автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему:
Пастораль, образы природы и идиллической сельской жизни в венецианской живописи и графике эпохи Возрождения

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Яйленко, Евгений Валерьевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.12
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Пастораль, образы природы и идиллической сельской жизни в венецианской живописи и графике эпохи Возрождения'

Текст диссертации на тему "Пастораль, образы природы и идиллической сельской жизни в венецианской живописи и графике эпохи Возрождения"

а а - " ол

з а ^

московский государственный университет

им. м.в. Ломоносова

На правах рукописи

ЯЙЛЕНКО Евгений Валерьевич

ПАСТОРАЛЬ. ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ И ИДИЛЛИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ В ВЕНЕЦИАНСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ ЭПОХИ

ВОЗРОЖДЕНИЯ

Раздел 07. 00. 00 - исторические науки Специальность 07. 00. 12. - история искусства

Научный руководитель: доктор искусствоведения профессор В.Н. Гращенков

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение.......................................................................3

Глава 1. Образы природы и идиллической сельской

жизни в венецианской религиозной живописи

второй половины XV века.......................................40

Глава 2. Пастораль в литературе и пастораль в живописи:

к постановке проблемы..........................................86

Глава 3. Пастораль в венецианской живописи

начала 1500-х гг...................................................107

Глава 4. Пастораль в живописи Джорджоне, молодого

Тициана и художников их круга...............................126

I. «Гроза» Джорджоне.............................................126

II. «Сельский концерт» из Лувра и пасторальные «концерты» в венецианской живописи 1510-х гг.........140

III. Пастораль в творчестве молодого Тициана...............167

Глава 5. Образы природы и идиллической сельской жизни

в венецианской графике первой трети XVI века. ...........180

Глава 6. Эволюция пасторали в венецианском искусстве

середины XVI века.................................................201

Глава 7. «Пастух и нимфа» Тициана из Вены и пастораль в венецианской живописи в последней трети XVI века..............................................................218

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................236

ПРИМЕЧАНИЯ................................................................239

БИБЛИОГРАФИЯ.............................................................285

Введение.

Проблема пасторали в изобразительном искусстве тесно связана с проблемой формирования традиции изображения пейзажа. Изображение сельской природы уже довольно рано занимает важное место в образно-художественном строе картин итальянских художников эпохи Возрождения. В настойчивом стремлении к воспроизведению средствами живописи образов природы и сельской жизни ярко выразилась присущая эпохе Возрождения тенденция к познанию окружающей действительности, то самое «открытие мира», которое в классической формуле Мишле и Буркхардта уравнено с «открытием человека», изображением человеческой фигуры, - центральной темой ренессансного искусства. Уже в эпоху треченто в итальянской живописи появляется изображение природы и сельской жизни, как в знаменитой фреске Амброджио Лоренцетти «Последствия Доброго Правления в деревне», написанной в 1338-1340 годах и украшающей Залу мира в Палаццо Пубблико в Сиене. Избавление изображений пейзажа от схематической условности происходит в начале XV века в ренессансной Флоренции, одновременно с открытием там новых изобразительных возможностей в искусстве. В первой половине столетия пейзажные образы нередко возникают в живописи Мазаччо, Доменико Венециано, Фра Беато Анджелико и других художников, а в середине XV века эта традиция обретает дальнейшее развитие в творчестве Пьеро делла Франческа. В эпоху Высокого Возрождения к изображению идиллической сельской природы в своих картинах нередко (особенно в ранний период

творчества) обращается Рафаэль. Однако особенно широкое распространение образы природы и сельской жизни получают в искусстве ренессансной Венеции.

Эта особенность венецианского искусства, несомненно, связана с тем, что тема природы занимала совершенно исключительное по своей значимости место в жизни и духовной культуре Венеции. Существенную роль в этом сыграл географический фактор, - в отличие от других итальянских городов, например, от Флоренции, у Венеции нет прилегающей сельской округи, так называемого «контадо» («contado»). Территория Венеции жестко ограничена пределами нескольких островов, на которых она расположена, что служит естественным препятствием для постепенного роста города. Нехватка земли начинает ощущаться уже в эпоху Возрождения, когда по мере увеличения благосостояния венецианской республики в ней идет энергичное строительство дворцов и церквей. Французский посол Филипп Комнин, посетивший Венецию в 1494 г., отмечал удивившее его расположение города и обилие построенных в нем церковных башен, монастырей и больших зданий (1). В таких неблагоприятных условиях городская застройка приобретает черты скученности, что негативно влияет на жизнь обитателей города. По числу жителей ренессансная Венеция была одним из наиболее крупных городов тогдашней Европы (например, в 1421 г. ее население составляло 195 тыс. человек) (2), и скопление столь большого количества человек на ограниченной территории нередко приводило к губительным эпидемиям.

Перенаселенность и отсутствие реального пейзажа - вот основные негативные следствия особенного географического положения Венеции.

Поскольку здесь уже довольно рано становится ощутимым кризис городского образа жизни, то сельская природа в глазах венецианцев обретает особую привлекательность. В сферу их пристального интереса попадает близлежащая территория на материке, так называемая Терраферма, «твердая земля», где на протяжении XV века возводятся многочисленные виллы, хозяева которых могли посреди сельской природы отдыхать от тягот городской жизни. Стремление к установлению тесных хозяйственных и культурных связей с материковыми землями издавна было присуще жителям Венеции, но особенную силу эта тенденция набирает в XV веке, после того, как в 1404 - 1405 гг. в результате ряда военных и политических мероприятий обширные территории Террафермы переходит под власть венецианской Синьории (3). Вслед за завоеванием новых территорий венецианские патриции начинают приобретать земельные участки на Терраферме, поначалу в ближайшей к городу области Тревизо и под Падуей, а затем и в более удаленных районах. Но в первой половине века интересы венецианского патрициата были сосредоточены на занятиях морской торговлей, которая оставалась основным источником дохода; приобретение земельных участков было, скорее, способом выгодного вложения части капитала, полученного в результате торговых операций. Как отметил А. Вентура, земельная рента в эти годы играла второстепенную, по сравнению с торговлей и банковскими операциями, роль в экономической жизни Венеции (4). Положение существенно изменилось во второй половине XV века. В это время турки захватывают ряд венецианских колоний в Средиземном море, а растущая мощь турецкого флота начинает серьезно угрожать торговой гегемонии Венеции в Средиземноморье. Венецианские

купцы во второй половине столетия вынуждены были изменить ориентацию своей торговли, перенеся деятельность из захваченного турками Восточного Средиземноморья к побережью Северной Африки. Вместе с риском от экономических потерь существенно растут накладные расходы, связанные с торговлей (5). Интенсивный поиск новых экономических ресурсов побуждает венецианцев уделять Терраферме более пристальное, чем прежде, внимание. Этому способствовало и то, что после заключения мира в Лоди в 1454 г. к Венеции отошла и часть земель Ломбардии с городами Брешия, Кремона и другими. Начиная с середины века, меры венецианского правительства были направлены на совершенствование управления на территориях Террафермы, на улучшение земель и создание системы мелиорации, в первую очередь затронувшие ближайшую к городу провинцию Тревизо (6). Подъем сельского хозяйства в этом регионе во второй половине XV века прежде всего был обусловлен той экономической политикой, которую проводило там венецианское правительство. Область Тревизо называют «цветущим садом Венеции», там строятся многочисленные виллы венецианских патрициев и горожан.

Роль сельских угодий Террафермы в жизни Венеции не ограничивалась одной лишь экономической функцией ее сырьевого ресурса. Венецианцы приобретали участки на Терраферме и строили там виллы не только для занятий хозяйством, но и чтобы посреди сельской природы отдыхать от тягот городской жизни. Первые загородные виллы возникали еще на окружающих Венецию островах, где их владельцы могли отдыхать в узком кругу друзей, посвящая время чтению античных авторов и изысканным беседам. На островах Джудекка и Мурано возводятся первые

загородные виллы, в садах которых венецианские синьоры проводили время, «развивая ум и укрепляя тело и дух» (7). В конце XV века поэт Андреа Наваджеро имел на острове Мурано собственную виллу с прекрасным садом, где, по словам его биографа, «среди друзей и литераторов проводил приятные и счастливейшие дни» (8). На этом же острове располагалась и вилла бывшей королевы Кипра Катерины Корнаро. Но все же более привлекательными для венецианцев оставались земли Террафермы, где на протяжении XV и особенно XVI столетия строятся многочисленные виллы. Венецианские граждане, привлеченные красотой этой местности, возводят на ней виллы, где наслаждаются досугом («otium») в окружении своих друзей - поэтов, ученых и музыкантов. Уже в 1422 г. Франческо Барбаро имел собственную виллу поблизости от Монтебеллуны, пышно названную «Вергилианум». Строительство загородных вилл на Терраферме становится особенно популярным в среде венецианских патрициев и гуманистов во второй половине XV века. Бартоломео Паджелло около 1470 г. построил две виллы поблизости от Виченцы, к которым впоследствии добавилась еще одна, около Монтичены. Гуманист Джироламо Болоньи в конце столетия имел красивую виллу в местечке Аркаиде. Между 1490 и 1509 гг. неподалеку от Азоло возводится вилла Катерины Корнаро, получившая название «Барко ди Альтиволе» («Barco di Altivole»), Не оставались в стороне от этого процесса возведения вилл и венецианские художники и поэты, так, например, известно о существовании своей загородной виллы у Пьетро Бембо (под Падуей) и у Джованни Беллини, в чьих картинах впервые в венецианском искусстве появляются образы природы и идиллической сельской жизни.

В среде венецианских гуманистов складывается определенный идеал сельской виллы и времяпрепровождения на ней, который сформировался под непосредственным воздействием сообщений античных авторов о виллах в древности (прежде всего, сочинений Плиния Старшего, хорошо известных в эпоху Возрождения), а также и сочинений ренессансных авторов, таких как Джованни Боккаччо (9). В венецианском обществе господствует идеал виллы как места уединения, предназначенного для духовной деятельности и гуманистических занятий - «villa, quae philosophiae et tranquillitati mentis est dedicata» (10). Так, обитатели загородных вилл, поэты, ученые и гуманисты, стремятся подражать древним, устраивая литературно-философские диспуты посреди природы. Выдающимся памятником этой своеобразной культуры стали «Азоланцы» Пьетро Бембо, герои которых собираются в парке владений Катерины Корнаро, чтобы вести беседы о любви. Сам Бембо и его друзья нередко отправлялись за город, чтобы в сельском окружении обсуждать стихи Петрарки (11). Загородные прогулки нередко сопровождались поэтической декламацией, когда на непосредственные зрительные впечатления накладывались образы античной и ренессансной пасторальной поэзии, тем самым обогащая восприятие окружающего ландшафта классическими реминисценциями. Наример,один из героев написанного в 1479 г. «Диалога о свободе» Аламанно Ринуччини восклицает: «Давайте расположимся в ближайшей роще. Я считаю, что весной в этот час она особенно приятна. Это место своей прелестью влечет нас на прогулку среди зеленеющих виноградных лоз и деревьев, по зеленой цветущей траве. ...Чтобы не совершать в праздности путь от виллы к роще, пусть Элевтерий исполнит в пути какие-нибудь буколики Феокрита» (12).

Ринуччини был флорентийцем, но подобное стремление к «дополнению» образов реального ландшафта образами литературными были присущи и жителям ренессансной Венеции, о чем свидетельствуют, в частности, слова А. Дони: хорошо бывает «подняться на холм, пройти по равнине и отдохнуть с приятной книжечкой в руке среди зелени прелестной рощицы» (13). Помимо продолжительных прогулок, сопровождавшихся любованием красотами природы и беседами на различные темы, излюбленным занятием обитателей загородных вилл были концерты на свежем воздухе, как об этом упоминает, например, Агостино Галло в своем сочинении «Десять дней истинной агрикультуры и радостей виллы» (Венеция, 1556). Изображения подобных импровизированных концертов на вилле можно нередко встретить в венецианской живописи XVI века, - например, в картине Людовико Поццосеррато (ок.1550-ок.1604/1605) «Концерт в саду» (Тревизо, Городской музей).

По справедливому замечанию И.С. Свенцицкой, «реакцией на трудную, шумную, многолюдную жизнь большого города было воспевание пастушеского быта, призыв ... к соединению с природой» (14). В сочинениях венецианских гуманистов лейтмотивом звучит противопоставление городской жизни, шумной и порочной, благотворному сельскому уединению. Само по себе, такое контрастное противопоставление не было для ренессансной культуры чем-то новым, - достаточно вспомнить, например, слова из диалога Леона-Баттисты Альберта «О семье»: «Господи, да это настоящий рай! И, что всего лучше, ты можешь на вилле избегнуть шума, возни и беготни города, площади и Palazzo de' Signori. На вилле ты можешь скрыться, чтобы не видеть тех мерзостей, обманов, того количества

негодных людей, что в городе постоянно шныряют у тебя перед глазами, постоянно осаждают тебя своей болтовней. ... Какое блаженство жить в деревне! Какое неизведанное счастье!» (Альберти, «О семье», III. Перевод А.Н. Веселовского) (15). Но для венецианцев, обитателей скученного и переполненного города, эта привычная топика обладала особым, вполне актуальным звучанием. Свидетельством тому могут послужить многочисленные филиппики против городского образа жизни, содержащиеся в венецианской литературе о сельской жизни XVI века, в многочисленных диалогах, выходивших в свет в Венеции и принадлежавших ей городах, где описывались досуги обитателей загородных вилл на землях Террафермы. «Мне кажется, что город ... сегодня по большей части не что иное, как очевидное место страданий, полное всяких несчастий»,- писал Джузеппе Фальконе в книге «Новая, изящная и приятная вилла», изданной в 1559 году в Брешии, находившейся тогда под властью Венеции (16). Ему вторит Агостино Галло в своем трактате, изданном в Брешии в 1564: «Сегодня города полны раздоров и напряжения и совсем не такие, какими они были в счастливые дни наших дедов и прадедов» (17). В этих трактатах красочно описываются «воровство, кражи, убийства, фаворитизм, заговоры, несправедливости, предательства» (18), присущие населению городов. Выходом из сложившейся ситуации становится бегство из города на лоно природы: «Насколько мудрыми были древние греки, римляне, жители Африки, которые отказывались от своих постов, препятствовавших их благополучию, ради того, чтобы жить на своих виллах» (19).

Хотя приведенные высказывания относятся ко времени второй половины XVI века, подобные воззрения (имеющие длительную литературную традицию, восходящую еще к античности) были, по всей видимости, свойственны венецианцам и в предшествующем столетии. На рубеже XV и XVI веков под воздействием гуманистического восхищения сельской жизнью в венецианском обществе формируется настоящий культ природы, основными признаками которого становтся неприятие городского уклада жизни и прославление существования на лоне природы. Венецианцы восхищаются природой Террафермы и живописными красотами ее сельских угодий. Например, в апреле 1483 г. венецианский хронист Марино Сануто отправляется в путешествие по Терраферме, чтобы «описать земли, замки, поселки, виллы, озера, реки, источники, поля, луга и леса, которые находятся под управлением Венеции (soto Г imperio Veneto)» (20). Сануто пунктуально описывает города и поселения, располагающиеся на Терраферме (Падую, Верону, Виченцу, Тревизо, Азоло и другие), находящиеся в них достопримечательности и их окрестности, никогда не забывая упомянуть о красоте окружающей местности. Восторженный тон в описаниях природы в сочинении Сануто (например, окрестностей Падуи) находят отзвук и в сочинениях и письмах других венецианских гуманистов. По справедливому замечанию С.И Козловой, «когда писатели Венето изображали естественное окружение, на него набрасывается ... покров идеализации» (21). При изображении сельской природы отчетливо звучат реминисценции из античной поэзии, чтение которой, как было показано выше, непременно входило в круг занятий на сельской вилле. Таково, например, описание сада на вилле вичентинского гуманиста Бартоломео

Паджелло, сада «со многими яблонями, грушами, гранатовыми деревьями и плодородными сливами, множеством платанов возле дома ... красивейшим лавром