автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Пение с исоном в православной богослужебной традиции
Полный текст автореферата диссертации по теме "Пение с исоном в православной богослужебной традиции"
Турчин Евгений Евгеньевич
ПЕНИЕ С ИСОНОМ В ПРАВОСЛАВНОЙ БОГОСЛУЖЕБНОЙ ТРАДИЦИИ
Специальность: 17.00.02 - Музыкальное искусство
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
1 5 ¿0:2
Санкт-Петербург 2012
005014135
РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И. ГЕРЦЕНА»
Научный доктор искусствоведения, профессор
руководитель: КОННОВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ
профессор кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена
Официальные доктор искусствоведения, профессор
оппоненты: СЕРЁГИНА НАТАЛЬЯ СЕМЁНОВНА
ведущий научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств
кандидат искусствоведения, доцент ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА
доцент кафедры русского народного песенного искусства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
Ведущая МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
организация: ИНСТИТУТ МУЗЫКИ ИМ. А.Г. ШНИТКЕ
Защита состоится на заседании диссертационного совета Д 212.199.20 на базе Российского государственного педагатеческого университета им. А. И. Герцена « 7>7 [/¡АР 2012 2012 года в/6 часов по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, ауд. 404.
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.
Автореферат разослан « Эд|22012 года
Ученый секретарь совета, кандидат педагогических наук,
профессор / И.С. Аврамкова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Диссертация представляет собой опыт изучения одной из древнейших форм христианского многоголосия - пения богослужебных роспевов с бурдоном, издавна называемым на православном Востоке исоном . В православных странах восточной Европы, наследующих в своей церковной истории культурную традицию Византийской империи, до нашего времени сохраняются певческие жанры и традиционные формы бытования литургических роспевов, в которых пение с исоном является своего рода художественным каноном. Более того, до сих пор в Греции, Болгарии, Румынии используются невменные способы записи подобного рода песнопений (нотированные так называемым «новым методом» или «новогреческой» нотацией). Все это ставит на повестку дня стремление к аутентичному осмыслению исторически утраченной или во многом полузабытой в России и Западной Европе древнейшей культуры церковного роспева как явления стилистически многообразного, не ограничивающегося исключительно одноголосными формами бытования.
Особую актуальность обозначенная тема исследования приобретает в настоящее время в нашем Отечестве, где на фоне возросшего интереса к истокам православной культуры наблюдается процесс активного внедрения исона в исполнение древнерусских роспевов: знаменного, демественного, путевого. По поводу присутствия бурдона в бытовании памятников русского музыкального средневековья уже на протяжении многих лет ведутся дискуссии в среде православной общественности, подчас не основанные на действительных исторических знаниях. Поднимается важный вопрос корректности такого рода исполнительской интерпретации и, как следствие, необходимость учета всех «pro» и «contra» в понимании самой возможности бытования пения с исоном в культуре Древней Руси, которая, в соответствии с прочно укоренившимися и ставшими хрестоматийными представлениями, была господством национально-самобытных форм хоровой монодии.
Степень изученности проблемы. К настоящему времени отечественным музыковедением накоплен значительный объем знаний, посвященных проблеме многоголосия в христианском церковном пении. Научно-исследовательская база предлагаемой концепции опирается на фундаментальные исследования в этой области, созданные Е. Евдокимовой2 и Н. Ефимовой3, в которых дан исторический анализ генезиса западноевропейского органума и последующей истории многоголосных жанров мессы, мотета и духовной кантаты. Строчное пение в культуре Древней Руси и многоголосный (партесный) стиль в русской православной певческой традиции сино-
1 В пер. с греческого языка: ígoc «ровное».
2 Евдокимова Е. К. Многоголосие Средневековья X - XIV веков. М., 1983.
3 Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в Западной Европе 8-10 столетий: (к проблеме эволюции модальной системы средневековья). М.: Изд-во Московского Университета, 2004.
дальнего периода (XVIII - XIX вв.) присутствует в материале диссертации на основе детального изучения трудов М. Бражникова4 и А. Конотопа5. Однако названные исследования, которые можно отнести к классике отечественной музыкальной медиевистики, не ставили себе задачей выявление черт генетической общности форм раннего многоголосия в Западной Европе и в древнерусской певческой культуре.
С точки зрения распространенной в современной европейской науке формационной теории, появление многоголосия в христианском пении рассматривается многими исследователями в связи с процессом секуляризации, «освобождения» средневекового творческого сознания от церковных императивов, утверждавших мысль о совершенстве исключительно одноголосного богослужебного роспева. Между тем, генезис пения с исоном не укладывается в схематичные построения иерархии исторических стилей и свидетельствует о всеобъемлющей многовариантности самой церковной певческой культуры. В частности, широко распространенное в странах православного Востока пение с исоном оставалось до сих пор вне поля зрения исследователей. Насколько нам известно, специальное изучение этой самобытной традиции церковного пения ни в России, ни за рубежом не проводилось. Между тем, широкое распространение исона в богослужебной практике указанных регионов, где одноголосное исполнение традиционных роспевов практически неизвестно, и, разумеется, процесс распространения подобной манеры бур-донирования в последние десятилетия в нашем Отечестве делает особенно своевременным исследование данного феномена с исторической точки зрения.
Объект исследования: исон как феномен православной певческой культуры, являющий собой тип бурдонного многоголосия, связанный со специфическими элементами невменной нотной записи, имеющий философско-богословское обоснование и отражение в памятниках музыкально-теоретической мысли эпохи средневековья.
Предмет исследования: формы многоголосия православной богослужебной традиции в их историческом становлении и взаимосвязях с византийской и западноевропейской средневековой культурой, а также с внецерков-ными формами музицирования (раннехристианская традиция богослужебного пения в ее исторической преемственности с античностью, древнерусский и ближневосточный традиционный фольклор и средневековое искусство канонической импровизации).
Цель исследования: на основе доступных источников и имеющейся в библиотеках РФ специальной научной литературы комплексно раскрыть генезис, историю и теорию пения с исоном в православной богослужебной традиции.
* Бражников М. В. Многоголосие знаменных партитур // Проблемы истории и теории древнерусской музыки / вступ. ст. и коммент. А. С, Белоненко и Кручининой. Л.: Госиздат,1979.
5 Конотоп А. Русское строчное многоголосие. Стиль, жанр, культурный контекст. Дисс. на соиск. уч. ст. д. иск. СПб: Ин-т истории искусств, 1997.
Задачи исследования:
• выяснить историческое происхождение традиции пения с исоном;
• уточнить время возникновения традиции бурдонирования в православном богослужебном пении;
• реконструировать основные этапы развития пения с исоном в православной литургии;
• проанализировать религиозно-философские основания этой певческой традиции и бытование исона как феномена православной певческой культуры нашего времени.
Теоретико-методологическую базу диссертации составили фундаментальные труды представителей отечественной и зарубежной музыкальной медиевистики и исследования в области истории музыкальной культуры Древнего мира:
• в византийском музыкознании, в вопросах музыки и музицирования древнего Востока, античной и новогреческой христианской традиции -В. Петра, Е. Герцмана, И. Вознесенского, Р. Грубера, К. Закса;
• в проблематике древнерусского певческого искусства: М. Бражникова, И. Гарднера, А. Конотопа, С. Смоленского, А. Преображенского, Ю. Шабалина, Т. Владышевской, Н. Серёгиной;
• в вопросах грегорианики: Ю. Евдокимовой, В. Карцовника, Н.Ефимовой.
Источниковедческой основой настоящего исследования являются:
• средневековые и античные трактаты, патриотические труды, певческие азбуки и руководства по пению (пападики), агиографические памятники, мемуарные воспоминания путешественников, как оригинальные, так и нашедшие свое освещение в научной литературе;
• невменные рукописи и их палеографический анализ, осуществленный крупнейшими специалистами в области допятилинейной нотации;
• труды дореволюционных русских ученых, благодаря которым феномен исона становится известным отечественной музыкальной науке XX века (С. Смоленского, А. Преображенского, Порфирия (Успенского), Евгения (Болховитинова).
Методы исследования: в исследовании применялись методы исторического, сравнительно-исторического, палеографического, текстологического, этимологического и музыкально-теоретического типов анализа.
Гипотеза. Исследование исходит из существующей и разделяемой рядом авторитетных ученых-медиевистов гипотезы о возможности бытования знаменного роспева с исоном в православном богослужении Древней Руси, это дает основания интерпретировать получившее распространение в 1990-е - 2000-е годы как в светских, так и в церковных условиях бытование знаменного роспева с бурдоном как раскрытие заложенных изначально в природе
жанра возможностей, а не как простой результат вынужденной адаптации монодийных по своей внутренней природе роспевов к современным привычным условиям многоголосной практики. В диссертации выдвигается встречная гипотеза о сопричастности этих элементов первоначального (до-троестрочного и до-партесного) многоголосия знаменного роспева традициям музыкальной культуры античности, унаследованным сперва ранним христианством в Западной Европе, а затем Византией. В этих контурах и формировались основы интонирования православного богослужения, унаследованные и многообразно развитые древнерусским певческим искусством на различных этапах его исторической эволюции.
Основные положения, выносимые на защиту:
• Пение с исоном - одна из древнейших и коренных форм богослужебного пения в странах православного Востока. Однако проблема исона в равной мере касается как византийской, так и древнерусской, а также западноевропейской традиций церковного пения. Она тесно соприкасается и с проблематикой средневековой хоровой монодии, и с генезисом многоголосных форм и жанров;
• Раннехристианское пение в своих корнях - пение ближневосточное, отличительным же свойством музыкальной культуры народов Средиземноморья и Ближнего Востока еще с глубокой древности является практически повсеместно распространенная практика сопровождения вокальных произведений бурдонными выдержанными звуками. Бурдо-нирование было широко распространено и в античном хоровом пении под авлодические инструменты. Все это дает основание поставить в историческую связь исон с предшествующими традициями бурдонного многоголосия и высказать предположение о глубинных исторических истоках пения с исоном с формами ближневосточного и античного музицирования, как вокального, так и инструментального;
• Певческие памятники, созданные в Византии, содержат несомненные свидетельства распространенности пения с исоном в православной богослужебной практике XIII-XV вв. Одним из древних текстов, свидетельствующих о пении с бурдонирующим тоном является «Греко-арабская рукопись» XIII века из монастыря Св. Екатерины на горе Синай;
• Западноевропейские трактаты Summa Música Анонима (1200 г.) и Mi-crologus Гвидо Аретинского открывают существование пения с бурдо-ном грегорианских роспевов уже в XI - XIII веках;
• Исон как феномен богослужебного творчества имеет многоуровневое значение: и как знак нотации в невменной системе, и как «ключ» к прочтению невм в теоретической части, и как бурдонный тон в певческой практике;
• Певческий знак параклит в древнейший период русской певческой истории (Х1-Х1У вв.) в наибольшей степени приближается к звуковой семантике выдержанного тона, используемого как исон. Взаимосвязи между исоном и параклитом заключаются еще и в том, что это специальные знаки, которые символически передают в невменной записи трансцендентный слой божественных представлений.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• впервые в отечественной и зарубежной музыкальной медиевистике проведен комплексный анализ неона как феномена древнерусской цер-ковно-певческой культуры;
• палеографическое и текстологическое исследование доступных источников (рукописей, трактатов, косвенных данных) позволило сделать вывод о том, что пение с исоном широко практиковалось в православной литургии Древней Руси, где этот вид бурдонного многоголосия существовал наряду с канонической хоровой монодией;
• актуализированы разрозненные свидетельства о том, что исон тесно связан с параклитом, одним из наиболее важных и систематически встречающихся знаков крюковой нотации;
• вводится в научный оборот материал, свидетельствующий о том, что наиболее глубинные истоки пения с исоном обнаруживают следы примыкания к традициям античной музыкальной культуры.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования:
• выявлен значительный по объему пласт научной литературы и письменных источников по проблемам русского и западноевропейского музыкального Средневековья, свидетельствующий о существовании бурдонного многоголосия в эпоху, которую принято считать временем исключительного господства хоровой монодии в христианской богослужебной традиции;
• в области музыкально-палеографического анализа идентифицирована область знаков певческой нотации, относящихся к письменной фиксации феномена бурдонного многоголосия;
• намечена область богословско-символических представлений, исторически связанных с феноменом исона;
• создана теоретическая основа для расширения представлений об аутентичном звучании средневековых роспевов и тем самым обоснована возможность использования исона, наряду с монодией, в древнерусских, грегорианских и византийских роспевах в современной певческой практике.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что возрождение практики богослужебного пения с неоном, осуществляемое целым рядом авторитетных профессиональных светских и церковных хоров современной России, получает свое теоретическое и историческое обоснование в настоящем исследовании. Материалы его могут быть использованы дирижерами и регентами хоровых коллективов, культивирующих аутентичное исполнение памятников древнерусской хоровой культуры. Они также могут быть использованы в педагогическом процессе, в учебных курсах истории музыки и истории мировой художественной культуры в качестве специальной литературы для студентов и учащихся.
Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И.Герцена. Отдельные положения работы опубликованы в виде статей, а также отражены в выступлениях на научно-практических конференциях. Материалы исследования были использованы при проведении лекций для студентов факультета музыки РГПУ им. А.И.Герцена.
Структура исследования включает введение, три главы, заключение и список литературы 201 источник. 29 иллюстраций. Общий объем диссертации 238 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении даётся обоснование актуальности исследования бурдон-ного многоголосия в православном богослужебном пении, формулируются цели и задачи работы, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются основные положения по теме исследования. Отмечается, что тема не имеет академически-замкнутый характер, поскольку богослужебное пение значительного количества монастырских хоров нашего Отечества и православного Зарубежья широко практикуют пение средневековых гимнов на основе выдержанного тона. Однако историко-теоретическое обоснование этой практики на данный момент почти полностью отсутствует.
Первая глава: «Исторические проблемы истоков исона в богослужебной певческой традиции» состоит из трех разделов. В первом из них («Исторические сведения о бурдонном многоголосии в раннехристианском богослужебном пении») рассматривается период от начала христианства до времени открытия первых Вселенских Соборов (IV столетие). Здесь, в первую очередь, анализируются возможные взаимосвязи христианского исона с античной бурдонной традицией и музыкальными культурами народов Средиземноморского региона.
Известно, что в античной музыкальной культуре, которая не только непосредственно предшествовала христианскому средневековью, но и дала формы ранней христианской литургии, широко распространенным являлось хоровое пение в сопровождении двойного авлоса - бурдонирующего инстру-
мента. Как известно, в ранний период (I - IV века) многие древние писатели отмечали бытование в христианском обиходе инструментов. Некоторые из них и поныне используются западными и восточными Церквями (к примеру, орган - потомок древнего авлоса в латинских и протестантских храмах, ударные и духовые инструменты в Александрийской Церкви). Известная апологетическая борьба, проводимая Церковью в ранний период, наложила отпечаток на практику музицирования в храмах тех лет: повсеместно прослеживается либо негативное отношение к инструментам, либо последние осмысляются символически (например, у Климента Александрийского - II век). Однако существование самой этой борьбы убеждает в том, что в некоторых храмах обширной Римской империи инструменты все же звучали. Так, инструментальная практика в богослужении описывается в трактате Филона Александрийского (I век). Из текстов других подобного рода памятников можно сделать вывод о том, что в христианской среде в далекой древности применялись различные античные инструменты, в том числе кифара и авлос.
Христианское искусство первых веков было близким античному, в этом убеждают сохранившиеся художественные изображения в катакомбных храмах, выполненные в древнегреческой манере. Музыкальная теория Византии (трактаты Гауденция, Бакхия) также обнаруживает преемственность с древнегреческой. Можно утверждать, что в первые века христианства композиция богослужебных песнопений, в том числе и в сопровождении античных инструментов, подчинялась античным правилам голосоведения. Одним из основных принципов интонирования была координация мелоса и месы - основного звука произведения, привлекающего к себе особое внимание либо в качестве повторяющегося тона (ритмизованного органного пункта, особенно при игре на кифаре), либо интонируемого непрерывно, как собственно бур-дон (при игре на авлосе). Вполне возможно, что именно так в ранней Церкви звучал древний инструментальный исон.
Однако, помимо распространенного типа инструментального сопровождения церковному пению, в древней Церкви существовал обычай так называемого антифонного исполнения. Традиционно под антифонным пением понимается исполнение какого-либо песнопения в чередовании двух хоров. Напомним, что во всем разнообразии древних текстов понятие «антифон» объясняется авторами очень несходно, подчас одно толкование противоречит другому, поэтому говорить однозначно о том, что понималось под «антифоном» в ранние века церковной истории кажется очень односторонней позицией. Следует отметить, что распространенный перевод слова «антифон» как «звучащий в ответ»6 не совсем точен. Дословно, греческое слово «антифон» переводится как «против звучащий», или «противо-звук». Следовательно, в изначальном смысле слова, речь идет не об «ответе» на мелодию (на что имеется особый термин «респонсорий»), но о некоем подголосочном звуковом фоне, исполняемом как музыкальное противопоставление основному ме-
6 Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С.34.
лосу. Изучение понятия «антифонии» как подголоска затрагивает существенный вопрос о том, как выглядела подобная практика по фактуре исполнения. Сравнение особенностей описания древних текстов показывает, что главной чертой антифонической музыки было «противостояние» хоров друг против друга. Антифонический подголосок, «стоящий против» мелоса, может восприниматься как неизменный бурдонный тон, сопровождавший в первые века христианства церковное богослужебное пение. В этом смысле исполнение песнопений «в чередовании» можно считать поочередным удержанием то одним, то другим хором антифонического бурдонного звука, «противостоящего» распевному мелосу и являющегося историческим предшественником византийского исона.
Высказанные новые предположения могут свидетельствовать о певческой многоголосной практике ранней Церкви, фактуру которой следует считать бурдонной, близкой исполнению с исоном, чью функцию первоначально выполняли музыкальные инструменты, а также вокальный подголосочный антифон.
Не секрет, что в проблематике культурных контактов между средневековым православным Востоком и латинским Западом остается до сих пор множество неразрешенных вопросов. Один из них - о бытовании пения с исоном в католических странах, на что указывают факты бурдонирования грегорианских роспевов. Поэтому следующая важная тема, которой посвящен второй раздел - бурдонирование в истории западноевропейского богослужебного пения. Экскурс в проблематику пения с исоном в латинской мессе становится необходимой частью работы, поскольку западная церковно-певческая традиция была неразрывно связана с генезисом рассматриваемой в настоящей работе проблемы, по крайней мере, если говорить о времени средних веков. Об этой традиции повествуют трактаты периода XI - XIII веков: «Микролог» (Micrologus) Гвидо Аретинского (XI век) и «Сумма музыки» (Summa música) Анонима (XIII век). В последнем, практика пения с выдержанным тоном описывается достаточно подробно, и предстает как один из видов искусства органума: «Базилика (диафония) - это манера пения двумя голосами, когда один певец непрерывно держит одну ноту, которая является основой мелодии для другого певца, который начинает гимн или в квинту, или в октаву, когда восходит, когда спускается, всегда согласуется в паузах с первым, который держит основу для него»7.
Особенно важным является то, что описание бурдонирования в трактате «Сумма музыки» дается не иносказательно, не косвенно, как во многих других древних текстах, но в виде прямого указания на методику такого рода пения - факт, доказывающий известность традиции бурдонирования грегорианских роспевов в Западной Европе периода XII - XIII веков.
В последнем разделе этой главы диссертации представлен опыт фило-
7 Summa Musica: A Thirteenth-Century Manual for Singers. (Cambridge Musical Texts and Monographs). Cambridge University Press, 1991. P. 124.
софско-богословского осмысления феномена исона в христианском богослужении в рамках особой христианской художественно-исторической концепции, которую принято обозначать как «мистический реализм». Речь идет о взаимосвязях христианского исона с древним восточным осмыслением бур-дона в музыке как некоей центральной оси - «Мирового древа», соединяющего путем непрерывности звучания земное с потусторонним. Интерпретация бурдонного тона как олицетворения вечности и постоянства, философские ассоциации звуковой протяженности с «бытийной первоосновой» звучащего Космоса оказались близкими христианскому взгляду на храмовое пение как «неотмирное» явление, в котором также стал присутствовать этот древний музыкальный элемент. Однако исон в православной традиции осмысляется не только как символ небесного звучания, но и как реально присутствующая в роспеве духовная энергия (в рамках исихастского богословия называемая «нетварным паламистским светом», заключающая в себе, согласно святоотеческой традиции, божественную силу8. Именно поэтому исон во многих византийских трактатах (например, Михаила Влеммида, XIII век) именуется Святой Троицей.
Вторая глава: «Пение с исоном в странах православного Востока», имеющая пять разделов, полностью посвящена малоисследованной истории богослужебного пения стран православной восточной Европы, в большинстве традиций которого лежит принцип обязательного использования в песнопениях длящегося тона (исона).
Истоки церковной певческой культуры Греции, Сербии, Грузии, Румынии, Болгарии в основном восходят к богатейшей богослужебной традиции Византийской империи, погибшей в XV веке. Входящие в ее состав славянские, ближневосточные и северо-африканские земли, населенные различными народами, создали необычайно пестрый колорит византийского мелодического роспева. Однако объединяющим элементом стало присутствие в роспеве исона - первого знака византийской нотации, фиксирующего начальный тон. ,
Исследование палеографии исона в древнейших византийских нотациях показало, что знак исона впервые появляется в палеовизантийском письме (X - XI вв.), где обозначается простой линией. Отметим, что сравнительный анализ западноевропейского безлинейного письма с палеовизантий-ским обнаружил тождественную исону невму трактулус грегорианской нотации. Перевод с латинского термина йасЫш («длящийся») указывает на возможное его бурдонное значение в западных роспевах. Графика исона эволюционирует в средневизантийской нотации: начальный край линии закругляется и несколько удлиняется: такая форма присутствует на страницах певческих рукописей Византии и Греции с XII столетия по настоящее время.
Первые теоретические комментарии об исоне содержатся в византийском трактате «Святоградец» или «Агиопалит» (тексты предположитель-
8 Палама Григорий. Творения. М.: Святая Гора, 2000. С. 78.
но относятся к началу XII в.). Текст этого памятника, соединяющий античные взгляды с византийской теорией, не объясняет, однако, певческое значение исона на практике. Впервые о бурдонном звучании исона в богослужебном пении Византии мы узнаем из трактата XIII века «Греко-арабская рукопись», найденной в XIX веке русским ученым-византологом епископом Пор-фирием Успенским. В арабской части памятника свидетельствуется об исоне как «длительном звуке», сопровождающим исполнение византийских роспе-вов.
В более поздних греческих памятниках: трактате Псевдо-Дамаскина (XV в.), «Вопросоответчике» с Афона (предположительно XVI в.), «Калофо-наре» диакона Синадина (XVII столетия) происходит дальнейшее осмысление бурдонного принципа в практике богослужебного пения: исон фиксирует первый тон, непрерывное звучание которого помогает певчим не сбиться с тональности. Но более важным является теоретическое значение исона как основы невменной системы, в которой последующие знаки прочитывается от начальной высоты исона как некоей горизонтали (певческой линии). Поэтому исон в византийских трактатах рассматривается как основной феномен певческой системы и главный знак невменной нотации.
Культурно-географический мир византийской цивилизации продолжил свое особое развитие и после падения Константинополя в 1453 году. Наследниками византийского богослужебного пения стали православные страны: Греция, Болгария, Сербия, Румыния, Грузия, Древняя Русь.
Если традиционное пение греческое, сербское и румынское подразумевает звучание монодии в сопровождении исона, то некоторым «особняком» предстает самобытная грузинская традиция, представляющая собой ге-терофонное, остро диссонантное трехголосное пение. К XI столетию в Грузии уже существовала своя невменная нотация, созданная при участии средневекового философа Иоанна Петрици. В системе грузинского пения нижний тон (бами, в переводе «опора, фундамент») меняет высотный уровень довольно редко, и по звучанию практически тождествен исону. Родственность византийского исона с грузинским бами подкрепляет факт невменного обозначения последнего в XI веке линией (как и исона в палеовизантийской нотации того же времени). Богослужебное пение Грузии как по внутренней ге-терофонной структуре, так и по гармоническому звучанию сходно со строчным древнерусским многоголосием (по мнению А. Конотопа, происходящим от более раннего пения роспевов с исоном). Вероятно, пение средневековых роспевов с исоном не только предшествовало появлению развитых форм многоголосия, но и оказало влияние на его становление во многих странах, в том числе Грузии.
В наше время традиция одноголосного пения с исоном сохранилось в регионах ЕвроЦы, которые в наименьшей степени были затронуты западноевропейскими культурными процессами смен художественных стилей и где продолжило эволюционное развитие средневековое пение: в Греции, Сербии,
Румынии и Болгарии. Особым культурным ареалом, сохранившим формы византийского пения, можно считать монастыри и скиты горы Афон в Греции. Здесь можно услышать самые разнообразные формы бурдонного многоголосия: пение исона под и над мелосом роспева, исполнение «двойного» исона в октаву и квинту. Широко распространена интерпретация исона с особой начальной мелодической вставкой («подъездом») на слоги «ана-нэ», «анэ - а -нес» и др. При этом, мелос обыкновенно исполняет только один самый опытный певчий, в то время как остальной хор (часто вместе со всеми присутствующими на службе) непрерывно «гудит» тон исона. Певчие, исполняющие исон, обыкновенно называются исократорами, а поющий мелос -протопсалтом.
Учитывая консервативность афонской традиции пения, можно считать такие формы исполнения исона наиболее древними в христианской Церкви и некогда распространенными по всему православному миру.
В третьей главе, состоящей из четырех разделов, на основании палеографических рукописей, исторических материалов певческих азбук, сравнительного изучения имеющихся трудов по средневековому многоголосию рассматривается вопрос возможного существования традиции исона в древнерусском певческом искусстве. Работа в этом направлении была начата С. Смоленским и А. Преображенским. В 1906 - 1907 годах эти русские ученые специально посетили древнейшие монастыри Афона для изучения византийских и греческих манускриптов и певческих кодексов, и последующего их сравнения с древнерусскими рукописями. К сожалению, эта работа оказалась незавершенной из-за наступивших вскоре в России социальных потрясений.
Так, известный знаток православного хорового пения С. В. Смоленский писал: «Старо ли у нас это искусство пения с подголосками? Не говорят ли наши древнейшие певческие рукописи именно об этом неписанном искусстве? Находятся ли в наших рукописях хоть какие-нибудь указания на пение протопсалта с сопровождающим его «исоном»? Я думаю, что и те и другие указания найдутся. Последние в тех немногих страницах, которые до сих пор еще не читаемы в наших рукописях, но в которых очевидны указания, соответствующие имеющимся для того у греков»9. Некоторые исследователи (к примеру, И. И. Вознесенский) предполагали обозначение исона на Руси термином «строка».
После 1917 года исследование древнерусской культуры подчинялось идеологической доктрине об обязательной взаимосвязи знаменного роспева в своей мелодической интонации с русской народной песней. Поддерживалось точка зрения тех дореволюционных ученых, которые утверждали, что пение было принято от греков, но сразу после этого пошло своим «особым путем» самобытного интонирования, и было при этом неподвержено «влияниям извне» в условиях «закрытости» древнерусского государства.
9 Смоленский С. В. Из «дорожных впечатлений». О церковном пении. СПб.: тип. Главного управления уделов, 1906. С. 34.
Изучение в советскую эпоху вопроса о взаимовлияниях Руси и Византии не могло в полной мере быть осуществленным, так как исследования в области византинистики долгое время находились под запретом. Однако М.В. Бражников писал: «Несмотря на самобытность и коренную переработку знаменного пения на русской почве в течение ряда столетий, нельзя пройти мимо неоспоримой близости древнейших русских певческих памятников к певческому искусству Византии»10. Отмечая особое положение термина «строка» в древнерусской теории музыки, Бражников также отмечал: «До XIV века включительно речитативные по преимуществу роспевы вращались вокруг «строки»11; «Ряд толкователей упоминает строку как некий обязательный для исполнения высотный уровень. Если в толковании какого-либо знамени прямого указания на строку и нет, то это еще не означает, что данное знамя не имеет к ней никакого касательства»12.
Работа советских медиевистов (М.В. Бражникова и его школы) в целом носила чисто теоретический характер, русские ученые практически не имели возможности слышать практику традиционного православного пения, сохраняющегося и в XX столетии во многих древних храмах и монастырях православного Востока (к примеру, на полуострове Афон в Греции). В таких условиях феномен бурдонирования в музыкальном оформлении богослужения православной Церкви был попросту неизвестен большинству советских ученых. Поэтому и исследований вопроса о возможной причасности исона к древнерусской певческой культуре не осуществлялось.
Единственный, кто интересовался проблемой исона на Руси в это время - И.И. Гарднер. Русский ученый, эмигрант, глубоко верующий православный человек, хорошо знавший практику бурдоного многоголосия в православном богослужении, в своем труде «История богослужебного пения Русской Православной Церкви» он предположил, что путно-демественный знак «Э» обозначает византийский исон13. К этой точки зрения Гарднер пришел в связи с переданной ему информацией о том, что в Закарпатской Руси в старообрядческих храмах знак «Э» было принято петь14.
В наше время исследователь русского троестрочного пения A.B. Конотоп пришел к такому же выводу. Основным доказательством этой теории Конотоп считает хирономический жест исона, в зрительном восприятии напоминающий букву «э», изображенный перстосложением византийского певца и гимнографа Ксеноса Корониса на старинной гравюре XIV века.15 Ко-
10 Бражников M. В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII - XVIII веков. Применение некоторых статистических методов к исследованию музыкальных явлений. Л.: Гос. Муз. Изд-во., 1949. С. 14.
"Тамже. С. 58.
12 Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV - XVII веков. M.: Музыка, 1972. С. 102.
13 Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сущность, система, история. Сергиев Посад: МДА. 1999. С. 532.
14 Там же. С. 533.
15 См.: Конотоп A.B. Русское строчное многоголосие XV-XVII веков. Текстология. Стиль. Культурный контекст. М.: Композитор, 2005. С. 67.
нотоп также обнаружил одновременно со знаком Э надпись «равно», что можно считать переводом греческого слова «исон»16.
Однако, помимо путно-демественного знака «Э», в древнерусской культуре существовал другой, практически такой же по изображению знак, только изображающийся «наоборот» (симметрично) - начальный знак древнерусской нотации параклит (^). Как и знак «Э», параклит употребляется в начале мелодических разделов, как и исон, ставится первым знаком роспева. Византийские иконописные изображения «Э-образного» жеста вошли в употребление в XIV веке, в записи демественных роспевов они присутствует с конца XV века, в то время как начертание параклита впервые фиксируется в самых древнейших древнерусских рукописях XI столетия.
Исследование палеографии параклита показывает его происхождение от палеовизантийских невм: параклитики и ревма. В палеовизантийской нотации, от которой ведет свое происхождение древнерусское крюковое письмо, существовало два одинаковых по начертанию невменных знака - ревма и
параклитики Причем в так называемой шартрской нотации используется ревма, а в «куаленовской» - параклитики. Греческий ученый К. Флорос, исследовавший эти знаки, пришел к выводу о том, что «речь идет об одной и той же невме, применявшейся с различными названиями»17. Он же предполагал, что, возможно, ревма - это старое название параклитики18. Древнерусский знак параклит происходит именно от палеовизантийского знака ревма-параклитики. Так как крюковое письмо происходит, по мнению большинства ученых, от куаленовской нотации19, то и название первого знака пришло от этой системы письменности - знака параклитики, ставшего на Руси просто «параклитом».
Подтверждение факта бурдонного значения знака ^ можно найти в переводе греческого термина «ревма» - поток, течение, волна. На наш взгляд, именно знак параклит (ревма) носил в древнейший период русской певческой истории музыкальное значение «звукового потока» или непрерывно «гудящего» начального звука, тождественного византийскому исону. Начертание параклита в виде э-образного символа наблюдается до времени появления знака Э. Это говорит о возможном происхождении невмы Э от графемы древнего начертания параклита.
Взаимосвязи между исоном и параклитом заключаются еще и в том, что эти знаки передают трансцендентный слой божественных представлений. Если исон, согласно византийско-греческой мысли, знак Святой Троицы, то
16 См.: Конотоп А. В.. Русское строчное многоголосие ХУ-ХУП веков. Текстология. Стиль. Культурный контекст. Автореф.дисс.... на соискание уч. ст. д. иск. М.: 1996. С. 11.
17 См.: Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л., 1988. С. 215.
18 Там же.
19 Мартынов В. И. История богослужебного пения. М.: Изд. федер. архивов, 1996. С. 91.
параклит в переводе с греческого языка означает «Утешитель», и передает образ Духа Святого. В мистическом толковании Тихона Макарьевского (XVII век) параклит обозначает «послание Святого Духа на апостолов»20.
Особое значение параклита в культуре Руси древних веков (XI - XIV) видимо также в названии котированных книг Параклитаками Обычно это были сборники песнопений годичного круга (Октоихи)21.
Значение параклита для древнерусской теоретической системы состояло в том, что этим знаком определялась строка - высотный уровень, по отношению к которому «читались» крюковые знамена в роспевах беспометного периода. На это обращал внимание также болгарский музыковед П. Динев, писавший: «Строка, отмечающая начало, а также конец песнопения или его раздела, часто выделена знаком параклит»22.
Обнаружение нового смысла параклита как знака, указывающего на уровень певческой строки, от которой «отсчитывается» высота других знамен, дает новые импульсы научному исследованию возможностей расшифровки песнопений «непрочитанных» XI -XV столетий. Как писал М.В. Бражников, «главенствующие знамена, помогая определять «строку», должны в конечном счете сыграть роль «ключа» к чтению нотации беспометного периода23.
Однако культура Древней Руси не являет своей историей единый мелодический стиль богослужебного пения. Если в ранней традиции X - XIV веков преобладало византийское влияние и речитативный строй песнопений, то последующие века «Московского периода» XV - XVII столетий отличались многораспевностью и тягой к национальному мелодическому началу, результатом которой стало появление русского гетерофонного строчного многоголосия. Особенностью русского интонирования является попевочный принцип: соединение разнообразных мелодических формул (попевок) в единый мотив. С. Смоленский, знаток народного пения, писал об этом следующее: «Основной прием нашего мелодического народного творчества состоит в том, что народ для основания напева комбинирует маленькие мелодические модели, спаивая их между собой изменениями их начал, их окончаний и, так сказать, подгоняя одну модель к другой до получения сплошной большой мелодии»24.
Именно на основе попевочного принципа на Руси XVI века распевали сложные мелизматические обороты калофонического мелоса, между тем как в византийской традиции в основании всегда лежал тональный принцип -
20 См.: Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси. Тексты. Краснодар: Сов. Кубань, 2003. С. 45.
21 См.: Лозовая И. Е. Древнерусский котированный Параклитик XII века: Византийские источники и типология древнерусских списков. Интернет-ресурс: www. mosconvv. ru.
22 См.: Найденова А. Новоболгарская церковная музыка в аспекте современной теории модального лада // Laudamus. (сборник). К 60-летию Ю. H. Холопова М.: Композитор, 1992. С. 202.
23 Бражников М. В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII - XVIII веков. Применив некоторых статистических методов к исследованию музыкальных явлений. Л.: Гос. Муз. Изд-во., 1949. С. 49.
24 См.: Смоленский С. В. О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии. Спб, 1904. С.43.
развертывание в тесном и постоянном соединении мелоса с основным тоном, исоном. Это - система, восходящая еще к античному музицированию. Интонационное богатство роспевов в XVI веке достигает небывалых высот. Между тем, бурдонирование в условиях русской попевочной структуры перестает быть обязательным и необходимым в процессе исполнения песнопений. Некоторые знаменные роспевы XVI - XVII веков, созданные в результате соединения попевок, не предполагают использование непрерывного звучания исона, так как особенность их звучания заключается в размытости и неопределенности основного тона. Новый тип сложного мелизматического развития в богослужебном пении был отличен и от византийской традиции пения, и от знаменного роспева предшествующих эпох.
Певческий смысл начального знамени параклита в поздних роспевах
XVI - XVII веков не может быть понят однозначно. Возможно, что в различных по структуре знаменных песнопениях он мог читаться по-разному: и как бурдонирующий тон, и как просто длительность целой ноты. Именно подобная двойственность параклита в XVI - XVII веках приводит к распространению в демественной и путевой записи роспевов особого знака «Э», имеющего значение бурдонирующего тона.
В то же время, система древней невменной записи, полученная из Византии в X веке, предполагала отсчет невм от заданного тона, неизменной строки. В XVI веке русские певчие впервые сталкиваются со сложностью чтения знаменных песнопений с помощью крюковой системы. Русские попе-вочные обороты оказываются несовместимыми с традиционным письмом византийской ориентации. Сложность прочтения богослужебного пения XVI -
XVII веков в старой записи привело к изобретению киноварных помет, по существу - новой системе знаменной письменности, в основании которой уже лежал не принцип чтения «от основной строки», а стремление к записи точной звуковысотности «равноправных» тонов.
В период XVI - XVII веков русское церковное пение представляет собой сложный стилевой конгломерат, в котором сосуществуют традиции пения роспевов с бурдонирующим тоном (особенно в демественном и путевом роспевах), чистого одноголосия, троестрочного многоголосия, наконец, со второй половины XVII века - партесного многоголосного пения. В этот период демественная и путевая невменная запись песнопений включает в себя использование графемы «Э», то есть, согласно мнению И.А. Гарднера и A.B. Конотопа, знака исона.
Таким образом, исполнение песнопений знаменного, путевого и деме-ственного роспевов с исоном в наше время вполне корректно с исторической точки зрения, так как является закономерным продолжением древних традиций бурдонного многоголосия. В то же время требуется углубленная работа по изучению эволюции смыслового содержания бурдонных тонов, зафиксированных знаменами параклита и знака» Э» в конкретных песнопениях, что поможет делу расшифровки звучания памятников далекого прошлого рус-
ской культуры.
В Заключении подводятся общие итоги диссертационной работы, делаются выводы, намечаются перспективы и направления дальнейших исследований в области богослужебного пения с исоном.
Несмотря на то, что знания о православном церковном многоголосии невменной традиции относительно молоды, а сведения о раннем христианском пении крайне противоречивы, можно считать доказанным, что пение богослужебных песнопений с бурдоном - одна из самых древних многоголосных практик в христианской церкви, берущая свое начало от античной музыкальной традиции и музыкальной культуры Ближнего Востока.
Историография проблемы свидетельствует о том, что на протяжении долгого времени в науке бытовало мнение о единстве понятий «средневековый хорал» и одноголосная музыка. В этой связи, пение богослужебных рос-певов с бурдонирующим тоном исона корректирует привычный образ и рождает новое понимание характера всего музыкального средневековья как эпохи, многообразной по формам исполнения канонического роспева, даже если элементы многоголосия и не находили своей фиксации в нотной записи. Сохранилось вполне достаточно свидетельств о том, что в XI - XIV веках пение с исоном бытовало во всех регионах христианской цивилизации, в том числе и в Древней Руси, а также и в странах христианского Востока. Но если в процессе сложной эволюции западноевропейской музыкальной традиции бурдо-нирование грегорианских песнопений уступает место многоголосным композициям эпохи позднего средневековья и Возрождения, то на православном Востоке традиция пения с исоном никогда не прерывалась и сохранилась до нашего времени. Более того, можно говорить о свидетельствах возрождения интереса к этому историческому феномену в наши дни.
Древнерусское церковное пение переживает сегодня своеобразный ренессанс, заставляющий вспомнить о религиозно-философском истолковании интересующего нас феномена, выраженного в словах: «начало, середина, конец и система всех восходящих и нисходящих знаков - исон»,25 то есть первооснова всего христианского богослужебно-певческого творчества, в котором рождение мелодического роспева связано с исоном как первопричиной всех звуков: вначале исон, затем мелос. Особо отметим систематическое использование исона при богослужении в некоторых знаменитых обителях, продолжающих играть видную роль в развитии культуры нашего Отечества, принадлежавшую им в прошлом (Валаамском монастыре, Оптиной Пустыни, Троице - Сергиевой лавре). Песнопения знаменного, демественного роспевов там исполняются во время праздничных богослужений с исоном, культивирование которого, как теперь можно определенно утверждать, вполне исторически корректно и является закономерным продолжением древних традиций бурдонного многоголосия. В то же время, совершенно очевидно, что проблематика настоящего исследования отнюдь не исчерпана. Насущной по-
25 Цит. По: Герцман Е. В. Петербургский теорегикон. Одесса: Вариант, 1994. С. 272. 18
требностью является продолжение работы по изучению звукового наполнения бурдонных тонов, зафиксированных знаменами параклита и знака «Э», и исследование принципов координации тонов роспева с длящимся бурдоном в конкретных песнопениях. Должны быть проведены комплексные исследования бытования традиций знаменного пения с исоном в условиях культуры русского старообрядчества. Все это поможет делу сохранения памятников культуры нашего Отечества в их первозданном виде, а также пониманию общечеловеческого по своей принадлежности характера глубинных истоков древнерусской певческой культуры на примере одного из частных проявлений этого западно-восточного культурного феномена - раннего бурдонного многоголосия.
Основные положения работы отражены в следующих публикациях:
1. Турчин Е. Е. Бурдонное многоголосие в православной богослужебной традиции // Музыкальная культура глазами молодых ученых; сборник научных трудов / Ред. Р. Г. Шитикова., Н. И. Верба. СПб.: Астерион, 2006. С. 3-8. (0,4375 п. л.).
2. Турчин Е. Е. Антифоны и инструментарии в раннехристианском богослужебном пении. // Музыкальная культура глазами молодых ученых; Сборник научных трудов. / Ред. Р. Г. Шитикова., Н. И. Верба. Вып. 2. СПб.: Астерион, 2007. С. 3-9. (0,4375 п. л.).
3. Турчин Е. Е. Сокровенные основания пения с исоном в православном богослужении// Музыкальная культура глазами молодых ученых; сборник научных трудов /. Ред. Шитикова Р. Г., Верба Н. И. Вып. 3. СПб.: Астерион, 2008. С. 3-7. (0,3125 п. л.).
4. Турчин Е. Е. Исторические сведения о богослужебной традиции пения с исоном в эпоху средневековья (XI - XIV вв.) И Театр. Живопись. Кино. Музыка. Альманах Российской Академии Театрального Искусства / Под ред. К. JI. Мелик-Пашаевой. Вып.4. М.: Гитис, 2010. С. 176-183. (0,5 п. л.).
Подписано в печать 14.02.2012г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,1. Тираж 100 экз. Заказ № 2507.
Отпечатано в ООО «Издательство "JIEMA"» 199004, Россия, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д. 24 тел.: 323-30-50, тел./факс: 323-67-74 e-mail: izd_lema@mail.ru http://www.lemaprint.ru
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Турчин, Евгений Евгеньевич
Введение.—
Глава I. Исторические проблемы истоков исона в богослужебной певческой традиции---------------------------------------------------------------------------------с.
1.1. Исторические сведения о бурдонном многоголосии в раннехристианском богослужебном пении-----------------------------------------------------------------с.
1.2. Бурдонирование в истории западноевропейского богослужебного пения---------------------------------------------------------------------------------------------с
1.3. Богословские и философские истоки исона как феномена православного богослужебного пения----------------------------------------------------------------с.
Глава II. Пениеисоном вранах православного Востока.
2.1. История исона в византийско-греческом богослужебном пении-------с.
2.2. Афонская традиция пения с исоном-----------------------------------------с.
2.3. Церковное многоголосие на Кавказе и традиция пенияисоном— 114 2.3.1 .Грузия------------------------------------------------—-------------------------с.
2.3.2.Абхази я--------------------------------------------------------------------------с.
2.3.3. Армения-------------------------------------------------------------------------с.
2.4. Богослужебное пениеисоном в Сербии и Румынии.—
2.4.1. Сербия---------------------------------------------------------------------------с.
2.4.2. Румыния------------------------------------------------------------------------с.
Глава III. Пение с исоном в богослужебном обиходе Русской Православной Церкви-------------------------------------------------------------.---------------------с.
3.1. Бурдонирование в богослужебном пении Древней Руси---------------с.
3.2. XI - XIII века. Период Киевской Руси-------------------------------------с.
3.3. XIV - XV века. Период объединения русских земель вокруг Москвы.
------------------------------------------------------------------------------------------- С.
3.4. XVI - XVII века. Период Московского царства--------------------------с.
3.5. Пение с исоном в современной русской богослужебной практике
Введение диссертации2011 год, автореферат по искусствоведению, Турчин, Евгений Евгеньевич
Актуальность темы: К настоящему времени отечественным музыковедением накоплен значительный объем трудов, посвященных изучению многоголосия в христианском церковном пении. Научно-исследовательская база фундаментальных исследований в этой области включает в себя преимущественно комплекс знаний о следующих явлениях богослужебно-певческой культуры: генезис западноевропейского органума и последующая история многоголосных жанров мессы, мотета и кантаты, строчное пение в культуре Древней Руси и многоголосный стиль в русской православной певческой традиции синодального периода XVIII -XIX веков.
Проблема исона в равной мере касается как западноевропейской, так и византийской и древнерусской традиций церковного пения. Она тесно соприкасается и с проблематикой средневековой хоровой монодии, и с генезисом многоголосных форм и жанров. Каждая из этих областей научного знания имеет, как известно, свою обширную литературу, среди которой необходимо выделить монографии, наиболее тесно соприкасающиеся с данной работой. Исследованию западноевропейского многоголосия посвящены фундаментальные труды Е. К. Евдокимовой «Многоголосие средневековья X - XIV вв1.» и Н. И. Ефимовой «Раннехристианское пение в Западной Европе VIII - X столетий2. В них детально прослежены первые опыты грегорианского многоголосия и рассмотрены различные виды культуры органума. Среди научных публикаций последних десятилетий в историографии рассматриваемой в предлагаемом исследовании темы выделим упомянутую монографию Ефимовой, в которой предметом исследования становится именно интересующее нас время начального этапа истории западного многоголосия, а также исследования В. Г. Карцовника,
1 Евдокимова Е. К. Многоголосие Средневековья X - XIV веков. М., 1983.
2 Ефимова II. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII - X столетий: (к проблеме эволюции модальной системы средневековья). М.: Изд-во Московского Университета, 2004. 4 выдвинувшего гипотезу о возможных южно-славянских влияниях на ранние о формы западного многоголосия .
Другим историко-стилевым слоем, которому проблема исона оказалась сопричастной в ходе своей рецепции в рамках восточно-византийской традиции православного пения, стало церковное многоголосие в России, которое на сегодняшний день достаточно подробно изучено, причем как строчное, так и «партесного» стиля.4 Напомним, строчное пение -уникальный феномен отечественной многоголосной культуры, известный отечественным ученым еще в XIX столетии. На протяжении достаточно длительного времени возникновение строчного пения осмыслялось как результат своеобразного преломления западных музыкальных традиций в русском национальном гармоническом изложении. Наступление эпохи Нового времени в России XVII столетия сопровождалось внутренними смутами, церковным нестроением Раскола, присоединением новых территорий. Встреча с иными музыкальными традициями, в том числе, с распространенным в землях Украины партесным многоголосным пением (вошедшей в состав Русского государства), создавало предпосылки для пересмотра старого искусства знаменного роспева. На этом фоне и происходило своебразное осмысление западной гармонии русскими певчими в контексте практики троестрочного пения. Такая точка зрения разделялась еще в XIX веке Д. В. Разумовским5, и в последующие годы к ней обращались 7
Бражников М. В., и Шавохина Е. Е .
Другая гипотеза была предложена в начале XX века С. В. Смоленским, 3
См. Карцошшк В. Г. Секундовая диафония в средневековой Италии и на Балканах // Вопросы народного многоголосия. Тезисы респ. науч. конф. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1988. С. 28 - 31.
4 Герасимова - Персидская Н. А. Партесный концерт на Украине во второй половине XVII - второй половине XVIII века и его место в культуре эпохи. Автореф. дис. д. иск. Киев: ИИФиЭ, 1978.
5 Разумовский Д.В. Церковное пение в России (Опыт псторнко-технического изложения). М„ 1867- 1869. С. 213.
6 Бражников М. В. Многоголосие знаменных партитур // Проблемы истории и теории древнерусской музыки / вступ. ст. и коммент. А. С. Белоненко и А. Н. Кручининой. Л.: Госиздат, 1979. С. 7 у
Шавохина Е. Е. Знаменное многоголосие в его связях с общими закономерностями развития полифинин: Автореф. дис. к иск. Л.: Лен. гос. консерватория, 1987. С. 3-5. искавшим взаимосвязи строчного многоголосия с национально русским песенным мышлением, и возможным чисто русским истокам такого рода церковного пения. В наше время продолжение и развитие этих идей развито
О Л в научных трудах Н. В. Ефимовой и А. В. Конотопа . Эти авторы подчеркивают «горизонтальную» гетерофоничность троестрочия, его специфическую диссонирующую гармонию, противопоставляя эти признаки национального мелодического развития «вертикальности» западных аккордовых консонансов. В тоже время, существует концепция Г. А. Пожидаевой о транспозиции голосов строчного пения в консонансное их развитие с целыо корректировки стихийно возникающей диссонантной вертикали гетерофонного изложения10.
Обобщение предшествующих идей и обозначение новых направлений в изучении строчного пения изложено в диссертации И. Е. Богомоловой «Русское безлинейное многоголосие: на материале певческих рукописей XV - XVII вв». На основании многочисленных источников, обработанных М. Е. Богомоловой, строчное многоголосие предстает целостным феноменом русского Средневековья. Большое значение автор уделяет вопросу рождения многоголосия на Руси, рассматривая самые разнообразные предположения. Так, Богомолова обращает внимание на гипотезу В. М. Беляева, полагавшего, что многоголосие было присуще русскому богослужению уже с XI века11. Однако, первые рукописи-партитуры, которые можно относить к виду строчного пения, относятся к концу XV века. Какой вид многоголосия имел в виду В. М. Беляев? Может быть, в древний период истории имелись также
8 Ефимова И. В. Многоголосие в русском профессиональном певческом искусстве XVII начала XVIII века. См.: http://www.disscrcat.com/content/mnogogolosic-v-russkom-profcssionalnom-pevclieskom-iskusstve-xvii-nachala-xviii-уека.
9 Конотоп А. В. Русское строчное многоголосие XV - XVII веков. Текстология. Стиль. Культурный контекст. Указ. изд.
10 Пожидаева М. В. Раннее русское многоголосие троицкой традиции. Лекция по курсу «История русской музыки». М.: РАМ, 2006. С. 2-7.
11 Богомолова М. Е. Русское безлинейное многоголосие : на материале певческих рукописей XV - XVII вв. Автореф. дне. д. иск. М.: ГИИ, 2006. С. 5. иные многоголосные формы православного пения на Руси, отличные от строчного пения?
А. В. Конотоп предложил гипотезу о возможной связи русского строчного пения с малоизвестным, но очень древним, широко распространенным на Православном Востоке видом многоголосия - пения роспевов с выдержанным тоном, называемым обыкновенно греческим словом «исон»12.
Действительно, область христианского церковного многоголосия не ограничивается перечисленными певческими формами. В культуре древнерусского многоголосного пения, возможно, помимо строчного пения существовал совершенно иной тип богослужебного многоголосия, генезис которого свидетельствует о многовариантности церковной многоголосной культуры.
Среди многообразия православной певческой традиции в наши дни привлекает особое внимание именно пение литургических роспевов с исоном, широко распространенное в странах восточной Европы - Греции, Болгарии, Сербии, Румынии. Насколько нам известно, до сих пор специального изучения этой своеобразной традиции церковного пения ни в России, ни за рубежом не проводилось, между тем как широкое
1Ч распространение исона в богослужебной практике православного Востока , где одноголосное исполнение традиционных роспевов практически неизвестно, создает особую актуальность исследованию этого феномена.
Единственный, кто интересовался проблемой исона на Руси в середине XX - И. И. Гарднер, в своем труде «История богослужебного пения Русской Православной Церкви» он предпологал, что исон был известен
1212 Конотоп А. В. Русское строчное многоголосие XV - XVII веков. Текстология. Стиль. Культурный контекст. Указ. изд. С. 4 - 7.
13 Пение с неоном также известно сегодня в Константинопольской, Кипрской, Антиохийской и Александрийской Поместных Церквах. древнерусской певческой культуре как путно-демественный знак «Э»14.
Уникальность восточно-христианской певческой культуры состоит в ее самобытной эволюции на основе сохранения исторической памяти и неподверженности разрушительным стилевым ломкам сложившейся традиции под воздействием смен миросозерцания, что имело место в западноевропейском культурно-историческом развитии нового и новейшего времени. В православных странах восточной Европы, наследующих культурную традицию Византийской империи, и в наше время сохраняются певческие жанры и традиционные формы исполнения церковного пения, имеющие многовековую историю. До сих пор в Греческой, Константинопольской, Румынской, Александрийской и Антиохийской Церквах используются невменные способы записи песнопений (вотированные так называемым «новым методом» или новогреческой нотацией). Все это ставит на повестку дня стремление к аутентичному осмыслению исторически утраченной или во многом полузабытой в России и Западной Европе древнейшей культуры церковного роспева как явления стилистически многообразного, не ограничивающегося исключительно одноголосными формами бытования.
История пения с исоном в христианской культуре, древность которой подтверждается средневековыми памятниками15, содержащими сведения об исоне как знаке византийской нотации и описывающими практику исполнения роспевов с выдержанным тоном, равно как широкое географическое распространение бурдонного многоголосия в наши дни, создающее разнообразные традиции и национальные школы, заслуживает глубокого научного внимания и дает импульс для комплексного исследования этой традиции.
14 Гарднер И. Л. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сущность, система, история. Сергиев Посад: МДА, 1999. С. 532.
15 Например, в рукописи XIII века: РНБ. Codex Grecus 497. Код: Греческая 497. 8
В настоящее время наблюдается процесс активного внедрения исона в практическое исполнение древнерусских роспевов: знаменного, демественного, путевого, что ставит особый важный вопрос о корректности такого рода исполнительской интерпретации и о возможности ее исторической известности культуре Древней Руси. Многочисленные дискуссии на эту тему, имеющие место в среде современных отечественных ученых-медиевистов16, роспевщиков, регентов хоров актуализируют тему исследования истории пения с исоном в процессе взаимовлияний певческих традиций различных православных культур. Работа в этом направлении была начата С. В. Смоленским и А. В. Преображенским. В 1906 - 1907 годах эти русские ученые специально посетили древнейшие монастыри Афона для изучения византийских и греческих манускриптов и певческих кодексов с целью последующего их сравнения с древнерусскими рукописями. К сожалению, эта работа оказалась незавершенной из-за наступивших вскоре в России социальных потрясений.
Неразработанной до сих пор остается и тема очевидного типологического сходства в претворении феномена, исследуемого на страницах работы между средневековым православным Востоком и латинским Западом: о знании восточного пения с исоном в католических странах указывают факты бурдонирования грегорианских роспевов. Эта практика многоголосия описывается в некоторых латинских трактатах
1 »у периода XI - XIII веков .
И все же наиболее широкий теоретический комментарий об искусстве пения с исоном обнаруживается в певческих памятниках Византии и Греции. Рассмотрение византийских певческих руководств (пападик) и трактатов посвященных экзегезе (толкованию) православного церковного пения
16 См. например: Кутузов Б. П. Русское знаменное пение. М.: Пытливый ум, 2008. С. 247 -248.
17 К примеру: Summa Musica: A Thirteenth-Century Manual for Singers. (Cambridge Musical Texts and Monographs). Cambridge University Press, 1991. P. 124. показывает особое отношение их авторов к понятию исона как не только бурдонирующего тона, но первоэлемента всей средневековой теоретической системы богослужебного пения, без которого невозможно понять основы певческой теории и расшифровать невменную запись мелодических роспевов на практике.
Обращение к древней истории музыки, к высказываниям о пении многих отцов и учителей Церкви на страницах безбрежного моря патристической литературы первого тысячелетия, открывает некоторые детали, свидетельствующие о теоретическом сходстве и изначальной преемственности форм исполнения раннехристианских произведений от древневосточной и античной музыкальных традиций. Христианское пение в своих корнях - пение ближневосточное, отличительным же свойством музыкальной культуры народов Средиземноморья и Ближнего Востока является практически повсеместно распространенная практика сопровождения вокальных произведений бурдонными выдержанными звуками. Углубление в эту тему открывает возможность проследить взаимосвязи христианского исона с предшествующими традициями бурдонного многоголосия, в особенности с широко распространенным в древности пением под бурдонирующие авлодические инструменты.
В такой широкой перспективе рождается широкое поле настоящего исследования, основная цель которого: на основе доступных источников комплексно раскрыть генезис, историю и теорию пения с исоном в православной богослужебной традиции. Задачи исследования:
• выяснить историческое происхождение традиции пения с исоном в христианской литургии;
• уточнить время возникновения традиции бурдонирования в православном богослужебном пении;
• реконструировать основные этапы развития пения с исоном в православной литургии;
• проанализировать религиозно-философские основания этой певческой традиции и бытование исона как феномена православной певческой культуры нашего времени.
Практическая значимость диссертации состоит в расширении представлений об аутентичном звучании средневековых роспевов и обосновании возможности использования исона, наряду с монодией, в древнерусских, грегорианских и византийских роспевах в современной певческой практике. Проблема исона дает текже материал, дополняющий ресурсы современных палеографических исследований, она может внести также вклад в представления об эволюции многоголосия в эпоху Средневековья.
Теоретико-методологическую основу диссертации составили фундаментальные труды представителей отечественной и зарубежной музыкальной медиевистики и исследования в области истории музыкальной культуры Древнего мира:
• в византийском музыкознании, в вопросах музыки и музицирования древнего Востока, античной и новогреческой христианской традиции -В. И. Петра, Е. В. Герцмана, И. И. Вознесенского, Р. И. Грубера, К. Закса;
• в проблематике древнерусского певческого искусства: М. В. Бражникова, И. А. Гарднера, А. В. Конотопа, С. В. Смоленского, А. В. Преображенского, Ю. С. Шабалина, Н. С. Серёгиной, Т. Ф. Владышевской, Г. В. Алексеевой, И. В. Ефимовой;
• в вопросах грегорианики: Ю. К. Евдокимовой, В. Г. Карцовника, Н. И. Ефимовой.
Источниковедческой основой настоящего исследования являются:
• средневековые и античные трактаты, патристические труды, певческие азбуки и руководства по пению (пападики), агиографическая литература, мемуарные воспоминания путешественников, как оригинальные, так и нашедшие свое освещение и интерпретацию в историографии проблемы;
• невменные рукописи и их палеографический анализ, осуществленный крупнейшими специалистами в области допятилинейной нотации;
• труды дореволюционных русских ученых, благодаря которым феномен исона становится известным отечественной музыкальной науке XX века (С. Смоленского, А. Преображенского, Порфирия (Успенского), Евгения (Болховитинова).
Методы исследования: в исследовании применялись методы исторического, сравнительно-исторического, палеографического, текстологического, этимологического и музыкально-теоретического типов анализа.
Объект исследования: исон как феномен православной певческой культуры, являющий собой тип бурдонного многоголосия, связанный со специфическими элементами невменной нотной записи, имеющий философско-богословское обоснование и отражение в памятниках музыкально-теоретической мысли эпохи Средневековья.
Предмет исследования: формы бурдонного многоголосия христианской богослужебной традиции в их историческом становлении, в контекстах византийской и западноевропейской средневековых культур, а также во взаимосвязях с внецерковными формами музицирования (имеется в виду раннехристианская традиция богослужебного пения в ее исторической преемственности с античностью, древнерусский и ближневосточный традиционный фольклор и средневековое искусство канонической импровизации).
Структура исследования включает введение, три главы, заключение и список литературы.
Основные положения работы отражены в следующих публикациях:
1. Турчин Е. Е. Бурдонное многоголосие в православной богослужебной традиции // Музыкальная культура глазами молодых ученых; сборник научных трудов / под ред. проф. Шитиковой Р.Г., доц. Вербы Н.И. СПб.: Астерион, 2006. С. 3 - 8.
2. Турчин Е. Е. Антифоны и инструментарии в раннехристианском богослужебном пении. // Музыкальная культура глазами молодых ученых; Сборник научных трудов. / под ред. проф. Шитиковой Р.Г., доц. Вербы Н.И. СПб.: Астерион, 2007. С. 3 - 9.
3. Турчин Е. Е. Сокровенные основания пения с исоном в православном богослужении// Музыкальная культура глазами молодых ученых; сборник научных трудов / под ред. проф. Шитиковой Р.Г., доц. Вербы Н.И. СПб.: Астерион, 2008. С. 3 - 7.
4. Турчин Е. Е. Исторические сведения о богослужебной традиции пения с исоном в эпоху средневековья (XI - XIV вв.) // Театр. Жипопись. Кино. Музыка. Альманах Российской Академии Театрального Искусства / Под ред. К. JL Мелик-Пашаевой. Вып.4. М.: Гитис, 2010. С. 175 - 183.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Пение с исоном в православной богослужебной традиции"
Заключение.
Открытие православного средневекового роспева во всем богатстве его интонационных мелодических линий, глубине внутреннего христианского содержания, красочной палитре многообразных традиций многоголосия -процесс вряд ли имеющий в будущем научное завершение в силу как трудной доступности понимания в наше время столь отдаленных музыкальных эпох, так и «неотмирной» сущности церковного творчества, «сакральная» иконография которого во все времена призывает человека к онтологическому постижению Непостижимого. Некоторым вкладом в развитие знаний о православном церковном пении кажется и появление настоящей работы об истории исона - важнейшего составляющего элемента гармонической архитектоники средневекового роспева.
Знания о православном церковном многоголосии невменной письменной традиции относительно молоды, появившись только во второй половине XIX столетия в трудах С. Смоленского, А. Преображенского, в XX веке разработанные в исследованиях М. Бражникова, И. Гарднера и А. Конотопа. На протяжении долгого времени формировалось мнение о единстве понятий «средневековый хорал» и одноголосная музыка. Пение богослужебных роспевов с бурдонирующим тоном исона корректирует привычный образ и рождает новое понимание характера всего музыкального средневековья.
Исследование показало, что традиция пения с исоном вглубь веков имела более широкое географическое распространение, чем в сохранившейся только в Восточной Европе практике нашего времени. Так, в период XI - XIII веков, исходя из текстов исторических памятников, бурдонирование роспевов культивировалось в самых различных христианских регионах: от Ближнего Востока до западноевропейских стран, от византийского Афона до Киевского государства. В силу этого факта, первые пятьсот лет второго тысячелетия можно условно считать «золотым временем» в истории традиции пения с исоном. Именно в этот период формируется византийское теоретическое учение об исоне как главенствующем знаке невменной системы, без которого невозможно прочесть остальные невмы, и, следовательно, песнопение в целом. В практическом смысле исон представляется своеобразной центральной звуковой «осью», вокруг которой располагаются звуки песнопения, строгая иерархия расположения которых соотносится с духовным олицетворением исона как знака Святой Троицы. В
375 мистическои христианскои экзегезе , невмы «далекие» от исона как «Божественной благодати» - менее совершенны, чем «приближенные» к нему по высоте.
Бесспорным фактом можно признать, что пение богослужебных песнопений с бурдоном - одна из самых древних многоголосных практик в Церкви. Его истоки лежат в древнейшей общей тенденции практически всех религий мира сопровождать обрядовые действия звучанием тона исполняемого на одной высоте, что может способствовать психической концентрации мысли на произносимых священных текстах.
Христианское пение ведет свое начальное происхождение от ближневосточной музыки: еврейской, сирийской, арабской традиций376. Именно в восточной музыке всегда были сильны традиции бурдонного сопровождения практически любых музыкальных композиций. Эта практика, впоследствии с Востока была перенесена в культуру Древней Греции и Рима, где существовала традиция хорового пения в сопровождении двойного авлоса. Таким образом в период возникновения христианства бурдонирование было одним из наиболее часто употребляемых форм многоголосия в мире того времени. Как показало исследование, в
375 Т. е. толковании.
376 См. схожую точку зрения у Р. Грубера: Грубер Р. И. История музыкальной культуры. Том 1: С древнейших времен до конца XVI века. Часть 1. М.: Музиздат, 1941. С.401.
214 святоотеческой литературе имеются обширные сведения о пении христианских песнопений с музыкальными инструментами. На основании этого предложена точка зрения о том, что такая форма пения была знакома христианам и использовалась за богослужением, положив начало традиции исона в христианской культуре.
При этом участие бурдона в пении связывалось в древности с теоретической необходимостью звучания основного тона, по которому настраивались и «отсчитывались» другие звуки, без которого, по-видимому, было практически невозможно исполнить сложные по мелодическому движению песнопения.
История церковного пения первого тысячелетия - до сих пор практически неисследованная тема в науке. Однако за это громадное историческое время стили пения, равно как художественные предпочтения той или иной формы исполнения песнопений неоднократно менялись. Скромный обряд ранних христианских общин I - II веков не входил ни в какое сравнение с великолепием византийского «софийского» богослужения времен императора Юстиниана (V век), а увлечение арабской музыкой в Византии VII - VIII веков не могло не отразиться на мелодическом облике роспевов эпохи Иоанна Дамаскина.
Сведения о той эпохе крайне противоречивы, смысл древних текстов по музыке отличается неоднозначным смыслом, обилием иносказаний и обсуждением отвлеченных от практического пения предметов. Как развивалась история бурдонного многоголосия в этот отдаленный период -можно понять только на основании разрозненных сведений. Так известно, что в период Вселенских Соборов IV - VII веков инструментализм вызывает отторжение у большинства православных церковных иерархов, и, вероятно, именно с этого времени традиция сопровождения инструментами хорового пения (в том числе авлоса) постепенно уничтожается. В то же время на латинском Западе именно в это время (по легенде в 666 году) папа Виталий разрешает использование органа (авлодического инструмента) за богослужением. Вероятно, первоначально орган здесь заменял вокальный исон на инструментальный наигрыш бурдона. Факт возврата к инструментарию за богослужением стал одним из известных противоречий между традицией Православной Церкви и католическим обиходом.
Одной из самых распространенных форм исполнения роспевов и на Востоке и на Западе было антифонное пение. Исторические сведения о нем, почерпнутые из античных и средневековых трактатов, позволили выдвинуть новую гипотезу о том, что в раннехристианском пении антифоном мог называться бурдонный подголосочный звук, «противостоящий» основной мелодии. В пользу этого предположения говорит факт обнаружения памятников, комментирующих термин «антифонический» как «подголосочный», а также прямой перевод слова «антифон» как «противо-звук».
С момента появления первых невменных рукописей (рубеж первого и второго тысячелетий) сведения об исоне из области «полулегендарной» переходят к реальной истории. Уже в ранней пелеовизантийской нотации присутствует знак исон. В XI веке бурдонирование описывается в трактате «Микролог» Гвидо Аретинского (раздел «о диафонии»), в XII - XIII века пение с исоном документировано в памятниках «Греко-арабская рукопись» из Синайского монастыря святой Екатерины, и «Сумма музыки» Анонима из монастыря Сент - Галлен в швейцарских Альпах.
В процессе сложной эволюции западноевропейской музыкальной традиции бурдонирование грегорианских песнопений уступает место многоголосным композициям эпохи Возрождения и навсегда бесследно здесь исчезает.
На православном Востоке традиция пения с исоном никогда не прерывалась. На протяжении истории Византии и Греции исон как знак невменных нотаций подробно описывается во всех певческих руководствах (пападиках). При этом сохраняется его значение как главного невменного знака системы церковного пения. Древнее олицетворение исона со Святой Троицей также прошло сквозь века и было зафиксировано в суждениях о сущности церковного пения афонских монахов в XIX веке замечательным русским ученым-византологом епископом Порфирием Успенским.
Изучение древнерусских невменных рукописей, азбук, трактатов XVII века открыло новый взгляд на певческий смысл первого знака русской крюковой системы - параклита. Оказалось, что во многом значения параклита и исона совпадают. Как и исон, параклит знаменует Божественную сущность - Святого Духа; как и исон, параклит ставится в начале большинства песнопений знаменного роспева на протяжении всей его истории (XI - XVII столетий). Как показало исследование происхождения этого крюкового начертания, параклит восходит к палеовизантийским знакам параклитики и ревма (тождественных по своей графике). Бурдонное значение параклита раскрылось в результате его изначальной связи с византийским знаком ревма (в переводе с греческого означающим «поток», «волну», «течение» звука).
Таким образом, исон имел звучание во всех концах христианской цивилизации, в том числе и на Руси. Среди выводов и научных заключений об эволюции пения с параклитом древнерусских песнопений можно выделить следующие пункты:
1. Знаменные роспевы периода Киевского государства XI - XIII веков представляли из себя довольно простые модели разнообразных полу-речитативных форм, звучавших на основании неподвижного основного тона, высота которого задавалась начальным невменным знаком - параклитом.
2. Таким образом, расшифровка мелопеи знаменных роспевов древнейшего периода тесно связана с отсчетом всех невменных начертаний от заданной неизменной высоты. Культивировалась ли практика смен высоты бурдона на протяжении звучания песнопения - вопрос открытый, в тоже время начальные фразы в мелодических разделах песнопений преимущественно всегда начинаются записью параклита.
Проблематика настоящего исследования отнюдь не исчерпана. Насущной потребностью является продолжение работы по изучению звукового наполнения бурдонных тонов, зафиксированных знаменами параклита и знака «Э», и исследование принципов координации тонов роспева с длящимся бурдоном в конкретных песнопениях. Должны быть проведены комплексные исследования бытования традиций знаменного пения с исоном в условиях культуры русского старообрядчества. Все это поможет делу сохранения памятников культуры нашего Отечества в их первозданном виде, а также пониманию общечеловеческого по своей принадлежности характера глубинных истоков древнерусской певческой культуры на примере одного из частных проявлений этого западно-восточного культурного феномена - раннего бурдонного многоголосия.