автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Партия чешских национальных социалистов, 1898-1918 гг.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Баландина, Анастасия Владимировна
Введение.
Глава первая. Становление партии чешских национальных социалистов.
1. Вацлав Ярослав Клофач. Страницы биографии.
2. Структура чешских политических сил на рубеже 19-20 вв. Причины и условия возникновения Чешской национальной социальной партии.
Глава вторая. Начало деятельности и формирование идеологии Чешской национальной социальной партии.
1. Первые шаги (1898 - 1902 гг.).
2. Чешская национальная социальная партия и чешские партии либерально - демократического блока (сравнительный анализ программ).
3. Чешская национальная социальная партия и Социал - демократическая рабочая партия Австрии (сравнительный анализ программных установок).
Глава третья. Основные направления деятельности Чешской национальной социальной партии в начале 20 в.
1. Антимилитаризм в идеологии и деятельности Чешской национальной социальной партии.
2. Национальные социалисты и славянский вопрос.
3. Женский вопрос в деятельности Чешской национальной социальной партии.
Глава четвертая. Положение партии чешских национальных социалистов в чешском политическом лагере накануне Первой мировой войны.
1. Поиск союзников в условиях изменения ситуации на политической арене.
2. Клофач и Россия. 1907 - 1914 гг. (по материалам Архива внешней политики Российской империи).
Глава пятая. Деятельность Чешской национальной социальной партии в период Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.).
1. Место чешских национальных социалистов в чешском политическом лагере (1914- 1917 гг.).
2. Поиск новых союзников и изменение характера Чешской национальной социальной партии.
3. Программа 1918 г.
4. Послесловие.
Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Баландина, Анастасия Владимировна
Актуальность темы исследования и научная новизна. В отличие от других европейских стран в Чехии, и в Австро - Венгрии вообще, формирование политических партий происходило на национальной основе. Вне зависимости от идеологии, социальной или конфессиональной принадлежности практически все партии провозглашали себя "национальными", лишь возникновение социал - демократии внесло в это направление новую струю, так как партия заявила о себе как "интернациональная".
Развитие парламентаризма дало толчок для трансформации старых и создания новых политических партий. Если раньше политика была делом сравнительно небольших групп национальной интеллектуальной элиты, то теперь партии становятся массовыми, то есть, не только имеющими значительное число членов, но и идеологию, удовлетворяющую более или менее широкие слои населения. От этого зависело не только положение партии в политической структуре Чешских земель, но и само ее существование. Именно поэтому для партий в конце 19 - начале 20 вв. столь важно было заявить себя воплотителями интересов всего народа. Особенностью политической ситуации в Чехии в этот период было то, что различные программные приоритеты в национальной, социальной, церковной, политической и иных сферах стали мощным детерминирующим фактором политической дифференциации чешского общества, что в свою очередь привело к бурному процессу становления политических партий и группировок.
Рассмотрение деятельности каждой политической группировки, а также их совокупности дает нам представление не только об особенностях чешской политической структуры, но и позволяет понять чаяния и надежды определенных слоев населения. Вместе с тем, как мы увидим впоследствии, трансформацию чешского общества в этот период нельзя проследить без учета национальной проблематики, так как национализм становится доминирующим фактором развития не только чешских земель, но и Австро - Венгрии вообще. Размах национализма и его давление на чешскую общественность привел к появлению сначала движения национальных рабочих, а затем Чешской национальной социальной партии, которая стала не только полноценным компонентом чешского политического лагеря, но и единственным приверженцем доктрины радикального национализма.
Актуальность изучения генезиса Чешской национальной социальной партии обуславливается также возможностью показать специфику действий партии национального толка в условиях обострения национальных противоречий. Этот аспект представляет несомненный интерес, учитывая современную ситуацию в сфере национальных отношений в мире. Безусловно, современные конфликты во многом отличаются от противоречий рубежа 19-20 вв. Однако, нельзя не понимать, что многие проблемы нашего времени, заявившие о себе в странах наследницах бывшей Австро - Венгерской империи, то есть, прежде всего, это балканские государства, Чехия и Словакия, неразрывно связаны с имперским наследием. Кроме того, национальные призывы радикального свойства в самых различных проявлениях популярны и сегодня, особенно в регионах со смешанным населением. Отчасти к ним можно отнести и Чехию. После распада Чехословакии они стали проявляться, например, в Моравии. Таким образом, изучение исторического опыта помогает, прежде всего, адекватно разрешать конфликты внутри современного социума.
В этом контексте особый научный интерес представляет анализ целей и задач, которые ставили перед собой чешские национальные социалисты для разрешения национальных противоречий, ставших объектом и главным действующим фактором их активности. Понять истоки политики Чешской национальной социальной партии, - значит более глубоко вникнуть в характер и особенности не только внутриполитического положения Чешских земель, но и Австро - Венгерской империи вообще. Следует учитывать, что, поскольку деятельность партии разворачивалась на широком внешнеполитическом фоне, то вопрос ее контактов с представителями российских дипломатических ведомств и славянскими политическими деятелями приобретает актуальность.
Процесс реструктуризации партии чешских национальных социалистов в период Первой мировой войны является примером не только изменения тактики и стратегии в новых условиях, но и эволюции мелкобуржуазного социализма в буржуазно - реформистское движение, ставшее опорой чешской буржуазии в эпоху создания национального чешского государства.
История формирования и деятельности Чешской национальной социальной партии является на сегодняшний день богатым полем изучения еще и потому, что этот сюжет мало освещен в чешской историографии и практически не затронут в работах отечественных историков. То есть степень разработанности темы представляется нам в этой связи недостаточной. Эта партия, органично вписавшись в политическую структуру Чешских земель в конце 19 в., оставалась долгое время "неудобной" для изучения во многом из - за своих радикально - национальных взглядов. Чешские историки традиционно видели в ней "агентуру" партии младочехов, а отечественные исследователи советского периода мало касались этой темы поскольку не считали политику Клофача и его партии проблемой заслуживающей внимания. В связи с тем, что главной составляющей программы национальных социалистов был радикальный национализм, деятельность национальных рабочих как бы автоматически выбывала из сферы интересов советских ученых.
В свою очередь, современная историческая наука расширяет сферу своих интересов, включая в нее наиболее острые стороны национализма, что обуславливает актуальность темы становления и активности Чешской национальной социальной партии на рубеже 19 - 20 вв. В таком контексте чешский национальный социализм весьма перспективен для изучения национализма как общественного явления, а фигура Клофача привлекает внимание как образ политика радикального толка, харизматического лидера левого крыла чешского национального движения.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней сделана попытка с позиций современной исторической науки объективно, без идеологических предрассудков раскрыть и осветить ранее не изученные отечественными исследователями вопросы истории Чешской национальной социальной партии, в том числе ее взаимоотношения с другими чешскими политическими партиями и группировками, ее роль на политической сцене, основные направления деятельности, опираясь не только на новейшую зарубежную историографию, но и широкую базу источников. Кроме того, впервые как в отечественной, так и в зарубежной историографии специально рассматриваются контакты Вацлава Кло-фача с представителями российских дипломатических ведомств, а также с российскими политиками. Для раскрытия этого аспекта в деятельности лидера национальных социалистов мы опираемся на неопубликованные ранее источники из Архива внешней политики Российской империи
Таким образом, предметом исследования в настоящей работе является критический анализ деятельности Чешской национальной социальной партии, нацеленной на поиск не только своей политической и социальной ниши, а и на создание собственной теории "национального социализма". Поскольку славянские сюжеты, а особенно контакты с Россией занимали в политике партии важное место то, мы посчитали необходимым отдельно затронуть этот элемент во внешнеполитическом курсе чешских национальных социалистов, который подробно не освещался еще ни в одной работе отечественных и зарубежных историков. Во многом деятельность данной партии, ее место и вес на чешской политической арене были обусловлены фигурой ее лидера - В.Я. Клофача. Личность Клофача занимает в диссертационном исследовании значительное место еще и потому, что без него невозможно представить себе чешскую политику конца 19 - начала 20 вв. Ведь именно радикальность его заявлений не только будировала чехов, но и вынуждала ведущих политиков этого времени - Масарика, Крамаржа - искать пути решения национальных и социальных противоречий, формулировать внешнеполитические аспекты австро -венгерской политики как вопросы, касающиеся и Чешских земель, а балканские сюжеты благодаря его инициативе становятся стержнем политической деятельности в начале 20 в.
Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать этапы и раскрыть основные особенности деятельности партии чешских национальных социалистов с момента ее возникновения до 1918 г., а также дать характеристику личности Клофача как политика и определить его роль и место в чешском политическом лагере в этот период.
Исходя из цели исследования, нами поставлены следующие задачи. Во -первых, анализ проблемы национализма, в контексте данной темы нам кажется необходим, так как, в сущности, именно проблема чешско - немецких отношений становится стержнем рассматриваемого этапа чешской истории. Кроме того, изучение мировоззрения национальных социалистов становится невозможным без знакомства с последними разработками по национальному вопросу, так как эта партия оказывала бесспорное влияние на чешскую национальную идеологию на рубеже веков.
Во - вторых, одна из важнейших задач диссертационного исследования - воссоздать "портрет" лидера Чешской национальной социальной партии В.Я. Клофача как талантливого оратора, агитатора, политика и публициста. В данной работе впервые в отечественной историографии будет сделана попытка рассмотреть личность Клофача через призму всей чешской политики рубежа 19-20 веков.
Представить деятельность чешских национальных социалистов на фоне общественно - политической истории чешского общества является третьим направлением изучения избранной темы. Однако нужно сделать оговорку, что показать весь спектр проблем, находящийся в сфере интересов национальной социальной партии, не представляется возможным. В диссертационном исследовании основной упор делается на приоритетные направления политики Чешской национальной социальной партии, такие как: борьба с социал -демократией, их парламентская активность, антимилитаризм, славянские сюжеты в их внешней политике, попытки создания единой чешской партии в период Первой мировой войны. В частности, мы не считали целесообразным выделить как самостоятельный сюжет для изучения отношение партии национальных социалистов к неославизму, так как эта тема довольно подробно рассматривается в общем фокусе исследования проблемы неославизма в ряде работ.1 Однако назрела настоятельная необходимость особо остановиться на контактах Клофача и России. Ибо как уже говорилось, эта тема практически не изучена историками. В диссертации она разработана на основе материалов Архива внешней политики Российской империи, многие из которых не использовались ранее.
Для того, чтобы понять, какое место занимала Чешская национальная социальная партия в политической структуре Чешских земель на рубеже веков, насколько актуальны и репрезентативны были требования национальных социалистов в свете требований других политических партий, одна из глав работы посвящена сравнительному анализу программ Чешской национальной социальной партии и некоторых других буржуазных и мелкобуржуазных чешских политических партий. Для того, чтобы понять суть конфликта и выявить отличия двух "рабочих" партий, было необходимо провести сравнительный анализ программных ус тановок партии национальных социалистов и социал - демократов. Вместе с тем, в работе прослеживается эволюция идеологических установок партии и ее связь с изменением общественно - политической ситуации в Чешских землях в 1898 - 1918 гг.
Наряду с теоретической основой деятельности партии в диссертационном исследовании представлена политическая стратегия национальных социалистов, которая обеспечила им не только поддержку электората, но и стабильное место в чешской политической структуре. Чешская национальная социальная партия не стала явлением временным, трансформировавшись в период Первой мировой войны, она просуществовала вплоть до 1948г., в отличие от многих других политических группировок. То есть она была не только стабильным компонентом чешской политики, но и гибким, компромиссным партийным образованием.
Следует заметить, что автор не ставит своей целью опровергнуть положения марксистской историографии, но на основе выводов современных исследователей и широкой базы источников с научной объективностью и полнотой воссоздать образ Чешской национальной социальной партии и ее лидера.
Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период с 1897 по 1918 гг., то есть с момента образования до создания Чешской социалистической партии. Причем этот большой промежуток времени можно условно поделить на два этапа. 1897-1914 гг. - это время становления и наиболее активной деятельности партии чешских национальных социалистов под непосредственным руководством В.Я. Клофача. Именно в этот период, характеризующийся напряженностью чешско - немецких отношений и всплеском национализма, радикальная тактика национальных социалистов была уместна и актуальна. В период Первой мировой войны Чешская национальная социальная партия претерпевает значительные изменения как представитель мелкой буржуазии. Вплоть до 1917 г. деятельность партии была практически прекращена в связи с арестом многих ее членов. Однако, конец 1917 - 1918 гг. характеризуются не только активностью, направленной на создание единой чешской партии, включением в состав партии представителей самых разных, порой полярных по своим убеждениям и тактике, политических группировок - от реалистов до анархистов, но трансформацией доктрины "национального социализма" путем наполнения ее философским содержанием.
Методологической основой диссертационного исследования является принцип историзма, понимаемый как необходимость изучать любое явление в историческом контексте. Поэтому деятельность партии чешских национальных социалистов рассматривается на широком историческом фоне, чтобы на основе имеющейся в распоряжении историографии и широкого круга источников показать особенности и основные направления развития чешской общественно - политической жизни в конце 19 - начале 20 вв.
Для выяснения и уточнения программных установок чешских национальных социалистов, а также для изучения эволюции их теоретических взглядов и доктрины нами был использован метод сравнительного анализа, который помог дать наиболее полную оценку программных документов партии в контексте эпохи. Нами был сделан анализ программы Чешской национальной социальной партии в сравнении с программами социал - демократии, а также представителей либерально - демократического лагеря. Первые были взяты нами для сравнения постольку, поскольку также заявляли себя рабочей партией, вторые потому, что лидер чешских национальных социалистов имел тесные связи с младочехами, прогрессистами, реалистами, отчасти опирался на их теоретические построения. Кроме того, это сравнение дало нам возможность рассмотреть программные установки национальных социалистов через призму политических требований этого времени.
В качестве теоретической основы послужили масштабные разработки проблемы национализма и национальных противоречий в Австро - Венгрии на рубеже 19-20 вв., обусловившие появление партии радикально - национального толка в лице Чешской национальной социальной партии. В связи с тем, что главной составляющей программы национальных социалистов был радикальный национализм, теоретические аспекты национального вопроса стали предметом детального изучения при подготовке данного диссертационнного исследования.
Проблема национализма и национальных противоречий наиболее актуальна сейчас в историографии. Причина остроты данной проблематики состоит в том, что вплоть до 80-х гг. в отечественной историографии эта тема звучала в определенном ракурсе, заданном теоретиками марксизма. Между тем зарубежные исследователи занимались национализмом как теоретической проблемой довольно плодотворно. Современная отечественная историческая наука включилась в эту работу, однако, справедливости ради следует отметить что концептуальных работ по - прежнему крайне мало. При этом большинство исследований на эту тему носит политологический или социологический характер. Историки - слависты исследуют этот вопрос в контексте политической истории той или иной славянской страны.
Феномен национализма интересен прежде всего тем, что до сих пор этому термину не найдено единого определения. Понятие национализма неоднозначно и крайне объемно. X. Сетон-Уотсон уподобляет национальную идею монете, на одной стороне которой изображен Гарибальди, на другой -комендант Освенцима.
Долгое время в отечественной историографии главенствовала характеристика, данная термину "нация" И.В. Сталиным: "Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психологического склада, проявляющегося в общности культуры. Только наличие всех этих признаков, взятых вместе, дает нам нацию"/ Эта формулировка на долгие десятилетия приобрела все атрибуты догмы. Лишь с конца 80 - х - начала 90-х годов исследователи стали подчеркивать, что это определение, по сути дела, сводится к механическому перечислению признаков нации, в нем не учитывается сложность возникновения и развития нации и в недостаточной мере отражается социальное содержание и социальная функция нации. Между тем, новое интегральное определение, удовлетворившее бы большинство теоретиков по национальному вопросу, так и не было выработано.
В ином ракурсе видит проблему определения понятия "нации" либеральная школа. Наиболее популярной формулировкой, чаще всего используемой учеными либеральной ориентации, является тезис Эрнеста Ренана, известного французского писателя и историка христианства: "Нация есть великая солидарность, в ее основании лежат священные чувства к принесенным жертвам в прошлом и к жертвам, которые будут принесены в будущем. Жизнь нации есть ежедневный плебисцит".4 Являясь неординарным, это определение больше эмоционально, нежели строго научно. В данном случае важны последние слова, афористичные по форме, ибо автор указывает на то, что нации - не застывшие совокупности неких компонентов, а живые организмы. А крупнейший немецкий философ начала 20 в. О. Шпенглер увидел в нации "зверя с одной душой и многими руками".5
Таким образом, и Ренан, и Шпенглер ставили на первое место в определении внутреннего содержания явления нации единую "душу" и общие "священные чувства". Это понимание нации развил крупнейший социолог первой половины 20 в., немецкий философ, историк, экономист М. Вебер, по - новому переосмыслив данную проблему. Вебер рассматривал нацию как политическую категорию, которая может быть определена только по отношению к государству, хотя и не идентична ему. 11о мнению Вебера, нация является "сообществом чувств". Нация существует только там, где люди сами верят в то, что они сами составляют таковую. Хотя в основе формирования национальных чувств лежат объективные факторы: раса, язык, религия, история, однако сами эти чувства Вебер считал субъективными и нерациональными. 6
Вообще тезис об иррациональном характере нации и национальных чувств получил довольно широкое распространение в исследованиях современных философов и обществоведов либеральной ориентации.
Один из ведущих западных авторитетов в области этнологии, социолог и антрополог Э. Геллнер в одной из самых заметных публикаций по национализму, появившихся в 80-е гг., " Нации и национализм", рассматривает нацию как необходимое сочетание трех факторов, а именно "слияние доброй воли, культуры и государства".7 А ирландский филолог и обществовед Б. Андерсон даже назвал нацию "воображаемым политическим сообществом, которое обладает такими неотъемлемыми качествами, как обособлен
Н 8 ность и суверенность .
Однако серьезные исследования процессов этногенеза убедительно доказывают, что независимо от степени рациональности национальных чувств, нации являются реальными и объективными явлениями, оказывающими существенное влияние на жизнь каждого человека и на мир в целом.
Концепция, согласно которой главным признаком нации является стремление к самоопределению, то есть к созданию самостоятельного национального государства, получила название "нация-государство". Видный сторонник этой концепции Б. Шейфер отмечал, что основным отличительным признаком нации является "общее желание иметь и развивать свое собственное государство."9
Однако имеется и другая часть исследователей, которая придерживается концепции "государство-нация", ее суть заключается в утверждении, что нация развивается в рамках суверенного государства. По их мнению, государственные институты, объединив различные этнические группы в границах общего государства, формируют из них нацию, понимаемую как сограждан-ство. Ключевую роль в создании нации и формировании национальной идеологии подчеркивали Г. Кон, Э. Геллнер, и др. исследователи.
Концепция "государство-нация" получила широкое распространение в постсоветской этнологии России. " Есть достаточно оснований утверждать, что именно государство, ломая местнические экономические интересы, разрушая внутренние таможенные барьеры, объединяя различные регионы, преодолевая сепаратизм, партикуляризм, борясь с квазигосударственными структурами внутри, постепенно создало единое централизованное государство, а тем самым и единую нацию", - пишет профессор Поздняков Э.А.10 А академик Тишков В.А. утверждает: " То, что государства создают нации, а не наоборот, стало уже академическим трюизмом.""
Справедливо будет утверждать, что характеристика нации не исчерпывается этими определениями. Многие исследователи отмечают, что нация является не механическим объединением людей, а особой сущностью, субъектом, имеющим свои цели и интересы.
Будучи "коллективной личностью", то есть субъектом, нация должна иметь и собственные цели и интересы. Однако нельзя отрицать, что способ выражения этих целей и интересов полностью субъективен, поскольку национальные требования формулируют конкретные люди. Результатом этой деятельности является самопознание нации, которое выражается в появлении национальной идеологии, национализма.
Большинство исследователей признают, что национализм в той или иной мере присущ всему человеческому обществу. Понимая двусмысленность подобного рода позиции, они пытаются разделить национализм на старый и новый, рассматривая национализм в целом как резкую вспышку, обострение национального чувства вследствие причин, имеющих социально-политический характер.12
Отечественные исследователи подчас делят национализм на национализм этнический, национализм государственный и национализм бытовой. Первый - это национализм угнетенного народа, борющегося за свое национальное освобождение, национализм народа, стремящегося к обретению собственной государственности. Второй - национализм государственно оформленных народов, стремящихся к проведению в жизнь своих национально-государственных интересов перед лицом таких же других народов. Третий, в свою очередь, - это проявление национальных чувств на уровне личности и малых социальных групп; он обычно выражается в ксенофобии, во враждебном отношении к инородцам и представителям других социальных групп.ь
Наиболее перспективной представляется точка зрения, предложенная К. Вердери. Он определяет национализм как "политическое использование символа нации через дискурс и политическую активность, а также эмоции, которые заставляют людей реагировать на использование этого символа." Иначе говоря, национализм предстает в этой трактовке как оболочка для разного рода психологических и идеологических конструкций, которые облекаются в эту оболочку постольку, поскольку она оказывается самым эффективным средством их адаптации в массовое сознание.14
Итак, всегда ли можно уложиться в афористическую формулу Гелл-нера: " Национализм порождает нации, а не наоборот". Э. Смит, к примеру, не разделяет подобных предположений. Для него отношения нации и национализма взаимообуславливающие. По определению Смита, национализм -это "идеологическое движение, стремящееся добиться или поддержать автономию, единство и идентичность социальной группы, предназначенной стать нацией".15
В целом национализм может быть определен как идеология и политика государств, партий и иных политических групп, которые в качестве главного средства для достижения своих целей используют как национальные, так и просто патриотические чувства того или иного народа. Цели при этом могут быть разными: борьба против национального угнетения, консолидация народа с целью его оформления и конституирования в самостоятельное государство, мобилизация общества против реальной или предполагаемой угрозы. Национализм как идеология просто не может существовать без противника. Он, наряду с национальными чувствами, является питательной почвой для шовинизма.
Согласно точки зрения Геллнера, характер национализма зависит от того, от имени какой культуры он выступает - высокоразвитой или находящейся еще в процессе становления. В последнем случае интенсивная конкуренция с другими культурно-языковыми традициями объективно диктует насильственное культурное строительство", насильственную ассимиляцию, а порой, и этнические чистки.16
Ученый Вальдман П. определяет условия, при которых национальные конфликты приобретают насильственный характер. Кроме того, многое в этой концепции помогает понять причины появления феномена чешского национального социализма:
1.Начало насильственных действий национальных меньшинств чаще всего знаменуется выступлением средних слоев, квалифицированных специалистов и интеллигенции, неудовлетворенных своим положением. Этот протест нарастает, если в обществе возникают более благоприятные условия для развития личности и ослабевает влияние сил центра.
2. Процесс нарастания конфликта устойчив лишь в том случае, если его определяющей силой становятся представители низших социальных слоев, поскольку именно эти слои мобилизуют общественные силы на борьбу с более сильным противником.
3.Протест и агрессивность национального меньшинства особенно сильны, если на его исконной территории для него создалась угроза самосохранения.
4.Интенсивность сопротивления возрастает, если этнические противоречия накладываются на социальные, и если этнический враг является одновременно и врагом социальным.
5. Стимулом активизации насильственных действий национального меньшинства может быть также неудовлетворительное состояние законности и правопорядка, что вызывает недовольство центральной властью и на фоне экономического неравенства, репрессий и барьеров для равноправного участия в политическом процессе, окончательно подрывает доверие к властям.17
В целом, западные исследователи рассматривают национализм как чувство, тождественное или близкое чувству национальной самоидентификации. Большинство обществоведов, рассматривающих национализм как политическое движение, склонны в той или иной мере давать ему морально-этическую оценку. Н.С. Трубецкой отмечал, что "есть разные виды национализма, из которых одни ложны, другие - истинны, и только истинный национализм является безусловным положительным принципом поведения народа." Истинным национализмом Трубецкой считал такой национализм, "который исходит из самобытной национальной культуры или направлен к такой культуре."18 То есть по сути дела, он вытесняет национализм в область личной жизни и культуру.
Признавая справедливость доводов представителей различных направлений, необходимо отметить, что на наш взгляд, все они упускают из виду важное обстоятельство, а именно тот факт, что национализм является в первую очередь объективным явлением. Национализм не порожден волей и разумом отдельных людей, его источником является сама нация, ее объективные цели и интересы. Таким образом, главной целыо нации является создание и сохранение самостоятельного национального государства, а основным содержанием политики национализма должна быть борьба за осуществление этих целей.
Говоря о теоретических концепциях, нельзя не учитывать, что в каждом конкретном случае национализм приобретает черты, обусловленные прежде всего особенностями политического, экономического и социального развития региона.
Национализм малых народов. Центральная Европа как область наиболее многонациональная была исконно сферой национальных противоречий и стала одним из центров сначала появления, а затем проявления современного национализма. На протяжение всего 19 в. монархия Габсбургов пыталась сохранить как доминирующую национальность - немцев (особенно после 1856 г.), однако эти попытки окончились ее крахом. Геополитическая ситуация обусловила наличие в Австро - Венгрии многих крупных и мелких национальных меньшинств. Совместное заселение территории несколькими народами не только в пограничных зонах, но и фактически во всех регионах, делало невозможным появление моноэтнических государств, построенных по национальному принципу.19 Национальный вопрос был хронической проблемой "лоскутной" Австро-Венгрии. Более того, характер ее развития был во многом обусловлен пестрым национальным составом, но выраженную политическую окраску эта проблема получила только с середины 19 в.
Вторая половина 19 в. сопровождалась постоянной национальной борьбой, в которой формировался буржуазный национализм, вышедший из традиционного конфликта земских федералистов и венских централистов. По мере упрочения социальной базы чешской нации настойчиво пробивала себе дорогу идея административного объединения земель чешской короны при закреплении их автономии в рамках Австро-венгерской империи. Впервые со всей определенностью это проявилось в 1848-1849 гг. Позднее, в период подготовки и осуществления австро-венгерского Соглашения в 1867 г. это стремление отразилось в плане триализации Цислейтании и особенно четко в "Фундаментальных статьях" 1871 г., но потерпевшем неудачу. Настойчивость в объединении исторических чешских территорий свидетельствует об объективных потребностях национального развития чехов. И, наоборот, сохранение административного деления территорий - о слабости общена
20 ционального самосознания.
Идея политического самоопределения в сознании каждой национальности возникает па этапе, совпадающем исторически с переходом от Средневековья к Новому Времени. В этот момент она становится субъектом политических отношений, внутригосударственного и международного права.
Если под термином самоопределение понимать только политико-правовой акт создания национально независимого государства, то сотрется грань между самоопределением и сепаратизмом. Поэтому национальное самоопределение следует рассматривать не только как единовременный политико-правовой акт, но и как имеющий длительную историческую протяженность этнополигический и психологический процесс, находящий свое отражение в политических лозунгах, правовом принципе и психологической самоидентификации. Понятие политического самоопределения включает в себя не только создание исполнительных органов государственной власти, представительных учреждений и суда, но и политических партий, национальных движений, электората, формирование политического самосознания.21
Национализм малых народов, в том числе и чехов, выступил на политическую арену в 80-е - годы 19 в., радикально отличался от национализма середины 19 в. Лишь в 80-е. гг. (и не ранее) национализм нашел некую массовую поддержку, которую впрочем он всегда приписывал себе и ранее. Если в первой половине и третьей четверти 19 в. приоритет в национальном движении принадлежит буржуазии и отчасти аристократии, то к концу 19 в. на политическую арену выходят иные социальные слои. Эволюция мелкой буржуазии по направлению к национализму происходила в конце 19 в. на фоне складывания новых классов и социальных групп в быстро капитализирующейся стране. В складывании идеологии мелкой и средней буржуазии не последнюю роль также играл языковой вопрос. Он начинает символизировать защиту общественных устоев и традиций от крайне левых идей, поэтому национализм постепенно начинает скатываться вправо, превращаясь в движение, зараженное шовинизмом и ксенофобией и враждебное социализ
22 му.
Особенностью политического развития Центральной Европы было то, что в данном случае лозунг политического самоопределения не всегда играл дезинтегрирующую роль. Сама по себе постановка вопроса о национальном самоопределении в многонациональном государстве носит объемный характер и вовсе не тождественна ни требованию выхода каждого отдельно взятого народа из этого государства, ни стремлению к его развалу. Программы политических партий неполноправных народов Австро-Венгрии, в том числе и чешских (младочехи, реалисты, национальные социалисты, аграрии) свидетельствуют о поддержке идеи сохранения целостности государства при проведении широких социально-политических и национально-государственных реформ. В период с конца 19в. по 1914 г. существовало несколько возможных вариантов исторического развития полиэтнического и многонационального государства Еабсбургов в области социальной, политической, национально-государственной и национально-территориальной. Выдвигаемые проекты реформ были объективным отражением реальных процессов в жизни государства. Планы федеративного и конфедеративного переустройства не были тождественны требованию полного государственного самоопределения.
Спецификой чешской "модели выживания" в этот период являлось внутренняя взаимосвязанность и цельность политической жизни и традиций. Во второй половине 19 в. основная линия чешской политики выражалась в "пассивной оппозиции", кабинетной борьбе, и даже движение таборов в 1868 г. не вышло за рамки петиционных кампаний. Это позволяет предположить, что в чешском общественном сознании существовали особые механизмы, регулирующие и сдерживающие эмоциональные взрывы в кризисных ситуациях. В этом проявлялась предсказуемость и последовательность чешской политики.
У чехов процесс формирования нации завершился в основном в 6070 гг. 19 в.; усиление национального патриотизма как способа этнической консолидации сопровождалось повышенной гетерогенностью в нем социальных аспектов. На него больше, чем прежде, оказывали давление идеологические клише социальных интересов отдельных общественных структур и программные установки течений и партий, которые пытались эти интересы выражать. В Чехии, стране развитой, имела место тесная связь экономической
23 и политической сторон патриотизма.
Основной причиной появления всего комплекса национальных проблем в Австро-Венгрии вообще было противоречие между привилегированным положением австро-немецкой буржуазии и амбициями набирающей силу буржуазии других народов. Особый статус автро-немецкой буржуазии, крупных землевладельцев, государственной бюрократии (чиновничества), генеральского и офицерского корпусов исходил, с одной стороны, исторически из немецкого характера габсбургской империи, ее бюрократии и армии; с другой стороны, из реального факта - капиталистическое развитие двигалось быстрее в областях с немецким населением и первое поколение буржуазии, которое возникло в государстве, было немецким. В первой половине 19 в. как правящие слои, так и укрепляющая свои позиции буржуазия оставалась по преимуществу немецкой. Этим фактом обуславливалось то, что вопреки тому, что славяне и другие народы составляли большинство, государственная и экономическая структура империи находилась в руках немцев, а немецкий язык был языком династии, высшего общества, армии, промышленности, торговли и науки.
Пока славяне и другие народы империи не вступили еще на путь капитализма, диспропорция между этнической структурой габсбургской монархии и немецким характером государства проявлялась в земской оппозиции австрийскому централизму. Однако как только капитализм проник и в не немецкие области, как только начала зарождаться национальная буржуазия и капитал, среди неравноправных народов начали формироваться современные нации, национальный вопрос стал острой не только политической, но и комплексной социальной проблемой: национальная буржуазия начала борьбу за свою долю власти.
Протест против неравенства, отмечал Геллнср, неизбежно использует "все доступные ниши культурной дифференциации".24 Безусловно, эта борьба имела под собой значительно более широкую основу, нежели старая сословная антицентралистская оппозиция. Во-первых, формирующаяся буржуазия сама по себе была значительным, перспективным и развивающимся классом; во-вторых, национальный вопрос имел гораздо более широкое содержание и не ограничивался только конкурентной борьбой буржуазии разных национальностей. Усугубляя по своей природе имеющееся неравенство, рыночные отношения несут многим дискриминацию и превращение в периферию мирового хозяйства. Это толкает те этнические группировки, которые находятся в неблагоприятном положении, к использованию политических инструментов для защиты своих интересов под флагом национализма.
Национальные настроения охватили все чешское общество. В самых различных формах - в ненависти чешского ремесленника к крупному немецкому предпринимателю, чешского обросшего долгами крестьянина к немецкому банкиру, местного чиновника к немецкому коллеге и т. д. - национальные противоречия пронизали все слои общества. Таким образом, национальный вопрос превращался не только в языковую и культурную проблему, но, по сути, становился социальным вопросом, так как "любая национальная идеология стремится провести черту, разграничить свой народ не столько по отношению ко всему миру, сколько по отношению к соседям".25
Тот факт, что чешские земли, и особенно собственно Чехия, стали местом наиболее острого национального конфликта, доказывает прямую зависимость между развитием капитализма и политической активизацией национального вопроса. Индустриализация охватила чешские территории, способствовав формированию чешской буржуазии. Динамика роста чешского капитала и экономического развития Чехии вообще ничуть не уступала Европе. За достаточно короткий промежуток времени - в несколько десятилетий -было сформировано буржуазное общество с соответствующей социальной структурой, включая элементы от современной буржуазии до квалифициро
26 ванного пролетариата.
Тот факт, что в экономическом смысле чешская буржуазия не уступала по силе австро-немецкой буржуазии, привел к феномену аналогичному классической формуле буржуазных революций - то есть экономически сильная, но политически неравноправная буржуазия вела борьбу за политическую власть с феодальным и монархическим государством, а несоответствие между значительной экономической силой чешской буржуазии и доминирующим положением австро-немецкой особенно в сфере финансов, государственно-политической власти привело к острейшему конфликту, который был реализован в национальной борьбе, в возникновении национального во
27 проса как проблемы, требующей первоочередного решения.
Таким образом, очевиден парадокс, который четко обозначил немецкий ученый Моммзен Г.: "С государственно-правовой точки зрения чехи были лишь одним из многих народов, но психологически они уже были нацией; в значительной мере этому осознанию способствовал и тот факт, что самое позднее, начиная с рубежа веков (19-20 вв.-А.Б.), можно говорить о чешской
1X экономике".
Национальная борьба не ограничивалась только чешскими землями, вся империя была пронизана национальными противоречиями самой разной глубины и интенсивности. Однако чешские земли были местом наиболее острой конфронтации потому, что в экономически более развитой части монархии встретились сильнейшие противники. Кроме того, резкое усиление чешской буржуазии привело, с одной стороны, к стремительному росту ее самосознания, аккумулировало стремление к завоеванию политических позиций, которые соответствовали экономическому потенциалу; с другой стороны, у немецкой буржуазии это вызывало чувство страха и тенденцию к сохранению и защите привилегированного положения. Ситуация отягощалась также тем, что, как уже говорилось, к концу 19 в. чехи были вполне полноценной нацией. Чешское общество конца 19 - начала 20 вв. могло гордиться цельной системой чешского образования от низших ступеней до высшей школы, влиятельным городским и гражданским самоуправлением, широкой сетью различных обществ и союзов, развитой структурой политических партий различного типа.29
Важной составляющей процесса национального самоопределения народов Центральной и Юго-Восточной Европы (в том числе чехов) было неизбежное рассмотрение себя неотъемлемой частью более крупного сообщества. Осознание этой принадлежности с разной степенью интенсивности было важным компонентом национального самосознания каждого народа и отличием от аналогичных процессов в Западной Европе. Зачастую исследователи говорят о том, что государственное сознание покрывало региональное в значительной степени,и собственно региональное сознание ярко выразилось уже после распада и создания независимых государств. 30
Начиная с 90-х гг. 19 в. национальный вопрос в Австро-Венгрии перешел в новую стадию. Если в середине 19 в. это было делом в основном относительно немногочисленных партий (в Чехии - это младочехи), которые боролись за политическую репрезентативность и отдельные экономические и культурные привилегии (возможность использования национального языка в государственных и земских учреждениях, получение государственных субсидий на строительство коммуникаций и т.д.), а также за конституционную перестройку империи, то с 90-х гг. 19 в. национализм "демократизируется".
Начиная с этого времени появившиеся современные массовые партии - мла-дочехи, аграрии, национальные социалисты - апеллируют к массам, используя национализм в качестве главного инструмента в своей деятельности.
Национализм перестал быть выразителем конкретных экономических и политических интересов отдельных представителей национальной буржуазии, а рассматривался как средство мобилизации масс. Предметом самой острой конфронтации являлись подчас незначительные проблемы, которые сопровождались поводом для тревоги и призывом к борьбе за охрану "национальных владений". Именно в этот период, то есть где-то с середины 90-х гг. национализм перешел в национализм интегральный, рассматривающий нацию как абсолютную величину, которая является мерилом всего общесгп
31 венного существования.
Условной датой перехода к интегральному национализму можно считать! 897 г., год издания языковых постановлений Бадени, в соответствии с которыми чешский язык признавался языком чиновничества внутри Чехии и которые, в свою очередь, привели к мобилизации широких слоев немецкого населения под знаменем немецкого национализма, поставив таким образом Австрию перед угрозой гражданской войны. После отмены языковых постановлений активизировался чешский национализм, и австрийское правительство, чтобы стабилизировать ситуацию, вводит в Праге военное положение. Таким образом, ситуация показала, что не решенный национальный вопрос вступил в стадию, которая может угрожать стабильности самой габсбургской монархии. Начиная с 1897 г. интенсивность национальных конфликтов остается необычайно высокой, а их деструктивный характер становится очевидным/2
Австрийская конституционная система оказалась в глубоком кризисе. Прежде всего это сказалось на функционировании парламента, в котором должны были реализовываться и регулироваться интересы отдельных групп буржуазии, но который, на самом деле, являлся местом, где национальные политики демонстрировали свою политическую бескомпромиссность, иногда доходя до обструкции. В результате парламент оказался недееспособным и часто распускался на основании 14 параграфа Конституции 1867 г. Таким образом, интегральный национализм ставил под вопрос не только способность парламента нормально функционировать, но и саму возможность существования Австро-Венгрии как буржуазно-демократического государства. Некоторые современные исследователи приходят к выводу, что политический потенциал династии Габсбургов был исчерпан уже ко второй половине 19 в. А английский историк С. Вэнк высказывает оригинальную точку зрения в отношении межнациональных конфликтов в Австро-Венгрии на рубеже 19-20 вв. Критикуя положение о том, что реализация идеи федеративного государства была блокирована межнациональными конфликтами и что неспособность монархии их решить привела ее к краху, он полагает, что базовой характеристикой монархии была ее династическая имперская структура, а не полиэтничиость, которая была лишь следствием первой. Более того, Вэнк приходит к выводу, что к 1914 г. власть переместилась на периферию империи, "к новым националистическим политическим силам в новым цен
33 трах - Праге, Кракове, Загребе, Львове"/
Проанализировав ситуацию в австро-венгерских землях на рубеже 1920 вв., можно прийти к выводу, что национальный вопрос стал неразрешимым для империи в этот период. Являясь комплексной общественно-политической проблемой, национализм и национальная идея стали стержнем чешской политики в данный период. Чешский национализм в это время был довольно типичным: он не отличался особым экстремизмом, в то же время оказывал жесткое сопротивление соседям, используя, порой, насильственные методы.
Как уже говорилось, чешские национальные социалисты являлись одним из ярких представителей чешского национализма. В связи с этим деятельность национальных социалистов будет рассматриваться в диссертационном исследовании в свете национальных противоречий в Австро-Венгрии па рубеже веков.
Характеристика источников. Источники, используемые в данном диссертационном исследовании, можно условно разделить на пять групп:
1. Документы Чешской национальной социальной партии 1897-1918гг.
2. Программные документы чешских политических партий конца 19 - начала 20 в.
3. Политические выступления, речи и статьи чешских национальных социалистов.
4. Материалы Архива внешней политики Российской империи.
5. Воспоминания и мемуары.
6. Пресса.
К первой группе источников относятся документы по деятельности чешской национальной социальной партии за исследуемый период. Эта группа включает в себя: первые выступления национальных рабочих в 1897г.j4; программу I учредительного съезда партии чешских национальных социалистов 1898г/ ; дополнения к программе, принятые на II съезде в 1900 г." , а именно -коммунально - социальная программа, резолюция по введению рабочего законодательства, резолюция о тактике в отношении других политических партий, школьная программа; программу Чешской национальной социальной партии по
37 женскому вопросу 1900 г. ; программу Чешской национальной социальной партии 1902r.j8; программу Чешской национальной социальной партии измененную и дополненную на пражском съезде 191 lr.j9; программу Чешской социалистической партии, принятую на VIII съезде в 1918г40. Подробный анализ всех этих документов дан в диссертационном исследовании, поэтому здесь мы попытаемся их охарактеризовать в качестве исторических источников. Следует сразу же отметить, что почти все эти документы (кроме программы 1902 г.) собраны в книге "Политические программы чешского национального социализма" под редакцией Й. Гарны.41 Вышедшая в рамках проекта "Развитие политических программ", целью которого стал сбор архивных и иных материалов по вопросам эволюции политической мысли в чешских землях в 19 и 20 вв., это издание включило источники по истории деятельности одной из самых радикальных партий конца 19 - начала 20вв. - чешских национальных социалистов.
Оригинал программы Чешской национальной социальной партии, принятой на I учредительном съезде партии в Праге, не сохранился. Опубликаванный Гарной текст - это перепечатка с варианта на страницах газеты чешских национальных рабочих "Чески делник" ("Cesky delnik") от 15 апреля 1898 г. Хотя автором программы и был заявлен Клофач, фактически у него были соавторы И. Клечак и Ал. Симонидес. Программа имела преамбулу, в которой объяснялись цели и тактические задачи, стоявшие перед новой организацией. Кроме того, определен самостоятельный, независимый от других политических образований статус партии, объяснены основные принципы принадлежности к движению. Основная часть программы разделена на несколько пунктов: а). Политический вопрос; в). Экономический вопрос; с). Социальный вопрос; d). Культурный и этический вопрос. В целом программа представляет собой развернутый перечень задач и конкретных политических мер партии. Программа не содержит глубокого теоретического осмысления причин появления партии и расчитана на широкие социальные слои. В ней нет даже указания на возможную социальную базу, а предлагаемые меры столь актуальны, что удовлетворяли самые различные слои населения.
Важнейшим источником в этой группе является программа, принятая на третьем съезде партии в 1902 г. и разработанная В. Хоцем, членом Чешской национальной социальной партии. Этот документ, представленный как "Программа чешской национально - социальной партии", является довольно цельным и дает возможность увидеть основные проблемы, которые ставили перед собой национальные социалисты. Наиболее важен для них вопрос национальный (это первый пункт программы), ибо с самого начала они называют себя партией "национальной", а причиной своего появления считают "национальное притеснение чехов со стороны немцев". " Следующим пунктом они рассматривают проблемы "в политической сфере", которые следовало решить путем "введения основных гражданских свобод", включая всеобщее избирательное право.4j
Вопрос социальный (пункт третий) был для национальных рабочих вторым по важности после национального. Рассмотрение этой части программы дает нам впчмпжпость увидеть социальную базу, на котопую рассчитывали лидеры Чешской национальной социальной партии, - это рабочие, мелкие ремесленники и предприниматели, сельскохозяйственные рабочие, малоземельные крестьяне. Именно их права, согласно программе, были призваны защищать национальные социалисты.44 Исходя из государственно -правового раздела программы, можно утверждать, что национальные социалисты были приверженцами доктрины государственно - исторического права.45
Отдельным разделом в программе представлены проблемы культуры и образования, потому что именно культура и образование рассматривались национальными рабочими как базис всего общественного существования.46 В целом программа Чешской национальной социальной партии дает довольно полное представление об идеологии партии, однако тактика и методы работы среди населения не обозначены в данном источнике. Несмотря на неполноту содержащейся в нем информации, этот источник является для нас основным. Программа 1902 г. лишь дополнялась, а в целом оставалась действующим документом вплоть до 1918 г.
Программа 1911г. представляет собой дополнения к программе 1902 г. Они касаются вопросов защиты прав мелких предпринимателей, а также включают аграрную программу. Последняя уникальна потому, что впервые национальные социалисты на программном уровне обратили внимание не только на социальное положение сельских слоев населения, но предлагали конкретные экономические меры по улучшению их благосостояния. Обе части ие имеют внутреннего деления на пункты.
Программа Чешской социалистической партии 1918г. была принята после переименования партии и ее реструктуризации путем включения в ее состав части реалистов, анархистов, социал - демократов. Эта программа является не только цельным программным документом, но и логичным завершением эволюции теории национального социализма. Созданная в новый период развития чешских земель, она предлагает качественно новый механизм действия, ставит перед партией иные цели и задачи. Подробный анализ программы дан в диссертационном исследовании. Здесь мьт остановимся только на структуре документа. Он разделен на три главы, каждая из которых имеет несколько параграфов:
Заключение научной работыдиссертация на тему "Партия чешских национальных социалистов, 1898-1918 гг."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В условиях, когда в апреле 1897 г. движение национальных рабочих впервые заявило о себе, мало кто верил, что эта политическая группировка не только займет сколь - нибудь значимое место в чешском политическом лагере, но и создаст собственную теорию национального социализма. При этом, это движение, впоследствии ставшее партией, не было искусственным образованием, его корни лежат в самой политической ситуации, сложившейся в Чешских землях в конце 19 - начале 20 вв. Обострение межнациональных отношений в Чехии и Австро - Венгрии привели к тому, что национализм превратился в системообразующий фактор процесса кристаллизации чешской политической структуры на рубеже веков. Таким образом, доминантой всей политической активности становится национальная идея, под флагом которой так или иначе идет процесс становления партий современного типа. Чешская национальная социальная партия возвела ее в степень, сделав ее основой своей практики и программы.
Сформировавшись как группировка с широкой социальной базой, она в скором времени заявляет о себе как политическом представителе мелкобуржуазных слоев чешского города и деревни - единственным условием членства в партии было принятие ее программных установок. Вместе с тем, характеризуя типологию национальных социалистов необходимо опасаться жестких формулировок, так как эта партия, по сути, оказалась на стыке в чистом виде мелкобуржуазных образований и рабочей партии. Тот факт, что Чешская национальная социальная партия довольно быстро встала на ноги, создав разветвленную сеть организаций по стране, и стала основным оппонентом социал - демократов, говорит не только о том, что она была органична, но и о том, что ее программа ориентировалась на различные слои населения, чаяния которых она удовлетворяла.
Главным политическим оппонентом национальных социалистов стали социал - демократы. Несмотря на то, что обе партии изначально заявили о себе как "рабочие", различия между ними проявились с момента начала деятельности национальных социалистов. Последние не только расширяли свою социальную базу, оставив двери открытыми для всех, но и сделали национальный компонент доминирующим в своей теории и практике в отличие от интернационализма социал - демократов. Это позволило им занять свое место в чешском политическом лагере и сформироваться как влиятельной политической партии. Вместе с тем, нельзя сказать, что социал - демократы игнорировали национальный вопрос. Напротив, с конца 19 - начала 20 вв. они начали разработку этой проблематики. Труды Реннера и Бауэра представляли собой попытку решения национального вопроса в рамках марксистской теории.
Гетерогенная членская основа партии приводила к тому, что в партии находился деклассирующий элемент, кроме того, вплоть до 1911 г. не существовало единого положения о партийной структуре и членстве. Вместе с тем, пестрая социальная база несла с собой и еще один дестабилизирующий фактор - проблему лидеров, так как фактически до 10-х годов 20 в. партийная элита состояла в большинстве своем из людей без опыта политической работы.
Организующим началом партии стал Клофач, который безусловно, был личностью неординарной. Великолепный оратор, он умел так заинтересовать массы, что народ стремился на его митинги. Где -то резок, а порой даже невозможно бестактен, он мог смело говорить о проблемах, о которых все только молчали. Став ее бесспорным лидером и теоретиком, он сумел создать из этой немногочисленной поначалу партии массовое движение. Он был одним из немногих чешских политиков, который проводил тактику национального максимализма на практике, благодаря чему к 1910 г. партия получила довольно высокий рейтинг по сравнению с остальными политическими группировками.
Изучение деятельности Чешской национальной социальной партии в период с 1897 по 1918 г. показало, что его можно разделить на два этапа: первый - с момента образования движения национальных рабочих до начала Первой мировой войны, второй - с 1914 г. до образования в 1918 г. Чешской социалистической партии. Анализ активности чешских национальных социалистов в 1897 - 1914 гг. показывает, что на протяжении всего этого времени в ней превалировали политические взгляды, стержнем которых был национализм.
Эта партия во главе с В.Я. Клофачем стала ярким представителем национальной идеологии этого периода. Клофач попытался создать оригинальную концепцию "национального социализма", взяв некоторые положения реалистов, прогрессистов, а отчасти и социал - демократов и скрепив их национальным максимализмом. При этом, несмотря на слабую разработку теоретического аспекта, необходимо указать, что при наличии широкого социального состава программа играла роль концентрирующего и интегрирующего фактора, объединявшего представителей разных общественных страт, уровня образования, имущественного ценза. Вместе с тем, Клофач был политиком - практиком, и вся деятельность партии была сконцентрирована именно на практической политике.
Для теоретических построений чешских национальных социалистов характерен реализм, стремление максимально соответствовать политической действительности. Анализ имевшихся в нашем распоряжении материалов убеждает, что Чешская национальная социальная партия в этот период не ставила вопрос о целесообразности распада Австро - Венгрии. Конечной целью национальной политики должно было стать, по мнению национальных социалистов, обеспечение равных возможностей для всестороннего развития проживающих в ней наций, налаживание партнерских, а не вассальных, отношений между центром и периферией. Необходимо отметить, что Клофач упорно искал легитимный путь решения национального вопроса и в своих построениях пытался обосновать реформистский, а не насильственный способ преобразований в сторону федерализации. Клофач ставил решение национального вопроса в зависимость от реализации социальных и демократических задач. Позиция национальных социалистов в вопросе о необходимости параллельного развития социально - экономического потенциала и всестороннего расширения политических прав чешской нации предусматривала мобилизацию всех сил нации на строительство демократического государства. Вместе с тем, они шли дальше многих своих политических оппонентов, защищая права не какой - то отдельной социальной группы, а всего народа, от рабочих до буржуазии.
Помимо рабочего вопроса, который занимал значительное место в программных установках партии, как яркий представитель мелкой чешской буржуазии они уделяют ей особое место. Прежде всего национальные социалисты стремились обеспечить чешской мелкой буржуазии равное с немецкой право на широкую предпринимательскую деятельность. Национальные социалисты рассматривали социальный реформизм именно через призму изменения сложившегося положения. Вместе с тем, участие в работе центральных органов власти представителей мелкой и средней буржуазии давало возможность экономически развитым чешским землям стать активным участником политической и других сфер общественной жизни Австро - Венгрии.
Таким образом, анализ программных установок партии национальных социалистов продемонстрировал довольно широкий, в сравнении с другими политическими партиями, спектр задач, которые ставила перед собой партия. Причем, несмотря на то, что они были слабо разработаны в теоретическом плане, в практическом смысле их требования были не менее актуальны и имели мощный идеологический заряд.
Одним из направлений активной политики национальных социалистов был антимилитаризм. И если в остальных областях деятельности безусловное лидерство принадлежит Клофачу, то здесь главную роль сыграла молодежь. Причем вплоть до 1908 г. эта группировка была не только одним из главных действующих компонентов в партии, но и в значительной мере занимала независимую позицию по многим вопросам. Именно ей принадлежит безусловная заслуга в активной борьбе против милитаризации австрийской армии. Активность партии в этом направлении идет параллельно деятельности этой группы, лишь к 1910 г. антимилитаристская молодежь окончательно входит в состав партии как ее секция. Вместе с тем, необходимо отметить и желание Клофача работать в этой сфере. Выступления лидера чешских национальных социалистов в делегациях и парламенте в 1908 г. стали апогеем антимилитаристского движения, где были сформулированы не только основные требования партии в этом вопросе, но и подведены итоги борьбы против милитаризма.
Вектор своей концепции "национального социализма" Клофач и партия стремились направить и в область внешней политики. В этом смысле показательны контакты лидера чешских национальных социалистов с балканскими, особенно сербскими, политическими деятелями. Клофач принимает самое активное участие во всех балканских делах начала 20 в. - от Ильинденского восстания до Второй Балканской войны. Его многочисленные поездки на Балканы стали во многом опорой популярности национальных социалистов на родине, их известности в славянских странах. Здесь, на Балканах, Клофач попытался расширить собственную концепцию "национального социализма" до общеславянских рамок именно на этнической, а не на сословной основе. Клофач, таким образом, попытался создать концепцию некоего славянского социализма, который был бы расширенным пониманием национального социализма. При этом главным для него стали национальные различия между славянским и западноевропейским рабочем. Совершенно сознательно он выступает против доктрины интернационализма. В значительной мере эта концепция явилась и противовесом буржуазному неославизму. Однако его построения рухнули под натиском Второй Балканской войны, когда славяне, которых он хотел объединить славянским социализмом, встали по разные стороны линии фронта.
Женский вопрос также был одной из важных сфер активности Чешской национальной социальной партии. Национальные социалисты, наряду с прогрессистами, обеспечивали женщинам равные с мужчинами права в рамках партийной структуры. Под их эгидой действовала целая сеть женских общественных организаций. Вместе с тем, широкое восприятие тендерной проблематики на практике сопровождалось слабой разработкой теоретической базы. Тактика и стратегия партии в этом вопросе подробно рассматривалась лишь в программе по женскому вопросу 1900 г. Однако включение феминистского движения в сферу деятельности Чешской национальной социальной партии даст основание утверждать, что она работала в сфере самых актуальных вопросов современности и шла в прогрессивном русле чешской общественно - политической мысли.
Особое место в рассмотрении деятельности партии чешских национальных социалистов принадлежит контактам их лидера с представителями российских дипломатических ведомств. Поскольку Клофач и партия принадлежали к оппозиционному австрийскому режиму крылу чешского политического лагеря, то связи с ним как с потенциальным партнером были крайне важны для российских наблюдателей. Анализ материалов Архива внешней политики Российской империи наглядно продемонстрировал, что эти отношения носили постоянный и тесный характер, причем имели обоюдный интерес, так как Клофач получал прямые заверения в помощи. Однако нельзя говорить о том, что фигура Клофача полностью удовлетворяла представлениям российских дипломатов. В частности, Сватковский весьма осторожно относился к скандальной репутации Клофача, а российский МИД, хотя и говорил о поддержке, оказывать материальную помощь опасался.
Деятельность Чешской национальной социальной партии и ее пропаганда выходили далеко за рамки программных требований. Национальные социалисты занимали долгое время довольно обособленное место в политической структуре чешских земель на рубеже веков. Не поддерживая позитивную политику младочехов, они противопоставили себя и самой левой партии чешского политического лагеря - социал - демократической. Их радикальная тактика обеспечила им довольно скандальную репутацию среди чешских политических партий, а активность во внешнеполитической сфере настороженное внимание со стороны австрийских властей.
Канун Первой мировой войны ознаменовался не только стремлением расширить свою социальную базу, дополнив свои требования аграрной программой, но и скандалом вокруг партии, получившим название "аферы Швиги". Она явилась событием, которое получило самый широкий отклик в общественном мнении империи и за ее пределами и в значительной мере стала ярким примером действий правительства в отношении радикальной партии, а также своего рода закономерным итогом неоднозначной деятельности национальных социалистов в данный период, с одной стороны стремящейся к обособлению, с другой, активно ищущей союзников.
Огромная организующая роль Клофача в партии сыграла свою негативную роль в период Первой мировой войны. Арест Клофача и верхушки партии в 1914 г. сделал ее на три года практически эфемерным образованием. Лишь после освобождения Клофача она возродилась к активной деятельности, причем весьма оригинальным способом. С одной стороны, оздоровление партии шло путем вливания в ее ряды части анархистов, реалистов и сближения с давними оппонентами - социал - демократами, благодаря чему она вскоре вновь заявила о себе как влиятельный компонент чешского политического лагеря. С другой стороны, все эти перемены привели к изменению идеологии чешских национальных социалистов.
Результатом реструктуризации партии стала программа 1918 г., которая завершила собой эволюцию теории национального социализма, которая, однако, так и не была сформулирована как цельная концепция. Анализ новой программы убедительно показал, что национальные социалисты уже в значительной мере дистанцировались от мелкобуржуазных установок, создав партию социалистического толка, что однако, не привело к окончательному объединению с социал - демократией. Новая программа принесла с собой и новый образ партии - теперь она называлась Чешская социалистическая партия. Она была действительно новой как в идеологическом смысле, так и по социальному составу. Вместе с тем она выступила за активное сотрудничество партий социалистического направления, что способствовало усилению этого крыла чешской политики.
В качестве позитивных моментов создания новой партии было то, что теория национального социализма в эпоху, когда рушилась империя Габсбургов, а самостоятельное государство еще не было создано, стала мобилизующим общественным фактором. Оставив социальную сферу неизменной, чешские социалисты усилили национальную сторону вопроса, продемонстрировав, что и в иных общественно - политических условиях, эта теория способна работать. Тем самым, они убедили своих политических оппонентов в том, что они являются влиятельной частью чешской политической структуры, способны идти на компромисс ради национальных интересов. Этот этап развития чешского политического лагеря ознаменовался консолидацией общественных сил для выработки единой линии в момент распада Австро - Венгерской империи. Национальные социалисты сыграли роль катализатора и стали одним из факторов этого объединения.
В заключении следует отметить, что вопреки обособленности национальных социалистов в своей политической деятельности, их партия настолько органично вписалась в политическую структуру чешских земель на рубеже веков, что без нее уже невозможно представить себе чешскую политику конца 19 - начала 20 вв. Клофач интуитивно почувствовал необходимость создания партии на национальной основе, создав партию, ставшую стабильным и компромиссным компонентом чешской политической структуры.
С(Tiinnji" iiJMm ii > V 1111 V.W IX MtiiULiuj овзнных источников и литературы.
Источники:
Архивные источники:
Statni ustfedni archiv v Praze fond 43; fond CNSS.
Архив Внешней политики Российкой империи фонд 133 "Канцелярия МИД", оп. 470; фонд 151 "Политархив". оп. 482; фонд 135 "Особый политический отдел", оп. 474; фонд 138 "Секретный архив министра", оп. 467; фонд 172 "Посольство в Вене", оп. 514/1, 514/2.
Периодика:
Новое время, 1910- 1914 . Новое звено, 1913 - 1914 . Славянский век, 1900- 1904.
Ceske slovo, 1910, также отдельные публикации за период 1907 - 1914 гг. Опубликованные источники:
Из программы Национальной партии свободомыслящих // Хрестоматия по истории южных и западных славян, т.II .Минск, 1989 .
Программа Социал - демократической рабочей партии Австрии // Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения стран Европы и США. М., 1985.
Резолюция по национальному вопросу // Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения стран Европы и США. М., 1985.
1897, 4. duben - Osvedceni vuc? protistatopravnimu projevu ceskoslovanskych so-cialne demokratickych poslancii risske rady a rezoluce z verejneho shromazdeni ceskeho narodniho delnictva na Staromestske radnici v Praze /V Politicke programy ceskeho narodniho socialismu. Ed. Josef Harna. Praha, 1998. V /л
11. dubna 1897 - Provolani iniciativni skupiny narodnich delmku к ceskemu delnictvu// Politicke programy ceskeho narodni'ho socialismu. Ed. Josef Harna. Praha, 1998.
1898, 15. 4. - Prvni program narodne-socialni strany pfijaty na I. fadnem sjezdu Strang v Praze // Politicke programy ceskeho narodni'ho socialismu. Ed. Josef Harna. Praha, 1998.
1900, 16. 4. - Komunalne-socialni program narodne-socialni strany // Politicke programy ceskeho narodniho socialismu. Ed. Josef Harna. Praha, 1998. 1900, 16. 4. - К ochrannemu delnickemu zakonodarstvi. Rezoluce pfijata na II. fadnem sjezdu ceskoslovanske strany narodne-socialni // Politicke programy ceskeho narodniho socialismu. Ed. Josef Harna. Praha, 1998.
1900, 11. 4. - Rezoluce к taktice а о pomeru kjinym politickym stranam pfijata II. fadnym sjezdem ceskoslovanske strany narodne socialni // Politicke programy ceskeho narodniho socialismu. Ed. Josef Harna. Praha, 1998.
1900, 16. 4. - Program skolsky strany narodne - socialni // Politicke programy ceskeho narodniho socialismu. Ed. Josef Harna. Praha, 1998. 1900, 20. 7. - Nazory a program ceske strany narodne - socialni о zene oili о tak zvane zenske otazce // Politicke programy ceskeho narodniho socialismu. Ed. Josef Harna. Praha, 1998.
1911, 7. 1. - Program Ceske strany narodne - socialni upraveny a doplneny na prazskem sjezd^strany dne 7. ledna 1911 // Politicke programy ceskeho narodniho socialismu. Ed. Josef Harna. Praha, 1998.
1918 - Program Ceske strany socialisticke pfijaty na VIII. valnem sjezdu dfte 30., 31. bfezna a 1. dubna 1918 /'/Politicke programy ceskeho narodniho socialismu. Ed. Josef Harna. Praha, 1998.
Program a organi^aeni statut ceske strany pokrokove. Praha, 1906. Program a ukoly strany radikal^ - pokrokove. Praha, 1897. Program ceske strany lidove. Praha, 1900. Program ceske strany narodne - socialni. Praha, 1902. Публицистика, выступления, статьи:
Jahoda J. К revizi prvniho programs narodne - socialm strany 11 Politicke prograrny ceskeho narodniho socialismu. Ed. Josef Harna. Praha, 1998. Klofac V.J. Armada a cesky narod. Praha, 1908. Klofcic V.J. Balkanska rakouska politika. Praha, 1903.
Klofac V. J. Proc jsme narodmmi socialisty 11 Politicke programy ceskeho narodniho socialismu. Ed. Josef Harna. Praha, 1998. Klofacovo politicke wznani. Praha , 1937.
Krejci F. Cesky socialism"// Politicke programy ceskeho narodniho socialismu. Ed. Josef Harna. Praha, 1998. Воспоминания и мемуары:
25 let prace Ceskoslovenske strany socialisticke (1897 - 1922 ), I -11, Praha 1922. Burici a tviirci. Vzpominky, uvahy, kus historie, zivotopisy. Praha 1947 .
Список научной литературыБаландина, Анастасия Владимировна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Австро-Венгрия как опыт многонационального государства. М., 1995 .
2. Бауэр О. Национальный вопрос и социал демократия//Нации и национализм. М., 2002.
3. Беляева В. И. Разработка Масариком в годы Первой мировой войны планов создания независимого чехословацкого государства // Первая мировая война и проблемы политического переустройства Центральной и Юго Восточной Европы. М., 1991.
4. Вальдман П. Этнический радикализм. Причины и следствия насильственных форм протекания межнациональных конфликтов. М., 1990.
5. Ванечек В. История государства и права Чехословакии. М., 1981 .
6. Вебер М. Объективность познания в области социальных наук и социальной истории // Культурология. XX век. Антология. М, 1995.
7. Виноградов КБ. Основные особенности политики Австро -Венгрии на Балканах. 1909-1913 гг. М., 1966.
8. Восточный вопрос во внешней политике России к. 18 н. 20 вв. М., 1978.
9. Вэнк С. Династическая империя или многонациональное государство: размышления о наследии династии Габсбургов в национальном вопросе // Австро Венгрия: интеграционные процессы и национальная специфика. М., 1997.
10. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.
11. П.'Дранг нах Остен" и народы Центральной, Восточной и Юго восточной Европы. 1871-1918гг. М., 1977.
12. Задохин А.Г. Пороховой погреб Европы: История войн и военных конфликтов на Балканах 19-20вв. М., 2000.
13. Исламов Т.М. Крах Австро Венгрии и судьбы Средней Европы. Россия и современный мир, 1995 №1.
14. Исламов Т.М. Национализм как реальность и научная проблема 20 в.//Очаги тревоги в Восточной Европе: (Драма национальных противоречий). М., 1994.
15. Исламов Т.М. Распад Австро Венгерской монархии и его последствия в политической эволюции среднеевропейского региона // Первая мировая война: Пролог XX века. М„ 1998.
16. Исламов Т.М., Клева некий А.X. Освободительное движение славянских народов и национальные программы социал демократии России и Австро -Венгрии. Советское славяноведение, 1977 №1.
17. История Чехии. M.-JT., 1947 .
18. История Чехословакии. т.П . М.,1959.
19. Заграфски Д. Европейские державы и Балканы в начале 20 в. (1900 1914 гг.). М., 1970.
20. Краткая история Чехословакии. М., 1988.21 .Колейка И. Славянская программа и идея славянской солидарности в XIX и ХХвв. Praha 1964.
21. Копашева М.И. Антимилитаристское движение чешской молодежи перед I Мировой войной // Общественно политические движения в Центральной Европе в 19 - начале 20вв. М., 1974.23 .Коротеева В.В. Теории национализма в современных социальных науках. РГГУ 1999.
22. Латыш М.В. Национальный вопрос в программе чешских буржуазных партий в годы первой мировой войны. М., 1985.
23. Миллер А.И. Бенедикт Андерсон: национализм как культурная система // Национализм и формирование нации. Теории модели - концепции. М., 1994.
24. Миллер А.И. Национализм как теоретическая проблема // Национализм и формирование нации. Теории модели - концепции. М. 1994.
25. Морозов А.В. К вопросу о конфликтах на Балканах (Россия и Боснийский кризис 1908-1909гг.)//Вестник архивиста. №6, 1999.
26. Мыльников А. С. Народы Центральной Европы: формирование национального самосознания. 18-19 вв. Спб., 1997.
27. Нарочницкая Е.А. Национализм: история и современность. М., 1997.
28. Национализм и формирование нации. Теории модели - концепции. М.,1994.
29. Национальный вопрос в Восточной Европе: прошлое и настоящее. М., 1995.
30. Ненашева 3.С. Идейно политическая борьба в Чехии и Словакии в начале 20 века. М.Д984 .
31. Ненашева З.С. Масарик и Крамарж как идеологи славянского единства в восприятии российского консула в Праге // Славянский Альманах 1999. М., 2000.
32. Ненашева 3.С. Общественно политическая мысль в чешских землях в конце 19 - начале 20 века. М.,1994.
33. Ненашева З.С. Проблема интернационализма в идеологии и политике чешской социал-демократии на рубеже 19 20 в.//Развитие общественной мысли в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М.,1991.
34. Ненашева З.С. Славянский съезд 1908г. в Праге и его место в формировании идеологии и программы неославизма // Славянские съезды 19-20 вв. М., 1994.
35. Ненашева З.С. Чехи, Крамарж и российская дипломатия в начале 20 в. // Ros-sica. Научные исследования по русистике, украипистике и бел ору сис гике. Еи-roslavica V-VI (2000-2001).
36. Ненашева З.С. Т. G. Masaryk v kontekste ceskoy politiceskoy zizni 1907-1914 // T.G. Masaryk, Rusko a Evropa. Dilo vize - pritomnost. Praha 2001.
37. АО. Ненашева З.С., Чиняева Е.В. Проблема социального реформизма в чешской общественной мысли на рубеже веков // Балканские исследования. Вып. I. М., 1994.
38. Очерк истории КПЧ. Прага, 1985.
39. Пандевски М. Чехословацкая общественность и Ильинденское восстание в Македонии // International congres of South <feast European research studies. Skopje, 1988.
40. АЪ.Пернерсторфер Э. Национальный вопрос и социал демократия. Спб., 1906.
41. Писарев Ю.А. Балканская политика России после русско японской войны и проблема проливов 1907 - 1908 гг. // Россия и Юго - Восточная Европа. Кишинев, 1984.
42. Писарев Ю.А. Великие державы и Балканы накануне первой мировой войны. Москва 1985.
43. Писарев Ю.А. Национально освободительное движение балканских народов накануне и в период Балканских войн 1909 - 1913. // Ученые записки Института славяноведения и балканистики РАН, т. 22. М., 1961.
44. Писарев Ю.А. Освободительное движение югославянских народов Австро -Венгрии. 1905 1914гг. М„ 1962.
45. Погодин А.Л. Славянский мир: политическое и экономическое положение славянских народов перед войной 1914 года. М.,1915.
46. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1994.
47. Политические системы Центральной и Юго Восточной Европы в 1917 — 1929 гг. М., 1988.
48. Попов А. Чехословацкий вопрос и царская дипломатия в 1914-1917гг. // Красный архив, 1929 №№33, 34.
49. Очаги тревоги в Восточной Европе. Драма национальных противоречий. М., 1994.
50. Романенко С.А. От государства региона к региону национальных государств // Австро - Венгрия: интеграционные процессы и национальная специфика. М., 1997.
51. Рубинштейн Е.И. Крушение австро венгерской монархии. М., 1963.
52. Саввамтова М.Д. Чешский вопрос в русском общественном мнении в период 1 мировой войны. 1914- 1917гг. (автореферат). М., 1993.
53. Савваитова М.Д. Чешский вопрос в официальных кругах России в годы Первой мировой войны // Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории. М„ 1994.
54. Смирнова Н., Язькова А. Балканы в российской политике 19 -20 вв. // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. М., 1997.
55. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности России. М., 1997.
56. Трайнин И.Н. Национальные противоречия в Австро Венгрии и ее распад. М.-Л., 1947.
57. Фирсов Е. Ф. Борьба за политическую ориентацию чешской и словацкой колоний в России в 1915-1917 гг.: Масарик или Дюрих? // Версаль и новая Восточная Европа. М., 1996.
58. Фирсов Е. Ф. Формирование геополитических установок Масарика в России // Т.Е. Масарик и Россия. Спб., 1997.
59. Хаванова О.В. Два века европейского национализма. Что дальше?// Национализм и формирование нации. Теории модели - концепции. М., 1994.
60. Швейцер В.Я. Социал демократия Австрии: критика политических концепций и программ. М., 1987.б^.Шмераль Я.Ъ. Образование Чехословацкой республики. М., 1967
61. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
62. Шпрингер К. Национальная проблема. Спб., 1909.
63. Berdnek J. Rakousky militarismus a boj proti nemu v Cechach. Praha 1955. 6%.Berdnkova M. Dejiny ceskoslovenske zurnalistiky . Dil.I. Praha 1981 .
64. Berner A. Socialiste a mladocesi v parlamente . Praha 1900.
65. Ceska politika. Dil IV. Praha 1911.
66. Cesta k vitezstvi delnicke tridy v Ceskoslovensku. Praha 1988. ll.Dorovsky I. Balkanska problematika a ceska spolecnost od 70. let 19. st. do Balkanskych valek. Brno 1972.
67. Galandauer J. Bohumir Smeral 1880- 1914 . Praha 1981.
68. Galandauer J. Od ITainfeldu kevznikuKSC. 1889-1921. Praha, 1986.
69. Galandauer J. Vznik Ceskoslovenske republiky 1918. Praha 1988.
70. Ha.jn Al. Politicke strany u nas . Pardubice 1903.
71. К dejinam delnickeho hnuti v Rakousko Uhersku a v Rusku v letech 1867 -1917. Brno 1979.81 .Hladky L. Т.О. Masaryk a Bosna a Hercegovina (Prispevek к historii cesko-jihoslovanskych vztahu) // Slovanske historicke studie. Praha 1994.
72. Karnik Z. Ceske zeme v ere prvni republiky (1918-1938). Dil I. Praha 2000./ i
73. Karnik Z. Habsburg, Masaryk ci Smeral. Socialiste na rozeefti. Praha 1996.
74. Karnik Z. К problematice multietnicity v historic ceskych zemi v 19. a 20 stoleti// Sbornik к problematice multietnicity. Ceske zeme jako multietnicka spolecnost:
75. Cesi. Nemci a Zide ve spolecenskem zivote ceskvch zemi 1848-1918. Praha 1996./ / '
76. Kazbunda K. Otazka cesko-nemecka v predVScer velke valky. Praha 1995.1 .Kolejka J. Balkanska otazka v letech 1909 1912 // Slovansky prehled. 1975, №4.
77. Kofalka J. Cesi v Habsburske risi a v Evrope 1815 1914: Socialne - historicke souvislosti vytvareni novodobeho naroda a narodnostni otazky v Ceskych zemich. Praha 1996.
78. Kren J. Konfliktni spolecenstvi: Cesi a Nemci, 1780- 1918. Praha 1990.
79. Kfepelakova V. Struktura a socialni postaveni delnicke tfidy v Cechach 1906 1914. Praha 1974.91 .KrizekJ. Ceska burzoazni politika a ceska otazka v letech 1900-1914 // Ceskoslov-ensky casopis historicky. 1958.
80. Kucera M. Bratri Gregrove a mladoccsi v letech zrodu moderniho ceskeho stran-ictvi (1889-1895) // Bratri Gregrove a ceska spolecnost v druhe polovine 19. stoleti. Praha 1997.
81. Narodnostni otazka po sto letech. 1899 1999. Brno 1999.9А.Necas С. Balkan a ceska politika. Pronikaui rakousko ulierskeho imperialnizmu na Balkan a ceska burzoazni politika. Brno 1972.
82. Necas С. T. G. Masaryk a rakousko uhcrska politika na Balkane // T. G. Masaryk a stredni Evropa. Brno 1994.
83. Nemci, Cesi, Slovaci: soubezne a rozdilne tendence jejich spolecenskeho vyvoje, 1815-1918. Praha 1996.
84. Nuska В., Pernes J. Kafkuv Proces a Svihova afera. Barrister&Principal 2000.
85. Otazky vyvoje kapitalizmu v ceskych zemich a v Rakousku Uhersku do roku 1918. Praha 1957.
86. Paulova M. Dejiny Maffie. Odboj Cechu a Jihoslovanu za svetove valky 19141918. Praha 1937.
87. Paulova M. Tajny vybor Maffie. a spoluprace s Jihoslovany v letech 19161918. Praha 1968. ^e
88. Paulova M. Balkansky valky (1912-1913) a cesky lid // Rozpravy Ceskoslov.r—akad. ved. Rada spolecenskych ved. Rocnik 73 sesit 4.z
89. Pesek M. Cesky antimilitarismus (1900-1910) // Moderni dejiny. Sbornik к dejinam 19. a 20. stoleti. 7. Praha 1999.
90. PetrusJ. Vaclav Klofac 1868-1942. Praha 1992.
91. Pfehled ceskoslovenskych dejin. Dil II. Sv.2. Praha 1960.
92. Pfehled politickeho stranictvi na uzemi ceskych zemi a Ceskoslovenska v letech 1861-1998. Olomouc 2000.
93. Seibt F. Кётеско a Cesi. Dejiny jednoho sousedstvi uprostred Evropy . Praha, Academia 1996.
94. Skrivan A. Cisafska politika. Rakousko-Uhersko a Nemecko v evropske politice v letech 1906-1914. Praha 1996.^ /
95. Srb A. Politicke dejiny naroda ceskeho od pocatku doby konstitucni. Dil 2.1. Praha 1926.
96. Santrucek B. Ceskoslovcnsti narodn^ socialiste vcera a dnes. Praha 1946 .
97. Santrucek B. Masaryk a Klofac. Srovnovaci studia. Praha 1938 .
98. Santrucek B. Vaclav Klofac. Praha 1928 .
99. Sedivy I. Cesi, ceske zeme a velka valka 1914-1918. Naklauatelslvi lidove no-viny, 2001.
100. Spatny E. Cesky antimililarismus. Praha 1922.
101. Solle Z. Ceske zeme v obdobi rozmachu kapitalismu a nastupu imperialismu, 1868-1918. Praha 1956.
102. T.G.Masaryk a vztahy Cechu a Nemcu (1882 1937). Masarykova spolecnost 1997.
103. Tobolka Z. Politicke dejiny ceskoslovenskeho naroda od r. 1848 az do dnesni doby. Dil III-IV. Praha 1936-1937.
104. Tomek V. Cesky anarchismus 1890-1925. Praha 1996.
105. Тотек V. Ve jmenu svobody: ideje a prfmeny ceskeho anarchismu naprelomu 19. a 20. stoleti. Praha 1999.
106. Urban O. Ceska spolecnost 1848 1918 . Praha 1982 .
107. Zena v dejinach Prahy. Praha 1996.