автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Поэтика пасторали

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Ганин, Владимир Николаевич
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика пасторали'

Текст диссертации на тему "Поэтика пасторали"

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

©Ч ®

На правах рукописи

Ганин Владимир Николаевич Поэтика пасторали.

Эволюция английской пасторальной поэзии ХУ1-ХУП веков.

10.01.05. — Литература народов Европы, Америки и Австралии

Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук

Научный консультант -

доктор филологических наук, профессор Шайтанов И. О.

Москва - 1998

Содержание

Введение..............................................................................................3

Часть I. Рецепция жанра пасторали литературой эпохи

Ренессанса...........................................................................33

Часть II. Пастораль в системе жанров английской литературы XVI—XVII веков

ГЛАВА 1. ЕЛИЗАВЕТИНСКАЯ ЭПОХА: СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА...........67

ГЛАВА 2. ПАСТОРАЛЬ В ЭПОХУ КОРОЛЯ ЯКОВА I: ПОИСКИ

НОВЫХ ПУТЕЙ.....................................................................106

ГЛАВА 3. ЖАНРОВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПОЭТОВ-КАВАЛЕРОВ,

МИЛЬТОНА ИМАРВЕЛЛА.....................................................132

ГЛАВА 4. ЭПОХА РЕСТАВРАЦИИ: ПАСТОРАЛЬ

И АНТИПАСТОРАЛЬ.............................................................170

ГЛАВА 5. ДАЛЬНЕЙШИЕ СУДЬБЫ ЖАНРА........................................195

Часть III. Пасторальный пейзаж................................................206

ГЛАВА 1. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ПАСТОРАЛЬНОГО ПЕЙЗАЖА

В ЕЛИЗАВЕТИНСКОЙ ПОЭЗИИ...............................................211

ГЛАВА 2. ПАСТОРАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ В ТВОРЧЕСТВЕ

ПОЭТОВ-СПЕНСЕРИАНЦЕВ..................................................244

ГЛАВА 3. КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

ГЕРРИКА И МАРВЕЛЛА........................................................268

ГЛАВА 4. ПЕЙЗАЖ В ПА СТОРАЛЬНОЙ ПОЭЗИИ ЭПОХИ

РЕСТАВРАЦИИ....................................................................296

Часть IV. Пасторальный герой

ГЛАВА 1. ПАСТОРАЛЬНОЕ ИМЯ......................................................308

ГЛАВА 2. ПАСТОРАЛЬНАЯЭТИКА...................................................315

ГЛАВА 3. ПАСТОРАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ................................................336

Часть V. Пасторальная иконография........................................355

Заключение........................................................................................405

Библиография...................................................................................413

Введение

В Англии история активной и полнокровной жизни пасторали в литературе может быть ограничена одним столетием. Во второй половине XVII века она вступает в фазу своего заката, а начало расцвета обычно начинают отсчитывать от даты публикации «Пастушеского календаря» (1579) Эдмунда Спенсера. Нельзя сказать, что попыток описать историю пасторали этого периода не предпринималось. Еще в 1906 году была напечатана книга Уолтера Грега «Пасторальная поэзия и пасторальная драма», в которой автор дает общую картину состояния пасторальной литературы в XVI—XVII столетиях. Однако Грегу пришлось столкнуться с трудностями, которые стали серьезным препятствием и для исследователей более позднего времени. Пастораль, несмотря на кажущуюся простоту и богатую традицию, уходящую корнями в античную и средневековую литературу, оказалась сложной для жанрового определения, о чем Грег не преминул заявить, сославшись также на то, что материал, включенный в книгу, слишком разнообразен и неоднороден, чтобы подвести его под единое определение. Объяснение происхождения пасторали, которое дает исследователь, во многом носит социологический характер: «Понятно, что всплеск в создании пасторальных песен был вызван стремлением утомленной души укрыться — пусть лишь в воображении и на короткое время — в жизни простой и невинной от горькой роскоши двора и унижений, с которыми добывался горький хлеб владык. И это противодействие миру, который мы не в силах выносить, в конце концов, определяет основную тональность тех произведений, которые в литературе наиболее часто ассоциируются с пасторалью...» (Greg, 1906:7). По мнению составителя антологии, контраст между городом и деревней или, точнее, между сельским и более сложным и менее естественным типом жизни становится решающим для развития пасторали.

Теория Грега о происхождении пасторали и причинах ее популярности нашла немало сторонников среди зарубежных ученых. Морис Эванс, например, в своей работе «Английская поэзия в XVI веке» распространенность жанра пасторали в елизаветинской литературе также объясняет усложнением жизни горожан, усилением контроля за ней со стороны государства и церкви (Evans, 1954:87). Еще значительнее количество исследователей, которые приняли идею Грега о наличии в пасторали противопоставления двух типов жизни как главного фактора, определяющего специфику данной литературной формы. Однако само содержание оппозиции, обозначенной Грегом, нередко различается у разных авторов. Фрэнк Кермоуд трактует ее как конфликт «природы» и «искусства»1. Причем характер ее определяется не только противостоянием села и города, но и тем обстоятельством, что открытие Америки и знакомство европейцев с аборигенами, которых еще не коснулось влияние цивилизации, лишь привнесло дополнительную противоречивость во взаимоотношения «природного» и «искусственного»: «...интерес ренессансных поэтов к Природе был стимулирован открытием стран, в которых люди еще жили в природном состоянии, не тронутые искусством и вне влияния Милости Божьей. Каждый, кто обратится к эссе Монтеня «О каннибалах» может прочитать отчет о весьма тонком и проникновенном отношении к известиям из Нового Света. Путешественники возвращались оттуда с рассказами об аборигенах, а порой даже привозили с собой дикарей. Монтень разговаривал с некоторыми из этих путешественников. Но так как существовало два мнения о естественном человеке, то одни утверждали, что аборигены добродетельны, потому что не испорчены, другие же считали, что они порочны, потому что принадлежат тому

1 Слово «искусство» Ф. Кермоуд использует в более широком значении, отличном от того, к которому привыкли мы. Искусство здесь объединяет все те черты бытия человека, которые выделяют его из мира природы.

Такой подход позволяет отнести к жанру пасторали произведения, в которых вообще отсутствует какое-либо упоминание о пастушеской жизни. Например, Толивер находит пасторальный контраст между идиллической природой и антипасторальной природой в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д'Эрбервиллей».

Питер Мариннели в своем исследовании пасторали много внимания уделяет культу детства. Ему близка возникшая в постромантический период концепция детства как поры, когда в отношении человека к жизни преобладают естественность, оптимизм и особый род мудрости, которые исчезают по мере взросления ребенка. Все эти качества, полагает Маринелли, позволяют заменить в пасторали традиционный образ пастуха образом ребенка, в результате чего характерная для этого жанра тоска по утраченному золотому веку уступает место тоске по детству, которая рано или поздно посещает любого взрослого человека. Эту новую пасторальность исследователь отыскивает во многих произведениях современной литературы. Он видит причину ее актуальности в том, что в век, когда разграбление природы приняло чудовищные формы, именно фигура ребенка гораздо логичнее и убедительнее в жанре пасторали, чем фигура пастуха: «принадлежащий определенному типу пейзажа, образ пастуха для своего появления нуждается в том, чтобы его окружал мир приятной и чистой природы, тогда как ребенок принадлежит только определенному периоду времени и может выжить как эмблема невинности и без этого условия» (МаппеШ, 1971:82).

Совершенно с иных позиций характеризует пастораль У. Эмпсон в книге «Несколько вариантов пасторали». Он предпочитает говорить о ней не как о жанровой форме, регламентируемой неким сводом правил и норм, а как о «пасторальном процессе», суть которого сводится к парадоксальному «переложению сложного в простое». Пастораль проясняет сложные понятия и явления, отбрасывая случайное, частное

и выделяя, высвечивая всеобщее, универсальное. Для Эмпсона характер этого процесса определяется весьма важной социальной функцией — необходимостью сгладить классовые противоречия, возникающие в обществе, найти компромисс в отношениях между «верхами» и «низами». Создавая пастораль, автор как бы объединяет в пасторальном герое черты богатых и бедных. В буколической поэзии пастух, принадлежащий к низшим слоям общества, свои чувства и мысли нередко выражает с помощью языка, который несет на себе печать светскости и образованности. К тому же пастораль была ориентирована на изображение человеческой природы вообще, это тоже должно было помочь читательской аудитории проникнуться чувством своей общности и, несмотря на классовые различия, увидеть друг в друге лучшие качества.

Эмпсоновская концепция пасторали позволяла объединить под этим названием большую группу самых разнообразных произведений, но не все исследователи согласились принять столь широкое определение жанра. Т. Г. Розенмейер в книге «Пастораль и феокритовская традиция» призвал отказаться от подобного рода всеобъемлющих терминов и опираться при определении жанра на ту модель, которая сложилась в творчестве зачинателя этой поэтической формы Феокри-та. По мнению ученого, такой подход позволил бы снять расхождения между представлением о жанре того или иного произведения в эпоху, когда оно создавалось, и определениями, которые даются этому же произведению современными исследователями.

Не принимает Розенмейер и другой концепции пасторали, которая, как и эмпсоновская, нашла немало сторонников среди литературоведов. Ее автором является американский ученый Ренато Поджио-ли, чьи очерки об идиллической поэзии уже после его смерти были собраны и изданы отдельной книгой «Пастушеская свирель». Розенмейер полагает, что взглядам Поджиоли на этот жанр присущ чрез-

мерный телеологизм. Пастораль начинает развиваться с неких простейших форм, заявляющих о себе в литературе XVI—XVII веков, и движется к более совершенным, пока не достигает своей вершины, которая у Поджиоли ассоциируется с жанром меланхолии. К тому же, как утверждает Розенмейер, Поджиоли проявляет гораздо больший интерес к литературным достоинствам произведениям таких авторов, как Шекспир, Донн, Марвелл, Гете, чем к жанру пасторали как самостоятельному литературному явлению.

Если оставить в стороне полемику Розенмейера с Поджиоли, то характеризуя своеобразие взглядов последнего на пастораль, следует отметить, что оно в немалой степени определяется влиянием фрейдизма. Пастораль для него — субститут реальности, включающий «влечение и реализацию желания», который, замещая реальность, компенсирует автору и читателю те неизбежные потери, которые он несет подчиняясь диктату общества и принятым в нем нормам и правилам. Среди последователей Поджиоли, также ориентирующихся на идеи Зигмунда Фрейда, необходимо упомянуть JI. Лернера. Он рассматривает пастораль как иллюзию, вкладывая в этот термин то же самое значение, что и основатель психоанализа.

Что касается истории английской пасторали XVI—XVII веков, она описана достаточно полно. Было издано немало книг и опубликовано большое количество статей о пасторальном творчестве отдельных авторов: о пасторалях Э. Спенсера писали Н. Хоффман (Hoffman, 1977), И. Маккаффри (MacCaffrey, 1969), П. Маклэйн (McLane, 1961), о пасторальной поэзии У. Брауна — Ф. Мурман (Moorman, 1897), о влиянии пасторали на творчество Дж. Мильтона — Дж. Ханфорд (Hanford, 1910), Дж. Нотт (Knott, 1971), Д. Дейчес (Daiches, 1968), о пасторалях Дж. Марвелла — Д. Фридман (Friedman, 1970). Ближе всего по общему замыслу к данному исследованию работа ученика X. Купер — Ш. Чодхури «Ренессансная пастораль и ее развитие в ан-

глийской литературе» (СИаисИшгу, 1991), где он пытается выделить несколько этапов в истории английской пасторали. К сожалению, сама история пасторали дается в некоторой изоляции от общего литературного контекста и связи этой литературной формы с другими жанрами. Не попадает в поле зрения автора и такой важный период в ее развитии, как эпоха Реставрации.

В отечественном литературоведении изучение пасторали долгое время было ограничено рамками античной литературы. Обращение к творчеству Феокрита и Вергилия, где пастораль занимает не последнее место, ставило исследователей перед необходимостью высказаться и об этом жанре. Среди ученых, которые в своих работах об античной литературе так или иначе касались этого жанра, следует назвать М. Е. Грабарь—Пассек (Грабарь—Пассек, 1966; Грабарь—Пассек, 1972), Т. В. Попову (Попова, 1981; Попова, 1989), Н. А. Старостину (Старостина, 1971). В основном они проявляют интерес к тем изменениям в мироощущении человека, которые привели к появлению новой литературной формы, и анализируют взаимодействие пасторали с другими жанрами. Сама же характеристика пасторали чаще всего строится по описательно-перечислительному принципу: исследователи перечисляют и описывают основные черты идиллий Феокрита и буколик Вергилия, не делая серьезных попыток осмыслить их жанровую специфику.

Английская же пастораль сравнительно долго оставалась вне поля зрения отечественных литературоведов. В какой-то степени неразработанность этой проблемы была обусловлена низким интересом к самой английской поэзии XVI—XVII веков. Ситуация изменилась лишь к середине 80-х годов, когда было защищено несколько кандидатских диссертаций по этому периоду истории английской поэзии. Среди авторов следует упомянуть Володарскую Л. И., избравшую предметом своего исследования литературную деятельность Ф. Сидни

(«Поэтическое новаторство Филипа Сидни», 1984), Курумидзе 3. Л. и Макуренкову С. А., чьи работы в той или иной мере имеют отношение к поэзии Джона Донна («Феномен остроумия в поэзии Джона Донна», 1984 и «Позднее творчество Шекспира и английская поэзия первой половины XVII века», 1987). К творчеству Донна обратился в докторской диссертации Горбунов А. Н. («Джон Донн и английская поэзия XVI—XVII веков», 1989)2. Анализ поэтического наследия Донна в этой работе сопровождается весьма обстоятельным обзором творчества старших и младших современников поэта. Метафизическая поэзия привлекла внимание и Чернышева М. Р., который посвятил кандидатскую диссертацию проблемам поэтики лирики Д. Герберта и прояснению значения самого термина «религиозная лирика» в контексте английской литературы XVII века («Лирика Джорджа Герберта. Проблемы поэтики», 1995).

В перечисленных выше работах лишь у А. Н. Горбунова можно встретить упоминание о пасторали. Разговор об этом жанре здесь напрямую связан с анализом творчества тех английских авторов, чье литературное наследие, помимо прочих жанров, включает и пастораль. Более обстоятельно вопросы, имеющие отношение к пасторали, обсуждались исследователем в докладе «Пасторальный оазис. (Еще раз о пасторальных мотивах в пьесах Шекспира)», подготовленном для Шекспировских чтений (1993 г) и включенном в сборник материалов этой конференции. А. Н. Горбунов показывает, как пасторальные мотивы и некоторые жанровые конвенции, традиционно приписываемые пасторали, получают новую интерпретацию в пьесах У. Шекспира. Он отмечает подвижность жанрового канона и неоднозначное отношение к нему английских литераторов. Пасторальный идеал в зависимости от позиции автора может по-разному проявиться в содержании произ-

2 Монография, в основу которой лег материал этой диссертации, была опубликована в 1993 году.

ведения, что и иллюстрирует исследователь на примере нескольких пьес великого драматурга.

Статья С. А. Макуренковой «Поэтический разговор английских поэтов по мотивам пасторали» также была подготовлена для Шекспировских чтений. Она появилась несколько раньше, чем статья А. Н. Горбунова и посвящена стихотворению Кристофера Марло «Влюбленный пастух своей возлюбленной» и той серии пародий, которую оно вызвало к жизни.

В 1989 году была издана книга И. О. Шайтанова «Мыслящая муза», в основу которой легла его докторская диссертация, защищенная в том же году в МГПИ им. В. И. Ленина. Она, по сути, стала первой отечественной работой, где подробно была рассмотрена сама концепция жанра пасторали. Исследователь обращает внимание на внутреннюю парадоксальность жанра, которая обусловила и неустойчивость положения пасторали в традиционной иерархии литературных форм. Пастораль относили к низким жанрам, но в том же время она осознавалась (особенно в период своего расцвета), как литературная форма достаточно изощренная, способная таить за внешней простотой сложные религиозные и философские истины. Парадоксальность жанра дает о себе знать и готовностью сочетать в своих границах разнонаправленные тенденции. И. О. Шайтанов выделяет принципиально важную для его исследования пару таких противостоящих друг другу тенденций — стремление к большей правдивости и естественности в изображении мира и человека и препятствие этому стремлению со стороны поэтической условности, роль которой в пасторали всегда была довольно велика. Другая оппозиция — изначально присущая жанру возможность пасторального и антипасторального видения мира — также была важны