автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Отражение положений богословия иудаизма в философии Льва Шестова

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Щетинин, Григорий Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
Диссертация по философии на тему 'Отражение положений богословия иудаизма в философии Льва Шестова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Отражение положений богословия иудаизма в философии Льва Шестова"

На правах рукописи

Щетинин Григорий Алексеевич

ОТРАЖЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ БОГОСЛОВИЯ ИУДАИЗМА В ФИЛОСОФИИ ЛЬВА ШЕСТОВА

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Специальность: 09.00.14 - философия религии и религиоведение

2 6 ДПР 2012

Москва-2012

005019163

Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Васильева Ольга Юрьевна

Официальные оппоненты: Сгорчак Владимир Михайлович, доктор

философских наук, доцент, доцент кафедры истории Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана Себенцов Андрей Евгеньевич, кандидат философских наук, директор Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Московский центр образовательного права»

Ведущая организация - Российский государственный гуманитарный университет

Защита состоится «17» мая 2012 года в 16 час. на заседании диссертационного совета Д504.001.11 при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 84,2 уч. корп., ауд. 3027

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХиГС

Автореферат разослан «17 » апреля 2012 г.

Учёный секретарь Зч

диссертационного совета С—^-^¿¿^-¡з з Семедов С.А.

1,Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Исследование творчества ярчайшего представителя русской философской мысли рубежа Х1Х-ХХ вв. Льва Шестова представляет возможность еще раз осмыслить важнейшие вопросы бытия, обратиться к наиболее животрепещущим и больным проблемам существования отдельного человека и всего человечества, что не может не быть актуальным для современного человека, переживающего мировоззренческий кризис. Сам масштаб личности Льва Шестова уже задает масштаб и градус разговора, касающегося самых глубинных основ жизни человека. Столь активный интерес к его творчеству в наше время понятен, т.к. проблематика произведений Шестова является системообразующей при формировании ценностей и складывании мировоззрения современного человека.

Начало XXI века характеризуется, с одной стороны, разочарованием в большинстве прежних мировоззренческих концепций, крушением прежних идолов и идеалов, во многом утратой оптимизма и разочарованием, с другой стороны — напряженным поиском новых идеалов, духовными исканиями в самых широких масштабах. В нашей стране в конце прошлого столетия мы наблюдали активное возвращение к православным ценностям, к национальным корням и традициям. Сейчас же, по прошествии более чем двадцати лет религиозного возрождения, на фоне масштабных достижений по открытию храмов, возрождению монастырей и т.п., все чаще начинают звучать ноты разочарования, неудовлетворенности, в печати появляются материалы о расцерковлении

людей, статистика приводит цифры уменьшения количества регулярно причащающихся, постящихся, т.е. практикующих православных. Новые аспекты духовных поисков, особенно среди современной молодежи, поневоле заставляют становиться более терпимыми к самым разным проявлениям духовности, принимать и осмыслять иной, новый опыт. Одним из тех, кто способен помочь в таких поисках, стать в некотором роде союзником при решении главных задач бытия, и является Лев Шестов, чья жизнь и творчество являются примером постоянной и бескомпромиссной постановки острейших вопросов существования, искания и осмысления ответов на них.

Существуя в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном мире, постоянно сталкиваясь с его разнообразными проявлениями, мы вынуждены давать на них ответы. Не только традиционное христианство, но и ислам, иудаизм, буддизм и другие религии все больше наполняют пространство вокруг нас, присутствуют, хотим мы этого или нет, в нашей повседневной жизни, проникая в нее через информацию новостных агентств, произведения культуры и искусства, просто через встречи и общение с самыми разными людьми в разных странах. Благодаря стремительно развивающимся возможностям быстрого перемещения в пространстве мир становится все меньше, возможностей побывать в самых разных его уголках всё больше, и с вызовами принятия и сосуществования рядом с иными, непривычными нам мировоззрениями мы сталкиваемся и у себя в стране, и в поездках и путешествиях. И это еще один из аспектов важности и актуальности заявленной темы - прикоснуться к древнейшей религии иудаизма, увидев

ее преломление в трудах крупнейшего представителя русской философской мысли.

Особенно важным в творчестве Л. Шестова является попытка соотнести вечные истины одной из самых древних религий с пульсом современной ему жизни, стряхнуть с них пыль веков и включить их в повседневность, сделать важной составляющей собственной жизни.

Степень научной разработанности проблемы. Творчество Льва Шестова, неожиданное, страстное, смелое, не оставляющее никого равнодушным, всегда вызывало множество откликов, споров, размышлений. Практически каждая его опубликованная работа вызывала ответные статьи и рецензии. Первые серьезные исследования творчества Шестова были предприняты при его жизни и принадлежат перу его современников. Среди них можно выделить работы Н. Бердяева, Р. Иванова-Разумника, С. Булгакова, С. Франка, Б. Вышеславцева. Проводились как общие исследования работ Шестова, так и специальные, посвященные определенным темам и направлениям его философии. Разумеется, религиозная составляющая творчества философа не могла не оказаться в центре внимания его критиков и оппонентов, и уже в самый ранний период этих исследований оценки разнились до противоположности.

В самых первых работах, посвященных исследованию творчества Льва Шестова, мы уже находим восхищение необычностью, свежестью взглядов философа, оригинальностью его подходов к решению главных вопросов бытия. Бердяев называл его «одним из самых оригинальных и замечательных мыслителей начала XX века»1, и подчеркивал огромный вклад Льва Шестова в развитие мировой философии. Бердяева «пленяет в нем независимость

' ВерджхН. Русская вдел IНЯ. Бердяев. М., 2002. С.230

мысли; он никогда не принадлежал ни к каким течениям, не подвергался влиянию духа времени»2. Давая общую оценку содержанию творчества философа, Бердяев отмечает, что «главное для Шестова была вера... Он искал веры, но он не выразил самой веры»3. Религиозные искания философа отражены в работах этого периода, принадлежащих Н. Лосскому, Г. Шпету, А. Закржевскому, Д. Мирскому, М. Гершензону, Б. Грифцову.

Следующий этап, приходящийся на советский период жизни России, характеризуется почти полным отсутствием исследований творчества Шестова на его родине. Отдельные появляющиеся работы носят в основном критический характер и чрезвычайно политизированы. Зато этот период времени отличается интересом к философии Шестова за рубежом. Творчество философа привлекает внимание виднейших западных мыслителей, таких как Пауль Тиллих, Альбер Камю, Жорж де Лакруа, Эмманюэль Мунье, Эдмунд Гуссерль и других. Им интересна прежде всего экзистенциальная составляющая философии Шестова. В это же время появляются первые биографические работы и воспоминания о Шестове его близких, друзей, родственников. Наиболее значительные из них - это книга о жизни и творчестве философа, написанная Н. Барановой-Шестовой, а также воспоминания хорошо знавших его Е.К. Герцык и Б. Фондана. Религиозные взгляды Шестова стали объектом исследования прот. В. Зеньковского, посвятившего его творчеству главу в своей книге «История русской философии» и отводящего ему значительную роль в развитии философии в России на рубеже XIX-XX вв. Особенно важным считает

2 Бердяев Н. Русская идея IH.A. Бердяев. М., 2002. С.230

3 Там же.

Зеньковский направленность произведений Шестова против секуляризма и безрелигиозности современного ему мира. «Самое замечательное и характерное в творчестве Шестова, — пишет Зеньковский, — это необычайная острота в его борьбе с системой секуляризма, с безрелигиозной и антирелигиозной философией нового времени. Именно творчество Шестова свидетельствует с чрезвычайной силой о том, что проблема секуляризма была действительно основополагающей в развитии русской мысли. Шестова потому и нельзя правильно понять вне русской философии, вне ее внутренней диалектики —творчество Шестова как бы завершает всю напряженную борьбу русской мысли с секуляризмом. В Шестове мы доходим до высшей точки в этом основном движении русской мысли - здесь заключается все неоценимое значение его в истории русской философии, вся творческая сила, которая всюду чувствуется у него»4. Однако В. Зеньковский пытается представить в своих трудах Льва Шестова как близкого к православию мыслителя, что кажется нам безосновательным и будет в дальнейшем критиковаться многими исследователями творчества философа.

В Советском Союзе интерес к творчеству Шестова возникает в 60-х годах, когда появляется возможность знакомства с произведениями философа и ослабляются идеологические запреты. Это время характеризуется волной интереса к философии вообще, и к религиозной философии в частности. Но в рамках господствующей идеологии мы не можем ожидать беспристрастных и объективных оценок работ философа, появляющиеся статьи и диссертации чаще всего имеют критический, обличительный характер. Среди авторов советского периода изучения

4 Зеньковский В. История русской философии. Т. 2. М., 1999. С. 56.

творчества Шестова можно отметить В.Ф. Асмуса, сделавшего в своих исследованиях акцент на эволюции религиозных взглядов Шестова, на взаимоотношении философских взглядов Шестова и Кьеркегора, на разработку этической платформы философа. В своей монографии «Религиозная философия в России» В.А. Кувакин, делая обзор творчества русских религиозных философов, особо выделяет творчество Льва Шестова. Он делает попытку проследить эволюцию религиозных взглядов философа, критически оценивая онтологические и гносеологические аспекты его учения.5 В работах В.П. Шкоринова главной целью было включить творчество Шестова в контекст идей этического иррационализма, имевших место в России.6 Скептиком и нигилистом предстает Шестов в работе А.И. Новикова «Нигилизм и нигилисты», где дается критическая оценка его отношению к рационализму и морали. Общий обзор философии Шестова с марксистской точки зрения сделан в работе Н.В. Носовича «Философские взгляды Льва Шестова». Одним из примеров критического подхода к творчеству Шестова является исследование Б.Н. Бурака «Критика философского иррационализма Льва Шестова». Значительной работой данного периода стала статья В. Ерофеева «Остается одно: произвол (философия одиночества и литературно-эстетическое кредо Льва Шестова)» в журнале «Вопросы литературы».7 Здесь автор в контексте философии трагедии Шестова рассматривает его отношение к творчеству, к литературе мировой и,

5 Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М., 1980

6 Шкоринова В .П. Генезис, структура и теоретические основы этического иррационализма в России конца XIX - начала XX в. Днсс. Д-ра филос. Наук. Ворошиловград, 1973

1 ЩирмановЯЛ Вопросы лкгературы.-1975-№10.

прежде всего, русской, к ее величайшим авторам Пушкину, Достоевскому, Толстому, Чехову и др.

Возможность трезвой и свободной от идеологических догм оценки творчества философа появляется в нашей стране в конце 80-х годов. Начиная с этого времени публикуется значительное количество работ, посвященных творчеству Льва Шестова, как общих исследований, рассматривающих творчество философа в сопоставлении с традициями, идеями и направлениями развития мировой философии, так и узко специальных исследований, касающихся определенных аспектов и тем в творчестве философа. Наиболее значимыми авторами этого периода можно назвать JI. Марееву, Э. Бабаева, Н. Батову, С. Полякова, В. Сабирова, Н. Окунцову и других.

Среди современных исследователей, обращающихся к творчеству Льва Шестова, следует назвать В. Курабцева, Я. Головина, Н. Мотрошилову, В. Поруса, А. Кудишину, П. Гайденко, Р. Гальцеву и других.

В своих многочисленных монографиях, статьях и исследованиях («Миры свободы и чудес Льва Шестова: жизнь мыслителя, «странствования по душам», философии»8, «Дыхание Божие» (Лев Шестов и Священное Писание), «Когда человек соприкасается с дыханием Божьим...»: (Библия и Лев Шестов), Extra verba et imagines: (Лев Шестов и герменевтика), Альтернатива Льва Шестова, Ангелы и бесы (Лев Шестов и философия Ф.М. Достоевского)9, Беспочвенность, Духовное напряжение:

8 Курабцев В. Миры свободы и чудес Льва Шестова: жизнь мыслители, «Странствования по душам», философия, М., 2005.

'' к'урчбцев В. Ангелы и бесы (Лев Шестов и философия Ф.М.Достоевского). Вестник Москрвского университета. Серия

7. философия. №4.2003.

(Лев Шестов о философии средних веков и Реформации), Иерусалим Льва Шестова, Лев Шестов и Каббала, Лев Шестов и мировая философия (Итоги «странствований по душам»), Откровение и смерть в русской философии, По ту сторону Ничто: (Концепция духовности в религиозно-экзистенциальном учении Льва Шестова, Философская биография Льва Шестова и особенности его философии., «Мудрейшие из людей»: (Лев Шестов и античная философия), Философия Льва Шестова в контексте европейской религиозно-философской традиции) В. Курабцев дает всесторонне освещение философских взглядов Льва Шестова, анализирует его философию в соотношении с европейской философией, рассматривает религиозные взгляды философа. Основу общечеловеческого, гуманного аспекта в философии Льва Шестова ставит в центр своих исследований Н. Батова (Вязь души моей (О философии Льва Шестова), Гуманизм философии Л. Шестова, Суверенность личности как основа философской концепции смысла жизни Льва Шестова). Акцент на диалогичности философии Шестова и на множестве открытых вопросов, существующих в работах философа и приглашающих нас к размышлению, делает исследователь В. Апрелева.

Нельзя не упомянуть активно исследующего творчество Льва Шестова философа В. Лашова, сферой интересов которого являются литературные пристрастия Шестова10 (Лев Шестов и русская литература, Творчество Ф. Достоевского в оценке Л. Шестова, Метафизика русской литературы Льва Шестова), а также его связь с современной ему западной философией (С. Кьеркегор как концептуальный персонаж в философии Льва Шестова, Лев Шестов и экзистенциальные интерпретации его

Лашев В. Лев Шестов и русская литература И Здравый смысл, Л'аЗ (40), 2006.

философии). Исследует природу трагичности в понимании Льва Шестова и его философского окружения В. Порус (Соловьев и Л. Шестов: единство трагедии, С. Кьеркегор, Трагедия философии и философия трагедии (С.Н.Булгаков и Л.И.Шестов), Л.Шестов и проблема культуры).

Как яркого представителя течения экзистенциализма в русской философии рассматривает Льва Шестова в своих исследованиях Е. Мареева" (Лев Шестов и русский экзистенциализм, Творчество Ф.М. Достоевского в зеркале философии Льва Шестова). Я. Ширманова больше привлекает богоискательство Шестова, религиозный акцент его философии (К вопросу о религиозных представлениях Льва Шестова, Проблема богоискательства Л.И. Шестова в контексте западной философии).12

Объектом данного диссертационного исследования является

философское наследие крупнейшего представителя отечественного экзистенциализма Льва Шестова, а также его литературно-критическое и эпистолярное наследие, все творчество выдающегося мыслителя.

Предметом исследования является отражение в творчестве Л. Шестова традиций и положений богословия иудаизма.

Цель исследования заключается в осуществлении анализа философских концепций творчества Л. Шестова, отражающих основополагающие положения традиционного иудаизма.

Цель реализуется через решение следующих исследовательских задач:

и Мареев Е. Творчество Ф .М. Достоевского в чсркаде философии Льва Шестова//Вопросы философии, 2007.

12 Шнрманм Я К вопросу о религиозных представленнях Льва Шестова//Известия Уральского государственного университета, серия 3 Общественные науки, выпуск 6, 2008 №61.

- раскрыть типологические особенности трактовки Шестовым некоторых философских категорий в контексте традиций богословия иудаизма;

- исследовать пути преломления идей русской и зарубежной философии в религиозных поисках Шестова;

- осуществить анализ и прояснить специфику понимания философом основных понятий богословия иудаизма;

- проанализировать теоцентрическую составляющую творчества Льва Шестова;

- установить место и роль религиозной философии Шестова в современном философском процессе;

- показать трансформацию религиозных взглядов философа в течение его жизни;

- выявить основные характеристики философской концепции Шестова по отношению к иудаизму;

- проанализировать взаимоотношения Шестова с мировой классической философией;

- проследить влияние ситуации в России, среды и окружения Шестова на формирование его мировоззрения;

Теоретико-методологическая основа исследования. Методы, использованные в данной диссертационной работе, призваны прежде всего помочь эффективно раскрыть тему и преодолеть сложности, возникающие в связи с особенностями философских концепций Шестова.

Наряду с сопоставительным методом исследования, определяемым самим смыслом заявленной темы, в исследовании широко применяются

сравнительно-исторический и герменевтический методы. Кроме того, используются структурный, текстологический и компаративистский (сравнительный) методы.

Результаты, полученные в процессе работы над темой, содержат следующие элементы научной новизны:

- дан анализ философского творчества Льва Шестова с точки зрения парадигмы богословия иудаизма, что позволило определить истоки и эволюцию религиозной составляющей мировоззрения философа;

- освящена диалектика мышления Шестова в сфере его богоискательства;

- проведено всестороннее исследование идеи Бога в творчестве Льва Шестова в контексте западноевропейской философской мысли;

- выявлены отличительные особенности богоискательства Льва Шестова;

Положения, выносимые на защиту.

1. Рассматривая и оценивая условия формирования мировоззрения Льва Шестова, наряду с несомненным влиянием окружающей среды и выдающихся личностей, с которыми взаимодействовал философ, огромное влияние на воспитание Шестова оказало воспитание в иудейской семье, в духе традиций иудаизма, что значительно повлияло на творчество философа.

2. Исследуя философское наследие Льва Шестова в соотнесении с традициями классической философии, можно утверждать, что его творчество скорее носит антитрадиционалистский характер, на протяжении всей своей творческой жизни Шестов боролся против

основного рационального направления развитии философии, активно протестуя против приоритетности этого пути развития философской мысли и разрушая традиционное почтительно-благоговейное отношение к классической греческой философии.

3. Отрицание приоритетов разума, антигносеологизм Льва Шестова знаменует собой приоритет внимания в его философии к эмпирической личности во всех ее проявлениях вместо абстрактного субъекта гносеологии. Это проявилось в акцентах на мистическую составляющую религиозности, на ее личностность и субъективность.

4. Взгляды Льва Шестова на важнейшие философские категории «свобода», «Бог», «разум», «познание», «совесть» и т.п. вполне коррелируются с традиционными откровениями богословия иудаизма, хотя и не полностью совпадают с ними, вступая иногда в сложные и напряженные диалогически-разноречивые отношения.

5. В философии Льва Шестова явно ощутимо влияние богословия иудаизма, что выражается прежде всего в теоцентризме всего его творчества и восприятии человеческой личности как участника диалога с Богом, участника реального, живого богообщения, обретающего в таком общении субъективный опыт богопознания и познания мира.

Научно-практическая значимость. Выводы диссертационного исследования могут дополнить и уточнить современные представления о религиозно-философских поисках Льва Шестова в контексте традиций богословия иудаизма. В работе выявлена специфика богоискательства Л. Шестова как его основная философская составляющая его творчества.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты и материалы могут быть использованы: в научных

исследованиях по истории отечественной философии, религиоведению, философской антропологии и философии культуры; в лекционных курсах, спецкурсах и семинарских занятиях по истории философии, философии религии, культурологии.

Апробация материалов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений. Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Основные положения изложены соискателем в научных публикациях общим объемом 1,0 п.л.

Структура и объем работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

II. Основное содержание диссертации Во Введении обосновывается актуальность выбранной для исследования темы, определяется степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной литературе, выделяются объект и предмет диссертации, а также ставятся цели и формулируются задачи, с помощью которых данные цели будут достигнуты. Во введении определяются методологические основания, констатируется научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертационного исследования «Условия формирования и эволюция философского мировоззрения Льва Шестова» включает в себя три параграфа.

В первом параграфе «Общественно-политическая, социальная, культурная и духовная ситуация в России на рубеже веков и истоки формирования мировоззрения Льва Шестова» рассматривается сложная, напряженная и тревожная общественно-политическая ситуация в России на рубеже веков, когда складывалось мировоззрение Льва Шестова. Нестабильность во всех областях жизни, апокалиптические настроения рубежа веков оказали огромное влияние на умонастроения интеллигенции, характеризующиеся ощущением невозможности найти свое место в мире, тоской, страхом, ощущением одиночества и потерянности. Время как бы само ставит перед каждым глубиннейшие вопросы бытия, на которые нужно было найти ответы. Это способствовало активному богоискательству, ознаменовавшемуся рождением волны русской религиозной философии, оказавшей и до сих пор оказывающей огромное влияние на развитие философии во всем мире. Одним из выдающихся представителей этой волны и является Лев Шестов.

В работе также дана характеристика культурной среды, в которой пребывал Лев Шестов, подчеркивается ее значительное влияние на формирование философских взглядов Льва Шестова. Особое внимание автор уделяет выдающимся современникам философа, многие из которых были его личными знакомыми или даже друзьями: Николай Бердяев, Серен Кьеркегор, Василий Розанов, о. Сергий Булгаков, Вл. Соловьев, Вяч. Иванов и многие другие. Почти все они становятся не только собеседниками философа в жизни, но и героями его произведений, в

которых Шестов исследует их творчество. Автор обращается к семье и условиям воспитания будущего философа, оказавшим на формирование его мировоззрения огромное влияние. Выросший в традиционной иудейской семье (традиционной по духу, хотя и не придерживавшейся всех установлений и правил иудаизма), будущий философ с детства был погружен в атмосферу Священного Писания, иудейских традиций, он изучал древнееврейский язык, и все это не могло не сказаться на дальнейшем богоискательстве философа, так явно уходящем корнями в древний иудаизм.

Во втором параграфе «Эволюция мировоззрения Льва Шестова» автор прослеживает эволюцию мировоззрения Льва Шестова начиная с первых его работ и кончая последним периодом его творчества. Первый период, включающий в себя ранние произведения Льва Шестова (наиболее значительные из них начинаются работой «Шекспир и его критик Брандес» и заканчивается произведением «Великие кануны»), характеризуется пессимизмом и нигилизмом во взглядах философа. В диссертации отмечается, что уже в самых первых шагов Шестов ставит те вопросы и обращается к тем проблемам, которые будут волновать его на протяжении всей творческой жизни. И буквально с первых же произведений мы видим, как вырабатывается индивидуальный стиль исследований философа, неповторимый и присущий только ему, который сам Шестов определит как «странствование по душам». Анализируя в данной работе подход Шестова к изучению творчества философов и писателей, которые становятся героями его произведений, мы уже в самом начале его творческого пути не можем не отметить пристальное внимание не столько к тому, о чем пишет исследуемый им автор, сколько к самой его личности,

биографии. Жизни, которую он прожил. И такой подход будет принципиальным для Шестова во все время его творческого пути.

Следующий период творчества Шестова характеризуется как период богоискательства, когда поиски Бога становятся центром его философских раздумий. Он начинается книгой «Только верою» и заканчивается одним из самых значительных произведений философа «На весах Иова». В диссертации обращается особое внимание на противостояние философа рационалистическим подходам к познанию и на поиски живой, настоящей веры, которая оживотворила бы и его творчество, и всю его жизнь. Этот период полон противоречий и сомнений, интенсивных поисков смыслов и частых разочарований, ощущения того, что его не понимают и не принимают читатели.

Третий период начинается книгой «Киркегард и экзистенциальная философия», а заканчивается последней значительной работой философа «Афины и Иерусалим». В диссертации анализируется эволюция взглядов Шестова и делается вывод о том, что этот период наиболее отвечает общепринятому определению Шестова как религиозного философа. Здесь уже совершенно определенно делается акцент на невозможности истинной свободы и истинного знания без подлинной веры, без Бога. Казалось бы, богоискательство закончено, философ находит какие-то опоры и незыблемые истины, но Шестов до конца жизни боролся с определенностью и «почвой» под ногами, для него самым важным все-таки оказывается возможность отказаться от любой опоры и вновь пуститься в странствия. Нам известно, что последним увлечением Шестова была восточная философия и восточные религии, которые очень его вдохновляли. К сожалению, написать об этом он не успел.

В третьем параграфе «Философия и религия, религиозно-философский диалог Льва Шестова» исследуются прежде всего взаимоотношения Шестова с традиционной греческой философией и его взаимоотношения с религией как способом постижения мира. Рассматривая истоки возникновения религии и философии, анализируя их различия, изучая отношения к ним Льва Шестова, делаются выводы о категорическом непринятии философом каких-либо способов примирить эти два способа постижения мира. Логика, лежащая в основе философских построений и концепций, несовместима с нелогичностью, а иногда и безумием откровения, лежащими в основе веры. Исследуя взаимоотношения между богословием иудаизма, библейскими откровениями, и рационалистическим подходом классической философии, становится ясной непримиримая позиция Льва Шестова, отвергающего делавшиеся на протяжении истории попытки синтеза разума и религии, логического знания и откровения.

Вторая глава «Отражение положений богословия иудаизма в трактовке основных философских категорий Львом Шестовым» содержит в себе четыре параграфа.

В первом параграфе «Понятие о Боге в философии Льва Шестова в контексте богословия иудаизма» дается анализ понимания Бога в традиционном иудаизме, утверждается уникальность сочетания качеств трансцендентности и личностности, характерная именно для восприятия Бога в богословии иудаизма. Богоискательство Шестова ближе всего приводит его к Богу в понимании Священного Писания, к Богу живому, готовому вступить в диалог, в общение с человеком, но при этом непредсказуемом, непознаваемом с помощью разума, не ограниченным

ничем и никем, действующим только по своей воле и открывающемся исключительно в откровениях. При этом философ уверен, что настоящее, искренне обращение к Бога, подлинная вера возможны лишь тогда, когда человеком переживается критическая ситуация, когда он находится в трагических обстоятельствах, когда больше никаких надежд у него нет. Только тогда возможен именно вопль к Богу, страстный и идущий из самой глубины сердца человека, на который Бог не может не откликнуться. Именно а таком общении с Богом состояли любимые библейские персонажи Шестова — Иов, Моисей, Давид, Авраам. Важными качествами Бога для Шестова являются его полная независимость и всемогущество, ибо только такому Бога он может всецело довериться, полностью предаться Его воле.

Во втором параграфе «Концепция свободы воли у Шестова в диалоге с традицией иудаизма» исследуется понимание философом категории свободы и близость его понимания со взглядами богословия иудаизма. Тема свободы очень важна для всего творчества Шестова, он называет ее главной темой философии. Рассматривая эволюцию взглядов Шестова на свободу, случай, необходимость, в работе приводятся доказательства близкого понимания этих категорий с традиционно иудаистскими взглядами. Шестов приходит к выводу, что истинная, подлинная свобода обретается лишь при обращении к Богу, лишь доверив Ему свою волю и свои выборы. Но именно это человек может и должен сделать свободно, и здесь Шестов рассуждает абсолютно в рамках повеления Священного Писания, которое призывает человека к свободному выбору жизни с Богом. Всемогущество Бога, Его всесилие и продолжающееся постоянно творчество освобождает человека от власти

необходимости, от законов природы, этого мира, дает высшую свободу. Важной для Шестова в этом контексте является и возможность чуда как нарушения Богом созданных им же самим законов, и он мечтает о сотворчестве с Богом человека, созданного по образу и подобию и призванного к богоуподоблению.

Близко к иудаистским традициям и внимание Шестова к отдельной личности, подчеркивание ее ценности и уникальности, отрицание аскетизма как умерщвления плоти. Для Шестова чрезвычайно важны буквально все проявления жизни в человеке, и образцом он видит Адама до грехопадения, когда для него не было необходимости ни в каких самоограничениях и жертвах. Результатом размышлений философа становится обоснование теоцентризма, причем понимание его именно в традициях иудаизма. Человеческая свобода для него как бы ограничивается рамками божественного произвола, но сама богоподобность человека и возможность личных отношений с Богом снимают эти ограничения. Теоцентризм Шестова во многом определяется его выводами, да и личным опытом, что полная «беспочвенность» неминуемо ведет в духовной пустоте, а также в неспособности человека освободиться от влияний социума, культуры, истории, всего, что ограничивает и во многом предопределяет человека. Из двух зол он как бы выбирает меньшее, соглашаясь ограничиваться Божьей волей и находя в этом ту степень свободы, которая в какой-то мере удовлетворяет его.

Выбирая между закономерностью и случайностью, Шестов саму случайность делает закономерностью, и, наоборот, закон становится случаем, свободным выбором. Всеми силами души любя свободу,

поклоняясь ей, он в итоге выбирает «несвободу» божественной воли, находя в этом компромиссе некоторое, пусть временное, успокоение.

В третьем параграфе «Библейские основания взглядов на веру и разум в творчестве Льва Шестова» исследуется отношение философа к рациональному знанию и откровению. Видя принципиальное различие между умозрительным знанием и тем, что дается в откровении, Шестов не принимает истин, выводимых из рационального знания. Он не соглашается примирить Иерусалим (истина, данная в откровении) и Афины (истина, рожденная разумом). Откровение разрушает любые рамки рациональных истин. Библейское послание призывает отказаться от готовых форм и устойчивых закономерностей, вступить на зыбкую почву личного опыта и взаимоотношений с Богом.

Говоря о богословии иудаизма, в диссертации отмечаются несколько отличающиеся подходы к этому вопросу в разных направлениях и течениях иудаизма. Взгляды Шестова близки к традиционному иудаизму, классическому иудаизму, отрицающему возможность истинного познания Бога, мира, человека, основываясь на разуме. Шестов критикует рационалистическую философию прежде всего за то, что она совершенно не способна понять непредсказуемую и противоречивую действительность, пытается втиснуть ее в рамки созданных ею самой схем и структур, связать живую жизнь мертвыми выводами абстрактной логики. Реальная жизнь, по Шестову, именно тем и прекрасна, что полна противоречий, изменчива и непредсказуема. Философия рационализма не столько пытается отыскать истину, дать подлинное знание о мире вокруг, сколько «обслуживает» нужды людей, дает им уверенность и покой,

ощущение предсказуемости и прочности мира, основания, на которые можно опереться.

Естественно, что Шестов не собирается совсем отказываться от логики, от рациональных способов познания мира, но он утверждает, что рациональный способ познания ограничен, неполон, неокончателен. Стремление все понять, все объяснить страшно обедняет жизнь, не оставляет пространства для тайны, для чуда, для невозможного, создает границы, за которые мы уже не способны заглянуть. Шестов особенно подчеркивает, что понимание - это насильственное втискивание нового, неизвестного в рамки уже знакомого, изученного, привычного.

Четвертый параграф «Этические проблемы в творчестве Льва Шестова» посвящен исследованию этического наследия Шестова и анализу параллелей его с пудаистским учением. В работе делаются выводы о том, что отношение Шестова к этической проблематике является наиболее спорным и неоднозначным, если рассматривать его с точки зрения библейских откровений. В иудаизме вопросы этики разработаны тщательно и абсолютно однозначно, и Шестов, хорошо об этом зная, все время пытался, хотя и не всегда успешно, соединить свою любимую мечту о полной свободе с требованиями Священного Писания. Богословие иудаизма рассматривает требования морали как абсолютные и обязательные для каждого человека, получаемые через пророков непосредственно от Бога в виде заповедей и образующие единую абсолютную систему ценностей. И с такой точки зрения постижение человеком Божественной воли, самого Бога проявляется не в виде интеллектуальных знаний, а в исполнении заповедей и следовании Его путям.

Интерес Шестова к этической проблематике определялся, прежде всего, его болью за положение человека в современном ему русском обществе, где свобода и достоинство человека, все светлые идеалы гуманизма не только не реализовались, но напротив, были попраны и развенчаны. Крах незыблемых, казалось бы, моральных принципов и устоев, дегуманизация общественных отношений привлекли к этической проблематике и, главным образом, к проблеме человека в обществе самое пристальное внимание со стороны образованной части русского общества. Поэтому этические проблемы в России начала века заняли ведущее место в ряду других философских проблем. Это и сыграло значительную роль в философском становлении Шестова, определило направление его философских интересов.

Критика морали вытекает из основного предположения мыслителя, что установки морали и сама мораль являются результатом деятельности человеческого разума, а не вытекают «из самой жизни». Борьба Шестова против морали есть борьба за освобождение человека от «рабства» социальной необходимости. И в ней мыслитель использует те же аргументы, которые применялись в борьбе против естественной необходимости и рационализма, ее обосновывающего. Этические взгляды Шестова определенно противостоят попыткам поставить этику, нравственность, мораль выше человека и мира, сотворенных Богом.

В своем этическом учении Шестов уходит дальше от иудейских традиций, от заповедей Священного Писания, чем в остальных аспектах своего творчества. Можно даже говорить о бунте Шестова против многих положений иудаизма, о трагической невозможности соединения его идей с нормативностью этических представлений Библии. Для Шестова

предельной целью становится такое всемогущество божественного проявления человека, такая вера, которая будет не запрещать и ограничивать мировое зло, а сможет просто уничтожить его, и здесь будет возможно любое нарушение законов природы, превращение бывшего в небывшее, преодоление последствий грехопадения, воскрешение умерших и т.п.

В Заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы, обобщаются основные тезисы и положения диссертации. Автор приходит к выводу, что важнейшим источником, питавшим философию веры Льва Шестова, являлось богословие иудаизма, его священные тексты, образы и понятия.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: В ведущих репетируемых изданиях, определенных ВАК:

1. Щетинин Г.А.. Концепция свободы воли у Шестова в диалоге с традицией иудаизма // Государство, религия и Церковь в России и за рубежом. 2011. № 3-4. - 0,5 п.л.

2. Щетинин Г.А. Библейские основания взглядов на веру и разум в творчестве Льва Шестова // Социология власти. 2012. - 0,5 п.л. (в печати).

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Щетинин Григорий Алексеевич

ОТРАЖЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ БОГОСЛОВИЯ ИУДАИЗМА В ФИЛОСОФИИ ЛЬВА ШЕСТОВА

Изготовление оригинал-макета Щетинин Г.А.

Подписано в печать 12. 04. Тираж 80 экз.

Усл.п.л. 1,2 Отпечатано ОПМТ РАНХиГС. Заказ № 51 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, 84

 

Текст диссертации на тему "Отражение положений богословия иудаизма в философии Льва Шестова"

61 12-9/438

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

Международный институт государственной службы и управления Кафедра государственно-конфессиональных отношений

На правах рукописи

ЩЕТИНИН Григорий Алексеевич

ОТРАЖЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ БОГОСЛОВИЯ ИУДАИЗМА В ФИЛОСОФИИ ЛЬВА ШЕСТОВА

Специальность: 09.00.14 -философия религии и религиоведение

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор

исторических наук, профессор / Васильева О.Ю.

Москва - 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.........................................................................3

Глава 1. Условия формирования и эволюция философского мировоззрения Льва Шестова

1.1. Общественно-политическая, социальная, культурная и духовная ситуация в России на рубеже веков и истоки формирования мировоззрения Льва Шестова..........................................................................14

1.2. Эволюция мировоззрения Льва Шестова........................ 30

1.3. Философия и религия, религиозно-философский диалог Льва Шестова................................................................................... 41

Глава 2. Отражение положение богословия иудаизма в трактовке основных философских категорий Львом Шестовым

2.1. Понятие о Боге в философии Льва Шестова в контексте богословия иудаизма................................................................................49

2.2. Концепция свободы воли у Шестова в диалоге с традицией иудаизма.................................................................................58

2.3. Библейские основания взглядов на веру и разум в творчестве Льва Шестова.................................................................................72

2.4. Этические проблемы в творчестве Льва Шестова.................87

Заключение......................................................................93

Библиография...................................................................103

Введение

Актуальность темы исследования. Исследование творчества ярчайшего представителя русской философской мысли рубежа Х1Х-ХХ вв. Льва Шестова представляет возможность еще раз осмыслить важнейшие вопросы бытия, обратиться к наиболее животрепещущим и больным проблемам существования отдельного человека и всего человечества, что не может не быть актуальным для современного человека, переживающего мировоззренческий кризис. Сам масштаб личности Льва Шестова уже задает уровень и градус разговора, касающегося самых глубинных основ жизни человека. Столь активный интерес к его творчеству в наше время понятен, т.к. проблематика произведений Шестова является системообразующей при формировании ценностей и складывании мировоззрения современного человека.

Начало XXI века характеризуется, с одной стороны, разочарованием в большинстве прежних мировоззренческих концепций, крушением прежних идолов и идеалов, во многом утратой оптимизма и разочарованием, с другой стороны - напряженным поиском новых идеалов, духовными исканиями в самых широких масштабах. В нашей стране в конце прошлого столетия мы наблюдали активное возвращение к православным ценностям, к национальным корням и традициям. Сейчас же, по прошествии более чем двадцати лет религиозного возрождения, на фоне масштабных достижений по открытию храмов, возрождению монастырей и т.п., все чаще начинают звучать ноты разочарования, неудовлетворенности, в печати появляются материалы о расцерковлении людей, статистика приводит цифры уменьшения количества регулярно причащающихся, постящихся, т.е. практикующих православных. Новые аспекты духовных поисков, особенно среди современной молодежи, поневоле заставляют становиться более

терпимыми к самым разным проявлениям духовности, принимать и осмыслять иной, новый опыт. Одним из тех, кто способен помочь в таких поисках, стать в некотором роде союзником при решении главных задач бытия, и является Лев Шестов, чья жизнь и творчество являются примером постоянной и бескомпромиссной постановки острейших вопросов существования, поисков и осмысления ответов на них.

Существуя в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном, полирелигиозном мире, постоянно сталкиваясь с его разнообразными проявлениями, мы вынуждены давать на них ответы. Не только традиционное христианство, но и мусульманство, иудаизм, буддизм и другие религии все больше наполняют пространство вокруг нас, присутствуют, хотим мы этого или нет, в нашей повседневной жизни, проникая в нее через информацию новостных агентств, произведения культуры и искусства, просто через встречи и общение с самыми разными людьми в разных странах. Благодаря стремительно развивающимся возможностям быстрого перемещения в пространстве мир становится все меньше, возможностей побывать в самых разных его уголках всё больше, и с вызовами принятия и сосуществования рядом с иными, непривычными нам мировоззрениями мы сталкиваемся и у себя в стране, и в поездках и путешествиях. И это еще один из аспектов важности и актуальности заявленной темы - прикоснуться к древнейшей религии иудаизма, увидев ее преломление в трудах крупнейшего представителя русской философской мысли.

Особенно важным в творчестве Шестова является попытка соотнести вечные истины одной из самых древних религий с пульсом современной ему жизни, стряхнуть с них пыль веков и включить их в повседневность, сделать важной составляющей собственной жизни.

Состояние изученности вопроса. Творчество Льва Шестова, всегда неожиданное, страстное, смелое, не оставляющее никого равнодушным, обычно

вызывает множество откликов, споров, размышлений. Практически за каждой его опубликованной работой тут же следовали ответные статьи и рецензии. Первые серьезные исследования творчества Шестова были предприняты при его жизни и принадлежат перу его современников, а иногда и друзей. Среди них можно выделить работы Н. Бердяева, Р. Иванова-Разумника, С. Булгакова, С. Франка, Б. Вышеславцева и др. Проводились как общие исследования работ Шестова, так и специальные, посвященные определенным темам и направлениям его философии. Разумеется, религиозная составляющая творчества философа не могла не оказаться в центре внимания его критиков и оппонентов, и уже в самый ранний период этих исследований оценки разнились до противоположности.

Уже в самых первых работах, посвященных исследованию творчества Льва Шестова, мы уже находим восхищение необычностью, свежестью взглядов философа, оригинальностью его подходов к решению главных вопросов бытия. Бердяев называл его «одним из самых оригинальных и замечательных мыслителей начала XX века»1 и подчеркивал огромный вклад Льва Шестова в развитие мировой философии. Бердяева «пленяет в нем независимость мысли; он никогда не принадлежал ни к каким течениям, не подвергался влиянию духа времени»2. Наиболее значительными работами Бердяева, посвященными творчеству Льва Шестова, являются «Трагедия и обыденность», «Русская идея», «Лев Шестов и Киркегор», «Основная идея философии Льва Шестова». Давая общую оценку содержанию творчества философа, Бердяев отмечает, что «главное для Шестова была вера... Он искал веры, но он не выразил самой веры»3. Религиозные искания философа отражены в работах этого периода, принадлежащих Н. Лосскому, Г. Шпету, А. Закржевскому, Д. Мирскому, М. Гершензон, Б. Грифцову.

Следующий этап, приходящийся на советский период жизни России, характеризуется почти полным отсутствием исследований творчества

1 Бердяев Н. Русская идея // Н.А. Бердяев. М., 2002. С. 229.

2 Там же. С. 230.

3 Там же.

Шестова на его родине. Отдельные появляющиеся работы носят в основном критический характер и чрезвычайно политизированы. Зато этот период времени отличается интересом к философии Шестова за рубежом. Творчество философа привлекает внимание виднейших западных мыслителей, таких как Пауль Тиллих, Альбер Камю, Жорж де Лакруа, Эмманюэль Мунье, Семен Франк, Эдмунд Гуссерль и других. Им интересна прежде всего экзистенциальная составляющая философии Шестова. В это же время появляются первые биографические работы и воспоминания о Шестове его близких, друзей, родственников. Наиболее значительные из них - это книга о жизни и творчестве философа, написанная Н. Барановой-Шестовой, а также воспоминания хорошо знавших его Е.К. Герцык и Б. Фондана. Религиозные взгляды Шестова стали объектом исследования прот. В. Зеньковского, посвятившего его творчеству главу в своей книге «История русской философии» и отводящего ему значительную роль в развитии философии в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Особенно важным считает Зеньковский направленность произведений Шестова против секуляризма и безрелигиозности современного ему мира. «Самое замечательное и характерное в творчестве Шестова, - пишет Зеньковский, - это необычайная острота в его борьбе с системой секуляризма, с безрелигиозной и антирелигиозной философией нового времени. Именно творчество Шестова свидетельствует с чрезвычайной силой о том, что проблема секуляризма была действительно основополагающей в развитии русской мысли. Шестова потому и нельзя правильно понять вне русской философии, вне ее внутренней диалектики -творчество Шестова как бы завершает всю напряженную борьбу русской мысли с секуляризмом. В Шестове мы доходим до высшей точки в этом основном движении русской мысли - и здесь и заключается все неоценимое значение его в истории русской философии, вся творческая сила, которая всюду чувствуется у него»4. Однако В. Зеньковский пытается представить в

4 Зеньковский В. История русской философии. Т. 2. С. 56.

своих трудах Льва Шестова как близкого к православию мыслителя, что кажется нам безосновательным и будет в дальнейшем критиковаться многими исследователями творчества философа.

В Советском Союзе интерес к творчеству Шестова возникает в 60-х годах, когда появляется возможность знакомства с произведениями философа и ослабляются идеологические запреты. Это время характеризуется волной интереса к философии вообще, и к религиозной философии в частности. Но в рамках господствующей идеологии мы не можем ожидать беспристрастных и объективных оценок работ философа, появляющиеся статьи и диссертации чаще всего имеют критический, обличительный характер. Среди авторов советского периода изучения творчества Шестова можно отметить В.Ф. Асмуса, сделавшего в своих исследованиях акцент на эволюции религиозных взглядов Шестова, на взаимоотношении философских взглядов Шестова и Кьеркегора, на разработку этической платформы философа. В своей монографии «Религиозная философия в России» В.А. Кувакин, делая обзор творчества русских религиозных философов, не может не сказать и о творчестве Льва Шестова. Он делает попытку проследить эволюцию религиозных взглядов философа, критически оценивая отнологические и гносеологические аспекты его учения. В работах В.П. Шкоринова главной целью было включить творчество Шестова в контекст идей этического иррационализма, имевших место в России. Скептиком и нигилистом предстает Шестов в работе А.И. Новикова «Нигилизм и нигилисты», где дается критическая оценка его отношению к рационализму и морали. Общий обзор философии Шестова с марксистской точки зрения сделан в работе Н.В. Носовича «Философские взгляды Льва Шестова». Одним из примеров критического подхода к творчеству Шестова является исследование E.H. Бурака «Критика философского иррационализма Льва Шестова». Значительной работой данного периода стала статья В. Ерофеева «Остается одно: произвол»

(философия одиночества и литературно-эстетическое кредо Льва Шестова) в журнале «Вопросы литературы» (№ 10 за 1975 г.). Здесь автор в контексте философии трагедии Шестова рассматривает его отношение к творчеству, к литературе мировой и, прежде всего, русской, к ее величайшим авторам Пушкину, Достоевскому, Толстому, Чехову и др.

Возможность трезвой и свободной от идеологических догм оценки творчества философа появляется в нашей стране в конце 80-х годов, и начиная с этого времени публикуется значительное количество работ, посвященных творчеству Льва Шестова, как общих исследований, рассматривающих творчество философа в сопоставлении с традициями, идеями и направлениями развития мировой философии, так и узко специальных исследований, касающиеся определенных аспектов и тем в творчестве философа. Наиболее значимыми авторами этого периода можно назвать Л. Марееву, Э. Бабаева, Н. Батову, С. Полякова, В. Сабирова, Н. Окунцову и других.

Среди современных исследователей, обращающихся к творчеству Льва Шестова, следует назвать В. Курабцева, Я. Головина, Н. Мотрошилову, В. Поруса, А. Кудишину, П. Гайденко, Р. Гальцеву и других.

В своих многочисленных монографиях, статьях и исследованиях («Миры свободы и чудес Льва Шестова: жизнь мыслителя, «странствования по душам», философии», «Дыхание Божие» (Лев Шестов и Священное Писание), «Когда человек соприкасается с дыханием Божьим...»: (Библия и Лев Шестов), Extra verba et imagines: (Лев Шестов и герменевтика), Альтернатива Льва Шестова, Ангелы и бесы (Лев Шестов и философия Ф.М. Достоевского), Беспочвенность, Духовное напряжение: (Лев Шестов о философии средних веков и Реформации), Иерусалим Льва Шестова, Лев Шестов и Каббала, Лев Шестов и мировая философия (Итоги «странствований по душам»), Откровение и смерть в русской философии, По ту сторону Ничто: (Концепция духовности в религиозно-экзистенциальном

учении Льва Шестова, Философская биография Льва Шестова и особенности его философии., «Мудрейшие из людей»: (Лев Шестов и античная философия), Философия Льва Шестова в контексте европейской религиозно-философской традиции) В. Курабцев дает всесторонне освещение философских взглядов Льва Шестова, анализирует его философию в соотношении с европейской философией, рассматривает религиозные взгляды философа. Основу общечеловеческого, гуманного аспекта в философии Льва Шестова ставит в центр своих исследований Н. Батова (Вязь души моей (О философии Льва Шестова), Гуманизм философии Л. Шестова, Суверенность личности как основа философской концепции смысла жизни Льва Шестова). Акцент на диалогичности философии Шестова и на множестве открытых вопросов, существующих в работах философа и приглашающих нас к размышлению, делает исследователь В. Апрелева.

Нельзя не упомянуть активно исследующего творчество Льва Шестова философа В. Лашова, сферой интересов которого являются литературные пристрастия Шестова (Лев Шестов и русская литература, Творчество Ф. Достоевского в оценке Л. Шестова, Метафизика русской литературы Льва Шестова), а также его связь с современной ему западной философией (С. Кьеркегор как концептуальный персонаж в философии Льва Шестова, Лев Шестов и экзистенциальные интерпретации его философии). Исследует природу трагичности в понимании Льва Шестова и его философского окружения В. Порус (Соловьев и Л. Шестов: единство трагедии, С. Кьеркегор, Трагедия философии и философия трагедии (С.Н.Булгаков и Л.И.Шестов), Л.Шестов и проблема культуры).

Как яркого представителя течения экзистенциализма в русской философии рассматривает Льва Шестова в своих исследованиях Е. Мареева (Лев Шестов и русский экзистенциализм, Творчество Ф.М. Достоевского в зеркале философии Льва Шестова). Я. Ширманова больше привлекает богоискательство Шестова, религиозный акцент его философии (К вопросу о

религиозных представлениях Льва Шестова, Проблема богоискательства Л.И. Шестова в контексте западной философии).

Объектом данного диссертационного исследования является

философское наследие крупнейшего представителя отечественного экзистенциализма Льва Шестова, а также его литературно-критическое и эпистолярное наследие, т.е. весь корпус работ этого выдающегося мыслителя, а также труды по богословию иудаизма.

Предметом исследования является отражение в творчестве Л. Шестова традиций и положений богословия иудаизма.

Цель исследования заключается в осуществлении анализа философских концепций творчества Л. Шестова, отражающих основополагающие положения традиционного иудаизма.

Названная выше цель реализуется через решение следующих исследовательских задач:

- раскрыть типологические особенности трактовки Шестовым некоторых философских категорий в контексте традиций богословия иудаизма;

- исследовать пути преломления идей русской и зарубежной философии в религиозных поисках Шестова;

- осуществить анализ и прояснить специфику понимания философом основных понятий богословия иудаизма;

- вскрыть и проанализировать теоцентрическую составляющую творчества Льва Шестова;

- установить место и роль религиозной философии Шестова в современном философском процессе;

- показать трансформацию религиозных взглядов философа в течение его жизни;

- выявить основные характеристики философско�