автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Хидуева, Зарема Абдулхаликовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Хидуева, Зарема Абдулхаликовна

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС КУМЫКСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ

§ 1. Эпистолярные истоки публицистики. 13

§ 2. Предисловие как публицистический жанр кумыкской литературы. 40

ГЛАВА 2. ВКЛАД КУМЫКСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ПУБЛИЦИСТИКУ

§ 1. Публицистическое наследие Нухая Батырмурзаева. 51

§ 2. Своеобразие публицистики Абусуфьяна Акаева. 67

ГЛАВА 3. ПУБЛИЦИСТИКА РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭПОХИ

§ 1. Публицистическая деятельность Темирболата Бейболатова. 90

§ 2. Развитие публицистики в творчестве

Зайналабида Батырмурзаева. 104

§ 3. Публицистика Уллубия Буйнакского и Джалалутдина Коркмасова. 121

§ 4. Литературно-общественное значение публицистики

Гайдара Бамматова. 135

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Хидуева, Зарема Абдулхаликовна

Публицистика (от латинского publicus - общественный) - вид литературы, освещающий актуальные вопросы политики и общественной жизни в периодической печати и отдельных изданиях. На обусловленность публицистики насущными вопросами общественной жизни указывал Н. Г. Чернышевский, писавший по этому поводу: «Отвлечённые истины могут быть уместны в учёном трактате, но слова публициста должны прежде всего сообразовываться с живыми потребностями известного общества в данную минуту»1. Главная функция публицистики - формирование общественного мнения и воздействие через него на сознание масс и общественную практику. А. М. Горький называл публицистику «социальной педагогикой»2.

Публицистика, по определению В. В. Учёновой, - «специфическая область общественно-политической творческой деятельности, преследующая цель актуального идеологического воздействия на общественное мнение, на сознание и поведение масс. Актуальное воздействие предполагает единство оперативности и социальной значимости публицистической информации. Это всегда политически и идеологически чётко ориентированное воздействие, имеющее целью реальный социально-преобразовательный эффект»3.

Е П. Прохоров выделяет публицистику в особый тип литературного творчества, «соединяющий в себе качества художественного отображения жизни и её научно-социологического исследования»4.

В популярных справочниках находим следующие определения: публицистика - это «род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Носит классовый и партийный характер;

1 Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений, т. 5. - М., 1950. - С. 647 - 648.

2 Горький М. О печати. -М.: Госполитиздат, 1962. - С. J 06, 117,300,301.

3 Учёнова В. В. У истоков публицистики. - М.: изд-во МГУ, 1989. - С. 4.

4 Прохоров Е. П. Публицистика наших дней - М.: Знание, 1983. - С. 16. играет важную политическую и идеологическую роль, влияя на деятельность социальных институтов, служа средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации»1; публицистика - это «вид литературы, посвященный обсуждению насущных социальных вопросов с целью прямого воздействия на общественное мнение»2.

Публицистика выражается во множестве литературных форм и жанров. К ним относятся: статья, корреспонденция, заметка, репортаж, хроника, очерк, фельетон, памфлет, отчёт, путевые заметки, интервью, рецензия, обзор печати, обозрение, комментарий, письмо, зарисовка, воззвание, прокламация, речь, доклад, беседа, этюд, эссе и другие.

В этих суждениях отмечены главные особенности публицистического вида творчества: его насыщенность общественно-политическим содержанием, острая злободневность, агитационность, адресованность широкой аудитории, практическое назначение, социально-педагогическая сущность. Эти и другие высказывания теоретиков публицистики являются важнейшим фактором, основой в осмыслении отдельных аспектов проблемы национальной публицистики.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью всестороннего теоретического осмысления генезиса и путей развития кумыкской публицистики, игравшей особую роль в литературе кумыков, специального исследования вклада в публицистику таких крупных деятелей, как Н. и 3. Батырмурзаевы, Абусуфьян, Т. Бейболатов, У. Буйнакский, Дж. Корк-масов и Г. Бамматов. Публицистика в истории кумыкской литературы выступает разведчиком социальных процессов и стремится найти оптимальные способы решения назревших проблем общественно-политической жизни и культурного развития Дагестана.

1 Советский энциклопедический словарь. - М., 1979. - С. 1092.

2 Словарь иностранных слов. - М., 1982. - С. 140.

В трудах дагестанских критиков и литературоведов проблема развития публицистики в кумыкской литературе не обойдена. Однако до настоящего времени нет специального монографического исследования, прослеживающего в комплексе историю становления и развития кумыкской публицистики. Поэтому представляется актуальным обращение к таким аспектам проблемы, как генезис, история формирования, эволюция кумыкской публицистики, а также её теоретическое осмысление на основе творческого наследия кумыкских просветителей и революционных демократов.

Актуальность данного исследования заключается ещё в том, что при изучении многих аспектов общественной жизни публицистические произведения как летопись современной истории, наравне с архивными материалами, служила и будет служить одним из важнейших источников отражения сложных общественных отношений.

Степень изученности. Специальные работы по всестороннему теоретическому осмыслению путей развития кумыкской публицистики практически отсутствуют. Правда, отдельные аспекты этой актуальной проблемы получили освещение в трудах, посвящённых вопросам периодической печати Дагестана, Ш. М. Магомедова, Дж. Н. Ахмедова, М. Д. Бутаева, Г. Ш. Каймара-зова, «Истории Дагестана» и др'.

О развитии публицистической мысли в годы революционных преобразований в Дагестане пишет К. И. Абуков. «Однако, - отмечает автор, - национальные литературы народностей Дагестана не способны были ещё охватить, художественно осмыслить калейдоскопическую смену событий, ответить на злободневные вопросы бурного, полного противоречиями времени.

1 Ахмедов Дж. Н. Периодическая печать Дагестана. 1900 - 1940 гг. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963;

Национальная печать Северного Кавказа 1917 - 1937 гг. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989;

Подвиг прессы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989;

Бутаев М. Д. Зеркало времени. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964;

Летопись революции. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971;

Приравнено к оружию. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975.

Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. - М.: «Наука», 1971. История Дагестана: В 4-х т. - М.: «Наука», 1967 - 1968.

Этот существенный пробел в какой-то мере старалась восполнить, компенсировать публицистика»1.

Характеризуя кумыкскую публицистику 1917 - 1918 годов, профессор А.-К. Ю. Абдуллатипов отмечает, что «.прогрессивная кумыкская публицистика периода Февральской, Октябрьской революций и гражданской войны, начавшая свой путь с осмысления общенациональных проблем национального освобождения, поднятия общего уровня народа путём его просвещения, создания очагов культуры и образования, изучения духовного наследия, фольклора и истории, создания профессионального театра, профессиональной музыки, новых литературных жанров, а также создания национальной печати постепенно перешла к осмыслению проблем социальной борьбы.»2.

Публицистическая поэзия освещена в литературоведческих работах исследователей кумыкской литературы. Г. Б. Мусаханова в своих «Очерках кумыкской дореволюционной литературы», исследуя жизнь и деятельность классиков кумыкской литературы Й. Казака, М.-Э. Османова, М. Алибекова, Н. и 3. Батырмурзаевых, выясняя особенности их художественного творчества, как рационалистичность суждений «склонность к обобщениям», «меткость и афористичность языка», подчёркивает и публицистическую остроту их произведений. Рассматривая поэзию 3. Батырмурзаева, исследователь верно утверждает их агитационно-публицистическую направленность. «Особенностями жанра стихов (агитационной публицистики), - пишет Г. Б. Мусаханова, - обусловлено их художественное своеобразие: наличие в них призывов и лозунгов, обращений, приподнятость и патетичность стиля»3.

Профессор 3. Н. Акавов в своей монографии «Нравственные истоки» исследует эпистолярное наследие Магомед-Эфенди Османова4. Поэтические

1 Абуков К. И. Выход на магистраль. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. - С. 31.

2 А.-К. Ю. Абдуллатипов. Формирование метода социалистического реализма в кумыкской литературе. — Махачкала: изд-во Даггосуниверситета, 1982. - С. 63.

3 Мусаханова Г. Б. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. - Махачкала: изд-во Дагфилиала АН СССР, 1959.

4 Акавов 3. Н. Нравственные истоки. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. послания М.-Э. Османова анализируются в сравнении с посланиями в стихах Йырчы Казака. Наиболее конкретная характеристика эпистолярной поэзии Й. Казака дана в другой книге 3. Н. Акавова «Диалог времён»1.

Публицистичность поэтических произведений Маная Алибекова отмечается в трудах Г. Б. Мусахановой, С. М. Алиева, А.-К. Ю. Абдуллатипова, 3. Н. Акавова и других. «М. Алибеков, - пишет доцент С. М. Алиев, - обогатил кумыкскую поэзию агитационной лирикой, поэтической пропагандой. Значение письменного слова он поднял на небывалую высоту»2. Верно и другое замечание исследователя, когда он пишет, что «публицистический очерк, статья должны были первыми разведать пласты народной жизни, довести до сознания масс политику партии, разъяснить народу пути развития культуры в настоящем, заглянуть в будущее и .осветить современную действительность»3.

Кандидатская диссертация Р. 3. Акавова «Поэзия Маная Алибекова и проблемы публицистики в кумыкской литературе начала XX века» является обобщающим исследованием в дагестанском литературоведении творчества Маная Алибекова, где впервые предпринимается попытка показать тенденциозный и полемический характер художественной публицистики поэта. «Проблемно-тематически М. Алибеков прочно связан с жизнью народа, его социальным положением, нуждами, заботами, благополучием - общественно-значимыми и актуальными проблемами современной жизни.

Способы, приёмы отражения, выражения разрабатываемых тем насквозь проникнуты тенденциозностью, духом полемики. М. Алибеков берёт на вооружение ораторское искусство, его стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность, свойственные художественной публицистике»4, -пишет Р. 3. Акавов.

Акавов 3. H. Диалог времён. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

2 Алиев С. М. Дорога в современность. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977.

3 Там же. - С. 137.

4 Акавов Р. 3. Поэзия Маная Алибекова и проблемы публицистики в кумыкской литературе начала XX века: Кандидатская диссертация. - Махачкала: ДГУ, 1998. - С. 79.

Современным осмыслением кумыкской публицистики начала минувшего века характеризуется монография кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника Института ЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН М. А. Гусейнова «Кумыкская проза начала XX века: проблема художественного стиля». В данном исследовании предпринята попытка рассмотрения художественно-стилевых особенностей кумыкской публицистики периода революции и гражданской войны на основе творчества Н. Батырмурзаева, А. Акаева, М.- М. Мавраева, 3. Батырмурзаева. Говоря о стилевых характерностях публицистики Зайналабида Батырмурзаева, автор пишет: «Анализируя его творчество, мы обращаем внимание на художественность, выразительность, эмоциональность, сочность языка его публикаций в национальных органах печати. Четко обозначающаяся идейность, агитационность, призыв-ность видятся характерными чертами стиля его статей, заметок. Активно используются им такие изобразительно-выразительные средства как инверсия, градация, парные эпитеты. Стилитическую функцию в публицистике редактора журнала «Тангчолпан»» и газеты «Ишчи халкъ» выполняют часто используемые графические знаки - тире, многоточия, восклицательные знаки»1.

Выступления в прессе представителей старшего поколения А. Акаева, Н. Батырмурзаева, М.-М. Мавраева «характеризуются основательностью, продуманностью суждений, неторопливой манерой письма. Религиозная символика, мусульманская образность предстают характерным стилевым свойством их публицистики»2, - отмечает М. А. Гусейнов.

Некоторые вопросы исследуемой проблемы нашли своё отражение и в монографиях С. X. Акбиева «Истоки» (Махачкала, Дагкнигоиздат, 1994), «Подвижники духа» (Махачкала, Дагкнигоиздат, 2000), А. Дациева «Нухай Батырмурзаев» (Махачкала, Дагкнигоиздат, 1967) и других.

1 Гусейнов М. А. Кумыкская проза начала XX века: проблема художественного стиля. - Махачкала, 2003. -С. 281.

1 Гусейнов М. А. Указ. раб. - С. 282.

Всё это свидетельствует о том, что кумыкская публицистика привлекала к себе внимание учёных республики. Между тем, назрела необходимость изучения проблемы развития кумыкской публицистики поэтапно-комплексно в специальных работах. В нашей работе предпринимается первая попытка изучить генезис публицистики в кумыкской литературе.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертации является осмысление путей и форм зарождения и развития публицистики как самостоятельного вида кумыкской литературы и раскрытие диссертационной темы в контексте исторического развития национальной литературы на материале произведений XVII - начала XX веков. Данная проблема рассматривается с учётом жанровых, композиционных и стилистических форм творчества кумыкских публицистов.

Достижению поставленной цели служит последовательное решение следующих задач:

- изложить в работе основные историко-литературные и социально-политические предпосылки формирования публицистики в кумыкской литературе.

- выявить национально-самобытные истоки кумыкской публицистики;

- показать формирование системы публицистических жанров;

- показать роль и значение публицистики в развитии кумыкской литературы;

- определить место кумыкской публицистики в литературной системе Дагестана;

- вскрыть признаки публицистики, публицистичности и тенденциозности в художественных произведениях;

- установить тематическую направленность кумыкской публицистики;

- выяснить, какими потребностями общественного развития вызвано это явление к жизни;

Следует отметить, что кумыкская публицистика исследуется нами в качестве сложной литературной системы с определяющими её качествами. При анализе произведений кумыкской литературы мы опирались на главные признаки публицистического процесса: суть идейно-политической концепции, выдвигаемой автором, её воплощение в тексте, способы оперативной переадресовки произведения массовой аудитории.

Научная новизна исследования. Комплексные научные исследования всей кумыкской публицистики отсутствуют. Диссертация является первым монографическим исследованием эволюции кумыкской публицистики. В ней на основе большого литературного материала определены пути выделения публицистики в особый вид кумыкской литературы, основные вехи её развития, а также общественно-политические основы этого процесса.

Кумыкская публицистика представлена не только как совокупность литературных произведений, а рассматривается и как носитель социальной информации, средство общественного воспитания, как фактор, способствующий регуляции общественных процессов, как вид общественно-политической деятельности. Наряду с этим доказывается, что публицистика может быть и художественной, и научной и выступать подсистемой политики.

В диссертации подвергается изучению публицистическое наследие Ну-хая Батырмурзаева, Абусуфьяна Акаева, Зайналабида Батырмурзаева, Темир-болата Бейболатова. Развитие эпистолярного жанра изучалось на основе поэтического творчества Иырчы Казака, Магомед-Эфенди Османова, Маная Алибекова. В данной работе подвергнута анализу публицистика революционных демократов Уллубия Буйнакского и Джалалутдина Коркмасова. В исследовании также определяется литературно-общественное значение публицистики Г. Бамматова. Богатое творческое наследие кумыкских деятелей культуры свидетельствует о том, что публицистика в национальной литературе развивалась в историко-хронологической последовательности.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Для решения поставленных задач мы опирались на ряд известных в области теории литературы и истории исследований. Теоретической основой диссертации послужили научные труды дагестанских литературоведов, критиков, философов, историков. Среди использованных материалов работы К. И. Абукова, С. М. Алиева, С. X. Акбиева, 3. Н. Акавова, Р. 3. Акавова, А.-К. Ю. Абдулла-типова, М. А. Гусейнова, Г. Б. Мусахановой, Дж. Н. Ахмедова, М. Д. Бутаева и других. Исторический аспект данной темы исследован в монографиях С. Ш. Гаджиевой, А. С. Акбиева и в учебных пособиях по истории Дагестана.

Предмет публицистики, специфика публицистических жанров, круг её основных теоретических проблем вскрыты в работах Е. П. Прохоровой, М. С. Черепахова, Е. И. Журбиной, В. В. Учёновой, В. М. Горохова, Н. И. Глушкова, М. М. Стюфляевой, В. И. Здоровеги и других.

Материалом исследования послужили архивные данные ЦГА РД, старопечатные арабографические книжные издания XIX - XX веков. Использованы также материалы периодической печати: журнала «Танг Чолпан», газет «Ишчи халкъ», «Джаридат Дагестан», «Мусават», «Заря Дагестана», «Ёл-даш» («Ленин ёлу»), «Дагестан». К анализу привлечены эпистолярная поэзия Й. Казака, М.-Э. Османова, М. Алибекова, публицистика А. Акаева, Н. Ба-тырмурзаева, 3. Батырмурзаева, Т. Бейболатова, Г. Бамматова, а также литературное творчество революционных демократов.

Теоретическая и практическая значимость. Исследование недостаточно изученного вида кумыкской литературы публицистики является решением актуальной литературоведческой проблемы. Теоретическая значимость квалификационной работы заключается в том, что положения и выводы по проблемам генезиса, исторической эволюции, жанровой специфики кумыкской публицистики могут быть использованы при научной разработке аналогичных проблем национальных литератур Дагестана, Северного Кавказа и других.

Основные положения и материал исследования могут быть использованы на практике при дальнейшей разработке истории кумыкской литературы и спецкурса по истории дагестанской журналистики.

Апробация материалов исследования. Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, на ежегодных (2000 - 2003) научных конференциях ДГПУ, а также изложены в трёх публикациях. Диссертация в целом была обсуждена на кафедре литературы ДГПУ.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе"

Заключение

Кумыкская публицистика представляет собой значительное общественное явление и является неотъемлемой частью дагестанской публицистики. Процесс исторического развития публицистики в кумыкской литературе представляет собой процесс постепенного её выделения из общего потока письменности и художественной литературы в особый вид национальной литературы и общественно-политической деятельности. Её содержание определено теми сложными и противоречивыми процессами, которыми сопровождается вся история кумыкского народа.

Истоки кумыкской публицистики идут от эпистолярного жанра. Литературным предшественником публицистических текстов в кумыкской литературе являются письма кизлярского комендантского архива. Письменные памятники архива, связанные с общественными событиями времени, задержались у рубежа публицистичности, так как не были рассчитаны на публицистическое воздействие.

Письмо приобретает функцию эпистолярного жанра кумыкской публицистики в стихах поэтов-просветителей Й. Казака, М.-Э. Османова, М. Алибекова, А. Акаева, Н. Батырмурзаева и других. Письма-послания в стихах Йырчы Казака, пронизанные обличительными и реалистическими мотивами, носили публицистический характер. И только в творчестве Магомед-Эфенди Османова письмо, предназначенное для публикации и тенденциозное по своему характеру, переросло в собственно публицистическое произведение. В последующем Манай Алибеков придал эпистолярному жанру пропагандистскую и агитационную направленность. Дальнейшее развитие эпистолярный жанр получает с появлением периодической печати в форме письма в газету.

Кумыкская публицистика в национальной среде зародилась с момента издания первых печатных книг. Старопечатные книжные издания XIX - XX веков наряду с художественными, научными, религиозными произведениями одновременно содержали в предисловиях и публицистические тексты. Предисловия старопечатных книг, являясь способом передачи социальной информации, в период отсутствия периодической печати способствовали распространению в обществе публицистических идей и формированию общественного мнения. Так, предисловие становится своеобразным публицистическим жанром кумыкской литературы.

Дагестанская публицистика на кумыкском языке получает плодотворное развитие в начале XX столетия. Как свидетельствует фактический материал, публицистика на этом этапе развивалась по различным направлениям: религиозно-проповедническому, просветительскому и революционно-демократическому.

Просветители-публицисты особую роль в общественном развитии отводили идее, слову, воспитанию и образованию. Борьба с отсталостью, феодально-патриархальной моралью, уродливыми явлениями реальной жизни, стремление приобщить свою нацию к передовой культуре русского и других народов, постановки вопросов семьи и быта и других определяли темы и идеи публицистических произведений кумыкских просветителей. Начав свою деятельность как просветители, публицисты Н. Батырмурзаев и А. Акаев постепенно переходят на революционно-демократические позиции. Так, публицистика кумыкских просветителей переросла в политическое оружие революционных демократов.

Публицистика как особая сфера общественно-политической деятельности возникла в кумыкской литературе на высокой ступени социального развития дагестанских народов. Произведения кумыкской литературы эпохи Средневековья бытовали в устной или рукописной формах. Только с ростом капиталистических отношений в крае появились современные способы распространения информации с помощью печатного слова. Переход устного слова в печать, на наш взгляд, исходное звено в самоопределении кумыкской публицистики.

Появление литотипографий в Дагестане сделало возможным массовое распространение текстов, а через них и распространение публицистических идей в обществе. Старопечатные книжные издания XIX - XX веков наряду с художественными, научными, религиозными произведениями одновременно содержали в предисловиях и публицистические тексты. Предисловия старопечатных книг, являясь способом передачи социальной информации, в период отсутствия периодической печати способствовали распространению в обществе публицистических идей и формированию общественного мнения. Так, предисловие становится своеобразным публицистическим жанром кумыкской литературы.

Дагестанская публицистика на кумыкском языке получает плодотворное развитие в начале XX столетия. Как свидетельствует фактический материал, публицистика на этом этапе развивалась по различным направлениям. Основными и наиболее действенными были: религиозно-проповедническое, просветительское и революционно-демократическое.

Кумыкские публицисты Н. Батырмурзаев, А. Акаев, Т. Бейболатов как представители общественно-политического движения, именуемого просветительством, особую роль в общественном развитии отводили идее, слову, воспитанию и образованию. Борьба с отсталостью, феодально-патриархальной моралью, уродливыми явлениями реальной жизни, стремление приобщить свою нацию к передовой культуре русского и других народов, постановки вопросов семьи и быта и других определяли темы и идеи публицистических произведений кумыкских просветителей. Просветители-публицисты обладали горячей верой в поступательность и прогрессивность общественного развития, были проникнуты враждой ко всему косному и реакционному. Они, вопреки установившейся традиции, были страстными пропагандистами эмансипации женщины-горянки, призывали видеть в ней личность, достойную всяческого уважения. Можно с уверенностью сказать, что просветительские идеи, возникнув в кумыкской литературе, способствовали зарождению качественно новых фактов и явлений в идеологической жизни народа, содействовали развитию кумыкской публицистики.

Термин «публицистика» в современном его понимании вошёл в кумыкскую литературу в начале XX века с момента появления печати в Дагестане. Одними из первых в среде кумыкских публицистов к печатному слову обращаются просветители, сознательно ориентируясь на массовое распространение текстов. Например, возможность распространения своих взглядов и убеждений посредством печатных изданий сразу осознали Нухай Батырмурзаев и Абусуфьян Акаев. С этой целью они занялись активной публицистической деятельностью. Так, публицистика кумыкских просветителей переросла в политическое орудие революционных демократов.

В период революционных преобразований к участию в политической и культурной жизни края приходят новые общественные силы - демократы, идёт формирование революционно-демократической идеологии, отражающей настроения народных масс. В соответствии с изменением содержания политики меняется и облик кумыкской публицистики. Из средства преимущественно социального общения она преобразуется в способ массового политического общения и вид политической деятельности. Публицистика начинает обращаться к широкому демократическому читателю, неся ему новое идейное содержание и новые литературные формы. В публицистических произведениях кумыкской литературы усиливаются интернациональные и патриотические мотивы.

Среди средств политической борьбы за массы, за формирование общественного мнения в целях побуждения к действию, кумыкская публицистика, распространявшаяся с помощью дагестанской периодической печати, становится нередко определяющей силой. Появление периодической печати было своеобразной революцией в развитии кумыкской публицистики. В августе 1917 года «Театрально-литературное общество мусульман Дагестана» стало выпускать журнал «Танг Чолпан», в апреле 1918 года военно-революционный комитет издавал газету «Ишчи халкъ». В 1922 году при содействии Дж. Коркмасова была создана газета «Ёлдаш». Завоевав периодические издания, кумыкская публицистика постепенно стала играть определяющую роль в оформлении их политического облика. Так, публицистика, испокон веков являясь инструментом политической деятельности, заняла плацдармы прессы и подчинила журналистику задачам политической деятельности. Прогрессивная кумыкская печать формировалась в острой борьбе с различного рода изданиями клерикально-реакционного направления.

Публицистика во многом способствовала развитию кумыкского литературного языка. Появление периодической печати поставил вопрос о создании литературного языка кумыков. В среде дагестанской интеллигенции началась горячая полемика по этому вопросу. Велась она и кумыкскими публицистами на страницах периодической печати. В период отсутствия газет и г журналов языковой вопрос также неоднократно поднимался мусульманскими реформаторами и просветителями на страницах старопечатных изданий.

Таким образом, этот вид творчества в кумыкской литературе расцветает особенно ярко в периоды резких социальных потрясений в Дагестане, в периоды революционных преобразований. Убедительное подтверждение тому -публицистическое творчество кумыкских революционных демократов: 3. Батырмурзаева, У. Буйнакского, С.-С. Казбекова, Дж. Коркмасова. В своих революционных проявлениях кумыкская публицистическая литература даёт плоды, которые становятся явлениями в истории дагестанской публицистики.

 

Список научной литературыХидуева, Зарема Абдулхаликовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абдуллатипов А.-К. Ю. Литература правды жизни. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1984, 127 с.

2. Абдуллатипов А.-К. Ю. Темирболат Бейболатов. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1995,288 с.

3. Абдуллатипов А.-К. Ю. Формирование исторических форм реализма в кумыкской литературе второй половины XIX века. Махачкала, изд-воДГУ, 1981, 104 с.

4. Абдуллатипов А.-К. Ю. Формирование метода социалистического реализма в кумыкской литературе. Махачкала, изд-во ДГУ, 1982, 79 с.

5. Абуков К. И. Выход на магистраль. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1976, 175 с.

6. Абуков К. И. За литературу воспитывающую. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1969, 62 с.

7. Акавов 3. Н. Акаев Абусуфьян. Литературный портрет.- Рукописный фонд ИИЯЛ ДНЦ РАН, 1970. Ф. 3. Оп. 5. Д. 186.

8. Акавов 3. Н. Диалог времён. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1996, 232 с.

9. Акавов 3. Н. Нравственные истоки. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1978, 94 с.

10. Акбиев С. X. Подвижники духа. Махачкала, Дагкнигоиздат, 2000, 352 с.

11. Акбиев С. X. Истоки. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1994, 112 с.

12. Алиев С. М. Дорога в современность. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1977, 143 с.

13. Ахмедов Д. Н. Национальная печать Северного Кавказа 1917-1937 гг. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1989, 136 с.

14. Ахмедов Д. Н. Периодическая печать Дагестана. 1900 1940.- Махачкала, Дагкнигоиздат,1963, 184 с.

15. Ахмедов Д. Н. Подвиг прессы.- Махачкала, Дагкнигоиздат, 1989, 110 с

16. Ахмедов С. X. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1996, 280 с.

17. Бойко К. Г. Репортаж в газете. М., 1964.

18. Борьба за упрочнение Советской власти в Дагестане. Под ред. Г. А. Аликберова. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1960.

19. Бутаев М. Д. «Правда» и Дагестан. Махачкала: Дагкигоиздат, 1967, 79 с.

20. Бутаев М. Д. Зеркало времени. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1964.

21. Бутаев М. Д. Летопись революции. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1971, 115 с.

22. Бутаев М. Д. Приравнено к оружию. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1975,208 с.

23. Герцен А. И. Полное собрание сочинений в 30-ти томах, т. 20. М.,

24. Горький М. О печати. М.: Госполитиздат, 1962, 367 с.

25. Гусейнов М. А. Кумыкская проза начала XX века: проблема художественного стиля. Махачкала, 2003, 285 с.

26. Дациев А. Нухай Батырмурзаев. Жизнь и творчество.- Махачкала, Дагкнигоиздат, 1967, 36 с.

27. История Дагестана: В 4-х т. М., «Наука», 1967.

28. Йырчи Казак классик дагестанской литературы. Сборник статей. Составители: С. М. Хайбуллаев, Г. Б. Мусаханова. - Махачкала, изд-во Дагестанского филиала АН СССР, ИИЯЛ, 1982, 148 с.

29. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана.- М., «Наука», 1971,474 с.

30. Кожевников В. Критика как компонент литературы.// Советская литературная критика: Вопросы теории и методологии. М., 1977.

31. Литературное и научное наследие Абусуфьяна Акаева. Сборник статей и материалов. Махачала, Даг. научный центр РАН, ИИЯЛ, 1992,178 с.

32. Мусаханова Г. Б. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. -Махачкала, изд-во Дагестанского филиала АН СССР, 1959,

33. Прохоров Е. П. Публицистика в жизни общества. М., изд-во МГУ, 1968,102 с.

34. Прохоров Е. П. Публицист и действительность. М., изд-во МГУ, 1973, 317с.

35. Прохоров Е. П. Публицистика наших дней. М.: Знание,1983, 62 с.

36. Прохоров Е. П. Эпистолярная публицистика. М., изд-во МГУ, 1966, 60 с.

37. Словарь иностранных слов. М., 1982.

38. Советский энциклопедический словарь. -М., 1979.

39. Тимофеева Л., Венгрова Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1968.

40. Учёнова В. В. Гнесеологические проблемы публицистики. М., изд-во МГУ, 1971,147 с.

41. Учёнова В. В. Публицистика и политика.- М., Политиздат, 1973, 232 с.

42. Учёнова В. В. У истоков публицистики.- М., изд-во МГУ, 1989, 211 с.

43. Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики. М., «Мысль», 1971, 191 с.

44. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений, т. 5.- М, 1950.1. ДИССЕРТАЦИИ.

45. Акаев А. Юз йыллыкъ тынч рузнама (Календарь на 100 лет). -Петровск, 1904.

46. Акаев А. Война не рождает сына. Ишчи халкъ, 1918, № 5.

47. Акаев А. Газета развлечение или нет. - Джаридат Дагестан, 1913, № 19.

48. Акаев А. ГЬазир дарман (Домашняя аптечка).- Темир-Хан-Шура, 1911.

49. Акаев А. Женщины. Танг Чолпан, 1918, № 10 - 11.

50. Акаев А. Зачем ушли, зачем пришли? «Ишчи халкъ», 1918, № 4.

51. Акаев А. Къылыкъ китап (Книга о нравственности).-Темир-Хан-Шура, 1914.

52. Акаев А. О наследовании. Джаридат Дагестан, 1913, № 15.

53. Акаев А. Об имамстве. «Ишчи халкъ», 1918, № 7.

54. Акаев А. Пайхамарны ёлу булан (Тропою пророка). На кумыкском языке. Составители Г.Оразаев, С.-М.Акбиев. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1993.

55. Акаев А. Правда о социалистах. Ишчи халкъ, 1918, № 3.

56. Акаев А. Проблема языка. Мусават. 1917, № 18 - 20, 22.

57. Акаев А. Продвижение вперёд залог будущего развития. - Джаридат Дагестан, 1913, № 15.

58. Акаев А. Сафинат ан-наджат. (Корабль спасения.) Темир-Хан-Шура, 1903.

59. Акаев А. Старый друг лучше. «Мусават», 1917, № 30.

60. Акаев А. Суал жаваб тажвид. (Вопросник.) Темир-Хан-Шура, 1913.

61. Акаев А. Таржамату гьал. Буйнакск, 1925.

62. Акаев А. Ташеккюр (письмо-благодарность). «Мусават», 1917, № 4.

63. Акаев А. Хороши русские папахи. Ишчи халкъ, 1918, № 8.

64. Акаев А. Школа и медресе. «Мусават», 1917, № 7.

65. Бамматов Г. Задачи текущего момента. Время, 1917,16 августа.

66. Бамматов Г. История высшего учебного заведения на Кавказе. «Заря Дагестана», 1912, № 5.

67. Бамматов Г. Кавказ и русская революция. Махачкала, фонд Шамиля, 2000.

68. Бамматов Г. О выборах в государственную думу в Дагестане. «Заря Дагестана», 1912, № 1.

69. Бамматов Г. Открытое письмо председателю Временного Кавказского революционного комитета Е. П. Гегечкори. Время, 1917, 20 сентября.

70. Бамматов Г. Речь на VI созыве всероссийского мусульманского съезда в Москве 6 мая 1917 года. Время, 1917, 31 мая.

71. Батырмурзаев 3. Взгляд на историю Дагестана. Танг Чолпан, 1917, №4.

72. Батырмурзаев 3. Дагестан в дни революции. Танг Чолпан, 1917, № 8.

73. Батырмурзаев 3. Исторические дни в Дагестане. Танг Чолпан, 1918, №9.

74. Батырмурзаев 3. Пиявки Ишчи халкъ, 1918, № 8.

75. Батырмурзаев 3. Почему не готовитесь? Танг Чолпан, 1917, № 1 - 2.

76. Батырмурзаев 3. Пролетарская революция и национальный вопрос. -Танг Чолпан, 1918, № 12.

77. Батырмурзаев 3. Родной язык. Танг Чолпан, 1917, № 1 - 2.

78. Батырмурзаев Н. Вопрос о языке. Танг Чолпан, 1917, № 5, 7.

79. Батырмурзаев Н. Гарун булан Зубайдат ва насипсиз Джанбике. (Гарун и Зубайдат, или несчастная Джатбике.) Махачкала, Дагкнигоиздат, 1965.

80. Батырмурзаев Н. Несколько слов литераторам. Танг Чолпан, 1917, №8.

81. Бейболатов Т. Шиърулар ва йырлар мажмуасы (Сборник песен и стихотворений). Буйнакск, Дагполитпросвет, 1926.

82. Бейболатов Т. Дагестан и открытие в нём ключей и артерий свободы. -«Дагестан», 1918, № 2.

83. Бейболатов Т. Из туринских мотивов. «Дагестан», 1918, № 8.

84. Бейболатов Т. К открытию вечерних художественных курсов в городе Темир-Хан-Шуре. «Дагестан», 1918, № 15.

85. Бейболатов Т. Ой, люли, ой, люли! Всё же они лишь нули. «Дагестан», 1918, № 3.

86. Бейболатов Т. Письмо воина-дагестанца. Танг Чолпан, 1917, № 6.

87. Бейболатов Т. Положение в стране (в течение недели). Танг Чолпан, 1917, №3

88. Бейболатов Т. Прибытие тела председателя Дагестанского Исполнительного комитета доктора Т. Б. Бамматова. «Дагестан», 1918, № 4.

89. Бейболатов Т. Три смерти и мучения вечности. «Дагестан», 1918, № 13, 15.

90. Бейболатов Т. Формируем ли будущие большевистские легионы или готовимся к избиению своих детей? «Дагестан», 1918, № 5.

91. Бейболатов Т. Эстетика духовная пища и музыка. - Танг Чолпан, 1917, № 13.

92. Буйнакский У. Политический мир. Танг Чолпан, 1917, № 4.

93. Буйнакский У. Что делается в Дагестане. Известия ВЦИК, 1918, № 238.

94. Дагестанские лирики. Л., «Советский писатель», 1961.

95. Йырчы Къазакъ. Заман гелир. (настанет время.) Махачкала, Дагкнигоиздат, 1980.

96. Коркмасов Дж. «Нельзя браться за дело революции грязными руками». Красный землероб, 1928, № 92.

97. Коркмасов Дж. За дальнейшее укрепление и социалистическое развитие ДССР. Социалистическое строительство Дагестана, 1931, № 9, с. 12-13.

98. Коркмасов Дж. Овладеть опытом Северо-Кавказского края. (Доклад на IX Вседагестанском съезде Советов. 1931 г.) Социалистическое строительство Дагестана, 1931, № 9, с. 16 - 19 .

99. Коркмасов Дж. Роль и значение печати в Дагестане.- Махачкала, 1926.

100. Коркмасов Дж. Семь лет борьбы и строительства. (Доклад на VI Вседагестанском съезде Советов). Махачкала, 1927.

101. Макаров Т. Татарская грамматика кавказского наречия. Тифлис, типография канцелярии наместника Кавказа, 1848.

102. Манай Алибекзаданы мажмуа асари. (Собрание сочинений Маная Алибекова.) Составитель М. Канбулатов.- Буйнакск, 1925.

103. Османов М.-Э. Дунья бизге иерир. (Мир поклонится нам.) Сборник прозы и поэзии. На кумыкском языке. Составитель 3. Н. Акавов. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1995.

104. Османов М.-Э. Насигьат охуйган яшгъа (Назидание учащемуся).-Казань, 1899.

105. Османов М.-Э. Ногайские и кумыкские тексты. Спб., 1883.

106. У. Д. Буйнакский: Сборник документов, материалов, воспоминаний. Составитель М. Магомедов. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1975.1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

107. ЦГА РД. Ф. 379. On. 1. Д. 357. л. 55.

108. ЦГА РД. Ф. 105. On. 1. Д. 5. Л. 1.

109. ЦГА РД. Ф. 105. On. 1. Д. 5. ЛЛ 2-3.

110. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. On. 1. Д. 305 (1). Л. 36.

111. ЦГА РД. Ф. 379. On. 1. Д. 569. Л. 155.

112. ЦГА РД. Ф. 379. On. 1. Д. 565. Л. 52.

113. ЦГА РД. Ф. 379. On. 1. Д. 595. Л. 74.

114. ЦГА РД. Ф. 379. On. 1. Д. 1198. ЛЛ. 126,136.

115. ЦГА РД. Ф. 379. On. 1. Д. 289. Л. 65.

116. ЦГА РД. Ф. 618. On. 1. Д. 3. ЛЛ. 3 4.

117. ЦГАРД.Ф. 8п.Оп.З.Д.241. Л. 8-10, 14.

118. ЦГА РД. Ф. 8 п. Оп. 3. Д. 239. ЛЛ. 37 38.

119. ЦГАРД.Ф. 1 п. On. 1. Д.685.ЛЛ. 19-23.

120. ЦГА РД. Ф. 1 п. On. 1. Д. 973, ЛЛ. 156- 157.

121. ЦГА РД. Ф. 1 п. On. 1. Д. 1368. Л. 84. 126. ЦГАРД.Ф. 175 р. Оп.З. Д. 71.