автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Отражение социальной практики в общественном сознании Древней Руси XI-XIII вв.
Текст диссертации на тему "Отражение социальной практики в общественном сознании Древней Руси XI-XIII вв."
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации Удмуртский государственный университет
На правах рукописи
Долгов Вадим Викторович
Отражение социальной практики в общественном сознании Древней Руси XI - XIII вв.
Специальность 07. 00. 02 - Отечественная история
Диссертация на соискание ученой степени кандидата
исторических наук
Научный руководитель кандидат исторических наук, доцент В.В. Пузанов
Ижевск 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ. 3-25
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. 26-66
§ 1 .Социология. 29 § 2.Психология. Этнопсихология. Культурно-историческая психология. Психоанализ. 30
§ 3.Семиотика. 37
§ 4.Структурная антропология. 42
§ 5.Исторические, историко-культурные подходы. 43
§ 6. Итог. 63
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ. «КНИЖНЫЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» - СФЕРА ИДЕОЛОГИЙ. 67 -114
§ 1. Особенности общественно-политической мысли Древней Руси. 68
§ 2. Концепция «власть от Бога». 72
§ 3. Представления о происхождении и родовитости. 87
§ 4. Концепция мирского благочестия. 89
§ 5. Теория «казней Божьих». 93
§ 6. Концепция «братолюбия». 95
ГЛАВА 3. ОБЫДЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ
МЕНТАЛБНОСТЬ. 115-173
§ 1. Представления о социальной стратификации. 116
§ 2. Представления о власти и политическое сознание. 147
ГЛАВА 4. ЧЕЛОВЕК В МАЛОЙ ГРУППЕ. НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ. 174 - 222
§ 1. Правила поведения. Вежливость. 178
§ 2. Знакомства. Друзья. 181
§3. Семья. 183
§ 4. Дети. Воспитание. 190
§ 5. Образование. 192
§ 6. Сексуальность. Взаимоотношения полов. 197
§7. Досуг. 211
§ 8. Отношение к духовенству и церкви. 215
ГЛАВА 5. ВНЕШНИЙ МИР. «ЧУЖИЕ - СВОИ». 223 - 249
§ 1. Свои «чужие». 224
§ 2. Иноземцы. 229
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 250 - 255
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 256 - 279
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.
280
ВВЕДЕНИЕ.
Изучение древнерусского общества, как и любого другого, невозможно без ответа на вопрос о том, как сам человек воспринимал окружающий мир и свое положение в нем. На современном этапе развития исторической науки это стало общепризнанным фактом. «Общественная практика, как известно, подчас находит в высшей степени причудливое отражение в умах ее агентов. Но, поскольку человеческая деятельность сознательна и люди ? поступают, руководствуясь идеалами, в которые отлились, трансформировавшись, их жизненные связи, то фантастические образы общественного сознания сами неизбежно включаются в их практику и становятся ее органической составной частью. Историческое исследование не может обойти этой стороны социальной жизни»1. По большому счету, подоплекой обращения к данной теме является интерес к Человеку в истории, интерес, актуальный в современной историографии и обретающий в последнее время все большее и большее количество сторонников.
Объект и предмет исследования. Данная работа является попыткой взглянуть на древнерусское общество (выступающее, т.о. объектом исследования) под новым ракурсом - изнутри, глазами людей его составлявших. Поэтому предметом нашего изучения стало общественное сознание населения Древней Руси: существовавшие в нем представления о социуме, о политической, частной жизни и «внешнем» мире. В конечном итоге нам хотелось в общих чертах описать картину социального мира, свойственную древнерусской культуре, определить ее характерные черты, узловые точки.
Хронология. Хронологические рамки работы охватывают XI - XIII вв. Объясняется это тем, что указанный временной промежуток в русской истории выделяется в особый период «Домонгольской» Руси, характеризующийся возникновением и развитием первых государственных образований в форме
1 Гуревич А.Я. Норвежское общество в раннее средневековье. М., 1977. С. 249.
городовых волостей, культурным единством и определенной устойчивостью социальных и этнических процессов.
Историография. Интерес к общественному сознанию был свойственен отечественной историографии с самых' первых шагов ее развития. Уровень науки изначально, конечно, не позволял историко-психологическои тематике выделиться в самостоятельный предмет исследования, но в качестве важной составляющей она присутствовала в трудах российских ученых всегда. «Нравами эпохи» объяснялись особенности протекания политических событий, «странности» социальных институтов и пр. Главным, в данном случае, является понимание того, что сознание, представления, мыслительные и поведенческие стереотипы людей далекого прошлого могут отличаться от современных. Несмотря на кажущуюся очевидность, факт этот отнюдь не всегда принадлежал к числу общепризнанных. Напротив, для XVIII в., времени, с которого мы ведем отсчет существования отечественной истории как науки, характерно было представление о неизменности души человека2. При случае, возможность порассуждать о «вечности» человеческих пороков и добродетелей не упускалась. Но сталкиваясь с фактами реально не укладывавшимися в привычную схему, научная мысль, как правило, не оставалась в плену расхожих представлений.
1 Точному определению и согласованию понятий «общественное сознание», «историческая психология», «социальная психология» посвящена 1 глава нашей работы. Пока же следует сказать, что коль скоро предметом нашего исследования является сознание, то термин психология будет встречаться на его страницах достаточно часто. В виду того, что сознание общественное, то и психология, соответственно, социальная , а т.к. речь идет не о современности, то, естественно, и историческая.
См., например: Болтин И.Н. Примечания на историю древния и нынешния России Г. Леклерка. 1788. Т. 2. С.2.
Начало обсуждению вопросов социальной психологии было доложено еще в XVIII веке. Одной из первых, привлекла внимание ученых проблема реконструкции славянского и русского национального характера.
В труде Маеро Орбини, одном из первых переводных гражданских изданий петровской эпохи, посвященных истории, читаем: «Славяне мало почитали книжную науку, и ученых людей. Не предуспевало им время внимати учению и наукам, они бо быша природою варвары, и жительствовали между такими же людьми свирепыми и варварскими...»1. Т.о. славяне предстают на заре своей истории народом воинственным, жестоким, варварским, ничем не отличающимся от других европейских народов на аналогичной стадии развития. Мысль эта нашла развитие в трудах М.В.Ломоносова . Особенно ярко воинственная храбрость, варварская жестокость, веселый музыкальный нрав, отсутствие коварства и злости были показаны К.Г.Антоном'. Грубыми, но не склонными «к мучениям и к насилованию» видел славян М.М.Щербатов.4 И.Н.Болтин считал, что в развитии своего, говоря современным языком, социально-психологического облика славяне повторяли путь одинаковый для всех народов: «не должно приписывать единому народу пороков и страстей общих человечества»5.
1 Орбини М. Книга Историография початия имене, славы, и расширения народа славянского. СПб., 1722. СЛ.
Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава первого или до 1054 года // Полное собрание сочинений: В 11 т. М. - JL: Издательство АН СССР: Наука, 1950 -1983. Т. 6. 1952. С. 167-286.
о
Anton K.G. Erste Linien eines Versuches über der alten Slawen Ursprung, Sitten, Gebrauche Meinungen und Kenntisse. Leipzig, 1783. S. 18-91.
4 Щербатов M.M. История Российская с древнейших времен. В 7 т. СПб., 19011904. Т.1.С.249.
5 Болтин И.Н. Указ. соч. Т.2.С.2.
Совсем по иному выглядят древние славяне в изображении И.Г.Гердера. Они совсем не похожи на германцев или римлян. Главная отличительная их черта - гуманность, миролюбие, покладистостость1. Идеи Гердера были результатом не столько научной работы, сколько частью его общеисторических воззрений и проистекали из превратностей личной биографии немецкого философа, которому пришлось оставить Германию и переехать в Прибалтику, где он нашел радушный прием именно у славянского населения. Тем не менее, они получили большую популярность. «Нестрашные оружием,, кроткие от природы <...> Простота нравов без всякой злости, откровенность, тихость и человеколюбие составляли отличительное свойство народов Славянских», -писал продолжатель гердеровских идей Л. Суровецкий2. Но поистине всеобъемлющую известность получили названные представления после выхода в свет трудов П.И.Шафарика: «...настоящие Славяне укрылись в Подкарпатских ущельях,^ всегда желая лучше платить дань другим разбойническим народам, нападавшим на них, нежели расстаться с своим мирным образом жизни, земледелием и скотоводством, и подобно прочим
л
грабителям, заниматься убийством и разбоем» .
Т.о. наметилось две противоречащие друг другу точки зрения. Каждая имела своих сторонников. Первый подход поддержали Н.М.Карамзин, М.С.Дринов4, Д.И.Иловайский5, И.Е.Забелин\ А.Н.Пыпин2.
1 Herder J.G. Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menshheit Vierter Theil. Riga und Leipzig, 1791.
Суровецкий JI. Исследование начала народов славянских. Рассуждение, читанное в торжественном заседании варшавского общества любителей наук, 24 января 1824 года. М., 1846. С. 2.
о
Шафарик П.И. Славянские древности. М., 1848. С. 416.
4 Дринов М.С. Заселение Балканского полуострова славянами. М., 1873. С. 149.
5 Иловайский Д.И. Историко-критические заметки // Русский вестник. Декабрь. 1888. С. 15-16; Он же. Рассказы о начале Руси. М., 1882. С. 188.
В то же время, идеи П.И.Шафарика были восприняты огромным количеством исследователей. Они были поддержаны западнославянскими учеными Я.Э.Воцелем , В.А.Мацеевским . В отечественной науке точка зрения словацкого ученого на долгое время стала господствующей - ее придерживались О.М.Бодянский5, В.НЛешков6, О.Ф.Миллер7, А.Котляревский8, К.Д.Кавелин9, КН.Бестужев-Рюмин10, С.М.Соловьев11. В том же направлении рассуждает М.П.Погодин. Сравнивая детально «начала» русской и западной истории, он писал, «что очень удивительны для мыслящего наблюдателя, совершенно соответственные отличия физические и нравственные». К «нравственным» относятся у него народный характер, религия, образование. «Славяне были и есть народ тихий, спокойный, терпеливый», и «вера^Восточная», избранная ими, оказалась созвучна этим
I Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. М., С413-414. Пыпин А.Н. Спасович В.Д. История славянских литератур. СПб., 1881. Т.2.
С.786.
о
Воцель Я.Э. Древнейшая бытовая история славян вообще и чехов в особенности. Киев, 1875. С. 140-151.
4 Мацеевский В.А. История славянских законодательств // ЧОИДР кн.1. М., 1858. С. 80-90.
5 Бодянский О.М. О народной поэзии славянских племен. М., 1837. С.34-39.
6 Лешков В. Русский народ и государство. М., 1858.
у
Миллер О.Ф. Опыт исторического обозрения русской словесности. СПб., 1865 Л. 1. Вып. 1. С. 287-288.
о
Котляревский А. Древности юридического быта балтийских Славян. Прага, 1874. С.29-151.
9 Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней России. М., 1856. Ч. 1. С. 319-323.
10 Бестужев-Рюмин К.Н. Русская история. СПб., 1872. С. 55-63.
II Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Он же. Сочинения: В 18 т. М., 1993. Т 1-2. С.55.
1 1 качествам. Приняли указанные взгляды славянофилы А.С.Хомяков,
4 У Р
К.С.Аксаков , А.Ф.Гильфердинг, И.Д.Беляев.
Дискуссия имела большой резонанс. Уже в прошлом веке 5 И.М.Собестианским была предпринята' попытка подвести некоторый итог изысканиям6. В работе этого исследователя критиковались воззрения Шафарика и его последователей. Тем не менее, обе точки зрения продолжали развиваться до тех пор пока выросший теоретический уровень науки не перевел рассуждение в несколько иную плоскость. Однако отголоски их,до сих пор встречаются в литературе, главным образом, учебной и научно-популярной.
Не меньше копий было сломано в дореволюционной отечественной историографии и по поводу национального характера великороссов. Н.И.Костомаров видел противоречие между Украиной и Россией в глубоком различии национального психологического склада населения. Интересны
1 Погодин М.Н. Русская история до монгольского ига. М., 1872. С.150-154. Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции о Русской истории. М, 1846. Т.П. С. 321-322. См. также: Дурновцев В.И. Бачинин А.Н. Разъяснять явления русской жизни из нее самой: Михаил Петрович Погодин // Историки России. С 211.
2 Хомяков A.C. Полн. собр. соч. М., 1878. T.I. С.392;
Хомяков A.C. Обзор всемирной истории с древнейших времен (вторая часть Записок о всемирной истории). М., 1873. С.52, 508.
о
Аксаков К.С. Начало Русской истории // Он же. Полн. собр. соч. М., 1861. С. 616.
4 Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян // Он же. Собрание сочинений. СПб., 1874. T.IV. С. 29, 31, 37-41.
5 Беляев И.Д. Рассказы из Русской Истории. Кн. I.M., 1865. С.5-6.
6 Собестианский И.М. Учения о национальных особенностях характера и юридического быта древних славян. Историко-критическое исследование. Харьков, 1892.
историософские построения Н.ОЛосского\ Н.А.Бердяева1. Немало ценных соображений было высказано о влиянии на психологию людей климата
1 А
(например, у С.М.Соловьева, В.О.Ключевского ), христианства и пр.
Особое место' в историографии общественного сознания принадлежит АЛ.Щапову. Наследие его разнообразно. Демократ по убеждению, выстраданному всем ходом жизни, он сделал главным предметом своей научной работы народ. Одним из важных аспектов его историко-психологических исследований стал русский национальный характер или, в терминологии самого ученого, стилистически несколько тяжеловесной, «естественно-психологические условия умственного и социального развития». Для русского народа характерна «во-первых, общая посредственность, умеренность или медлительность возбуждения его нервной восприимчивости», сочетаемая со склонностью «к наиболее живому восприятию только впечатлений наиболее напряженных и сильных»5. Особенности эти коренятся в климатических условиях севера, воздействующих посредством «общих физиологических и психологических законов». Внимание было уделено ученым и идеологической сфере, именуемой им «социально-педагогическими условиями умственного развития»6
В советской исторической науке тема «русский национальный характер», «социальная психология» в виду связанных с ней сильных идеалистических и
1 Лосский Н.О. Характер русского народа // Он же. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 238 - 362.
л
Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990.
3 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т 1-2. С.55.
4 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн.1. М., 1993. С.56.
5 Щапов А.П. Естественно-психологические условия умственного развития русского народа // Он же. Сочинения. В 3 т. СПб., 1906. Т. 3. С. 1-2.
6 Щапов А.П. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа// Он же. Сочинения. Т.З. С. 132.
националистических реминисценций оказалась в числе забытых. Это тем более удивительно, что первоначально с марксизмом связывались большие надежды на продвижение в перед исследований в этой области. Особенно хорошо это прослеживается в работа* Н.А.Рожкова. Будучи одним из первых Историков-марксистов, он в то же время оказался последним перед большим перерывом, из ученых, обращавших специальное внимание на психологию масс1, обыденные представления людей прошлого, характерные черты древнерусского национального психического облика3. ?
Следующее направление развития общественно-психологической тематики, на которое мы обратим внимание читателя, выделяется достаточно обобщенно. К нему относятся исследователи, затрагивавшие интересующие нас вопросы в ходе работы над различными проблемами социальной и политической истории, не связанными напрямую с общественной психологией. В той или иной мере обойти живого человека и его сознание не удавалось, наверно, ни одному историку. Мы остановим наше внимание лишь на самых ярких примерах «вспомогательных» историко-психологических построений.
Уже В.Н.Татищев в своих построениях берет в расчет изменяющееся общественное сознание. Например, развивая идею, выработанную французскими просветителями о зависимости формы государственности от естественных причин «среды обитания», помимо географических условий,
Рожков H.A. Психология характера и социология // Он же. Исторические и социологические очерки. М., 1906. Ч. 1. С. 176. Рожков H.A. История, мораль и политика // Он же. Исторические и
социологические очерки. Ч. 1. С. 3-15 Рожков H.A. Русская история i 1927. T.l. С.218-263. Т.2. С.354.
Рожков H.A. Русская история в сравнительно-историческом освещении. JI.-M.,
размера территории, он упоминает уровень просвещения народа1. В основу концепции всемирной истории им положена идея «умопросвясчения»2.
Внимание к интересующим нас вопросам мы находим и в трудах Н.М.Карамзина. Знаменитый историограф, со свойственной романтизму чувствительностью, пусть не научными, а художественными средствами, стремился, по возможности, верно изображать живой психологический портрет эпохи и отдельных исторических персонажей. Например, рассказывая о женитьбе князя Игоря на Ольге, Карамзин объясняет современникам, которым брак этот мог показаться неравным, а значит немыслимым: «Обыкновения и нравы тогдашних времен, конечно, дозволяли Кня�