автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Перспективы использования технологий нано-арт в современном графическом дизайне

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Хамшо Мхд Салем
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Диссертация по искусствоведению на тему 'Перспективы использования технологий нано-арт в современном графическом дизайне'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Перспективы использования технологий нано-арт в современном графическом дизайне"

На правах рукописи

ХАМШО МХД САЛЕМ

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ НАНО-АРТ В СОВРЕМЕННОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Специальность: 17.00.06-Техническая эстетика и дизайн (искусствоведение)

ииа532553

О 5 СЕН 2013

Москва-2013 г.

005532553

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики»

Научный руководитель: Павловская Елена Эммануиловна —

доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ФГБНУ ВНИИТЭ), заведующая кафедрой графического дизайна Уральской государственной архитектурно-художественной академии (ФГБОУ ВПО «УралГАХА»)

Официальные оппоненты: Бесчастнов Николай Петрович — доктор

искусствоведения, декан факультета Искусств, заведующий кафедрой Рисунка и живописи ФГБОУ ВПО МГУДТ ТИ им. А.Н. Косыгина

Барышева Вероника Евгеньевна кандидат искусствоведения, профессор кафедры Промышленного дизайна ФГБОУ ВПО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО Оренбургский

государственный университет

Защита состоится «27» сентября 2013 г. в 15.00 на заседании Диссертационного совета Д 217.003.01 во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223, Москва, Проспект Мира, 119, ВВЦ, корп. 312, ФГБНУ ВНИИТЭ.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ВНИИТЭ. Автореферат разослан и размещен на сайте ФГБНУ ВНИИТЭ «26» августа 2013 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат психологических наук, доцент

Манолова О.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Взаимосвязь науки и искусства на протяжении многих веков служила фактором, способствующим не только взаимному обогащению этих сфер (примером чего является творчество многих ученых и художников), но и общественному прогрессу в целом -дополняя и развивая картины мира, формируя среду обитания человечества, открывая новые горизонты развития. Революционные изменения в области научных и информационных технологий, произошедшие в конце ХХ-го века, оказали беспрецедентное влияние на художественную сферу, способствуя появлению множества новых разновидностей и направлений арт-практик, основанных преимущественно на использовании научно-технических достижений. В этот период в научный обиход входит термин «Science Art» («научное искусство»), применяемый для обозначения «трансдисциплинарной области, формирующейся на границе науки и искусства, - области, в пределах которой создаются условия для плодотворного синтеза дискурсивного мышления и интуитивного суждения, предпринимаются многочисленные и часто успешные попытки адаптировать методы естественных и точных наук для создания научно-обоснованного искусства, а методов искусства - для формирования новых научных теорий».

Одним из наиболее ярких «представителей» научного искусства становится нано-арт. Нано-арт — это искусство, основанное на творческой переработке продуктов нанотехнологий, а именно изображений молекулярной структуры вещества, полученных с помощью электронных или атомно-силовых микроскопов. Развитие нано-арт как отдельного направления современного искусства является результатом синтеза двух важнейших научно-технических достижений второй половины ХХ-го века. С одной стороны - это естественно-научная революции, которая поразила мир своими результатами в области нано-технологий, с другой стороны - это информационная революция, которая сделала доступными разнообразные компьютерные технологии, в том числе открывающие широчайший спектр возможностей работы с визуальными образами.

Открытие эстетического начала в глубине молекулярных структур и атомных натуральных материалов привело к появлению экспериментов с разными материальными объектами, являющимися основой для получения нано-изображений, и средствами их художественной интерпретации. Нанотехнология (микронанотехнология) в последнее время стала предметом обсуждения среди ученых и художников большинства развитых стран. Основоположник этого направления Крис Орфеску, румынский художник и ученый, работающий в США, не только добился значительных творческих результатов, но и способствовал популяризации нано-арт во всем мире.

В настоящем диссертационном исследовании, в качестве теоретической гипотезы, принято предположение о взаимосвязи научного искусства, и его

новейшей разновидности нано-арт, и современного дизайна. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что сами по себе термины «научное искусство» и «нано-арт» могут рассматриваться как чрезвычайно близкие по духу терминам «техническая эстетика», художественное конструирование», «промышленное искусство» - терминам, несущим в себе соединение двух, казалось бы, противоположных начал, научно-технического и художественного. С той лишь разницей, что техническая эстетика подразумевает художественное осмысление искусственно созданной человеком техногенной среды, а нано-арт, в качестве основного исходного материала для своей практики, использует «конструктивные» материалы, созданные самой природой.

Разумеется, это «родство» само по себе не является основанием утверждать, что нано-арт может быть автоматически отнесен к одному из видов дизайн-деятельности, в частности - к графическому дизайну. В данной работе предпринята попытка доказать, что технологии нано-арт являются одним из актуальных интеллектуально-образных ресурсов деятельности дизайнеров, позволяющим решать целый спектр сложных проектных задач. В частности, к ним можно отнести поиск новых средств формообразования в промышленном и средовом дизайне, формирование коммуникативных пространств (в том числе виртуальных) средствами графического дизайна, развитие новых приемов эмоционального воздействия в рамках экспозиционного дизайна и т.д. Уже сейчас многие исследователи отмечают уникальную роль научного искусства (в том числе нано-арт) в популяризации научных знаний и достижений. И эта роль, безусловно, не может оставаться вне интересов дизайна.

Дизайн, как инновационная по своей природе сфера деятельности, всегда был нацелен на включение в свой арсенал новых источников вдохновения, новых выразительных средств и приемов, новых технологий воздействия на своего потребителя. Именно поэтому обращение к искусству нано-арт является актуальным для дизайна, позволяя ввести в его теорию и практику целый ряд новых представлений о перспективах и социокультурных ■ последствиях развития техногенной цивилизации, о связанных с ними трансформациях эстетических норм и идеалов, наконец, о возможностях использования результатов научных достижений в проектной деятельности.

Разработанные в диссертации научные положения и рекомендации могут быть использованы методологами и практиками дизайна в качестве основы анализа и определения направлений развития нано-арт как нового направления современного искусства, связанного с технико-технологическими возможностями обустройства научных технологий и своеобразный фактор расширения диапазона различных видов графического дизайна.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что нано-арт как направление творческой деятельности, демонстрирующее синтез достижений науки и искусства, возник относительно недавно, мы можем с уверенностью утверждать, что в научном плане оно опирается на богатую предысторию и стремительно выходит в современное дискуссионное пространство. В частности, состоявшаяся в 2012 году на базе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова 1-ая Международная научно-практическая конференция «Научное искусство» показала высокий интерес научного сообщества к философско-эстетическим, культурологическим, искусствоведческим, психологическим аспектам научного искусства, его истории и теории, а также возможностям его использования в дизайн-практиках. Среди участников этой конференции хотелось бы выделить труды таких исследователей как: Белокопытова A.B. «Научное освещение живописи», Булатова Д.Х. «Новое состояние живого: к вопросу о технобиологическом искусстве», Вальковского A.B. «Проблема медиафиксации художественных проектов в актуальном искусстве», Варовой Н.Л. «Наука и искусство: конфликт или взаимопомощь в сохранении эстетического идеала?», Дарваш Д. «Мосты между науками и искусствами: симметрия», Ерохина C.B. «Эволюция кинетической скульптуры: от конструктивизма к феррофлюидному искусству», Игнатовой А.К. «Арт-спонсорство и контекст восприятия science art-произведений», Кузнецовой Т.В. «Инновационные технологии моды: мерчендайзинг, бренд и яркие тренды», Лобановой Е.В. «Композиция ограниченного пространства в архитектуре и компьютерной визуализации», Маркова Д.И. «Зеленый синтез: экология и энергоэффективность - новые предпосылки синтеза искусств в архитектуре и дизайне XXI века», Собко В.Г. «Картина мира и ее отражение в искусстве в свете научных открытий», Чирва Е.Ч. и Чирва А.Ю. «Проблема адресности визуальных текстов научного искусства в педагогическом дизайне», Rose Ch., Zschenderlein H. «Perception And Embodied Knowledge -Research And Design Of Effective Encounter Spaces For Complex Data Representation».

В то же время нано-арт многочисленными нитями связан с областями техники, теории и практики дизайна, с творчеством в сферах обработки фотографий, кинематографа, видео, компьютерной графики, а также работами по теории и истории интерактивного искусства и цифрового изображения.

Прежде всего это работы, посвященные истории, теории и практике техноизображений, то есть произведений, созданных при помощи технических приспособлений. Это фотография, кино- и видеофильмы, компьютерная графика. В данной области это в основном работы западных ученых и исследователей, потому что они имеют бесспорный приоритет в изучении становления и практическом применении техноизображений.

Далее необходимо назвать монографии и статьи таких теоретиков и практиков в области синтетического искусства, как Р. Арнхейм - «Visual Thinking» (N.Y., 1969), Н. Больц, Б. Виола, Вячеслав Иванов, Л. Лисицкий, А. Родченко, В. Флуссер.

Эти исследователи наиболее полно и глубоко анализируют взаимосвязь особенностей технологий со способами их применения в средствах визуальной информации, а также влияние последних на психологию современного человека, оказывая влияние на культуру современного цивилизованного общества и быта. Еще раз оговоримся, вышеперечисленные труды не являются самыми новыми и современными по теме исследования, однако они закладывают вектор развития современной культуры и искусства.

Особое место надо выделить исследованиям Р. Арнхейма и В. Флуссера — ученых из Англии и Чехии, работающих в США. В своих трудах они раскрывают основы визуального мышления. Их основополагающая идея в том, что мыслительные задачи могут быть решены и решаются с помощью визуального восприятия перцептуальных единиц, стала фундаментом для ряда научных положений и экспериментов.

В то же время искусство нано-арт еще не стало предметом серьезного искусствоведческого анализа и требует научного осмысления с позиций дизайна в целом, и графического дизайна, в частности.

Целью является выявление возможностей и перспектив использования нано-арт как нового направления современного искусства в графическом дизайне, разработка методических рекомендаций по применению технологий нано-арт в различных направлениях визуальных коммуникаций.

Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:

1. Проанализировать и обобщить существующие теоретические и методологические подходы к проблеме взаимосвязи науки и искусства в историческом контексте, определить роль научного искусства (на примере нано-арт) в современном социокультурном пространстве;

2. Теоретически обосновать свойства нано-арт, во-первых, как технико-эстетической системы, имеющей структуру, эволюцию, функции, и, во-вторых, как составляющей графической проектной культуры.

3. Раскрыть механизмы и значение компьютерных средств визуальной информации, нанотехнологий в графической культуре.

4. Определить наиболее перспективные сферы использования нано-арт при проектировании визуальных коммуникаций, подготовить практические рекомендации.

Объект исследования: процесс и результат создания объектов нано-арт и их использование в современном графическом дизайне.

Предмет исследования: технологии нано-арт как фактор расширения художественно-образных и эмоциональных характеристик произведений современного дизайна.

Гипотезы исследования

1. Нано-арт как новое направление творческой деятельности на стыке науки и искусства обладает высоким художественно-образным потенциалом, позволяющим рассматривать его как один из актуальных ресурсов современного графического дизайна.

2. Искусство Нано-арт имеет идейный и научный масштаб, который превращает его в новый самостоятельный вид искусства и в одно из средств информации в ХХ1-м веке.

3. Определение нано-арт должно формулироваться на базе совокупности эстетической ценности техноизображений и антропоцентрической направленности дизайнерской деятельности.

Теоретико-методологическую основу диссертационного

исследования составляют работы Р. Арнхейма, Н. Больца, Б. Виолы, Вячеслава Иванова, Л. Лисицкого, А. Родченко, Галины Струковой (Россия), В. Флуссера, Rorivaldo Camargo (Бразилия), Jean Constant (США), Bjoern Daempfling (Германия), Shruti Gour (США), David Hylton (США), Teresa Majerus (Люксембург), Cris Orfescu (Румыния/США), Siddhartha Pathak (США), Chris Robinson (США), Camargo Rorivaldo (Бразилия), Dheeraj Roy (США), Gilberto Sossella (Италия), Jozef Stefan (Словения), Ricardo Tranquilin (Бразилия) и др.

Методы исследования

При решении задач применялся метод комплексного анализа развития, технологии, функции и эстетики произведений нано-арт. Суть этого метода заключается в том, что процессы создания и восприятия произведений нано-арт делятся на логически-пошаговые и эмоционально-комплексные операции. Это позволяет рассматривать каждую составную часть нано-арт по одной универсальной схеме как в отдельности, так и в комплексе с остальными его составляющими.

Для придания стройности проводимому исследованию был избран метод восхождения от изучения сущностных характеристик технических средств, используемых для создания мониторных изображений, к проектно-художественным характеристикам последних. Такой метод дал возможность отобрать именно те черты техноизображений, на базе которых возможно сформулировать основные характеристики и свойства нано-арт.

Надежность, достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются соответствием его принципиальных положений теоретико-методологическим принципам и поставленным задачам, выбором адекватных методов, широкой источниковедческой базой, успешной апробацией полученных результатов в прикладном художественном проектировании, научно-исследовательской практике в рамках проведения художественно-дизайнерских выставок.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Изложены основные положения научных подходов, определяющих нано-арт как технико-эстетической систему. Раскрыты сущностные характеристики, структура, функции, композиционные возможности и выразительные средства нового направления в графическом дизайне.

2. Стадия формирования эстетики и выразительных средств нано-арт связывается с влиянием научно-технических открытий на художественную культуру XXI века и с вхождением выразительных средств техноизображений в графическую культуру.

3. Раскрыто значение компьютерных средств визуальной информации в графической культуре. На основании этого достигнута главная цель работы, а именно: выявлена эволюция, сформулированы ведущие характеристики и раскрыта структура нано-арт.

4. Уточнено понятие «научное искусство», введены и обоснованы новые понятия «нано-арт», «нано-скульптура», а сам вид художественной деятельности получает развернутое определение как часть графической проектной культуры.

5. Выделены наиболее перспективные сферы использования нано-арт при проектировании визуальных коммуникаций: образовательная сфера, музейно-выставочная сфера, рекламная сфера, сфера мультимедиа, декоративно-прикладная графика.

6. На представленные сферы использования нано-арт при проектировании визуальных коммуникаций разработан ряд проектов-примеров использования нано-арт в графическом дизайне.

7. Разработана типология нано-арт, которая выполняется с привлечением средств и технологий нано-арт по следующим критериям: функциональное назначение, структурная организация, рекламный образ, изобразительно-смысловое решение.

8. Разработаны основные положения образовательных программ, подготовлены конкретные методические рекомендации.

Личный вклад соискателя состоит в непосредственном участии на всех этапах научно-исследовательского процесса: в осуществлении анализа проблемы в научной литературе, изучении степени её актуальности, определении понятийного аппарата, в совершенствовании методологии нано-арт. Автором осуществлена разработка методического инструментария, позволяющего проверить исследовательские гипотезы и уточнить содержательные характеристики модели; подготовлены основные публикации по выполненной работе, оформлено диссертационное исследование.

Все имеющиеся в диссертации и Приложениях изображения нано-арт сделаны лично автором диссертации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что основные положения диссертации, а также предложенные в ней

рекомендации могут быть использованы в качестве научной основы анализа и определения направлений развития технологий нано-арт как ресурса дизайн-проектирования современного визуального пространства. Проведенный анализ направлений использования новых возможностей искусства для общества в современном мире, а также обзор искусства в целом и нанотехнологий, возможностей применения электронного микроскопа, являющегося неотъемлемой частью нано-арт, в частности, позволяют определить влияние науки и искусства на будущее нано-арт и искусства в целом.

Практическое значение работы заключается в возможности использования основных положений и выводов проведенного исследования в качестве новых инструментов развития технологий нано-арт как ресурса дизайн-проектирования современного визуального пространства. Рассмотрение принципа работы электронного микроскопа для получения современных цифровых изображений (электронное сканирование), изучение механизма обработки цифровых изображений с помощью компьютерных программ, анализ работ известных художников нано-арт дают возможность представить нано-искусство как новое направление в графическом дизайне, которое является ресурсом проектирования современного визуального пространства.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Посредством участия в выставках, конференциях, рекламы произведений, представления своих работ посредством Интернет автор способствует продвижению современного нано-искусства, доказывает, что формирование эстетического отношения к информации возможно только в результате осуществления интерактивного контакта с реципиентом. Автор принимал участие в следующих выставках и конференциях, которые позволили ему показать перспективы и возможности не только нано-арт, но и искусства арт в целом: совместная выставка «Искусство для всех», факультет изобразительных искусств Университета Дамаска, 09.10.2010 г., г. Дамаск (Сирия) - ЬН1)://(1ат(1кс11*1ииуег.<;Цу.е(111^у: Международная студенческая конференция школы-семинара «Новые информационные технологии», секция «\УеЬ-технологии и компьютерный дизайн», проводимой каф. ИиМГ Московского государственного института электроники и математики (технического университета), 22.02.2011, г. Москва, доклад «Разработка визуального эффекта искусственных картин с использованием нано-арт»; Международная студенческая конференция школы-семинара «Новые информационные технологии», секция «\УеЬ-технологии и компьютерный дизайн», проводимой каф. ИиМГ Московского государственного института электроники и математики (технического университета), 18.02.2012, г. Москва, доклад «Взаимодействие трехмерного измерения ЗЭ с нано-арт»; научная конференция ФГБНУ ВНИИТЭ (2012 г.); Международный день промышленного дизайна «Промышленный дизайн открыт»,

(Международный совет сообществ промышленного дизайна (7С5Я)), Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики совместно с Международной Ассоциацией «Союз Дизайнеров» и Союзом Дизайнеров, 27.06.2013, г. Москва, доклад «Практическое применение искусства нано-арт». Автор выступил в качестве организатора и участника выставки в Галерее изящных искусств с 08.07.2012 г. по 14.07.2012 г., г. Дамаск (Сирия).

Основные положения, выносимые на защиту

1. Формирование эстетики нано-арт связано с влиянием научно-технических открытий на художественную и проектную культуру ХХ-ХХ1 веков и с включением выразительных средств техноизображений в современную графическую культуру.

2. Искусство нано-арт должно изучаться как технико-эстетическая система с точки зрения ее функции, структуры, композиции и выразительных средств.

3. Развитие нано-арт генетически связано с развитием технических средств художественного творчества (фотография, кинематограф, видеоискусство, компьютерная графика).

4. Современный дизайн, опирающийся на инновационные технологии, может рассматривать нано-арт как один из значимых ресурсов, обеспечивающих, с одной стороны - расширение арсенала образно-выразительных, конструктивно-технологических, функционально-пространственных средств и приемов, с другой стороны -экспансию самого дизайна (в первую очередь, графического) в новые сферы проектной деятельности.

Объем и структура работы

Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и иллюстративного приложения. Основной материал изложен на 213 стр. и сопровождается 154 ил., общий объем диссертации на 233 стр.; список литературы включает 158 наименований (на русском и английском языках), приложения включают 25 картин автора в стиле нано-арт.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обоснована актуальность темы, раскрывается состояние вопроса и обосновывается постановка проблемы, определяются цели и задачи, объект, предмет и границы исследования; описаны методы исследования, определяется теоретическая и эмпирическая база работы; сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость, отражены апробация и внедрение результатов исследования; охарактеризована общая структура диссертационной работы.

В главе 1. Влияние научных инноваций на развитие современного искусства и дизайна проводится анализ искусства в целом и предоставление

новых возможностей для общества. Рассматриваются различные течения и особое внимание уделяется современным представлениям о системном синтезе современных научных технологий и искусства. Исследуются эстетические аспекты восприятия научно-художественных инноваций в искусстве и дизайне.

В подразделе 1.1. Теоретические основы «научного искусства» определяется, что искусство есть ни что иное, как способ познания и отражения действительности, проявление общественного сознания посредством использования форм художественной деятельности, совокупность духовной культуры как отдельного человека, так и человечества в целом.

На развитие искусства в современном понимании этого слова оказали влияние древние цивилизации - египетская, вавилонская, персидская, индийская, китайская, греческая, римская, наряду с аравийской цивилизацией. Влияние каждого из вышеперечисленных центров ранних цивилизаций определил собственный уникальный стиль в искусстве, переживший века и оказавший влияние на поздние культуры.

На протяжении развития искусства его парадигма существенно изменялась. От возвышенного величия Византийского искусства и готики западного Средневековья был осуществлен возврат к ценностям материального мира и гуманизма в период Ренессанса. Эпоха Просвещения связана со стремлением деятелей искусства отразить физическую и рациональную определенность и закономерность развития Вселенной, выступавшей в качестве сложного механизма.

Различные течения в искусстве - экспрессионизм, фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм - не смогли пережить своих создателей, однако ряд течений, напр. импрессионизм, до сих пор продолжают восхищать художников и ценителей художественного искусства. Процессы глобализации были направлены на взаимопроникновение и влияние культур. Мировая культура и искусство явились преходящими и относительными категориями, проявилась тенденция к размыванию границ региональных и национальных культур и последующему осмыслению их как элементов единой глобальной культуры.

В подразделе 1.2. Эстетические аспекты восприятия научно-художественных инноваций в искусстве и дизайне автор выявил, что причины возникновения эстетического образа могут быть различными: ярко выраженное стремление к любому виду творчества, стремление к практическому воплощению идеи, неудовлетворенность достигнутым, потребность реализовать мечты, идеи. Любые научные идеи, приобретая завершенную форму, по своей сути становятся эстетическими. В эстетическом образе совмещаются различные виды образов, присутствует сюжет, композиция, динамика, стиль, пространственно-временные рамки. Наиболее развитые образы могут включать научные знания, различные

понятия, идеи, взгляды, образы великих людей, события разных эпох, сложившиеся обычаи и традиции. Создаваемые образы теряют эстетичность в том случае, если они не имеют завершенности, логичности, последовательности, объективности, смысла. В науке эстетический образ позволяет создать целостную картину мира или целостный завершенный образ научного исследования.

В подразделе 1.3. Место нано-арт в современном искусстве и дизайне определяется, что микро изваяние, созданное с помощью технологий, использующихся в научных исследованиях (электронные и атомные микроскопы), графической обработки на атомных и молекулярных уровнях, служит предметом искусства и объектом научного изучения. Масштаб нано содержит размеры, длина которых от одного нанометра до 100 нанометров. Сфера применения нанотехнологий — это исследование свойств веществ и составов на молекулярном и атомном уровне, размеры которых меньше 100 нанометров. Технология Нано появилась в 2004 г. и используется для изготовления инструментов и приборов, имеющих размеры 1/1000000 миллиметра.

Вывод по главе 1. Формирование эстетики нано-арт связано с влиянием научно-технических открытий на художественную и проектную культуру ХХ-ХХ1 веков и с включением выразительных средств техноизображений в современную графическую культуру. Искусство нано-арт должно изучаться как технико-эстетическая система с точки зрения ее функции, структуры, композиции и выразительных средств.

Развитие нано-арт генетически связано с развитием средств художественного творчества, основанных на современной технике (фотография, кинематограф, видеоискусство, компьютерная графика).

Техника фотографии в нано-арт отличается от техники обычной фотографии, так как при использовании нано-технологий процесс фотосъемки не похож на обычный процесс. Использование электронов позволяет проникнуть на большую глубину, чем при обычной фотосъемке, в результате получается трехмерное изображение микрочастиц.

Новая научная идея, связанная с развитием нанотехнологий, открывает новые горизонты не только для науки, но и для искусства, предполагая возможность новых исследований.

Глава 2. Нано-технологии в проектировании визуального пространства определяет, что в художественном направлении нано-арт за исходные изображения принимает увеличенные электронным микроскопом чёрно-белые снимки поверхности материалов. Эти изображения очень похожи на необработанный камень, а художнику остаётся только найти в них скрытый образ и воплотить свои идеи с помощью художественных приёмов и компьютерных технологий.

В результате анализа этих произведений нано-арт, с точки зрения автора исследования, наблюдается отсутствие использования всех

возможностей современных технологий. В связи с этим необходимо расширение спектра используемых технологических решений при создании художественных образов.

В подразделе 2.1. Принцип работы электронного микроскопа и компьютерные технологии обработки нано-изображений определяется, что при увеличении, производимом с помощью микроскопа, растр сканирования на поверхности образца отображается в растр изображения на мониторе (см. рис. 1).

Рис. 1. Современное цифровое изображение (электронное сканирование)

Эмиссия вторичных и отраженных электронов используется при получении изображения топографии поверхности анализируемого объекта, поверхность которого сканируется. Композиционная неоднородность плотности образца отображается в величине эмиссии отраженных электронов.

При регистрации сигнала определенного вида рентгеновского излучения область падения зонда определяет объем информации об элементном составе образца.

Дефекты кристаллической структуры, неравномерность распределения примесей определяются в результате сигнала катодолюминисценции -излучения в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах, свойственного для полупроводниковых и других видов материалов.

Формирование изображения осуществляется на основе проведения замеров различной глубины образцов материалов посредством электронного сканирования. Сигнал вторичных электронов дает возможность получить изображение самого высокого качества.

Таким образом, электронный микроскоп дает возможность создавать принципиально новые изображения, базирующиеся на структуре

исследуемого материала. Наноизображения, построенные в результате проникновения в структуру веществ и материалов, предоставляют возможность изменить отношение к окружающей действительности, руководствуясь новыми технологиями.

С использованием цифровых технологий при обработке фотографий мы можем увеличивать изображения из программ, аналогичных Adobe Photoshop, таких, как Enlarge images, а также Photo zoom и другие. Затем приступаем к цветовой обработке цифровых изображений {Image). Это программы, которые обработают рисунок и формы (Vector). Автор опробовал эти компьютерные снимки различными типами программного обеспечения, чтобы подчеркнуть их художественный образ и по новому взглянуть на современное искусство.

Автор использовал фотографии хрома, которые были сняты на электронный микроскоп и обработаны в Adobe Photoshop.

Определяется, что использование 3D технологий в большинстве случаев, при условии грамотного использования, сводит возникающие при обработке изображения искажения к минимуму. Однако для большей надежности в достоверности полученных результатов при цифровой обработке изображений экспериментатор должен иметь в своем арсенале средства для дополнительной проверки и тестирования, как программного обеспечения, так и функционально сложного графического оборудования современного компьютера.

В подразделе 2.2. Анализ работ известных художников спшля нано-арт и применяемых ими технологий указывается на то, что в представленных картинах мы можем наблюдать различные художественные решения и способы отображения окружающего мира, дифференцирующиеся в зависимости от восприятия мира самим художником. Большое количество сложных форм в картинах (таких, например, как «Эволюция Решения» и «Урожай») утяжеляет изображения и ухудшает художественное восприятие произведений.

Художники используют различные технологии для придания выразительности своим картинам: технологии раскрашивания, рисования и трансформации объектов нано электронного изображения.

Зачастую композиционные цветовые решения делают восприятие образов, изображённых на этих картинах, немного наивными, и, напротив, иногда цветовые решения наряду с созданием перспективы и приближением к элементам архитектурного ансамбля придают работам монументальность.

С точки зрения автора исследования, удачные композиционные и цветовые решения в сочетании с необычными формами делают восприятие этих картин очень позитивным.

Сложная цветовая гамма исполнения при создании образов вызывает у аудитории смешанные чувства восприятия - богатое, эмоциональное, положительное.

Анализ работ художников стиля нано-арт автор правомерно начать с Криса Орфеску, который является профессиональным исследователем и ученым. Его увлечение художественной обработкой нано-снимков нашло широкий отклик среди талантливых художников и дизайнеров по всей планете.

Также исследуются ряд художественных работ с изображениями элементарных частиц, обладающих различной смысловой и творческой направленностью. Они послужили развитию авторского взгляда на нано-арт и на возможности, которые оно скрывает и которые можно познать только путем исследований и экспериментов. Были рассмотрены вопросы в области искусства, которые способствуют развитию нано-арт.

Вследствие высокого научного и художественного потенциала нано-арт, его сильного эмоционального воздействия на зрителей, создаются предпосылки для распространения нано-арт не только как искусства для просмотра, но и как ощущаемой реальности, которая может быть освоена графическим дизайном в различных сферах визуальных коммуникаций.

Художественные эксперименты автора диссертации раскрывают широкий спектр возможностей нано-арт в передаче значимого социального послания, что, собственно и является основной задачей графического дизайна. В качестве примера можно привести работу, раскрывающую метафору зарождения нано-арт как искусства - рис. 2 (все представленные иллюстрации нано-арт являются собственными работами автора).

Рис. 2 «Рождение наноискусства»

Помимо Криса Орфеску (Cris Orfescu', Румыния/США) в диссертационном исследовании представлен анализ следующих художников: Галина Струкова (Россия), Rorivaldo Camargo (Бразилия), Jean Constant (США), Bjoern Daempfling (Германия), Shruti Gour (США), David Hylton (США), Teresa Majerus (Люксембург), Siddhartha Pathak (США),Chris

1 hiln://www.a isortesai.com- официальный сайт Криса Орфеску с его работами в стиле нано-арт

Robinson (США), Camargo Rorivaldo (Бразилия), Dheeraj Roy (США), Gilberto Sossella (Италия), Jozef Stefan (Словения), Ricardo Tranquilin (Бразилия).

В подразделе 2.3. Взаимосвязи нано-арт с изобразительным искусством и традиционной культурой Сирии на примере целого ряда работ, охватывающих широкий тематический спектр, где исследуются художественно-образные возможности нано-арт. Автор делает вывод о том, что стимулирование научных исследований даст серьёзный толчок в развитии наноискусства, создаст более благоприятные условия развития нанотехнологий и обеспечит устойчивый спрос продуктов нанодизайна (см. рис. 3).

Рис. 3. Арабский алфавит с позиции нано-арт

В нашем сознании рушатся традиционные представления, и детали картины складываются в единое целое, для восприятия которого можно использовать различные средства. Искусство становится интеллектуальным произведением, и то, что задумывается и то, что получается в итоге, зависит от чувственного восприятия. Однако оно не будет полноценным, если его не дополняет понимание на уровне мышления. Для того, чтобы донести идею картины, в качестве материала для нано-изображений были использованы частицы соли. Работа была создана с использованием цифровых технологий (см. рис. 4).

Рис. 4. Неразрывная связь нано-арт с геометрией

Художники, принадлежащие к школе оп-арт (Виктор Вазарели, Эннио Финци, Бриджит Райли, Хесус-Рафаэль Сото), заимствовали много идей из психологии для использования в своих работах. Также и все нано-художники, носители современных новых технологических идей и мыслей заимствовали много из нано технологий в искусство. Путем многочисленных опытов и исследований были получены результаты, удовлетворяющие в первую очередь художников, а потом уже обыкновенных созерцателей. Все новое в любой науке является центром внимания. Нано-арт не является исключением и даже становится важной частью нашей жизни (см. рис. 5).

Рис. 5. Проявление нано-арт в природе (Зебра)

Принцип выполнения работы, взаимосвязь между ручной работой и нано-арт, который дает новый вид отличающийся от традиционного изображения (см. рис. 6).

Рис. 6. Жизнь людей в искусстве нано-арт

Активное взаимодействие нано-арт с художественной древней сирийской цивилизацией свидетельствует о том, что она (сирийская цивилизация) имеет свою индивидуальность, и задачей нано-арт на современном этапе становится ее преобразование в новые традиционные формы с сохранением ее как исторической памяти. На современном этапе мы можем подтвердить, что результаты искусства нано-технологии - это новые предложения искусства, отдаленные от реальности в прямом смысле, но существующие внутри этой же реальности в смысле достижения своей цели (см. рис. № 7).

Рис. 7. Нано-арт в древнем Сирийском искусстве

Вывод по главе 2. Современный дизайн, опирающийся на инновационные технологии, может рассматривать нано-арт как один из значимых ресурсов, обеспечивающих, с одной стороны - расширение арсенала образно-выразительных, конструктивно-технологических, функционально-пространственных средств и приемов, с другой стороны -экспансию самого дизайна (в первую очередь, графического) в новые сферы проектной деятельности.

Благодаря усовершенствованию технологий создания изображений можно видеть расширение выразительных средств, интеллектуальных возможностей искусства. Искусство нанотехнологий в новой концепции дает новое видение окружающего нас мира, новый взгляд на красоту прошлого. Все это дает возможность современному художнику увидеть выражение традиционных мотивов, развиваемых в искусстве в новой интерпретации, создать креативные и впечатляющие образы, новые смысловые формы на

основе применения нано-технологий. Наноискусство - это синтез научных и культурных достижений, который связывает прошлое, настоящее и будущее.

В главе 3. Перспективы использования технологий нано-арт как ресурс дизанн-проектнрования проводится обзор искусства нано-арт трехмерного естественного изображения, обзор трехмерного изображения (3D) с помощью компьютерных технологий, анализируется использование нано-арт в мире трехмерного изображения, рассматриваются механизмы и методы влияния визуальных эффектов на трехмерную виртуальную среду, а также анализируются возможности использования научно-художественных результатов искусства нано-арт в практике современного графического дизайна.

Также анализируется распространение культуры наноискусства в Сирийском обществе как основа его внедрения в общественную жизнь страны, выносится предложение нового искусства заинтересованным художникам и обсуждение его преимуществ и недостатков, нано-искусство рассматривается как самостоятельная художественная школа, анализируется представление наноискусства на художественно-дизайнерских выставках.

В разделе 3.1. Нано-арт и трехмерное изображение (3D) отмечается, что поскольку чисто поверхностное моделирование является прерогативой дизайнерских систем (например, 3ds Мах), то среди инженерных программ чаще всего встречаются: системы сугубо твердотельного моделирования; гибридные системы, то есть такие, в которых реализовано как твердотельное, так и поверхностное моделирование.

В большинстве случаев при грамотном использовании методов цифровой обработки изображений, возникающие искажения могут быть учтены и сведены к минимуму. Однако для большей надежности в достоверности полученных результатов при цифровой обработке изображений экспериментатор (дизайнер) должен иметь в своем арсенале средства для дополнительной проверки и тестирования анализируемого изображения, как программного обеспечения, так и функционально сложного графического оборудования современного компьютера.

Кроме описанных трех стадий тестирования в документации к программе 3D Image предусмотрено также тестирование в режиме анализа автокорреляционной функции и фазово-частотных характеристик яркостных профилей строк.

В результате научных экспериментов были сделаны первые смелые шаги на пути к нано-арт. Подобно тому, как нанотехнологии совершили революцию в науке, такой же прорыв они совершили и в искусстве. Результаты научных экспериментов показали высокие результаты. Нанотехнологии в настоящее время используются как в научных, так и в графических экспериментах. Художественные образы, воплощенные средствами наноизображений различных материалов позволяют создавать целый спектр произведений, обогащающих традиционные представления о

значении искусства в целом. Результаты проведенного нами теоретического анализа, систематизация опыта новейших разработок в области нано-арта, представленных на международных форумах, проведенные нами графические эксперименты, были успешно соотнесены с традиционными элементами сирийской культуры (рис.7).

Активная консолидация мирового и сирийского искусства в потоке информации означает осознание и принятие специфических особенностей национального искусства. Опыт привлечения художниками традиций прошлого в современные художественные помогает выстроить единую цепь выражения идей, свидетельствующих о становлении новой предметности.

Изначально каждый исследователь должен изучить результаты работы художников, которые творили в первоначальных направлениях этого искусства, которые он использует, внося свои собственные изменения в соответствии с опытом и ожидаемыми результатами в нано-арт, которых не достигали другие художники. Затем для развития художественных произведений необходимо использовать новейшие достижения электронных технологий. Считается, что эмоциональная составляющая в нано-арт служит средством, которое позволяет идти в ногу с научными достижениями и открытиями. Оно позволяет художнику проводить все больше исследований и опытов, которые улучшают художественное произведение и устанавливают цели в соответствии с концепциями современного научного развития.

Чувственный опыт художника, его мировоззрение позволяют преобразить визуальное восприятие мира, и данный процесс поддерживается средствами массовой информации (см. рис. 8, 9, 10).

Рис. 8. ЗО в проспекте нано-арт

Изменение визуального восприятия графики в искусстве нанотехнологий в сочетании с новым взглядом на окружающую среду, на понятие формы, цвета и света в среде микроскопических измерений, должно быть приемлемо для восприятия естественных чувств человека.

Открытие наночастиц является результатом ознакомления художника с глубочайшим миром, вхождения художника в мир частиц материи, чтобы стать частью нано мира, погрузившись в него полностью своими мыслями и возможностями, для того чтобы передать людям красоту, сущность живой материи.

Рис. 9 и 10. ЗО в проспекте нано-арт

В подразделе 3.2. Возможности нано-арт в развитии современного графического дизайна представлены практические рекомендации по ■актуальным и перспективным направлениям использования нано-арт. Несмотря на то, что существующая практика использования нано-арт в дизайне достаточно скромна и ограничивается, главным образом, декоративно-прикладными работами, коммуникативный потенциал этого искусства, как показано в диссертации, очень высок.

Можно выделить следующие наиболее перспективные сферы использования нано-арт при проектировании визуальных коммуникаций.

1. Образовательная сфера. Ее мы выделяем в первую очередь, поскольку современное молодое поколение в познании окружающего мира все в большей степени опирается на визуальные образы. Необычайно выразительный эстетический ряд нано-изображений может быть использован в создании нового поколения образовательных программ по естественно-научным дисциплинам (физика, химия, биология и пр.) для школьников и студентов, существенно повышая их интерес к указанным дисциплинам. Графический дизайн в этой сфере должен опираться на включение трехмерных нано-изображений в интерактивный образовательный процесс, позволяющий пользователю (ученику или учителю) совершать различные манипуляции и открытия посредством «путешествий» в глубинах материи.

2. Музейно-выставочная сфера. Творческий опыт автора наглядно демонстрирует парадоксальные возможности данного суперсовременного направления искусства в популяризации древнейшего культурного наследия. В диссертации представлены работы, посвященные национальной сирийской культуре (арабской каллиграфии, ремесленным изделиям). В то же время, нельзя сомневаться, что национальные и временные возможности нано-арт в данной сфере практически безграничны. Нано-арт, как показано в диссертации,- это научный и культурный ресурс, который связывает прошлое, настоящее и будущее. Графический дизайн в этой сфере должен одновременно решать множество взаимосвязанных задач, в совокупности нацеленных на формирование с помощью нано-изображений сильного эмоционального образа, воздействующего на публику.

3. Рекламная сфера. Рекламная поддержка во всех ее видах создает возможность непрерывно, эффективно передавать нужную информацию потребителю, целью которой является убедить его и осветить дополнения, изменения или отличия продукта, создавая силу давления, направленную на правильный выбор. На самом деле, реклама практически готова к включению нано-образов в свой арсенал. Уже сейчас многие рекламные сообщения основаны на гиперболизированном представлении материальной структуры того или иного объекта, вещества, что позволяет, в частности, продемонстрировать принцип действия рекламируемого продукта, его уникальные особенности и т.п. Однако подобная гиперболизация в сегодняшней практике рекламы имеет условный, схематичный характер. Использование же реальных нано-изображений в рекламных роликах, печатной продукции даст возможность существенно обогатить образный арсенал рекламы, повысить ее убедительность и достоверность. Дизайн в этой сфере должен выступать своеобразным «заказчиком» на создание нано-изображений, способствующих точной передаче смысла рекламных посланий.

4. Сфера мультимедиа. Графический дизайн благодаря новейшим компьютерным технологиям в последние годы существенно раздвинул свои границы, активно включившись в создание мультимедийных продуктов - начиная от разработки визуальных образов виртуальных миров и заканчивая иконками для мобильных приложений. В этом направлении графического дизайна роль нано-арт трудно переоценить: изображения молекулярной структуры различных веществ, полученные с помощью специального оборудования (кстати, вполне можно прогнозировать распространение такого оборудования за пределы научных лабораторий), могут служить неиссякаемым

источником вдохновения и творческой фантазии для художников-дизайнеров.

5. Декоративно-прикладная графика. Наконец, самое очевидное направление применения нано-арта в графическом дизайне - это использование его художественно-образных возможностей в любых видах графического оформления материалов, предметов, объектов среды, транспорта и т.п.: будь то ткани, обои, керамика, мебель, посуда, автомобили, жилые и общественные интерьеры, городская среда и т.д.

Примеры применения нано-арт: дизайн косметической продукции (см. рис. 11), цветовое оформление посуды (см. рис. 12), дизайн пакета в стиле нано-арт (см. рис. 13), дизайн обложки книги (см. рис. 14), дизайн расцветки ткани (см. рис. 15), дизайн мобильного телефона (см. рис. 16), дизайн в автомобильной суперграфике (см. рис. 17).

Рис. 11.

и косметика Рис. 12. Кружка в стиле нано-арт

Рис. 13. Пакет в стиле нано-арт

Рис. 14. Дизайн обложки книги

Разумеется, потенциал нано-арта не исчерпывается областью графического дизайна.

Рис. 15. Варианты расцветки ткани в стиле нано-арт

Рис. 16. Нано-телефон (корпус и фон операционной системы)

Будучи пространственным, объемным, структурным по своей сути, нано-арт может дать новый мощный импульс творческим поискам в области формообразовании, создания пространственных структур. Иными словами, его возможности в различных областях дизайна еще предстоит исследовать.

Рис.17. Применение нано-арт в автомобильной суперграфике

В подразделе 3.3 Технологии нано-арт в развитии музейной культуры и популяризации традиционного искусства и архитектуры (на примере Сирии) как основа его внедрения в общественную жизнь страны, делается вывод о том, что концептуализм стал основой художественной философии, отрицавшей возможность субъективного творчества, высказывания от одного лица.

Сдвиг систем ценностей свидетельствует о необходимости поиска новых философских оснований бытия. Новая предметность оказывается «беспредметной», феномены «жизненного мира» становятся интерактивными, благодаря чему меняется отношения к категориям пространства и времени.

Язык современного искусства как средство выражения новой предметности стремится быть понятным зрителю. Видеоарт, инсталляции, сетевое искусство, перформативные практики оказываются актуальными средствами описания и особенностей художественной ситуации, во многом предвосхищающими философию будущего.

Посредством участия в выставках, конференциях, рекламы произведений, представления своих работ через Интернет автор способствует продвижению современного Нано-искусства, доказывает, что формирование эстетического отношения к информации возможно только в результате осуществления интерактивного контакта с реципиентом. Поэтому проектирование в нано-арт носит ярко выраженный антропоцентрический характер. Из этого следует, что основная цель нано-арт состоит в формировании технико-эстетической среды, служащей для сохранения экологии человеческого восприятия и для гуманизации техники (см. рис. 18).

Вывод по главе 3. Автором выделены следующие наиболее перспективные сферы использования нано-арт при проектировании визуальных коммуникаций: образовательная сфера, музейно-выставочная сфера, рекламная сфера, сфера мультимедиа, декоративно-прикладная

графика. На представленные сферы разработан ряд проектов-примеров использования нано-арт в графическом дизайне. Разработана типология, которая выполняется с привлечением средств и технологий нано-арт по следующим критериям: функциональное назначение, структурная организация, рекламный образ, изобразительно-смысловое решение.

Рис. 18. Формат нано-арт картин в организации выставок

В заключении обобщаются выводы, сделанные в конце каждой главы. Выводы диссертации призваны способствовать обозначению места нано-арт в системе современной графической проектной культуры. На их основании можно наметить круг вопросов, расширяющих и углубляющих проблематику нано-арт. Среди тем возможных дальнейших исследований — влияние нано-арт на развитие современного графического дизайна; анализ выразительных средств нано-арт методами теории и истории изобразительных искусств; материалы и выводы диссертации могут быть плодотворно использованы при решении всех этих вопросов. Такие исследования позволят составить объемную картину становления и современного состояния нано-арт, а также заглянуть в перспективу его развития.

1. Теоретически обоснованы свойства нано-арт, во-первых, как технико-эстетической системы и, во-вторых, как составляющей графической проектной культуры. Центральным научным результатом диссертации стало развернутое многоуровневое определение нано-арт.

2. Результаты диссертации способствуют обретению нано-арт статуса одного из видов проектной деятельности и дают ему возможность занять должное место в современной графической проектной культуре.

3. В результате проведенного исследования в диссертации раскрыто значение компьютерных средств визуальной информации в графической культуре. На основании этого достигнута главная цель работы, а именно: выявлена эволюция, сформулированы ведущие характеристики и раскрыта структура нано-арт.

4. Доказано, что развитие нано-арт генетически связано с развитием средств художественного творчества, основанных на современной технике (фотография, кинематограф, видеоискусство, компьютерная графика).

5. В процессе исследования подтвердилась гипотеза автора о том, что определение нано-арт должно формулироваться на базе совокупности эстетической ценности техноизображений и антропоцентрической направленности дизайнерской деятельности.

6. Научное обоснование получило утверждение автора, что способы постановки целей нано-арт, его структура, особенности восприятия, а также метод создания и среда применения его произведений свидетельствуют о принадлежности нано-арт графической проектной культуре.

Прежде всего, рассмотрено становление нано-арт. Автор осуществил это в ключе развития фото-, кино- и видеотехнологий, компьютерной графики и интерактивного искусства. Выявленные в результате этого анализа свойства техногенных изображений сопоставлены с основными свойствами графического дизайна. Такое сопоставление позволяет констатировать, что развитие составляющих художественной культуры, базирующихся на современной технике, определило формирование графического языка нано-арт, его функцию и методы проектирования. Отсюда можно заключить, что нано-арт является продуктом ассимиляции техноизображений графической проектной культурой на стадии их зарождения и выступает закономерным продолжением линии развития графического дизайна.

Опираясь на данные диссертационного исследования, автор доказал, что формирование эстетического отношения к информации в произведении скрин-дизайна возможно только в результате осуществления интерактивного контакта с реципиентом. Поэтому проектирование в нано-арт носит ярко выраженный антропоцентрический характер. Из этого следует, что основная цель нано-арт состоит в проектировании интерфейсов для обеспечения информационных коммуникаций и в формировании технико-эстетической среды, служащей для сохранения экологии человеческого восприятия и для гуманизации техники. Последовательное прохождение всех этапов исследования позволило автору в итоге третьей главы дать пределение нано-арт, в котором он выступает как направленная на формирование технико-эстетической коммуникационной среды художественно-проектная деятельность, которая характеризуется системностью и комплексностью единых технологических, функциональных и образных решений; базируется на принципах соответствия биологическим и культурным каналам взаимоотношений человека с окружающим миром с целью гармоничного включения компьютерных средств визуальной информации в современную графическую культуру.

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Основы цифровых изображений нанотехнологии для решения графических задач, Журнал ВАК «Вестник Университета Российской академии образования», № 2 (60), Москва - 2012 г. (http://www.vestmkurao.ru/pics/File/VESTNIK ЦЕЛО 2 2012a.pdf) - 0,4 а.л.;

2. Использование научных достижений в современном искусстве (Нано Арт), Журнал ВАК «Этносоциум и межнациональная культура», № 7 (49), Москва-2012 г. (http://etnosocium.ru/etnosotsium-7-49-2012-я) — 0.4 а.л.;

3. Технологии нано-арт как ресурс дизайн-проектирования, Журнал ВАК «Этносоциум и межнациональная культура», № 5 (59), Москва, 2013 г. (http://etnosocium.ru/etnosotsium-5-59-2013-s) — 0,4 а.л.;

4. Создание серии картин в стиле нано-арт (папо-аП). Создание дизайнерского стиля нано-арт. Создание календаря на базе картин и дизайнерского стиля нано-арт, Сборник тезисов докладов по проведенной XVIII Международной студенческой конференции-школы-семинара «Новые информационные технологии», Московского государственного института электроники и математики (технический университет), Москва -

2010 г. (http://mt.miem.edu.ru/sbornik/2010.vdf) - 0.4 а.л.;

5. Разработка визуального эффекта искусственных картин с использованием нано-арт, в электронном виде на сайте автора, посвященному истории и развитию нано-арт технологий Ыф:/Ьа1етпапоаг1.сот/агйс1е.р1ю?агМ=7.

2011 г., 0,6 а.л.;

6. Статья «Эффекты нано-арт в становлении сирийской культуры», сирийский журнал АгаЬзсор, выпуск 5-6, Дамаск (Сирия) - 2012 - 0,5 а.л.;

7. Статья «Взгляд на нано-арт», сирийский журнал АгаЬясор, выпуск 9-8, Дамаск (Сирия)-2012 -0,4 а.л.;

8. Последствия научных понятий в воображении современного искусства (нано-арт), Сборник тезисов докладов по проведенной XX Международной студенческой конференции-школы-семинара «Новые информационные технологии», Московского государственного института электроники и математики (технический университет), Москва - 2012 г. (http://nit.miem.edu.ru/sbornik/2012.pdf) - 0,5 а.л.;

9. Практическое применение искусства нано-арт, Сборник тезисов докладов по круглому столу, посвященному ежегодному Международному дню промышленного дизайна по теме «Промышленный дизайн открыт», предложенному Международным советом сообществ промышленного дизайна (1СБЮ), Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики совместно с Международной Ассоциацией «Союз Дизайнеров» и Союзом Дизайнеров Москвы, 2013 г. (1Шр://ту\у.advtech.ru/vniite/mezhdunar.уЬу?р=1) — 0,4 а.л.

Общий объем публикаций по теме диссертации составляет 4 а.л.

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

ХАМШО МХД Салем

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ НАНО-АРТ В СОВРЕМЕННОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Павловская Елена Эммануиловна

Изготовление оригинал-макета Хамшо МХД Салем

Подписано в печать 26.08.2013г. Формат А5 Печать цифровая. Тираж 100 Экз. Заказ № 153 Типография ООО "Ай-клуб" (Печатный салон МДМ) 119146, г. Москва, Комсомольский пр-кт, д.28 Тел. 8-495-782-88-39

 

Текст диссертации на тему "Перспективы использования технологий нано-арт в современном графическом дизайне"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

На правах рукописи

04201361740

ХАМШО МХД САЛЕМ

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ НАНО-АРТ В СОВРЕМЕННОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Специальность: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

(искусствоведение)

Научный руководитель: Павловская Е.Э.

доктор искусствоведения, профессор

Москва - 2013 г.

Введение............................................................................ 3

Глава 1. Влияние научных инноваций на развитие

современного искусства и дизайна.......................................... 16

1.1. Теоретические основы «научного искусства»......................... 16

1.2. Эстетические аспекты восприятия научно-художественных инноваций в искусстве и дизайне............................................. 36

1.3. Место нано-арт в современном искусстве и дизайне................. 38

Глава 2. Нано-технологии в проектировании визуального пространства...................................................................... 45

2.1. Принцип работы электронного микроскопа и компьютерные технологии обработки нано-изображений................................... 45

2.2. Анализ работ известных художников стиля нано-арт и применяемых ими технологий................................................. 65

2.3. Взаимосвязи нано-арт с изобразительным искусством и

традиционной культурой Сирии............................................... 109

Глава 3. Перспективы использования технологий нано-арт как ресурс дизайн-проектирования.............................................. 132

3.1. Нано-арт и трехмерное изображение (ЗБ).............................. 132

3.2. Возможности нано-арт в развитии современного графического дизайна................................................................................ 155

3.3. Технологии нано-арт в развитии музейной культуры и популяризации традиционного искусства и архитектуры (на

примере Сирии)..........................................................................................................................................168

Заключение................................................................................................................................................179

Список литературы............................................................................................................................182

Приложения..............................................................................................................................................194

Введение

Актуальность исследования. Взаимосвязь науки и искусства на протяжении многих веков служила фактором, способствующим не только взаимному обогащению этих сфер (примером чего является творчество многих ученых и художников)1, но и общественному прогрессу в целом — дополняя и развивая картины мира, формируя среду обитания человечества, открывая новые горизонты развития. Революционные изменения в области научных и информационных технологий, произошедшие в конце ХХ-го века, оказали беспрецедентное влияние на художественную сферу, способствуя появлению множества новых разновидностей и направлений арт-практик, основанных преимущественно на использовании научно-технических достижений. В этот период в научный обиход входит термин «Science Art» («научное искусство»), применяемый для обозначения «трансдисциплинарной области, формирующейся на границе науки и искусства, - области, в пределах которой создаются условия для плодотворного синтеза дискурсивного мышления и интуитивного суждения, предпринимаются многочисленные и часто успешные попытки адаптировать методы естественных и точных наук для создания научно-обоснованного искусства, а методов искусства - для формирования новых научных теорий»2.

Одним из наиболее ярких «представителей» научного искусства становится нано-арт. Нано-арт - это искусство, основанное на творческой переработке продуктов нанотехнологий, а именно изображений молекулярной структуры вещества, полученных с помощью электронных

1 «Известно, что греческая античность не знала современного разделения на искусство и науку, которые составляли некое культурное единство. Художники эпохи Возрождения, многие представители художественного модернизма конца XIX - начала XX века, пионеры кибернетического искусства и медиа-арт середины XX века - все они строили здание эстетики на фундаменте науки» - цит. по Мигунов A.C., Ерохин C.B., Галкин Д.В., Гагарин В.Е. Феномен научного искусства: истоки, сущность, терминология [Предисловие]. Сборник тезисов с Первой международной научно-практической конференции «Научное искусство», МГУ им. Ломоносова, 4-5 апреля 2012 - http://www.science-art.ru/doc/fil9,pdf

2 Там же

или атомно-силовых микроскопов. Развитие нано-арт как отдельного направления современного искусства является результатом синтеза двух важнейших научно-технических достижений второй половины ХХ-го века. С одной стороны - это естественно-научная революции, которая поразила мир своими результатами в области нано-технологий, с другой стороны -это информационная революция, которая сделала доступными разнообразные компьютерные технологии, в том числе открывающие широчайший спектр возможностей работы с визуальными образами.

Открытие эстетического начала в глубине молекулярных структур и атомных натуральных материалов привело к появлению экспериментов с разными материальными объектами, являющимися основой для получения нано-изображений, и средствами их художественной интерпретации. Нанотехнология (микронанотехнология) в последнее время стала предметом обсуждения среди ученых и художников большинства развитых стран. Основоположник этого направления Крис Орфеску, румынский художник и ученый, работающий в США, не только добился значительных творческих результатов, но и способствовал популяризации нано-арт во всем мире.

В настоящем диссертационном исследовании, в качестве теоретической гипотезы, принято предположение о взаимосвязи научного искусства, и его новейшей разновидности нано-арт, и современного дизайна. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что сами по себе термины «научное искусство» и «нано-арт» могут рассматриваться как чрезвычайно близкие по духу терминам «техническая эстетика», художественное конструирование», «промышленное искусство» - терминам, несущим в себе соединение двух, казалось бы, противоположных начал, научно-технического и художественного. С той лишь разницей, что техническая эстетика подразумевает художественное осмысление искусственно созданной человеком техногенной среды, а нано-арт, в качестве основного исходного

материала для своей практики, использует «конструктивные» материалы, созданные самой природой.

Разумеется, это «родство» само по себе не является основанием утверждать, что нано-арт может быть автоматически отнесен к одному из видов дизайн-деятельности, в частности - к графическому дизайну. В данной работе предпринята попытка доказать, что технологии нано-арт являются одним из актуальных интеллектуально-образных ресурсов деятельности дизайнеров, позволяющим решать целый спектр сложных проектных задач. В частности, к ним можно отнести поиск новых средств формообразования в промышленном и средовом дизайне, формирование коммуникативных пространств (в том числе виртуальных) средствами графического дизайна, развитие новых приемов эмоционального воздействия в рамках экспозиционного дизайна и т.д. Уже сейчас многие исследователи отмечают уникальную роль научного искусства (в том числе нано-арт) в популяризации научных знаний и достижений. И эта роль, безусловно, не может оставаться вне интересов дизайна.

Дизайн, как инновационная по своей природе сфера деятельности, всегда был нацелен на включение в свой арсенал новых источников вдохновения, новых выразительных средств и приемов, новых технологий воздействия на своего потребителя. Именно поэтому обращение к искусству нано-арт является актуальным для дизайна, позволяя ввести в его теорию и практику целый ряд новых представлений о перспективах и социокультурных последствиях развития техногенной цивилизации, о связанных с ними трансформациях эстетических норм и идеалов, наконец, о возможностях использования результатов научных достижений в проектной деятельности.

Разработанные в диссертации научные положения и рекомендации могут быть использованы методологами и практиками дизайна в качестве основы анализа и определения направлений развития нано-арт как нового

направления современного искусства, связанного с технико-технологическими возможностями обустройства научных технологий и своеобразный фактор расширения диапазона различных видов графического дизайна.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что

нано-арт как направление творческой деятельности, демонстрирующее синтез достижений науки и искусства, возник относительно недавно, мы можем с уверенностью утверждать, что в научном плане оно опирается на богатую предысторию и стремительно выходит в современное дискуссионное пространство. В частности, состоявшаяся в 2012 году на базе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова 1-ая Международная научно-практическая конференция «Научное искусство» показала высокий интерес научного сообщества к философско-эстетическим, культурологическим, искусствоведческим, психологическим аспектам научного искусства, его истории и теории, а также возможностям его использования в дизайн-практиках. Среди участников этой конференции хотелось бы выделить труды таких исследователей как: Белокопытова A.B. «Научное освещение живописи», Булатова Д.Х. «Новое состояние живого: к вопросу о технобиологическом искусстве», Вальковского A.B. «Проблема медиафиксации художественных проектов в актуальном искусстве», Варовой H.JI. «Наука и искусство: конфликт или взаимопомощь в сохранении эстетического идеала?», Дарваш Д. «Мосты между науками и искусствами: симметрия», Ерохина C.B. «Эволюция кинетической скульптуры: от конструктивизма к феррофлюидному искусству», Игнатовой А.К. «Арт-спонсорство и контекст восприятия science art-произведений», Кузнецовой Т.В. «Инновационные технологии моды: мерчендайзинг, бренд и яркие тренды», Лобановой Е.В. «Композиция ограниченного пространства в архитектуре и компьютерной визуализации», Маркова Д.И. «Зеленый синтез: экология и энергоэффективность — новые предпосылки синтеза

искусств в архитектуре и дизайне XXI века», Собко В.Г. «Картина мира и ее отражение в искусстве в свете научных открытий», Чирва Б.Ч. и Чирва А.Ю. «Проблема адресности визуальных текстов научного искусства в педагогическом дизайне», Rose Ch., Zschenderlein Н. «Perception And Embodied Knowledge - Research And Design Of Effective Encounter Spaces For Complex Data Representation».

В то же время нано-арт многочисленными нитями связан с областями техники, теории и практики дизайна, с творчеством в сферах обработки фотографий, кинематографа, видео, компьютерной графики, а также работами по теории и истории интерактивного искусства и цифрового изображения.

Прежде всего, это работы, посвященные истории, теории и практике техноизображений, то есть произведений, созданных при помощи технических приспособлений. Это фотография, кино- и видеофильмы, компьютерная графика. В данной области это в основном работы западных ученых и исследователей, потому что они имеют бесспорный приоритет в изучении становления и практическом применении техноизображений.

Далее необходимо назвать монографии и статьи таких теоретиков и практиков в области синтетического искусства, как Р. Арнхейм - «Visual Thinking» (N.Y., 1969), Н. Больц, Б. Виола, Вячеслав Иванов, JI. Лисицкий, А. Родченко, В. Флуссер.

Эти исследователи наиболее полно и глубоко анализируют взаимосвязь особенностей технологий со способами их применения в средствах визуальной информации, а также влияние последних на психологию современного человека, оказывая влияние на культуру современного цивилизованного общества и быта. Еще раз оговоримся, вышеперечисленные труды не являются самыми новыми и современными по теме исследования, однако они закладывают вектор развития современной культуры и искусства.

Особое место надо выделить исследованиям Р. Арнхейма и В. Флуссера - ученых из Англии и Чехии, работающих в США. В своих трудах они раскрывают основы визуального мышления. Их основополагающая идея в том, что мыслительные задачи могут быть решены и решаются с помощью визуального восприятия перцептуальных единиц, стала фундаментом для ряда научных положений и экспериментов.

В то же время искусство нано-арт еще не стало предметом серьезного искусствоведческого анализа и требует научного осмысления с позиций дизайна в целом, и графического дизайна, в частности.

Целью является выявление возможностей и перспектив использования нано-арт как нового направления современного искусства в графическом дизайне, разработка методических рекомендаций по применению технологий нано-арт в различных направлениях визуальных коммуникаций.

Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:

1. Проанализировать и обобщить существующие теоретические и методологические подходы к проблеме взаимосвязи науки и искусства в историческом контексте, определить роль научного искусства (на примере нано-арт) в современном социокультурном пространстве;

2. Теоретически обосновать свойства нано-арт, во-первых, как технико-эстетической системы, имеющей структуру, эволюцию, функции, и, во-вторых, как составляющей графической проектной культуры.

3. Раскрыть механизмы и значение компьютерных средств визуальной информации, нанотехнологий в графической культуре.

4. Определить наиболее перспективные сферы использования нано-арт при проектировании визуальных коммуникаций, подготовить практические рекомендации.

Объект исследования: процесс и результат создания объектов нано-арт и их использование в современном графическом дизайне.

Предмет исследования: технологии нано-арт как фактор расширения художественно-образных и эмоциональных характеристик произведений современного дизайна.

Гипотезы исследования

1. Нано-арт как новое направление творческой деятельности на стыке науки и искусства обладает высоким художественно-образным потенциалом, позволяющим рассматривать его как один из актуальных ресурсов современного графического дизайна. .

2. Искусство нано-арт имеет идейный и научный масштаб, который превращает его в новый самостоятельный вид искусства и в одно из средств информации в XXI-м веке.

3. Определение нано-арт должно формулироваться на базе совокупности эстетической ценности техноизображений и антропоцентрической направленности дизайнерской деятельности.

Теоретико-методологическую основу диссертационного

исследования составляют работы Р. Арнхейма, Н. Больца, Б. Виолы, Вячеслава Иванова, JI. Лисицкого, А. Родченко, Галины Струковой (Россия), В. Флуссера, Rorivaldo Camargo (Бразилия), Jean Constant (США), Bjoern Daempfling (Германия), Shruti Gour (США), David Hylton (США), Teresa Majerus (Люксембург), Cris Orfescu (Румыния/США)3, Siddhartha Pathak (США), Chris Robinson (США), Camargo Rorivaldo (Бразилия), Dheeraj Roy (США), Gilberto Sossella (Италия), Jozef Stefan (Словения), Ricardo Tranquilin (Бразилия) и др.

Методы исследования

При решении задач применялся метод комплексного анализа развития, технологии, функции и эстетики произведений нано-арт. Суть этого метода заключается в том, что процессы создания и восприятия произведений нано-арт делятся на логически-пошаговые и эмоционально-комплексные

3 http://www.crisorfescu.com - официальный сайт Криса Орфеску с его работами в стиле нано-арт

операции. Это позволяет рассматривать каждую составную часть нано-арт по одной универсальной схеме, как в отдельности, так и в комплексе с остальными его составляющими.

Для придания стройности проводимому исследованию был избран метод восхождения от изучения сущностных характеристик технических средств, используемых для создания мониторных изображений, к проектно-художественным характеристикам последних. Такой метод дал возможность отобрать именно те черты техноизображений, на базе которых возможно сформулировать основные характеристики и свойства нано-арт.

Надежность, достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются соответствием его принципиальных положений теоретико-методологическим принципам и поставленным задачам, выбором адекватных методов, широкой источниковедческой базой, успешной апробацией полученных результатов в прикладном художественном проектировании, научно-исследовательской практике в рамках проведения художественно-дизайнерских выставок.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Изложены основные положения научных подходов, определяющих нано-арт как технико-эстетической систему. Раскрыты сущностные характеристики, структура, функции, композиционные возможности и выразительные средства нового направления в графическом дизайне.

Стадия формирования эстетики и выразительных средств нано-арт связывается с влиянием научно-технических открытий на художествен�