-Петербургского, Тбилисского и Ереванского университетов, посвященная 100->летаю со дни роздения профессора Б.К.Гранде, Москва, 23-26 июня 1992 г. Тезисы. M. 1932. С.55-5V.

Структура работы. Работа состоит из введения (с.3-7).пяти глав и заключения. Во введении говорится о названии "джа-хилийская поэзия" и о ее хронологических рамках.

Б главе I (с.С-32) дается представлетш о роли поэта и поэзии в доисламском обществе и о собирании и письменной фик-

сэции этой поэзии.

Глава П (о.33-105) содержит описание общественной жизни на основании поэтических текстов и затрагивает вопроси: поэзия и племя, поэзия и племенные власти, поэзия и социальные группы в племени, поэзия и межплеменные связи.

В главе Ш (с.106-143) на основании поэтических произведений дается картина семейных отношений в племени, характеризуется роль женщины и мужчины, воспитания детей.

Глава 1У (с.144-175) описывает нравы, обычаи, верования и предрассудки.

Глава У (с.176-190) дает отраженную поэзией картину социальной активности человека, торговли, ремесел.

В заключения (о.191-193) подводятся итоги исследования, и завершает работу список использованной литературы (с. 194195).

СОДЕЕЯЛКЖ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении освещается преде всего вопрос о названии доисламской поэзии, к которой применяется термин "даахилийскяя", т.е. поэзия эпохи невежества или вернее эпохи неведения. Втд ученых согласно своим представлениям об этом периоде рисуют бедуина, араба, человека до ислама жестким, безжалостным,чрезмерно горды;.! даже в беде, вспыльчивым, легко посшшмонявдимся гневом, презирающим как свою, так и чуяую жизнь, восхваляющим только силу, не отличая ее от права, смелым и отваяинм в борьбе за жизнь, которая характеризуется как первобытная, отсталая и примитивная. Подобная негативная сценка представляется нам чрезмерно преувеличенной. Как свидетельствует доисламская поэзия, арабское общество того периода обладало немалой долей культуры и цивилизованности. Достаточно сказать, что арабский язык, сформировавшийся к этому времени, живот до сих пор, его сохранило поэтическое искусство арабов, а впоследствии его сохранил Коран. Общественная жизнь до ислама, так как ее описывает древняя поэзия, была в культурном отношении настолько развита, что ее носители - арабы смогли выполнить миссиэ распространения ислама в мире. Что касается хронологических рамок настоящего исследования о доисламской поэзии, то, прини-

мая во внимание различные точки зрения, считаем целесообразна* в основном остановиться на следующих датах: со второй половины У1 в., времени, близкого к рождению пророка Мухаммеда, до начала распространения ислама.

Глапа I. "Поэзия и поэт в доисламском обществе".

Идеальной формой, в которой выражались доисламские социальные в нравственные идеалы, была поэзия. До нашего времени дошла незначительная часть того, что било создано древними арабскими поэтами. Обилие поэтических произведений и их общественная роль обусловили меныгее вникание арабов к другим искусствам. Можно предположить также, что отсутствие в древнем арабском обществе представления о воскресении и бессмертии души, мысль о тленности всего сущего и обусловило пренебрежение ко всему материальному. Наиболее вечной казалась именно поэзия. Поэтому поэты приобретают у арабов величайшую значимость.

Социальная роль поэта была у арабов очень высока: он благодаря своим стихам выполнял функцию глашатая воли народа, интересов племени. Он прославлял его подвиги, подвергал осмеянии врагов, бил его летописцем и хранил имена предков, увековечивая их доблести, выполнял роль посла к соседним племенам. Люди почитали поэтов, стремились к тому, чтобы их сыновья овладевали вершинами поэтического искусства, Меаду поэтами розных племен происходили состязания в хвале друзьям и хуле врагам. Такие поэтические состязания играли положительную роль в духовной жизни общества, однако отрицательным было тЬ, что иногда они перерастали в военные, столкновения. Поэт бил также мудрим. советчиком для лвдей, улаживал разногласия, возникавдие между племенами, предотвращая тем самым зло. .Он напоминал, какое горе приносили людям предшествующие войны, заставлял их не забывать уроков истории, выступал послом мира. Поэт чувствовал от-Еетстзеиносгь за соплеменников, за их жизнь к благополучие. Ол олицетворял стремление лкдей к миру и ненависть к войне, если она возникала по незначительным причинам.

Выполняя роль летописца и историка, поэт старался не искажать реальных событий, не отступать от истины в своих стихах. Поэт регистрировал битвы, названия месткоогчзй, где они

происходили, их время и исход, клена вождей и бойцов-богатырей как своего, так и чукого племени, воздазая додкное как своим, так и чуяим. Например, поэт Хвдаи ибн Зухейр в своей касыде дает полную картину битвы кехзду корейиитами и' кайсатами. Объективность в описании не мешает ему представить красочное ее воспроизведение, он употребляет яркие сравнения, эпитеты, метафоры, например, "корейкиты явились как гряд, падающий с неба", кяЯснтк яе "загорелись отвагой, вспыхнуз как огонь в тростниковой часе", битва напоминала "сражение львоз п леопардов" и т.п. Поэт обычно указывал и на собственнее достоинства и недостатки, выделяя нравственные ценности общества. Он выступал ходатаем пород сильными шра сего, заступником за слабого перед сильным. Лучшим ко подарком воздям племен было хвалебное стихотворение поэта. Поэт был бродячим рапсодом, посещал разные собрания, праздники, рынки, места паломничества, чертога правителей, передавал новости, способствуя распространению идей, представления, мудрых кислей среди различных слоев общества. Именно поэзия, как мы полагаем, внесла свой вклад в сближение разнообразных социальных идей и понятий, помогла постичь смысл нравственных ценностей, восхваляя их, и отвергнуть отрицательное в аазт порицанием и высмеиванием. Поэзия создавала культурное и нравственное единство арабского общества до ислама. Огромная рать поэзии в жизни общества побуждала ладей запоминать стихи, передавать их из поколения в поколение, породила их знатоков, передатчиков, собирателей и хранителей.

С вопросом фяссадаи древней поэзии саяэанц и взгляды на ее подлинность пли более поздкт фальсификацию. По этому поводу известны негативные шсказшшил Тахи Хусейна и некоторых европейски арабистов. Помимо соврекекних доказательств подлинности этой поэзип, как-то: составление репертуара формул, их статистический анализ и другое, сама логика развития приводит к выводу об ее истинности. Если мы видим в Коране высочайсий образец выражения на арабском языке, то несомненно должна существовать богатая предшествующая традиция. Плагиат, подражание древней поэзии, заимствования из нее подтверждают ее существование, а возможные позднейпие глоссы или

искажения при записи не являются достаточными, чтобы со отрицать. Поэты, которые гили в эпоху, пограничную с исламом, застали ноеую религию, а затем и приняли ее, являются связующим звеном между старой и новой поэзией; их прямыми последователями было следующее за ниш поколение. Среди этих поэтов такие прославленные авторы, как }Сассан ибк Сабит, ал-Хутай'а, Лойла ал-Ахйалийа, ол-Ханса. Они практически были живыми свидетеля-га старой поэзии и современниками ее регистрации. IIa основании новых исторических данных кокно полагать, что письменная фиксация древних поэтических образцов происходила и ранее. Сейчас с полной определенностью можно говорить, что и до ислама арабы знали письмо и воли необходимые записи. Мы ссылаемся в этом нв работу профессора Насир ад-йпха ал-Лсада "Источники доисламской поэзии". 3 стихах древних поэтов такло ыокно найти упоминания, доказывающие, что письмо в то время уке было известно. Например, об этом упоминают Kaiic ибн ал-1агш, Саслайа ибн Аир ал-Абди, Биир ибн Аби Хазим и др. Некоторые племена, например, племя Татям, обладали записям» происходивших событий, Научных знаний, мудрых изречений. Так, Ибн Саддам писал, что у ан-Цу°иака ибн Иунзира был диван стихов выдающихся поэтов и стихи, которые восхваляли его и членов его рода.

Таким образом, полностью опровергаются крайние высказывания критиков доисламской поэзии.

Глаза П. "Описание общественной жизни в доисламской поэзии".

Еизнь арабов до ислама была связана не только с кочевым скотоводством, но и земледелием, торговлей, разлвчнши ромес-лаш. В племенах бши люди и богатые, и бедные, свободные и рабы. Отношения мезду членами общества строились по родо-иле-монному принципу; связи на религиозной основе практически отсутствовали. Господствующей религией было язычество, хотя существовали также христианские и иудейские общины. Моральные ценности отого общества вкрашались в целом ряде положительных человеческих качеств, как-то: щедрость, смелость, «дужоствон-ность и др., которые ценятся у арабов до сих пор. Касыды поэтов демонстрируют, что существующие уже культурные достав кия

доисламского общества позволили ему с принятием ислама внести свой существенный вклад в мировую цивилизации.

В поэзии отражается гордость бедуина и оседлого стт&та своим родом и племенем, своим происхождением и славными пред-каш. Теснейшие узы связывали человека с его родичами, с племенном объединение;.!. Верность человека своему племени, гордость км бага безграничны. Внимание и интерес к своему происхождению, к предкам неизменно отражались в поэзии. Этот интерес, чувство принадлежности к роду и племени сочетался с любовью к зедле, к родпему кочевью, к родине. Тонкими были наблюдения поэта за окруяавдей жизнью, за явлениями природы. Знамениты описания поэтам остатков кочезий, слядов поки'гутого жилья. Вот развернутое описание покинутой стоянки в каецце ан-Набпги аз-Зубйаки:

Стоянка Г.'айи ка склоне за песчзним холмом! Твои следы на земле я различаю с трудом.

Я па кочевье прицел тебя о Майе спросить -

Бессильна ты дать ответ: давно ук пусто кругом, Лишь колыши кое-где еще видны меж камней Да в пересохшей земле покинутый водоем. (Диван сп-Набига аз-Зуо'йани. С.2; С.41 диссертации. Перевод А.А.Долининой з кн.: Аравийская старина. ГЛ. 1933. С.68).

С немснькей обстоятельностью описывали поэты природу. Например, картина ливня, представленная со всевозможными подробностями: белое густое облако, молнии, гром, ветер - поотом ал-Цутанаххплсм, который не только скрупулезно регистрирует события, но и живо рисует окруяаэдее с чувством лвбаи, восхищения, привязанности к тому месту, где он живет, как будто стремясь увековечить то, что любит.

Подобные чувства, однако, не найти в поэзии той особой группы поэтов, которых называют "са°алик", т.е. "бродяги", "бедняки", "разбойники".

Поэты, обычно, связывали оставление человеком родных мест с унижением для него. Несмотря на это они возлагали на человека, где бы он ни находился, ответственность за других, призывали помогать лвдям, особенно путггакаи. Такие представления свидетельствуют о здравом понимании мира и человеческих взаи-

моотнсшений, о широте мышления к стремена!! к добру, о чувствах, которые уже коренились в дупах доисламских арабов. Арабское общество того времени придавало больное значение помочи беднякам, сиротам и вдовам. На богатых возлагалась обязанность выплачивать выкуп за убитых со избежание дальнейшего кровопролития по причине кровной моста. Гиногочислешшс мех-племенные войны нанки отраженно в дровней поэзии, а также в знаменитых "Днях арабов". Поэты понимали опасность для общества таких войн и стремились предотвращать их возникновение, искали пути к мирному разрешению конфликтов.

3 стихах можно найти указания и на организацию Еойска.его численность, на знамена, знаки отличия, символы, такие как -лез, скорпион и т.п. Поэты описывали трогательное отношение всадника к своему коню: верблюды были предпочтительнее в пути, кони - в битве, йюгочислсшш описания оружия, кольчуги, шо-ма, всего снаряжения воина. 3 поэзии излагаются и определенные правила поведения воина: бойцам запрещалось пить вино, только победа делала его дозволенным. В битвах принимали участие и женщины, их роль сводилась к тому, чтеби вдохновлять цукей на битву, заботиться о конях, кормить их, лечить раненых. Если мужчина по мог защитить честь жетанш, она могла свободно оставить его. Социальные последствия войн для племен били тяжелыми: плен, обращение в рабство, унижение. Зачастую пленению предпочиталась смерть, самоубийство. Дети плсшпщ и их господ занимали особое социальное положение в племени, более низкое, чем дети свободных женщин. Все это пошло отражение в поэзии.

Особый раздел второй главы посвящен отражению в поэзии функций властных структур пламена. Власть в племени была сосредоточена не только в руках воадя - сеййида, но и принадлежала также знатнш и свободны его членам. Большую роль играли собрания, сообщества, вече, советы (меджлис, кади, сура), а также судьи и судебные посредш;ки. Власть основывалась не только на силе и принувдонии, но опиралась на уважение к племенным обычаям и традициям. Вождь был обязан подчиняться нравам и устоям общества, отстаивать интересы всего племени. Знатные люди разделяли власть вождя, они соревновались в благородство, щедрости, храбрости, они должны были быть отличными наездниками.

отважными в бою, обладать физической силой, светлым цветом кола!, что служило показателем их аристократического высокого происхождения, благоразумием, оказывать милость соплеменникам, защищать их и соседей, особенно женщин и детей, не прощать обид и унижений. Стихотворения, отражающие подобные воззрения, представлены в тагак поэтических жанрах, как восхлалеШ1е(мадх), самовосхваление (фахр), олегия (риса). Например, поэт древней Аравии Синан ал-Г»!урпи, с которым коотоко обошлось племя несмотря на множественность его даров км (он покинул племя и не вернулся, затерявшись в пустыне), говорил следующее:

"Скажи закрытому покрывалом и Сыну линд после него: Если ты пожелаешь посягнуть на нацу честь,то отваживайся: Ты встретишь того, кто выступает против врага, и по утру

выпьеыь

Кз чала, напиток в которой напог.днает по вкусу колоквинт" (Сын йшд - это могущественный и воинственный царь лир:.' Лмр ибн Хинд (ум.в 570 г.), подчинивший многие арабские племепа) /Шарх ал-муфэддалиПат. Ч.З. С. 1205. С. 70 диссертации/.

В межплеменных войнах важную роль играло стремление к захвату добычи, раздел которой регулировался спсциачьнцми правилам!, что также находило отражение в поэзии.

Известны случаи, когда рыцари, не принадлежащие к племенной аристократии, стрегамись атиться в ее ряды благодаря своей чрезвычайной смелости, воинским подвигам, исключительной роли в юзни племени. Таким был, например, поэт Лнтарз. Подобные поэты вносили новые предетнвлетщ в общественное сознатю той эпохи, они связывали ценность человека, его сан, уважение к нему с ого деяниями независимо от социального прсисходдишя. Антаре удалось одержать победу в трудной борьбе за свое право занять подобащее место среда; соплеменников. Менее удачливым приходилось прибегать к бунту, восставать, уходить из племени, протестуя против устарелых обычаев. Такие поэты образовывали особые сообщества так называемых бродяг и разбойников (аш-пусара ас-са°алик).

Кроме власти вождя племени и аристократии существовала не менее сильная власть племенных законов и наказаний за проступки. Одной из тяжелейших кар было изгнание. Широко известны,на-

пример, стихи Тарифы ибн ал-Абда:

"Питье мною пина и веселье не прекращались, Я иродазад и тратил нажитое н июв самим, и коим отцом, Пока все племя не отвергло меня, II б!н я изгнан как чесоточный верблюд" (Хаша ал-£ахурп. Тарпх ал-адаб ал-араби. С.Ж; С. 79 диссертации, ср.перевод А.Л.Долининой в кн.: Аравийская старина. С.32).

О страданиях изгнанника говорят многие поэты, среди них прославленный он-Пабига аз-Зубйани:

"Л ж:л, как будто бил проклят, тесним заботами, которого лмди изгнали, пли же как тяжело больно!; и израненный (Диван он-1!пбига аз-Зубйани. С.264; С.79 диссертации).

Следующий раздел второй главы освещает вопрос об отношении поэзии к различным социальным группам племени. В племенах имелись три социальные группы, о которых говорится в поэзии: богатое ар::стократы, средние слои и бедняки. С стихах можно найти строк:! и об огромных богатствах у первых, и о потрясающей нищете I! униженности других. Поэты поднимали свой голос за справедливое рсиенке вопроса о власти в племени, связанное не с богатством человека, а с его делам::. С другой стороны поэты призывали аристократов к скромности н жизни, отсутствию кичливости богатством перед другими. Так Кайс ибн ал-Хатим предостерегал:

"Если даровано тебе богатство,'то не будь • У.з-за этого надменным, ведь обстоятельства переменчивы" (Диван Кайс ибн ад-Хатнм. С.С2; С.82 диссертации).

Чувство социального неравенства было одно:'! из причин бунта поэтоз-бродяг и разбойников (са°алик) против суцествунцсго поло;;:ош:я и их стремлемм изменить действительность.

Б поэзии богатство характеризовалось радом признаков: обладанием каменными хоромами-дворцами, питьем вина, игрой в мей-сир, третей денег на друзей, любовью к особому виду шелковой длинной одежды (бурд), благовониям. Очень подробно поэты описывали украшения и одежды богатых кевдш; у Кмруулькайса, например, описана и перевязь, расшитая драгоценны:»® камнями, и ожерелье, сверкающее как радуга, /¡ругой поэт Рабиса ибн Суфйан ибн Са°д ибн Калик (ум.приблизит.в 570 г.), прозванный ал-п'.'у-

раккиш ал-Лсгар и известный красотой своего лица, говорил: "Их украшения - яхонты, золотые бусинки, драгоценности, Опшс из Зафарл и прекр;. ;:гыо :да.;чу;япгд" (Зафзр - город в Йемене) (Табпкат фухул аи-гсу^рл. С.03;С'.£8 диссертации).

Бедность жз то:;я имела свои постоянные признак;:: бедняге обычно сторонится лздей, он тощ и худ, всегда голоден, преследуем близостью смерти. ЗЗедиякаш обычно блг.: рг.бц, незоль-нг.ци, плащики', вольноотпущенники, чукпе в п.-.скетп.

Притягательность ислама для большинства арабом древности за:слвчаллсь в призыве к ликвидации имущественных и социальных различий, к внедрении в сознание новых представлений, согласно которым достоинство человека определялось бы стснс-::'.и его веры, религиозности, благочестия, наконец, значимость-/) его дол. Основной лозунг гласил "Только благочестие определяет достоинство как арабе, так и ноарабз, как белого, так и черного". Ислам привел в мир, чтобы осуществить социальную справедливость.

В разделе второй глззи, посвященной роли поэзии в ;.:ог.ило-мешпп: контактах, говорится о различна арабских племенах Аравийского полуострова, о государства £я:м:доп па востока и Гас-санидоз па севоро. Сходство в мнзга племен, в ::>; языке порождала сходные представления, сяособстасватз развит:» контактов» Вырабатывались сбпис законы, фор!Я?ров0л::сь /чй^отэсгяше, стнепные ценности, принимаемые вегл (например, добрососедство, псдрссть я благородство, помета путника;.?, прздскг;а.41ск:;с им огня V. убсяиця и т.п.). Особенно следует остановить гм:-.:,?.-:гие на законе и обь-:ас щедрости и благородства, кода взас лекала обязанность овдзивать шххя Лудишзи сзссг» племени и путника;.! из других племен. Отот обычай, вернее действует в арабском обществе до сих пор, он стал неотъемлемой чертой арабского характера. Как представляется, в ста'.:' законе отражено валенейкое связующее звено в отношениях мзгэду ЛЕД.ЫС1 и племенами. 1^ка помощи всегда протянута ,табо:,!у кух-доет,омуся, независимо от его общественного пологекпя, буд» то враг или друг, родной или чухой. Поэт Сшган ал-Мурри

"Потом я кормил из моих припасов тех, кто но заготегал

трок,

Смелей этого места: и соседа, и /просто/ просящего.

Н отдавал и не грешил против кого-либо

Из-за разрыва с племенем, а достойные /люди/ мои свидетели" /Шарх ал-!Дуфаддалийат. Ч.З. С.1209; С.98 диссертации/.

Мояплеменныс контакты происходили в определенные сезоны, на ярмарках. Особенно известен рынок Указ, где люди ообирались не только для торговли, но и ради поэтических состязат;й. На рынках происходил обмен информацией, давалась оценка различным событиям, возникали не только торгово-экономические, но и культурные связи, формировались общие представления и взгляды на округсаюций мир.

Глава Ш. "Семья в доисламской поэзии".

Семья - это основная ячейка всякого общества. Таковой она естественно была и для доисламских племен арабов. Поэзия показала семейные отношения в доисламском обществе в самых разнообразных формах. В поэзии находит отражение роль и положение женщины до ислама. В стихах нарисован образ аенщины - матери, жены, сестры, служанки, показаны роль мужчины в семье как основного действующего лица а развитии общества, положение сыновей, забота о них, их воспитание. Можно по поэтическим произведениям составить представление об отношениях братьев друг с другом, сестер и братьев, дочерей и отца, йены и мужа, двоюродных братьев и др.

В разделе о бракосочетании в доисламском обществе привлечены стихи Литеры, ел-Хансы, Умейи ибн Аби-с-Салта, Зухей-ра ибн Аби Сулила, ал-Мураккиша ал-Акбара, Бишра ибн Аби Ха-зима и др.

Брак в доисламском обществе согласно стихам этих поэтов совершался на ссково равенства социального статуса кениха и невесты - между свободные членами племени. За невесту следовало заплатить выкуп (мьхр), который отдавался ее покровителю, мужчине, ведущему ее дела. Девушка пользовалась правом согласиться ьа брак или отвергнуть его, в этом праве ее поддергивали члоны семьи. Вместо с тем члеш семьи советовали девушке, помогая в выбора жениха. Мужчины могли иметь нескольких вен. Муж дсоткен бил обеспечивать семью. Женщина имела право развода. Обычай многоженства не распространялся на женщин

из аристократических семей, об этом свидетельствуют строки стихотворения Абу-т-'Гамхана ал-Кайни:

"Клагородпых девушек не оскорбляют второй женой" /КИтаб ал-агани. Т.2. С.143; C.III диссертации/.

По стихам доисламских поэтов можно составить представление об идеальной жене той эпохи у арабов: она должна бить це-лог.тореняа, стыдлиза, верна муду, степенна, добра, не болтлива, ей подобает в трудные момента оказывать помоць ооседзшк, споим поргдением не наносить ущерба чести мужа, вдать его возвращения домой, быть хрзнитеяьницей дсмакного счага и семейного счастья, ■ быть хорошей матерью своим сыновьям.

Общественное значе!гае и социальная роль женщины у доисламских арабов, как их рисует поэзия, бьда вел1:ки. Гфжчина гордился своим родом и племенем не только по отцу, но прежде всего и по матери. Происхоздение от. свободной женщины было предметом гордости для муячнш. Иенгдшы занимались воспитанием детей, делами дома, сопровождали здачин во время войны. В стихах доисламских поэтов описана внешняя и духовная красота женщины, ее одежда, укрзиения. Па женщине лежала обязанность в случае необходимости побуждать к осуществлению мости поеягнушсчу на честь п благополучие ее семьи, рода, племени, прийти на помощь, защитить, спасти от смерти, а также вдохновлять (дула но добрые деяния. Несмотря на необходимость поднимать дух мужчин з битве, женщина в душе ненавидит войну, которая отнимает у нее любимого и опору в жизни. Доисламская поэзия сохранила прекрасные образцы оплакивашш убитых: элегиями прославилась знаменитая поэтесса ал-Ханса и др.

Поэты описывали красоту женщина - се лицо, глаза, волосы, рука со знакгмк татуировки, белизну зубов, топкую талкю, ноги, чистоту ее теля, употребляемые ею снадобья, например, мускус, специальные предметы туалета, например, зубочистка из веточек кустарника "аряк" и др., а также ее одекду, украшения. Иногда поэты обращались к рассказу об их незаконной связи с замужней женщиной, например, поэт ¡шруулькайс. Существует у поэтов описание рабынь, служанок в виннпх лазках, певиц. Еенщины занимались всем - от торговли до выпаса верблюдов, от поэзии до ткачества. Все это отражено в доисламской поэзии.

- 1С -

Спорой ко семьи сотапрлся мукчина - ломи, защитник семьи, основной работник, добываю;:г.;л средства для жизни, штишш-шЗ ва.-пшо Фушод»! в «&;естЕО. "укч;;на_, согласно дололоиоксЯ поо-ььв, должен бить смелым, крзсиорочивиа, ородшгх: ¡.еду и пле-кони, трудолюбивым, щедрьп, доджей избегать совершения дурнцх поступков, беречь свою чеоть и честь своего рода. Ряд поэтов -Ш;руулькайс, ал-А°ш и др. о похвальбой рассказывают о цужских приключениях, касапдасч нарушения чести газь-щинл, связи о чуткими женами, Другие ко осуждают подобные поступки, например, Зу-л-1'сба° ал-Адвлки.

Доисламские поэты описывают различные мужские разалечо-Ш!Я, в том щоле собрания друзей, спортивные игры, пиру и«:, питье вина в винных лав:озх, где были певицы, музыкант;:.".), танцовщицы. В мужчинах ценились физическая сила, молодость, энергичность, энтузиазм. Утрата этих качеств оплакивалась. Известны стихи Салами ибн Джандаля, сожалеющие об ну. потере.

В последнем разделе третье;: гллпы, посвященисн воспитали» сыновей в семье, говорится прежде всего об ответственности отца за сыновей. Хко'овь и нежность отца к сыновьям сочетались с материальными заботами и стремлением оставить в наследство ;:м видное социальное положение, уважение других, достаток в ::з:з-ни. Не только отец, но и вся ссаья заботилась о воспитании мальчиков. Еенпднс, матери отводилась важная роль воспитатель-пи вд сыновей. Например, поэт Амр ибн Шас угрожает своей жене разводом, если она будет унпкать его сына Крара, плохо обхода тьоя с ним и пренебрегать его достойным воспитанием. Игальчк-х«! дашш были расти разумш.тга, физически сильными, энергичными, учиться ьерховой езде, охоте, владению оружием. В дето: воспитывались такке высокие крапственные качества. Некоторые стихотворения поэтов специально слукили воспитательном целям, формируя у молодежи мысль об обязательности следовать моральному кодексу того времени.

В доисламской поэзии, таким образом, представлены все понятия, связанные с поведением цукчлн, кенщан, скноьей, высоше обраа1}!! добродетельного образа гшзгш, ваише в поступательном даиаешш общества вперад. Эта этические нормы, нашедщие отражение в древней поэзии, в дальнейшем на протяжении веков ут-

передались исламом н жили в арабском обществе в мусульманский период его истории.

Глппа ТУ. "Описание нравов и обычаев в доисламской поэзии!

Правы, обычаи, традиционные воззрения являются идейней и интеллектуальной основой общестпа, формируют его духовное наследие и определяют его участие в культурном прогрессе человечества. Доисламское общество обладало достаточным уровнем культур«, ого нравственные ценности стали со временем той почвой, на которой поднялся ислам. Восхваление и самовосхваленке-это те жанры, в которых лучше всего нами отражение похвальные нравы и обычаи той эпохи, в сатире ;чо высказывалось осуждение отрицательного и порицаемого в общество.

Правь: и обычаи, считавшиеся священными в доисламском общество, нагап отражение в стихах и касцдах, став нравственным эталоном, во многом почитаемом и современным поколением арабов. Встречаясь с жизненными трудностями, молодежь и в иагец дни преодолевает их, вдохновляясь мыслью о своей принадлежности к народу со столь высоким уровнем нравственности, известным с давних времен. Сила древнего общества, следующего высоким нравственным закона;.;, паша вцраженче в мощи и непреходящем очаровании того искусства, которое их выражало. Этим искусством явилась поэзия. Арабское общество, осознав материальную тленность человека, строгалось увековечить собя в похвальных дея!шях и в создают высоких духовных и культурных ценностей.

Среди одобряе'ядх атрибутов в поведении человека были -преданность другу и верность слову. Вероломство же решительно осуждалось. Так, доисламский поэт ал-Мусаййаб ибн Алас говорил :

"Ты верен, потому тебя и не осуждают,

Договор же другого нарушен вмиг (как будто ого похищает быстрый орел пустыни)" /Шарх ал-Г.'уфаддалийат. 4.1. С.204; С.140 диссертации/.

Из стихов других поэтов можно видеть, что осуждение предателя происходило публично на сезонных рынках, гпэ собиралось множество ладей из разных племен, и навлекало на изменника великий позор. Вынужденное освобождение от верности

друзьям могло произойти в случае войны, если друг принадлежал к враждебному племени, но это было настолько трудным, что равнялось фактически смерти. Так, Башама ибп ал-Гадир, человек мудры;!, сдержанный и справедливый, воспитовтий такого великого поэта, поборника доброты к миролюбия, как Зухейр Ибн Лби Сулма, говорил :

"Бесчестие в жизни и война против друга,

И то, и другое считал я пищей губительной.

Если же будет хоть одно из них,

То дучсе идите на смерть" /Там же. 4.1. C.I&4; C.I4G диссертации/.

Среди других похвальны:-: нравственных потребностей в поэзии восхваляется помощь нуждающемуся в ной, спасение от смерти, порицаются лицемерие, обман, совершение безнравственных поступков, распущенность в отношении женщин, несправедливость и притеснение другого. Основной жизненной необходимостью считалась свобода г, независимость. Поскольку с:.:срть неизбежна, а жизнь - ото только зало;' смерти и дается человеку одналущ, то прожить ео нужно свободным и благородным. Так утверждали поэты. Как представляется, именно свободолюбие и стпе:.:лен;:е к независимости язились одной из причин того, что впоследствии араба не растворились б пришельцах, а их личностные качества не ассимилировались с моралью завоевателей, которые постоянно вторгались на арабские земли: турки-османы, в частности, владели ими четыре века, по независимость арабского менталитета, поддерживаемая все:,ni средствами, сохранилась.

Еще одам едобрлемы;.: нравственным атрибутом до ислама,сохранившемся до сих пор, бклэ неприятие клеветы и воздержание от сплетен, порочащих честь других, особенно друзей. Злая сялстяя о друге приравнивалась гс пожпрании его плоти, к лцдо-едству. Щедрость и гостеприимство, обязанность поделиться с нуждавшимся или гостей деньгами, жилищем, шщей были и продолжают быть цепрелоднктл нравственным законом у арабов. Алкама вл-йахл говорил:

Т.одрзстъ уничтожает и губит деньги,

А скупость сохраняет их для их владельцев, но они порицаема" /Шарх ая-Цуфадцалийат. Ч.З. С.1340; С.152 диссертации/.

Порицание за чрезмерную щедрость и подарки но принималось общественным мнением. Скупость, зависть, сквернословие, наоборот, решительно осуждались.

Одной из самых характерных арабских традиций бил обычай осуществления кровной мести. !'з стихоз позтоз отчетливо видно, что совершение убийства зо исполните закона кровно]! мести за погибшего родича било тяжкой, но непреложной обязанностью для человека. Поэты описызэпт также и обычай виры, плати за кровь убитого. стихах также можно пактн описание похоронных обрядов, оплакивание покойных. Среди обычаев, которые впоследствии были запрещены исламом и полностью ил;; частично исчезли, ото -обычай играть в азартные игры (з древности была знаменита игра "мейсир") и питье вина.

Распространенные воззрения и убеждения дровней Аравии составили немалую долю арабского духовного наследия. В доисламской поэзии описаны, например, вера л-.одей в заклинания и талисманы, страх перед судьбой, смертью, непостижимым будущим. Перед всем этим человек до ислама оказывайся в растерянности Н смятении. Раздумья о жизни способствовали появлению новых идей и мыслей, впоследствии благоприятствовавшие распространению ислама.

До ислама большое значемю придавалось человеческому опыту, мастерству, разуму, воле, достижению благосостояния, пониманию причин бедности. Ковш перед возникновением ислама оказался смысл понятий богатства, нравственности, красоты. Наряду с материальной состоятельностью, возникает представление о духовном богатстве, то же откосится и к красоте. Например, Кайс нбн ал-Хатигл говорил:

"Богатство души необходимо и богатому,

А бедности души не порождает злополучие" /Диван Кайс кбн ал-Хатим. С.101; С.166 диссертации/. Амр ибн На0дикариб говорил:

"Красота - это не покрывало,

Так знай же, даже если ты будешь одет в богатую одежду.

Красота - это драгоцеюше кладези

И достоинства, дарушпе в наследство славу" /Шарх диван ал-хамаса. 4.1. С.90; С.166 диссертации/.

В поэзии прославлялся человеческий разум, высокие нравственные устои. Внешний облик отступал на второй план, главным становилась духовная и социальная ценность человека. Зухейр ибн Ло'и Сулма говорил:

"Язш: шок! - од;:а половина, сердце - другая, Л остальное только - образ из плоти и крови" /¿дамхарат ащ4ар ал-араб. С.110; С.167 диссертации/.

По поэтическим произведениям конно представить религиозные воззрения, ритуальные действия, имена божеств, заклинания против дкинноз, гадания, получившие распространение в древней Аравии, и другое.

Глппя У. "Отражение в доисламской поэзии обществснно-со-циатьной активности человека".

В древней Аравии б:ии известны различные вида трудовой деятельности человека, такие как торговля, которая широко велась но только внутри страны, но и с другим! государствам, особенно с Византией и Ираном, сельское хозяйстзо в местах оссдлого земледелия и ка орошаемых землях, различные ремесла. Всо эта види человеческой деятельности насага отражение в поэзии.

Бэяьшям почитанием пользовалась торговля. Торговали разнообразным товарами. Среди купцов бшга и неарабы: персы и евреи. Из других стран,привозилось вино, оружие, благовония и др. При общении между торговцами раз1шх стран прибегали к услугам переводчиков. Так,в стихах ал-Асвада ибн Йа°фура ан-Нах-шали есть строка:

"Вот он брал вино чистое, золотистое, Подкупая им и торговцев, и драгоманов" /Еарх ал-гдуфадда-лийат. Ч.3. С.1334; С.173 диссертации/.

Кайс ибк ал-Хатим упоминает привозные индийские мечи. При торговяа использовались весы, специальные сосуды №я измерения сыпучих тел, бивали случаи прямого обмена. Были известны таюхе налоги и пошлянц. йсабир ибн Хунайй ат-Таглиби говорит: "Па всех ринках Ирака есть пошлина, За все, что человек продал, подать в один дирхем" /Шарх ал-ВДаддадпйат. 4.2. С.777; С.100 диссертации/.

Товары перевозились по суше и по морю. В стихах встреча-

ётся описание корабля, плавания по моря. Сущсствущее мнение, что арабы до ислама не знали моря /см.: Taxa Хусейн. "Д-цахв-лийская поэзия". С. 73/, опровергается стихам: Кара нбн Аби Ха-зима :

"И пробиваюсь сквозь их ряд, словно ' Bnsiy себя на донногорбол /верблюдице: имеется ввиду - на

корабле/, что делает Поклон ветрам, обитая доска;.® о канатами, С кре-;д::И1 ботам;, прочными. Когда она несла своего хозяина через пролив, Тот вспоминал, какие у него появились крылья. Волга проходи? под расписюг.а /лодками/, Рассекая веду падежным килем. А ш сидим по сторонам,

Отворачиваясь, подобно верблюдицам, но яеяанвдм пить на

водопое.

Она тякело нагруяена индийским алое и лавром, Черним мускусом и оружием. Благоволит к ней ветер, она г.е белая, А нос ее /верблвдицц, т.е. корабля/ в соленой пучине. /Диван Биир ибн Абп Хазим. С.35; С.1Я диссертации/.

Среди ремесел, известных в древней Аравии, поэты упоминают изготовление мечей, кольчуг, стрел, строительство жил:®,, кузнечное дело, ткачество, вшивание, добычу жемчуга, ювелирное дело, врачевание, ветеринарное дело, ремесла, связанные с земледелием и орошением земель. Кузнечное мастерство - одно из древнейших и важнейших в мире, поэтовд в стихах поэтов часто упоминаются и орудия труда кузнеца, и предметы, им изготовляемые.

В заключении подводятся итоги исследования. При обширности поэтического материала в диссертацию включено только основное, что с достаточной полнотой и ясностью рисует картину социальной жизни древней Аравии. Доисышмскгл поэзия является правдивым зеркалом этой жизни. Данные поэзии с палкой очевид-' ностью опровергают мнение ряда ученых, которые считали доисламское общество далеким от основ цивилизации и переживавдим период дикости и варварства. В связи с этим название "эпоха

невежества" следует заменить другим - "эпоха до ислама" или, может бить, "эпоха неведения ислама". Поэтические материалы и их исследование дают возможность с полны;.! правом утверждать, что арабское доисламское общество обладало достаточным уровнем цивилизованности, достигнув немалой высоты свободомыслия, рационализма, нравстпенцэсти, духовного подъема, что позволило ему достойно встретить ислам, развить в ходе истории его ценности и играть значительную рать в прогрессе человечества. На современном этапе сознание того, что арабская цивилизация, арабская культура достигли достаточно высокого уровга уже в глубокой дрсвиссти, сохранялись и развивались на протяжении многих веков, вдохновляет молодежь на преодоление трудностей по пути к новы?,! сверпеншгл.

¿AU -¡-и tvy.

£>0* ~WnÍ~¿3» Жо&уулк

^.pt—Üt ^^¿y. i^yji liOJi 'bU

•Z-J 1 (J^UJUÛ Jt <иХя*~ tuJI tu^^Hi o^iD» ejji Z^-C*. 1

Iv^»__,¿UyJtVi . Ú-úujv « ^jjLi-jtjiUíúJ'

új&Áj^ii L^y a"-u^-iv ^Ü^v^'v.u

V-r-^'4 1 • ' ^yw^.^, ¿i.

WxúJu ¿¿¿-Í^Ú^1 'M ¿LU-J: ¿л.", . u>

■"çlUi. ¿Je íb-U'jLÁ^«- ^^''^'ba^jrp-^^icj,

«í. ^cj^^'JSK cjU) Coit^M

C-íJJI U^iÇ-l S3-*

■Агл ¿tii^-Jsis'ú./

¿Jj- ¿'u k/U-Ai^- ¡-s**-*» ÓCÍ>S< ¿J^tTJlij.

" " * " " . ** I t » .. ■ *_ < .

¿^.¿Jt /'o

• / ¿йи^Чл^^-Л^-1» à^'i Çi^Lj-J-jJ», UlrOt

-2G-

-Т-

liy,

J^-'ßi ckL^SJi Ó táí/ú-Sj о_i -«s*»- S—J

<__« ц^ V ^ < ¿J VJ

. uUflJ b'jW * -?-1 \ í^l—VjJ^ -bJ- uV Í ó У * ó Ít-Lr, i ¿J¿^____ S? 1 < fS^V ¿-¿C-J^'l—,,

сУу>' 1 r <j-¿(Jsj cj—í—b-t úU.

Ú-'^'íjjjJ- Í ".¡vj¿J\ ^ lü у I ó Uj^j. —'Лл

¿J1^ Át-j^Ü* ^ ú ^ ^"V

< I.

¿U¡. U>,U-¿-i u-l—I ¿¿Í. ¿»IÍ/^jj

C_sjA-j-jí aJJ—iL. j'^y^JiôU^u, ^' J-'V--11 '"V^ — S^íí-^Jl^Li^Üj l^Jij, _•ÜiCJU^UÍ, J^V-J' ¿Г. J^J^íJI

U^-ÜíytLUr,-^^ ¿AJ^o-JLL SUJL-.«

, —y. < ¿Ltci j-j MXJ-o- ¿

If-" ^Jí^U»

CfjJíCSJfit [ jUJ »

lAi-cX^-eJ-Iç/j- IMr-' -<¡—-ry1' ^JJL. ¿LiT^Vb-"

¿ÇliJ. ¿»t/"y» ^^VL-U'Cu л;-^-«.

-27-У-

ÖVr У Çij-^Jl j-bôt ^iVjJ-ili sJjJ) I • cH—iiu ^íJjUi'íLujjjr'^j^i-dj y-1':» ij-ô ó ¿l^Jv, ¿I_Ji

tfci U^-ili ULJi cJi; JJ^jcÍJ* j^Jic^i—. ¿U. C-itû-'jJ. ¿ÍJLi JJ»

I 1 , • ç-VllljjJ liLlili^,

vîy^^û ó} ÍU- ¡j a LJf il* .yólii^

. ^Hl J. th"---' ^Ul -, ^¿j, _

• ^JX—Л1 iu^JJt Iw-Ui

Lj^lT eAoUi а—. ¿¿¿cí^o-rí—

^ Ij^jj ¿Ц^ ^úi ¿U¿vi*¿j> J-

• a-'—J.1

iAv^Jf "лу ¿Ji ''JU- .¡Л* ¿лЦ • y-1' Î^-Jj. t-fil^" . £¿>M í'-.U см. (Mi.

с/Де-л

• (j-^jjt

Í-IJ'j^j <■ "A»JCJI , Ó, 4 jy Ji Í> ¿л^*. <

UyíiiJ'úíi-xiu^u^baii . fúíj.'jjó^ 1

c^o^J .jí-AÜ-J i r ç>.»u ^_CjLbJ.1 !

cJ\-'j\, с cíy^Ili y^l'u.y ^¿У» vil/; jí W- ,

. S^l.} JlHlcÁAtJ¿J

<Y>i¡a ¿JI—'^J « c/^íúl U^Í^JJI . Jayi c/jjJt ¿■^b

¿^«jJt/'b, t,J\ Û* uC-i^-'Jj

, *. íJ»

-гг-

Joli. :<ÚWUM<L.UwUJf Ój> V->í>< ¿Л—'■'■> «i ¿¿U-Uxllti ( V' Jf -'J'J ú "«^.¿i

V__¿lió tí»« уд cJj'ji' ¿

CJ'Av)'A.., ti ¿л!\ ¿A^ftAkéJiXílM ij-jJ*

' ' ^ ™ • • '. .- , . * .

¿^LJi^^^ji^yi ç'Ll-oûy^¿x'óiliii.Í^JjJI o-^jJ*ó o-r-írrtr vi jp^-^-w-if- «j

<)A«v< < -M-. --o—• rí-Ty-J«

~ a o i—M*

«Д^» л—л»-, /ч_г с^/^1^1 Ú^i —1-—

уЦ. /у Y .A cW ,

ct-* «

Jj'jÍIxJ^ (IjIjU'j ¿jú-yi t^ / Wo -Ut

. jj/jwJi ¿U CZl¿r'j»

/ \-4Í - 'J^/Áb::— » ^ 5u—t—ííkÍ^SJC'

¿*Л<--—;-'-1—

z^^t"^'*5'*

iújiy» -Í^,

¿Л>д1> ^¿ÇJi f ílrUJí JUyy'/^t '¿¿¿ir»*-»

-IB-

./'Cj-j лЛгИ o——»£>«^U^-j^AiOÎ.

UijJiJi . .

( U'jbúí- —.¿Árót^ «jU>ç-\ ^¿Ujjiîlu

из.

UjJL, ^jiûr' 'CAkS. pi— \ ¿Л Ú^l

i^iX«"^-/-^ bú^ ¿x^ vULt'i* ^ <je.t~¿jgi ¿

s tSUr, * x-jiJ'i^tiU ItJ.—— "-iIoJ* l/irU'Jy^hjit fs ¿L^í» ¿»и H^^L-Jj^tV v^ju.