автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
"Система нравственного идеализма" П. И. Новгородцева

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Абубакирова, Малика Идрисовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему '"Система нравственного идеализма" П. И. Новгородцева'

Текст диссертации на тему ""Система нравственного идеализма" П. И. Новгородцева"



•А (' ~ '

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГО СУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АБУБАКИРОВА Малика Идрисовна

«Система нравственного идеализма» П.И. Новгородцева 09.00.03 - история философии

диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

научный руководитель: доктор философских наук, профессор Володин А.И.

Москва

1999

1

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ._с. 2- 14.

I. Сущность «нравственного идеализма» как философского кредо П.И. Новгородцева.__с. 15- 44.

II.Приоритетность нравственных устремлений личности перед политико-правовыми нормами и законами. Философские основания и общественная значимость концепции «возрожденного» естественного права__с. 45-73.

III. Концепция общественного прогресса в социальной философии Новгородцева. Критика утопизма и рационализма._с. 74-105.

IV. Взаимосвязь идейно-теоретического творчества и политической деятельности П.И. Новгородцева. Пересмотр Новгородцевым концепции «нравственного идеализма»._с. 106-138.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _ с. 139-143.

Библиография

с. 144-162.

Введение.

Актуальность исследования

Настоятельная потребность изучения идейного наследия выдающегося русского мыслителя Павла Ивановича Новгородцева (1866 - 1924), внесшего весомый вклад в разработку философских оснований целого ряда направлений общественного и гуманитарного знания (право, мораль, социология, политология и т.д.), объясняется, в первую очередь, созвучием проблем, рассматриваемых в его произведениях, с теми проблемами, которые вновь, столетие спустя, с особой остротой обсуждаются в современной науке и философии. Это проблемное созвучие определяется существенным сходством общественно-политических и духовно-культурных ситуаций конца XIX -начала XX века и нашего времени. И тогда, и сегодня налицо явный кризис коренных общественных структур, культуры, мировоззрения. П.И. Новгородцев был одним из первых отечественных мыслителей, которые почувствовали и попытались осмыслить и оценить это кризисное состояние.

Сначала Новгородцев относил его лишь к сфере правосознания1. Затем он осознал истинные масштабы кризиса «общественности», охватившего, по сути, все сферы человеческого бытия и сознания. Следствием многолетних размышлений и научных разработок Новгородцева явились постановка и поиски решения им ряда кардинальных проблем, таких как: соотношение морали, права и политики, сущность демократии и правового государства, народного

1 Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания // Вопросы философии и психологии. 1906. Кн. 84.

суверенитета и парламентаризма как лишь относительно прогрессивных форм государственной жизни, индивидуализм и коллективизм, личность и общество как выражение противоречий исторического процесса. В сфере собственно-философской важнейшей для Новгородцева была проблема свободы личности как нравственно-субстанционального, деятельного и вместе с тем идеального начала в истории.

Несмотря на очевидную значимость всех этих проблем в их осмыслении и содержательной трактовке Новгородцевым, в современной философской, социальной и общественно-политической мысли выдвинутые и разработанные Новгородцевым идеи оказались в значительной степени невостребованными, что, со своей стороны, определяет актуальность их исследования.

Тот факт, что к анализу указанных выше проблем Новгородцев подходил не столько с точки зрения идеологической конъюнктурное™ и сиюминутности, сколько с позиций научности и даже академичности, делает его наследие как бы неинтересным для большинства современных идеологических течений в России. Его идеи оказались в общем и целом вне поля зрения современных демократов скорее всего потому, что утверждая, что жизнь личности шире и глубже политики, и тем самым указывая на приоритетность, первичность нравственных критериев по отношению к праву и политике, он подчеркивал релятивность, относительную ценность всех демократических форм. Не находит отклика идейное наследие Новгородцева и у тех, кто пытается обосновать как единственно возможный путь «спасения» и «возрождения» России через обращение к истокам православия, ибо Новгородцев настойчиво и принципиально отвергал «язык религиозного сознания» в философии. По его мнению, попытки таких мыслителей, как

С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев, внести в философию «религиозное сознание» есть не что иное, как измена науке и философии, что в результате выводит проблему свободы личности, спасения страны и человечества за пределы реальной истории. Современные сторонники самобытничества, идеологи национал-патриотизма и мессианизма также не могут найти в творчестве Новгородцева источников, которыми могли бы питаться их идеи, так как он упорно отстаивал идею общности путей истории и универсальности проблем (и их решений) личности и общества.

Правда, в последний период своей жизни Новгородцев высказывал идеи, которые, по сути, противоречили основным положениям его учения «нравственного идеализма»; они-то и дают возможность некоторым современным авторам, как, впрочем, и современникам самого мыслителя, причислить его к числу возродителей русской самобытно-религиозной философии. Такой подход к творчеству Новгородцева является пристрастно-односторонним и не позволяет оценить его реальный вклад в философскую культуру. Поэтому, на взгляд диссертанта, представляется актуальным сопоставить такой подход к наследию Новгородцева с рассмотрением его идей, разрабатывавшихся до периода его духовного кризиса, и более точно определить подлинное место Новгородцева в истории российской мысли.

Обращение Новгородцева в рамках сформированной им «системы нравственного идеализма» к трактовке проблемы личности и общества, хотя он и не дал ее законченного решения, но лишь обозначил «гармонию» личного и общественного как идеальную задачу, актуально и сегодня, как одна из ценных и оригинальных попыток осмысления

важнейшей философской проблемы. У Новгородцева мы находим аргументы против скоропалительных опытов, будто бы доказывающих возможность социальной гармонии, осуществления «земного рая». Его учение - серьезное предостережение от подобных решений. И поскольку в обществе существует тенденция к абсолютизации тех или иных политических, национальных или духовных форм общественного устройства, постольку особую актуальность приобретает многофронтальная критика Новгородцевым разных форм социального утопизма.

Нам представляется также, что с учетом общего поворота современной философии от идеи узко понятой научной рациональности к анализу роли иных форм освоения действительности (нравственной, художественной, религиозной) к поиску их синтетического единства, обращение к философии «нравственного идеализма» Новгородцева приобретает особую значимость, ибо, никак не преуменьшая роли научного анализа, мыслитель вместе с тем на первый план выдвигал нравственную, моральную оценку человеком исторического процесса как некий критерий прогресса человечества.

Степень изученности проблемы

Творчество Новгородцева вряд ли можно назвать понятым и осмысленным до конца, хотя значение его социально-философских и философско-правовых взглядов осознавалось еще его современниками. При жизни Новгородцева и до конца 2о-х гг. XX века внимание к его

творчеству было особенно большим.2 Главный интерес вызывала его фундаментальная работа «Об общественном идеале», которая стала предметом обсуждения многих известных мыслителей3. В отдельную группу можно выделить работы, которые появились как некрологи; в них была сделана попытка дать некую общую характеристику жизненного и творческого пути Новгородцева4.

С конца 20-х гг. и до конца 60-х гг. о Новгородцеве практически ничего не писали; те оценочные характеристики, данные Новгородцеву в эмигрантской литературе (Н.О. Лосский, В.В. Зеньковский), являются весьма лапидарными. Лишь с конца 60-х годов имя мыслителя стало появляться в советской философско-правовой, политико-правовой и социологической литературе. В этот период в отечественной философии предпринимаются попытки дать общие оценки жизни и творчеству Новгородцева в некоторых учебных и энциклопедических изданиях5.

Широта спектра философских, правовых, юридических, социологических, этических вопросов, рассматриваемых

Новгородцевым, обусловила интерес к ним со стороны исследователей различных направлений науки и общественной мысли и различные подходы к его идеям. Однако характер многих работ о Новгородцеве

2

Трубецкой E.H. Новое исследование о философии права Канта и Гегеля // Вопросы философии и психологии, 1902.; Аксельрод Л. Новейшие русские идеалисты. (О «Проблемах идеализма»). Одесса, 1905.; Гурвич Г.Д. Профессор П.И. Новгородцев как философ права // Современные записки, 1924, №20.

3 Гессеи И.В. Искания общественного идеала. Петроград, 1918; Аничков Е.В. На грани // Православие и культура. Берлин, 1923; Sergius. Обзор русской философской литературы за время революции. (1917 -1921) // Новая русская книга. Берлин, 1923, № 3-4.; Бердяев H.A. Рец.: Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1917 // Русская мысль, 1918, март-июнь;

Сетницкий H.A. О конечном идеале // Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения. М., 1995. А Струве П.Б. Памяти Новгородцева // Русская мысль. Прага -Берлин, 1923 -1924. Кн. 1Х-ХП; Ильин И. А. Памяти Новгородцева // Русская мысль. Берлин, 1924, № 9-12; Флоровский Г.В. Памяти Новгородцева // Россия и славянство. Париж, 27 апреля 1929, № 22.

5 Философская энциклопедия в 5-ти томах. Т. 4. М.,1967 г.; Очерки истории русской этической мысли. М., 1976.; Туманов В. Буржуазная правовая идеология. М., 1971.; Шкоринов В.П. Этический иррационализм в России. Ростов-на-Дону. 1973.

таков, что они в основном говорят о нем как философе права, стороннике «возрожденного» естественного права. К тому же некоторые из них рассматривают его идеи в системе идей других авторов или направлений мысли6. Лишь работы A.B. Полякова и В.А. Савельева посвящены непосредственно анализу концепции естественного права Новгородцева7. Существует ряд работ, включающих характеристики

о

социологических и философско-политических взглядов Новгородцева . Интересны работы, в которых анализируются политические взгляды и политическая деятельность Новгородцева9.

Необходимо специально отметить, что только в последнее десятилетие творчество этого мыслителя получило вторую жизнь. Многие работы его переизданы. Первый после смерти Новгородцева сборник его сочинений, в который вошел наиболее известный его труд «Об общественном идеале» и некоторые другие работы, вышел в 1991г. В 1995 г. вышел второй сборник произведений Новгородцева («Сочинения»). Вступительные статьи к этим двум сборникам (авторы:

A.B. Соболев - 1991г., Н.С. Плотников, М.А. Колеров - 1995г.)

6 Кузнецов Э. Русская философия права конца 19 - нач. 20 в. М., 1989; Кузнецов Э. Русская философия права конца 19 - начала 20 века. М., 1989. Кузнецов Э.В. Философия права в русском дореволюционном правоведении // Правоведение. 1984, № 2; Пяткина С. А. Идея естественного права в методологии русской философско-правовой мысли (конец 19 - начало 20 в. // Труды ВЮЗИ, 1975, т. 44.; Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая идеология. М., 1980; она же. Школа «возрожденного естественного права» в России. // Правоведение. 1969, № 6.

7 Поляков A.B. К критике методологических основ школы «Возрожденного естественного права» в России ( П.И. Новгородцев). // Вестник ЛГУ. 1986. серия 6, выпуск 2. Также см. его работу: «Возрожденное естественное право» в России: Критический анализ его концепций. Л., 1987; Савельев

B.А. Теория возрожденного естественного права в учении П И. Новгородцева // Вопросы государства и права в общественной мысли России 16-19 вв. М., 1979.

8 Голосенко И. А. Субъективно-нормативная концепция П.И. Новгородцева и В.М. Хвостова. // Социологическая мысль в России. Л.1978.; История буржуазной социологии 19- начала 20 в. М,1979; Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб, 1994.; Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России 11-20 вв. М., 1995г.; Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России, конец 19 - начало 20 вв. М, 1991г.; История политических и правовых учений. М., 1995г.

9 Думова Н.Г. Из истории кадетской партии в 1917 году.// Ист. зап. 1972. Т. 90; Думова Н.Г. Кадетская контрреволюция и ее разгром. (Октябрь 1917-1920гг.)М., 1982; Думова Н.Г. Кадетская

представляют собой попытки систематизировать учение Новгородцева, познакомить читателя с его биографией. В 1996г. отдельной книгой вышла работа Новгородцева «Введение в философию права. Кризис современного правосознания». Переизданы также отдельные статьи Новгородцева: «О путях и задачах современной интеллигенции», «О своеобразных элементах русской философии права»10 и другие. Все эти издания в целом явились большим подспорьем в изучении творчества Новгородцева. Как следствие, появились работы исследовательского характера, в которых авторы так или иначе апеллируют к Новгородцеву.

Материалы, посвященные творчеству Новгородцева, содержатся почти во всех изданных в этот период справочно-энциклопедических и учебных изданиях11. Среди них особо отметим статьи В.Н. Жукова (Русская философия. Словарь. Под общей редакцией М.А. Маслина. М., 1995) и И. Осипова (Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.), а также статью А.П. Альбова, Д.В. Масленникова и В.П. Сальникова «Русская философия права - философия бытия, веры и нравственности» (Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. Спб, 1997.). Некоторые из публикаций, посвящены непосредственно философскому наследию автора в целом или отдельным моментам его творчества: проблеме общественного идеала (Сандригайло В. Проблема общественного идеала в работах П.И. Новгородцева // Социология и социализм. М., 1990), интерпретации им

партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988; Думова Н.Г. Кончилось ваше время. М., 1990.

10 Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции // Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993; Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997.

"Краткая философская энциклопедия. М.,1994; Политические деятели России. 1917.Биографический словарь. М., 1993; Философы России 19-20вв.: Биографии, идеи. М.,1995; Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995; Русская философия: Словарь // Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995; Русские философы, конец 19 - начало 20 вв.. Биографические очерки. М.,1993; Русские философы: конец 19 - начало 20 вв.: Биографические очерки. М.,1993.

теории естественного права (Лебедева Т.П. Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой традиции // ПОЛИС, 1998, № 6), осмыслению проблемы правового государства (Соболев A.B. П И. Новгородцев. На путях к правовому государству. // Новый мир. 1991, № 12).

Определенный интерес к наследию Новгородцева проявляют и западные авторы: американские ученые Г.Ф. Патман (он видит в учении Новгородцева некую альтернативу для развития России в начале XX века, которой не воспользовались русские политики) и Р.Э. Пул, польско-американский историк А. Валицкий12.

Названные работы не исчерпывают, однако, всех проблем, рассматривавшихся Новгородцевым. Предметом внимательного анализа не стали до сих пор общефилософские исходные основания философии права, его концепции общественного прогресса, вследствие чего, естественно, не прослеживается связь этих общефилософских установок с его деятельностью в различных сферах. Получается, будто правовые взгляды Новгородцева представляют собой как бы отдельное учение, политическая деятельность рассматривается зачастую в отрыве от философско-теоретической, социологические взгляды характеризуются абстрагированно от общего характера его учения.

Подобная фрагментарность наблюдается и в историко-философской литературе. Здесь авторы, по общему правилу, приводя отдельные, вырванные из общего контекста, высказывания

12 Putman G.F. Russian Alternatives to Marxism.: Christian Socialism and Idealistic Liberalism in Twentieth-century // Knoxvill, 1977; Пул Р.Э. Русская диалектика между неоидеализмом и утопизмом (Ответы Вл. Соловьеву) // Вопросы философии, 1995, № 1;Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца Х!Х - нач. XX веков // Вопросы философии. 1991, № 8; Валицктй А.: Философия права в русском либерализме // Философские основания теорий международных отношений. М.,1990. Вып.З.; Валицкий А. Коммунистическая утопия: судьба социалистического эксперимента в России // Вопросы философии. 1998, № 8.

Новгородцева, ограничиваются при характеристике его общефилософской позиции, его метафизического кредо слишком общими суждениями и характеристиками («трансцендентальный идеализм», «неокантианец баденской школы», «самый последовательный из русских неоидеалистов» и т.п.), не раскрывая философских воззрений Новгородцева по существу, во