автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Платон и Данте в художественном мире Вячеслава Иванова
Текст диссертации на тему "Платон и Данте в художественном мире Вячеслава Иванова"
/г
/ - Х-
Омский государственный педагогический университет
На правах рукописи
Устинова Валерия Анатольевна
ПЛАТОН И ДАНТЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА
Специальность 10.01.01 - русская литература
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -доктор филологических наук профессор А.А.Асоян
Омск -1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................3
ГЛАВА 1.МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МОДЕЛИ МИРА ВЯЧ. ИВАНОВА...............9
1.1. МИРООБРАЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП В ПЛАТОНОВСКОЙ КОСМОЛОГИИ............................9
1.2. ПЛАТОНОВСКАЯ ПАРАДИГМА В МОДЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ ВЯЧ.ИВАНОВА....................36
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 1...................................................................................................................41
ГЛАВА 2. АНТИНОМИЯ СВОБОДЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ МИРОСОЗЕРЦАНИИ
ИВАНОВА......................................................................................................................................45
2.1. МИФОЛОГЕМА СВОБОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДАНТЕ И ВЯЧ. ИВАНОВА............................45
2.2. "ПЛАМЕНЕЮЩЕЕ СЕРДЦЕ" КАК СИМВОЛ РАЗРЕШЕНИЯ АНТИНОМИИ
СВОБОДЫ...........................................................................................................................................65
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 2.....................................................................................................................71
ГЛАВА 3. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ И НРАВСТВЕННЫЙ КОСМОС ВЯЧ. ИВАНОВА..............................73
3.1. НИСХОЖДЕНИЕ И ВОСХОЖДЕНИЕ КАК ВЕЧНЫЙ ПРИНЦИП МИРОТВОРЕНИЯ У ДАНТЕ И ВЯЧ.ИВАНОВА..................................................................................................................73
3.2. СВЕТ И ЦВЕТ КАК ФЕНОМЕН ПРЕКРАСНОГО В ПОЭТИЧЕСКОМ МИРЕ ИВАНОВА...............................................................................................................................................93
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 3....................................................................................................................102
ГЛАВА 4. ФИЛОСОФИЯ ОЗНАМЕНОВАТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ВЯЧ. ИВАНОВА.............105
4.1. ДВУЕДИНСТВО "ЗАБВЕНИЯ" И "ВОСПОМИНАНИЯ" У ДАНТЕ И ВЯЧ. ИВАНОВА............................................................................................................................................105
4.2. АФРОДИТА ПАНДЕМОС И АФРОДИТА УРАНИЯ..................................................................126
4.3. ДИАДА КУЛЬТУР - "ОРГАНИЧЕСКОЙ" И "КРИТИЧЕСКОЙ".............................................137
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 4....................................................................................................................144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................................................146
БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................................................153 - 167
ВВЕДЕНИЕ
Творчество выдающегося русского поэта и идеолога русского символизма Вячеслава Ивановича Иванова /1866-1949/ постепенно занимает подобающее место в литературоведческих штудиях и философских исследованиях. Возможно, это звучит как преувеличение, но знание литературного наследия Иванова для русской и мировой культуры настолько велико, что каждое обращение к творчеству поэта и литературного критика, мыслителя и историка культуры приобретает характер важного события как для мировой, так и отечественной науки. Это обстоятельство объясняется и невероятной сложностью богатейшего духовного содержания личности Вяч.Иванова, которого Андрей Белый назвал "экстрактом мировой культуры". Вероятно поэтому постижение его наследия подвигается чрезвычайно медленно, да и началось оно, по существу, совсем недавно. Достаточно сказать, что после десятилетий забвения и огульного критиканства первый сборник его стихов, изданный в малой серии Библиотеки поэта появился лишь в 1976 году. Собственно со вступительной статьи С.С. Аверинце-ва в книге "Стихотворения и поэмы" начинается возвращение Иванова к широкой читательской и ученой аудитории. С тех пор прошло более двадцати лет, но и ныне филологическая наука может немногое представить миру, чтобы явить Вяч.Иванова во всей его глубине и многогранной творческой деятельности.
Конечно, важнейшим событием в истории изучения поэта стало продолжающееся издание его собрания сочинений в шести томах под редакцией Д.В.Иванова и О.Дешарт в Брюссельском издательстве "Жизнь с Богом". Изданные четыре тома /1971-1987/ представили неоценимый свод поэтических, литературно-критических и философских текстов, прокомментированных теми, кто имел возможность непосредственного духовного общения с русским поэтом и прямого сотрудничества с ним в течении многих лет . Это несомненно подтолкнуло изучение творчества Вяч.Иванова, особенно в России. Среди первопроходцев, публикаторов исследователей поэта, раньше всех необходимо назвать А.В.Лаврова, С.С.Гречишкина, Н.В.Котрелева, И.В.Корецкую, Ю.К.Герасимова, И.Брагинскую, А.Ф.Лосева, И.П.Смирнова, М.М.Бахтина, М.Л.Гаспарова, З.Г.Минц и некоторых других. Их усилиями Вяч.Иванов стал
все очевиднее перемещаться с периферии отечественного литературоведения к центру. Крупнейшим явлением издательской практики стал том "Трагедий" Эсхила в переводе Вяч.Иванова (серия "Литературные памятники"), к которому были приложены уникальные труды поэта "Эллинская трагедия страдающего бога" и главы из книги "Дионис и прадионисийство". Огромное значение имел и тот факт, что эти публикации сопровождались компетентными статьями Д.В.Балашова, Н.В.Котрелева и Н.В. Брагинской.
В начале 1990-х годов вышло еще несколько изданий, в которых републико-вались труды Иванова дореволюционного и постреволюционного периода: "Литературная критика. Философия. Эстетика." - М., 1993, "Родное и Вселенское". - М., 1994 и, наконец, "Стихотворения. Поэмы. Трагедия" в 2-х книгах /СПб., 1995/. Параллельно появляется том "Нового литературного обозрения" № 10, посвященный творческой биографии поэта, а также книга "Вячеслав Иванов. Материалы и исследования". - М., 1996, подготовленная к печати ИМЛИ; она вобрала в себя работы как отечественных, так и зарубежных исследователей. К этому перечню необходимо добавить и биографическую книгу Лидии Ивановой "Воспоминания: Книга об отце" /М., 1992 / с богатым приложением, где опубликованы материалы о поэте Н.Бердяева, П.Муратова, Ф.Степуна, З.Гиппиус и других видных деятелей русской культуры.
В последние четверть века возрос интерес к Вяч.Иванову и за рубежом. Можно сказать, что это произошло вместе с осознанием неповторимого своеобразия культуры Серебряного века, его проблематики, опередившей подобные художественно-философские искания западно- европейской мысли на несколько десятилетий вперед и в то же время кровно связанной с кризисной ситуацией духовной жизни Европы начала XX века. Среди важнейших зарубежных изданий посвященных Вяч.Иванову нельзя не назвать книги А.Веста "Русский символизм: Вяч.Иванов и русская символистская эстетика" /Лондон, 1970, на англ. яз./, "Вяч. Иванов: поэт, критик, философ". Под редакцией Р.Джексона и Л.Нельсона /Нью-Хевн, 1986, на англ. яз./, М.Вахтеля "Русский символизм и литературная традиция Гете, Новалиса в поэтике Вяч.Иванова" /Медисон, 1994, на англ.яз./, монографию П.Дэвидсон "Вячеслав Иванов" /Нью-Иорк-Лондон, 1996, на англ. яз./. Но еще более убедительным свидетельством возросшего внимания к твор-
честву поэта стал симпозиум в 1981 г. Йельского университета, посвященный изучению литературного наследия Вяч.Иванова и ставший началом серии подобных научных акций в Риме/1983/, Павии/1986/, Гейдельберге/1989/ , Кар-тиньи/ близ Женевы, 1992/, Будапеште/1995/. Эти симпозиумы стали неопровержимым доказательством, что интерес к разносторонней художественной культурной деятельности Вяч.Иванова перестал быть спорадическим и обрел устойчивую научную традицию. Правда, диапозон ее настолько широк, что нетрудно заметить: исследованиям о Вяч.Иванове еще только предстоит необходимая специализация, отражающая связи русского поэта с мировой культурой и многогранный характер его гения. Кстати, об этом напоминает и монографическая статья В.Рудича "Вячеслав Иванов" в четвертом томе "Истории русской литературы", семитомное издание которой предпринято французским издательством "Файяр" /см. русское издание - "История русской литературы. XX века. Серебряный век. Под ред. Ж.Нива, Ильи Сермана и др. - М., 1987/. Автор статьи совершенно обоснованно отмечает, что особую актуальность, имеющую универсальный смысл, творчеству Вяч.Иванова придает "метафизический оптимизм" /с. 160./ . В первую очередь он обусловлен, как нам кажется, глубинными интенциями платоновского, дантовского и гетевского характера, заявившими о себе в поэти-ко-философских раздумьях "Вячеслава Великолепного".
Творчество Вяч.Иванова и вековые культурные традиции - это особая и малоизученная тема. Среди работ подобной проблематики первостепенные, на наш взгляд, статья С.Аверинцева "Вяч.Иванов и русская литературная традиция" / Связь времен. - М., 1994, вышеназванная книга М.Вахтеля, монографии П.Дэвидсон "Поэтическое воображение Вяч.Иванова" /Кембридж, 1989/ и А.Асояна "Данте и русская литература" /Свердловск, 1989/; Бобылевича-Брыся "Мотивы итальянской живописи эпохи Ренессанса в поэзии Вяч.Иванова" /статья на польском языке/ и немногие другие. К сожалению, всё ещё не нашла своего исследователя актуальнейшая для осмысления творчества поэта тема "Вяч.Иванов и Платон". Общих заявлений о платонизме лидера русского символизма и теоретика этого движения достаточно, но специальных исследований до сих пор нет. Между тем, Иванов не только подчеркивал платонический характер подлинного символизма, основанного на вере в Бога, считая, что любая боль-
шая культура является эманацией Памяти (см.об этом: История русской литературы. XX век. Серебряный век, с. 170), но и всё своё творчество рассматривал как анамнезис, где платоновская картина мира мыслилась истоком христианизированного космоса, к которому необходимо постоянное возвращение. Более того, он считал, что "Платоново определение путей любви" есть, по сути, "определение символизма" /Собр соч., т. 3., с.606/.
Актуальность дантовского творчества для русского поэта убедительно доказана исследованиями А.Асоян и П.Дэвидсон. Однако в коллизии "Данте -Вяч.Иванов" есть свой "платоновский " аспект, ибо, по авторитетному замечанию И.Н. Голенищева-Кутузова, дантовская космология, несомненно, ближе платоновскому космосу /Голенищев - Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. - М., 1971, с.82/. Для нашего исследования это чрезвычайно важно, так как мы склонны мыслить платоновский и дантовский контексты, применительно к Иванову, неотъемлемыми друг от друга. Иными словами, разговор о Данте, как поэте ознаменовательного искусства, необходимо предполагает речь о Платоне. Об этом косвенно высказывался сам Иванов. "Поскольку идеи Платона, -писал он, - суть res realissimae, вещи воистину, он требует от искусства столь близкого ознаменования этих вещей, при которых случайные признаки их отображения в физическом мире должны отпасть, как затемняющие правое зрение пелены, то есть требует символического реализма"/Две стихии в русском символизме/Ягодное и Вселенское. - М., 1994, с. 146/. Символическим реализмом Вяч.Иванов считал ознаменовательную поэзию Данте. Именно поэтому он говорил: "Итак, Данте - символист! Что же это значит в смысле самоопределения русской символической школы? Это значит, что мы упраздняем себя как шко-лу'УРодное и Вселенское, с. 196/. Платон - Данте - русский символизм рассматривались Вяч.Ивановым в единой эпистемологической парадигме.
Осмысление этой единой парадигмы является главной задачей диссертации. Собственно, в этом и заключается её оригинальность и научная ценность, ибо в работах А.Асояна и П.Дэвидсон изучение преемственности творчества Вяч.Иванова с поэзией Данте носит историко-литературный характер. В нашем же исследовании анализ поэтических, литературно-критических и философских текстов преследует, в сущности, не только литературоведческую, но и культуро-
логическую цель - выяснение той модели мира, структурное единство которой обеспечивает образно-духовную и смысловую связь поэтической философии Платона, Данте и Вяч.Иванова . Решение этой задачи обусловливает композицию диссертационной работы, где мирообразующий принцип платоновской космологии становиться отправным моментом для апробации единства мифо-поэтической Вселенной в поэзии Вяч.Иванова. Наша задача - уловить сквозную идею, или сквозной образ-символ его искусства. По нашему мнению, эта идея находит выражение в форме взаимообратно вращающихся сфер, олицетворяющих сознательное и подсознательное. Инверсия двух миров предполагает у Вяч.Иванова, - аналогично у Платона и Данте, - особую парадигму художественного творчества, где определяющими факторами творческого сознания оказываются дионисийское нисхождение и аполлоническое восхождение. Эта диада "нисхождение-восхождение" структурирует все мифологемы поэтического мира Иванова - мифологемы свободы, красоты, ознаменовательного искусства. Анализу их содержания посвящены вторая, третья и четвертая главы.
Что касается методологии всего диссертационного исследования, то в из-учениии творчества Вяч. Иванова мы исходим из современных научных воззрений, согласно которым "человеческое мышление и структура космоса параллельны друг другу" (Шафаревич И.Р. Пьер Ферма и развитие теории чисел ( Вопросы ИЕЕТ. - М., 1993, с. 40), а также представления, что именно символ способен указать на глубинные структуры поэтической Вселенной, именно символ дает возможность воспринимать художественный мир как органическую целостность. При этом откровения, привнесенные в миропонимание хоистиан-ством, не разрушают дохристианского значения символов, а лишь добавляют им новые смыслы. Нарялу с этими отправными принципами методологическим ориентиром служили размышления М.Бахтина в работе "К методологии гуманитарных наук". В этой статье М.Бахтин писал:"В какой мере можно раскрыть и прокомментировать смысл /образа или символа/? Только с помощью другого /изоморфного/ смысла /символа или образа/. Растворить его в понятиях невозможно. Роль комментирования. Может быть либо относительная рационализация смысла /обычный научный анализ/, либо углубление его с помощью других смыслов /философски-художественная интерпретация/. Углубление путём рас-
ширения "далёкого контекста" /Эстетика словесного творчества, с. 362/. В нашей диссертации актуализация "далеких контекстов" становится методологическим стержнем изучения творчества Вяч.Иванова.
ГЛАВА 1. МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МОДЕЛИ МИРА
ВЯЧ. ИВАНОВА.
"В глубине глубин, нами не досягаемой, все - мы - одна система вселенского кровообращения, питающая единое всечеловеческое сердце"
(Вячеслав Иванов)
1.1. МИРООБРАЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП В ПЛАТОНОВСКОЙ КОСМОЛОГИИ.
Поэзия Вяч.Иванова - это "оживление" древнего мифа, и в этой интенции необычайно важными были для него традиции Платона и Данте. В основе их мифологических представлений о жизни Вселенной лежат реальные астрономические феномены: прецессия, эклиптика, солнцестояния и равноденствия, ибо, отмечал А.Н.Чанышев, "античная философия возникла как часть астрономии, система рассуждений о небе, о Земле как части неба"/28;27/. При этом античный мир не знал границы между астрономией и астрологией, так как идея взаимосвязанности всего сущего была совершенно органичной для античного мироощущения. Следовательно, познание человеком космоса означало познание своего места и своей судьбы в божественном универсуме. Эта идея всеединства, столь значимая для Платона и Данте, оказалась определяющей для поэтической рефлексии Вяч.Иванова.
Поэтическая философия Вяч.Иванова зиждется на традиционном представлении о мире как звучащей гармонии. Подобную космическую модель мира мы находим у Платона и Данте, она восходит к пифагорейскому образу звучащей вселенской Лиры, звуки которой доступны только уху посвященных. Принцип звучания космической Лиры состоит в следующем: расстояния между планетами подчиняются гармоническому закону, при вращении каждая планетная сфера издаёт определенную ноту так, что возникает консонанс.
Это учение о музыке сфер приняли римляне, затем христианская церковь, в лоне которой оно развивалось до эпохи позднего средневековья. В средние века
существовало деление музыки на мировую, человеческую и музыку инструментов, причем две последние, которые могут чувственно восприниматься всеми людьми, являются лишь отражением мировой музыки (макрокосма) в душе человека - микрокосма: см. наш рис. 1.
О лире души, настраиваемой десницей бога, в стихотворении "Себя надменно не кори..." Иванов писал:
Будь слуха страж: твоя струна (Звал душу лирою Платон) Всегда ль равно напряжена И верен ли звучанья тон?
/13; 2, 160/.
"Звучания" человеческой души, по Платону, необходимо привести в консонанс со звучанием космоса, и это возможно лишь через постижение Души Космоса; подобные воззрения характерны и для Вяч. Иванова:
Искусство ангельской руки В целительном наитьи сна Так нагнетет твои колки, Чтобы не лопнула струна.
/13; 2, 160/.
С традициями Платона связано творчество Данте Алигьери. Проходя три круга потустороннего мира, он выверяет траекторию св