автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Чешско-серболужицкие связи с начала ХХ века до 1938 года

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Шевченко, Кирилл Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Чешско-серболужицкие связи с начала ХХ века до 1938 года'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Чешско-серболужицкие связи с начала ХХ века до 1938 года"

О Д МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА ' : "'•' V ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

йа правах рукописи

Шевченко Кирилл Владимирова ЧЕШСКО-СЕРБОЛУЕИЦКИЕ СВЯЗИ С НАЧАЛА XX ВЕКА ДО 1938 ГОДА

Специальность 07.00.03 - всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1993

Работа выполнена на кафедре истории южных и западных славян

исторического факультета Московского Государственного университета имена М.В.Ломоносова.

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Л.П.Лаптева

Официальные оппоненты: доктор исторических каук И.И.Поп

доктор филологических наук М.И.Ермакова

Ведущая организация - Львовский Государственный университет

Защита состоится 1993 г. в час. на заседании

специализированного Совета К.053.05.28 по всеобща!! истории при МГУ им» М.В.Ломоносова. Адрес: 119899, ГСП, Москва, Ленинские Горы,

МГУ, 1-Й корпус гуманитарных факультетов, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А.М.Горысого /МГУ, 1-й корп;.а гуманитарных факультетов/

Автореферат разослан "_£." С&гтАб^ 1дэз г#

Учений секретарь специализированного Совета доктор исторических наук,

профессор И.Л.Маяк

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ.

Лужицкие copón остаются оцпш из наименее изученных народов в ятечественном славяновецеши. Мечду тем, особенности исторического развития лужицких сербов, в первую очерець то обстоятельство, что этот народ, наряду с другими полабскими славяиагя вовлеченный в орбиту германской культуры более тысячи лет назад, в отличие от последних сумол сохранять славянский язык, культуру и самосознание, представляет колоссальный интерес для исследователя.

Связи с соседними славянскими народами, преэде всего с чехами, которых связывала с лучицкимя сербами трехсотлетняя государственно-правовая традиция, могут рассматриваться как один из пахните факторов национальной устойчивости лужицких сербов, кач одна из причин исторического феномена, состоящего в том, что народ, па иротяязнии тысячелетия подвергаясь мощному ассимиляторское воздействию германской культуры, сумел сохранить собственный этнический.облик и славянское самосознание.

По авторитетному мнетю Л.Н.Гумилеза, общая черта любого этноса -"...это свойстзо вида Гот сапиенс группироваться так, чтобы можно било противопоставить себя и "своих" /иногда близких, а часто довольно далеких/ всему остгльяому миру..."-'- Важность подобного противопоставления в самосознании индивидуумов подчеркивается и современными западноевропейскими исследователями.^

Основой для противопоставления себя окружащег.^у немецкому населению к, следовательно, гарантией собственного этнического бытия для дуяицких сербов могло бить только осознание себя как особой части славянского rapa с собственной ошгинальпо«.культурой к языком - ira кок-

Г. Л.Н,1>мп.тев. Этногенез я биосфера Земли. Ленинград, 1990, с.41. 2. См. E.Ctllhen. HaÍíoks ди^ HaÍ/ocmIish, . Oxfoñd, 1910.

E.HoesaAwtn. étions Ahd hAtiowlisto síh'cí Шо. C*y»AR¡d<je,i99o.

фессиональных, ни социальных, ни географических, ни каких-либо иных предпосылок для противопоставления не существовало, поскольку еще с эпохи средневековья лужицкие сербы были полностью интегрированы в германский государственный и социальный организм. В этих условиях чешско-серболукицкив связи, развивавшиеся на основе идеи славянской взаимности, объективно выступали как сектор, способся-вутацьй сохранению национального самосознания и противостоящий ассимиляции. Это явление отчетливо прослеживается уке в эпоху национального возрождения в XIX веке. В XX веке интенсивность, Форш и глубина контактов резко возросли, что особенно проявилось после образования независимой ЧСР в 1918 голу.

Чешско-серболужицкие связи в меявоенкый период представляют собой одну из самых насыщенных п одновременно наименее изученных страниц в богатой книге межславянских связей. Проблема содержания и конкретных форм этих связей и их влияния на национальное движение лужицких сербов составляет центральный предмет исследования панной работы. Особенности выбранного периода времени обусловили тот факт, что в работе нашли свое отражение не только культурная сторона взаимных контактов, но также политический и экономический аспекты, граница мекду которыми за-.астую размыта.

Особое звучание выбранной теме придает недавнее политическое событие принципиального значения - объединение Германии, вновь заставляющее вспомнить о существовании лужицких сербов и задуматься над исторической судьбой этого автохтонного славянского народа, проживающего в юго-восточной части Саксонии и насчитываицс-го около 45.000 Г

человек.

Хронологические рамки данной работы охватывают период с начала

Г. 1и4щ'д £11 е. Ъ1е $осяг». щ ¡¡Ые. 5огжп <и десЛхс/,!янЛ. влЛзе

199», 5.24.

XX века до 1938 года. Сама логика исследования побудила включить в работу период, предшествовавший образованию независимой ЧСР как время, в ходе которого заровнялись тенденции, получившие свое наиболее полное развитие п годы существования первой республики.

Методологической основой исследования являются общепринятые принципы объективности и историзма, предполагающие конкретно-исторический подход к анализу событий в их диалектическом развитии. Именно эти принципы позволяют адекватно решать поставленные в работе чсслепо-вательские задачи.

Степень изученности темы. Несмотря на в целом устойчивый интерес к серболукицкой проблематике, чегаско-серболуяшцкие связи в начало XX века не стали объектом специального исследования ни в русской пореволюционной, ни в советской историографии, хотя тля XIX века Л.П. Лаптевой был скатан вакннй кокцегстуа/шгай внрод о том, что"главную роль как в причинах возрождения, так и в создании условий для его успеха играли факторы внешние... Внешним Фактором развития сербоду-аицкой национальной культуры являлся идейный пример и материальная помощь со стороны пругих славянских народов... Свое идейное вооружение серболужипкое возроядение черпало прежде всего из Чехии. Оттуда пришла не только ?дея славянской взаимности, но и еполнэ конкретная помощь, выразившаяся в подготовке кадров национальной культуры'.'* Настоящая работа является, по сути, пропо'псением изучения роли пней- . него фактора в национальном развитии' лужицких сербов на чешском материале в первой трети XX века.

Несмотря на го, что размах сорабистическях исследований в Чехии

I. Л.П.Лаптева. О национальном возрождении у лухяцкях сербов// Вопросы первоначального накопления капитала и кацпональныэ движения в славянских странах, Москва, 1972, с.100-101.

всегда был выше, чем в России, что объяснялось географической и этнической близостью чехов и лужишсих сербов, а также - в огромной степени - и общим историческим прошлым, чешско-серболужицкие связи в XX веке не стали по1са предметом специального исследования. Хотя некоторые. наиболее яркие эпизоды этих отношений привлекали внимание исследователей, обсуждение этой проблемы протекало в рамках более общих монографических работ и носило подчиненный характер.*

Пионером чешской сорабистики был А.Черны, начавший работать на ниве чешско-лужицкой взаимности еще в восьмидесятые годы XIX века. Продолжателями Черного стали члены основанного в 1907 готу чешско-.лу-жицкого общества, среди которых наибольшую известность получил Я.Пата, автор ряда монографий и статей по сорабистике. Несмотря на многообразие тем, в работах чешских сорабистов угадывается общая доминанта, вытекающая из своеобразного творческого напутствия "реалистически" познавать положение вещей, которое дая Масарик, тогда еще издатель журнала "Атенеум", А.Черному, уже в то время чувствовавшему наибольшую идейную близость к будущее/ первому президенту ЧСР.

Стремление к объективизм сочетается с другой общей чертой чешского сорабистического наследия, которая заключается в том, что взгляд чехов на лужицкую проблематику зачастую обнаруживает некий прагматический подтекст, состоящий в том, что дужицких сербов рассматривают как своеобразный отрицательный пример, на ошибках которого необхоци-ео учиться.

Отношение к серболужицкой проблематике в межвоенной республике

I. См. А.Сгеиу. 1иг!а а 1иг)с.И V рялг?, ^9iZ.

j. ра1л. ьццсг. v рньге

Л. Рй1и1я. ¿.иг/сЬ' Ъявочё /) /*/''с-Д Реднл, л95Г.

V. Яш^ед], Ъевь^'ё. у Реяге, ПСг.

во многом определялось участниками чеэтского пролужицхого движения. Один из его лидеров, !1. Пата, рассматривал лужицкий вопрос в контексте глобального германо-славянского противоречия и считал Лужину вопросов в большей степени чехославянским, нежели чехословацким, поскольку "сохраняя Думцу, мн ослабляем германскую опасность иг усиливаем позиции славянства.. Эйфория, вызванная становлением независимых славянских государств, вселила в А.Черного, Й.Пату я их шогочисленных последователей уверенность в возможность сущее: зова-кия независимого серболужицкого государства. Более того, лидеры пролужидкого движешт активно выступали в это времл за присоединение Лужицн к Чехословакии, полагая, что этот шаг был бы в геополитических интересах обеих народов. Они исходили из тезиса об однозначно положительных последствиях возможного вхождения Луктт в состав ЧСР. Это априорное суждение основывалось на том, что нахождение в составе ЧСР усилило бы славянский элемент в Лужице и позволило бы покончить с угрозой окончательной германизации луяицких сербов. Возможные негативные последствия /экономические, социальные/ в расчет не принимались. Романтическая палена стала спадать с глаз яидероз пролужицкого движения в ЧСР в начала тридцатых годов, когда Й.Пата от обвинений славян в нежелании ревать .лужицкую проблему перешел к анализу причин этого явления и сделал вывод о том, что "чешский лев но мог освободить Лужицу, поскольку имел множест-

о

во собственных забот."*

Вопрос о возможности вхождения Лужтш в состав ЧСР вызывал интерес и у современных серболужицких историков. М.Каспер и Ф.Меток

Г. J. Ра1Д. ¿»кг/е« . V Рал?е1 19 1$1 5. 7?.

2. >1. Ра£а. ¿игка, Ctseos|^>veнst!o а ^/о^ия^ уо. \/ Рйдг«) 15 г ю.

- б -

подчеркивают, что лужицкий вопрос был лишь средством в руках чехословацкой дипломатии, испольэовавшой его в качестве противовеса судетонемецкому вопросу в политической игре, истинная цель которой заключалась в международном признании северных границ ЧСР.* О лужицком вопросе как о благоприятном объекте компенсации для Праги р

писал и Я-ПЬлта.

Серболужицкие историки отрицают какую-либо заинтересованность чешской буржуазии в присоединении Лужицы к ЧСР. Архивные материалы позволяют существенно скорректировать эту точку зрения, страдающую излишним схематизмом - так, активная деятельность весьма влиятельного в межвоенной республике чешско-лужицкого общества "Адольф Черны", среди членов которого било немало высокопоставленных чиновников, банковских служащих и предпринимателей, свидетельствует, что олределенные круги чешского общества были готовы к радикальному разрешению лужицкого вопроса.

Что касается двадцатых и особенно тридцатых годов, то серболужицкие историки однозначно положительно оценивают роль межславянских связей и славянской вз-акмности для сохранения национальной самобытности лужицких сербов, использовавших иежславянские связи для

о

борьбы против политической реакции и национального угнетения. Особое значение сврболужшше историки придают межславянским связям лужицких сербов после 1933 года, влияние которых вынудило руководство ПОДАЛ перейти к более гибкой политике в отношении лу-ййцких сербов с 1934 по 1936 год."*

Г. 5е«вОЧЬ>, 3, в<«(У5|\,( (9 } а,

воИл, ЛАС|£& </«£ СасксИс. 2е„, Ю7С, Но.

3. М.Каспер. Борьба лужицких сербов за национальное равноправие в 1919-1932 гг.// Советское славяночедение, 3976, №6, с.26.

5оЛ ¡¡Ъ!? &ОД11С1

¿и Эе^г ^ди^, а, 4Ц.

Однако интерес серболужицких историков к проблеме ме^славянских связей лужицких сербов ограничивается, к сожалению, лишь общими оценками и замечаниями, конкретное содержание этих связей осталось за пределами их внимэ1шя.

Современная чешская литература, посвященная этой проблеме п интересующий нас период временя, ограничивается рядом статей и несколькими обзорными работами, в которых наряду с общими оценками рассматривается деятельность наиболее крупных представителей Общества друзей Лужицы.*

Самый авторитетный чехословацкий сорабист Ян Петр, оценивая про лужицкое движение в. межвоенннй период, в I9GI году подчеркивая связь членов этого движения с крупной чешской буржуазией и критиковал их за отрыв лужицких сербов от "прогрессивных сил немецкого народа, от немецкого рабочего ктасса.Хотя Ян Петр смог дать объективную оценку многим сторонам чегасгсо-серболужинких связей /так, в отличи о от серболужигвсих историков он подчеркивал, что иллюзии о возможном присоединении Дужиц к ЧСР исходили прежде всего из Праги/, тем не менее, на его общей оценке нролужицкого движения сказалось негативное отношение к партии национальных демократов, членом которой был Й.Пата. Несогласие с политической программой этой партии невольно переносится на оценку чешских друзе'! Дужицн, при этом конкретной содержание их работы невольно отступает на второй план. Позже Ян Петр несколько смягчил свое излишне критичное отнопение к деятельности чешских друзей Дуглин, вызванное свойственной ему абсолютизацией классового подхода, что нашло отражение

I^J.MudRn. KonUtty J.Pñty ге ScaMMi//Rae&lnd J<3?g Ц s.'/CS LiñertnJ, SoíAeisli'c*/ oituoj/ V íiurinnu 101<] >H<j//S!av¡Ai iOS8t i.xax íc-g 2. Jam Me. sUv /i úkoty v cssaf/LStoris^jn« /\.isnts.f?<¿

в его обзорной монографии, вышедшей в 1972 году и особенно в последней монографии, изданной после его трагической смерти.* Смешение акцентов проявилось в том, что, по-прежнеи/у усматривая в деятельности А.Черного и чешскгх друзей Лужицы "недостаток реалистичного понимания подлинных интересов сврболужицкого народа", Ян Петр в то же время подчеркивает большое значение культурной, финансовой и- идьологической поддержки лужицких сербов со стороны чехов в

о

двадцатые и особенно в тридцатые годы. Цель работы заключается в том, чтобы на основе новых материалов дать более взвешенные ответы на многие вопросы, затрагивающие пролужицкое движение в межвоенной Чехословакии и его влияние на лужицких сербов.

Иоточниковая база работы определяется характером предмета исследования. К первой, наиболее важной группа источников относятся архивные материалы, содержащиеся в фондах "Адольф Черны-общество", "йозеф Пата" и "Владимир Элешкая" Литературного Архива памятников Национальной письменности в Праге. Материалы фондов, содержащие протоколы заседаний чешско-лужицкого общества, копии документов, направленных руководителями общества в канцелярию президента республика и другие учреждения, в т.ч. министерства, переписку общества с серболужицкими организациями и отдельными лицами, дают представление о взаимоотношениях чешско-лужицкого общества с влиятельными правительственными кругами межвоенной республики и позволяют лучше понять место общества в политической системе ЧСР и одновременно механизм его взаимодействия с серболужицкими организациями.

Р&и. рок^/скусЪ 4 т.1и,тм'с1, Р/г/1нл( 1372.

-Ми Р^к, М(7<ид Ту/о</а. чЫеГ Ра ¿л. Рялнл, 133 о.

2. Ль Ш. сгел.$ое^Аь М*1,ом//ицил9е л*« СчНиж

Огромную важность для нас представляют материалы фондов "Акты и материалы серболужицкого национального движения" и "Наследие й Л Тати" Серболужицкого Культурного архива в Баутцеиэ /ФРГ/. Сохранившиеся здесь документы, в первую очередь листовки я прокламации Серболужицкого Национального комитета, обращение к населению Лужицы, позволяют не только судить о фактических действиях и истинных намерениях серболумщких лидеров, но и дают прекрасный слепзк их менталитета, что, в свою очередь, многоо проясняет в их отношении к Чехословакии.

Ко второй группе источников относятся материалы чешской, сер-болуашцкой и немецкой периодической печати. Особое место яринадло-эсит журналам "Словански приеглед" и "Ческо-луяицкий вест!шк", пристально наблюдавшими за развитием событий в Лужице. Серболужнцкая проблематика была особенно широко представлена на страницах чешской прессы в 1910-Г920 гг. к в тридцатые годы, т.е. в то время, когда на карту была поставлена историческая судьба Лужицы. Сочувственно и заинтересованно о Лужице в ьто время писали многие чешскио периодические издания вне зависимости от политических пристрастий и Партийной принадлежности.*

К третьей группе источников следует отнестл мемуарную литерату-

п г>

ру. Воспоминания гак чехов , так и лужицких сербов полны интересных подробностей о личных контактах руководителей чешско-лужицкого общества с лужицкими сербами и равных сторонах их сотрудничества.

Г. См. Уенкв*, Ыйас/ь! рпШЫА, ЯАяос/и/ Л'зЛ/, О ¿и.

2. Ьи^/к киал. о ¿огш. V Рятс, -/3 2 .Г.

РпАкМзек Мл(у. ¿иг/ске ь'гром/'нку. v Раляе, -¿"35"". 3» -Мн С^а. со нл рис. роНла. Ои^ух/н, 12*3-

-//_ V/ На »«¿'й . >

Р. куезьвАо -бс/сА. ВиЛух/и, 'ягте.

Практическое значение диссертации заключается в том, что ее материалы и результаты могут быть использованы при чтении соответствующих спецкурсов на историческом факультете, а также при подготовке монографических исследований по истории национальных движений малых славянских народов в межвоенный период. Материалы диссертации М017Т быть полезны при разработке теоретических проблем,.связанных с положением национальных меньшинств в межвоенной Европе.

Структура и объем. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Содержание изложено на 180 страницах.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновываются научная актуальность и новизна темы, постановка проблемы и задач исследования, определяются хронологические рамки работы, содержатся обьор источников, а такжеана-лиз отечественной и зарубежной историографии.

В первой главе "Чешско-ссрболуицкие связи в начале XX века" выявляются основные тенденции чежжо-серболужицких взаимоотношений в период, непосредственно предшествовавший образованию независимой ЧСР.

В шестидесятые годы XIX века чешско-серболужицкие связи утратили прежьий динамизм, что объяснялось отставанием серболужицкого ..национального движения от чешского, еще в сороковые годы выработавшего собственную политическую программу и стремившегося к ее реализации» В отличие от чехов, серболужицкие будитеги не смогли поднять национальное движение в Лучшие на политический уровень; оно по-прежнему оставалось ограниченным я-знковыми и культурными рамками, что определяло облик чвшско-серболужицких связей и одноврекен но создавало барьер для их дальнейшего развития. Содержание связей

стало меняться в семидесятые годы XIX века. Политическое соперничество между старочехами и млмочехами оказывало мощное воздействие на представителей нового поколения серболужицких будителей, которые все яснее осознавали, это после образования Германской империи, вызвавшего усиление ассимиляции, необходимо в корне изменить деятельность руководства Матицы Сербской, главного выразителя национальных интересов сербочужицкогг народа в то время.

Чешское влияние на мяадосербов проявилось в сходстве идей, пропагандируемых органом младосербов "Липой Сербской", с положениями принятой в 1874 году программы младочехов, где подчеркивалась важность современной образованности и просвещения, необходимость пробуждения политической активности и национального самосознания. Разумеется, младосербы видоизменили эти идеи, приспособив их к лужицким реалиям. Это выразилось прежде всего в усиленном поиске новых методов борьбы с германизацией, в ходе которого ¡.шэ до серб и творчески использовали богатый чешский опыт.

Начало XX века было отмечено значительным ростом интереса к лужицким сербам со стороны чешского общества. Лужицкая тема была широко представлена на страницах чешской прессы начала века. Особое мег

сто занимал "Словански пргаеглед", устами А.Черного не только информировавший чешскую общественность о положении в Лужицо, но и оказывавший заметное влияние на серболужицкую национальную жизнь. Так, А.Чер".н, неоднократно указывавший на существование трех вариантов правописания в сэрболужицком языке как одно из главных препятствий В' развитии национальной литературы, объективно способствовал скоро— Йшетду проведению реформы правописания, что било одной из главных задач серболужицкой интеллигенции. "Словански пршаглед" активно выступал с поддержкой многих инициатив, с которыми выступали его сербо-луглцкие корреспонденты. В 1900 году редакция журнала поддержала

серболужицкую инициативу о создании серболужицкой национальной библиотеки п обратилась "ко всему славянству" с просьбой о финанеайой

поддержке Матицы Сербской.

Важное значение чмела материальная поддержка со стороны чехов. Так, кампания сбора средств на "Сербский дом" в Кудишине наиболее активно протекала среди.чехов.

В начале XX века в Дужице становятся известными идеи Масарика. Во время празднования шестидесятилетия Масарика в популярном сербо-лужицком журнале "Лужица" была опубликована статья В.Кейжора "Т.Г. Масарик и проблема малого народа", в которой делалась удачная в целом попытка интерпретировать идеи Масарика в применении к лужицким реалиям. Проводниками чешского опыта и сторонниками идей Масарика были в парную очередь обучавшиеся в Праге лужицкие сербы /М.А»-дрицм!, Ц.Венка и др./

Результатом инте иектуального сдвига, происходившего в начале XX зека в умах серболужицкой интеллигенции, стали важные практические перемены» В 1912 году возникла Домовина, первая общелужицкая нвоиональная организация, объединившая ЗГ серболужицкое общество из Верхней и Нижней Лужицы. Домовина была призвана способствовать реорганизации экономической тазни серболутацкого населения на кооперативной основе, созданию серболужицких крестьянских кооперативных сберкасс» независимых от немецких.органов, объединению кооперативных сберкасс

в серболу&ишшй кооперативный банк и пр. Традиционно большое внимание удалялось защите национальных прав лужицких сербов. Всг это несло на себе зрямые отпечатки чешскою влияния.

Оживление чешско-серболужицких контактов нашло свое выражение в создании в 1907 году чешско-лужицкого общества "Адольф Черны*. Общество, первоначально задуманное 'Как чисто серболужицкое, стало принимать в свой состав чехов, и вскоре его активность распространилась на значительную часть чешского общества, в основном студентов и чле-

нов чешского "Сокола". Наибольшей популярности общество достигло в межвовпной республике. С началом первой мировой войны наиболее влиятельное среди лужицких сербов течение, возглавляемое А.Бартом, будучи разочаровано в серб^лужицкоЯ политике саксонских властей, начинает отказываться от диалога с нимя. Решение лужицкого вопроса ставилось в зависимость от полного военного поражения Германии. Внимание серболужяцких лидеров все больше привлекали чехи как потенциальные союзники серболужицкого движения.

В свою очередь, интерес к Лужице со стороны чехов в ходе войны значительно возрос. Чехословацкие легионы в России в первой половине 1917 года зафиксировали в своей политической программе принцип борьбы за все бывшие земли чешской коронк, включая Лужицы. О возможности присоединения Лужицы к Чехословакии, если этого захотят сами лужицкие сербы, писал в своей "Новой Европе" Т.Г.Масарик. Таким образом, в ходе войны, когда поражение Центральных держав ста"овитось неизбежным, а достижение политической независимости чехами обретало осязаемые контуры, этот интерес усиливался, и политические мот..пн, опиравшиеся на историческую традицию, занимали в нем все более важное место»

Во второй главе "Лужицкий'вопрос и Чехословакия в 1918-1920 гг." дается анализ взаимоотношений различных кругов в Чехословакии с лужицкими сербами в первые годы после образования ЧСР.

.13 ноября в Будишине был образован Серболужицкий Национальный комитет во главе с А.Бартом, выступивший с широкой программой национальных и социально-экономических преобразований буржуазно-демократического характера. 17 ноября в Лужицу инкогнито прибыл А.Черны. Поездка была санкционирована чехословацкими властями и имела своей целью стимулировать прочехословацкие настроения среди лужицких сербов. 21 декабря 1918 гола Сер*5олужишслй Национальный комитет принял разработанный при активном участии А.Черного мемооанцум, призивавт.Л к

установления протектората Атланты над Лужицей. I января 1919 года Серболужицкий Национальный комитет выпустил прокламацию, в которой "на основании принципов Вильсона "потребовал создания независимого серболужицкого государства. Все это находилось в определенном противоречии с позицией чешских друзей Лужицы, суть которой была выражена Черным в его статье "Лужица и мирная конференция? впервые опубликованной в "Народных листах" от 27Д.191Я г. Взгляды Черного сводились к необходимости присоединения Лукицы к Чехословакии. Требование территориального объединения обеих Лужиц и их полного самоуправления фактически отодвигалось на второй план. Позиция руководителей Серболужицкого Национального комитета оказана влияние на взгляды руководителей чешского пролужицкого движения. В документе, переданном Президенту Масарику 21 января 19Г9 года их советы ограничиваются необходимостью создать особую канцелярию по делам Дужи-цы при чехословацком МИДе, установить самоуправление Дужицы под чехословацким контролем и занять территорию Лужицы армией Антанты^ Архивные материалы, однако, свидетельствуют, что конечной целью про-луашцкого движения в Чехословакии было присоединение Дужицы к ЧСР. В Г9Г9 году Я.Пата признавал, что принципы Вильсона о самоопределении народов не позволяли чехам выдвинуть и отстаивать требование^ присоединений Дужицы - сербы сами должны были решать свою судьбу.

Несмотря на эти расхождения, чешско-лужицкое общество активно работало в поддержку серЗолужицких требований. Так, руководители общества Пата и Гейрет 4 января 1919 года обратились к Бенешу с про-сьоой оказать максимальную поддержку лужицким сербам на мирной конференции. В официальной речи на мирной конференции 5 Февраля 1919 года Бенещ упомянул о существовании лужицкой проблемы и заявкл, что

£ РаЬа, Lu.iiсе. УРиге, 5.6

ЧСР требует от конференции не присоединения лужичан, а обеспечения их национальных прав,

Существовала тесная связь между пролужнцким движением и правительственными кругами ЧСР. Официальным членом чехословацкой делегации на мирной конференции был сам А.Черны, занявший впоследствии пост советника министерства иностранных пел. 30 июня Г919 года МИД ЧСР выплатил чешско-лужицко>*у обществу 2000 крои на издание карты Лужицы и брошюры о национальном движении лужицких сербов после пер • вой мировой войны. При содействии чешско-лужшпсого общества чехословацкое правительство удовлетворило конфиденциальную просьбу А.Барта о присылке продовольственной помощи населению Лужииы. Таким образом, практические усилия и официальных властей, и тесно связанного с ними общества '.'Адольф Черны" совпадали. Но кх конечные цели нельзя считать идентичными. В то время, как чешско-лужицкое общество стремилось к принципиальному изменению политического статуса Лужицы, официальные круги ЧСР питались извлечь из лужицкого вопроса максимальные преимущества для решения внешнеполитических задач, стоявших перед чехословацкой республикой, в первую очередь вопроса о границах. Поскольку пролужицкое движение создавало для этого благоприятный фон, власГти ЧСР были заинтересованы в его поддержке. Это обстоятельство, однако, было далеко не единственной причиной той гармонии, которая существовала между властями и обществом в 1918-1929 гг. Огромную роль традиционные славянские симпатия многих ведущих чехословацких политиков сыграл». именно в этот отрезок времени.

После неудачного исхода серболужщкого движения за независимость, чешско-лужицкое общество активно защищало праЕа сирболу.чкцких национальных деятелей. По иншшативс общества Лиге Наций бил передан протест против тюремного заключения Арношта Барта, к которому присо-

единилась и официальная Прага. Благодаря вмешательству Чехословакии в сентябре 1920 года Барт был освобожден.

Уже с 1920 года чешско-сер^одужицкие связи вновь приобрели ту форму, которая сложилась еще в XIX веке, когда лужицкие сербы заимствовали у чехов идейные и организационные формы национальной деятельности, а также получали и немалую материальную помощь. Так, по просьбе серболукицкой стороны чешско-лужицкое общество привлекло работников чехословацких дипломатических учреждений в США дли сбора средств на культурные нужды Лужицы среди серболужицкой эмиграции в США. Значительная материальная помощь оказывалась сербодужицким студентам, обучавшимся в ЧСР. По инициативе чешско-лужицкого общества Е указанное время состоялся целый ряд культурных мероприятий, пропагандировавших серболужицкую культуру в ЧСР. Архивные материалы свидетельствуют, что в своей деятельности чешско-лужицкое общество получало серьезную финансовую поддержку от правительственных и деловых кругов /МИЦ, Министерство образования, банки/.

Таким образом, после поражения серболужицкого движения за независимость, политические приоритеты во взаимных связях сменились культурными и экономическими. Вачнкм субъектом этих связей с чешской стороны било не только чешско-л.уедцкое общество "Адольф Чернн", но и активно поддерживавшие его официальные круги.

Трзтья глава "Чещско-серболужинкие связн в двадцатые годы XX века" состоящая из трех параграфов, посвящена наиболее насыщенном/ этапу чэшско-серболуяицкифвязей.

В первом параграфе показано обпее положение лужицких сербов в Веймарской Германии. Решения Версальской мирной конференции фактически пройгнорировали лужицкий вопрос. Лужицкие сербы не получили какой-лйбб автономии, само понятие "Лужица" и после войны носило лишь исто-рхШ-географический характер и не означало единой административной

области; территория Лужицы по-преунему была разделена между Пруссией /вся Нижняя и северная часть Верхней Лужицы/ и Саксонией /южная часть Верхней Лутацы/. Правовой статус национальных меньшинств Германии изменился, тем не менее , к лучшему. Статья №3 подписанного с Германией мирного договора в Версале предусматривала предоставление нацменьшинствам в Германии таких же прав, какими пользовалось немецкое меньшинство в соседних с Германией государствах. Окончательное юридическое закрепление поава нацменьшинств нашли в параграфе №113 конституции Веймарской республики, который запрещал утомление прав нацменьшинств во внутреннем управлении, суде и особенно в развитии их родного языка, В то :»е время реализации права на национальное своеобразие не была составной частью конституционно гарантированных личных свобод индивидуума. В наиболее тяжелом положении среди меньшинств оказались лужицкие сербы, которые, в отличие от поляков и датчан, не имели собственного национального государства за пределами Германии. На этом основании немецкие власти часто отказывали серболужицкому населению в саном статусе меньшинства. Чешская пресса постоянно обращала внимание на нарушения национальных.' прав сербол.ужицкого населения особенно в области школмгого образования и в качестве примера часто ссылалась на национальные права судетских немцев в Германии, что имело несомненный политический подтекст.

Второй параграф посвящен общественным контактам лужицких сербов с чехами. Уже в 1922 году во многих городах Чехии с большим успехом прошли гастроли сер^олужицкого коллектива певцов, который был принят президентом Масариком.

Наиболее оживленными были связи чехов с серболужицкими обществами, входившими в состав Домовины, а так»е-с серболужяиким Сокалом. Представители чешско-лужицкого общества регулярно принимали участие

в съездах Доновины. По инициативе общества и Домовины регулярно организовывались поездки серболужицких детей я молодежи в Чехосло£&-кию. В 1922 году в г. Бела под Бездезом совместными усилиями была организована летняя еерболужицкая школа для молодежи из Лужицы, которая впервые получила возможность учиться на родном языке /в школах на территории Лужицы лужицкие сербы изучали родной язык как предмет/. Во второй половине двадцатых годов в чешских городах пропит многочисленные выставки, посвященные Дужице. Наиболее тесные связи с чехами поддерживала одна из самых массовых организаций лужицких сербов в меквоенный период - серболужицкий Сокол, который серболужицкие историки оценивают как самую прогрессивную организацию в сорболужицком национальном движении. Сама идея Сокола была заимствовала из Чехии. Сорболужицкий Сокол был создан в 1920 году при активной организационной и моральной поддержке чешского Сокола и- чешско-лужицкого общества "Адольф Черны". В дальнейшем чехи активно поддерживали серболужицкий Сокол в его конфликтах с консервативными кругами серболужидкого общества. При содействии чешского "Сокола" ¡г общества "Адольф Черны" в Праге несколько раз организовывались физкультурные школы для активистов серболужицкого Сокола. Интерес к развитию сокольского движения в Лужица проявлял начальнш! канцелярии президента республики доктор Шамал, В начале тридцатых годов чехи сделали все возможное для урегулирования конфликта между католической и протестантской общинами з рядах серболужицкого Сокола. После роспуска Сокола чехи в лице чешско-лужицкого общества и чешского Сокола продолжали оказывать серьезную финансовую • поддержку серболужицким активистам, которая по политическим соображениям не афишировалась.

Третий параграф посвящен чешсхо-серболуяицкоцу сотрудничеству в области экономики. Чешские друзья Лужицу получали значительную фина-

нсовую поддержку от официальных кругов, финансистов и промышленников. Большая часть этих средств предназначалась для лужицкого фонда, созданного для непосредственной поддержки лужицких сербов. Одним из самих красноречивнт примеров экономической помощи чехов явилось создание Серболужицкого Народного банка, существование которого было крупнейшим достижением лужицких сербов в области экономики в межвоенный период. С момента своего возникновения в 1919 году Серболу-жицкий Народный банк был тесно связан с чвхословацкой Экономикой: из 300.000 марок первоначального капитала 125.000 принадлежало Пражскому кредитному банку, остальная часть полностью находилась в руках лужицких сербов. Покровительство банку оказывала крупная чешская фирма "Аграсоль". Директором банка стал представитель чешской стороны. Важность Серболужицкого Народного банка в национальной жизни сербов-лужичан была огромной, т.к. он обеспечивал существование многих серболужицких национальных обществ, в том числе типографии и издательства М.Смолера в Будишине. Чехи были единственными, кто оказал помощь Серболужицкому Народному банку в критический момент его е., шествования в начале тридцатых годов. Чехословацкая экономическая помощь проявилась и в форме приобщения лужицких сербов к чехословацким достижениям в конкретных 'сферах хозяйственной деятельности. Гости из Лужицы регулярно посещали чехословацкие хозяйственные выставки» Чехословацкая помощь имела плодотворные результаты в области издательского дела.

Четвертая глава посвящена чегаско-серболужицки... связям в 19331938 гг. Политика национа1-социалистов в отношении к.лужицким сер- ■ бам делится на несколько этапов. Сразу после прихода п власти НСДАП начался период открытых репрессий против серболужицких активистов, многие из которых были арестованы. Террор против лужитпеих сербов вызвал бурю возмущения в славянских государствах и особенг-о в

Чехословакии, пресса которой независимо от политических различий осуждала политику немецких властей. В поддержку лужицких сербовзвы-ступил чехословацкий Сенат, партия национальных демократов, партия национальных социалистов. Союз славянской молодежи, Чешская академия наук и искусств и пр. Во многих городах и селах состоялись "лужицкие вечера", где принимались резолюции протеста, многие из которых были направлены в Лигу Наций. Кульминацией предпринятых в ЧСР акций протеста стала 30 тысячная демонстрация, состоявшаяся 5 июля 1933 г. недалеко от г.Мнихово-Градигате. Акции протеста в славянских странах побудили германские власти смягчить свою политику в отношении .лужицких сербов. Цель властей заключалась в том, чтобы путем частичных компромиссов постепенно фашизировать сачус влиятельную сербодужиц-кую организацию - Домовину и тем самым превратить ее из органа, отстаивающего национальные интересы сербов, в орудие германизации славянского населения Лужицы. В свою очередь, представители нового течения в серболужицком национальном движении нашли возможность использовать некоторые положения теории немецких национал-социалистов в интересах лужицких сербов, что позволило им в течение нескольких лет достаточно эффективно отстаивать национальные права сербов-лу-глчан. Так, проповедь "почвенничества" и постоянные акценты на крови и почве, звучавшие из уст идеологов немецкого национал-социализма, а также принцип вождизма истолковывались новыми лидерами сербо^жчц-кого движения в выгодно?« для сербов-лужичан смысле. Новая ориентация сопровождалась потерей влияния чехофяльски настроенной интеллигенции. Это подразумевало разрыв с пролужицкими движениями б соседнг странах. Чешские друзья Дужицы понимали неестественность и временность компромисса между Дошвиной и антиславянски настроенными идеологами национал-социализмаЛ'что находило свое отражение на страницах чешской прессы в это время. В 1337 голу после окончательного

отказа руководства Домовины принять предложенный властями вариант устава все серболужицкие общества, включая Домовину, были запрещены. По инициативе Общества друзей Лужицы в Праге состоялась большая демонстрация протеста. С середины тридцатых, голов, однако, происходит резкое сокращение связей как по причине внутриполитической обстановки в Германии, так и вследствие прохладного отношения чехословацких властей к деятельности Общества друзей Лужицы.

В заключении диссертации обобщены выводы исследования. В ходе связей, значение которых для сохранения славянского самосознания лужицких сербов было огромно, прослеживается несколько этапов.

Начало XX века било ознаменовано оживлением взаимных контактов, благотворное влияние которых положительно сказалось прежде всего на идейном развитии серболужицкой гнтоллигенции.

С образованием независимой ЧСР интенсивность связей резко возрастает; одновременно появляются новые формы сотрудничества, неизвестные ранее. Деятельность чехов в это рремч не ограничивается идейной поддержкой, а распространяется на новые сферы, в т.ч. на область экономического сотрудничества, благодаря чечу у многочисленных серболужицких национал"них обществ появляется собственный экономический фундамент,делающий их менее зависшими от властей. Отличительной чертой чешско-серболужицких связей в двадцатые годы бнлогУ активное участие в них предпринимательских, кругов и государственных структур ЧСР.

Наконец, характерная для тридцатых годов трансформация взаимных связей была следствием неблагоприятных внешнеполитических обстоятельств, вынудивших официальные круги прекратить покровительство деятельности Общества друзей Луяицы, которая, тем но менее, продолжалась и в не столь благоприятных условиях.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Г. Чешско-серболужицкие связи в конце ХГХ - начале XX века // Тезисы ХП Всесоюзной конференции историков-славистов. Москва, 1990.

2, Причины национальной устойчивости лужицких сербов// Тезисы научной конференции, посвященной юбилею Бречкевича. Тернополь, 1991.

3. Четвертый сорабистический семинар во Львове // Информационный бюллетень международной ассоциации по изучению и распространению славянских культур, выпуск 23-24, Москва, 1991. .

4» Президент Масарик. Политико-философский портрет // Суворовский натиск, 1990, №207-203.

5. Распадется ли Чехословакия? // Московские новости, 1992, №5.