автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Пейзаж в творчестве Н.А. Ярошенко

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Федюшина, Людмила Олеговна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Пейзаж в творчестве Н.А. Ярошенко'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Пейзаж в творчестве Н.А. Ярошенко"

л.

"г о

е

^ Научно-исследовательский инотитут Теория а истории изобразительных % искусств Российской академии художеств

На правах рукописи УДК 75 (470)

ФЭДШИНА Людмила Олеговна "ПЕЙЗАЖ. В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А. ЯРОШЕНКО"

17 00 04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соиокание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 1997

Работа выполнена з Санкт-Петербургском государственном 1кадеыичвском института живописи, акульптуры и архитектуры тени И.Е. Репина.

[аучный руководитель - доктор искусствоведения,

профессор В.А, Леняшия

(фициалыше оппоненты - доктор искусствоведения

А.Г. Верещагина - кандидат искусствоведения JI.B. Ширшова

1адущая организация - Московский Государственный

академический худоавотвенный институт им. В,И, Сурикова

[ащита состоится " /<9 * "ММрвсНУ " 1997 г. в 12 часов [а заседания диссертационного Совета К 019 03 01 по присуз-1ению ученой степени кандидата искусствоведения при НИИ !еории и истории изобразительных искусств Российской академии

удоаеств (119034, Москва, Пречистенка, 21).

С диссертацией можно ознакомиться в филиале Научной

Зиблиотехи Российской академии.художеств/Пречистенка,.21/.... дтореферат разослан " Ш " MCtfimCf 199 7г.

Ученый секретарь диссертационного Совета

:андидат искусствоведения H.A. Виноградова

Общая характеристика работы

В современном отечественном искусствознании за последние годы заметно возрос интерес к проблемам русского искусства второй половины XIX века. Происходит переоценка и более углубленное и комплексное исследование творчества многих передвижников, Вышли монографии о В.Г, Перове, И.Н. Крамском, В.М. Васнецове, А.И. Кунндая и др., в которых пере осматривалась многие стереотипные суждения. Большое значение имели обширные выставки произведений Й.Н» Крамского, В.М. Васнецова, И.Е. Репина, позволившие глубже понять творчество каждого мастера и оценить значение созданного им.

Николай Александрович Ярошенко - один из немногих крупных художников этого периода, который пока остается вне исследовательского поля зрения. Однако он занимает особое место среди блестящей плеяды художников, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок. Его картины "Кочегар" (1878), "Заключенный" (1878), "Студент" (1881), "Курсистка" (1833), "Вскщу жизнь" (1888), ряд портретов 18801890-х гг. - этапные работы, без которых трудно представить истории развития русского искусства второй половины XIX века. "Ясли бы Ярошенко оставил потомству только два изображения - "Курсистки", "Студента" - и то, он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи"*, - писал о нем М. Неведомский в 1917 году. В дальнейшем, благодаря В.А. Прыткову, В.И. Порудоминскоыу, А.Г. Верещагиной, Ф.С. Рогин-ской, творчество Ярошенко было освещено в специальной лите-

1 "Нива", 1917, 29, с. 437.

ратуре о художнике. Выход монографии Прыткова (H.A. Ярошенко. М., i960) - самой объемной - совпал с другим значительным событием - открытием художественно-мемориального музея H.A. Ярошенко в Кисловодстве в 1961 году.

Усилиями В.В. Секлвдкого - основателя музея - было собрано около 100 произведений живописи и графики Ярошенко. Сам характер собрания - преимущественно работы 1880-1890-х гг. -дал возможность расширить слолшвшееся представление о творчестве худонника, помог осознать необходимость продолжения исследовательской работы. Чем больше мы обращаемся к наследию этого мастера, тем сложнее и многоплановое предстает перед нами его творческая индивидуальность.

Настоящая диссертация посвящается пейзажному наследию Ярошенко. В этой области художник плодотворно и целенаправленно работал с середины 1880-х годов до конца жизни - 1898 года, написав около 300 работ, среди которых и пейзажи-картины и натурные небольшие этюды.

Собрание произведений Ярошенко в Кисловодском музее явилось первоосновой для написания диссертации. Длительная работа, проведенная автором по анализу и атрибуции ряда произведений, позволила выявить творческую эволюции мастера, включающую как мировоззренческие, так и профессиональные перемены, отразившиеся в поздних холстах. Дальнейшая исследовательская работа обрела характер более широкого обобщения.

Цель и задача работы - восполнить существенный пробел в изучении творчества Ярошенко в современном искусствознании (за последние десятилетия не было ни одной попытки рассмотреть

пбйзакное творчество Ярошенко во всем многообразии его творческих поисков) и воссоздать единую картину развития пейзажного искусства художника. На основе изученного и систематизированного материала, как известного, так и впервые вводимого в научный обиход, автор предполагает по-новому прочесть формально-образную структуру ряда произведений Ярошенко, углубить наши представления о специфике художественного языка, более полно охарактеризовать историко-художественяые особенности русского пейзажа исследуемого периода.

Для достижения поставленной цели в диссертации ставятся следующие задачи: на основе анализа произведений, выполненных в 1870-1880-е годы осмыслить значение роли природного окружения в образно-пластическом строе работ мастера; проанализировать основные принципы развития пейзажной живописи Ярошенко; выявить внутреннюю связь проблематики пейзажной кибописи художника с главным принципами его портретного и жанрового творчества; проследить пути трансформации пейзажной живописи Ярошенко в 1890-е годы; определить значение кавказских пейзажей Ярошенко для русской пейзачсной школы.

В литературе о художнике данная тема никогда не принимала характера специального исследования. Даже если сузить ее до анализа только пейзажного материала, то и здесь мы встречаемся с недостаточно изученной областью. Автором били рассмотрены многочисленные статьи, в которых отразились взгляды и мнения современников Ярошенко, не потерявшие своей актуальности. Это - рецензии на передвижные выставки, в которых отмечалось особое отношение Ярошенко к пейзажу в ранних холстах - "Неве-

кий проспект ночью", "Сумерки", а также упоминались и кавказские виды Ярошенко, подчеркивалась новизна его решений. Не проходили не замеченные критикой и большие пейзаняие холсты художника "Ночь на Каме", "В горах Кавказа".

Автором использовалось эпистолярное наследие, отразившее отклики современных Ярошенко художников - К.А. Савицкого, И.Е. Репина, И.О. Остроухова, а такяе статьи В.В. Стасова, рукопись Н.В. Некрасова, в которых содержалась краткая оценка пейзажного жанра.

Наибольшую методологическую помощь в работе автору оказал труд В.А. Прыткова. Его диссертация, посвященная творчеству Ярошенко, явилась итогом огромной исследовательской деятельности. Им был собран, изучен и систематизирован обширный изобразителышй, документальный материал. Результаты проведенной работы вошли в специальную монографию о Ярошенко, Она включала полный каталог произведений худоаника, содержала искусствоведческую оценку Есех этапов творчества Ярошенко. Значение этой книги трудно переоценить. В работе над диссертацией она была постоянным источником как фактологических .сведений, так и ряда положений искусствоведческого характера.

Также значительна для настоящего исследования была небольшая книга о Ярошенко А.Г. Верещагиной, в которой по-новому были освещены многие особенности работ художника, дана серьезная и убедительная характеристика пейзажного творчества.

Из опубликованных после 1960-х гг. работ и статей о творчестве Ярошенко необходимо отметить небольшую статью для листовки "Кавказские пейзажи H.A. Ярошенко", выпущенной Кисло-

водским художественным музеем. Автор статьи - И.В. Поленова -подходила о аналитических позиций к характеристике пейзажей, сформулировала основные задачи, которые Ярошенко ставил в работе над этвдом. Некоторые положения статьи использовались в данной диссертации.

Ряд нетрадиционных и интересных мыслей по поводу пейзажного творчества Ярошенко был высказан в книге Порудоыинского. Именно этим автором впервые было отмечено звучание темы природы в образном строе картин художника, оценены пейзажи и пленэрные канровые холсты как попытка Ярошенко заново переосмыслить тему взаимосвязи яеловека я природы. Таким образом, некоторая оснога для исследования пейзажного творчества Ярошенко существовала.

Актуальность работы. Представленный в диссертации материал имеет важное значение в истории художественной культуры. России. Несмотря на известную высокую оценку творчества Яро-, шенко, данную в художественной критике, уровень изучения созданного мастерам, не может удовлетворить современное искусствознание. В трудах исследователей почти отсутствует широкий исторический подход к рассматриваемому в диссертации материалу. Назрела необходимость аналитического осмысления, комплексного изучения творчества Ярошенко как необходимого и важного звена в историческом процессе развития русского искусства.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым искусствоведческим исследованием, в которой предпринята попытка воссоздания общей картины развития пейзажного творчества H.A. Ярошенко. Мы стремились показать разнообраз-

ные связи искусства художника с русской национальной пейзажной школой, раскрыть историко-художественную обусловленность основных образно-пластических тенденций в развитии кавказского пейзажа.

В научный оборот введена группа произведений Ярошенко* не известных и не изученных ранее. Это позволило продолжить работу по каталогизации произведений художника.

В существующем единственном полном каталоге произведений худояника, составленном В.А. Прытковым в 1960 году, выявлен рад неточностей и ошибок, нами добавлены каталожные сведения о некоторых работах в соответствии с современными требованиями к монографическим каталогам.

Научно-практическое значение работы состоит в том, что изучение пейзажной живописи Ярошенко позволяет нам определить ее место в общем хода художественного развития России, открывает ряд основных черт, характерных для искусства второй половины XIX века.

Факты и выводы, сообщенные в диссертации, могут быть использованы при разработке вопросов, касающихся русской пейзажной школы второй полоеины XIX века, дальнейшего изучения творческого наследия Ярошенко, особенно для исследования специфической области русского пейзажа, связанной с изображением природы Кавказа. Кроме того, они могут бить применены в музейной работе для атрибуции памятников, использованы для составления каталога произведений Ярошенко. Выявленные сведения могут быть включены в методические пособия, теоретические труды, посвященные русскому искусству второй половины XIX ве-

ка.

Апробация работы. Результаты выполнении:! исследований, введенные вперЕые в научный оборот материалы и сделанные на их основе выводы и обобщения отражены в статьях, опубликованных в научных сборниках и периодических изданиях. Всего по теме диссертации было опубликовано три работы. Приложения, составленные в процессе работы над диссертацией, яеляются составной частью каталога произведений Ярошенко в собрании Кисловодском художественного музея.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. В приложения Еключены библиография, альбом иллюстраций, перечень каталожных данных о работах Ярошенко из собрания Кисловодского художественно-мемориального музея, не включенных в каталог Прыткова, список произведений Ярошенко, включенных в этот каталог, с уточненными и новыми каталожными данными.

Во введении обоснован выбор темы диссертации, определены цели и задачи, дана характеристика источниковедческой базы работы, сделан обзор литературы по теме.

В процессе работы рассмотрены издания по общим проблемам искусства XIX века, проанализированы специальные труды по проблемам пейзажной живописи, монографические исследования, имеющие непосредственное отношение к теме диссертации, изучены материалы, связанные с мемуарным, эппстоляргшм наследием Ярошенко, периодическая литература, архивные материалы.

Первая главаС'Роль пейзажа в жанровых холстах Ярошенко") посвящена проблеме соотношения характера сюжетов и образов

произведений с пейзажной средой. Она выдвигается на первый план ввиду того, что возникновение пейзажа как неотъемлемой части картин Ярошенко, мы наблвдаем уже на раннем этапе творчества, задолго до возникновения собственно пейзажного жанра.

Первоначально автор исследует работы 1870-х годов "Невский проспект ночью", "Сумерки". Именно в них проявилась особенность, ставшая впоследствии характерной для Ярошенко, сообщать пейзажному окружению большую смысловую нагрузку и эмоциональное воздействие. Особое место в раннем творчестве Ярошенко занимает картина "Невский проспект ночью". Хотя она не сохранилась, известна лишь по фототипическому воспроизведению, автор много внимания уделяет характеристике этой работы, подчеркивая важность и значение ее для последующего творчества художнжа. 3 ней наметились черты, свойственные многим будущим, произведениям мастера. Одновременно автор диссертации отходит от хрястоматийной трактовки картины художника как живописной иллюстрации темы "униженных и оскорбленных". Основанием для подобного рассмотрения служит высказывание самого Ярошенко: "Невский имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно, моросит дождь, словом, погода такая, что хороший хозяин собаку на двор не выгонит"*.

Для выявления своеобразия и специфики этого полотна автором были рассмотрены вопросы преемственности образного истолкования темы произведения. Следование Ярошенко картинам его учителя A.M. Волкова "Обжорный ряд в Петербурге" (1858),

* Цит. по книге Прыткова В.А. Н.А. Ярошенко. М., I960, с. 40.

"Сенная площадь в Петербурге" (1861-1869), "Балаганы на Марсовом поле" (1969) не воспринимается органичным. Ярошенко стремился к большему обобщению, к раскрытию внутренней "психологии" Петербурга в противоречивых и неприглядных его сторонах. Гораздо сильнее ощущается связь с творчеством В.Г. Перова. Рассматривая композиционные особенности построения картины, автор находит гол параллели в полотнах Перова "Тройка", "Последний кабак у заставы" - в выборе пониженной точки зрения, угловбго ракурса показа пространства, в характере соотношения неба и земли, а также в эмоциональном звучании, в создании особой щемяще-безысходной интонация.

В связи с анализом картинн в первой главе автор затрагивает некоторые сопутствующие вопросы, в частности, значение работы "Невский проспект ночью" как одного из немногочисленных изображений Петербурга в русском искусстве второй половины XIX века. Возникновение ее воспринимается как своего рода закономерность - с петербургских холстов начинали свой творческий путь многие художники. Для определения особенностей полотна Ярошенко автор сравнивает "Невский проспект" с произведениями В.И. Сурикова "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870), а также с пейзажами Ф.А. Васильева "После дождя" (1867), "Иллкминация в Петербурге" (1869), "Заря в Петербурге", "На Неве". Анализ пейзажа "Заря в Петербурге" позволил найти некоторые черты близости в композиционном построении картины Ярошенко. Однако эта близость была обусловлена скорее всего особенностями архитектуры города, конечный результат у Ярошенко был отличен от образного истолкования

Петербурга у Сурикова и Васильева. В "Сенатской площади" Сурикова преобладал романтический настрой, он звучал и в некоторых холстах Васильева. В целом пейзажам Васильева было свойственно более обостренное переживание природы, нежели поиски обобщенного психологического смысла пейзажа, как у Яро-шенко.

Другая проблема, возникающая при рассмотрении раннего творчества Ярошенко - выявление внутренней связи его произведений о русской литературой. Для раскрытия ее в главе приводятся цитаты из произведений В.М. Гаршина, H.A. Некрасова. Создание в литературном произведении пейзака-среды как проекции человеческих переживаний также находит параллель в петербургских очерках Д.В. Григоровича.

Пейзаж, созданный в картине "Невс/лй проспект ночью", явился важной составной частью образного и эмоционального строя другой картины Ярошенко "Курсистка". От конкретизации пейзажа в "Невском проспекте" художник приходит к образу условного города, холодного и неуютного - окружающей среды, с которой связана человеческая жизнь. В этом автор видит некоторую близость творческого подхода Ярошенко и Ф.М. Достоевского. В диссертации отмечены и анализируются особенности пейзажей в произведениях Достоевского с привлечением специального критического материала - статей Д.С. Мережковского. В них был верно охарактеризован стиль изображения городской действительности , создание своеобразного "настроения" пейзажа. Ярошенко также стремился к раскрытия "психологии" петербургского мотива.

Осознание пейзажа как важного йактора в создании определенной интонации произведения не было единственным направлением в поисках поэтики жанровых холстое. Б решении картины "Заключенный" (1878) роль пейзажа как такового не столь непосредственна, но значение ее не менее глубоко. Небольшая деталь - неяркий свет, проникающий в окошко камеры-одиночки, создает выразительный смысловой и эмоциональный акцент. В этом вновь возникает перекличка приемов Ярошенко и Достоевского. Этот солнечный луч, проскальзывающий по стенам, дает ощущение того "краешка неба", о котором писал Достоевский в "Записках из мертвого дома".

Далее в работе исследуется развитие художественных задач в жанровых и портретных произведениях Ярошенко конца 18701880-х годов, связанных с более непосредственным обращением художника к пейзажу и пленэру. Значительное место в творческой аволюции Ярошенко занимает картина "Слепцы" (1879). В этой работе художник впервые обращается не к городскому пей- ■ залу, а к сельскому. Анализ картины дается на .тоне широкого по охвату материала - как изобразительного искусства, так и литературы. Органичное соединение пейзажного фона с образами бредущих нищи придает картине философский оттенок. Поднятая здесь тема странничества находится в тесном контакте с творчеством В.Г.Перова, с прозой В.Г. Короленко, H.A. Бердяева, Б.К. Зайцева.

Изменения художественных задач в эти годы приводят к появлению в творчестве Ярошенко первых пленэрных работ - портрета И.К. Зайцева и картины "Цыганка". Он отходит от отрабо-

•санных приемов тональной живописи, стремится к пленэрной раз-работке.

Философский аспект трактовки пейзажа или его элементов в композиции картины обусловил обращение автора диссертации к рассмотрению картины "Воюду жизнь". Включение ее в ряд работ, даже косвенно связанных с пейзажем, имеет основания. Но учитывая характер изменений в мировоззрении художника, происходящих в 1880-е года, и, в частности, его обращение к природе, автор предлагает возможность иного прочтения известной картины. Сохраняя формальные структурные приемы маяровой картины, Ярошенко придает сюжету более глубокую духовную и идейную основу, воспевает красоту бытия. Главным в его полотне становится понятие жизни как первоосновы всего сущего. Кроме того, заметно посветлевший колорит картины по сравнению с гл1водисыо его предшествующих работ, вероятно, тоже был связан с изменениями художественных задач.

В завершающей главу части автор обращается к творчеству Ярошенко конца 1880-1890-х годов. Это жанровые картины "На качелях" (1838), "В теплых краях" (1890), "Хор" (1894), "Похороны первенца" (1896). Они ваяны для характеристики как всего творчества Ярошенко, так и для более полного представления о путях развития русского искусства конца XIX века. Здесь ЕперЕые подробно рассматриваются живописные особенности картин "В теплых краях", "Хор", на решении которых отразилась усиленная работа художника над пленэрными этюдами в эти годы.

Как отдельная область творчества художника 1890-х годов исследуются женские и детские образы, появившиеся параллельно

с пейзажными холстами. Работы "Постреленок" (1892), "Мальчик" ■ (1894) и ряд Друг:« показывают, яю Ярошенко продолжал в жанровых работах и портретах решать живописные задачи, опираясь на опыт, накопленный в результате постоянной работы над этюдами. Наиболее убедительными представляются успехи художника в решении живописных задач в "Женском портрете" (1893, ГРМ).

Таким образом, в первой главе диссертации определены роль и значение пейзажа в решении жанровых холстов Ярошенко, а также прослеживается эволюция творческой манеры художника, определено то новое, что было привнесено им в совмещении задач портретного и-жанрового плана с пленэрными поисками.

Вторая глава диссертации "Пейзажи H.A. Ярошенко 18801890-х гг.". С начала 1880-х годов Ярошенко стал совершать поездки на Кавказ и соприкоснулся с миром природы гор. С 1885 года - со времени приобретения дачи в Кисловодске, эти поездки стали носить систематический характер. Созданные в результате путешествий пейзажи составляют небольшую, но важную часть творческого наследия художника, общим числом около 300 живописных работ, преимущественно этюдов. В этой части диссертации в научный обиход вводится 14 пейзажных работ, не вошедших в каталог В.А. Пруткова, а также 8 этюдов, упоминаемых в этом каталоге, но без необходимых данных, % основе проведенного автором диссертации стилистического анализа датируются пейзажи "Осень в горах", "Селение в горах", "В горах", "Снежные вершины гор", 'Торы в тумане". Этюднкй материал, а также пейзажи-картины рассматриваются как самостоятельная творческая проблема в комплексе всех факторов, влияющих на стиль

и характер работ. Пейзажи исследуются в хронологической последовательности.

Как самостоятельный жанр пейзаж возникает в творчестве Ярошенко с 1882 года. Работы, написанные в этом году, а также в последующие, 1880-е годы, представляли собой законченные картины и небольшие этюды, составившие серию "Путевых заметок из путешествия по Кавказу".

"Бештау" - одна из ранних станковых картин. Это панорамный пейзаж с трехплановым построением пространства и замкнутым горизонтом. Прихотливый контур горы мягко обрисовывается на фоне вечереющего неба с легкими золотистыми облачками. Ровный свет, окутывающий все детали ландшафта, сообщает пейзажу задумчивое, спокойное состояние. Близок этой картине другой пейзаж 1882 г. "Гора Развалка близ Железноводска". В нем почти повторяется композиция картины "Бештау", звучат те же приглушенные зеленые, коричневатые, серо-годубые цвета.

Введение этих двух ранних работ в научный обиход, выявление их формально-стилистических особенностей, а также определение главных задач, которые ставил Ярошенко в работе над пейзажем на раннем этапе, существенно меняет сложившееся представление о путях развития пейзажного жанра в творчестве Ярошенко. До сих пор при характеристике пейзажного наследия художника прежде всего рассматривались его этюды.

С этой небольшой группой .работ связаны станковые картины несколько иного образно-пластического звучания. Это картины "Шат-гора" (1884), "Ночь на Каме" (1884), "В горах Кавказа" (1888), "Эльбрус в облаках" (1894), проникнутые стремлением

решить кавказский пейзаж в героико-романтическом истолковании, исходя из той системы художественного решения и образного понимания природы, которую несло искусство А.Л. Куинджи. Картина "Шат-гора" анализируется впервые. В книге Прыткова она приводилась со ссылкой на существовавшие отзывы и воспоминания, так как местонахождение ее в те годы не было известно. Картина также решена как панорамный пейзаж, но созданию ее предшествовал натурный этюд. Особенности изображенного ландшафта определили выбор вытянутого по горизонтали формата холста. Это - каменистое плато о открывающимся видом на снежную вершину. Величественно-неприступному характеру пейзажа соответствует состояние в природе - минуты пробуждения, восхода солнца, когда освещение создает эффективные сочетания цлета.

Более поздняя картина "В горах Кавказа" близка "Шат-горе" романтическим настроением и некоторыми общими приемами исполнения. Но, в отличие от мажорно-радостного, но стабильного состояния в природе в пейзаже "Шат-гора", здесь чувствуется смятение, все находится в движении - пересекаются линии склонов, уступов, клубятся облака. Огромный каменистый утес загромождает ландшафт, сводит пространство к незначительному "уходу" в глубину. С увлечением Ярошенко работал над живописным решением неба - с изменчивыми формами облаков, с мягкими и легкими переходами теплых и холодных тонов.

Далее исследуется этюдный материал. Отдельную группу составляют пейзажи начала 1680-х годов, входившие в серию "Путевых заметок из путешествия по Кавказу". Из них в главе анализируются этюды "Гора Ушба в Сванетяи", "Горный пейзаж". В

кшс наметились те черты построения композиции, которые впос- -ледствии стали характерны для пейзажей Ярошенко. Это прием показа с низкой точки зрения, композиционная "сжатость" в расположении элементов ландшафта. Затем рассматриваются пейзажи 1888 года. Из двадцати работ, экспонировавшихся на выставке, известно местонахождение восьми. Одним из первых этдцов, вероятно, был этюд "Ольховая балка" (1888. ГШ). В нем есть стремление построить композиционное и живописное решение, все более приближаясь к натуре. Пейзаж с растянувшимися холмами, речкой на первом плане показан с низкой точки зрения, небо занимает незначительное пространство, горизонт замкнут. Одной из наиболее сильных сторон этюда является тональная цельность, привлекает и попытка передать солнечный свет.

Довольно цельную группу составляют три этвда конца 1880-х годов - "Близ Кисловодска. Ольховка" (1888. Пермская государственная художественная галерея), "Водопад" (1889. Кисловодс-кий художественный музей H.A. Ярошенко) и "Этюд горной речки" (Калужский областной художественный музей). Это изображения фрагментарно взятого участка гористой местности. В этюде "Водопад", к примеру, - тяжелые, нависшие слоями глыбы песчаника и струящийся между скалами поток. В "Ольховке" - каменистая отмель быстрой горной речки, над которой нависают деревья и со всех сторон обступают холмы из красного песчаника. В живописном решении этих этвдов чувствуется, что Ярошенко стремился следовать природному цвету, но все же подчинял его коричневатому, теплому тону, объединяющему и уравновешивающему все детали композиции.

Дальнейшая эволюция пейзажного мастерства Ярошенко наблюдается в группе этвдов 1890-х годов "Горный пейзаж", "Снежные вершины гор", "Кисловодск. Балка", "Селение в горах", "Кисловодск", "Красные камни" (1892), "Пятигорск" (1893), "Теберда. Аул в горах" (18Э4?). В эти этюды проникают жанровые мотивы" городок, раскинувшийся по склонам предгорий ("Пяти- • горек"), скачущий всадник и пасущиеся лошади ("Красные камни"), крыши домов, теснящиеся у подножья высокой горы ("Теберда. Аул в горах"), зонтик беседки ("Осень в горах"). Этюды 1890-х годов дают большее разнообразие в выборе пейзажных мотивов. Появляется у него в это время "равнинный пейзаж" - "Кисловодск. Балка" о пологими холмами, небом, затянутым с одной стороны тучами, и с яркой, светлой полосой, с другой.

В то же время Ярошенко продолжал писать этюды с уже устоявшимся, традиционным мотивом, где склоны гор, скалы, взятые крупным планом, занимают все пространство небольшого холста. Иногда варьировался мотив чередующихся склонов и закрывающей глубину снежной вершиной ("Горный пейзаж", "Снежные вершины гор", "Осень в горах").

В некоторых этюдах, написанных после 1890 года, появляется особая отточенность деталей ("Красные камни", "Пятигорск"), придающая пейзажу оттенок документальной точности, живопись, основанная на пристальном изучении натуры, значительно возрастает по мастерству - тонко передаются места касания неба и гор, появляется спокойный и легкий голубоватый тон, создающий глубину пространства. Однако в ряде других этюдов ("Кисловодск. Бфша", "Тебердинское озеро") появляется

Тяготение к декоративности с яркостью и интенсивностью красок. По степени завершенности шогие этюды этих лет можно рассматривать как отанковые картины.

В конце главы анализируются заграничные этюды Дрошенко 1890-х годов. Предметом исследования послужили некоторые работы из. собрания Кисловодокого художественного музея. Наряду с аналитическими задачами в главе пересматривается атрибуцион-ное заключение на этюд "Рим", оогласно которому, это - подлинное произведете Ярошенко 1880-х годов. Привлечение эпистолярного наследия позволило предположить, что первые этвды в Италии Ярошенко мог писать еще в 1880-е годы, в то время как в литературе о художнике рассматривалась лишь группа работ 1890-х годов. Но выводы, сделанные на основе сравнительного анализа работы с эталонными этюдами, ставят под вопрос авторство Ярошенко,

Из серии восточных этвдов в работе рассматриваются два пейзажа - "Иерусалим" и "Сфинкс". В "Иерусалиме" Ярошенко удалось передать своеобразие архитектуры города с плоскими крышами зданий, высокими минаретами, соседствующими с христианским куполом храма. В нем присутствует среда восточного города, звучит особая напряженность света и цвета, контрастность теней, плотность колорита. В этвде "Сфинкс" колорит приглушен, но передана осязательность прогретых солнцем камней древнего памятника. Художник добился точных отношений ярко освещенных участков и глубокой тени, верно почувствовал особую тональность неба, теряющего свою интенсивность под воздействием сильных солнечных лучей.

йаписанные годом позже итальянские этады "Палермо", "Та-ормина" также решены с глубоки!.! вниманием художника к натуре.

Однако преимущественно Ярошенко работал над кавказскими пейзажами. До сих пор они рассматривались как специфическая область его творчества, имевшая значение только при оценке всей деятельности художника. Однако эти пейзажи были на передвижных выставках, входили в художественную жизнь России и ■ занимали определенное место среда! работ других мастеров, обращавшихся к изображению кавказского пейзажа. И в них - вклад Ярошенко в русскую пейзажную живопись.

Третья глава "Кавказский пейзаж в творчестве H.A. Яро-иенко и его современников" посвящена проблеме выявления своеобразия и новизны вклада Ярошенко в развитие отечественной пейзажной живописи. Кавказский пейзаж как специальная проблема в русском искусстве второй пэлоеины ХН века прежде не ис-следогался. Эта тема Еключает также вопрос о влиянии особенностей кавказской природы на формирование стиля и традиции изображения Кавказа русскими художниками.

В то время, когда Ярошенко начинал работать над пейзажем, для большинства художников было характерно восприятие кавказской природы как экзотической. Это во многом определило преобладающий романтичеокий настрой большинства работ. В качестве примеров пейзажей, предшествовавших этюдам и картинам Ярошенко, рассматриваются некоторые произведения из Кисловодско-го собрания (И.Н. Зинковского "Согартлинская переправа", В.Д. Орловского "Ручей"), не вводившиеся прежде в научный обиход. Как показывает анализ этих пейэажей, кавказский пейзаж в 1870-

1880-е годы предотавлял собой взаимодействие тенденций академической школы и реализма передвижников. Показательны в этом отношении пейзаж Орловского с характерной для них связью академической собранности пейзажа с подкупающей жизненностью мировых мотивов.

В 1890-е годы на передвижных выставках появляются работы A.A. Киселева, связанные с Кавказом - "Старый Сурамский перевал" (1891), "7 подножия Казбека" (1891), "Под облаками на Военно-Грузинской дороге" (1892), "Казбек к вечеру" (1900). В решении большинства этих работ ощущается взволнованно-романтическое восприятие Кавказа, хотя эта романтика носила несколько поверхностный характер.

Романтическое "настроение" природы Кавказа последовательно и ярко было выражено в творчестве А.И. Куиндди. В главе впервые детально анализируются кавказские пейзажные холсты Куиндди во всем объеме серии. Как показал анализ работ, он не писал натурных этДдов, его картины, хотя и были навеяны впечатлениями от поездки на Кавказ, все же носили сочиненный характер пейзажа, созданного в мастерской.

Об ином подходе к изображению кавказского пейзажа свидетельствовали работы В.В. Верещагина. В основе его метода было серьезное стремление к изучению натуры, и это определило особенности его пейзажей, построенных на логическом постижении натурных наблюдений. В изображении природы заметна подчеркнутая рассудочность, граничащая с документальной точностью. На всех его работах, как этюдах, так и законченных картинах ("Гора Казбек" /1897/, "Эльбрус"), несмотря на желание

выразить в пейзаже определенное настроение, лежит отпечаток беспристратсного и ясного анализа того, что видит и изображает художник.

Наряду с подобными работами в 18Э0-е годы шесте о пейзажами Ярошенко на передвижных выставках появляются кавказские этюды H.H. Дубовского, A.id. Васнецова, М.В. Нестерова. Все пейзажи, рассматриваемые в работе, являются частью музейного собрания Кисловодска и исследуются впервые.

Па примере ряца работ Дубовского (этюдов "Окрестности Кисловодска", "Дорога в горах", "Военно-Осетинская дорога") выявлено своеобразие творческого почерка художника, выразившегося в тонком постижении особенностей натуры и осложненного передачей определенного "настроения" пейзажа. Дубовскоа тонко почувствовал театральнуюуброскость кавказской природы, и это определило декоративное решение, резкие и ясные тональные отношения, отличающие большинство его работ. В некоторых этюдах ДубоЕской сближается в решениях с пейзажами Ярошенко, что ощущается в простоте выбранного мотива, обыденного состояния природы. Наряду ч этюдными работами разных лет в характеристике пейзажного наследия Дубовского занимает значительное место анализ картины "В горах Кавказа". Сопоставление этюдов и картины позволяет отчетливо определить свойственное Дубовско-му восприятие природы Кавказа как величественно-монументальной. В то же время он мог увлечься передачей характерной особенности места.

Своеобразным явлением в кавказском пейзаже конца XIX века были работы A.M. Васнецова. В главе предпринимается попит-

ка систематизировать изобразительный материал, связанный с этой темой в хронологической последовательности, наряду с этюдами определить значение больших пейзажных холстов "На высотах Кавказа", "ЭльСоус". Приведенные цитаты из воспоминаний художника позволяют почувствовать, какой отклик находила природа Кавказа в его душе.

Стилистический анализ этюдов "Красные камни", "Ольховка", "Дарьяльское ущелье", "Эльбрус" раскрывает характер задач, которые художник ставил перед собо^ е работе над этюдом. Натурный мотив со всеми его особенностями в пейзажах Васнецова преобразуется в бегло намече;;ные формы с очень обобщенными очертаниями. Динамичная, (¿.актурная, свободная манера живописи, сложные цветоые отношения создают особое эстетическое качество этюда.

Одна из проблем, возникающих при изучении кавказских пейзажей - сложность изображения горной природы для русского художника. Впервые эта проблема была сформулирована А.Н. Бенуа, писавшего, что, кроме А.М. Васнецова, никому из русских пейзажистов не удалось создать образ Кавказа, не впадая в излишнюю красивость. Эта проблема возникает вновь в связи с анализом немногочисленных работ 1.1.В. Нестерова, написанных на Кавказе. Выдержки из эпистолярного наследия художника свидетельствуют о его прямом и откровенном признании нелюбви кавказской природы. Доказательством чуждости художника Кавказу явилось и очень незначительное количество работ, написанных во время приездов в Кисловодск. В небольшом этюде "Ыашук", пробуя написать кавказский пейзаж, Нестеров невольно сообщает

Ьз обращенному горлому мотиву поэтическое настроение, более свойственное его лирическим пейзажам русского Севера.

Характерны в этом отношении пейзажи И.й. Левитана, изображавшего горные ландшафты Альп, надошиающле кавказские. Хотя эти этюды не имели прямого отношении к теме кавказского пейзажа, они представляют определенный интерес для этой области пейзажного жанра как попытка прославленного художника написать новые для него этюды гор.

В целом, как показало исследование, кавказский пейзаж занимал значительное место в творчестве многих современников Ярошенко. Но Ярошенко был первым русскш художником, сумевшим отойти от традиционного романтического восприятия природы Кавказа, сохранившим в своих этюдах особенности места, верность тональных отношений, естественность цвета. Проделанная Ярошенко работа над натурными этюдами дала такое разнообразие и глубину постижения кавказских пейзажей, которых до Ярошенко не знало русское искусство. В этом заключается главная ценность созданного художником в этой области для развития русского пейзажа второй половины XIX века.

Заключение. В этой части диссертации обобщены результаты проведенного исследования и изложены основные выводы:

I. Комплексное исследование ряда произведений Ярошенко, как самых значительных, так и менее известных, основанное на методе объективного исторического анализа, существенно меняет и усложняет наше представление о художнике. До сих пор творчество Ярошенко оценивалось лишь с позиций идейной направленности его работ. Исследование позволило глубже понять

особенности творческого метода художника и определить основную тенденцию, преобладающую в его произведениях - это философская оценка современных яглений и образов. Существенную роль в возникновении этого философского аспекта сыграло я отношение ху-доиника к проблеме организации композиции картины или портрета. Не последнюю роль в этшиграло ощущение среды, атмосферы, элементов пейзажа. Они возникают как напоминание о том, что человеческая жизнь со всеми сложными, как правило, у Яро-шеяко драматическими "узлами" протекает на фоне вечного начала, которое несет в себе природа.

2. В произведениях Ярошенко "Невский проспект ночыо", "Курсистка" был создан один из самых выразительных в русском искусстве пейзажей Петербурга. Сближаясь по глубине проникновения в специфику петербургского пейзажа с Ф.М. Достоевским, восприняв традиции изображения городского пейзажа В.Г. Перова, Н.А.Яоошенко наполняет петербургский мотив психологическим содержанием. В этом его, несмотря на немногочисленность работ, заслуга перед русским искусством.

3. Анализ некоторых жанровых произведений Ярошенко 18701880-х гг., которым прежде не придавалось большого значения при характеристике его творчества, свидетельствует о серьезном отношении художника к профессиональны;.! задачам живописи, что опровергает сложившееся представление о художнике как об авторе тональных монохромных картин. Во многом эволюция его мастерства была связана с работой на натуре. Так, в картине "Слепцы" он стремился передать освещение вечернего солнца. Отчасти здесь предопределился его будущий интерес к пейзажно-

му жанру. Также и создание картины "Цыганка" предвосхитило появление Есех лирических работ Ярошенко 1890-х годов.

4. В 1890-е годы Ярошенко создал ряд произведений, в которых акцент перенесен с действия на состояние и внутреннее содержание. Картины "В теплых краях", "Проводил", "Похороны первенца", "Хор" историками искусства прежде недооценивались. Рассмотрение их в непосредственном сопоставлении с другими холстами Ярошенко, а также в кругу проблем русского искусства 1890-х гг., позволило по иному оценить их значение. Лирический характер этих работ и пленэрные проблемы сближают поиски H.A.Ярошенко с некоторыми тенденциями творчества передвижников 18801890-х гг. - с увлечением картинами-новеллами В.Г. Перова, с некоторыми холстами И.Е. Репина, H.H. Крамского.

В этих картинах Ярошенко для нас ванна и глубина осознания мысли о возврате человека к природе.

5. В работе получило оценку пейзажное наследие художника. Ярошенко был единственным из передвижников, долго и последовательно работавшим над кавказскими пейзанами. Начиная с больших картин, связанных с традициями тонального, академического пейзажа, Ярошенко нашел иной путь работы - создание натурных этюдов. Этюдный материал, количественно составляющий большую часть живописных произведении Ярошенко, разнообразен как по характеру мотивов, так и по подходу к решению художественных задач. Отойдя от традиционного романтически-приподнятого "настроения" в пейзаже, Ярошенко утверждал иной взгляд на природу горной страны. Он стремился постичь ее самобытную красоту в самой себе. Не привлекая яркостью красок, эффектной

манерой письма, Ярошенко достиг реалистически точной и верной фиксшщи многообразия природных мотивов. Также сильную сторону его пейзажей составила передача естественного света, воздуха. Выявленные достоинства его пейзажей не позволяют отнести эту область творчества художника к периоду спада его достижений.

6. Пейзажи Ярошенко имеют не только монографическое значение. Они положили начало пейзажной живописи, посвященной Кавказу, в творчестве передвижников. A.A. Киселев, H.H. дубо-вской, А.Ы. Васнецов, А.И. Куинджи, ы.В. Кестеров вслед за H.A. Ярошенко создают пейзажи, отражающие их восприятие, собственное понимание задач изображения кавказской природы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. К вопросу о пейзажном творчестве H.A. Ярошенко: В сб. Научно-исследовательская работа в художественных музеях СССР. 1Л., 1991 /0,5 п.л./

2. Пейзаж в творчестве H.A. Ярошенко: В сб. Научно-исследовательская работа в художественных музеях ига Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 1992. /0,7 п.л./

3. Пейзаж в творчестве H.A. Ярошенко: В сб. Научные сообщения конференции Калужского художественного музея. Калуга, 1933 /0,9 п.л./