автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему: "Переживания" язычества в народном искусстве удмурдов
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Переживания" язычества в народном искусстве удмурдов"
N О УМ
министерство натки, ^сшей школы и технической политики
российской федерации московское высшее идозественно-промышленное училище /лстротансвскод/
На правах рукописи УЖ - 7.031.4/8
яиганова елена викторовна
"переживания" язычества в народном искусстве у$зург®
тоциальность 17.00.05 - декоративное я прикладное искусство
АВТОРЕФЕРАТ
диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва - 1993
Работа выполнена в Московском высшем художественно-промышленном училище /б.Строгановское/
Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор
- ТЕЛЬЙЕйЙЙ П. А. Официальные оппоненты доктор архитектуры
ЛИСЕНКО Л.М.
кандидат искусствоведения СКВОРЦОВ А.И. Ведущая организация СПВХПУ им/ЭДухиной В.
Защита состоится 1993 г. в 12.00
на заседании специализированного совета К-064.10.01 при Московском высшем художественно-промышленном училище /б.Строгановское/ по адресу: 125080, г.Москва, Волоколамское шоссе, 9.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МВХП7. Просим принять участие в защите и направить отзыв в 2-х экземплярах по указанному адресу.
Автореферат разослан 1993 Гв
Ученый секретарь специализированного совета
ШКАЯ Л. А.
Истоки народного искусства удмуртов уходят в далекую древность. Оно, скрестив в себе традиции Восточной Европы и Азии, представляет собой, однако, самобытное явление, освященное четко выраженным национальным характером. Декоративно-прикладное искусство удмуртов /прежние названия ары, аряне, арские люди, чудь отяцкая, отяки, вотяки/, возникнув первоначально из жизненных потребностей человека в организации своего быта, развивалось в связи с многообразными аспектами жизни этноса, один из которых неотделим от другого. Экономическим, социальным, кулыурным, религиозными смыслами одновременно наделялась ранее вся творческая деятельность крестьянина-удмурта,тесно связанная с природой края.
Жизнь природы мыслилась удмуртами в тех же категориях, что и жизнь человека, а отношения их между собой определялись как отношения взаимодействия, взаимопомощи, своеобразного обмена. Подобный тип связей обозначается термином "партиципация" /сопри-частие/, предложенным Л.Леви-Брюлем дЛя характеристики свойств древнего мышления. По мнению вотяка-язычника явления и элементы природы, будучи аналогами человека, обладают такой же душой, проходят те яе циклы развития, что и человек. Сама природа, таким образом, оказывалась источникомпоэтических переживаний. Обожествленные природные силы, являющиеся объектами мифологизации и сакрализации, постепенно трансформировались в персонифицированные образы богини, деревьев, зверя, птицы, солнца, нашедшие свое отражение во многих вещах, вышедших из рук деревенского мастера. Языческие верования удмуртов, тесно связанные с трудом, в которых ощущается дыхание жизни и земли, уже на протяжении многих веков выступают в изделиях декоративно-прикладного искусства целым миром представлений и образов, где каждым элементом - от былинки до далекой звезды - утверждается жизненная сила ЕДИНСТВА.ч
Христианизация на проникла глубоко в дознание удмуртского народа, комплекс языческих пере&гваний и представлений об устройства мироздания сохранился в их среде, часто в рудиментарно?.! виде, до сегодняшних дной; устойчивость их в удмуртских деревнях яв~ сгеуег, во-первых, в сохранения языческих верований, обрядов и праздников, во-вторых, в наиболее ярком проявлении языческой символики в декоративно-прикладном искусстве народа. В данном случае ш хнееи доло с запасом устойчивых, постоянна повторякщхся, как бы неподвластных времени форм культурных.ценностей, которые оказывается актуальней во вое временные периода, порою, оттесняясь на задний план, но не исчезая окончательно, и часто воспроизводясь неосознанно.
Вряд ли нужно специально доказывать, сколь вагно выявление ^ровного мифологического наследия, изучение его функций в обрядах, исследование ратуально-мифологических истоков различных проявлений декоративно-прикладного искусства, обрядовых экспозиций театрализованных представлений для понимания культуры архаического общества. В связи с этим представляется необходимым специальное исследование, посвященное системному анализу традиционных видав прикладного искусства удмуртов, генезиса и видоизменения форм орнаментальных композиций, развивающихся совместно с проявлениями язычества - важного раздела народной культуры. Результатом анализа должно явиться выявлений устойчивых мировоззренческих традиций в организации рукотворной среды, окружающей человека, специфических связей сиыволико-магического мышления крестьянина и первоис-токов формирования глубинных корней художественного языка бытовых изделий удмуртов, определяемых их этногенетической принадлеянос--тью, а также намечается выявление особенностей декоративных композиций и принципов взаимосвязей разных видов народного искусства
удауртов, носущих в себе отголоски глубокой древности.
До сих пор ученые и искусствоведа, исследовавшие исторические пути развития различных видов декоративно-прикладного искусства удмуртов, ех худсязстввнЕав особенности и этнографические, 3 технологические аспекта, лииь слегка касались секантшсн этого саиобнтного явления, благодаря чему ка каком-то уровне нам удалось проникнуть в скнсл тех или иных знаков, являющихся аяекэнто-ци декора традиционных удггуртсглх изделий.
Сгазе ранние сведения об образцах .'материальной культура вотяков, описания пх хозяйственной лизни, религиозных воззрений и тошсостай организаций языческих обрядов и праздников гм находки в трудах и путевых затесках участников кокзлексных экспедиций Акадэгш! наук 22111 века П.С.Палласа, Г.Э.Йаллера, И.Г.Георга, Н.П.Вячкова; ученых-этнографов ИХ века Д.Н.Островского, Г.Е; Верещагина, Н„ Г. Первухина, й,Н.Сг.лрнова и других. Однако, сообщая ценные сведения о характере народного быта и языческих представлениях вотяков и разрозненные данные о вшшткх и тканых изделиях, орнаментированной одёддэ и.резной утвари,-, эти ученые но делали попытку установить мздду этими явлениями связь; кроме того, дореволюционные этнографы не всегда были объективны в вопросах возникновения тех ш иных проявлений духовно'З и материальной культуры народа. Б данном случае для нас особое значение ишпт сведения венгерского академика БД^ункачи, собиращего весь фактический материал путем личного посещения удмуртских дорэвепь и впервые высказавшего мысль о связи шра природы, фольклора вотя» ков с специфическими чертами их декора тишс>-прщсладного искусства.
В процессе работы по воссозданию былой рукотворной среды удмурта-язычника, а таюе в разработке вопросов генезиса и содор- ■ жания орнаментальной структуры произведений удмуртского народного
искусства привлекается большой пласт археологических материалов /В.Ф.Генинг, В.¿.Семенов, Т. И. Останина, Р,Д.Годдина, Л.А.Голубева, М.Г.Иванова и другие/, проливающих свет на символические условности многих элементов.
Ценнейшие сведения о религиозных воззрениях удмуртов,' о комплексе богатейшев обрядовой символики, предполагающей высокий уровень абстракции, находим у этнографов: В.НЛернецова, В.Е.*Влада кина, М.Г.Атаманова, 1.С.1еистолю6овой; в фольклорных материалах-Н.П.Кралнна, В.В.Ложкин, А.Ф.Накрылова, карело-финском народном эпосе Калевала.
йсторико-искусствоведческая литература, освящающая основные черта народного искусства и зодчества удмуртов, щредставлена целым ¡адом авторов; В.Н.Белицер, Т.А.Кржова, Н.П.Гринкова, Н.С. Королева, К.Ц.Кяеисш, С,Н.Виноградов, I.И.Савельева, И. Косарева, А.Понт, Е.О.Шумилов, Г.К.Шкляев. Эти исследования, безусловно, представляющие значительный научный.интерес, .не ставили своей цельп, однако, рассмотрение традиционного народного искусства удмуртов в его системном религиозном преломлении. что, само, собой, исключает повета семантнко-семиотнческого содержания, сосгавлгю-щзго основу любого проявления культуры яяташсов. В этом отношении интересны исследования С.Н.Виноградова, сопоставляющего явления природы и представления удмуртов о мироздании с символикой декора.
Уежду тем, комплексное исследование народного искусства удмуртов, так и не принявших до конца хдастианские догматы, поставило бы его в совершенно ином свете. Словом, необходимость принципиально нового подхода к анализу основных традиционных черт декоративно-прикладного искусства вотяков, как полиморфного явления, отражающего утилитарное, социальное, эстетическое и нравственно-шровоз8ранческое направления, - очевддна.
-6В разработке основных положений диссертации, в общем контексте культуры используется опыт известных исследователей /МЛ,Некрасова, В.С.Воронов, Д.С.Лихачев, В. М. Василенко, Г.К.Вагнер и другие/, рассматривающих народное .искусство как своеобразный си*« биоз духовного и материального, эстетического и мировоззренческого начал. Ваяная роль в вопросе взаимосвязи материального и духовного принадлежит семантике, привлекающей ученых еше в конце xix - начале XX веков и представленной глубоко в работах А.К. Амброза ,Б,А«Рнбакова, помогавших раскрытию нашей теш.
Этно-культурнне взаимосвязи удмуртов с сопредельными народами, безусловно, отразившиеся на основря чертах их культур, рассматривались в работах Т.А.Кршково8, Н„С.Королевой, Л.С.Грибовой , А.Ю.ПотерсоЕв, В.А. Оборина.
Результаты данного исследования подтверждаются критическими сопоставлениями с штеркалаш античной общей и языческой мифологии и религии А«Н. Афанасьев, Дд.Фрозор, С»А.Токарев/, с архивные показаниями. В основу рассмотрзкгя некоторых аспектов работы легли полевые материалы, собранные автором, а натурный материал, представленный;
Удмуртский рвслуближанышы краеведческим музеоа, сельскиш музеями Удмуртии.
Необходимо оговорить, что данная диссертация не претендуя на исчерпывающую полноту в исследовании вопроса, касающегося такой глобальной теш, как мировоззренческие аспекты формирования качественных характеристик изделий народного искусства удмуртов и художественного языка орнаментального декора, мыслится автором отправной точкой дальнейшей последовательной.работы по изучению огромного наследия, которое имеет место и сегодня.
ПВШО ИССШОВАЩ является выявление характерных черт традиционного народного искусства ;.гзур?ов, аианз истоков становле-шя орнашнтального декора, воевавшего на основе шровоззревчас-кзх продставлешй дрзвшх вотяков, а такав принципов худохшствен-шх взаазгосаззеЗ ж тоцдоЕцдй разЕЛгая пластических форл ш орна-шнта.
В соответствен с постаэлэшюЁ целъэ олрэдежптся слодущае ОСНЯШШЕ
—провести аюджа потоков в эвоащан национальных традиция декоратпБво-прзкхадвого искусства удмуртов, как носителя языческой "культуры стноса;
-дросэста аншз коашвгса факторов композиционного , худо-г:от2онноюОбргзЕого ж колористического рзаешй органлзацпа куль» срэдш, срздств г путей Бцрагэшя ее национальной пршвд-хггзосхв»
«ешхагь воздействие язычосеото шровоззронля на прздооелл-кл, сзазоаханзе г стаагдта ор^эЕгаяьЕого декора в народной пс-х^ссгиа ухг^ртоз^
■зцрэдеднгь осф&нше ИЗ орнаментальных когшозицнй ,■ сешш-сжсзЕв щззпгга ед£гон*оэ, отрааакщщх связь худозэстваннкх ссг$гдгооте2 тмр^эстаа удмуртов с окрТЕавщеЙ КУЛЬТОВОЙ, илз ШР-ОЗ ерздй;.
нястсматавщевать в обобщать нсторачэскпй. аргеаЕогачосиШ, .сдаяр^зтеотЭ, <£ог£&Еорза2 иагершиэ , саязанпыо с пароднни всзуссивш ув^ргвэ,- а тагга сведэназ, собранные авторов в скспо-дщщяг Лого-фртшггжнЗ раЁсз, Удцуртая, 1989 год; Алнашский ра£-оз, Усауртая, 1391 год/.
На еащзту выносятся сладущяе ОСНОВНЫЕ шшдшя:
-гадая г культовая среда обятания удауртов-зешюдельцез как
полиморфное явленна, отражение целого комплекса климатических, социальных условий, эстетических представлений х мировомреетес-ких взглядов, выражающих поэтику космологической стволики;
-устойчивые логические связи язычества со средствами художественной выразительности и композиционной структурой произведений народного искусства удмуртов;
-своеобразные черты и специфические особенности орнаментального декора изделий удмуртов, отражающие комплекс мировоззренческих взглядов.
ОБЪЕКТОМ ^ОТДРАМТО являются изделия декоративно-прикладного искусства удмуртов - предметы керамики, вывивки, ткачества, узорного вязания, художественной обработки дерева, а такие древние и дошедшие до наших дней языческие обряды, праздники, культовые сооружения, самобытные примеры народного фольклора.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЕ составляет принципы и закономерности «удожественно-композицнонного формирования среды обитания крэсть-шина-язычника.
ГРАНИНЫ ИССЛЕДОВАНИЯ рассматриваются в двух аспентах:
1. Временной аспект включает эпоху палеолита, так как исследование "переживаний" удмуртского язычества потребовало углублв-шя в те далекие эпохи. Использован большой материал древних ар» геологических культур, так или иначе связанных со становлением дауртского этноса - Ананьинской, Азелинской, Поломокой, Чепецкой [ других. Образцы удмуртского декоративно-прикладного искусства, «осмотренные в диссертации, относятся к ИХ - XX векам.
2. Географический аспект характеризуется географическими раницами расселения удмуртов - территория современной Удмуртии,
, также вкрапление их в прилегающих областях - Пермской, Кировс-ой, Башкирии, Мари; эти районы на протяжении многих веков были
саязаны мааду собой общностью истории, социально-гкономического и культурного развития.
В качестве МЕТОД! ИССЛЕДОВАНИЯ используется комшгексно-сис-тешшй подход, включающий в себя историко-худозественное осмысление археологических, этнографических я обрядово-фольклорных материалов'; системный художественный анализ и искусствоведческую интерпретацию произведений удмуртского декоративно-прикладного искусства, рассматриваемого как сложное многостороннее явление, аккумулировавшее в себе симбиоз древней религии и эстетических представлений.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССДЩ^Щ состоит во впервые выполненном комплексной анализе взаимосвязи художес твенно-образного строя народного искусства удмуртов с древними, дошедшими до наших дней, порою в рудиментарном виде, мировоззренческими языческими представлениями.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТИ ипп/рд^Ат^ : результаты работы могут использоваться в швейной, экскурсионной работе, при подготовке методической литературы по декоративно-дрикладному искусству удмуртского народа с использованием разработанной в диссертации методической основы.
СТ1УК1УРА Ч 9ЕШ ЩРСВРТАШИ состоит из введения, двух глав и заключения, изложенных на страницах машинописного текста, библиографии из наименований и приложения с иллюстративным материалом.
ЩШВ <?9ДШШЕ И ОТИИВВ ГШШЗН ГАЕЙУ.
Во РИДАМ* раскрыта актуальность темы диссертации, сформулированы цель и задачи, дано обоснование выбора объекта, указаны границы исследования, состояние вопроса, актуальность, новизна теми* Проводится краткий критический обзор литературы по темати-
ке, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
в РШЙ ШВВ "Яшескю удштев,ш шм твои« Цвдо-
таость отражения язичаоких "иеташншшй" в духовной я матёшаль*. ной культуре", основанной на анализе материалов истории, этнографии, археологии,рассматривается вопросы, связанные с уяснением условий формирования хилой среда обитания удцуртов, ее космологической символики, отражающей связи существования крестышина-язы-чнвка с окружающей его природой.
Актуальность изучения особенностей рукотворной среды определяется теи, что, именно СРЕЩА, наслаивая черта разных эпох и переплетая в себе местные традиции, вдутое из глубины веков, с элементами, присущими общеыу фонду культурных достижений, является примером жизненности и долговечности многих архавтаых проявлений не только в технологических тонкостях в композиционных решениях, но и мировоззренческих устоев традиционного общества. Поэтову анализ. СРЕД!, вбирая.в себя все аспекты ее функционирования, должен проводиться с позиции комплексного рассмотрения разных факторов, обусловивших в своем взаимодействии ее художественное своеобразие.
Популярное в древности представление о том, что все земное есть несовершенная копня небесного, находит свое отрагонае в верованиях вотяков, которые веселение рассматривали как уменьшенную модель мироздания, внутри которого находятся кнвые, а за пределами - мертвые и чудовища, попасть к которым нетрудно: стоит лишь выйти за границу своей среды обитания или оказаться на кладбище, считавшемся входом в преисподнюю. Кроме того, в удмуртском названии сельской общины "буксель" /"крестьянский мир"/, являющейся одной из низовых фор« социальной организации общества, заложено понятие "мир", приравненное к мирозданию. Таким образом, дом -
-11- СРЕДА мыслился удмуртами обитаемым космосом и считался его земным воплощением*
Повседневным местом общения человека с природой, заключающем в с »бе проявление целого мира представлений и образов, наиболее полно отрахавших духовную жизнь х мировоззрение народа, была среда дворового пространства - "аабар", замкнутая "периметром безопасности", надажио защищающем своих обитателей от природных непогод, двуногих в лесных недругов, злых духов. Система жилых построек удмуртского двора представляет собой сложный комплекс, сочетающий в себе все стороны быта и культа крестьянина : природно-климатические, социальные, хозяйственные условия, уровень развития техники, общественные традиции, религиозно-магические установки. Таким образом, организованное . пространство среды обитания древнего удмурта, предназначенное для выполнения рада взаимосвязанных между собой функций, необходимо рассматривать не только с позиции социально-бытовых потребностей, но и с учетом разноплановых мировоззренческих и эстетических аспектов.
Одним из наиболее интересных фактов, проливающих свет на своеобразное отношение вотяков к организации СРЕДИ, своего "периметра безопасности", являются ссобвяаостя, связанные с возведением жилища и кладкой печи. До наших дней сохранились в быту удмуртов представления о строительстве дома ■ его "содержимого", как о событии неординарном, далеко выходящем за'рамки повседневности и символизирующем идею мапгаеского обновления, несущую в себе смысл возрождения жизни. В период возведения дома и лечи даже чисто строительные технологические процессы, безотносительно от степени их функционально х идеологически наполненной значимости, наделялись сакральным смыслом. Соответственно, ритуалиаировалось я все простое предметное пространство, организованное одновремен-
но с сооружением дома и представленное изделиями различных видов прикладного искусства удцуртов и орнаментальными структурами, рожденными с заклятиями и приговорами, призванными обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье.
Результат исторического анализа показал, что процесс освоения пространственной структуры жилища вотяков отличается динамическим характером на конкретных этапах развития общества, а также в зависимости от поло-возрастных характеристик своих владельцев имеет ряд особенностей. Наглядно это можно пронаблюдать в национальных постройках удмуртов первой половины ИХ века - КОРКА, КЕНОС, КУАДА ,секи названия которых происходящие от общефинно-угорского "косЬ"/пукрытие", "убежище"/, подчеркивают особое отношение народа к жилищу, например, "ещакос(а"/эст./, "керка'/коми/, "пумы корка"/удн./ обозначают "материнское лоно" или "ингур корка" /уда./, Ч&вУа$коск^/эст./ - "небесный свод".
КОРКА - основная постройка удмуртской усадьбы "азбар", знаменующая переход общества к патарнатету; несомненно, в своем современном виде заимствованная у пришлого русского населения, представляет собой сложный культурно-бытовой комплекс. Интерьер корка структурно организован, чем демонстрируется и микроструктура се-иэйно—родовых коллективов, и макроструктура общества и всей вселенной. Пространство корка, подобно вселенной, имеет двойную символическую классификация, суть которой зетгочаотся в той, что всэ важные явления мира описываются с поыощьв полярно противоположных понятий - свое-чужое, доброе-злое, женское-мужское, четное-нечетное, Отмечается'строгая дифференциация мест в пространстве - почетное касто главы семьи и места других ее членов, места для хозяев и места для гостей, а также использование каждого угла, каждого места лаиь в определенных жизненных ситуациях. Выполнение
всех правил, соблюдение обычаов помогали лэдуш рационально и целесообразно использовать небольшой объем интерьера, приспособленного к условиям тяжелого крестьянского бнта, устоявшийся характер которого выработал со временем и определенные типы изделий, и сложившиеся конкретные орнаментальные структуры, наличие которых в каждом жилище было обязательным. Кроме того, среда удмурта-земледельца, аккумулировав в себе привычные нормы мышления и поведения язычников, элементы обрядовых действий, предметы утвари, костим, орнаментальный декор, сама выражала идею плодородия земли и плодоносящих сил женщины.
Изучив конструктивные, функциональные, эстетические и идеологические особенности удмуртского КЕНОСА /амбара/ - летнего жилища, демонстрирующего пример несомненной общности финно-пермских традиций, необходимо заметить, что это сооружение, отмеченное печатью глубокой древности, явно отражающее порядки родового строя и пережитки матриархата, является, прежде всего, обителью женщины-удмуртки, занимающей в обществе довольно привилегированное положение. В соответствии с этим,внешнее оформление и внутреннее пространство кеноса, организованные в полной согласованности с моральными устоями и канонами земледельцев-язычников, представляют собой результат творческих поисков зодчего-художника и мировоззренческих представлений хозяйки кеноса - женщины-прародительницы Рода; предопределивших рождение и становление ансамбля наиболее самобытных, оригинальных, отличающихся изысканным вкусом мастера или мастерицы, изделий декоративно-прикладного искусства, отмеченных строгой зонопринадлежностью и дифференциацией в пространстве удмуртской постройки.
Немаловажным звеном в организации культурной среды обитания удмуртов является КУМА, возникшая в 1-11 тыс.н.э. как мужское
зилищэ, а впоследствии и до каких дней служащая местом, где совершается таинство единения человека с природой, где, по понятиям вотяков, сходятся все три зоны мироздания, куда опускаются небесные и поднимаются подземные бояества, откуда молитва достигают неба, а проклятия - йраисподней. В предварил кошеретного анализа сэмантического строя сакрального пространства куала, и учитывая мисль о невозможности использования в народной, тем более культовом зодчество н искусство, случайных элементов, отмечается, что именно в этой структуре, наиболее полно воплопаэдай своим архитектурным и декоративным устройством представления народа о мировом порядке, особенно проявляются художественные особенности и специфика орнаментальных реввнай изделий удмуртского декоративно-прикладного пс::усстаа.
В результате анализа сеьантячзского аспектг основных составляющих ратуального пространства можно резюмировать, что удмуртская куала, как любое культовое сооружеше, имеющее отнозтештэ к цдео мирового дерева, понишлась удмуртами как "образ ¡.ара", в которой имело место строгое распределение частей. Система членвнай вотского святилища интересна своими особенностями.
Одним из основных детерминативных свойств в этом плане является четко читаемая в структуре куала трехуровневость строения. Отношения мэдду ПТЩШМЕЬОМ, К01МНЫМИ-НАЗЕМНЫМ МИРОМ и ЭМЕЯИИ--ШБАМИ-ПОДЗЕКНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ преобразуются в трехчленную вертикально проецируемую систему. При этом птицы связываются с верхом, с • миром духов-хозяев и с символическим подкровельным пространством куа, наполненным безграничностью н необъятностью за счет щелз между скатала кровли; копытные - со средней частью, с освяцонноЗ аграрно-ыагическиыи обрядами землей и с внутренняя пространством куала а еэ ритуальными дайстваки и кшровизацшшл, очагом, цдолом.
воршудом; змен-рыбы га - с низом, с подземным царством, с миром тотемических предков. Эти устойчивые ассоциация древних удмуртов отвечают представлениям о динамическом прогрессе, предполагающем ВОЗНИКНОВЕНИЕ, соотносимое с верхней частью, соответственно, с положительным; РАЗВИТИЕ, связанное с центральной частью, и УПАДОК, сочетающийся с низом, с отрицательным признаком.
Система подобных взглядов оставила ощутимый след на становлении образно-художественного строя всего декоративно-прикладного искусства удмуртов. Для уяснения некоторых особенностей композиционных решений изделий, играющих ведущую роль в формировании художественного образа вообще, в данном случае, несущего своеобразный отпечаток идеи мирового дерева, в работе проводится краткий обзор смысловых принципов снмволико-хосмологической системы. Говоря о дуальной символической классификации мифологической модели восприятия мира, суть которой в том, что все важные, особенно связанные с областью сакрального, явления вселенной воспринимаются с помощью полярно противоположных понятий, в ходе исследования возникает необходимость рассмотрения таких свойств пространственной системы, как вертикальная ось, скрепляющая элементы огромной махины космоса, тождественность противоположных сторон и симметрия.
Для большей же обоснованности специфики структурной организации СРЕДЫ обитания удмуртов, считаем необходимым привлечение также этнографического и фольклорного материала, позволяющего глубже производить смысловую трактовку каждого отдельного элемента пространства и их ансамблевой совокупности. Удмурте за свою многовековую историю создали богатую обрядовую символику, представляющую собой сложное образование разных эпох и результат творчества самого народа и его соседнего этнического окружения. Представляется необходимой попытка "почувствовать" жизнь древнего удмурта, "оку-
нуться" в его нескончаемые проблемы, понять всю глубину обрядовых действий, таящих в себе часто недоступную для нас тайну седой старины.
Символика удмуртских языческих обрядов группируется, главным образом, вокруг двух основных комплексов: семейно-родовых в аграрных культов, сопровождающихся массой многочисленных традиционных обычаев, с которыми связано появление специальной утвари и особых видов одежды и тканых изделий. Они, собственно, стимулировали развитие народного искусства, ведь еще в Х1Х-середине XX веках ремесло удмуртов органично входило в крестьянский быт и было тесно связано со строем и укладом жизни. Массовые моления, обряды, любой сельскохозяйственный праздник, действенные в некоторых районах Удмуртии и сегодня, ранее, отчасти и теперь, сопровождались специально оформленной ритуализованной экспозицией, где любая вещь получала необходимую степень сакральности, исключающей всякий бытовой прозаизм.
В результате проведенного анализа различных факторов, влиявших на организацию пространственной СРДЦЫ удмуртов, необходимой для жилья и совершения обряда, можно сделать ряд следующих, определяющих дальнейшее исследование, выводов:
-истоками исторического возникновения произведений удмуртского зодчества и декоративно-прикладного искусства необходимо считать: физико-географические условия местности, особенности соци-, альной организации и религиозного мировоззрения удмуртов, развивающихся в процессе эволюции общественных отношений, и эстетические наклонности народа;
-СЙ5ДА обитания удмуртамамледельца представляет собой яркое полиморфное явление, синтезирующее климатические, общественные условия, эстетические представления и мировоззренческие взгляды»
выражающие идеи плодородия земли и плодоносящих сил жекцины;
-СРЕДА обитания удмуртов являет собою симбиоз традиционной ролигеи вотяков, так называемой система язычества, и всех видов е фора культуры данного общества, включая определенные, выработанные со временем типы изделий, сложившиеся,конкретные в кавдом случае орнаментальные структуры; символику декоративного, музыкального и поэтического творчества, првдполагахвдуэ высокий уровень абстракции; коллективное исполнение народных танцев и песен; демонстраций) национальных одеад; принятые нормы поведения и так далоэ:
-организация СРЕДЫ обитания удмуртов, своего рода культового ансамбля, реологическая направленность которого предопределяет смысловые и кокпозщЕоннке качества составляющих его элементов, зависит от ряда факторов, включающих в себя основные принципы построения се^толнко-коскхяогнческой системы,способствующие сопоставлению микромира всему макрокосм, и связанные с ними закономерности;
-обрядовые комплексы семейно-родовых и аграрных культов удмуртов, сопровождающиеся кассой многочисленных традиционных обычаев, стимулировали развитие народного искусства, которое, вплоть до середины XX. века.органично входило в крестьянский быт язычников и было тесно связано со строен и укладом всей жизни вотяков.
Б заключение возможно сказать, что совокупность всех предложенных факторов, определяющих в своей взаимосвязи рождение образа реально осязаемого мира, особенно проявилась в содержании формообразующих п композиционных свойств предметов, "начиняющих" СРЕДГ, и самих по себе воспринимающихся частицами мироздания, а, быть кокет, и образом мира. Появляется возможность, относительно указанных факторов, более углубленно подойти к рассмотрении смысловых и структурных качеств орнаментального декора, что влечет за собой
краткий обзор наиболее типичных национальных произведений удмуртского декоративно-прикладного искусства; определяющий направления дальнейшего исследования.
во "Дшта в гошмтдядияи оттого ряд.
основной носитель их языческого мировоззрения. Специфика его обтаэ-ногр языка и семантики" анализируются вопросы, связанные с выявлением предпосылок и путей становления и эволюции основных типов удмуртского орнамента, орнаментальных композиций, отражающих связь художественных особенностей изделий с конкретной средой их обитания, рассматриваются устойчивые связи комплекса мировоззренческих взи№ дов вотяков с композиционной структурой и средствами художественной выразительности предметов быта и культа.
В ходе анализа общего декоративного строя СРЕДУ выдвигается мысль о том, что несмотря на известную "унифицированность" космологических представлений язычников, их строгую тематическую избирательность, в образно-мифологическом сознании удмуртов имеют место различные аспекты их отношения к действительности, рождающие в каждом конкретном случае определенные исторически сложившиеся исторические структуры, наделенные конкретным содержанием. Учитывая также свойство древних культур все явления "дара описывать с помощью двойной символической классификации, предлагается "вторую" природу, окружающую человека в какой-либо определенной ситуации, УСЛОВНО считать РИТУАЛЬНОЙ /КУЛЬТОВОЙ/ или МИРСКОЙ /РАЦИОНАЛЬНО^ средой, базирующихся на социальном и космологическом аспектах, наделенных несколько различными постоянными характеристиками, но, безусловно, сопровождающихся,в любом случае.изделиями равных видов народного искусства, как необходимейшей составной части любого жизненного действия.
Такое разделение понятий о среде провоцирует, несмотря на
-1а-
бытующее мнение некоторых исследователей о том, что все связанное с ритуальной экспозицией - сакрально, с прозой жизни - рационально; на поиски существования единого зерна, особенностей переплетения свойств двух стихий, закономерностей различных типов связей ыеаду шов. Для получения верного представления в решении этой задачи появляется естественная необходимость ознакомления с кругом разнообразных бытовых вещей и инвентаря сугубо сакральной категории.
В ходе анализа характерных свойств изделий декоративно-прикладного . искусства удмуртов предлагается классификация их по признаку изобразительной природы на: -сшетнае /изображения/; -знаковые-символические /изображения/; -ритмические-орнаментальные /изображения/. На основа изучения этнографического, фольклорного материалов, позволявших производить скнсловую трактовку образцов пластических и орнаментальных решений удмуртских изделий, резюмируется следующее: с одной .стороны, .все три типа изображений имеют мэаду собой неразрывные связи, ■ с другой - засчет качественных различий дожду элементам трех типов сами типы способны бытовать самостоятельно в каадой конкретной ситуации, в зависимости, от назначения, фувдцвй, степени ритуальной загруженности рассматриваемого изделия.
Изучив наиболее типичные образцы удмуртского декоративно-прикладного искусства, деионзтрарущгэ экспозиции, основанные на столь элементарных, натурных средствах, взятых в готовом виде от самой природы; делается вывод, что СШЕТЕЫЙ принцип изображения лежит в основе любой бинарной и антитетической композиции, особенно распространенных в сакральной среде, где все - от символической организации обрядового пространства куала иди рощи "луд" до тонкостей орнаментальной нагрузки каждого предмета - насквозь пронизано содерга<-
-гони ей глубокого, до боли близкого кахцому хрестьянину-удмурту, космогонического образа. Черты сюжетного изображения прочитываются в бинарной композиция вышивки ритуального женского пояса "зар", центром симметрии которой является древовидный элемент. Образ мирового дерева, хах некой универсальной концепции, долгов время определявшей модель мира, известный мнолм культурам, был, в данном случае, средством выражения не только трехчленной вертикальной структуры, но к материализовывал пространство вообще. Кроме того, красно-черная колористическая гамма вышивки пояса "зар" определяет семантику положительного и отрицательного.
Подобная компоакщш, однако, находят свое место и в дехорврова-ния настенного полотенца удмуртского жилица или даже фартука костюма удмуртки. Соответственно, СМЕТНЫЕ изображения встречается в организации любой экспозиции - и сакральной х мирской, ведь наряду с ритуально-магической средой, космологизировался и весь быт суеверного консервативного удмурта. Во необходимо отметить, что декор в культовой среде, ках-будто, сообщающий вещам особую свер&стествев» ную силу, ниспосланную миром богов и духов, отличается большей насыщенностью элементами, усложнением взаимосвязей между ними, сильнейшей эмоционально наполненной контрастной колористической гаммой.
На основе изучения особенностей декоративной системы изделий удмуртов выносится предположение о том, что компоненты ЗНАКОВОГО изображения, собственно, символы, в сфере художественной практики рождаются в процессе условного обобщения целого СШЗТНОГО изображения или его отдельных, особенно важных по смыслу, частей и доведения их порою до уровня линейной схемы. В удмуртском творчестве доминантное положение среди элементов орнаментального декора занимает мотив треугольник, выступающий, вероятно, в роли олицетворения одной из важных доктрин первобытного сознания, связывающего существо-
вавие всего живого в мире с образом Штери-Прародителышцы. Приближающиеся к равносторонним, треугольники, а равно и подобные им "углы", устойчиво бытовавшие в орнаментации многих народов Прикамья, обозначают, вероятно, абстрактно-знаковый символ женского чрева как неиссякаемого источника жизни. Возможно, неслучайно силуэт треугольника-угла преобладает также в начертании удмуртами своих родовых тамг.
Орнаментальный мотив и знак собственности рода тамга - на первый взгляд как-будто совершенно самостоятельные элементы - с различными сферами бытования, функциями, смысловым значением, даже временем существования; однако, некоторыми исследователями они признаются взаимосвязанными между собой. Обратившись к детальному изучению специфики основных мотивов вышзки элементов удмуртского костюма и резьбы деревянной утвари предлагаем считать одно из'основных составляющих художественно-образной структуры декора - треугольнин--угол производным от символа-указателя родовой собственности вотяков тамгв-"пус". Соответственно, тащу - знак, первоначально несший лишь социальную функцию, способствующую появлению его традиционной локализации, а со временем все более развивающий эстетическую, и становящийся привычны» средством украшения и излюбленным мотивом, -- признать одним из первоначальных узоров удмуртской орнаментации. Рассмотрев ряд примеров использования тамги-треугольника-угла, как мотива орнаментации разных предметов, возможно акцентировать внимание на его широкую распространенность, причем, и в экспозиции культовой среды, и в более скромном будничном бытовом убранстве.
Функциональный полиморфизм "пус"-знака, интересующий нас в проявлении в его основных аспектах, таких как символа родевой и семейной принадлежности и собственности; как подписи крестьянина, по существу - его имени-оберега; как приема татуирования тела, возводимого
к приему оградительной магии; как орнаментального элемента, принимающего, соответственно, также статус оберега;способствует его бытованию в той или ивой форме и в наши дни, все больше привлекая к себе внимание и стимулируя появление подобных исследований.
Рассмотрев некоторые изделия удмуртского искусства предлагается разнообразное сочетание знаковых символов - тамг-мотивов взять за основу распространенного в декоре удмуртов линейно-геометрического орнамента с преобладанием диагонально-геометрических узоров, относимого нами к разряду НШИЧЕСКИХ изображений. Пронаблюдав эволюцию "сети" - прообраза конструктивной основы диагонально-гео-метраческого орнамента - от ее утилитарного применения через религиозно-магическое осмысление - до ритуального и эстетического использования, делается ряд заключений. Показательно уже то, что caita технологическая сеть переплетения нитей - в ткачестве; лозы, ветвей, корней - в шгвтении; шерстяных нитей - в вязании, состоящая из многократного повторения простых геометрических фигур, является организующим началом диагонально-геометрического решения плоскости, которое заимствуется разными техниками и переносится на возможные материале, находя себе место в декорировании многих предметов удмуртского обихода. Кроме того, вне зависимости от характера "сетчатой" основы - самостоятельная диагональная "сеть", либо сочетание "сетчатых" структур, и , независимо от среды ее нахождения - мирской или сакральной; назначение композиции одно: в образном воплощении теш бесконечности, взаимосвязанности и упорядочивания всех элементов во всех мирах - и микро-, и макроизмерений.
Классифицируя изделия удмуртов по типам их орнаментального декора, помимо преобладающего геометрического, значительное место в их искусстве занимают зооморфные и антропоморфные мотивы. Представляется весьма небезынтересным рассмотрение некоторых изделий, не-
раарывно связантлг с релипюаными взглядами вотяков на мир, явления природы, растения, птиц, животных, небо, солнце, человека; черпающих свое содержание ив глубин мифологии, возникших на стыке ритуального, фольклорного и эстетического направлений.
Сопоставления образов устно-поэтического творчества, религиозных верований, данных удмуртского языка с сюжетами и мотивами художественного литья 1 тысячелетия некоторых пермских народов позволяют считать пермский звериный стиль основой современного искусства многих прагкамских и приуральских народов: коми-зырян, коми-пермяков, манси, удмуртов, других. Своеобразные представления древнего населения Прикамья, отражающие оригинальное мировосприятие народа, проявились не только в ремесле 1 тысячелетия, но постоянно эволюционируя находили свое отражение на протяжении всей истории существования этносов и их культур. Удмурты, исстари поклоняющиеся культу зверя и птицы, во всех.видах декоративно-прикладного искусства сохранили до вашего времени верность и приверженность этой теме, связанной в умах крестьян-язычников с отражением реального мира.
Еще одним излюбленным мотивом декорирования вышитых, тканых, а особенно деревянных изделий удмуртской деревни - древнейшего очага земледелия, где культ солнца до сих пор остается важным звеном сельскохозяйственных обрядов, связанных с вызыванием светила и дождя; является древнеязыческий графический знак солнца - божества, представленный кругом, крестом, спиралью, заключавшими в себе семантический смысл изображения грандиозного явления природы и комплекса представлений о всеобщем мировом движении.
На основании анализа композиционных средств формирования декора, таких как ритмический строй, симметрия, пропорции, стилизация, условность, отмеченных в изделиях удмуртского декоративно-прикладного искусства, а очередной раз подчеркивается глубокий смысл
традиционной культуры вотяков. В целом, относительно специфики удмуртского орнаментального декора, делаются следующие, выводы г.
-декор в изделиях удмуртов - основной носитель языческого мировоззрения народа;
-художественно-образная система удмуртской мирской или сакральной СРЕДЫ формируется комплексом СШЕТНЫХ, ШЖОВЩ-СШВШЩЕ&-КНХ и ИШШЧЕСШ-ОИШШТМЬШХ изображений предложенной классификации, способных и к самостоятельному бытованию каждого в конкретной .ситуации, э зависимости от назначения, функции, степени ритуальной загруженности изделия;
-анализ образцов преобладающего в декоративной системе удмуртов геоьйтрзчэского орнамента позволяет говорить о предпосылках, путях стаяовяанзя,. л эволюции его основных характеристик: от „знакового символу, родовой в семейной принадлегноегз..таиги-"пус", через его гагпчесгов'п эстетическое осмысление, к линейно-геометрической структуре с преобладанием в ней диагональной направленности;
-фондирование зооморфных элементов в декоре предметов жилой и культовой среды удмуртов, черпающих свое содержание из глубин г.згфо-логаз, возникших на стыке ритуального, фольклорного и эстетического факторов, можно отнести к периоду^ так называемого^звериного стиля, отголоска которого во всех видах декоративно-прикладного искусства удауртов, верных этой теме, бытуют и в наше время;
-один из с&'лых дрэвшх мотивов удмуртского декора - знак солнца-божества, представленный кругом, крестом, спиралью, является естественным а обязательным атрибутом бытия крестьян-земледельцев Удоуртии - древнейшего очага земледелия;
-вне зависимости от среда нахождения, будь то сакральная или мирская среда, пластическая фора изделия практически всегда "наполняется" глубоко сеиантичнка орнаментальным решением, вносящем в
красоту формы определенный порядок, соотносимый с космосом, вознося вещь над суетным бытом. Однако, одежда и предметы, связанные с ритуально-магическими церемониями, обладающие, как-будто, особой сверхестественной силой, ниспосланной миром богов и духов, орнаментировались особенно богато.
Таким образом, относительно основных аспектов и путей формирования художественно-образной системы пространственной СРЩЩ бытования удмуртов, являющей ансамбль из пластических форм, наполненных содержанием орнаментального решения, представляется возможным сделать основные выводы и заключение:
1. СРЕДА обитания удмуртов, условно классифицируемая как САКРАЛЬНАЯ и МИРСКАЯ, представляет собой:
-художественно-функциональный комплекс сочетания климатических, общественных условий, эстетических представлений и мировоззренческих взглядов удыуртоь-язнчннков;
-эмоционально-символический центр, сопровождаемый мощным эстетическим потенциалом; своего рода культовый ансамбль, мировоззренческая направленность которого предопределила смысловые и композиционные качества составляющих его элементов;
-симбиоз традиционной религии удмуртов, так называемой системы язычества, и всех видов и форм культуры общества, включая
принятые нормы поведения, символику декоративного, музыкального и поэтического творчества, предполагающую высокий уровень абстракции;
- сумма образцов народного домашнего производства, представленного всеми видами декоративно-прикладного искусства удвдэтов;
-хранитель и консерватор наиболее ярких архаичных черт художественно-образного строя зодчества и ремесла, проливающих свет на истинно самобытные, национальные характеристики крестьянского творчества удмуртов, некоторые из которых живут и сегодня.
-262. Обусловленная требованиями общественной организации соци-'альная дифференциация общества, ярко проявляющаяся в планировочном решении поселения удмуртов, нашла свое отражение в дифференциации жилого и культового пространства по функциональным, половым, возрастным признакам; определенная зонопринадлэшюсть изделий в СРЕДЕ, в свою очередь, обуславливает характер использования специфических композиционно-пластических средств, а также, соответственно, отбор элементов декора, их расположение и взаимосвязи между собой.
3. Вся система декоративно-орнаментальной структуры удмуртского искусства опирается на единство мифологической и философской трактовки охрулащего мира и зависит от господствующего мировоззрения народа.
4. В творчестве мифологически настроенных вотяков пластическая форма и орнаментальный декор всегда взаимосвязаны. Орнамент, подчеркивая конструктивно-тектонические характеристики изделия, опредмечивает его функции, кроме того, орнаментальное решение, выражаж>-щее духовные устремления народа, "приподнимает" любой предает над ограниченностью его практического назначения, делает его малой моделью мирового порядка, сообщая изделию свер!бстественную силу, ниспосланную миром духов, культурных героев и магии,
5. Конкретные фориы и методы магических обрядов, создававшиеся в силу множества локальных особенностей кадцнм народом самостоятельно, отражались и на приемах декорирования предметов культа а быта. Несмотря на длительное сосуществование удмуртов с пришлым русским населением и естественным наличием весьма сходных черт во многих проявлениях соседних культур, мы считаем, что некоторые"удмуртские" предметы, имея внэшне, казалось бы, общие с"русскими""общечеловеческие'"- формы, наделены иным, нежели "русские",' специфически вотским содержанием, собственным мировоззренческим наполнением. Обусловлено
-27. это и замкнутостью удмуртов, их консервативностью в силу территориального и социального положения.
ПО TEilS ДИССЕРТАЦИИ ОГОЖЙКОВАШ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:
1. Поэтика космологической сшшолакн в яйлой среде вотяков. -Депонировано в ШО Инфорьгсультура от 15.06.1992, $ 2631;
2. Взаимосвязь художественно-образных средств с организацией культовой среда угауртов. - Депонировано в НИО Инфорщультура 02 15.06.1992, I 2632;
3. К вопросу о влняеш матернитета на материальную культуру удцуртоз. - Депонировано в ШО Инфоргкулыура от 15.06.1992, Л2БЗЗ;
4. Языческие "переЕивания" удцуртов и их творческий потенциал. - Депонировано в НИ0 Инфорыкультура от 15.06.1992, й 2634;
5. Удауртская куала как "образ лира". - Межвузовский сборник научных трудов "Декоративно-прикладное и монументальное искусство" 1991 г. /в печати/;
60 Пантеистические представления в народном искусстве удмуртов. /Тезиса доклада на 2111 научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей ИЗЖЕГ /б.Строгаповскоо/,- М., 1991.
Традиционная галая и культовая среда удмурта-крестьянина. /Тезисы доклада на ИУ научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей ШХПУ /б.Строгановское/,- М., 1992.
8. Магическо-заклинательная символика удмуртского дворового комплекса. /Тезисы доклада на научно-технической конференции "Ученые Ижевского механического института - производству"/, -Ижевск, 1992.
9. К вопросу.об особенностях удмуртского декора как основного носителя шровоззрения народа. /Тезисы доклада на ХУ научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей ШХПУ /б.Строгановское/, - М., 1993.