автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Байкова, Лариса Ивановна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Диссертация по филологии на тему 'Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Байкова, Лариса Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.4

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРИОДА В

ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ.

1.1.Период в грамматиках конца XVIII - начала XIX вв.

1.1.1. Определение периода в риториках.

1.1.2. Период с точки зрения логики.

1.1.3. Почленная классификация периода.

1.1.4. Грамматическая классификация периода.

1.1.5. Средства связи, используемые в периоде.

1.1.6. Расположение членов в периоде.

1.1.7. Порядок слов в периоде.

1.1.8. Организация звуковой формы периода.

1.1.9. Понятие о "пространстве" периода.

1.1.10. Упорядочение протяженности составных частей периода. 3 7 ** 1.1.11. Теория периода и учение о риторических фигурах.

1.1.12. Принцип симметрии и разнообразия построения периода.

1.1.13. Стилистические функции периодической речи.

1.2.Теория периода в грамматиках XIX в. .-.

1.3.Статус периода в современном русском языке. 54 V

РАЗДЕЛ II. СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРИОДА.

2.1. Принципы внутренней организации периода.7 К

2.1.1. Специфические особвшостн предложения-периода.16 ^

2.1.2. Постоянные синтаксические признаки периода.

2.1.3. Специфика функционирования в тексте структурных типов у 4 периода.

2.1.4. Способы выражения однородных синтаксических компонентов и отношений между ними в первой части периода.

2.1.5. Средства выражения грамматических отношений между частями периода.

2.2. Семантико-синтаксическая структура периода.

2.2.1. Периоды с одним структурно-организующим центром.

2.2.2. Периоды с паратаксической связью между частями.

2.2.2.1. Периоды взаимного несоответствия.

2.2.2.2. Периоды сопоставления.

2.2.2.3. Периоды противопоставления.

2.2.2.4. Периоды результата.

2.2.2.5. Периоды несовместимости.

2.2.2.6. Периоды сосуществования.

2.2.2.7. Периоды градации.

2.2.2.8. Периоды выделения.

2.2.2.9. Периоды разделительно-заключительные.

2.2.2.10. Периоды уступительно-противительные.

2.2.3. Периоды с гипотаксической связью между частями.

2.2.4. Речевые образования, совмещающие в себе несколько периодических конструкций.203 ^

2.2.5. Текстообразующая роль периода многокомпонентного сложноподчиненного предложения.

2.3. Прагматика модальности периода.

2.4. Грамматические средства выражения модальности в частях периода.235 РАЗДЕЛ III. КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ и РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННАЯ

ОБСУЛОВЛЕННОСТЬ ПЕРИОДА КАК ВЕРТИКАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.

3.1. Период в аспекте его интонационных характеристик.

3.2. Период в системе структурных единиц текста.251 ^

3.3. Период в прозаической речи.<.

3.3.1. История вопроса о ритмической организации периода t* прозаического текста.

3.3.2. Факторы, организующие ритм периода в прозаической речи.

3.4. Период в поэтической речи.

3.5. Период в публицистических текстах.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Байкова, Лариса Ивановна

Поворот современной лингвистики в сторону антропоцентризма, возникновение таких пограничных наук, как психолингвистика, лингвокультуро-логия и лингвистика текста обусловили интерес исследователей не только к "открытию" новых явлений, потребовали новых классификаций, но и позволили по-новому взглянуть на уже, казалось бы, разноаспектно описанные явления, вводя их в новую научную парадигму, в новую систему понятий, классификаций и т.д. К числу таких явлений, которые активно стали изучаться в лингвистике текста, относится и период, имеющий прямое отношение к композиционному, стилистическому и художественному своеобразию произведений.

Как синтаксическая единица период представляет собой протяженную синтаксическую конструкцию, образующую смысловое единство, которое часто трактуется, наряду с абзацем, сложным синтаксическим целым и сверхфразовым единством как структурная единица текста.

Обращение к периоду не только как к определенной целостной единице речевого общения, но и как составной части, строительному материалу целого текста, позволяет раскрыть двоякую диалектическую природу периода: с одной стороны, это синтаксическое построение, обладающее относительной само стоятельностыо, с другой - часть более сложного единства, зависящая от соседних единиц и от целого.

Разнообразие структурных вариантов периода, его функциональная многоплановость открывают широкие возможности для исследования его как специфической структурно-семантической и эмоционально-экспрессивной единицы речи, актуализирующей модальность и прагматические интенции конкретной языковой личности. ф В синтаксической системе современного русского языка формальнограмматический аспект трактовки сущности периода не имеет однозначно завершенного определения. Термин период в исследованиях по русскому языкоФ знанию обычно относится к терминам с расплывчатым значением. Иногда даже он рассматривается как понятие без конкретного грамматического значения и на этом основании прогнозируется бесплодность его изучения. Нет постоянства и в самом употреблении этого термина у одних и тех же авторов. Сам же термин период не получив точного и общепризнанного определения, одними лингвистами относится к стилистике (Л.Г.Ботина, А.Н.Гвоздев, Р.Д.Лебедева, Д.М. Земский, М.В.Светлаев, С.Е.Крючков, МА.Пустынникова), другими - к синтаксису (Д.Н.Ушаков, С.Г.Бархударов, А.Б.Шапиро, ИХ.Чередниченко, А.Г.Руднев, В.Г.Адмони, А.Н.Карпов, Я.И.Гаряев и др.), третьи считают его термином исключительно литературоведческим. Наметилось и четвертое направление, где этот термин выражает сущность синтактико-стилистической категории (А.М.Пешковский, А. А.Акишина, Г.Н.Молоткова, Р.Д.Пятина и др.).

Определившаяся противоречивость в понимании периодической формы речи дает основание полагать, что в синтаксисе русского языка периодические предложения не только не имеют аксиоматичности характеристик, но им еще не отведено статического места как в языке, так и в речевых реализациях.

Все это и обусловило цель исследования - структурное, семантическое и текстообразуюшее параметр ирование периода как синтактико-стилистической единицы, выработка основных принципов ее классификации и определение места данного явления в системе основных понятий современной лингвистики.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

1. Показать противоречивость трактовки сущности периода в лингвистической науке и дать его определение с позиций лингвистики текста.

2. Определить особенности внутренней организации периодических построений и на их основе представить типологию периода.

3. Описать различные типы периодов на основе их семантико-синтаксической структуры.

4. Представить принципы прагматического анализа периодических структур.

5. Представить период в аспекте его интонационных характеристик.

6. Установить статус периодических конструкций в системе структурных единиц текста.

7. Выявить особенности функционирования периодической формы речи в текстах разных жанров: художественных (прозаических и поэтических) и публицистических.

Эмпирической базой исследования послужила картотека объемом свыше 6 тыс. карточек, представляющих периодические конструкции, извлеченные методом сплошной выборки из русской художественной литературы XIX-XX вв. (прозы и поэзии), а также публицистики. Кроме того, в картотеку включены примеры из текущей периодики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Период имеет двойственный синтакгико-стилистический характер. Это обусловлено тем, что данная единица выступает, с одной стороны, как фигура речи, что определяет ее риторико-стилистический статус, и, с другой стороны, в силу достаточно фомализованности в языковом плане, она может рассматриваться как единица синтаксического явления. Это позволяет помимо традиционного анализа данного явления с риторико-стилистических позиций рассмотреть его в аспекте формально-языковых параметров.

2. Периодическая форма речи имеет собственную внутреннюю организацию, которая определяется рядом признаков:

1) структурной замкнутостью, в силу которой обе части периода формально и по смыслу взаимосвязаны и взаимообусловлены;

2) однородностью семантико-синтаксических элементов, которая проявляется в том, что они в первой части определяют тему высказывания, а во второй реализуют смысловую завершенность всего построения.

В силу этого периодическое построение предложений располагает широкими структурно-семантическими и стилистическими возможностями, допускающими, в частности, выражение логически обоснованных выводов, убедительность которых может обеспечиваться нагнетанием фактов, доводов.

3. Семантико-синтаксическая структура периодических построений позволяет осуществить их типологизацию на основе ряда критериев. В частности, выделяются периоды с одним структурно-организующим центром (грамматически соответствующие простым предложениям), периоды с паратаксической связью между первой и второй частями соответствующие сложноподчиненному предложению), речевые образования, совмещающие в себе несколько периодических конструкций, а также периоды, представляющие собой многокомпонентные сложноподчиненные предложения с однородным соподчинением придаточных. Дальнейшее подразделение структурных типов периода может производиться по способу синтаксической связи его частей, например, периодические конструкции с одним структур но-организующим центром могут квалифицироваться как строящиеся на основе согласования, управления, примыкания.

4. Текстологическая функция периодических построений проявляется, главным образом, в том, что они, в силу своих формальных и, в особенности, содержательных характеристик выявляют известную самостоятельность и относительную независимость от контекста, тенденция периодических построений к автосемантии дает возможность исф пользования их в различных композиционно важных частях текста: в начале или в конце повествования , а также в кульминационных моментах. Указанная тенденция к автосемантичности обусловливает также то, что графически период может совпадать с абзацем и обладать особой литературно-композиционной значимостью.

5. Частотность и специфика периодических построений коррелирует с жанровыми характеристиками текстов. Прежде всего можно отметить, что данные структуры характерны для художественных и публицистических произведений. Для периодических конструкций, используемых в художественных произведениях, типичен особый акцент на аспекты благозвучия и ритмики. Факторами ритма периода являются упорядоченность объема, организация ударений в зачинах и клаузулах, параллелизмы и повторы.

В поэтической речи периоды часто используются для формирования информационного центра лирического стихотворения.

Характерной чертой периода в публицистической речи является предметно-семантическая ясность словесного ряда, грамматическая полнота выражения связи между частями, дополняемая иногда внутрифразовыми напоми-наниями-повторами, союзные функции которых являются как бы придатками к их основному значению. В текстообразующем плане они соответствуют преимущественно обобщениям, выводам, резюме, что обеспечивает их прочные позиции в публицистическом слоге^д

6. Период представляет собой своеобразную конденсацию смысловых и формальных элементов, в силу чего в нем особую значимость приобретают модальные аспекты. Можно сказать, что период по своей семантической структуре модален в самой основе. Своеобразие модальности периода заключается в том, что уже по внешним материализованным средствам языка в периоде заложены объективные основы модальности, которые, в частности, представлены такими формами реализаций, как интонация, сила голоса, жесты и др. Для периода приобретает особую значимость модальность союзов, так как период ч 9 характеризуется целостностью построения своих частей и компонентов, взаимообусловленностью и логикой сочетаемости форм.

Помимо обязательного для каждого периода объективно-модального значения, относящего сообщение к тому или иному плану действительности, конкретный период может нести в себе также то или иное субъективно-модальное значение. Помимо общей модальности периода существует также и его внутренняя модальность, - авторское объективно-модальное значение, которое обычно присутствует в первой части периода, наборе фактов, событий, придающих большую убедительность второй части - резюмирующей.

Научная новизна работы заключается в попытке комплексного описа-А ния периодической конструкции с точки зрения структуры, семантики, тексто-образующих характеристик, прагматики модальности, что позволило, на наш взгляд, по-новому осветить вопрос об этой форме речи в современной лингвистической науке в целом и в лингвистике текста в частности.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в курсах "Современный русский язык. Синтаксис", "Введение в языкознание", "Лингвистический анализ текста", при разработке спецкурсов и спецсеминаров по актуальным проблемам синтаксиса со-временного русского языка.

Методологической основой исследования явились фундаментальные идеи, касающиеся общих сущностных характеристик языка и языковых функций - понимание языка как средства общения и оформления знаний человека, деятельностный аспект языка, соотношение языковой и понятийной картины мира, антропоцентризм языка. Теоретической базой исследования стали достижения последних десятилетий в области синтаксиса, лингвистики текста, ф лингвокультурологии, а также в исследовании прагматической сущности синтаксических единиц большого объема.

Для решения поставленных в работе задач был использован ряд лингвистических методов и приемов, базирующихся на диалектическом методе^ на законе о всеобщей связи явлений и категорий возможности и действительности, которые позволили дать характеристику периодическим построениям, произвести их классификацию (описательный метод и метод синтаксического моделирования). В работе представлен системный подход к осмыслению соответствующего круга вопросов и проблем. При выявлении текстологической сущности и текстообразующей роли периода применялся текстологический метод.

Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в научных статьях и монографии "Период - синтактико-стнлистическое и текстообразующее явление русского языка" (Краснодар, 2000). Результаты научных исследований были доложены на конференциях разных уровней - меж-т дународных ("Семантика языковых единиц", Москва, 1998), всероссийских и региональных ("Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики", Краснодар, 1995), а также на IX Международном конгрессе МАПРЯЛ "Русский язык, литература и культура на рубеже веков" (Братислава, 1999).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Период-синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период - это явление, которое активно используется в текстах разных жанров, что свидетельствует о его бесспорной жизнеспособности. Разноречивость его характеристик объясняется тем, что период рассматривается, как и раньше, и с позиций риторики, и позиций поэтики, и позиций грамматики.

Появление такой научной дисциплины, как лингвистика текста, в известной мере контаминирующей целый ряд филологических наук, неизбежно делает анализ периода многоаспектным, по-новому высвечивает отдельные его грани, позволяет преодолеть односторонность его характеристик. При описании его только в риториках и грамматиках неизбежно образовывались лакуны, которые теперь, с позиций лингвистики текста, в какой-то мере можно считать заполненными.

Вместе с тем мы отмечаем, что по своей природе период - синтактико-стилистическое явление, поскольку имеет синтаксические признаки (заключено в рамках предложения; деление на две части происходит по интонационному признаку, а интонация, как известно, является одним из средств выражения грамматических значений; глубокая пауза на границе повышения и понижения - выражение отношений между предложениями в одних периодах, в других -между членами предложения, а пауза является синтаксическим средством в составе интонации; ритмомелодическая сторона периода всецело зависит от определенного числа однородных синтаксических компонентов, с группированных в первой части периода) и безусловный стилистический потенциал, сочетающий в себе установку на исчерпывающую полноту выражения мысли, эмоциональность, самостоятельность в раскрытии темы в любых оттенках отношения автора к изображаемому и т.д.

Структурное своеобразие отдельно взятого периода определяется намеренно выраженным расположением равных его членов. Последовательное нанизывание однородных компонентов в первой части периода преследует создание строгого синтаксического параллелизма, которым обеспечивается звуковая систематизация и специфический звуковой лад, характеризующийся наличием ритма и неуклонно растущим повышением голоса (восходящее движение интонации). Ритмомелодический лад обусловлен выбором синтаксических единиц однотипных по структуре, синтаксическим отношениям, назначению и грамматическим связям. Он подсказывается коммуникативным заданием ситуации. Структурным минимумом периодических предложений является наличие хотя бы двух развернутых однородных компонентов в первой части периода (повышении). Однородность может быть различной: развернутые члены предложения, однородные предложения, однотипные части сложных предложений, однородные обороты и т.д. Члены периода - логически и синтаксически неавтономные единицы: они требуют обязательной смысловой и грамматической связи с понижением, которое для них структурно обязательно. Иначе говоря, члены повышения обладают потенциальной синтаксической валентностью и требуют для ее реализации обязательного наличия определенных связей с словосочетаниями или предложениями, структурно отнесенными во вторую часть (понижение). Повышение и понижение - структурно взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты синтаксического единства.

Периодические конструкции имеют собственные семантико-синтаксические признаки. Специфическими особенностями предложения-периода являются: 1) структурная замкнутость. Обе части периода структурно и по смыслу взаимосвязаны и взаимообусловлены. Первая часть содержит ряд однородных (однотипных) синтаксических элементов, которые произносятся с постоянно возрастающей интонацией; вторая часть периода отделяется от первой глубокой паузой и произносится с понижающейся интонацией; 2) однородные синтаксические элементы (компоненты) мобилизуются для выражения полноты мысли и относятся ко второй части периода как грамматическому и логическому ядру всей конструкции; 3) периодическое построение располагает широкими лексико-семантическими возможностями, реализация которых придает периоду со стороны формы представление о синтаксически развитой единице речи, со стороны содержания - выражение логически обоснованных выводов, где убедительная мотивировка обеспечивается нагнетанием фактов-доводов; 4) в грамматическом отношении первая и вторая части периода связаны между собой по одному из способов синтаксической связи: согласованию, управлению, примыканию. В отдельных типах связь между повышением и понижением осуществляется посредством сочинения и подчинения.

Немаловажное значение для исследования периода имеет вопрос о специфике его функционирования в тексте. С этим связан и вопрос объема периода, так как период представляет собой синтаксическое образование укрупненного вида. Типичный период в этом смысле - многочленное сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением. Данные структуры характеризуются однофункцнональностью, которая выражается приодночленностью зависимых единиц. Помимо приодночленности однородность предполагает общность синтаксических отношений, тождественность по категориальному значению, связанность и контактность предикативных единиц - членов однородного ряда, их равнозначность, относительную смысловую независимость, одно-оформленность и незамкнутость, наличие общего смыслового плана, т.е. все признаки, присущие периодической форме речи. Функционирование данной конструкции в тексте реализуется в рамках собственно текстовых категорий когерентности, континуума и модальности.

В русском языке объективно существует ряд типов периодических структур. Их классификация является двухмерной, т.е. опорный характер ее выражается двумя координатами: первая - синтаксическая функция членов периода, вторая - способы размещения членов периода внутри повышения и особенности смысловых отношений, устанавливаемых между повышением в целом и соотносительным с ним понижением. При таком подходе периодические конструкции делятся на следующие типы: 1) периоды с одним структурно-организующим центром; 2) периоды с паратаксической связью между частями; 3) периоды с гипотаксической связью между частями; 4) речевые образования, совмещающие в себе несколько периодических конструкций.

Периоды с одним структурно-организующим центром - таком тип периода, в котором цепь синтаксически однородных компонентов (членов периода) выступает в роли одного члена предложения, а части предложения (повышение и понижение) связаны между собой одним предикативным ядром как части двусоставного или односоставного предложения. Большинство таким периодов отличается предельной компактностью сцепления как членов повышения между собой, так и обеих частей периода. Этому содействует внутреннее единство мысли, выражаемой в периоде, и своеобразная интонация, объединяющая в одно целое всю конструкцию.

Группа периодов с паратаксической связью между частями активно функционирует в речи, что свидетельствует о выработке в языке все новых и новых форм отражения связей между понятиями и явлениями действительности. такие периоды очень гибкие и по содержанию довольно емкие синтаксические структуры, дающие возможность говорящему (пишущему) выражать в дифференцированном виде сложные мысли и их оттенки. Главными средствами отношений между частями периода являются сочинительные союзы, интонация, соотношение времен и наклонений глаголов, сам лексический состав предложений. Структура типов такого периода всегда двучленна. Внутри каждого типа имеются разновидности. Нами отмечены пограничные и переходные типы как в сфере паратаксических периодов, так и на границе между периодами с паратаксисом и периодами с гипотаксисом (например, уступительно-противительные).

Периоды с гипотаксической связью между частями представляют, по сути, многокомпонентное сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением, где порядок следования частей строго фиксирован: в повышении - цепочка однородных придаточных предложений (условных, временных, уступительных и др.), в понижении - главное предложение, содержащее итог, вывод, следствие. Наиболее полной формальной выразительности период достигает при повторении подчинительных союзов, которые усиливают связь между частями периода. Грамматическая однородность предложений и одинаковость союзов создают условия для ритмического членения периодов. Кроме того, в виде дополнительных скреп для связывания частей разросшегося периода нередко используются различные плеонастические слова и выражения. Косвенной характеристикой периода с гипотаксической связью является набор конси-туативно обусловленных реализаций (например, повтор контактного элемента с целью усиления экспрессивности речи и облегчения восприятия периодической конструкции). Такие реализации могут создаваться и за счет парцелляции предложений.

Нередко для достижения художественных целей в пределах речевого образования употребляются две или несколько периодических конструкций. Такие структуры чрезвычайно сложны и по своей синтаксической организации, и по логической взаимосвязи в них периодических конструкций, и по композиционному расположению частей периода. При этом каждый из компонентных рядов представляет собой какую-либо из структурных разновидностей периодической конструкции. По характеру размещения компонентных рядов в составе таких речевых образования среди последних можно выделить две разновидности: с параллельными компонентными рядами ПК и с пересекающимися ПК. В работе рассматриваются композиционно-логические и интонационные осо-Ф бенности таких речевых образования, которые призваны выражать сложную совокупность мыслей автора.

Текстообразующая роль периода проявляется в определенной взаимосвязи явлений, событий, фактов, взятых во временной и пространственной перспективе. Эта связь осуществляется как грамматически специализированными средствами (например, определенным типом придаточных), так и другими средствами контекста и микротекста (контактными или дистантными, иногда значительно уделанными друг от друга).

Развертывание событий в пространстве и времени неодинаково в разных частях таких структур и зависит от авторской интенции, конситуации и вида информации, заключенной в тексте.

Особую значимость в периодических построениях приобретают модальные аспекты, поскольку период представляет собой своеобразное сочетание смысловых и формальных элементов. Своеобразие модальности периода заключается в том, что уже по внешним материализованным средствам языка в периода заложены объективные основы модальности. Можно сказать, что период по своей семантической структуре модален в самой основе. Модальность представлена такими формами реализаций, как интонация, сила голоса, жесты и др. Для периодических конструкций особую значимость приобретает модальность союзов, что вытекает из структурной особенности периода: он характеризуется целостностью построения своих частей и взаимообусловленностью и логикой сочетаемости форм. Периоду присуща не только общая модальность, но и внутренняя - авторское объективно-модальное значение, которое обычно присутствует в первой части периода: наборе фактов, событий, придающих большую убедительность второй части, резюмирующей.

Со стороны интонационного оформления период представляет собой двучлен, характеризующийся восходяще-нисходящей интонацией. Сила нарастания напряжения первой части зависит от расположения однородных элементов со стороны их лексической значимости, от количества членов периода, от объема каждого из однородных элементов. После длительного повышения интонации в первой части наблюдается резкий интонационный спад во второй, где происходит полное разрешение напряжения периода. Иногда встречаются интонационные трехчлены - периоды, образованные путем слияния двух периодов в одном. Интонационный рисунок таких периодов характеризуется двумя ступенчатыми повышающимися мелодическими линиями, двумя паузами и спадами интонации и одним резким понижением, сходящим на нет.

Период занимает определенное место среди структурных единиц текста. Как известно, единицы текста неравнозначны по степени своей информативности: объем информации зависит от величины, характера и независимости данной единицы. Структура периода предполагает увеличение смысловой нагрузки, ложащейся на отрезок текста, и тем самым увеличение напряженности, связанной с восприятием данного отрезка. Период может рисовать целую картину эпохи, представлять самые разрозненные, даже контрастные явления в ассоциативной связи. Графически период может совпадать с абзацем и являться, таким образом, средством композиции более сложного отрезка высказывания. Информация в данных типах текста имеет тенденцию к возрастанию. В целом периодические построения, благодаря лингвостилистическим особенностям своей формы, тяготеют к автосемантическим структурам. Для различных типов периода характеры разные виды автосемантии и разные степени ее проявления в зависимости от использования периродических построений в различных композиционных частях произведения. Максимальной автосемантичностью характеризуются периоды, графически совпадающие с абзацем. Такие периоды абсолютно эксплицитны и не нуждаются в поддержке контекста для полной реализации своего логического и эмоционального значения^

В то же время они имеют прямую и непосредственную связь с тематическим контекстом всего произведения.

Специфика периодических построений коррелирует с жанровыми характеристиками текста: данные структуры распространены в художественной прозе, поэзии, публицистике, в ораторской речи. Период развивается вместе с художественным методом литературы. Это особенно заметно в современной художественной прозе, где отказ от некоторых его вторичных признаков сопровождается появлением новых: разговорной интонацией, "ломаной линией", передающей ей нервный ритм и богатое психологическое звучание художественного текста.

Для периодических конструкций, используемых в художественных текстах, особую значимость приобретают аспекты благозвучия и ритмики. Факторами ритма в таком периоде являются упорядоченность объема конструкции, организация ударений в зачинах и клаузулах (концах), параллелизм и повторы.

В поэтической речи период часто является средством формирования информационного центра лирического стихотворения. Дня периодов публицистических произведений характерны следующие особенности: предметносемантическая ясность словесного ряда, грамматическая полнота выражения связи между частями, дополняемая в ряде случаев внутрифразовыми напоминаниями-повторами, союзные функции которых являются как бы вспомогательными к их основному значению. В текстообразующем плане они соответствуют преимущественно обобщениям, выводам, резюме, что обеспечивает их прочное положение в публицистическом тексте.

Основная стилистическая функция периодической речи - проявление многообразия в единстве со всеми сопровождающими ее значениями: как создание внутренне сопряженных контрастов, раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, описание хода и развития логической мысли.\

В зависимости от содержания периода его основная стилистическая нагрузка может быть осложнена дополнительными чертами. Так, периоды могут приобретать ^патетическое, эмоциональное, юмористическое и сатирическое звучание^

Различаются периоды-пересказы (передающие пересказ большого эпизода, массы событий); периоды, открывающие действие; периоды-скрепы (расположенные между двумя действиями и представляющие собой переход от одного к другому); периоды-отступления, периоды-характеристики и др.

В работы были даны характеристики периода как синтактико-стилистического и текстообразующего явления. Однако известный интерес представляет исследование приоритетных приемов создания предложений-периодов, используемых отдельными авторами. Но рассмотрение их не являлось целью данной работы

Перспективным также представляется изучение периодических конструкций в текстах различных типов.

 

Список научной литературыБайкова, Лариса Ивановна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Адмони В.Г. Введение в синтаксис современного немецкого языка. М., 1955.

2. Амвросий. Краткое руководство к Оратории Российской. М., 1778.

3. Аннушкин В.И. Первая русская "Риторика" начала XVII в.: Автореф.дис . канд. филолог, наук. М., 1985.

4. Античные риторики / Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1978.

5. Античные теории языка и стиля. М.;Л., 1936.

6. Аристотель. Риторика / Пер. Н.Платоновой. СПб., 1884. Кн 3. Гл. 8.

7. Арутюнова Н.Д. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое взарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.

8. Арутюнова Н.Д. Прагматика // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

9. Арутюнова Н.Д. Речь // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

10. Ахманова О С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. Ахманова О.С., Гюббенет И.В. Вертикальный контекст как филологическая проблема // Вопросы языкознания. 1977. № 4.17