автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Принципы и методы фотографики в рекламном графическом дизайне
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Матусевич, Владимир Владимирович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ФОТОГРАФИИ В РЕКЛАМНОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ.
1.1 Начальный этап применения фотографии в графической рекламе (вторая половина XIX века).
1.2 Рекламная фотография в первой половине XX века.
1.3 Современная рекламная фотографика.
Выводы по материалу главы.
ГЛАВАе1ц. ТЕХНОЛОГИИ АНАЛОГОВОЙ ФОТОГРАФИКИ
В РЕКЛАМНОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ.
2.1 Методы формообразования рекламной фотографики на основе контактной печати.
2.2 Методы формообразования рекламной фотографики на основе бесконтактной печати.
Выводы по материалу главы.
ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФОТОГРАФИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
3.1 Цифровая фототехника и ее применение в рекламном графическом дизайне.
3.2 Принципы и методы компьютерной обработки фотографической информации.
3.3 Методы проектирования многоуровневых компьютерных фотоэффектов.
3.4 Пути совершенствования автоматизированного художественного проектирования рекламных графических композиций с использованием фотографики.
Выводы по материалу главы.
Введение диссертации2005 год, автореферат по искусствоведению, Матусевич, Владимир Владимирович
Графический дизайн в России в настоящее время является наиболее востребованной и доминирующей формой дизайнерской деятельности, что обуславливает необходимость осознания и научного обоснования его различных направлений и в том числе - рекламного графического дизайна.
Рекламный "бум" в современном обществе позволяет говорить об экспансии рекламной империи, важнейшей составляющей которой является проектирование визуальной и в том числе фотографической информации для различного рода носителей - полиграфических, телевизионных (скрин дизайн), изделий текстильной и легкой промышленности: костюма (молодежного, спортивного, специального и т.д.), интерьерного текстиля, экстерьерного текстиля.
От качества фотографической информации, воспринимаемой любой сложной системой, в том числе человеком, зависит качество работы всей системы в целом.
Основной задачей проектирования рекламного графического дизайна с использованием фотографики является восприятие информации без "излишней траты умственных сил" (Рене Декарт), или другими словами представление фотографической информации в адекватно найденной дизайнером выразительной художественной форме.
Однако практика показывает, что художники, работающие в сфере рекламного графического дизайна, недостаточно осознают проектный творческий потенциал современной фотографики и не владеют методами ее проектирования с использованием современных компьютерных технологий.
В чем же заключается особенности использования фототехнологий в современном рекламном графическом дизайне? Какие скрытые возможности образного отражения современной жизни несет в себе фотографика? Как рекламная фотографика взаимодействует с теоретическими и методологическими аспектами современного рекламного графического дизайна? Как влияет развитие автоматизированных систем проектирования на дизайн современной фотографики?
Ответы на эти вопросы невозможно получить без научного анализа современного художественного проектирования рекламной фотографики и заинтересованного изучения истории применения фотоизображений в изобразительном, прикладном искусстве и графическом дизайне.
Чтобы адресно использовать проектирование рекламных фотографических, а иногда - декоративно графических систем в коммуникативных процессах необходимо понимать конкретные формы их становления и видоизменения во времени.
Особую роль в осмыслении этих процессов играет изучение истории американского и европейского дизайна, сыгравших исключительную роль в развитии рекламного графического дизайна.
Однако, по сравнению с художественным конструированием рекламный графический дизайн - крайне мало и неравномерно исследованная область. Талантливые труды М.С. Кагана [1], К.М. Кантора [2], Е.В. Черневича [3,4,5], В. Черниевского [6],
JI. Шагуловой [7], Н.В. Воронова [8,9], М. Аникста [10], А.В. Ефимова [11],
A.Н. Лаврентьева [12,13,14], С.И. Серова [15], Э.М. Глинтерникса [16,17],
B.Г. Кричевского [18 - 23], И.Н. Стор [24] и ряда зарубежных исследователей P. Meggs [25], S. Bojko [26], С. Karginov [27], С. Leclanche
Boule [28], S. Campton [29], V. Margolin [30], C. Lodder [31], H. Spensor [32,33], J. Lewis [34] и др. раскрывают далеко не все проблемы истории и теории графического дизайна и практически не касаются проблем проектирования фотографики в современном графическом дизайне.
Изучение внедрения фотоизображений в различные виды искусства и рекламный графический дизайн начали К. Блоссфельд [35],
A.M. Родченко [36], Ман-Рей, JI.M. Лисицкий [37], Г.Г. Клуцис, А. Ренгер-Патч, Я. Функе, Ливиус фон де Бундт и другие пионеры фотографики, графического дизайна и авангардного искусства.
Поскольку специальных исследований по проблемам проектирования фотографики и использования фотоизображений в современном рекламном графическом дизайне нет, то исследовались труды по эстетике и художественно-выразительным средствам фотографии
Н.Д. Панфилова [38,39], Э. Хокинса [40], Д. Эйвона [40] и др.; труды по истории фотографии С.А. Морозова [41], Н.М. Раскина [42],
B.А. Никитина [43], И.А. Головнина [44], Н.Н. Рахманова [46], P. Tavsk [46], J. Green [47], J. Hughes [48], U. Peters [49], L. Gaunt и P. Petrold [50] и др., книги по теории фотографического процесса Я.М. Катушева и В.И. Шеберстова [51], В.А. Яштольда-Говорко [52], К.В. Чибисова [53],
A.В. Редько [54], A.JI. Катуржанского [55], Б.И. Шапиро [56] и др., пособия и руководства по методике и технике фотоработы В.П. Микулина [57], И.Б. Миненкова [58], Л.И. Цукермана [59], С.Л. Ошанина и
B.Н. Танасийчук [60], О.А. Осипова [61], А.Г. Волгина [62], К. Сютгерлина [63], Ф. Готлопа [64], Э. Митчела [65], Е.А. Иофиса [66], Д. Марли [67], Д. Дариуса [68], Х.Лу Гибсона [69], Т. Вудхеда [70], Р. Рессинга [71], Л. Пренгеля [72], М. Лэгфорда [73], Д. Килпатрика [74], Д. Хеджкоу [75], A.Briick [76], Н. Sponholz [77], D. Petrold [78],
W. Koshatzky [79] и др., журналы по фотографии (Фотографическое обозрение, Вестник фотографии, Фотограф, Советское фото, Фотография, Фото-газета, FOTO-VTDEO, Потребитель, Фотомагазин, Фототехника, Fotografia, Fotografie, Fotografik, Fotomoveszet, Camera, Foto magazine, ephoto, Foto, Portfolio, PSA journal и др.), книги, альбомы и каталоги о мастерах фотоискусства Ж.-Н. Ньепсе, Л.-Ж.-М. Даггере, В.-Г.-Ф. Талботе, Г.Ф. Турнашон-Надаре, К. Блоссфельде, А.О. Карелине, М.С. Напельбауме, А.М. Родченко, Л.М. Лисицком, Л. Моголи-Надь, А. Стиглице, Л.Бассмане, А.Картье-Брессоне, Д.Бейли, Р.Аведоне, Р.Гибсоне, Я.Саудеке,
A.Лейбовице, Л.Гринфилде, П.Роверси-Черрути, П.Линдберге,
B.Скребнески, В.Клавихо, А.Колмьпсове, А.Чежине.
Грамотное использование фотографики в рекламном графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности невозможно без знания трудов по истории, теории и методике орнаментации текстильных изделий, изложенных в трудах Н.Н. Соболева [80,81], А.-де Морона [82], Н.П. Бесчастнова [83], Ф.С. Рогинской [84], В.Я. Берестневой [85], Э.В. Кильчевской [86], В.М. Шугаева [87], С.В. Иванова [88],
В.Н. Козлова [89], Л.М. Буткевич [90] и др., изучения исследований по истории, теории и методике художественного проектирования костюма, в трудах М.Н. Мерцаловой [91], Е.В. Кирсановой [92], Р.В. Захаржевской [93], Т.В. Козловой [94,95], Ф.М. Пармона [96,97], Т.С. Гориной [98], L. Kybalova [99], V. Fehlig [100] и др.
Анализ современных фотоизображений проводился при изучении журналов модной одежды и декора: Индустрия моды, Текстиль, Burda, L'officiel, Harper's BAZAAR, Vogue, ELLE, ELLE декор, Hermes, Step, Ornamente Textiles Gestalten international и в каталогах модных изделий различных фирм, выпускающих изделия массового спроса Otto, Baur, Kays Worldwide, Bader, Heine, 3 suisses, Apert impressions, Freemans of London и др., разбора фотокомпозиций в журналах по современному графическому дизайну Interpressgrafik, Дизайн-студия и др.
Современные тенденции в области проектирования фотографики изучались на материалах крупных международных выставок и центров моды: Moda Moscow, Leipziger Mode Messe, Kolner Modemessen, SEHM-Salon International de la Mode, Modemessen Dtisseldorfj Kopenhagen Fashion Fair, Pitti Immagine Vomo, Premier Collections Birmingham, World Fashion Center, PR-Арт, Дизайн-полиграфия, Дизайн-реклама, London AD master, Kolner Modemessen, SEHM-Salon International de la Mode, Modemessen Dusseldorf, Kopenhagen Fashion Fair, Pitti Immagine Vomo, Premier Collections Birmingham, World Fashion Center и др.
Тенденции применения фотографики изучались также в Интернете на сайтах: http ://fashion.net, http://fashiontime.ru, http://www.avrilstudio.com, http://www.geh.org. http://fashiontv.com. http://fashion.com. http://www.moda.ru. http://fashion-monitor.com, http://www.fg.ru, http://www.ftv.com, и др.
Таким образом, художественное проектирование рекламной фотографики вбирает в себя, кроме практики, две основные ветви исследований: труды по фотографии и специальные исследования в области рекламного графического дизайна. На сплетении этих ветвей возникает и развивается методика современной рекламной фотографики. Она развивается не без влияния общих тенденций в искусстве и дизайне XX -начала XXI веков.
Данная диссертация — первый опыт комплексного, системного исследования дизайна рекламной фотографики с использованием автоматизированных систем проектирования. Осознание идеи современной проектной культуры (К.М. Кантор [ 101,102], М.С. Каган [103, 104], В.Ф.Сидоренко [105, 106, 107], О.И. Гинесаретский [108, 109], К.А. Кондратьева [110, 111], Г.Г. Курьерова [112] позволяет внедрить исторический и современный опыт в области фотографики в рекламном графическом дизайне.
Цели и задачи диссертации. Цель диссертации - выявление принципов и разработка методов проектирования фотографики для современного рекламного графического дизайна с использованием компьютерных технологий.
Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:
- рассматривается исторический опыт внедрения фотоизображений в рекламный графический дизайн;
- выявляются хронологические рамки расширенного использования фотоизображений и фототехнологий в рекламном графическом дизайне;
- анализируется взаимосвязь между развитием фототехнологий и формами применения фотографий в рекламном графическом дизайне.
- разрабатываются методы проектирования творческой фотографики с применением современных компьютерных технологий, с заранее запрограммированными художественно выразительными графическими средствами.
Объект, предмет и границы исследования. Объектом исследования является практика рекламной фотографии и художественной рекламной фотографики, предметом исследования — методы проектирования фотографики в рекламном графическом дизайне с использованием компьютерных технологий.
Работа построена на материале истории и теории культуры, истории и теории фотографии и графического дизайна, методологи проектирования. В сферу исследования вовлечены образцы рекламных фотоизображений из истории американской, европейской и отечественной фотографии. Выбор и организация материала подчинены задаче выявления наиболее эффективных методов проектирования рекламной фотографики. Поэтому кроме исторического материала исследование включает экспериментальный поиск.
Проблемы проектирования рекламной фотографики почти не освещены в печати, поэтому существенную роль в работе играет фактография применения фотографики в рекламных целях, способствующая достижению цели исследования.
За рамками исследования остаются проблемы психологии восприятия рекламной фотографики на различных носителях, технические аспекты производства рекламных фотографических композиций на изделиях текстильной и легкой промышленности.
Методы исследования. Материалы диссертации исследуются на основе понимания современной культуры как проектной культуры и парадигмы «канон — проект» (В.Ф. Сидоренко) с применением целостного системно-методологического подхода к проблемам проектирования фотографики в современном рекламном графическом дизайне.
В диссертации развертывается историко-генетическая, модель развития фотографики в рекламном графическом дизайне.
В обработке обширного визуального материала использованы методы сравнительного анализа, классификации и типологизации.
Научная, новизна исследования. Диссертация является первым комплексным исследованием принципов и методов проектирования фотографики с использованием компьютерных технологий в современном рекламном графическом дизайне. Автор впервые предпринял попытку системного анализа художественной организации и творческих методов проектирования фотографики в историческом развитии: от появления фотографии до настоящего времени.
Научная и практическая значимость исследования. Проведенное автором исследование обосновывает и научно подтверждает методы применения фотографики и фототехнологий в современном рекламном графическом дизайне. Рекламная фотографика с использованием компьютерных технологий - пока еще малоизученная область графического дизайна и диссертация восполняет дефицит исследований в этой области.
Практическое значение диссертации заключается в том, что сформулированные в ней методы проектирования рекламной фотографики с использованием компьютерных технологий могут широко использоваться в современной проектной деятельности в области рекламного графического дизайна и уже внедрены в сферу дизайнерского образования специалистов текстильной и легкой промышленности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого, всероссийского и международного характера и внедрены в учебный процесс — курсовое и дипломное проектирование по дисциплине "Композиция рекламы" на кафедре рисунка и живописи МГТУ им. А.Н. Косыгина.
Фотографические композиции, спроектированные автором на основе результатов исследования были экспонированы на ряде художественных выставок. По теме диссертации имеется 6 печатных работ в сборниках научных трудов и тезисах научных конференций.
Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи МГТУ им. А.Н. Косыгина.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Принципы и методы фотографики в рекламном графическом дизайне"
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. Анализ литературы показал, что художественное проектирование фотографики - одна из основных динамично развивающихся частей рекламного графического дизайна, имеющая предысторию, историю и методику. Предысторией мы считаем первые опыты применения фотографии в полиграфии, которые были ограничены технологическими процессами в XIX — начале XX веков, историей - проектирование фотографики в XX веке. К началу XXI века фотографика стала полноценным объектом проектирования в рекламном графическом дизайне. Появление фотографики в среде Интернет завершило этот масштабный процесс, введя фотографику в разряд интерактивных видов графического дизайна.
2. Развитие технологий аналоговой фотографии и их использование крупнейшими мастерами графического искусства Америки, Западной Европы, России в первой половине XX века заложили основы развития фотографики в современном рекламном графическом дизайне.
3. Проведенный в работе анализ современной цифровой фото и видеотехники и особенностей ее применения в проектной работе открывает пути для дальнейшей специализации методик проектирования фотографики в современном рекламном графическом дизайне.
4. Разработанная на основе системного подхода научно-обоснованная методика художественного проектирования фотографики позволяет специалистам в области рекламного графического дизайна выйти на новый уровень проектного творчества с использованием современных фототехнологий.
5. Впервые сформулированы художественно-технические требования к качеству фотоизображений предназначенных для компьютерной обработки при трансформации их в фотографику.
6. Впервые сформулированы методы проектирования многоуровневых компьютерных фотоэффектов, применяемые в современной фотографике, не имеющие аналогов в "пленочной" фотографике.
7. Применение Системы художественной организации рекламного графического изображения, с включением фотографики, разработанной в диссертации, позволяет оптимизировать процесс его проектирования.
Список научной литературыМатусевич, Владимир Владимирович, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Изд-во "Искусство". Ленинградское отделение, 1971. - 440 с.
2. Кантор К.М. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955-1985. История и теория. М.: Изд-во "АНИР", 1996.-286 с.
3. Черневич Е.В. Язык графического дизайна: Материалы к методике художественного конструирования.//М.: ВНИИТЭ, 1975. 138 с.
4. Черневич Е.В. О задачах промышленной графики.// Техническая эстетика, 1970, №7. С.20-31.
5. Черневич Е.В. Образный язык дизайн-графики.// Техническая эстетика, 1974,№6.-С. 18-20.
6. Черниевский В. Визуальная динамика и восприятие рекламы.// Техническая эстетика, 1970, №6. С.28-30.
7. Шахгулова Л. Искусство рекламной промграфики.// Техническая эстетика, 1964,№8.-С.10-11.
8. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том I. М.: Союз дизайнеров России, 2001. - 424 с.
9. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 2. М.: Союз дизайнеров России, 2001. - 392 с.
10. Аникст М. Реклама это визуальная культура.// Реклама, 1984, №1.1. С.11-15.
11. Ефимов А.В. Суперграфика в городской среде.// Техническаяэстетика, 1983,№2.-С.22-23.
12. Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. М.: Гранть,2000. -256 с.
13. Лаврентьев А.Н. Традиции и эксперимент в отечественном дизайне 1920-1930-х годов. Автореферат дисс. . доктлскусствоведения. -М.: 1996. -60с.
14. Лаврентьев А.Н. Дизайн 20-х годов и графическая концепция "фирменного стиля".// Интерпрессграфик, 1980, №5.
15. Серов С.И. Стиль в графическом- дизайне 60-80-х гг. М.: 1991.-116с.16. 'Глинтерник Э.М. В плену эфемерных созданий . (100 лет русскому рекламному плакату).// Мир дизайна, 1995, №1. С.30-36.
16. Глинтерник Э.М. Начало российской рекламы.// Наше наследие, 2000, №6.-С.222-234.
17. Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. М: Слово/SLOVO, 2000. - Кн. в двух томах: Том 1 - 144 е.; том 2 - 158 с.
18. Кричевский В.Г. Проблематика отечественной типографики.// Техническая эстетика, 1982, №9. С.23-26.
19. Кричевский В.Г. Мир графики глазами дизайнера.// Техническая эстетика, 1986,№8.~С.10-15.
20. Кричевский В.Г. Дизайн: Тотал Дизайн.// Техническая эстетика, 1987, №5.-с.23-25.
21. Кричевский В.Г. Что означает Типографика? // Реклама, 1990, №1. -С.5-7.
22. Кричевский В.Г. Типографика футуристов на взгляд типографа.// Терентьевский сборник второй. М.: Гилея, 1998. - С.43-74.
23. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфоза зрительных образов. Учебное пособие для вузов. М.:МГТУ им. А.Н. Косыгина. 2003г. 296с.25