автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
П. И. Новгородцев как философ

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Новичихина, Татьяна Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Нижневартовск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'П. И. Новгородцев как философ'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Новичихина, Татьяна Васильевна

Введение 3 стр.

Глава 1. Интеллектуальная биография П.И. Новгородцева 13 стр.

Глава 2. П.И. Новгородцев - историк философии 54 стр.

Глава 3. Проблемное поле философии П.И. Новгородцева 82 стр.

Глава 4. Учение об общественном идеале 111 стр.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Новичихина, Татьяна Васильевна

Актуальность исследования.

Самый известный и плодотворный период в развитии русской философии приходится на последнюю четверть XIX - первую четверть XX в. За эти пятьдесят лет русская философия осуществила своеобразный прорыв во всех областях философского знания от онтологии до эстетики. Этот период взлета русской философии происходил на фоне становления и развития серебряного века русской культуры, ее духовно-религиозного Ренессанса, а также социально-политических катаклизмов трех русских революций и первой мировой войны. Уже одно это делает изучение отечественной философии этого периода темой неисчерпаемо интересной и актуальной.

Особенно актуализировалось обращение к русской философии серебряного века в последнее десятилетие, когда в результате перестроечных процессов в нашем обществе стало возможным широкое обращение к философским и иным текстам этого времени. Их публикация обнаружила, что этот период существования и развития русской философии для ее историков terra incognita, к тому же немногие работы о ^^ русской философии этого периода, которые можно обнаружить, в предшествующие годы были наполнены неверными политизированными оценками в духе марксистских штампов. Естественно, именно этот период стал объектом пристального внимания исследователей, получивших беспрепятственную возможность обращения к нему, как объекту исследования. Хотя в области публикации текстов самих русских философов рубежа веков и научных трудов о их философских взглядах сделано немало, историко-философская актуальность этого периода сохраняется.

Анализ этих публикаций позволяет утверждать, что уже существует в некотором смысле "мода" на отдельных философов этого периода, поскольку за последние годы самое большое внимание историки русской философии обратили на философское наследие Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, Л.И. Шестова. О каждом из них написаны монографии, защищены многочисленные диссертации. Другим русским философам в этом смысле "повезло" меньше. Среди них -философ и правовед Павел Иванович Новгородцев. Он - один из самых известных русских философов права, глава школы "возрожденного естественного права". Исследование его философского творчества и мировоззрения в целом, выявляет несомненную актуальность еще одной области философского знания в истории русской мысли - философии права. По сути дела она историками именно русской философии не написана. Публикации же историков русской правовой мысли убеждают, 10 что в работах выдающихся правоведов сильна и многообразна философская их ориентация, а философия права - одна из сильных сторон их мировоззрения. Отсутствие значительных работ о русской философии права актуализирует ее как историко-философскую проблему. Правда, ь I здесь обнаружилось, что она как-бы "ничейная" область знания, осваиваемая пока историками права, не скрывающими, правда, что у философов права в ее классических примерах, в том числе русских, самой сильной стороной были именно философские основания. Итак, русская философия, как философия права, за последние 10-15 лет актуализировалась для истории русской философии в серьезную и слабо разработанную исследовательскую проблему.

В русской философии права есть свои "герои", обозначившие развитие ее направлений, написавшие фундаментальные труды, создавшие школы. Среди них Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий и другие. К ним же относится и П.И. Новгородцев. Актуальность обращения к его философскому наследию связана, по нашему мнению, с тремя моментами. Во-первых, его наследие, несмотря на его фундаментальность и многообразие аспектов, слабо исследовано. Этот тезис будет обоснован несколько позже в историографическом обзоре его творчества. Во-вторых, П.И. Новгородцев как никто другой в истории русской мысли внес огромный вклад в утверждение в русском обществе правосознания, в борьбу его за право, правовое государство, правовое, "достойное" существование личности. В этом смысле многие ф работы, идеи и мысли русского философа и правоведа актуальны и сегодня. В-третьих, творчество и наследие П.И. Новгородцева может быть представлено своеобразной историко-философской моделью для анализа мировоззрения многих мыслителей этого периода, поскольку он: 1) ь I воплотил в своих мировоззренческих конструкциях, с одной стороны несомненные симпатии к немецкой классической философии, в том числе философии права, с другой, был неудовлетворен ею, пошел дальше по пути синтеза различных идей и утверждения русских начал в философии права; 2) в традициях русской философии отдал дань общественно-политической деятельности, был одним из лидеров кадетской партии, непримиримым противником марксизма; 3) как критик марксистской идеологии, он обосновал свое неприятие ее можно сказать, фундаментально; 4) его судьба типична для русского интеллигента первой четверти XIX века, она являет пример тягот, выпавших на его долю.

Все названные доводы, характеризующие актуальность обращения к философскому наследию П.И. Новгородцева, позволили нам обозначить цели и задачи нашего исследования и осуществить его.

Степень научной разработанности проблемы

История русской философии как философии права еще не создана, хотя отдельные фрагменты, написанные часто не специально и по иному поводу, имеются. Анализ всех выявленных нами исследований, посвященных философии П.И. Новгородцева, позволяет сгруппировать их ф вокруг нескольких типов публикаций:

- Общие историко-философские, в том числе посвященные русской философии права. В них, как правило, встречаются два варианта обращения к теоретическому наследию П.И. Новгородцева. Это либо общая характеристика его философско-правовых идей, либо анализ идей "возрожденного естественного права" через защиту их и разработку в трудах Новгородцева. Лучшие из них: Зеньковский В.В. История русской философии. T.2.JL, 1991; Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989; Русская религиозно-философская мысль XX в. Питтсбург, 1975; Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России: Конец XIX - начало XX в. М., 1991; Савельев В.А. Теория "возрожденного естественного права" в учении П.И. Новгородцев// Вопросы государства и права в общественной мысли России XVIII, XIX в. М., 1979 и Поляков А.В. К критике методологических основ школы "возрожденного естественного права в России (П.И. Новгородцев// Вестник ЛГУ. 1986. Серия 6. Вып. 2 и другие. Сюда же относятся труды по истории русской социологии, где творчество Новгородцева также анализируется. Например: Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. Л., 1978; Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996.

-Труды по истории русского либерализма, его идеологии и философии: Либерализм в России. М., 1996; Осипов И.Д. Философия русского либерализма: XIX - начало XX в. СПб., 1996 и другие.

- Статьи, посвященные исследованию различных аспектов проблемы "Новгородцев как философ", т.е. его социальной и политической философии, философии права, анализу проблемного поля его философских представлений. Самые значительные, по нашему 4 Ф мнению, следующие статьи: Сандригайло B.J1. Проблемы общественного идеала в работах П.И. Новгородцев// Социология и социализм. М.,1990; Шамшурин В.И. Идея права в социальной теории П.И. Новгородцева// Социологические исследования. 1993. №4; Жуков В.Н. Социальная философия П.И. Новгородцев// Вестник МГУ. 1992. Серия 7. №3 и другие.

Сюда же мы относим, во-первых статьи, предваряющие публикации трудов П.И. Новгородцева. Это Соболев А.В. Павел Иванович Новгородцев// Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991; Плотников Н.С., Колеров М.А., Павел Иванович Новгородцев// Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1991; Лукашева Е.А., Послесловие// Новгородцев П.И. Введение в философию права. М., 1996. И во-вторых, энциклопедические статьи: В.Н. Жукова в "Русская философия: Малый энциклопедический словарь". М., 1995; Соболева А.В. в "Сто русских философов: Биографический словарь". М., 1995; Колерова М. в "Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции: Энциклопедический биографический словарь". М., 1997; в "Философы России XIX-XX столетий: Биографии. Идеи. Труды". М., 1995.

- Поминальные, некрологические статьи и воспоминания о Новгородцеве, в которых дается характеристика его философских взглядов, таких статей немного: Гурвич Г.Д. Новгородцев как философ права // Современные записки. 1924. Т.20; Ильин И.А. Памяти П.И. Новгородцева // Русская мысль. 1923-1924. №9-12; Флоровский Г.В. I

Памяти профессора П.И. Новгородцева // Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998.

- Рецензии на труды П.И. Новгородцева, принадлежащие перу известных русских мыслителей: Ю.И. Айхенвальда, Н.И. Кареева, А.В. Луначарского, Н.А. Рожкова, Л.И. Аксельрод-Ортодокс, Д.В. Философова и других. Из последних, назовем обстоятельную книгу М.А. Колерова. «Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от " Проблем идеализма" до "Вех". 1902-1909» (СПб., 1996), в которой подробно анализируется сборник "Проблемы идеализма", роль в его издании П.И. Новгородцева и его статья в сборнике.

- Наконец, диссертационные работы, посвященные теоретическому наследию П.И. Новгородцева. Все они - кандидатские и по разным специальностям: Жуков В.Н. Социальная философия П.И. Новгородцева. М., 1993; Звонарев А.В. Общественно-политические взгляды и деятельность П.И. Новгородцева. М., 1996; Фролова Е.А. Политическое и правовое учение *П.И. Новгородцева. М., 1996; Денильханов А.Х. Политическая философия Павла Ивановича Новгородцева. М., 1997. Кроме них имеется ряд диссертаций, в которых творчеству Новгородцева посвящены отдельные главы и параграфы: Поляков А.В. "Возрожденное ф естественное право" в России (Критический анализ основных концепций).

Л., 1987; Пристенский В.Н. Проблема правопонимания в русской социальной философии XIX - начала XX в. Л., 1995 и другие. Из названных диссертаций только одна - В.Н. Жукова защищена по истории философии.

Хотя интерес к философским и правовым идеям и трудам П.И.Новгородцева растет, до их полной изученности далеко. И это дает нам основание предположить как тему кандидатской диссертации изучение философских взглядов П.И. Новгородцева.

Цель и задачи исследования

Основная цель работы состоит в том, чтобы раскрыть и содержание теоретического наследия П.И. Новгородцева как философа. Для ^ выполнения поставленной цели в диссертации решаются следующие i исследовательские задачи:

- В интеллектуальной биографии П.И. Новгородцева показать становление и эволюцию его мировоззрения

- Дать содержательный анализ его историко-философских представлений

- Дать научный анализ проблемного поля П.И. Новгородцева как философа

- Показать особенности философских представлений П.И. Ф Новгородцева как философа права по преимуществу.

Источники и методология исследования

Источниками диссертационной работы являются опубликованные книги и статьи П.И. Новгородцева, рецензии на них, а также исследовательская литература, посвященная его творчеству, идейной, философской и политической борьбе в России конца XIX - начала XX века.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы и методы историко-философского анализа, включающие в качестве основных диалектический принцип единства логического и исторического, целостности, объективности, историзма, конкретности, а также биографический метод.

В процессе работы использовались как общенаучные, так и историко-философские методы.

Апробация работы

Основные идеи диссертации автор излагал на различных научных конференциях:

1. Интеллигенция России в истории XX века: неоконченный спор. К 90-летию сборника «Вехи» Всероссийская научная конференция (Екатерибург,1998).

2. Человек в философско-культурологическом измерении. Республиканская научно-теоретическая конференция (Нижневартовск, 1998).

Выводы и положения диссертации отражены в публикациях, в том числе в брошюре «П.И. Новгородцев: Опыт интеллектуальной биографии» (Екатерибург,1999).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и социально-экономических наук Нижневартовского государственного педагогического института и рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации. Структура работы обусловлена целью и основными задачами исследования. Она состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем ее составляет 151 страницы машинописного текста.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "П. И. Новгородцев как философ"

ЗАКЛЮЧ ЕНИЕ

Павел Иванович Новгородцев был одним из выдающихся русских философов и правоведов серебряного века русской духовной культуры. Созданная им школа дала русской философии немало известных имен, среди которых Н. Алексеев, И. Ильин, Г. Флоровский. Его имя было известно и за рубежом и как создателя пражского Русского юридического факультета, и как глубокого исследователя истории философии права, естественного права и его оригинального варианта «возрожденного естественного права», правового государства и общественного договора.

Как и большинство русских философов рубежа XIX-XX вв., П.И. Новгородцев много сил отдавал социальному преобразованию России и «достойному человеческому существованию». Он - признанный лидер российских либералов, создатель либеральной теории свободного универсализма, что также отмечают зарубежные исследователи. Один из них писал: «Работы Новгородцева в России XX века могут быть по своему значению сопоставлены с работами его знаменитого либерального предшественника Д.С. Милля в Англии XIX века» (Putman J. Russian Alternatives to marxim to University of Tennessee Press. Knoxville. 1977. PI 25).

Одной из самых отличительных черт мировоззрения П.И. Новгородцева была связь его правовых теорий с философией. Причем эта связь покоилась на Л глубочайшем историко-философском основании, на критической переработке философии прошлых времен, особенно трудов Канта и Гегеля, чьи идеи он плодотворно исследовал и применял. Он был не только правоведом, но и философом, занимавшим свое место в истории русской философии. 4

Положения, содержащие элементы научной новизны и выносимые на защиту:

1. Интеллектуальная биография философа является важным компонентом изучения теоретического наследия. Интеллектуальная биография П.И. Новгородцева не исключение. В ней обнаруживается его становление как ученого и политического мыслителя, формирование основных философских и правовых идей, защита либеральных идеалов. Его интеллектуальная биография - жизнь одного из самых значительных русских философов права конца XIX - начала XX в., чьи идеи были актуализированы не только правовой, но и философской мыслью России, вошли в сокровищницу ее интеллектуального богатства.

2. Одной из особенностей философских взглядов П.И. Новгородцева является их основательная историко-философская база. В большинстве крупных работ философа представлен историко-философский анализ предшествующих философских и правовых доктрин, а часть работ посвящена собственно истории философии права от античности до современности. Методологическим принципом любого труда по истории философии права П.И. Новгородцев считал диалектическое единство исторического и логического. Историческое - «представление об общей связи исторических явлений и их закономерном развитии». В этом достоинство исторического принципа, а к его недостаткам Новгородцев относит: а) поверхностное и неоправданное «сближение идей с событиями»; б) игнорирование традиций в развитии мысли; в) несоответствие характера и объема источников цели исследования идей; г) неясность критерия необходимого объема исторических источников. «Философский»

4 0 логический) принцип ориентирует исследователя на изучение ценности системы идей как таковой, критический анализ ее содержания как доктрины и ее связей с другими доктринами. Сторонами логического принципа Новгородцев считает систематическое, критическое и догматическое изучение идей.

Опираясь на эти методологические основания, он провел несколько исследований вполне самодостаточных и оригинальных. Это история политических идеалов и судьба доктрины естественного права с древности до XX века включительно.

3. Труды П.И. Новгородцева - это по преимуществу его философские размышления о мире человека, его социальном бытии, о праве и морали, подкрепленные историко-философскими экскурсами и данными современных ему философских исследований.

В центре его философских представлений находится проблема Абсолюта, который он понимал тотально, как высшее сверхэмпирическое единство («вечный закон жизни»), противостоящее хаосу исторического бытия, как силу, объединяющую все и вся. Второй важнейшей категорией его философии является личность. Исходной посылкой при решении проблемы личности у Новгородцева является кантовское разграничение теоретического и практического разума, выражающееся в противостоянии свободы и необходимости.

Опираясь на их философский анализ, он проблему личности, ее неотчуждаемых прав, возможностей и перспектив развития решает через проблему естественного права. Как философ-диалектик, Новгородцев отвергал односторонность юридического позитивизма и «историзма» предшественников

4 ё и первым из философов права обосновал нравственный идеализм в праве и в конечном итоге теорию «возрожденного естественного права».

Социальное переустройство общества и российского прежде всего П.И. Новгородцев связывал с преодолением кризиса правосознания и утверждением ценностей правового государства, которое должно обеспечить равенство не только в юридических, но и социальных правах. В правовом государстве личность должна иметь право на «достойное существование».

В последний эмигрантский период жизни он призывал «восстанавливать святыни» и в социальной жизни ориентироваться на народную, религиозную культуру.

4. Проблема общественного идеала итожит философские, правовые, социальные представления П.И. Новгородцева. Он предлагает отказаться от эсхатологических теорий «земного рая», считая, что абсолютный идеал недостижим, поскольку в его основании лежит нескончаемость развития нравственной идеи.

Общественный идеал и стремление к его осуществлению ориентирует общественное сознание на личность как абсолютную ценность, на нравственный закон личности, который помогает ей найти идеальное сочетание с обществом на принципах свободы, равенства и солидарности. Конкретные социальные формы жизнедеятельности личности, в том числе политика, право, государственный строй, считает Новгородцев, временны, относительны, абсолютным является стремление личности к нравственному идеалу, уходящему в бесконечность.

Одной из сторон его представлений об общественном идеале является критика «утопического рационализма» - анархических и марксистских теорий земного рая». Его критический анализ философских, правовых и политологических теорий марксизма был всесторонним и обстоятельным, сохраняющим научную актуальность и сегодня.

Философского и правовое наследие П.И. Новгородцева лишь недавно стало объектом научного анализа, свободного от идеологических штампов и оценок. Его несомненная актуальность делает исследование идей П.И. Новгородцева перспективной задачей историков отечественной мысли. 4

 

Список научной литературыНовичихина, Татьяна Васильевна, диссертация по теме "История философии"

1. Анализ главнейших теорий бессмертия (Публикация В.В. Волкова и М.В. Куликовой)// Начала. 1993. №1. С.80-89.

2. В переходный момент//Научное слово. 1905. Кн. 10. С.69-73.

3. Введение в философию права// Вопросы философии и психологии. 19111916.

4. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М.: РАН, 1996. 268 с.

5. Восстановление святынь// Путь. 1926. №3. С.54-71.

6. Государство и право// Вопросы философии и психологии. 1904. Кн.74-75.

7. Г-н Савальский о самом себе и о других// Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 105. С.382-389.

8. Два правовых идеала// Научное слово. 1904. Кн. 10. С. 112-127.

9. Два этюда// Полярная звезда. 1905. №3. С.214-222.

10. Декларация прав человека и гражданина// Научное слово. 1905. №5.1. С.56-59.

11. Демократия на распутьи// София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии. Вып.1. Берлин. 1923. С.93-107.

12. Идеалы партии народной свободы и социализм. М.: Народное право, 1917. 24 с.

13. Идея права в философии Вл.Соловьева (Речь. Произнесенная на торжественном заседании Психологического общества в память Вл. Соловьева)//Вестн.МГУ. Серия 7. Философия. 1992. №3. С.75-84.

14. Из лекций по истории философии права: учения Нового времени. XVI-XVIII в.М.: Изд-во Власова, 1901. 149 с.

15. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М.: Книжное дело, 1904. 188 с.

16. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба: Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии. М.: Универ.тип., 1896. 226 с.

17. История новой философии права (Немецкие учения). М.: Б.И.1898. 220 с.

18. История философии права. М.: Литография о-ва распространения полезных книг, 1897. 269 с.

19. К вопросу о современных философских исканиях. М.Б.Г. 25 с.

20. Новгородцев П.И., Герье В.И. К вопросу о сущности теократии// Вопросы философии и психологии. 1899. Кн.48. С.304-307.

21. К постановке проблемы правового государства// Юридический вестник. 1917.Кн.17. С.129-133.

22. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: Два типических построения в области философии права. М.: Моск.универс. тип., 1901. 245 с.

23. Конспект к лекциям по истории философии права (Издания для студентов). М.: Изд-во Сабашникова, 1908. 10, 246 с.

24. Лекции по истории философии права: Учения Нового времени. XVI-XIX вв. 4 изд. М.: Высш. Школа, 1918. 209 с.

25. Мораль и познание (По поводу статьи Е.Н. Трубецкого «Новое исследование о философии права Канта и Гегеля»)//Вопросы философии и психологии. 1902. Кн.64. С.824-838.

26. Науки общественные и естественные// Вопросы философии и психологии. 1913. Кн. 12. С.716-722.

27. Нравственный идеализм в философии права// Проблемы идеализма. М., 1902. С.236-296.

28. Нравственная проблема в философии Канта. М.: Печатная Яковлева, 1903.29 с.

29. На путях к правовому государству// Новый мир. 1991. №12.

30. О задачах современной философии права: Речь произнесенная перед диспутом в СПб университете 22 сент. 1902 г.// Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1992. №3. С.71-75.

31. Новгородцев П.И., Покровский И.А. О правах на существование: социально-философские этюды. СПб.: Изд-во М.Вольф, 1911. 48 с.

32. О путях и задачах русской интеллигенции// Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. С.424-442.

33. О своеобразных элементах русской философии права// Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С.367-387.*

34. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. 580 с.

35. Общественный идеал в свете современных исканий// Вопросы философии и психологии. 1910. Кн.103. С.331-340.

36. Платон (По книге Виндельбанда). М.: Б.И., 1909.

37. Политические идеалы древнего и нового мира. М.: Моск.науч. изд-во, 1919. 211 с.

38. Право естественное// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1898. Т.48. С.685-690.

39. Право и нравственность// Сборник по общественно-юридическим наукам. Вып.1. СПб.: Изд.Поповой, 1899. С.113-136.

40. Правовые устои новой жизни// Русская свобода. 1917. №5. С.24-25.

41. Православная Церковь в ее отношении к духовной жизни новой России// Русская мысль. 1922. №1-2. С.193-221.

42. Предисловие// Дюги JI. Конституционное право: Общая теория государства. М., 1908. С. ХХ-ХХХ.

43. Психологическая теория и философия права// Юридический вестник. 1913. Кн.З. С.5-35.

44. Русский последователь Германа Когена// Вопросы философии и психологии. 1909. Кн.99. С.639-661.

45. Современное положение проблемы естественного права// Юридический вестник. 1913. Кн. 1. С. 18-24.

46. Сократ и Платон: Из лекций по истории философии права. М.: Изд. Студента Власова, 1901. 71 с.

47. Сочинения. М.: Раритет, 1995. 448 с.

48. Спорные вопросы в истолковании политической теории марксизма// Труды русских ученых заграницей. Т.1. Берлин, 1922. С. 109-136.

49. Средневековый общественный идеал//Журнал для всех. 1904. №2. С.2535.

50. Существо русского православного сознания// Православие и культура: Сб.статей. Берлин: Б.И., 1923. С.7-23.

51. Учение Канта о праве и государстве//Вопросы философии и психологии. 1901.Кн.58. С.315-361.

52. Учение софистов о естественном праве// Вопросы философии и психологии. 1910. Кн.110.

53. Церковный вопрос. Пг.: Свобода, 1918. 116 с.

54. Б.И. Чичерин// Научное слово. 1904. Кн.З. С.116-120.1. Б. Исследования.

55. Аксельрод JI. (Ортодокс). Против идеализма: Критика некоторых идеалистических течений философской мысли: Сб.статей. Пг.: ГИЗ, 1920. 239 с.

56. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX веков//Вопросы философии. 1991. №8. С.25-37.

57. Валицкий А. Славянофильство и западничество: Либеральная и консервативная утопия. Конспект: В 2 вып. М.: ИНИОН, 1991. 192 с.

58. Вальденберг. О задачах философии права//Вопросы философии и психологии. 1897. Кн.40. С.924-928.*

59. Габидулина Н. Либерализм в России: Историко-философский анализ//Вестн. Высшей школы. 1992. №7-9. С.71-76.

60. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1986: 524 с.

61. Гессен С.И. П.И. новгородцев//Русская школа за рубежом. Прага, 1924. Кн.8.

62. Гинзбург В. Новгородцев П.И. Очерки по истории философии права. Вып.2. С., 1913 (Рец)//Юридический вестник. 1914. Кн.5. С.277-280.

63. Глушкова С.И. Права человека в истории общественно-политической мысли России (конец XVIII в. — 1917). Автореф. канд.дис. Екатеринбург, 1991.19 с.

64. Голосенко И.А. Субъективно-нормативная концепция П.И. Новгородцева и В.М. Хвостова// Социологическая мысль в России конца XIX -началаXX в. Л., 1978. С.263-273.

65. Григорьева Н.В. Проблема свободы личности в политико-правовой мысли России второй половины XIX -начала XX в. Автореферат канд.дисс. М., 1994. 19 с.

66. Гурвич Г.Д. Новгородцев как философ права// Современные записки. 1924. №20.

67. Денильханов А.Х. Политическая философия Павла Ивановича Новгородцева. Автореф. канд. дис. М., 1997. 21 с.

68. Думова Н.Г. Кадетская контрреволюция и ее разгром. М.: Наука, 1982. 361 с.