автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему:
Певческие традиции западных бурят: эхиритов и булагатов

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Танганова, Тамара Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.09
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Певческие традиции западных бурят: эхиритов и булагатов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Певческие традиции западных бурят: эхиритов и булагатов"

На правах рукописи Танганова Тамара Сергеевна

ПЕВЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ЗАПАДНЫХ БУРЯТ:

ЭХИРИТОВ И БУЛАГАТОВ (опыт историко-искусствоведческого исследования)

Специальность 17.00.09 - теория и история искусства (искусствоведение)

АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Улан-Удэ 2005

Работа выполнена на кафедре этнологии и фольклора ФГОУ ВПО Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор

Дашиева Надежда Базаржаповна

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Щуров Вячеслав Михайлович

доктор исторических наук, профессор Дугаров Дашима Санжиевич

Ведущая орган изация ГВОУ Арктический институт культуры

и искусств

Защита состоится 27 января 2006 г. в 10.00. часов на заседании диссертационного совета К 210.002.02 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения при ВосточноСибирской государственной академии культуры и искусств по адресу: 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1. Зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.

Автореферат разослан 27 декабря 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, канд. культ, наук, доцент

ас-

Судакова О.Н

М1Л

ссь

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Народная песня - наиболее распространенный вид вокальной музыки устной традиции, одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества, как и все народное искусство в целом, в значительной степени представляет собой способы воспроизводства художественного восприятия мира посредством художественных средств, выработанных в традиционной культуре каждого народа (И.И. Земцовский, И.Я. Богуславская).

Певческие традиции каждого народа как отражение реальной, исторически конкретной системы его вокальной музыки, представленной совокупностью функциональных, стилистических и исполнительских составных, обусловленных музыкальным мышлением народа, являются одним из важных источников изучения народного искусства. Важность историко-искусствоведческих исследований певческих традиций конкретного этноса, проявляющихся в синкретическом единстве с обрядом, игрой, танцем, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором, заключается еще и в том, что, вскрывая истоки происхождения и общую логику их развития, подобные исследования позволяют делать обобщения, касающиеся специфики бытования и истории формирования народного искусства в целом.

Для современной гуманитарной науки не менее важна и этнографическая составляющая народной песни, прямо или косвенно указывающая на происхождение народа, его родственные и исторические связи и культурные взаимоотношения с другими народами. Роль музыкального фольклора в этногенетических исследованиях признается особенно значительной, ибо музыка, воплощая этнически характерные черты культуры, в то же самое время не так жестко детерминирована хозяйственно-экономическими, природно-климатическими и другими причинами, как иные компоненты этнической культуры (И.И. Земцовский). В свете этого положения данное диссертационное исследование приобретает особую актуальность, так как этно- и культурогенез, этническая и культурная история бурятского народа в целом, так и ее крупнейших этнических групп в частности, являются результатом взаимодействия монгольских, тюркских, тунгусо-маньжурских, самодийских, кетских, а в какой-то степени и иранско-

го этнокультурных компонентов. Отсюда возникает необходимость исследования различных видов народного искусства бурят по отдельным этно-территориальным группам.

Все изложенное обусловливает актуальность темы нашего диссертационного исследования, определенной как «Певческие традиции бурят Предбайкалья - эхиритов и булагатов (опыт историко-искусствоведческого исследования)».

Степень изученности проблемы. Первые записи песен бурят Предбайкалья осуществил Г.Д. Санжеев. В 1929 году вышла в свет его работа «Песнопения аларских бурят», в которой представлены тексты песен западных бурят - булагатов и хонгодоров. В нее вошли 166 текстов песен, они подразделяются на хороводные, революционные, плясовые, турнирные, приветственные, свадебные песни и шаманские гимны. В этот же период начал записывать песни известный бурятский этнограф С.П. Балдаев. Собранный им материал, более 3000 текстов (без нот), был опубликован лишь во второй половине XX века в виде трехтомного издания. В работе тексты песен были классифицированы по тематике и функциональному назначению, территориальные различия не учитывались.

В 1930-1933 гг. были организованы сектором искусств Государственного научно-исследовательского института культуры под руководством П.М. Берлинского три музыковедческие экспедиции в районы Бурят-Монгольской республики, Иркутской и Читинской областей. Материалы этих экспедиций и рукопись исследования «Музыкальная культура бурят-монголов» хранятся в Рукописном отделе БНЦ СО РАН

Первым большим музыковедческим трудом, осуществленным профессиональным музыковедом, явилась кандидатская диссертация Б.Б. Олзоева «Бурятские народные песни» (1965).

Планомерная работа по собиранию песенного фольклора начинается с 1958 г. сотрудниками БКНИИ СО АН СССР. Результатом этой работы стали исследования Д.С. Дугарова, который в разные годы (1964, 1969, 1980) опубликовал три тома бурятских народных песен.

В первый том вошли песни хори бурят, во второй - песни селен-гинских бурят, а в третий - песни бурят Предбайкалья. Таким образом, указанные три тома являются единственной крупной коллекцией бурятских песен с нотными расшифровками. В них материал классифицирован по жанрам: эпические, исторические, лирические, бытовые, хороводные, советские песни и др.

С середины 80-х годов XX в. обширный текстологический материал песен бурят Предбайкалья был собран и опубликован учеными фольклористами Т.М. Болдоновой «Песни осинских бурят» (1985), С.С. Бардахановой «Фольклор Курумчинской долины» (1999) и знатоком песенного фольклора Д.И. Баймеевой «Народные песни эхи-рит-булагатских бурят» (2003).

Поэтическая система традиционных песен одной этнической группы бурят Предбайкалья исследована в кандидатской диссертации Г.Д. Фроловой «Песенный фольклор хонгодоров» (1999). Автор подразделяет народные песни бурят на две большие группы- словесно-музыкальную и словесно-музыкально-кинетическую. Внутри этих двух групп песни делятся на обрядовые и необрядовые жанры.

В монографическом исследовании профессора Ю И. Шейкина «История музыкальной культуры народов Сибири» (2002) наряду с интонационной культурой народов Сибири и Севера в качестве сравнительного материала рассматривалась и интонационная культура бурят. При этом автор замечает, что музыкальные различия между группами бурят до сих пор не исследовались.

Таким образом, обзор литературы и источников песенной культуры бурят показывает малоизученность проблемы певческих традиций бурят Предбайкалья и отсутствие специальных исследований ис-торико-искусствоведческого характера.

В сравнительно-сопоставительном плане для нашей работы большой интерес представили исследования, посвященные музыке устной традиции народов Сибири, с которыми буряты имеют общность этно- и культурогенеза, этнической и культурной истории. Это прежде всего изданный в 1964 г. фундаментальный труд А.Н. Аксенова «Тувинская народная музыка».

Значительным вкладом в тувинское музыковедение стала монография З.К. Кыргыз «Песенная культура тувинского народа» (1993).

Много общего в музыкально-стилевых особенностях фольклора бурят, якутов и эвенков выявляет A.M. Айзенштадт в своей работе «Песенная культура эвенков», опубликованной в 1995 году.

Черты взаимовлияния танцевально-песенного фольклора бурят Предбайкалья, якутов и эвенков отмечала в ряде своих статей и известный отечественный этнохореограф М.Я. Жорницкая. Интерес для нашей работы в плане этногенетических исследований певческих традиций бурят Предбайкалья представляют публикации ряда иссле-

дователей, посвященные песенному творчеству алтайцев, хакасов, обских угров, а также народов Центральной Азии. Заметным явлением в этом ряду стало монографическое исследование истории музыкальной культуры народов Сибири Ю.И. Шейкина.

В целом, важность в изучении вопросов, касающихся историко-генетических аспектов музыкального фольклора бурят Предбайкалья, имеют труды исследователей различных сторон жизни и быта народов Сибири, которые отмечали общность их устного народного творчества. Так, еще в XIX в. А.Ф Миддендорф в книге «Путешествие на север и восток Сибири» отмечал аналогичность бурятских, якутских и эвенкийских сказок. В.М Жирмунский в своем труде «Введение в изучение эпоса» и Г.М. Василевич в монографии «Исторический фольклор эвенков Сказания и предания» выявляют ряд общих черт в эпических сказаниях эвенков, якутов и бурят.

Объектом диссертационного исследования является вокачьная музыка устной традиции бурят Предбайкалья - эхиритов и булагатов.

Предмет исследования - интонационно-певческие доминанты эхиритов и булагатов в стилевом, функциональном и структурном аспектах.

Целью работы является выявление этнической специфики системы вокальной музыки устной традиции бурят Предбайкалья - эхиритов и булагатов, представленной совокупностью художественно-выразительных средств и исполнительских приемов в их историческом развитии.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи

• дать характеристику основных песенных жанров бурят Предбайкалья - эхиритов и булагатов;

• выявить основные типы традиционных песен эхиритов и булагатов;

• проанализировать их музыкально-стилевые особенности;

• охарактеризовать традиционные самобытные приемы исполнения народных певцов;

• выявить историко-генетические истоки формирования певческих традиций эхиритов и булагатов.

Эмпирическую базу исследования составили:

• материалы и расшифровки народных песен, собранные автором в ходе полевых исследований 1985-2005 гг. в районах компактного проживания эхиритов и булагатов в Усть-Ордынском Бурятском ав-

тономном округе, Иркутской области и Республике Бурятия;

• нотные расшифровки аудиозаписей лаборатории этнографии и фольклора народов Восточной Сибири, сделанные автором;

• образцы песен западных бурят из сборника Д.С. Дугарова «Бурятские народные песни» (1980).

Методологическую основу диссертационного исследования составил комплекс методов и подходов, сформировавшихся в современном искусствоведении, музыкознании, этномузыковедении, фольклористике и этнологии.

При выявлении художественной природы вокальной музыки устной традиции бурят Предбайкалья в их историческом развитии мы опирались на фундаментальные общетеоретические труды музыковедов Э.Е. Алексеева, Б.В. Асафьева, Р.И. Грубера, В.Л. Гошовского, И.И. Земцовского, К.В. Квитка, А.Н. Серова, В.М. Щурова, и др.

Анализ этномузыкальных феноменов основывается на концепции интонационной культуры этноса, введенной и разрабатываемой в рамках сибирской этномузыкологической школы Н.М. Кондратьевой, В.В. Мазепус, Г.Е. Солдатовой, Г.Б. Сыченко, Ю.И. Шейкиным, В.М. Цеханским и др.

Географический аспект исследования, как это убедительно доказал К.В. Квитка в исследовании белорусской музыки, и В.М. Щуров в исследовании южнорусской песенной традиции, необходим для определения их этно-генетических и историко-культурных истоков.

В процессе работы были использованы методы: системного подхода к изучаемому явлению с опорой на принципы сравнительно-типологического и сравнительно-генетического анализа; полевого исследования; описательный метод.

Таким образом, диссертация выполнена на междисциплинарном уровне, и в связи с вышеуказанными методами видна логическая связь с саморазвитием и функционированием традиционной культуры в целом, и народного искусства как ее части.

Территориальные границы исследования определены Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, Качугским, Ольхон-ским районами Иркутской области и Кабанским районом Республики Бурятии - местами компактного проживания эхиритов и булагатов.

Научная новизна исследования определяется несколькими факторами: вводится в научный оборот неизвестный науке музыкальный материал, аналитически нотированный автором. Впервые подверг-

нут этномузыковедческому анализу песенный фольклор западных бурят - эхиритов и булагатов. В работе определены принципы музыкальной организации напевов двух основных групп западных бурят в их сопоставлении. Впервые выявлены многообразные связи между элементами стилистики песен бурят - эхиритов и булагатов с таковыми других этносов Сибири и Центральной Азии, с которыми буряты имеют общность в этно- и культурогенезе, этнической и культурной истории.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть востребованы в исследованиях по проблемам истории искусств, истории культуры и этнографии не только бурят, но и других народов Сибири и Центральной Азии

Основные результаты и музыкальный материал могут быть использованы при подготовке к изданию учебного пособия «Традиционная музыкальная культура бурят». Кроме того, материалы диссертации могут привлекаться для решения учебных задач. Некоторые положения исследования излагаются в курсе лекций «Музыкальное народное творчество Сибири» для студентов кафедр «Народное пение» и «Этнологии и фольклора» ВСГАКИ.

Основные положения диссертации и аналитические нотации песенного материала, собранного в процессе работы, могут быть использованы для освоения бурятского музыкального фольклора руководителями народно-певческих коллективов.

Апробация исследования. Аналитические разработки стали ключевыми в работе научно-исследовательского студенческого объединения по теме «Музыкальный фольклор Восточной Сибири», руководство которым осуществлялось автором с 1990 г. на кафедре народного пения Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.

Основные положения исследования изложены в докладах на научных международных симпозиумах: «Традиционный фольклор в полиэтнических странах (Байкальские встречи-И)» (Улан-Удэ, 1998), «Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века (Байкальские встречи-У)» (Улан-Удэ - оз. Байкал, 2005); международной научно-практической конференции «Культурные связи Древней Сибири и Америки: проблемы, исследования, гипотезы» (Кырен-Улан-Удэ, 2004); межрегиональной научно-практической конференции «Образование и

культура XXI века» (Улан-Удэ, 2000); межвузовских научно-практических конференциях (Улан-Удэ, 2000; 2003), а также в 5 научных публикациях, общим объемом 3,2 п.л.

Положения, выносимые на защиту:

1. Методология комплексного подхода, примененная в исследовании певческих традиций бурят Предбайкалья - эхиритов и булагатов, способствовала их осмыслению как систем этномузыкального порядка.

2. Певческие традиции эхиритов и булагатов характеризуются как две самобытные певческие традиции, сложившиеся в результате взаимовлияния разных песенных традиций народов Сибири и Центральной Азии, с которыми буряты Предбайкалья имели многочисленные связи в процессе этно- и культурогенеза, этнической и культурной истории.

3. Певческие традиции эхиритов имеют многочисленные схождения в структуре напевов, функциональном назначении, стиле исполнения, типах интонирования и ритмической организации напевов с певческими традициями эвенков Забайкалья, вилюйских якутов, хакасов и тувинцев.

4. Певческие традиции булагатов имеют общность в песенных типах, типах интонирования, ритмической и ладовой организации с певческими традициями якутов Приленья, западных эвенков, кетов, самодийцев, казахов, узбеков, киргизов и таджиков.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и сведений об информантах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность исследуемой темы, рассматривается степень научной разработанности проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цели и конкретные задачи исследования, выделяются методологические основы и принципы исследования, указываются территориальные рамки работы, обосновывается научная новизна и практическая значимость исследования.

Глава 1. «Общая характеристика песенной культуры западных буря/ - эхиритов и булагатов (вторая половина XX в.)». Проблемы, выносимые в первую главу диссертации, структурированы в три раздела.

Раздел 1.1. «Жанровые номинации песенного фольклора эхиритов и булагатов». В этом разделе мы рассматриваем автохтонные определения видовых объединений и группировок (жанров) песенного фольклора эхиритов и булагатов. Наибольшей разновидностью отличаются номинации песен обрядовых жанров, жанровые номинации необрядовых песен немногочисленны. Анализ автохтонных понятий и терминов жанровых номинаций у бурят Предбайкалья выявляет определение эхиритами и була! агами одного явления песенной культуры одними и теми же терминами при наличии незначительных различий, свидетельствующих об исторической специфике их формирования в рамках локальных групп буря г.

Однозначность терминов жанровой номинации песенной культуры у двух крупнейших этнических групп западных бурят, с одной стороны, указывает на значительную общность в их формировании, а с другой - является признаком стабилизированной традиции, которую в науке определяют «классическим фольклором»

Раздел 1.2. «Типология традиционных песен эхиритов». В разделе выявляются наиболее типичные особенности песен бурят эхиритов. Прежде всего во всех традиционных песнях у эхиритов проявляются однотипные формульные напевы. Понятие «один напев» подразумевает исполнение разных текстов на музыкальную формулу, мобильную в достаточно широких пределах.

Ритмика песен эхиритов в каждой местности индивидуальна, и в каждом напеве заметно варьирование ритмоформулы, но все же отмечается наличие в них внутренней ритмической связи Первый слог их часто равен короткой длительности, за которым следует нота большей протяженности, что равнозначно ямбическому принципу организации ритмической ячейки. Ритмоячейки всегда трехвремен-ные и складываются в ритмоформулу по принципу их варьирования

Заметным явлением становится нестабильность мелодического полотна напева, которая характеризуется звуковысотным скольжением, постепенным интонационным повышением в пределах от '/< до 14 тона. Ладовая организация напевов эхиритов определяется как олиго-хазматоника.

На тембровом уровне во всех напевах заметно широкое применение приема глиссандо между квартовыми, терцовыми и секундовыми интервалами.

На основе проведенного аналитического описания мы пришли к выводу, что для мелодики песен бурят эхиритов характерны архаические черты в звуковысотном, ладовом, ритмическом и тембровом показателях, которые имеют место в песенных жанрах.

Раздел 1.3. «Типология традиционных песен булагатов». Шаманские напевы районов компактного проживания бурят булагатов относятся к одному типу песнопений и характеризуются как бесполутоновая тритоника - ладообразование олиготоники и хазматоника (скачкообразная мелодия). Ключевым принципом композиции образцов песнопений является неварьированное повторение основной единицы формы - строки (А), где цезура делит напев на две фразы.

Для хороводных песен булагатов характерно однострочное строение напева Лад организован по комбинаторному принципу олиго-хазматоники. Для хороводных песен преобладающее значение имеет ритмоформула нейтрального типа, где первый слог равен второму по протяженности. Припевы хороводных песен булагатов сохраняют кличевую интонацию, что находит отражение в ритмике мелодий. Последнее объясняет наличие в исполнении ехоров двух типов фонации: вокальный - основной и возгласный - в припеве.

Обрядовые песни «А-Ьээ» представляют собой пример трансформации обрядовых песен в песни, сопровождающие хороводно-развлекательные игры и лирические песни позднего периода. Это универсальное явление в преобразовании одних жанров фольклора в другие, либо путем восприятия и переработки их отдельных элементов, либо путем выделения одних из других, более архаических.

Свадебные и застольные песни булагатов образуют несколько типовых напевов. По интонационно-ладовым, ритмическим и структурным признакам свадебные и застольные песни булагатов образуют очень яркую локально-этническую традицию. В этой традиции наиболее распространен песенный тип, где музыкальная строфа складывается из двух построений АБ, соответствующих двум строкам-тирадам текста. Ладовое образование характеризуется комбинаторным принципом сложения и определяется как олиго-хазматоника. Она чаще всего представлена в виде фрагментов лидийских, ангемито-новых, гемиольных интонационных ячеек. Ритмика ямбического типа.

Второй песенный тип представляют напевы парно-периодической структуры А (аб) + Б(бвв1) с трехфразным строением второй строки, аналогично строится и поэтическая строфа. Лад организован по принципу олиго-хазматоники. Ритмика нейтрального типа

К третьему песенному типу относятся напевы, основу которых составляет двухстрочное строение АБ, каждая строка разделена на две фразы, причем вторая представляет собой рефрен, его мы обозначили как припев. Для этих песен характерна ритмика нейтрального типа.

Другой распространенный у булагатов песенный тип относится к жанру кумысных песен «сэгээ зугаа». В этом типе песен образуется два вида ритмических пульсаций: обобщеная, слогонотная - для музыкально-слогового ритма, который основывается на ямбическом принципе сложения ритмоячеек, здесь образуются ямбические ячейки с разнообразной ритмической группировкой временных единиц в пропорциях от 1:2 до 1:8 и более изощренная, капризная, свободно развивающаяся - для мелодии.

Общая характеристика певческих традиций эхиритов и булагатов, предпринятая в первой главе диссертационного исследования, показывает, что они обладают целым рядом различий, позволяющих выделить их в две разные традиции.

Формирование каждой из них было обусловлено особенностями генезиса и истории развития, которая отражает реальные процессы формирования и исторического развития конкретной этнической группы и их культуры в целом.

Глава 2. «Стилистические особенности певческих традиций эхиритов и булагатов». Для реконструкции генезиса и истории формирования элементов, которые в синтезе составляют стилистическое своеобразие системы вокальной музыки устной традиции конкретно эхиритов и булагатов по отдельности, мы применяем метод сравнительно-сопоставительного анализа их певческих традиций. В качестве объекта анализа мы отбираем одинаковые по функциональному назначению песенные мелодии, бытующие как у эхиритов, так и булагатов. К ним относятся песни раннего происхождения -культовые, обрядовые или бывшие когда-то обрядовыми, но перешедшие к нашему времени в жанр хороводных (развлекательных) и застольных песен.

Структура напевов эхиритов и булагатов Строение народных напевов в значительной мере зависит от особенностей формы поэтического текста. В композиционных решениях напевов у эхиритов катрены с обязательным припевом, число катренов может быть не ограниченное количество, что зависит от владения певцом мастерством импровизации. Напевы песен эхиритов состоят из одной строки, которая равна стихотворной тираде и представляют собой цельную мелодическую линию, исполняемую на одном дыхании. В однострочных напевах песен эхиритов варьируются лишь отдельные интонации. строение целого напева, основной мелодический контур, обычно, остаются неизменными. Этот принцип строения остается общим для всех песен эхиритов.

В певческом искусстве булагатов культовые песнопения и хороводные песни сохраняют однострочную структуру напевов (А). На неизменный однострочный напев распевается и куплет-катрен, и припев песен.

В отличие от напевов эхиритов, структура свадебных и застольных песен у булагатов определяется конструктивными особенностями текста. Форма песен булагатов подчинена единому замыслу конструкции поэтики. Так, однострочная структура напева за счет повтора второй фразы стиха приобретает вид А (абб1). Или путем повторения заключительного слова приобретает вид двухстрочника: А (аб) + Б (вгг1). И третья форма композиции свадебных и застольных песен булагатов определяется принципом парно-периодической структуры, основанной на чередовании элементов АБ, куплет-катрен при этом приобретает вид АБАБ. У булагатов, в отличие от эхиритов, песни составляют строго парные катрены без припевов.

Мелодико-интонацгюнный склад песен эхиритов и булагатов Наиболее общая градация напевов эхиритов и булагатов сводится к двум основополагающим стилевым направлениям в народном певческом искусстве - речитативного и собственно песенного склада.

Шаманские напевы эхиритов, некоторые обрядовые призывания-речитации имеют речитативный характер. К речитативно-песенному складу относятся свадебные, застольные, хороводные песни, в которых звучание интонаций музыкальных естественно сочетается с одновременным осмысленным произнесением слов и тем самым - речевых интонаций. Показательно большое сходство свадебных, застольных и хороводных напевов эхиритов, их несомненную связь

вообще с обрядовыми интонациями, основанных на многократной повторности и чередовании узких - секундовых, терцовых и квартовых интонаций.

У булагатов шаманские песнопения и хороводные напевы относятся к речитативно-песенному складу. Интонационно-мелодический склад свадебных и застольных песен булагатов характеризуется ярко выраженным песенным началом, развитой распевностью мелодики.

Сравнение ритмики напевов эхиритов и булагатов Ритмическая организация народных песен эхиритов и булагатов это наиболее устойчиво сохраняемая закономерность. Певческое искусство западных бурят определяет равноправие непосредственной выразительности мелоса, поэтики и ритма. В ритмической организации песен у эхиритов преобладает ямбический тип, а у булагатов - нейтральный в хороводных, ямбический - в свадебных и застольных песнях Сравнительный анализ песен на ритмоинтонационном уровне показывает, что для песен эхиритов характерны многообразные комбинации двух- и трехвременных ритмоячеек-стоп, которые сохраняют соотношение единиц счетного времени 1:2; 1 3. У булагатов в хороводных песнях ритмоячейка двухвременная, в свадебных и застольных песнях наблюдается чередование разновременных ритмоячеек-стоп, в которых соотношение единиц времени колеблется от 1:2 до 1:8.

Различие ритмики в песнях эхиритов и булагатов достаточно прочно сохраняется несмотря на активную взаимосвязь между двумя группами западных бурят в настоящее время. Это свидетельствует о стойкости, неразмытости ритмических систем в каждой из локальных певческих групп.

Ладовая организация песен эхиритов и булагатов. Исследование песен эхиритов и булагатов характеризуется комбинаторным типом ладовой организации. В связи с характером сложения отдельных интонационно-мелодических «ячеек» в одно построение напева, свойственного для песнетворчества западных бурят, развитие лада различно. В результате этого некоторые ладовые образования, более характерные для эхиритов, не характерны для булагатов и проявляются в ином звуковысотном строе.

Так, для ладовой организации песен эхиритов характерно сочетание как минимум двух-трех звукорядных норм: олиготоники. хазма-тоники, ангемитонового трихорда. Довольно распространены «увеличенные» и «нестабильные» лады.

У булагатов в песнях показателен аналогичный принцип ладовой организации и сочетание различных звукоинтонационных компонентов в виде акустических фрагментов гемитоники, гемиолики и др.

Многоголосие в песнях эхиритов и булагатов. В бурятском языке нет слова, означающего «хор» как организованный коллектив певцов. но есть понятие «хамта, хамад» что в переводе означает все вместе и понятие «опоороо дуупалдадаг дуун» - исполнять песню веем коллективом Такое пение применялось при исполнении старинных обрядовых песен-призываний, хороводных и застольных песен.

Коллективное исполнение хороводных и часто застольных песен характеризуется несовпадением голосов по звуковысотному, тембровому, ритмическому критериям. Звуковысотному несовпадению соответствует кластерное наложение голосов ансамбля, тембровому -различие женских и мужских голосов, ритмическому - индивидуальное варьирование мелодии - распевы, дробление слогонот, незначительное запаздывание пропеваемых слов.

Одной из существенных сторон бытования песен западных бурят является вариантность ее исполнения. В совместном исполнении певцов проявляется склонность к вариантному преобразованию мелодии, т.е. в таком ансамбле обнаруживаются элементы простой ге-терофонии.

Испочнителъская манера эхгритов и бучагатов В формировании того или иного песенного стиля важную роль играет местная певческая традиция, отражающая местную манеру и характер исполнения. Так, для исполнительской манеры бурят булагатов типичны лиричность, сдержанность, напевность, плавность и грациозность исполнения, спокойная, мягкая подача звука, интонационная выразительность и орнаментальная витиеватость мелодического распева.

Полной противоположностью исполнительской манеры булагатов приходится характер исполнения песен у эхиритов. Их исполнительская манера имеет характерную особенность и своеобразие, которое выражается пением в речевом регистре, выразительной подачей текста песен, интонационной рельефностью звука-слога. Пев-цы-эхириты исполняют свадебные, застольные песни в подвижном темпе, приподнимая плечи, руки держат перед собой, притопывают ногой на сильную долю. Слова проговариваются четко, упруго, энергично, заметно проявляется танцевальное начало. Можно предположить, что танцевальный характер хороводного танца «ёхор» нало-

жил отпечаток на исполнительскую традицию песен эхиритов. Певческая традиция эхиритов отличается энергичностью, эмоциональной темпераментностью исполнения.

Общность двух певческих традиций проявляется в наличии у тех и других песен-призываний, хороводных песен, в поэтике - общность в организации структуры стиха.

Глава 3. «Историко-генетические истоки формирования певческих традиций эхиритов и булагатов». Основные положения, вынесенные в третью главу, структурированы в три раздела.

Раздел 3.1. «Поэтические особенности стихосложения песен». Различия в стихосложении эхиритов и булагатов выявляются в следующем:

• куплеты-катрены у булагатов в песнях всегда строятся попарно, то есть два куплета - полный текст песни. У эхиритов число куплетов не ограничивается этим числом, их может быть намного больше в зависимости от владения исполнителем мастерством импровизации;

• у эхиритов в песнях обязательно наличие припева, у булагатов таковой отсутствует.

Поэтическая структура песен эхиритов и булагатов представляет собой общий пласт с песнями широкого круга народов Центральной Азии, Сибири и характеризуется:

• в основе песен эхиритов и булагатов лежит древнетюркский 7-8-сложный стих;

• одинаковым строением песенного куплета, который образуется путем сложения двух строк-тирад в стих, два стиха - в куплет;

• начальной звуковой аллитерацией, параллелизмах, нерифмованным окончанием строк;

• импровизационностью и варьированием поэтического текста;

• тесной взаимосвязью поэтического текста с мелодикой песен

Указанные принципы строения поэтического текста песен западных бурят и тюркоязычных народов можно отнести к ареальному пласту их песенной культуры.

Раздел 3.2. «Этнорегиональные связи певческой традиции эхиритов». Сопоставление образцов шаманских песнопений эхиритов с таковыми у народов Сибири позволило выявить их функциональную и структурную общность. Широкое и устойчивое применение общего интонационного «кода», которая у эхиритов, тувинцев, хакасов,

эвенков ограничена малой терцией. Обрядовые песни-призывания эхиритов схожи с шаманскими песнопениями эвенков. Аналогии выявлены в их структурном построении, применением сходных возгласов, исполнением многоголосия в форме имитации, в противопоставлении двух фонации - возгласной и речитативной. Стилистическое единство речитаций-призываний выявлено у эхиритов с таковыми у алтайцев. В материале типичных образцов хороводных песен бурят эхиритов, вилюйских якутов, читинских эвенков, эвенов и долган аналогии проявляются в ямбическом типе организации ритмики и трехвременной ячейке-стопе. У эхиритов свадебные и застольные песни схожи с таковыми у якутов и эвенков. Общность заключается в строении напевов, в ритмике. Для мелодии характерны схожие се-кундовые покачивания и часто напев начинается с центрального тона и им завершается.

Исследование показало, что певческое искусство эхиритов представляет собой сложное переплетение музыкально-стилевых компонентов, в большей степени связанных с тунгусско-маньчжурской и тюркской этнокультурной средой.

Раздел 3.3. «Этнорегиональные связи певческой традиции булага-тов». Сопоставление образцов шаманских песнопений у булагатов, хантов, эвенков выявило ряд одинаковых черт. Сходство всех рассмотренных образцов во многом связано с тем, что функциональность, структура, фонетический аналог и интонационный «код» вошли в число наиболее существенных, базовых определителей традиционных шаманских песнопений

Хороводные песни у булагатов, якутов, эвенков Катанги и северных районов Байкала обнаруживают сходные ритмические формулы, ритмоинтонации. Аналогичные черты в исполнении кумысных песен (сэгээ зугаа) булагатов мы обнаруживаем в приветственных песнях у эвенков и кетов. Эта общность проявляется в структуре напевов, в одинаково сложной ритмике, обилии всевозможных мелизмов.

Образцы свадебных и застольных песен булагатов, в которых ритмические показатели и структурные принципы строения строф, характерный фонетический аналог «ер-ер» во второй фразе каждой строки, сближают данный песенный тип булагатов с напевами свадебных песен «Ер-ер», «Яр-яр» или «Жар-жар» народов Центральной Азии: казахами, узбеками, туркменами и таджиками. Эти песни исполняются ими в форме состязаний, подобная форма бытуют и у булагатов.

Булагаты, большая ее часть - пришлое из Западной Монголии население. В основе их певческого искусства лежат западно-монгольские, тюркские (западно-тюркские - кыпчакские, кыргызские), восточно-иранские стилевые компоненты.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются основные выводы.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Танганова Т.С. Этнокультурные ценности фольклора в воспитании личности // Проблемы художественной культуры: история, теория, методика. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ. 2000. - С. 190-199.

2. Танганова Т.С. Проблемы развития и сохранения традиционной народной культуры на современном этапе // Музыкальный фольклор и духовная культура. - Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2001. -С. 9-13.

3. Танганова Т.С. Застольные песни бурят Предбайкалья // Этнические процессы и традиционная культура (Сибирь: этносы и культуры. Вып. 9). - М.-Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005. -С.181-196.

4. Танганова Т.С. Сравнительный анализ шаманских песнопений народов Сибири и Америки // Культурные связи Древней Сибири и Америки: проблемы, исследования, гипотезы: Материалы междунар науч.-практ. конф. (июль 2004 г.). - Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2004. - С. 44-56.

5. Танганова Т.С. Свадебные песни бурят племени эхирит» // Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века: В 2-х т : Материалы V междунар науч. симпозиума (сентябрь 2005 г.): Байкальские встречи-V. - Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005. - Т. I. - С. 214-220.

Подписано в печать 26.12 05. Формат 60 х 84 1/16 Уел печ. л. 1,0 Тираж 100. Заказ 1567

Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г Улан-Удт ул Смолина 24а

РНБ Русский фонд

2007-4 668

£8 ф|в 2{Г

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Танганова, Тамара Сергеевна

Введение.

Глава 1. Общая характеристика песенной культуры западных бурят - эхиритов и булагатов (вторая половина XX в.)

1.1. Жанровые номинации песенного фольклора эхиритов и булагатов.

1.2. Типология традиционных песен эхиритов.

1.3. Типология традиционных песен булагатов.

Глава 2. Стилистические особенности певческих традиций эхиритов и булагатов.

Глава 3. Историко-генетические истоки формирования певческих традиций эхиритов и булагатов.

3.1. Поэтические особенности стихосложения песен эхиритов и булагатов.

3.2. Этнорегиональные связи певческой традиции эхиритов

3.3. Этнорегиональные связи певческой традиции булагатов

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по искусствоведению, Танганова, Тамара Сергеевна

Актуальность темы исследования. Народная песня - наиболее распространенный вид вокальной музыки устной традиции, одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества, как и все народное искусство в целом, в значительной степени представляет собой способы воспроизводства художественного восприятия мира посредством художественных средств, выработанных в традиционной культуре каждого народа [Земцовский, 1991, с.100; Богуславская, 1986, с.161].

Певческие традиции каждого народа как отражение реальной, исторически конкретной системы его вокальной музыки, представленной совокупностью функциональных, стилистических и исполнительских составных, обусловленных музыкальным мышлением народа, являются одним из важных источников изучения народного искусства. Важность историко-искусствоведческих исследований певческих традиций конкретного этноса, проявляющихся в синкретическом единстве с обрядом, игрой, танцем, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором, заключается еще и в том, что, вскрывая истоки происхождения и общую логику их развития, подобные исследования позволяют делать обобщения, касающиеся специфики бытования и истории формирования народного искусства в целом.

Для современной гуманитарной науки не менее важна и этнографическая составляющая народной песни, прямо или косвенно указывающая на происхождение народа, его родственные и исторические связи и культурные взаимоотношения с другими народами. Роль музыкального фольклора в этногенетических исследованиях признается особенно значительной, ибо музыка, воплощая этнически характерные черты культуры, в то же самое время не так жестко детерминирована хозяйственно-экономическими, природно-климатическими и другими причинами, как иные компоненты этнической культуры [Земцовский, 1988, с.5]. В свете этого положения данное диссертационное исследование приобретает особую актуальность, так как этно- и культурогенез, этническая и культурная история бурятского народа в целом, так и ее крупнейших этнических групп в частности, являются результатом взаимодействия монгольских, тюркских, тунгусо-маньжурских, самодийских, кетских, а в какой-то степени и иранского этнокультурных компонентов. Отсюда возникает необходимость исследования различных видов народного искусства бурят по отдельным этно-территориальным группам.

Все изложенное обусловливает актуальность темы нашего диссертационного исследования, определенной как «Певческие традиции бурят Предбайкалья - эхиритов и булагатов (опыт историко-искусствоведческого исследования)».

Степень изученности проблемы. Богатое и самобытное песенное творчество бурят издавна привлекало внимание русских и иностранных путешественников, ученых, писателей и журналистов. Первая нотная запись бурятской песни была сделана в 1741 г. профессором И.Г. Гмелиным, участником экспедиции, снаряженной Российской академией наук в 1733 г. для изучения полуострова Камчатка и близлежащих районов, а также Восточной Сибири, и опубликована в его 4-томном труде «Путешествие через Сибирь» [Гирченко, 1939]. В середине XIX столетия десять песен восточных хори-бурят были переложены на ноты И.С. Сталибрасом, - сыном английского миссионера, жившего в Селенгинске, а затем среди хоринских бурят, и изданы немецким философом, психологом и музыковедом Карлом Штумпфом.

В начале XX века несколько бурятских мелодий (всего 17) опубликовал русский ориенталист, филолог А.Д. Руднев [Руднев, 1908].

В конце 20-х годов Б.П. Сальмонтом записано более 600 бурятских и монгольских напевов, часть из них на валиках для фонографа хранится в рукописном отделе БНЦ СО РАН.

В 1929 году вышла в свет работа Г.Д. Санжеева «Песнопения аларских бурят», в которой представлены тексты песен западных бурят - булагатов и хонгодоров. В нее вошли 166 текстов песен, они подразделяются на хороводные, революционные, плясовые, турнирные, приветственные, свадебные песни и шаманские гимны [Санжеев, 1929].

В этот же период начал записывать песни известный бурятский этнограф С.П. Балдаев. Собранный им материал, более 3000 текстов (без нот), был опубликован лишь во второй половине XX века в виде трехтомного издания. В данной работе тексты песен были классифицированы по тематике и функциональному назначению, территориальные различия не учитывались [Балдаев, 1961; 1965; 1970].

В 1930-1933 гг. были организованы сектором искусств Государственного научно-исследовательского института культуры под руководством П.М. Берлинского три музыковедческие экспедиции в районы Бурят-Монгольской республики, Иркутской и Читинской областей. Материалы этих экспедиций и рукопись исследования «Музыкальная культура бурят-монголов» хранятся в Рукописном отделе БНЦ СО РАН.

Ряд народных мелодий записали в 30-е годы P.M. Глиэр, посетивший в 1934 году Верхнеудинск, и М.Н. Фролов - в период работы над первой бурятской оперой «Энхэ-Булат-Батор».

В 1935 г. опубликован «Сборник бурят-монгольских песен» Б. Башкуева, содержащий 30 народных мелодий, часть которых дана в обработках для голоса и фортепиано разных авторов [Башкуев, 1935].

Ценное собрание фольклорных напевов и наигрышей представляет собой рукопись В.И. Морошкина и Б.Б. Ямпилова.

В 1946-1947 гг. с целью оказания творческой помощи местным молодым музыкантам записи народных песен предприняли московские композиторы Я. К. Книппер и С.Н. Ряузов.

В 50-е годы была продолжена публикация народных песен бурят. Изданы два сборника Д.Д. Аюшева: «Бурят-Монгол арадай дуунуд» и «Арадай дуунуд» [Аюшев, 1950а]. Второй сборник с некоторыми изменениями и дополнениями повторяет первый [Аюшев, 19506].

Первым большим музыковедческим трудом, осуществленным профессиональным музыковедом, явилась кандидатская диссертация Б.Б. Олзоева «Бурятские народные песни» [Олзоев, 1965].

Планомерная работа по собиранию песенного фольклора начинается с 1958 г. сотрудниками БКНИИ СО АН СССР. Исследованию песенного творчества селенгинских бурят была посвящена кандидатская диссертация Д.С. Дугарова [Дугаров, 1969]. Данным автором в разные годы опубликованы три тома бурятских народных песен. В первый том вошли песни хори бурят, во второй - песни селенгинских бурят, а в третий - песни бурят Предбайкалья [Дугаров, 1964, 1969, 1980]. Таким образом, указанные три тома являются единственной крупной коллекцией бурятских песен с нотными расшифровками. В них материал классифицирован по жанрам: эпические, исторические, лирические, бытовые, хороводные, советские песни и др. Отдельные аспекты певческих традиций бурят нашли отражение в ряде статей данного автора [Дугаров, 1961, 1967, 1997, 1998].

В 1973 г. вышла в свет монография М.И. Тулохонова «Бурятские исторические песни», в которой анализу подвергается только текстологический материал, посвященный историческим личностям - Шоно-батор, Шудурман, Шилдэ Занги, Гэнэн-Хутакта и др. В этом же году была опубликована монография известного фольклориста Н.О. Шаракшиновой, посвященная исследованию текстов лирических песен бурят, в которой тексты лирических песен подразделены на два раздела - обрядовая и необрядовая лирика, без учета этнолокальных традиций [Шаракшинова, 1973].

С середины 80-х годов обширный текстологический материал песен бурят Предбайкалья был собран и опубликован учеными-фольклористами Т.М. Болдоновой «Песни осинских бурят», С.С. Бардахановой «Фольклор Курумчинской долины», знатоком песенного фольклора Д.И. Баймеевой «Народные песни эхирит-булагатских бурят» [Болдонова, 1985; Бардаханова, 1999; Баймеева, 2003].

Некоторые стилистические особенности бурятских песен были проанализированы в работе музыковеда О. И. Куницына «Выразительные средства бурятской профессиональной музыки». Автор дифференцирует бурятские народные напевы по стилистическим признакам в три основные группы: 1) древние напевы -улигеры, заклинания, благопожелания, древние хороводные песни; 2) протяжные песни - лирические, обрядовые, исторические, обиходные (обычные); 3) ёохорные (хороводные напевы) и выявляет их сходства с классификацией монгольского музыкального фольклора [Куницын, 1999].

Поэтическая система традиционных песен одной этнической группы бурят Предбайкалья исследована в кандидатской диссертации Г.Д. Фроловой «Песенный фольклор хонгодоров» [Фролова, 1999]. Автор подразделяет народные песни бурят на две большие группы: словесно-музыкальную и словесно-музыкально-кинетическую. Внутри этих двух групп песни делятся на обрядовые и необрядовые жанры.

В монографическом исследовании профессора Ю.И. Шейкина «История музыкальной культуры народов Сибири» наряду с интонационной культурой народов Сибири и Севера в качестве сравнительного материала рассматривается интонационная культура бурят [Шейкин, 2002]. При этом автор замечает, что музыкальные различия между группами бурят до сих пор не исследовались.

Таким образом, обзор литературы и источников песенной культуры бурят показывает малоизученность проблемы певческих традиций бурят Предбайкалья и отсутствие специальных исследований историко-искусствоведческого характера.

В сравнительно-сопоставительном плане для нашей работы большой интерес представили исследования, посвященные музыке устной традиции народов Сибири, с которыми буряты имеют общность этно- и культурогенеза, этнической и культурной истории. Значительным вкладом в тувинское музыковедение стала монография З.К. Кыргыз «Песенная культура тувинского народа» [Кыргыз, 1993].

Много общего в музыкально-стилевых особенностях фольклора бурят, якутов и эвенков выявляет A.M. Айзенштадт в своей работе «Песенная культура эвенков», опубликованной в 1995 году.

Черты взаимовлияния танцевально-песенного фольклора бурят Предбайкалья, якутов и эвенков отмечала в ряде своих статей и известный отечественный этнохореограф М.Я. Жорницкая.

В целом, важность в изучении вопросов, касающихся историко-генетических аспектов музыкального фольклора бурят Предбайкалья, имеют труды исследователей различных сторон жизни и быта народов Сибири, которые отмечали общность их устного народного творчества. Так, еще в XIX в. А.Ф. Миддендорф в книге «Путешествие на север и восток Сибири» отмечал аналогичность бурятских, якутских и эвенкийских сказок. В.М. Жирмунский в своем труде «Введение в изучение эпоса» и Г.М. Василевич в монографии «Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания» выявляют ряд общих черт в эпических сказаниях эвенков, якутов и бурят.

Объектом диссертационного исследования является вокальная музыка устной традиции бурят Предбайкалья - эхиритов и булагатов.

Предмет исследования - интонационно-певческие доминанты эхиритов и булагатов в стилевом, функциональном и структурном аспектах.

Целью работы является выявление этнической специфики системы вокальной музыки устной традиции бурят Предбайкалья - эхиритов и булагатов, представленной совокупностью художественно-выразительных средств и исполнительских приемов в их историческом развитии. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

• дать характеристику основных песенных жанров бурят Предбайкалья -эхиритов и булагатов;

• выявить основные типы традиционных песен эхиритов и булагатов;

• проанализировать их музыкально-стилевые особенности;

• охарактеризовать традиционные самобытные приемы исполнения народных певцов;

• выявить историко-генетические истоки формирования певческих традиций эхиритов и булагатов.

Эмпирическую базу исследования составили:

• материалы и расшифровки народных песен, собранные автором в ходе полевых исследований 1985-2005 гг. в районах компактного проживания эхиритов и булагатов в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Иркутской области и Республике Бурятия;

• нотные расшифровки аудиозаписей лаборатории этнографии и фольклора народов Восточной Сибири, сделанные автором;

• образцы песен западных бурят из сборника Д.С. Дугарова «Бурятские народные песни» (1980).

Методологическую основу диссертационного исследования составил комплекс методов и подходов, сформировавшихся в современном искусствоведении, музыкознании, этномузыковедении, фольклористике и этнологии.

При выявлении художественной природы вокальной музыки устной традиции бурят Предбайкалья в их историческом развитии мы опирались на фундаментальные общетеоретические труды музыковедов Э.Е. Алексеева, Б.В. Асафьева, Р.И. Грубера, В.Л. Гошовского, И.И. Земцовского, К.В. Квитка, А.Н. Серова, В.М. Щурова, и др.

Анализ этномузыкальных феноменов основывается на концепции интонационной культуры этноса, введенной и разрабатываемой в рамках сибирской этномузыкологической школы Н.М. Кондратьевой, В.В. Мазепус, Г.Е. Солдатовой, Г.Б. Сыченко, Ю.И. Шейкиным, В.М. Цеханским и др. Географический аспект исследования, как это убедительно доказал К.В. Квитка в исследовании белорусской музыки, и В.М. Щуров в исследовании южнорусской песенной традиции, необходим для определения их этно-генетических и историко-культурных истоков.

В процессе работы были использованы методы: системного подхода к изучаемому явлению с опорой на принципы сравнительно-типологического и сравнительно-генетического анализа; полевого исследования; описательный метод.

Таким образом, диссертация выполнена на междисциплинарном уровне, и в связи с вышеуказанными методами видна логическая связь с саморазвитием и функционированием традиционной культуры в целом, и народного искусства как ее части.

Территориальные границы исследования определены Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, Качугским, Ольхонским районами Иркутской области и Кабанским районом Республики Бурятии -местами компактного проживания эхиритов и булагатов.

Научная новизна исследования определяется несколькими факторами: вводится в научный оборот неизвестный науке музыкальный материал, аналитически котированный автором. Впервые подвергнут этномузыковедческому анализу песенный фольклор западных бурят -эхиритов и булагатов. В работе определены принципы музыкальной организации напевов двух основных групп западных бурят в их сопоставлении. Впервые выявлены многообразные связи между элементами стилистики песен бурят - эхиритов и булагатов с таковыми других этносов Сибири и Центральной Азии, с которыми буряты имеют общность в этно- и культурогенезе, этнической и культурной истории.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть востребованы в исследованиях по проблемам истории искусств, истории культуры и этнографии не только бурят, но и других народов Сибири и Центральной Азии

Основные результаты и музыкальный материал могут быть использованы при подготовке к изданию учебного пособия «Традиционная музыкальная культура бурят». Кроме того, материалы диссертации могут привлекаться для решения учебных задач. Некоторые положения исследования излагаются в курсе лекций «Музыкальное народное творчество Сибири» для студентов кафедр «Народное пение» и «Этнологии и фольклора» ВСГАКИ.

Основные положения диссертации и аналитические нотации песенного материала, собранного в процессе работы, могут быть использованы для освоения бурятского музыкального фольклора руководителями народно-певческих коллективов.

Апробация исследования. Аналитические разработки стали ключевыми в работе научно-исследовательского студенческого объединения по теме «Музыкальный фольклор Восточной Сибири», руководство которым осуществлялось автором с 1990 г. на кафедре народного пения ВосточноСибирской государственной академии культуры и искусств.

Основные положения исследования изложены в докладах на научных международных симпозиумах: «Традиционный фольклор в полиэтнических странах (Байкальские встречи-Н)» (Улан-Удэ, 1998); «Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века (Байкальские встречи-У)» (Улан-Удэ - оз. Байкал, 2005); международной научно-практической конференции «Культурные связи Древней Сибири и Америки: проблемы, исследования, гипотезы» (Кырен-Улан-Удэ, 2004); межрегиональной научно-практической конференции «Образование и культура XXI века» (Улан-Удэ, 2000); межвузовских научно-практических конференциях (Улан-Удэ, 2000; 2003), а также в 5 научных публикациях, общим объемом 3,2 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и сведений об информантах.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Певческие традиции западных бурят: эхиритов и булагатов"

Заключение

Подробный анализ системы жанров, бытующей в песенном фольклоре зхиритов и булагатов, выявляет концентрацию основных песенных жанров вокруг обрядовых циклов.

Сохранность песенных жанров у двух основных этнических групп западных бурят - эхиритов и булагатов не одинакова. Для певческой традиции булагатов более характерно угасание культовых жанров, которые являются наиболее консервативными жанрами с устоявшимися ритмомелодическими параметрами и недопускающими обновления в содержании и художественной форме. У эхиритов эти жанры сохранились достаточно хорошо.

У двух групп своеобразным сочетанием стойкости жанровых признаков и способности к обновлению характеризуются ёохоры - хороводные песни. При этом важно сказать о способности хороводных песен формировать новые, современные сюжеты, сохраняя в качестве истока традиционные напевы.

Повсеместно у эхиритов и булагатов достаточно полно и разнообразно представлены песенные жанры, составляющие основную часть репертуара -свадебные и застольные песни. Свадебные песни, по сравнению с другими обрядовыми песнями оказались наиболее жизнеспособными по причине своего практического использования вплоть до настоящего времени.

Мелодической устойчивостью в сочетании с непрерывным обновлением поэтических сюжетов, отличаются застольные песни.

Исследование певческих традиций эхиритов и булагатов выявило целый ряд различий, позволяющих выделить их в две разные традиции. Формирование каждой из них было обусловлено особенностями генезиса и истории развития, которая отражает реальные процессы формирования и исторического развития конкретной этнической группы и их культуры в целом.

Анализ традиционных песен позволил выявить наиболее типичные особенности песен бурят эхиритов. Прежде всего, во всех традиционных песнях у эхиритов проявляются однотипные формульные напевы. Понятие «типовой напев» подразумевает исполнение разных текстов на музыкальную формулу, мобильную в достаточно широких пределах. Типовая музыкальная формула песен эхиритов вбирает в себя «модельные», инвариантные черты и мелодические стереотипы на разных уровнях музыкальной морфологии, синтаксиса и фонетики.

Ритмика песен эхиритов в каждой местности индивидуальна, и в каждом напеве заметно варьирование ритмоформулы, но все же отмечается наличие в них внутренней ритмической связи. Первый слог их часто равен короткой длительности, за которым следует нота большей протяженности, что равнозначно ямбическому принципу организации ритмической ячейки. Ритмоячейки всегда трехвременные и складываются в ритмоформулу по принципу их варьирования.

Заметным явлением становится нестабильность мелодического полотна напева, которая характеризуется звуковысотным скольжением, постепенным интонационным повышением в пределах % до Уг тона. Ладовые нормы напевов эхиритов организованы по комбинаторному принципу и определяются как олиго-хазматоника.

На тембровом уровне во всех напевах отмечается широкое применение приема глиссандо между квартовыми, терцовыми и секундовыми интервалами.

На основе проведенного анализа традиционных песен эхиритов мы пришли к выводу, что для мелодики их песен характерны архаические черты в звуковысотном, ладовом, ритмическом и тембровом показателях, которые имеют место в песенных жанрах.

Исследование типологии традиционных песен эхиритов позволяет предположить, что их певческая культура представляет собой своеобразную локально-диалектную группу, внутри которой сохраняются черты семейно-родовых мелодических различий.

В певческой традиции булагатов выявлены самостоятельные мелодические типы, характеризующиеся совокупностью музыкальных (ритмических, звуковысотных, архитектонических) и внемузыкальных (поэтические тексты определенного содержания, функция и др.) признаков.

Шаманские напевы районов компактного проживания бурят булагатов относятся к одному типу песнопений и характеризуются как ладообразование олиготоники. Ключевым принципом композиции образцов песнопений является неварьированное повторение основной единицы формы - строки (А), где цезура делит напев на две фразы.

Для хороводных песен булагатов характерно однострочное строение напева. Лад организован по комбинаторному принципу олиго-хазматоники. В этих песнях ритмоформула нейтрального типа, где первый слог равен второму по протяженности. Припевы хороводных песен булагатов сохраняют кличевую интонацию, что находит отражение в ритмике мелодий. Последнее объясняет наличие в исполнении ехоров двух типов фонации: вокальный - основной и возгласный - в припеве.

Обрядовые песни «А-Ьээ» представляют собой пример трансформации обрядовых песен в песни, сопровождающие хороводно-развлекательные игры и лирические песни позднего периода. Это универсальное явление в преобразовании одних жанров фольклора в другие, либо путем восприятия и переработки их отдельных элементов, либо путем выделения одних из других, более архаических.

По интонационно-ладовым, ритмическим и структурным признакам свадебные и застольные песни булагатов образуют очень яркую локально-этническую традицию. В этой традиции наиболее распространен песенный тип, где музыкальная строфа складывается из двух построений АБ, соответствующих двум строкам-тирадам текста. Ладовое образование характеризуется комбинаторным принципом сложения и определяется как олиго-хазматоника. Она чаще всего представлена в виде фрагментов лидийских, ангемитоновых, гемиольных интонационных ячеек. Ритмика ямбического типа.

Второй песенный тип представляют напевы парно-периодической структуры А (аб) + Б(бвв1) с трехфразным строением второй строки, аналогично строится и поэтическая строфа. Лад организован по принципу олиго-хазматоники. Ритмика нейтрального типа

К третьему песенному типу относятся напевы, основу которых составляет двухстрочное строение АБ, каждая строка разделена на две фразы, причем вторая представляет собой рефрен, его мы обозначили как припев. Для этих песен характерна ритмика нейтрального типа.

Другой распространенный у булагатов песенный тип относится к жанру кумысных песен «сэгээ зугаа». В этом типе песен образуется два вида ритмических пульсаций: обобщеная, слогонотная - для музыкально-слогового ритма, который основывается на ямбическом принципе сложения ритмоячеек, здесь образуются ямбические ячейки с разнообразной ритмической группировкой временных единиц в пропорциях от 1:2 до 1:8 и более изощренная, капризная, свободно развивающаяся - для мелодии.

Исследование певческой традиции булагатов позволяет выделить их самобытную певческую группу, в которой бытование традиционного песенного фольклора имеет ярко выраженный локальный характер.

Общая характеристика певческих традиций эхиритов и булагатов выявляет целый ряд различий, позволяющих рассматривать их как две разные традиции, обособленные в музыкально-этнографическом, музыкально-стилевом и исполнительском отношении. Формирование каждой из них было обусловлено особенностями генезиса и истории развития, которая отражает реальные процессы формирования и исторического развития конкретной этнической группы и их культуры в целом.

Общность двух певческих традиций проявляется в наличии общего слоя песен-призываний, хороводных песен, в стилистике - опора на трихордную и тетрахордную организацию лада, в поэтике - общность в организации структуры стиха.

Итак, исследование певческих традиций двух групп бурят Предбайкалья - эхиритов и булагатов убедительно демонстрирует в большей степени самостоятельность их формирования. Во всех рассмотренных жанрах традиционного певческого искусства эхиритов, доминирующими являются архаические элементы, отличающиеся большой устойчивостью во времени и консервативностью, в то время как у булагатов их гораздо меньше. Последнее обстоятельство можно интерпретировать как результат отличия этно- и культурогенеза, этнической и культурной истории эхиритов и булагатов.

Сопоставление образцов шаманских песнопений эхиритов и булагатов с таковыми у народов Сибири позволило выявить широкое и устойчивое применение заклинательной интонации, которая у эхиритов, тувинцев, хакасов, эвенков ограничена малой терцией, у булагатов, хантов, эвенков -большой терцией (б.З). Сходство всех рассмотренных образцов во многом связано с тем, что функциональность, структура, фонетический аналог («сш-ёй») и интонационный «код» вошли в число наиболее существенных, базовых определителей традиционных шаманских песнопений народов Сибири на уровне архетипа их музыкального мышления.

Вместе с тем, наряду с общими показателями наблюдаются и некоторые различия в шаманских песнопениях

Обрядовые песни-призывания эхиритов схожи с шаманскими песнопениями эвенков. Аналогии выявлены в структурном построении, применением сходных возгласов (.А-кээ), исполнением многоголосия в форме имитации, в противопоставлении двух фонаций: возгласной и речитативной.

В наблюдаемом материале типичных образцов хороводных песен бурят эхиритов, вилюйских якутов, читинских эвенков, эвенов и долган аналогии проявляются в ямбическом типе организации ритмики и трехвременной ячейке-стопе. У булагатов, якутов, эвенков Катанги и северных районов Байкала обнаружены сходные ритмические формулы нейтрального типа и соответствует двухвременной ячейке-стопе. Общность хороводных песен у всех перечисленных народов, заключается в применении устойчивой ритмической структуры, соответствующей общей основе древнетюркского 7-8-сложного строения стиха.

У эхиритов свадебные и застольные песни схожи с таковыми у якутов и эвенков. Общность заключается в строении напевов, в ритмике. Для мелодии характерны схожие секундовые покачивания и часто напев начинается с центрального тона и им завершается.

Сходные черты в исполнении кумысных песнях (сэгээ зугаа) булагатов мы обнаруживаем и в приветственных песнях у эвенков. Эта общность проявляется в одинаково сложной ритмике, обилии всевозможных мелизмов, характерном «дрожанием» голоса.

Образцы свадебной и застольной песен булагатов, в которых ритмические показатели и структурные принципы строения строф, характерный фонетический аналог «ер-ер» во второй фразе каждой строки сближают данный песенный тип булагатов с напевами свадебных песен народов Центральной Азии: казахами, узбеками, туркменами и таджиками. Эти песни исполняются ими в форме состязаний, подобная форма бытуют и у булагатов.

Исследование показало, что певческое искусство эхиритов представляет собой сложное переплетение музыкально-стилевых компонентов в большей степени связанных с тунгусско-маньчжурской, тюркской, восточно-монгольской этнокультурной средой. Булагаты - в большей своей части -пришлое из Западной Монголии население. В основе их певческого искусства лежат западно-монгольские, тюркские (западно-тюркские -кыпчакские, кыргызские), восточно-иранские стилевые компоненты.

Вместе с тем сравнительно-сопоставительный анализ показывает и наличие в них значительного общего пласта, который, с одной стороны, свидетельствует об исторической длительности взаимодействия двух традиций, а с другой - о перекрещивающихся связях с певческими традициями народов, сопредельных с ними территорий.

 

Список научной литературыТанганова, Тамара Сергеевна, диссертация по теме "Теория и история искусства"

1. Айзенштадт, 1995 Айзенштадт A.M. Песенная культура эвенков. Красноярск. 1995.

2. Аксенов, 1964 Аксенов А.Н. Тувинская народная музыка. М.,1964.

3. Алексеев, Николаева, 1981 Алексеев Э.Е., Николаева H.H. Образцы якутского песенного фольклора. Якутск. 1981.

4. Алексеев, 1986 Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. М., 1986.

5. Алексеев, 1990 Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки. Теория и практика. М., 1990.

6. Алексеева, 1986 Алексеева Г.Г. Якутский музыкальный фольклор записи М.Н.Жиркова. - В кн.: Музыкальное творчество Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск. 1986.

7. Алексеева, 1989 Алексеева Г.Г. Музыкальный фольклор долган // Музыкальная этнография Северной Азии. Вып. Ю.Новосибирск. 1989.

8. Асафьев. 1987 Асафьев Б.В. О народной музыке. Ленинград. 1987.

9. Асиновская. 1997, Асиновская A.A. Хакасы // Музыкальная культура Сибири. T.I., Кн.1. Новосибирск. 1997.

10. Аюшеев, 1950 Аюшев Д. Д. Бурят-Монгол арадай дуунуд (бурят-монгольские народные песни). Улан-Удэ, 1950.

11. Аюшеев, 1950 Аюшев Д.Д. Арадай дуунуд (народные песни). Улан-Удэ,1950.

12. Балдаев, 1970 Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. 4.1. Улан-Удэ, 1970.

13. Башкуев, 1935 Башку ев Б. Сборник бурят-монгольских песен. М., 1935.

14. Берлинский, 1933 Берлинский П. Монгольский певец и музыкант Ульдзуй-Лубсан-Хурчи. М., 1933.

15. Берлинский, 1931 Берлинский П. Преспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурят-Монголии. Верхнеудинск, 1931.

16. Валиханов, 1904 Валиханов Ч. Шуна Батырь. Записки ТРГО по отделению Этнографии. Т. XXIX, СПб., 1904.

17. Василевич, 1966-Василевич Г.М. Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания. М.- JL, 1966.

18. Виноградов, 1968 Виноградов B.C. Музыка Советского Востока. От унисона до полифонии. М., 1968.

19. Воскобойников, 1958 Воскобойников М.Г. Фольклор эвенков Бурятии. -Улан-Удэ. 1958.

20. Георги, 1776-1777 Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопримечательностей.- СПб., 1776-1777,4.2.

21. Гергесова, 1972 -Гергесова Т.Е. Бурятские народные танцы. Улан-Удэ, 1972.

22. Гирченко, 1939 -Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX веков о бурят-монголах. Улан-Удэ, 1939.

23. Гошовский, 1971 Гошовский В.Л. У истоков музыки славян. Очерки по музыкальному славяноведению. М., 1971.

24. Гурулев, 1998 Гурулев С.А. Фольклор эхиритов как отражение их этногенетических связей с палеозиатами // Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Улан-Удэ, 1998.

25. Дашиева. 2001 -Дашиева КБ. Бурятские тайлаганы. Улан-Удэ, 2001.

26. Дашиева, 2001 Дашиева Н.Б. Календарь в традиционной культуре бурят. Москва - Улан-Удэ, 2001.

27. Дугаров. 1964 Дугаров Д. С. Бурятские народные песни. Песни хори-бурят. Улан-Удэ, 1964.

28. Дугаров. 1969 Дугаров Д. С. Бурятские народные песни. Песни селенгинских бурят. Улан-Удэ, 1969.

29. Дугаров. 1980 Дугаров Д С. Бурятские народные песни. Песни западныхбурят. Улан-Удэ, 1980.

30. Дугаров, 1998 Дугаров Д. С. Круговой хороводный танец в Европе и Азии // Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Улан-Удэ, 1998.

31. Дугаров, 1991 Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства. М., 1991.

32. Дугаров, Куницын, 1997 Дугаров Д.С., Куницын О.И. Буряты // Музыкальная культура Сибири. T.I. Кн.1. Новосибирск. 1997.

33. Дюшалиев, 1982 Дюшалиев К.Ш. Киргизкая народная песня. М., 1982.

34. Елатов, 1974 Елатов В.И. По следам одного ритма. Минск, 1974.

35. Ерзакович, 1966 Ерзакович Б.Г. Песенная культура казахского народа. Алма-Ата, 1966.

36. Жирмунский, 1961 -Жирмунский В.М. Ведение в изучение эпоса // Киргизский героический эпос «Манас». М., 1961.

37. Жорницкая, 1966 -Жорницкая М.Я. Танцы народов Якутии. М., 1966.

38. Затаевич, 1963 Затаевич А. 1000 песен казахского народа. М., 1963.

39. Земцовский, 1977 Земцовский И.И. Народная музыка и современность // Современность и фольклор. М., 1977.

40. Земцовский, 1988 Земцовский И.И. Музыка и этногенез. - СЭ, 1988, № 2.

41. Земцовский, 1991 Земцовский И.И. Народная песня // Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып. 4. М., 1991.

42. Ильин, 1971 Народные песни Горного Алтая. Сост.A.M. Ильин. Горно-Алтайск, 1971.

43. Квитка, 1971 Квитка КВ. Ангемитонные примитивы и теория Сокальского // Избранные труды. T.I. М., 1971.

44. Квитка, 1971 Квитка КВ. Первобытные звукоряды//Избранные труды.1. ТЛ. М., 1971.

45. Квитка, 1973 Квитка КВ. Общие вопросы фольклористики // Избранныетруды. Т.Н. М., 1973.

46. Квитка, 1973 -Квитка КВ. Этнографическое распространение пентатоники в Советском Союзе // Избранные труды. Т.Н. М., 1973.

47. Кондратьев, 1970 Кондратьев С.А. Музыка монгольского эпоса и песен. М., 1970.

48. Кондратьева, Сыченко 1997 Кондратьева Н.М. , Сыченко Г.Б. Алтайцы: алтай-кижи, теленгиты, телесы, телеуты, тубалары, чалканцы, кумандинцы // Музыкальная культура Сибири. ТЛ. Кн.1. Новосибирск, 1997.

49. Кривошапко, 1982 Кривошапко Г. Музыкальная культура якутского народа. Якутск, 1982.

50. Куницын, 1998 —Куницын О.И. Изучение ангемитонной пентатоники в фольклорном мелосе // Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Улан-Удэ, 1998.

51. Куницын, 1999 Куницын О.И. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки. Улан-Удэ, 1999.

52. Кыргыс. 1992 Кыргыс З.К Песенная культура тувинского народа. Кызыл, 1992.

53. Кыргыс. 1993 Кыргыс З.К Ритмы шаманского бубна. Кызыл, 1993.

54. Мазепус, Сыченко МазепусВ.В., Сыченко Г.Б. Тембровые особенности теленгитских кожон // Сибирские чтения. СПб., 1992.

55. Мазур, Солдатова. 1997 Мазур О.В., Солдатова Г.Е. Обские Угры // Музыкальная культура Сибири. ТЛ. Кн.1. Новосибирск, 1997.

56. Манжигеев, 1985 -Манясигеев И.А. Бурятский ехор. Улан-Удэ, 1985.

57. Мелетинский, 1978 Мелетинский Е.М. Миф и эпос у народов Северной Азии // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978.

58. Миддендорф, 1878 Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток

59. Востока. Новосибирск, 1986. МФНСС, 1966 Музыкальный фольклор народов Севера и Сибири. М., 1966. Народные знания. Фольклор. Народное искусство / Отв. ред. Б.Н. Путилов, Г.

60. Штробах. Вып.4. М., 1991. Неклюдов, 1978 Неклюдов С.Ю. Образ Гэсэра в фольклорно-мифологических традициях Центральной Азии и Дальнего Востока // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978.

61. Нимаев, 1988 -Нимаев Д.Д. Проблеиы этногенеза бурят. Новосибирск. 1988. Песни оленьего края, 1987 песни оленьего края. Сост. П.Н. Старков, Н.С.

62. Толбонова. Якутск, 1987. Петри, 1924 Петри Б.Э. Территориальное родство у северных бурят.

63. Радлов, 1885 Радлов В. Образцы народной литературы северных тюркских племен. Т.5 СПб., 1885.

64. Рифтин, 1978 Рифтин Б.Л. Общие темы и сюжеты в фольклоре народов Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978.

65. Рубцов, 1973 Рубцов Ф. Статьи по музыкальному фольклору. JI.-M., 1973.

66. Руднев, 1909 Руднев А.Д. Мелодии монгольских племен. T.XXXIV. СПб., 1909.

67. Рыбаков, 1993 Рыбаков Б.А. Рождение богинь и богов // Мифы древних славян. М., 1993.

68. Сальмонт, 1930 Салъмонт Б. О музыкальной работе среди дальневосточных народностей РСФСР // Наш музыкальный фронт. М., 1930.

69. Серов, 1952 Серов А.Н. Русская народная песня как предмет науки. M.-JL, 1952.

70. Словарь якутского языка. / Сост. Э.К. Пекарский. Т.З.- М.- JI.,1959.

71. Смирнов, 1975 Смирнов Б. Музыка народной Монголии. М., 1975.

72. Спасский, 1820 Спасский. Киргиз-кайсаки большой, средней и малой орды. «Сибирский вестник» СПб. 1820, ч. X, кн. 4.

73. Суразаков, 1978 Суразаков С. С. Связь алтайского фольклора с другими жанрами фольклора // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978.

74. Тулохонов, 1973 Тулохонов М.И. Бурятские исторические песни. Улан-Удэ, 1973.

75. Угрюмов, 1959 Угрюмое Н. Музыка Советской Бурятии // Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1959.

76. Харлап, 1966 Харлап М.Г. Квантитативное стихосложение // Краткая литературная энциклопедия. М., 1966. Т. III.

77. Шаракшинова, 1973 Шаракишнова И.О. Лирические песни. Улан-Удэ, 1973.

78. Шейнин, 2002 Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. М., 2002.

79. Щербак, 1970 Щербак A.M. Сравнительная фонетика тюркских языков. Л., 1970.

80. Щуров, 1986 Щуров В.М. Региональные традиции в русском музыкальномфольклоре //Музыкальная фольклористика. Вып.З. М., 1986. Щуров, 1987 Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. М., 1987. Яцковская, 1988 -Яг{ковская КН. Народные песни монголов. М., 1988.

81. Записано от Багдуевой М.Н. 1927 г.р. в с. Хиней Баяндаевского района в 1985 г.11 записано от Махановой О.П. 1924 г.р. в п. Усть-Ордынский Эхирит-Булагатского района в 1987 г.

82. Полевые материалы Дашиевой Н.Б. Записано от Мангутовой Н.Х., 1925г.р. в с. Гаханы Эхирит-Булагатского района.

83. Песня записана в с. Олой Эхирит-Булагатского района в 1997г. от Михахановой Г.А. 1940 г.р.19 записано в с. Качуг Качугского района Иркутской области в 1994 г. от Гавриловой Н. С.

84. Записано в с. Корсук Эхирит-Булагатского района Иркутской области в 1991 г. от Ханхасаевой Л.М., 1944 г.р.