автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Письмо как жанр публицистики
Полный текст автореферата диссертации по теме "Письмо как жанр публицистики"
На правах рукописи
ШУКРУЛЛОЕВ БЕХРУЗ КАРОМАТУЛЛОЕВИЧ
ПИСЬМО КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ
10.01.10.- журналистика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
11
013
005060921
Душанбе-2013
005060921
Работа выполнена на кафедре печати факультета журналистики Таджикского национального университета
Научный руководитель: доктор филологических наук.
Муродов Мурод Бердиевич.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор кафедры истории и теории журналистики и электронных СМИ Росснйско - Таджикского (Славянского) университета Нуралиев Абдусаттор.
кандидат филологических наук, старший редактор аналитической редакции радио «Таджикистан»Ходжазод Саидмурод.
Ведущая организация: Худжандский государственный
университет имени академика Б. Гафурова
Защита состоится «30» мая 2013 года в «1330» часов на заседании диссертационного совета Д 737.004.003 по защите докторских и кандидатских диссертации при Таджикском национальном университете (734025. Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17).
С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке Таджикского национального университета (734025. г. Душанбе, пр. Рудаки.
/
Автореферат разослан « /Л » рс у^уз-еп ^ 2013 года
Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор
Нагзибекова М.Б.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. В наше время средства массовой информации являются одним из самых востребованных и приоритетных социальных институтрв информационного общества. Наряду с электронными средствами массовой информации1, по-прежнему особое место в системе СМИ занимает периодическая печать. Несомненно, в XXI веке СМИ в качестве мощного оружия имеют исключительное значение в развитии й усовершенствовании политического, социального и духовного положения человеческого общества, и с каждым днем их роль еще более увеличиваетЬя. Другими словами, несмотря на поступательное развитие электронных'СМ И, прежде всего, Интернета, пресса не только не потеряла своего значения в жизни современного общества, но также активно находит в нем свою нишу. Например, здесь следует отметить феномен электронной газеты, которая наряду с «бумажной» становится все более популярной среди читающей публики. ':
Все эти процессы соответствуют и исходят из потребностей современного общества и человека. Пут усовершенствования журналистской профессии находятся как в практических действиях, так и в познании ее теоретических основ. Поэтому публицистическая мысль, творческие аспекты журналистики всегда нуждаются в концептуальном изучении и анализе. '
Одним из таких аспектов является жанровая система журналистики, неуклонно совершенствовавшаяся с ее развитием. Исходя :из этого, проведение исследований в данном направлении на примере изучения различных жанров поможет в научном познании проблем журналистской практики. '
В этом контексте изучение истории зарождения и становления жанра письма в таджикской периодической печати является актуальной и важной темой. Хотя у жанра письма есть своя специфика и задачи, в процессе развития периодической печати оно качественно видоизменялось и эволюционировало. В рамках этого жанра! прё'дстаййте-ли различных профессий, отображая свои чувства, эмоции и взглядь( о какой-либо важной проблеме, как в двусторонней, так и многосторонней форме, вносят определенный вклад в становление общественного сознания. Другими словами, публицистическое письмо,,далеко выходя за рамки личного письма, приобретает историческую и социальную ценность. _ ,т,...
Следует отметить, что в истории таджикской журналистики -и литературы все формы письма имели свое особое место и играли созидательную роль. Такие письма не только освещают социальное положение определенного среза истории, но также являются выразителями духовного и морального состояния людей той эпохи. То есть в письме раскрываются многие неизвестные стороны пишущей персоны.
Такая специфика жанра письма дает возможность говорить о нем как о жанре, который охватывает не только личностные пробле-
мы отдельного человека, но также различные вопросы социального, литературного и культурного характера. Размышления автора письма, направленного на индивидуума, группу, людей, редактора газеты, журнала или же директора издательства, способствует формированию и укреплению общественного мнешш Опубликованное в прессе письмо становится достоянием широкой публики и непосредственно влияет на вкус и мировоззрение читателей, литераторов и др. С этой точки зрения, изучение письма в качестве публицистического произведения и жанра в таджикской журналистике является актуальной -и. своевременной научной проблемой.
Степень изученности проблемы. В литературоведческой науке жанр письма детально: изучался в качестве литературного текста, в том числе: письмо как вид литературного письма: письмо как литературный жанр: анализ стиля письма; эволюция письма на различных этапах истории литературы н т,п.
В науке о журналистике письмо в качестве публицистического жанра изучено в исследованиях таких русских ученых, как Е.П. Прохоров. П.С. Карасаев, П.Е. Копии, А.А.Тертычный, В.М. Горохов и других.
Из таджикских исследователей, которые уделяли внимание изучению жанра письма, можно назвать М.Х. Бехруза, Д. Бобоева, 3. Ха-санову, М. Нарзикула, А. Хуросони и Дж. Назриева. Особо можно отметить, исследование ¿М.Х. Бехруза «Хусапн Ваиз Кашифи и его произведения в эпистолярном жанре». Он на основе произведений Ху-сайна Ваиза Кашифи «Махзанулиншо» («Сокровищница сочинений») и «Сахифаи шохй» («Царская страница») подверг детальному изучению проблемы эпистолярного жанра в персидско-таджикской средневековой литературе. Также следует назвать исследование Д. Бобоева «Письмо и эпистолография в «Шахнаме» Абулкасыма Фирдоуси» о проявлениях эпистолярного жанра в этом бессмертном творении.
Из иранских исследователей, которые в своих исследованиях затрагивали проблемы жанра письма, можно отметить Хусайна Хатиби и Мансура Растагора Фасои. X. Хатиби во второй главе своей книги «Проза в персидской литературе» проследил историю возникновения и особенности жанра письма, как в доисламскую так и в после исламскую эпоху. Заслуживают внимания его мысли о взаимодействии Са-санндской школы письма с арабской и новоперсидской литературой. М.Р Фасои обстоятельно анализирует эпистолярный жанр в своем исследовании «Виды персидской прозы», в котором прослеживает историю этого жанра в персидско-таджикской классической, а также современной персидской литературе.
В таджикском литературоведении и журналисткой науке к эпистолярному жанру интерес проявляется начиная с семидесятых годов прошлого века. С того времени начались также дискуссии о роли и месте эпистолярного жанра в классической и современной таджикской литературе и публицистике. Постепенно об эпистолярном жанре по-
явились отдельные работы таких таджикских исследователей; как А. Хуросонн, Дж. Назриева, Д. Бобоева, 3. Хасановой, М. Нарзнкулова. Особо следует отметить работу таджикского исследователя М. Нарзнкулова «История и теория эпистолографии» (с древности до эпохи Амнра Хусрава Дехлави). В этом исследовании подробно изучены проблемы зарождения, становления и эволюции жанра письма в древней и классической персидско-таджикской литературе, проанализированы средневековые трактаты о методах написания писем различного характера.
Но следует отметить, что в большинстве исследований история и эволюция эпистолярного жанра в основном рассмотрены с позиций литературоведческой науки. В них жанр письма анализируется в качестве жанра художественной литературы. Публицистическим аспектам жанра письма в исследованиях вышеотмеченных авторов очень мало уделяется внимание, хотя эпистолярный жанр имеет долгую историю в истории таджикской публицистики и сыграл значительную роль в становлении публицистической мысли XX века.
Несмотря на то, что эпистолярный жанр занимает важное место в истории таджикской литературы, журналистики и социальной мысли. его публицистические аспекты изучены совершенно недостаточно. В том числе, до сих пор не подвергнуты обстоятельному изучению теоретические и практические аспекты жанра письма в системе жанров журналистики и журналистской практике. Помимо того, исследователи не уделили должного внимания истории становления публицистического письма, роли времени и освещению социальной и культурной действительности в эпистолярных произведениях.
Исходя из этого, нами впервые предпринята попытка исследования данной проблемы во всей полноте на основе публицистических материалов разных периодов.
Цель п задачи исследования.
Основной целью данной диссертационной работы является всестороннее исследование и анализ теоретических и практических аспектов эпистолярного жанра в истории таджикской журналистики, выявление отличительных черт публицистического письма и его м^ста в таджикской периодической печати.
Для достижения указанной цели определены и выдвинуты следующие задачи: ,,
• научно-теоретическое обоснование выбранной темы, определение и уточнение основных понятий и терминов: .
• выявление генезиса эпистолярного жанра в персидско-таджикской классической литературе и публицистике;
• рассмотрение зарождения, становления и эволюции письма как публицистического жанра;
• раскрытие гносеологических основ становления и развития жанра письма, его объективных и субъективных сторон;
• определение теоретических и методологических основ публицистического письма, на примере эпистолярного материала периодической печати;
• познание публицистической специфики жанра письма:
• рассмотрение социальных, бытовых, культурных, литературных вопросов в эпистолярном жанре и их оценка.
Методологическая н теоретическая основы работы. С целью осуществления намеченных и задач работы мы, прежде всего, руководствовались теоретико-логическим, сравнительно-историческим методом и системно-типологическим анализом. Кроме того, для полного раскрытия особенностей таджикского публицистического письма, мы обращались также к герменевтическому, статистическому, хронологическому и описательному методам научного анализа. Соиокупност ь использования данных научных методов позволило,, нам, познать в правильном направлений сущность рассматриваемой проблемы.
В теоретической части мы опирались , на отдельные теоретико-методологические разработки таких известных, исследователей, как М.М.Бахтина. Е.П. Прохорова, Д.М: Урнова, Я.С. Муре, М.Е. Грабаря, Д.С. Лихачева. Ю.М. Лотмана, М.Шакурй, И.К. Усмонова. А.Н, Нуралнева X. Асозода, М.Б. Муродова, П. Гулмуродзода, М. Нартикула оа и других.
Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том. что письмо, как публицистический жанр в таджикской журналистской науке, в должной мере,.-до сих лор,не изучено. Несомненно, существует ряд разрозненных работ по это.й проблеме, в основном с литературоведческой точки зрения, но комплексно не подвергалась обстоятельному изучению и анализу. Помимо того, впервые в научный оборот введены ряд образцов эпистолярного жанра. Концептуально подтверждается важность жанра письма в системе жанров журналистики. В диссертации.впервые выявлена роль периодической печати в становлении и развитии публицистического письма, а также определены особенности содержания, формы и композиции жанра.
Теоретическая значимость данного исследования проявляется в научном обосновании и осмыслении особенностей зарождения и становления письма в качестве публицистического жанра. В связи с этим, в едином контексте анализу подвергается ряд закономерностей становления и развития жанра письма в истории таджикской публицистики XX века. Исходя'из этого, проделанная работа в определенной Мере дополняет теоретические знания о различных аспектах публицистического письма.
В том числе, через обстоятельное нсторико-аналитическое исследование публицистического письма доказывается хронология ста-
новления и эволюции жанра на протяжении его исторического существования. Также рассматриваются теоретические проблемы различных видов письма и их роль в становлении жанра публицистического письма.
Практическая ценность. В практическом плане результаты данного исследования могут быть использованы при написании соответствующих учебных пособий, методических руководств, конспектов лекций, разработке курсов и т.д. Также результаты диссертации могут представлять интерес при изучении творчества литераторов, особенно тех, деятельность которых тесно связана с журналистикой и периодической печатью. Помимо того, результаты данного исследования могут в определенной мере помочь работе исследователей журналистики, критиков и журналистов-практиков.
Источники II материалы исследования. При написании диссертации в основном изучены и проанализированы письма, опубликованные в периодической печати. Источниками послужили письма известных представителей таджикской литературы и культуры: Садриддина Айни. Абулькасыма Лахути. Мирзо Турсунзаде, Сатыма Улугзаде, Хакима Карима, Хабиба Юсуфи и других.
Кроме этого, в процессе работы над текстом автору было необходимо обращаться к историко-литературным и мемуарным произведениям. В связи с этим, был проведен сравнительный анализ писем и мемуарных материалов, прежде всего, «Воспоминаний» С. Айнй, произведений мемуарного характера С. Улугзаде, Дж. Икрами, Р. Хоши-ма, X Юсуфи, П. Сулаймони. М. Махмуди и ряда журналистов.
Основные положения, выносимые на защиту:
• теоретические проблемы эпистолографии и эпистолярного жанра;
• исторические корни возникновения и трансформации публицистического письма в социокультурном контексте;
• исторнко-публнцистнческое значение письма разных исторических периодов таджикской пражурналистики;
• исторические предпосылки зарождения, становления, развития и эволюции эпистолярного жанра таджикской публицистики;
• жанровые особенности и этапы эволюции публицистического письма;
• место жанра письма в периодической печати периода независимости;
• роль публицистического письма в освещении и анализе сегодняшних социальных проблем;
• культурные и литературные вопросы и публицистическое письмо.
Апробация работы. Основное содержание диссертации нашло свое отражение в 1 монографии и 4 научных публикациях, которые опуб-
ликованы b журналах, входящих в перечень рецензируемых журналов ВАК РФ. Помимо того, оно излагалось в научных докладах, прочитанных на международной конференции «Наука и современное образование: проблемы и перспективы» (2008, 25 октября), республиканских конференциях «Завершение десятилетия (2003-2012) Декларации ; Организации Объединенных Наций по всеобщему образованию» (2012, 17-19 апреля), «Бухорои шариф» и становление таджикской печати» (2012, 2-3 марта), университетских конференциях, посвященных «Году образования и технической культуры» (2010, 23-24 апреля), «20-летию Государственной независимости Таджикистана» (2011, 19-22 апреля), «С. Айни и вопросы языка» (2009, 5 апреля).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр печати, телевидения и радиовещания и международной журналистики факультета журналистики ТНУ (протокол № 10 от 19.12.2012)
Структура диссертации продиктована ее задачами и состоит из введения, двух глав с соответствующими разделами, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели И задачи научного исследования, характеризуется его методика, мотивируется: теоретическая и практическая значимость работы, рассматривается степень ее изученности, содержится обзор использованной литературы.
Первая глава диссертации «Эпистолографня-и зарождения письма как публицистического жанр» состоит из трех разделов.
В первом разделе под названием «Особенности эпистолографии и писем пражурналистской эпохи» рассматриваются некоторые теоретические проблемы, а также исторические предпосылки и специфика появления публицистического письма. Определяются историческая и социальная роль, а также творческая сущность жанра письма.
Как известно, в античное время письма подразделялись на личные, то есть переписка между людьми, и письма, имеющие литературное значение. И по всеобщему признанию, в истории мировой литературы большое значение и определенное превосходство имеют письма греческого философа Эпикура. Само понятие «эпистолярный», т.е. свойственный письмам, написанный в форме писем, происходит от греческого слова "epistole" (латинская форма: "epístola"), обозначающее письмо или послание.1
Образцы публицистического письма мы встречаем уже в трактате Квинта Горация «Наука о стихе», который имеют не только исто-
1 Большой иллюстрированный словарь иностранных слов, - М.: Русские словари. Лег рель ЛСТ, 2002. - С.932.
рико-литературное, но и публицистическое значение. К. Гораций через письма ведет беседы с обществом Пизы о сущности поэзии и поэтического искусства. Его беседы можно расценить как форму выражения его критических, публицистических взглядов.
В поэме-трактате Николы Буало «Поэтическое искусство» также использована форма письма, которое он написал историческим личностям и подобным образом выразил свои публицистически-критические мысли. В диссертации проанализированы образцы его поэтических писем «Письмо Расину» и «Письмо господину Тьерри -члену Французской Академии. В этих письмах выражены критические взгляды Н. Буало о значении искусства и его социальной ценности, которые имеют сильные публицистические аспекты.
В диссертации доказано, что с древних времен и по сей день письмо являлось эффективным средством выражения литературных, социально-критических, и в том числе публицистических взглядов. Хотя эпистолярная литература появилась в качестве особой формы изложения мыслей и была признана одним из жанровых форм художе^ ственной литературы, мы должны учесть, что уже с древних времен данный жанр имел публицистический характер. С течением времени, и особенно с наступлением эпохи журналистики, публицистическая специфика жанра письма стала еще более усиливаться. Поэтому, как отмечает Д. М. Урнов, в наше время этот жанр «в качестве формы изложения мыслей больше используют журналисты и критики»2 (918), ,
Искусство эпистолографии было развито и в доисламской иранской культуре. По словам М.Р. Фасаи, «такая форма прозы, исходя из своей специфики, приобрела в то время большую популярность. Позднее в исламскую эпоху через переводы, оно стало объектом подражания и внесло значительный вклад в формирование и развитие арабской школы эпистолографии»3(194). Поэтому в истории персидско-таджикской эпистолографии, в связи с его распространенностью и популярностью, можно проследить истоки публицистической мысли. В таких письмах, написанных в прозаической и поэтической форме, поэты, писатели или летописцы высказывали свои взгляды о литературе. искусстве, риторике, а также о текущем положении дел в социально-политической жизни своего времени. Эти письма иногда были критическими и отражали протестные настроения, и в них в определенной степени можно наблюдать публицистические мотивы.
Искусство письма, его эстетические особенности и стиль, формировались на протяжении многих веков. Прослеживая историю его становления и развития, мы видим,;что уже с древних времен важной их особенностью являлась днскуссионность и полемичность. Иэна^ чально эти письма имели частный характер, но с прохождением определенного времени, все больше приобретали социальное значение.
: Урнов Д.М.- В книге: Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). -Москва. 1975.- С.918. ' ФлсойП М.Р. Виды персидской npoibi. - Тегеран, 1380.- С. 194-244.
Другими словами, уже с древних времен письмо в качестве своего рода открытой и доступной, как образованным людям, так и массам, ф'ор-мы жанра, являлось отражателем ценностей культуры определенной эпохи. Другие литературно-публицистические жанры, исходя из своей специфики, не могли освещать те соЦЙа!льные и иные проблемы, которые отражались посредством жанра Письма. Это; исходило, как уже было отмечено, от открытого и доступного характера данного жанра, который с древних времен и по сей день, прежде всего, исполняет информационную роль, сообщая определенные сведения адресату.
В свое время, уже древнеиранские государства Ахаменидов, Аршакидов и Сасанидов, исходя из соответствующих потребностей, учредили диван (министерство) письмоводства и специальную канцелярию. Поэтому было совершенно не случайным, что в исламскую эпоху эта традиция была продолжена иранскими писцами во времена Лббасидон. которую всячески поддерживали арабские халифы.
Научные'5поиски показывают, что жанр письма в истории персидско-таджикской литературы изначально появился не на основе сугубо литературной деятельности, а в качестве деловой и личной переписки В диссертации обстоятельно проанализированы образцы таких писем, в том числе «Письмо Тансара», принадлежащее сасанидской эпохе, и письмо Тамерлана правителю Гилана Али Кия Гилани. Помимо, того. в разделе рассмотрены теоретические Основы эпистоло-графии. а также книга под названием «Дастури дабири» («Руководство по письмоводительству»), которая дает ценные сведения о различных типах письма и их социально-политическом назначении в 'средние века.
Во втором разделе первой главы-«Предпосылки зарождения и эволюции публицистического пнсьма»-анализу подвергнуты исторические корни возникновения и трансформации публицистического письма в социокультурном контексте. На основе исТорико-сравннтельного анализа доказано, что публицистика, являясь составной частью человеческой цивилизации, всегда была и поныне связана с текущей жизнью людей и формами искусства, в том числе литературы. Если точнее выразиться, публицистические жанры всегда шли рука об руку с реальными'жизненными процессами и доказали свою востребованность в судьбоносные для того или иного народа времена. Об этом история оставила для нас важные сведения. Острый и всепроникающий сарказм Демосфена, который упрекал Филиппа II. уводит нас в мир событии античности. Эпоху возрождения невозможно представить без «Города солнца» Т. Кам'панеллы и «Похвалы глупости» Э. Роттердамского. Просветительское движение и возврат к истинной духовности в Англии тесно связаны с именем Дж. Свифта. Важное , значение для Франции имели взгляды и произведения Вольтера, Руссо, Дидро. Сен-Жюста. В целом, можно утверждать, что публицистическое слово внесло огромный вклад в общечеловеческую цивилизацию,
и источники публицистической мысли не иссякли с начала общечеловеческой истории и поныне.
В диссертации на примере дошедших до нас древних и средневековых писем определена их публицистическая ценность и подчеркнуто, что «таджикская публицистика прошла долгий исторический путь и сформировалась уже в эпоху протожурналнстики в форме исторических произведений и описания путешествий»5(3).Существование публицистических мотивов и оттенков в классических персидско-таджикских произведениях не вызывает никаких сомнений. Значительное место в различных литературных формах занимают элементы публицистического письма, поэтому оно в развитии как прозы, так и поэзии играет весьма значительную роль. Использование публицистических элементов в письмах зависит отличных симпатий и наклонностей, а также социально-психологической ситуации в обществе. Это также влияет и на стиль изложения писем. Методы стиля изложения подобных писем, их жанровые и содержательные особенности в диссертации показаны на конкретных примерах писем Абдуллаха Ансо-ри, Мухаммада Газали, Абдурахмана Джами и других, а также выше-отмеченного «Письма Тансара».
В диссертации доказано, что желание наблюдать и комментировать является одним из важных элементов публицистического письма, которые создают подлинную картину исторических и политических событий независимо от места и времени. С этой точки зрения нельзя не учесть познавательное значение классических писем с сильным публицистическим аспектом. Примеров таких писем в истории таджикской литературы много и одно из них - это ответное письмо эмира Али Кияи на письмо Тамерлана.
Некоторые элементы публицистического письма мы также наблюдаем в письмах Абдуллаха Ансори и Мухаммада Газали. Цель письма Абдуллаха Ансори-поучение известного визиря Ходжы Низа-мулмулка 'Гуси, а Мухаммад Газали написал письмо на имя самого султана Санджара. В каждом из этих двух писем мы наблюдаем глубокие публицистические размышления. В обоих письмах, суждения первого из которых имеют больше образовательное значение, публицистический стиль изложения помог их авторам раскрыть сущность своих мыслей и целей. Отличительные черты вышеотмеченных писем состоят, прежде всего, в публицистическом, этико-эмоциональном подходе их авторов. Как было отмечено, в письме Абдуллаха Ансори публицистический, образовательный аспект имеет первостепенную ценность.
Е.Э. Бертельс считал, что исследование письма А. Ансори является важным источником для восстановления обшей биографической панорамы суфиев XI века. Рассматривая письмо А. Ансари в качестве своего рода западни для их объектов, которые не замечали или не хо-
5 Муродов М. Вчера, сегодня, чавтра. Душанбе, 2010.- С.247.
11
тели заметить общественную роль суфиев. Е.Э. Бертельс непосредственно указывает на Публицистические аспекты его письма6 Исследуя дайноё пйсЬМо, можно заключить, что автор ставить перед собой цель воздействовать не только на конкретное лицо i но и на нравственность своих современников, а также будущих поколений, что указывает уже на историческую ценность подобных произведений. А. Ансори не только констатирует существование нравственных проблем в обществе, но и показывает пути их решения и формулирует рекомендации. Помимо того, история доказывает, что (со времени жизни А. Аксор» и до сегодняшнего дня) размышления, изложенные его автором еще в' средние века, не только имеют значение для eró: времени, но и для других эпох и людей. ' ' - V '
Письмо М. Газали имеет такое же историко-публицистпческое значение. Изучение истории 'писем показывает, что письма, написанные на имя правителей и чиновников, в основном остались без ответа. Например. Султан Санджар не ответил ни на одно письма М: Газали. Из содержания и тона писем А. Ансари можно понять, что он также ответа не ждал. Одна из особенностей писем и А. Ансари, и М. Газали заключается в том, что в них сильны религиозные мотивы, что характерно нё только для средневековой персидско-таджикской литературы и философии, но также и публицистики. Свои социально-политическйё размышления в письмах они обосновывали кораниче-' скими сурами и хадисами пророка ислама, и таким образом требовали от эмиров и чиновников чувствовать ответственность перед богом и пророком. В ту эпоху именно такой подход мог иметь воздействие как на конкретный объект, так и на общественное мнение, й способствовать, в конце концов, решению существующих проблем.
В диссертации отмечается особая роль и место М. Газали в истории персидско-таджикской эпистолографии и подчеркиваются публицистические мотивы и аспекты его писем на примере его послания Султану Санджару. В большинстве случаев письма М. Газали написаны на имя высших сановников и влиятельных лиц. В этих письмах он ничего не проЬит у правителей и чиновников лично для себя и не пишет о своих собственных проблемах. В них, М. Газали больше пишет об общественных вопросах и тяжелом положении народных масс и призывает: сановников обратить внимание на решение этих социальных проблем. Поэтому его письма имеют общественно5е значение й не могут рассматриваться как личные послания великого философа определенным лицам.
В диссертационной работе в результате изучения и анализа писем различных исторических периодов делается вывод о тому что письмо в качестве жанра во все периоды, как в -период таджикской протожурналистики. так и в период появления периодической печати.
••Бертельс Е.Э Послан не Абдуллаха Ансори вйжрю //В кн.: Е.Э. Бертельс. Суфизм и суфийская литература! ' - М.: Наука, 1465. - С. 300-.109.
всегда сохраняло важнейшую характеристику публицистического письма, которое заключается в откровенной и честной полемике с получателем послания. Письмо являлось своего рода посланием веры и доверия, в котором излагались текущие социальные, культурные и литературные реалии. , , ,.,
,: Возникновение прессы в, Средней Азии открыло новые возможности для познания^ письма в качестве публицистического жанра и особенностей его становления в XX веке. Публикация писем, имеющих ¡социальную ценность, началась уже в джадидской прессе, особенно в первой таджикской газете «Бухорои Щариф» («Священная Бухара») и постепенно с развитием периодической печати публицисты все больше обращали внимание на этот .жанр. .
В дальнейшем в распространении и становлении публицистического письма все большую роль стали.играть развитие институтов печати, и данный жанр превратился в один из ведущих;. Первые послереволюционные таджикские издания, такие, как «Шуълаи инкилоб» («Пламя революции»), «Овози тоджик» («Голос таджика»), «Рахбарн дониш» («Путеводитель знаний»), «Бедории тоджик» («Пробуждение таджика») печатали, письма трудящихся, которые затрагивали различные социальные и культурные проблемы. Следует отметить, что социально-политическая ситуация 20-30-Х' годов XX века, когдц происходили бурные дискуссии по многим водросам, способствовали, становлению н развитию жанра письма. ;Через жанр письма как выражались как политические, общественные, культурные и литературные цели Советской власти, так и социально-политические надежды народных масс. Но своё настоящее развитие данный жанр нашел в. периодической печати конца 40-х годов и последующие десятилетия XX века, что обстоятельно проанализировано в следующей главе. :
¡ Третий раздел первой главы-«Место и эволюция жанра письма о прессе периода незавнспмостил-соответственно посвящен роли писем,в периодической печати в годы государственной независимости. Отмечается, что письма, опубликованные в газетах и журналах периода независимости, продолжают традиции публицистического письма прошедших эпох. Эти письма, являясь выразителями особенностей и эволюции существующих проблем определенного среза истории, сыграли значительную роль в их решении, в эволюционном развитии самого жанра письма, прежде всего, способствовали демократизация общества, гласности и национальному пробуждению. Другим, не менее существенный фактор, который способствовал усовершенствованию формы и содержания жанра письма в годы независимости, было появление независимой прессы, ранее не существующей при тоталитарном строе. Относительно свободное информационное пространство, создало такие условия, при которых различные слои общества больше стали обращать внимание на личную форму обращения, т.е. публикацию писем-обращений.
Анализ некоторых образцов писем, опубликованных в это время в государственных и независимых газетах и журналах, свидетельствует о том, что между типом личности и жанровым преимуществом публицистического письма существует закономерная связь. Иное значение и ценность писем этого периода связаны также с другим важным фактором. В процессе обстоятельного изучения писем выяснилось, что многие проблемы, которые были впервые рассмотрены в открытых письмах периода независимости, имели общественное и государственное значение и помогали развитию тех сфер, о которых рассуждали авторы писем.
Большинство этих писем охватывают социальные, этические, образовательные проблемы, а также вопросы защиты прав человека, особенно его национальных прав. На эти вопросы обращали внимание особенно в письмах 90-х годов, в которых анализировались и давались оценки важнейших культурных, экономических, политических и. духовных проблем общественной жизни. Часть писем отражают конкретные вопросы текущей культурной жизни и функционирования системы образования. Среди них ест ь письма, которые являются очень серьезными и не только показывают существующие в данной сфере проблемы, но и пути их решения. В качестве примера можно привести интересное письмо Мехмона Мусофира. напечатанное в газете «Варо-руд», которое в диссертации подробно подвергнуто анализу (а также другие письма) с позиции специфики содержания и формы.
Своевременный анализ текущих событий, с учетом ситуационного фактора и участия определенных лиц, является интересным моментом публицистических писем периода независимости. Публикация таких писем стала возможной в период независимости, как в государственных средствах массовой информации, так и в независимых. Через эти письма на обсуждение были поставлены многие социально-бытовые. культурные и литературные проблемы. В качестве примера можно привести опубликованное письмо в газете «Джумхурият» под названием «Кто предал землю?». Это ответное письмо Ш. Мирсаидова на критическую статью А. Гаибназарова. В этом же номере газеты опубликован ответ односельчан А. Гаибназарова.
Это письмо, написанное в ответ на безосновательную статью и поддержанное группой беспристрастных людей, раскрывает новые аспекты публицистического письма периода независимости. Подобные письма авторы писали не ради эгоистических целей или же там нет поверхностного описания всем известных событий. Авторы таких писем на обсуждение ставили серьезные вопросы, и острие их пера было направлено на получателя послания. Цель была ясной: поддержка или осуждение, подтверждение или отрицание.
Поэтому целью таких писем является не только предупреждение социума от определенных ситуаций или же формирование общественного сознания, но также эти эпистолярные материалы создают прочную основу о правильном восприятии времени и пространства. Дру-
гой целью этих писем является также ознакомление общества с тем лицом, на чье имя написано письмо, так как через него массы узнают о личности и социальной позиции получателя письма и дают оценку его деятельности и поведению. В большинстве случаев все это можно считать призывом к действию.
Такой тип обращения связан с тем, что автор не только раскрывает особую ситуацию и позицию того, кто делает обращение, но и выходит на арену в качестве личности через познание сущности жизненных реалий и.обращение к получателю письма (а также к читателям). На примере открытого письма известных представителей таджикской интеллигенции таких, как Мухаммаджона Шакури, Мумина Каноата, Лонка Шерали, Рахима Масова, Вали Самада, Уруна Кухзо-да. Мухаммада Ансора, Мазхабщо Мухабатшоева и Низома Косима на имя тогдашнего.главы-Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан М. Давлатова, опубликованного в газете «Джунбиш» в августе 1999 года и повторно перепечатанной в еженедельнике «СССР» в марте 2011 года,7 можно прийти к выводу о том, что подобные публицистические письма являются результатом духовных и материальных потребностей общества. Они не только создают общественное мнение вокруг какой-либо проблемы, но также являются своего рода презентацией имени- личности и его социальной позиции. Поэтому в вышеотмеченном письме точка зрения известных представителей интеллигенции страны по рассматриваемой им проблеме, а именно: возможности проникновения неопантюркизма в та-джикистанское общество с учетом исторического опыта, имеет созидательную публицистическую цель. Еженедельник «СССР» причину повторной перепечатки данного письма после 12 лет объясняет вновь разгоревшимися дискуссиями по поводу «опасности существования турецких лицеев в Таджикистане». Подчеркивая исторические уроки начала XX века, когда ряд представителен тогдашней таджикской молодежи стали пантюркистами, авторы отмечают опасные тенденции по увеличению количества турецких лицеев и отправки молодых людей на учебу в Турцию.
Многие письма в это время публиковались по разным причинам: личным, социальным или культурно-литературным. Автор письма пишет свой материал по какой-либо прпчпне. познавая окружающую его действительность и желая на нее воздействовать. Поэтому опубликованные в периодической печати письма с точки зрения содержания имеют свои особенности. Автор или группа авторов обратили внимание на те реалии или документы, которые непосредственно связаны с получателем письма и его профессиональными возможностями. Цель авторов подобных писем на основе документов и доказательств, заверить получателей писем в том, что решение рассмотренной в письме
1 Необходимо прелотврэтить возможность введения пантуркюм;1//ССС1\ 2011,9 март.
15
проблемы напрямую зависит от них. Исходя из.этого, темаг письма со-? ставляет ее идейно-содержательную основу. В качестве примера, в диссертации проанализированы:и даны оценки другим опубликованным В: прессе письмам на имя государственных органов или отдельных личностей. ; ,:.:!"■;: ;<*;
- Анализ личных писем также ставит теоретическую проблему соотношения эпистолярной деятельности и жанра публицистического
письма, которую можно сформулироватьл-аким образом:: ■•, ■
1. Специфика начального периода творческого йатернала^за--: ключается в том, что для написания письма становится как бы
созидательным моментом. :
2. ■ , Период, копт журналист начинает; познавать действитель-
ность, на ее эмпирическом лане, наступает во время работы с документом, написанным в форме письма, которое может . (. ,, быть результатом «постоянной связи». .о;: : 3. ■:,В..подобных письмах, как исходных^.так и ответных,публицист всегда стремится установить связь с читателем. Другими словами, через; данный .жанр на страниц^!;^'периодической: печати, выходят определенные формы человеческих отношений.
Личный характер жанра публицистического письма берет за основу также психологический метод познания действительности. Поэтому обращение к жанру публицистического письма требует определенных психологических качеств. Правильное использование возможностей публицистического письма создает условия для устранения существующих препятствий с противоположной стороны. Коммуникативная цель жанра публицистического письма имеет в виду также выбор особого творческого метода, кдторый.соотоит из обращения к активному читателю и слушателю, В период независимости рост интереса; исурна-листов к хсанру публицистического письма связан с различными факторами. В этом процессе особую,роль сыграла форма личного газетного письма. Причина активного:использования .'данногожанра. заключается в том, что через него осуществляются все действующие элементы журналистики: пропаганда, ознакомление и организация. Следует подчеркнуть, что первичная цель таких писем уже указывает на отличительные черты, жанра публицистического письма.ГТоэтомув периодической печати также много публикуется писем, имеющих анти пропагандистскую цель, пишущиеся в форме ответного письма. Исходя из эгого. пробуждающая черта публицистического :письма.положительно влияет ка эффективную организаторскую деятельность.средств: массовой информации. , .
Во второй главе диссертации «Проблемы времени н их рассмотрение в жанре письма» анализу подвергаются вопросы жанра публицистического письма, его типы, возникновение и эволюция. Глава состоит из двух разделов. Первый раздел называется «Отражение проблем литературы и культуры в открытом письме». Обозначенная проблема в данном разделе рассмотрена на основе теоретических разработок
М. Бахтина, Е.П. Прохорова. М. Нарзикула, М. Муродова, И. Усма-нова: и других. Эти и: друг не исследователи считают, что проблемы; отражающиеся в жанре публйцистичеекош письма в контексте: рёалйй времени, :нмеют'также. несомненно, социальную и идеологическую сущность. На основе такой; научной методики было определено,: что публицистика в процессе своего становления и развития, прошла сложный эволюционный путь. В результате такой эволюции сформировались; : !.;,. ■:. ■
а) информационный; С0бь1тииный и аналитический роды публицистики; . ; • '■•• ■'' ! ■ ' ::
' б) п'олитическый; 'экономическый;, духовно-этическый, научный типы публицистики; I ■".■■<'.>. ■,.:
в) различные жанровые формы такие, как корреспонденция, статья, репортаж, очерк, фельетон, зарисовка, письмо и Т.п.
Каждый из них; Представляет интерес не только с точки зрения внешних признаков, но. прежде: всего, с позиций внутренней структуры. У них> спецйфичные^задачи, тематика, метод и содержание. Н.В. Казакова, изучая исолШрвательский метод М. Бахтина о применение различных эле^ёнтой'рба'а. типа ¡1 жайров публицистики приходит к такому важному выводу, что «особенности вышеназванных форм могут быть поняты--как1' - модификация обшепублицистических закономерностей.1 И если не удается обнаружить в каком-либо произведении действия соответствующих закономерностей, то его нельзя рассматривать как публицистическое».1* • ; ь ' '
По пыражению М. Бахтина, «умение видеть время, читать время в пространственном целом мира и. с другой стороны, воспринимать наполнение пространства не как: неподвижный фон'и рйз и навсегда готовую данность, а. как становящееся целое, как событие; это умение читать приметы хода времени во всем, начиная от природы и кончая человеческими нравами и идеями (вплоть до отвлечённых понятий),9!
Жанр письма, особенно открытое письмо, без преувеличений считается одниЦ из направляющих видов в осмыслении и наблюдении времени.
Открытое письмо, в котором наиболее выпукло проявляются элементы жанра, помогает в осмыслении определенного среза истории. внутри которого существуют социальные, культурные и духов-, ные проблемы. Этот элемент в открытом письме связывает получателя , письма (читателя) с эпохой, так как ставит такие цели и задачи, которые требует жизнь и действительность времени. В контексте исторического времени ставятся такпе проблемы; которые, прежде всего, имеют социальные и духовные ценности и считаются важными для обще-
"Казакова И.В; Методология M.M. Г>;тин;1 я исследовании публицистического жанра.- В книге; М.М. Бахтнми гун4нйтарное1мышлсн.ие на пороге XXI веке, Тезисы III Саранских международных чтений; В 1 частях. Часть К Им. IIc ii.c;во Мордовского у1шверсите;гц;Л995. С.-242. -чБахтин М.М.Bp..'ми и Пространство в произведениях Гете.- В книге: М.М, Бахтин.. Эст.ешка сло-т местного творчества.- Москва: HcKyccrBiV 1^79.-С.204^236; " . ' '
ства. Автор открытого письма, обращаясь к конкретному адресату: группе, организациям, учреждениям ставит, читателя в такое положение, что он является не только свидетелем переписки, но также и непосредственным участником диалога-дискуссии. Таким образом, письмо приобретает общественный характер, воздействуя и отчасти формируя сознание читателей и в целом общества. Такие письма будят читательскую мысль, побуждая его участвовать в процессе диалога или точнее дискуссии автора (авторов) письма и конкретных адресатов.
Русские исследователи признали письмо В.Г. Белинского «Письмо Гоголю» «самым ценным публицистическим произведением?)!0. Это письмо В.Г. Белинский написал после выхода в снет произведения Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Е.П. Прохоров считает это письмо «лучшим образцом жанра письма»" и отмечает его выход из рамок личной переписки и приобретения";им социального значения. Действительно, хотя прошло уже более века после написания данного письма, но оно не потеряло свое историческое, литературное и социальное значение. Н. А. Добролюбов определил этот шаг В.Г. Белинского, как «стремление присоединения к вечности», так как это письмо было посвящено эпохальным социальным и культурным проблемам середины XIX века и указывало также пути их решения. Один из аспектов данного письма заключался в том, что оно отражало политические, литературно-эстетические и философские проблемы не только времени жизни Н.В. Гоголя и В.Г. Белинского. Письмо отражало проблемы, которые вышли далеко за пределы отношения двух личностей, пусть и великих, и охватывали других лиц и другие времена.
В диссертации подробно рассмотрены процессы познания и анализ действительности в открытом публицистическом письме в периодической прессе первых и последующих лет советского периода.
В Таджикистане с первых десятилетий XX века периодическая печать начала играть ведущую роль в опубликовании открытых писем. Первые таджикские периодические издания, в том числе «Бухо-рои Шариф» («Священная Бухара»), «Овози тоджик» («Голос таджика»), «Шуълап ннкилоб» («Пламя революции»), «Рахбари дониш» («Путеводитель знания») печатали письма трудящихся, которые охватывали различные социально-экономические и культурные вопросы. Сама социально-политическая ситуация 20—30-х годов прошлого века способствовала становлению этого жанра. Письмо отражало как политические. социальные и культурные цели советской власти, так и надежды и чаяния людей по различным направлениям общественной жизни. В этот период становится заметным политизация публицисти-
|0Бухаркнн П.Е.Письма русских писателей XVIII в. и развитие прозы. (1740-1730)-Лнтореферат к.ф.н.-Ленинград. 1982 - С.22.
''Прохоров Е.П. Эпистолярная публицистика.- И:ш1тельство Московского университета. 1966.-С.65.
ческого письма, которая год от года усиливалась в советской периодической печати. Такая тенденция продолжалась до девяностых годов прошлого века. Процесс политизации рассматриваемого жанра в те годы охватил также читателей таджикских газет в соседних странах. В качестве примера можно отметить письмо одной иранской девушки, отправленное из Тегерана в редакцию журнала «Рахбари дониш» («Путеводитель знания»), имевшего в свое время социально-культурную ценность и в котором также заметны черты политической пропаганды. _ '
Иранская читательница через свое письмо приветствует выход в свет «первой таджикской революционной повести «Однна». автором которой был С. Айни. Она писала, что «я еше не видела эту священную книгу, которая служит образцом правдивого отображения жизни угнетенных восточных масс. Пока еще не прошли перед моими глазами ее печальные картины, но я уверена, что ваша повесть охватывает все чаяния и надежды народов Востока, особенно персоязычных народов».11
Процессы политизации жанра письма в таджикской прессе, которая являлась выразителем идеологической воли тогдашнего социального строя.-с каждым десятилетием увеличивались и отчасти препятствовали свободному выражению мнений и позиций. Можно даже утверждать, что. обильно используя данный жанр, коммунистическое государство через прессу активно насаждало в народных массах свою идеологическую и политическую волю. Целью было устранение свободомыслящих людей, ищущих правду и справедливость. ?
Из числа таких писем; которые выражали-политическую волю советской власти, можно отметить письма, которые публиковались в прессе накануне выборов и их адресатом являлся весь советский народ. Примером таких писем является «Открытое письмо окружным избирательным комиссиям о выборах в Верховный Совет СССР»- Под это письмо подписались первые лица первой половины 80-х годов прошлого века такие, как Андропов Ю.В., Алиев Г.А.. Воротников В.И:— в совокупности 24 подписи. Это письмо в соответствие с рекомендацией компартии давало разрешение первым государственным лицам участвовать на выборах. ;
Другая серия писем в большинстве случаев публиковалась от имени известных деятелей культуры. Они по существу,выражали государственную идеологическую волю и подвергали резкому осуждению свободомыслящих людей, осмелившихся бросить вызов системе. В качестве примера можно отметить совестное письмо, ¡большой,- группы авторов бывшего Советского Союза, в котором осуждению подвергались великие русские интеллигенты: ученый-физик А.Д, Сахаров и писатель А. И. Солженицын: Под этим письмо наряду.,с тридцатью одним поэтом и писателем бывшего СССР, свои подписи поставили ве-
Письма 1Н Тегеран // «Рахбари дониш» (Путеводитель лишня), 1928, С. 9-6.
19
ликий киргизский писатель Ч. Айтматов и гениальный таджикский поэт М. Турсунзаде13.
Когда мы говорим об особой роли письма в качестве публицистического жанра, наше внимание, прежде всего, привлекает отражение вопросов культуры и литературы или же человеческая судьба некоторых литераторов в периодической прессе. В этом плане, открытое письмо Пайрава Сулаймони в редакцию газеты «Тоджикистонн сурх»ы является первым примером такого типа письма в истории таджикской публицистики советского периода. К сожалению, в новом издании полного собрания сочинений поэта не указана дата написания этого письма. Но из содержания письма и одного указания Рахима Хошима, который отмечает, что «оно было опубликовано за. Два года до смерти Пайрава в ответ на псевдонаучные нападки Бектоша можно прийти к выводу, что письмо было написано в 1931 году. Другими словами, письмо было написано в то время, когда: Н, Бектош и его сторонники «отфутболивали его, иногда превознося до. небес, а иногда растаптывали о землю», иногда сбрасывали «налево», а'нногда «направо», иногда насильно изгоняли «в ворота джадидизма», а иногда выгоняли из него, и, в конце концов, утомившись от своих же действий, тихо отходили в сторону.
Это письмо является выразителем нездоровой действительности в таджикской литературной среде тридцатых годов XX века. Исходя из этого, оно в диссертации проанализировано с учетом контекста литературной среды тех годов.
В истории .таджикской литературы и культуры открытые письма Садриддина Айни на имя тогдашнего молодого писателя Пулода То-лиса и языковеда Дододжона Тоджиева имеют особое место. Эти открытые письма великого мастера слова являются наилучшими образцами публицистического письма и до сих пор не утеряли свою ценность. Ценность этих и других писем С. Айни заключается в том, что они способствуют познанию движения исторического времени. В таком проницательном взгляде С. Айни. прежде всего, видна роль прошлого по отношению к будущему, которая связывает прошлое с настоящим и будущим.
С. Айни во всех творческих этапах познавал и оценивал историческую правду через все жанры, в том числе жанр письма, и в этом им двигало единое чувство симбиоза прошлого и настоящего. Именно такая проницательность и всеохватность делают его взгляды вечными, поэтому наследие С. Айни сегодня активно используется в социальных и культурных преобразованиях нашей страны в условиях государственной независимости. К такому выводу мы пришли, исходя из того. что все творчество С. Айни изначально было направлено на поис-
Письма в редакцию /ДМаориф ва маданият(Обра:ювание и культура), 1973, 1 сецтябр. 14 СулапмонП П. Сборник. -Душанбе: Адиб, 2006.- С.272.
ки правды, и его можно назвать великим таджикским правдолюбцем прошлого века.
С. Айни в 1948 году в своем открытом письме на имя молодого писателя того времйни Пулода Толиса рассмотрел важный вопрос, который актуален до сих пор, а именно проблему языковой нормы. Так как проблемы чистоты и развития литературного языка являлись важными для судеб нации, С. Айни изложил свои мысли в форме жанра письма с выбором конкретного адресата. Избрав именно форму письма.и отправив его в редакцию журнала «Шаркн Сурх» («Красный Восток»), С. Айни как бы специально подчеркивал важность социального, духовного и публицистического значения эпистолярного жанра для донесения своих взглядов, как до сведения адресата, так и широкой публики.
В диссертации подробному анализу подвергнуть! оба письма С. Айни на имя П. Толиса и Д. Тоджиева и раскрыта их публицистическая ценность. , . ;
"В открытых письмах С. Айни и подобного рода письмах Соти-ма Улугзаде на имя Болта Ортикова; Сохиба Табарова на имя Джало-ла Икрами; в письмах Дж, Икрами «Письма в редакцию» и «Открытое письмо редактору газеты «Тоджикистони Совети» («Советский Таджикистан») использованы .важнейшие особенности этого жанра. В них, основное делом, внимание уделено проблемам времени, и именно эта особенность делает их актуальными и в другие времена, в частности в наше время. Если С. Айни в своих письмах пристальное внимание уделял биографическим аспектам и вопросам языка, от которых зависела национальная судьба таджиков, то другие вышеотмеченные авторы через публичные письма обсуждали вопросы художественного творчества, стиль и язык художественных произведений, состояние литературной критики и т.д.
В частности, внимание заслуживает открытое письмо Сотима Улуг-заде на имя молодого писателя Болта Ортикова. Когда С. Улугзаде написал это письмо, он и адресат лично не знали друг друга. Письмо было написано объективно, с учетом долгосрочной перспективы развития таджикского языка и литературы. С точки зрения содержания и стиля это письмо стоит близко к открытому письму С. Айни к П. Толису. Поставленные С. Улугзаде на обсуждение вопросы в то время, то есть начало 60-х годов прошлого века, и до сих пор являются очень важными для таджикского языка и литературы.
Далее в данном разделе обстоятельно проанализированы открытые письма С. Табарова на имя Дж. Икрами, а также письма последнего в редакцию газеты «Тоджикистони сурх» и ряд других пйбем.,
Другими словами, из писем становится ясно, как личная кизнь авторов была теснейшим образом связана с общественно-политическими процессами того времени. 1'' "
Следует отметить, что личные письма со времени появления письменности идо нашего времени исполняли и исполняют различные
задачи. Они не были выразителями только личных или частных вопросов. В таких письмах наряду с вопросами личного, семейного и дружеского характера, рассматриваются также, проблемы текущей политической п: социальной ситуации, проблемы права и образования. В большей части подобных писем, которые являются отражением жизненных событий, обсуждению подвергаются различного характера проблемы относительно развития родного языка,, литературы и культуры. Другая часть писем показывает процессы становления мастерства на примере произведений отдельных литераторов. В итоге, такой тип письма больше других типов объективно смог отразить .время и действительность. Эти письма, в частности, являются отражением действительности сталинского периода террора и репрессии, а также судеб литераторов в период второй мировой войны. Письма наиболее выпукло показывают, что жизнь их героев, тесно переплелась с судьбами народа и страны. По этим письмам можно проследить- скрытые от глаз события литературного, культурного и социального характера. имеющие определенное значение в более глубоком понимании исторических процессов.
В этом плане нами проанализированы Письма С. Айни, охватывающие социально-бытовые вопросы. В результате проведенного анализа, мь1 пришли к выводу, чтб с точки зрения содержания их можно классифицировать следующим образом:
а) письма, которые охватывают семейные и личные проблемы;
б) письма, в которых рассматриваются социально-политические вопросы Времени;
г) письма, в которых оценены какие-либо литературные произведения или рассмотрены текущие литературные процессы.
Разъяснение вопросов частного и семейного характера в письмах этого периода не находилось вне контекста действительности времени. Поэтому сегодня их можно рассматривать, как часть человеческом и
творческой судьбы их авторов.
Специфичные элементы таких писем дают нам возможность подчеркнуть некоторые важные моменты:
1 В тексте такого рода писем первичным является социальная позиция автора.
2.Структура этих писем, как правило, синтезирует все элементы построения стиля, и их публицистические особенности не исключают эстетические ценности. и З.Эти письма показывают, что их авторы ожидают также ответной реакции и специально написаны для публикации в средствах массовой информации и воздействия на общественное сознание.
На примере анализированных в диссертации писем автор пришел к выводу, что подобные публицистические письма излагают летопись жизни автора, отражают его внутренний мир. Помимо того, в них отражены жизнь и судьба героев. Исследование показало, что такого рода письма раскрывают сущность самопознания, особенности
22
существующей среды п таким образом совокупно выражают социальные, политические и философские взгляды их авторов.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, излагаются основные результаты и положения, содержащиеся в соответствующих главах и разделах диссертации. В частности, изучение и анализ темы привели к следующим выводам:
1. С начала социальной истории и в последующие века и тысячелетия эпистолография, являясь средством выражения социальных мыслей, постепенно оформилась в самостоятельный
>.; жанр, и уже с древних времен и до нашего имеет действенный . ' публицистический характер. Исходя из этого, в новые времена, с развитием системы средств массовой информации письмо в качестве формы" изложения больше используется журналистами и критиками. ■
2. '.. Форма письма («мунша'щп) в истории персидско-таджикской
литературы: появилась не в результате литературной деятельности, а на основе личной переписки. Этот сделанный нами вывод подтверждается содержанием и стилем древнейшего образца персидско-таджикской эписголографии под названием «Письмо Тансара». Это письмо, обладая образовательной ценностью, в понимании исторической правды и правильной оценки действительности того времени является также бесценным источником, имеющим социально-нравственное значение. Это письмо подготовило почву для,того, чтобы в последующие века эпистолография развилась и возникли многие оригинальные формы классического эпистолярного жанра такие, как:, «маншур» («рескрипт»), «фатхн&че» («победоносный»). «ахднаме» («договорной»), «с.ултстйят» («царский») и еа,'лт/«/(1тш>(«л11чно-дружескпй»).Эти жанры являются важной частью классической персидско-таджикской культуры и литературы. ' ■
3. Важную часть эгшстолографии в персидско-таджикской литературе составляют письма''(«мунУиа'аиЩ'йдэгГйв писателей. В их среде значительное место занимают личные' пИсьма. т.н. «ихвачият» и художественные. Эта традиция продолжается со средних веков и до'настоящего времени,1 и в течени^ длительной истории претерпела значительные эволюционные изменении письма Рашйда Ватвота, Мухаммада1 Газали! Джалалад-дина Балхи. Сана'и! Аинулку'ззата; Хаканй Шйрвани. Абду-рахмана Джами и ¿фугих.1 4.....
4. В произведениях классической литературы, древних й средневековых исторических книгах и эпнстолографии (таких, как «Письма «Шахнаме», письмо шаха Дария, Согдийские письма, «Письмо Тансара») приоритетное место имело отражение социальных идей. Помимо того, элементы эпистолярного жанра всегда занимали значительное место в структуре худо-
жественных и исторических книг. Причиной, по нашему мнению, является то, что изначально таджикская литература и культура обладала просветительским началом. Важнейшей особенностью данного начала был реализм, философский стиль изложения и образовательная цель.
5. На основе классической эпистолографии можно прийти к выводу, что письмо в качестве жанра на протяжении всех этапов нашей истории культуры и литературы всегда сохраняло важнейшую особенность публицистического письма - открытый и доверительный диалог с читателем (т.е. получателем письма). Эти письма являлись своего рода посланием доверия и изложением текущей правды жизни.
6. В открытом письме элементы эпистолярного жанра непосредственно помогают в познании и нахождении правды исторического времени. Эти элементы открытого письма читателя направляют к познанию жизни какой-либо эпохи, определяют цели, которые исходят из духовных и материальных потребностей человека.
7. Рассмотренные образцы писем, в частности, письма в «Шах-наме» А. Фирдоуси и «Вис и Ромин» Ф. Гургани, свидетельствуют о том, что жанр письма из лично-документального материала превратился в художественно-публицистическое произведение. Такие письма- выражают не только личные чувства. но также литературные, социальные, философские и политические эмоции и мысли. Такой тип письма, сохранив важные элементы жанра, имеет больше возмоясностей для свободного и эффективного выражения поставленной цели.
8. Стабильное политическое, социальное и культурное пространство, поступательное развитие издательского дела, учреждение независимых газет и журналов, наряду с официальной прессой, положительно способствовали становлении и эволюцию публицистического письма. В эволюции такой тенденции важную роль сыграл рост демократизации общества, гласности и влияния национального самосознания. Свободное информационное пространство привело к росту личной формы обращения. Поэтому на основе анализируемых писем можно сказать, что между личностью автора письма и публицистическими целями, которые отражают социальные и духовные народа, существует реальная связь. Их значимость заключается в том, что эти письма ставят на обсуждение важнейшие проблемы социальной, политической и культурной жизни.
9. Анализ писем, опубликованных в период независимости, показывает, что данный жанр, широко охватывая проблемы общества и пути их решения, активно воздействовал на общественное сознание. Если, с одной стороны, различные типы
публицистического письма расширяют его жанровые возможности, то, с другой стороны осуществляют полезный и эффективный диалог. Эти письма в большинстве случаев на обсуждение ставили и ставят личные, семенные и экономическо-правовые проблемы.
10. В прессе периода независимости приоритетное место заняли публикации личных писем, но в них помимо частных вопросов семейно-дружеского характера рассматриваются также социально-культурные проблемы дня. Стиль открытого письма способствовал тому, что авторы, проанализировав важные, на их взгляд, проблемы, пришли к точным и обобщен. '.'. ным выводам.
1!. Большая часть публицистических писем посвящена вопросам литературной критики, которые охватывают проблемы писательского призвания, писательской и личной судьбы литераторов. ■
12. Таким образом, в целом можно сказать, что во всех случаях письмо раскрывает социальную позицию автор>а, а его публицистическая ценность и тематический охват связаны с широтой рассмотрения и анализа судьбоносных общественных проблем. Такие письма являются отражением и обличением существующей действительности, и с этой точки зрения, в основном выражают социально-политические, а иногда и философские взгляды автора или авторов.
Обстоятельное рассмотрение опубликованных писем показывает, что они не только отражают личные или частные интересы их автора или авторов, но, прежде всего, ставят на широкое обсуждение важные вопросы общественной жизни. Исходя из этого, реформаторская ценность выражает основную сущность публицистического письма.
Цитируемая литература
1.Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. - М.: Русские словари, Астрель, ACT, 2002. - С.932.
2.Бертельс Е.Э Послание Абдуллаха Ансори визпрю//В кн.: Е!Э. Бер-тельс. Суфизм и суфийская литература. - М.: Наука, 1965. - С. 300-309.
3.Уриов Д.М.- В кн.: Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ).-Москва. 1975,-С.918.
4.ФасонП М.Р.Виды персидской прозы. - Тегеран. 1380,- С. 194-244 (на пери яз.).
5.Муродов М. Вчера, сегодня, завтра. Душанбе, 2010,- С.247 (на тадж.яз.).
6.Сулаймонн П. Сборник,- Душанбе: Аднб, 2006,- С.272 (на тадж.яз.).
7.Казакова Н.В. Методология М.М. Бахтина в исследовании публицистического жанра,- В кн.: М.М.Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. Тезисы III Саранских международных чтений. В 2
частях. Часть 1. Издательство Мордовского университета, 1995. С.-242. ; ■
8.Бахтин М.М.Время и пространство в произведениях Гёте.- В кн.: М.М. Бахтин. Эстетика словестного творчества,- Москва: Искусство, 19.79.-С.204-236;
9.Бухаркин П.Е.Письма русских писателей XVIII в. и развитие прозы. (1740-1780) -Автореферат к.ф.н.-Ленинград, 1982,- С.22.
10.Прохоров Е.П.Эпистолярная публицистика,- Издательство Московского университета, 1966.-С.65.
11.Письма из Тегеран// Рахбари Дониш (Путеводитель знания), 1928, № 8,-С. 9-6.
12.Письма в редакцию //Маориф ва маданият (Образование и культура), 1973, 1 сентябрь.
13. Необходимо предотвратить возможность введения пантуркизма //СССР, 2011,9 март.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
Моної рафии:
1.Шукруллоев Б.К. Жанр письма: становление и эволюция.-Душанбе: Тїрфон, 2012,- 114 ст. (на тадж.яз.).
Статьи:
1, Шукруллоев Б. Литературные споры в газетных письмах.//Известия АН.Республики Таджикистан. - Душанбе, 2009, № 3.- С. 193-196 (на
іаДЖ. ЯЗ.).. ' ' - у • ■ _ ; Г;,
З.Щукруллбёй1 Б. Письма Садриддина Айни'и познание таджикского языка //Корабль Найеясды.- 2009, №.7,-С. 26-28 (на тадж. яз.)
3.Шукруллоев Б. Письма Садриддина Айни и познание таджикского языка (письма-как другая основа познйгііія национального самосозна-ния)//Устод СадриддинЛини и чистота языка (мат.респ.конфр.). -Душанбе, 2009. - С. 65-71 (на тадж'. яЗ.).' "
4.Шукруллоев Б: К. Место и эволюция письма в прессе периода неза-висимости//Вестник Педагогического университета. -Душанбе, 2012, № 5 (48).-С.33ь335 (на тадж. яз.).
Сдано в набор 05,04.2013 г. Подписано в печать 19.04.2013 г. Формат 60x84 '/,е. Заказ № 58. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии ТНУ, ул. Лахупш 2.
Текст диссертации на тему "Письмо как жанр публицистики"
мегузоранд. Номаи публитсистй дар ин фароянд аз доираи мактуби шахсй берун рафта, арзиши таърихй ва ичтимой касб мекунад. Хдмаи шакл^ои нома дар таърихи адабиёт ва рузноманигории точик чойгоди хос ва нащии созанда доштааст. Ин гуна нома^о на фацат авзои ичтиморо ифода мекунанд, балки баёнгари полати рух,й ва вазъи ичтимоию ахлокии инсон^о низ хдстанд. Дар нома фардияти номанигор ошкор мешавад.
Хулоса, нома, ба хусус номаи публитсистй табиати дугона дошта, он «арзёбии фардиро, ки к;аноатмандй ё ошуфтагиро ифода мекунад ва ё арчгузории х,унарманд ва ё номагири дигар аст» (83,72). Ин имкон медихад ба нома хамчун жанре, ки масъалахои гуногуни хдёти ичтимой, адабию фархангй ва шахсиятх,ои чудогонаро дар бар мегирад, мурочиат кунем. Андешаи муаллифи мактуб ба фард ё гурухи одамон ба му^аррири рузномаю мачалла ё мудири нашриёт ба шаклгирй ва тахкими афкори умум мусоидат мекунад. Мактубе, ки нашр мешавад, дастоварди доираи васеъи хонандагон гардида, бевосита ба завь; ва чах,онбинии хонанда, нависанда ва дигарон таъсир мегузорад. Бинобар ин хам нома ^амчун шакли асари публитсистй арзиши хос дошта, аз ин ру арзёбии назарию амалии он му^им аст. Байти зерини Носири Хусрав низ дар боби чойгох ва накши мухими нома дар фароянди тагйиру тах,аввули афкор ва ахлок;и инсон аст:
Гуяндаи хомуш ба чуз нома набошад,
Бишнав сухани хуб зи гуяндаи хомуш.
Таърихи тахкик. Дар илми адабиётшиносй ва тахдицот^о дойр ба назария ва амалияи рузноманигорй, назарияи нома ва номанигорй ба таври хос мавриди тахдик карор нагирифтааст. Дар бештарини тахкикотхое, ки ба миён омадааст, ин мавзуъ алокаманд бо омузиши сабки ин ё он ахд дар контексти эчодиёти ин ё он нависанда (дар к,олаби сармакола ва нашри номах,ои классикон) мавриди назар к,арор
гирифтааст.Вале ин дарф чунин маъно надорад, ки назария ва амалияи жанри нома комилан омухта нашуда бошад.
Хднуз дар ахди атик;а номадо ба ду кисмат дастабандй шуда буданд: яке номах,ои шахсиятх,ои чудогона, дигаре нома-осори адабиёт. Андешаву орои хосси назариро дойр ба нома дар кутуби номанигории ати^й мушодида мекунем, ки номадоро ба анвои шахсй ва таълимй кисмат карда анд (7,7). Дар китоби «Античная эпистоляграфия» дар боби «Назарияи атикии сабки номанигорй» аз номадои атикй порах,ое и^тибос шудааст. Дар яке аз онх,о, ки муаллифи номаълум навиштааст, кушиши тафовут додани муколама аз нома ба назар мерасад, ба ин маънй: «нома нисбат ба муколама ба коркарди амиктаре ниёзманд аст» (7,7). Илова ба дастури тадияи нома муаллиф тафсири номаро меоварад, ки чунин аст: «Нома ин ифодаи эдсоси дустист, ки мухтасар дар бораи кордой сода бо алфози сода накд мекунад. Х,усни он дар истик;боли дустона ва таъбирот зиёд аст» (7,8). Дар матни дигар бисту як намуди нома, аз чумла ихвониёт, тахдиятнома, айбнома ва гайра ёдрас шудаанд.
Му*акь;ик;и рус Д.М. Урнов таърихи тахаввули номаро аз ахди атик;а то замони мо сабт кардааст (82,918). Мух,аккикони рус номаро фа^ат чун намуди матни адабй аз дидгохдои зерин санчидаву арзёбй кардаанд: нома чун навъи матни адабй; нома хдмчун жанри адабй; тахдик;и сабки номанигорй; таърихи пайдоиш ва тадаввули нома; тахдввули нома ва номанигорй дар даврах,ои гуногуни адабиёт; ЧОЙгох,и нома дар осори адибони ч;удогона; омузиши поэтикаи нома ; таадщи матни нома ва амсоли ин.
Миёни тахдикотх,ои марбут ба мавзуи мавриди назар, метавон аз рисолаи М.Х. Бедруз «Х,усайн Воизи Кошифи и его произведения эпистолярного жанра», ки бевосита ба омузиши фароянди номанигорй дар адабиёти форсу точик бахшида шудааст, махсус ёд кард. Ин мудаккик дар заминаи асархои «Махзанулиншо» ва «Садифаи шох,й»-
5
и Х,усайн Воизи Кошифй мушкилоти номанигорй дар адабиёти асримиёнагии форсу точикро арзёбй кардааст (13). Х,амчунин дар ин замина аз тадкикоти Д. Бобоев «Нома ва номанигорй дар «Шо^нома»-и Абдулкосим Фирдавсй» метавон ёд кард, ки муаллиф дар ин рисола алокаманд бо мавзуи тадкикот оид ба таърихи нома ва номанигорй, одоби номанигорй, мух,таво ва анвои нома^ои «Шо^нома» инъикоси фалсафа, дину оин ва мусикй тахдики чомеъро анчом додааст. Хдмчунин мухдккик дойр ба забон ва хусусият^ои номанигорй дар «Шох,нома»-и Фирдавсй нукоти чолибе баён доштааст. Ин тадкикот бештар марбут мешавад, ба номах,ои бадей ва хусусият^ои мундаричавию жанрии он.
Дар тахдикотх,ои адабиётшиносони рус нома, асосан, хдмчун жанри адабй тавдик ва арзёбй шудааст.
Нома чун жанри публитсистика дар асар^ои Е. Прохоров (63,64,65,66), П.С. Карасаев. (38) А.А.Тертычный (80), П.Е.Бухаркин (17),С.Д.Лищинер.(41) ва дигарон мавриди баррасй карор гирифтааст.
Аз мух,аккикони Эрон дар боби нома ва таърихи он сухани бавазнро Х,усайни Хатибй дар китоби арзишмандаш «Фанни наср дар адаби форсй» гуфтааст (87). Мухдккик дар бахши дуввуми ин китоб, ки «Накди наср ва аксоми он» унвон дорад, оид ба тарассулот ва макотиб баъзе мулодизахояшро баён кардааст. Дар ин тадкикот масъаладои таърихи пайдоиш ва хусусиятдои макотиби форсй дар Эрони пеш аз Ислом, баъд аз Ислом (таъсири мутакобили услуби макотиби пахдавии сосонй дар забони арабй ва макотиби арабй дар забони форсй) ва махсусиятх,ои мактубхои форсй мавриди бах,с карор гирифтаанд. Дар боби номанависй ва таърихи ташаккули он дар мукаддимаи баъзе мачмуах,ое, ки дар онх,о номах,о ба чоп расидаанд, низ сухан рафтааст (20,24,25).
Аз му^аккикони точик 3. Х,асанова (86), Д. Бобоев (15), А.
Хуросонй ва Ц. Назрй (89) дойр ба нома ва номанигорй тадкикоти
б
чудогона анчом додаанд. Мухаккикд точик Мисбовдддини Нарзикул рисолае тахти унвони «Таърих ва назарияи номанигорй» (аз кадим то замони Амир Хусрави Дехлавй) ба чоп расонд, ки дар он масъалах,ои ташаккули нома ва равиши номанигории то исломй (суннатх,ои пахдавй ва арабй), таърихи тахдввули жанри номанигорй ва таълифи дастуроти нависандагии форсй (аз огоз то замони Амир Хусрави Дехлавй), лугатнома^ои муфрадот ва мураккаботи дабирй, хунари китобат ва зебонависй мавриди пажух,иш карор гирифтаанд. Муздккик; «дар мабохиси кутуби адабй оид ба чамъ ва тадвини намунаи номахо, таърихчаи таълифи дастуроти нависандагй ва назарияи номанигорй, нукоти куллии хунари дабирй» (50,16) баъзе андешахои то чое марбут ба мавзуъи тахкики мо баён кардааст, ки дар мавридаш ба накду арзёбии он бозмегардем.
Китоби дигари арзишманд, ки «Анвои насри форсй» унвон дорад, ба калами дуктур Мансури Растагори Фасойй мансуб буда, муаллиф дар фасли саввуми китоб дойр ба «насри номахо ва тарассулот» мулохизоти арзишманде баён кардааст. Мабох,иси китоб иборат аст аз насри номахо дар Эрони пеш аз Ислом, ак;соми макотиб дар давраи Сосонй, насри номах,о дар давраи исломй, номанависй, макотиби девони султониёт ва ихвониёти форсй, сайри таърихии тахдввули макотиби девонй дар Эрони давраи исломй ва номанависй дар рузгори мо. Муаллиф дар зерфаслхо дар бораи анвои номах,о ва намуна^ои он низ сухан ба миён овардааст, ки дар мавридаш ба андешахои у истинод хо^ем кард (84,194-294).
Дар адабиётшиносй ва илми рузноманигории точик аз солхои хдфтоди кдрни гузашта ба ин тараф таваччу^и мухаккикон ба масъалаи нома ва номанигорй чалб гардид. Вобаста ба нашри номах,ои адибон тахлили нома хамчун жанри адабиёт ва намунаи осори публитсистй кам бошад хам, шуруъ шуд. Дар доираи ин бах,схо масъалахои назарии нома хамчун жанри публитсистй низ мавриди таваччу^и мухдккик;он к;арор гирифт. Дар китоб^ои ихтисосй ва дастурх,ои таълимй низ дойр ба нома, хусусиятхои он, мухтасар бошад х,ам, баъзе мулох,изах,о гуфта шудаанд. Мутаассифона, дар аксари тадкик;от^ое, ки дойр ба таърихи пайдоиш ва тахаввули нома ба миён
публитсистии нома баъзе мулох,изах,о баён шудаанд, ки дар мавридаш онро арзёбй хох,ем кард.
Хдмчунин ин муаллиф соли 2003 нашри дуввум ва нисбатан комили мукотибаи устод Садриддин Айнй ва Абулкосим Лохутиро бо сарсухани Мухдммад Осимй ба чоп расонд, ки дар шинохти номах,ои ин ду устоди адабиёти точик як кадам ба пеш буд. Дар сарсухани китоб дойр ба баъзе хусусиятх,ои номах,ои Айниву Лох,утй ишорах,ои муфид аст, ки поёнтар дар мавриди муносиб сари ин бахс бармегардем (45).
Дойр ба модияти баъзе номадои устод С. Айнй дар китоби Муадммадчони Шакурии Бухорой «Сарнавишти форси точикии Фароруд дар садаи бист» низ баъзе андешах,о ва тавзех,оти судманд х,аст, ки дар шинохти мох,ияти публитсистии се номаи устод Айнй сухани арзишманд аст (99, 31-32, 58-59, 60-61).
Нома хдмчун жанри накди адабй дар асари Ч,умъак;ул Хдмроев «Таърихи танкиди адабй» (93) ва як маколаи Ч,урахон Бакозода дар мисоли номахои хонандагон ба Сотим Улугзода (10) мавриди таджик; карор гирифтааст ва аз баъзе ч,ихдтх,о тамоюли публитсистии накди адабиро дар заминаи нома ошкор месозад.
Дар баъзе китоб^о ва рисоладое, ки аз таърихи матбуоти точик бах,с ба миён овардаанд, дойр ба нома ва хусусиятх,ои он ^амчун жанри публитсистй муло^изах,ое баён шудаанд. Аз чумла муаллифони китоби «Журналистикаи советии точик» А. Нуралиев, А. Саъдуллоев, И. Усмонов ва У. Гулмуродов мактубро хдмчун жанри публитсистй арзёбй карда, дойр ба хусусиятдои жанрй ва мох,ияти публитсистии он ичмолан сухан гуфтаанд. Дар ин китоб дойр ба навъ^ои нома, баъзе намуна^ои он, аз чумла «Мактуби кушоди устод С. Айнй ба П. То лис» ва «Мактуби кушод ба Д. Точиев» муло^изоти судманд баён шудааст (53,115-124).
Методологиям тадкикот. Бо максади амалй сохтани ин хадафхо истифодаи шаклхои хоси нома (бо аносири зиндагиномаи адиб); шарху тафсири илмй (генетикй) (дар рисола ба намунахои номахои таърихй истинод мешавад, мукоисавй (хангоми киёси талаботе, ки дар замонхои гуногун дар назди номанигор гузошта мешавад), хдмчунин дар вакти кдёси хусусиятхои номахои гуногун), оморй (хангоми хисоб номахои камистифода хамрох бо микдори умумии номахои тадкикщуда истифода мешавад), тахлилй (хангоми таджики бевоситаи номахо) корбаст мешаванд.
Навии тадкикот, пеш аз хама дар он аст, ки нома ва номанигорй, ба хусус хамчун жанри публитсистика хднуз ба дарачае, ки лозим аст, омухта нашудааст. Хдм дар адабиётшиносиву рузноманигории рус ва хамчунин точ;ик таджик ва муайян намудани хусусиятхои аслии он махалли таджики чанд соха-таърих, адабиётшиносй, забоншиносй ва гайра карор гирифтааст. Агар баъзе мушохддах,ои мухакди^они назарияи рузноманигории точ;икро истисно кунем, дар мачмуъ манзараи умумии ин намуди фаъолияти эчодй омухта нашудааст. Хусусиятхои хосси нома хам чу н жанри мустакили сохаи публитсистикаи рузноманигорй комилан омухта нашуда, омилхо ва василахои таъсир ва нуфузи он дар зехни омма хамчун воситаи ахбори омма аз назари пажух,ишгарон дур мондааст.
Арзиши назарии тадкикот. Дар рисола ба таври муназзам таърихи пайдоиш ва ташаккули нома хамчун жанри публитсистика тадкик, шуда, хусусиятхои асосии он дар контексти таърихй ва замонй муайян карда шудааст.
Ахамияти амалии тадкикот аввалан аз он иборат аст, ки дар
рисола кушиш ба харч; дода шудааст, ки нома дар мачмуъ хамчун
ходисаи адабию фархангй ва ич;тимой дар контексти вохид аз назар
гузаронида шавад, дигар ин ки дар хамин замина як катор
конуниятхои ташаккули ин жанр тахдил ва арзёбй шуда, хусусиятхои
il
Афзоиш ва тавсиаи диссиёти ичтимоию сиёсй, ки муаллифи номаи аввалро чадонхор кардааст ва муаллифи сониро ба поймардй дар роди дифзи шаъну шараф ва ору номус фаро хондааст, ифодагари руди публитсистй дар дар ду номаанд. Маънии публитсистй дар ин ду нома на факат ифода шудааст, балки андешадоро тадрик бахшида, шакли ифодаи маводро низ муайян кардааст, ки неруи аслии он дар маънй ва дадафи гоявй аст. Дар ин маврид метавон суханони зерини адабиётшиноси рус А. Бочаровро иктибос кард, ки модияти масъаларо садедтар ва дак;ик;тар тавзед медидад. Вай навиштааст, ки «публитсистикаи асил мисли чашма дар кадар, ки амик, бошад, дамон дарача фишори обаш зиёд аст. Фак;ат дар он чое ки чунин талабот ба тафсири фароянддои амики даётй ва ичтимой ба миён меояд, ба воситаи неруи маънавии муттадидсоз додисадои гуногуни ба дам зидди даёти чомеаро метавон пешгирй кард, ки публитсистикаи асил зоидаи дамин фароянд аст» (14,99).
Дар дар ду нома аломати мукотиботи шахсй вучуд дорад, ки худ ифодагари табиати публитсистии номадо мебошад.
Х,еч муносибати шахсие робитаи Темурро бо дукмрони Гелон Алии Киё пайванд намедод. Вале чавоби дандоншикани Алии Киё ба так;озои мудтавои номаи Темур сурат гирифтааст. Номаи Темур кдбл аз дама содиби номаро фош месозад. Ч,инояти уро дар дакди а^воми дигар аз забони худи у таъйид мекунад. Темур дар номааш аз куштордову горатгаридояш бо ифтихор сухан мегуяд. Вай аз турктозидояш дар мисоли Курдистону Шарвон ва Гурчистону Абхоз ба Алии Киё таъриф карда, аз чумла менависад: «Ва адволи вилоёти Хоразм ва Хуросон ва Табрез пушида набошад, ки ба чй навъ тарицаи мухолифат ва нифок варзиданд ва насидат кабул накарданд, окибатуламр мадчул ва макхур шуданд». Ва дар хотимаи ин дарфдо мак;оли зерро низ меоварад: «Подош ба чидати он чи амал мекарданд».