автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Паломнические "хожения" Б. К. Зайцева

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Глушкова, Наталья Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Паломнические "хожения" Б. К. Зайцева'

Текст диссертации на тему "Паломнические "хожения" Б. К. Зайцева"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ГЛУШКОВА Наталья Борисовна

ПАЛОМНИЧЕСКИЕ "ХОЖЕНИЯ" Б.К. ЗАЙЦЕВА: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА

Специальность 10.01.01.- русская литература

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

На правах рукописи

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Газизова А.А.

Москва 1999

Оглавление

Введение..............................................................................................................4

Глава 1 Жанр хожений.....................................................................................16

Истоки, канон, развитие (до XIX века).......................................................16

I I

I I

Особенности "хожения" XIX века...............................................................34

Развитие "хожений" в XX веке....................................................................51

Причины обращения к жанру "хожений" Б.К. Зайцева............................61

Глава 2 Паломническое "хожение" Б. Зайцева "Афон":

К проблеме жанра.............................................................................................72

Композиционная система "Афона" Б.К. Зайцева.......................................72

Образная система "Афона"...........................................................................96

Некоторые особенности стиля зайцевского «Афона».............................143

Глава 3 "Валаам" Б.К. Зайцева как "хожение"............................................152

Афонские темы и образы в "Валааме".....................................................152

Особенности композиции и стиля.............................................................173

Заключение...:..................................................................................................184

Библиография..................................................................................................186

Введение

»

Творчество Бориса Константиновича Зайцева - это целая эпоха литературной жизни России, долгое время закрытая от русского читателя. Об этой оторванности от российских читателей в 1957 году с горечью сказал в автобиографии сам писатель: "Ни одному моему слову отсюда не дано было дойти до Родины. В этом вижу суровый жребий, Промыслом мне назначенный" (1, т. 1, с. 52).

В девяностые годы XX века стало очевидно, что эти слова писателя оказались заблуждением. В России за последние десять лет изданы повести и романы писателя ("Странное путешествие", "Анна", "Золотой узор"), беллетризо-ванные биографии и "жития" ("Жизнь Тургенева", "Жуковский", "Чехов", "Сергий Радонежский", "Алексей Божий человек"), мемуары ("Москва", "Далекое"), дневники ("Странник", "Дни"), тетралогия "Путешествие Глеба"; переиздаются произведения дореволюционного творчества.

Снятие запрета с Б.К. Зайцева, появление его книг в нашей стране дало возможность продолжить изучение творчества писателя. На начальном этапе (середина 80-х годов) работы исследователей (Е. Воропаева, О. Михайлов, Т. Прокопов) были направлены на общий обзор жизни и творчества писателя, так как важнейшей задачей того времени было вновь ввести имя Зайцева в литературное наследие России.

В начале 90-х годов намечается тенденция преодоления обзорного подхода к зайцевскому наследию, исследователи уже Не ограничиваются комментариями к произведениям и не стремятся заменить анализ произведений биографическим материалом. Одной из задач становится раскрытие философской и поэтической системы писателя на основе анализа произведений (работы Е. Воропаевой, А. Любому дрова, А. Черникова).

Постепенное расширение круга исследовательских проблем выдвинуло уже в середине 90-х годов задачу объединения усилий западных и российских коллег в изучении творчества Б.К. Зайцева. Важным вкладом в зайцеведение

явилось проведение Международных Зайцевских чтений (Калуга, 1996) и международной научной конференции (Орел, 1998).^

Интерес к творчеству писателя постоянно возрастает, за последние пять лет в нашей стране защищено шесть кандидатских диссертаций по творчеству Зайцева (Ю. Драгуновой, Н. Жуковой, Н. Завгородской, Ю. Камильяновой, О. Кашпур, С. Сомовой).

Сегодня можно уже говорить о сложившемся в литературоведении направлении, занимающимся изучением творчества Б. Зайцева и продолжающим дореволюционное и зарубежное зайцеведение.

Нами выделяется несколько аспектов в изучении творчества писателя, сформировавшихся на протяжении всего зайцеведения:

I

1. Биографический аспект. В дореволюционном зайцеведении представлен в работах, близких к анкетной форме (Е. Колтановская), и не выделен в отдельное направление, что объясняется временной близостью к жизни писателя. В русском зарубежном литературоведении биографический аспект также не получает широкого развития из-за задач, которые ставили исследователи того периода (раскрыть мировоззрение писателя). Большое внимание уделяется в середине 80-х и начале 90-х годов российскими исследователями (Е. Воропаева, О. Михайлов и другие). В последние годы появились документально-краеведческие исследования о детстве и юности писателя в Калужском крае (Е. Зайцев, Г. Ильина, А. Иванова и другие); открыты неизвестные обстоятельства и документы о московской жизни писателя (в докладах на первой Международной научной конференции по творчеству Зайцева (М. Минокина, С. Островской); об эмигрантской поре (Е. Дейч, Л. Назарова и другие).

2. Генетический аспект. Исследование связи зайцевского творчества с традициями русской и мировой литературы было начато дореволюционной критикой (Е. Колтановская, 3. Гиппиус), разрабатывалось в русском зарубежном литературоведении (Г. Адамович, Г. Федотов) и получило значительное развитие в современном зайцеведении (Ю. Драгунова, Ю. Камильянова, Н. Пак и другие). На наш взгляд, точно определение Ю. Драгуновой художественного

стиля писателя как творческой полемики с классической литературой, которая носит характер "подводного течения". "Художественные миры, созданные интересными Зайцеву писателями, органически входят в его собственное творчество, приобретают значение "знаковости", способствуют постановке субстанциональных проблем, а также выступают в качестве определяющей черты стилевой системы автора" (205, с. 131). Основное внимание исследователей получила "творческая полемика" Б.К. Зайцева с Ф.М. Достоевским, И.С. Тургеневым, А.П. Чеховым и А. Данте. В большинстве работ выявление генетической традиции представлено лишь на материале раннего творчества и творчества 20-х годов (Ю. Драгунова, С. Сомова и другие).

В диссертации нами обращается внимание на генетическую традицию в

| |

творчестве писателя в середине 20-х и в середине 30-х годов.

На основании исследований ученых и собственных наблюдений можно определить зайцевский тип традиции как генетически неосознанной.

3. Философский аспект. Дореволюционная критика, изучавшая философские искания Б. Зайцева в раннем периоде творчества, обосновала близость его мировосприятия к пантеизму (Ю. Айхенвальд, Е. Колтановская и другие).

Русское и зарубежное литературоведение пыталось осмыслить религиозное миропонимание писателя и поднимало вопрос связи послереволюционного христианского взгляда Зайцева на мир с его идейными и философскими исканиями раннего этапа (П. Грибановский, В. Зеньковский, арх. Киприан, Г. Струве и другие).

Современное зайцеведение продолжает рассматривагь процессы, происходившие в мировосприятии писателя с 1901 по 1917 годы, и окончательно оформившееся православное мировоззрение художника (Е. Воропаева, Ю. Драгунова, Н. Жукова, А. Любомудров, О. Михайлов, А. Черников и другие).

Данный аспект изучения оказывается немаловажным для рассмотрения жанровой эволюции произведений писателя, так как изменение философской

системы приводит к использованию новых жанровых форм и отражается в жанровом развитии.

4. Поэтический аспект. Наиболее глубокое изучении поэтики зайцев-ского наследия начинается в современном литературоведении. Исследуется импрессионистический стиль писателя (Ю. Драгунова, В. Захарова, М. Ма1еска, Л. Усенко и другие), поэтика образа А. Любомудров, поэтика сюжета (в произведениях 1900-1920-х годов - диссертации Ю. Камильяновой и С.Сомовой), жанровая поэтика (Е. Воропаева, Н. Жукова, Н. Завгородней и другие). Изучение жанровой поэтики проводится на материале беллетризованных биографий писателя (монография А. Шиляевой, кандидатские диссертации Н. Жуковой,

Н. Завгородней), мемуарных произведений (Е. Воропаева, О. Кашпур, Т. Про-

\

копов) и художественных житий (Н. Пак, А. Шайкин).

В последние годы появились работы по драматургическому (Л. Аринина, И. Гращенкова), публицистическому (А. Любомудров) и эпистолярному (Е. Дейч) наследию писателя.

Особое место занимает изучение творческих связей Б. Зайцева с его современниками: Леонидом Андреевым (О. Вологина, Е. Михеичева), Максимом Горьким (Н. Примочкина), Иваном Буниным (Т. Гордиенко, Л. Иезуитова).

Внимание исследователей привлекает тема Святой Руси (Е. Воропаева, И. Есаулов, А. Любомудров, О. Михайлов) и итальянская тема (Н. Комолова).

Предметом исследования в настоящей работе является жанровое своеобразие "хожений" Б.К. Зайцева "Афон" и "Валаам" в их взаимосвязи с традициями древнерусской литературы. Используются, кроме "Афона" и "Валаама", другие художественные ("Изгнание", "Спокойствие", сборник "Италия", "Преподобный Сергий Радонежский") и публицистические ("Странник", "Дни") произведения Б. Зайцева, воспоминания современников.

Исследования "Афона" и "Валаама" Б. Зайцева были начаты за рубежом, где о них писали литературоведы, философы, представители русской Церкви. Подход к ним в среде русского зарубежья был философско-религиозным, культурологическим: раскрывалась религиозная направленность послереволюцион-

ного творчества писателя; поездки на Афон и Валаам и последовавшие за ними книги рассматривались как "этапы на п^ти вооцерквления писателя" (П. Грибановский). В работах, посвященных "Афону", осмысливалась глубина религиозного чувства, которое, по мнению большинства философов, было полно двойственности, столкновения двух неслитных стихий, Церкви и культуры (В. Зеньковский), "тишайшей и кротчайшей борьбы" "поклонника Эллады и исповедника византийского православия" (Ф. Степун, Г. Федотов).

На наш взгляд, более правомерно мнение Г. Адамовича, который указывал, что в произведениях Бориса Зайцева на религиозные темы нет "незавершенности", "двойственности", он предстает "христианином, и притом христианином смиренным, <.. .> без поправок к Православию", не проповедующим, а

I 1

1 I

творящим.

Борис Зайцев, явившись одним из ярчайших представителей верующей интеллигенции XX века, воплотил в своих произведениях не столкновение, а сопроникновение Церкви и культуры. Выделенное критиками русского зарубежья "подсознательное противоборство" в душе художника и христианина, культуры и Церкви является закономерным для всей христианской литературы как части мировой культуры. Введение Зайцевым в произведения на религиозную тему различных культурных кодов (греческого, итальянского) раскрывает стремление писателя воспринять весь мир и его развитие как своеобразную единую Церковь.

Особое внимание критики русского зарубежья, обращавшейся к "Афону" и "Валааму", привллсла тема Святой Руси. "Хожения" Б. Зайцеьа не раз назывались настоящими "наваждениями Святой Руси" (Н. Кульман, Г. Федотов). В современном литературоведении продолжено исследование этой темы в работах Е. Воропаевой, И. Есаулова, А. Любомудрова, О. Михайлова и других. Изучение темы Святой Руси ведется в трех аспектах: раскрытие русского национального характера (Е. Воропаева, И. Есаулов и другие), монастырская тема (А. Любомудров) и идея святости, в основном рассматриваемая на материале

"Преподобного Сергия Радонежского" (А. Бронская, Ю. Камильянова, А. Любомудров, О. Михайлов и другие).

"Афон" становится предметом исследования кандидатской диссертации Ю. Камильяновой "Типы сюжетного повествования в прозе Б. Зайцева 19001920-х г.г." (215).

В сюжетном повествовании 20-х годов "Афон" определяется исследователем как очерковый тип, что является не совсем точным, так как не учтена тематическая и философская направленность произведения. Соответствие формальных признаков очерковому типу, приводимое в исследовании Ю. Кальяно-вой, становится возможно в силу того, что очерковый тип повествования - один из путей развития древнерусского хожения.

I j

ковизна данного исследования обусловлена аспектом: жанровая организация "Афона" и "Валаама" Б. Зайцева как "хожений" XX века; а также определением места зайцевских хожений в историко-генетическом ряду от древнерусских произведений этого жанра до произведений середины XX века.

В своем исследовании ставим следующие задачи:

- Рассмотреть процессы, происходившие в мировоззрении и творчестве писателя, предопределившие обращение к жанру хожений.

- Раскрыть жанровые особенности "Афона" и "Валаама" Б. Зайцева на семантическом и структурном уровнях.

- Обозначить генетическую связь зайцевских произведений с традициями древнерусской литературы и выявить особое место хожений писателя в истори-ко-ген' тическом развитии данного жанра.

-Выявить модернисткую поэтику "Афона", сочетающую генотипические черты древнерусских хожений и коды произведений мировой литературы.

- Соотнести "Афон и "Валаам" Б.К. Зайцева и на их примере раскрыть творческую эволюцию писателя.

Задачи, поставленные в диссертации, предполагают ознакомление с текстами хожений с XII века, включая произведения XX века. К работе привлекаются двадцать семь текстов хожений. Используются труды русских и зарубеж-

ных религиозных философов (Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Зеньковского,

И. Ильина, Вл. Соловьева, М. де Унамуно и другие).

»

Теоретической основой диссертации являются работы современных литературоведов по проблеме жанра (М. Бахтина, Д. Лихачева и другие).

Жанр, согласно концепции М. Бахтина, это "творческая память", в нем "всегда сохраняются неумирающие элементы архаики", которая "сохраняется в нем только благодаря постоянному ее обновлению, так сказать осовремениванию". Историко-генетическая концепция жанра, принимаемая в диссертации, предполагает обращение к работам по теории и истории паломнических хоже-ний, так как жанровый анализ выходит за рамки описания отдельных форм и является исследованием всего многообразия связей художника слова с действительностью, с литературной и ¡культурной традицией. (!

В отечественном литературоведении древнерусским хожениям посвятили свои работы исследователи как XIX века (И. Сахаров, И. Срезневский, А. Пыпин), так и XX века (О. Белоброва, В. Данилов, В. Кусков, Д. Лихачев, Н. Тихонравов, С. Травников и другие). Приоритет в изучении жанровых и стилевых особенностей хожений принадлежит Н. Прокофьеву ("Древнерусские хожения ХП-ХУ веков (проблема жанра и стиля)", "Книга хожений. Записки русских путешественников Х1-ХУ веков" и другие).

В диссертации используется комплексный подход, сочетающий элементы историко-генетического, сравнительно-типологического, структурного, биографического, а также конкретно текстуального анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обращение писателя к новым для него жанровым формам связано с православной направленностью мировоззрения Б. Зайцева и желание сохранить в памяти поколений образ Святой Руси, передать этот образ в будущее через продолжение традиций прошлого.

2. Художественное своеобразие хожений Зайцева определяется "открытостью" по отношению к мировой культуре, философской мысли, стремлением к соединению различных культурных и литературных кодов в традиционном православном произведении.

3. "Афон" и "Валаам" сохраняют и продолжают традиции древнерусских хожений как на семантическом, так и на структурном уровне и являются хоже-ниями XX века.

4. Эволюция поэтической системы писателя, происходящая в 30-е годы, отражается в "хожениях" Зайцева как осознанное движение от модернизма "Афона" к простоте "Валаама".

Работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Первая глава "Жанр хожений: истоки, канон, развитие". Выявление истоков хожения позволяет выявить религиозно-символическое значение жанра и указывает на задачи, которые выполняло хожение в Древней Руси: переживание событий священной истории, соучастие в ходе мировой жизни.

Структура древнерусских хожений была строго канонизирована и требовала соблюдения пространственно-временной организации произведения и развития достаточно устойчивой образной системы. Формирование канона хожений происходит в Х11-Х1У веках. Эталоном написания хожения являлось "Хожение игумена Даниила в святую землю", влияние которого отразилось на всех последующих хожениях ХП-Х1У веков. При рассмотрении канона хожения нами используется текст игумена Даниила в качестве классического образца данного жанра.

В главе дан обзор развития жанра, выделены тенденции в эволюции хожения. Трансформация жанровых форм рассматривается на материале русской литературы от XII до XX века. В работе используются широко известные тексты хоженкй ("Хожение игумена Даниила в Святую землю", "Хожение Василия Гагары в Иерусалим и Египет", "Хожение Трифона Коробейникова в Царь�