автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Партийно-государственная политика в отношении религии, церкви и верующих в 1917 1937 гг. (На материалах Казахстана)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Новопольцева, Елена Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Партийно-государственная политика в отношении религии, церкви и верующих в 1917 1937 гг. (На материалах Казахстана)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Партийно-государственная политика в отношении религии, церкви и верующих в 1917 1937 гг. (На материалах Казахстана)"



МОСКОВСКИЙ \ КРАСН( к ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имена В.И. ЛЕНИНА

Московский ОРДЕНА ЛЁНННА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО \ % ^ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Специализированный Смет К 053.01.14

На правах рукописи

НОВОПОЛЬЦЕВА Елена Михгйлсзкз

ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА О ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИИ, ЦЕРКВИ И ВЕРУЮЩИХ В 1917-1937 гг. (На материалах Казахстана)

; Специальность 07.00.01 - История общественных двияеннй и политических партий

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 1993

Работа выполнена d Москскком ордена Ленина п ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете шдега Б.И. Левша.

Научвыв руководитель: доктор исторических наук, профессор Б.ИДОДОНОВ

Официальные оовонепты: доктор исторических наук, профессор В.Ф.КРИВОШЕЕВ

кандидат исторических наук М.П.ДУДАРОВ

( Ведущая организация - Уральский институт культуры.

• \ v

Запита состоится "{£_' 1993 Г. в «cos па заседании Специализированного совета К 053.01.14 по прксукдггогю ученой степени кандидата исторических мук в Московском ордена Ленина в ордена Трудового Краевого Знамени педагогическом государственном университете им, В.И. Ликка по адресу: 117571, Москва, пр.Вернадского, д. 88, ауд._

С диссертацией можно ознакомиться ■ библиотеке МПГУ ям.В.ИЛешма по адресу: 119882, Моссса, ул.Малая Пироговская, д. 1, МПГУ им.В.ИЛепюи.

Автореферат разослал 1993 г.

Ученый секретарь Саецп&лизированвого со sera, доцент

Л.С.ШСШ1ЕПА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Глубокие изменения, происходящие в пашей стране, вызвали большой интерес не только к экономическим и политическим проблемам, но и вопросам духовной, культур-но-нравствекной жизни общества, ее развития в новом, гуманистическом измерении.

Без нравственного обновления невозможно ни экономическое, ни политическое прогрессивное развитие. В этой связи выработка новых подходов к духовной гизня общества в значительной мере зависит от анализа такой важной проблемы как свобода совести, включающая в себя и определенную систему государственно-церковных отношений.

Одно Отечество объединяет верующих всех вероисповеданий и неверувщих. Согласие меяду ними - залог решения всех назревших проблем, духовного возрождения общества.

Опыт партийно-государственпой политики в отношении религии, церкви а верующих дает возможность понять причины деформации принципа'свобода совести в целом, имеет большое практическое значение для выработки новых подходов к его осуществлению, формированию культуры межнациональных отношений в России и других многонациональных республиках СНГ. Все это определяет актуальность темы исследования.

£Е25252£51Ш£52!11.К2523 исследования. Хронологические рамки исследования охватывают первые два десятилетия после Октябрьской революции 1917 года. Это время было связано с коренной ломкой старых и становлением новых общественных отнопений. Кардинальные изменения затронули и область партийно-государственной политики в отношении религии и церкви.

Среда первых декретов Советской власти был декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", провозгласивший принцип свободы совести, впоследствии закрепленный Конституцией 1918 года, где было четко заявлено, что "свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами". -^Однако на практике большевистское руководство реализовало в своей деятельности лишь'вторую часть этого положения,

г История Советской Конституции в документах. 1917-1956! - М..

г О_ Л* ТА С *

Религиозная пропаганда пресекалась поэтапным утверждением в стране тоталитарного политического режима, не допускавшего инакомыслия и насаждавшего марксизм и атеизм в качестве государственного курса по отношению к религии и церкви.

К 1937 году процесс формирования тоталитарной системы бил завершен. Все это позволяет рассматривать данный период в истории нашего общества как цельный, хотя и имеющий внутренние этапы развития.

Ан®®53 проблема партийно-государственной церковной политики осуществляется на примере Казахстана - одной из крупнейших составных частей созданного в 1917 году Советского государства. В первые послеоктябрьские годы этот регион назывался Киргизским краем и входил в состав РСФСР на правах автономии. В 1925 году он был переименован в Казахскую Автономную Советскую социалистическую республику, в 1936 году преобразованную в союзную.

Казахстану, как и другим регионам Востока, были присуща экономическая отсталость, низкий уровень культурного развития, . почти поголовная неграмотность населения. Исключительно сильный было влияние религии п традиционных обрядов. Это обусловило вполне определенную специфику данного региона страны, влиявшую на все социально-экономические и политические отношения, процессы, происходившие в обществе, в том числе и на отношению: к религии различных государственных учреждений. В то ге время процессы вызванные партийно-государственной политикой в отношения религии и церкви, происходившие в Казахстане, в значи-' тельной мере были характерны и для остальных регионов страны.

Степень изученности проблемы. Проблеме партийно-государственной политики в отношения религии, церкви и верующих, взаимоотношений различных религиозных конфессий с правящей боль-севпстской партией и советским государством всегда уделялось серьезное внимание в советской научной, публицистической и популярной литературе. Однако ум в первых послеоктябрьских публикациях ока рассматривалась преимущественно через приз;.ту классовых позиций и идеологических догм. Религия считалась по-, реккткои буржуазного обксства, "отцы народа" и с ней, соответственно. велась решительная борьба, в том числе л б литературе, проникнуто« нетерпимым отиопенпем к рзлвпш. н Ееруиш'л.

Первые публикации, появившиеся в 20-30-е годи, били небольшими по объему, содержали мало теоретических выводов, но отличались богатым Фактическим материалом и политической заостренностью. ^ В этом смысле большой интерес представляет работа протоиерея Л.И.Введенского, которая помогает разобраться в сложшх процессах: внутри Русской православной цергаи (далее РПЦ) в отношении духовенства к новой власти, к декрету о свободе совести.

К концу 30-х годов в историографии данной проблемы, как и в целом в историографии отечественной истории утвердилась в качестве. основы концепция "Краткого курса истории БГОКб)", в которой антирелигиозный курс оправдывался необходимостью "борьбы с буржуазными пережитками" в сознании людей.^

Следующий этан разработок начинается с I половины 50-х и продолжается до середины 60-х токов. В этот период был взят курс на построение коммунизма и окончательную ликвидацию религиозных пережитков в сознании людей. Принятые в 1954 г. постановления ЦК призывали к их устранению.^ Это способствовало активизации интереса к проблеме. Появляются публикации, рассматривавшие процесс осуществлегаш декрета о свободе совести 1913 года и вопросы, связанные с историей государственно-церковних отношений.^ В этих работах много умалчиваний, тенденциозности,. порожденных курсом на борьбу с религией, определенным ente в 20-е годы, отражается только "положительный опыт"

Введенский А.II. Церковь и государство. - М., 1923; Красиков П.А. Советская политика в религиозном вопросе // Революция и церковь. - м., 1919, !'е I* Горев И,- Церковное богатство и голод в России. - М., 1922; Брихтпев В.Н. Патсиацх Тихон и его церковь. - ?>1., 1523; Кандидов В.П. Религиозная контрреволюция 1918-1920 гг. н интервенция. - М., 1930; Зарин П. Политическая маскировка религиозных организаций. - М., 1934.

^ Олеаук В.Н. Сталинская конституция и вопросы оелигии. - М., 1937; Ярославский Е. Коммунизм и религия. - М*., 1941; 11у~ тинцев ф.М. О СЕободо совести. - Я., 1939.

■а

Постановление ЦК КПСС о крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения. 7 июля Г95-4 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленутлов : ЦК. Т.8. - 1985 г., - С.420-433. Постановление ЦК КПСС об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения. 10 ноября 1954 г. / там яе с.446-451.

4 Персиц И.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР.-И;,1956; Зайцев Г.Н.Религиозный вопрос в программе и тактике КПСС.-М.,1963; Макаров И.Ф.Отношение Коммунистической партии и Советского государства к религии и церкви.Л.,1967.

борьбы партии с религией, замалчиваются негативные стороны, связанные с уничтожением многочисленных храмов, репрессиями в отношении верующих. Бея литература как данного, так и последующего периода, была направлена на формирование материалистического, атеистического мировоззрения. Государственный, воинствующий атеизм выполнял заказ правящей партии и государства, служил средством подавления инакомыслия.

В исследованиях конца 60-70-х годов усиливается интерес к атеистической работе. Это било связано с концепцией "развитого социализма". Б эти годы издавалось огромное количество литературы, в которой затрагивались вопросы "научно-атеистического воспитания'.'Она была написана в- историко-партийном плане, способствовала Формированию в общественном сознании мнения о том, что религия вредна и несовместима с коммунизмом, что верующие и церковь стоят в стороне от общественных проблем, что у шх. низкий уровень культуры к отсутствует стремление к коллективизму. Появление подобных стереотипов и птампов было связано не только с государственным заказом, но и с общим низким уровнем атеистической работы, сводившейся к шумным антирелигиозным компаниям.*

С середины 80-х годов ситуация в исторической науке меняется, что было вызвано демократическими процессами, происходящими в обществе. В 1989 г. выхода? сборник "На пути к свободе совести", который интересен тем, что дает возможность понять отношение к проблеме большого круга авторов - от духовенства е мирян всех вероисповеданий до ученых и последовательных атеистов. ^ Несмотря на различия взглядов их объединяет стремление к объективному осмыслению истории государственно-церковных отношения, диалогу и сотрудничеству.

Новые факта, введенпе в научный оборот целых массивов не-нзвестных ранее документов, подвеяи к необходимости создания подлинно научной концепции и сгорай государственно-церковных

о

Колесов Г.И. Социалистический коллектив в атеистическое воспитание. - И., 1967; Евдокимов В.Й.Неучкая организация атеистического воспитания.-М.,1958; Коновалов В.Н. СССР - страна массового атеизма.-И,,1972; Красников Б.П. Уметь бороться с религией.-М.,1971.

Мекь А. Религия, культ личности и сскулярное государство (заметки историка религии) // На пути к свободе совести.-И,, ¿989, С.88-112: Фурман Д.Е.Религия, атеизм, перестройка. Там ге. - С.7-18; Гародаа В.И.Переосмысление.-Там К0.-МЛ9-28

отношений. Однако сделать зто оказалось нелегко. Исследование В.А.Алексеева например, показало, что "общественное сознание уяе поворачивается в сторону нового понимания неведомнх ранее реалиЛ, которые существовали в церковно-государствешпсс отношениях. Тут необходим новие, более обстоятельнее исследования, публикации с привлечением большего и свежего Фактического материала".^ По суаиству автор признает отсутствие целостной концепции и лиШ) призывает к ее разработке. Нельзя не отметить, что исследование В.А.Алексеева содержит богатый Фактический материал, раскривакщй неизвестные ранее страницы государственно-церковных отношений, оно во многом помогло автору диссертации определить свой взгляд на проблему, рассеять "иллюзии и догмы", которые существовали в советской литературе в отношении церкви и верующих.

Зяачительшй интерес представляет исследование М.И.Один-р

доза. В нем автор, на основе многочисленных документалышх материалов, восстанавливает малоизвестную мстораэ государствен!«« органов, которые непосредственно занимались осуществление'-! государственно-1} политикой в церковном вопросе.

В работе В.Н.Савельева рассматривается вопроси становления и развития представлений о свободе совести, месте данной категории в системе общечеловеческих ценностей.

Важную роль для раскрытия теш имеет литература, относящаяся непосредственно к Казахстану.^ Объем ее невелик, но она помогла понять особенности развития края, бит а культуру насеяяэдкх его народов, особенности партийно-государственной политики в отношении религии, церкви и верующих в данном регионе в прошлом и настоящем, хотя специальных работ по данной проблеме до сих пор нет.

-1- Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. - М., 1991.

О

Одинцов М.И. Государство и церковь / История взаимоотношений. 1917-1938 гг. / - М., Знание,Серия"Культура и религия", $ II,

3 Савельев В. 1Г. Свобода совести': История и теория. - М.,1991.

4 История Казахской ССР. - Т.4. - Алма-Ата.,1977; Дахшлей-гер Г.Ф.Социально-экономические преобразования в ауле и деревне Казахстана. - Алма-Ата.,1977; Нусупбеков А.Н.Формирование и развитие советского рабочего класса в Казахстане (1917-1940). - Алма-Ата., 1965: Очерки истории Коммунистической партии Казахстана. - Алма-Ата.,1963¡Саидбаев Т.Ф.Ислам и общество: Опыт историко-соцяологического исследования.-М. 1978; Вагабов М.В, " " ~ " " воспитания.-М.„198 современность.//Па

Определенный интерес для избранной темы представляют исследования, выполненные на материалах других регионов страны.1 Они позволили проанализировать общее и особенное в осуществлении на практике политике в религиозном вопросе.

Подводя итоги краткому анализу литературы, следует сделать вывод о том, что все исследования до 1985 года были направлены на защиту официального материалистического мировоззрения, выполняли заказ правящей партии, представляли церковь так абсолютно реакционный, антинародный институт, в положительном свете отражали деятельность советских органов по отношении к церкви и верующим, замалчивали гоакгы преследовать духовенства и верующих, нарушения законности со стороны государственных органов и отдельных должностных лиц, порочность многих прежних подходов к религии'и церкви.

Исследования последних лет содержат иной подход к проблеме. Односторонняя, идеологически каправлешгая оценка событий и фактов, сменяется научны:,!, объективным анализом существующего положения вещей, рассматривался различные аспекты исследуемой проблемы, но сце пег полной объективной картины государствспно-церповных отношений и но исследуемому региону и по всей страны п целом. Поэтому автор, останавливаясь на специфике рассматриваемых процессов, попытался сделать п общле вывода о причинах отказа от собясяоиля прав человека в области государственпо-дер-коыгше отноаеюй. Возможно ото к другие исследовался помогут от-оптп от старых стереотипов, "иллязн"; и дота" в отно~-зшш ре-лиг ля, помогут понять прошлое и взбежать оиабок н-будущем.

Ксточтапоьу» базу средставяеякой диссертации составляют док7..:екта п материалу обпиствешшх и государственных органаза~ гп:Г., рлдг. архивов, ккогпе из которых по публиковались илп недостаточно изучеыг.

Г.Л. Яежксгпс вршдкш схободн совеет»; и нг осушест-ьлегае в АзорбаЕдгкше. Лес. ... канд.ист.каук. г- Баку, 1281: Ггзтек П. Прящип свобгдо сояесга к .его осушствлекго в УССР. Пщ, ... панд.пет.каук. ~ М., 1977; ?.;?ас5авсвз Н.К. Полг.тпга 5-ЯСС в отношении рехкгвв. цер:агл л ве^вда (1317-1937), Дпс; ... докт.пот.наук. - Свердловск, 1239; Акпмбасв С.Н. Иемозе-ипе ггогиткческоя ориентации мусульманского дасоренстйз р пг-

стсгитпльстза сопзапазка ь Ккогвзю» (1917-1937), Лес. ... к-а;;;;л!ст.натг.. - Алка-Ата., 1985.

Автором исследовались фонды Центрального Государственного Архива Новейшей Истории Республики Казахстан (ЦГАН11РК), которые дали возможность проследить отношенне партийных организаций Казахстана к религиозным организациям и Ееруждкм, раскрыть фор-ми и методы, которые использовались для борьбы .с "религиозными мракобесами"Л

Большой интерес представляют фонды Национального Государственного Архива Республики Казахстан (НГАРК). К сожалению, материалы, относящиеся к партийно-государственной церковной политике немногочисленны, но, безусловно, ва:?.ш для изучаемой проблемы, содергат сведения о работе Комиссии по вопроса».? культов, сведения о религиозных объединениях и молитвмпшх зданиях, жалобы, которые постулата с мест в связи с незаконными действиями властей.

Документальный материал по теме исследовашгя содержат и Фонды Государственного Архива Российской Федерации (ГАРЗ). Они дали возможность не только проанализировать процесс реализации государственно-церковной политики в стране в целом, но к обнаружить документы регионального характера, в частности, относящиеся к Республике Казахстан. Нельзя не отметить малочисленность документальных материалов, относящихся к данному региону. Очень часто в справках обцего характера указывалось, что сведения из республик Средней. Азии не были предоставлены или носили фиктивный характер.2

В государственном Архиве Западно-Казахстанской области (ГАЗКО) обнаружены материалы, касающиеся деятельности местной комиссии по культам 30-х годов, их немного, но они дают представления о тех трудностях, с которыми она встречалась, рассматривая вопросы об изъятии культовых зданий, пытаясь "прекратить наблюдавшиеся попытки аульносельских, а нередко районных органов власти ликвидировать молитвенные здания с нарушением законом установленного порядка,.."?

1 ЦГАШГРК, ф.703, оп.1, л.593, С.52

2 ГА№, ф.5263, оп.Т, Д.10, л. 12

3 ГАЗКО, ф.850, оп.1, Д.32, л.8.

Отдел партийных документов зтого архива содерлгат материалы, рассказывающие об "опыте" партийных организаций по атеистическому воспитанию трудящихся, подтверждая вывод о том, что этой работой фактически всерьез не занимались, ячейки Союза Воинствующих Безбожников на местах не действовали и верующие составляли значительную часть населения города."1'

Поскольку ЦИК КИР АССР с 1920 по 1925 гг. находился в Оренбурге, автор исследования обратился к фондам Оренбургского Областного Архива, где удалось обнаружить материалы, связанные с рассматрением жалоб на незаконные действия властей в отношении верующих.

Интересные сведения удалось обнаружить в Архиве Комитета Национальной Безопасности Западно-Казахстанской Области, подтверждающие, что религиозную сФеру контролировали репрессивные органы.

Автором были использованы сведения, имеющиеся во впервые изданном на: материалах Казахстана сборнтзке документов,^ давние представления о партийно-государственной политике в отношении религии, церкви и Еерукдих в Казахстане п деятельности мусульманского духовенства, его организационном оформлении п влияние на население.

Источнкковую базу исследования дополнили документа съездов и конференций КПСС, труда деятелей партии, разрабатывавших и осуществляшлх политику в отношении церкви и верующих, законодательные акты, статистические сборники, а такие публикации периодической печати.^

Исходя из актуальности тема к степени ее изученности, автор поставил перед собой главную цель: на основе документов, архивных материалов, повыг концептуальных позиций теоретически осмыслить процесс реализации ппртлйно-государствешгой политики в отползши религии, церкви и верующих в Казахстане в 1917-1937 гг., раскрыть обкие и специфические черты н особенности данного процесса.

т ,

1 ГАПКО (отдел партийных документов). д>.37, он.9, д.О, л.4.

^ Преодолевая гелигаозноо влияние ислама. // Сборник доку-мгнтов п материалов. - Алма-Ата, 19Э0.

■ ии: Список литературы диссертации.

Для достижения указанной цели автор счел необходим™ сосредоточить внимание на следующих задачах:

- на основе анализа опита, современных реалий и оценок выявить природу и содержание взаимоотношений правящей партии, государства и церкви в 20-30-е годы;

- с учетом практического пер.еосмыслетя накопленных знаний раскрыть теоретическую концепции политики РКП(б) - ВКП(б) и советского государства к религии и церкви;

- проанализировать содержание и механизм партийно-государственного воздействия на церковь и верующих;

- вскрыть противоречия и показать специфику, партийно-государственной политики в отшиеюга религии, церкви п верующих в * Казахстане в рассматриваемый период.

Теоретико-методологическая основа диссертации.

В основу работы положены принципы историзма, объективности и системности, обеспечивашие критически-аналитический подходы и способствующие переосмыслению уроков простого, выявле--нот адекватности рассматриваемых процессов потребностям общественного развития. Автор обращался к специальным методам анализа исторического опыта: сравнительному, проблемно-хронологическому, синхронному и др. ' -

Научная_повизна.

Научная новизна диссертации видится автору в следушем:

- в новых поисковых подходах к изучении актуальной пробега партийно-государственной политики в отнопении религия и церкви;

- в новой трактовке ряда понятий и норм взаимоотношений партийнтпс л государстве:пгах органов с руководство;,1 разлпчинх релииюзннх организаций л миллионами верующих;

- в раскрытии объективных предпосылок л субъективных факторов обеспечена*' кзоылодействия коммунистической партия, советского государства и цоривя, содерхаяия и поллтаюекого характера этого пролессо.;

- в шявлшгли зоктриналь'шх основ воинствотго-атеистичес-' -кого 1^грса ботеотвястскоЯ паргяи 'л Соеотского государства;

- в его критик«? пак неприемлемого с точки зрения собляде-1т прав человека;

- в привлечении более широкого круга источников, в том числе неиспользованных ранее;

- в анализе политики власти в отношении религии и церкви с точки зрения ее зависимости от внутренних процессов, протекавших как в церкви, так и в стране в целом;

- в появлении общего (на примерз всего государства) и особенного (на примере Казахстана), закономерного и случайного во взаЕиоотношегашх государства и церкви в 20-30-е гг.

П£актическая_зна.чкмооть. Выводы и обобщения, к которым приходит автор исследования, представляют определенный интерес дм широкого круга специалистов, они могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы, а также для подготовки спецкурсов по истории религии и истории Отечества.•

Основное содержание исследования наш о отражение в опубликованных статьях, выступлениях автора ка заседаниях каФедры, научных конференциях профессорско-преподавательского состава Уральского педагогического института.

СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит из трех разделов, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, ее хронологические и территориальные рамки, дан историографический анализ литературы, сформулированы цель и задача исследования, отмечаются ее теоретические основы и источниковая база.

В первом разделе "Доктринальные основы политики большевистской партии и советского государства в отношении религии и церкви" отмечается, что марксистско-ленинская концепция отношения к религии, церкви и верующим исходила из классовых позиций и идеологических принципов и рассматривала этот вопрос во взаимосвязи с социально-политическими движениями и потому позитивный в целом процесс отделения церкви от государства и требование свободы убеждений в условиях советской власти был понят как сигнал к уничтожению религии, привел к нарушению прав верующих, к полному подчинению церкви государству и превращения ее в придаток нового "атеистического самодержавия",

т

Фурман Д.Е. Религия, атеизм, перестройка. // На пути к свободе совести. - M., - 1982, C.I2.

о

Причина отказа от провозглашенных в декрете 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" принципов имела глубокие корни и заключалась преяде всего в самой сущности коммунистической доктрины, изначально провозгласившей религии своим идейным противником. Но идейные метода борьбы закономерно переросли в насилъствеп;п;е, поскольку коммунизм тоталитарен в своей основе, охватнвает все сферы ялзнп человека, "ориентирует определенным образом мысли и чувства людей. Его "столкновение с ям взглядами и убеждениями было неизбежно, не допускалось инакомыслия "даже в его религиозном варианте"."1"

Отказ от демократических СЕобод автор прослеживает," рассматривая декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" и Постановление "О религиоздах объединениях" 1929 г. . Первый.декларирует принцип свобода совести, второй сводит его на пет, создав лишь условия для "легального" существования религиозных организаций, поставив церковь в пол1Г/!э зависимость -от государства. Это было результатом слозлввеЯся к середине 30-х годов тоталитарно?; системы, не допуспавпзГг инакомыслия и • использовавкеЯ ат-еязм для установления господства в. духовной стере.

Во втором разделе "Эзолгпдя политического курса бояьгзви-ков в отношеяяи религии и церкви з 1917-1937 гг." автор диссертации рассматривает процесс реализации госудорстзтгпо-пер-ковней политики на территории Казахстана.

Территория края била представлена раатач)"::"! ко;гяесснямя, иалболыаее в,тия:гне из которая имели яслям п хрпетгоястзо. ?.<у-сулхжаксгес духовенство по-разкотлу гстротгло приход к власти . богьсевпкев. Честь его сразу *г<? т.у:р~л на пог;»агш лояльного отнопешя к совегст-.с"."" гсс^тгзр-тпу, по-свсе-.ту походя в пей параллели с яппягп-я пслг:а. Одне.кэ другая его часть приняла о^'фчтоз участие ьоптррсголвкяспрэП ,теягсяьп"стп. В 19Т7 г. з Ср-злнсЛ Дтгл и гггаес роЛепах Ка&а'щгаяо бага обрпровппч гонтр-рснол^лчогапе организации: "Шута-л-нслам'' ("елггегттй сонет) и гг*ггл-п-уле:.:а" (Сего? духовенства) ,• а бурлуаэнс-нзгтонп-

-тястйпоскгл орггшгрдпя "Ллгп". Т'-м «8 тл«ш«, ,%тлтг.ть;пг-,т со-

1 Из истопил па;.т:г! л об^гетгеш'о-ггс^'птлчес'";" ллгг.стоЯ Глссэт •л СССР.'СяогеаастпИяость в Ггсст:?: га^нп- ? *">?гсггт!т!п ПГ>Т"~ "ГОрр гг.). - , 10°-?.

противление Советской власти не было оказано. Возможно, это объясняется тем, что ислам на территории Казахстана получил распространение значительно позже, чем среди других народов Востока и контрреволюционные вспышки с участием мул не находили поддержки среди народных масс края и к 1924 г. уже не проявлялись.

Процесс отделения церкви от государства бил осуществлен здесь в полной мере лшь по отношению к православию. Демократический по своей сути процесс, привел в условиях Советской власти к полному подчинению церкви государству. Православные организации быта лишены права собственности и юридического лица, деятельность их била ограничена религиозными функциями. В отношении ислама и мусульманских организаций не применялись поначалу какие-либо административные меры, а использовалась тактика компромиссов.'" Такая политика объяснялась тем, что за понятием "мусульмане" стояли миллион» населения национальных ок-. раин, религиозные традиции которых были очень сильны и жизнь которых регулировалась догматами мусульманской религии. Репрессивные меры могли лишь вызвать недовольство Советской властью, оттолкнуть массы от революции и социалистического строительства.

Обострение отношений между Советской властью ц религиозными оргшшзациями произошло лишь к концу 1919 года. Наступление на религию было связано со стремлением уничтожить церковь как атрибут старого реыша, объяснялось суровой обстановкой гражданской войны, усилением репрессий против антиправительственных сил. На территории Казахстана, как и повсюду в стране, начался процесс "изъятия" культовых зданий. Ок еще не косил

массовый характер, осуждался властью, но остановить его на мес-

р

тах было практически невозможно.

Нельзя не отметить, что в среде партийных и государственных деятелей шла постоянная борьба между сторонниками агитационно-пропагандистской борьбы с религией, гибкого, тактичного отношения к верующим а приверженцам "силового давления", не допускавшими существования церкви при социализме, настаивав-•шими на методах "революционной диктатуры" по отношению к

Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М., 1991, - С.34. 2 -ДГАШРК, ф.139, оп.1, Д.615, л.108.

верующим. Позиция их постепенно становится определяющей.^

Со второй половины 20-х годов в политике власти в отношении религии и церкви начинает доминировать полоса крайне воинствующего, нетерпимого отношения к шм. Это было связано с "развертыванием наступления социализма на буржуазные элемента города и деревни". К ним, безусловно, относились и духовенство, а также часть верующих. В это время происходит пересмотр политики в отношении мусульманского духовенства: национализируются вакуфнне земли, ликвидируются казийские суды, мектебы, запрещается арабская письменность и преподавание мусульманского'вероучения.2 Начался процесс массового закрытия культовых зданий, вызвавший недовольство верующих, которое грозило вылиться- в "нежелательные эксцессы".'3

Такал политика привела к тему, что мусульманские организации но стране оказались накануне "полнейшего разрушения п ис- • чезновения с лица земли". (Закрыто 87$ мухтасибатов, из 12000 мечетей закрыто более 10000).^ Не лучше было положение и по православию. Государственно-церковная политика все больше сосредо-' тачивалась в руках репрессивных органов и далее вопросами закрытия церковных зданиЯ занимался НКВД.5

1929 год стал переломным в государственно-церковшйс отно-пенпях. Объявление "войны и религии" совпадает с наступлением в деревне на кулака, середняка и проведением Коллективизации.

В партии и государственном аппарате были силы, выступал- ' шиз против произвола в отношении церкви и верующих, делались попытки привлечь внимание руководства партии к неблагоприятной обстановке в государственно-церковных отношениях. Определенную роль в этом сыграла созданная в 1929 году Постоянная комиссия по вопросам культов при Президиуме НЩ Р05СР. На местах такие . комиссии создавались с большим трудом, после многочисленных

1 Революция и церковь. - И., 1919, С.4.

2 ЦГАРК, г5.81, оп.4, д.З, л.277.-' НГАНИРК, ф.141, оп.1, д.2356, л.198-199.

3 НГАНИРК, ф.14Т, оп.1, д.5047; там Ее, 'д.2807, Л.43.

4 Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917-1938 гг.) /7 Знание. - Серия Культура я религия. -1991. - Я II. - с.50. .

5 НГАРК, Ф.5, оп.1, д.130, л.24.

напоминаний из центра. На территории Казахстана комиссия била создана только 30 мая 1931 года.* Несмотря на ее малочисленный состав, отсутствие поддержки из центра, она выполняла роль сдерживающего фактора, предотвращала конфликты, разбирала многочисленные жалобы, часто решала ходатайства о ликвидации культовых зданий в пользу верующих. Однако сдержать административное давление ей не удавалось. Закон уступал место беззаконию. Таким образом, принцип свобода совести не нашел своего практического осуществления и на территории Казахстана и в стране в целом. Конституция 1936 г. провозглашала ее лишь наполовину, рассматривая в русле атеистических взглядов. Исключалось право на свободу выбора мировоззрения, утверждался административно-принудительный атеизм, получивший монопольное право определять духовную жизнь людей.

Б третьем разделе "Исторический опыт 20-30-х годов и фор-^гнровапие новых основ политики государства в отношении религии, церкви и верующих" автор диссертации останавливается на новых подходах решения проблемы в современном обществе.

Сегодня религия рассматривается как элемент духовной культуры человечества, церковь - самостоятельный социальный институт, а верующие равноправными членами общества.

Исторический опыт учит, что забвение одной из важнейших демократических свобод ведет к нарушению прав человека, разделению общества по признаку веры, способствует.возникновению межнациональных конфликтов.

Новые подходы к политике государства в отношении религии, церкви и верующих основываются на идее секулярного государства, идее разграничения функций государства п церкви, их взаимного размежевания, определения самостоятельности, суверенитета. Государство должно обеспечить права верующих и неверующих, вести дело так, чтобы мировоззренческий плюрализм способствовал нравственному прогрессу общества. Ориентация на общечеловеческие ценности создает хорошую перспективу для консолидации усилий людей разных взглядов и вероисповеданий в деле преобразования общества, шработки культуры взаимопонимания,

1 НГАРК, Ф.789, 0П.1, д.II, л.4.

Ч

терпимости, равноправия и суверенитета как церкви, так и государства, реального воплощения демократических прав и свобод. Эти положения получили законодательное закрегогагае в октябре 1990 года с принятием Союзного закона "О свободе совести и религиозных объединениях".-'' С распадом Союза закон прекратил свое юридическое действие, но оказал большое влияние на выработку новых подходов к проблеме.'Значение Это заключалось прежде всего в том, что были отмечены законодательные, нормативные и ведомственные акты, исходившие из Постановления 1929 года "0 религиозных объединениях", которое ставило церковь в полную зависимость от государства. Закон восстановил один из основных принципов свободы совести 1 закрепленный в Коституции 1918 года - свободу религиозной пропаганды наравне с атеистической, открыл путь к признанию церкви реальностью современного общества.

Распад Союза привел к созданию независимых государств, каждое из которых приняло свои законы, касашпеся свободы вероисповедания.2 Они должны способствовать установлению меяду го- , сударством и религиозными организациями взаимоотношений, основанных на равноправии, самостоятельности п сотрудничества.

Важно, чтобы декларируемые принципы били реализованы ji в обществе созданы условия для существования мировоззренческого плюрализма, исключающие господство одной формы идеология.

В заключении автор делает вывод о том, что важнейшая из демократических свобод - свобода совести - была про'взглаше-на Советской властью, но тая п не была реализована. Причина этого заключается в доктрлпалькой сущности коммунистического мировоззрения, составившего идеологическую основу советского тоталитаризма и использовавшего силу государства для подавления прав л свобод дэтносгл.

* Еедомостя съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990, - а 41,- С.35-43. ■ \

^ 0 свободе вероисповеданий.'Ведомости съезда народшгх депутатов ГСТ-СР и Рерховного Совета РС5СР. - 1990. - й 2, С.262-270/. О слободе вероисповеданий и религиозных объединениях. // Закогти п Постановления на 7 сессии Рерховного Совета Республики Казахстан 12-го созыва 9-18 января 1992 г. Часть И, СЛг'у-Ш. ■ ■

' Борьба с религией привела к забвению национально-культурных традиций народов, способствовуя обострению нравственного кризиса общества, не могла не сказаться на взаимоотношениях -между народами Советского государства, явилось одной из немаловажных причин, возникающих в настоящее время национальных конфликтов, усилила антирусские настроения в странах СНГ.

На основе произведенного анализа автор дает рекомендации по.разработке и реализации современной государственной политики в отношении религии и церкви.

Основные положения

1. Ленинские принципы свободы совести. // Ленинская концепция социализма и современность. - Уральск. - 1990. - С.29.

2. Реализация принципов свобода совести. // Перестройка, мировоззрение, национальные отношения. - Материалы региональной научно-практической конференции. - Караганда. -'1990. -С.43-47.

3. Свобода совести: практическое осуществление. // Сборник тезисов 56 научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, посвященной 60-летию УГО! им.А.С.Пушкина. - Уральск. - 1992. - С.37.

• / ./>