автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Пейзажи Н. Н. Дубовского 1880 - 1990 годов

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Цыганкова, Елена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Пейзажи Н. Н. Дубовского 1880 - 1990 годов'

Текст диссертации на тему "Пейзажи Н. Н. Дубовского 1880 - 1990 годов"

** ЛГ 1 г ,,

* " ., ' / §*

■■■ " V -<•< ' л'/ «"V I

\

Российская академия художеств

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина

На правах рукописи

Цыганкова Елена Николаевна

Пейзажи Н.Н.Дубовского 1880-1900-ых гг.

17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Е.В.Гришина

Санкт-Петербург 1998

Оглавление:

стр.

1. Введение....................................................................................................................................................................3-18

2. Глава 1.

Начало пути. 1879-1886....................................................................................................................19-40

3. Глава 2.

Творческая зрелость художника. 1890-е годы..............................................41-63

4. Глава 3.

Последние годы творчества. 1900-ые гг................................................................64-94

5. Заключение...................................................................................................95-98

6. Примечания.............;............................................................................................................................99-107

7. Основные даты жизни и творчества H.H.Дубовского..................108-111

8. Список произведений H.H.Дубовского................................................................112-232

9. Список музейных объединений, имеющих в своих собраниях

произведения Н.Н.Дубовского..........................................................................................233-234

10. Список произведений Н.Н.Дубовского, экспонировавшихся на выставках

Товарищества передвижников,..........................................................................................235-259

11. Список архивных материалов..............................................................................................260-263

12. Архивные материалы..........................................................................................................................264-320

13. Использованная литература....................................................................................................321-330

14. Список иллюстраций............................................................................................................................331-338

15. Альбом иллюстраций..........................................................................................................................339-406

Введение

Конец XIX - начало XX века - сложное и противоречивое время в истории искусства. Пестра и многоцветна его художественная палитра. В плеяде русских художников- пейзажистов творчество Николая Никаноро-вича Дубовского (1859 - 1918), тонкого лирика, влюбленного в природу, занимает значительное место. Им создано около 500 картин и более 1000 этюдов. Н.Н.Дубовской стал своеобразной связующей нитью между художниками-передвижниками старшего и младшего поколении. Пейзажные работы мастера - во времени. Его творчество представляло собой сложно -разветвленную образную и живописную систему, пластически подвижную и стилистически видоизменяемую, включающую разные тенденции, характерные для развития русской живописи конца XIX - начала XX века.

В "живописи поэта Дубовского"1 ощутимы романтические реминисценции, которые устойчиво проявлялись в течение многих лет, а также импрессионистические импровизации, занимавшие художника, в основном, в 1900-е годы.

Пейзажи Н.Н.Дубовского полифонически эмоциональны, многообразны по колориту и композиционной логике построения, разнохарактерны по манере исполнения. Это и "Зима" (1884, ГТГ), которой он дебютировал на XII художественной выставке Товарищества передвижников2 и заслужил высокую оценку общественности, критики; картина захватывала зрителей "полнотой поэтического настроения и необычайной правдивостью изображения, гармоничностью красок"3; "Мишкина балка" (1885, Новочеркасский музей истории донского казачества) с ее тоновой орке-

1 Бенуа А.Н. История живописи в XIX веке. Русская живопись. - Спб.: Знание. 1901, с.221.

2 На протяжении более 30 лет он оставался непременным участником всех выставок этого объединения. Н.Н.Дубовской экспонировал свыше 500 произведений.

3 «Нива», 1911, №10, с.192.

стровкой монолитного изумрудно-синего цвета, "удивительная по совершенству"1 марина "На Волге" (1892, ГТГ), монументально-эпические полотна "Притихло" (1890, ГРМ, варианты-повторения в др. музеях) и "Родина" (1905, Омский государственный музей изобразительных искусств). Для Дубовского период с 1884 по 1890 год явился временем созревания его таланта, сложения своеобразных особенностей его творчества.

В 90-е годы к Н.Н.Дубовскому приходит официальное признание. В 1898 голу Академия художеств "за известность на художественном поприще, признает и почитает"2 Николая Никаноровича Дубовского и присваивает ему звание академика пейзажной живописи, а в 1900 г. он был избран в действительные члены Академии художеств. К этому же времени относится и приглашение художника участвовать на выставках в Мюнхене, где он экспонирует свои произведения ежегодно. Там в 1913 г. на Х1-ой Международной художественной выставке за пейзаж "Перед грозой" ему была присуждена золотая медаль 2-ой степени. В Париже успех картин художника, его искусства был отмечен двумя медалями Всемирной выставки.

С 1908 г. он состоит членом Совета Академии Художеств.

После смерти пейзажиста А.А.Киселева, в 1911 г, Дубовского назначают профессором-руководителем пейзажной мастерской. Как преподаватель, по заявлению художников-членов общества Куинджи, он "внес новую струю в преподавание пейзажной живописи и благодаря своему таланту и чутью помог найти себя и приобрести необходимые технические знания, чем и заслужил всеобщую любовь мастерской и благодарную память у лиц ее окончивших под его наблюдением."3

1 Цит. по: Зименко В.М. Н.Н.Дубовской. -М.-Л.: Искусство, 1949, с. 19.

2 Постановление Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств от 25 марта 1898 года. Архив Новочеркасского музея истории донского казачества, док. № 1143.

3 Цит. по: Матвеев А. Выставка произведений художника-академика Н.Н.Дубовского. ГРМ. Каталог. -Л. 1938, с. 6.

Творческую активность, занятия педагогикой Н.Н.Дубовской сочетал с большой общественно-организаторской деятельностью. Став членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) в 1886 году, Николай Никанорович с 1899 года принимает и долгие годы удерживает "руль управления" организацией, помогая "делать своей эпохи дело".

В начале 1890-х годов в ТПХВ намечаются глубокие внутренние противоречия, все более расшатывавшие изнутри первоначально столь монолитное содружество, сильное общностью своей эстетической платформы. В литературе уже многократно отмечалось, что главные причины этого процесса коренились в новой исторической ситуации, сложившейся в России к концу XIX века и выдвинувшей перед самыми разными формами духовной деятельности проблемы, существенно отличавшиеся от тех, которые приходилось решать передвижническому искусству. Дубовской, наряду с теми, кто нес знамя передвижничества - Касаткиным, Ярошенко, был чуток к настроениям, царившим в обществе и художественной среде той поры. Он ясно понимал, что "идеи передвижничества изживаются, и Товарищество должно было уступить место новым лозунгам,"1 он верит, Товарищество выживет, если даст "возможность существованию в его рядах новым искренним течениям."2

В.Н.Бакшеев в своих воспоминаниях писал о Н.Н.Дубовском: "Он был душой нашего объединения... Его непоколебимая верность идеям и традициям передвижничества примиряла различные суждения мастеров и молодых художников. Пожалуй, после Крамского Дубовской единственный, который вызывал у своих товарищей такое единодушие и симпатию."3

1 Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. -Д.: Художник РСФСР, 1980, с. 57.

2 Там же, с. 57.

3 Бакшеев В.Н. Воспоминания. -М., 1963. с. 78.

Итак, Н.Н.Дубовской получил признание в России и европейскую известность. Его творческие достижения отмечены многими регалиями. Один из руководителей Товарищества передвижных художественных выставок в предреволюционные годы, пронесшим его демократические идеалы до конца своей жизни...

Трудно объяснить, почему пейзажное наследие Н.Н.Дубовского не только не изучено в значительной своей части, но до сих пор еще мало известно, а существующая немногочисленная литература о нем стала библиографической редкостью.

В отличие от современников и единомышленников живописцев И.Е.Репина, И.И.Левитана, Н.А.Ярошенко деятельность которых получила достаточно полное освещение в искусствоведческой литературе, творчество Дубовского не привлекало к себе еще пристального внимания историков искусства. О нем не написано ни одной фундаментальной монографии. Да и в русской дореволюционной литературе о творчестве художника можно найти немногое. Это, в основном, лишь реплики или краткие высказывания по поводу его работ. В рецензиях критиков той поры оценка его искусства давалась очень бегло и односторонне, в основном, в связи с участием художника в выставках. Из написанного, однако, следует выделить такие журналы и газеты как: "Артист", "Нива", "Русская мысль", "Русские ведомости", "Биржевые ведомости", "Художественные новости" и др., в которых печатались статьи С.С.Голоушева, В.В.Стасова, В.Сизова, А.П.Новицкого, И.Э.Грабаря. Почти каждая обзорная статья содержала отзывы о Н.Н.Дубовском: "...пальма первенства на этот раз, нам кажется, принадлежит художнику Архипову и Дубовскому",1 или "...особенным достоинством отличается марина "Взморье", талантливо передающая тихую гладь воды и легкие облака: вся картина дышит поэтическим колоритом",2

1 В.Си-в (В. Сизов). XXIII выставка картин Товарищества передвижных

художественных выставок. «Русские ведомости», 1895, № 104, 17 апреля.

2 Там же, № 104,17 апреля.

- писал в "Русских ведомостях" о 23-й выставке передвижников В.Сизов. Он же, несколько раньше, отмечал простоту и скромность "Ранней весны".1 Ему вторил Мих.Коншин в "Биржевых ведомостях": "...картины г.Дубовского - это лучшие пейзажи на выставке".2

А.Новицкий подчеркивает все возрастающее мастерство художника: "Николай Дубовской с каждым годом сильно идет вперед".3 Даже реакционные критики, скептически писавшие об успехах передвижников, выразили лестный отзыв о художнике: "Дубовской, Левитан, Васнецов - это молодые, недюжинные силы".4

Крупнейший художественный критик В.В.Стасов один из первых обратил внимание публики на его пейзажи. Он был прав, когда говорил о том, что "от г.Дубовского надо, кажется, много ожидать."5 О передвижной выставке 1887 года критик пишет: "...Дубовской выставил несколько прекрасных картин."6 Продолжая свою мысль о художнике в следующей статье "Заметки о XXIV выставке передвижников", Стасов почтительно отзывается о нем: "...столько по своей справедливости ценимый и любимый у нас".7 Вместе с тем начавшийся в 80-е годы расцвет пейзажа не вызвал со стороны Стасова той степени внимания, какой заслуживало это явление искусства. Принципиальное отстаивание Стасовым превосходства бытовой живописи над всеми другими жанрами, естественно, приводило его к недооценке пейзажной живописи.

1 В.С.и-в (В.Сизов). XIV Передвижная выставка в Москве. «Русские ведомости», 1886, № 107, 21 апреля.

2 Коншин Мих. Художественный фельетон. «Биржевые ведомости», 1890, №65, 7 марта.

3 Новицкий А. XXI Передвижная выставка. «Артист», № 29,1893, апрель , кн. 4 с.56.

4Н.М., Возрождающиеся «передвижники». «Неделя», 1890, № 11, с. 351.

5 Стасов В.В. Наши художественные дела.- В кн.: Стасов В.В. Избранные произведения в 3-х томах. т.З. -М.: Искусство, 1952, с. 13.

6 Там же, с. 65.

7 Там же, с. 177.

С большим вниманием и чуткостью к "недюжинному" таланту художника относился Сергей Глаголь, стараясь помочь художнику и направить этот талант в нужное русло.1 Хвалебные статьи о Ду-бовском были помещены в "Неделе"2 и, наоборот, суровый "приговор" искусству вынес А.Бенуа в своей известной книге "История русской живописи в XIX веке", написанной с позиций эстетической программы мирискуссников и, соответственно, с отрицанием "передвижнического направленства".

Отдавая должное картине "Ранняя весна", пользовавшейся большим успехом на Передвижной выставке 1886 года и сделавшей имя Ду-бовского знаменитым, он замечает: "Действительно, с картины Саврасова ("Грачи прилетели".- Е.Ц.) не появлялось у нас произведений с более ясно выраженным поэтическим намерением."3 Но тут же спешит оговориться: "Однако уже в этой картине сказались недостатки мастера, со временем до того усилившиеся, что лишили его того видного места, которое он было занял. Эти недостатки заключались исключительно в технике".4 А.Бенуа находит в живописи "поэта Дубовского, занятого постоянно широкими и чудесными задачами",5 такие просчеты, которые по существу перечеркивали его достижения. Бенуа превратил Дубовского в ремесленника, из-под неумелой руки которого выходили будто бы "олеографии", "налакированные пленки"6 . Для Бенуа, сторонника "Мира искусства", естественно, было чуждо творчество Дубовского, лишенное и намека на ретроспекцию, строго ориентированное на правдивое отображение реальной природы.

1 См.: С.Глаголь (С.С.Голоушев). Весенние художественные выставки в Москве. Передвижная выставка. «Артист», 1890, кн. 7, с. 106, 107.

2 Дедлов В.Л. Н.Н.Дубовской. «Неделя», 1896, № 54, апрель.

3 Бенуа А. История живописи в XIX веке. Русская живопись.-СПб, 1901, с. 211.

4 Там же, с. 212.

5 Там же, с. 212.

6 Там же, с. 212.

Автор статьи о Дубовском в журнале "Нива"1, напротив, очень высоко оценивает творческие достижения пейзажиста, называет его одним из создателей нового направления в русском искусстве. Критик ставит Ду-бовского в один ряд с Левитаном и подчеркивает его заслуги: "Вместе с покойным Левитаном он вдохнул в излюбленный русскими художниками, но до того времени мертвый пейзаж, живую душу, дав почувствовать зрителю тонкие субъективные ощущения".2

Статья в "Ниве" положила начало изучению творчества Дубовского, его популяризации. Этому способствовала проведенная в 1938 году в русском музее в Ленинграде его персональная выставка,3 устроенная спустя 10 лет после смерти художника. Автор вступительной статьи к каталогу

A.Матвеев уделяет внимание рассмотрению биографии пейзажиста, а в заключительных строках краткого повествования о жизненном и творческом пути Н.Н.Дубовского отмечает лишь "стремление к вдумчивому познанию действительности" да "значительную долю оптимизма".4

В небольшом очерке о Н.Н.Дубовском историк искусства

B.М.Зименко5 дает достаточно емкий образ художника-гражданина, сформировавшегося в русле передового русского искусства. Он приводит краткий разбор некоторых работ Дубовского, не вдаваясь в подробный анализ многих картин, не останавливаясь на единичных явлениях. Однако, повествование насыщено разнообразным фактическим материалом, окружающая художника среда присутствует во множестве разнообразных деталей, имеющих не только непосредственное, но иногда лишь косвенное отношение к пейзажисту. Очерк о Н.Н.Дубовском, к сожалению, носит слишком

'«Нива», 1911, №10, с. 191-192.

2 Там же, с. 191.

3 Каталог выставки произведений художника-академика Н.Н.Дубовского. -Л., 1938.

4 Там же, с. 13.

5Зименко В. Н.Н.Дубовской. -М.-Л.: Искусство, 1949.

явный отпечаток взглядов и суждений, распространенных в нашем искусствоведении в 1940-1950-х годах.

Т.Юрова в статье для брошюры "Н.Н.Дубовской"1 также показывает творческое лицо художника неразрывно с эпохой. Автор акцентирует внимание читателя на основных, наиболее известных произведениях живописца. Эта статья общего обзорного характера. Юрова говорит о некоторых особенностях живописи Дубовского, отразившихся на его творческом облике, о влиянии на манеру его письма некоторых художников-современников: в плане декоративности - А.И.Куинджи, лиричности -И.И.Левитана и др.

Определенный интерес представляет книга Я.Д.Минченкова "Воспоминания о передвижниках".2 Она несколько раз переиздавалась и представляет ценное мемуарное произведение, строки которого воссоздают живой облик художников-передвижников: А.Куинджи, В.Сурикова, Н.Дубовского др. Замечателен творческий портрет Н.Н.Дубовского, которого автор хорошо знал. Этот очерк дает представление о личности пейзажиста, многие исследователи творчества художника использовали эти ценные сведения Минченкова. Правда, автор сводит рассказ о Н.Дубовском к бытоописательной стороне, мало касаясь его творчества.

Общее представление о художнике дается в статье М.С.Трубиной к каталогу постоянной экспозиции Н.Дубовского в Новочеркасском музее истории донского казачества.3 Автор подробно касается наиболее известных новочеркасских произведений: "Курганы в степи", "Радуга", "Туча надвигается" и др., но в целом анализ произведений несколько поверхностен и схематичен.

1 Юрова Т. Н.Н.Дубовской. -М.: Изобразительное искусство, 1963.

2 Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках.-Л.: Художник РСФСР, 1963.

3Трубина М.С. Н.Н.Дубовской. Каталог. Музей истории донского казачества в Новочеркасске.-Л., 1961.

и

А.Прохоров в монографическом очерке о Дубовском1 также обращается к новочеркасской коллекции. Он стремится дать описание отдельных произведений, таких, как "Туча надвигается", "Мишкина балка", "Радуга" и др. Помимо того, автор привлекает произведения Дубовского, находящиеся в Омском областном музее изобразт�